Назовите основные виды возможных экстремальных ситуаций в природе. Экстремальные ситуации. Что такое экстремальные ситуации

Экстремальная ситуация - это обстановка, возни­кающая в природе или в процессе деятельности челове­ка, при которой психофизиологические параметры мо­гут превысить пределы компенсации организма, что приводит к нарушению безопасности жизнедеятельнос­ти человека. Например, высокие и низкие температуры, физическая нагрузка, поражающие токсичные дозы силь­нодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), высокие дозы облучения и др.

Когда каждый человек в быту, на работе или в условиях окружающей его природной среды, может попасть в такие ситуа­ции, для которых характерны новизна и неожиданность возникновения, дли­тельное и интенсивное воздействие внешних неблагоприятных факторов, а иногда и наличие непосредственной угрозы жизни. Такие ситуации, выходя­щие за рамки обычных, принято называть экстремальными ситуациями.

В экстремальной ситуации у человека неизбежно возникает особое со­стояние эмоционального напряжения, именуемое стрессом. Оно вызывает возбуждение всех систем организма и оказывает большое влияние на поведе­ние и работоспособность человека. Влияние стресса на поведение и возмож­ности конкретного индивидуума, на изменение его работоспособности чрез­вычайно индивидуально. Одни действуют наиболее эффективно именно в состоянии высокого эмоционального напряжения - на экзаменах, ответст­венных соревнованиях и в любых опасных для жизни обстоятельствах. А других подобные ситуации психологически деморализуют. Наступает "пси­хологический шок" - появляется сильная заторможенность или, наоборот, суетливость, поспешность, неспособность к разумным действиям.

Человек оказывается в экстремальных ситуациях по разным причинам, но, пожалуй, чаще всего это случается по его собственной вине - в результате отсутствия опыта безопасного поведения либо пренебрежения к нормам, пра­вилам безопасности, непредусмотрительности, а порой и легкомыслия. К при­меру, человек не знает, как поступить в той или иной жизненно опасной ситуа­ции, или знает, но не умеет себе помочь. В ином случае он знает и может, но не хочет сделать то, чего требуют условия безопасности (или просто не хочет знать, что именно нужно делать). Столкнувшись с непредвиденными обстоя­тельствами, очутившись в сложной, непривычной обстановке, когда нужны быстрые, точные действия, люди становятся совершенно беспомощными, не­способными решить простейшие, но жизненно необходимые вопросы.

Чтобы уменьшить вероятность оказаться в экстремальной ситуации и увеличить свои шансы на сохранение здоровья и самой жизни, нужно:

Знать и учитывать факторы риска (опасности), сопровождающие

нашу жизнь;

Выработать умение предвидеть возможность возникновения опас­ных ситуаций;

Стремиться избегать попадания в эти ситуации.

37. Чрезвычайная ситуация. Классификация по признакам и их краткая характеристика

Чрезвычайная ситуация - это неожиданная, вне­запно возникшая обстановка на определенной террито­рии или объекте экономики в результате аварии, катас­трофы, опасного природного явления или стихийного бедствия, которые могут привести к человеческим жер­твам, ущербу здоровью людей или окружающей среде, материальным потерям и нарушению условий жизнеде­ятельности людей. ЧС классифицируются:

    по причине возникновения: преднамеренные и не­преднамеренные;

    по природе возникновения: техногенные, природные, экологические, биологические, антропогенные, соци­альные и комбинированные;

    по скорости развития: взрывные, внезапные, скоро­течные, плавные;

    по масштабам распространения последствий: локаль­ные, местные, территориальные, региональные, фе­деральные, трансграничные;

    по возможности предотвращения ЧС: неизбежные (на­пример, природные) и предотвращаемые (например, техногенные, социальные).

К техногенным относятся ЧС, происхождение кото­рых связано с техническими объектами: взрывы, пожа­ры, аварии на химически опасных объектах, выбросы радиоактивных веществ на радиационно опасных объек­тах, аварии с выбросом экологически опасных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспече­ния и др.

К природным относятся ЧС, связанные с проявлени­ем стихийных сил природы: землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ура­ганы, смерчи, бури, природные пожары и др.

К экологическим бедствиям (ЧС) относятся аномаль­ные изменения состояния природной среды: загрязнения биосферы, разрушение озонового слоя, опустынивание, кислотные дожди и т. д.

К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

К социальным ЧС относятся события, происходящие в обществе: межнациональные конфликты с применени­ем силы, терроризм, грабежи, насилия, противоречия между государствами (войны).

Антропогенные ЧС являются следствием ошибочных действий людей.

Чрезвычайные ситуации характеризуются качествен­ными и количественными критериями. К качественным критериям относятся: временной (внезапность и быстро­та развития событий); социально-экологический (челове­ческие жертвы, выведение из хозяйственного оборота боль­ших площадей); социально-психологический (массовые стрессы); экономический. Например, локальная ЧС - это когда пострадало 10 человек; либо для 100 человек нарушены условия БЖД; либо ущерб не превышает 1000 МРОТ, а зона ЧС не выходит за пределы объекта.

