Профилактика пьянства и алкоголизма. Деятельность социального педагога по профилактике алкогольной зависимости. Универсальное средство от пьянства

Профилактика алкоголизма — комплекс мероприятий, направленных на предупреждение формирования болезненного физического и психологического привыкания к алкоголю. Необходимо устранить все факторы риска развития заболевания, доказательно разъяснить вред, который наносит организму употребление пива, водки, столовых вин. Особенно эффективна профилактика алкогольной зависимости среди молодых людей. В этом возрасте спиртные напитки еще не стали частью привычного образа жизни, своеобразной заменой положительных эмоций — радости, счастья, любви к близким.

Основные задачи профилактики алкоголизма

Чем выше уровень жизни населения, тем более распространена алкогольная зависимость. По данным ВОЗ в настоящее время в мире насчитывается около 140 миллионов людей, регулярно употребляющих спиртные напитки. Все заболевания, включая алкоголизм, легче предупредить, чем долго лечить их вместе с уже возникшими осложнениями. Поэтому так много внимания в последнее время уделяется именно проведению профилактических мероприятий в школах, колледжах и институтах, больничных учреждениях. Их основная задача — формирование негативного отношения человека к алкоголю любой крепости.

Принципы профилактики алкоголизма

Эта болезнь развивается постепенно. К провоцирующим факторам относятся особенности психики, социальное окружение, национальные и семейные традиции, генетическая предрасположенность. У детей злоупотребляющими спиртными напитками людей намного больше шансов стать алкоголиками, чем у непьющих родителей. При определении методов профилактики обязательно учитываются все факторы , предрасполагающие к возникновению зависимости:

  • наличие проблем с физическим здоровьем, психоэмоциональная нестабильность;
  • неспособность противостоять давлению окружающих людей, склоняющих к употреблению алкоголя;
  • особенности личности, например, низкий интеллект, неуверенность в собственных силах, мрачное видение жизненных перспектив;
  • постоянные бытовые конфликты, стремление как можно меньше находиться дома среди членов семьи;
  • относительно низкий уровень жизни, постоянная нехватка денег;
  • плохая успеваемость, частые конфликты со сверстниками у подростков;
  • отсутствие карьерного роста, неспособность обеспечить семью.

Во время проведения профилактики алкоголизма обязательно используются убедительные доводы для поднятия самооценки. Упор делается на возможность получения, как основного, так и дополнительного образования. Это позволит повысить доходы, путешествовать, заниматься любимым хобби. Людям, которые оказались в трудной жизненной ситуации будет предложена необходимая помощь, в том числе психологическая.

Виды профилактики алкоголизма

Основные виды профилактики алкоголизма — первичная, вторичная, третичная. Последняя используется для предупреждения срывов у людей, успешно прошедших медикаментозное лечение. Им помогают разработать альтернативные программы для досуга, например, посещение спортивного зала, формируют желание и дальше придерживаться здорового образа жизни.

Вторичной профилактикой называется комплекс мероприятий среди взрослых, направленных на снижение тяги к спиртному у уже пьющих людей, независимо от уровня деградации личности. Они склонны оправдывать свою потребность в алкоголе, перекладывают ответственность за свое пьянство на членов семьи или начальство. Требуется сломать эти стереотипы, помочь человеку самостоятельно принять решение бросить пить.

Первичные профилактические меры применяются среди детей и подростков. Многие из них еще не употребляли алкоголь, поэтому убедительные доказательства его вреда способны внушить к нему отвращение. Решение этой задачи только кажется легким. В любое время могут внести коррективы провоцирующие факторы — давление авторитарных сверстников или сложности в общении с родителями.

Первичная профилактика алкоголизма

Среди подростков проводятся беседы о вреде алкоголизма в стенах учебных учреждений. Особенно эффективны просмотры видеоматериалов о постепенно развивающихся осложнениях. В них наглядно изложено воздействие метаболитов этилового спирта, особенно ацетальдегида, на внутренние органы — печень, почки желудок. Печальными последствиями их разрушения становится цирроз, жировая дистрофия, необратимое поражение поджелудочной железы, мужское и женское бесплодие.

