Характеристика психологического механизма проекции. Проективные методы, их классификация. Я? НЕТ, не я - ОН! Прелесть защитной Проекции Психологическое проецирование

Термин «проекция», который используется в геометрии, физике, психологии и в других науках, происходит от латинского слова projectio, которое дословно переводится как «бросание вперед». Конкретно в психологии им обозначают один из механизмов психологической защиты личности.

Основные способы психологической защиты личности

Прежде чем перейти к раскрытию сущности проекции, будет нелишним дать общее определение таким психологическим процессам как механизмы защиты, а также выяснить, какие существуют способы этой защиты.

Понятие психологической защиты родилось в рамках психоанализа. Его ввел основоположник этого учения Зигмунд Фрейд в 1894 году. Согласно нему, личность для борьбы с различными болезненными и тяжелыми переживаниями начинает пользоваться механизмами психологической защиты. Они в трудную для человека минуту помогают сохранить психическое здоровье и путем искажения реальности. То есть первоочередная функция этих механизмов - защитить от негативного воздействия внешних и внутренних факторов (то есть от самого себя) личность. В психологии она выступает, как носитель индивидуального начала, которая наделана своим особым внутренним миром. Поэтому механизмы защиты для каждого конкретного случая бывают индивидуальными. Тем не менее, ученые в результате множественных исследований смогли систематизировать их и выявили несколько основных способов психологической защиты. В них принимают участие практически все психические функции (память, внимание, восприятие, воображение, эмоции, мышление и т. д.), однако в каждом отдельном случае доминирует только одна из них. В зависимости от этого различают следующие способы психологической защиты:

Каждый из этих механизмов является специально сформулированной программой борьбы с тревогой и напряжением. Они помогают человеку в разрешении не только внешних, но и внутренних конфликтов. Так, например, благодаря проекции человек может на бессознательном уровне переносить ответственность и вину за некоторые свои постыдные (в его понимании) наклонности на другого человека или же приписать свои качества или чувства другим.

Формы психологической защиты

В науке различают четыре основные формы психологической защиты, а именно: активные, «капитуляция», сверхзащита и «рационализация».

Активная форма защиты

Она может происходить путем поиска «мишени» - кого-то или чего-то, на ком можно вымесить свое плохое настроение или накопившуюся агрессию, также путем экстрапунитивности, при которой наблюдается тенденция обвинять в своих ошибках или неудачах кого-то другого, но не себя. К данной форме защиты относится и «праведный гнев», когда человек обрушивается с упреками на кого-то для того, чтобы оправдать те негативные чувства, которые возникают у него, например зависть. Самоутверждение за счет принижения достоинства другого человек является наиболее негативной формой срабатывания механизма психологической защиты. И тоже относится к данной категории. Кроме этого, к активной форме защиты можно отнести девальвацию объекта беспокойства, то есть приписывание данной личности негативных характеристик, какими он на самом деле может и не обладать.

Психологическая защита путем капитуляции

Когда человек, оценивая свои достижения в жизни, чувствует внутреннюю неудовлетворенность, то он прибегает к такой форме защиты как капитуляция. Она может быть выражена геронтолизмом или пуэрилизмом. Например, он может утешать себя тем, что у него все еще впереди, или же, наоборот, винить в своих неудачах возраст, мол, если бы я был молод, то все было бы иначе. Кстати, к данному типу также относится интропунитивность (противоположность экстрапунитивности), когда личность во всем обвиняет себя. К данной форме в основном прибегают люди, обладающие комплексом неполноценности.

Сверхзащита

Под воздействием глубоких переживаний или стресса человек перестает воспринимать всю неприятную для себя информацию и слышит только хорошее. Этот называется селекцией информации, с ним чем-то сходен механизм отрицания или избегания, когда индивид не желает верить в случившееся и отрицает это.

