Мифы древней греции и рима. Николай кун - легенды и мифы древней греции и древнего рима. У древних греков был единый пантеон богов

Николай Альбертович Кун

Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима

© ООО «Издательство ACT», 2016

* * *

Николай Альбертович Кун (1877–1940) –

русский историк, писатель, педагог, знаменитый исследователь античности, автор многочисленных научных и научно-популярных работ, наибольшей известностью из которых пользуется книга «Легенды и мифы Древней Греции» (1922), выдержавшей множество изданий на языках народов бывшего СССР и основных европейских языках.

Именно Н.А. Кун сделал мир богов и героев знакомым и близким нам. Он первым постарался упростить, изложить своим языком греческие мифы и приложил немало усилий, чтобы как можно больше самых разных людей познакомились с этим важным аспектом греческой культуры.

Предисловие

Для каждого поколения читающих людей существуют некие «знаковые книги», символы нормального детства и естественного вхождения в мир духовной культуры. Думаю, что не ошибусь, если назову для России XX в. одним из таких изданий книгу Н.А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Какое-то невероятное обаяние исходило для всех, кто начинал ее читать, от повествований о деяниях древних греков, от сказочного мира олимпийских богов и греческих героев. Дети и подростки, которым посчастливилось своевременно открыть для себя и полюбить эту книгу, не задумывались о том, что через мифы они приникают к миру одной из наиболее ярких страниц «детства человечества», по крайней мере – европейского.

Замечательное прозрение профессора Н.А. Куна состояло в том, что его пересказ древнегреческой мифологии позволял и позволяет детям приобщиться к истокам немеркнущей античной культуры через фантастические образы мифов и сказаний о героях, воспринимаемые детским сознанием в качестве волшебной сказки.

Так получилось, что Южное Средиземноморье и в первую очередь – остров Крит, Греция и острова Эгейского моря стали местом очень раннего расцвета цивилизации, зародившейся на рубеже III–II тыс. до н. э., то есть примерно четыре тысячи лет назад, и достигшей в зените того, что можно смело назвать совершенством.

Известный швейцарский историк культуры А. Боннар дал, например, такую оценку «золотому веку греческой культуры» (V в. до н. э.): «Греческая цивилизация в ее полуденную пору – это именно крик радости, исторгнутый из нутра человеческого рода, производящего на свет гениальные творения». Достигшие очень многого в самых разных областях жизни – мореплавании и торговле, медицине и философии, математике и архитектуре, – древние греки были абсолютно неподражаемы и непревзойденны в области литературного и изобразительного творчества, которое выросло именно на культурной почве мифологии.

Среди многих поколений людей, читающих в течение уже почти столетия книгу Н.А. Куна, совсем немного тех, кому известно что-то о ее авторе. Лично мне в детстве запомнилось только таинственно звучащее слово «Кун». За этим необычным именем в моем сознании, как и в сознании абсолютного большинства читателей, отнюдь не возникал реальный образ Николая Альбертовича Куна, прекрасного ученого, великолепного знатока античности с «дореволюционным образованием» и непростой судьбой в бурном XX веке.

Читатели книги, которую предваряет это введение, имеют возможность представить облик автора «Легенд и мифов Древней Греции». Краткий рассказ о его имени, который я предлагаю читателям, основан на материалах нескольких предисловий, написанных разными авторами к прежним изданиям книги Н.А. Куна, а также на документах, любезно предоставленных мне его родными.

Н.А. Кун родился 21 мая 1877 г. в дворянской семье. Его отец, Альберт Францевич Кун, не ограничивался делами и заботами собственного поместья. В среде его потомков сохранилась молва, что он организовал некое товарищество, которое содействовало внедрению использования электричества в российских театрах. Мать Николая Альбертовича, Антонина Николаевна, урожденная Игнатьева, происходила из графской семьи и была пианисткой, учившейся у А.Г. Рубинштейна и П.И. Чайковского. Концертной деятельностью она не занималась по состоянию здоровья.

В 1903 г. Николай Альбертович Кун закончил историко-филологический факультет Московского государственного университета. Уже в студенческие годы Николай Альбертович проявил тяготение к изучению античности и незаурядные познания в истории Древней Греции. Будучи студентом, в 1901 г. он выступил с сообщением об олигархии четырехсот в Афинах в 411 г. до н. э. Судя по сохранившимся газетным вырезкам, это выступление было связано с достаточно важным для университета событием – открытием Историко-филологического студенческого общества. Как сообщали газеты, заседание происходило «в большой аудитории нового здания Московского университета». Почетным председателем исторической секции Общества был единогласно избран профессор В.О. Ключевский, «должность же председателя секции будет считаться вакантною до приезда из-за границы профессора П.Г. Виноградова, которому и будет предложено занять эту должность по единогласному желанию членов общества».

Как видим, студенты Московского университета, увлеченные историей, твердо связали свою научную деятельность с именами корифеев тогдашней российской исторической науки. Именно таковыми были Василий Осипович Ключевский и Павел Гаврилович Виноградов. Показательно, что деятельность студенческого научного Общества по секции истории открывалась докладом студента IV курса Н.А. Куна. В семье Николая Альбертовича сохранились тезисы этого научного труда. Написанные образцовым почерком интеллигентного человека начала XX века, они начинаются с характеристики источников. Автор пишет о Фукидиде и Аристотеле, воспроизводя название труда Аристотеля «Афинская полития» на древнегреческом языке. Затем следуют одиннадцать тезисов, в которых анализируется событие, – олигархический переворот в Афинах в 411 г. до н. э. Содержание тезисов свидетельствует о прекрасном знании античной истории студентом Н.А. Куном.

В семье профессора Куна сохранилась составленная и подписанная им подробная анкета с детальным описанием своей научной деятельности. В первом пункте этого интереснейшего документа Николай Альбертович сообщил, что он получил за эту студенческую научную работу премию им. Садиковой, «обыкновенно выдававшуюся приват-доцентам». Среди университетских учителей Н.А. Куна были такие выдающиеся историки, как В.О. Ключевский и В.И. Герье, более известный как специалист по истории нового времени, он занимался также и античной историей. С блестящим лингвистом академиком Ф.Е. Коршем Николай Альбертович поддерживал добрые отношения и после ухода Корша в 1900 г. с кафедры классической филологии Московского университета.

Казалось, ко времени окончания в 1903 г. университета перед талантливым юношей была открыта прямая дорога в большую науку. Однако его путь к занятиям любимой античностью оказался достаточно долгим и витиеватым.

Выпускник Московского университета Н.А. Кун был представлен факультетом к оставлению при университете, что давало прекрасные возможности для академической карьеры. Однако это предложение не было утверждено попечителем Московского учебного округа, видимо, по причине какого-то участия Н.А. Куна в студенческих волнениях рубежа веков. Путь в академическую науку оказался для него закрытым фактически навсегда. Николаю Альбертовичу предстояло немало проявить себя в других областях: на ниве преподавания, просвещения, организации образовательных учреждений и главное – популяризации научных знаний, прежде всего – в области античной культуры.

В 1903–1905 гг. Н.А. Кун преподавал в Твери в женской учительской школе Максимовича. Сохранилась старинная открытка начала XX в. с фотографией здания этой тверской школы и надписью на обороте, сделанной Н.А. Куном: «В этой школе я начал работу преподавателя в 1903 г. В ней прочел и первую лекцию по истории Древней Греции для учителей в 1904 г.». Опять Древняя Греция, образ которой, как видим, не ушел из сознания ее знатока и поклонника.

Тем временем в современной молодому Н.А. Куну России приближалась давно назревавшая страшная революционная буря. Н.А. Кун не стоял в стороне от грядущих исторических событий. В 1904 г. он начал читать лекции в рабочих аудиториях, был одним из организаторов воскресной школы для рабочих, которая в том же 1904 г. была закрыта по распоряжению тверского губернатора. «Неблагонадежность», которую усмотрели в Куне еще московские власти, вполне подтверждалась поведением этого просветителя-интеллигента, и в начале декабря 1905 г. (в самое страшное революционное время) он был выслан по распоряжению губернатора из Твери. Учитывая, насколько близко этот город находился от Москвы, центра событий первой русской революции, власти «предложили» Н.А. Куну выехать за границу.

Рождение. Отец Зевса Крон, который свергнул своего отца деда Зевса Урана (см. « ») не был уверен, что власть останется в его руках. Тогда Крон приказал своей жене Рее приносить ему своих детей: Гестию, Деметру, Геру, Аиду и Посейдона, которых он съедал. Рея не хотела потерять своего шестого ребенка Зевса и спрятала его на острове Крит.

Борьба с Титанами. Когда Зевс подрос и возмужал, он решил вернуть своих братьев и сестер, заставив Крона извергнуть их из своей утробы. Крон вернул детей и те начали долгую и упорную борьбу с Титанами. В конце концов Титаны были повержены и низвегнуты в Тартар.