Полезны и встречи с бывшими алкоголиками, которые смогли победить прочно сформировавшуюся зависимость от спиртного. Они делятся с детьми и подростками трудностями всех этапов лечения, проблемами, возникающими уже в период ведения здорового образа жизни. Бывшие алкоголики призывают молодежь не повторять их ошибок, не тратить самые активные, продуктивные годы на бессмысленное распитие спиртных напитков. Чтобы у подростков возникло крайне негативное отношение к алкоголю, часто достаточно применение следующих профилактических методов :

  • побуждение к самосовершенствованию, осознание целей в жизни и способов их достижения. Это может быть служба в армии и дальнейший карьерный рост, поступление в колледж или ВУЗ для приобретения желаемой специальности;
  • устранение факторов, провоцирующих тягу к спиртному. Подростки начинают чаще пить на фоне проблем в семье или школе, поэтому целесообразны встречи и беседы с родителями или педагогами;
  • необходимая поддержка со стороны социального окружения. Если подросток стал приходить на занятия или спортивные тренировки с запахом алкоголя, то требуется проведение беседы с ним и родителями, разрешение возникшего конфликта.

Особенно подвержены развитию заболевания молодые люди, которых легко взять «на слабо». Достаточно нескольких месяцев постоянного употребления алкогольных напитков под давлением сверстников, чтобы образовалась прочная ложная взаимосвязь между распитием спиртного и уважением окружающих. Чтобы разорвать ее требуется консультация подростка с психологом , активное участие всех членов семьи и учителей.

Вторичная профилактика алкоголизма

Вторичная профилактика алкоголизма — комплекс методов, помогающих стимулировать пьющего человека отказаться от употребления вина, пива, водки. При необходимости ему будет предложено лечение в домашних условиях или стенах больничного учреждения. Сложности в проведении таких предупреждающих мер заключаются в негативном изменении личности человека, потери им самоконтроля, неспособности объективной оценки пагубности вредной привычки. Очень часто он не признает себя алкоголиком, оправдывает свою потребность в приеме этилового спирта ссорами с близкими, проблемами на работе, стрессовыми или депрессивными состояниями, усталостью. В таких случаях не обойтись без помощи членов семьи . Они настаивают, чтобы больной алкоголизмом попробовал такие способы терапии и оценил их эффективность:

  • детоксикация. Для очищения организма от метаболитов этанола используются лекарственные средства, которые связывают их, а затем выводят при каждом опорожнении кишечника и мочевого пузыря. После эвакуации продуктов распада этилового спирта физическая и умственная работоспособность человека значительно повышается. Это может подвигнуть его на полный отказ от спиртного;
  • реабилитационные программы. Больным рекомендованы групповые занятия с психологами. В процессе бесед и консультаций наблюдается постепенное формирование отвращения к употреблению спиртных напитков;
  • основы социального моделирования. Для алкоголизма характерно не только ухудшение физического здоровья, но и прогрессирующая психическая деградация. Больные утрачивают навыки обращения с другими людьми, отталкивая их агрессивностью, равнодушием, неспособностью сопереживания. Во время посещения занятий больных обучают основам коммуникации с учетом стадии и формы заболевания.

Таким образом, вторичная профилактика алкоголизма проводится и среди больных, и среди членов их семьи. Обязательно принимается во внимание частая, прочно сформировавшаяся «созависимость» родственников. С течением времени они начинают оправдывать пьющего человека, находят выгоды в таком сосуществовании с ним. Целесообразно на начальном этапе беседовать именно с родителями, женами, мужьями больных алкоголизмов, мобилизовать их на совместную борьбу с тяжелой патологией.

Третичная профилактика алкоголизма

Главная цель третичной профилактики алкоголизма — помочь вылечившемуся человеку адаптироваться к изменившимся условиям жизни. Ранее он быстро избавлялся от всех проблем употреблением очередной дозы спиртного. Теперь для решения задач нужно прилагать усилия — искать подходы к близким, больше работать, при необходимости приобрести дополнительное образование.

