Воскресное чтение евангелие. Пасхальное приветствие Когда говорят христос воскресе в году

ПРАВИЛЬНО ЛИ НА ПАСХУ ГОВОРИТЬ «ХРИСТОС ВОСКРЕС!»? (Некоторые вопросы о Пасхе)

«Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть,

а для нас спасаемых – сила Божья». (Апостол Павел).

«Пасха – праздник светлого Христова воскресения». Так утверждает религия. А как написано в Библии? В Библии написано по-другому.

В Священном Писании говорится, что Пасха есть не воскресение Христа, а Его смерть. На Пасху Христос умер, а не воскрес. Так сказано в Библии.

Христос нигде никогда не повелевал, чтобы люди отмечали или праздновали Его воскресение из мертвых. Об этом в Библии не найдете ни слова. Сие не значит, что праздновать воскресение Христа будет принципиальной ошибкой. Но Сам Христос не завещал отмечать Его воскресение из мертвых.

Господь заповедал отмечать, вспоминать именно Его смерть. Это вопрос принципиальный. И это, по Библии, есть Пасха. Говорить на Пасху «Христос воскрес!»,- означает демонстрировать духовное невежество, и простую безграмотность. На самом деле, Христос воскрес не на Пасху, а на третий день после Пасхи.

Что означают пасхальные куличи и крашеные яйца?

Празднование Пасхи, как оно происходит в народе – никак не соответствует тому, что в Священном Писании сказано про Пасху. Сложившееся празднование Пасхи является наиболее ярким примером издевательства над здравым смыслом, и над Самим Иисусом Христом. Настолько глупое и злобное издевательство, что не укладывается в голове. Нормальный ум просто не может себе представить, что кто-то может так зло и подло нам ним насмехаться. Человек реально не может этого вместить!

Для примера достаточно взять хотя бы так называемые «пасхи», специально испеченные, покрытие сладостью куличи, булочки-кексы. Почему они имеют такую форму? В Библии ничего подобного и близко нет. Как нет и никаких крашеных яиц. Но откуда они взялись в народе?

На эти вопросы сегодня можно найти только один ответ: это – чисто языческие символы. Они пришли из древности, из языческого суеверия, от тех народов, которые исповедовали фаллическую религию, и поклонялись половым органам, как символу плодородия. Именно этот момент запечатлен в широко распространенном «пасхальном» кулинарном изделии. Испеченная «пасха», которую «святят» в церквах, является символическим изображением фаллоса, совершившего оплодотворение. Поэтому «пасха» обязательно чем-то еще поливается…

В этой же связи на праздновании обязательно присутствуют и крашеные яйца, как символ органов необходимых для оплодотворения.

Такова реальность. Не правда ли, шокирующая информация? Дело в том, что ответственные руководители религий все это хорошо знают... Их нелепые объяснения по поводу применения в церковной традиции таких пасхальных куличей и украшенных яиц не выдерживают никакой критики, и, конечно же, никак не подтверждаются Священным Писанием. Бог им Судья.

Пасха, это – смерть Христа. Что означает смерть Христа для людей? Зачем потребовалось умирать Христу?

БОГ НЕ ТВОРИЛ РАЗУМНЫХ СОЗДАНИЙ С «ГОТОВОЙ ПРОГРАММОЙ» ПОВЕДЕНИЯ. Ни Ангелов, ни людей Бог не создавал такими, чтобы они были неспособны ошибаться. Если бы Господь создал Ангелов или людей неспособными ошибаться и грешить, это означало бы, что Он создал роботов. Бог создал Свои разумные создания такими, что они сами должны сделать свой осознанный выбор. Они сами должны решить, будут они добрыми, или злыми, станут они на сторону добра, или зла.

Да, Бог знает будущее, знает, кто и когда родится. Бог знает все. Но – знать, и предопределять – разное дело. Человек сам должен определиться, на чьей он стороне, должен сам сделать свой выбор. И тогда Бог примет его. Богу не нужны биологические машины. Не хочешь жить по законам Бога? Не хочешь подчиняться Богу? Пожалуйста! Живи, как хочешь. Но – жить сможешь не долго. Потому, что жить без Бога – невозможно. Жизнь – только от Бога. Кто без Бога, в том нет жизни вечной. Без Бога умрут все, и Ангелы, и люди…

Как известно, Адам и Ева воспользовались своим правом выбора, данным от Бога, и сознательно встали на сторону… зла, греха. Таков был их выбор. Перед ними было два варианта: Или выполнять Божьи заповеди и жить вечно, или не выполнять Божьи заповеди, жить по своему усмотрению, но – лишь какое-то время, и затем навсегда умереть. Говоря по-другому, они должны были сами для себя решить, или стать бессмертными, или – смертными. И они выбрали второй вариант.

