Детская соматика. Детские болезни: психосоматика. Самые частые психосоматические заболевания

9028

Психосоматика детских болезней: устранение неочевидных причин и лечение заболеваний.

Часто болеющий ребенок сегодня не редкость. Традиционно слабое физическое здоровье ребенка связывалось с плохой экологией, недостаточно развитой иммунной системой. В этом вопросе есть серьезное упущение, ведь, говоря о здоровье, нельзя учитывать только физическую сторону (здоровое тело), необходимо принимать во внимание и более тонкие материи (ментальные, эмоциональные, психологические).

Немного научной терминологии

Основоположник современной концепции стресса, канадский врач и ученый Ганс Селье одним из первых указал на связь между эмоциональным напряжением и болезнью. Он пришел к выводу, что страх, гнев и другие сильные чувства вызывают увеличение надпочечников за счет избыточного воздействия на них гормонов гипофиза.

Иными словами, сильный стресс и переживания приводят к тому, что мозг посылает сигналы в гипоталамус, гипофиз и надпочечники, чтобы эти железы начали выработку определенных гормонов. Надпочечники вырабатывают адреналин, который распространяется по всему телу. Если стресс недолгий, то выброс адреналина, как правило, приносит пользу. Но для нормальной жизнедеятельности телу необходимо определенное количество каждого гормона, которые должны находиться в равновесии. Нехватка или избыток определенного гормона приводит к негативным физическим последствиям и нарушению в работе внутренних органов.

Выброс адреналина в кровь сопровождается выделением еще одного гормона - кортизола. С течением времени избыточное содержание кортизола приводит к повышению уровня сахара и инсулина в крови, снижению иммунитета, усиленным накоплением жиров, истощением костной ткани и проч.

Доктор Н. Волкова полагает, что психологические расстройства становятся причиной 85 % заболеваний тела, в 15% случаев не удалось доказать прямую взаимосвязь, однако она, вероятнее всего, существует. «Дирижером» заболевания специалист считает именно психологические аспекты, тогда как внешние факторы (переохлаждение, инфекции) действуют лишь вторично. Т. е. в спокойном состоянии ваш иммунитет способен справиться с заболеванием, под воздействием стресса - нет.

С Н. Волковой соглашается с доктором А. Манегетти. В своей работе «Психосоматика» автор утверждает, что для победы над хронической (или часто возникающей) болезнью необходимо психологическое изменение.

У болезней детей также есть эта психологическая, подсознательная составляющая. Как же понять истинную причину болезни ребенка и помочь малышу?

Подавляющее большинство детских заболеваний связано с глазами, носом, ушами, кожей, горлом. Заболевания детей говорят о том, что они не могут в полной мере выразить своих чувств (из-за неумения это делать или родительского запрета). Болезни становятся следствием недостатка любви, внимания и заботы.

С момента рождения ребенок попадает в социальную среду со своим набором убеждений, верований. Однако малыш с рождения имеет свои верования. Ребенку придется приспособиться под окружающих его людей. Малыш должен понимать, что он имеет право выражать свои эмоции и чувства, даже если это не нравится взрослым, но он также должен понять, что у окружающих его людей есть свои дела, заботы, и они не могут посвящать ему все свое свободное время.

Практикующий психотерапевт, гомеопат, психолог В. В. Синельников в своей книге «Возлюби болезнь свою» обращает внимание на особенности детских болезней. Зачастую за недугом физическим скрываются глубокие эмоциональные переживания. Для победы над болезнью родителям и ребенку необходимо будет пройти серьезное психологическое изменение.

Дети на тонком энергетическом уровне связаны со своими родителями и детские болезни – это отражение взаимоотношений в семье. Ребенок чувствует напряжение в отношениях между близкими родственниками, даже если при нем никто не показывает неприязни друг к другу.

Каким же образом дети чувствуют состояние родителей. Еще немного теории.

Петрановская: "Очень грубо говоря, мозг можно разделить на "внешний" (кортикальный) - это наш разум ("обычный мозг") и "внутренний" - лимбическая система, которая отвечает за наши самые базовые, витальные потребности: пища, безопасность, голод, холод, любовь, блаженство, тепло, страх, эмоции. Он же регулирует иммунитет, артериальное давление, выбросы гормонов и вообще отвечает за связь психики с телом, а также ПРИВЯЗАННОСТЬ. Глубокая эмоциональная связь, существующая между ребенком и «его» взрослым, называется привязанностью.

