Реформы избранной рады вывод. Конспект урока на тему "реформы избранной рады". Военная реформа Избранной Рады

Основные реформы избранной рады

Бурные события, которые имели место быть в 1547 году, обусловили необходимость кардинальных государственных преобразований. Молодой царь, а также его приближённые создали, как назвал её один из её участников (князь Курбский) Избранную раду

Во главе данного политического кружка служилых придворных и знати встали протопоп Сильвестр (Благовещенский собор Кремля), а также довольно зажиточный дворянин из незнатного рода Адашев А. Ф. К ним примкнули такие знатные князья как Воротынский, Одоевский, Курбский и другие. Кроме того, в состав Избранной рады входил первый начальник Польского приказа Висковатый, а также активный деятель данного кружка митрополит Макарий.

Формально не являясь государственным учреждением, рада оставалась, по сути, российским правительством на протяжении тринадцати лет, управляя государством от имени самого царя и осуществив серию значимых крупных реформ.

В середине шестнадцатого века Избранной радой был установлено для всего государства единое мерило взимания налогов под названием «соха».

Военная реформа

В целях укрепления вооружения страны в 1550 году Иван Грозный начал осуществлять военные реформы. Именно тогда было упразднено местничество – порядок замещения должности в войске по степени знатности (на время походов).

Также в Московском уезде по приказу царя от первого октября 1550 года была введена «избранная тысяча» (более тысячи провинциальных дворян, составляющие ядро дворянского ополчения, а также опору самодержавной власти). Но данный проект не был реализован до конца.

Был определён один порядок прохождения службы: по прибору (по набору) и по отечеству (по происхождению). По отечеству службу проходили боярские дети и дворяне. Воинская служба регулировалась «Уложением о службе», переходя по наследству и начинаясь с пятнадцати лет (не достигнувший данного возраста дворянин считался недорослем). Дворяне и бояре должны были выставлять воина, а если это не выполнялось, то каралось крупным штрафом.

Создание стрелецкого войска

Также в 1550 году формируется стрелецкое войско (из числа служивых), вооружавшееся как холодным (сабли и бердыши), так и огнестрельным (пищали) оружием. В самом начале в это войско было набрано три тысячи человек, расформированных в шесть отдельных «приказов» (полков). Именно они составили личную царскую охрану.

Кроме того, правительство Избранной рады укрепило царский госаппарат, совершенствуя приказную систему и таким образом наращивая бюрократический аппарат.

Реформы Избранной рады . К концу 40-х гг. при молодом царе складывается кружок придворных деятелей, которым он доверяет ведение государственных дел. Это новое правительство позднее князь Андрей Курбский назвал “Избранной радой” (рада — совет при монархе). По сути дела, это была так называемая Ближняя дума, составленная из особо приближенных к царю членов “большой” Боярской думы. Главную роль играли в ней Алексей Федорович Адашев, из богатых костромских дворян, постельничий царя, ставший его волей думным дворянином (третий чин в Боярской думе после боярина и окольничего), а также глава Посольского приказа (министерство иностранных дел XVI — XVII вв.) Иван Михайлович Висковатый, думный дьяк (четвертый думский чин), духовник царя Сильвестр, несколько знатных князей и бояр.

Конец февраля 1549 г. удивил москвичей пышным и торжественным действом: по улицам, прилегающим к Кремлю, в красивых каретах, возках, на лошадях, украшенных богатой сбруей, в царский дворец съежались, пробираясь через толпы народа, бояре и столичные дворяне, иерархи и дьяки. Их собрание, названное современниками “Собором примирения” , услышало упреки монарха в насилиях и поборах времени его малолетства, когда бояре, “аки звери лютые, все делали по своему хотению” . Впрочем, Иван Васильевич от гневных упреков перешел к делу: призвав всех к совместной работе, объявил о необходимости и начале реформ.

Согласно программе, намеченной этим первым в истории России Земским сбором , т. е. представительным органом при царе, начали с преобразований военных. Согласно приговору 1550 г., запретили местнические споры между воеводами во время походов; все они, в соответствии со строгим распорядком, подчинялись первому воеводе большого полка, т. е. главнокомандующему. В том же году появляется войско из стрельцов — воинов, вооруженных не только холодным оружием, как дворянская конница, но и огнестрельным (пищали; предшественников стрельцов звали пищальниками). В отличие от дворянского войска, которое созывали как ополчение в случае необходимости, стрельцы служили постоянно, получали обмундирование, денежное и хлебное жалованье.

