Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе В.Г. Короленко "Парадокс". «Парадокс», анализ рассказа Короленко Главные герои в произведении парадокс

Очень кратко

Дети попадают на уличное представление безрукого калеки. Увиденное пугает их, сталкивает с противоречием жизни. Дети перестают фантазировать, понимая, что жизнь прекрасна не для всех.

Повествование ведётся от имени десятилетнего мальчика, имя которого в произведении не упоминается. В пересказе сохранено оригинальное деление на главы, но их названия - условны.

1. Сказочный мир игр

Два брата десяти и восьми лет жили в доме, крыльцо которого выходило на большой двор с множеством других домов, жилых флигелей и сараев. Их любимым местом был уголок двора между сараями, куда почти никто не заходил. В его центре возвышалась мусорная куча, которую венчал кузов от старинной кареты. В этом кузове братья проводили большую часть времени, путешествуя в воображаемые страны и переживая невероятные приключения.

В углу этого закоулка под раскидистым тополем стояла большая бочка, полная подгнившей воды, в которой уже завелась странная живность. Всю последнюю неделю мальчики провели, сидя над этой бочкой с самодельными удочками. Подсознательно они надеялись, что когда-нибудь случится чудо и на удочку клюнет рыбка.

2. Очарование игр разрушено

От этого занятия мальчиков однажды оторвал Павел, лакей их отца.

Павел - лакей, человек трезвомыслящий и насмешливый

Увидев, чем занимаются дети, Павел удивился. Он насмешливо осмотрел их самодельные удочки и крючки, встряхнул бочку так, что от неё пошёл неприятный запах, и толкнул ногой старую карету, от которой отвалилась ещё одна доска.

Волшебное очарование игры было разрушено. Карета превратилась в старую рухлядь, а из бочки исчезли населявшие её странные существа. Павел позвал мальчиков во двор, где уже собрались все его обитатели.

3. Столкновение с реальностью

Сначала мальчики решили, что их ждёт наказание за какую-то давно забытую проделку, но потом разглядели посреди толпы странное существо. Это был человек с очень маленьким телом, полностью закрытым пышной бородой с проседью. У него была большая голова и очень длинные тонкие ноги, рук же не было вообще. Передвигался он на маленькой тележке.

Сопровождающий странное существо высокий субъект с длинными усами по имени Матвей объявил, что это его родственник, феномен, чудо природы, «шляхтич из Заславского повета, Ян Криштоф Залуский».

Ян Криштоф Залуский - калека, карлик, феномен, родился без рук, умный и ироничный, командует своим родственником

Матвей - родственник и помощник Яна, глуп, во всём слушается калеку

Рук у него не было с рождения, их полностью заменяли ноги, к тому же Ян был очень умён и насквозь видел прошлое, настоящее и будущее. Было заметно, что среди двоих главный именно он.

Началось представление. Ян показывал, как он ест, причёсывается, одевается, вдевает нитку в иглу, считает деньги и даже крестится с помощью своих длинных ног, а Матвей периодически обходил публику, собирая в шляпу монеты. Умные глаза феномена смотрели насмешливо и иронично, а все действия давались ему с трудом.

Один из жителей, полковник Дударев, бывший военный доктор, добрый и великодушный человек, бесплатно помогавший всем соседям, в том числе и дворне, дал феномену серебряный рубль. Ян пообещал отдать его первому встречному нищему.

Дударев - полковник, бывший военный врач, благородный и бескорыстный, пример для мальчиков

С ещё одного соседа, старого холостяка пана Уляницкого, тихого, вкрадчивого и неприятного человека, феномен собрал дань трижды.

Уляницкий - шляхтич, холостяк, неприятный тип с вкрадчивыми манерами, занимающийся непонятно чем

Наконец, Матвей объявил, что, кроме всего прочего, Ян умеет писать, и может всем желающим за отдельную плату написать афоризм «для душевной пользы и утешения».

Тут взгляд Яна упал на братьев, и он решил написать афоризм для них. Мальчик испугался, что феномен расскажет о его будущем нечто такое, от чего ему будет стыдно всю жизнь. Ян посмотрел на него мягко и задумчиво, а потом написал на белом листке: «Человек создан для счастья, как птица для полёта».

