4 уровень сознания. Пять уровней сознания. Важные выводы и принципы
1. Обычный разум. Этому уровню сознания соответствует стихийность интеллектуального поведения человека. Человек с обычным уровнем сознания обычно реагирует на все появившиеся мысли. При решении любой задачи отбрасывает появившуюся новую мысль, которая не укладывается в его стереотипы, и подчиняется традиционному мышлению.
К сожалению, большинство людей работает именно в таком режиме. Люди обычно не успевают за потоком информации, мыслят стереотипно, для них характерна стихийность поведения, что, естественно, приводит к стрессовым ситуациям, возникновению различных неврозов. От всего этого желательно избавляться.
Наша задача заключается в том, чтобы перейти на второй уровень сознания, который мы называем просветленным разумом.
2. Просветленный разум . Что такое просветленный разум? Это уровень сознания, поднявшись на который, человек достигает того, что мы называем состоянием озарения и творческого вдохновения. Войти в это состояние непросто, но люди, умеющие управлять им, умеющие входить в него, получают гигантски много с точки зрения повышения продуктивности своего интеллектуального труда. Снимаются ограничения, открывается путь, который мы называем каналом интуитивного восприятия, за счет включения в работу (параллельно с левым полушарием) правого полушария, отвечающего за интуицию.
Мы надеемся, что сегодня вы подошли к реализации состояния озарения, научились модулировать это состояние путем отключения от внешних раздражителей, полного сосредоточения на собственных ощущениях. Именно в таком состоянии удается реализовать свои творческие возможности, свое глубинное «я».
3. Интуитивный разум . Мы должны сказать, что подняться на уровень интуитивного разума чрезвычайно сложно и доступно немногим. Что такое интуитивный разум? Попытаемся прикоснуться к пониманию механизма интуиции. Ведь если есть канал интуитивного восприятия, он должен куда-то вести. Выдающийся ученый В.И. Вернадский (1863-1945) своими трудами обосновал учение о биосфере и ее эволюции, о мощном воздействии на окружающую среду человека и о преобразовании современной биосферы в ноосферу (сферу разума).
Современные ученые подтвердили и развили учение Вернадского. Так, академик М.А. Марков, выступая в президиуме АН СССР в 1982 г., сказал, что информационное поле Земли слоисто и структурно напоминает «матрешку», причем каждый слой связан иерархически с более высокими слоями, вплоть до Абсолюта, и является, кроме банка информации, еще регулятивным началом в судьбах людей и человечества. Развивая эту мысль, можно сказать, что каждый человек в меру своего интеллектуального и прежде всего духовного развития имеет тесный контакт с информационным полем своего уровня.
Ленинградский физик А. Мартынов в своей книге «Исповедимый путь. философские этюды» (М.,1989) пишет, что «..любой элементарный объем пространства содержит информацию обо всем пространстве: соответственно, считывание этой информации позволит получать сведения... В качестве когерентного источника в данном случае используется интуитивный канал мышления человека. Считывание информации требуемого свойства обеспечивается как бы контуром настройки, его фильтровыми свойствами, чья весовая функция формируется уровнем знаний, внешними условиями и способностью к ассоциативному мышлению, подразумевающему корреляционную расшифровку в условиях помех дискретного мышления, а проще - блуждания разума».
Современный ученый В.В. Налимов в своей книге «Вероятностная модель языка» отмечает, что мышлению мы предписываем континуальный (непрерывный) характер, а языку - дискретный (прерывистый). Прежде всего это относится к фактам творческого озарения, связанным с выходом за границы логического мышления, но осмысление новых идей происходит на логическом уровне.
Обратимся к рис. 9 «Анатомическая структура памяти», на котором показано, что левое полушарие отвечает за вербальное (логическое) мышление; правое - за невербальное (интуитивное) мышление.
Левое полушарие - сознательная деятельность мозга (10%); правое полушарие - подсознательная деятельность мозга (90%).
Глубинное, континуальное (непрерывное) мышление и есть интуитивное мышление человека, и интуитивная составляющая каждого человека является одновременно составляющей информационного поля планеты, его ноосферы (сферы разума).
Что же происходит на стадии более высокого развития -
на уровне интуитивного сознания? На стадии гармонизации сознательного и подсознательного, когда вы станете жить в согласии с самим собой, даже робкие ваши желания начнут материализовываться сами собой. Естественным образом вам окажется доступной любая информация, нужные вам люди будут приходить к вам сами. Но здесь важно иметь чистоту помыслов, не превращать свои возможности в демонстрацию.
Следующим, четвертым уровнем сознания является сверхразум.
4. Сверхразум, Сверхразум (или Космическое Сознание), что это такое?
Чтобы как-то подойти к пониманию четвертого уровня сознания - сверхразума, мы приведем очень простой пример, который изложен во многих философских учебниках, о том, как можно по-разному смотреть на окружающий нас мир и воспринимать его.
Представьте себе человека, лежащего на пляже и уткнувшегося в песок. Он видит только песчинки, ориентируется только на них, он не может представить панораму окружающего мира. Это уровень обычного сознания.
Достаточно только немного поднять голову, приподняться над песком, чтобы увидеть панораму окружающего мира. Но это только первый, хотя и очень важный шаг, который мы с вами успешно совершили, занимаясь по программе «Сатори».
Но что же все-таки представляет собой сверхразум, можем ли мы назвать людей, обладающих сверхразумом (Космическим Сознанием)? Да, можем. Это, прежде всего, В.И. Вернадский, о котором мы с вами уже говорили.
Другим ярким примером человека, обладающего сверхразумом, является К.Э. Циолковский (1857-1935). Человек, не имевший ни ЭВМ, ни каких-либо других вычислительных средств, предсказал программу развития Космоса, которая выполняется и по сей день строго в хронологическом порядке.
Как и почему в человеке, имевшем под рукой лишь логарифмическую линейку, родились знания, которые человечество подтвердит лишь через десятилетия?
