Тэффи жизнь и вторник краткое содержание. Тэффи - жизнь и воротник


Надежда Тэффи

Жизнь и воротник

Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрется в жизнь, закрутит ее и перевернет всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти.

Олечка Розова три года была честной женой честного человека. Характер имела тихий, застенчивый, на глаза не лезла, мужа любила преданно, довольствовалась скромной жизнью.

Но вот как-то пошла она в Гостиный двор и, разглядывая витрину мануфактурного магазина, увидела крахмальный дамский воротник, с продернутой в него желтой ленточкой.

Как женщина честная, она сначала подумала: «Еще что выдумали!» Затем зашла и купила.

Примерила дома перед зеркалом. Оказалось, что если желтую ленточку завязать не спереди, а сбоку, то получится нечто такое, необъяснимое, что, однако, скорее хорошо, чем дурно.

Но воротничок потребовал новую кофточку. Из старых ни одна к нему не подходила.

Олечка мучилась всю ночь, а утром пошла в Гостиный двор и купила кофточку из хозяйственных денег. Примерила все вместе. Было хорошо, но юбка портила весь стиль. Воротник ясно и определенно требовал круглую юбку с глубокими складками.

Свободных денег больше не было. Но не останавливаться же на полпути?

Олечка заложила серебро и браслетку. На душе у нее было беспокойно и жутко, и, когда воротничок потребовал новых башмаков, она легла в постель и проплакала весь вечер.

На другой день она ходила без часов, но в тех башмаках, которые заказал воротничок.

Вечером, бледная и смущенная, она, заикаясь, говорила своей бабушке:

– Я забежала только на минутку. Муж очень болен. Ему доктор велел каждый день натираться коньяком, а это так дорого.

Бабушка была добрая, и на следующее же утро Олечка смогла купить себе шляпу, пояс и перчатки, подходящие к характеру воротничка.

Следующие дни были еще тяжелее.

Она бегала по всем родным и знакомым, лгала и выклянчивала деньги, а потом купила безобразный полосатый диван, от которого тошнило и ее, и честного мужа, и старую вороватую кухарку, но которого уже несколько дней настойчиво требовал воротничок.

Она стала вести странную жизнь. Не свою. Воротничковую жизнь. А воротничок был какого-то неясного, путаного стиля, и Олечка, угождая ему, совсем сбилась с толку.

– Если ты английский и требуешь, чтоб я ела сою, то зачем же на тебе желтый бант? Зачем это распутство, которого я не могу понять и которое толкает меня по наклонной плоскости?

Как существо слабое и бесхарактерное, она скоро опустила руки и поплыла по течению, которым ловко управлял подлый воротник.

Она обстригла волосы, стала курить и громко хохотала, если слышала какую-нибудь двусмысленность.

Где-то, в глубине души, еще теплилось в ней сознание всего ужаса ее положения, и иногда, по ночам или даже днем, когда воротничок стирался, она рыдала и молилась, но не находила выхода.

Раз даже она решилась открыть все мужу, но честный малый подумал, что она просто глупо пошутила, и, желая польстить, долго хохотал.

Так дело шло все хуже и хуже.

Вы спросите, почему не догадалась она просто-напросто вышвырнуть за окно крахмальную дрянь?

Она не могла. Это не странно. Все психиатры знают, что для нервных и слабосильных людей некоторые страдания, несмотря на всю мучительность их, становятся необходимыми, И не променяют они эту сладкую муку на здоровое спокойствие – ни за что на свете.

Итак, Олечка слабела все больше и больше в этой борьбе, а воротник укреплялся и властвовал.

Однажды ее пригласили на вечер.

Прежде она нигде не бывала, но теперь воротник напялился на ее шею и поехал в гости. Там он вел себя развязно до неприличия и вертел ее головой направо и налево.

За ужином студент, Олечкин сосед, пожал ей под столом ногу.

Олечка вся вспыхнула от негодования, но воротник за нее ответил:

– Только-то?

Олечка со стыдом и ужасом слушала и думала:

– Господи! Куда я попала?!

После ужина студент вызвался проводить ее домой. Воротник поблагодарил и радостно согласился прежде, чем Олечка успела сообразить, в чем дело.