Феномен подчеркнул, что от его имени этот афоризм звучит как парадокс, ведь он тоже человек, однако менее всего создан для полёта и счастья.

Матвей обошёл публику в последний раз, собирая на пропитание для бесчисленного семейства Яна.

4. Детство кончилось

Мама братьев накормила феномена и Матвея обедом. Мальчики видели, как Матвей уходил по переулку, таща за собой тележку с феноменом. Им встретился старик-нищий с маленькой девочкой, и Ян, преодолев сопротивление спутника, отдал ему серебряную монету.

С этого дня ни бочка, ни старая карета уже не казались мальчикам волшебными. По ночам они плохо спали, «вскрикивали и плакали без причины». Им снились глаза феномена, «то холодные и циничные, то подёрнутые внутренней болью».

Разделы: Литература

Оборудование:

  1. Стенд-выставка книг Короленко, портрет писателя, цитаты из из «Писем…»
  2. Иллюстрации к рассказу.
  3. Детские рисунки на тему «Мои детские фантазии».
  4. Раздаточный материал (таблицы «Типы речи»).
  5. Толковый словарь Ожегова.
  6. Эпиграф:

В жизнь нужно входить не веселым гулякою … а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный тайны.
В.Вересаев.

Словарная работа:

парадокс, афоризм, фантазер, духовный перелом.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания.

Вступительное слово учителя:

При изучении литературных произведений, нельзя забывать, насколько важно знать биографию писателя, черты его личности. Только так можно полностью понять произведение.

Задание: Расскажите о Короленко, используя материал статьи М.Горького «Из воспоминаний о Короленко». Какие факты и детали встреч с Короленко сообщает в своих воспоминаниях о писателе М.Горький? Какой облик Короленко они создают?

Ответ: После отбытия ссылки в Сибири, Короленко жил в Нижнем Новгороде. Горький принес ему на обсуждение свое произведение. Был поражен внешним обликом писателя, его честностью при обсуждении недостатков рассказа, простотой и ясностью его речи.

Вопрос: Какие люди и почему были интересны Короленко и стали героями его произведений?

Обратимся к выставке книг В.Г.Короленко, точнее, к иллюстрациям на обложках, на которых изображены главные герои. («Дети подземелья», «Чудная», «Сон Макара», «Слепой музыкант»).

Ответ: Короленко писал о нищих, обездоленных, несчастных людях.

Вопрос: Почему М.Горький отводит В.Г.Короленко особое место среди других писателей?

Ответ: Потому что он говорил о простом народе с искренней любовью. Поднимал нравственные (античеловечные и человечные) и социальные проблемы. Боролся с несправедливость с помощью художественного слова.

Слово учителя: (Обращение к стенду с цитатами из «Писем..»)Обратимся к дневниковым записям самого В.Г.Короленко с высказываниями о роли литературного слова и найдем подтверждение нашим мыслям. Короленко писал: «…Язык по самой природе своей есть орудие общения. Литература – расцвет языка… Слово не игрушка, а великое орудие жизни».

2. Запись темы урока. Теория литературы.

Слово учителя: В теме урока, записанной на доске «Парадокс» представлен как рассказ, у Короленко – очерк. Правомерна ли замена одного слова другим?

Вопрос: Дайте определение очерка и рассказа. Найдите сходства и различия.

Ответ: Очерк – приближенное к документальному повествование о реальном событии или человеке. Очерк развивается в двух формах – документальной и художественной. Рассказ – прозаическое произведение, в котором нарисовано одно, реже несколько событий с малым количеством действующих лиц.

«Парадокс» - художественный очерк, похожий на рассказ, в котором события приближены к реальной жизни, образы типичны, структура текста – повествования.

Слово учителя: Короленко вспоминал: «Уже раньше, прочитав книгу, я сравнивал порой прочитанную книгу с впечатлениями самой жизни, и меня занимал вопрос: почему в книге всегда как будто «иначе»… и мне стало интересно искать таких слов, которые всего ближе подходили к явлениям жизни…схватывали бы внутренний характер явления».

Обращение к таблице «Типы речи». Повторение структуры

Повествовательного текста.

3. Анализ эпиграфа.

