Дайте определение аккредитации. Что такое государственная аккредитация университета. Аккредитация в здравоохранении

Каждая организация, учебное или медицинское учреждение может заявить и рассказать о себе что угодно, охарактеризовать так, как выгодно непосредственно им. Но в слова уже мало кто верит. В современном мире все должно подтверждаться. Вот и здесь соответствие рекламы подтверждается посредством лицензирования и аккредитации. Это что за процедура? А это своего рода признание официального типа, которое позволяет осуществлять тот или иной вид деятельности.

Определение понятий

Лицензирование - процедура получения права на осуществление деятельности по конкретным специальностям. Применимо к медицинской, образовательной, испытательной и другим отраслям. Наиболее полное определение термина содержит закон о лицензировании.

Аккредитация - операция по официальному объекта четко регламентированным требованиям и стандартам. Получила наибольшее распространение в области предоставления профуслуг, для оценки качественных характеристик которых используется потребитель. А он, как правило, не владеет достаточным уровнем компетенции. Если речь идет о вузе, то можно понять только после прохождения им аккредитации, это что за образовательное учреждение - институт, академия или университет.

Свидетельство об аккредитации - документ-подтверждение об успешном прохождении государственного контроля уровня предоставляемых услуг в образовательной сфере.

Объекты аккредитации

Контрольной процедуре могут подвергаться:

  • организации;
  • услуги, оценивать которые потребитель не уполномочен.

В первом случае имеет место аккредитация автошкол, средств массовой информации, высших учебных заведений, медицинских учреждений и т. д.

Ко вторым же относят образовательные, испытательные, диагностические, калибровочные, сертификационные услуги и т. д.

Технология организации и проведения аккредитации в вузе

Получить уровень аккредитации и тем самым подтвердить свой статус учебное заведение может только лишь после составления заявления соответствующей формы, которое направляется в службу или органы государственной власти (если имеется поручение основного уполномоченного органа). К заявлению должны быть приложены определенные документы.

Пакет бумаг

Документы для аккредитации:

  • ксерокопия документа о госрегистрации учреждения, осуществляющего учебную деятельность по правилам и требованиям законодательства иностранного государства (касается только иностранных образовательных учреждений);
  • ксерокопия документа, идентифицирующего личность частного предпринимательского лица (касается лиц-предпринимателей);
  • доверенность либо другой документ, который является прямым подтверждением права уполномоченной особы организации, которая функционирует в образовательной сфере и подает заявку с прилагаемыми документами, представлять интересы учебного заведения и действовать от его имени;
  • информационные данные относительно внедрения и выполнения учебных программ, которые были заявлены для получения уровня аккредитации;
  • нотариально заверенная ксерокопия соглашения о сетевой форме выполнения образовательных программ, которое должно быть составлено в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • ксерокопия соглашения о создании в учебном заведении, которое занимается непосредственно реализацией образовательных программ, научных учреждений и прочих организаций, осуществляющих научную исследовательскую деятельность, а также лабораторий и других исследовательских центров;
  • ксерокопия соглашения о создании учебной организацией, которая внедряет образовательные программы, других кафедр (научных, исследовательских и т. д.), ведущих научно-исследовательскую деятельность;
  • данные об имеющейся аккредитации общественного типа организаций российского, иностранного либо международного происхождения, а также сведения о наличии профессиональной общественной аккредитации, если таковая имеется;
  • опись предоставленного пакета документов.

После этого грядет экспертиза. В процессе такого испытания осуществляется проверка соответствия учебных программ госнормативам по числу учебных часов, терминам и формам обучения. Проверка заключается в проведении анализа качества обучения по отдельно взятой специальности. Кроме этого, могут быть специальные тестовые задания для студентов. Причем тестированию подвергаются не все обучающиеся, а их выборочное количество. Такие действия осуществляются в проверочных целях и характеризуются стандартизованностью. Официальное их название - аттестационные педагогические измерительные материалы.

По результатам проверки служба комиссии принимает решение относительно удовлетворения просьбы заявителя. Если решение положительное, выдается аттестат аккредитации. Этот документ предоставляет право наделять абитуриентов при поступлении теми или иными льготами, которые предусмотрены российским законодательством, а учащимся стационарной формы обучения давать отсрочку от призыва в армию. Только вуз, прошедший аккредитацию, может выдать выпускнику диплом государственного образца, на основании которого впоследствии можно стать студентом магистратуры, и который признан работодателями на территории всей Российской Федерации независимо от формы собственности предприятия, организации, завода и т. д.

Подтверждает право учебного заведения предоставлять вышеперечисленные льготные привилегии студентам и в финишной стадии выдавать государственный диплом аккредитация образовательных программ.

С этим термином вы уже ознакомлены. А вот какое его содержание и условия действия - вопросы, которые оставались открытыми. Аттестат аккредитации, который выдан образовательному учреждению, действителен только в том случае, если он подкреплен приложением. В нем содержится перечень всех программ образовательного характера, которые подверглись этой процедуре. Для каждого вуза такой список различен. Все зависит от специализации высшего учреждения.

Аккредитация отдельного направления

Система аккредитации образовательной программы выявляет не только качество обучения, но и научную активность, условия образовательной деятельности, подбор штата.

Повышенное внимание совсем недавно заслужили официальные сайты вузов. Было выявлено, что ранее эти интернет-ресурсы содержали недостоверную информацию. Например, указывали действующей ту лицензию, которая в реальном времени уже потеряла свою силу. Или в перечень специальностей вуза включали те, которых нет в лицензии. Требование заявлять в лицензионном документе достоверную информацию на интернет-ресурсах считается аккредитационным требованием. К числу таких же относят прозрачность и доступность информационных данных.

На официальном портале образовательного заведения должен быть представлен список всех специальностей и направлений, по которым осуществляется подготовка студентов, определена возможность осуществления учебного процесса по всем формам, которые только имеются, и идентифицировано наличие кафедры военного дела. Что касается форм обучения, их может быть три: очная, вечерняя и заочная.

Что будет, если требования проигнорированы?

Неисполнение требований станет причиной того, что аккредитация вузов или других образовательных организаций будет приостановлена. Они не смогут осуществлять учебную деятельность в принципе.

А если аккредитация «завалена»?

Бывают случаи, когда учреждение не сдает «экзамен» и не проходит государственную проверку, следовательно, не получает подтверждения степени. Такая ситуация чревата тем, что высшее учебное заведение понизит свой аккредитационный уровень. Так, университет может стать академией или институтом.

О чем говорит степень аккредитации

Для большинства абитуриентов ключевым критерием при выборе будущего вуза является степень его аккредитации. Это что значит? Аккредитационная степень олицетворяет свойственные образовательному учреждению качественные характеристики. Об этом уже ранее в статье упоминалось, но, как говорится, повторение - мать учения. А вот, что эта степень является еще прямым подтверждением профессионализма педагогического состава, наличия печатных изданий собственного авторства, поддержания дополнительных форм занятий, знает не каждый.

