Для чего нужно самообразование. Влияние самообразования на общее интеллектуальное развитие

Самообразование может стать достойной и во многом лучшей альтернативой формальному обучению, будь то второе высшее или курсы повышения квалификации.

Почему самообразование лучше?

  1. Самообразование дает более актуальные знания. Сейчас большинство новых идей, появляясь в головах людей, сначала обсуждается в разговорах, блогах и статьях, потом «дозревает» до книг, переводится на русский (если книга иностранная), включается в образовательные программы и только потом преподается ученикам. Описанный процесс занимает не менее 3-5 лет. Самообразование же дает тебе возможность ловить идеи в зародыше. Особенно это важно при обучении всему, связанному с информационными технологиями — к моменту, когда они доходят до учебников, знания уже безнадежно устаревают.
  2. Самообразование позволяет составить персонализированную программу обучения. При формальном обучении программа составлена из большого количества материала, который тебе не нужен. Он не запоминается, но на него уходит время, силы и деньги. Попытки запомнить ненужный материал вытесняют из головы нужные знания. А при самообразовании программу обучения ты составляешь в полном соответствии со своими потребностями.
  3. Самообразование дает больше мотивации на обучение. Хотя при самообразовании нет эффекта «тренера» (в роли которых выступают преподаватели) и материальной вовлеченности (не жалко бросить), мотивация на обучение при нем все равно больше. В силу актуальности и индивидуальности самообучение более эффективно. Ты понимаешь, как применять каждую букву полученных знаний. Ты четко ощущаешь выгоду от обучения, и это дает тебе силы к его продолжению.
  4. Самообразование расширяет круг общения. При втором высшем круг твоих единомышленников ограничен твоей группой, а при самообучении ты обмениваешься через интернет идеями со всем миром.
  5. Самообразование дает возможность учиться у лучших. Каждый, кто прошел через нашу образовательную систему, в полной мере ощутил справедливость выражения «Кто может — делает, а кто не может — учит». Самостоятельно собирая источники знаний, ты можешь учиться у людей, которые выстрадали материал на собственном опыте, а не у тетенек, переученных из преподавателей по истории КПСС.
  6. Самообразование дает возможность управлять расписанием. Существование расписания, навязываемое при формальном обучении, необходимо и при самостоятельном обучении для достижения стабильных результатов. Однако при самообучении ты выбираешь для себя наиболее удобное время.
  7. Самообразование бесплатно . И на курсах, и при самообучении твое развитие требует времени. При традиционном обучении тебе придется выкладывать еще и деньги. Но за те суммы, которые ты отдашь за формальное образование, можно завалить всю квартиру книгами. Например, курсы Executive MBA в Сколково стоят 95000 евро . На эти деньги можно составить стопку из 13700 книг высотой 274 метра — примерно до половины Останкинской башни .

Итак, с чего начать свое самообразование и как сделать его эффективным?

Твой план

1. Учи албанский английский

Большинство новых идей появляются сначала именно на английском. И не потому, что в англоязычных странах живут самые продвинутые люди (хотя во многом это и так), но и потому, что этот язык стал современной латынью — будь ты швед, израильтянин или китаец, если ты претендуешь на участие в международном обсуждении интересной тебе темы, ты будешь писать по-английски. Универсальным языком интернета является английский, и шансы найти ответы на вопросы на английском гораздо больше, чем на русском или любом другом языке.

Еще один повод учить английский — русские переводы зачастую ужасны. Говорю не потому, что мог бы сделать лучше, а потому, что эту работу действительно сложно сделать хорошо. Для большинства терминов в менеджменте русские переводы еще не устоялись, и специалисты просто пользуются англицизмами. На слух к этому еще можно привыкнуть, а вот на письме это выглядит душераздирающе.

4. Используй скрытые временные резервы для самообразования

Если ты ездишь на метро, значит, твой формат — печатный текст и видео , а в твоем расписании только что появился лишний час-два на саморавзитие.

Если ты занимаешься бегом, прогуливаешь собаку, ездишь на работу на машине, то твой формат — подкасты и аудиокниги . Возьми за правило использовать время в транспорте и на прогулках/пробежках на самообразование.

5. Найди источники периодики

  • Используй списки, составленные другими. Иди по чужим следам — ищи в интернете готовые списки источников. Например:
  • Настрой доставку знаний на дом. Подписывайся на блоги или используй программы для подписки на блоги:
  • Периодически проводи техобслуживание информационных источников. Чем дальше, тем больше источников ты будешь использовать и тем сложнее будет выбрать самое нужное. Поэтому периодически наводи в них порядок: удаляй лишнее и добавляй новое в соответствии со своими изменившимися потребностями.

6. Google it / Спроси у Яндекса

Самообразование может принимать множество форм — любую проблему можно превратить в шанс чему-то научиться. Никогда не садись за решение новой проблемы, не проведя хотя бы поверхностного поиска решения в интернете. Да, изобретение велосипеда может стать интересным занятием, но умные люди стараются учиться на чужих ошибках, а не на своих.

11. Применяй!

Ученые доказали, что применение знания — обязательный этап усвоения информации и непреложное условие роста компетентности . Поскольку твоя программа самообразования настроена под твои нужды, проблем с немедленным применением твоих новых знаний возникнуть не должно.

Необходимость в получении новых знаний и непрерывное саморазвитие помогает каждому из нас достигать новых вершин. В мире информации самообразование — ключ к успеху в обществе знаний. Информацию можно получать разными способами, повышая квалификацию и обогащая мир. Не секрет, что большинство технологий стареет уже через пять лет, а это неустанно двигает самообразование и саморазвитие.