Едва сели на извозчика, как студент зашептал страстно:

– Моя дорогая!

А воротник пошло захихикал в ответ.

Тогда студент обнял Олечку и поцеловал прямо в губы. Усы у него были мокрые, и весь поцелуй дышал маринованной корюшкой, которую подавали за ужином.

Олечка чуть не заплакала от стыда и обиды, а воротник ухарски повернул ее голову и снова хихикнул:

– Только-то?

Потом студент с воротником поехали в ресторан, слушать румын. Пошли в кабинет.

– Да ведь здесь нет никакой музыки! – возмущалась Олечка.

Но студент с воротником не обращали на нее никакого внимания. Они пили ликер, говорили пошлости и целовались.

Вернулась Олечка домой уже утром. Двери ей открыл сам честный муж.

Он был бледен и держал в руках ломбардные квитанции, вытащенные из Олечкиного стола.

– Где ты была? Я не спал всю ночь! Где ты была? Вся душа у нее дрожала, но воротник ловко вел

свою линию.

– Где была? Со студентом болталась! Честный муж пошатнулся.

– Оля! Олечка! Что с тобой! Скажи, зачем ты закладывала вещи? Зачем занимала у Сатовых и у Яниных? Куда ты девала деньги?

– Деньги? Профукала!

И, заложив руки в карманы, она громко свистнула, чего прежде никогда не умела. Да и знала ли она это дурацкое слово – «профукала»? Она ли это сказала?

Честный муж бросил ее и перевелся в другой город.

Но что горше всего, так это то, что на другой же день после его отъезда воротник потерялся в стирке.

Кроткая Олечка служит в банке.

Она так скромна, что краснеет даже при слове «омнибус», потому что оно похоже на «обнимусь».

– А где воротник? – спросите вы.

– А я-то почем знаю, – отвечу я. – Он отдан был прачке, с нее и спрашивайте.

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Надежда Тэффи
Жизнь и воротник

Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрется в жизнь, закрутит ее и перевернет всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти.

Олечка Розова три года была честной женой честного человека. Характер имела тихий, застенчивый, на глаза не лезла, мужа любила преданно, довольствовалась скромной жизнью.

Но вот как-то пошла она в Гостиный двор и, разглядывая витрину мануфактурного магазина, увидела крахмальный дамский воротник, с продернутой в него желтой ленточкой.

Как женщина честная, она сначала подумала: «Еще что выдумали!» Затем зашла и купила.

Примерила дома перед зеркалом. Оказалось, что если желтую ленточку завязать не спереди, а сбоку, то получится нечто такое, необъяснимое, что, однако, скорее хорошо, чем дурно.

Но воротничок потребовал новую кофточку. Из старых ни одна к нему не подходила.

Олечка мучилась всю ночь, а утром пошла в Гостиный двор и купила кофточку из хозяйственных денег. Примерила все вместе. Было хорошо, но юбка портила весь стиль. Воротник ясно и определенно требовал круглую юбку с глубокими складками.

Свободных денег больше не было. Но не останавливаться же на полпути?

Олечка заложила серебро и браслетку. На душе у нее было беспокойно и жутко, и, когда воротничок потребовал новых башмаков, она легла в постель и проплакала весь вечер.

На другой день она ходила без часов, но в тех башмаках, которые заказал воротничок.

Вечером, бледная и смущенная, она, заикаясь, говорила своей бабушке:

– Я забежала только на минутку. Муж очень болен. Ему доктор велел каждый день натираться коньяком, а это так дорого.

Бабушка была добрая, и на следующее же утро Олечка смогла купить себе шляпу, пояс и перчатки, подходящие к характеру воротничка.

Следующие дни были еще тяжелее.

Она бегала по всем родным и знакомым, лгала и выклянчивала деньги, а потом купила безобразный полосатый диван, от которого тошнило и ее, и честного мужа, и старую вороватую кухарку, но которого уже несколько дней настойчиво требовал воротничок.

Она стала вести странную жизнь. Не свою. Воротничковую жизнь. А воротничок был какого-то неясного, путаного стиля, и Олечка, угождая ему, совсем сбилась с толку.