Если человек испугается возникших трудностей, то может возникнуть срыв. Он начнет пить или уйдет в запой , пустит насмарку все результаты длительного и успешного медикаментозного лечения. Не допустить развития событий по такому негативному сценарию позволяют беседы с психологом, посещение занятий «анонимных алкоголиков». Какие виды и методы профилактики помогут избежать срывов:

  • не держать дома никаких спиртных напитков;
  • не позволять себе употребления даже минимальных доз алкоголя, надеясь на самоконтроль;
  • не поддаваться уговорам окружающих, убеждающих в пользе небольшого количества вина или водки;
  • проводить больше времени с родственниками, постепенно восстанавливать испорченные годами пьянства отношения;
  • если на работе традиционны частые обязательные корпоративы, сменить место службы;
  • не посещать мероприятия, в том числе семейные торжества, на которых алкоголь льется рекой, а окружающие постоянно настаивают «пригубить»;

Согласно данных Госкомстата России, объем потребления алкоголя (в пересчете на чистый спирт) на 1 жителя страны составляет 14-15 л. В период 1914-1917 гг. в России был самый низкий показатель по сравнению с европейскими странами – 0,83 л. Как считают эксперты Всемирной организации здравоохранения, «безопасным» значением является 8 л/год, а каждый последующий литр алкоголя уменьшает продолжительность жизни у мужчин на 11 месяцев. Профилактика алкоголизма, направленная на снижение потребления спиртных напитков, подразделяется на несколько типов. Особо важное значение имеют просветительские программы среди учащихся и молодежи.

    Показать всё

    Виды профилактики алкоголизма

    Согласно общепринятой классификации, профилактика алкоголизма подразделяется на 3 этапа в зависимости от цели мероприятий:

    • первичный – предупреждение употребления спиртных напитков;
    • вторичный – меры, направленные на предотвращение развития алкоголизма;
    • третичный – предупреждение осложнений алкогольной зависимости и инвалидизации больного в результате этого заболевания.

    Алкоголизм приводит к появлению множества медицинских и социальных проблем:

    • рост распространенности соматических патологий (онкология, цирроз печени, сердечно-сосудистые заболевания, психические расстройства и другие отклонения);
    • снижение работоспособности, производительности труда, увеличение расходов общества в связи с этим;
    • увеличение количества ДТП, несчастных случаев в быту и на работе, суицидов, тяжких уголовных преступлений, что связано с психотропным действием алкоголя на организм;
    • рост затрат на здравоохранение;
    • увеличение количества разводов, неблагополучных семей, бездомных детей;
    • распространение в среде алкоголиков других вредных привычек – курения, наркомании, беспорядочных половых связей и связанных с ними заболеваний, увеличение смертности населения;
    • снижение общего уровня жизни в стране.

    Россия занимает первое место в мире по распространенности употребления алкоголя среди детей и подростков. Прием спиртного в раннем возрасте приводит к быстрому формированию алкогольной зависимости и тяжелым нарушениям в организме. Другим негативным последствием распространенного пьянства является утверждение в обществе традиции неумеренного употребления алкоголя и снижение нравственных норм. Это приводит к образованию порочного круга, так как алкоголизм во многих случаях вырастает из принятых в обществе традиций.

    В профилактике алкоголизма выделяют 3 составные части:

    • государственная: утверждение и контролирование юридических положений, регулирующих употребление алкоголя, появление в нетрезвом виде в общественных местах, нарушение трудового распорядка, совершение правонарушений, запрет продажи спиртного определенным категориям лиц;
    • медицинская: просветительская работа, донесение информации о вреде злоупотребления алкоголем для здоровья;
    • социальная: выработка общественной нетерпимости к пьянству, поддержка людей, бросающих эту вредную привычку, помощь в восстановлении социального статуса (создание антиалкогольных клубов, групп помощи, пропаганда здорового образа жизни в средствах массовой информации, выпуск печатных изданий).

    Существует несколько основных профилактических стратегий:

    • школьные программы по профилактике алкоголизма;
    • просветительская деятельность в различных общественных группах;
    • семейные и родительские программы;
    • использование средств массовой информации;
    • постоянная подготовка медицинских работников и преподавателей в области профилактики алкоголизма, организация курсов, семинаров;
    • мотивационная профилактическая работа.

    Первичная профилактика

    Первичная профилактика алкоголизма преследует основные цели:

    • предотвращение появления поведенческих нарушений или начала болезни;
    • предупреждение негативных результатов и усиление позитивных в развитии личности;
    • разработка стратегий разрешения данной проблемы;
    • уменьшение числа лиц, находящихся в зоне риска;
    • формирование культуры здоровья.