В историю К.Э. Циолковский вошел как основатель ракетодинамики со своей формулой и работой «Исследование мировых пространств реактивными приборами», хотя ракета была для него не самоцель, а лишь способ проникновения в глубину Космоса. Из него старались сделать, как он сам говорил, «однобокого техника». Он же был мыслителем, суть работ которого - вырваться за пределы земного тяготения и добиться бессмертия человеческого рода через расселение его во Вселенной. Взять хотя бы названия его работ, говорящие о многом: «Монизм Вселенной», «Причина Космоса», «Воля Вселенной», «Неизвестные разумные силы», «Существа разных периодов эволюции». Произведения Циолковского, изданные малым тиражом на деньги автора, попали в закрытый фонд, и лишь в 1986 г. в приокском издательстве вышел сборник так называемых научно-фантастических произведений Циолковского. Самой маленькой единицей в его размышлениях была планета Земля. Вот такими категориями мыслил человек, обладавший Космическим Сознанием.
Можно было бы привести и другие примеры, но это не входит в рамки нашего урока. Перейдем к нашей Комплексной программе интеллектуального развития человека. Достижим ли подобный уровень для нас? Здесь уместно обратиться к книге В.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира», в которой говорится, что история развития и появления Космического Сознания у человека аналогична развитию его остальных психических возможностей. Эти способности сначала проявляются у отдельных, исключительных личностей, потом делаются более частыми, дальше становятся доступными для развития у всех и, наконец, начинают принадлежать всем людям от рождения. При этом редкие, исключительные, гениальные способности проявляются у человека в зрелом возрасте, иногда даже в старости.
Достижение уровня сверхразума неизмеримо трудно, но возможно. Занятия по нашей Комплексной программе создают великолепную возможность для духовного роста и самопознания.
Рассматривая третий уровень сознания - интуитивный разум, вы, наверное, зафиксировали такой очень важный момент для дальнейшего вашего продвижения: «каждый человек в меру своего интеллектуального... развития имеет тесный контакт с информационным полем своего уровня». Поднимая уровень своего интеллекта, мы автоматически подключаемся к более высоким уровням информационного поля, активно влияем на этот механизм. Здесь, как и везде, действует обратная связь. Нужно питать свой интеллект, развивать сверхзапоминание, при этом возможны два пути - эйдетизм и инсайт. Как мы с вами уже говорили, эйдетизм можно применять нечасто, так как это не совсем безопасное и не совсем производительное состояние: нужно вызывать в памяти образ, например страницу, и скопировать ее как бы лучом внутреннего видения. Другое дело инсайт - прямое знание: взгляд на страницу может быть 2-3 сек., но тем не менее возникает доминанта страницы, как бы прямое знание ситуации, рассказанной на странице. Такое знание может у вас возникать даже сейчас, после окончания программы «Сатори», оно развивается и закрепляется на третьей ступени Техники быстрого чтения «Ультра-Рапид» и совершенствуется на последних ступенях по мере развития и роста интеллекта.
Сверхзапоминание - как его тренировать. Работая по программе «Сатори», осваивая Технику тренировки памяти урок за уроком, овладевая инструментами тренировки памяти, вы вплотную подошли к возможности реального достижения сверхзапоминания. Вам необходимо закрепить достигнутое, выбрав для себя наиболее эффективные упражнения, руководствуясь нашими рекомендациями, которые мы дадим вам в последующих разделах урока 10 - заключительного урока программы «Сатори».
10.2. Методические материалы для самостоятельных занятий после завершения программы «Сатори»
Наши совместные занятия по программе «Сатори» заканчиваются, но не торопитесь расстаться с материалами программы «Сатори», особенно если в дальнейшем вы собираетесь продолжить занятия по нашей Комплексной программе интеллектуального развития человека.
Для закрепления достигнутых результатов мы предлагаем вам продолжить выполнение некоторых упражнений, для чего вам понадобится: медитативная программа «Мандала»; тоннель мнемониста; подсветка (настольная лампа 100 вт или другой источник света); таблицы Шульте-Сатори; кассета (или пластинка) с записью сеансов медитации, коврик для выполнения упражнений.
10.3. Упражнения для самостоятельных занятий после завершения программы «Сатори »
10.3.1. Практика медитации «ТМ-Сатори» (любой сеанс из двух) - по мере потребности, когда нужно, например, отдохнуть.
10.3.2. Тренировка с таблицами Шульте-Сатори без ограничения во времени и вариантах (чем больше, тем лучше).
Похожая информация.
«Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень»
Альберт Эйнштейн
В основу нижеизложенного материала, положено исследование, проводимое нами в течение четырех лет работы с совершенно разными людьми и с собой. Целью данного анализа является облегчение жизни каждого, кто ищет способы изменений жизни и не намерен останавливаться в поисках.
Мы искренне верим в вашу силу и мудрость! В искренность вашей мечты и способность размышлять. Пусть наш опыт сократит ваш путь к счастью, а ошибки уберегут вас от «камней» на дороге жизни.
Мир похож на игру. Мы в течение жизни проходим уровень, который ранее не смогли пройти. И либо проходим его, либо не проходим, и снова рождаемся в том же мире, в похожих условиях. Учимся играть на этом уровне жизни. Это значит принять все правила этого Уровня и выбирать пройти его легко, играючи. Если не прошли - рождаемся снова и снова.
У всех уровней есть различные задачи. На каждом новом уровне больше энергии жизненной силы, а, значит, больше возможностей реализовать свои желания и мечты.
Читайте также : ? «Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень»
Иногда при жизни мы вырываемся и переходим в новый Мир, на новый уровень сознания. Значит, на новый Уровень жизни.
Если вы приняли полностью правила игры предыдущего уровня, научились тому, чему необходимо на прежнем уровне, если вы вышли с любовью из болезненных ситуаций - ваша жизнь будет гармоничной. Вы будете жить легко и осваивать следующий уровень сознания - учиться жить на новом уровне.
Каждый уровень полон любви, каждый Мир полон любви, только на каждом уровне Любовь выглядит по-разному. Например на уровне первом Любовь проявляется в виде борьбы, болезней, страданий.
Мудрые Души стремятся родится на первом уровне (даже несмотря на возможность застрять). Ведь здесь есть огромный ресурс. Эмоции первого уровня, если их полюбить и принять. Потому что это топливо, которое поможет в процессе вознесения. И человек сможет совершить квантовый скачок.
Находясь на первых трёх уровнях сознания, человек не может почувствовать то, что чувствует человек на высших уровнях
Стремясь жить, как «богатые и знаменитые» человек подражает богатым и более успешным. И начинает копировать действия и поступки, внедрять привычки богатых. Но не знает, что все, что делает богатый легко, даже не задумываясь, создаётся его состоянием и делается из другого состояния сознания.