В ситуации стресса внутренний мозг включает сигнал тревоги. Чем выше стресс, тем громче сигнал. Внешний мозг в этом случае просто «сносит», он теряет работоспособность, мы плохо соображаем. Характер стресса, кстати, может быть любой: и сильный испуг, и горе, и яркая влюбленность, и неожиданный выигрыш в лотерею разумности нам не прибавляют. Как говорят психологи, «аффект тормозит интеллект»".

Профессор Алан Шор исследовал большое количество научной литературы и совершил значимый вклад в развитие неврологии. Он подчеркивает, что рост клеток мозга - "следствие взаимодействия младенца с главным опекуном (чаще всего матерью)". Отношение к ребенку в первые два года жизни предопределяет возможность полноценного функционирования его мозга в будущем. ⁠Воспитание оказывает непосредственное влияние на функционирование генов ребенка.

Поэтому для правильного развития нервной системы и мозга младенца так важно спокойное состояние матери и окружающей обстановки.

С этой позиции нельзя не согласиться с утверждением, что дети отвечают за грехи своих родителей. Однако не стоит слепо корить себя в неправильном поведении, которое вызвало болезнь ребенка, тем более испытывать чувство ВИНЫ! Любой недуг малыша стоит расценивать как сигнал к его, либо вашему внутреннему изменению.

Если ребенок заболел, родители могут обратить внимание на взаимоотношения в семье, изменить их в лучшую сторону, совместными усилиями прийти к гармонии. Большинство современных родителей игнорируют подобные детские сигналы. Пытаются лечить малыша всевозможными лекарственными препаратами, забывая о комфортной психологической обстановке.

Ребенок гармонично сочетает в себе мужское (от отца) и женское (от матери) начало. В сознании маленького человека уже содержатся эмоции, чувства обоих родителей. Если эти мысли негативны, то они пагубно влияют на здоровье и развитие ребенка. Поэтому от отношений родителей в семье так же зависит физическое и психическое здоровье их ребенка (но не на 100%).

Часто физическими и психическими расстройствами ребенок «кричит» родителям о том, что ему некомфортно.

Так, в семье, где родители постоянно ругаются, у детей нередко возникают воспалительные заболевания ушей, бронхов, легких. Этими сигналами ребенок дает понять родителям, что ему важны спокойствие, гармония. Способны ли родители услышать маленького ребенка и понять его?

«Настраивать» ребенка на болезнь может и сама мать. У тех малышей, матери которых всерьез задумывались об аборте на самых ранних сроках, «включается» программа уничтожения, которая может проявляться в тяжелых формах привычных заболеваний.

На состояние ребенка также оказывает влияние беременность женщины, события которые с ней происходили в этот период, чувства и переживания.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что поведение и мысли родителей могут отражаться , «программировать» ребенка на определенные состояния. Излечиться от заболевания частично или полностью возможно осознав его истинные причины и трансформировав запускающие механизмы, разумеется если человек (ребенок) к этому готов.

Не стоит рассматривать болезни ребенка только как негативный опыт , зачастую это стимул к внутренним трансформациям ребенка, возможно и родителей, выход на новый уровень осознанности.

Эту точку зрения поддерживает и доктор О. Торсунов. Автор уникальных методик оздоровления, он уверен, что в семьях, в которых отсутствует гармония и взаимопонимание, дети часто болеют (жар, беспричинные крики, беспокойства, истерики).

Доктор Л. Вильма в книге «Психологические причины болезней» приводит обширный список детских заболеваний и психологических проблем, которые к ним приводят. Так:

  1. ангину у малышек до года провоцируют плохие взаимоотношения в семье;
  2. аллергию – гнев родителей, страх ребенка, что его не любят;
  3. причину астмы стоит искать в дефиците любви, постоянном подавлении чувств;
  4. частые головные боли возникают у детей, родители которых не могут разрешить возникшие разногласия;
  5. у детей, родители которых привыкли ссориться, громко выяснять отношения, нередко болит горло ;
  6. переживание ребенка за папу провоцирует недержание мочи ;
  7. насилие над психикой ребенка выливается в задержку умственного развития ;
  8. ребенок, которого постоянно стыдят, часто страдает заболеваниями ушей ;
  9. сутулость является проявлением чрезмерной власти матери;
  10. шизофрения может стать следствием навязчивых родительских идей.