    Главными методами их достижения являются следующие:

    • Усиление мотивации на позитивные изменения в собственной жизни и в среде взаимодействия с другими людьми, правильное физическое и социально-психологическое развитие.
    • Воздействие на факторы риска развития алкоголизма.
    • Развитие критического мышления, самоосознания, оценки собственных поведенческих и эмоциональных проявлений и окружающей среды.
    • Поиск способов социальной помощи.
    • Улучшение адаптационных качеств и стрессоустойчивости, способствующих снижению восприимчивости к алкоголизму и укреплению здоровья. Замена развивающихся патологических процессов на активный, адаптивный стиль жизни.

    Основным контингентом для проведения мероприятий являются дети и подростки в школах, студенты в средних специальных и высших учебных заведениях, их родители, преподавательский состав этих учреждений, внешкольные молодежные организации. Этот вид профилактики является наиболее массовым.

    Основными механизмами реализации первичной профилактики алкоголизма являются:

    • воздействие на население через средства массовой информации, антиалкогольная пропаганда, культивирование здорового образа жизни;
    • обучающие технологии;
    • вовлечение молодежи в активные альтернативные программы (занятия спортом, кружки по интересам, внеурочная творческая деятельность);
    • создание социальной сферы поддержки: специальных служб, клубов и других;
    • деятельность социальных работников и добровольцев-волонтеров;
    • проведение антиалкогольных акций;
    • правовые способы регулирования.

    Торпеда от алкоголизма - эффективен ли метод и как проводится процедура?

    Как проводятся мероприятия в учебных заведениях?

    Первичная профилактика в образовательных учреждениях проводится в основном с помощью воспитательной работы и бесед во время классного часа. Мероприятия включают 3 компонента:

    • информационный – предоставление сведений о влиянии алкоголизма на физическое и психическое здоровье, социальный статус человека;
    • оценочный – формирование негативного восприятия факторов, связанных с употреблением спиртных напитков;
    • поведенческий – навыки, позволяющие избежать желания попробовать алкоголь и помогающие получать удовольствие другими, социально-позитивными способами.

    На школьных занятиях применяются следующие элементы обучающих программ:

    • подсчет «цены» злоупотребления спиртными напитками для здоровья человека – на уроках математики;
    • влияние алкоголя на основные системы организма – на занятиях по биологии (анатомии);
    • организация конкурсов рисунков;
    • коррекционные тренинги, ролевые игры, элементы психодрамы;
    • тематические мероприятия (дискуссии, акции, шоу);
    • тестирование;
    • выполнение домашних заданий для вовлечения в процесс членов семьи;
    • распространение наглядных материалов (листовок, памяток, научно-популярных буклетов, брошюр).

    Для детей из группы риска (из неблагополучных семей) проводится коррекционная психологическая работа, основной целью которой является выработка приемов противостояния негативному влиянию со стороны взрослых – родителей, злоупотребляющих алкоголем. Последним также оказывают индивидуальную консультативную помощь.

    Ответственными за проведение вышеперечисленной работы в образовательных учреждениях являются классные руководители, социальные педагоги, школьные психологи (педагоги-психологи), руководители кружков и секций, администрация учебных заведений.

    Законодательные аспекты

    В 2009 г. Правительством России была утверждена Концепция государственной политики, направленная на снижение злоупотребления алкоголем в стране и профилактику алкоголизма до 2020 г. К этому сроку планируется снизить прием спиртных напитков на душу населения на 55% и полностью устранить рынок нелегальной торговли алкоголем.

    Согласно социологическим опросам, государственную антиалкогольную кампанию поддерживает 85% россиян, но лишь 15% из них верят в ее успех.

    В 2011 г. были внесены изменения в Федеральном законе «О государ­ственном регулировании производства и оборота этило­вого спирта, алкогольной и спиртосодержащей продук­ции». В 2012 г.утвержден закон об оказании наркологической помощи больным. Согласно этим и другим законодательным актам осуществляется антиалкогольное регулирование на государственном уровне.

    Введены новые правила по реализации спиртных напитков:

    • запрещена их продажа несовершеннолетним лицам, за нарушение этого закона предусмотрена уголовная ответственность;
    • не допускается распитие алкоголя, включая пиво, в общественных местах (в том числе во дворах, в подъездах, парках и других местах отдыха);
    • с 2012 г. не разрешается реализация спиртного в ночное время;
    • введено ограничение на рекламу спиртных напитков и пива (только в локальных точках по их реализации).