Борьба с Тифоном. После того, как все посчитали, что битва окончена, оказалось, что все не так просто. Мать Титанов — Гея-Земля, рассердилась на Зевса и родила от Тартара ужасное стоглавое чудовище — Тифона, и его Зевс отправил в Тартар.

Олимп . Как известно Зевс находится на , окруженный сонмом богов. Здесь и его супруга Гера, златокудрый Аполлон с сестрой Артемидой, Афродита и Афина. Зевс с богами решают судьбы людей и всего мира.

Жены Зевса. Женой Зевса была Гера — покровительница брака, рождения детей. После того, как Крон извергнул своих детей, Рея отнесла Геру к седому Океану, где она была воспитана Фетидой, но Зевс влюбился в неё и похитил. Гера очень могущественна и постоянно спорит на собраниях богов, чем выводит Зевса из себя.

Другой женой Зевса была Ио, которую Зевс превратил в корову, оберегая её от ревнивой Геры, однако и это не помогло, Гера наслала на неё огромного овода, от которого она избавилась по предсказанию Прометея, в Египте она родила сына Эпафа.

Аполлон

Рождение. Бог света Аполлон родился на острове Делос. Его мать Латона нашла приют на этом острове, так как Гера преследовала её по пятам и послала страшного змея Пифона. Рождение Аполлона ознаменовалось потоками яркого света.

Борьба с Пифоном. Юный Аполлон грозил всему злому и мрачному, он отправился в жилище Пифона, вызвал его на дуэль и победил. Апполон зарыл его в землю священного города Дельфы, там же он создал свое святилище и оракул.

Аполлон у Адмета. Искупая свой грех Аполлон пас стада царя Адмета, он сделал их великолепными и помог получить руку царицы Алкесты. Кроме этого он правил . Его составляли Каллиопа — муза эпической поэзии, Эвтерпа — муза лирики, Эрато — муза любовных песен, Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии, Терпсихора — муза танца, Клио — муза истории, Урания — муза астрономии и Полигимния — муза священных гимнов. Так же Аполлон может и наказывать. Именно он наказал сыновей Алоэя — Отта и Эфиальта, они грозились взгромоздиться на небо и похитить Геру и Артемиду. От руки Аполлона пострадал и фригийский сатир Марсий, он осмелился состязаться с ним в игре на арфе, которую бросила Афина, прокляв инструмент, так как он обезображивал её лицо. Аполлон выиграл соревнования и приказал повесить Марсия, содрав с него шкуру.

Мифы о Артемиде

Артемида как и Аполлон родилась на острове Делос в одно время с Аполлоном. Она следит за всем, что растет на земле и благословляет свадьбы, браки и рождение детей. На охоте богиню всегда сопровождают нимфы.

Артемида может и наказать, что она и сделал с Актеоном, сына Автонои дочери Кадма, который нарушил его покой, превратив его в оленя, которого растерзали его же собственные собаки.

Афина-Паллада

Афина-Паллада была рождена из головы Зевса, так как Мойры нагадали ему, сын богини Метис возьмет у него власть, то он прежде чем родилась дочь проглотил собственную жену. Вскоре у Зевса начались головные боли и он приказал Гефесту расколоть ему голову, так из головы появилась Афина.

Афина дает мудрые советы, хранит города, учит девушек ткать, но и наказывать тоже умеет. Так ею была наказана Арахна, она вызвала Афину на поединок, который длился долго, но в конце концов Арахна не выдержала и повесилась, но Афина вынула её из петли и превратила в паука.

Гермес

Гермес родился в гроте горы Киллены в Аркадии. Гермес охраняет дороги, сопутствует путникам при жизни и отправляет их в Аид. Одновременно Гермес это и божество воров и плутов. Он то и украл коров Аполлона.

Афродита

Афродита родилась около острова Киферы. Она олицетворение красоты и вечной молодости. Она постоянно находится в на Олимпе среди богов. Тому, кто служит ей, она дарит счастье. Так случилось с кипрским художником Пигмалионом, он слепил красивую девушку и постоянно разговаривал с ней, тогда он попросил Афродиту подарить ему в жены такую же какой была его статуя. Придя домой он увидел, что его статуя ожила.

Кроме этого Афродита может и наказать, это и случилось с гордым сыном речного бога Кефиса, холодным Нарциссом. Когда он заблудился в лесу, его увидела нимфа Эхо, она хотела прикоснуться к нему, но он оттолкнул её и скрылся в лесу, заставив нимфу страдать. Афродита наслала на Нарцисса страшную кару — придя к ручью напиться, он влюбился в собственное отражение в воде, она превратила его в белый цветок смерти — Нарцисс.

Гефест

Гефест — сын Геры и Зевса, бог огня и кузнец, родился слабым и хромым, Гера выбросила его с Олимпа, упавшего воспитали богини океана. Гефест вырос хромым и некрасивым, но умел выковывать прекрасные вещи. Помня поступок матери, он выковал красивое кресло и послал ей его в подарок, но как только Гера села в него, она оказалась в ловушке, никто кроме Гефеста не мог её освободить, а делать этого он не хотел, тогда Гермес прислал бога виноделия Диониса, тот опоил Гефеста и он освободил мать, ведь он уже не помнил обиды. Он построил на Олимпе богам красивые дворцы. Однако Гефест может быть и грозным, именно он и своим оружием и поразил гигантов.

Фаэтон

Фаэтон сын бога Солнца Гелиоса и Климены- дочери богини моря Фетиды. Когда родственник Фаэтона, сын Зевса Эпаф стал оскорблять его, говоря, что он сын простого смертного, Фаэтон в слезах побежал к матери и та послала его к Гелиосу и тот подтвердил, что он его отец. Фаэтон попросил отца проехаться на его колеснице, Гелиос с страхом позволил ему и Фаэтон не удержавшись упал и разбился на берегах Эридана.

Дионис

Дионис родился у Зевса от прекрасной Семелы — дочери царя Кадма. Зевс обещал ей исполнить любую её просьбу и ревнивая Гера сделала так, что бы Семела попросила Зевса явиться ей в полном величии. Зевс явился ей и Семела в ужасе упала и у неё родился Дионис- слабый и неспособный жить, но Зевс спас его, зашив себе в ребро. Дионис окреп и родился во второй раз и тогда Зевс отнес его в своей сестре Ино и её мужу Атаманту — царю Орхомена.

Гера разгневалась и наслала на Атаманта безумие, в порыве которого он убил своего сына Леарха и кинулся за Ино, но так бежала и бросилась в море.

От безумного Атаманта Диониса спас Гермес и отдал его на воспитание нимфам, которые были превращены Зевсом в созвездие Гиады.

По свету Дионис всегда ходит в сопровождении охмелевших сатиров. Однако власть Диониса не все признают и тогда он наказывает, это как раз и случилось с Ликургом напал на Диониса, вместе с дочерьми, которые не пошли на праздник Диониса, он превратил его в летучих мышей. Так же он наказал и пиратов, которые пытались продать его в рабство, обвив корабль виноградными лозами, а пиратов он превратил в дельфинов, так же он наказал и царя Мидаса, дав ему ослиные уши.

Миф о поколении людей

В мифе речь идет о поколениях людей, которых породил Зевс. Сначала он сделал первый род, который жил в золотом веке, не зная ни печали ни тревог. Второй род был разумным и обладал короткой жизнью. Крон разгневанный на них изгнал их в подземное царство, это то и был серебряный век.

Люди же третьего века не знали мира и любили воевать.

Люди четвертого века были героями, сражавшимися за Трою и царя Эдипа.

Пятый род людей рожден в век железа — век изнурительных печалей, который продолжается и по сей день.

Персей

У царя Аргоса Акрисия была дочь Даная. Акрисию было предсказано, что он погибнет от руки сына Данаи. И тогда Акрисий построил подземный дворец и заключил туда свою дочь. Но Зевс полюбил Данаю и проник во дворец в виде золотого дождя, после чего у Данаи родился сын Персей. Услышав смех Персея Акрисий испугался и спустившись во дворец заточил дочь в ящик и бросил его в море. После долгих скитаний Персей нашел прибежище у царя Полидекта.

Когда Персей вырос, Полидект послал его за головой Медузы-горгоны. На помощь Персею пришли Афина и Гермес. После долгого пути Персей пришел в ту страну, где жила горгона и убил её, а голову положил в сумку.

После долгого пути усталый Персей нашел прибежище у Атласа, но тот прогнал его и тогда Персей показал ему голову Медузы и Атлас превратился в камень. Вернувшись к Полидекту он показал ему медузу, так как тот не верил ему. В Аргосе он убил своего деда Акрисия.