Мудрость Создателя такова, что Он никому насильно, или против желания живущего, не навязывает жизнь. Бог всем предоставляет полную свободу, как выбора, так и действий. Он пришедшему в мир человеку, показывая жизнь, как бы говорит: «Видишь, как прекрасен мир и как прекрасна жизнь? Но есть еще и смерть. А ты сам выбери, что тебе больше подходит – жизнь, или смерть?..»

Этот Божественный принцип в Библии сформулирован так: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое». (Второз. 30:19).

Для тех, которые избирают жизнь, существует Христос, Который избавит их от смерти. А для неверующих - Бога нет, значит, они никак не смогут избежать смерти, потому что смерть стала их выбором.

Как можно быть уверенным в том, что Христос действительно избавит от смерти? Что является гарантией?

Гарантией является Его смерть. Христос умер ВМЕСТО людей. Это называется «Жертва Христа». Христос Самого Себя принес в жертву за верующих в Него людей. Жертвенная смерть Христа за грешных, достойных смерти людей - и называется в Библии ПАСХА.

Многие спрашивают: А нельзя ли было вопрос с искуплением решить как-то по-другому? Зачем нужно было умирать Иисусу Христу? Не мог ли Всевышний Бог найти другое решение?

Ответ: По-другому – нельзя было. Слишком дорого стоит человек! Слишком большая цена требовалась за человека. Почему за человека была заплачена такая большая цена? Потому, что именно столько стоит жизнь человека.

Кому был заплачен выкуп? Апостол пишет: «Вы куплены дорогою ценою…» У кого «куплены»? Кто кому «платил»?

Библейский термин «искупление» - особый термин. В данном случае он не подразумевает товарно-денежные отношения. В Библии «искупление», «выкуп», означают – «освобождение», «оправдание». Когда говорится, что Христос искупил людей от смерти, это значит, что Христос освободил, избавил людей от смерти. Своей смертью Христос избавил людей от их смертей.

Жизнь человека уникальна и неповторима. Жизнь каждого человека неповторима. Человеку от Бога дается одна жизнь. На одного человека – одна жизнь. Это, как и в анатомическом плане: на одного человека – одна голова, одно сердце, и т.д. Если человеческое «одно сердце» выходит из строя, то, для того, чтобы его заменить другим, нужно предварительно это донорское сердце изъять, забрать у кого-то другого. Этот «другой» отдавший свое сердце больному, сам уже не живет. Но для больного он является спасителем, искупителем, «искупившим» его от смерти.

Христос, отдав Свою жизнь за людей, стал для нас донором жизни. Бог умершему человеку может вновь дать жизнь только в том случае, если возьмет ее у какого-то другого человека. Только в этом случае воскреснет именно тот, кто умер, а не будет другой, вновь сотворенный, похожий на него человек, или его клон. Но это будет он сам. Христос стал человеком, и умер, как человек, чтобы его человеческая жизнь могла быть использована для возвращения к жизни умерших людей.

При воскресении мертвых Бог воскрешаемым людям будет давать жизнь Своего Сына, Иисуса Христа. Именно для этой цели Христос добровольно умер. Он отдал Свою жизнь как бы для «трансплантации», для того, чтобы она оживляла верующих в Него.

Итак, все-таки, кому Христос принес Свою жертву?

А кому донор дает свою кровь, или почку? Врачу, министру здравоохранения, президенту страны? Нет. Больному.

Так и Христос принес Свою жертву прежде всего нам, грешным людям, чтобы мы, благодаря Его жертве могли избавиться от греха и смерти. Он «ампутирует», забирает у нас нашу износившуюся, грешную, умирающую жизнь, и взамен ее «пересаживает» нам Свою, совершенную, не изнашивающуюся, вечную жизнь.

Что означает «прежде создания мира»?

В самом начале, приступая к творению, Бог видел, что некоторые из разумных созданий будут согрешать. Или по ошибке, или будут обмануты. А кто-то по глупости захочет просто «попробовать» греха, но потом будет горько сожалеть об этом. И Бог сразу создал возможность покаяния для таких. До того, как в Эдеме ставить «дерево познания добра и зла», Бог уже предусматривал возможность раскаяния для согрешивших. (Известно, что Господь призывал к покаянию Адама и Еву. К сожалению, они отвергли Божью милость и отказались покаяться в своем грехе.)

Итак, Божья любовь к людям - заранее, еще до их появления, уже предусматривала для них вариант покаяния, если они согрешат. В этой связи вспоминается один примечательный текст из Священного Писания. Он – о Христе. И звучит так: «…Драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира…» (1 Петра 1:19,20).