Так называемый «защитый фасад» также относится к механизму «сверхзащиты», когда тихий человек вдруг начинает вести себя непривычно нагло и этим ввергает окружающих в шок. Девальвация угрозы, а также персонализация тревоги тоже являются приемами сверхзащиты. И если в первом случае человек отталкивает от себя мысли о нависшей над ним угрозе ввиду совершения им тех или иных действий (например, курение - как следствие угроза рака легких), то во втором случае, он в своих тревогах, которые чаще всего бывают беспричинными, ищет виновников извне. К сверхзащите также относятся перестраховка (никогда не лететь на самолетах, есть здоровую пищу и т. д.), фиксация, вытеснение, сверхконсерватизм, дифлексия (то же, что и уход в себя), отключение от действительности, деперсонализация (когда человек, чтобы отключиться от основной проблемы, начинает заниматься чем-то незначительным и т. д.), «рассечение гордиева узла» (неосознанный риск), символические или ритуальные действия (вера в приметы), сублимация (переоценка жизненных ценностей) и т. д.

Кстати, люди с высоким уровнем психологической защиты прибегают к совершенно иным приемам, таким как оптимизм, ясность в мыслях, анализ, реальный взгляд на вещи, отношение к самому себе с юмором и т. д. Однако так относиться к проблемам может только настоящая личность. В психологии, несмотря на то что под словом «личность» воспринимается любое существо, которое наделено сознанием, речью, творческими возможностям и т. д., тем не менее в повседневной жизни говоря о личности, подразумевают тех людей, которые обладают силой воли и характера, являются неординарными и сильными людьми.

Защита через рационализацию

К ним в первую очередь относятся установки самозащиты, или как это называют в психологии «сам себе адвокат». Наверное, каждый видел фильм «Самая обаятельная и привлекательная». В нем главная героиня использует именно эту форму психологической защиты. Проекция, искажение, замещение действительности, интроекция, идентификация себя с социально-значимой личностью, растворение ответственности и т. д. также относятся к защите через рационализацию. Иногда искажение реальности бывает в виде сдвига по времени. Когда для человека все то, что имело место несколько лет назад, кажется, чуть ли не доисторическим. Далее в статье мы попробуем изложить суть одного из механизмов психологической защиты - проекции. Как уже было отмечено выше, защита в данном случае осуществляется через рационализацию.

Что такое проекция?

Проекция в психологии является способом перенесения своих собственных чувств и тайных желаний на другой одушевленный или неодушевленный объект. С первым, кажется, все понятно, что же касается неодушевленных объектов, то это происходит в том случае, когда человек наделят предметы или явления природы, своими ощущениями, например, тревожное море, враждебное небо, и т. д. В самом простом понимании человек, время от времени испытывающий вспышки жестокости, видит и в других людях жестокость, лжец думает, что все его вокруг обманывают. Это происходит оттого, что человек не приемлет в себе этих качеств, не может реально оценить себя как бы со стороны, однако этот постоянный конфликт с самим собой приводит к тому, что он бессознательно прибегает к проекции, которая как и интроекция - это психологические защиты. Фрейд считал, что они чаще всего встречаются у людей с пароноидным или истероидным расстройствами. В данном контексте под этим термином понимают механизм субъективного восприятия, которое может быть как положительным, так и отрицательным.

Отрицательные и положительные стороны проекции

Когда людей некоторое время гложет или же они испытывают тревогу и страх, то у них в сознании начинают срабатывать те или иные защитные механизмы. Например, проекция. В способ перенесения своих собственных чувств и тайных желаний на другой объект. Например, человек, который испытывает тайное желание изменить своей супруге, но не приемлет и даже стыдится этого, начинает проектировать эти желания на жену. В результате этого он начинает верить, что не он, а супруга хочет изменить ему. Как следствие, он то и дело закатывает сцены ревности, обвиняет ее во всех смертных грехах, хотя на это у него нет никаких причин. Другим примером служит история о стареющей красавице, которая, боясь старости, начинает видеть в своих сверстницах признаки старения и высказывать это им в лицо. Одним словом, проекция в психологии является механизмом субъективного восприятия, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Приведенные выше примеры указывают на негативную сторону этого механизма.