Читайте также : , о том, почему нужно исцелять мужскую энергию, о переходе на новый уровень реализации, и балансе инь и янь.
И именно поэтому бедному даётся тяжело то, что богатый делает легко. А там, где богатый прилагает минимум усилий, бедный прикладывает множество усилий, чтобы достичь желаемого.
Люди с четвёртого уровня сознания и выше иначе воспринимают Мир
Он для них полон возможностей, там больше радости и любви и, как следствие, больше денег.
Многие сейчас неосознанно стремятся к состоянию любви и единства, создавая тем самым предпосылки для квантового перехода сознания. Сейчас становится реально возможным совершить прыжок через несколько уровней и жить из сердца.
Три года назад, полностью запутавшись на уровне ИСКАТЕЛЬ, мы осознали, что просто топчемся на месте, мы за несколько лет мало куда продвинулись в материальном плане, и даже наоборот…
И первое, что мы сделали - это перестали ИСКАТЬ ПРИЧИНЫ ВСЕГО)))
И открыли свой СПОСОБ ПЕРЕХОДА, который назвали: ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗНОГО ТВОРЕНИЯ.
Это помогло нам перейти быстро на уровень ЛИЧНОСТЬ: жизнь из сердца, привлечь желаемое благосостояние, делая то, что нам нравится.
Сознание ПЕРВОСТЕПЕННО и влияет на внешний мир. Оно, как магнит, притягивает обстоятельства и предметы, людей и даже мысли.
Приглашаем вас перейти на новый уровень. С нами ваш путь станет короче! Ну, а выбор, как всегда, за вами!
Приглашаем вас в первую онлайн-школу ТОТ . Это годовой проект, где открыты ВСЕ курсы, тренинги, практикумы, мастер-классы, созданные Обретением Мастерства за 3 года!
Все разложено по темам и удобно отсортировано на факультеты. Двенадцать новых мастер-классов, поддержка, ответы, программа скидок для участников школы - все для вашего перехода на новый уровень жизни.
1 уровень. Уровень безсознательного сновидения. На этом уровне сейчас пребывает 99% населения планеты. По другому его можно назвать состоянием жертвы. На этом уровне мы действуем на основании того, что говорит нам общество, культура, образование и всевозможные правила этого мира. На первом уровне большинство людей идёт вслепую. Они скованы идеями вроде «тебе нужно высшее образование», «тебе нужно устроиться на работу и откладывать, чтобы однажды перестать работать начать наслаждаться жизнью», или такими религиозными идеями, как «нужно каждое воскресенье ходить в церковь», которые в нас запрограммированы. Но жизнь – это нечто намного большее и когда вы начинаете подвергать сомнению общественные устои, вы поднимаетесь ко 2-му уровню. 2 уровень. Пробуждение. На этом уровне люди начинают стремиться к личностному росту. Вы начинаете исследовать новые тактики игры в этом мире. Вы начинаете открывать для себя такие идеи, как скоростное обучение, медитация, личная трансформация и улучшение самочувствия. Вы начинаете выходить за пределы того, что делает большинство людей и живёте поистине насыщенной жизнью. Но есть и более высокие уровни. 3 уровень. Управление реальностью. Когда вы достаточно долго подвергаете сомнению идеи традиционного мира, в итоге вы переходите на новый уровень – «Управление реальностью». На этом уровне у вас начинают проявляться новые способности. По сути этот уровень определяется тремя основными качествами: * Чувством ускоренной материализации. Вам кажется, что ваши мысли превращаются в реальность в ускоренном темпе. Вы можете подумать о чём-то, что вы хотите достичь, или о проблеме, которую хотите решить, или о недуге, от которого хотите исцелиться… и вы сразу чувствуете, что всё это осуществляется значительно быстрее. * Чувством удачливости, словно сама Вселенная на вашей стороне. Это чувство единения с высшей силой, или же Вселенной, и эта сила словно поддерживает вас и даёт необходимые знания об этом мире. Вы счастливы, восторженны, живете с миссией и чувствуете, что у вас всё хорошо. * Чувством управляемости. Вы действительно знаете, чего хотите, и в большинстве случаев это получаете. Однако, не всегда… Уровень 4. Изначальное Состояние. Это уровень единства, когда вы становитесь единым со всем сущим. На этом уровне вы понимаете, что все лучшее в этом мире для вас. И более того, не нужно управлять реальностью и бороться за желаемое. Все самое лучшее вы получаете легко. Это состояние, когда вы получаете то, что только хотели бы пожелать. Это как хотеть получить в подарок игрушечную машинку, а получить настоящую новенькую Ferrari.
«Мы приходим и уходим, и каждый миг приносит на Землю тысячи и уносит тысячи; Земля это пристанище для странников, блуждающая звезда, на которой останавливаются и с которой улетают караваны птиц.»
Гердер И.
Четвёртый уровень сознания - это сознание планеты, восприятие единства с планетой, частью которой человек является в настоящее время, на этой стадии должна окончательно раствориться его личность, и тогда всё яснее станет проявляться индивидуальность. Всё в большей и большей степени начинают трансформироваться человеческие и культивируются высшие - Божественные качества. На четвёртом уровне сознания человек естественным образом учится входить во взаимодействие с планетарными силами земли, её стихиями.
Наша планета живая, она имеет космическое сферическое тело, как и все в упорядоченной Вселенной, и подчиняется её законам. Она имеет свои органы восприятия и управляет этими своими пятью органами чувств - пятью элементами: Земля, Вода, Воздух, Огонь и Эфир. Чтобы научиться входить в контакт со стихиями Земли человеку потребуется развить в себе в совершенстве соответствующие им качества.
До этого уровня вы развивали самонаблюдение, внимание и концентрацию, рассматривали качества своей личности, теперь для путника пришло время начать серьёзную осознанную работу по замене агрессивных и разрушительных качеств на сознательные активные добрые и созидательные. Эти качества четвёртого уровня сознания соответствуют качествам различных стихий. Это переломный период в переходе на человеческий уровень сознания и подготовка к переходу на более высокий, космический. Как и все предыдущие, очень трудный, долгий и тёмный, и в то же время это период обретения могущества, почти всегда у человека может уйти на эту работу не одна земная жизнь.