Вопрос: Эпиграф всегда отражает что-то важное в произведении, в уроке. Что важного узнаем мы сегодня, о чем предупреждает еще один прекрасный русский писатель В.Вересаев?

Ответ: К жизни надо относиться вдумчиво, осторожно, тогда поймешь ее смысл.

Вопрос: Людям какого возраста особенно важно понимать значение этих слов?

Ответ: Тем, кто переходит рубеж отрочество-юность.

4. Сюжет рассказа «Парадокс». Значение названия.

Задание: Перескажите сюжет («внешнее содержание рассказа») рассказа «Парадокс».

Ответ: Рассказ о двух братьях (8 и 10 лет), которые мирно проводили время в «тихом уголке между садом и сараями». Лакей Павел (слуга в доме мальчиков), всегда приводящий детей в состояние смятения, осуждающий их детские забавы, зовет их к дому. Там, у крыльца, собралась толпа (родители мальчиков, соседи, дворня). Здесь и происходит знаменательная встреча мальчиков с героем рассказа, безруким «феноменом», Яном Криштофом Залусским, который дарит братьям добрый афоризм («Человек создан для счастья, как птица для полета»). Потом «феномен» уезжает, а жизнь мальчиков изменяется.

Слово учителя: Сегодня на уроке вы должны будете ответить на вопросы, которые задавал В.Г.Короленко устами своих героев еще в 1894 году (в конце 19 столетия). Ответы на них будут очень важны и для нас, людей 21 века. Вот эти вопросы.

Обращение к доске, на которой записаны главные вопросы урока.

  1. Каковы были представления братьев, героев рассказа, о назначении жизни человека, до появления феномена?
  2. Что можно сказать об изменении этих представлений после появления феномена?

Вопрос: Каков смысл названия рассказа?

Ответ: Парадокс (греч.) – мнение, расходящееся с общепринятым, даже противоречащее здравому смыслу.

Вопрос: Понимания смысла этого слова наталкивает на мысль, что в рассказе произойдет какое событие?

Ответ: Неожиданное, странное.

Слово учителя: Действительно, калека-феномен дарит им, детям, взрослый афоризм, смысла которого они еще не могут понять.

Вопрос: Что означает слово «афоризм»?

Ответ: Афоризм (греч.) – краткое выразительное изречение, емко и остро выражающее какую-либо идею. Идея афоризма рассказа в том, что счастье – естественное состояние человека.

5. Беседа по 1 главе рассказа.

1) Чтение учащимися 1-го абзаца 1главы.

Вопрос: Какой эмоциональный фон создает экспозиция рассказа?

Ответ: Настраивает на серьезное прочтение рассказа.

2) Выделение основных мотивов 1 главы рассказа (детские фантазии, экипаж-калека).

Вопрос: От чьего лица ведется повествование?

Ответ: От 1-го. Рассказчик – мальчик 10-ти лет.

Вопрос: Расскажите, используя иллюстрацию на доске, о времяпровождении мальчиков в заброшенном углу старого сада.

Ответ: Тишина и заброшенность этого места помогали мальчикам фантазировать.

Задание: Найдите в толковом школьном словаре значение слова фантазия . (Дежурный по словарю ищет слово и его значение в словаре.)

Вопрос: Почему вся жизнь рассказчика и его восьмилетнего брата проходит в фантазиях?

Ответ: Дети обладают живым воображением, т.к. прочитали много книг о путешествиях и приключениях. Реальная жизнь для ребенка бедна событиями и сильными впечатлениями.

Задание: Вы приготовили к уроку рисунки, на которых запечатлели свои детские мечты. Расскажите о них. (1-2 ученика).

Вопрос: Описанию какого предмета в тихом уголке уделяет особое внимание рассказчик?

Ответ: Среди реальных предметов (старый лапоть, башмак, топорище и др.) на мусорной куче, находившейся посреди дворика, лежал сломанный экипаж-калека

Вопрос: Образ сломанного, выброшенного на помойку экипажа появление какого героя рассказа предрекает?

Ответ: Калеки-феномена.

Вопрос: Нарушает ли сломанный экипаж гармонию тихого уголка и чувств детей? Если не нарушает, то почему?