    Состояние алкогольного опьянения при совершении уголовных преступлений является фактором отягчающим, а не смягчающим вину. Данный закон существует и действует еще со времен СССР, однако не все знают об этом. По решению суда для таких лиц возможно принудительное лечение от алкоголизма.

    Субъекты РФ по закону вправе устанавливать свои ограничения по времени и месту продажи алкоголя в дополнение к основным государственным требованиям (включая полный запрет). Так, в Ульяновске введен закон, запрещающий продажу крепких спиртных напитков по выходным после 8 ч. вечера, а в Якутии – с 8 ч. вечера до 2 ч. следующего дня. В большинстве регионов введен запрет на продажу спиртных напитков в День защиты детей, День знаний, День молодежи и в день проведения последнего школьного звонка. Эти меры направлены на снижение употребления алкоголя среди детей и подростков.

    Сухой закон

    По поводу возрождения сухого закона в стране среди специалистов сложилось неоднозначное мнение. Впервые ограничительная система по употреблению спиртного была введена в 1865 г. в шведском городе Гетеборге. Согласно ей, алкоголь продавали в ограниченном числе заведений и только вместе с горячими блюдами, а владельцы этих заведений получали лишь 5% прибыли. Позднее практиковалась карточная система выдачи по 4 л спиртного в месяц на 1 семью.


    Полный запрет («сухой закон») вводился в Исландии, Финляндии, Норвегии, США, СССР. Такие жесткие меры эффективны только в первые 1-2 года после их внедрения, после чего развивается самогоноварение, тайная продажа и контрабанда алкоголя. Анализ эффективности сухого закона всегда приводил к его отмене, так как проблема пьянства, в первую очередь, связана с народными традициями.

    В 2012 г. в России появилась Партия сухого закона России, активно занимающаяся пропагандой трезвого образа жизни.

    Вторичная профилактика

    Главными целями вторичной профилактики алкоголизма являются:

    • сократить употребление алкоголя и уменьшить степень его вреда;
    • предотвратить развитие хронических заболеваний;
    • восстановить социальный статус человека;
    • выработать модели здорового поведения в ответ на стрессовые факторы окружающей среды, способствующие появлению пагубной привычки.

    Вторичная профилактика алкоголизма проводится для молодежи и взрослых, которые уже употребляют алкоголь, но еще не имеют признаков заболевания.

    Основные мероприятия включают:

    • выявление учащихся, принимающих алкоголь;
    • организация антиалкогольного контроля с целью исключения приобщения к спиртному других подростков;
    • проведение тренингов, вырабатывающих способность сопротивления соблазну выпивки в компании сверстников;
    • проведение семинаров и лекций для привлечения взрослых членов неблагополучных семей;
    • психологическое консультирование детей и их родителей в наркологических службах;
    • вовлечение к участию в коррекционных школьных программах взрослых, особенно тех, кто сумел преодолеть алкогольную зависимость;
    • организация групп взаимопомощи.

    Педагогические методы профилактики алкоголизма часто рассматриваются как вспомогательная часть общей антиалкогольной политики. Однако именно она формирует у детей уже в раннем возрасте негативное отношение к алкоголю, которое может защитить их от алкогольной зависимости в будущем. В зарубежных странах антиалкогольные беседы проводят с дошкольного возраста.

Алкоголизм – это хроническое заболевание, в основе которого находится непреодолимая тяга к употреблению спиртных напитков. Болезнь основывается на физических и психических факторах. Профилактика алкоголизма состоит из трех этапов и помогает наладить жизнь без алкоголя, расставить приоритеты, избавиться от зависимости и связанных с нею проблем.

Виды профилактики

Комплекс профилактических мер направлен на формирование отвращения к спиртному. Он помогает избавиться от психологической зависимости и адаптироваться в социальном обществе. Существует три стадии процесса: первичная, вторичная и третичная. Начальные этапы подходят людям без физиологических изменений на почве приема этилового спирта. А вот вторичная и третичная профилактические стадии включают в себя работу с родственниками пациента и реабилитацию после медикаментозного лечения от алкоголизма.

Первичная профилактика

Первичная профилактика зависимости от алкоголя имеет высокую актуальность и заключается в соблюдении мер предосторожности и кратких профилактических беседах. Её необходимо проводить пациентам без алкоголизма, но со склонностью к нему, неврастеническим и психически лабильным личностям. В качестве способа профилактики выбрана беседа с психологом или наркологом.