Тёмной стороной этого уровня является потеря доверия ко всему Чистому и Светлому. Утрата веры во всё то, во что человек свято верил, ради чего добивался и проходил через все препятствия. Это и есть скрытая ловушка четвёртого уровня, из которого выбраться самостоятельно удаётся очень немногим. На этом трудном и коварном отрезке вашего пути вам будет необходим друг, наставник или учитель, в этом мире или в другом, именно тот, кто сохранил свой Свет и стал им, только тот, кто уже прошёл этот уровень развития. Только он сможет протянуть вам руку помощи и выдернуть вас из зыбучих песков великого сомнения, отчаяния и самомнения.
В этой стране безверия и отчаяния вы погружаетесь в свой мир бессознательного, или можно сказать, подсознательного и сталкиваетесь также с тёмной стороной вашей личности. Бесполезно убегать от самого себя, вы узнаете свой страх, гнев, уныние, жадность, зависть, желание власти и могущества, силу мести. Сколько бы вы ни прятались, эти состояния будут настигать вас и становиться все сильней от вашего бездействия, отрицания или борьбы, они питаются вашей негативной энергией. Вам следует остановиться и самому начать преследовать их. Вы не можете больше утверждать, что в вашем внутреннем мире все гладко и благополучно, тем более, после проделанной работы по самонаблюдению. Как бы человек ни старался спрятать эти эмоции во внешнем окружающем его мире, его внутренние состояния сомнений всегда будут проявляться и во внешнем мире в самые неподходящие и трудные моменты жизни, напоминая Вам что пришло время работы и трансформации этих энергий.
Об этих препятствиях совсем немного кто говорит и рассказывает, принято этого не замечать и не затрагивать до определённого уровня, поскольку очень немногие из людей стремятся вступить на эту ступень. Но наступает период в пути ученика, когда необходимо озвучить и предупредить странника об опасностях как внешних, так и внутренних, чтобы вытянуть его из зыбучих песков губительного внутреннего отчаяния, вызванного внешней агресиией.
Вот как говорит про этот период Сатпрем, ученик Шри Ауробиндо в своей книге «Путешествие Сознания»:
«Это очень сознательные силы, единственная цель которых обескуражить искателя и сбивать его с избранного пути… враждебные силы любят разыгрывать драмы, поскольку в нас они находят старого партнёра, который не прочь им подыграть. Первым делом они обычно пытаются заставить нас внезапно принять какое-то крайнее и бесповоротное решение, как можно дальше уводящее нас с избранного пути… Либо враждебные силы с поразительным мастерством разбивают на части весь механизм нашего поиска, пытаясь показать, что мы лишь питаем иллюзии и не достигнем ничего… И это действительно умышленные целенаправленные атаки - в этом может усомниться лишь тот, кто никогда не пытался достичь прогресса. Довольно легко «жить как все», но как только мы становимся на путь сознательной эволюции, так сразу же поднимаются тысячи сил - словно свора сторожевых собак, следящих, чтобы мы не выбивались из общего стада» - и тогда мы видим, как хорошо организовано наше заключение…»
Иногда, преподаватель из гностической группы «AGEAC», в который я занимался когда-то, напоминал студентам: «Если у вас всё хорошо и нет проблем, трудностей, то развитие не происходит - вы спите».
Жизнь сознательной сущности всегда сопряжена с трудностями любого характера. Можно с уверенностью сказать, что если бы вы не проходили путём революции сознания, испытания и сомнения развивались бы естественно и незаметно, но очень-очень долго. Избрав этот путь, вы вышли навстречу своему Богу, вы сделали первый шаг Себе навстречу, и ваше Внутреннее Существо с радостью преодолело десять шагов, чтобы ваше соединение стало возможным.
Возможно, вам придётся встретиться с предательством, страхом, местью или ещё чем-нибудь, универсальных «проблем» не существует, они индивидуальны и касаются только вашей личности и вашего эгоизма, самости.
Чтобы ни случилось, человеку, идущему путём революции сознания, рано или поздно придётся столкнуться с тёмной стороной своей личности, постараться понять, принять и изменить её. И тогда ему потребуется знание для проникновения в этом направлении, чтобы покорить, поглотить его самость. Именно в этот период вам может показаться, что все те духовные знания, к которым вы так стремились, теперь теряют всякий смысл, человеку кажется, что весь его труд напрасен и все, что в этот момент остаётся это всего лишь одна слабая нить – надежда. И только пройдя путём многократных проверок и испытаний, она может стать для вас несокрушимой опорой – верой, в основании которой будут вплетены ваши твёрдые убеждения, основанные и проверенные на личном опыте. Вера это инструмент Интуиции, который создаётся и закаляется жизненным опытом.
Мы можем свести всю совокупность внешней и внутренней деятельности к процессам отражения-отреагирования (в данном случае термин «процесс» не носит узкого линейно-цепочечного характера), анализ которого и связанных с ним телесных и психических проявлений позволяет вычленить так называемые логические уровни сознания, «перпендикулярные» вертикали «тело-душа-дух». Может показаться, что процедура такого вычленения в известном смысле произвольна, однако это не так - фрактальный принцип организации человеческого существа порождает вполне определенный структурный каркас, имеющий сложные топологические свойства. На этом этапе мы не будем рассматривать их досконально, ограничившись обзором, основанном на когнитивных (т. е. познавательных) вопросах, присущих каждому уровню и указывающих на соответствующий ему способ познания реальности. Отслеживание когнитивных вопросов в совокупности с суммой наблюдаемых вербальных и невербальных реакций позволяет легче всего идентифицировать в процессе общения или самонаблюдения, на каком логическом уровне пребывает в данный момент сознание. Начнем с необходимых определений и замечаний.
Таких уровней удается вычленить семь, причем они могут быть сведены к трем более крупным структурным слоям - проявлений личности, личности и ядра личности. Хотя, как будет показано при разборе топологических свойств уровней, сами логические уровни вполне четко очерчены в смысле структуры и принципов внутренней организации, психосоматически они едины и между ними всегда можно выделить некоторые переходные зоны. Наибольшее значение имеют переходные зоны между вторым и третьим и пятым и шестым логическими уровнями сознания, которые мы назовем барьерными мембранами. Впервые понятие «логических уровней сознания» было выдвинуто американским мастером НЛП Робертом Дилтцем в 1982 г. К сожалению, схема Дилтца плоскостная (другие ее недостатки станут очевидны из дальнейшего обсуждения). Очевидно, для Дилтца понятие ядра является всего лишь метафорой. Но попробуем перейти к объему, и мы увидим, что треугольник - это сектор, т. е. часть круга, а тот, в свою очередь, - часть сферы. Теперь очевидно, что движение по логическим уровням плоской модели «вверх» есть в объеме движение «вглубь», к ядру.