– Если ты английский и требуешь, чтоб я ела сою, то зачем же на тебе желтый бант? Зачем это распутство, которого я не могу понять и которое толкает меня по наклонной плоскости?

Как существо слабое и бесхарактерное, она скоро опустила руки и поплыла по течению, которым ловко управлял подлый воротник.

Она обстригла волосы, стала курить и громко хохотала, если слышала какую-нибудь двусмысленность.

Где-то, в глубине души, еще теплилось в ней сознание всего ужаса ее положения, и иногда, по ночам или даже днем, когда воротничок стирался, она рыдала и молилась, но не находила выхода.

Раз даже она решилась открыть все мужу, но честный малый подумал, что она просто глупо пошутила, и, желая польстить, долго хохотал.

Так дело шло все хуже и хуже.

Вы спросите, почему не догадалась она просто-напросто вышвырнуть за окно крахмальную дрянь?

Она не могла. Это не странно. Все психиатры знают, что для нервных и слабосильных людей некоторые страдания, несмотря на всю мучительность их, становятся необходимыми, И не променяют они эту сладкую муку на здоровое спокойствие – ни за что на свете.

Итак, Олечка слабела все больше и больше в этой борьбе, а воротник укреплялся и властвовал.

Однажды ее пригласили на вечер.

Прежде она нигде не бывала, но теперь воротник напялился на ее шею и поехал в гости. Там он вел себя развязно до неприличия и вертел ее головой направо и налево.

За ужином студент, Олечкин сосед, пожал ей под столом ногу.

Олечка вся вспыхнула от негодования, но воротник за нее ответил:

– Только-то?

Олечка со стыдом и ужасом слушала и думала:

– Господи! Куда я попала?!

После ужина студент вызвался проводить ее домой. Воротник поблагодарил и радостно согласился прежде, чем Олечка успела сообразить, в чем дело.

Едва сели на извозчика, как студент зашептал страстно:

– Моя дорогая!

А воротник пошло захихикал в ответ.

Тогда студент обнял Олечку и поцеловал прямо в губы. Усы у него были мокрые, и весь поцелуй дышал маринованной корюшкой, которую подавали за ужином.

Олечка чуть не заплакала от стыда и обиды, а воротник ухарски повернул ее голову и снова хихикнул:

– Только-то?

Потом студент с воротником поехали в ресторан, слушать румын. Пошли в кабинет.

– Да ведь здесь нет никакой музыки! – возмущалась Олечка.

Но студент с воротником не обращали на нее никакого внимания. Они пили ликер, говорили пошлости и целовались.

Вернулась Олечка домой уже утром. Двери ей открыл сам честный муж.

Он был бледен и держал в руках ломбардные квитанции, вытащенные из Олечкиного стола.

– Где ты была? Я не спал всю ночь! Где ты была? Вся душа у нее дрожала, но воротник ловко вел

свою линию.

– Где была? Со студентом болталась! Честный муж пошатнулся.

– Оля! Олечка! Что с тобой! Скажи, зачем ты закладывала вещи? Зачем занимала у Сатовых и у Яниных? Куда ты девала деньги?

– Деньги? Профукала!

И, заложив руки в карманы, она громко свистнула, чего прежде никогда не умела. Да и знала ли она это дурацкое слово – «профукала»? Она ли это сказала?

Честный муж бросил ее и перевелся в другой город.

Но что горше всего, так это то, что на другой же день после его отъезда воротник потерялся в стирке.

Кроткая Олечка служит в банке.

Она так скромна, что краснеет даже при слове «омнибус», потому что оно похоже на «обнимусь».

– А где воротник? – спросите вы.

– А я-то почем знаю, – отвечу я. – Он отдан был прачке, с нее и спрашивайте.

