Наследственность и развитие. Наследственные особенности, прирожденные свойства организма как предпосылки психического развития Врожденное наследственное свойство представляющее собой способность

Общая структура способностей:

Общие способности – совокупность потенциальных (наследственных, врожденных) психодинамических характеристик человека, определяющих его готовность к деятельности.

Специальные способности – система свойств личности, которые помогают достигать высоких результатов в какой-либо области деятельности

Талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных (музыкальных, литературных и т.д.). О наличии таланта судят по результатам деятельности человека, которая отличается принципиальной новизной, оригинальностью.

Гениальность – высший уровень развития способностей. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, называется одаренностью . Одаренность обусловливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях. Одаренных людей отличает внимательность, собранность, готовность к деятельности; им свойственна настойчивость в достижении цели, потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень.

Совершенство в конкретном виде деятельности, требующее большого и напряженного труда, называется мастерством . Мастерство раскрывается не только в сумме умений и навыков, но и в психологической готовности к квалифицированному осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого решения возникших задач.

Структура способностей к определенной деятельности у каждого человека индивидуальна. Отсутствие способностей не означает непригодности человека к выполнению деятельности, так как существуют психологические механизмы компенсации отсутствующих способностей. Компенсация может осуществляться через приобретаемые знания, умения, через формирование индивидуального стиля деятельности или через более развитую способность. Возможность компенсации одних способностей при помощи других развивает внутренний потенциал человека, открывает новые пути к выбору профессии и совершенствования в ней.

Индивидуальные особенности человека, обусловливающие индивидуальный стиль деятельности:

1. Высокий темп обучения соответствующей деятельности.

2. Широта переноса навыка, которая состоит в том, что, обучившись применению операции в одной ситуации, человек способен легко применить ее в других аналогичных ситуациях.

3. Энергетическая экономность выполнения данной деятельности.

4. Индивидуальное своеобразие выполнения деятельности.

5. Высокая мотивация, стремление к этой деятельности, иногда вопреки обстоятельствам.

Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей.

Наличие определенных задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности, так как сложно предугадать, какую в будущем деятельность изберет для себя человек. Поэтому степень развития задатков зависит от условий индивидуального развития человека, условий обучения и воспитания, особенностей развития общества.

Вопрос 46-47. Методы психодиагностического изучения личности учащегося. Анализ результатов и использование их в педагогической деятельности. Формы и методы психодиагностического изучения личности учащегося. Возможности прогноза и коррекции.

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Методы диагностики являются основными в психологии личности, так как на их основе делаются важные практические заключения. Их цель- установить уровень развития того или иного свойства человека.

Методы опроса существуют в виде анкетирования (фиксированные вопросы и ответы типа да, нет, не знаю), интервью (фиксированные вопросы и свободные ответы), беседы (предполагает только тему; вопросы и ответы порождаются ходом беседы). Для получения достоверной информации создаются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть максимально надежной. В психологии разработаны специальные правила составления вопросов, расположения их в нужном порядке, группировки в отдельные блоки. Оценивая в целом метод анкетирования, можно отметить, что он представляет собой средство первичной ориентировки, предварительной разведки. Полученные при анкетировании данные намечают дальнейшие направления изучения личности или группы. Беседа является более "психологичной" формой опроса, так как в ней имеет место взаимодействие субъектов, подчиненное определенным социально-психологическим закономерностям. Важнейшее условие успешности беседы состоит в установлении контакта исследователя с респондентом, в создании доверительной атмосферы общения.

Метод социометрии , разработанный австрийско-американским психиатром Я. Морено позволяет эмпирически выявлять, схематически (в виде социограммы) представлять и интерпретировать структуру межличностных отношений в группе. Назначение метода - установить, кто лидер и аутсайдер, существуют ли изгои данной группы.

Метод анализа результатов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях его субъектов. В психолингвистике разработан вариант метода анализа продуктов деятельности - контент-анализ, позволяющий выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические характеристики их автора. Специфической формой метода анализа результатов деятельности выступает графология. Психологи установили, что характеристики почерка связаны с определенными психологическими свойствами автора письма; ими были разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка.

Биографический метод как способ познания человека основан на изучении психологии человека в контексте его истории, через описание его биографии. Понимание внутреннего мира человека, развитой душевной жизни осуществляется посредством описания прошедших этапов жизни человека. Биографический метод может реализоваться в форме психологической реконструкции всего жизненного пути исторического деятеля, выдающейся личности и т.п. Достоинство метода заключается в надежности и обоснованности выводов о психологических особенностях человека. Вместе с тем метод трудоемок и не может использоваться очень широко.

Генетический метод исследования психического развития изучает развитие различных социальных групп в процессе формирования, во временной динамике.

