Ошибки эксплуатации котельных и их устранение. Краткое описание некоторых аварий Причины аварий паровых котлов
5Агрессивность котловой воды определяется наличием в ней растворенной едкой щелочи и кремнекислоты, являющейся катализатором процесса межкристаллитной коррозии. За счет выпара воды в неплотностях соединений откладываются щелочи, значительно увеличивающие концентрацию щелочи. На рис. 11 показан шлиф заклепочного соединения. Черные пятна представляют собой места интенсивного ржавления поверхности шлифа под действием отложившихся в зазорах солей.
Рис. 11. Шлиф заклепочного соединения
Появление хрупких разрушений начинается с образования мелких невидимых волосных трещин, постепенно увеличивающихся в длину и углубляющихся по толщине листа. Трещины обычно появляются на соприкасающихся поверхностях металла и даже при значительном развитии могут не доходить до поверхности листа, что затрудняет своевременное выявление начавшегося процесса разрушения. При отсутствии у персонала навыков выявления процесса по внешним признакам межкристаллитная коррозия может привести к полному разрушению накладок (рис. 12) и обечаек барабана и вызвать тяжелую аварию котла.
Внешними признаками процесса образования хрупких разрушений являются пропаривания у кромок листов заклепочных соединений, в вальцовочных соединениях, у основания приклепанных штуцеров и воротниковых фланцев; появление солевых грибков в этих же местах и у наружных головок заклепок; отскакивание головок заклепок при их обстукивании молотком (известны случаи отскакивания головок заклепок и без обстукивания).
При появлении внешних признаков хрупких разрушений тщательно исследуют подозрительные места барабанов. Из вынутых заклепок делают шлифы. Заклепочные и трубные отверстия, а также поверхность металла возле отверстий зашлифовывают и после травления реактивами рассматривают в лупу. В необходимых случаях выявляют трещины ультразвуковым способом; для уточнения вынимают ряд заклепок и проверяют их магнитной порошковой дефектоскопией. Для выявления степени разрушений снимают часть накладки заклепочного шва, удаляют развальцованные концы труб, разбирают соединения труб, штуцеров и воротниковых фланцев с барабаном.
Наиболее эффективной мерой борьбы с появлением трещин является выполнение барабанов без заклепочных и вальцовочных соединений. Для предупреждения образования механических перенапряжений металла обеспечивают свободу расширения трубных систем котла и достаточную самокомпенсацию труб, закрепленных между барабаном и неподвижными камерами. Компенсационные зазоры нижних барабанов и труб в обмуровке при ремонте котлов очищают от золы, шлака и кусков кирпича.
Исключают причины, вызывающие прогибы барабанов. От местного обогрева газами барабаны водотрубных котлов надежно защищают обмуровкой и торкретом.
Питательная вода должна равномерно поступать в барабан по всей его длине и хорошо перемешиваться с котловой водой. При растопке котла равномерность температуры воды должна обеспечиваться паровым прогревом и усиленной продувкой нижних барабанов и камер. Заполнение холодного котла горячей водой и усиленная подпитка котла холодной водой для ускорения расхолаживания не допускаются. При горячем резерве котлы надежно отключают от паропровода.
Во время ремонтов все неплотности заклепочных и вальцовочных соединений устраняют. Нельзя оставлять даже самых малых пропариваний. Недопустима перевальцовка труб, приводящая к развальцовочной усталости металла трубных досок. Вводы в барабан паровых и водяных трубопроводов с температурой среды, отличающейся от температуры котловой воды, выполняют с рубашками.
Описанные мероприятия снижают механические и термические напряжения, однако они не всегда достаточны. В некоторых случаях требуется создать специальный режим котловой воды, снижающий ее агрессивность.
Выявленные хрупкие разрушения устраняют, заменяя отдельные вальцовочные соединения, части накладок, поврежденные заклепки, штуцеры и фланцы. Наиболее радикальным методом ремонта поврежденных заклепочных швов, а часто и единственно возможным, является замена заклепочных соединений барабанов сварными. При значительных повреждениях барабаны заменяют.
Рис. 12. Разрушение накладки барабана при межкристаллитной коррозии
Основными дефектами котлов являются коррозионные и термоусталостные разрушения металлических конструкций, потеря плотности вальцовочных соединений, разрывы и трещины труб и коллекторов в результате перегревов, неисправностей форсуночных и воз-духонаправляющих устройств, арматуры, контрольно-измерительных приборов и кирпичных кладок топок. Трубки водотрубных котлов чаще подвержены отказам, чем другие элементы, так как находятся в более тяжёлых условиях. К основным видам повреждений трубок следует отнести: утонение стенок, свищи, выпучины, трещины, разрывы, деформации (прогибы). Утонение трубок происходит из-за протекания процессов коррозии и эрозии.
Наиболее часто наблюдаются высокотемпературные - вана-диево-натриевые и низкотемпературные - сернистые и коррозионные разрушения наружных поверхностей нагрева.
Газовая коррозия представляет собой химическое взаимодействие металла трубок и других металлических конструкций котла с газообразными или твёрдыми агрессивными компонентами, находящимися в дымовых газах. В процессе газовой коррозии на поверхности металла образуется плёнка окислов железа (a-Fe203), защищая металл от дальнейшего разрушения.
Наличие в топливе ванадия способствует протеканию ванадиевой коррозии. Плавясь при температурах в диапазоне 600 - 700°С двуокись ванадия (V205), содержащаяся в золе продуктов сгорания, растворяет защитную плёнку окислов железа, способствуя диффузии кислорода и поверхности металла, интенсифицируя коррозионный процесс.
Присутствие в продуктах сгорания сульфата натрия (Na2S04) с температурой плавления 885°С способствует протеканию сульфидно-окисной коррозии из-за диффузии через окисную плёнку серы. Внедрение серы в кристаллическую решётку усиливает процесс окисления, и скорость коррозии увеличивается в несколько раз.
Для предотвращения коррозионного воздействия натрия и ванадия применяют специальные присадки в топливо, основу которых составляет МдО (нейтрализация ванадия), Si02 и Gr203 (нейтрализация натрия).