Рассказ "Жизнь и воротник" был опубликован в сборнике "Тонкая психология"12 , куда вошли произведения 1904 - 1911 годов. Он характерен для дореволюционного периода творчества писательницы, когда ее неприятие обывательщины, пошлости и мещанства выражалось вполне определенно. Как и многие ее произведения тех лет, он основан на сравнении, что следует уже из заглавия. Часто сравнение в названиях ее рассказов как бы заранее предопределяет направление развития сюжета ("Легенда и жизнь", "Свои и чужие", "Причины и следствия" и др.). В данном случае сравниваются несопоставимые начала: обыденная вещь и целая жизнь. Рассказ начинается с рассуждения о том, что "человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами" (47)13 . А далее автор рассказывает историю о том, как купленный героиней "крахмальный дамский воротник с продернутой в него желтой ленточкой" (47) стал управлять ее жизнью, пока окончательно не разрушил ее.

Смысл произведения очевиден: оно направлено против мещанского взгляда на жизнь, против понимания ее сути как погони за вещами. По мере развития сюжета вещь обретает все больше черт живого существа и подчиняет себе волю героини. Это проявляется в обилии глаголов, выражающих волеизъявление. Можно предложить ребятам найти их и проанализировать, с какими словами они сочетаются. В начале рассказа явно преобладает слово "требовал", повторяющееся четыре раза. И каждый раз "требования" воротника становятся все настойчивее: героиня подбирает к нему вещи, включая не только одежду, но и мебель.

Особую важность обретает выражение "воротничковая жизнь" (48). Оно обозначает полное подчинение человека вещи. Изменяется и доминирующий глагол: если до этого воротник "требовал", то теперь он подменяет собой героиню ("вертит головой", отвечает за нее, не обращает на нее "никакого внимания"). Уже не человек управляет вещью, а наоборот.

Сюжет развивается по нарастающей. Сначала действия Олечки Розовой вызывают смех, но по мере того, как воротник "укреплялся и властвовал" (49), все больше чувствуется страх перед ним. Человек отходит на второй план, а вперед выдвигается ничтожная вещь, обретающая смысл символа.

Финал рассказа возвращает все в привычное русло: вещь в конце концов обращается к роли, которая отведена ей изначально (воротник потерялся). Заключительная фраза ("Эх, жизнь!", 50) принадлежит автору. Таким образом, авторский голос начинает повествование и заканчивает его, придавая незамысловатой истории более обобщенный характер.

Можно обратить внимание ребят на сходство между данным произведением и повестью Н. В. Гоголя "Нос". Оно основано на использовании фантастики, и смысл произведений исходит из того, что человек утрачивает власть над своей жизнью. Но, в отличие от классики, Тэффи не стремится к социальным обобщениям, а сводит все к глупости и ограниченности героини, которую вполне определенно называет "существом слабым и бесхарактерным" (48). Это важная черта не только творчества писательницы, вся "лирическая сатира" избегала социальности и искала причины несовершенства современников в них самих.

"Характер имела тихий, застенчтвый, на глаза не лезла, мужа любила переданно, довольствовалась скромной жизнью ". (Тэффи) Именно этими словами автор произведения описывает характер героинии Олечки Розовой, до появления воротничка. Она была женщина честная, подрядочная, особо не нуждалась в изысках. Однако Олечка, как самая настоящая женщина не смогла устоять при виде хорошенькой, хоть и немного распутной вещицы, которая вскоре изменила ее жизнь. Можно ли сказать что с появлением воротника изменилась сама героиня? Да, " Она обстригла волосы, стала курить и громко хохотала, если слышала какую - нибудь двусмысленность".(Тэффи) Но,ведь это не она такая, воротник такой...Воротник стал управлять ее жизнью, а она как человек бесхарактерный и слабый просто поддалась. Героиня была собой, "на душе у нее было беспокойно и жутко" Она просто жила не свою жизнь.


(Горюнова Мария)

В начале рассказа Теффи описывала Олечку Розову как скромную и застенчивую натуру. Она была почти идеалом жены и воплощением скромности. Мы даже нарисовали картину этого образа. И читатель не мог бы и вообразить об изменчивости ее характера. Приобретая столь небольшую вещицу, Олечка и не догадывалась какие большие перемены в ее жизни она совершит. Встреча с воротником очень изменила Ольгу. Что-то неизвестное сподвигло на его покупку. С тех пор в героине боролись две сущности - Олечкина и воротничка. Но изменилась ли Олечка? Тэффи описывает ее внешние изменения. Но изменилась ли она душой? Героиня чувствовали угрызения совести, решилась рассказать все мужу, мучилась. Все это было сущностью честного, скромного, застенчивого человека. Слабохарактерность, нерешительность Олечки губили ее и делали слабой в борьбе с воротничком. И боролась ли она с ним вообще? Воротник играл ей как куклой. И для меня она погибла в душе.