Блинецовый метод основан на выяснении вопроса: среда или сама природа определяет психологическое развитие человека. Исследуются монозиготные близнецы, которые вырастают из одной материнской клетки.

Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных. Надо подчеркнуть, что математические методы используются в психологии не в качестве самостоятельных, а включаются как вспомогательные на определенных этапах эксперимента или тестового обследования.

Познать закономерности человеческого развития - это значит получить ответ на ключевой вопрос: какими факторами обусловлены течение и результаты данного процесса? Хотя сло­во «фактор» уже употреблялось выше, напомним, что этим тер­мином обозначается веская причина, образованная совместным влиянием нескольких простых причин (переменных). Какими же причинами определяется развитие личности?

Установлено, что процесс и результаты человеческого раз­вития детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов - наследственности, среды и воспитания. Следующая схема, заимствованная у Й. Шванцары, иллюстри­рует взаимоотношение основных факторов развития. Базу (см. рис. 3) образуют врожденные и унаследованные предрас­положения, обозначенные обобщающим термином «наслед­ственность». Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействии главных внешних влияний - среды и воспитания. Взаимодействие названных факторов мо­жет быть либо оптимальным (равносторонний треугольник), либо при переоценке одного или другого внешнего слагаемого (вершина С 5 или С 2) негармоничным. Также возможно, что врожденная и унаследованная база недостаточно развивается как средой, так и воспитанием (треугольник АВС 3). Данная схема должна одновременно демонстрировать, что ни один фактор не действует самостоятельно, что результат развития за­висит от их согласованности.

Природное (биологическое) в человеке - это то, что связы­вает его с предками, а через них - со всем живым миром, с высшими животными в особенности. Отражение биологическо­го - наследственность. Под наследственностью понимается пе­редача от родителей к детям определенных качеств и особен­ностей. Носители наследственности - гены (в переводе с гре­ческого «ген» означает «рождающий»). Современная наука до­казала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Получены факты, заставляющие переосмыслить многие устоявшиеся педагогические положения.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Детермини­рованная часть программы обеспечивает прежде всего продол­жение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различ­ных белков, определены группы крови, резус-фактор. Унасле­дованные физические особенности человека предопределяют видимые и невидимые различия людей.


К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов. Изъяны, недостатки нерв­ной деятельности родителей, в том числе и патологические, вызывающие психические расстройства, болезни (например, шизофрению), могут передаваться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства - карликовость, напри­мер. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкого­лизм и наркомания родителей.

Вариантная часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования. Обширнейшие незаполненные об­ласти наследственной программы представлены для последую­щего дообучения. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно. Этим природа предоставляет человеку исключительную возможность для реализации своей человечес­кой потенции путем саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой. Жестко запрограммированных наследственных при­знаков хватает для выживания животному, но не человеку.

Педагогический аспект исследований закономерностей че­ловеческого развития охватывает изучение трех главных про­блем - наследования интеллектуальных, специальных и мо­ральных качеств.

Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллектуаль­ных качеств. Что наследуют дети - готовые способности к оп­ределенному виду деятельности или только предрасположения, задатки? Рассматривая способности как индивидуально-психо­логические особенности личности, как условия успешного вы­полнения определенных видов деятельности, педагоги отлича­ют их от задатков - потенциальных возможностей для разви­тия способностей. Анализ фактов, накопленных в эксперимен­тальных исследованиях, позволяет ответить на поставленный вопрос однозначно - наследуются не способности, а только задатки.

Унаследованные человеком задатки реализуются или нет. Все зависит от того, получит ли человек возможности для пе­рехода наследственной потенции в конкретные способности, обеспечивающие успех в определенном виде деятельности. Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант - за­висит от обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей общества, наконец, от спроса на продукт той или иной дея­тельности человека.

Особенно острые споры вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности. Педагоги-материалисты исходят из того, что все нормальные люди получают от природы высокие потенциаль­ные возможности для развития своих умственных и познава­тельных сил и способны практически к неограниченному ду­ховному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслитель­ных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Видный генетик академик Н.П. Дубинин считает, что для нормального мозга нет генети­ческой обусловленности вариаций интеллекта и что распространенное мнение, будто бы уровень интеллекта передается от родителей к детям, не соответствует результатам научных ис­следований.

Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способ­ностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркома­нов, некоторые наследственные психические заболевания.

Педагоги-идеалисты считают доказанным факт наличия ин­теллектуального неравенства людей и первопричиной его при­знают биологическую наследственность. Задатки к познава­тельной деятельности, предопределяющие воспитательные и образовательные возможности, наследуются людьми в неоди­наковой мере. Из этого делается вывод: человеческая природа не поддается усовершенствованию, интеллектуальные способ­ности остаются неизменными и постоянными.