С другой стороны, проекция в психологии может иметь и положительные стороны. Например, позитивной проекцией является сопереживание, которое может повысить степень взаимопонимания между людьми. Сопереживание кому-то в психологической науке называют эмпатией. В его основе лежит все тот же механизм проекции, когда человек, сопереживая другому, проектирует на себя его чувства. В результате он способен лучше понимать состояние этого «другого».

Заключение

Основные проблемы к которым относится и проблема ее психического здоровья, тесно взаимосвязаны с механизмами психологической защиты, к которым прибегает индивид (бессознательно), чтобы сохранить целостность своего психического здоровья.

- (лат. projectio бросание вперёд): В Викисловаре есть статья «проекция» … Википедия

проекция - Классическая форма защиты, состоящая в приписывании другому или другим своих собственных ощущений, эмоций, мыслей, проблем (Смотри также: профлексия, дефлексия и ретрофлексия). Краткий толко … Большая психологическая энциклопедия

психология я - ПСИХОЛОГИЯ Я (эго психология) одно из направлений психоаналитической психологии, возникшее в середине 20 в., нашедшее свое отражение в работах А. Фрейд, X. Хартманна и ориентированное на изучение защитных механизмов Я, а также их связей и … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

ПСИХОЛОГИЯ Я (ЭГОПСИХОЛОГИЯ) - – одно из направлений психоаналитической психологии, ориентированное на изучение защитных механизмов Я, а также их связей и отношений с другими процессами, имеющими место в психике человека. Психология Я характеризуется смещением акцента… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Аналитическая психология одно из психодинамических направлений, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг . Это направление родственно психоанализу, однако имеет существенные отличия. Его… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Идентификация. Эта статья о сравнительно пассивном защитном механизме. О защитном механизме, включающем в себя бессознательное манипулирование см. Проективная идентификация.… … Википедия

Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно Я Сверх Я Либидо Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос … Википедия

Это одно из направлений психоанализа, автором которого является швейцарский психолог, психиатр и культуролог, теоретик и практик глубинной психологии Юнг (Jung С. G., 1875 1961). Родился Юнг в семье пастора швейцарской реформаторской… … Психотерапевтическая энциклопедия

Совокупное обозначение различных направлений в совр. психологии, для которых характерно изучение мотивов в качестве гл. регуляторов психики как целостного внутр. процесса. Термин впервые применён в 1918 амер. психологом Р. Вудвортсом для… … Философская энциклопедия

Проекция в психологии – это ошибочное восприятие индивидуумов внутриличностных процессов как возникающих и происходящих извне. От лат. projectio – бросаю вперед – наделение окружающих объектов характеристиками, которые личность условно выбрала для них внутри себя, но воспринимает их получаемыми извне данными. Проекция в психологии это тип первичных, примитивных, психологических защит по классификации Ненси Мак-Вильямс.

Проекция позволяет индивиду оправдывать собственные поступки, поведение и мотивацию, объяснением «все так делают», а он положительный герой, вынужденно помещённый в ситуацию. Функциями и целью защит является уменьшение внутриличностного конфликта (тревоги, напряжения), обусловленного противоборство импульсов бессознательного с усвоенными требованиями социума, возникающими как итог воспитания и социальной коммуникации. Ослабляя конфликт, механизм защиты регулирует поведенческий сценарий личности, становясь способом , через бессознательное искажение реальности.

Проекция является противоположностью . Если последняя есть стремление психологически присвоить внешний объект, помещая его в поле своей личности, то проекция наоборот стремится отдать внутреннее на ответственность внешнего. Психоаналитически подобное происходит, когда импульсы ИД осуждаются Супер-Эго (Сверх-Я) и личности («Я») требуется инструмент для разрешения противостояния. Примером крайнего проявления проекции служат паранойяльные тенденции.

Что такое проекция в психологии

Механизм проекции бессознателен. Она может проявляться в паранойяльных тенденциях, когда бессознательное желание контролировать окружение реализуется в обвинении в преследовании, желании причинить вред. Нежелание признавать свои и принимать их вследствие самоосуждения или социальной неприемлемости, часто субъективной, провоцирует рост внутреннего напряжения, и для создания возможности контакта со своим желанием награждает данным желанием (например, позволить себе поведение определённым образом) внешний объект и тогда осуждение возможно вовне.