О чем здесь говорится? Очевидно, о том, что Отец Небесный, Всевышний Бог и Его Единородный Сын, приступая к созданию разумных жителей Вселенной и людей на Земле, сразу видели, что некоторые из сотворенных Ими разумных существ, согрешат и потеряют право на жизнь. И вот тогда Сын сказал Отцу-Богу: «Если понадобится, Я сойду на землю и отдам свою человеческую жизнь за них, чтобы они получили возможность покаяться и спастись от смерти…» Так получилось, что «агнец», Христос - стал «закланным еще прежде создания мира». Или, как говорится в Откровении: «…Закланного от создания мира…», что, в принципе, одно и то же. (Откр. 13:8).

Христа никто не принуждал идти на жертву. Он пошел добровольно. До самого последнего часа, уже в момент казни у Него была возможность изменить решение и не отдавать Себя на смерть. И Его никто ни в чем не укорил бы. И Он не был бы ни в чем виновен. Он Сам сказал Апостолу: «Могу умолить Отца и Он предоставит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов…». Но Христос не воспользовался возможностью избежать смерти.

В том то и заключается подвиг Христа, что Он все сделал добровольно. Он есть отражение Отца Небесного, Бога Всемогущего. Поэтому Он сказал: «Видевший Меня видел Отца». Любовь, которую проявил Христос к людям, отдавая за них Свою человеческую жизнь, показала, какую любовь к людям имеет Бог Всевышний.

Поскольку Христос на земле был не просто человек, а Божий Сын, Его жертвы хватило бы на всех. Если немного пофантазировать и предположить, что все грешники покаялись бы, то смерть Христа, наверное, была бы намного легче, но все равно была бы. Он все равно должен был умереть, потому что «без пролития крови не бывает прощения грехов». Христос в любом случае умер бы, отдал бы Свою жизнь за покаявшихся грешников. Но каким образом? Этого мы знать не можем.

КАК ПО БИБЛИИ ОТМЕЧАЕТСЯ ПАСХА?

Добровольная смерть Христа за грешников, есть самый великий подвиг во всей Вселенной. Это событие должно быть памятным. Христос лично повелел, чтобы люди, верующие в Него, помнили и отмечали Его смерть. Пасха есть поминки, воспоминание о смерти Христа. На Пасху Христос умер.

Отмечать Пасху, вспоминать смерть Христа нужно с определенной едой и питьем. Но не с омерзительными языческими куличами и позорными крашеными яйцами. А с хлебом, желательно с пресным, без закваски. И с вином.

Съесть на Пасху с молитвой кусочек пресного хлеба означает с благодарностью к Богу вспомнить безгрешное Тело Господа Иисуса Христа, которое Он отдал за наши грешные тела, чтобы мы могли избавиться от грехов, сделаться безгрешными.

Принять на Пасху с молитвой глоток чистого виноградного вина означает вспомнить с благодарностью к Богу святую Кровь Господа Иисуса Христа, которую Он пролил для очищения наших грехов.

Кто может вкушать от хлеба и вина? Как часто? Что означают пасхальный хлеб и вино?

Все, которые веруют в Господа Иисуса Христа, все, кто благодарен Иисусу Христу за Его подвиг и за Его жертву - должны вспоминать Его смерть, должны отмечать Пасху.

Вкушение от Пасхального хлеба и вина - не означает приобщение к Церкви Христовой, или к «Телу Христа». И это не означает «принятие в Новый Завет». Вкушение от хлеба и вина есть ВОСПОМИНАНИЕ о смерти Христа. Данная церемония не имеет никакого мистического, скрытого смысла.

И Христос, и Апостол Павел указывали только на одно значение вкушения Пасхального хлеба и вина – ВОСПОМИНАНИЕ о смерти Христа. «Сие творите в Мое воспоминание»,- сказал Господь. «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей, и пьете от чаши сей, смерть Господню возвещаете…»,- сказал Апостол Павел.

Большинство христиан отмечает Пасху один раз в год. Но некоторые отмечают чаще, каждый месяц, или даже еще чаще. Спорить с ними бесполезно и бессмысленно. В Библии сказано, что «каждый за себя даст отчет Богу».

В церемониальной же религии, вообще, все поставлено с ног на голову: На Пасху святят языческие мерзкие символы, а «хлеб и вино», которые должны быть на Пасху, перенесены в так называемое «причастие». Ну – все перепутано!

ПРАЗДНИК ПАСХИ – НАПОМИНАНИЕ О ЛЮБВИ БОГА, И О ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА - ОБРАЗА БОЖЬЕГО

Добровольная смерть Христа за грешников (ПАСХА) показала, какую великую любовь к людям имеет Бог. Как написано в Библии, Бог «Отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». (Иоан.3:16)

Также Пасха показала, как дорого стоит человек, что за него пришлось умереть Самому Божьему Сыну! В Библии сказано: «Вы куплены дорогою ценою. Не делайтесь рабами человеков». (1Коринф.7:23).