Следует отметить, что защитная окисная плёнка может быть разрушена вследствие механических и термических напряжений в плёнке, связанных с изменениями температурного состояния котла, например, при переходных режимах работы или выводе котла из действия.
Иные условия развития низкотемпературной сернистой коррозии. Органические соединения серы в процессе сжигания топлива (в топках котлов, газовых турбинах, ДВС), частично превращаются в агрессивную серную кислоту в её парообразной фазе, которые вызывают интенсивный коррозионный износ поверхностей нагрева, имеющих сравнительно низкую температуру. Температура, при которой происходит конденсация паров серной кислоты на поверхности нагрева, называется точкой росы, зависящая в свою очередь, от процентного содержания серы в топливе. В таблице показана зависимость температуры точки росы от содержания серы в топливе.
Влияние содержания серы S, % на температуру точки росы t°C
При снижении температуры газов ниже точки росы, толщина слоя отложения на поверхности трубок увеличивается. Отложения имеют плотную структуру, белого или светло-серого цвета, их величины неравномерны - от нескольких десятых миллиметра (0,2/0,4мм), до 1,5/2,Омм и, как правило, покрыты сверху слоем сажи и золы, толщиной 2/4мм. Слой отложений светлого цвета, имеющий блестящую (похожую на лужёную) поверхность, является характерным признаком низкотемпературной сернистой коррозии, протекающей под слоем загрязнений без доступа кислорода.
Возможность конденсации паров серной кислоты при температуре, равной температуре точки росы, является основной причиной, ограничивающей глубину утилизации тепла уходящих газов.
Радикальным средством борьбы с низкотемпературной сернистой коррозией хвостовых поверхностей котлов является повышение температуры поверхности нагрева.
Учитывая возможность возникновения застойных зон и неравномерности теплового потока в поперечных сечениях котла, температура газа на выходе из него должна поддерживаться в эксплуатации 10-15°С выше температуры точки росы.
Низкотемпературную коррозию могут вызвать вода или пар, попадающие на наружные поверхности нагрева вследствие нарушения герметичности (разрывы, трещины, свищи, неплотности вальцовочных соединений) трубных систем и коллекторов.
Занос поверхностей нагрева продуктами сгорания ухудшает условия теплообмена, снижая технико-экономические показатели работы котельных агрегатов.
Однако большую опасность представляют неравномерные величины загрязнений поверхностей нагрева, которые определяются неодинаковыми скоростями потока газов по фронтальному сечению. Причём, иногда, наблюдаются полные заносы межтрубных пространств на отдельных участках. Вследствие неравномерности отложений, создаются потоки газов с большой скоростью (от 10 до 16м/с), что является источником интенсивного конвективного теплообмена, воспринимаемого ограничивающими поток трубками.
В местах максимального тепловосприятия повышение температуры трубок может достичь 10%. Длительные воздействия повышенных температур увеличивают тепловые напряжения, ухудшают структуру материала, снижают их прочностные характеристики, а в сочетании с другими видами разрушающих воздействий (низко и высокотемпературные коррозионные разрушения) являются одной из основных причин образования свищей, трещин и разрывов трубок.
Поверхности нагрева подвержены коррозионному разрушению не только с внешней, но и с внутренней стороны. При высокой температуре котловой воды повышается её коррозионная активность, природа коррозии - электрохимическая. Вызывается растворённым в воде воздухом, который в виде пузырьков осаждается на внутренних поверхностях коллекторов и трубок. Так как концентрация кислорода внутри пузырька выше, чем в воде, то поверхность металла внутри пузырька около стенки оказывается катодом, а около стенки вне пузырька - анодом. В результате металл разрушается по периметру пузырька с внешней стороны. Скорость коррозии возрастает при увеличении кислорода, растворённого в воде, и зависит от внутренних факторов - увеличения концентрации солей в котловой воде и наличия в металле отдельных включений, являющимися сильными катодами. Опасно, когда сварной шов является анодом.
Утонение трубок может происходить при механической очистке их от накипи.
Деформации, выпучины, трещины и разрывы трубок являются следствием не только тепловых и разрушающих воздействий с внешней стороны, но и перегрева металла в связи с отложениями накипи или нефтепродуктов внутри трубок.
Низкая теплопроводность накипи и нефтепродуктов приводит к росту термического сопротивления теплопередаче, что вызывает рост температуры металла трубок. Перегрев возможен при установке неправильного угла наклона трубок, препятствующем свободному выходу пузырьков воздуха.
Иногда причиной повреждений трубок может явиться небрежное обслуживание. Отмечались случаи перегрева и разрыва трубок из-за попадания в питательную систему, а затем в трубки, волокон сальниковой набивки. Осевшая в трубках набивка может привести к местному перегреву металла трубок.
Прогиб трубок, являющийся следствием перегрева, зависит от длины трубок, угла наклона и площади её поперечного сечения.
Упуск воды в водотрубных котлах вызывает тяжёлые последствия - сгорание трубок и других металлических частей котла, примыкающих к топке, повреждение кирпичной кладки и арматуры, деформацию съёмных щитов, кожухов, дымохода, корпуса.
Неправильное вальцевание, неудовлетворительный отжиг концов трубок могут явиться причиной появления, идущих вдоль трубки, трещин и течей в месте входа трубки в барабан или коллектор.
Основными повреждениями барабанов, коллекторов и секций водотрубных котлов являются течи швов, трещины между трубными отверстиями, коррозионные разрушения, деформации. Течи швов барабана может быть следствием температурных напряжений, давлений выше рабочего, низкого качества сварки или клёпки, коррозии швов. Эти же причины, а также тяжёлые условия работы при неравномерном нагреве и высоких температурах, если имеются отложения накипи и межкристаллитная коррозия, приводят к образованию трещин. Коррозия барабанов и коллекторов может носить не только равномерный, но и локальный характер, т.е. в отдельных местах могут образовываться отдельные глубокие язвы и сквозные свищи.
При равномерной коррозии происходит утонение стенки барабана почти на одну и ту же величину по всей поверхности. Это опасно сточки зрения обеспечения прочности.
Эрозионные разрушения, вызываемые механическим воздействием быстродвижущихся капель влаги и других частиц, наблюдаются в коллекторах пароперегревателя. Коррозионному разрушению подвергаются стенки коллекторов и входящие в них трубки, причём концы развальцованных трубок разрушаются в основном в месте входа насыщенного пара.