Ответ: Когда приедались впечатления жизни реальной, дети садились в кузов экипажа, и начинались чудесные приключения: бандиты, всадники, туманные женские фигуры. Дети проживали несколько жизней за какие-то полчаса, успевали побывать в разных частях света, благодаря старому экипажу.

Вопрос: Как в игре детей проявляются характеры героев? Рассказчика и его брата?

Ответ: Зачинщиком игр был всегда младший брат, старший любил тихо сидеть и мечтать. Случаи разногласий между мальчиками были редки и всегда заканчивались мирно.

3) Стилистические особенности произведения.

Слово учителя: Если бы мы не знали, в каком году написан рассказ, как бы мы могли судить о времени его создания, по каким признакам? По лексике, употребляемой писателем. В предпоследнем абзаце первой главы какое слово написано по старым грамматическим нормам?

Ответ: Подымались, устаревшее слово.

4) Вывод по 1 главе и ответ на первый вопрос урока.

Вопрос: 1-я глава начиналась вопросом о смысле жизни человека. Чем она заканчивается?

Ответ: «Мы не имели тогда малейшего понятия о назначении жизни,»- говорит главный герой.

Слово учителя: Никаких серьезных мыслей еще не приходило в головы мальчиков, не было у них сильных душевных переживаний. Но в жизни каждого человека наступает определенный момент или «случай», о котором говорил герой рассказа Л.Н.Толстого «После бала», постаревший и поумневший Иван Васильевич: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде. А я думаю, что все дело в случае».

6.Беседа по 2-ой главе рассказа.

1) Вопрос: Чем в сюжете является 2-я глава?

Ответ: Завязкой.

2) Краткий пересказ учащимися второй главы.

3)Вопрос: Как вы понимаете слова героя о лакее Павле: «Его излишне серьезные замечания разрушили не одну нашу иллюзию »? Объясните значение этого слова, используя школьный толковый словарь. (Дежурный по словарю.) Подберите синоним к этому слову.

Ответ: Иллюзия – нечто кажущееся, несбыточное. Синонимы – мечта, фантазия.

Вопрос: Для чего Короленко использует два разных слова с близким значением в своем тексте?

Ответ: Для выразительности языка рассказа.

Вопрос: Почему лакей Павел не мог понять смысла занятий мальчиков? Каково отношение братьев к Павлу?

Ответ: Лакей Павел вообще не чуток к любым проявлениям духовного в жизни. Дети его не любят, считают глуповатым. Павел в рассказе все время смеется невпопад, получает тумаки от взрослых людей за свою глупость.

Слово учителя: Павел для мальчиков является символом реальной жизни, ворвавшейся в их сказку. И реальности этой они боятся (всегда чувствуют страх перед появлением лакея), т.к. она в лице Павла – бесцеремонна, груба и бестолкова.

Вопрос: Забегая вперед, хочется спросить. Другой взрослый человек калека-феномен – человек из реальной жизни, внешне даже более страшный – оставит ли в душах мальчиков такие же негативные чувства, как Павел?

Ответ: Нет, не оставит. Эти чувства будут другие.

7. Беседа по 3 главе рассказа.

Слово учителя: В 3 главе происходит развитие основного действия рассказа, в ней же – кульминация – написание феноменом афоризма.

Вопрос: Как разворачиваются действия 3 главы?

Ответ: мальчики приходят во двор своего дома.

Вопрос: Кого из второстепенных персонажей они там видят?

Ответ:

  1. колоритная фигура полковника Дударева, военного врача, которого дети уважают, подражают ему в своих играх. Он загадочен для их понимания.
  2. пан Уляницкий – фальшивый человек;
  3. отец – строгий, приучающий их к реальной жизни, отучает от страха перед ней.
  4. Мать – красавица, добрая женщина, в глазах сожаление;
  5. «усатый Макар» - провожатый феномена, зазывала.

Вопрос: Какие чувства испытывает герой, когда увидел внезапно феномена – человека-паука?

Ответ: Болезненное ощущение от вида этого человека, первая серьезная боль души.

Задание: Дайте портретную характеристику Яна Залусского – человека-паука. Запишите ключевые слова в тетрадь.

Вопрос: Какое эмоциональное состояние создается в сценах, непосредственно предшествующих написанию Яном Залусским афоризма?