(Черниченко Екатерина)


Олечка Розова занимает центральное место среди персонажей рассказа «Воротник». Это скромная, молодая, честная женщина, три года находящаяся в браке с честным человеком. В их маленькой семье работает муж, Олечка ведёт домашнее хозяйство и распоряжается семейным бюджетом. У них ещё нет детей, но есть Олечкина бабушка и множество знакомых, у которых можно занять денег.

Автор назвала главную героиню Олечка, и это характеризует её как мягкое, нежное, воздушное создание, скорее всего прелестной внешности с хорошей фигурой про которую говорят «прелесть какая дурочка». Именно эти ощущения навевает имя Олечка. Если бы автор назвала её, например, Ольга, то перед глазами у нас возникла бы строгая, подтянутая, целеустремленная и умная девушка, четко знающая, чего она хочет от жизни. Но, к сожалению, наша героиня совсем не такая.

Я представляю Олечку светловолосой, невысокого роста, очень симпатичной, улыбчивой девушкой. Она следит за модой, но в начале рассказа одевается скромно, неброско, в соответствии со статусом и доходом своего мужа, то есть особо не выделяется из толпы. Однако после покупки модного воротника её образ жизни как будто переворачивается с ног на голову. Олечка начинает транжирить сначала свои деньги, потом закладывает драгоценности и серебро, а затем занимает деньги у родственников и знакомых. Она покупает новую модную одежду, обувь, делает стрижку и даже начинает курить. Она бросает вызов устоям того времени и внешне превращается в этакую «модную штучку» по имени Ольга, но в душе продолжает оставаться той же тихой, серой мышкой Олечкой. Соответственно её воспринимают и окружающие – муж, который, день и ночь пропадает на работе, не сразу замечает все метаморфозы, происходящие с его женой, и продолжает считать её своей любимой, тихой, скромной женой. Он даже не поверил ей, когда она рассказала ему о воротничке, посчитал это не слишком удачной шуткой. А студент, видя только Олечкину новую внешнюю оболочку, воспринял её как девушку современную, доступную, свободных нравов, и вел себя соответствующим образом.

Характер главной героини меняется в процессе развития сюжета. Вначале она – тихая, застенчивая девушка, которая довольствуется скромной жизнью. После покупки воротничка она начинает вести себя совсем по-другому – покупает модную одежду, делает стильную стрижку, курит, ходит в гости, заигрывает с незнакомцами и ведет себя крайне развязно. При этом она постоянно испытывает угрызения совести, понимает, что катится в пропасть, но у неё не хватает мужества: во-первых, признать, что её жизнью управляет не она сама, а банальная вещь, а во-вторых, избавиться от этой вещи. По сути, она представляет собой слабохарактерное существо, которое плывет по течению, осознавая весь ужас своего положения, но ничего не предпринимая, чтобы всё исправить. Что послужило толчком к возврату Олечки к прежней жизни? Возможно, это был уход мужа, возможно потеря воротничка, но после этого Олечка опять превратилась в скромную, кроткую девушку, которой пришлось самой зарабатывать себе на жизнь.

Лично у меня Олечка не вызвала симпатии. Мне жаль её. Её жизнь была достаточно однообразна и неинтересна до приобретения воротничка, затем с одной стороны, жизнь Олечки заиграла новыми красками, но с другой - привела к печальным последствиям для неё самой. Видимо где-то в глубине души ей хотелось «праздника жизнь», и воротничок послужил каким-то толчком, в роли воротничка мог выступить любой другой предмет обихода или одежды. И для неё, как для человека слабого, воротничок послужил как-бы оправданием такой разительной перемены в её внешности и поведения.