Что есть саморазвитие, способы и цели

Продвижение профессиональной, духовной деятельности связана с многогранностью знаний из множества ресурсов. Но для того, чтобы все понимать, нам необходимо постоянно учиться.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Если вы хотите достичь желаемых целей на рабочем месте, которые позволят гордиться собой, важно понимать пути постижения навыков:

  1. Принимайте все изменения в жизни и работе, связанные с человеческим прогрессом, социально-экономическим положением и популярными тенденциями общества.
  2. Постоянно работайте над собой. Совершенствуйтесь, впитывайте новые знания, поддерживайте высоко установленную планку, усваивая современные технологии.
  3. Используйте любые способы самообразования и саморазвития, совершенствуя личность.

Самообразование — один из методов развития, подразумевающий самостоятельное воспитание самого себя.

Потребность в саморазвитии появляется с появлением чувства неудовлетворенности собственных навыков с тягой к новым познаниям в профессиональной сфере, бытовой жизни и окружающего вида.

Всего существует четыре способа самообразования:

  1. Бытовой опыт подразумевает социальное самообразование.
  2. Познавательный опыт направлен на осознание всего окружающего нас.
  3. Потребность в самореализации меняет структуру личности в стремлении к личностному идеалу.
  4. Профессиональное развитие повышает социальную значимость и компетенцию в трудовой сфере.

Среди целей саморазвития можно выделить три главных аспекта:

  1. Самоцельное образование, возникающее на основании какой-либо деятельности, которая создает фундамент для освоения информации а психологии, эзотерике, музыке, интернете и других сферах жизни.
  2. Попутное развитие провоцирует тягу человека к новым технологиям, которые помогают развивать текущую сферу деятельности в будущем.
  3. Целенаправленное развитие подразумевает человеческое саморазвитие в определенной сфере деятельности, находя средства для реализации поставленных задач и достижений основных целей.

Самообразование на разных жизненных этапах

С первых дней жизни мы испытываем тягу ко всему новому и неизвестному, уваивая информацию гораздо быстрее взрослого возраста. Самообразование и саморазвитие постигаются как игра. Многие родители делают ошибку, насильно заставляя ребенка изучать, читать и писать, однако такие действия не верны. До возраста десяти лет мы не способны воспринимать серьезную информацию, осознавая мир, как нечто веселое и доброе.

В школьные годы мы начинаем самостоятельно получать знания — большое значение в этом играют домашние задания. Такой метод не всегда правильный — человек должен постигать новое и стремиться к развитию, а не решать «тоннами» одинаковые примеры — если человеку тема непонятна, то и двадцатый пример не поможет. Самообразование и саморазвитие нельзя ограничивать школой — интересы школьников взрослым неинтересны. Очень важно развивать творческий потенциал, вовремя заметив тягу к необычным профессиям.

При наступлении юношеского возраста и поступлении в ВУЗ, человек приступают к изучению любимого дела, расширяя кругозор за счет новых знаний. Институты и университеты — лучшие места для саморазвития человека, где каждый из нас постигает науку в удобной форме, не ограниваясь школьными рамками. Приветствуется изучение дополнительных материалов, самодеятельность и научные труды. В этом возрасте наш мозг наиболее адаптирован к изучению выбранной профессии и постижению посторонних навыков — студенты занимаются музыкой, играют в КВН, стаят пьесы и прочее.

Взрослый человек не должен останавливаться на достижении результатов в университетские годы. Вам свойственно постигать новые знания до конца жизни в самых разных профессиях. Уровень самообразования отражается не только в вас, но и в ваших окружающих — чем умнее вы, тем образованнее и ваше окружение. Чем больше знает преподаватель аудитории, тем больше знаний унесут с собой будущие специалисты. Профессионалы следят за новыми направлениями собственной деятельности, дабы не терять хватки и быть на шаг впереди конкурентов.

Самообразование или менторство?

Менторинг, или наставничество — способ обучения кого-либо в целях повышения эффективности подопечных. Данный процесс подразумевает передачу собственных знаний и навыков наставника малоопытным новичкам в персональной, групповой и коллективной формах. Однако, для достижения желаемого уровня самообразования и саморазвития, приветствуется персональный менторинг. По своей сути, наставничество состоит из двух лиц:

  • Менти или протеже развивается только в основных сферах деятельности.
  • Ментор или учитель, эксперт в основных сферах деятельности менти.

Понятие Ментора ведет нас в древнюю Грецию, где одноименные герой давал советы простым смертным о лучшей жизнедеятельности.

Менторы и менти могут стать альтернативой самообразованию, благодаря объективному взгляду со стороны Ментора на карьерный путь менти. Ученик, в свою очередь, становится более дисциплинированным, общаясь с наставником в приятной, дружеской беседе, расширяя профессиональные и личные стороны.

Для компании плюсы менторства заключаются в создании комфортной среды для работы сотрудников, обеспечив обмен профессиональной информацией. Кроме того, компания наблюдает процесс развития полезных кадров и удерживает их на рабочем месте, благодаря теплым межличностным отношениям.

С другой стороны, многое зависит от расположенности ученика к учителю и способности менти осознавать учения Ментора. Наибольшее значение имеет грамотный подход Ментора, от которого в будущем зависит успех обучения. Если наставник не обладает достаточными лидерскими качествами и знаниями дела, самообразования окажется полезнее. Сегодня на большинстве предприятий работа начинается со стажировки, которая напрямую зависит от наставника. Разумеется, многое зависит и от ученика и его желания развиваться. Но, правильным решением многих фирм стало бы предоставление выбора сотрудникам – самообучение, либо менторство. Однако, всегда стремитесь на курсы повышения квалификации – плохому там не научат.

Как самообразование влияет на человека?

