Презентации по стоматологии детского возраста и профилактике стом. заболеваний. Презентация на тему "факторы риска возникновения кариеса " Особенности санационных мероприятий

LOGO 9 ФЕВРАЛЯ 2011г. Международный День стоматолога Стоматологические заболевания Это группа заболеваний органов полости рта, зубов, десен. Наиболее распространенное заболевание зубов – это кариес. Не леченный кариес опасен осложнениями (пульпитом, периодонтитом). К стоматологическим заболеваниям относится также заболевания пародонта (гингивиты, пародонтиты, пародонтоз), некариозные поражения зубов (флюороз и т.д.) ФАКТЫ В России в 88% случаев у 6-летних, а в 85,7% у 15-летних детей имеются признаки заболеваний пародонта: кровоточивость десен, зубной камень К 35-44 годам и 65 годам и старше у всех обследованных (89,5 - 99,5%) выявляются более тяжелые поражения пародонта, с наличием зубного камня и пародонтальных карманов различной глубины. Наиболее высокие показатели нуждаемости в санации отмечены в возрастной группе детей 6 лет, а также среди взрослого населения (3544 года и 65 лет и старше). В Волгоградской области распространенность кариеса у детей составляет 88%. У взрослого населения поражаемость кариесом достигает 100%. КАРИЕС ЗУБОВ Кариес - заболевание твердых тканей зуба, выражающееся в последовательном его разрушении (эмали, дентина, цемента), с образованием полости. В зависимости от степени поражения различают неосложненный и осложненный кариес (пульпит и периодонтит) Кариес молочных зубов: поражение зубных зачатков Первичной причиной возникновения раннего кариеса может быть поражение зубных зачатков еще во внутриутробном периоде, произошедшее из-за перенесенных матерью заболеваний во время беременности (а также в результате приема в этот период некоторых лекарственных препаратов). Это могут быть острые инфекционные заболевания, токсикозы (особенно поздние), стрессы, интоксикации (плохая экология, профессиональная вредность, вредные привычки). Одним из факторов, провоцирующих кариес у будущего ребенка, могут быть частые роды (с перерывом менее 2-х лет.) Возникновению кариеса могут способствовать также недоношенность плода, тяжелые роды, искусственное вскармливание, болезни желудочно-кишечного тракта. Кариес молочных зубов: углеводы В дальнейшем кариес молочных зубов может возникнуть у ребенка, если его кормят большим количеством углеводов. Природа кариеса тесно связана с наличием во рту большого количества патогенных микроорганизмов (бактерий), активно размножающихся в углеводной среде. В результате жизнедеятельности микроорганизмов (ферментативной переработки углеводов) образуются органические кислоты, вызывающие деминерализацию эмали. Поэтому стоматологи рекомендуют заменять сахаросодержащие продукты на пищу, содержащую ксилит (клубника, лук, морковь). Кариес зубов: недостаток фторидов Возникновению кариеса способствует недостаток фторидов (соединений фтора). Фториды поступают в организм с водой, продуктами. Фториды являются потенциальным фактором защиты от кариеса, поскольку подавляют активность ферментов, участвующих в образовании органических кислот. При этом введение фторидов внутрь более эффективно, чем местное применение фторсодержащих препаратов. Однако необходимо учитывать, что фториды в избыточных концентрациях токсичны, вызывают флюороз, заболевания желудочно-кишечного тракта, почек. Оптимальной считается доза фторидов приблизительно 0,1 мг на 1 кг массы тела в день. Существует мнение, что на степень поражения кариесом зубов у детей первых лет