Существует пять аккредитационных ступеней, которые применяются к высшим учебным заведениям. Рассмотрим их подробнее.

1-2 степень

Первая и вторая ступень аккредитации присваивается средним специальным учебным заведениям, к числу которых относятся техникумы, колледжи, лицеи, гимназии. Иногда идентичные организации могут предоставить диплом о полном среднем образовании.

3-4 степень

Это аккредитация вузов высшей категории: академии, Все они уже имеют индивидуальные системы обучения и научный состав преподавателей среднего и высшего звеньев, собственные типографские офисы и газетное издание. Как правило, процесс обучения в таких заведениях основан на использовании которая подразумевает двух- или трехсеместровое обучение.

5 степень

Вашему вниманию представляется самая почетная степень аккредитации. Это что за показатель престижа? К таким учебным заведениям относятся университеты и академии национального значения.

Аккредитация автомобильных школ

Совсем недавно стала обязательной аккредитация автошкол. Это прямой пропуск для осуществления компанией своей деятельности.

Каждая школа должна находиться под властью и влиянием государственных стандартов, иметь материально-техническую базу, которая установлена соответствующими нормативными актами. Например, обязательным стало создание и функционирование официального сайта автошколы, который будет служить ареной для действующих образовательных программ. Кроме того, одним из требований-нововведений является создание медицинского класса, оборудованного тренажерами, и наличие прицепа на легковое авто.

Аккредитация автошкол также выдвигает требования относительно списка образовательных программ, который теперь утверждается только по согласованию, а также количества учебных занятий как по теоретической, так и по практической части. А сам учебный процесс состоит из трех циклов или уровней: базового, специального и профессионального. Такой системный подход максимально комфортен для получения прав какой-либо иной категории впоследствии. Так, если вы единожды уже были выпускником автошколы и, например, получили тогда права на вождение мотоцикла, а теперь желаете стать владельцем прав на авто, то базовая подготовка уже исключается из вашего учебного процесса.

Обязательная аккредитация организации стала причиной вышеперечисленных нововведений. Как результат, стоимость обучения увеличилась, собственно говоря, так же как и его срок.

На сегодняшний день не все школы прошли «проверку на прочность», поэтому, выбирая образовательное учреждение, внимательно изучите соответствующий пакет документов. Многие «школы-умники» набирают аудитории и целенаправленно увеличивают срок обучения, надеясь за это время стать аккредитованной организацией.

Но есть и добросовестные заведения, которые успешно прошли аккредитацию и соответствуют всем законодательным требованиям. Некоторые даже умудряются снижать стоимость образовательных услуг. Такое позволить себе могут, конечно, только передовые школы, которым отдают предпочтение не только за привлекательную стоимость, но и за высокопрофессиональный инструкторский персонал, а также обновление автомобильных парков и площадок.

Аккредитация и лицензирование. Что их объединяет

Лицензирование и аккредитация - это вещи различные. Но ряд общих черт все же существует:

  • Цель - подтверждение/опровержение соответствия учебного заведения действующим на территории России стандартам.
  • Сроки проведения - один раз в пять лет.
  • Результат - предоставление документов, на основании которых и будет осуществляться образовательная деятельность.

Подведем итоги

Лицензирование подразумевает подтверждение права на осуществление того или иного вида деятельности или предоставления тех или иных услуг, а аккредитация организации подтверждает качество и соответствие определенным нормативам, которые имеются в законодательной базе.

Обе процедуры начинаются по инициативе потенциального объекта лицензирования/аккредитации, который должен написать соответствующее заявление и подать его вместе с пакетом документов в уполномоченные органы. Закон об аккредитации регламентирует состав такого пакета бумаг, который зависит от типа объекта.

По результатам проверок выдается два основных документа: лицензия и сертификат (аттестат) аккредитации соответственно. Эти документы имеют срок годности. Как правило, он составляет 5 лет. Когда документы теряют силу, процедура повторяется.

Остались вопросы?

Если в этой статье вы не нашли моменты, которые вас интересуют, вы всегда можете обратиться к правовым документам. Среди них есть закон о лицензировании, регламент прохождения аккредитации образовательных организаций, закон РФ «Об образовании» и Положение «О государственной и научных организаций».

Выбирая специалиста для делового сотрудничества или организацию для партнерских отношений, мы пристально следим за их профессиональной и качественной работой. Это дает понимание того, что с нами работают исключительно компетентные и знающие люди, которые двигают нас к цели, приводят к желаемому результату. В свою очередь, специалисты, нацеленные на развитие своих компетенций и соответствие определенным стандартам, вынуждены проходить процедуру аккредитации.

О том, что такое аккредитация и для чего она нужна, мы расскажем далее.

Определение аккредитации

Аккредитацией называют процедуру официального подтверждения соответствия выполняемой деятельности (или объекта) заявленным стандартам или критериям, установленным государством или профессиональными сообществами.

Для чего нужна аккредитация?

Аккредитация создает единообразный способ ведения деятельности и служит упорядочению деловых процессов, а также помогает выявлять дефекты и ошибки в методике их ведения. Также исполнение нормативно установленных правил служит индикатором не только для самих процессов, но и для людей, работающих в определенной системе через оценку уровня их качеств, компетенций, знаний, умений, навыков и др. Если же речь идет о международной аккредитации, то здесь степень признания достигает своего апогея, так как аккредитованные сотрудники и организации расширяют свои возможности для профессиональной деятельности.

Использование аккредитации

Как уже было замечено, аккредитации могут быть подвержены как отдельные специалисты, так и целые организации. На настоящий момент известны следующие виды аккредитаций для конкретных видов оказываемых услуг, среди которых можно выделить следующие: образовательные, лабораторные, медицинские диагностические услуги, услуги по сертификации и др. Как правило, если человек работает один и имеет дело с ценной информацией, а также если от него требуется наличие специального уровня знаний и подготовки, он также должен быть аккредитован. Наиболее яркими примерами такой профессиональной деятельности являются журналисты, дипломаты или спортсмены.

1. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами , за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.

2. Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

3. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными и настоящего Федерального закона, по заявлениям организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Государственная аккредитация образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, проводится по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций). При государственной аккредитации образовательной деятельности духовных образовательных организаций представляются сведения о квалификации педагогических работников, имеющих богословские степени и богословские звания.

5. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы, организует проведение государственной аккредитации образовательной деятельности, осуществляемой в таких филиалах, во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

6. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы.

7. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы. Основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и относятся к имеющим государственную аккредитацию укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, являются образовательными программами, имеющими государственную аккредитацию.

8. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам организации, осуществляющие образовательную деятельность, заявляют для государственной аккредитации все основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются ими и относятся к соответствующей укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Аккредитационный орган принимает отдельное решение о государственной аккредитации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации и реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в каждом ее филиале.

10. Заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы представляются в аккредитационный орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе направить в аккредитационный орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Формы указанных заявления и прилагаемых к нему документов, а также требования к их заполнению и оформлению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

11. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основана на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения.

12. Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам (далее - аккредитационная экспертиза). При проведении аккредитационной экспертизы образовательной деятельности по образовательным программам, которые обеспечивают реализацию образовательных стандартов, аккредитационная экспертиза в части содержания подготовки обучающихся не проводится.

13. В проведении аккредитационной экспертизы участвуют эксперты, имеющие необходимую квалификацию в области заявленных для государственной аккредитации основных образовательных программ, и (или) экспертные организации, соответствующие установленным требованиям. Эксперты и экспертные организации не могут находиться в гражданско-правовых отношениях (эксперты также в трудовых отношениях) с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательной деятельности такой организации.

14. Аккредитационный орган осуществляет аккредитацию экспертов и экспертных организаций и ведение на электронных носителях реестра экспертов и экспертных организаций. Указанный реестр размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети "Интернет".

15. Квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, порядок привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы, порядок их аккредитации (в том числе порядок ведения реестра экспертов и экспертных организаций) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

16. Оплата услуг экспертов и экспертных организаций и возмещение понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы расходов производятся в порядке и в размерах , которые установлены Правительством Российской Федерации.

17. Информация о проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение, составленное по результатам аккредитационной экспертизы, размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети "Интернет".

18. Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия этих заявления и документов требованиям, установленным указанным в части 29 настоящей статьи положением.

19. При принятии решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационным органом выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет:

1) шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам;

2) двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.

20. Формы свидетельства о государственной аккредитации и приложения к нему, а также технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

21. При прекращении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности действие государственной аккредитации прекращается со дня принятия решения о прекращении действия лицензии.

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме разделения или выделения, выдается временное свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованной организацией и которые имели государственную аккредитацию. Срок действия временного свидетельства о государственной аккредитации составляет один год. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и реорганизованной в форме присоединения к ней иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию, переоформляется на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме слияния, свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию, переоформляется на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, срок действия которого истекает раньше.

(см. текст в предыдущей редакции)

23. Аккредитационный орган отказывает в государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований:

1) выявление недостоверной информации в документах, представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) наличие отрицательного заключения, составленного по результатам аккредитационной экспертизы.

24. Аккредитационный орган лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований:

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) повторное в течение срока действия государственной аккредитации нарушение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, законодательства в сфере образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов об образовании и (или) о квалификации установленного образца;

3) истечение срока приостановления действия государственной аккредитации (при отсутствии оснований для возобновления действия государственной аккредитации).

25. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, лишается государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии основания для лишения государственной аккредитации по одной или нескольким реализуемым ею основным профессиональным образовательным программам.

26. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе подать заявление о проведении государственной аккредитации не ранее чем через один год после отказа в государственной аккредитации или лишения ее государственной аккредитации.