Основные причины возникновения ЧС:

    внутренние: сложность технологий, недостаточная ква­лификация персонала, проектно-конструкторские не­доработки, физический и моральный износ оборудова­ния, низкая трудовая и технологическая дисциплина;

    внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекра­щение подачи электроэнергии, газа, воды и т.д.

В главе 3 мы подробно рассмотрели причины вынужденного автономного существования в природных условиях. Эти причины обусловлены возникновением стихийных бедствий, аварийных и экстремальных ситуаций в природной среде.

Как и в любой другой чрезвычайной ситуации, в ситуации вынужденного автономного существования благополучный исход зависит в первую очередь от правильных действий с первого момента ее возникновения.

Основное условие, определяющее успех выживания или гибель, — настрой человека (группы) на благополучный выход из этой ситуации, его желание возвратиться домой, моральные обязательства перед близкими людьми, обществом, сознание того, что ему еще многое нужно сделать.

От правильных, обдуманных, отработанных до автоматизма действий зависит благополучный исход, а зачастую и жизнь человека (группы), попавшего в ситуацию вынужденного автономного существования.

Первое, что необходимо сделать при этом, — постараться успокоиться и объективно оценить сложившееся положение. Анализ многих ситуаций показывает, что очень часто наибольшую опасность для пострадавших представляет не сам свершившийся факт, а те последствия, которые ожидают их в результате первых необдуманных действий.

Важно в момент возникновения аварийной или экстремальной ситуации проявить чувство самообладания, не поддаться страху, который не способствует концентрации внимания, принятию верных решений.

Первые поступки под воздействием эмоций диктуются инстинктом самосохранения и далеко не всегда являются верными. Опасность надо постараться воспринять по частям, определив первоочередные из них и перспективные (которые возможно наступят, если…).

Рассмотрим параллельно действия в аварийных и экстремальных ситуациях в природной среде при вынужденном автономном существовании, вызванных разными причинами: аварией транспортного средства в ненаселенной местности, потерей ориентировки или результатом свершившегося стихийного бедствия.

Аварийная ситуация обычно возникает внезапно, и ее развитие не всегда можно прогнозировать. Поэтому порядок действий в таких ситуациях зависит от конкретной обстановки.

Опыт многих людей, побывавших в экстремальных ситуациях, связанных с авариями транспортных средств (самолета, поезда, автотранспорта и др.), позволил определить общую схему первоочередных действий потерпевших бедствие (схема 5).

В случае вынужденной посадки самолета, стихийного бедствия (сход лавины, угроза селя, лесной пожар) необходимо немедленно покинуть опасную зону. При этом следует вынести в безопасную зону раненых, постараться забрать без риска для жизни все имеющееся снаряжение, запасы воды и пищи. После этого следует оперативно обсудить сложившееся положение, определить наиболее безопасное место, наметить путь движения к нему и туда перебазироваться. Всеми работами на месте аварии руководит командир экипажа или старший группы.

Только окончательно убедившись, что все люди и снаряжение, запасы пищи и воды находятся в безопасности, приступают к дальнейшим действиям.

При возникновении экстремальной ситуации в природной среде (потере ориентировки, отставании от группы, резком ухудшении

погодных условий) ни в коем случае нельзя конфликтовать и расслабляться. Выдержка, самообладание, дисциплинированность, а самое главное — стремление и умение выжить помогут победить. Общая схема первоочередных действий попавших в экстремальные условия на природе приведены на схеме 6.

Как в аварийных, так и в экстремальных ситуациях в условиях природной среды первоочередные действия должны быть направлены на оказание медицинской помощи пострадавшим, затем на устранение угрожающего фактора или быстрый уход от него.

Параллельно с оказанием медицинской помощи надо приступить к строительству простейшего временного убежища, способного защитить пострадавших от ветра, снега, дождя или палящего солнца. Переохлаждение или чрезмерный перегрев организма могут значительно усложнить ситуацию. Тогда придется вдобавок ко всем имеющимся трудностям заниматься устранением последствий переохлаждения и перегрева (отморожения, общее переохлаждение, тепловые и солнечные удары). В экстремальных ситуациях это только усугубит положение пострадавших. Особое внимание при этом следует уделить раненым, ослабевшим, женщинам и детям.

Не следует забывать, что усугубление ситуации может произойти и вследствие резких изменений погоды. Поэтому надо постоянно следить за ее состоянием и предугадывать возможности ее изменения.

С этой же целью производится осмотр внешнего вида, приведение в порядок своей одежды и обуви. В экстремальной ситуации при невозможности получения помощи извне важно сохранить имеющиеся на себе вещи, так как от этого зависит в дальнейшем нормальная жизнедеятельность. Нужно всеми силами стараться сохранить теплоресурсы в холодное время и внутренние запасы воды в жару. Если одежда нуждается в ремонте, это стоит произвести незамедлительно. Следует позаботиться о людях, не имеющих достаточно одежды для предохранения от холода и жары, по возможности равномерно распределить ее между всеми пострадавшими.