жизни влияют возраст и состояние здоровья матери, сезонные особенности, срок рождения ребенка. Например, обнаружено, что чем старше мать, тем меньше риск кариеса у ребенка. Чаще болеют кариесом дети, рожденные весной. Кариес молочных зубов: грудное вскармливание Увеличение продолжительности грудного вскармливания (до 12 месяцев и более) положительно влияет на здоровье зубов ребенка. Но при этом потребление ребенком сахара должно быть минимальным. Существует и другая сторона этой проблемы. Длительное (более года) грудное вскармливание должно обязательно сочетаться с кормлением ребенка разнообразной (в том числе и твердой) пищей, что ведет к самоочищению твердых тканей зубов при жевании. При этом происходит также очищение слюны от избытка в ней молочнокислых бактерий. Кариес молочных зубов: грудное вскармливание Увеличение продолжительности грудного вскармливания (до 12 месяцев и более) положительно влияет на здоровье зубов ребенка. Но при этом потребление ребенком сахара должно быть минимальным. Длительное (более года) вскармливание должно сочетаться с кормлением ребенка разнообразной (в том числе и твердой) пищей, что ведет к самоочищению твердых тканей зубов. При этом также очищается слюна от избытка в ней молочнокислых бактерий. Кариес молочных зубов: бутылочный кариес Особую проблему представляет собой так называемый "бутылочный кариес". Частое кормление из бутылочки, особенно ночью, вызывает попадание в рот ребенка легко ферментируемых углеводов, которые остаются там на всю ночь, питая бактерии и вызывая кариес. "Бутылочный кариес" – это очень быстро развивающийся кариес, возникающий в 2,5-15% случаев. Он характеризуется поражением передних 4-6 зубов и проявляется характерным коричневатым налетом. Позже поражение может распространиться и на жевательные зубы как верхней, так и нижней челюсти. Возникновение кариеса Кариес возникает последовательно - сначала на поверхности эмали зуба появляется пигментное пятно (белого, а потом и желтого цвета). Вскоре оно приобретает коричневую окраску. В дальнейшем разрушается эмаль, а после этого дентин. Этот процесс протекает достаточно медленно, в более редких случаях - быстро. Возникающая полость сначала в эмали, а потом в дентине прогрессирует в глубину и в ширину. Остатки пищи в ней являются питательной средой для бактерий, находящихся в большом количестве в полости рта. " Первая стадия кариеса может годами оставаться неизменной. При обнаружении кариозной полости нужно сразу обратиться к стоматологу. Иначе дальнейшее разрушение зуба приведет к пульпиту, и вызовет сильную зубную боль ФАКТОРЫ РИСКА КАРИЕСА 1. Неполноценность диеты и питьевой воды. 2. Соматические заболевания в период Text созревания тканей зуба. 3. Экстремальные воздействия на организм. 4. Наследственность, обеспечивающая полноценность эмали. Text МЕСТНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА КАРИЕСА 1. Зубная бляшка и зубной налет. 2. Нарушение состава и свойств ротовой жидкости.Text 3. Углеводные пищевые остатки в полости рта. 4. Отклонение в биохимическом составе твердых тканей зуба и неполноценная структура тканей зуба. Text 5. Состояние зубочелюстной системы в период закладки, развития и прорезывания зубов. Стратегия профилактики 1. Стоматологическое просвещение населения; 2. Обучение правилам рационального питания; 3. Обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта; 4. Эндогенное использование препаратов фтора; 5. Применение средств местной профилактики; 6. Вторичная профилактика (санация полости рта). LOGO