В законе «О средствах массовой информации» институту аккредитации посвящена специальная статья (ст. 48). Однако само понятие в законе не определено. Аккредитация, аккредитовать в переводе с латинского (acredere) значит оказывать доверие. Первоначально понятие «аккредитация» использовалось в международном праве и означало процедуру назначения и принятия (признания) представителя страны (организации) при иностранном государстве или международной организации, а также процедуру представления (признания полномочий) журналистов при международных организациях. В дальнейшем этот термин стал использоваться шире — как процедура признания полномочий журналистов применительно не только к международным организациям, но и к любым государственным органам, организациям, учреждениям, органам общественного объединения. В соответствии со статьей 48 Закона «О СМИ» редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов. Отметим, однако, что этому праву не корреспондирует обязанность администрации, должностных лиц аккредитовать журналистов в соответствии с поданной заявкой. Аккредитуются заявленные журналисты при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами. Таким образом, правовое регулирование аккредитации осуществляется на основе Закона «О СМИ» и правил аккредитации, утверждаемых аккредитующими субъектами. Институт аккредитации призван регламентировать взаимоотношения СМИ с организациями, являющимися источниками информации, создавая более благоприятные условия для осуществления профессиональной деятельности журналистов. В частности, аккредитованным журналистам предоставляется право присутствовать на всех заседаниях, совещаниях и иных мероприятиях, проводимых аккредитовавшим их органом, за исключением случаев, когда было принято решение о проведении закрытого заседания или мероприятия. При этом следует подчеркнуть, что на орган, аккредитовавший журналиста, возлагается обязанность предварительно извещать его о проведении таких мероприятий, а также создавать благоприятные условия для аудио- и видеозаписи, фото- и киносъемки. Уместно заметить, что некоторые организации не считают нужным вводить у себя аккредитацию журналистов, мотивируя это тем, что они работают в режиме полной открытости. Однако по-настоящему открытых организаций, которые заинтересованы предоставлять информацию всем и в полном объеме, пока в России не так уж много. На деле декларируемая открытость нередко оборачивается совсем противоположным. Нередко руководители пресс-служб возражают против введения института аккредитации, опасаясь (по разным мотивам) повышенного интереса, критики деятельности своих организаций со стороны СМИ. Не желая создавать себе дополнительные сложности, они устанавливают различные барьеры для доступа к информации, используют организационные способы ее дозирования, устраивают своеобразную цензуру, осуществляя по своему усмотрению отбор «фаворитов» для предоставления информации. Все это не облегчает, а усложняет деятельность журналистов, им труднее получать информацию, заблаговременно узнавать о проводимых мероприятиях, встречаться с людьми, которые обладают социально значимой информацией. Таким образом, на данном этапе развития нашего общества институт аккредитации призван упорядочить контакты журналистов с представителями власти, ввести взаимоотношения между ними в более цивилизованное русло. Законодательством России о средствах массовой информации кроме аккредитации журналистов при государственных органах, организациях, учреждениях, при общественных объединениях предусматривается особый порядок аккредитации журналистов иностранных СМИ. Согласие на их аккредитацию дает МИД РФ (ст. 55 Закона «О СМИ», Постановление Правительства РФ от 13.09.94 № 1055 «Об утверждении правил аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации»). КТО РАЗРАБАТЫВАЕТ ПРАВИЛА АККРЕДИТАЦИИ? КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НИМ? Как уже отмечалось выше, ст. 48 Закона «О СМИ» предоставляет всем государственным, политическим, общественным организациям право самостоятельно устанавливать свои правила аккредитации. Они призваны определять порядок аккредитации представителей средств массовой информации, права и обязанности журналистов, основные направления работы с аккредитованными работниками СМИ в целях создания необходимых условий обеспечения их информацией о деятельности аккредитующей организации, соответствовать Российскому законодательству, не вступать в противоречия с принципами Конституции РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, Законом «О СМИ». Они не могут противоречить нормам, обладающим большей юридической силой, ущемлять свободу массовой информации и права журналистов. Однако на практике существующие правила далеко не всегда отвечают указанным требованиям. Поскольку нет Типовых Правил аккредитации, единых норм и понятий для их разработки, то действует принцип «по усмотрению». Ввиду недостаточной разработанности ст. 48 Закона «О СМИ», отсутствия подзаконных актов, рассматривающих содержание и механизм функционирования института аккредитации, значительная часть вопросов регламентируется устоявшимися традициями, здравым смыслом, внутренней культурой, уровнем правосознания и неписаными нравственными правилами и стандартами. Все это диктует необходимость внимательного изучения и анализа всех пунктов Правил, поскольку в них может содержаться угроза свободе массовой информации не в явной, а в скрытой форме, которая может «сработать» в «нужный» момент. Анализ действующих в различных организациях и учреждениях Правил аккредитации показал, что нередки случаи, когда отдельные пункты этих Правил используются в качестве инструмента ограничения доступа к информации, влияния или давления на СМИ со стороны пресс-служб или служб информации. Нередко принятые в регионах, на местах Правила аккредитации нарушают права журналистов, предоставленные им федеральным законодательством. Идеи, которые закладываются в эти правила, порой преследуют цель не облегчить журналистам доступ к информации, а расширить перечень ограничений прав журналистов собирать и получать информацию по интересующим их проблемам. Не случайно аккредитация иногда воспринимается как система манипулирования профессиональным сообществом, как деление журналистов на «достойных» и «недостойных». Во избежание произвольного нормотворчества в различных государственных учреждениях и органах местного самоуправления необходимо принять на законодательном уровне Типовые Положения об аккредитации. Попытка разработки общих рекомендаций пресс-службам при составлении Положений об аккредитации была предпринята в 1994 году теоретической конференцией «Пресс-секретарь — чиновник или журналист?» Эта конференция была организована Фондом защиты гласности и Оргкомитетом Ассоциаций пресс-служб России при поддержке ряда общественных творческих и профессиональных организаций. Выработанные конференцией рекомендации, в частности, содержали следующие предложения: 1. Правила об аккредитации не должны противоречить ст. 29 Конституции РФ, которая гарантирует свободу массовой информации, а также законодательству о СМИ. 2. Общие положения документа должны определять: а) лиц, имеющих право на аккредитацию; б) срок, на который оформляется аккредитация; в) виды аккредитации; г) квотирование мест, выделенных для прессы; д) порядок подачи заявки на аккредитацию и срок ее рассмотрения; е) должностное лицо, принимающее решение об аккредитации. 3. Права аккредитованных журналистов. 4. Обязанности аккредитованных журналистов. 5. Основания для приостановления, лишения, отказа в аккредитации. 6. Порядок лишения и отказа в аккредитации. Однако эти предложения так и не получили законодательного закрепления и широкого распространения. Между тем правильно составленные Правила об аккредитации и строгое их соблюдение, как журналистами, так и информационными структурами организаций, могут помочь избежать конфликтных ситуаций и необходимости обращения той или другой стороны с судебными исками в народный суд, а также с заявлениями и жалобами в Судебную палату по информационным спорам. ПРАВОМЕРНЫ ЛИ ДЕЙСТВИЯ РУКОВОДСТВА ВЕДОМСТВА, КОТОРОЕ В ОТВЕТ НА ЗАПРОС ОБ АККРЕДИТАЦИИ СООБЩАЕТ, ЧТО У НИХ АККРЕДИТАЦИЯ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА, А ИНТЕРЕСУЮЩИЕ РЕДАКЦИЮ СВЕДЕНИЯ МОГУТ БЫТЬ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ПО ЗАПРОСУ? Нет. Неправомерны. Журналисты обладают целым рядом прав, которые призваны облегчить им получение информации. Им предоставлено право посещать государственные органы (ст. 47, п. 2 Закона «О СМИ»); производить записи, в том числе и с использованием средств аудио-, кино- и фотосъемки (ст. 47, п. 6 Закона «О СМИ»). Кроме того, аккредитованным при государственных органах журналистам предоставляется право присутствовать на всех заседаниях, совещаниях и иных мероприятиях, проводимых аккредитовавшим их органом, за исключением случаев, когда принято решение о проведении закрытого заседания или мероприятия. При этом на государственный орган, аккредитовавший журналиста, возлагается обязанность извещать последнего о проведении таких заседаний и мероприятий и создавать условия для производства записи. Если в государственном органе отсутствует положение об аккредитации, то данный орган обязан аккредитовать при себе журналистов без каких-либо условий, так как отсутствие правил аккредитации не лишает редакцию прав, предоставленных ей статьей 48 Закона «О СМИ». В случае, если аккредитация при каком-либо государственном или общественном органе не предусмотрена, журналист вправе свободно посещать все