Отмечать ПАСХУ, значит признавать, что Христос умер за грешных людей. Теперь эти грешные, если будут верить во Христа, смогут избавиться от смерти, воскреснуть из мертвых, потому что за них умер Христос.

«…Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас». (Библия, 1 Коринфянам 5:7).


Пасхальное богослужение богослужение, проводящееся на Пасху. Содержание 1 История 2 Православие 2.1 Общие замечания … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Пасхальное яйцо (значения). Пасхальные яйца в термонаклейках Пасхальные яйца специально расписанные … Википедия

О скрытых секретах в компьютерных программах: см. Пасхальное яйцо (виртуальное) Пасхальные яйца в термонаклейках Пасхальные яйца специально расписанные яйца, которые дарят друг другу на Пасху. Пасхальные яйца являются атрибутом одного из главных … Википедия

Пасха Воскресение Христово (Сошествие во ад) (икона Андрея Рублёва (?), 1408 1410 годы) Тип христианский, в ряде стран государственный иначе Светлое Христово Воскресение … Википедия

Пасха Воскресение Христово (Сошествие во ад) (икона Андрея Рублёва (?), 1408 1410 годы) Тип христианский, в ряде стран государственный иначе Светлое Христово Воскресение … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Пасха (значения). Пасха … Википедия

Почтовая открытка Российской Империи (начало XX века) с рисунком, типичным для пасхальной открытки. Пасхальное приветствие (также христосование) обычай, распространённый среди православных, древневосточных и других христиан, приветствовать друг… … Википедия

Почтовая открытка Российской Империи (начало XX века) с рисунком, типичным для пасхальной открытки. Пасхальное приветствие (также христосование) обычай, распространённый среди православных, древневосточных и других христиан, приветствовать друг… … Википедия

Книги

  • Алиса для малышей , Кэрролл Льюис. Спустя четверть века после первого издания бессмертной сказки Льюиса Кэрролла "Приключения Алисы в Стране чудес" сам автор пересказал её для маленьких читателей -"от нуля до пяти" . Сэр Джон…
  • "Алиса" для малышей , Кэрролл Л.. Спустя четверть века после первого издания бессмертной сказки Льюиса Кэрролла "Приключения Алисы в Стране чудес" сам автор пересказал её для маленьких читателей -"от нуля до пяти" . Джон…

Длительное время люди жили в нашей стране в безбожном мире. Это привело к историческим и религиозным затруднениям. К сожалению, многочисленные традиции оказались утрачены. Люди перестали проявлять верность к обычаям и традициям. В настоящее время постепенно восстанавливается дань к тому, что было важным для наших предков, чему они старались воспитывать изначально. Прежде многочисленные обряды, посвященные религиозным праздникам, были естественными, но теперь они только частями возрождаются, причем данный процесс оказывается крайне медленным. В то же время верующие люди, представители церковного мира, книги способствуют тому, чтобы церковный этикет вновь появлялся и постепенно развивался. Возможно, когда-нибудь этикет, который прежде был основой жизни, возродится. Церковный этикет, представляющий собой систему правил и канонов, обрядов и традиций, является поистине важным, но для того, чтобы он возродился, должно пройти время. Основой является почитание и искренняя любовь к Богу.

Великий праздник Пасхи – это основа для возрождения церковного этикета. При этом предполагается то, что люди могут соблюдать различные обряды. Например, большое значение имеет общение в храме на Пасху, праздничное приветствие.

Особенности общения на церковном богослужении.

Прежде всего, благочестие верующие люди могут проявить в храме, где принято проводить церковную службу. Верующий человек должен придти в храм с особенным благословением, проявляя уважение к святыням и, конечно, к Богу. Служители готовы встретить с особенным теплом такого человека, поддержать его на правильном пути даже, если предстоит пройти изменение, душевное возрождение. Вне зависимости от того, правильно ли человек ведет себя в храме, он обязательно перестанет чувствовать себя чужим. В то же время желательно изучать старинные традиции для того, чтобы все-таки соблюдать их. Это возможно только в одном случае: церковные этикеты являются известными и понятными.

Как нужно молиться в храме?

После того, как вы пришли в храм, не нужно торопиться перед молитвой. Вы должны вначале просто побыть в храме, проникнуться атмосферой, почувствовать покой в своей душе. Только через какое-то время можно сконцентрироваться на невидимом мире и все-таки произнести важные слова, которые желаете сказать про себя.

Ориентируйтесь на свои ощущения, так как они никогда не подводят. Возможно, вы вначале поставите свечи перед иконами святых, к которым обращаетесь, или решите приложиться к ним. В такой ситуации обязательно будет особенное духовное настроение. Главное – это, чтобы вам было легко молиться. Вы должны чувствовать особенную благодать, которую просто так и не опишешь на словах.