Люби себя

Подробный анализ причин распространенных детских заболеваний приводит в своей книге «Твое тело говорит «Люби себя!» Лиз Бурбо. Детские болезни не появляются сами по себе. Зачастую они становятся следствием более глубоких внутренних переживаний.

  • Аденоиды. Опухание тканей носоглотки говорит о чувствительности ребенка. Такие дети, как правило, чувствуют проблемы семьи на самой начальной стадии. Часто они скрывают тревоги, не говорят о них родителям. На ментальном уровне ребенок чувствует себя нелюбимым, полагая, что все проблемы семьи из-за него. Луйза Хэй, автор книги «Исцели себя» советует поговорить с ребенком, объяснить ему, что он любимый, желанный.
  • Врожденные заболевания. Причиной врожденных заболеваний Лиз Бурбо называет нерешенные конфликты прошлой жизни. Ребенок, рождаясь на свет, приносит их с собой как напоминание. Родителям детей с врожденным заболеваниями не стоит винить себя, так как это был выбор ребенка. Детям с врожденными заболеваниями придется приспособиться к жизни, понять ограничения.
  • Наследственные болезни. Они говорят о том, что ребенку и взрослому, от которого «унаследовано» заболевание предстоит получить одинаковые уроки в жизни. Неприятие этого простого закона приводит к конфликту: ребенок винит родителя, родитель – ребенка. Наследственное заболевание нужно принять как возможность для духовного роста, а не для конфликта.
  • Заикание. Ребенок с заиканием боится высказывать свои потребности и желания, пугается властных людей. Ребенка важно научить не бояться высказывать свое мнение, нести ответственность за поступки.
  • Коклюш. Чаще всего от него страдают дети до 5 лет. Сильный кашель стоит рассматривать как еще один способ привлечения внимания. Чаще всего его используют малыши, которые чувствуют себя любимчиками в семье.
  • Рахит. Заболевание, характеризующееся отставанием в физическом развитии, недостатком витамина Д в организме. На ментальном уровне рахит говорит о недостатке внимания. Механизм прост: ребенку нужно быть в центре внимания, они принимает решение дольше оставаться маленьким и буквально «затормаживает» физическое развитие.
  • С ребенком нужно разговаривать, объяснять, что его любят и заботятся, но необходимо взрослеть и учится принимать самостоятельные решения.
  • Сомнамбулизм (хождения во сне). Встречается у детей с очень богатым воображением. Фантазия таких детей настолько богата, что порой они теряют грань между реальностью и сном (чаще всего при очень ярких, насыщенных событиями снах), что и сопровождается ночными хождениями. После утреннего пробуждения ребенок забывает о происходившем ночью
  • Энурез (ночное недержание мочи). Заболевание возникает у детей старше 3 лет, которые по физиологическим нормам уже должны контролировать свое тело. Ночное недержание объясняется чрезмерным напряжением и контролем в течение дня. Такие дети как правило боятся своего отца. Такого ребенка нужно чаще поддерживать, хвалить, со временем страх (как и заболевание) исчезнет.

Возможно, данная статья полностью перевернет ваше представление о детских болезнях и способах их лечения, однако не забывайте про принцип разумности. Многие ошибочно начинают полагать, что психосоматика отменяет медицинское лечение. Это не так, болезнь ребенка - это сигнал о том, что с ним происходит и это уже последствие проблемы. Любое заболевание - это совокупность множества факторов, в том числе и психологических, и не всегда мы можем проанализировать каких именно и в каких пропорциях. Иногда в наших силах изменить ситуацию или повлиять на нее, а иногда нет. Иногда болезнь нужно просто прожить или пережить. Что касается ребенка, он способен гармонично развиваться и расти в спокойной обстановке любви и заботы (не "идеально-вакумной", а просто спокойной в большинстве своем), в противном случае малыш будет справляться со стрессом всеми известными для него способами.