Процесс самообразования и саморазвития предусматривает увеличение багажа знаний и навыков человека, совершенствуя профессиональный уровень личности. Но для того, чтобы постоянно развиваться, необхордимо грамотно ставить цели, анализируя достижения и неудачи, как составляющие процесса обучения. Останавливать внимание стоит на значимых деаталях, которые делают вас умнее. Каждый человек чувствует потребность в регулярном получении знаний. Главное — стараться познать максимум информации, не останавливаясь на простых физических потребностях. Такой процесс самообразования способен делать из простых людей великих ученых и теоретиков. Никогда не снижайте планку собственной подготовки, при возможности поднимая ее выше. Современный период характеризуется небывалыми переменами в жизни человека — великие революции и смена государственного строя граничит с потрясающими научными открытиями. В эпоху перемен на первое место выходят способности человека к самообразованию и адаптации к окружающему миру. Постоянный личностный рост, неудовлетворенность достигнутым и совершенствование мира делают нас умнее, опытнее и образованнее.

Самообразование и саморазвитие человека в 21 веке

Какими качествами должен обладать каждый из нас, дабы не отставать от общества?

  1. Самообразование культурного, духовного мира — стремление к внутренне богатой личности делает нас лучше, и позволяет добиваться результатов.
  2. Учитесь отбирать из общей массы наиболее полезное — будущее за эффективными технологиями и методами работы с ними. Многогранность интересов и умение различать возможности общества позволят вам подняться на ступень выше в постижении духовного саморазвития.
  3. Безудержное развитие профессиональных навыков и регулярное самообразование двигают вас к достижению целей.

Таким образом, можно сделать вывод, что постижение нового, неуемная тяга к знаниям, чтение книг и просмотр телевидения характеризуется необходимостью саморазвития. Когда вы просыпаетесь, завтракаете и включаете компьютер, первым делом смотрите новости о событиях в мире в политической, экономической, коммерческой и научной сферах жизни. Тем самым, демонстрируя необходимость в самообразовании. Главное — развиваться в правильных направлениях, обогащая собственную личность и окружающий мир. Но, процесс познания не должен упираться в достижении определенных результатов — чем больше вы знаете и умеете, тем выше ваше положение в обществе, таким образом, самообразование влияет на человека.

Каждый человек для собственного самообразования и саморазвития получает потоки новой информации. Но, мы по-разному усваиваем данные, зависимо от обстоятельств и способов получения информации. Многое зависит от человеческих каналов восприятия — не все равномерно развито.

Каждый человек, читающий данную статью, обладает четырьмя органами чувств — слухом, зрением, сенсорикой и обонянием, где глаза и уши принимают гораздо больший поток данных. Однако, выделяется один, наиболее развитый канал, который индивиду свойственно использовать чаще остальных, принимая больше информации, чем остальные. Только не думайте, что другие не требуются — в человеке все гармонично. В институте это хорошо видно — одни меньше слушают и больше пишут, другие наоборот — все запоминают в голове, не фиксируя информацию на бумаге; третья категория лиц чертит таблицы и знаки.

Все потому что у нас есть несколько видов восприятия информации:

  • Визуальное восприятие
  • Слуховое, или аудиальное
  • Тактильное
  • Вкусовое
  • Обонятельное

Отсюда вытекает вывод о подаче информации в отдельных формах, удобных человеку:

  1. Метод восприятия информации органами чувств — оптико-акустическая и оптически-осязательная формы.
  2. Форма технической однородности — цветовой, акустический, текстовый методы.

Таким образом, поскольку любая подача информации имеет определенную форму, восприятие разными индивидами данного потока происходит разными способами, что разделяет человечество на несколько категорий:

  1. Визуалы — индивиды, воспринимающие поток данных через глаза.
  2. Аудиалы воспринимают большинство информации ушами.
  3. Кинестетики склонны к восприятию информации через движения, осязание, обоняние и другие подобные чувства.

Дискреты анализируют, думают и воспринимают данные путем логического осознания — знаки, цифры, логические доводы, теории и прочее. Разумеется, данная категория наименее многочисленна. Самому молодому поколению данная форма восприятия мира вовсе неизвестна.

Как ускорить процесс самообразования?

Самообразование и саморазвитие напрямую зависят от процесса обучения личности — это и есть основной способ ускорения развития человека. Самообучение и познание этикета способствуют лучшему усвоению информации.

В разные периоды личностного роста характерен возраст — не стоит пытаться его увеличить, иначе произойдет сбой и неполноценность развития. Также, большая нагрузка может притупить способности человека и желание к развитию. Потому, очень важно соблюдать этапы развития личности. Ежедневно мы принимает физиологические, физические и психологические изменения, независимо от возраста. Дабы правильно воспринимать жизненные изменения, осознайте законы развития личности, значение кризисов и соединение всех процессов бытия в один вектор саморазвития.

Также, при интенсивном развитии личности учитывайте соотношения биологического и социальных факторов. Физическое развитие всегда отображает умственные показатели, потому для лучшего усвоения информации уделяйте внимание своему телу. Походы в тренажерный зал, ежедневные домашние упражнения и утренние пробежки стимулируют умственное развитие.

Для лучшего самообразование старайтесь прогнозировать жизнь — кризисам и депрессиям свойственно понижать нашу активность, порой ударяя в самых неожиданных местах. Старайтесь предусмотреть негатив в вашей жизни.

Отдых — еще одна немаловажная деталь самообразования и саморазвития. Уделяйте круглосуточно не менее 10 часов отдыха, не читая книг, не смотря телевизор и не находясь в интернете. Таким образом, вы простимулируете естественное ускорение личностного роста — чем больше и лучше вы отдыхаете, тем эффективнее работаете. Старайтесь находиться в тишине, по мере возможности убирать раздражающие факторы и давать мозгу отдохнуть. Вы забудете о психических расстройствах и других заболеваниях организма — здоровое тело означает здоровый дух.

Самообразование как неотъемлемая часть саморазвития

Основным отличием самообразования от повседневного процесса обучения — отсутствие наставника, учебного заведения, методики и прочего. Именно в процессе самообразования происходит саморазвитие таким, каким вы хотите его видеть, выбирая сферы изучения, исходя из собственных желаний. Вы составляете порядок действий, и следуете ему, не слушая никого со стороны. Стимулирующим фактором выступает не наставления преподавателя, а внутреннее желание, мотивация, а это — сильнейший двигатель саморазвития. Ведь, именно такое познание наиболее эффективно для человека — знания проходят через вас, внедряясь в повседневную жизнь. Сфера науки значения не имеет — экономика, иностранный язык, игра на гитаре, главное — самообразование и саморазвитие. Знания, которые вы приобретаете самостоятельно, обладают большей ценностью для вас, нежели обучение от других лиц.