Подвиги Геракла

1. Немейский лев. В первом подвиге Эврисфей приказал Гераклу убить немейского льва, порожденного Тифоном и Ехидной, который опустошал все. Геракл нашел логовище льва и стал ждать, затем он пустил во льва стралы и убил его, оглушив палицей, а затем задушил. Взвалив льва на плечи он понес его в Микены.

2. Лернейская гидра. Это второй подвиг Геракла. В логово гидры он отправился с Иолаем. Он начал бить её палицей, но она все равно оставалась живой. Тогда по приказанию Геракла Иолай прижигал головы гидры. Геракл зарыл бессмертную голову, а тело рассек и погрузил стрелы в желч, раны от которой стали теперь не излечимы.

3. Стимфалийские птицы. После победы над гидрой Эврифей приказывает Гераклу убить стимфалийских птиц. Афина-Паллада дала ему тимпаны, которыми он поднял шум и птицы начали кружить над ним, которых он перестрелял стрелами из лука. Некоторые из них в страхе улетели из Стимфала.

4. Керинейская лань. Затем Эврисфей послал Геракла за Керинейской ланью. Целый год он преследовал лань и наконец убил её, Артемида хотела его наказать, но он сказал, убил лань не по своей воле, а по приказу Эврифея и богиня простила его.

5. Эриманфский бык. После лани Эврисфей послал Геракла за Эриманфмским быком. Перед боем Геракл дрался с кентаврами, в ходе чего был ранен его лучший друг Харон. Это обстоятельство сильно опечалило Геракла. Он убил быка и показал царю, после чего тот спрятался в кувшине.

6. Скотный двор царя Авгия. Затем Эврисфей приказал Гераклу очистить скотный двор царя Авгия, который стоял грязным годами, Геракл согласился, но в качестве оплаты потребовал десятую часть стада. Он почистил скотный двор водами реки за один день.

7. Критский бык. Что бы поймать Критского быка, Геракл отправился на Крит. Этот бык опустошал все вокруг. Геракл поймал его и укротил. Но затем отпустил его обратно, где его убил Тесей.

8. Кони Диомеда. После укрощения быка Геракл отправился во Фракию, где у царя Диомеда были кони. Геракл захватил коней и убил Диомеда. Он отпустил коней и их растерзали дикие звери.

9. Пояс Ипполиты. Затем Эврисфей послал Геракла за поясом Ипполиты в страну амазонок. Геракл миром хотел добыть пояс, но ревнивая Гера сделала все, что бы началась война, в которой ценой плена был добыт пояс царицы амазонок Ипполиты.

10. Коровы Гериона. После похода к амазонкам Эврисфей велит Гераклу привести ему коров великана Гериона. По пути Геракл убил пса Орфа и великана Эвритиона, а затем и самого Гериона. Привести коров стоило ему больших трудов.

11. Кербер. После получения коров Эврисфей приказывает отправится в Аид за псом Кербером. Геракл укротил пса и привел его в Микены, но трусливый Эврисфей попросл отправить пса снова в Аид.

12. Яблоки Гесперид. Последний подвиг для Геракла был самым трудным — добыть яблоки Гесперид. На своем пути он убил Антея- царя Бусириса, держал небесный свод за Атланта пока он ходил за яблоками. Но и яблоки были отданы Эврисфеем обратно в сад.

Дедал и Икар

Будучи величайшим художником Дедал из-за зависти убил своего племянника Тала. Спасаясь от смерти он бежал на Крит, где прожил много лет. Вместе с сыном он на крыльях из воска хотел улететь, но Икар погиб, а Дедал добрался до Сицилии, где поздней погиб Минос.

Миф о Тисее

Рождение и воспитание . Эгей беззаботно правил в Афинах, но его печалило одно обстоятельство- у него не было детей. Оракул дал ему пророчество, что у него родится сын и станет величайшим героем Греции. Уходя в Афины Эгей положил под скалу свой меч и сандалии, сказал Эфре, что когда Тесей сам в состоянии будет сдвинуть скалу пусть возьмет их. Сам Тесей вырос сильный и красивый.

Тесей в Афинах . После того как Тесей по просьбе матери взял меч и сандалии отца он отправился в Афины к отцу. По дороге он победил величайших разбойников: великана Перифета, Синида и Прокруста, а так же порождение Тифона и Ехидны- свинью. В -Афинах Тесей победил и быка, укрощенного Гераклом (см. 7 подвиг Геракла).

Путешествие на Крит. Когда Тесей пришел на Крит Аттика была в печали, так как горажане должны были каждые 9 лет отдавать 7 юношей и девушек на съедение Минотавру. При помощи Ариадны, дочери царя Миноса он убил Минотавра и вышел из лабиринта, но забыл заменить паруса на белый цвет, чем погубил своего отца, Эгей бросился в море, думая, что сын погиб.

Тесей и амазонки. Тесей мудро правил в Афинах, часто отлучаясь на разные войны. Так он привел из Фемискира города Амазонок царицу Антиопу и женился на ней. Амазонки хотели освободить свою царицу и вторглись в Афины. Началась война, в которой Антиопа и была убита, сражаясь на стороне Тесея.

Тесей и Пейрифой. Живший в Фесалии предводитель лапифов Пейрифой захотел померятся силой с Тесеем, тем самым вызвав его на поединок. Но оба были такими величавыми, что сразу прекратили сражение. После этого Тесей отправился на свадьбу Пейрифоя, где состоялась битва с Кентаврами.

Похищение Персефоны. Смерть Тесея. Когда умерла жена Пейрифоя Гипподамия, Пейрифой решил снова жениться. Тогда они похитили Елену, а затем захотели похитить жену самого Аида Персефону, но были наказаны, власть перешла Менесфею, а Тесея настигла смерть.

Орфей и Эвридика

Великий певец Орфей имел прекрасную жену нимфу Эвридику, но счастье его длилось не долго, так как Эвридика умерла от укуса змеи. Орфей отправился к Аиду и попросил вернуть её, Аид вернул Эвридику, но попросил Орфея не оборачиваться назад, когда они будут возвращаться, но он не послушался и потерял Эвридику навечно. После Орфей стал ненавидеть женщин и был растерзан вакханками.

Аргонавты

Фрикс и Гелла. У Афаманта были дети Фрикс и Гелла, но он изменил жене Нефеле и женился на дочери Кадма Ино, но она не взлюбила его детей. Ино подкупила послов и те принесли ложное известие, что голод кончится, если принести Фрикса в жертву. Но Нефела послала златорунного барана, что бы спасти детей. Гелла погибла, когда баран летел над морем, а Фрикса баран привез в Колхиду к сыну бога Солнца- волшебнику Эету. Барана принесли в жертву, а руно повесили в роще, которое сторожил неусыпный дракон. Молва о руне прокатилось по всей Греции, от него зависело благоденствие всего рода.

Рождение и воспитание Янсона. В Фессалии правил брат Афаманта Кретей. Но после его смерти править стал Энсон, но жестокий Пелий отнял у него власть. Когда у Энсона родился сын он из за боязни отдал его на воспитание кентавру Харону. Когда Янсон вырос он пришел назад в Иолк, где родился к своему отцу. По дороге он встретил Пелия, а после встречи с Энсоном Янсон потребовал у Пелия вернуть ему власть. Но хитрый Пелий задумав погубить Янсона потребовал добыть ему золотое руно.

Поход в Колхиду. После разговора с Пелием Янсон начал готовится к походу в Колхиду. Он собрал много героев, был построен корабль и боги покровительствовали Янсону.

Аргонавты на острове Лемнос. После плавания герои пристали к острову Лемнос. Они долго наслаждались пирами, но Геракс уговорил их ехать дальше.

На полуострове Кизик. Во время путешествия по Протонтиде аргонавты пристали к острову Кизик, где жили долионы. После победы над шестирукими исполинами ночью аргонавты снова прибыли к острову, но жители их не узнали и началась война, только утром они поняли свою ошибку.

Аргонавты в Мизии. После недолгого плавания аргонавты прибыли в Мизию, где исчезли Геракл и Гилас. Опечаленные аргонавты вернулись на корабль, но морской бог Главк сказал, что Геракл должен вернуться в Грецию и совершить 12 подвигов у Эврисфея.

Аргонавты у Амика. На следующий день аргонавты пристали к берегу Вифании. Там правил царь Амик, который гордился своей силой и заставил всех с ним бороться. Амик был побежден и убит когда с ним дрался Полидевк, тогда бебрики напали на аргонавтов, но были обращены ими в бегство.

Аргонавты у Финея. Вскоре аргонавты прибыли в к берегам Фракии. Выйдя на берег они увидели дом, где жил Финей, который раньше был царем. За злоупотребление даром прорицания Финей ослеп и боги наслали на него гарпий, которые гадили на его пищу. Сыновья Борея погнались за ними, но вестница богов Ирида запретила гарпия трогать пищу Финея, после сытного обеда Финей предсказал аргонавтам их дальнейшую судьбу.