Проекция в психологии примеры проявляются в повседневном общении. Различные черты, отношения, верования, принадлежащие собственной , приписываются внешним объектам и затем воспринимаются как идущие извне.

Проекция в психологии это пример первичной бессознательной защиты. Предполагалось, что механизмы интроекции и проекции зависимы от отделения Я от внешнего. Отторжение , мысли из мира Я и изгнание их во внешний мир имеют потенциал принести облегчение противостоянию лишь тогда, когда Я отличает самое себя от внешнего. По мнению Фрейда, исходные пункты работы данных психологических защит крайне сложны и механизм не так прост, как представляется. В соответствии же с теорией британской школы , действующей в период изучения Фрейдом защит, они являются теми самыми процессами, без помощи которых дифференциация личности от социума никогда не могла бы быть реализована.

Схему проекции можно представить, как последовательность отдельных процессов – понимание природы импульса (не сознательное понимание), прекращение воздействия на среду, необходимого для удовлетворения данного импульса, что есть единственной его целью, исключение активного действия из внешней деятельности Я, создаёт вокруг своей личности условное поле, в котором необходимый (потому что желаемый) импульс приходит извне, как представляется. Этот, уже субъективно исходящий от внешнего импульс, воспринимается личностью как агрессивно и насильственно направленный, вынуждающий реагировать, потому, что Я бессознательно аналогичным образом насильственно прекращает собственный контакт со своим же бессознательным импульсом.

Данный процесс рассматривается как адекватный элемент психического развития, не обязательно приводящий к невротическим тенденциям. Проективная защита формируется в период осознания ребёнком своей отдельности от окружающих людей. Если сепарация проходит адекватно человек способен отделять свои желания от чужих.

Глобальной работой проекции масс являются различные формы предрассудков. Предписывание определённой группе наличие или отсутствие качества (плохие есть, хороших нет) на основании субъективных ощущений, приводит к искажённой трактовке фактов и событий в стремлении отдать на откуп собственные вытесненные импульсы. Фрейд считал, что мировосприятие религиозного (и мифологического вообще), хотя бы отчасти является результатом проекции вовне внутреннего психологического содержания людей, создавая могущественные образы.

Различают такие условные виды проекции:

– атрибутивная – приписывает свою мотивацию и поведение другим;

– аутистическая – собственные потребности подталкивают к трактовке отношения ближних соответственно ожиданиям и требованиям бессознательных импульсов;

– рациональная – объяснения своих просчётов помехами, создаваемыми другими людьми;

– комплементарная – личность награждает себя качествами силы, в противоположность слабым иным, отрицая в себе характеристики, субъективно воспринимаемые как проявления слабости характера.

Обычно же механизм работает комплексно, используя различные виды одновременно. Чем масштабнее участие проекции в работе внутренних процессов личности, тем больше ответственности отдаётся вовне, тем пассивнее индивид, психическая энергия, вместо направления в продуктивное русло самореализации, расходуется на создание пояснения собственной безынициативности.

Проекция – психологическая защита

Примеры проекции из жизни – это субъективные взгляды на окружающее, которые свойственны личности. , в балансе, необходимы психике для компенсации травматических событий. Но если защита начинает преобладать, захватывает психическое пространство и становится доминирующим способом коммуникации с миром, речь идёт о невротическом поведении, а в крайних формах проявляется как психотические нарушения.

Примером нормального и успешного использования проекции является актёрское переживание драмы героя, наделяя его своей болью, перепроживание эмоции в роли. Раздумывания и планирования действий под углом «чтобы сделал я, будучи на его месте» также включает в себя осознанное использование данной защиты, если сохраняется понимание, что это лишь предположение. Но даже в таком случае, если убрать элемент понимания предположения возникает ситуации «судить по себе». Это частая ситуация в случае и подозрительности в личных отношениях.