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Презентацию на тему "Профилактика стоматологических заболеваний у беременных женщин" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Разные. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 17 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Статистические данные

Известно, что при физиологическом течении беременности распространенность кариеса составляет 91,4%, заболевания пародонта встречаются в 90% случаев, поражение ранее интактных зубов, преимущественно с острым течением кариозного процесса - у 38% пациенток. Вторичный кариес, прогрессирование кариозного процесса, гиперестезия эмали встречаются у 79% беременных. Клинической особенностью течения кариозного процесса у беременных женщин является быстрое его распространение не только по периферии, но и в глубину тканей зуба, что в короткие сроки приводит к развитию осложненного кариеса. К концу второй половины беременности поражение тканей пародонта составляет 100%.

Слайд 3

Медицинские данные

У беременных определяется повышенная чувствительность интактных зубов к химическим термическим механическим раздражителям, а также некариозные поражения в виде клиновидных дефектов и вертикальной патологической стираемости зубов.

Слайд 4

Потребность в терапевтической стоматологической помощи беременным женщинам возникает в 94,7% случаев, ортопедической - в 56,1%, экстренные хирургические вмешательства - у 2,2% от общего числа беременных. Отмечено, что в период беременности повышение стоматологической заболеваемости обусловлено не только изменениями, происходящими в организме женщины в целом, но и ухудшением состояния твердых тканей зубов, что связано с: изменением микрофлоры полости рта понижением резистентности эмали зуба к воздействию кислот.

Слайд 5

Профилактика кариеса зубов и болезней пародонта у беременных преследует двойную цель: улучшить стоматологический статус женщины осуществить антенатальную профилактику кариеса зубов детей. Мероприятия по профилактике стоматологических заболеваний во время беременности должны быть организованы с учетом степени тяжести стоматологических заболеваний и течения беременности.

Слайд 6

Здоровье матери во время беременности влияет на развитие зубов ребенка, особенно в период 6-7-й недели, когда начинается процесс закладки зубов. Исследования зачатков зубов показали, что при патологическом течении беременности минерализация эмали зубов плода замедляется, а нередко приостанавливается на стадии начального обызвествления

Слайд 7

Выделяют группу факторов, действие которых нарушает полноценное формирование зубочелюстной системы. К ним относятся: наличие экстрагенитальной патологии у матери; осложнения беременности (токсикозы первой и второй половины); раннее искусственное вскармливание. стрессовые ситуации во время беременности; заболевания новорожденных и детей грудного возраста;

Слайд 8

Уже в ранние сроки беременности происходят ухудшения состояния твердых тканей зубов и пародонта на фоне неудовлетворительного гигиенического состояния полости рта и сдвигов в составе ротовой жидкости. Это обуславливает необходимость проведения профилактических мероприятий на протяжении всего срока беременности.

Женщинам рекомендуется выполнять комплекс общих профилактических мероприятий, включающих в себя: правильный режим труда и отдыха, полноценное питание витаминотерапию. Полноценный сон до 8-9 часов пребывание на свежем воздухе в сочетании с дозированной физической нагрузкой способствует поступлению в организм кислорода.

Слайд 10

Питание должно быть разнообразным, с необходимым количеством витаминов и микроэлементов. В первой половине беременности организм женщины нуждается в непрерывном поступлении белка. Во второй половине возрастает потребность в витаминах, микроэлементах и минеральных солях. Овощи, фрукты должны быть постоянными ингредиентами пищевого рациона. Основными источниками витаминов должны являться продукты питания, а также прием поливитаминных препаратов - "Декамевит", "Ундевит", "Гендевит" и др.

Слайд 11

Поливитамины

Поливитаминный препарат с минеральными добавками "Прегновит", содержащий витамины А, Д2, В1, В2, В6 гидрохлорид, В12 цианокомплекс, пантотеновокислый кальций, фурамат железа, безводный фосфат кальция назначают в следующих дозировках: до 4-х месяцев беременности - по 1 капсуле с 5 до 7 месяцев - по 2 капсулы с 8 до 9 месяцев - по 3 капсулы в день. Препарат особенно эффективен при железодефицитной анемии, к развитию которой может привести снижение поступления в организм железа с пищей, нарушение его всасывания, многоплодие, продолжительное вскармливание ребенка грудью

Слайд 12

Стоматологу

Для достижения максимального эффекта необходима диспансеризация женщин в течении всего срока беременности и координация работы гинеколога и стоматолога, к которому женщина должна быть направлена при первом посещении женской консультации. В стоматологическом кабинете необходимо организовать: обучение рациональной гигиене полости рта с контролируемой чисткой зубов, помощь в подборе основных и дополнительных средств гигиены; санацию полости рта; профессиональную гигиену; проведение реминерализующей терапии с целью повышения резистентности эмали зубов.

Слайд 13

Пропаганда медицинских знаний

Особо значимой является организация просветительной работы по профилактике стоматологических заболеваний и мотивации по уходу за зубами детей сразу после их прорезывания. Кроме того, стоматологическое просвещение должно включать: пропаганду грудного вскармливания до достижения ребенком 12-месячного возраста рекомендации по ограничению в питании детей сахара (до 20 г в сутки) правилам пользования соской-пустышкой. Осуществление комплекса лечебно- профилактических мероприятий, несомненно, улучшает состояние стоматологического уровня здоровья как матери, так и будущего ребенка.