Ответ: Сначала он демонстрирует различные манипуляции ногами, так как рук у него нет (кланяется, приподнимая картуз над головой; считает ногами деньги; расчесывает бороду и даже посылает воздушный поцелуй экономке). Дети напуганы.

Задание: Каково отношение Яна Залусского к публике? Чтобы ответить, проследите за взглядом феномена, как меняется его лицо, тон голоса и слова.

Ответ: 1) Взгляд: насмешливый, внимательный, злые огромные глаза, саркастический взгляд. 2) Поведение: насмешливое, ироничное; 3) Фразы: настойчиво повторяет длинноусому: «Обойди!», после каждого фокуса. Эмоциональная атмосфера напряженная. Феномен доходит до кощунства (крестится ногой), не уважая публику.

Вопрос: Почему так ведет себя феномен, какие чувства он испытывает?

Ответ: Таким поведением он защищается от людей. Его жизнь – жизнь калеки – это цирковое представление для людей, имеющих руки и ноги. Цинизмом он закрывает свою израненную душу.

Вопрос: Почему деньги, которые кинул ему Дударев, феномен отдает нищему? Не ценит его подаяния?

Ответ: Это снисхождение. Большего калека не заслужил. Деньги, поданные без души. Загадка Дударева для мальчиков иллюзорна, он высокомерен.

Вопрос: Когда Ян Залусский позволяет показать свою истинную суть? Когда и как меняется его взгляд?

Ответ: Когда он смотрит на детей.

Вопрос: Как вы объясните суть афоризма, написанного феноменом для мальчиков: «Быть счастливым также естественно для человека, как птице – летать».

Ответы учащихся: Стремление к счастью – естественная цель человеческой жизни, к нему надо постоянно стремиться, какой бы сложной и трудной не была жизнь.

Учитель: Мальчик успокоился и ощутил положительный смысл написанного только по взгляду своей матери, которым она поблагодарила феномена за хорошее пророчество для детей.

Вопрос: В чем парадокс изречения Яна Залусского?

Ответ: Ответ подсказывает сам автор афоризма: «Это афоризм, но и парадокс вместе. Афоризм сам по себе, парадокс в устах феномена… Феномен тоже человек, и он менее всего создан для полета… И для счастья тоже.» То есть, если бы этот афоризм изрек здоровый человек, то смысл бы не исказился, афоризм бы не превратился в необычное высказывание.

8. Беседа по 4 главе рассказа.

Вопрос: Какова роль 4 главы в композиции рассказа?

Ответ: Развязка

Вопрос: Назовите центральный эпизод этой главы. В чем его смысл и значение?

Ответ: Феномен отдает большие деньги Дударева первому попавшемуся нищему. Яну Залусскому важно одарить нищего не только затем, чтобы сдержать слово, но и для того, чтобы ощутить свою полезность счастье дарения.

Задание: Подтвердите это текстом.

Чтение диалога феномена и долгоусого в лицах.

Вопрос: Какой еще афоризм произносит герой? Запишите его. О чем он?

Ответ: «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него». Иногда человек имеет все, но не может быть счастлив, не ценит то, что имеет, а феномен счастлив, что без рук, а кормит семью, племянников, дает им хлеб насущный.

Задание: Сравните мысли и поведение феномена и долгоусого.

Вопрос: Что большее, чем хлеб насущный, дает феномен детям?

Ответ: Афоризм, содержащий надежду на счастье в жизни.

Вопрос: Что поняли дети? Что изменилось в них после встречи с феноменом? Почему дети спали плохо и плакали? Подтвердите ответ текстом.

Ответ: Потому что случай, произошедший с ними, заставил их проститься со сказкой, детством, заставил их повзрослеть. Так как они чутки ко всему происходящему, они начали чувствовать и чужую боль. «В дремоте обоим нам являлось лицо феномена и его глаза, то холодные и циничные, то подернутые внутренней болью».

Вопрос: Чем заканчивается повествование?

Ответ: Мальчики опять приходят в свой тихий уголок, но он им уже не интересен.