При недостатке одежды в холодное время необходимо использовать имеющееся имущество, способное предохранить от холода. Все должны знать: защита организма от холода в первую очередь скажется на экономии продуктов питания.

После этого собирают в одно место все потерянные при выходе в безопасное место вещи, предметы снаряжения (на первый взгляд, может быть, и ненужные), которые могут пригодиться в аварийной ситуации. Их сортируют, отделив необходимое в первую очередь и временно невостребованное, упаковывают или аккуратно складывают в безопасном месте.

Все вещи, снаряжение и личное имущество, вплоть до предметов личной гигиены, в экстремальной ситуации переходят в разряд общественных и используются для удовлетворения потребностей всех пострадавших. Собираются в единый запас и все продукты питания, и имеющиеся запасы воды, образуя неприкосновенный запас. Назначаются ответственные за сохранность вещей, снаряжения, продуктов. Самовольное их использование категорически запрещается. После этого возникает естественный вопрос: что делать дальше?

Для принятия решения о дальнейших действиях нужно оценить реально сложившуюся обстановку и ответить на следующие вопросы.

1. Если ваше местоположение неизвестно, то придерживались ли вы заданного (согласованного) маршрута на момент аварии? Если обнаружат ваше отсутствие, то первоначальные поиски будут производиться в районе вашего предполагаемого маршрута.

2. Хорошо ли видны остатки транспортного средства с воздуха или окружающих возвышенностей? Можете ли вы сделать так, чтобы они были видны лучше?

3. Имеют ли местные власти в своем распоряжении достаточно сил и средств для организации эффективного поиска?

4. Способствуют ли метеоусловия работе поисково-спасательных самолетов и вертолетов?

5. Пролетают ли над вами транзитные или другие самолеты? Если да, то как часто?

6. Знаете ли вы точно свое местонахождение? Если да, то как близко вы находитесь от какого-либо населенного пункта? Каков характер местности между вами и этим населенным пунктом? Каковы климатические условия и возможные сложности предполагаемого маршрута передвижения? Сколько времени потребуется для выхода к этому населенному пункту?

7. Смогут ли все члены группы или экипажа выдержать переход в этой местности? Есть ли пострадавшие с серьезными ранениями, требующие немедленной медицинской помощи?

8. Располагаете ли вы достаточным количеством вещей и снаряжения для длительного перехода, есть ли у вас компасы, спички и т.д.?

9. Какие у вас имеются запасы продовольствия и воды? Оцените ваши аварийные запасы и те, которые можно восполнить из природных источников. Есть ли хороший источник воды около места вашей аварии? Сможете ли вы добывать пропитание в безлюдной местности после того, как израсходуете свои неприкосновенные запасы?

10. Что вам известно о том, как нужно выживать в тех природных условиях, в которых вы оказались? Если вы не уверены в своих знаниях и умениях, оставайтесь на месте трое суток.

Существует два варианта принятий решений: оставаться на месте аварии и ждать помощи или попытаться добраться до ближайшего населенного пункта.

Решение об уходе с места происшествия принимают в тех случаях, когда:

— нет уверенности, что о происшествии знают в точке выхода (вылета) группы;

— точно известно местонахождение ближайшего населенного пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья людей позволяет его преодолеть;

Возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение и т.п.;

— люди не могут быть обнаружены спасателями на этом месте из-за окружающей их густой растительности;

— в течение трех суток нет связи и помощи.

На месте происшествия необходимо обозначить направление своего ухода: оставить записку, выложить стрелку, сделать зарубки на деревьях, связать пучки травы и т. п.

Перед выходом следует произвести тщательную разведку, определить направление выхода, упаковать и приготовить для переноски все необходимое (может быть, даже и огонь, если нет спичек).

Приняв решение об уходе с места происшествия, необходимо придерживаться определенных правил (схема 7).

Решение оставаться на месте происшествия принимается, если:

— сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;

— место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая (горы, лес, глубокие овраги, болота, мощный слой снежного покрова и т.п.);

Схема 7. Порядок действий при принятии решения об уходе с места происшествия и последовательность их выполнения

Схема 8. Порядок действий при принятии решения оставаться на месте происшествия и последовательность их выполнения

— направление на населенные пункты и расстояние до них неизвестны;

— большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм или заболеваний.

Приняв решение оставаться на месте происшествия, необходимо придерживаться основных правил безопасного поведения, которые позволят выжить и дождаться помощи спасателей (схема 8).

Во временном лагере, построив надежное укрытие из подручных средств, можно создать условия для нормального отдыха, длительного сохранения нормальной жизнедеятельности, обеспечения ухода за больными и ранеными. Находясь на одном месте легче организовать сбор съедобных растений, ягод, рыбалку и охоту.

Для организации такого лагеря надо разработать подробный план действий, который включает:

1) выбор наиболее подходящего места для лагеря с учетом рельефа местности, близости дров и воды, отсутствия опасностей на его территории (сухостоя, камнепадов, лавин, подтопления и т.д.);

2) планирование лагеря: определение места для строительства временного, но надежного жилища, мест для приготовления пищи, хранения продуктов, имущества, мусора и туалетов;

3) определение типа временного укрытия, исходя из возможностей местности и способностей «строителей»;

4) заготовку и начало строительства укрытия;

5) подготовку места для костра, заготовку достаточного количества дров и разведение костра.