Слайд 14

Схема профилактики стоматологических заболеваний у беременных женщин:

ТАКТИКА. АКУШЕРА-ГИНЕКОЛОГА При первом визите в женскую консультацию направить женщину к стоматологу. Объяснить необходимость обучения рациональной гигиене полости рта, лечения зубов, проведения профессиональной гигиены.

Слайд 15

СТОМАТОЛОГА 1. Осмотр полости рта, индивидуальные рекомендации по уходу за зубами. 2. Обучение рациональной гигиене полости рта. 3. Профессиональная гигиена с интервалом в 2-3 месяца. 4. Мотивация женщин к уходу за зубами детей сразу после их прорезывания. 5. Рекомендации по ограничению в питании детей сахара до 20 г в сутки и использованию соски-пустышки.

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Файл из раздела Детская стоматология. Скачать бесплатно по прямой ссылке.

Pptx - презентация microsoft office powerpoint 2007
Ppt - презентация microsoft powerpoint
Список презентаций:
A.r.t. Метод.pptx
Art методика печения кариеса зубов.ppt
Rocs пасты.ppt
Абсцесс и флегмона дна полости рта и корня.ppt абсцессы и флегмоны головы и шеи.ppt
Аллергические заболевания слизистой оболочки полости рта у детей.ppt анатомо-физиологические особенности периодонта у детей различного возраста 2.ppt анатомо-физиологические особенности строения и развития зубов у детей, pptx анемия, ppt
Аномалии зубных рядов.ppt аномалии зубов.pptx аномалии отдельных зубов.ppt аномалии.ppt
Болезни зубов, (пульпит и кариес).ppt
Болезни зубов.ppt
Болезни зубов.pptx
Болезни крови у детей.ppt
Болезни пародонта у детей.ppt
Болезни пародонта.pptx
Болезни слизистых - стоматит, гингивит.ppt
Введение в курс профилактики, понятие о стоматологической заболеваемости населения..ppt
Виды и некоторые аспекты профилактики кариеса у детей.ppt
Герметизация фиссур 2.ppt
Герметизация фиссур интактных зубов.ppt
Герметизация фиссур.ppt
Герметики в стоматологии.pptx
Герметики, ppt
Гипоплазия эмали зубов.ppt
Гипоплазия эмали.ppt
Глубокая резцовая окклюзия.ppt
Глубокая резцовая окклюзия.pptx
Групповая профилактика кариеса.ppt
Девитализ. Пасты.ppt
Депофорез.ррt
Диастема.pptx
Диета для зубов.ppt
Дистальная окклюзия 2.ppt
Дистальная окклюзия 2.ppt
Дистальная окклюзия.ppt
Дополнительные методы обследования сопр для диагностики патологии.ppt дополнительные предметы гигиены полости рта.ppt жевательная резинка 2.ppt жевательная резинка.ppt заболевания пульпы у детей.ppt
Зубное протезирование у детей (детское зубное протезирование.ppt зубные отложения.ppt зубные пасты..ppt зубные щетки..ppt
Зубочелюстные аномалии.ppt
Зубочелюстные аномалии и деформации 2. Ppt
Изменение слизистой оболочки полости рта при аллергических поражениях.ppt изменение слизистой оболочки полости рта при заболеваниях дыхательной.ppt импрегнационные методы пломбирования корневых каналов в детской стоматологии.ppt как правильно чистить зубы!.ppt кариес 2. Ppt
Кариес молочных зубов.ppt
Кариес, пульпит, лечение, диагностика.ppt
Кариес, pptx
Классификации зубочелюстных аномалий, ppt
Комплексная программа профилактики стоматологических заболеваний.ppt
Композиты светового отверждения.ppt
Komnomepbi.ppt
Культура потребления углеводов, роль углеводов в развитии кариеса..ppt
Культура потребления углеводов. Ppt
Лечение кариеса зубов в детском возрасте.ppt
Лечение периодонтитов временных зубов 1.ppt
Лечение периодонтитов временных и постоянных зубов у детей.ppt
Лечение пульпитов.ppt
Материалы применяемые при лечении пульпита временных и постоянных зубов у детей.ppt
Межзубные стимуляторы, ирригаторы.ppt
Мезиальная окклюзия зубных рядов.ppt
Методы выявления кариесогенной ситуации полости рта.ppt