Понимание процесса наследования интеллектуальных за­датков предопределяет практические пути воспитания и обуче­ния людей. Современная педагогика делает акцент не на выяв­лении различий и приспособлении к ним воспитания, а на со­здании равных условий для развития имеющихся у каждого че­ловека задатков. Большинство зарубежных педагогических сис­тем исходит из того, что воспитание должно следовать за раз­витием, оно лишь помогает вызреванию того, что заложено в человеке от природы, и поэтому должно быть лишь приспо­соблено к задаткам и способностям человека.

В определении специальных задатков нет особых разногла­сий между представителями различных педагогических систем. Специальными называются задатки к определенному виду дея­тельности. Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они про­являются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия. Специальными задатками называют му­зыкальные, художественные, математические, лингвистичес­кие, спортивные и многие другие.

Особенно важен вопрос о наследовании моральных качеств и психики. Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни ску­пым, а тем более ни злодеем или преступником. Дети не насле­дуют моральных качеств своих родителей, в генетических про­граммах человека не заложена информация о социальном пове­дении. Душа новорожденного, говорили древние, - «чистый лист», на который жизнь наносит свои письмена. Каким станет человек, полностью зависит от среды и воспитания. Расшифро­вывая генетические программы, ученые не обнаружили там ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, равно как и других генов, причастных к нравственности.

Тогда почему многие серьезные ученые придерживаются те­ории «врожденного зла»? И справедлива ли пословица, дошед­шая до нас из глубины веков, - яблоко от яблони недалеко па­дает? В западной педагогике доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жесто­кость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Ми-черлик и др.). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Если наука признает наличие инстинктов и рефлексов у живот­ных и людей (И.П. Павлов), а инстинкты наследуются, то поче­му же их наследование людьми должно приводить к действиям, отличным от действий животных? Так перебрасывается мостик от поведения животных к человеческому поведению, которое в целом ряде случаев признается инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших био­логических рефлексах. Вопрос этот очень сложный, и к его ре­шению нужно подходить со всей ответственностью. Тем не менее в последнее время все более определенную, хотя и осто­рожную, позицию о генной обусловленности социального пове­дения начинают занимать и отечественные специалисты. Акаде­мик П.К. Анохин, Н.М. Амосов и другие видные ученые снача­ла завуалированно, а в последнее время открыто высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности чело­века и его социального поведения.

Человек как биологический вид подвергся очень незначи­тельным изменениям за всю известную людям историю своего развития. Это еще одно веское доказательство неизменности человеческой природы, жесткой генной регламентации челове­ческой сущности. Изменение вида человека может произойти лишь тогда, когда ученые получат средства для практического вмешательства в генный код. Что таят в себе подобные попыт­ки - благо или зло, к чему они могут привести - сейчас труд­но предположить.

Влияют ли школьные оценки наших бабушек на наши школьные успехи? Интересные данные по этому поводу приводит К. Питере. Он сравнил школьные отметки в трех поколениях. Оказалось, что средние оценки детей будут тем ниже, чем ниже оценки двух родителей. Приведем одну из таблиц К. Питерса.

«Правило экономии», гласящее: «то или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологиче

Аристотель

Агрессивность человека

представляет собой врожденное свойство

Активное заселение человеком раз­умным нашей планеты произошло

40–38 тыс. лет назад

Американский исследователь поведения животных У. Крэйг показал, что инстинктивные действия состоят из двух фаз, которые в этологической литературе получили названия

поисковой и завершающей

Э. Торндайк

Английский психолог, одним из первых обратившийся к проблеме соотношения инстинктов и научения в поведении животных

К. Ллойд-Морган

Антропогенез – это процесс

эволюционно-исторического формирования человека

В «Очерке развития психики» изложил свою концепцию стадиального развития психики в процессе эволюции животного мира, выделив

элементарную сенсорную психику, перцептивную психику, интеллект

В онтогенезе поведения животных выделяют три крупных периода

пренатальный, постнатальный и ювенильный (игровой)

В основе учения лежал рефлекторный принцип, а «эле­ментарной единицей» всех проявлений высшей нервной деятельности был признан

условный рефлекс

В процессе изучения познавательных способностей Ионии, Ладыгина-Котс разработала и ввела в экспериментальную практику методику, которая с тех пор широко используется в психологии и физиологии для исследования разных аспектов психики животных, – это

«выбор по образцу»

В психологической классификации животных выделяется

от 2 до 3 уровней развития психики

В России основоположниками научного изучения психической активности животных были

Ведущую роль в эволюции человечества играют

социальные факторы и биологические законы

Весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности животного составляет

психическую деятельность животных

Вид таксисов, выражающийся во врожденной реакции животного на свет, – это

фототаксисы

Видоспецифические (одинаковые у всех особей данного вида), врожденные, шаблонные двигательные акты называются

фиксированными комплексами действий

Врожденные, генетически фиксированные реакции на определенные агенты среды называются

таксисами

Вторая стадия развития, следующая за стадией элементарной сенсорной психики, – это