Неисправности форсуночных и воздухонаправляющих устройств связаны обычно с их механическими повреждениями и износом; повышением производительности форсунок в результате увеличения проходного сечения, вызванного изнашиванием стенок соплового отверстия, расширением тангениальных канавок распылителей механических форсунок, ухудшающих качество распыливания топлива; деформацией деталей воздухонаправляющих устройств, ухудшающих качество перемешивания топлива с воздухом.
Наиболее часто встречающимися неисправностями арматуры котлов являются пропуски рабочих сред при закрытом состоянии клапанов, разрушение или потеря прозрачности стёкол (слюдяных пакетов), водоуказательных приборов, заклинивание стопорных устройств, несрабатывание главных предохранительных клапанов при повышении давления пара в паровом коллекторе.
Безопасной эксплуатации паровых котлов уделяется большое внимание.
В результате замены морально устаревших конструкций (вертикально-цилиндрических, жаротурбинных и др.) аварийность паровых котлов за последнее время резко сократилась. Однако полностью аварии пока не изжиты, особенно из-за упуска воды. В отдельных случаях упуск воды приводил к взрывам паровых котлов с разрушением котельного помещения и человеческими жертвами.
За последние годы в связи с оснащением паровых котлов номинальной паропроизводительностью 0,7 т/ч и более автоматически действующими звуковыми сигнализаторами верхнего и нижнего предельных положений уровней воды аварии по упуску воды на таких котлах резко сократились. Упуски воды были лишь на котлах, у которых сигнализаторы отсутствовали или вследствие плохого ухода за ними были неисправны и в момент аварии бездействовали.
В некоторых случаях последствия аварии усугублялись неправильными действиями обслуживающего персонала, производившего подпитку котла после обнаружения упуска воды в нарушение требований «Типовой инструкции для персонала котельных», утвержденной Госгортехнадзором СССР 12 июля 1979 г.
Анализ аварий паровых котлов, на которых не установлены автоматические регуляторы питания, показывает, что аварии из-за упуска воды происходят в основном в результате ослабления внимания персонала, преимущественно в вечернее и ночное время. Так, в период с 0 до 8 ч утра число аварий доходит до 50 %, с 8 до 16 ч - до 20 % и с 16 до 24 ч-до 30 %.
В результате нарушений производственной дисциплины персонала происходит около 80 % аварий из-за упуска воды.
Упуск воды в паровом котле может произойти не только по вине персонала, не подпитавшего своевременно котел, но и из-за технических неисправностей водоуказатель - ных приборов, продувочной и питательной арматуры, питательных устройств, недостаточной производительности и напора питательных устройств, разрыва экранной, кипятильной или экономайзёрной трубы. Приведем несколько примеров.
На ТЭЦ из-за глубокого упуска воды произошла авария котла ТГМЕ-454 производительностью 500 т/ч (давление в барабане"16,2 МПа). При этом произошел разрыв четырех экранных труб, в двух трубах появились свищи, вся экранная система была деформирована с амплитудой до 250 мм (топка газоплотная).
Материальный ущерб от аварии составил около 200 тыс. руб. Расследованием установлено, что причиной аварии явились: работа котла с отключенной автоматикой безопасности (прекращение подачи топлива в котел при понижении уровня воды ниже допустимого), неправильные действия машиниста котла в аварийной обстановке.
На ТЭЦ из-за глубокого упуска воды, произошла авария парового котла ТП-35 производительностью 45 т/ч (давление в барабане 3,9МПа). При этом произошел разрыв двух экранных труб, 40 % экранных труб деформировано. Материальный ущерб от аварии составил 10 тыс. руб.
Причины аварии: работа котла с подачей газа к горелкам по баи- пасной линии, исключая автоматическое отключение топлива при упус - ке воды. Машинист котла вмешался в работу автоматики регулирования воздействием на ключ управления регулирующего клапана питания, закрыл вручную задвижку на узле питания котла водой, при аварийном низшем уровне воды в. котле начал ручную подпитку, чем нарушил требования должностной инструкции и инструкции по предупреждению и ликвидации аварий. Начальник смены ТЭЦ в связи с изменениями в режиме работы котла не обеспечил соблюдение подчиненным ему персоналом требования производственных инструкций, не принял мер по аварийной остановке котла. Имело место неудовлетворительное состояние производственной дисциплины среди обслуживающего персонала и ИТР, выразившееся в невыполнении требований действующих правил безопасности и инструкций.
В третьем случае в котельной из-за глубокого упуска воды произошла авария парового котла ДКВР-2,5/13. В результате аварии повреждены, экранные и кипятильные трубы котла.
Причины аварии: машинист оставил работающий котел без надзора; котел работал с неисправной автоматикой безопасности; обслуживающий персонал нарушил производственные инструкции.
В котельной из-за глубокого упуска воды произошла авария парового котла ДКВР-10/13. В результате аварии повреждены экранные и кипятильные трубы котла с нарушением вальцовочных соединений. Поврежденные трубы также полностью заменены.
Причины аварии: неправильные действия машиниста, производившего продувку котла без должного контроля за уровнем воды в верхнем барабане котла; неисправное состояние автоматики безопасности и сигнализации по упуску воды из котла; принятие смены старшим машинистом без проверки состояния и автоматики безопасности; допуск к обслуживанию паровых котлов персонала, не прошедшего проверку знаний действующих правил безопасности и производственных инструкций.
Для предупреждения упуска воды в паровых котлах необходимо:
Не допускать к обслуживанию котлов лиц, не прошедших обучение в объеме соответствующей программы и не имеющих удостоверения квалифицированной комиссии на право обслуживания котла;
Не допускать эксплуатацию котлов с неисправной водо - указательной, продувочной и питательной арматурой, а также автоматикой безопасности, обеспечивающей ведение нормального режима котла с пульта контроля и управления;
Проверять исправность всех питательных насосов кратковременным пуском их в работу (у котлов с рабочим давлением до 2,4 МПа в сроки, установленные производственной инструкцией, производить проверку водоуказательных приборов продувкой у котлов с рабочим давлением до 2,4 МПа не реже 1 раза в смену, у котлов с рабочим давлением от 2,4 до 3,9 МПа - не реже одного раза в сутки, а свыше 3,9 МПа - в сроки, установленные инструкцией);
Запретить оставлять во время работы котел без постоянного наблюдения со стороны персонала и выполнение машинистом каких-либо других обязанностей, не предусмотренных инструкцией.