В начале рассказа автор излагает мысль, что вещи могут управлять людьми. Эта идея не потеряла актуальности и сегодня. Вокруг нас мы видим множество людей, которые, не имея постоянного дохода, берут кредиты на приобретение так называемых атрибутов успешного человека – телефонов, планшетов, дорогой одежды, дорогих автомобилей. Считается престижным иметь дорогой телефон, а не хорошее образование, дорогой автомобиль, а не стабильную работу. То есть сейчас в обществе важны внешние атрибуты успешности. А должно на первое место стать внутреннее содержание человека, его нравственность, его направленность на самообразование, что в конечном итоге приведет его к успеху в жизни.

Чубачук Михаил

о нравственных и материальных ценностях в жизни человека по рассказу Надежды Тэффи «Жизнь и воротник».

Урок литературы в 8 классе.

Цель: формирование нравственных ориентиров на распознавание истинных и ложных ценностей в жизни через философское осмысление рассказа Надежды Тэффи.

Ход урока

На доске эпиграф

«Как много красивых и ненужных вещей…»

Сократ (в торговой лавке)

I этап урока

Актуализация проблемы

Просмотр ролика (1, 28)

Ребята, вы узнали фильм и его героя? (Горлум, «Властелин колец»).

Что произошло с персонажем? Почему он гибнет? (Страсть к кольцу поглотила и уничтожила Горлума).

Как вы считаете, почему это случилось? (Вещь стала управлять героем)

А давайте проведем небольшой эксперимент. Кто готов в нем поучаствовать? (ученик выходит к доске)

Примерь (даю примерить ей или ему галстук или колье)

Как изменилась девушка или молодой человек? (стала наряднее)

Это изменение внешнее или внутреннее? (внешнее больше, хотя и внутреннее тоже: ей веселее, чувствует себя привлекательнее)

Может ли измениться характер, жизнь человека из-за вещей? (возможно два варианта ответа)

Обобщение

Какое трепетное отношение к вещам формируется в современном обществе. Рекламные ролики, газетные и журнальные статьи, телепередачи формируют культ вещей. Внешний блеск, материальное становится иногда важнее внутреннего содержания.

II этап урока

Акцент на тему и цель урока

Мир вещей обманчивый и предательский. Он втягивает человека и не выпускает его обратно, заставляя служить вещам. Люди совершают покупки для улучшения качества жизни, повышения своего социального статуса; покупают, чтобы быть счастливыми. Покупают - и незаметно для себя становятся рабами вещей.

Кто такой раб? (Послушать ответы). А вот какой ответ дает нам словарь.

Раб – человек, превращенный в чью-либо собственность, находящийся в полной его власти, безответное и бесправное существо, полная собственность своего господина.

Давайте определим, кого можно назвать рабом вещей? Как вы это понимаете значение словосочетания «раб вещей»? (Послушать ответы)

Раб вещей - человек, находящийся в полной зависимости от вещей.

Зависимость, рабство и свобода живут внутри нашего сердца.

Определение темы урока, задачи.

Наш урок – урок - размышление.

Как понимаете свою задачу?

Значит, вы сегодня будете размышлять. О чем?

Сегодня на уроке мы не только познакомимся с новым автором и новыми героями, но и попытаемся понять, как вещи могут повлиять на жизнь человека.

Сейчас я перечислю вам некоторые интересные факты из жизни этой писательницы, а вы попытаетесь определить её имя или хотя бы время, в которое она творила.

13-летней девочкой ходила к Л.Н.Толстому просить за князя Андрея, чтобы тот не умирал… Но от волнения не смогла внятно сформулировать мысль и получила от писателя только автограф;

Среди её читателей и почитателей были Николай II, Григорий Распутин, Владимир Ильич Ленин;

Е.Шварц называл её "королевой русского юмора";

Саша Чёрный писал: "Аполлон сжалился и послал нам _________. Не женщину – писательницу, а писателя большого, глубокого и своеобразного".

Жаль, что вы не смогли отгадать имя писательницы. Это Надежда Александровна Лохвицкая. Псевдоним Тэффи (1872-1952)

Тэффи. Жизнь и творчество (краткий обзор)

Тэффи Надежда Александровна
(1872 - 1952)

Сейчас вы посмотрите небольшой фильм о ней. Во время просмотра фильма обратите внимание на интересные факты из её биографии.