стадия перцептивной психики

Второй закон эволюции гласит, что эволюция организмов различных типов происходит

с разной скоростью

Высшей формой психической деятельности животных в процессе эволюции выступает

интеллект животных

Главное условие возникновения приспособляемости к окружающей среде – это

ощущение

Глубокую разработку проблемы инстинкта и научения дал в своем фундаментальном труде

«Биологические основания сравнительной психологии»

Говоря о функциональном значении игры, необходимо отметить, что в настоящее время большинство исследователей считают, что игра служит

подготовкой к взрослой жизни и накоплению соответствующего опыта путем упражнения

Движения под углом к источнику раздражения при несимметричном раздражении в симметрично расположенных рецепторах называются

менотаксисами

Движения, сориентированные по равнодействующей, образуемой в результате выравнивания интенсивности возбуждения в симметрично расположенных рецепторах, называются

тропотаксисами

Движущей и направляющей силой эволюции является

естественный отбор

Двуногий способ передвижения называется

бипедализмом

Действия животных, обеспечивающие или улучшающие условия выживания и развития потомства, называются

родительской заботой о потомстве

Директор Парижского зоопарка, впервые показал возможность проявления инстинкта в условиях изоляции от типичных для вида условий среды-это

Древнегреческий мыслитель, считающий, что вначале на свет появились разрозненные части различных организмов, которые соединялись между собой в самых невероятных сочетаниях, – это

Эмпедокл

Древнегреческий ученый, разработавший теорию постепенного развития живых форм, исходя из концепции о стремлении природы к изменению от простого к более сложному, – это

Аристотель

Древний мыслитель, которому принадлежат слова: «Все течет, и ничто не остается неизменным» – это

Гераклит

Единицей эволюционного процесса является

популяция

Единственный примат, который делится пищей со своими сородичами и обра­зует постоянные брачные пары, составляющие ядро семьи, – это

Животное отыскивает ключевые раздражители (т. е. пусковые ситуации), которые приведут его в итоге к завершающей фазе инстинктивного действия, в ходе фазы

поисковой

За проявление того или иного инстинктивного поведения при создании соответствующих внешних и внутренних условий отвечает

врожденный пусковой механизм

Закон единообразия гибридов первого поколения открыл

Зоопсихология – одна из основных базовых отраслей

общей психологии

Изменения направлений роста растений в сторону благоприятных или жизненно необходимых условий среды называются

тропизмами

Изменения, происходящие в генах или хромосомах, называются

мутацией

Изменчивость живых существ, происходящая в результате некоторого (физического или химического) действия среды на развивающийся зародыш, – это

модификация

Изучение проблем, связанных с антропогенезом, становлением человеческого сознания и изучением общего и различного в психической деятельности человека и животных – задачи

сравнительной психологии

Индивидуальное приспособление особи к меняющим­ся условиям среды образует

приобретенное поведение

Инстинктивное поведение

специфично для каждого данного вида

Инстинктивное поведение,как правило, стимулируется определенными внутрен­ними факторами в форме

потребностей

Инстинктивное поведение присуще

всем животным

Исследованиями, посвященными психической регуляции поведения высших млекопитающих в России, занимались

К. Фабри и Н. Ладыгина-Котс

Историческое формирование группы организмов называется

филогенезом

К биологическим движущим силам антропогенеза относят

наследственность, изменчивость

Канон Ллойда-Моргана называется

правилом экономии

Комплекс реакций, которые знакомят животное с окружающей средой или источником раздражения и создают основу для «индивидуального программирования поведения», составляет

исследовательская активность

Конрад Лоренц назвал глубокую привязанность новорожденных животных к первому движущемуся объекту

импринтингом

назвал акты поведения, имеющие сходное внешнее выражение при различных способах их формирования,

унитарными реакциями

Материалом для эволюционных процессов выступает

генетическое разнообразие популяции

Метод в зоопсихологии и сравнительной психологии, состоящий в изучении психики группы живых организмов на основе сравнения их поведения с поведением тех живых существ, которые предшествуют в эволюции данной группе и которые следуют за ней, – это метод

биологический

Метод зоопсихологии и сравнительной психологии, который состоит в сравнении филогенеза и онтогенеза психики живых существ, называется

биогенетическим

Метод зоопсихологии и сравнительной психологии, который состоит в изучении изменений психики у конкретного представителя живых существ в процессе его жизни, называется

онтогенетическим

Метод зоопсихологии и сравнительной психологии, который состоит в измерении психики животных масштабом психики человека, называется

субъективным

Метод зоопсихологии и сравнительной психологии, состоящий в изучении истории развития психики живых существ и выявлении ее качественных отличий у различных представителей животного мира, – это метод

филогенетический

Метод исследования, отличающийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта, – это метод