Каждое человеческое существо наделено всеми логическими уровнями, но далеко не каждый уровень в одинаковой мере представлен в деятельности конкретного человека. Введем понятие центра осознания, т. е. «точки», в которой в данный момент сознание пребывает относительно структуры логических уровней. Будем также называть доступными логическими уровнями те, на которых данный конкретный человек способен свободно оперировать по собственному желанию. Выясняется, что для большинства людей доступны лишь два - три, иногда четыре из семи логических уровней, а центр осознания многих, как правило, пребывает лишь на внешних логических уровнях, имеющих отношение к проявлениям личности, а не собственно к личности и, тем более, не к ядру. Если оперирование на данном уровне привычно и свободно, то такой уровень проработан, он становится столь же доступным, как, скажем, умение плавать или играть на музыкальном инструменте. Если уровень недоступен, он является достоянием бессознательной сферы и мыслительные, психические и психофизические возможности человека (вплоть до способностей владеть своим телом) сильно ограниченны.
На данном этапе важно иметь в виду также следующие особенности структуры логических уровней:
Фрактальность, т. е. самоподобие организации;
Иерархичность, т. е. подчиненность предыдущего уровня последующему;
Возможность обозрения и описания каждого выделенного уровня лишь с позиции последующего;
Психосоматическое единство психических и соматических проявлений на каждом выделенном уровне и при их сквозном обозрении;
Взаимообусловленность способов отражения и отреагирования на каждом выделенном уровне;
Изоморфизм, т. е. взаимное однозначное соответствие на каждом логическом уровне когнитивных вопросов и комплексов телесных проявлений.
Первый логический уровень.
Уровень окружения.
Когнитивные вопросы: «Что?», «Где?», «Когда?».
Это уровень восприятия фактов, на котором человек не вычленяет себя из окружающей реальности. Вектор внимания направлен исключительно вовне, и, поскольку это внешний уровень, не «просвечивают» никакие собственные структуры; таким образом внутренняя деятельность не осознается. Внимание в каждый момент фиксируется на отдельной точке, отдельном эпизоде реальности, воспринимаемом статично и вне связи с другими точками и эпизодами. Сознание фрагментарно, личность как таковая не представлена.
Характерны констатирующие высказывания о разнообразных факторах: «Это - огонь», «Это - вода», «Это - цена пачки чая». Темп речи сравнительно ускоренный, тембр сравнительно высокий, речь льется автоматически, и ее смысл может не осознаваться. Поскольку внимание направлено вовне, ощущения в теле не выражены и не осознаются; перцептивное поле восприятия ограничено аудиальной и визуальной составляющими. Тело и сознание пусты. Это пустота отсутствия - в сознании не представлены ни воспоминания, ни конструкты, тело вне зоны осознания. О таком состоянии говорят: «пустота в голове», «отсутствие мыслей», «мысли блуждают». Разумеется, это не полное отсутствие сознания, мыслей или внутреннего диалога, а отсутствие преемственности и связности потока сознания, когда в каждый отдельный момент сознание точечно. Эти точки не связаны между собой ни причинно-следственно, ни ассоциативно, если же такая связь существует, она не осознается.
Таким образом, способ отражения созерцателен и статичен: происходит простая регистрация феноменов реальности без осознания их динамики, позиционирования по отношению друг к другу и привязки к универсальным пространственно-временным и причинно-следственным маркерам. Отреагирование на фиксируемые факты не связывается с собственной активностью, поскольку формируется вне зоны осознания и воспринимается в качестве дополнительных феноменов реальности, неотличимых от прочих.
Это уровень восприятия как такового.
Второй логический уровень .
Уровень поведения.
Когнитивные вопросы: «Что происходит?», «Что делать?».
Это уровень фиксации внешней динамики и чисто динамической активности. Вектор внимания направлен исключительно вовне, хотя и «просвечивает» первый логический уровень, впрочем, «почти прозрачный». Отдельные точечные феномены связываются в динамические процессы и цепочечные взаимодействия, на которые распадается реальность; эти процессы, впрочем, не увязываются между собой. Сознание фрагментарно, личность по-прежнему не представлена, собственная активность сводится к симптоматическому оперированию, направленному на стимулирование или торможение внешних процессов.
Невербальные реакции очень близки к характерным для первого логического уровня. Обычны высказывания типа: «Огонь горит, он может быть разожжен (потушен)», «Вода течет, течение можно направить», «Цена возросла, она может возрасти (или снизиться)». Телесные ощущения представлены почти исключительно зоной тактильного контакта с предметами непосредственного оперирования.
С точки зрения опережения реальности, здесь происходит выстраивание точечных фактов в некоторые последовательные цепочки и их привязка к пространственно-временным маркерам, но причинно-следственные связи не устанавливаются (мышление действует по принципу: А происходит вслед за В, значит - вследствие В), опыт регистрируется, но не обобщается. Отреагирование сводится к включению в наблюдаемые динамические процессы некоторых дополнительных точечных факторов, субъективно воспринимаемых как составляющая часть этих же самых процессов и никак не соотносимых с их источником, то есть, самим собой. Линейность сознания и точечность телесных ощущений вырождается в фактическую точечность этого уровня, однако отдельные точки внешней и внутренней реальности организуются в связные преемственные цепочки; в моменты же переключения внимания такие цепочки рвутся, прошлого как бы нет.
Это уровень наблюдаемого опыта и отреагирования как такового.
Хорошими примерами первого и второго логических уровней являются «вечные» вопросы русской интеллигенции: «Кто виноват?» (первый уровень) и «Что делать?» (второй уровень). Они потому и не находят ответа, что формируются на самой периферии структуры.
Третий логический уровень.
Уровень навыков и способностей.
Когнитивные вопросы: «Как?», «Каким образом?»