Симплегады. Финей предсказал аргонавтам, что на их пути встретятся скалы Симплегады, которые сходятся и расходятся. Тогда аргонавты пустили голубя и тот пролетел между скалами, а за ним прошел и корабль и тогда скалы Симплегады остановились.

Остров Аретиада. Прибытие в Колхиду. Аргонавты плыли долго, но тут с острова поднялась птица и кинула медное перо, пролетая над кораблем, перо вонзилось в плечо Оилею. Вынув перо из раны аргонавты увидели, что это стрела. Аргонавты поняли, что это птицы стимфалиды, которые жили на острове Аретиада. Герои прибыли на остров и начали шуметь и кричать, птицы же поднялись в небо стали кидать стрелы, после чего скрылись за горизонтом. На острове аргонавты встретили сыновей Фрикса, которые потерпели кораблекрушение на пути возвращения в Орхомен. На следующее утро герои прибыли в Колхиду.

Гера и Афродита. Когда аргонавты прибыли в Колхиду, боги стали советоваться, как помочь Янсону. Богини Гера и Афина решили идти к Афродите, что бы она велела своему сыну Эроту пронзить стрелами сердце Медеи- дочери Эета.

Янсон у Эета. Утром аргонавты решили идти к Эету, что бы просить его отдать руно. Когда они пришли к дворцу Эета их увидела Медея и вскрикнула от изумления. Во дворце Аргос сообщил Эету, что Янсон прибыл за золотым руном. Разгневавшись Эет решил погубить Янсона приказав ему вспахать поле Ареса и засеять его зубами дракона а после сразиться с воинами из зубов дракона.

Аргонавты обращаются к Медеи. Вернувшись на корабль, Янсон рассказал о поручении Эета. Тогда Аргос сказал, что во дворце Эета живет Медея, великая волшебница. Когда аргонавты попросили помочь, она достала мазь которую отдала Янсону, объяснив, как ею пользоваться.

Подвиг Янсона. Глубокой ночью Янсон принес жертву Гекате. Утром он пошел к Эету и тот дал ему зубы дракона. Янсон натер волшебной мазью щит, копье, а затем намазался сам и его тело обрело нечеловеческую силу. Затем он запряг быков и вспахав поле засеял его зубами дракона и когда из зубов выросли воины он сразился с ними, убив всех до единого. Увидев это Эет задумал погубить Янсона.

Похищение золотого руна. Эет догадался, что Янсон совершил подвиг при помощи Медеи. Великая опасность грозила им обоим, тогда Медея решила помочь Янсону похитить руно. Она усыпила дракона, а Янсон снял руно и быстро отвязав Арго он понесся прочь от Колхиды. Эет же послал за ним погоню.

Возвращение аргонавтов. Когда аргонавты увидели, что берег Истра занят колхидцами они придумали погубить их хитростью. Янсон послал предводителю войска колхидцев Абсириту дорогие подарки как бы эти подарки от Медеи и убедил его прийти в храм, где и убил его, аргонавты затем пустились в путь, но началась буря и голос из коры велел им ехать к Цирцеи за очищением. Цирцея очистила аргонавтов от убийства и они счастливо поехали дальше и вскоре прибыли в Иолк.

Смерть Пелия. Пелий же не сдержал своего слова отдать власть Янсону. Тогда Янсон решил отомстить Пелию и попросил Медею омолодить Энсона и та исполнила его желания, об этом узнали дочери Пелия и попросили омолодить Пелия. Медея сделал несколько иное зелье и усыпив Пелия убила его, но власть Янсону так и не удалось получить сын Пелия изгнал Янсона из Иолка, Янсон удалился с Медеей в Коринф.

Смерть Янсона. После изгнания Янсон и Медея стали жить в Коринфе у царя Креонта, но Янсон изменил Медее и когда у них родились дети он влюбился в дочь царя Главку. Медея разгневалась и задумала погубить обоих. Она послал Главке отравленные платье и корону, которые убили её, затем Медея убила своих детей а под обломками Арго погиб и Янсон.

Миф об Энее.В мифе речь идет о путешествие Энея в Италию, что бы там основать город. Он преодолел много странствий, участвовал в войне с Турном, в которой победил. После войны он основал новый город и был взят на небо.

Легенды о Риме. В городе Альба-Лонго царствовал потомок Энея- Нумитор, его брат Апулий завидовал ему и свергнул его с престола, затем убил сына Нумитора, а дочь сделал жрицей богини Весты.

Когда Рея дочь Нумитора родила от брака с Мирсом Амулий приказал бросить близнецов в Тибр. Детей бросили в Тибр, но и нашла волчица и отнесла в свое логово, где их потом нашел пастух Фаустул, мальчиков назвали Ромул и Рем. Братья были смелыми, именно Ромул убил Амулия и освободил брата. Ромул основал после смерти Рема город названный Римом.

Древние греки были величайшими создателями мифов в Европе. Именно они придумали слово "миф" (в переводе с греческого "предание", "сказание"), которым мы сегодня называем удивительные истории о богах, людях и фантастических существах.

Римляне, наследники культурных традиций Эгейского мира, многих италийских божеств приравняли к богам греческого пантеона. Римские мифологические герои выглядят более тускло по сравнению с греческими.

Если Древней Греции принадлежит честь создания большинства мифов и легенд, то Древнему Риму мы должны быть в большей степени благодарны за сохранность сказаний античного мира.

Греки создали своих богов по образу и подобию людей, наделили их красотой и бессмертием. Древнегреческие божества были очеловечены настолько, что обладали теми же качествами и эмоциями, что и люди, судьбами которых они управляли, будучи единовременно великодушными и мстительными, добрыми и жестокими, любящими и ревнивыми; судьба их была столь же зависима от жребия Мойр (греческих богинь судьбы), сколь жизнь людей зависела от богов.

Мифология греков поражает своей красочностью и разнообразием, в отличие от религии римлян, небогатой на легенды, удивляющей сухостью и безликостью своих божеств. Италийские боги никогда не проявляли свою волю при непосредственном контакте с простыми смертными: римлянин, просящий богов о милости, стоял, накрыв голову частью плаща, чтобы случайно не увидеть призываемого бога. Греки же в отличие от римлян, любовались прекрасными изображениями своих божеств.

Древнегреческое общество прошло долгий путь развития от самого темного, архаического периода до развитой цивилизации. Мифы, в которых выражалось его мировоззрение, изменялись вместе с развитием общества.

Доолимпийский этап развития мифов пришелся на историческую эпоху человека, чувствующего себя беззащитным перед силами природы. Окружающий мир представлялся ему в виде первобытного хаоса, в котором действовали непонятные, неуправляемые, страшные для человека стихии. Главной действующей силой природы мыслилась земля, все порождающая и всему дающая начало. Земля порождала чудовищ, олицетворявших ее темную хтоническую (древнюю) силу. Таковы титаны, циклопы и "гекатонхейры" - сторукие чудища, пугавшие воображение человека. Таков многоголовый змей Тифон. Таковы страшные богини Эринии - старухи с собачьими головами и змеями в распущенных волосах. В этот же период появились и кровожадный пес Кербер (Цербер), и лернейская гидра, и химера с тремя головами. Окружающий мир пугал человека, представлялся ему враждебным, заставлял прятаться и искать спасения.

Божества доолимпийского периода были далеки от тех идеальных форм, которые представляются нам при слове "греческая мифология". Идея божества была еще не отделена от предмета, который мыслился его олицетворением. Например, в городе Сикионе (Пелопоннес) Зевса изначально почитали в виде каменной пирамиды. В городе Феспии (Беотия) Геру представляли в виде обрубка древесного ствола, а на острове Самос - в виде доски. Богиня Лето была представлена необработанным поленом.

Однако развитие древнегреческого общества не стояло на месте. Подъем хозяйственной деятельности укрепил веру человека в себя, позволил ему смелее взглянуть на окружающий мир. Период к патриархату породил новый вид мифологического персонажа - знаменитого древнегреческого героя, победителя чудовищ и основателя государств. Один из самых значительных мифов этого периода - победа солнечного бога Аполлона над змеем Тифоном. Герой Кадм убивает дракона и на месте победы основывает город Фивы. Персей побеждает Медузу, один взгляд которой превращал людей в камни. Беллерофонт избавляет людей от Химеры, а Мелеагр - от калидонского вепря. И, наконец, наступает самый яркий период борьбы человека над миром, прежде казавшимся враждебным, а теперь все более пригодным для обитания. Геракл, сын Зевса, совершает свои двенадцать подвигов и окончательно дарует людям этот мир.

Героический период древнегреческой мифологии представлен двумя выдающимися эпическими произведениями - "Илиадой" и "Одиссеей". В них ярко описаны подвиги героев, совершенные во время многолетней войны между ахейцами-греками и жителями города Трои, стоявшего на азиатском побережье пролива Геллеспонт.