Реформы Ивана IV Грозного

По Судебнику 1550 г . , заменившему старый кодекс , ликвидировали привилегию монастырей не уплачивать подати в казну, запретили превращать в холопов детей боярских, из дворянского сословия. Затруднялся переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день путем увеличения размера взимаемого с них пожилого. Новый кодекс законов усиливал контроль над судебной деятельностью наместников и волостелей в городах, уездах и волостях: наиболее важные дела стали решать в Москве царь и Боярская дума; на местах же за судебным разбирательством наблюдали старосты и целовальники (выборные люди из местных посадских людей и черносошных (свободных крестьян).


Фото. Судебник Ивана Грозного.

Церковный собор 1551 г . принял Стоглав—сборник решений собора в виде ста глав-статей из ответов на вопросы царя Ивана о церковном “строении” . Он укреплял дисциплину, регламентировал церковную жизнь — службы и обряды в храме, бытовые стороны монастырского и церковного обихода. Но намерения царя конфисковать земли церкви и монастырей на соборе одобрены не были.

В середине века правительство организовало описание земель,. ввело определенную единицу поземельного налога — большую соху. Одинаковую сумму брали с 500 четвертей" “доброй” (хорошей) земли в одном поле с черносошных крестьян; с 600 четвертей — с церковных земель; с 800 четвертей — со служилых феодалов (помещиков и вотчинников).

Важные реформы были проведены в центральном и местном управлении. В Москве складывается система приказов — бояре и дьяки управляли разными делами :

  • Посольский — внешними связями с окрестными государствами;
  • Разрядный — дворянским войском, назначал воевод в полки, города, руководил военными действиями;
  • Поместный — наделял землями служилых людей;
  • Стрелецкий — ведал стрелецким войском;
  • Разбойный — судом над “лихими людьми” ;
  • Большой Приход — сбором общегосударственных налогов;
  • Ямской — почтовой службой (ямская гоньба, ямы—почтовые станции с ямщиками);
  • Земский—охраной порядка в Москве.

Существовал своего рода “приказ над приказами” — Челобитный, который разбирал жалобы по разным делам, контролируя тем самым другие приказы; возглавлял его сам Адашев, глава “Избранной рады” . По мере присоединения к России новых земель возникали и новые приказы — Казанский (ведал Поволжьем), Сибирский.

В середине 50-х гг. завершили так называемую губную реформу , начатую еще в 1539 г.: наместников и волостелей лишили права суда по важнейшим уголовным преступлениям и передали его губным старостам из числа местных выборных дворян.

Подчинялись они Разбойному приказу. Затем власть наместников и волостелей (кормленщиков) вообще ликвидировали. Теперь их функции переходили к органам земского самоуправления — в лице “излюбленных голов” и их помощников — целовальников. И тех, и других выбирали из своей среды местные посадские люди и черносошные крестьяне.

Уложение о службе (1556 г.) установило единый порядок военной службы с поместий и вотчин: со 150 десятин земли каждый дворянин должен выставить воина на коне и в полном вооружении (“конно, людно и оружно” ); за лишних воинов полагалось дополнительное денежное возмещение, за недодачу — штраф. Во время походов служилым людям платили строго определенное жалованье — денежное и хлебное. Вводились периодические военные смотры, десятни — списки дворян по уездам.

Укрепили государственное управление, военную систему государства, заметно способствовали его централизации. В этом же направлении развивалась налоговая система — вводились новые налоги (“пищальные деньги” — на содержание стрелецкого войска, “полоняничные деньги” — на выкуп пленников), росли старые налоги (например, “ямские деньги” —на почтовую службу, “на городовое дело” — строительство городов, крепостей). Все преобразования имели своей целью в первую очередь укрепление мощи государства. Проводилась политика своего рода компромисса — сочетание интересов всех слоев феодалов от мелких провинциальных дворян до вельмож-бояр.

К тому, кто не проводит реформ, постучит Реформация.

Ежи Лец

Избранная рада это неофициальный орган, который состоял из лиц приближенных к Ивану Грозному. Деятельность Рады осуществлялось в период с 1549 по 1560 года. Фактически это был орган, который осуществлял непосредственное управление страной, а также реализовал большинство реформ с целью создания единого централизованного государства. В сегодняшней статье мы рассмотрим реформы Избранной Рады, их влияние на судьбу России, а также последствия тех преобразований, которые были проведены за годы работы данного негласного органа.