ВОЗМОЖНЫЕ АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ
К аварийным ситуациям, вызывающим нарушение нормального режима работы котлов, при которых, согласно требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, они должны быть немедленно остановлены действием автоматики или дежурным персоналом, относятся:
Обнаружение неисправности предохранительного клапана;
Если давление в барабане котла поднялось выше разрешенного на 10% и продолжает расти;
Снижение уровня воды ниже низшего допустимого уровня, в этом случае подпитка котла водой категорически запрещена;
Повышение уровня воды выше высшего допустимого уровня;
Прекращение действия всех питательных насосов;
Прекращение действия всех указателей уровня воды прямого действия;
Если в основных элементах котла (барабане, коллекторе, камере, пароводопе репускных и водоопускных трубах, паровых и питательных трубопроводах, жаровой трубе, огневой коробке, кожухе топки, трубной решетке, внешнем сепараторе, арматуре) будут обнаружены трещины, выпучины, пропуски в их сварных швах, обрыв анкерного болта или связи;
Недопустимое повышение или понижение давления в тракте прямоточного котла до встроенных задвижек;
Погасание факелов в топке при камерном сжигании топлива;
Снижение расхода воды через водогрейный котел ниже минимального допустимого значения;
Снижение давления воды в тракте водогрейного котла ниже допустимого;
Повышение температуры воды на выходе из водогрейного котла до значения на 20°С ниже температуры насыщения, соответствующей рабочему давлению воды в выходном коллекторе котла;
Неисправности автоматики безопасности или аварийной сигнализации, включая исчезновение напряжения на этих устройствах;
Возникновение в котельной пожара, угрожающего обслуживающему персоналу или котлу;
Появление неплотностей в обмуровке, в местах установки предохранительно-взрывных клапанов и газоходах;
Прекращение подачи электроэнергии или исчезновение напряжения на устройствах дистанционного, автоматического управления и средствах измерения;
Неисправности КИП, средств автоматизации и сигнализации;
Выход из строя предохранительных блокировочных устройств;
Неисправности горелок, в том числе ог-непреградителей;
Появление загазованности, обнаружение утечек газа на газовом оборудовании и внутренних газопроводах;
Взрыв в топочном пространстве, взрыв или загорании горючих отложений в газоходах;
Аварии в газовом хозяйстве.
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ АВАРИЙ И ОТКАЗОВ В РАБОТЕ КОТЕЛЬНЫХ
Наиболее серьезными последствиями аварии являются взрывы при нарушении плотности котла по причинам несоблюдения режимов работы и правил эксплуатации, а также взрывы, связанные с загазованностью топки при неправильном ее обслуживании и сжигании топлива.
В топке и газоходах хлопки и взрывы происходят, когда концентрация газа в воздухе находится в диапазоне пределов взрываемос-ти и создается взрывоопасная газовоздушная смесь.
В котельной, работающей на твердом виде топлива, при слоевом сжигании топлива в топке и газоходах горючие газы в большом количестве выделяются из свежего топлива, если при кратковременной остановке котла его забрасывают на оставшееся несгоревшее топливо, а не удаляют из топки.
Причинами образования взрывоопасной газовоздушной смеси в топках и газоходах газифицированной котельной могут явиться неправильные действия персонала при эксплуатации котлов, неисправность запорных устройств перед горелками и включение их при неисправной или отключенной автоматике контроля пламени, отсутствие устройств контроля герметичности запорных органов горелок.
При сжигании жидкого топлива пожары и взрывы в топке и газоходах возникают в случае некачественного его распыления форсунками, что приводит к вытеканию мазута в амбразуру и на стенки топки. При плохом смешении мазута с воздухом и неполном его горении происходит повышенный вынос в газоходы сажи. В случае возгораний отложений и сажи повышается температура газов, уменьшается тяга, значительно разогревается обшивка, а иногда выбивается пламя.
Причиной аварии может явиться неудовлетворительный водный режим котлов. В результате чего образуются отложения накипи, вызывающей повышение температуры металла труб и их пережог. Скопление накипи и шлама могут также привести к нарушению циркуляции воды. Причинами повреждений и аварий могут являться заводской брак в котле, плохое качество материала, из которого изготовлены отдельные узлы котла, а также неудовлетворительное состояние оборудования из-за некачественного монтажа или ремонта.
В таблице 1 приводятся типичные случаи аварий и неполадок в работе котельных и указываются их причины и возможные последствия.