Переходная зона между вторым и третьим логическими уровнями имеет наибольшее значение; это барьерная мембрана, отделяющая проявления от личности собственно. Перенесение центра осознания на третий уровень с периферии сопровождается рядом изменений состояний сознания и зримых телесных проявлений, которые для практика служат маркером такого перехода. С точки зрения психики, возникают первые признаки разделения внимания, когда вектор его направлен одновременно вовне (причем «сквозь» два периферических уровня, феномены которых осознаются и вовнутрь, к собственным глубинным слоям, которые пока не осознаются) но существование которых начинает осознаваться; таким образом, осознается присутствие некой основы своей психосоматической организации, которая, действуя вне зоны осознания, «выносит» на третий логический уровень некоторые готовые решения, желания, побуждения. Эта основа трактуется как бессознательное, интуиция и т. д. С точки зрения телесных проявлений, впервые фиксируются признаки транса - замедленное дыхание, замирание мимики, жестикуляции, глазодвигательной активности, гиперемия лица и т. д.
Третий уровень - это уровень операций. Сознание начинает проявлять свойства нелинейности, что связано с выбором способов отреагирования, предполагающих учет собственной личности и «вычерчивание» некоторой линейной траектории действия, для чего необходим анализ, по крайней мере, плоскостных моделей. Эти модели пока не осознаются, но их присутствие в зоне бессознательного предполагается.
Человек начинает рассуждать о себе, о своих возможностях и умениях. Характерны высказывания типа: «Я знаю такие-то способы разжечь (погасить) огонь», «Я могу запрудить реку», «Я могу пойти в другой магазин и найти более низкую цену». Сильно изменяется физиология: дыхание становится глубже, темп речи замедляется, в голосе появляется больше низких тонов, уменьшается жестикуляция. Появляются вполне определенные, линейные по своей сути телесные ощущения, и это понятно, поскольку любые операции, связанные с феноменами реальности, в том числе и внутренняя деятельность, неизбежно выражаются в конкретных психосоматических актах. Состояние неглубокого транса, в которое погружается человек, порождает комплекс проявлений, которые часто и неточно называют «внутренней энергией».
Реальность оппозиционируется по принципу «Я» - «не Я», причем первое воспринимается как активная, а второе - как пассивная сторона. Отреагирование, выступающее в виде навыка, раскладывается на последовательность операций, связанных с конкретным вмешательством в ход внешних процессов; каждая такая операция может быть по отдельности изучена, описана и оценена. Эти линейно-цепочечные программы или навыки, состоящие как из осознаваемых, так и из бессознательных шагов, могут быть формализованы в виде стратегий 2 .
Структурная психосоматика несколько видоизменяет эти представления: во-первых, оказывается, что аудиальные и визуальные шаги при определенных условиях и с позиций определенного уровня могут быть, как это будет показано ниже, полностью осознаны; во-вторых, именно стратегия связывает личность и ее проявления. Эти строго линейные образования формируются на базе четвертого логического уровня и развиваются от навыка (третий уровень) к динамической активности (второй уровень) и далее к точечному воздействию, констатации факта (первый уровень).
В расширительном смысле этот термин используется также в отношении всякого линейного отреагирования, всякой цепочечной
Отражение реальности происходит через призму человеческой деятельности и процессуально смыкается с отреагированием; отреагирование само становится предметом отражения - таким образом, отреагирование впервые осознается в качестве субъективного процесса и инструмента воздействия на реальность. Причинно-следственные связи прослеживаются, но лишь в пределах операционных цепочек; реальность воспринимается как некая совокупность объектов манипулирования. Возникающие телесные ощущения закономерно следуют из осознания самого себя активным участником некоторого процесса. Нелинейность мышления ограничивается плоскостью событий, в рамках которой выстраивается заданная и обусловленная навыками процессуальная линейность; плоскость мышления образуется парой процессуальных цепочек, пересекающихся между собой, а операционное воздействие, по сути, сводится к «переключению», к дилемме выбора.
Это уровень рецептурного обобщения опыта.
Четвертый логический уровень.
Уровень верований, ценностей, убеждений.
Когнитивные вопросы: «Почему?», «Зачем?».
Это уровень установления закономерностей и целеполагания. На этом уровне феномены разделения внимания наиболее явственны: во-первых, в окружающей реальности вычленяются целые сектора, совокупные контексты, т. е. целостные жизненные ситуации, что само по себе невозможно без привлечения прошедшего опыта и модельного конструирования, во-вторых, феномены реальности воспринимаются сквозь призму собственной линейной активности третьего уровня. При этом происходит привязка текущих событий к совокупному внутреннему состоянию.
Характерны высказывания типа: «Если можно зажечь сосновое полено и согреться, то с тем же успехом и теми же средствами можно зажечь, чтобы согреться, и березовое полено», «Я могу запрудить реку, чтобы установить колесо водяной мельницы и молоть муку», «Чтобы сэкономить деньги, я должен походить по магазинам и поискать цены пониже, но, если я хочу сэкономить время, я сделаю покупку в ближайшем магазине». Телесные проявления характеризуются дальнейшим углублением дыхания, замедлением темпа речи, уменьшением или полным прекращением жестикуляции. Телесные ощущения весьма глубоки, причем в поле перцепции начинает преобладать именно кинестетическая составляющая. Нарастает состояние транса.
На этом уровне происходит формирование карт реальности по принципу установления пространственно-временных и причинно-следственных связей в пределах выделенных контекстов, т. е. выработка убеждений. Важно понять, что карты принципиальным образом отличаются от линейных операционных схем третьего уровня. Это не расширение таковых, а принципиально иной способ отражения, полностью нелинейный. Карта характеризуется тем, что она полностью охватывает выбранный контекст, хотя может и не быть достаточно детализированной (абсолютно полная детализация принципиально невозможна); в любом случае это - модель конкретной жизненной ситуации или целого комплекса ситуаций. Карта обязательно включает конкретные пространственно-временные и причинно-следственные маркеры, от которых производится отсчет. Они в совокупности позволяют идентифицировать контекст и выбрать правила игры. В рамках одной и той же карты могут формироваться разные цепочки действий, т. е. разные навыки, разные стратегии; более того, они могут не только перениматься, но и конструироваться с заданной целью, т. е. в дополнение к механизмам научения задействуются механизмы творчества. Говоря метафорически, карта позволяет, определив исходную (оценка ситуации) и конечную (целеполагание) точки пути, вычислить траекторию движения, спланировать маршрут и отобрать необходимые для его прохождения средства (формирование стратегии). Правила игры - принципы, по которым в рамках одной и той же карты бракуются или одобряются различные варианты стратегий; разумеется, таких систем отбора в рамках одной и той же карты может быть несколько, но то, что мы называем картами, очерчено лишь контекстуально, поэтому правила игры - это тоже карта, только целиком ориентированная на внутреннюю деятельность. Ситуация выглядит следующим образом: человек действует в определенном контексте (к примеру, это контекст дружеской беседы) - такой контекст связан с внешней деятельностью. Но на четвертом логическом уровне внешняя и внутренняя деятельность параллельны. Таким образом, одновременно присутствует и контекст выбора правил игры. На четвертом уровне увязка карт между собой не осознается, и, соответственно, контекст выбора правил игры также остается за рамками осознания - правила игры являются «как бог из машины» и чаще всего также, в свою очередь, четко не осознаются.