(6 минут)

Чем интересна ее биография? (ответы учащихся)

Исследование текста рассказа «Жизнь и воротник».

А вот рассказ ее называется «Жизнь и воротник». Как вы думаете, о чем пойдет речь?

(учащиеся отвечают, а я пишу на доске их предположения)

Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент (до слов «…увидела крахмальный дамский воротник с продернутой в него желтой ленточкой»)

(смотрят фрагмент)

Перед вами лежит таблица. Попробуйте сами сформулировать вопросы, которые нам помогут при анализе этого произведения. Работаем в парах. Времени на работу 3 минуты.

Объясните, почему…?

Согласны ли вы с тем, что…?

Почему вы считаете…?

Кто?

Что?

Где?

Было ли…?


А теперь задайте эти вопросы друг другу.

А теперь ответьте на мои вопросы.

Найдите ключевую фразу в первом абзаце. («Невзрачная вещица перевернет всю судьбу»).

Согласны ли вы с этим утверждением?

Какие ассоциации вызывает у вас имя и фамилия героини?

(Героиня названа именем с уменьшительно – ласкательным суффиксом «Олечка». Обычно так зовут детей. Вероятно, ей присущи качества, характерные для детей: простота, открытость, доброта. Фамилия «Розова» вызывает ассоциации с нежным цветком розы или розовым цветом.)

Какие качества характера Олечки Розовой подчеркнуты в данном отрывке? (Честность, скромность).

(Следующая остановка после слов: «Итак, Олечка слабела все больше и больше в этой борьбе, а воротник укреплялся и властвовал»)

Что ещё потребовал воротник от Олечки?

(Ботинки, полосатый диван – отметим прием градации, записываем в тетрадь определение. Градация – это особый оборот речи, который направлен на постепенное усиление или уменьшение эмоционального значения).

Какие литературные ассоциации вызывает у вас образ воротника?

(Старуха из сказке «О рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина).

Какие поступки совершает героиня, стараясь угодить воротнику?

(Закладывает драгоценности, врет бабушке, «выклянчивает деньги» у родных).

Какие чувства испытывает героиня? Подтвердите словами текста

(«На душе у нее было беспокойно и жутко», «проплакала весь вечер», «бледная и смущенная», «рыдала и молилась, но не находила выхода»).

Какую жизнь стала вести Ольга?

(«Воротничковую жизнь»).

Как вы понимаете смысл этого выражения?

(Греховная, распутная, чужая).

Как Олечка Розова изменилась внешне?

Почему Ольга не выкинула воротничок? Какое объяснение дает этому автор?

(«Вы спросите, почему не догадалась она просто-напросто вышвырнуть за окно крахмальную дрянь? Она не могла. Это не странно. Все психиатры знают, что для нервных и слабосильных людей некоторые страдания, несмотря на всю мучительность их, становятся необходимыми. И не променяют они эту сладкую муку на здоровое спокойствие ни за что на свете».)

Слушаем текст рассказа до слов «Она ли это сказала?»

Верны ли были наши предположения?

Докажите, что власть воротника стала тотальной. (Воротник начинает управлять героиней).

Какой художественный прием теперь использует автор при описании воротника? («После ужина студент вызвался проводить ее домой. Воротник поблагодарил и радостно согласился» - метонимия).

Запишем в тетрадь определение метонимии. Это употребление слова в переносном значении, словосочетание, в котором одно слово замещается другим словом, обозначающим предмет.

На какой отвратительный и греховный поступок толкает Ольгу воротник? (Измена мужу).

Сопротивлялась ли героиня влиянию воротника в эпизоде общения со студентом? (Да. «Вспыхнула от негодования», «чуть не заплакала от стыда и обиды», «возмущалась»).

А когда Ольга вернулась домой, мы видим её или воротник? (Они слиты воедино. Наглый воротник одержал окончательную победу нал человеком).

Каким, на ваш взгляд, будет финал рассказа?

Слушаем текст до конца.

Оправдался ли наш прогноз?

Что случилось с Ольгой, с воротником?

Как вы думаете, не попадет ли она вновь под влияние какой – нибудь вещи?