Таблица 1
Типичные случаи аварий и отказов в работе котельных, их причины и возможные последствия
Неисправность
Возможные последствия
Пожар в помещении котельной
Несоблюдение требований производственной инструкции и правил пожарной безопасности. Воспламенение легко воспламеняющихся материалов и веществ. Неполадки в работе оборудования котлоагрегатов. Неисправность автоматики безопасности котла. Неисправность электрооборудования
Несчастные случаи и гибель людей. Материальный ущерб
Неисправность |
Возможные последствия |
|||
Упуск воды в барабане котла |
Нарушения производственных и должностных инструкций. Низкая трудовая дисциплина рабочих. Техническая неисправность питательной и продувочной арматуры. Неисправность насосов, сигнальных устройств. Утечки воды из котла из-за неполного закрытия вентиля при продувке котла |
Деформация барабана котла, образование трещин и свищей. Взрыв котла в результате резкого повышения давления пара при подпитке котла после упуска воды |
||
Превышение допустимого уровня воды в барабане котла |
Неисправность водоуказательных приборов. Повреждение питательной арматуры и регулирующих клапанов. Неисправность сигнализаторов предельных уровней воды. Вспенивание котловой воды |
Гидравлический удар при попадании воды в паропровод. Разрушение паропровода или прокладок во фланцевых соединениях |
||
Повышение давления в водогрейных котлах |
Остановка насосов и прекращение циркуляции. Несрабатывание предохранительных устройств. Закрытие общей задвижки на водяной линии котельной |
Выпуклости и разрыв труб поверхностей нагрева |
||
Повышение давления в паровых котлах |
Прекращение расхода пара. Несрабатывание предохранительных устройств. Чрезмерная форсировка котла |
Разрыв паропроводов, труб, поверхностей нагрева, барабана |
||
Вспенивание котловой воды |
Неудовлетворительное качество питательной воды. Резкое увеличение расхода пара и снижение давления в котле. Превышение щелочности котловой Подача в большом количестве в котел химических реагентов |
Заброс воды в паропровод, возможность упуска воды в барабане котла. Пропуск пара в арматуре. Гидравлические удары в паропроводе. Пробивание прокладок во фланцевых соединениях |
||
Неисправность |
Возможные последствия |
|||
Внезапное прекращение горения и взрывы газовой смеси в камерах сгорания и газоходах газифицированных |
Неправильные действия персонала при ручном розжиге горелок и регулировании их тепловой мощности и неисправной автоматике котла. Отрыв (проскок) факела пламени горелки и повторное включение горелок без предварительной вентиляции топок и газоходов. Резкое падение давления газа перед горелками в связи с неполадками в работе оборудования ГРП (ГРУ). Неполадки тягодутьевого устройства агрегата |
Срабатывание предохранительно-взрывного клапана. Выбрасывание пламени из смотрового отверстия топки. Разрушение обмуровки котлоагрегата и строительных конструкций котельной. Травмы у обслуживающего персонала и гибель людей |
||
Неисправность водоуказательных приборов |
Неправильно продуты водоуказа-тельные стекла. Засорились каналы водоуказательного стекла, кранов. |
Неправильное показание уровня. Все стекло прибора заполняется водой. Уровень воды в стекле неподвижен или постепенно повышается. |
||
Неисправны предохранительные |
Износ клапана и седла. Перекос и неплотности клапана. Попадание постороннего предмета под клапан |
Пропуск пара из клапана при нормальном давлении в котле |
||
Предохранительный клапан не срабатывает |
Клапан прикипел к седлу. Неправильная регулировка |
Преждевременное открытие предохранительного клапана или его несрабатывание |
||
Неисправность пружинного манометра |
Деформация латунной трубки вследствие попадания в нее пара. Имеются механические повреждения. Неплотность в резьбовых соединениях. Манометр подсоединен к котлу без сифонной трубки |
Стрелка не устанавливается на «нуль». Стрелка сбита с оси или заскочила за штифт. Пропуск пара или воды в резьбовых соединениях. Манометр показывает неправильное давление |
||
Неисправности в работе центробежного насоса |
Изношены элементы насоса. Неплотности в сальниках. Слишком горячая вода. Пальцы на полумуфтах и шпонка, соединяющая вал насоса с рабочим колесом, пришли в негодность, слишком затянуты сальники. Плохая центровка валов. |
Недостаточная производительность и напор насоса. Вибрация |
||
Неисправность |
Возможные последствия |
|||
Неисправности в работе поршневого |
Подсос воздуха через неплотности во фланцах, в сальниках штока. Закрыта задвижка на всасывающем трубопроводе, высокая температура воды в питательном баке. Неисправность и износ клапанов. Износ поршневых колец. Не полностью открыта задвижка на всасывающем или нагнетательном трубопроводе |
Уменьшается производительность и напор насоса |
||
Неисправности в работе тягодутьевых установок |
Увеличенный зазор в уплотнении на входе потока в рабочее колесо. Износ лопаток рабочего колеса. Загрязнены подшипник и смазка. Применены несоответствующие смазочные материалы. Пониженный уровень масла. Неправильная центровка валов вентилятора (дымососа) и электродвигателя. Ослабление фундаментных болтов или крепления подшипников. Недостаточная мощность электродвигателя. Обрыв одной из фаз электродвигателя. Засорение каналов воздушного охлаждения. Подгорание контактных колец |
Снижение напора и производительности. Перегрев подшипников. Шум и вибрация вентилятора (дымососа). Перегрузка, чрезмерное нагревание электродвигателя |
||
Загорание сажи |
Неполное сгорание топлива. Несоблюдение требований очистки дымоходов |
Повышение температуры уходящих газов. Уменьшение тяги. Значительный разогрев и повреждение дымоходов |
||
Загазованность и взрывы газовоздушной смеси в помещении котельной |
Утечка газа через неплотности в соединениях газопроводов и в запорной арматуре. Разрыв внутрикотельного газопровода. Неисправность приточно-вытяжной вентиляции при загазованности помещения котельной |
Повреждение основного и вспомогательного оборудования котельной. Разрушение конструкции здания котельной. Материальный ущерб и вынужденный простой оборудования котельной. Травмы у обслуживающего персонала и гибель людей. |
ПОРЯДОК ОПОВЕЩЕНИЯ В СЛУЧАЯХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Владельцы котлов, зарегистрированных в органах Госпромнадзора, о каждой аварии, смертельном, тяжелом или групповом несчастном случае обязаны немедленно уведомить территориальный орган технадзора и другие государственные учреждения в соответствии с положением о порядке технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах.
Дежурный персонал, обслуживающий котельные установки, при каждом отказе в работе оборудования, аварии, несчастном случае и при пожаре или угрозе пожара обязан:
Немедленно уведомить ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов (начальника котельной);
Оповестить всех должностных лиц согласно заранее составленному списку;
До прибытия комиссии по расследованию обстоятельств и причин аварии или несчастного случая обеспечить сохранность всей обстановки аварии (несчастного случая), если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей и не вызывает дальнейшего развития аварии или аварийной ситуации;
Составить объяснительную записку, которая будет являться первичным документом предварительного расследования причин аварии.
ОБЩИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ АВАРИЙНОЙ ОБСТАНОВКЕ КОТЛОВ, РАБОТАЮЩИХ НА ТВЕРДОМ, ЖИДКОМ И ГАЗООБРАЗНОМ ТОПЛИВЕ
При ликвидации аварий, связанных с экстренной остановкой котлов, обслуживающий персонал должен уметь быстро оценивать сложившуюся аварийную ситуацию, сохранять спокойствие и уверенно действовать на любых стадиях развития аварий.