эксперимента

Метод, заключающийся в выборе объектов (сигналов, рисунков), различающихся по одному или нескольким, иногда определенным образом меняющимся, признакам, – это

приматов и человека

Наиболее прямые предки человека появились

лет назад

Направление исследований, в которых сопоставляются способности к научению животных различных эволюционных ступеней развития, изучается общее и различное в психике животных и человека, называется

сравнительной психологией

Направление науки, изучаю­щее проявления, закономерности и эволюцию психического отражения у животных разного уровня развития, называется

зоопсихологией

Основная функция конечностей животных, заключающаяся в перемещении животного в пространстве, называется

локомоцией

Основными методами зоопсихологии и сравнительной психологии являются

наблюдение и эксперимент

Особая категория индивидуального поведения, когда одни предметы окружающей среды исполь­зуются для воздействия на другие в качестве средств, повыша­ющих эффективность поведения в какой-либо сфере жизнеде­ятельности или даже уровень всего поведения в целом, составляет

орудийную деятельность

Отечественный биолог и психолог, основоположник зоопсихологии в России, автор труда «Биологические основания сравнительной психологии»

В. Вагнер

Н. Ладыгина-Котс

Первая стадия дрессировки, на которой решается задача вызвать впервые ту систему движений, которая нужна человеку, «натолкнуть» животное на ее выполнение, называется

наталкиванием

Первый закон эволюции гласит, что эволюция в разные периоды происходит

с разной скоростью

Перемещения животного в пространстве, необходимые для выполнения практически любых приспособительных функций, – это

локомоция

Перенос на животных психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку, называется

антропоморфизмом

Перечень характерных для вида поведенческих актов называется

этограммой

Поведение в новой для животного ситуации, на основе экстренного принятия им решения, без предварительного научения и при отсутствии соответствующей наследственной программы – это

элементарная рассудочная деятельность

Поведение, включающее разнообразные акты, направ­ленные на выживание и жизнеобеспечение отдельной особи, – это поведение

индивидуальное

Поведение, которое включает все типы взаимодействий животных в сообществе, диапазон которых очень широк, – это поведение

социальное

Поведение, которое связано с образованием брачных пар, выведением потомства и его воспитанием (его рассмотрение не вхо­дит в нашу задачу), называется поведением

репродуктивным

Поведение, которое строится по наследственно обусловленной программе и не требует для своего развития специального нау­чения или тренировки соответствует

врожденным действиям

Поведение, которое формируется постепенно, по мере накопления индивидуального опыта соответствует

привыканию или научению

Поведение, связанное с поисками убежища, избега­нием опасностей, охраной детенышей, называется

защитным

Пограничная область психологии, примыка­ющая к физиологии высшей нервной деятельности, ориентирова­нная на установление корреляций между психическими явлениями и физиологическими процессами, которые регистрируют объективными методами, называется

психофизиологией

Понятие инстинкта появилось в трудах философов в

III в. до нашей эры

Последователь Ч. Дарвина, утверждавший, что между человеком и человекообразными (антропоморфными) обезьянами обязательно должна существовать пе­реходная ступень, – это

Т. Гексли

Появившись лишь на определенном этапе развития органического мира, психика присуща

только высокоорганизованным живым существам

Э. Толмен

Представление Дарвина о том, что психическая деятельность человека – лишь один из результатов единого процесса эволюционного развития, стимулировало применение

сравнительного метода в психологии

Приматы делятся на два подотряда

полуобезьяны и обезьяны

Примером крайнего незрелорождения является

кенгуренок

Приобретение и накопление в онтогенезе индивидуального опыта в соответствии с конкретными условиями среды обитания особи – это

научение

Приобретенные формы поведения

обеспечивают животному адаптацию к различным средам

Происхождение и развитие высших психических функций, обусловленных особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях - это

социогенез

Процесс выработки навыков у животных при целенаправленном воздействии человека – это

дрессировка

Процесс развития индивидуального организма называется

онтогенезом

Психически наиболее развитые животные в большинстве являются

незрелорождающими

Различная скорость эволюции отдельных систем или групп называется

мозаичной эволюцией

Рефлекс – это

закономерная ответная реакция на раздражитель

Российский ученый страст­но и последовательно отстаивавший исторический подход к изучению живой природы, профессор Московского университета

Русский физиолог, основоположник учения о высшей нервной деятельности, целью которого было объективное изучение психики животных и человека

С биологической точки зрения наибольшей способностью к приспособлению обладает

Самая ранняя, первая стадия развития психики – это

элементарная сенсорная психика

Семейство отряда приматов, которое включает как ископаемого человека (питекантроп, синантроп, неандерталец), так и современных людей, называется семейством

гоминидов

Системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении объективного мира, – это

Совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека называется

инстинктом

Совокупность действий особи с предметом, направленных на его адекватное использование в приспособительной деятельности, – это