Для успешной реализации этого плана, а также для создания нормального климата в группе надо распределить обязанности между всеми ее членами с учетом их состояния здоровья и способностей. Как видно, здесь действия производятся так же, как в обычной туристской группе. Тогда понятно, что надо выделить людей, ответственных за строительство жилища, добычу и поиск пищи, разведение, поддержание огня и приготовление горячей пищи, оказание медицинской помощи и т.д.

При этом непременное условие — каждый должен иметь поручение. Это не надуманное требование. Дело в том, что успех выживания в экстремальной ситуации определяется способностями и возможностями не только каждого члена группы в отдельности, но и группы в целом. Однако и жизнедеятельность всей группы зависит от физического и морального состояния каждого члена группы. Поэтому с первых мгновений наступления аварии необходимо прилагать усилия (а иногда и немалые) для сохранения морально-волевого состояния группы в целом и каждого участника в отдельности.

Непременным условием благополучных действий группы в экстремальной ситуации является наличие руководителя. Им может быть штатный руководитель — командир экипажа, руководитель туристской группы. При их отсутствии им может стать кто-то из наиболее подготовленных людей, авторитетный человек, способный сплотить коллектив и направить его усилия на выживание в экстремальной ситуации. Это может быть человек, знакомый с правилами выживания — турист, охотник, геолог.

При умелом руководстве группа избавится от таких отрицательных проявлений человеческого поведения, как паника, растерянность, неуверенность в своих силах, разобщенность в действиях, эгоизм и иждивенчество. В противном случае неизбежны конфликты, казалось бы, по самым незначительным причинам. Не дать им вспыхнуть, набрать силу и расколоть группу — задача руководителя. Решение этой задачи поможет избежать многих дополнительных к существующим неприятностей.

При аварии транспортного средства в группе могут оказаться совершенно разные люди. Однако даже у членов туристской группы, попавшей в экстремальную ситуацию, могут проявиться ранее неизвестные качества. При определяющей роли руководителя многое зависит и от членов группы. Терпимость к слабостям или раздражению окружающих, способность первым пойти на примирение помогут избежать конфликтов, разрушающих единство группы. Хотя существуют и конфликты созидающие, дающие возможность найти наилучшее решение какой-то проблемы. В экстремальной ситуации, когда нервы у всех на пределе, как правило, возникают конфликты разрушающие.

Единоначалие руководителя не означает отказа от совета с членами группы по каким-либо вопросам. Умение выслушать их — большое достоинство руководителя. Но, не соглашаясь с доводами собеседников, он должен аргументировано объяснить причину принятия собственного решения.

Подводя итоги описания первоочередных действий человека (группы), попавшего в экстремальную ситуацию вынужденного автономного существования, можно сделать обобщающий вывод о правилах поведения, основывающихся на результатах анализа подобных ситуаций специалистами — спасателями. При попадании в экстремальную ситуацию надо:

уметь предвидеть опасность;

уметь контролировать свое поведение;

быть самостоятельным;

уметь думать и продумывать;

принимать быстрые решения;

быть настойчивым и упрямым, когда это потребуется;

уметь подчиниться, если это необходимо;

не отчаиваться, если больше нет сил, бороться за свою жизнь;

искать другие пути, прежде чем сдаться окончательно; и … даже тогда не сдаваться.

Таким образом, благополучный исход в экстремальной ситуации зависит от самого человека, от его воли, собранности, дисциплинированности, физической подготовки, а главное — умения действовать в экстремальной ситуации.

Ситуации, которые могут возникнуть в результате взаимодействия человека с окружающей средой и представлять угрозу его жизни, здоровью и имуществу:
1. всевозможные травмы, отравления растительными и животными ядами,
2. заражение природноочаговыми заболеваниями, горная болезнь, тепловые удары и переохлаждения,
3. укусы ядовитых животных и насекомых, инфекционные болезни и т.д.

Факторы природной среды, способствующие развитию или возникновению экстремальных ситуаций :
1. температура и влажность воздуха, солнечная радиация, осадки, уровень барометрического давления атмосферы, ветер, ураган.
2. рельеф местности, водоисточники, флора и фауна,

Факторы, обеспечивающие защитные функции, способствующие нормальной жизнедеятельности людей в экстремальных ситуациях природной среды:
1. одежда, аварийное снаряжение.
2. устройства для сигнализации и связи, воднопищевой запас, аварийные плавательные средства, подручные средства, используемые для различных целей.

В зависимости от материальных условий (экипировка, снаряжение, наличие аварийных укладок) и особенностей климатогеографических условий одна и та же ситуация может иметь различные последствия: скажем, вынужденная посадка самолета а пустыне, безусловно, является более экстремальной, чем та же посадка в тайге. Как правило, степень экстремальности влияет на фактор жизненного времени, определяющий возможность выживания.