При аварийной остановке котлов необходимо соблюдать следующие меры безопасности.
При работе котельной на твердом виде топлива горящее топливо из топки остановившегося котла следует удалить. В исключительных случаях, при невозможности быстрого удаления топлива из топки, горящее топливо можно заливать водой. При этом особое внимание машинист (кочегар) должен обратить на то, чтобы струя воды не попала на стенки топки котла и обмуровку. Заливать выгребаемый шлак можно только с применением брансбойта с расстояния, обеспечивающего безопасность персонала при заливке (не менее 2-3 м).
Запрещается не только "приглушать" пламя топливом, но и прекращать подачу воздуха при удалении топлива. Если это указание не будет выполнено, то это приведет к выбрасыванию пламени из топки скопившимися в ней газами и травмированию обслуживающего персонала.
На дверцах топки должны быть надеты запоры, исключающие возможность выбрасывания газов и пламени из топки и задымления помещения котельной.
При работе котельной на жидком топливе немедленно перекрывается подача топлива в форсунку или воздуха при установке форсунки воздушного распыления. Если позволяет конструкция, форсунка извлекается из топки. Отключается кран на упуске трубопровода к форсунке аварийного котла, общий кран внутрикотельного трубопровода.
При работе котельной на газообразном топливе закрывается запорный орган на вводе газопровода перед котельной или предохранительно-запорный клапан и запорный орган перед аварийным котлом для отключения его от общего газопровода.
При этом вначале быстро перекрывается подача газа, потом воздуха, и затем открывается кран на газопроводе свечи безопасности.
Эксплуатация газового оборудования с отключенными контрольно-измерительными приборами, блокировками и сигнализацией, предусмотренными проектом, запрещается.
ОПАСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА КОТЕЛЬНОЙ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Во избежание возможных аварий и отказов в процессе эксплуатации котельного оборудования оператору (кочегару) запрещается:
Заклинивать предохранительные клапаны или дополнительно нагружать их;
Выполнять на котлах, которые находятся под давлением, ремонтные работы (смазывать подшипники, набивать и подтягивать сальники, болты фланцевых соединений);
Открывать и закрывать арматуру ударами молотка или других предметов, а также при помощи удлиненных рычагов;
Допускать, чтобы уровень воды в паровом котле опускался ниже допустимого низшего уровня или поднимался выше допустимого высшего уровня;
Допускать переход стрелки за красную черту, указанную на манометре;
Производить продувку котла при неисправной продувочной арматуре;
Обдувать котел от сажи, продувать его без использования рукавиц и защитных очков;
Пользоваться открытым огнем для отыскания мест утечки газа;
Включать и отключать электрические приборы при наличии запаха газа в помещении котельной;
Включать и выключать электродвигатели насосов и дымососов без электрозащитных перчаток и при отсутствии заземления электрооборудования;
Применять в дымоходах и котлах электролампы с напряжением более 12 В;
Загромождать котельную посторонними предметами;
Выполнять во время дежурства какие-либо другие обязанности, не предусмотренные производственной инструкцией;
Оставлять котел без постоянного наблюдения как во время работы котла, так и после его остановки до снижения давления в нем до атмосферного;
Допускать посторонних лиц, не имеющих отношения к эксплуатации котлов и оборудования котельной.
ВОЗМОЖНЫЕ АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ
К аварийным ситуациям, вызывающим нарушение нормального режима работы котлов, при которых, согласно требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, они должны быть немедленно остановлены действием автоматики или дежурным персоналом, относятся:
Обнаружение неисправности предохранительного клапана;
Если давление в барабане котла поднялось выше разрешенного на 10% и продолжает расти;
Снижение уровня воды ниже низшего допустимого уровня, в этом случае подпитка котла водой категорически запрещена;
Повышение уровня воды выше высшего допустимого уровня;
Прекращение действия всех питательных насосов;
Прекращение действия всех указателей уровня воды прямого действия;
Если в основных элементах котла (барабане, коллекторе, камере, пароводопе репускных и водоопускных трубах, паровых и питательных трубопроводах, жаровой трубе, огневой коробке, кожухе топки, трубной решетке, внешнем сепараторе, арматуре) будут обнаружены трещины, выпучины, пропуски в их сварных швах, обрыв анкерного болта или связи;
Недопустимое повышение или понижение давления в тракте прямоточного котла до встроенных задвижек;
Погасание факелов в топке при камерном сжигании топлива;
Снижение расхода воды через водогрейный котел ниже минимального допустимого значения;
Снижение давления воды в тракте водогрейного котла ниже допустимого;
Повышение температуры воды на выходе из водогрейного котла до значения на 20°С ниже температуры насыщения, соответствующей рабочему давлению воды в выходном коллекторе котла;
Неисправности автоматики безопасности или аварийной сигнализации, включая исчезновение напряжения на этих устройствах;
Возникновение в котельной пожара, угрожающего обслуживающему персоналу или котлу;
Появление неплотностей в обмуровке, в местах установки предохранительно-взрывных клапанов и газоходах;
Прекращение подачи электроэнергии или исчезновение напряжения на устройствах дистанционного, автоматического управления и средствах измерения;
Неисправности КИП, средств автоматизации и сигнализации;
Выход из строя предохранительных блокировочных устройств;
Неисправности горелок, в том числе ог-непреградителей;
Появление загазованности, обнаружение утечек газа на газовом оборудовании и внутренних газопроводах;
Взрыв в топочном пространстве, взрыв или загорании горючих отложений в газоходах;
Аварии в газовом хозяйстве.
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ АВАРИЙ И ОТКАЗОВ В РАБОТЕ КОТЕЛЬНЫХ
Наиболее серьезными последствиями аварии являются взрывы при нарушении плотности котла по причинам несоблюдения режимов работы и правил эксплуатации, а также взрывы, связанные с загазованностью топки при неправильном ее обслуживании и сжигании топлива.
В топке и газоходах хлопки и взрывы происходят, когда концентрация газа в воздухе находится в диапазоне пределов взрываемос-ти и создается взрывоопасная газовоздушная смесь.