манипуляционная активность

Совокупность специфически ювенильных проявлений всех форм поведения животного, характерная глав­ным образом для молодых особей, составляет поведение

Совокупность сформировавшихся в процессе развития данного вида животных наследственно закрепленных, врожденных, общих для всех представителей вида компонентов поведения, составляющих основу жизнедеятельности животных называется

инстинктивным поведением

Согласно представлениям, в ходе прогрессивной эво­люции происходило увеличение

пластичности поведения

Согласно эволюционной теории и палеонтологическим данным, человек

имеет общего предка с шимпанзе и гориллой

Согражданин и соратник Фалеса, который полагал, что из воздуха появилась земля и вода, их смешение образовало ил, из которого произошли растения, животные и люди, – это

Анаксимандр

Соотношения между частями и органами, обусловленные функциональными зависимостями между ними, называются

эргонтическими корреляциями

Специфическая форма научения, при котором фиксируются отличительные признаки объектов некоторых врожденных поведенческих актов родительских особей, называется

импринтингом

Сравнительно-психологический анализ строится на сопоставлении данных

зоопсихологии и психологии человека

Стадия дрессировки, в ходе которой усилия дрессировщика направлены на закрепление выработанного навыка и надежности его воспроизведения, называется

упрочением

Стадия психики, которая характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, а в форме отражения вещей, – это стадия

перцептивной психики

Таксис – это реакция организма, которая

ориентирована относительно источника раздражения

Таксисы, выражающиеся во врожденной реакции животного на влажность среды, называются

гидротаксисами

Таксисы, выражающиеся во врожденной реакции животного на поток воздуха, называются

анемотаксисами

Таксисы, выражающиеся во врожденной реакции животного на силу тяжести, называются

геотаксисами

Таксисы, выражающиеся во врожденной реакции животного на температурные градиенты (изменения), называются

термотаксисами

Таксисы, выражающиеся во врожденной реакции животного на течение жидкости, называются

реотаксисами

Таксисы, выражающиеся во врожденной реакции животного на химические раздражители, называются

хемотаксисами

Установлено, что еще в пренатальном периоде как у беспозвоночных, так и у позвоночных для развивающихся организмов характерно (-на)

локомоция конечностей

Ученый, который открыл законы распределения в потомстве наследственных факторов, названных позднее генами, – это

Г. Мендель

Ученый, первым представивший множество неоспоримых доводов для доказательства существования органической эволюции, явившихся основой для разработки теории естественного отбора, – это

Ч. Дарвин

Фиксация животного на одном источнике раздражения и направление движения к этому источнику называется

телотаксисом

Фиксированные комплексы действий

видоспецифические, врожденные, шаблонные двигательные акты

Форма научения животных, проявляющаяся в усвоении ими новых, генетически не фиксированных движений, – это

дрессировка

Формирующийся организм, еще не способный к полноценному осуществлению функций, необходимых для установления жизненно важных взаимоотношений со средой обитания, – это

Ж. Бюффон

Французский философ, врач, автор труда «Естественная история труда», сопоставил психические способности разных млекопитающих, птиц, рыб и насекомых; показал усложнение психических способностей живых существ по направлению к человеку

Ж.-О. Ламетри

Ч. Дарвиным впервые было введено представление о трех составляющих поведения и психики животных

инстинкт, научение, рассудоч­ная деятельность

Человек – единственное существо, способное

передавать информацию о прошлых и будущих событиях

Э. Торндайк в своих исследованиях применил метод так называемых

«проблемных ящиков»

Эволюция – это

необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы

Элементарной формой научения у простейших организмов является

привыкание

Элементарные инстинктивные движения называются

кинезами

Этап дрессировки, на котором совершаются отсечение многих лишних движений, отшлифовка первичной системы движения и выработка удобной сигнализации, называется

отработкой

Этограмма – это

перечень характерных для вида поведенческих актов

Этология – это раздел

биологии

Этология сформировалась как самостоятельное направление в науке к середине 30-х годов _______ столетия

Наследственные особенности и врожденные свойства организма как предпосылки психического развития ребенка.

Человеком можно стать, имея естественные человеческие предпосылки, определенную человеческую наследственность, своеобразный биологический, молекулярный шифр, в котором закодирована программа обмена веществ между клеткой и внешней средой. Наследственно передающиеся видовые и определенные частичные признаки. Некоторые из них влияют на развитие психики человека.

Речь идет об уровне развития и соотношение первой и второй сигнальных систем, природные свойства анализаторов, индивидуальные вариации строения и степень функциональной зрелости отдельных участков коры головного мозга важного формфактора детская психология.

Дети рождаются с разными индивидуальными особенностями строения и функционирования организма , отдельных его систем, получая их по наследству. Наследуют они тип нервной системы, задатки будущих способностей, особенности строения анализаторов, отдельных участков коры головного мозга. Для полноценного психического развития необходима нормальная работа головного мозга и высшей нервной деятельности. За недоразвития их или мозговой травмы нарушается нормальный процесс психического развития.