Итак, причиной психосоматических расстройств являются внутренние переживания, которые появляются по ряду причин.

1. Запрет на эмоции. Под эту категорию попадают прежде всего семьи, в которых : категорически запрещено плакать, грустить, громко радоваться и т. д. Особенно опасно сдерживание отрицательных эмоций. Разовое ограничение не приведет к возникновению заболеваний, а постоянный запрет вызовет у маленького человека непонимание своего состояния: грустно ему или нет, нравится ему это или вызывает недовольство. Ребенок перестает замечать не только свои чувства, но и особенности состояния. Организм в этом случае будет подавать сигналы тревоги. Нельзя запрещать эмоции - нужно учить детей правильно их проявлять.

2. Желание привлечь внимание к себе с помощью заболевания. нередко приводит к дефициту внимания к детям. Зачастую порцию внимания и заботы дети получают, когда заболевают, и тогда они разыгрывают симптомы заболеваний, чтобы привлечь внимание к себе. Но часто взаимосвязь «внимание - болезнь» появляется бессознательно. Известны случаи, когда дети заболевают при долгой разлуке с близким человеком. О таких случаях говорят, что ребенок так сильно скучал, что заболел. И в этом есть доля истины.

3. Тревожность. Не следует путать тревогу и . Тревога - это эпизодическое состояние, вызванное конкретными причинами и проявляющаяся волнением за близких. Тревожиться за сына, который задерживается с занятий в школе, нормально. Тревожность - это психологическая особенность человека, характеризующаяся склонностью переживать даже в тех ситуациях, когда этого не требуется. Тревога может проявляться в течение всего дня: как я дойду до школы (не опоздаю ли); вызовут ли на уроке; как я отвечу; не забуду ли текст; правильно ли решу задачу; какую отметку поставят; примут ли в игру; что скажут родители и т. д. Переживания преследуют ребенка весь день. Состояние тревожности съедает массу энергии. Организм пытается справиться с такой нагрузкой и переключает внимание с помощью заболевания, а иногда и просто не справляется.

4. Психологические проблемы: стрессы, депрессии. Психосоматика может проявиться у ребенка любого пола и возраста. Физическая болезнь может стать единственной возможностью организма уйти от переживаний и направить силы на конкретные проблемы. Бороться с очевидными причинами проще, чем распутать сложную цепочку переживаний, устранение причин которых невозможно. Часто болеют дети в конфликтных семьях и в семьях, где у родителей алкогольная зависимость.

Болезнь может быть вызвана потерей близких людей, длительной разлукой, разводом родителей. Заболеть можно и при расставании с домашними питомцами, любимыми вещами, при смене места жительства.

Стрессовые ситуации опасны тем, что они вызывают шквал переживаний и волнений, с которыми организм не способен справиться.

Как проявляются психосоматические расстройства

Психосоматические проблемы могут быть разовыми, а могут перерасти в хронические заболевания. Серьезные психосоматические расстройства возникают у следующей категории детей:

  • малообщительные, живущие в своем мире;
  • тревожные;
  • пессимисты;
  • дети, находящиеся под постоянным контролем взрослых;
  • дети, испытывающие дефицит внимания со стороны взрослых;
  • очень ранимые дети;
  • малоэмоциональные;
  • дети с завышенными требованиями к себе.

Психологические причины могут вызвать любое заболевание. Лечение заболеваний назначает врач. Но не лишним будет проанализировать связь между появлением определенных симптомов с новой жизненной ситуацией, событием или психоэмоциональными факторами. В этом случае вероятность быстрого выздоровления возрастает, а риск повторного заболевания снижается.

Мы начали разговор с истории о маленькой Катеньке и ее пустышке, где врач определил психосоматику, исходя из ключевых факторов:

  1. Расставание с близкими людьми, смена места пребывания.
  2. Потеря любимой вещи, которая долгое время была частью жизни маленького ребенка.
  3. Невозможность проявления эмоций.