В процессе самообразования практические советы остаются советами, потому как именно Вы выбираете путь саморазвития путем обогащения внутреннего мира. Ставьте конкретную цель, понимайте чего вы хотите добиться, и действуйте. Такой процесс самообразования способствует максимальному саморазвитию. Составьте график обучения, включив наиболее приемлемые источники развития. Безусловно, Всемирная паутина обладает всем, но старайтесь постигать печатную продукцию, заниматься научными исследованиями. Документальное кино и аудио-файлы благотворно влияют на самообучение и саморазвитие. Обязательно переносите теорию в практику, развивайтесь как духовно, так и физически. Таким образом, роль самостоятельного образования для человеческого саморазвития сложно переоценить — все, что мы читаем, слушаем или смотрим, развивает наш мозг, способствуя развитию духовного мира. Процесс самообразования не прекращается никогда, всю жизнь ваша личность наполняется новой информацией, без которой человек пребывает в неведении и деградирует.

Выводы

Учеными давно доказано — для надлежащего саморазвития человека, ежедневно необходимо читать несколько газет, журналов, около сотри страниц научных исследований, и столько же литературного текста. Самостоятельное образование — это творческий труд, расширяющий личность, обогащая внутренний мир, выступая двигателем прогресса, превращая репродуктивные исследования в полезную практику. Отсюда выходит, самообразование — механизм развития культуры и науки для каждого человека. Читайте книги, пишите стихи, следите за экономическими показателями, не стесняйтесь постигать новое — расширяйте собственный кругозор. Самообразование и саморазвитие — ключ к постижению нашего мира и всего сущего.

Николай Александрович Рубакин

С тем, что образование играет достаточно важную роль в нашей жизни, вроде бы согласны все. У нас может быть разное мнение относительно того, каким именно должно быть образование, как в плане преследуемых им целей, так и в плане тех методов, с помощью которых они достигаются, но при этом мы все согласны с тем, что оно нам необходимо. Без знаний, навыков и умений, в этой жизни очень сложно обойтись. Однако по поводу самообразования мнение у людей уже не такое однозначное, кто-то видит в нем необходимость, а кто-то нет. Интуитивно мы все конечно понимаем, что самообразование нам необходимо, что самому себя учить чему-то новому нужно, что это правильно и полезно. Но при этом, довольно-таки немалое число людей, судя по их образу жизни, полагают, что без самообразования они вполне могут обойтись. Но давайте задумаемся, а что вообще такое самообразование? И действительно ли без него можно обойтись?

Самообразование – это приобретение человеком нужных ему с его точки зрения знаний, навыков и умений посредством самостоятельных занятий вне какого бы то ни было учебного заведения и без помощи преподавателя, учителя. Хотя на мой взгляд, наличие учителя при самообразовании вполне допустимо. Я считаю, что главное, чтобы человек сам захотел чему-то научиться, что-то освоить, что-то узнать. А уж как он это будет делать, с помощью чего или кого – это не так важно. В любом случае, инициатива в этом деле должна исходить от самого человека – он должен хотеть учиться, используя для этого все доступные ему возможности.

Вообще, если более глубоко взглянуть на процесс самообразования, то в нем можно много всего интересного обнаружить, что имеет отношение к человеческим качествам, возможностям, желаниям и потребностям. Вот обо всем этом мы с вами и поговорим в данной статье. После ее прочтения вы, дорогие друзья, узнаете о самообразовании все самое важное, что вам, с моей точки зрения, нужно о нем знать, чтобы начать заниматься им и делать это правильно.

Итак, давайте еще раз задумаемся над тем, действительно ли можно обойтись без самообразования в этой жизни, как полагают некоторые люди? Обойтись-то конечно можно, — в этой жизни вообще без многого можно обойтись, если захотеть. Вопрос только в том, какой она будет, эта ваша жизнь, если вы в ней предпочтете обходиться без таких важных вещей, как самообразование? Скорее всего, не самой успешной и интересной, поскольку без новых знаний и без умения ими пользоваться – вы просто будете слабее тех, кто знает больше вас и у кого мышление лучше развито. Да и потом, зачем без него обходиться, если оно ничего особенного от человека не требует, кроме разве что его времени и определенных волевых усилий? На что-то же мы все равно тратим свое свободное время, например, на те же развлечения. Почему бы его не потратить и на самообразование, ведь учиться новому тоже очень весело и интересно? Вам нужно только почувствовать этот интерес, эту радость, это удовольствие от самообразования, чтобы всерьез заинтересоваться им и пристраститься к нему. А необходимо самообразование потому и для того, что тех знаний, которые человек может получить, обучаясь в школе, институте, университете и прочих учебных заведениях – ему вряд ли будет хватать в современном, постоянно меняющемся мире. Собственно говоря, потребность в новых знаниях была и раньше, но не такой острой как сейчас, поскольку мир раньше менялся не так быстро, как сегодня.