От наследственных предпосылок следует отличать врожденные особенности организма, которые формируются во время развития . Изменения в функциональной, анатомическому строению зародыша могут быть вызваны режимом труда и отдыха матери, заболеваниями, нервными потрясениями подобное. Независимо от воли взрослых определенный процент детей появляется на свет с врожденными телесными недостатками.

Иногда физические дефекты возникают после рождения из-за травм и заболевания (например, искривление позвоночника, укороченные конечности и т.д.). Эти особенности, на первый взгляд, не связанные с психическим развитием, могут негативно повлиять на формирование личности через акцентирование внимания на них людей, окружающих ребенка. Такой человек, будучи здоровым, со временем может стать душевнобольным за чувства комплекса неполноценности, который негативно сказывается на формировании личности. Такие дети требуют особого внимания, теплоты, доброжелательного отношения . Наследственные и врожденные особенности являются предпосылками психического развития , определенными возможностями, а не готовыми психическими свойствами и качествами.

Сами по себе наследственные задатки не определяют процесс становления личности, достижения ее развития, своеобразия каждого человека. Например, на основе природных задатков могут сформироваться способности, талант. Однако наличие задатков еще не гарантирует их развития.

Психические качества никогда не зависят от одного фактора, они не просто дополняют друг друга, а реализуются в органическом единстве. Психическое развитие во многом зависит от системы взаимоотношений , в которую включена унаследованная особенность, отношение к ней взрослых, воспитывающих. Большое значение имеет и отношение к этой особенности самого ребенка.

Способности и наследственность.

Тот факт, что природные предпосылки способностей – задатки заключены в особенностях строения и функционирования нервной системы,делает достоверным предположение, что они, как и все другие морфологические и физиологические качества, подчинены общим генетическим законам.Вместе с тем гипотеза возможной наследуемости задатков не должна быть отождествлена с идеей наследственности способностей.

Указанная проблема имеет большую историю. Еще в 1875 г. была опубликована книга английского антрополога и психолога Ф. Гальтона “Наследственность таланта. Ее законы и последствия”, где автор, изучивший родственные связи многих сотен выдающихся людей,сделал вывод, что таланты передаются по наследству либо по отцовской,либо по материнской линии. Однако выводы Гальтона не имели научной достоверности. Никаких убедительных доказательств наследуемости талантов судей, политических деятелей, полководцев он не мог привести. Единственный вывод, который можно сделать по материалам Гальтона, заключался в том, что семьи состоятельных,знатных и образованных людей составляют благоприятную среду, где могут развиться качества, необходимые для занятий интеллектуальным трудом. Никаких выводов о наследственной предрасположенности к тем или иным профессиям на основании данных Гальтона ни один добросовестный исследователь не решится сделать.

Обсуждая материалы Гальтона, надо сделать одну оговорку. Рядом с сомнительными доказательствами талантливости семейств судей,писателей, полководцев и т.п. он приводит сведения, которые не могут не производить впечатления определенной убедительности. В семействе Бахов, например, музыкальный талант впервые обнаружился в 1550 г. и с особенной силой проявился через пять поколений у великого композитора И.С. Баха и иссяк после некой Регины Сусанны, жившей еще в 1800 г. В семье Бахов было около шестидесяти музыкантов, из них двадцать выдающихся. Гальтон приводит и другие факты: в семье скрипачей Бенда насчитывалось девять видных музыкантов, в семье Моцарта – пять, в семье Гайдна – два.

Все это позволяет сделать некоторые общие выводы. В подавляющем большинстве случаев изучение родословных выдающихся людей (если речь идет о действительно выдающихся людях) свидетельствует не о биологической наследственности,а о наследственности условий жизни, т.е. тех социальных условий, которые благоприятствуют развитию способностей. Очевидно, если все в семье живут музыкой, если весь строй жизни наталкивает ребенка на необходимость ею заниматься, если высшим достоинством каждого признается музыкальность, то не приходится удивляться, что в этом семействе возникают музыкальные дарования. Впрочем, пример Бахов дает некоторые основания предполагать, что здесь имеет место и определенная наследственность музыкальных задатков. Возможно, какие-то особенности строения и функционирования слухового анализатора (парциальные типологические особенности) переда вались по наследству у членов этого семейства из рода в род. Гальтон указывал, что музыкальные задатки передавались у Бахов исключительно по мужской линии.

Можно говорить о потомственных профессиях, занятиях, которые помогают выявлению соответствующих способностей. Известны династии театральные (Садовские), цирковые (Дуровы), ученых (Якушкины,Фортунатовы) и т.д. Известны династии моряков, сталеваров, резчиков по дереву и многих других замечательных умельцев. Естественно, что сын выбирает профессию отца и деда и преуспевает на этом поприще. Но вместе с тем можно назвать бесчисленное множество выдающихся людей, чьи дети и внуки не перенимают специальных способностей своих родителей и не избирают их жизненный путь.