Во время беседы задача специалиста заключается в том, чтобы найти контакт с пациентом и доказать ему возможность жизни без спиртного. Происходит воздействие на сознание личности, формирование отвращения к продукту. Важно поставить акцент на том, что не существует употребления горячительных напитков «в меру», это самообман, приводящий к полноценной зависимости. Для ряда пациентов можно применить методики запугивания и рассказать о вреде алкоголя на каждый орган с последствиями в виде болезней. Такую профилактику целесообразно проводить, если человек страдает «пивным алкоголизмом», употребляет напитки «для аппетита» или делает это без повода с регулярной частотой. Идет воздействие на психический и социальный аспекты возможной зависимости.

Технологии вторичной профилактики

На поздних стадиях сформированная привычка приобретает наркоманический или токсикоманический оттенок. К ней подключаются физиология человека и гормональные изменения. Организм требует дофамина, вырабатывающегося под воздействием алкоголя. Поэтому профилактика, по своей сути, является немедикаментозным, поддерживающим лечением. Особенности программы вторичной профилактики:

  • работа с пациентом в индивидуальном порядке;
  • консультации с членами семьи;
  • собеседование с бывшими алкоголиками;
  • социально-психологическая поддержка, трудотерапия, устройство на работу.

Чтобы достичь эффективных результатов, второй этап может продолжаться до одного года. Пациенту важно перестроить свою жизнь и не пустить лечебно-профилактические программы на самотек. Вторичная профилактика комплексная, а поэтому более эффективна и актуальна, нежели первичная.

Третичные меры

Третичные профилактические меры заключаются в записи пациента на консультацию анонимных алкоголиков, а также в поддержании психологических бесед со специалистом. Эффективность заключается в том, что пациент получает социальную поддержку и собеседников в виде единомышленников. Занятия проходят по специальным программам, иногда на личных консультациях определяется способ подхода к человеку для установления контакта с психологом.

Даже алкоголики с энцефалопатическими изменениями (нарушение когнитивных способностей, памяти) получают должную поддержку и избавляются от влияния плохой компании извне. Третичные меры профилактики эффективны только в том случае, когда они проходят комплексно и непрерывно, минимум в течение полугода.

Особенности предотвращения зависимости

Профилактика формирования патологической тяги отличается у мужчин и женщин. Это объясняется разными принципами мышления полов и сроками формирования патологии. Алкоголизм у женщин формируется при систематическом употреблении спиртного быстрее и в 2 раза чаще, чем у мужчин. Отличия начинают учитываться с первого этапа профилактических мероприятий.

Женский алкоголизм

В профилактике алкогольной зависимости необходимо учитывать все социальные факторы. Женщины склонны считать свою привычку постыдной на первых стадиях, поэтому всячески скрывают или оправдывают зависимость. В первичной стадии уделяется внимание негативным последствиям, поскольку они опаснее именно для женского организма. Желательно наглядно проиллюстрировать изменения во внешности.

Хорошо работают методики предупреждения, а иногда и запугивания. Аргументы психолога могут строиться на похожих историях из жизни, эмоционально окрашенных фразах. Пьянство у представительниц женского пола вылечить трудней по причине преобладания психологического аспекта. Но это можно сделать упорными тренингами в течение 6–9 месяцев (по статистике).

Мужское пьянство

Чтобы эффективно профилактировать мужской алкоголизм, необходимо социализировать пациента и помочь ему найти контакт с противниками алкоголя. Часто у таких мужчин нет авторитета, и они подсознательно не знают, с кого взять жизненный пример. Правильная компания поможет направить их энергию в работу. Он почувствует себя важным и социально значимым, появятся новые знакомые и, возможно, друзья. Первичная профилактика проходит еще среди школьников старших классов и студентов. Хорошо воздействует вторичный этап против мужского пьянства. Именно родные и близкие могут повлиять на решение мужчины, что поспособствует отказу от алкоголя.


Тест: Проверь совместимость своего лекарства с алкоголем

Введите в строку поиска название препарата и узнайте насколько он совместим с алкоголем

— это тяжелая, трудноизлечимая болезнь и, к сожалению, весьма актуальная. Она приводит к подрыву здоровья и психическим изменениям в организме человека, к проблемам в семье и обществе и к деградации личности. Алкоголизм представляет собой серьезную социальную проблему, решение которой требует принятия широкомасштабных мер на государственном уровне для предохранения здоровых людей от этой опасности и оказания помощи больным алкоголизмом, которые еще имеют возможность встать на путь выздоровления.