Учитель: Жизнь в фантазии сменилась для мальчиков реальной жизнью, которая заставляет задуматься, для чего живет человек. Теперь фантазии скучны, не заменят реальной жизни. Произошел духовный перелом – резкое изменение в сознании.

В основе сюжета многих произведений лежит понятие контраста, которое помогает ярче раскрыть личность героя. В «Парадоксе» это детство и взросление героев. Один и тот же пейзаж в разные моменты бытия героев воспринимается по-разному.

И, как сломанный экипаж в первой главе не нарушал гармони мира детства, так и калека-феномен – это часть реальной жизни, а жизни не надо бояться. Это наши с вами мысли об идее рассказа Короленко «Парадокс». Подтвердятся ли они словами и мыслями самого писателя. Давайте посмотрим: (Учитель открывает слова на стенде до этого закрытые ватманом) «Жизнь вообще, в самых мелких и самых крупных своих явлениях, кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого добро и счастье. А если нет счастья? Ну, что ж, исключение не опровергает правила. Нет своего - есть чужое, а все-таки закон жизни есть стремление к счастью и его осуществлению. Только это я и пытался сказать своим парадоксом».

Эти слова были написаны в один из самых трагических моментов в жизни писателя, когда он узнал о смерти своей маленькой дочери Лели. Но он считает, что надо не сдаваться в жизни.

Задание: Писатель И.А.Бунин (наш земляк) сказал однажды, что он спокоен за нравственное состояние русской литературы, пока в ней есть В.Г.Короленко. Прокомментируйте эту мысль И.А.Бунина.

Ответ: Литература будет всегда нести людям поддержку и надежду на счастье, а В.Г.Короленко это удается особенно.

Домашнее задание: Опишите случай, произошедший с вами, который заставил вас иначе взглянуть на мир.

Не каждый человек, обладающий физическим здоровьем и материальным благосостоянием, чувствует себя счастливым. Но как в таком случае добиться душевного равновесия тому, кто этого не имеет? -Этот философский вопрос поднял в своем произведении Владимир Короленко. «Парадокс», краткое содержание которого заключается всего в одном афоризме, высказанном героем этого рассказа, - произведение, способное заставить задуматься тех, кто не испытывает счастья в своей жизни.

История написания

Это произведение В. Короленко написал в течение одного дня. И, исходя из биографических сведений, можно сделать вывод, что день этот был не самым лучшим в жизни писателя. Незадолго до этого умерла его дочь. Короленко признавался своей сестре в одном из писем, что состояние его было --«изломанным и ничтожным».

Жизнь, по мнению писателя, являлась проявлением закона, главные категории которого - добро и зло. Счастье человечеству дано весьма неравномерно. Философской теме, над которой люди ломают голову много столетий, посвятил Короленко «Парадокс».

Главный герой рассказа - десятилетний мальчик из зажиточной семьи. Он вместе с братом частенько отдыхает в огромном прекрасном саду, предаваясь праздному времяпрепровождению, как и полагается, по словам автора, детям состоятельных родителей. Но однажды происходит случай, после которого их душевное равновесие нарушается. На сложный вопрос дает чрезвычайно простой ответ Короленко.

«Парадокс», краткое содержание которого можно сформулировать всего одной фразой: «Человек создан для счастья, как птица для полета», - это глубоко философское произведение.

Как-то раз к дому, в котором жили мальчики, подъехала довольно странная пара. Один был высок и долговяз. Другой обладал обликом, который у каждого из братьев остался в памяти на всю жизнь. У него была огромная голова, немощное тело и… отсутствовали руки. Цель прибытия этих господ была проста - попрошайничество. Именно этим они зарабатывали себе на пропитание. Но делали они это, следует сказать, весьма искусно.

Противоречивой природе счастья посвящен рассказ, созданный Короленко. «Парадокс», краткое содержание которого изложено в статье, повествует о встрече с человеком, для которого счастье, казалось бы, является состоянием недостижимым. Но именно он, а звали его Ян Криштоф Залуский, поведал мудрый афоризм, смысл которого заключался в том, что главное предназначение человека - быть счастливым.

Феномен

Залуский и его сопровождающий зарабатывали деньги довольно артистичными представлениями. Сначала странный человек был представлен публике. Помощник называл его «феноменом». Далее следовала краткая история его жизни. И наконец на сцену выходил сам Залуский.