Методы и средства первичной профилактики кариеса зубов, экзогенная профилактика кариес, методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций.ppt
Методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций.ppt
Методы лечения в ортодонтии (129 слайдов).ppt
Методы лечения пульпита у детей.ppt
Методы лечения пульпита.ppt
Методы чистки зубов.ppt
Морская капуста.ppt
Морфологическая и функциональная характеристика периодов развития прикуса ребенка.ppt
Наследственные нарушения развития зубов.ppt
Несъёмные аппараты механического действия (активные).ppt
Новые пломбировачные материалы, ppt
Обследование ребенка и профилактические рекомендации.ppt опасность связаная с фторированием воды.ppt основные принципы диагностики и лечения 34a.ppt
Особенности гигиены полости рта при хроническом катаральном гингивите.ppt
Особенности проведения профилактических мероприятий в очаге эндемического флюороза.ppt
Особенности развития челюстей и зубов у детей,.ppt
Ошибки и осложнения при аппаратурном лечении в ортодонтии.ppt
Ошибки в эндодонтии.рр!
Ошибки и осложнения при ортодонтическом лечении.ppt
Перекрестная окклюзия, этиология, клиническая картина, диагностика, лечение..ppt периодонтит временных и постоянных зубов у детей.ppt периодонтит, ppt периодонтиты. Ppt
План индивидуальной профилактики 2.ppt
План индивидуальной профилактики 2.pptx
План индивидуальной профилактики 3.ppt
План индивидуальной профилактики.ppt
План индивидуальной профилактики.pptx
Пломбировочные материалы химического отверждения.ppt
Поражения твердых тканей зубов.ppt
Предметы гигиены зубные щетки.ppt
Протезирование у детей.ppt
Профессиональная гигиена полости рта. Средства и методы удаления зуб. Отложений.ppt профилактика зчад2.рр1
Профилактика кариеса.ppt профилактика. ppt
Профилактические мероприятия в очаге эндемического флюороза..ppt
Профилактический осмотр 2.ppt
Профилактический осмотр ребенка -.ppt
Профилактический осмотр.ppt
Проявления вич-инфекции в полости рта.ppt
Пульпит 2. ppt
Пульпит, ppt
Пульпиты временных и постоянных зубов.ppt расщелина губы.ppt
Ретенционный период лечения зубочелюстных аномалий, ретенционные аппараты..ppt санитарно-просветительная работа в профилактике стоматологических заболеваний.ppt систематизация пломбировочных материалов.материалы для временных пломб..ppt am.ppt
Советы по уходу за зубами для беременных.ppt современные герметики.ppt
Современные методы лечения кариеса у детей раннего возраста.ppt современные эндодонтические инструменты..ppt состав и свойства коровьего молока!.ppt специализированные методы исследования в ортодонтии.ppt стоматиты, ppt
Стоматологический осмотр ребенка 2.ppt стоматологический осмотр ребенка.ppt травматология челюстно-лицевой области.ppt флюороз 2. Pptx флюороз, pptx
Эндодонтическая обработка при пульпитах у детей.ppt эндодонтические инструменты.ppt
Этиология, клиника, диагностика, лечение перекрестного прикуса.ppt
Этиология, клиническая картина, диагностика и лечение аномалий зубнс х дуг..ppt
Этиология, клиническая картина, диагностика и лечение.ppt
Этиология, патогенез воспалительных заболеваний тканей пародонта..ppt
Этиология, патогенез воспалительных заболеваний тканей пародонта.ppt

Разделы: Биология

Цели и задачи урока:

  1. Повторить материал прошедшего урока “Строение и функции органов ротовой полости”.
  2. Изучить строение зуба, рассмотреть основные ткани, их строение и выполняемые функции.
  3. Рассмотреть основные причины стоматологических заболеваний и их профилактику.
  4. Закрепить новый материал в ходе выполнения лабораторной работы “ Количество зубного налета до и после чистки зубов”. Сделать вывод о необходимости ухода за ротовой полостью.