Но с моей точки зрения, даже не потребность в новых знаниях придает важность самообразованию, а элементарный человеческий интерес и любопытство. Подумайте, неужели вам не интересно узнать об этом мире больше, раскрыть его тайны, найти что-то новое, о чем вы еще не знаете, пусть даже без какого-то практического применения полученных знаний, а просто для себя, для наполнения своего внутреннего мира новыми представлениями о мире внешнем? Это же так возбуждает! Знаете, говорят, что большинство людей не любопытны и ленивы, поэтому их ничто не интересует, кроме того, что имеет отношение к их базовым потребностям и они ни к чему новому не стремятся. Но я так не считаю. Я считаю, что любопытство в силу разных обстоятельств в человеке может просто уснуть, поэтому он и ужимается в определенные рамки, чтобы чувствовать себя комфортно. Однако если пробудить в человеке его чувство любопытства, его любознательность, его интерес ко всему новому и неизведанному, тогда самообразование станет для него одним из смыслов жизни. Мы уже проделывали это с некоторыми людьми – пробуждая в них интерес и любопытство, после чего они кардинально меняли свою жизнь, начав активно заниматься самообразованием и к чему-то стремиться. Мне часто приходится работать с людьми в этом направлении. Так что не спешите давать однозначный ответ на вопрос о том, нужно вам самообразование или нет. Давайте лучше посмотрим на то, что оно может дать человеку еще и с практической точки зрения.

Образование и самообразование

Но прежде, друзья, давайте немного поговорим о том, чем самообразование отличается от образования, от того стандартного обучения, с которым большинство из нас хорошо знакомы. Это очень важно, потому что от понимания этой разницы будет зависеть отношение человека к самому себе и к своей жизни. Так вот, образование – это прежде всего передача человеку знаний с помощью учителя, с целью чему-то его научить, что по мнению учителя ученик должен знать. И только потом образование – это процесс усвоения человеком полученных знаний. То есть, понимаете, в образовании на первое место ставится учитель, который определенным образом учит чему-то других людей или отдельно взятого человека. Тогда как в самообразовании в центре внимания находится сам ученик, то есть тот, кто чему-то самостоятельно обучается. Ученик в таком случае одновременно является и учеником, и учителем, и вся ответственность за процесс получения знаний лежит именно на нем. И это позволяет человеку самому решать, чему и как он будет учиться. Совсем необязательно, что самообразование должно проходить исключительно без учителя, важно то, кто управляет этим процессом – ученик или учитель.

Также необходимо заметить, что образование часто допускает получение учеником таких знаний, которые могут быть ему не нужны. Тогда как другие знания, в которых он в гораздо большей степени нуждается, по тем или иным причинам ему могут не давать. Другими словами, в образовании не ученик устанавливает правила, а те, кто его учит. Это не то, чтобы плохо, это просто не всегда и не для всех хорошо. Поэтому обычного образования человеку может быть просто недостаточно. Или оно может не соответствовать его целям. Вот допустим, государству нужны инженеры и оно влияет на систему образования таким образом, чтобы она выпускала больше инженеров для страны. Но дело в том, что сами вы можете быть не заинтересованы в том, чтобы быть инженером, неважно по каким причинам, вы можете быть заинтересованы, скажем, в том, чтобы стать экономистом или юристом, или вот, например, психологом, но никак не инженером. Потому что вы не хотите готовить себя к рынку труда, вам – не нужна работа! Вы хотите сами создавать рабочие места, хотите работать на себя, поэтому и образование вам может понадобиться соответствующее. Но при этом вы вынуждены подстраиваться под существующую модель образования, под те правила, которые в ней действуют, под методы обучения, под обучающий материал, под действующую проверку знаний и так далее и тому подобное. И если выбрать, на кого учиться, а на кого нет, сегодня, в принципе, не проблема – не хотите быть инженерами, ради бога, можете учиться на кого пожелаете, поступив в соответствующее учебное заведение, то вот что касается методов обучения, и я бы даже сказал, правил обучения, то их выбрать вам будет уже значительно сложнее. И в целом, качество вашего образования не всегда зависит от вас.

Я вот помню, когда учился – я много задавал вопросов своим учителям и преподавателем, когда с чем-то был не согласен или что-то мне было просто интересно уточнить. Но меня, обычно, если можно так выразиться, затыкали и заставляли в основном слушать и запомнить, а не думать и рассуждать, и тем более спорить. Не все учителя и преподаватели так поступали, но тем не менее – меня не устраивало такое образование, в котором нельзя было в своих рассуждениях делать шаг влево или шаг вправо, нельзя было обсуждать ту или иную тему с позиции критики, к тому же я хотел знать больше, я хотел выяснить, почему что-то устроено так, а не иначе. Но в итоге я был вынужден вести себя так, как это было нужно моим учителям и преподавателям и в целом системе образования. Вот в этом и заключается особенность образования – вас учат, по кем-то разработанной программе тому, что нужно в первую очередь кому-то другому, а не вам, мало учитывая или совсем не учитывая ваши интересы, желания и жизненные цели.

А вот самообразование может быть для вас таким, каким вы сами захотите его видеть. Вы можете учить себя всему, чему пожелаете и так, как считаете нужным это делать – используя самые разные источники информации, а не те, которые кем-то для какой-то цели были отобраны. Это огромная разница между образованием и самообразованием. Самообразование основывается на свободе выбора, а образование в основном на потребности общества в тех или иных специалистах.

Целевое самообразование

Я, друзья, разделяю самообразование на целевое и нецелевое, или как мне больше нравится говорить во втором случае – на свободное самообразование. Свободным самообразованием я называю такое самообразование, которое свободно от всяких целей, обязательств, от всякой необходимости чему-то научиться для какой-то конкретной цели и построено исключительно на интересе и любопытстве. А вот целевое самообразование, всегда направлено на решение какой-то конкретной проблемы, задачи. То есть, допустим, надо вам повысить свою квалификацию или чему-то новому научиться для работы, для какого-то дела, для какой-то задачи – вы ставите перед собой цель выучить что-то конкретное в течение определенного срока. Например, надо вам изучить иностранный язык для работы с иностранцами – вы либо сами его изучаете, с помощью книг, видео, либо записываетесь на специальные курсы и изучаете язык на них. Главное, что вы точно знаете, зачем вы это делаете и у вас есть определенные сроки, в которые вам нужно уложиться. Со сроками, конечно, не все так просто – тут никогда на все сто процентов не рассчитаешь, за какое время тебе удастся чему-то как следует научиться, но они важны для дисциплины, потому что человеку нужно нужно стремиться к тому, что в них уложиться. Вот дальше мы с вами будем исходить из этих двух подходов к самообразованию – из целевого и нецелевого самообразования.