Же применяет психологическую защиту также в отношении к характеристикам собственной индивидуальности. Он отделяет от себя не только импульсы, но даже физические части себя, органы, в которых эти импульсы возникают, наделяя их объективным, в некоторой форме, существованием. Они становятся ответственными за трудности и помогают игнорировать, что это части самого человека. К примеру, голод может объясняться особенностями работы желудка, а не собственным естественным желанием. Создающий проекцию субъект представляется пассивным объектом обстоятельств, а не активным действующим лицом жизни собственной индивидуальности.

Таким образом, в проекции сдвигается грань между внутриличностным и остальным миром в пользу собственной выгоды, что дает возможность снимать ответственность, отрицая принадлежность аспектов индивидуальности, которые воспринимаются непривлекательными, оскорбительными.

Проекция является следствием вызова интроектами у личности чувство презрения и желание отчуждения. Человек, желающий любви, но избегающий близких отношений, так как считает, что другие обязательно предадут — классический пример проекции. В повседневной речи психологическая защита проявляется в формулировках, когда поведение окружающих вызывают возмущение и осуждение, замена местоимения «я» на местоимение «ты\он\она\они». То самое «белое пальто». И чем сильнее давление импульса, тем агрессивнее внешние нападки.

– это более осознаваемая проекция, так как человек уже включает себя в систему взаимоотношения с проекцией. Психологическая защита лежит в основе способности персонификации неживых объектов (дети «дружат» с игрушками), или животных, коммуникация с которыми строится на эмоциональном уровне.