Оборудование урока:

  1. Таблицы “Строение ротовой полости”, “Строение языка”,” Строение зуба”,”Основные ткани зуба”.
  2. Пробы водопроводной воды разных улиц города, таблица с результатами исследований воды.
  3. Рентгеновские снимки зубов с различными стадиями кариеса.
  4. Выставка гигиенических средств по уходу за полостью рта.
  5. Выставка литературы по теме урока.
  6. Диапроектор,экран,микроскопы,предметные стекла с зубным налетом.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя о значении органов ротовой полости для процесса пищеварения.

2. Повторение пройденного материала:

Вопрос учителя: Рассказать о строении и функциях органов ротовой полости:

  • языка,
  • слюнных желез,
  • зуба.

Рассказ ученика по таблице “ Строение языка”.

Язык состоит из корня, тела, кончика, имеет вкусовые сосочки нитевидные, грибовидные, листовидные, желобоватые. Язык выполняет следующие функции: определяет температуру и вкус пищи, перемешивает пищу со слюной, обеспечивает акт глотания, участвует в артикуляции речи, Язычная миндалина участвует в иммунных процессах.

Рассказ ученика по таблице “ Органы ротовой полости”.

У человека выделяют 3 пары слюнных желез: околоушные, поднижнечелюстные, подъязычные и мелкие слюнные железы (губные, небные, язычные) Слюнные железы выделяют слюну для смачивания пищи и склеивания пищевого комка (содержит фермент муцин), расщепляет крахмал до дисахаридов (фермент амилаза),обеззараживает пищу (фермент лизоцим).

Рассказ ученика по таблице “Строение зуба”.

Зуб состоит из коронки, шейки, корня. Внутри зуба находится пульпа с нервами и кровеносными сосудами. У взрослого человека 32 зуба, они делятся на резцы, клыки, большие и малые коренные. Зубы служат для откусывания и механического измельчения пищи.

Учитель: Формирование зубов начинается на 6-7 неделе внутриутробного развития. Появляются зачатки молочных зубов по 10 на каждой челюсти. На 17-18 неделе появляются зачатки постоянных зубов, идет процесс минерализации тканей зубов, который продолжается и после их прорезывания в течение нескольких лет. Первые зубы прорезываются в 6-7 месяцев и до 3 лет, первые зубы молочные, их 20. К 12-13 годам зубы меняются на постоянные, в 18-30 лет прорезываются “ зубы мудрости” Таким образом, поврежденные зубы не могут вновь восстанавливаться, так как они были сформированы в период эмбрионального развития.

3. Изучение нового материала.

  • Строение тканей зуба – рассказ ученика по таблице “Основные ткани зуба”.

Твердые ткани:

  1. эмаль – содержит 95% минеральных веществ,выдерживает нагрузку до 400 кг. на 1 мм 2 . Толщина эмали 0,01 -1,7 мм,
  2. дентин – 70% минеральных веществ,
  3. цемент – 70,4% минеральных веществ, покрывает зуб в области корня.

Мягкие ткани:

пульпа – содержит кровеносные сосуды, нервные волокна, клетки одонтобласты (клетки наружного слоя пульпы имеют длинные отростки, пронизывающие дентин и доходящие до эмали). Пульпа регулирует обменные процессы в твердых тканях, формирует дентин, нервы передают болевые ощущения от верхних слоев дентина к пульпе.

Учитель: Эмаль состоит из эмалевых призм – граненых “ цилиндрических волокон” толщиной 4-7 мкм, которые идут радиально от дентина к поверхности зуба. Призмы образуются из клеток зубного зачатка, функция этих клеток завершается задолго до прорезывания зубов, поэтому разрушенная эмаль не восстанавливается. Эмаль проницаема для многих органических и неорганических веществ, которые могут проникать в нее из пульпы и из полости рта. Эмаль прорезавшихся зубов более проницаема, чем эмаль взрослых, и в течение ряда лет она “созревает”.