открытые заседания по предъявлении редакционного удостоверения или иного документа, подтверждающего его статус. Следует при этом подчеркнуть, что предоставление информации о деятельности админис-трации государственного или общественного органа является не правом, а обязанностью (ст. 38 Закона «О СМИ», ст. 12 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»). Открытость деятельности государственных органов и возможность граждан получать достоверную информацию об их деятельности российское законодательство рассматривает как одну из гарантий возможности граждан осуществлять контроль за деятельностью органов государственной власти и участвовать в управлении делами государства. Таким образом, препятствование журналисту в посещении открытых заседаний государственных органов представляет собой не только нарушение прав журналиста, закрепленных в статьях 1 и 47 Закона «О СМИ», но и ограничение прав граждан, закрепленных в статьях 29 и 32 Конституции РФ. КАКОВЫ ПРАВА АККРЕДИТОВАННЫХ ЖУРНАЛИСТОВ? В соответствии с конституционным принципом свободы массовой информации Российское законодательство предусматривает ряд привилегий, создающих журналистам возможности свободно искать, запрашивать, получать и распространять информацию, тем самым обеспечивать аудиторию самой свежей, самой точной и самой полной информацией по всем интересующим ее общественно значимым вопросам. Помимо тех правомочий, которые закреплены статьей 47 Закона «О СМИ», аккредитованные журналисты приобретают дополнительные права, облегчающие осуществление профессиональной деятельности. В упомянутых выше рекомендациях дан примерный перечень прав аккредитованных журналистов. К их числу отнесены возможности: - Заблаговременно получать информацию о предстоящих заседаниях, совещаниях и других мероприятиях.» - Присутствовать на проводимых мероприятиях, работать во время проведения открытых мероприятий в залах заседаний или специально оборудованных помещениях пресс-службы. - Пользоваться городским телефоном для связи с редакциями и передачи оперативных сообщений. - Получать оперативную официальную информацию. - Получать официальные документы, стенограммы заседаний, тексты заявлений, пресс-релизы и другие документы. - Знакомиться с предназначенными для публикации информационно-справочными материалами. - Получать дополнительную информацию (комментарии или разъяснения). - Посещать пресс-конференции, брифинги и иные мероприятия, предназначенные специально для прессы. - Использовать в установленном порядке материалы архива. - Пользоваться содействием пресс-служб в проведении встреч и бесед с руководителями и сотрудниками организации, депутатами. Аккредитация журналистов при органе или организации является основанием для его работы во всех структурных подразделениях соответствующего органа или организации, если Правилами аккредитации не установлено иное. - По аккредитационному удостоверению свободно проходить в учреждение, при котором аккредитован журналист. Все это в совокупности облегчает получение необходимой информации, экономит уйму времени и повышает эффективность труда журналиста. Каковы обязанности аккредитованных журналистов? Обязанности журналистов определяются ст. 49 Закона «О СМИ, а также отдельными положе-ниями, содержащимися в различных нормативных актах и касающимися в первую очередь вопросов допуска представителей СМИ к информации. Кроме того, на аккредитованного журналиста (в связи с расширением его прав) возлагается ряд дополнительных обязанностей, предусмотренных Правилами аккредитации. В предложенных конференцией «Пресс-секретарь — чиновник или журналист?», о которой говорилось ранее, рекомендациях указывалось, что аккредитованный журналист обязан: - Соблюдать правила внутреннего распорядка работы организации. - Не вмешиваться в ход мероприятия, на котором он присутствует (если оно не специально организовано для прессы). - Соблюдать правила, которые определены для специальных, «особых» мероприятий. - Соблюдать порядок организации персональных встреч и бесед с руководителями и сотрудниками. Важно, чтобы эти обязанности не вводили дополнительных ограничений прав журналистов, а касались лишь уточнений, связанных с выполнением правил внутреннего распорядка аккредитующей организации. ВПРАВЕ ЛИ АККРЕДИТУЮЩИЙ ОРГАН УСТАНАВЛИВАТЬ КВОТЫ (НОРМЫ) ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ? Законодательством не предусмотрено установление каких-либо квот для различных СМИ. Однако на практике действующие в государственных, политических, общественных организациях Правила аккредитации содержат пункты о квотировании мест, выделяемых для прессы. Как можно оценить существующее расхождение между законодательством и практикой? Является ли это восполнением пробела в законодательстве или посягательством на свободу массовой информации? Сложно однозначно ответить на эти вопросы. На первый взгляд может показаться, что в данном случае налицо несоответствие данного пункта Правил положениям Конституции РФ и Закону «О СМИ», поскольку ограничение количества журналистов, которые могут быть аккредитованы при том или ином органе, нарушает право редакций подавать заявки для аккредитации при них своих журналистов и тем самым вводит не предусмотренные законодательством ограничения (что противоречит положениям ст. 1,5, 48 Закона «О СМИ»). Кроме того, ограничение числа журналистов, которых можно аккредитовать одному изданию, нарушает право граждан на оперативное получение достоверной информации о деятельности государственных органов и их должностных лиц. Вместе с тем необходимо учитывать, что у каждого органа, учреждения технические возможности не безграничны. Организационные трудности, отсутствие или неподготовленность помещения, отсутствие соответствующих условий для одновременной работы большого числа представителей средств массовой информации диктуют необходимость установления нормативов (квот) при аккредитации журналистов. Важно при этом соблюсти принципы открытости и справедливости, позволяющие обеспечить информацией через различные СМИ все категории граждан, что в значительной степени определяется критериями, по которым происходит квотирование. Изучение действующих Правил аккредитации показало, что порой устанавливаются совершенно неприемлемые критерии, например, аккредитование массовой информации по рейтингу популярности. При этом не оговаривается, кем и как он будет определяться. Не исключено, что в число самых непопулярных, с самым низким рейтингом попадут, в первую очередь, неугодные, непокорные, критически настроенные, независимые СМИ. Иными словами, такое положение Правил может нанести угрозу свободе доступа к информации, не предусмотренные федеральным законом ограничения. Речь идет не только о журналистской деятельности, но и о реализации права граждан России на свободу слова и информации. Во избежание административного диктата, произвольного нормотворчества, видимо, следует урегулировать этот вопрос законодательно, включив в Типовые Правила об аккредитации пункт о квотах, принципах и критериях их выделения. Учитывая необходимость решения этого вопроса, в уже неоднократно упоминавшихся рекомендациях предлагалось предусматривать в Правилах аккредитации квотирование мест, выделяемых для прессы. Признано целесообразным введение квот по категориям: зарубежные, центральные, региональные, местные, тематические издания, предполагается определение количества представителей различных изданий или, при ограниченных возможностях организации, перечень газет, журналов, телерадиокомпаний, специализирующихся на конкретной тематике либо имеющих наибольший тираж. ВПРАВЕ ЛИ АККРЕДИТУЮЩИЙ ОРГАН УСТАНАВЛИВАТЬ ВИДЫ АККРЕДИТАЦИИ? Статья 48 Закона «О СМИ», определяющая правовой режим аккредитации, будучи чрезвычайно лаконичной, не дает прямого ответа на этот, как и многие другие вопросы. Однако Закон «О СМИ» позволяет определить общие подходы к его решению. Изучение Положений об аккредитации, принятых в центральных и региональных органах государственной власти и местного самоуправления, показало, что во многих из них содержатся указания на виды аккредитации. Чаще всего выделяются: - постоянная (на весь срок объявленной аккредитации журналистов, постоянно освещающих деятельность аккредитующего органа и специализирующихся на этой тематике); - временная (ограниченная меньшим сроком для выполнения конкретного задания своих редакций по освещению работы аккредитующего органа); - специальная (при особом режиме мероприятия). Эти же виды были рекомендованы конференцией «Пресс-секретарь — чиновник или журналист?» Представляется, что установление видов аккредитации не противоречит Конституции РФ и Закону «О СМИ», не ограничивает свободу массовой информации и прав журналистов, а устраняет существующий пробел. Вместе с тем вызывает сомнение необходимость введения, наряду с перечисленными видами, разовой аккредитации сроком действия на одно мероприятие (заседание, пресс-конференцию, брифинг и др.), на котором предусмотрено присутствие представителей средств массовой информации. Думается, что этот вид аккредитации является избыточным, поскольку нельзя рассматривать наличие аккредитации как предварительное условие признания за журналистом тех прав, которые предоставлены ему законом (Конституция РФ, ст. 29; Закон «О СМИ», ст. 1,38,47,58). КАКИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АККРЕДИТУЕМОМ ЖУРНАЛИСТЕ ВПРАВЕ ТРЕБОВАТЬ АККРЕДИТУЮЩИЙ ОРГАН? Законодательством не определен характер требований, которые должна предоставлять редакция об аккредитуемом журналисте. Представляется, что, поскольку редакция подает заявку на аккредитацию своих журналистов, то сведения персонального характера о конкретных журналистах должны быть минимальными. Следует отметить, что в законе до сих пор не определено, что понимается под «персональными данными». Российский проект Федерального закона «О персональных данных» уже третий год остается проектом. Согласно ст. 3 этого проекта, персональные данные — это любая документированная информация, относящаяся к конкретному человеку, или та, которая может быть отождествлена с конкретным человеком. Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» установлено, что персональные данные относятся к документированной информации с ограниченным доступом — конфиденциальной информации (ст. 2,10,11). Порядок обязательного предоставления информации, относящейся к конфиденциальной, устанавливается и осуществляется в соответствии с законодательством (ст. 8 и 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»). Законодательство РФ гарантирует защиту конституционных прав граждан на сохранение конфиденциальности персональных данных (ст. 20 этого же закона) и не допускает сбора и хранения информации о частной жизни (ст. 11, п. 1). Однако приходится констатировать, что многие действующие Правила аккредитации в различных учреждениях и организациях содержат требования о предоставлении излишних, на наш взгляд, сведений персонального характера об аккредитуемых журналистах. Вряд ли можно признать обоснованными требования о предоставлении в заявке на аккредитацию таких требований, как образование журналиста, стаж его работы, должность, биография, справка о профессиональной деятельности, является ли он постоянным работником, паспортные данные. К этому же списку можно отнести требование предоставить так называемые «объективные характеристики» внесенных в список журналистов, без указания критериев, по которым администрация будет оценивать объективность или необъективность характеристик, а следовательно, и возможность аккредитации того или иного журналиста. Невыполнение этих требований влечет за собой нежелательные последствия. В частности, в Правилах отмечается, что при отсутствии указанных сведений в карточке заявка на аккредитацию не принимается. Между тем не предоставление таких данных не является законным основанием для отказа в аккредитации. Таким образом, вводятся не предусмотренные законом ограничения на аккредитацию, что недопустимо в силу положений статей 1,48,58 Закона «О СМИ», а также Конституции РФ. Конституция РФ признает право на неприкосновенность частной жизни, запрещает сбор информации личного характера (ст. 23,24). Речь идет о гарантированном невмешательстве государственных органов, должностных лиц в сферу частной жизни человека (ст. 23,24,29). СООТВЕТСТВУЕТ ЛИ ЗАКОНУ ТРЕБОВАНИЕ ПРАВИЛ АККРЕДИТАЦИИ УКАЗЫВАТЬ В ЗАЯВКЕ НА АККРЕДИТАЦИЮ ПСЕВДОНИМ ЖУРНАНАЛИСТОВ? Нет, не соответствует. Такое требование чрезвычайно распространено в действующих на местах Правилах аккредитации и противоречит существующему законодательству. Оно нарушает права журналиста, предусмотренные ст. 47, п. 12 Закона «О СМИ», согласно которому журналист имеет право распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи. В ст. 15 Закона «Об авторском праве и смежных правах» также установлено право автора использовать произведение под своим именем, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя). Требование раскрытия псевдонимов противоречит ст. 150 ГК РФ, гарантированным Конституцией правам и свободам человека и гражданина, принципам и нормам международного права. СООТВЕТСТВУЕТ ЛИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ПОЛОЖЕНИЕ О ТОМ, ЧТО АККРЕДИТАЦИИ ПОДЛЕЖАТ «ТОЛЬКО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ, ИМЕЮЩИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ»? Нет, не соответствует. Судебная палата по информационным спорам дала разъяснения по этому вопросу, обратив внимание на ряд положений. Во-первых, согласно Закону «О средствах массовой информации», «под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию» (ст. 2, ч. 1, п. 10 Закона РФ «О СМИ»). Требований о соответствующем образовании в Законе нет. Кроме того, статьей 52 этого же Закона установлен специальный статус профессионального журналиста, который распространяется: на штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других СМИ, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения, а также на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами при выполнении ими поручений редакции. Как видим, и здесь ничего не говорится о «соответствующем образовании» для признания статуса профессионального журналиста. Если же обратиться к результатам социологических исследований, проведенных Комиссией по свободе доступа к информации, то окажется, что по этому основанию почти каждый второй журналист лишался бы права быть аккредитованным. Таким образом, устанавливаемое рядом реально действующих Правил аккредитации положение о том, что аккредитации подлежат «только профессиональные журналисты, имеющие соответствующее образование», вводит не предусмотренное законодательством ограничение, что противоречит Конституции РФ (ст. 29), Закону «О СМИ» (ст. 1,48,58). ВПРАВЕ ЛИ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ АККРЕДИТОВАТЬ И ДОПУСКАТЬ НА СВОИ ОТКРЫТЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СМИ ПО СВОЕМУ ВЫБОРУ И ПРЕДПОЧТЕНИЮ? Нет, не вправе. Федеральный закон «Об общественных объединениях» в числе обязанностей общественного объединения устанавливает необходимость соблюдения законодательства Российской Федерации, общепринятых принципов и норм международного права (ст. 29 Закона «Об общественных объединениях»). Это означает, что деятельность общественных объединений не должна противоречить Конституции, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (ст. 15 Конституции). Согласно Конституции, гарантируется свобода массовой информации, цензура запрещается, в том числе в виде собственных усмотрений и предпочтений, ограничений прав представителей СМИ. Кроме того, гласность является одним из основных принципов создания и функционирования общественных объединений (ст. 15 Закона «Об общественных объединениях»). Таким образом, законодательными актами установлен такой же порядок доступа к информации и аккредитации журналистов общественными объединениями, как и для государственных органов, учреждений, организаций. Это означает, что в соответствии с действующим законодательством на общественные объединения, как и на государственные органы, возлагается обязанность предоставлять информацию, а редакции и журналисты имеют право ее получать. В соответствии с Конституцией РФ и Законом «О СМИ» граждане имеют право на получение через СМИ информации об общественных объединениях, что является необходимым для определения своего отношения к ним и осуществления общественного контроля за их деятельностью. Принцип гласности, как справедливо подчеркивается в комментарии к Федеральному Закону «Об общественных объединениях», обеспечивает реализацию права на объединение в такой форме, как «право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них». Ясно, что для того, чтобы осуществить это право и сознательно принять решение об участии или неучастии в объединении, необходимо располагать достаточной информацией. ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НЕ ПРОПУСКАТЬ ТУДА ЖУРНАЛИСТОВ, КОТОРЫЕ НЕ ИМЕЮТ АККРЕДИТАЦИИ ПРИ ДАННОМ УЧРЕЖДЕНИИ? Нет. Аккредитация при государственных органах и органах общественных объединений в законе рассматривается как определенный льготный режим, предоставляющий аккредитованным журналистам более комфортабельные условия для получения информации. Прежде всего, аккредитация возлагает определенные обязанности на орган, при котором осуществлена аккредитация. На государственный орган, аккредитовавший журналиста, возлагается обязанность извещать последнего о проведении своих заседаний и мероприятий и создавать условия для производства записи, обеспечивать аккредитованных журналистов материалами. Однако отсутствие аккредитации не лишает журналиста его конституционных прав (это прямо запрещено в статьях 17 и 55 Конституции) и прав, предоставленных ему в статье 47 Закона «О СМИ»; а также аккредитация не является и предварительным условием для реализации журналистом указанных прав. Поэтому не аккредитованные журналисты также вправе свободно посещать все открытые заседания государственных органов (п. 2 ст. 47 Закона «О СМИ») по предъявлении редакционного удостоверения или иного документа, удостоверяющего его статус. Однако в отношении их государственный орган не обязан способствовать осуществлению профессиональной деятельности. Если в государственном органе отсутствует положение об аккредитации, то данный орган обязан аккредитовать журналистов без каких-либо условий, так как отсутствие положения об аккредитации не лишает редакцию прав, предоставленных ей статьей 48 Закона «О СМИ». В том случае, если противодействие журналистам исходило со стороны сотрудников службы охраны, мы имеем дело с воспрепятствованием законной профессиональной деятельности путем «принуждения к отказу в предоставлении и распространении информации», совершенным с использованием служебного положения, которое может повлечь привлечение виновных к уголовной ответственности (по ст. 144 УК РФ). ПРАВОМЕРНО ЛИ ТРЕБОВАНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ К АККРЕДИТОВАННОМУ ЖУРНАЛИСТУ ПРОВОДИТЬ АУДИО- И ВИДЕОЗАПИСЬ ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ИЛИ РАБОТНИКОВ АДМИНИСТРАЦИИ АККРЕДИТУЮЩЕГО ОРГАНА? Нет, не правомерно. По Закону «О СМИ» журналисты