  • 8. Интроспективный подход в психологии. Психология сознания и самосознания. Диагностика самосознания.
  • 10. Гуманистическая психология.
  • 11. Основные положения гештальтпсихологии.
  • 12. Когнитивная психология: история и современность. Когнитивные стили: феноменология и диагностика
  • 13. Общая характеристика психики животных. Стадии развития психики животных
  • 14. Психика человека как предмет системного исследования. Принцип системного подхода в психологии
  • 15. Роль теории, практики и эксперимента в развитии психологической науки. Психология как экспериментальная наука.
  • 16. Методология психологии.
  • 17. Принципы отечественной психологии
  • 18. Категориальный аппарат современной психологии. Проблема базисной категории.
  • 19. Деятельностный подход в психологии. Структура деятельности. Характеристика основных видов деятельности человека (игра, учение, труд).
  • 20.Эксперимент: общие требования к организации и планированию. Специфика лабораторного э.
  • 21. Корреляционные и экспериментальные (квазиэкспериментальные) иссл-я.
  • 22. Планирование научного исследования и составление отчета
  • 23. Метод наблюдения и опросные методы психологии
  • 24. Психодиагностические методы: классиф. И хар-ка.
  • 25. Понятие о проекции в психологии. Виды проекции. Проективные методы в психологии.
  • 26. Понятие об ощущении и восприятии.
  • 27. Общие представления о памяти. Процессы памяти. Физиологические основы памяти. Классиф. Видов памяти
  • 28.Понятие о мышлении. Мышление как процесс.
  • 29. Творческое мышление и воображение.
  • 31. Понятие о внимании. Виды внимания. Нейрофизиологические основы внимания. Свойства внимания.
  • 32. Эмоционально-аффективная сфера психики.
  • 33. Мотивационно-потребностная сфера человека. Мотивы и потребности. Методы диагностики мотивации.
  • 34. Основные мех. И факторы развития индивидуальности
  • 35. Иерархическая модель развития индивидуальности
  • 37. Понятие о темпераменте. Различные классификации типов темперамента. Стили деятельности как проявления темперамента. Методы диагностики темперамента.
  • 38. Понятие о характере. Структура характера. Акцентуации характера и их классификация. Психодиагностика характера.
  • 39. Понятие о способностях. Общая характеристика способностей. Классификация способностей. Взаимосвязь задатков и способностей. Диагностика способностей.
  • 40. Воля как объект психологического исследования. Структура волевого действия.
  • 42.Теории личности в отечественной психологии. Концепция личности как s жизнедеятельности. Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность
  • 43. Самосознание личности. Образ «я» как основа самосознания. Я-концепция личности. Личностная и социальная идентичность
  • 45. Стадиальность психического развития
  • 47. Возрастные периоды развития: раннее детство
  • 48. Возрастные периоды развития: дошкольный и младший школьный возраст
  • 50. Потенциалы возрастного развития в зрелости
  • 51. Пожилой возраст и старость
  • 52. Основные проблемы педагогической психологии: соотношение внешних и внутренних условий овладения общественно-историческим опытом.
  • 53. Бих. Подход к организации обучения и воспитания
  • 54. Психоаналит. Подход к орг. Обучения и воспитания
  • 55. Когнитивный подход к орг. Обучения и воспитания
  • 56. Гуманистический подход к орг. Обучения и воспитания
  • 57. Структура пед. Деятельности и ее индивидуализация
  • 58. Психология как учебная дисциплина и методика ее преподавания в средней и высшей школе.
  • 59. Психодиагностические методы: характеристика и классификация.
  • 60. Учение о стрессе. История развития учения. Психопрофилактика стресса.
  • 61. Синдром эмоционального выгорания: симптоматика, факторы, регуляция
  • 62. Концепция агрессивности в психологии. Психопрофилактика агрессивности
  • 5. Эрик Берн: трансактный анализ
  • 63. Психол. Коррекция невротических состояний: принципы и подходы в отечественных и зарубежных школах
  • 64. Аномальное развитие: сущность, механизмы, виды, основные закономерности
  • 65. Работа писхолога с различными группами детей с ограниченными возможностями здоровья
  • 66. Интеллект: подходы к пониманию, теории интеллекта. Умственное развитие. Диагностика умственного развития и интеллекта. Нарушения умственного развития.
  • 67. Поведение как предмет психологического изучения. Психологический механизм целесообразного поведения человека. Стратегии и техники поведения. Стили поведения и критерии их изучения.
  • 68. Особенности психологического консультирования. Основные школы консультирования. Методы психологического консультирования.
  • 69. Клиническое интервьюирование как ведущий метод клинической психологии
  • 70. Социальная психология как наука: предмет, феноменология, история становления, парадигмы социальной психологии
  • 71. Понятие о группе, классификация групп. Структура малой группы. Методы изучения межличн. Отношений и групповых процессов
  • 72. Социально-психологические феномены и механизмы влияния в малых и больших группах
  • 73. Психология общения. Характеристика коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения
  • 74. Понятие установки в психологии. Социальные установки. Иерархическая структура диспозиции личности
  • 75. Предмет и осн. Подходы психол. Познания: информационный, коннекционизм, экологический подход.
  • I. Информационный подход.
  • II. Коннекционизм
  • 76. Психология труда как отрасль научного знания
  • 77. Теоретические и прикладные проблемы экономической психологии
  • 78. Теоретические и прикладные проблемы юридической психологии
  • 79. Теоретические и прикладные проблемы психологии управления
  • 80. Теоретические и прикладные проблемы психологии здоровья
  • 25. Понятие о проекции в психологии. Виды проекции. Проективные методы в психологии.

    Проективные методы - специальные методы, основанные на использовании малоструктурированных стимульных ситуаций, и актуализирующие у испытуемого стремление передачи тенденций, установок, отношений и других личностных особенностей. Термин «проективные методы» введен Франком в 1939 г. Названы они так, потому что основываются на едином психологическом механизме, который вслед за Фрейдом и Юнгом принято называть «проекция». Проекция – в психоанализе проекция - это защитный механизм (вытесненные мысли, переживания, мотивы Л приписывает другим объектам и это является мех-м психол-й защиты от осознания наличия у себя этих тенденций). Первоначально ПМ рассм-сь как приемы клинической ориентации, т.е. выявляли способность прогнозировать индив-ный стиль пов-ния, переживаний и аффективного реагирования в значимых или конфл-ных сит-х, выявлять неосознаваемые аспекты л-ти. Счет ПМ ведется с теста словесных ассоциаций Юнга. Он доказал возможность путем косвенного получать инфо о ч-ке. Фрейд и Юнг показали, что бессознательные переживания доступны диагностике, т.к. отражаются в хар-ре быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий. Связь образов фантазии со свойствами и чертами личности также убедительно доказал Герман Роршах - тест «Чернильных пятен». В 1935 г. ТАТ, методика изучения фантазии. Авторы - Мюррей и Морган. Материал теста - сюжетные картинки, изображающие неопределенные сит-ции, допускающие различное понимание и толкование. По замыслу авторов рассказы по сюжетным картинкам позволяют судить о склонностях, интересах и нередко выявляют болезненные состояния психики. Под проекцией стала пониматься тенденция людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психологической организации. В 1939 г. появляются работы Франка. Он первым применил термин «проективные методики » для обозначения особой группы методов исследования личности.