Человек без рук выделывал всяческие трюки: вдевал ногами нитку в иголку, принимал пищу и снимал куртку тем же способом. Но самой удивительной была его способность писать. Причем почерк его был совершенным, каллиграфическим. И именно в этой части повествования ввел философскую идею Короленко. Парадокс Залуского заключался в том, что он с помощью своего специфического метода написал мудрый афоризм о человеческом счастье.

Странное представление

Безрукий маленький человек имел острый язык и чувство юмора. К тому же был не лишен определенного цинизма. Он всячески подшучивал над своей физической неполноценностью, но при этом не забывал напомнить, что достаточно умен, а потому требует денежного вознаграждения. Гвоздем его программы стал философский афоризм, который он попросил прочитать смущенного мальчика.

Образ необычного «счастливца» создал в этом произведении Короленко. Парадокс этого персонажа был в том, что, не обладая тем, что необходимо для нормального существования, он проповедовал философию счастья. И делал это довольно правдиво и убедительно.

Парадоксальный счастливец

Когда же мудрая фраза была зачитана мальчиком, один из зрителей этого необычного выступления выразил сомнение относительно того, что она является афоризмом. Залуский не стал спорить. С присущей ему злой иронией он сказал, что этот афоризм из уст феномена является не чем иным, как парадоксом. Это слово стало ключевым в произведении Короленко.

Парадокс - это когда богатый и здоровый человек считает себя несчастным. Парадокс - это также калека, рассуждающий о счастье.

Но у афоризма Залуского есть продолжение. Противоречивой философской идеей наделил свой рассказ В. Г. Короленко. Парадокс заключается еще и в том, что правдивость своего лозунга о счастье Залуский сам же и опроверг.

Но счастье не дано человеку…

Единственным взрослым человеком, который проникся к калеке состраданием, была мать мальчиков. После выступления она пригласила Залуского и его друга в дом поужинать. А после братья видели, как они удалялись, переговариваясь друг с другом. И их разговор так сильно заинтересовал детей, что они решили проследить за необычными артистами.

Напоминает философскую притчу рассказ, написанный Владимиром Короленко. «Парадокс», главные герои которого встретились в первый и последний раз, представляет собой историю о мудром страннике. Своим внезапным посещением он преподал детям важный урок в жизни.

Счастье - понятие относительное. Человек рожден для него, как птица для полета. Но позже в разговоре Залуского со своим сопровождающим мальчики услышали продолжение высказанной им фразы: «Но счастье, увы, дано не всем». И без этого дополнения к афоризму Залуского был бы не оконченным сюжет Короленко. Парадокс человеческой души заключается в том, что она тянется к гармонии и равновесию, но абсолютное счастье ей неведомо.

Сочинение

Герои рассказа В. Короленко «Парадокс» — два брата, маленьких мальчика. Однажды в их жизни произошел случай, который они запомнили надолго. Как-то в их двор, к их родителям привезли калеку. У этого человека не было рук, он обладал маленьким немощным тельцем. Но умом этот калека превосходил своего родственника, который возил его по богатым домам, чтобы заработать на жизнь.

У инвалида была своя «концертная» программа. Он показывал всякие «трюки» — то, что может делать с помощью ног. Также пан Ян Криштоф Залуский утверждал, что предсказывает будущее, видит прошлое и настоящее. Он писал афоризмы, которые должны были как-то раскрыть судьбу человека, его жизнь.

И вот калека захотел написать такой афоризм и мальчикам. Рассказчик очень боялся того, что этот «страшный» человек может написать. Но, развернув листок, дети увидели всего лишь: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Получить такое послание от калеки, у которого и рук-то не было «для полета», было странно. Это понимал и сам пан Залуский. Он назвал свой афоризм парадоксом. Но это были очень горькие слова.

В этом мальчики убедились позже, когда увидели калеку не на его «выступлении», а в обычной жизни. Он очень переживал из-за того, что был не такой, как все. Калека говорил, что человек-то создан для счастья, но счастье не всегда создано для него. И от этих слов веяло такой тоской и болью! Мне кажется герой осознавал, что он достойнее и способнее многих «обычных» людей. Но калека не мог проявить себя, потому что общество ставило на нем «клеймо», люди относились к нему, как к больному, инвалиду, неполноценному. А сам пан Залуский таким себя не ощущал — об этом говорит тот факт, что он подал милостыню нищему, хотя сам занимался чем-то похожим.