Человек в этой экстремальной ситуации остаётся один на один с природой. В периодической печати часто можно прочесть сообщения о моряках, потерпевших кораблекрушение и оказавшихся на лодках и плотах среди бушующего океана, о рыбаках, унесенных на обломках льдин в открытое море, о путниках, застигнутых бураном, о туристах, сбившихся с маршрута и заблудившихся в тайге или пустыне. Нередко до прихода помощи терпящим бедствие приходится существовать автономно, т. е за счет ограниченных запасов пищи, воды. используя имеющееся снаряжение для поддержания жизни.

В связи с этим в последние годы сложилась новая область медицины, которая занимается вопросами выживания человека при автономном его пребывании в крайне тяжелых для обитания географических районах Земли, когда непреодолимой проблемой может стать пресная вода, продукты питания, защита от палящих лучей солнца или, наоборот, от леденящего холода.

При автономном существовании в безлюдной местности удовлетворение даже самых обычных жизненных потребностей иногда превращается а трудноразрешимую проблему. Жизнь человека становится зависимой не от привычных критериев - образования, профессиональных навыков, материального положения и т. д., а совсем от других - солнечной радиации, силы ветра, температуры воздуха, от наличия или отсутствия водоемов, животных, съедобных растений.

Благоприятный исход автономного существования во многом зависит от психофизических качеств человека, физической подготовленности, выносливости и др. Но их одних нередко оказывается недостаточно для спасения. Люди гибнут от зноя и жажды, не подозревая, что в трех шагах находится спасительный водоисточник; замерзают в тундре, не сумев построить укрытие из снега; погибают от голода а лесу, кишащем дичью; становятся жертвами ядовитых животных, не зная, как оказать первую медицинскую помощь при укусе.

Основа успеха в борьбе с силами природы - умение человека выжить.

Под выживанием понимают активные, целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.

Эти действия заключаются в преодолении психических стрессов, проявлении изобретательности, находчивости, эффективности в использовании аварийного снаряжения и подручных средств природной среды и обеспечении потребностей организма в пище и воде.

Главный постулат выживания: человек может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых физикогеографических условиях, если он сумеет использовать в своих интересах, все, что дает окружающая среда.

Экстремальная ситуация, как правило, наступает неожиданно. Поэтому действовать при её возникновении надо быстро, организованно, без паники. Промедлив, можно потерять шансы на спасение.

В результате анализа таких ситуаций специалисты-спасатели выработали основные правила поведения в них:

  • уметь предвидеть опасность;
  • уметь контролировать своё поведение;
  • быть самостоятельным;
  • уметь думать, анализировать, находить выход из создавшейся ситуации;
  • быстро принимать решения;
  • быть настойчивым и упрямым, когда это потребуется;
  • уметь подчиниться, если это нужно;
  • не отчаиваться, если нет больше сил бороться за жизнь;
  • искать другие пути, прежде чем сдаться;
  • ...и даже в этом случае не сдаваться.

Если произошла авария самолёта (или автомобиля) , надо немедленно покинуть его, вынести раненых и по возможности - снаряжение, отойти на безопасное расстояние. При аварии возможна утечка топлива. Достаточно маленькой искры - и произойдёт взрыв.

При стихийном бедствии (сход лавины, наводнение, лесной пожар и т. д.) надо предпринять все усилия для выхода в безопасную зону.

Оказавшись в безопасном месте, прежде всего необходимо успокоиться.

Нельзя добиться успеха, начав лихорадочно метаться, заражая своей нервозностью товарищей. Наступит всеобщая паника. А этого допускать нельзя.

Надо успокоиться и незамедлительно оценить обстановку (схема 1). Проверить, нет ли раненых. Если необходимо, оказать пострадавшим первую помощь.

Посмотреть, что из продуктов, снаряжения, средств медицинской помощи имеется. Всё, что найдено, надо сохранить, укрыть от дождя и ветра.

Потом надо решить, оставаться на месте или выходить к населённому пункту, на дорогу (схема 2). От этого решения будет зависеть план дальнейших действий.

Если в группе есть взрослые, то всеми действиями будут руководить они. Если их нет, придётся действовать самостоятельно. Условимся, что далее будем рассматривать ситуации, когда группа детей или один ребёнок находится в экстремальной ситуации без взрослых.

Выход к населённому пункту нужно предпринять, если никто из взрослых не знает вашего предполагаемого местонахождения, а у вас нет средств радиосвязи, сотового телефона , т. е. вы не уверены, что скоро придёт помощь к месту вашего нахождения. При этом нужно оценить свои силы, состояние ослабленных, больных и их количество.

Если же есть уверенность в том, что помощь скоро придёт, или нет возможности двигаться, то надо остаться на месте и готовиться к ночлегу.

Даже первую ночёвку нельзя проводить без укрытия. Если мало времени для оборудования настоящего лагеря, делать аварийный лагерь. Всё зависит от того, в какое время суток случилось происшествие и что имеется для постройки временного жилища.

При оборудовании аварийного лагеря должны быть соблюдены следующие условия:

  • возможность укрыться от осадков, ветра и солнца;
  • возможность сосредоточить в одном месте все необходимые вещи и продукты питания;
  • возможность установить охрану, назначив одного или двух дежурных.