По мнению современных исследователей, Троянская война произошла в XIII веке до нашей эры. Вскоре после этого на Балканский полуостров вторглись северные племена дорийцев, уничтожившие Крито-Микенскую цивилизацию. Несколько столетий спустя, греческая цивилизация возродилась, и к V веку до нашей эры достигла расцвета. Именно этот период развития древнегреческого общества считается классическим, именно от этого периода до нас дошли произведения искусства, изображающие богов и богинь как внешне совершенных, безупречных существ.

Древнеримская мифология отличалась от греческой большей абстрактностью. Римляне обожествляли различные понятия - верность, доблесть, храбрость. Вначале самобытная, римская мифология уже на ранних этапах своего становления попала под влияние греков, населявших Италию. Так, например, Марс первоначально был богом, питающим корни растений, а Венера - богиней садов. Лишь потом они были отождествлены с греческими божествами войны и любви.

Но самым интересным явлением сознания древних римлян можно назвать так называемый "Римский миф" - не просто рассказ из жизни богов и обожествленных предков, это целый комплекс взглядов, сложившихся в народное мировоззрение и в идеологию римского государства. Суть его заключалась в том, что Риму самими богами издревле было предназначено стать первым городом мира и править народами. Этот миф зарождался одновременно с победами римлян в многочисленных войнах, в которых они подчиняли себе сначала окрестные племена, а затем отдаленные страны Европы, Азии, и, наконец, Африки. Древние римляне были уверены, что такой порядок вещей абсолютно естествен, и верили в божественное избрание предназначение своего государства.

Наиболее полно этот миф был развит в эпоху императора Цезаря Августа, который в своей политике стремился опираться на авторитет чтимой римлянами старины. Написать литературное произведение, которое выражало бы выдвинутые идеи, взялся один из наиболее выдающихся поэтов своего времени - Публий Вергилий Марон. Написанная им поэма - "Энеида" - стала настолько выдающимся произведением, что пережила века.

Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический (наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.) характер греческого политеизма (совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов, которые имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния), объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления преобладают над абстрактными, как в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты).

Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов, посредствующим звеном между ними выступали герои. Такие герои, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов. Боги греков и сами были антропоморфны, они испытывали человеческие страсти и могли страдать, подобно людям.

В повседневной жизни римлян религия играла очень важную роль. Римляне, так же как и все народы древности, обожествляли непонятные им явления природы и общественной жизни. Римская религия зародилась еще в недрах родового строя и к концу республиканского периода прошла длительный путь развития. В римской религии долгое время сохранялись остатки первобытных религиозных представлений: тотемизма, фетишизма, анимизма. Особенно долго сохранялся в римской религии анимизм, вера в безличных и абстрактных духов, обитающих во всех окружающих человека материальных предметах, присущих явлениям природы, отвлеченным понятиям и даже отдельным действиям человека.

Длительное сохранение анимистических представлений тормозило развитие антропоморфного взгляда на богов, т.е. представление божества в виде человеческого образа.

В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определенной общепризнанной догматики. Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь все более уясняется благодаря раскопкам и находкам. Мы узнаем, какие где почитались боги или герои и где какой почитался преимущественно (например, Зевс -- в Додоне и Олимпии, Аполлон -- в Дельфах и на Делосе, Афина -- в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий -- в Епидавре); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества). Если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы; наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов), и культы домашние или семейные, а также культы частных обществ или лиц.

Трудно установить в точности, когда появились первые греческие мифы и легенды, в которых были явлены миру человекоподобные боги, и есть ли они наследие древней критской культуры (3000-1200 годы до нашей эры) или микенской (до 1550 года до нашей эры), когда на табличках уже встречаются имена Зевса и Геры, Афины и Артемиды. Легенды, предания и сказания передавались из поколения в поколение певцами-аэдами и не были зафиксированы письменно. Первыми записанными произведениями, донесшими до нас неповторимые образы и события, были гениальные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Запись их датируется VI веком до н. э. По мнению историка Геродота, Гомер мог жить за три века до этого, то есть около IX-VIII веков до нашей эры. Но, будучи аэдом, он использовал творчество предшественников, еще более древних певцов, самый ранний из которых, Орфей, по ряду свидетельств, жил приблизительно во второй половине II тысячелетия до нашей эры.

Недосягаемый образец, которым доныне является гомеровский эпос, не только донес до потомков обширные знания об эллинской жизни, но и позволил составить представление о взглядах греков на мироздание. Все сущее образовалось из Хаоса, который являл собою борьбу стихий. Первыми появились Гея - земля, Тартар - ад и Эрос - любовь. От Геи родился Уран, и затем от Урана и Геи - Кронос, циклопы и титаны. Одолев титанов, Зевс воцаряется на Олимпе и становится правителем мира и гарантом вселенского порядка, который наконец наступает в мире после долгих потрясений. Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. Именно они придумали слово "миф" (в переводе с греческого "предание", "сказание"), которым мы сегодня называем удивительные истории о богах, людях и фантастических существах. Мифы были положены в основу всех литературных памятников Древней Греции, включая поэмы Гомера, столь любимые в народе. Например, афиняне с детства были знакомы с главными героями "Орестеи", трилогии поэта Эсхила. Ни одно из событий в его пьесах не было неожиданным для зрителей: ни убийство Агамемнона, ни месть его сына Ореста, ни преследование Ореста фуриями за смерть матери. Их более всего интересовал подход драматурга к запутанной ситуации, его толкование мотивов вины и искупления греха. Трудно по достоинству оценить значение тех театральных постановок, но, к счастью, у людей остались источники многих трагедий Софокла и Еврипида -- сами мифы, сохраняющие большую привлекательность даже в кратком изложении. И в нашем веке людей волнует старая как мир история Эдипа, убийцы отца; приключения Ясона, пересекшего Черное море в поисках волшебного золотого руна; судьба Елены, прекраснейшей из женщин, которая послужила причиной Троянской войны; странствия хитроумного Одиссея, одного из храбрейших греческих воинов; удивительные подвиги могучего Геракла, единственного из героев, кто заслужил бессмертие, а также истории великого множества других персонажей. мифология божество доолимпийский мировоззрение

Римская мифология в своем первоначальном развитии сводилась к анимизму, т. е. вере в одушевление природы. Древние италийцы поклонялись душам умерших, причем главным мотивом поклонения был страх перед сверхъестественной их силой. Для римлян, как и для семитов, боги представлялись страшными силами, с которыми надо было считаться, умилостивляя их строгим соблюдением всех обрядов. Всякую минуту своей жизни римлянин боялся прогневить богов и, чтобы заручиться их благосклонностью, не предпринимал и не совершал ни одного дела без молитвы и установленных формальностей. В противоположность художественно одаренным и подвижным эллинам, римляне не имели народной эпической поэзии; их религиозные представления выразились в немногочисленных, однообразных и скудных по содержанию мифах. В богах римляне видели только волю, которая вмешивалась в человеческую жизнь.

Римские боги не имели ни своего Олимпа, ни генеалогии, и изображались в виде символов: Маны (боги загробного мира) -- под видом змей, Юпитер -- под видом камня, Марс -- под видом копья, Веста -- под видом огня. Первоначальная система римской мифологии сводилась к перечислению символических, безличных, обоготворенных понятий, под покровительством которых состояла жизнь человека от зачатия его до смерти; не менее отвлеченны и безличны были божества душ, культ которых составлял древнейшую основу семейной религии. На второй стадии мифологических представлений стояли божества природы, главным образом рек, источников и земли, как производительницы всего живого. Далее идут божества небесного пространства, божества смерти и преисподней, божества -- олицетворения духовных и нравственных сторон человека, а также различных отношений общественной жизни, и, наконец, иноземные боги и герои. К божествам, олицетворяющим души умерших, относились Manes, Lemures, Larvae, а также Genii и Junones (представители производительного и жизненного начала в мужчине и женщине). При рождении genii вселяются в человека, при смерти -- отделяются от тела и становятся manes (добрыми душами). В честь Юноны и Гения в день рождения приносились жертвы. Позднее, для охраны, свои Гении были приданы каждому семейству, городу, государству. С Гениями родственны Лары, покровители полей, виноградников, дорог, рощ и дома; в каждой семье был свой lar familiaris, охранявший очаг и дом (позднее их стало два). Кроме того, были особые боги очага (покровители кладовой) -- Penates, к которым причислялись Янус, Юпитер, Веста. Божества, под покровительством которых находилась вся человеческая жизнь во всех её проявлениях, назывались dei indigetes (внутри действующие или внутри живущие боги). Их было столько же, сколько различных деятельностей, т. е. бесконечное множество; каждый шаг человека, каждое движение и действие в разные возрасты были опекаемы особыми богами. Были боги, оберегавшие человека со времени зачатия до рождения (Janus Consivius, Saturnus, Fluonia и др.), помогавшие при рождении (Juno Lucina, Carmentis, Prorsa, Postversa, и др.), охранявшие мать и ребенка т, для охраны после родов (Intercidona, Deus Vagitanus, Cunina, и др.), заботившиеся о детях в первые года детства (Potina, Educa, Cuba, Levana, Earinus, Fabulinus), боги возрастания (Iterduca, Mens, Consus, Sentia, Voleta, Jnventas, и др.), боги покровители брака (Juno juga, Afferenda, Domiducus, Virginensis и др.). Кроме того, были божества деятельностей (особенно земледелия и скотоводства) -- например Прозерпина, Флора, Помона (Proserpina, Flora, Pomona), и мест -- например Nemestrinus, Cardea, Limentinus, Rusina. При дальнейшей эволюции мифологических представлений, некоторые из этих божеств более индивидуализировались, к основным их атрибутам присоединялись другие, и мифологический образ становился рельефнее, приближаясь к человеческому, причем некоторые божества были соединены в брачные пары. На этой ступени развития религиозных представлений выступают божества природы -- боги и богини водной стихии, полей, лесов, а также некоторых явлений человеческой жизни. Божества источников (обыкновенно -- богини) почитались в рощах и обладали еще даром предвещания и песни, а также были помощницами при родах. К числу этих божеств относились, например, Camenae и Egeria -- вещая супруга Нумы. Из речных богов в Риме пользовался почитанием pater Tiberinus, которого умилостивляли жертвой Аргеев (делали из тростника 27 кукол, которых бросали в воду), Numicius (в Лавинии), Clitumnus (в Умбрии), Volturnus (в Кампании). Представителем водной стихии был Нептун, позднее, через отожествление с Посейдоном, сделавшийся богом моря (с 399 г. до н. э.).