Работа в группах

Ребята, а теперь давайте подумаем, над какими проблемами нас заставляет задуматься писатель. Итак, разделимся на несколько групп.

Вам необходимо будет заполнить таблицу. В первой колонке представлена цитата.

Задание для 1 группы: проанализировать цитату (1-й абзац рассказа). Дать комментарий. Определить, актуальна ли данная проблема в наше время.

(«Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрется в жизнь, закрутит её и перевернет всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти».

Проблема – влияние вещей на человека. Чрезмерно увлекаясь вещами, человек теряет свою сущность.

Проблема актуальна: современные люди увлекаются телефонами, компьютерами, машинами, тратят на эти предметы много времени. А ведь его можно было потратить с пользой для других людей.)

Задание для 2 группы: анализ эпиграфа к уроку. Комментарий. Актуальность.

(«Человек без принципов и воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса, он меняет своё направление с каждой переменой ветра» (Смайлс Самюэл)

Проблема безвольных, слабохарактерных людей, не имеющих «стержня», четкой жизненной позиции. Такие люди не могут противостоять соблазну, слабостям, порокам.

Актуальность проблемы: наверняка, у каждого человека найдутся знакомые, похожие на Олечку Розову (а, может быть, кто – то узнает самого себя).

Задание для 3 группы: проанализировать следующую цитату: «Раз даже она решилась открыть всё мужу, но честный малый подумал, что она просто глупо пошутила, и, желая польстить, долго хохотал». Прокомментировать. Определить актуальность.

(Проблема взаимоотношения людей, непонимания друг друга, не способности «слушать и слышать» близкого человека.

Актуальность проблемы: современные молодые люди часто не умеют находить общий язык, понимать друг друга. Подтверждение – большое количество разводов.)

1. Проблема влияния вещи на человека

2. Проблема безвольных людей

3. Проблема непонимания людьми друг друга

Рефлексия состояния

Игра «Наши жизненные приоритеты».

Ребята, скажите, что такое материальные ценности?

А духовные?

Проблема игры – материальное и духовное в жизни человека.

Фабула: возьмите карточку и прочитайте название профессии или науки, представителем которой вы станете на некоторое время. Перед вами предмет – «______________», докажите её возможную надобность для жизни представителей вашей профессии.

А теперь возьмем духовную ценность – «любовь» - и определим, кому и в какой степени нужна духовная ценность.

(Вывод: материальная ценность нужна не всегда, важнее духовные ценности)

Вывод

Заключительное решение содержит в себе философский вывод: если предмет нужен не всем, то духовные ценности – это всеобщие ценности, всеобщее достояние.

Пирамида потребностей, пирамида ценностей.

А теперь рассмотрим пирамиду ценностей. Задумайтесь на мгновение и назовите одну самую важную для вас ценность.

Пирамида наивысших ценностей.

ЧЕЛОВЕК

Жизнь Природа

Общество Отечество Семья

Добро Истина Красота

Труд Понимание Общение Игра

Свобода Счастье Совесть Равенство Справедливость Братство.

И скажите, что вы узнали сегодня на уроке…….

Стихотворение-подарок.

Л.Л. Стрельникова

Рабы вещей

Слепые пленники судьбы!
Не вещи – мы вещей рабы,
За модой с криками восторга следуем.
Хватаем новшества веков
От «Мерседесов» до духов,
На их нехватку в производстве сетуем…


Вещами наводняем свет,
Нужды в которых вовсе нет.
Не всё, что создаётся, - безупречное.
Есть вещи нужные для нас,
Есть вещи лишние, на раз,
Проходит лёгкой модой скоротечное…

Не мы должны служить вещам,
Они пусть верно служат нам.
Мы проживём без модного и лишнего.
Пусть потеряют вещи власть,
Чтоб мы могли добрее стать
И жить не ради них, а ради БЛИЖНЕГО.

Заключительное слово учителя.

Очень хочу, чтобы вы в конце своей жизни никогда не произнесли бы с сожалением: «Эх, жизнь»

Слова благодарности, д/з:

Составить телеграмму Олечке Розовой от лица воротника с просьбой забрать его из прачечной. / Телеграмму воротнику от лица Олечки с просьбой оставить её в покое

Статьи по теме