    В 40-50 г.г. - две теоретические парадигмы для обоснования проективного подхода.

    1) в русле психоанализа. Чем более неопределенны условия, тем в большей степени психическая активность приближается к «первичным» психическим процессам (воображение, галлюцинации), движимым принципом удовольствия. В этом случае нужно признать тождество «первичных» психических процессов и психической активности в ситуации проективного исследования.

    2) в рамках когнитивного подхода new look. Рапопорт определил специфические процессы, детерминирующие проективный ответ. Проективная продукция - результат сложной познавательной д-ти, в кот. слиты когнитивные моменты и эмоциональные моменты. Брунер в рамках подхода new look рассматривал основные механизмы избирательного восприятия.

    В психологии выделяют такие виды проекции :

    1. Атрибутивная проекция - приписывание собственных мотивов, чувств и поступков другим людям.

    2. Аутистическая проекция - детерминированность восприятия потребностями человека. Собственные потребности определяют то, как субъект воспринимает других людей или предметы. Например, рассматривая нечеткие изображения, голодный человек может воспринять удлиненный предмет как ломтик хлеба, агрессивный - как нож, а сексуально озабоченный - как символ мужской сексуальности.

    3. Рациональная проекция характеризуется рациональным мотивированием. Например, когда студентам предложили высказать свои замечания относительно структуры учебного процесса, оказалось, что на отсутствие дисциплины жаловались прогульщики и лентяи, а недостаточной квалификацией преподавателей были недовольны двоечники (т.е. студенты неосознанно приписывали преподавателям свои нежелательные особенности). Здесь, как и в случае обычной рационализации, вместо признания собственных недостатков, люди склонны приписывать ответственность

    за свои неудачи внешним обстоятельствам или другим людям.

    4. Комплементарная проекция - проекция черт, дополнительных к тем, которые субъекту присущи в действительности. Например, если человек ощущает страх, то он склонен воспринимать других как угрожающих, страшных. Для него в этом случае черта, которая приписывается другим, является причинным объяснением собственного состояния. А человек, который ощущает себя сильной, властной личностью, воспринимает других людей как слабых, как "пешек".

    Были сформулированы принцип резонанса - стимулы, которые соответствуют установкам, интересам воспринимаются быстрее; принцип сенсибилизации - повышение чувст-сти по отношению к стимулам, которые угрожают целостности индивида, которые могут привести к нарушению псих-кого функц-ния, и узнавание этих стимулов быстрее прочих.

    Проективные методы характеризуются следующими свойствами :

    1) использование слабоструктурированных, неопределенных стимулов; стимулы приобретают смысл не только в силу их содержания, но и в связи с личностным значением;

    2) «открытость» множества потенциальных ответов - принимаются все реакции испытуемого;

    3) атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора;

    4) измерение не психической функции, а модуса личности в ее отношениях с социальной средой.

    Использование проективных методов целесообразно в психологическом консультировании, т.к. они способствуют установлению контакта, достаточно быстро проводятся и ярко показывают произошедшие изменения (если провести методику повторно на завершающем этапе). Проективные методики решают не только диагностические, но и коррекционные задачи (например, прорисовывая свое состояние, клиент может начать рефлексировать). Некоторые проективные методы применяются в профотборе, в целях диагностики.