В котельной, работающей на твердом виде топлива, при слоевом сжигании топлива в топке и газоходах горючие газы в большом количестве выделяются из свежего топлива, если при кратковременной остановке котла его забрасывают на оставшееся несгоревшее топливо, а не удаляют из топки.
Причинами образования взрывоопасной газовоздушной смеси в топках и газоходах газифицированной котельной могут явиться неправильные действия персонала при эксплуатации котлов, неисправность запорных устройств перед горелками и включение их при неисправной или отключенной автоматике контроля пламени, отсутствие устройств контроля герметичности запорных органов горелок.
При сжигании жидкого топлива пожары и взрывы в топке и газоходах возникают в случае некачественного его распыления форсунками, что приводит к вытеканию мазута в амбразуру и на стенки топки. При плохом смешении мазута с воздухом и неполном его горении происходит повышенный вынос в газоходы сажи. В случае возгораний отложений и сажи повышается температура газов, уменьшается тяга, значительно разогревается обшивка, а иногда выбивается пламя.
Причиной аварии может явиться неудовлетворительный водный режим котлов. В результате чего образуются отложения накипи, вызывающей повышение температуры металла труб и их пережог. Скопление накипи и шлама могут также привести к нарушению циркуляции воды. Причинами повреждений и аварий могут являться заводской брак в котле, плохое качество материала, из которого изготовлены отдельные узлы котла, а также неудовлетворительное состояние оборудования из-за некачественного монтажа или ремонта.
В таблице 1 приводятся типичные случаи аварий и неполадок в работе котельных и указываются их причины и возможные последствия.
Таблица 1
Типичные случаи аварий и отказов в работе котельных, их причины и возможные последствия
Неисправность
Возможные последствия
Пожар в помещении котельной
Несоблюдение требований производственной инструкции и правил пожарной безопасности. Воспламенение легко воспламеняющихся материалов и веществ. Неполадки в работе оборудования котлоагрегатов. Неисправность автоматики безопасности котла. Неисправность электрооборудования
Несчастные случаи и гибель людей. Материальный ущерб
Неисправность |
Возможные последствия |
|||
Упуск воды в барабане котла |
Нарушения производственных и должностных инструкций. Низкая трудовая дисциплина рабочих. Техническая неисправность питательной и продувочной арматуры. Неисправность насосов, сигнальных устройств. Утечки воды из котла из-за неполного закрытия вентиля при продувке котла |
Деформация барабана котла, образование трещин и свищей. Взрыв котла в результате резкого повышения давления пара при подпитке котла после упуска воды |
||
Превышение допустимого уровня воды в барабане котла |
Неисправность водоуказательных приборов. Повреждение питательной арматуры и регулирующих клапанов. Неисправность сигнализаторов предельных уровней воды. Вспенивание котловой воды |
Гидравлический удар при попадании воды в паропровод. Разрушение паропровода или прокладок во фланцевых соединениях |
||
Повышение давления в водогрейных котлах |
Остановка насосов и прекращение циркуляции. Несрабатывание предохранительных устройств. Закрытие общей задвижки на водяной линии котельной |
Выпуклости и разрыв труб поверхностей нагрева |
||
Повышение давления в паровых котлах |
Прекращение расхода пара. Несрабатывание предохранительных устройств. Чрезмерная форсировка котла |
Разрыв паропроводов, труб, поверхностей нагрева, барабана |
||
Вспенивание котловой воды |
Неудовлетворительное качество питательной воды. Резкое увеличение расхода пара и снижение давления в котле. Превышение щелочности котловой Подача в большом количестве в котел химических реагентов |
Заброс воды в паропровод, возможность упуска воды в барабане котла. Пропуск пара в арматуре. Гидравлические удары в паропроводе. Пробивание прокладок во фланцевых соединениях |
||
Неисправность |
Возможные последствия |
|||
Внезапное прекращение горения и взрывы газовой смеси в камерах сгорания и газоходах газифицированных |
Неправильные действия персонала при ручном розжиге горелок и регулировании их тепловой мощности и неисправной автоматике котла. Отрыв (проскок) факела пламени горелки и повторное включение горелок без предварительной вентиляции топок и газоходов. Резкое падение давления газа перед горелками в связи с неполадками в работе оборудования ГРП (ГРУ). Неполадки тягодутьевого устройства агрегата |
Срабатывание предохранительно-взрывного клапана. Выбрасывание пламени из смотрового отверстия топки. Разрушение обмуровки котлоагрегата и строительных конструкций котельной. Травмы у обслуживающего персонала и гибель людей |
||
Неисправность водоуказательных приборов |
Неправильно продуты водоуказа-тельные стекла. Засорились каналы водоуказательного стекла, кранов. |
Неправильное показание уровня. Все стекло прибора заполняется водой. Уровень воды в стекле неподвижен или постепенно повышается. |
||
Неисправны предохранительные |
Износ клапана и седла. Перекос и неплотности клапана. Попадание постороннего предмета под клапан |
Пропуск пара из клапана при нормальном давлении в котле |
||
Предохранительный клапан не срабатывает |
Клапан прикипел к седлу. Неправильная регулировка |
Преждевременное открытие предохранительного клапана или его несрабатывание |
||
Неисправность пружинного манометра |
Деформация латунной трубки вследствие попадания в нее пара. Имеются механические повреждения. Неплотность в резьбовых соединениях. Манометр подсоединен к котлу без сифонной трубки |
Стрелка не устанавливается на «нуль». Стрелка сбита с оси или заскочила за штифт. Пропуск пара или воды в резьбовых соединениях. Манометр показывает неправильное давление |
||
Неисправности в работе центробежного насоса |
Изношены элементы насоса. Неплотности в сальниках. Слишком горячая вода. Пальцы на полумуфтах и шпонка, соединяющая вал насоса с рабочим колесом, пришли в негодность, слишком затянуты сальники. Плохая центровка валов. |
Недостаточная производительность и напор насоса. Вибрация |
||
Неисправность |
Возможные последствия |
|||
Неисправности в работе поршневого |
Подсос воздуха через неплотности во фланцах, в сальниках штока. Закрыта задвижка на всасывающем трубопроводе, высокая температура воды в питательном баке. Неисправность и износ клапанов. Износ поршневых колец. Не полностью открыта задвижка на всасывающем или нагнетательном трубопроводе |