План самообразования

Таким образом, чтобы с помощью самообразования достичь какой-то конкретной цели, — чему-то научиться и затем к чему-то свои знания приложить – вам необходимо будет составить подробный план самообразования и начать по нему работать. Давайте посмотрим, каким должен быть план при целевом самообразовании, тогда как нецелевое, то есть, свободное самообразование в плане, в принципе, не нуждается.

Сложного тут ничего нет – вам нужно просто определить конкретные цели, которых вы хотите достичь, затем подобрать необходимый учебный материал и определить время, в течение которого вы будете его изучать. Ну, скажем, если вы решили выучить иностранный язык, то вам нужно каждый день тратить на занятия определенное время, например, два часа, и придерживаться такого графика до тех пор, пока вы не заметите реальные положительные результаты от своего обучения. Если вы хотите изучить психологию, тогда вам нужно понять, с чего следует начать ее изучение, какие книги и другие источники информации лучше всего для этого подойдут, с кем можно на этот счет пообщаться, чтобы вам помогли сориентироваться в этом вопросе. Можно, конечно, начать читать все подряд, но это не очень эффективный способ обучения, а иногда и вредный, так как, во-первых, он займет у вас очень много времени, прежде чем вы что-то поймете и чему-то научитесь, а во-вторых, не исключено, что из-за изучения всего подряд у вас образуется каша в голове и вы просто запутаетесь в полученных знаниях. Все-таки, в любом обучении, в том числе и самообучении – должна быть какая-то система, чтобы все знания, которые человек получает – упорядоченно укладывались в его голове и образовывали целостную картину того, что он изучает, а не являлись отдельными кусками информации, которая ничего толком не объясняет, а иногда и вовсе является противоречивой. Также следует понимать, что в зависимости от того, что именно вы хотите изучить, ваше самообразование может делиться на теоретическое и практическое. В любом случае, теорию следует стремиться проверять практикой, чтобы не иметь ложного представления о собственной образованности.

Так что повторю, план самообразования разработать не сложно – вам просто нужно будет найти все необходимые учебные материалы – книги, статьи, видео/аудио материалы, также возможно людей найти нужных, которые смогут вас чему-то научить, и затем начать активно учиться тому, что вас интересует, двигаясь от простого к сложному. Еще раз хочу заметить, что под самообразованием совсем необязательно следует понимать самостоятельное обучение человеком самого себя – он вполне может прибегнуть и к помощи других людей, тех, кто станет для него учителем, главное, чтобы инициатива чему-то научиться – исходила от него, то есть, от ученика. Естественно, что для этого нелегкого подчас дела нужно находить время, силы, информацию, людей. И терпением, конечно, тоже нужно запастись, все-таки учиться нелегко, а учить себя еще сложнее, особенно если вы раньше этого не делали. Но по собственному опыту могу сказать вам, что стоит только раз начать это делать и в будущем самообразование станет для вас привычным делом – вы будете учиться уже не только по необходимости, но и по желанию. И вот теперь давайте именно об этом и поговорим.

Свободное самообразование

Свободное самообразование не преследует каких-то конкретных целей и не придерживается каких-то определенных сроков, в течение которых человеку нужно чему-то научиться – оно утоляет наше любопытство и позволяет нам приобретать знания, что называется, про запас. При свободном самообразовании – мы получаем удовольствие от того, что узнаем что-то новое, мы не заставляем себя учиться – мы хотим учиться, хотим многое понимать и все знать. Вот так я понимаю этот процесс, при котором человек, можно сказать, учится ради самой учебы. Главное здесь, повторю – быть любопытным. Чтобы стремиться к новым знаниям. Вот прям как дети, которым все интересно, и они хотят обо всем знать – вот таким должен быть человек. К сожалению, многим взрослым любопытство, ну не сказать, чтобы полностью отбивают, но по крайней мере загоняют его куда-то очень глубоко. Поэтому многие взрослые люди мало чем интересуются, они не умеют получать удовольствие от приобретения новых знаний и умений. Лишь немногие из них не просто готовы, а хотят, очень хотят постоянно учиться. Но я надеюсь, что после этой статьи, у людей это желание станет еще сильнее.

Я считаю, друзья, что первичным все-таки является желание человека учиться, а затем уже какая-то необходимость в этом. Хотя мы с вами прекрасно понимаем, что наши желания зависят от внешней среды, от наших потребностей, от тех условий, в которых каждый из нас находится. Тем не менее, разница между тем, когда ты сам чему-то хочешь научиться, просто ради интереса, ради расширения своего кругозора или для улучшения своей жизни, и тем, когда тебя заставляют или вынуждают это делать, все же существенная. В одном случае мы понимаем, почему мы хотим заниматься самообразованием, потому что нам этого хочется, а в другом, мы чему-то учимся не столько для себя, сколько для других. К сожалению, большинство людей привыкли учиться для кого-то или для чего-то – потому что их приучают к этому. Например, человек может имитировать обучение, ради диплома и прочей макулатуры, а не реально учиться ради знаний. Дальше эта привычка учиться ради кого-то, а не ради себя, вынуждает людей искать внешний, а не внутренний стимул к обучению, к самообразованию. Не будем сейчас разбираться с тем, почему нас приучают учиться для кого-то, отчасти я об этом уже сказал выше, просто сделаем для себя вывод, что занимаются самообразованием по собственной воле очень немногие, и гораздо большее число людей делает это по необходимости или иначе говоря, под воздействием внешних факторов. Тем не менее, если человек сам себя учит – он вне всяких сомнений занимается самообразованием. И оно непременно приносит ему пользу.