Возможно, если бы ребенку было позволено поскучать и поплакать, а разлука компенсировалась положительными эмоциями, болезни бы не было.

«Все болезни от нервов» - утверждение, не лишенное большой доли правды. Наверняка, Вы замечали, что оптимистично настроенные люди реже болеют?

Связь эмоционального состояния и здоровья давно доказана. И ее же можно наблюдать не только у взрослых, но и у детей.

Однако слишком часто детская психосоматика становится тем фактором, на который «списывают» болезненность ребенка и самые разные проблемы со здоровьем. Но нельзя и впадать в другую крайность, говоря, что связи между психикой и телом не существует.

сайт расскажет правду о связи детских болезней и проблем в отношениях с членами семьи.

Дети болеют в ответ на проблемы: правда о детской психосоматике

Детская психосоматика - это то, что реально существует. Но нельзя списывать болезненность малыша исключительно на семейные проблемы.

Частой «невидной» причиной детских болезней является низкий иммунитет. В этом случае организм становится восприимчивым к негативным внешним факторам - вирусам, плохой погоде, некачественному питанию и т.п.

То есть полностью здоровый ребенок замерзнет и не заболеет, а малыш с ослабленной иммунной системой - точно «подхватит» простуду. При этом второй ребенок может жить во вполне благополучной семье, а первый - с конфликтными родителями.

Какой вывод из этого следует? Иногда болезнь - это просто болезнь.

Большая часть детских болезней не имеет под собой психосоматической базы. Прежде всего, проанализируйте здоровье ребенка, тщательно обследуйте его у врача. Основной проблемой частых болезней в детском возрасте является сниженный иммунитет.

Обстановка в семье: насколько глубоко работает детская психосоматика

Это утверждение является правдой отчасти. Часть детских заболеваний действительно может быть реакцией на отношения между членами семьи. При этом ребенок реагирует как на явные конфликты, так и на те, которые от него скрывают.

Но нельзя утверждать, что если здоровый ребенок, то точно живет в идеальной семье. Дело в том, что некоторые дети более устойчивы к стрессам, нежели другие. Поэтому и переносят негативную информацию они без видимых последствий.

А бывает другая ситуация - в семье вроде бы все хорошо, но ребенок «не вылезает» из болезней.

Детская психосоматика и отношения с мамой тесно связаны, если говорить о детях до трех лет. В этом случае ребенок еще не отделяет себя от мамы, поэтому чутко реагирует на все изменения в ее поведении.


Психосоматические причины детский болезней: правда или миф

Конечно, нельзя любые заболевания ребенка списывать на психосоматику. Специалисты составили список заболеваний, причиной которых могут быть психологические проблемы.

Однако в этом случае речь идет о частых болезнях, возникающих буквально на «ровном месте», без веских на то причин.

Если Ваш ребенок регулярно страдает от следующих заболеваний, следует обратить внимание на более глубинные причины:

1. Аллергия - она может быть вызвана раздражением, которое ребенок испытывает, но не может выразить или уйти от источника своей проблемы.

2. Анемия - ею страдают дети, неуверенные в себе и собственных силах, испытывающих дефицит положительных эмоций.

3. ОРВИ - частые простуды могут оказаться следствием ощущения ребенком вины за то, что он не оправдывает ожиданий родителей.

4. Коньюктивит - ребенок буквально не хочет видеть то, что его окружает.

5. Аденоидит - говорит об ощущении ненужности.

6. Тонзиллит - появляется у детей, которые не могут проявить себя или высказать свое мнение.

Конечно, все эти болезни нужно лечить под присмотром соответствующего врача, а не списывать все исключительно на психосоматику, ища поддержки лишь у психолога.

Детская психосоматика проявляется в ряде заболеваний, которые повторяются у малыша с «завидной» регулярностью. Единичный случай - не показатель, а вот если малыш болеет очень часто - это повод проанализировать семейные отношения и поведение Вашего чада.

Детская психосоматика - это один из способов реагирования ребенка на то, что не устраивает его в окружающем мире.

Однако все болезни объяснить зависимостью состояния психики от физического здоровья тела нельзя. Чаще всего «уходом в болезнь» на внутрисемейные проблемы реагируют дети возрастом до трех лет. В этот период они очень сильно связаны с мамой и чутко реагируют на изменения в ее состоянии.