В храме очень важно соблюдать этикет, так как это поможет не только вам, но и ближайшим людям. Вы не должны мешать верующим людям обращаться к Богу, просить его об искуплении грехов, помощи. Не нужно бороться за лучшее место перед иконами. Пусть все проходит в спокойной и легкой обстановке, так как только в этом случае получится почувствовать силу произнесенной про себя молитвы.

В храме принято проводить церковное богослужение, в котором можно принять участие. Верующие люди стремятся придти на богослужение, ведь в нем можно найти духовную и телесную нужду. Православное богослужение способно полностью охватить жизнь вне зависимости от формы жизни, присутствует возможность прочувствовать ее, так как в богослужении сочетается мирское, внутреннее, загробное, радостное и печальное.

Во время богослужения можно помолиться самостоятельно и с другими людьми. Постарайтесь провести время в церкви до завершения столь важного мероприятия. Перед Пасхой это оказывается еще более важным событием, чем обычно. Вы обязательно сольетесь с общим процессом богослужения, проникнитесь молитвой, в результате чего начнете больше вкладывать смысла даже в общение со священником и пасхальное приветствие, пожелаете возродить многочисленные традиции и обряды, о которых люди постепенно забывают. Вы можете находиться в храме и понимать то, что являетесь участником соборной молитвы, которая постепенно становится все более близкой.

Как обращаться к священнику?

Основываясь на церковном этикете, священника не нужно препятствовать такими словами, как «Здравствуйте», «Добрый день». Единственно правильный вариант – «Благословите». При этом если вы стоите рядом со священником, для того, чтобы в действительности получить благословение, нужно сложить 2 ладони вместе (правая должна находиться поверх левой). Священник должен сказать в ответ «Бог благословит» или «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», налагает знамение о благословении, кладет свою правую руку, которую нужно поцеловать. В некоторых ситуациях священник может наложить крестное знамение на голову или даже благословить на расстоянии.

На Пасху можно здороваться традиционно, а именно словами «Христос Воскрес!» - «Воистину Воскрес». Это также соответствует церковным обрядам. После этого наиболее правильным действием будет все-таки попросить благословения так, как вы уже этому научились.

В период от Пасхи до отдания религиозного праздника (в течение 40 дней) нужно вначале говорить «Христос Воскрес». Обратите внимание на следующий аспект: мирянин говорит «Христос Воскрес», а священник отвечает – «Воистину Воскрес». Именно по этой схеме правильно приветствоваться со священником в важный период для всех верующих.

Однако многие миряне не знают, как лучше всего обратиться к священнику, ведь его имя не известно. Можно сказать просто – «батюшка». Эта форма является общепринятой, простой и приятной, но при этом в ней чувствуется доля уважения. Если вы знаете имя священника, добавьте перед ним «отец». В церковном общении не принято употреблять фамилии, исключение – это отчество.

На Пасху, несмотря на определенную занятость священника, каждый верующий человек имеет право обратиться с важными вопросами и получить подробные ответы. Не нужно думать то, что вы будете докучать вопросами, ведь священник становится пастырем, и он должен всегда облегчать путь человека в мирской жизни. В то же время нужно проявлять почтение и уважение к церковному труду.

Особенности пасхального приветствия.

Пасхальное приветствие, которое также известно как христосование, представляет собой уникальный обычай, распространенный среди христиан. Все верующие люди должны приветствовать себя именно по уникальной традиции в Пасху, а затем – в течение Светлой седмицы до тех пор, пока не произойдет отдание Пасхи. Как известно, приветствие происходит следующим образом: «Христос Воскрес» - «Воистину Воскрес». При возможности должен произойти и троекратный поцелуй. Первая часть поздравления должна быть произнесена младшим по возрасту или иерархии, установленной церковью, а ответ должен исходить от старшего.

Издавна существует традиция составления вариантов перевода пасхального приветствия на различные языки. Список переводов представляет собой символ христианского единства, вне зависимости от принадлежности к культурной или языковой среде.

Пасха – уникальный праздник.

Для каждого верующего Пасха является поистине важным, особенным праздником, который свидетельствует о героической судьбе Иисуса Христа, искупившего грехи всего мирского населения. Нужно отметить то, что в пасхальное приветствие желательно вкладывать только самые лучшие, светлые чувства, выражать радость наступившему дню, чистоту души и веру в Бога. При этом приветствие существует с апостольских времен.

К Пасхе нужно подготовиться основательно, приведя в порядок собственное жилье, устранив обиды и печали. Лучше всего, чтобы никаких дел не осталось на светлое воскресенье. Именно в пасхальный день нужно собраться всей семьей и помянуть усопших.

После Пасхи, в течение Светлой седмицы, нужно оказывать помощь сиротам и немощным людям, голодным. В это же время рекомендуется ходить в гости друг к другу, обмениваться пасхальными приветствиями с троекратными поцелуями, дарить куличи и крашеные яйца.