Затем следует определить место для устройства временного жилища, места для приготовления пищи и хранения продуктов.

Обязательно надо распределить обязанности между членами группы. Для этого выяснить, кто из них знаком с охотой и рыбалкой, знает съедобные растения и способы их приготовления, умеет оказывать первую помощь, собирать и готовить дрова, поддерживать костёр, строить жилище, ремонтировать и изготавливать снаряжение, производить разведку местности и определять своё местоположение, подготовить средства сигнализации.

Надо сделать так, чтобы работал каждый член группы. Это, кроме прочего, поможет всем отвлечься от горестных мыслей.

И последнее: любая группа работает эффективно, если в ней есть руководитель, командир. Это должен быть наиболее опытный и уравновешенный человек. Если такой уже есть - хорошо. Если нет, договоритесь сообща, кому можно доверить руководство. После этого надо выполнять все его распоряжения.

Командир должен планировать действия группы, распределять обязанности между всеми её членами с учётом способностей и возможностей каждого и контролировать их выполнение.

Не менее важная обязанность командира - поддержание нормальных отношений между членами группы. Неожиданно возникшая экстремальная ситуация, нависшая опасность, голод и холод, жажда и многие другие возникшие обстоятельства вызывают большое нервное напряжение, раздражительность. Как следствие, между членами группы могут возникнуть конфликты, зачастую даже из-за мелочей.

    Запомните: в экстремальной ситуации нельзя конфликтовать, ведь в конфликте не бывает победителей и побеждённых - проигрывают и конфликтующие, и вся группа в целом.

Необходимо сдерживать себя, даже если что-то не нравится. Говорить ровным, спокойным голосом, не придираться к мелочам. Если назревает разногласие в серьёзном вопросе, то попросить командира обсудить этот вопрос на общем собрании, объективно.

В результате конфликта группа может разделиться на несколько частей, что недопустимо. Это только усугубит положение. При таком делении каждая часть группы будет выходить к населённому пункту по своему маршруту. Это значительно увеличит район поиска и добавит работы спасателям.

Итак, благополучное завершение автономного существования в природе в первую очередь зависит от участников похода.

Схема 1
Что нужно знать, попав в экстремальную ситуацию

Схема 2
Что нужно знать, попав в экстремальную ситуацию в природе

Надо усвоить простую истину: при автономном существовании всё придётся делать самим. Никто не поможет и ничего за членов группы не сделает. Нельзя опускать руки!

    Запомните: выдержка, самообладание, дисциплинированность, физическая подготовка, а главное, стремление и умение выжить - вот определяющие качества, которые помогут победить.

Вопросы и задания

  1. Расскажите о последовательности действий при возникновении экстремальной ситуации.
  2. В каких случаях надо выходить самостоятельно к населённым пунктам, дорогам, а в каких - ждать на месте?
  3. Какие способы успокоиться вы знаете?
  4. Как вы думаете, зачем надо стараться дать поручение каждому члену группы?
  5. Летом на даче вместе с родителями запланируйте прогулку в лес на целый день. Пригласите на прогулку друзей. Договоритесь, какие обязанности будет выполнять тот или иной член вашей группы. Выберите командира. Проведите соответствующую подготовку. После прогулки обсудите, как члены группы выполняли полученные задания, были ли конфликты или предпосылки к ним, как вы их устраняли.

Экстремальные ситуации в природных условиях

При экстремальной ситуации в природных условиях человек или группа людей вынуждены вести автономное существование.

Автономное существование - это существование одного человека или группы людей, волей случая оказавшихся в критическом положении, один на один с природой.

Оно может быть связано с характером профессии, которая предполагает работу в природных условиях, например геологов, геофизиков, буровиков-поисковиков, нефтяников, гидрологов и т.п. В настоящее время эти специалисты работают вахтовым методом, т.е. по сменам в 15-30 дней. Вахтовый метод применяют для экономии финансовых средств - при этом не надо строить дорогостоящих поселков со всей инфраструктурой. Автономное существование людей вышеуказанных профессий добровольное, и к нему они готовятся заранее.

Очень сложным и весьма трудным бывает вынужденное автономное существование, когда один на один с природой оказываются случайно, обычно при авариях транспортных средств, люди, не подготовленные к таким моментам жизни.

В обоих видах автономного существования главная задача - выжить, для чего необходимо подавить страх, оказать взаимопомощь (самопомощь), спасти имущество и снаряжение, подготовить временное укрытие, проанализировать обстановку (установить связь, сориентироваться, выработать план выживания), добыть пищу и воду, подготовить сигнальные средства.

Важным условием выживания в условиях автономного существования являются действия человека или группы людей по сохранению жизни и здоровья.

Первое действие - это сооружение укрытия . Временным укрытием могут служить тент, плащ-палатка, снежные ямы и пещеры, шалаш из веток и других вспомогательных средств. Рядом с укрытием для приготовления пищи, обогрева, сушки одежды разводится костер.