Также, не все дети «заболевают» в ответ на трудности в семье. Стрессоустойчивые малыши могут не реагировать на частые конфликты, а чувствительный ребенок остро переживает даже самые незначительные изменения в любой семье.

Чтобы отличить обычную болезнь от психосоматической, обратите внимание на три фактора: частота повторений болезни, слишком быстрое выздоровление или наоборот, а также возраст ребенка.

Вам может быть интересно: как работать с недостатками своей внешности? Смотрите видео.

Расхожая фраза «все болезни от нервов» не так далека от истины. Во всяком случае, была выявлена прямая связь между психологическими расстройствами и возникновением таких заболеваний, как астма, синдром раздраженного кишечника, вегетососудистая дистония и некоторых других. Телесные недуги, идущие «от нервов», выделяют в отдельную группу психосоматических болезненных состояний.

Что такое «психосоматика», как ее распознать и как справиться с такими заболеваниями - на вопросы родителей отвечает сайт.


Слово «психосоматика» образовано от сочетания двух слов греческого происхождения - «psycho», означающего душу и «soma» - тело. Психосоматическими заболеваниями принято называть состояния и симптомы, возникшие в результате психологических травм, негативных эмоций, стрессами. Все перечисленные состояния способствуют угнетению защитных функций организма и развитию болезни при имеющейся предрасположенности. Дети в этом смысле - не исключение.


По данным исследователей, от нервно-психических расстройств страдают примерно 80 % детей развитых стран с любым заболеванием в анамнезе, а психосоматические расстройства отмечаются у 40 % детей и 70 % подростков.

Причины психосоматических заболеваний

Согласно психологу Лесли ЛеКрон, можно выделить следующие причины психосоматической симптоматики:

Внутренний конфликт , вызванный борьбой между двумя противоположными стремлениями, между подсознательными склонностями и внешними требованиями, ожиданиями окружающих.

Мотивация к болезни - ребенок заболевает тогда, когда получает определенную «выгоду» от своего состояния. Например, получает освобождение от школы в связи с недомоганием. При этом, физические симптомы вполне реальны, их ни в коем случае нельзя считать симуляцией.

Отождествление - определенная симптоматика может развиться у ребенка, имеющего перед глазами живой пример заболевания и при сильной эмоциональной связи с больным человеком.

Самовнушение - симптомы появляются у человека, психологически настроенного на болезнь и принимающего идею о собственном физическом недуге как случившийся факт, не подвергая ее сомнению и анализу. Симптомы могут быть так же внушены извне, близкими людьми, которым заболевший доверяет безоговорочно.

Самонаказание - психосоматика возникает на почве имеющегося чувства вины, в качестве кары за реальный или воображаемый проступок.

Психосоматические заболевания у детей и подростков: таблица

В таблице приведены самые распространенные детские заболевания, которые классифицируются как соматические, и их психологические причины.

Заболевание Психологическая причина

Аллергические реакции

Попытка привлечь к себе внимание, противоречия, невысказанные эмоции, страх и гнев, неприятие кого-либо или чего-либо (от людей до жизненной ситуации), неверные родительские установки

Одышка, астматические приступы

Внутренний конфликт в результате несовпадения потребностей личности и реальных возможностей, родительская гиперопека , самонаказание, подавление эмоций, чрезмерная совестливость

Ангина

Невысказанные чувства, подавление личности, ощущение себя в качестве жертвы

Носовые кровотечения
Сдерживание эмоций, излишний самоконтроль на фоне обиды, недостаток родительской любви

Насморк

Проблемы с социальной адаптацией, попытка дистанцироваться от окружающих

Вирусные инфекции и повышение температуры

Подавляемые негативные эмоции, отсутствие радостных моментов в жизни

Неврозы (обгрызание ногтей, тики, энурез и т. д.)

Высокий эмоциональный накал, давление со стороны окружающих, недостаток родительской любви

Головные боли

Неприятие себя, чувство вины и подсознательное стремление быть наказанным

Заболевания пищеварительного тракта (гастрит, расстройство кишечника и т. д.)