Самообразование – это прежде всего открытость к новым знаниям, это желание эти новые знания получать, это любовь к знаниям. Вот этой открытости, этого желания, очень не хватает многим людям. С одной стороны, люди так устроены, что многое могут делать только из под палки, даже если речь идет о чем-то, что полезно для них самих. А самообразование определенно приносит пользу любому человеку. Но с другой стороны, наша система образования тоже часто отбивает у людей желание учиться чему-то самостоятельно, поскольку оно неправильно, я считаю, мотивирует к обучению, поэтому многие люди чему-то учатся только за счет внешних стимулов. Хотя бывают и исключения, когда людей обучают так, что потом они сами всю жизнь с удовольствием чему-то новому учатся. Человека надо приучить тянуться к знаниям – это, я считаю, самая важная задача для образования. Вот к удовольствию и развлечениям тянутся все, а учиться и получать от этого удовольствие, хотят и могут немногие. Поэтому, если привить человеку в детстве интерес к учебе, то велика вероятность, что он будет учиться всю жизнь, он будет сам постоянно себя образовывать, независимо от внешних условий и стимулов.

Мотивация

Нужна ли для свободного самообразования какая-то мотивация? Безусловно. Только это должна быть преимущественно внутренняя мотивация, чтобы человек не насиловал себя, желая научиться чему-то новому, а делал это со страстью и увлеченностью. А что стоит за мотивацией? За мотивацией стоят эмоции, а за ними либо внутренние, либо, что встречается гораздо чаще, внешние факторы. Что-то должно человека возбуждать, волновать, цеплять, раздражать. Нередко к самообразованию человека приводят трудности в его жизни, а не любопытство, не интерес. Но при этом, занимаясь самообразованием ради решения своих проблем, человек может влюбиться в это дело, и впоследствии учиться уже не из-за необходимости, а из-за интереса и ради удовольствия. Так что иногда тяжелая жизнь и различные проблемы идут людям только на пользу. Ведь когда у человека жизнь складывается очень хорошо, то интерес к учебе у него конечно может присутствовать, если это достаточно любопытный и целеустремленный человек, но чаще всего люди в таких случаях предпочитают сильно не напрягаться, ни умственно, ни физически. И совсем другое дело, когда что-то в жизни человека идет не так, как ему хотелось бы, вот тогда он начинает задаваться вопросами и искать что-то, что может ему помочь – информацию, знания, людей, которые могут его чему-то научить. Так что внутренняя мотивация, вызванная неблагоприятными внешними факторами – это очень благодатная почва для самообразования.

Чему учиться?

Знания – сила. А мышление – это умение этой силой пользоваться. Таково мое убеждение. В наше время, когда многие знания очень быстро устаревают и еще большее количество знаний являются, скажем так, не очень качественными или откровенно вредными – человек без хорошо развитого мышления, как корабль без капитана – любой может увлечь его за собой, любой может сбить его с толку, любой может навязать ему свою точку зрения, ввести в заблуждение и так далее. Посмотрите сами, как часто многие люди принимают вредные для них решения, которые со стороны выглядят достаточно глупыми. А ведь многие полезные знания людям сегодня доступны – интернет, библиотеки и даже умные люди, которые многое знают и многому могут научить – все это находится вокруг нас. Казалось бы – бери и пользуйся. Но, к сожалению, воспользоваться этим добром могут далеко не все. И не только потому, что времени у людей на это нет, время-то как раз найти можно, а потому, что в океане информации – нужно уметь ориентироваться. Вот если раньше многие знания были недоступны, поэтому одни люди, которые знали много, имели преимущество над другими людьми, у которых знаний было меньше, то сегодня преуспевают те, кто умеет работать с информацией. Так что мышление нужно развивать – именно оно сделает вас сильнее и приспособленнее к современному миру.

Ну и в связи с вышесказанным, я не могу не предложить вам свою услугу в виде программы развития мышления. В последнее время я уделяю этому вопросу очень много внимания, так как считаю, что в будущем именно качественное мышление будет цениться превыше всего. Не то, чтобы раньше мышление не было важным для человека, просто в будущем оно станет нашим единственным преимуществом перед системами искусственного интеллекта, которые потихонечку начинают вытеснять нас из многих областей. Уже сегодня некоторыми компьютерными программами можно полностью заменить людей, а в будущем роль человека в решении разного рода задач еще больше снизится. Но дело не только в этом, дело еще и в нашем собственном отношении к себе. Я думаю, что не ошибусь, если предположу, что большинство из вас, уважаемые читатели – хотели бы соображать очень хорошо, чтобы быстро и эффективно решать свои повседневные задачи и справляться с различными проблемами, которые постоянно возникают в жизни каждого человека. Поэтому интерес к мышлению, и в частности к способам его развития – у умных людей был всегда. Впрочем, и у не умных тоже. Я все это понимаю и сам, как я уже сказал, проявляю большой интерес именно к мышлению, к способам его развития. И поэтому я разработал специальную программу и продолжаю ее развивать и совершенствовать, которая позволяет очень интересным способом развивать мышление – с помощью умения ставить вопросы и искать на них ответы. Она, с одной стороны не нова, ибо еще Сократ в свое время докапывался до истины или опровергал ее с помощью грамотно поставленных вопросов, но с другой стороны, я разработал свою программу исходя из собственного представления о том, какими вопросами и в какой последовательности человек должен задаваться, чтобы приходить к нужным ему знаниям, мыслям, решениям, или создавать новые полезные знания. Так что я в праве утверждать, что аналогов моя программа развития мышления на сегодняшний день не имеет. Собственно говоря, если бы эти аналоги были, тогда какой смысл создавать что-то похожее. Попугаем быть неприятно и часто невыгодно.