Уменьшается производительность и напор насоса |
||
Неисправности в работе тягодутьевых установок |
Увеличенный зазор в уплотнении на входе потока в рабочее колесо. Износ лопаток рабочего колеса. Загрязнены подшипник и смазка. Применены несоответствующие смазочные материалы. Пониженный уровень масла. Неправильная центровка валов вентилятора (дымососа) и электродвигателя. Ослабление фундаментных болтов или крепления подшипников. Недостаточная мощность электродвигателя. Обрыв одной из фаз электродвигателя. Засорение каналов воздушного охлаждения. Подгорание контактных колец |
Снижение напора и производительности. Перегрев подшипников. Шум и вибрация вентилятора (дымососа). Перегрузка, чрезмерное нагревание электродвигателя |
||
Загорание сажи |
Неполное сгорание топлива. Несоблюдение требований очистки дымоходов |
Повышение температуры уходящих газов. Уменьшение тяги. Значительный разогрев и повреждение дымоходов |
||
Загазованность и взрывы газовоздушной смеси в помещении котельной |
Утечка газа через неплотности в соединениях газопроводов и в запорной арматуре. Разрыв внутрикотельного газопровода. Неисправность приточно-вытяжной вентиляции при загазованности помещения котельной |
Повреждение основного и вспомогательного оборудования котельной. Разрушение конструкции здания котельной. Материальный ущерб и вынужденный простой оборудования котельной. Травмы у обслуживающего персонала и гибель людей. |
ПОРЯДОК ОПОВЕЩЕНИЯ В СЛУЧАЯХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Владельцы котлов, зарегистрированных в органах Госпромнадзора, о каждой аварии, смертельном, тяжелом или групповом несчастном случае обязаны немедленно уведомить территориальный орган технадзора и другие государственные учреждения в соответствии с положением о порядке технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах.
Дежурный персонал, обслуживающий котельные установки, при каждом отказе в работе оборудования, аварии, несчастном случае и при пожаре или угрозе пожара обязан:
Немедленно уведомить ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов (начальника котельной);
Оповестить всех должностных лиц согласно заранее составленному списку;
До прибытия комиссии по расследованию обстоятельств и причин аварии или несчастного случая обеспечить сохранность всей обстановки аварии (несчастного случая), если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей и не вызывает дальнейшего развития аварии или аварийной ситуации;
Составить объяснительную записку, которая будет являться первичным документом предварительного расследования причин аварии.
ОБЩИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ АВАРИЙНОЙ ОБСТАНОВКЕ КОТЛОВ, РАБОТАЮЩИХ НА ТВЕРДОМ, ЖИДКОМ И ГАЗООБРАЗНОМ ТОПЛИВЕ
При ликвидации аварий, связанных с экстренной остановкой котлов, обслуживающий персонал должен уметь быстро оценивать сложившуюся аварийную ситуацию, сохранять спокойствие и уверенно действовать на любых стадиях развития аварий.
При аварийной остановке котлов необходимо соблюдать следующие меры безопасности.
При работе котельной на твердом виде топлива горящее топливо из топки остановившегося котла следует удалить. В исключительных случаях, при невозможности быстрого удаления топлива из топки, горящее топливо можно заливать водой. При этом особое внимание машинист (кочегар) должен обратить на то, чтобы струя воды не попала на стенки топки котла и обмуровку. Заливать выгребаемый шлак можно только с применением брансбойта с расстояния, обеспечивающего безопасность персонала при заливке (не менее 2-3 м).
Запрещается не только "приглушать" пламя топливом, но и прекращать подачу воздуха при удалении топлива. Если это указание не будет выполнено, то это приведет к выбрасыванию пламени из топки скопившимися в ней газами и травмированию обслуживающего персонала.
На дверцах топки должны быть надеты запоры, исключающие возможность выбрасывания газов и пламени из топки и задымления помещения котельной.
При работе котельной на жидком топливе немедленно перекрывается подача топлива в форсунку или воздуха при установке форсунки воздушного распыления. Если позволяет конструкция, форсунка извлекается из топки. Отключается кран на упуске трубопровода к форсунке аварийного котла, общий кран внутрикотельного трубопровода.
При работе котельной на газообразном топливе закрывается запорный орган на вводе газопровода перед котельной или предохранительно-запорный клапан и запорный орган перед аварийным котлом для отключения его от общего газопровода.
При этом вначале быстро перекрывается подача газа, потом воздуха, и затем открывается кран на газопроводе свечи безопасности.
Эксплуатация газового оборудования с отключенными контрольно-измерительными приборами, блокировками и сигнализацией, предусмотренными проектом, запрещается.
ОПАСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА КОТЕЛЬНОЙ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Во избежание возможных аварий и отказов в процессе эксплуатации котельного оборудования оператору (кочегару) запрещается:
Заклинивать предохранительные клапаны или дополнительно нагружать их;
Выполнять на котлах, которые находятся под давлением, ремонтные работы (смазывать подшипники, набивать и подтягивать сальники, болты фланцевых соединений);
Открывать и закрывать арматуру ударами молотка или других предметов, а также при помощи удлиненных рычагов;
Допускать, чтобы уровень воды в паровом котле опускался ниже допустимого низшего уровня или поднимался выше допустимого высшего уровня;
Допускать переход стрелки за красную черту, указанную на манометре;
Производить продувку котла при неисправной продувочной арматуре;
Обдувать котел от сажи, продувать его без использования рукавиц и защитных очков;
Пользоваться открытым огнем для отыскания мест утечки газа;
Включать и отключать электрические приборы при наличии запаха газа в помещении котельной;
Включать и выключать электродвигатели насосов и дымососов без электрозащитных перчаток и при отсутствии заземления электрооборудования;
Применять в дымоходах и котлах электролампы с напряжением более 12 В;
Загромождать котельную посторонними предметами;
Выполнять во время дежурства какие-либо другие обязанности, не предусмотренные производственной инструкцией;
Оставлять котел без постоянного наблюдения как во время работы котла, так и после его остановки до снижения давления в нем до атмосферного;
Допускать посторонних лиц, не имеющих отношения к эксплуатации котлов и оборудования котельной.