обладают целым рядом прав, которые призваны облегчить им получение информации. Им предоставлено право посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы (п. 2 ст. 47 Закона «О СМИ»), проводить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки (п. 6 ст. 47 Закона «О СМИ»). Более того, аккредитующий орган обязан создавать благоприятные условия для производства записи (ст. 48 Закона «О СМИ»). При этом ст. 4 Закона «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» не ограничивает право аккредитованных журналистов производить собственную аудио- и видеозапись на заседаниях, совещаниях и иных открытых мероприятиях. Исключения из правил установлены в законе. Например, фото-, видео- и киносъемка в зале судебного заседания могут производиться только с разрешения суда (судьи). Таким образом, необходимость получения письменного согласия должностных лиц или работников администрации аккредитующего органа на проведение аудио- и видеозаписи законодательством не предусматривается, а такое требование нарушает права журналистов. Однако проведение видеозаписи и киносъемки не должно нарушать нормальной деятельности аккредитующей организации. ПРАВОМЕРНО ЛИ ВКЛЮЧЕНИЕ В ПРАВИЛА АККРЕДИТАЦИИ УКАЗАНИЯ КОНКРЕТНЫХ СРОКОВ ПОДАЧИ ЗАЯВОК, ВРЕМЕНИ И МЕСТА ПРОХОЖДЕНИЯ В ЗДАНИЕ АККРЕДИТУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ? Установление в Правилах аккредитации жесткого срока для подачи заявки на аккредитацию, на наш взгляд, является излишним. В ряде действующих Положений об аккредитации этот срок ограничен конкретными числами (менее месяца в год). Такое ограничение лишает возможности аккредитоваться те средства массовой информации, которые учреждены позже указанного срока. Что касается установления конкретного времени и места прохождения в здание аккредитующей организации, то подобное указание также представляется излишним. Если же в Правилах оно содержится, то необходима оговорка, определяющая условия присутствия на мероприятиях, проводимых во внеурочное время. Иначе это может быть способом либо устранения, либо недопущения неугодных журналистов (в том числе и аккредитованных) на мероприятия, которые назначаются в другое время. Таким образом, включение в Правила аккредитации указания, как конкретных сроков подачи заявок, так и времени и места прохождения в здание аккредитующей организации может создавать угрозу свободе массовой информации (нарушение ст. 1 Закона «О СМИ»), ограничивать право на получение информации (ст. 38), искажая смысл самого института аккредитации (ст. 48). ПРАВОМЕРНО ЛИ ЛИШЕНИЕ АККРЕДИТАЦИИ ЖУРНАЛИСТА ЗА ОТКАЗ ОТ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДОСТАВЛЕННОЙ АККРЕДИТУЮЩИМ ОРГАНОМ? Нет, не правомерно. Требование распространения какой-либо информации, согласно ст. 58 Закона «О СМИ», является ущемлением свободы массовой информации посредством вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции, а также принуждения журналиста к распространению информации, поэтому оно не может быть законным основанием для лишения аккредитации. К тому же ст. 48 Закона «О СМИ» устанавливает, что журналист может быть лишен аккредитации только в тех случаях, когда им или редакцией нарушены Правила аккредитации либо распространены несоответствующие действительности сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию организации, аккредитовавшей журналиста, что должно быть подтверждено вступившим в законную силу решением суда. Иные основания, даже если они предусмотрены в Правилах аккредитации, не могут включать положения, ограничивающие свободу массовой информации и права журналистов (ст. 1,5 Закона «О СМИ»). Кроме того, установление каких-либо ограничений либо предъявление дополнительных требований, ограничивающих права журналистов, свободу мнений, противоречит ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах и Конституции РФ (ст. 29). ТРЕБУЕТСЯ ЛИ АККРЕДИТАЦИЯ ПРИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ДЛЯ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА НА ИЗБИРАТЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ? Нет, не нужна. В соответствии с Российским законодательством деятельность избирательных комиссий осуществляется открыто и гласно. Все заседания избирательных комиссий являются открытыми (Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы и Федерального Собрания РФ» — ст. 28; Федеральный закон «О выборах Президента РФ» — ст. 9,20; Федеральный закон «О референдуме РФ» — ст. 21). Представители СМИ вправе присутствовать на заседаниях комиссий и по своему усмотрению посещать избирательные участки в день голосования. В частности, в ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» указано, что на заседаниях соответствующих избирательных комиссий вправе присутствовать в числе других представители средств массовой информации. Для этого не требуется получения аккредитации или разрешения. ДОПУСТИМО ЛИ В ПРАВИЛАХ АККРЕДИТАЦИИ УСТАНАВЛИВАТЬ КАКИЕ-ЛИБО УСЛОВИЯ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОТОРЫХ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ СМИ НЕ ПОДЛЕЖАТ АККРЕДИТАЦИИ? Нет, не допустимо. Анализ существующих Правил аккредитации показал, что в ряде случаев устанавливается зависимость решения вопроса об аккредитации от различных условий, например от источника финансирования СМИ, состава учредителей. В частности, в ряде Правил зафиксировано, что аккредитации подлежат журналисты СМИ, финансируемые из республиканского бюджета. В других случаях устанавливается, что аккредитации не подлежат журналисты СМИ, учредителями которых являются общественные и коммерческие организации, частные лица. В соответствии с Федеральным законодательством правовой статус журналистов, финансируемых из республиканского бюджета, ничем не отличается от правового статуса журналистов любого другого СМИ, поэтому введение ограничений на аккредитацию в зависимости от источника финансирования носит дискриминационный характер. Оно ущемляет законные права журналистов на сбор информации, посягает на свободу массовой информации. Кроме того, подобное условие ограничивает право граждан на получение через СМИ оперативных и достоверных сведений о деятельности государственных органов (ст. 1,38 Закона «О СМИ»). Ограничение условий аккредитации в зависимости от состава учредителей редакции, которую представляет журналист, также противоречит закону. Согласно ст. 7 Закона «О СМИ», учредителем средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Все они имеют равные права, гарантированные Конституцией РФ. Таким образом, введение ограничений на аккредитацию в зависимости от источников финансирования редакции и от состава учредителей противоречит не только законодательству в сфере массовой информации, но и Конституции РФ. ПРАВОМЕРЕН ЛИ ОТКАЗ ИЛИ ЛИШЕНИЕ АККРЕДИТАЦИИ ЗА НЕОБЪЕКТИВНЫЕ И ТЕНДЕНЦИОЗНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ? Нет. Не правомерен. Отказ в аккредитации в зависимости от содержания прежних публикаций нарушает права журналистов и препятствует профессиональной деятельности журналистов. Согласно ст. 48 Закона «О СМИ», журналист может быть лишен аккредитации лишь в двух случаях: - когда им нарушены правила аккредитации, которые в силу требования ст. 1 и 5 Закона «О СМИ» не могут включать положения, ограничивающие свободу массовой информации и права журналистов; - если журналистом распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство работников аккредитовавшей организации, что должно быть подтверждено вступившим в силу решением суда. Никакие иные случаи, в том числе связанные с «необъективностью», «тенденциозностью» освещения деятельности аккредитующей организации, не могут служить основанием для лишения или отказа в аккредитации. К тому же понятия «всесторонность» и «объективность» являются оценочными категориями, которые допускают многозначное, а следовательно, произвольное толкование. Их применение может использоваться для ограничения прав журналистов, которые критически настроены в отношении тех или иных должностных лиц, что вообще недопустимо. КАКОВЫ ОСНОВАНИЯ ЛИШЕНИЯ АККРЕДИТАЦИИ? В соответствии со ст. 48 Закона «О СМИ», если им или редакцией нарушены установленные Правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство работников аккредитовавшей организации, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда. Анализ практики показывает, что к такой мере нередко прибегают при неоднократной утере аккредитационных документов, при увольнении журналиста из редакции, при прекращении существования средства массовой информации (вследствие его закрытия или ликвидации), при многократном нарушении правил внутреннего распорядка работы организации. КАК ДОЛЖЕН БЫТЬ ОФОРМЛЕН ОТКАЗ ИЛИ ЛИШЕНИЕ АККРЕДИТАЦИИ? Такое решение аккредитующей организации должно быть оформлено письменным документом с указанием должностного лица, принимающего решение, с основанием решения, со ссылкой на действующее Положение об аккредитации и законодательство о СМИ, порядком обжалования решения об отказе или лишения аккредитации. КУДА СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬСЯ В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СПОРНЫХ, КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ. СВЯЗАННЫХ С АККРЕДИТАЦИЕЙ? Для разрешения конфликтных ситуаций, связанных с аккредитацией, возможно обращение: - к руководству аккредитующей организации; - к руководству вышестоящей организации; - в органы прокуратуры; - в Судебную палату по информационным спорам при Президенте РФ; - в суд. Во всех случаях консультативную помощь могут оказать сотрудники Фонда защиты гласности.