К богам, деятельность которых проявлялась в природе и жизни и которые имели более яркую индивидуальность, относятся Янус, Веста, Вулкан, Марс, Сатурн и другие боги плодородия и деятельности в растительном и животном царстве. Янус из покровителя двери (janua) сделался представителем всякого входа вообще, а затем богом начала, вследствие чего ему было посвящено начало дня и месяца, а также названный по его имени месяц январь, как совпадающий с началом прибывания дней. Веста олицетворяла собой огонь, горевший в очаге как общественном, так и личном. Культом богини заведовали шесть дев, названных по имени ее весталками. В противоположность Весте, олицетворявшей благодетельную силу огня, Вулкан или Волкан (Volcanus) был представителем разрушительной огненной стихии. Как бог стихии, опасной для городских построек, он имел храм на Марсовом поле. Он призывался в молитвах и вместе с богиней плодородия, Майей, и считался божеством солнца и молнии. Позднее он был отожествлен с Гефестом и стал почитаться, как бог кузнечного искусства и вулканов. Главными божествами, покровительствовавшими земледелию, были Сатурн (бог посева), Конс (бог жатвы) и Опс, супруга Конса. Позднее Сатурн был отожествлен с греческим Кроном, Опс -- с Реей, причем многие особенности греческого культа были внесены в римский культ этих божеств. Земледелию и скотоводству покровительствовали также другие боги лесов и полей, символизировавшие собой силы природы и почитавшиеся в рощах и у источников. Их атрибуты и божественные свойства были столь же просты, как и сама жизнь и обстановка их почитателей. За все, что было дорого и приятно земледельцу и скотоводу, они считали себя обязанными божествам, посылавшим свое благословение. Сюда относились Фавн, с женой Фавной (Bona Dea), -- благодетельный бог, отожествленный позднее с царем Эвандром; бег жрецов Фавна, луперков, имел целью низвести благословение бога на людей, животных и поля. Сильван (лесной бог, леший), пугавший одиноких путников вещими голосами, был покровителем границ и собственности; Либер и Либера -- чета, олицетворявшая плодородие полей и виноградников -- были отожествлены позднее с греческой четой Диониса и Персефоны; Вертумн и Помона охраняли сады и фруктовые деревья; Ферония считалась подательницей обильной жатвы; Флора была богиней расцвета и плодородия; Палес охраняла пастбища и скот. Диана покровительствовала плодородию, на что указывает, может быть, совместность праздника ее (13 августа) с жертвоприношением в честь Вертумна. Кроме того, Диана охраняла рабов, особенно тех, которые искали убежища в её роще (близ Тускула, у Ариции), помогала женщинам при родах, посылала плодородие семействам; позднее она отождествилась с Артемидой, сделавшись богиней охоты и луны. К божествам, посылавшим плодородие, относился также Марс -- один из наиболее почитаемых италийцами национальных богов, быть может древнее божество солнца. К нему обращались с молитвами о ниспослании плодородия полям и виноградникам; в честь его была установлена так называемая священная весна (ver sacrum). Он был также богом войны (Mars Gradivus); военные атрибуты его (священные копья и щит) указывают на древность культа. Тотем Марса, picus (дятел), с течением времени сделался богом лесов и лугов, покровителем земледелия, и почитался, под именем Picumnus, совместно с Пилумном, богом молотьбы. Близко к Марсу стоит и сабинский бог Квирин; в позднейших преданиях Марс был сделан отцом Ромула, а Квирин отожествлен с Ромулом. Могущественнее всех упомянутых божеств были боги небесного и воздушного пространства, Юпитер и Юнона: Юпитер -- как бог дневного света, Юнона -- как богиня луны. Гроза приписывалась Юпитеру, как у греков -- Зевсу; поэтому Юпитер считался самым могущественным из богов. Его оружие -- молния; в древнее время в особых культах он даже назывался молнией. Он же посылал оплодотворяющие дожди (Elicius) и почитался как бог-податель плодородия и изобилия (Liber). В честь его были установлены праздники, связанные со сбором винограда; он был покровителем земледелия, скотоводства и молодого поколения.

Напротив, атмосферные явления, приносящие опасность и гибель людям, приписывались Вейовису (Veiovis, Vediovis) -- злому Юпитеру; родственный Юпитеру Summanus (sub mane -- под утро) был богом ночных бурь. Как помощник в битвах, Юпитер назывался Stator, как податель победы -- Victor; в честь его была учреждена коллегия фециалов, которые требовали удовлетворения у неприятелей, объявляли войну и заключали договора с соблюдением известных обрядов. Вследствие этого Юпитер призывался в подтверждение верности слова, как Deus Fidius -- бог клятв. В связи с этим Юпитер был также покровителем границ и собственности (Juppiter Terminus или просто Terminus). Главным священнослужителем Юпитера был flamen Dialis; жена фламина -- flaminica -- была жрицей Юноны. Культ Юноны был распространен во всей Италии, в особенности у латинян, осков, умбров; в честь ее получил свое название месяц Junius или Junonius. Как лунной богине, ей были посвящены все календы; оттого же она называлась Lucina или Lucetia. Как Juno Juga или Jugalis или Pronuba, она освящала брачные союзы, как Sospita -- охраняла жителей. Божества подземного мира не имели той яркой индивидуальности, которая поражает нас в соответственном отделе греческой мифологии; у римлян не было даже царя этого подземного мира. Богом смерти был Orcus; наряду с ним упоминается богиня -- покровительница умерших -- Tellus, Terra mater, -- принимавшая тени в свое лоно. Как мать ларов и манов, она называлась Lara, Larunda и Mania; как avia Larvarum -- она олицетворяла собой ужас смерти. Те же религиозные представления, которые создали ряд dei indigetes -- божеств-представителей отдельных человеческих действий и деятельностей, -- вызвали ряд божеств, олицетворявших нравственные и духовные отвлеченные понятия и человеческие отношения. Сюда относятся Fortuna (Судьба), Fides (Верность), Concordia (Согласие), Honos и Virtus (Честь и Храбрость), Spes (Надежда), Pudicitia (Стыдливость), Salus (Спасение), Pietas (Родственная любовь), Libertas (Свобода), Clementia (Кротость), Pax (Мир) и др.

В императорскую эпоху почти каждое отвлеченное понятие олицетворялось в образе женщины, с соответствующим атрибутом. Были, наконец, еще боги, усвоенные римлянами у других народов, главным образом у этрусков и греков. Греческое влияние выразилось особенно сильно после того, как были привезены в Рим из Кум Сивиллины книги -- сборник греческих изречений оракула, сделавшийся книгой откровения римской религии. Греческие религиозные понятия и особенности греческого культа сливались с родственными римскими, или вытесняли бледные римские представления. Борьба рельефных образов греческой религии с неясными очертаниями римской кончилась тем, что римские мифологические представления почти совсем утратили национальный характер, и только благодаря консервативному культу римская религия сохранила свою индивидуальность и влияние.