Встретив этого странного человека, мальчики поняли, что жизнь зачастую бывает несправедлива: «Мать …крестила нас, стараясь защитить от первого противоречия жизни, острой занозой вонзившегося в детские сердца и умы». Кроме того, братья поняли, что любой человек хочет счастья и любой человек достоин его. Главное — внутреннее содержание, а не внешние качества и особенности.

Ян Криштоф Залуский — главный герой. Калека, у которого от рождения нет рук; у него большая голова, бледное лицо «с подвижными острыми чертами и большими, проницательными бегающими глазами». «Туловище было совсем маленькое, плечи узкие, груди и живота не было видно из-под широкой, с сильной проседью бороды». Ноги «длинные и тонкие», с их помощью «феномен», как его называет сопровождающий, «долгоусый» субъект, снимает с головы картуз, расчесывает гребенкой бороду, крестится и, наконец, пишет на белом листке «ровную красивую строчку»: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Эта фраза действительно стала, как ее и называет Залуский, афоризмом, причем особенно расхожим в советское время. Но это, подчеркивал Залуский, не только афоризм, но и «парадокс». «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него», — говорит он позднее. Короленко, не раз показывавший болезни и человеческие увечья (вплоть до повести «Без языка», где положение человека в чужой стране придает понятию немоты философское звучание), подчеркивает парадокс Залуского не только для более острого изображения взаимоотношений между людьми (растерянное высокомерие доктора Дударова и достоинство Залуского) и не из педагогических целей, но ради утверждения центральной идеи всего своего творчества: «Жизнь… кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого — добро и счастье. Общий закон жизни есть стремление к счастию и все более широкое его осуществление». Именно врожденное несчастье Залуского помогло ему выразить эту свою заветную мысль с особой убедительностью.

Краткое содержание «Парадокса» В. Г. Короленко

Другие сочинения по теме:

  1. В. Г. Короленко Владимир Галактионович Короленко родился в 1853 году на Украине в семье судебного чиновника. Родители его высоко чтили...
  2. В Волынской губернии, неподалеку от города Хлебно, над извилистой речкой стоит поселок Лозищи. Все его жители носят фамилию Лозинские с...
  3. Имя Владимира Галактионовнча Короленко уже при его жизни стало символом «совести эпохи». Вот что писал о нем И. А. Бунин:...
  4. На Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать...
  5. Детство героя проходило в маленьком городе Княжье-Вено Юго-Западного края. Вася — так звали мальчика — был сыном городского судьи. Ребенок...
  6. «Моя мать умерла, когда мне было шесть лет» — так герой повести мальчик Вася начинает рассказ. Его отец-судья горевал по...
  7. Макар — главный герой, крестьянин. Сам автор отнес свое произведение к «святочным рассказам». Написанный в якутской ссылке (зима 1883-го), рассказ...
  8. В спальне мальчиков просыпается Вася по прозвищу Голован. Послушав дождь и понаблюдав за таинственными ночными фигурами, он подходит к свечке...
  9. Рожденный в мучениях человек своим первым криком приносит в этот мир счастье: счастливы мама и отец, счастливы те, кто стал...
  10. С большой чуткостью и заботой Короленко относился к детям. Из далекой ссылки он просил своих родных прислать книги для того,...
  11. Искусство в судьбе человека (по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант») … Музыка тоже великая сила, дающая возможность владеть сердцем...
  12. Владимир Галактионович Короленко (1853-1921). В период декаданса, реакционной ревизии подлинных ценностей русской передовой культуры, «веховских» настроений среди либеральной интеллигенции важно...
  13. Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру....
  14. Биография писателя достаточно характерна для прогрессивно мыслящего интеллигента второй половины XIX века. Сын чиновника судебного ведомства, он еще гимназистом лишился...
  15. Сочинение на основе произведения Б. Лепного «Цвет счастья». Что такое счастье? На этот вопрос, наверное, нет, да и не может...
Статьи по теме