Типы костров : нодья, звезда, шалаш, колодец и др. Лучше всего разгораются сухие ветки, сложенные в кучу в виде шалаша. Огонь можно добыть с помощью луба, корней сухих деревьев и палочки или бечевы, но лучше всего дают искру удары камня о камень (камень должен быть осколком гранита, так как камни меловых отложений - мягкие, искру не дают). Искру можно получить ударами стали о сталь или твердого камня о сталь.

При разведении костра надо принять меры по недопущению пожара, для этого его надо разводить на подготовленной, очищенной площадке, вдали от деревьев (особенно сухих) и желательно на возвышенном, открытом месте.

При таких условиях костер легче обнаружить с летающих самолетов, вертолетов и даже со спутников специального назначения (входящих в международную систему спасения при авариях на воде и суше).

Чтобы костер был обнаружен с воздуха, надо устроить дымление костра путем подбрасывания в разгоревшийся костер сырых веток с листьями (или хвоей) или зеленой травы. Также надо учесть, что в хорошую, ясную и безветренную погоду дым от костра поднимается столбом и при наличии ветра на высоте (даже слабого) дым "ложится". Если стоит пасмурная погода, с небольшим ветром, то дым от костра будет "ложиться" сразу и стелиться над землей. В случае пасмурной, безветренной погоды дым будет стелиться вокруг костра, создавая весьма неприятные моменты для человека или людей, находящихся у костра, - начнет "есть" глаза, и они будут слезиться.

При таких условиях можно получить отравление угарным газом и продуктами (компонентами) горения. При горении березы, например, идет черный дым, особенно от больших, толстых веток, но береза дает много жара, ее головешки тлеют долго. Это относится и к другим твердым породам - дубу, клену, лиственнице и т.д. Липа, осина, ель, сосна сгорают быстро, дают меньше жара, а головешки быстро прогорают. От липы хорошо использовать луб (лыко) - кору нижнего слоя. От липы (и сухой, и сырой) кора отстает лучше, чем от других пород, и она отходит вдоль ствола, а у березы - поперек (так называемая береста).

Учитывая все вышеизложенное, костер нужно разжигать на возвышенном месте или на склоне, тогда дым от костра будет не "кружиться" вокруг него, создавая вам неудобства в пасмурную тихую погоду, а опускаться вниз по склону.

Для обеспечения пищей, подавления голода можно в качестве еды использовать молодые ветки и листья деревьев (липы, орешника и т.д.), кустарников, а также растения (только неядовитые). К ядовитым растениям относятся белена, цикута, волчья ягода, волчье лыко, вороний глаз и др. Многие ягоды обладают лекарственными свойствами, как и растения, необходимо только знать, какие именно. Ядовитые ягоды и растения могут вызвать тяжелые отравления.

Для утоления жажды (питья воды) также можно использовать неядовитые растения с сочными листьями и ягоды, а также молодые ветки деревьев. Это в случае отсутствия запасов и природных источников воды - родников, ключей, рек, озер, прудов, а также атмосферных осадков (дождя, снега, росы, инея, льда). Поиск воды может осуществляться с помощью лозы, биорамки, по наличию сырой почвы и пышной, буйной растительности. Обеззараживание воды осуществляется с помощью фильтров, серебра, таблеток пантоцида (1-2 таблетки на 1 л воды, выдержать 30 мин), йода (8-10 капель на 1 л), путем кипячения.

Для еды можно использовать молодые съедобные грибы, предварительно прожарив их над костром или углями, головешками по типу шашлыка, нанизав их на сырую ветку. Кстати, из сырых крупных веток можно получить горячий витаминный чай. Для этого необходимо сырые ветки держать над костром наклонно - толстый конец ветки над костром, а тонкий над какой-либо емкостью - кружкой, чашкой или обычным полиэтиленовым пакетом. Из-под коры сырой ветки будет выделяться вода и стекать вниз. Для этой цели лучше подходят деревья мягких пород - липа, ива, верба и ветла. Больше всего воды дают ива и ветла, верба. Если растут верба, ива и ветла, это первый признак близкого залегания грунтовых вод.

Если при поиске грибов вам попадутся ядовитые (мухомор, лисички, опята (ложные - оба вида), бледные поганки), не срывайте их - они поедаются лесными животными (мухомор в небольших количествах едят лось, олень (очевидно, для лечения от глистов)).

Если в месте аварии имеются водоемы (река, озеро), то можно организовать рыбную ловлю с помощью веток - удилище из древесного лыка, а в качестве блесны использовать пуговицу, булавку, любой блестящий мелкий предмет.

Для охоты на птиц можно изготовить из веток или лыка ловушку - клетку с захлопывающейся "дверцей".

Природным перевязочным материалом (при получении травм в случае аварии транспортного средства) являются мох, сухая трава, мелко надранное тонкое лыко липы, березы, ивы, вербы, ветлы и т.д.

Если до ближайших населенных пунктов, дорог и рек далеко, то обосноваться надо основательно, при этом сразу после разведения костра или нескольких костров выложить ветками деревьев знак SOS , а если имеется снег, то вытоптать знак SOS и обозначить ветками.