Пасха – это поистине важный праздник для всех верующих людей, который позволяет собраться им вместе и почувствовать близость, единство. Светлые намерения должны прослеживаться не только в классическом приветствии и за праздничным столом, но и во многих других действиях, ведь именно в эти святые дни присутствует возможность физического и духовного очищения.

Великий праздник – Светлую Пасху – всегда на Руси отмечали красиво и торжественно, а готовились к нему долго и тщательно: соблюдали Великий Пост, очищали душу, тело и жилище, пекли куличи и красили яйца. В этом году Пасху отмечают 1 мая.

История Пасхи

Пасха – один из самых главных и важных праздников в христианском календаре. Она отмечает воскрешение Иисуса Христа, олицетворяя победу света над тьмой, добра над злом. Христиане вспоминают, что Иисус добровольно принес себя в жертву ради спасения всего человечества.

О воскрешении Христа поведал историк Гермидий. В ночь с субботы на воскресенье он подошел к гробу с Христом, дабы убедиться, что Иисус не может воскреснуть. У двери стояла охрана из стражников. Вдруг разом все вокруг посветлело и возник светящийся силуэт человека. Ударил гром, охранник упали от испуга. Камень, которым закрывался вход в пещеру с гробом, откатился, и свечение над гробом растворилось. Гермидий подошел к гробу и увидел, что он пуст. Он долго не верил в это чудо, хотя и утверждал, что это на самом деле случилось.

Неделя перед Пасхой называется . Все это время в храмах вспоминают о последних днях жизни на земле Иисуса Христа. Вход Иисусу Христа в Иерусалим отмечает Вербное воскресенье. В Страстной четверг - Тайная вечеря, а в Страстную пятницу – распятие Христа на кресте. Заканчивается неделя пасхальным воскресеньем, днем воскрешения Иисуса. Вечером Светлой субботы в храмах собираются верующие. В светлых и нарядных одеждах, с куличами, пасхами и крашанками они стоят торжественную Всенощную. Перед наступлением полуночи раздавались колокольные перезвоны, извещающие о приближении момента Воскресения Иисуса Христа. Под несмолкающие колокольные перезвоны начинали крестный ход вокруг соборов.

Христос Воскресе! Традиции праздника

Этими словами люди приветствуют друг друга, поздравляют с праздником, обмениваются крашеными яйцами и трижды целуются –этот обычай получил название «христосование». Так люди показывают свое ликование и радость по случаю чудесного воскрешения Спасителя.

В Пасху, после семинедельного Великого Поста, верующие разговлялись, т.е вкушали скоромную пищу. Столы на Пасху на Руси всегда накрывались богатые. На стол ставились 40 различных блюд как символ 40 дней поста. По традиции на них присутствовали главные ритуальные блюда - творожная пасха, крашеные яйца, куличи разных размеров. Непременно должно было быть немного хрена, сала и домашней колбасы. Главным образом отдавали предпочтение мясным блюдам и печеным изделиям: всевозможным рулетам, запеченным молодым поросятам, окорокам, жареной телятине и так далее.

Откуда же пошла традиция красить яйца? Согласно древнему преданию Мария Магдалина, придя к римскому императору Тиберию, подарила ему куриное яйцо и рассказала о воскрешении Иисуса Христа. Тиберий не поверил ее словам и ответил, что этого не может быть, равно так же, как не бывает красных яиц. И тут же принесенное Марией Магдалиной яйцо покраснело прямо у него в руках. С тех пошла традиция красить на Пасху куриные яйца и чаще всего в красный цвет, символизирующий кровь Христа, пролитую им во искупление человеческих грехов.

Пасхальный кулич всегда пекли высоким и круглым. А верхушку кулича украшали изображением креста. Существовало поверье, что если кулич удался (хорошо поднялся, идеально пропекся и не подгорел), то в семье все будет благополучно. Когда кулич ели, то разрезали его только поперек, сохраняя верхушку с крестом как крышку и прикрывая ею оставшуюся часть пасхального хлеба.

По обычаю в пасхальные дни принято угощать бедных и неимущих. В народе говорили «от Пасхи до Вознесения странствует по земле Христос с апостолами, испытывая милосердие и доброту каждого».

Те, кто шел в гости, обязательно брал с собой крашеные яйца. Приветствовали друг друга фразами «Христос воскрес» - «Воистину воскрес», трижды целовались и обменивались крашанками.

Развлечения и игры на Пасху

Светлый праздник Пасхи люди отмечали не только сидя за столом. В эти дни и взрослые и дети играли в разные игры. Кстати, немало этих забав дошли и до наших дней. Самая популярная игра – битва крашеными яйцами: один держал писанку в ладони носиком кверху, другой бил по ней носиком своей писанки. Побеждал тот, у кого крашеное яйцо оставалось целым. А потом победитель продолжал битву дальше с другими участниками игры.