Карты одновременно привязаны к пространственно-временным и причинно-следственным системам координат и топологически в первом приближении представляют собой упорядоченные пакеты плоскостей, реализуемых в некотором многомерном пространстве. Правила игры, как дополнительная карта, управляющая внутренней деятельностью, позволяет из таких пакетов отбирать приемлемые плоскости, на которых и строится конкретная стратегия.
Ясно, что каждое человеческое существо пользуется неограниченным множеством карт, поскольку и контактов существует неограниченное множество. Рост и «прорисовка» конкретных карт происходит в течение всей человеческой жизни.
Здесь неизбежно встают вопросы о точности картирования, т. е. о соответствии карт и реальности (если такое соответствие отсутствует, карта неизбежно порождает ошибочные стратегии, ведущие к плачевным результатам), о точности идентификации контекста - (неверное разделение контекстов также приводит к сбоям отреагирования) и, наконец, о выборе правил игры. В процессе восприятия карты действуют подобно специфическим фильтрам: включенные в них маркеры позволяют классифицировать новый опыт, помещать его в уже существующую ситуационную модель. Опять-таки, если карта, выступающая как фильтр в процессе отражения, дефектна, новая информация может восприниматься неверно или просто не находить себе места - и целые секторы реальности могут как бы не замечаться, выпадать из зоны осознания. Будем называть неверные карты ложными, неверное определение контекстов - смешением таковых.
Таким образом, оценку системы убеждений можно вывести за пределы пустого резонерства и морализаторства. Можно вовсе не обсуждать их идеологическое содержание, сосредоточившись на проблемах аутентичности и достоверности.
Важно понимать, что на четвертом логическом уровне не происходит позиционирование карт относительно друг друга, а личность распадается на ряд контекстуальных масок. Это уровень обобщения опыта, локального моделирования реальности и творческого конструирования.
Пятый логический уровень.
Уровень парадигмы и мировоззрения.
Когнитивные вопросы: «Каков мир?», «Каково мое место в мире?».
Это уровень высшей интеграции опыта.
На пятом логическом уровне внимание еще распределено между внешним и внутренним пространством, но более обращено вовнутрь, к скрытому пока, но уже ощущаемому ядру личности. Внешнее же воспринимается через внутреннее, через целостные представления карты. На базе близкого ядра или подлинного Я происходит синтез всех карт в целостное представление о мире, в целостное мировоззрение, которое неизбежно включает и позиционирование самого себя среди феноменов Вселенной.
Вербальная активность весьма затруднена, поскольку структура языка уже плохо обслуживает топологию этого уровня - многомерность, погруженную в некое универсальное бесконечномерное пространство, которое мы будем, не вдаваясь пока в математические подробности, называть Универсальным объемом. Характерны высказывания, связывающие внешние феномены, воспринимаемые как универсальные категории, с внутренними структурными ощущениями: «Огненный шар, сформировавшийся в нижней части моего живота, поднимается вверх и имеет окраску: сначала он, как закатное солнце, затем, как солнце в полдень, и наконец, как солнце на рассвете», «Я чувствую, как нечто струится во мне, от макушки вниз - это похоже на родник, согретый летним полднем», «Я знаю, какую цену плачу за это состояние гармонии и покоя» и т. д. Телесное состояние характеризуется признаками глубокого транса, все внешние проявления замирают; тело воспринимается как единая цельная структура, почти кристаллическая, полностью связная и взаимозависимая - на этом фоне становятся видны все ее изъяны, разрывы, асимметрии.
Единые и доселе несвязные карты объединяются в единую картину, космограмму, которая позволяет сортировать, оценивать и синтезировать новые карты. Если космограмма проработана, мы говорим: «Это - цельный человек», «У этого человека целостное мировоззрение». Отражение и отреагирование предельно сближаются, превращаются практически в единое целое, база их взаимодействия - это почти исключительно внутренняя деятельность. Внешние действия сдержанны, но точны и быстры. Это уровень абстрагирования и обобщения.
Шестой логический уровень.
Уровень самоидентификации.
Когнитивные вопросы: «Кто я такой?», «Что есть все?», «В чем смысл жизни?».
Переход от пятого к шестому логическому уровню (еще одна барьерная мембрана) это переход от собственно личности к ядру личности. В этой зоне всегда почти можно наблюдать характерные телесные и психические феномены, которые опять-таки маркируют такой переход. Это определенные непроизвольные движения, в сумме создающие впечатления пересборки, пересоздания всей совокупности телесной организации. Важно понимать, что такая пересборка действительно происходит, а если ее нет, нет и самого перехода. Выясняется, что метафора «внутренний стержень» основана на систематически наблюдаемых фактах. Параллельно активизируются воспоминания, связанные в том числе и с ранним детством, и основанные на таких воспоминаниях сны; фиксируются и осознаются глубокие трансформации, происходящие с телом. Эти ощущения могут быть неприятны и пугающи - они слишком необычны и, кроме того, прежняя структура «сопротивляется» им. Иногда в самый момент перехода, когда пересборка начинает осознаваться, возникает спонтанное противодействие такому процессу - вплоть до агрессии по отношению к терапевту или иному лицу, инициировавшему такой переход.
Очень интересен и обратный переход с шестого уровня на пятый - окружающая реальность воспринимается какое-то время как плоский и тусклый макет подлинного Космоса; вместе с тем в ее плоти одновременно и параллельно различимы мельчайшие подробности - восприятие предельно четко. Пересборка, произошедшая при переходе на шестой уровень, сохраняется и фиксируются новые оси симметрии, становясь привычными и базовыми для организации на всех подчиненных логических уровнях.
Вектор внимания полностью направлен вовнутрь себя, и через себя воспринимается вся реальность. Это именно то состояние, о котором Упанишады говорят: «Та tvam asi» - «Ты есть то». Все воспринимается как совокупное и неразделимое целое, с которым неразрывно связано и собственное «Я».