Ночью применяются несколько костров (бездымных и огневых), также расположенных в виде знака SOS.

При наличии сигнальных патронов ПСНД днем применяются патроны с ярко-оранжевым дымом, а ночью - с ярко-малиновым огнем.

Если нет поляны, то вырубается (выламывается) кустарник в виде знака SOS.

Размер знаков должен быть порядка 6 × 1 м - 6 × 1,5 м; в шагах взрослого человека это будет примерно 7 × 2 шага или 7 × 3 шага.

Знак можно выложить из кусков материи желтого или оранжевого цвета - они хорошо видны издалека.

В случае движения в сторону населенного пункта или дороги (трассы) необходимо уметь ориентироваться на местности. В Северном полушарии направление на север можно определить, став в полдень спиной к солнцу (в полдень - солнце в зените). Тень укажет направление на север, слева будет запад, справа - восток. Местный полдень можно определить с помощью вертикального шеста длиной 0,5-1 м по наименьшей длине тени от него на поверхности земли.

Нужно помнить, что в 6-7 ч утра солнце на востоке, а в 7 ч вечера на западе (в зависимости от времени года и расположение солнца будет несколько иным, например восход солнца летом - в 5 утра, а заход - в 8-9 ч вечера).

Направление на юг можно определить по большому скоплению (наплыву) смолы на соответствующей югу стороне ствола хвойного дерева. В оврагах снег тает на южных склонах быстрее. Шире годичные кольца на пнях на южной стороне, мох нарастает больше на северной стороне дерева. Определить юг и север можно также по муравейникам, пологая сторона которых обращена на юг. Грибы обычно растут с северной стороны дерева. После ориентирования на местности и определения своего местонахождения следует избрать маршрут выхода к населенному пункту или транспортной магистрали.

При движении и переходе через замерзшие водоемы необходимо быть предельно осторожным, так как толщина льда в озере (тем более на реке) бывает неравномерной по краям и в средних местах.

На озере лед может быть тоньше над выбивающими из-под земли ключами, а на реке лед тоньше над быстрым течением.

Переход через замерзшие водоемы допускается зимой при толщине льда 4-5 см, осенью и весной - не меньше 10 см. Наиболее прочен прозрачный лед с синеватым или зеленоватым оттенком, менее надежен бело-матовый с желтизной, крайне опасен рыхлый, ноздреватый.

Чтобы не провалиться под лед при движении и переходе, следует учитывать и делать следующее:

1) если лед под вами затрещал или начал ломаться, быстрее возвращайтесь скользящим шагом или ползком к берегу;

2) всегда выходите на лед с палкой в руке и с отверткой или ножом в кармане. Эти предметы помогают выбраться из полыньи или провала;

3) если несете на себе груз, то груз лучше снять перед выходом на лед и закрепить его на двух больших ветках, концы которых держать в обеих руках, т.е. сделать подобие саней;

4) идти по льду большой группе людей можно лишь при толщине льда в 7-9 см (это ширина ладони взрослого человека), причем каждый человек из группы должен идти на расстоянии 5-6 м друг от друга;

5) нельзя прыгать на льду и топать, проверяя его прочность, особенно в зоне быстрого течения или выхода ключа из-под земли;

6) переходить замерзший водоем на лыжах и с грузом весьма рискованно, груз лучше закрепить на лыжах, а палки использовать как средство тяги, закрепив их на лыжах.

Если лед сломался под вашей тяжестью, следует:

1) избавиться от тяжелых, сковывающих движение вещей;

2) выбираться на лед в месте, где произошло падение (лед может проломиться при вашем падении, когда вы поскользнулись);

3) не терять времени на освобождение от одежды, так как в первые минуты, до полного намокания, она удерживает человека на поверхности;

4) выползать на лед методом "вкручивания шурупа", т.е. перекатываясь со спины на живот;

5) втыкать в лед острые предметы (нож), подтягиваясь к ним;

6) удаляться от пробитой полыньи ползком по собственным следам.

При наличии компаса (например, на часах) можно им пользоваться, но надо учитывать, что в каждой местности есть определенные поправки на магнитное склонение (у летчиков на полетных картах такие данные есть); то же относится и к большому компасу. Поэтому показания компасов нужно уточнять по положению солнца и другим ориентирам. Ночью можно ориентироваться по звездам, для этого надо определить положение крупных звезд (Полярной звезды, Большой Медведицы и т.д.). Если предстоит идти несколько дней, то на месте аварии надо предварительно сориентироваться по солнцу, мхам, муравейникам и переночевать на месте, а двигаться начать по всем определенным признакам рано утром, с рассветом.

Учитывая нынешнее состояние транспортных средств всех видов (самолетов, вертолетов, автомашин, вездеходов), перед пользованием ими следует заготовить заранее все необходимое и в первую очередь медицинскую аптечку в минимальном наборе, нож (охотничий или кухонный) и т.д.

Главное - в любой, самой сложной ситуации не терять самообладания, веры в свои силы, свой разум и свою удачу.

Статьи по теме