Аккредитация

Аккредитуются

  • услуги, для оценки качества которых потребитель не обладает достаточной компетенцией
  • СМИ для освещения какого-либо события

К аккредитуемым услугам относят: услуги по образованию, услуги по проведению испытаний (испытательные лаборатории), услуги по клинической диагностике (медицинские лаборатории), услуги по калибровке (калибровочные лаборатории), услуги по сертификации (органы по сертификации) и т. п. Как правило, аккредитацию проводят органы по аккредитации , которые осуществляют свою деятельность по определённым правилам и процедурам.

Аккредитация лабораторий

При аккредитации лабораторий в качестве стандарта, устанавливающего требования, используется международный стандарт ИСО/МЭК 17025, который доступен на русском языке как ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009. Деятельность органов по аккредитации лабораторий регламентируется международным стандартом ИСО/МЭК 17011, который доступен на русском языке как ГОСТ ИСО/МЭК 17011-2009. Процедура аккредитации должна проводиться в соответствии со следующими принципами: добровольность (аккредитуют только те лаборатории, которые изъявляют желание подвергнуться процедуре), независимость (органы по аккредитации не должны быть связаны с аккредитуемыми лабораториями общими интересами), компетентность (органы по аккредитации должны быть охвачены системой внешней проверки их компетентности, как правило со стороны других органов по аккредитации), доступность (аккредитация должна проводиться по правилам, которые являются общедоступными), равноправность (ко всем лабораториям предъявляются одинаковые требования). При положительном исходе процедуры лаборатория получает документ (аттестат аккредитации), который удостоверяет, что лаборатория соответствует требованиям ИСО/МЭК 17025. Функции национального органа по аккредитации в Российской Федерации возложены на Федеральную службу по аккредитации (Росаккредитация). В то же время аккредитацию проводит ряд негосударственных органов по аккредитации.

Государственная аккредитация высшего учебного заведения

В большинстве стран высшие учебные заведения должны получать разрешение государства на образовательную деятельность. Это установление или подтверждение государственного аккредитационного статуса образовательного учреждения по типу (высшее учебное заведение) и по виду (институт, академия , университет), уровня реализуемых образовательных программ и их направленности, а также соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям сроком на 5 лет.

Свидетельство о государственной аккредитации

Если при прохождении процедуры государственной аккредитации учебное заведение подтвердило качество предоставляемых образовательных услуг, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) выдает свидетельство о государственной аккредитации.

Наличие свидетельства об аккредитации дает вузу право предоставлять при поступлении абитуриентам льготы , предусмотренные законодательством Российской Федерации , а студентам очной формы обучения предоставлять отсрочку от призыва на срочную военную службу. Важно помнить, что только аккредитованный вуз имеет право выдавать выпускнику диплом о высшем профессиональном образовании государственного образца, который дает право в дальнейшем на поступление в магистратуру , а также признается работодателями как государственных, так и негосударственных учреждений.

Выданное учебному заведению свидетельство о государственной аккредитации действительно только при наличии приложения к нему. Именно в приложении указан перечень всех аккредитованных профессиональных образовательных программ , по которым вуз имеет право предоставлять выше указанные льготы учащимся и выдавать по окончании диплом государственного образца .

Проблемы систем аккредитации

Различия в критериях аккредитации приводят к затруднениям при сравнении качества обучения в различных учебных заведениях.

См. также

Ссылки

  • Национальное аккредитационное агентство в сфере образования

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
Статьи по теме