    Классификация (Е.Т. Соколова ):

    1) конститутивные - структурирование стимулов, придание им смысла (тест чернильных пятен Роршаха);

    2) конструктивные предполагают создание целого из отдельных частей (тест мира);

    3) интерпретативные - истолкование событий, ситуаций, т.е. рассказ по картинке (ТАТ, Розенцвейг);

    4) катартические – осуще-тся в игровой деятельности (психодрама);

    5) экспрессивные - рисование на свободную тему;

    6) импрессивные - предпочтение одних стимулов другим (Люшер);

    7) аддитивные - завершение предложений, рассказа (незавершенные предложения».

    Достоинства проективных методов :дают глубинный срез личности, используются для «наведения мостов» с испытуемым, не задевают престижа, т.к. любой ответ «правилен».

    Критика проективных методов не достаточно стандартизованы, результаты «на совести» экспериментатора, обычные требования, предъявляемые к тестам (надежность, валидность) к ним не применимы, высокая степень субъективизма при анализе. Если психолог не достаточно профессионален, то он м. проявлять «вторичную проекцию» - интерпретировать материалы методики исходя из собственных субъективных представлений. При этом нельзя исключить прямую проекцию собственных психических состояний или проблем.

    Поговорим о проекциях? Что это такое? И почему, когда нас в чем-то незаслуженно (как нам кажется) обвиняют, мы можем смело отвечать: "Это твои проекции!"

    Начнем как всегда с примера . Водитель несется по городу, нарушая все мыслимые правила, звучно ругаясь и подрезая другие автомобили. И вот утыкается он в пробку под мостом. Открывает окно и какому-то вполне добропорядочному гражданину кричит: «Ты ездить научись, водишь как ненормальный!».
    Вот и проекция. То есть приписывание своих качеств и свойств другому, обычно неосознанное. Впервые об этом механизме заговорил Фрейд. Мы же помним еще с детства всякие поговорки: «По себе других не судят» и пр.

    В психологии проекцию называют защитным механизмом психики . Почему? Потому что тем самым человек снимает ответственность с себя («не мы такие – жизнь такая»). Мы можем проецировать на других не только свои отрицательные качества. Например, юная восемнадцатилетняя девушка может писать стихи, где будет описывать своего возлюбленного – брутального парня, тонким и творческим. Или ревнивый любвеобильный муж постоянно подозревает жену, хотя у самого «рыльце в пушку».

    Этот механизм формируется еще в детстве. Например, родители усердно говорили, что «злиться – плохо!» То есть это качество запрещалось проявлять, а ведь это тоже такой важный механизм. Поэтому он остается где-то в более глубоких слоях нашей психики – в себе мы его с тех пор отрицаем, а вот в других – замечаем. Как в цитате с бревном и соринкой.

    Чем опасны проекции? Тем, что приводят к ошибочному восприятию реальности. Механизм проекций легко можно отследить на примере тестов с нечеткими фигурами, на которых не видны их эмоции или действия двусмысленны. Например, Рисованный Апперцептивный тест (РАТ) Мюррея.

    Как найти и вычислить проекции:
    1. Проекции часто скрываются в оценках, например «Ты какой-то нервный».
    2. Проекции часто кроятся за попыткой «говорить за других», например «Я точно знаю, что он думал, что я этого не узнаю». Как вы об этом знаете? Как вообще кто-то может ТОЧНО и наверняка знать мысли другого?
    3. И конечно, проекции скрываются там, где нам КАЖЕТСЯ, что о нас думают. Да, ключевое слово кажется. Может и правда начальник нас недолюбливает, а может он поругался с другом и поэтому повысил голос.

    Проекция она словно тень, боится света. Поэтому главный способ узнать, почему кто-то «какой-то нервный» или «косо на меня смотрит» спросить об этом. Однако, не в форме утверждения, мол «знаю, ты меня терпеть не можешь». А в форме «Мне кажется», и конечно начинать диалог не с «Ты такой-то», а например, «Я чувствую какую-то недосказанность», то есть со СВОИХ ощущений.

    Статьи по теме