Другая популярная забава - катанье яиц. На ровную поверхность (например, стола) ставили по наклоном небольшой желобок и стелили в конце желобка одеяльце. Игроки по очереди пускали по желобу яйцо, которое скатывалось на одеяло. Если оно сталкивалось с яйцом, которое скатилось ранее, то это считалось победой. И победителю доставались все битые яйца. Игра требовала навыка и ловкости рук, но чем больше было игроков, тем веселее и интереснее становилось зрелище.

Игра в кучки – еще одно популярное развлечение наших предков. Играли в нее преимущественно девицы. На каждого игрока брали по две кучки песка, которые насыпались на поверхность. Потом одна из девушек, кто не играет, подкладывала в одну из кучек крашеное яйцо. Тот игрок, кто угадает – в какой кучке спрятано яйцо – становится победителем.

Приметы на Пасху

Множество примет и ритуалов на Руси были связаны с Пасхой.

На Пасху девушкам нельзя было брали руками соль, чтобы руки не потели.

Умывались водой, оставшейся от крашения яйц, чтобы быть всегда цветущей.

Девушки старались постоять на топоре, чтобы быть крепкой. Говорили, что действительно помогает!

У того, кто родится в пасхальный период, будет отменное здоровье и ему всегда будет сопутствовать удача.

Вода, набранная в пасхальную ночь из колодца, становилась магической. И если окропить ею жилое помещение, тогда можно избавиться от недобрых наговоров, плохих дум и прегрешений.

Если девушка мечтала поскорее выйти замуж, то во время божественного служения она должна была произнести: «Воскрешение Христово! Отправь для меня лично суженого холостого!»

Пасхальный период длится сорок дней, вплоть до Вознесения. А неделя, следующая после Пасхи, в народе называлась Красной горкой.

Поздравления с Пасхой

В Пасху принято поздравлять друг друга с праздником. Если близкие и родные люди далеко, поздравьте их смс-кой со стихами.

Храни тебя Христос

От всякого ненастья,

От злого языка,

От боли, от недуга,

От умного врага,

От мелочного друга,

И дай тебе Господь,

Коль это в Его власти,

Здоровья, долгих лет,

Любви и снова счастья!

Скатерть белая, свеча,

Аромат от кулича,

Льется в рюмочки кагор.

Пить немного – уговор.

Разноцветие яиц

И улыбки светлых лиц.

С праздником!

Христос Воскрес!

Доброты, любви, чудес

Святое Воскресенье пришло!

Как на душе спокойно и светло!

Пусть будет жизнь на радости щедра!

Полна тепла, надежды и добра!

Пасхальный день. Чиста природа.

И каждый миг сегодня мил!

У православного народа

Великий праздник наступил.

Тебя с великим днем пасхальным

Я поздравляю от души!

Желаю меньше дней печальных,

Побольше счастья и любви!

Нам говорят - Христос воскрес!

Мы отвечаем: Верим, честно,

Что он воистину воскрес

И Пасху празднуем все вместе.

Колокола звонят с небес:

«Христос воскрес! Христос воскрес!»

Как обещание чудес:

«Воскрес! Воистину воскрес!»

Так пусть же этот глас небесный

Благословит душевный труд,

Пусть чувства лучшие воскреснут

И никогда уж не умрут!

Протоиерей Игорь Гагарин

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Никакие слова не звучат в эти дни так часто, как это Пасхальное приветствие. Им мы заменили обычные наши «здравствуйте», «привет», «доброе утро» и т.д. Вместо всего этого мы говорим: «Христос Воскресе!». Встречаясь с кем-то и произнося «здравствуй», мы желаем этому человеку здоровья. Когда говорим «привет», желаем ему радости. Когда говорим «доброе утро», или «вечер», или «день», желаем, чтобы в это утро, или вечер, или день все сложилось благополучно и ничего недоброго не вошло в нашу жизнь.

Когда мы говорим «Христос Воскресе!», мы желаем человеку воскреснуть вместе с Ним и жить вечно.

Сказать другому человеку «здравствуй» – то же самое, что сказать «будь здоров и не болей». Сказать человеку «Христос Воскресе!» – то же самое, что сказать: «живи вечно и никогда не умирай!».

Вот только подлинно ли всегда мы по-настоящему понимаем это, по-настоящему чувствуем величие нашего Пасхального приветствия?

Если бы, произнося «Христос Воскресе» и слыша в ответ «Воистину Воскресе», мы спросили человека: «А ты воистину веришь, что это так?», то, наверное, ответы были бы разные. Говорить-то эти слова будут почти все, а вот степень веры, которую они в них будут вкладывать, может быть очень и очень разной. Кто-то и совсем не верит. И если спросить его, что же ты тогда говоришь их, он ответит: «Ну как же, обычай такой, очень красивый обычай». Кто-то другой скажет: «Ну, конечно, верю. Я же православный человек, крещеный. Но верю скорее умом, чем сердцем». Все правильно, все логично – раз ты назвал себя христианином, ты уже не можешь отвергать главные истины Церкви Христовой. А догмат Воскресения – важнейший. Но эта вера ничего не меняет в жизни человека. Он знает о Воскресении, но не чувствует его.