Виды профилактики алкоголизма — кратко

Профилактика алкоголизма имеет различные формы и направления:

Первичная профилактика . Данное направление связано с прививанием знаний о вреде алкоголя и тяжелых последствиях его употребления, с социальным ориентированием личности, пропагандой здорового образа жизни, занятий спортом. В этом виде профилактики принимают участие педагоги, медицинские работники.

Вторичная профилактика . Она ориентирована на людей, которые уже оказались в плену алкогольной зависимости. Эффективность этой формы в значительной степени увеличивается при вовлечении в процесс ее проведения членов семьи, друзей и близких больного алкоголизмом. Мерами помощи алкоголикам являются беседы с больными, которые проходят лечение от своей зависимости. Очень важным является участие в этот период специалистов – психологов и в сопровождении больного и его семьи и предупреждение ситуаций, могущих спровоцировать срыв.

Третичная профилактика . Данные мероприятия по профилактике алкоголизма распространяются на алкоголиков с углубленной зависимостью, но стремящихся к избавлению от нее. Основными среди этих мероприятий являются организация встреч анонимных алкоголиков, оказание помощи таким больным для восстановления их социального и психологического состояния.

Профилактика алкоголизма среди подростков

Особую тревогу вызывает возможность появления алкогольной зависимости в подростковом возрасте. Причины могут быть связаны с семейной ситуацией — пьющими родителями, окружением подростка, ложными идеалами. Основные меры, с которыми связана профилактика алкоголизма в школе – это подключение детей к проведению интересных школьных мероприятий развлекательной и образовательной направленности, вовлечение в различные кружки, спортивные секции. Значительную роль в организации здорового досуга для подростков должны выполнить государство и общественные организации и способствовать с этой целью созданию широкой сети доступных стадионов, бассейнов, театров, клубов.

Вторичная профилактика алкоголизма.

Главной целью вторичной профилактики является изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.

Поведение риска может быть вызвано характеристиками индивида, имеющего те или иные предиспозиции личностных, поведенческих и других расстройств, характеристиками среды, воздействующей на индивида, специфическими комбинациями средовых и поведенческих характеристик. При этом среда рассматривается как носитель такого доминирующего фактора как стресс, а само поведение индивида - как фактор риска алкоголизма.

По своей направленности на контингент риска (молодые люди, подростки и дети, начинающие употреблять алкоголь, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению алкоголя) вторичная профилактика является массовой, индивидуальной в отношении коррекции поведения отдельных лиц. Она включает в себя как социальные, психологические, так и медицинские меры специфического и неспецифического характера.

Вторичная профилактика осуществляется с применением различных стратегий:

1. формирование мотивации на изменение поведения.

2. изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Задачи вторичной профилактики осуществляемые социальным педагогом:

1. Работа с подростками групп риска (выявление патологии, лечение и наблюдение у специалистов; создание программ для работы с ними)

2. Работа в центрах реабилитации совместно с другими специалистами, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию (тренинги повышения самооценки, уверенности в себе, снятие напряжения, психотерапия творческим самовыражением и т.д.)

3. Работа с родителями данной группы (лекционные и практические занятия, оказывающие профессиональную психолого-педагогическую помощь нуждающимся родителям; создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).

Третичная профилактика алкоголизма.

Третичная профилактика наркомании и алкоголизма направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшения вероятности рецидива заболевания. Второе направление третичной профилактики - снижение вреда от употребления алкоголя у тех, кто еще не готов к прекращению его употребления

Возможности третичной профилактики гораздо ниже, чем первичной и вторичной, так как эффект от превентивного воздействия определяется необходимостью замены патологических звеньев поведения индивида на непатологические. Данный вид профилактики является медицинским, однако базируется на сильной структуре социальной поддержки. Этот вид профилактики требует индивидуального подхода и направлен на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую стадию. Активность больного в борьбе с заболеванием, осознание им собственной ответственности за свое здоровье - обязательное условие проведения третичной профилактики.