К числу иноземных божеств относятся этрусская Минерва (Menrva, Minerva), богиня мышления и разума, покровительница ремесел и искусств. Благодаря сопоставлению с Палладой, Минерва вошла в капитолийскую триаду и имела в капитолийском храме свою целлу. Отличие Минервы от Паллады состояло лишь в том, что первая не имела отношения к войне. Венера, вероятно, была древней италийской богиней прелести и расцвета, но в культе слилась с греческой Афродитой. Меркурий первоначально был известен как deus indiges -- покровитель торговли (merx, mercatura), но позднее, через сопоставление с Гермесом, принял атрибуты греческого бога. Геркулес (переделка на лат. лад греч. №сбклЮт) стал известен в Риме с установлением лектистерний; сказания о нем целиком заимствованы из греческой мифологии. Под названием Цереры (Ceres) с 496 г. до н. э. была известна греческая Деметра, культ которой оставался в Риме совершенно греческим, так что даже жрицами при ее храме были гречанки. Аполлон и Dis pater -- также чисто греческие божества, из которых последний соответствовал Плутону, на что указывает сопоставление латинского имени с греческим (Dis = dives -- богатый = Рлпэфщн). В 204 г. был привезен в Рим священный камень Великой Идейской Матери из Пессинунта; в 186 г. существовал уже греческий праздник в честь Диониса-Либера -- Вакханалии; затем из Александрии перешли в Рим культы Изиды и Сераписа, а из Персии -- мистерии солнечного бога Митры. Героев, в греческом смысле, у римлян не было, потому что не было эпоса; только некоторые отдельные боги природы, в разных местностях, почитались как основатели древнейших учреждений, союзов и городов. Сюда относятся древнейшие цари (Фавн, Пик, Латин, Эней, Иул, Ромул, Нума и др.), изображаемые не столько как герои войн и битв, сколько как устроители государств и законодатели. И в этом отношении латинские сказания сложились не без влияния греческой эпической формы, в которую облекалась вообще значительная часть римского религиозного материала.

Особой характеристичной чертой этих героев было то, что, хотя они и представлялись доисторическими деятелями, но оканчивали свою жизнь не смертью, а исчезновением неизвестно куда. Такова была, по преданию, судьба Энея, Латина, Ромула, Сатурна и др. Герои Италии не оставляют после себя потомства, как мы видим это в греческих сказаниях; хотя некоторые римские фамилии и вели свое происхождение от героев (Фабии -- от Геркулеса, Юлии -- от Аскания), но из этих преданий не создалось генеалогических сказаний; с их отголоском сохранилось лишь несколько литургических гимнов и застольных песен.

Лишь с проникновением в римскую духовную жизнь греческих форм и идей получили развитие римские генеалогические сказания, слагавшиеся и распространявшиеся, в угоду римской аристократии, греческими риторами и грамматиками, нашедшими себе приют в Риме в качестве гостей, друзей и рабов: учителей и воспитателей. Римские боги были нравственнее греческих. Римляне сумели подчинить дисциплине все силы человека и обратить их к одной цели -- возвеличению государства; сообразно с этим, и римские боги, опекая человеческую жизнь, были защитниками справедливости, права собственности и др. человеческих прав. Оттого нравственное влияние римской религии было велико, особенно в период расцвета римской гражданственности. Похвалы набожности древних римлян мы встречаем у большинства римских и греческих писателей, особенно у Ливия и Цицерона; сами греки находили, что римляне -- наиболее благочестивый народ во всем мире. Хотя их благочестие и было наружное, однако, оно доказывало уважение к обычаям, а на этом уважении покоилась основная добродетель римлян -- патриотизм.

Скульптура Купидона и Психеи по мифам

Мифология древнего Рима возникла под влиянием античной культуры древней Греции и народов этрусков. Установить точную дату возникновения языческой религии Рима достаточно сложно. Предположительно, к этому периоду относится заселение территории государства италиками — местными племенами, проживающими на Апеннинском полуострове до создания государственного управления Рима. Миграция занимала длительное время — с конца II по начало I тыс. до н.э.
Официальной датой образования считается 753 г. до н.э. Эпоха с VIII по VI до н.э. отмечена как формирование аппарата управления власти и религии вновь образованного государства. В это время складывается представление о мифах и пантеоне культов древнего Рима. Примечательно, что с покорением соседних территорий, римлянами заимствовались идолы и обычаи поклонения других народов.

Мифология древнего Рима и Греции: различия

В древней Греции и Риме мифы складывались под воздействием культуры покоронных народов. Отличия религий двух древних цивилизаций были существенными: у греков идолы обладали человеческими качествами, в римской мифологии культы считались антропоморфными существами, у них отсутствовали чувства, сложно было выделить их половую принадлежность.
Греческая мифология основана на понятии семейственности. Небесные существа представляли единую семью, в которой иногда происходили разногласия. Все они обладали идеальными качествами характера и огромной слой. Вокруг их личных качеств создавались .
В римской традиции мир был заполнен постоянно враждующими между собой существами. Они сопровождали людей в любой ситуации, с рождения до первых шагов и на всем жизненной пути. Люди находились под покровительством этих небесных жителей и покровительствовали им при разрешении важных дел. Они сопутствовали им при заключении брака, получении богатств, даровали удачу. После смерти на последнем пути душу человека сопровождало множество религиозных культов: предвестник смерти, отбирающий дух и др.
Важной чертой мифологии Рима была тесная связь с реализацией власти в государстве. Ответственным за совершение всех религиозных обрядов в партриархальном обществе был отец. Семейные праздники со временем приобретали статус официальных пиршеств, когда устраивали бои гладиаторов.
Положение духовенства в Риме значительно отличалось от принятого в древней Греции. Если в греческом обществе жрецы составляли отдельную социальную касту, то в Риме священики выполняли государственные функции. Все жрецы делились на саны: весталки, понтифики и авгуры.

По мифам древнего Рима — Зевс

Связь мифов древней Греции и Рима

В пантеон культов Рима входит обширный список имен. Это основатель всего сущего Уран, могучий Темпус, а также Амур, Сатурн, Хаос и титаны — их дети. Всего в третьем поколении выделялось 12 идолов.
Подобное распределение ролей отмечается в греческой традиции. На небесном олимпе восседали Юпитер, он же Зевс, посылающий молнии и грозы. Его супруга Юнона, она же Гера, покровительствующая семейным узам. Церера, называемая также Деметрой, олицетворяла плодородие.

Смотреть фильмы о мифах древнего Рима

На римском пантеоне также находились культы Фатум — Судьба, Фортуна — Удача, Психея — Душа, Либертас — Свобода, Ювента — Юность, Виктория — Победа. Особое значение придавалось существам, дающим урожай и плодородие при проведении сельхозяйственных работ.
Римляне причислили к жителям небесного пантеона Гермеса, Аполлона, Геркулеса, и Диониса, носящих характерные черты для мифов древней Греции. Исключительно римское происхождение носили Вулкан, Юпитер, Марс, Веста и Сатурн. Со временем идолов накопилось так много, что древние римляне стали распределять их на «старых» и «новых».


Античная мозаика по мифам древнего Рима

Основные легенды и мифы Древнего Рима

Большинство мифических историй римляне заимствовали у греков. Часть легенд, однако, носила оригинальное происхождение. Например, о создании мира Янусом. Центральная культовая фигура олицетворяла небо, солнце и начало всего сущего. Он отличался двуличием: одна его сторона была обращена в прошлое, другая смотрела в будушее.
Римляне, как и все древние народы, придавали природе растениям мифические свойства. Один из мифов гласит, что все люди произошли от дуба. Религиозные обряды обычно проводились в специально отстроенных парках, в центре которых находилась смоковница — священное дерево. По легенде, близнецы Ромул и Рем были выкормлены дикой волчищей. В центре находился дуб Капиталия, именем которого был назван знаменитый Капитолийский холм.
В мифах древнего Рима присутствовали птицы, особое значение придавалось орлам и дятлам. С расширение границ государства в мифах, взятых у греков и измененных под римские традиции, появляются все новые объекты поклонения.
Все мифы древнего Рима разделяют на три вида:

  • мифы о культах и их поступках;
  • рассказы о возникновении римского государства;
  • истории о легендарных героях.

Миф о создании города Рим

Миф об образовании Рима известен во многих странах современного мира. Город был основан двумя братьями-близнецами. Легенда повествует о том, что Амулий, захвативший силой власть в государтсве, боялся за судьбу своего сына, который должен занять престол после него. Избегая прихода на престол сына Нумитора, он убил племянника во время охоты. Рею, дочь Нумитора, он объявил изранницей Весты, поэтому замуж она не вышла.
Пантеон по-другому распорядился ее участью, сделав ее женой влиятельного Марса. От брака родилось два мальчика. Нумитор был разгневан таким поступком и забрал близнецов у весталки. Рею оставили навечно замурованной под землей, а детей бросили в Тибр, протекающий у берегов города. Служители сжалились над младенцами и уложили их в деревянную ладью, пущенную по реке.
Корыто доплыло до смоковницы и прибилось к берегу. Детский плач услышала волчица и отправилась кормить детей собственным молоком. Увидел это пасущий рядом овец Фавстул и взял на воспитание детей. Когда мальчики подросли, им рассказали о их судьбе. После этого они посетили дворец Нумитора, убили его сына Амулия и провозгласили царем своего деда. В награду им были обещаны земли Тибра, где они основали поселение. На берегах плодородной реки были заложены основы нового могущественного госудаства. Поспорив, кому достанется царство, Ромул убил Рема.