Именно в этот период особенно опасно действие неблагоприятных (кариесогенных) факторов, приводящих к нарушению физиологических процессов, а значит, и к заболеванию зубов.

  • Кариесогенные факторы:

1 . Недостаток ионов фтора (норма 0,8 - 1мг/л.).

Действие фактора: эмаль становится менее прочная, в целях профилактики применяют фторирование водопроводной воды, прием фторида натрия 180-250 дней, применяют фторосодержащие зубные пасты.

При рассмотрении этого фактора ученики сообщают результаты исследовательской работы “Определение содержания ионов фтора в водопроводной воде”. Были использованы пробы водопроводной воды разных улиц города.(если пробы не содержат ионов фтора,то рекомендуется использовать фторосодержащие зубные пасты).

2. Остатки пищи – образуется зубной налет, который создает благоприятную среду для микроорганизмов, образования молочной кислоты, что вызывает растворение эмали. Для удаления зубного налета необходимо полоскать рот или чистить зубы после приема пищи, ограничить прием углеводной пищи, можно применять жевательную резинку.

При рассмотрении этого фактора уместно разыграть небольшую сценку:

Зуб с налетом пищи:”Опять этот зубной налет!”

Вбегают кариозные монстры и начинают водить хоровод вокруг зуба, радостно напевая::

“А, зубной налет! Какая прелесть! Есть чем поживиться!”

В это время по очереди входят стакан с водой, зубная паста и щетка, жевательная резинка и уводят кариозных монстров.

Стакан с водой:

“ Я помогу тебе, зуб. Прополощи рот после еды!” (уводит одного монстра)

Зубная паста и щетка: “ Чистите зубы после еды – это поможет!” (уводят двух монстров)

Жевательная резинка: “ А я самая вкусная защита от кариеса!” (уводит одного монстра)

3. Курение вызывает образование налета на эмали, из-за перепада температуры в ротовой полости на эмали образуются трещины.

Желательно отказаться от курения или использовать зубные пасты, укрепляющие эмаль.

  • Этапы развития кариеса – рассказ учителя с демонстрацией рентгеновских снимков.
  1. Изменение внешнего вида эмали зуба (становится тусклая, меловидная).
  2. Образование полости в зубе.
  3. Пульпит – воспаление пульпы зуба в результате проникновения микроорганизмов в пульповую камеру через кариозную полость.
  4. Периодонтит – воспаление корневой оболочки зуба, что вызывает отек мягких тканей лица, увеличение и болезненность лимфатических узлов челюстно-лицевой области. Периодонтит может проявляться в форме:

    остеомиелита – воспаление челюстных костей,
    абсцесса, флегмоны – это гнойные очаги в мягких тканях зуба,
    гнойных воспалений в шее, абсцессы мозга, печени и других органов,
    возможен смертельный исход.

  5. Хронический периодонтит – поражение внутренних органов, снижение иммунитета, аллергические заболевания из-за деятельности микроорганизмов и вырабатываемых ими токсинов.
  6. Гингивит – воспаление десны из-за зубного налета, скопившегося у шеек зубов, на деснах, в зубодесневом кармане. Проявляется покраснением десны, кровоточивостью десен при чистке зубов.
  • Профилактика заболеваний – рассказ учителя по выставке гигиенических принадлежностей и литературе.
  1. необходимо вести здоровый образ жизни;
  2. производить фторирование водопроводной воды;
  3. систематически посещать стоматолога с целью профилактического осмотра полости рта;
  4. проводить гигиенический уход за полостью рта: чистка зубов (3мин.):

    зубная щетка (меняется не реже 1 раза в 3 месяца),
    зубная паста (гигиеническая, лечебная, лечебно -профилактическая),
    зубочистка,
    зубная нить,

  5. освежение и дезодорация:

зубной эликсир,
дезодорант для полости рта,
жевательная резинка.

Приложение.

1. Карточка- инструктор по выполнению ученического эксперимента “Определение содержания ионов фтора в водопроводной воде”.