Так было и с апостолами. Еще до своих страданий Господь говорил им, что Он воскреснет. Они слышали это неоднократно, но не могли по-настоящему понять. Евангелие повествует, как не раз Господь предсказывал, что Сыну Человеческому предстоит быть преданному в руки грешников, и надругаются над Ним, и убьют Его, и в третий день воскреснет. Услышав это, ученики становились печальны. А ведь на самом деле, казалось бы, должны бы радоваться.

Конечно, горько слышать, что Он будет страдать и умрет. Но ведь воскреснет же! Скорбь страдания и смерти была им понятна, потому что с этим они неоднократно в своей жизни встречались, как и любой человек. А вот опыта воскресения в их жизни не было, и поэтому предсказание о нем не могло проникнуть до глубины души. Если бы их Господь спросил тогда: «Вы, что, не верите?», они бы с готовностью ответили: «Конечно, верим! Мы верим каждому Твоему слову».

Так почему же тогда они так печальны? Наверное, потому же, почему и мы, христиане, исповедуя веру в воскресение, продолжаем печалиться, тревожиться, обижаться часто по самому ничтожному поводу. Неужели не верим? Нет, верим, но как-то очень поверхностно. Подлинно глубокой наша вера будет лишь тогда, когда воскресение станет нашим личным опытом. По-настоящему человек может принять близко к сердцу только то, что сам пережил, сам прочувствовал.

Мне вспоминаются страницы прекрасной книги святого праведного «Моя жизнь во Христе». Вся эта книга состоит из коротеньких заметок, в которых отец Иоанна делится своими размышлениями, чувствами, наблюдениями по тем или иным вопросам христианской жизни. И вот некоторые из этих заметок он завершает словом «опыт». И читатель знает, что написанное здесь заслуживает особого интереса и доверия. Это больше, чем размышления. Это то, что было пережито самим святым и подтвердилось на его личном опыте. И вот, думается мне, как было бы здорово, если бы в эти Пасхальные дни, встречаясь с братьями и сестрами, мы могли бы говорить: «Христос Воскресе! Опыт!». И слышать в ответ: «Воистину Воскресе! Опыт!».

Но откуда нам с вами взять этот опыт? Я думаю, что сама Церковь указывает нам путь. На самом деле, живя, мы все уже имеем некий опыт смерти. С одной стороны, казалось бы, смерть есть нечто окончательное и невозможно говорить о какой-то степени смерти. Можно, например, сказать: «Я слегка заболел», или: «Я очень сильно заболел». Но кажется абсурдом сказать: «Я слегка умер», или: «Я очень сильно умер». Однако не так уж это и абсурдно.

Каждый раз, когда мы грешим, мы соприкасаемся со смертью в той или иной мере.

«Сделанный грех рождает смерть», – говорит апостол Иаков (Иак. 1. 15). Согрешив, мы ощущаем уныние, тоску, отвращение к самому себе, внутреннюю пустоту. Все это не что иное, как частичный опыт смерти. В крайних своих проявлениях эта тоска может привести и к полной смерти, как это случилось с Иудой, не выдержавшим той внутренней боли, которую испытывал после предательства, и самовольно оборвавшим свою жизнь.

А опыт воскресения? Каждый раз, когда мы каемся в грехе, когда преодолеваем какой-то соблазн, который чуть было не утащил нас на самое дно греха, мы с вами приобщаемся к в опыту воскресения. Грешит человек – и вкушает смерть; кается, побеждает грех – и вкушает воскресение. И эта радость, которую всегда чувствует человек, искренне покаявшийся, уже есть предвкушение воскресения и вечной жизни. Именно поэтому Церковь установила перед Пасхой – время самоограничения и деятельного покаяния. Мы, конечно, всю жизнь каемся, но именно Великим постом наше покаяние должно иметь сугубый, наиболее интенсивный характер. И насколько наше покаяние было глубоким и искренним, настолько и ощущаем мы опыт воскресения прежде воскресения.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы наша Пасха была наполнена этим переживанием бессмертия! А тем, кто почему-либо не мог поститься, а значит, не вкусил этого опыта победы над грехом и смертью, хочу пожелать, чтобы они не отчаивались и знали, что никогда не поздно вступить в борьбу с грехом, никогда не поздно приступить к очищению. И в какой мере человеку это удастся, в той мере ощутит он, что воистину воскрес Христос, воистину воскреснет и каждый из нас, чтобы жить вечно. Аминь.

Статьи по теме