Самокопание, стремление к несбыточным результатам, разочарование в ожиданиях, перманентное беспокойство, неопределенность, общение с людьми, вызывающими отвращение

Кариес

Нерешительность, застенчивость , тревожный тип личности

Печень и почки

Неосознаваемая депрессия, сопротивление любым переменам, склонность к самообману, недоверие к окружающим, длительно подавляемое чувство гнева

Кожные заболевания

Несогласие с собой, внутренний разлад, нетерпеливость, зависимость от чужого мнения, низкая самооценка

Проблемы с суставами

Неуверенность и неудовлетворенность собой, пассивно-агрессивное отношение к окружающим, подавление обиды, несправедливое отношение родителей (реальное или надуманное)

Плохой сон

Сильное эмоциональное напряжение, навязчивые мысли, чувство обделенности, нестабильная ситуация в семье, страх

Лишний вес

Отказ от собственных потребностей в угоду окружающим, стремление к саморазрушению, следствие пережитого унижения и ощущение беззащитности


Как лечить психосоматические заболевания у детей и подростков?

Психосоматику начинают «подозревать», когда по результатам медицинских обследований не удается обнаружить физиологическую причину соматического (телесного) заболевания. В таком случае врачи склоняются к выводу, что недуг вызван психическими расстройствами и деструктивных эмоциональными переживаниями - гневом, депрессией, чувством вины. При выборе метода лечения нужно учитывать, что у психосоматических заболеваний всегда присутствует две составляющие: физиологическая и психологическая. И врачевать следует обе.

Что делать родителям ребенка, страдающего психосоматическим заболеванием? Прежде всего, наладить эмоциональный фон в семье. Исключить воздействие на ребенка стрессогенных факторов, возможно, чуть понизить свои требования к чаду, стать более внимательным и чутким родителей. Если не справляетесь - идите к психологу . Велика вероятность, что психологическая помощь позволит ребенку избавиться от хронических заболеваний уже в ближайшем будущем. И не забывайте о положительных эмоциях - даже самые простые и доступные радости способны прогнать прочь многие болезни, обладая, в том числе, омолаживающим воздействием на организм.

Здоровья вам и вашим детям!

«У дочери с пяти лет герпес, – рассказывает Жанна. – За три года мы обращались к разным специалистам, принимали ацикловир, кортизон, витамины. Помогало ненадолго. Тогда один врач рекомендовал поговорить с психологом».

Проблем, c которыми не справляются педиатры, немало. Астма, кожные заболевания, нарушения сердечного ритма, необъяснимые боли в животе... По разным оценкам, от 40 до 60% детских заболеваний могут считаться психосоматическими (когда психологическая трудность проявляется в виде телесного симптома). Но к специалисту по психосоматике врачи направляют детей редко. Инициатива скорее исходит от родителей.

«Чаще ко мне обращаются из-за проблем с поведением: замкнутость, агрессивность, плохая успеваемость, – делится детский психоаналитический терапевт Наталия Зуева. – Позже может выясниться, что у ребенка есть и другие симптомы, например сыпь или энурез».

Разговор без слов

Язык телесных проявлений для детей очень важен. С самого первого дня жизни ребенок общается с родителями и, не владея речью, использует как средство общения тело. «Высказываниями» ребенка могут быть кожные высыпания, крик, срыгивания или рвота, бессонница, жесты.

«Мать умеет понимать их смысл, слышит их, как речь, обращенную к ней, и реагирует на важность сообщенной ей информации», – считал детский психоаналитик Дональд Винникотт. Мать знает, из-за чего ребенок плачет: беспокоят ли его мокрые пеленки, голод или жажда, или ему хочется пообщаться со взрослым, ощутить его присутствие и тепло. Но иногда женщина слишком устала или встревожена, чтобы вникать в оттенки «речи» своего младенца, и его нужды остаются нераспознанными.

Бесконечные простуды и ОРВИ могут означать «мне не нравится в детском саду, я туда не хочу»

«Бывает, что мать привычно дает заплакавшему ребенку грудь, – продолжает Наталия Зуева. – И когда он отворачивается, поскольку не голоден, она сердится, потому что не понимает, чего же он хочет. Ребенок тоже сердится, потому что чувствует себя непонятым». Так возникает провал коммуникации. В ближайшем будущем взаимопонимание матери и младенца восстановится, но моменты нераспознанных потребностей могут повторяться, создавая предпосылки для возникновения проблем.