Главной целью третичной профилактики является формирование социально-поддерживающей и развивающей среды (социально-поддерживающие и терапевтические сообщества, локальные и территориальные программы, программы на рабочих местах, социальные программы, альтернативные употреблению алкоголю).

Задачи третичной профилактики, осуществляемые социальным педагогом:

1. формирование социально-поддерживающей и развивающей среды;

2. формирование мотивации на изменение поведения, прекращение употребления психоактивных веществ и постоянное поддержание процесса продвижения к здоровью;

3. развитие навыков копинг-поведения, социальной компетентности, преодоления искушения алкоголизации;

4. формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в социально-поддерживающих сетях.

Таким образом, для наибольшей эффективности профилактики алкоголизма подростков необходимо объединить усилия. Социальные педагоги должны и привлекать родителей, и обращаться за помощью в правоохранительные органы, и быть в контакте с врачами-психиатрами.

Несомненно, борьба с алкоголизмом, это задача родителей, друзей, близких, но рядом с подростком зависимым от алкоголя, должен находиться квалифицированный специалист - социальный педагог. Т.к. после психологического и физического насилия над личностью именно профессиональные действия социального педагога помогут снова адаптировать его в общество получить положительный результат в такой сложной проблеме, как выведение индивида из алкогольной зависимости.

Основной акцент работы социального педагога со школьниками подросткового возраста - это работа с группой через следующие направления деятельности:

1. Профилактика причин и последствий алкоголизма. Это можно осуществить через проведение групповых дискуссий на темы, связанные с алкоголизмом. Результатом таких занятий должно являться формирование группового мнения, которого будут придерживаться все участники группы. Кроме дискуссий возможны и другие формы работы: проведение ролевых игр, в ходе которых проигрываются основные ситуации, связанные с потреблением алкоголя и давлением сверстников. В ролевой игре направленной на профилактику алкоголизма, можно достичь личностного развития ребёнка, сформировать умение противостоять уговорам принять спиртное. Основные социальные умения, которые может сформировать социальный педагог в подростковой группе: это умение чётко формулировать аргументы отказа от алкоголя и противостоять давлению сверстников. Формы работы: диспут, в ходе которого происходит обмен информацией о вреде алкоголя, где социальный педагог выступает в роли арбитра, деловая игра, беседа. Методы, которые запугивают детей, применять не целесообразно.

1. Организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростком алкоголя. Необходима яркая своеобразная реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы подросток мог выбрать себе занятие по душе. Социальный педагог должен знать интересы, склонности и увлеченья подростка и помочь организовать ему содержательный досуг. В силу психологических особенностей возраста важно развивать для подростков конкретные групповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания и другое.

2. Антиалкогольное воспитание, проводимое социальным педагогом и направленное на формирование у подростка твёрдых антиалкогольных убеждений: о необходимости трезвого образа жизни, о недопустимости употребления алкоголя в период формирования организма, о безнравственности пьянства и алкоголизма, о формировании антисоциальной личности подростка злоупотребляющего алкоголем. Важно для социального педагога обращать внимание не сколько на вред употребления алкоголя для здоровья пьющего, сколько на вред его в социальном плане - в плане взаимоотношений школьника с окружающим миром.

3. Антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы тоже является функцией социального педагога. На основе знакомства с образовательными программами учреждения социальный педагог может предложить включить элементы антиалкогольного воспитания во все предметы школьного цикла. Благодаря этим дополнениям будут расширены знания учащихся о вредном воздействии алкоголя на здоровье человека и его потомство, о несовместимости употребления алкоголя с социальным образом жизни. Социальному педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы все учителя следовали антиалкогольным установкам, были примером трезвого образа жизни, отрицательно относились к алкоголю во всех ситуациях школьной и внешкольной жизни.

4. Посредническая деятельность социального педагога- подключение к профессиональной работе не только родителей, учащихся, но и сотрудников милиции, врачей, работников ближайших предприятий, общественности.

5. Преодоление социально-педагогической запущенности школьника, проявляющегося в виде ограниченного словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире, недостаточной усвоенности различных навыков.

В заключении необходимо ещё раз подчеркнуть, что проблема алкоголизма школьников - проблема комплексная и её решение может дать положительный результат только при условии, что её реализация будет осуществляться не только усилиями социального педагога, но и всех субъектов деятельности.

Статьи по теме