А завершая разговор о самообразовании, пожалуй, скажу самое главное – этим стоит заниматься всем, всегда и любым доступным способом. Я считаю, что пока мы учимся чему-то новому, как в детстве, когда нам все было интересно, когда мы активно познавали окружающий нас мир – мы, друзья, живем. Неважно, сколько вам лет, где вы живете, чем занимаетесь, какие у вас интересы – учитесь, образовывайтесь, узнавайте больше нового, общайтесь с умными людьми, у которых можно чему-то научиться и поддерживайте в себе таким образом любовь к жизни, которая у нас не такая уж и длинная, чтобы мы отказывали себе в этом великом счастье.

Всю свою жизнь, с момента своего рождения и до самой смерти, человек постигает знания, получая нужную ему информацию, умения и навыки, в той или иной области науки, культуры, политики или повседневной жизни.

Тяга к знаниям заложена в самой человеческой природе на уровне инстинктов, как один из важнейших источников выживания. У некоторых в последствии это перерастает во вполне осознанный интерес, становится вполне контролируемым и направляемым собственной волей процессом, у других так и остается неосознанным.

Само образование можно разделить на два основных вида: первый - образование, как способ передачи опыта и связи между поколениями, направляемый и контролируемый в первую очередь извне, осуществляемый в интересах общества и государства, семьи и коллектива, целью этого образования является воспитание полноценного члена общества, гражданина; второй - приобретение знаний самостоятельным путем, вне учебных заведений и коллективов, направляемое лишь собственной волей, в своих собственных интересах и исходя из личных побуждений и предпочтений.

Единственным фактором, влияющим в той или иной степени на ход самообразования, являются общественные и социально политические условия, формирующие интерес, и ограничивающие в различной мере доступ к информации.
Самообразование, является неотъемлемой частью самовоспитания, при чем является наиболее продуктивной и эффективной его формой, поскольку позволяет личности формировать в себе принципиально новые качества, самосовершенствоваться, развивать умения и навыки, искоренять пороки и отрицательные черты. Сегодня под самообразование понимается не только чтение всевозможной литературы, посещение информационных Интернет ресурсов по самой различной тематики, но и посещение, и активное участие в таких мероприятиях как бизнес-семинары , конференции, тренинги, симпозиумы, курсы, участие в диспутах и дебатах, съездах и симпозиумах, посвященных самой разнообразной тематике.

Самообразование позволяет человеку самому ставить перед собой различные цели задачи, и затем достигать их, учить оптимизировать свое собственное время и пространство, что бы максимально эффективно использовать их, позволяет мобилизовать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы, расширяет эрудицию и мировосприятие, позволяет по новому взглянуть на привычные вещи, увидеть то, что раньше оставалось незамеченным.

С его помощью человек может раскрыть свой творческий потенциал, ведь и само самообразование своего рода творческий процесс, поскольку каждый человек подходит к нему строго индивидуально. Оно способствует наиболее полному развитию и раскрытию личности, происходит духовный, нравственный, интеллектуальный, культурный рост. При чем, заняться самообразование никогда не бывает поздно, так же как не бывает заняться им слишком рано. Впервые, наиболее четко интерес к самостоятельному постижению и пониманию окружающего мира люди приходят в старшем подростковом возрасте, когда они еще участья в общеобразовательной школе. По пути сомообразования человек идет всю жизнь, так как без этого не возможно достичь успеха в жизни или бизнесе!

Во многом на современном этапе, это явление обусловлено глубоким кризисом, в котором находится нынешняя образовательная система. И самостоятельные поиски ответов являются одним из наиболее вероятных вариантов решения этого кризиса, когда педагоги станут не источниками знаний, а лишь помощниками для учащихся в овладении новыми формами поведения, получении новых знаний и умений, становлении полноценной их личности, раскрытии своего потенциала.

Наш мир стремительно изменяется. Ежесекундно что-то происходит. Ежедневно, ежечасно мы узнаем что-то новое, растет объём наших знаний. В тоже время огромное количество информации становится не актуальной.

И в наш стремительный век, когда появляется новая информация , появляются новые технологии во всех отраслях знаний многие люди стремятся к саморазвитию, ищут пути для самостоятельного получения знаний, для самообразования.

Все имеют какое-то образование: школа, колледж, институт, университет, академия. Многие удовлетворены теми знаниями, которые получили и с облегчением думают: «Всё, учеба закончена и теперь я — вольная птица. Теперь я могу не сидеть за книгами» — увы, это так и это очень печально, так как человек останавливается в своем развитии.

Он не просто стоит на обочине, он катится назад по отношению к миру, двигающемуся с космической скоростью вперед.

Чтобы стать и оставаться успешным, нужно не просто идти в ногу со временем, а быть на шаг впереди. И лучший способ для этого самообразование.

Что такое самообразование и почему оно нужно, чтобы добиться успеха.

Самообразование это средство самовоспитания, так как способствует выработке целеустремлённости, внутренней организованности и самодисциплины, настойчивости в достижении цели. И прежде всего – это регулярный, систематический, непрерывный и бесконечный процесс, который предусматривает заинтересованность в самостоятельном изучении предмета.

В наш информационный век происходит не только увеличение количества информации, но и качество информации стремительно изменяется.

Положительные стороны самообразования в том, что мы свободны в своём выборе, что изучать, сколько тратить времени на изучение, как организовать свой график для изучения. Таким образом, процесс полностью адаптирован под нас. Сам планирую – сам выполняю. И ещё важный плюс: в процессе получения новых знаний улучшается память , развивается творческое мышление , способность анализировать и генерировать новые идеи.

Занимаясь самообразованием необходимо ответить самому себе на такие вопросы:

  1. Какими знаниями я уже обладаю в этой области?
  2. Какой цели я хочу добиться и какие результаты я ожидаю от получения новых знаний?
  3. Какими способами я буду получать новые знания?

Очень важно разработать план самообразования .

И самое главное помните , любое образование подразумевает не просто накопление знаний, а умение их эффективно применить. Только действия дадут результат. Сами по себе знания, ваша образованность в той или иной сфере деятельности никому не нужны. Деньги платить готовы только за то, как эффективно вы умеете применить ваши знания и получить результат .

Статьи по теме