Цели работы:

  1. Определить концентрацию ионов фтора в водопроводной воде;
  2. Провести характерные реакции на ионы фтора;
  3. По результатам эксперимента дать рекомендации учащимся о том, какой зубной пастой следует пользоваться.

Выполнение работы:

В 5-6 капель исследуемого раствора внести 5-6 капель 2н. раствора хлорида кальция. Если в растворе присутствуют ионы фтора, то образуется белый осадок фторида кальция. Отфильтруем осадок, взвесим, произведем расчеты и сравним полученные результаты с нормой- 0,8-1 мг/л.

2. Карточка – инструктор лабораторной работы “ Определение количества зубного налета до и после чистки зубов”.

  1. Приготовление препарата: утром до чистки зубов и приема пищи снять зубочисткой зубной налет и нанести его на предметное стекло, вторым предметным стеклом накрыть первое.
  2. Повторить процедуру после чистки зубов.
  3. Рассмотреть первый препарат под микроскопом, зарисовать увиденное.
  4. Рассмотреть второй препарат, зарисовать увиденное.
  5. Сравнить количество зубного налета на первом и втором препарате, сделать соответствующие выводы о необходимости гигиенического ухода за полостью рта.

Заключение: по результатам лабораторной работы №2 учащиеся делают вывод о том, что гигиена ротовой полости снижает риск стоматологических заболеваний.

  • Слайд 2

    • Зуб - это орган человека, который имеет характерную форму и строение, занимает определенное положение в зубном ряду, построен из специальных тканей, имеет собственный нервный аппарат, кровеносные и лимфатические сосуды.
    • В норме у человека имеется 28-32 постоянных зуба.
  • Слайд 4

    Зубные пасты и щётки для детей

  • Слайд 5

    Правильная чистка зубов

  • Слайд 7

    Вредные продукты

    • Сладкие газированные напитки, жевательные таблетки, алкоголь, сладости, сухофрукты, белый хлеб, макароны, картофель фри, чипсы
  • Слайд 8

    Профилактический осмотр

    • Чтобы сохранить зубы здоровыми необходимо приходить на осмотр к врачу-стоматологу не реже двух раз в год.
  • Слайд 9

    Кариес зубов

    • Это длительный хронический процесс, который является очагом и источником инфекции, так как с пищей ребенок постоянно заглатывает большое количество микроорганизмов и продуктов разложения тканей зуба и пищи, задерживающейся в кариозной полости.
  • Слайд 10

    • У детей младшего и среднего школьного возраста кариес протекает безболезненно, в то время как у старшеклассников кариес дает о себе знать появлением неприятных ощущений при приеме сладкой и соленой пищи, при перепадах температур.
  • Слайд 12

    • Ночная пульсирующая самопроизвольная боль в зубе, имеющем кариозную полость или дефект пломбы, как правило, свидетельствуют о воспалении пульпы.
  • Слайд 13

    Вредные привычки

    • Прикусывание языка, нижней челюсти, губ, щек, предметов.
    • Привычка сосать пальцы, грызть ногти, игрушки.
    • Жевательная леность.
  • Слайд 14

    Влияние курения на зубы

    • Зубы – это первое, о чем следует говорить и думать, когда речь заходит о вреде курения.
  • Слайд 15

    • Именно с зубов и слизистой оболочки ротовой полости начинается весь этот вред (рак лёгких, инсульт и т.д.) и именно их табачный дым поражает больше всего и в первую очередь.
  • Слайд 16

    Правила для сохранения здоровых зубов:

    • 1. Не стоит грызть зубами то, для чего они не предназначены – колоть орехи, открывать пивные бутылки. Также следует быть осторожным с продуктами, содержащими твердую сердцевину.
    • 2. Газированные напитки лучше пить через трубочку-соломку, максимально избегая контакта напитков с зубами.
    • 3. Чаще поласкайте рот простой водой после принятия пищи, особенно богатой углеводами и кислотами.
    • 4. Не стоит чистить зубы сразу после употребления в пищу кислых продуктов. После воздействия кислоты эмаль зубов более уязвима к механическому воздействию. Правильнее прополоскать рот водой, а чистку осуществить спустя полчаса.
  • Статьи по теме