Волчица, Ромул и Рем скульптура

Миф о сыне Афродиты Энее

Друг Гектора, сражающегося во время Троянской войны, сын прекрасной Афродиты Эней бежал с отцом и младенцем в страну, населенную латинами после разграбления . Он взял в жены Лавинию, дочь царя италийских земель Латина. Сыновья Энея, Ромул и Рем, основали на берегу Тибра город Рим.


Книги о мифах древнего Рима

Литература в иллюстрациях для детей о мифах древней Греции станет лучшим поучительным пособием. В числе самых читаемых произведений можно выделить:

  • Мифы древнего Рима и Греции. Н.А. Кун
  • Легенды и сказания древнего Рима. А.А. Нейхардт.

Благодаря бессмертным произведениям древнеримского эпоса «Энеида» Вергилия и «Метаморфозы» и «Фасты» Овидия сегодня можно узнать многое об истории развития Рима и жизни его населения.
Мифы Древнего Рима: презентация

© ООО «Издательство ACT», 2016

Николай Альбертович Кун (1877–1940) –

русский историк, писатель, педагог, знаменитый исследователь античности, автор многочисленных научных и научно-популярных работ, наибольшей известностью из которых пользуется книга «Легенды и мифы Древней Греции» (1922), выдержавшей множество изданий на языках народов бывшего СССР и основных европейских языках.

Именно Н.А. Кун сделал мир богов и героев знакомым и близким нам. Он первым постарался упростить, изложить своим языком греческие мифы и приложил немало усилий, чтобы как можно больше самых разных людей познакомились с этим важным аспектом греческой культуры.

Предисловие

Для каждого поколения читающих людей существуют некие «знаковые книги», символы нормального детства и естественного вхождения в мир духовной культуры. Думаю, что не ошибусь, если назову для России XX в. одним из таких изданий книгу Н.А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Какое-то невероятное обаяние исходило для всех, кто начинал ее читать, от повествований о деяниях древних греков, от сказочного мира олимпийских богов и греческих героев. Дети и подростки, которым посчастливилось своевременно открыть для себя и полюбить эту книгу, не задумывались о том, что через мифы они приникают к миру одной из наиболее ярких страниц «детства человечества», по крайней мере – европейского.

Замечательное прозрение профессора Н.А. Куна состояло в том, что его пересказ древнегреческой мифологии позволял и позволяет детям приобщиться к истокам немеркнущей античной культуры через фантастические образы мифов и сказаний о героях, воспринимаемые детским сознанием в качестве волшебной сказки.

Так получилось, что Южное Средиземноморье и в первую очередь – остров Крит, Греция и острова Эгейского моря стали местом очень раннего расцвета цивилизации, зародившейся на рубеже III–II тыс. до н. э., то есть примерно четыре тысячи лет назад, и достигшей в зените того, что можно смело назвать совершенством.

Известный швейцарский историк культуры А. Боннар дал, например, такую оценку «золотому веку греческой культуры» (V в. до н. э.): «Греческая цивилизация в ее полуденную пору – это именно крик радости, исторгнутый из нутра человеческого рода, производящего на свет гениальные творения». Достигшие очень многого в самых разных областях жизни – мореплавании и торговле, медицине и философии, математике и архитектуре, – древние греки были абсолютно неподражаемы и непревзойденны в области литературного и изобразительного творчества, которое выросло именно на культурной почве мифологии.

Среди многих поколений людей, читающих в течение уже почти столетия книгу Н.А. Куна, совсем немного тех, кому известно что-то о ее авторе. Лично мне в детстве запомнилось только таинственно звучащее слово «Кун». За этим необычным именем в моем сознании, как и в сознании абсолютного большинства читателей, отнюдь не возникал реальный образ Николая Альбертовича Куна, прекрасного ученого, великолепного знатока античности с «дореволюционным образованием» и непростой судьбой в бурном XX веке.

Читатели книги, которую предваряет это введение, имеют возможность представить облик автора «Легенд и мифов Древней Греции». Краткий рассказ о его имени, который я предлагаю читателям, основан на материалах нескольких предисловий, написанных разными авторами к прежним изданиям книги Н.А. Куна, а также на документах, любезно предоставленных мне его родными.

Н.А. Кун родился 21 мая 1877 г. в дворянской семье. Его отец, Альберт Францевич Кун, не ограничивался делами и заботами собственного поместья. В среде его потомков сохранилась молва, что он организовал некое товарищество, которое содействовало внедрению использования электричества в российских театрах. Мать Николая Альбертовича, Антонина Николаевна, урожденная Игнатьева, происходила из графской семьи и была пианисткой, учившейся у А.Г. Рубинштейна и П.И. Чайковского. Концертной деятельностью она не занималась по состоянию здоровья.

В 1903 г. Николай Альбертович Кун закончил историко-филологический факультет Московского государственного университета. Уже в студенческие годы Николай Альбертович проявил тяготение к изучению античности и незаурядные познания в истории Древней Греции. Будучи студентом, в 1901 г. он выступил с сообщением об олигархии четырехсот в Афинах в 411 г. до н. э. Судя по сохранившимся газетным вырезкам, это выступление было связано с достаточно важным для университета событием – открытием Историко-филологического студенческого общества. Как сообщали газеты, заседание происходило «в большой аудитории нового здания Московского университета». Почетным председателем исторической секции Общества был единогласно избран профессор В.О. Ключевский, «должность же председателя секции будет считаться вакантною до приезда из-за границы профессора П.Г. Виноградова, которому и будет предложено занять эту должность по единогласному желанию членов общества».

Как видим, студенты Московского университета, увлеченные историей, твердо связали свою научную деятельность с именами корифеев тогдашней российской исторической науки. Именно таковыми были Василий Осипович Ключевский и Павел Гаврилович Виноградов. Показательно, что деятельность студенческого научного Общества по секции истории открывалась докладом студента IV курса Н.А. Куна. В семье Николая Альбертовича сохранились тезисы этого научного труда. Написанные образцовым почерком интеллигентного человека начала XX века, они начинаются с характеристики источников. Автор пишет о Фукидиде и Аристотеле, воспроизводя название труда Аристотеля «Афинская полития» на древнегреческом языке. Затем следуют одиннадцать тезисов, в которых анализируется событие, – олигархический переворот в Афинах в 411 г. до н. э. Содержание тезисов свидетельствует о прекрасном знании античной истории студентом Н.А. Куном.

В семье профессора Куна сохранилась составленная и подписанная им подробная анкета с детальным описанием своей научной деятельности. В первом пункте этого интереснейшего документа Николай Альбертович сообщил, что он получил за эту студенческую научную работу премию им. Садиковой, «обыкновенно выдававшуюся приват-доцентам». Среди университетских учителей Н.А. Куна были такие выдающиеся историки, как В.О. Ключевский и В.И. Герье, более известный как специалист по истории нового времени, он занимался также и античной историей. С блестящим лингвистом академиком Ф.Е. Коршем Николай Альбертович поддерживал добрые отношения и после ухода Корша в 1900 г. с кафедры классической филологии Московского университета.

Казалось, ко времени окончания в 1903 г. университета перед талантливым юношей была открыта прямая дорога в большую науку. Однако его путь к занятиям любимой античностью оказался достаточно долгим и витиеватым.

Выпускник Московского университета Н.А. Кун был представлен факультетом к оставлению при университете, что давало прекрасные возможности для академической карьеры. Однако это предложение не было утверждено попечителем Московского учебного округа, видимо, по причине какого-то участия Н.А. Куна в студенческих волнениях рубежа веков. Путь в академическую науку оказался для него закрытым фактически навсегда. Николаю Альбертовичу предстояло немало проявить себя в других областях: на ниве преподавания, просвещения, организации образовательных учреждений и главное – популяризации научных знаний, прежде всего – в области античной культуры.

В 1903–1905 гг. Н.А. Кун преподавал в Твери в женской учительской школе Максимовича. Сохранилась старинная открытка начала XX в. с фотографией здания этой тверской школы и надписью на обороте, сделанной Н.А. Куном: «В этой школе я начал работу преподавателя в 1903 г. В ней прочел и первую лекцию по истории Древней Греции для учителей в 1904 г.». Опять Древняя Греция, образ которой, как видим, не ушел из сознания ее знатока и поклонника.

Статьи по теме