Отсутствие понимающего общения приводит к тому, что посредством собственного тела ребенок выдает более «громкие» сигналы. Цель все та же – быть услышанным. Многие дети реагируют заболеваниями на появление в их жизни детского сада.

«Бесконечные простуды и ОРВИ могут означать «мне не нравится в детском саду, я туда не хочу», – замечает Наталия Зуева. – По какой-то причине ребенок не решается сказать это словами и говорит иначе».

Смысл симптомов

Понимать свои желания ребенок учится у родителей. «Разговаривая с ребенком, мать создает пространство для его переживаний и помогает ему узнавать и называть эти переживания», – объясняет Наталия Зуева. Он понимает и осознает себя в той мере, в какой его научили этому родители. Если же они были на это неспособны, то в его распоряжении остается бессловесный способ коммуникации – при помощи симптомов.

Кожа может выражать состояние детей, писала детский психоаналитик Франсуаза Дольто:

«Экзема может означать желание перемен.

Шелушение кожи и неприятие чего-либо означают недостаток чего-либо необходимого.

Астения может проявиться у ребенка, которого покинула мать и он перестал ощущать ее запах».

Психоаналитик Диран Донабедьян, директор детского отделения в Институте психосоматики в Париже, делится показательными случаями из своей практики. Например, у маленького мальчика были постоянные боли в животе: так выражалась его неразрывная эмоциональная связь с матерью.

16-летняя девушка стала страдать эпилептическими припадками. В грудном возрасте у нее наблюдались судороги при плаче, потеря сознания и остановка дыхания после приступов слез и гнева, но они не представляли серьезной угрозы и хорошо поддавались лечению. Первый эпилептический припадок с ней случился в девять лет, в год, когда расстались ее родители. После этого долгое время ничего не происходило, но недавно случилось три припадка с интервалом в несколько недель.

В ходе сеансов с Дираном Донабедьяном выяснилось, что эти припадки были вызваны эмоциональным перенапряжением из-за влюбленности. Девушка репетировала роль Изольды в театральной пьесе и без памяти влюбилась в своего партнера, но не решалась ему в этом признаться. Расставание родителей научило ее, что любовные истории плохо кончаются. Да и история рыцаря и его возлюбленной была неутешительна.

Осознание вытесненного

«У каждого из нас может быть психосоматическое заболевание, – утверждает психоаналитик. – У взрослых оно чаще всего накладывается на переживания, связанные с утратой близкого человека или расставанием. Психосоматическое заболевание возникает как следствие «вытеснения из сознания». Утрата вызывает такой риск разрушения психики, что наши импульсы, которыми сопровождается утрата, не выражаются в ощущении грусти, вины или гнева, а ошибочно перенаправляются в тело».

И ребенка поражает эпилептический припадок, сильнейшая крапивница, всеохватывающий псориаз… «Не все детские болезни психосоматические, – уточняет Диран Донабедьян. – Но если они трудно излечиваются, нужно обратиться к истории ребенка, чтобы увеличить его шансы на выздоровление».

Психологическое наблюдение не заменяет лечения, а становится дополнением к нему

Психологическое наблюдение не заменяет лечения, а становится дополнением к нему: ребенок с хронической астмой продолжает принимать препарат, назначенный врачом. Опираясь на игру, рисунки и сказки для самых маленьких, на словесную работу и психодраму для более старших, специалисты стараются помочь ребенку восстановить целостность, соединив его телесные переживания со словами, которые придают им смысл.

Работа в среднем продолжается два-три года и не прекращается с исчезновением симптомов: известно, что они могут просто поменять место проявления. Хотя дочь Жанны и не избавилась от вируса герпеса, у нее уже два года не было высыпаний.

Возможно, наступит время, когда педиатры и психологи всерьез объединят усилия, чтобы учитывать при диагностике и лечении болезней особенности личности ребенка и его окружения.

Статьи по теме