Серьезная статистика не дает никаких доказательств наследственности способностей и талантов. Идея наследственности способностей противоречит и научной теории. Можно признать научно установленным,что с момента появления человека современного типа, т.е. кроманьонца,жившего около ста тысяч лет назад, развитие человека происходит не путем отбора и наследственной передачи изменений его природной организации – развитие человека и его способностей управляется общественно-историческими законами.

Рассмотренное соотношение задатков и способностей показывает,что, хотя развитие способностей зависит от природных предпосылок,которые далеко не одинаковы у разных людей, однако способности не столько дар природы, сколько продукт человеческой истории. Если у животных передача достижений предшествующих поколений последующим осуществляется главным образом путем наследственных морфологических изменений организма, то у человека это происходит общественно-историческим путем, т.е. с помощью орудий труда, языка, произведений искусства и т.п. Каждому человеку предстоит принять эстафету: он должен применять орудия, пользоваться языком, наслаждаться произведениями художественного творчества и т.п. Овладевая миром исторических достижений, люди формируют свои способности. Проявление способностей находится в прямой зависимости от конкретных приемов (методики) формирования соответствующих знаний и умений, которые исторически вырабатываются людьми в ходе удовлетворения потребностей общества.

Если рассматривать этот вопрос с точки зрения истории человеческого общества, то легко убедиться в правильности приведенного выше положения. В настоящее время, например, ни у кого не вызывает сомнения утверждение, что каждого семилетнего нормального ребенка можно научить читать и писать.

Однако двести лет назад существовало довольно распространенное мнение, что грамоте может обучиться далеко не всякий, а лишь тот, кого “умудрил господь”, то есть человек, наделенный особыми способностями. А остальные (примерно две трети от общего числа детей) заранее признавались неспособными проникнуть в тайны письма и чтения. Этот взгляд на какие-то особые врожденные способности был обусловлен реальными трудностями обучения.

Весьма несовершенный метод, связанный с необходимостью заучивать все буквы с их славянскими названиями (“аз”, “буки”, “веди”, “глаголь”, “добро”), необычайно затруднял переход к слоговому чтению. В первой половинеXIX века был осуществлен переход к более совершенном методам преподавания, появились и новые учебные пособия, построенные по слоговому методу, где был использован упрощенный гражданский шрифт вместо церковно-славянского, а названия букв славянского алфавита были заменены сокращенными названиями (“а”, “бэ”, “вэ”). Так была решена проблема “врожденных грамматических способностей”. Практика показала, что научиться читать и писать могут решительно все дети.

Ознакомившись с данной работой и открыв для себя что-то новое,каждый преподаватель сможет решить для себя, есть ли в ней что-то, что можно использовать практически, или же данная работа несет в себе лишь информативное начало. Результат в каждом случае очень субъективен и полностью зависит от личности читателя.Прочитав, например, главу, где рассматривается понятие о способностях, можно по-новому составить картину способностей учеников в классе, правильнее подобрать и использовать методику преподавания именно с учетом этой новой картины, что обязательно отразится на успеваемости класса в целом и каждого ученика в отдельности. Какие еще можно сделать выводы в связи со сказанным? Есть основания считать, что едва ли не решающим фактором, от которого зависит, обнаружит ли человек способности к данной деятельности или нет, является методика обучения. Как правило,о врожденности способностей речь заходит всякий раз тогда,когда методика обучения обнаруживает свою несостоятельность и беспомощность. Разумеется, методика будет совершенствоваться, и потому круг “врожденных способностей” неизбежно будет все больше и больше сужаться. И можно предположить, что, в конце концов, такие особые “высшие” способности,как поэтические, музыкальные, артистические, конструкторские, педагогические, организаторские и прочие, ожидает судьба “грамматических” и “арифметических” способностей. В этом направлении ведутся эксперименты многих психологов. Так, экспериментально удалось выработать музыкальный слух у якобы абсолютно немузыкальных детей, то есть учащихся по поводу которых было сделано заключение,что у них отсутствуют задатки к музыкальным способностям. Применяя систему индивидуальных тренировок (прослушивание музыки и одновременное сравнивание и воспроизведение звуков – подпевание), исследователь научился формировать музыкальный слух – способность, считавшуюся классическим примером врожденных задатков.

В России, несмотря на тяжелое экономическое положение и внутреннюю нестабильность, проблема формирования способностей и талантов являлась и является большой социальной и государственной проблемой. При этом задача всестороннего развития способностей у всех детей не противопоставляется задаче развития специальной одаренности у отдельных особо талантливых детей.

Статьи по теме