Вербальная активность крайне затруднена, наиболее частыми становятся высказывания типа: «Это как огонь, но не обычный огонь», «Это как течение воды, но не обычное течение», «Я плачу мою цену, но это не плата, а будто бы я сам получаю плату» и т. д. Телесное состояние характеризуется глубоким «медитативным» трансом (тем, что в разных традициях называется «благодатью», «просветлением», «сатори», «самди», «самадхи» и т. д.). Это состояние характеризуется, кроме того, «пустотой», «отсутствием» мысли, прекращением внутреннего диалога, «пустотой», «молчанием» всего тела. На этом следует остановиться особо. Это не та пустота, чтосвойственна первому логическому уровню, - не пустота отсутствия, но, напротив, полное присутствие, наполненность.
Здесь уместно вспомнить близкие по смыслу традиционные представления. В буддизме махаяны категория шуньяты - «пустотности», которой характеризуется состояние нирваны, предполагает именно такую пустотность абсолютной наполненности. То же подразумевает концепция Божественного мрака ранних Отцов Церкви, -Дионисий Ареопагит пишет: «Божественный мрак - это тот неприступный Свет, в котором, как сказано в Писании (1 Тим, 6.16), пребывает Бог. А поскольку невидим Он и неприступен по причине своего необыкновенно яркого сверхъестественного сияния, достичь Его может только тот, кто, удостоившись боговедения и боговидения, погружается во Мрак, воистину привосходящий ведение и видение, и познав неведением и невидением, что Бог запределен всему чувственно воспринимаемому и умопостигаемому бытию, восклицает вместе с пророком: «Дивно для меня ведение Твое, не могу постигнуть его» (Пс, 138,6)
В современной науке аналогом может являться концепция Поля Дирака - так называемое «море Дирака»: абсолютный вакуум в ней оказывается абсолютно плотным («исполненным») образованием, которое потому и воспринимается как пустота, что полностью структурировано и не имеет изъяна. Вынесение из такой плотности элементарной частицы, которая при этом приобретает энергию, порождает в структуре вакуума «дырку», которая воспринимается как античастица, обладающая равной частице энергией. Здесь мы, кажется, впервые сталкиваемся с представлениями о том, что энергия как таковая - это всего лишь разрушение структуры, потеря информационной насыщенности системы. На этом уровне космограмма синтезируется с чувством подлинного «Я» в некое единство, снимающее оппозицию «Я» - «не Я», но, вместе с тем, не отменяющее «Я» как таковое. Отреагирование и отражение здесь не представлены - их действие ограничено зонами проявлений личности и собственно личности; ядро, напротив, - это зона высших анализа, интеграции и воления, зона, где центростремительные сигналы процесса отражения преломляются в центробежные импульсы отреагирования 3 . Это уровень самопознания.
Седьмой логический уровень.
Уровень проекции абсолюта.
Напомним, что любой выделенный логический уровень доступен обозрению и описанию только с позиции последующего. По этой причине в рамках выбранного описательного подхода мы ничего не можем сказать о седьмом логическом уровне. Добавим лишь, что это абсолютная самоидентификация и абсолютное осознание, которому доступны все элементы структуры, весь инструментарий периферических уровней. Это также состояние самадхи («просветления»), но несколько иного рода, чем присущее шестому логическому уровню сознания.
Традиция всегда говорит о нескольких видах самадхи, которые могут быть разнесены по двум существенно различным группам: «самадхи с семенем» и «самадхи без семени», т. е. то, при котором «Я» все-таки не полностью интегрировано в общую воспринимаемую картину Мироздания в такое, при котором «Я» интегрировано полностью, все противоречия сняты (абсолютно реализуется принцип «Та tvam asi» - «Ты есть То»). Мы отождествляем «самадхи с семенем» с шестым, а «самадхи без семени» с седьмым логическим уровнем сознания. Следует понимать, что абсолютная интеграция «Я» в ткань Мироздания не означает, тем не менее, его отмену. Так, предельная исполненность абсолютно плотной пустоты содержит в себе в не проявленном виде все полюса и противопоставления.
Рассмотрим некоторые промежуточные итоги.
Нами введено понятие вектора внимания. Это важный элемент модели, позволяющий, в том числе, разделить логические уровни на три большие зоны: проявления личности (первый и второй уровни), собственно личности (третий - пятый уровни), ядра личности (шестой и седьмой уровни), - разделенные барьерными мембранами (рис. 4) : на первом и втором уровнях эти составляющие вектора направлены вовне, на третьем - пятом распределен между направлениями вовне и внутри, на шестом и седьмом направлены вовнутрь.
Считая объем внимания постоянным, мы можем следующим образом формально описать поведение вектора внимания:
I уровень: | ||
11 уровень: | ||
III уровень: | ||
IV уровень: |
Ā+= 1/2 (1,2,3) |
|
V уровень: |
Ā+ = 1/3 (1,2,3,4) |
|
VI уровень: | ||
VII уровень: |
где «Ā+» - составляющая вектора внимания, направленная вовне, «Ā-» - составляющая вектора внимания, направленная вовнутрь, -знак, в данном случае указывающий на уровни, которые «просвечивает» внешняя составляющая вектора внимания (например, 1 - «пересекается» или «просвечивается» внешний первый уровень и т. д.).
Рис. 5. Процесс отражения-отреагирования
Интересно также рассмотреть поведение отражения-отреагирования при разном положении центра осознания (рис. 5) ; первоначально Две ветви этого процесса совершенно разнесены: информация, поступающая извне, «проваливается в никуда», управляющие сигналы (побуждения, желания, мотивы) «возникают из ниоткуда» (первый и второй логический уровни), затем отражение и отреагирование постепенно сближаются, нарастает осознание того, что невидимая часть процесса принятия решений покоится в глубинах собственной личности (третий-пятый уровни), наконец, центр осознания совпадает с центром высшего анализа, интеграции, воления, весь процесс отражения-отреагирования становится ясен и доступен обозрению, управляем (шестой и седьмой уровни).
Следует помнить, что на каждом логическом уровне равно представлены все составляющие вертикали «тело-душа-дух», они действуют связно и неразделимо с точки зрения процесса отражения-отреагирования (рис. 6) . Мы не будем вводить пока иного представления -нам важно подчеркнуть психосоматическое единство существа.
Рис. 6. Плоская модель, объединяющая вертикаль