Предпосылки образования

Иван Грозный очень рано потерял отца и мать, и фактическое управление страной брали на себя бояре, которые его окружали. Это привело к тому, что на Руси происходили постоянные войны между группировками бояр, за власть. Эти противостояние приводили к ужасным последствиям, в ходе которых гибли люди, терялись города, проигрывались войны. До своего несовершеннолетия молодой царь ничего не мог с этим поделать. Однако в 1547 году Иван Грозный принял царствование и решил отдалить от себя бояр, и окружить себя людьми, которым он может доверять. Главная задача, которая стояла на тот момент перед царем, заключалась в создании единого государства, и собирание всех русских земель вокруг Москвы. Для этого Избранная Рада проводила различные реформы, которые охватывают все сферы жизнедеятельности.

Состав Избранной Рады

Задачи избранной рады заключалось в обсуждение тех задач и процессов, которые происходят в стране и за ее пределами, и поиск пути решения этих проблем, которые накопились. В состав этого органа входили следующие люди:

  • А. Курбский
  • Священник Сильвестр
  • Митрополит Макарий
  • А. Адашёв
  • И. Висковатый

Некоторые историки приписывают данному кружку Воротынских, Шереметьевых и других. Проблема заключается в том, что большинство историков приписывают к Избранной Раде большое количество людей, но редко могут подтвердить документально (или еще как-то) их причастность к данному органу.

Реформы Избранной Рады при Иване Грозном

Начало реформ

Фактически с первых месяцев существования Рады ее участники занялись тем, что начали разрабатывать план объединения русских земель в единый политический центр. Начало этих преобразований случилось в 1549 году. Тогда был проведён первый в истории России Земский собор. Этот собор представлял собой не что иное, как собрание всех правителей всех русских земель. Иван Грозный обратился к присутствующим с заявлением о том, что он осуждает о тех преступлениях, которые проводили бояре пока царь был малолетним, и обещал хранить верность стране и хранить жизнь своих подданных. В дальнейшем именно Земские соборы проводились для того, чтобы проводить реформы и понимать, в каком направлении эти реформы нужно осуществлять. Примечательно, что именно при Иване Грозном в данный орган власти стали вступать не только представители боярских семей, но и представители менее знатных сословий.

К реформам Избранной Рады относят следующие начинания:

Стоглавый собор - церковная реформа

В 1551 году состоялся Церковный собор. Руководил этим собором митрополит Макарий, один из самых активных участников Избранной Рады. Кроме того, в работе этого собора принимал участие лично царь. Результатом деятельности данного собора является создание единого сборника документов для церкви. Этот документ состоял из 100 глав, поэтому сам собор получил название Стоглавого. В рамках данной реформы были проведены следующие мероприятия:

  • Упорядочение обрядов. Собор сделал единообразными все обряды, которые проводятся в рамках религии по всей стране.
  • Определение единых святых. Были канонизированы новые святые, которые признавались на всей территории страны в рамках единой религии.
  • Создание единых правил поведения для священников. Фактически речь идет об ужесточении дисциплины.
  • Была обозначена важнейшая роль церкви - просвещение населения .

В результате церковной реформы произошло создание единых религиозных норм, а также подведение религии к единым стандартам для всей страны.

Реформа местного управления

За годы, пока страной фактически управляли бояре, эффективность работы местных органов власти стала крайне низкой. Именно поэтому реформы Избранной Рады при царе Иване 4 на начальном этапе были направлены на формирование местного управления. Данная реформа была проведена в 1556 году.

Эти реформы Избранной Рады отменили по всей стране систему, так называемых, кормлений, а также отменили наместничество. Вместо нее была создана должность Губных старост . Этот староста избирался землевладельцами конкретного района страны. Что касается городских управляющих, то здесь избирались Земские старосты . А непосредственно для управления городом избирался Городовой. Фактически были образованы выборные органы власти, которые наделялись огромными полномочиями. В частности, именно эти люди следили за обеспечением законности, а также вершили суд. Важно отметить, что судебные функции были возложены в том числе и на церковь, которая имела полное право самостоятельно проводить суды.


Кроме того реформа местного управления Избранной Рады коснулась и создания новых приказов. Были созданы такие приказы как:

  • Челобитный приказ - занимался распределением тех челобитных, которые поступали в адрес царя.
  • Посольский приказ - занимался отношениями с другими государствами. Фактически аналог современного министерства иностранных дел.
  • Поместный приказ - занимался решением вопросов о поместьях и вотчинах.
  • Земский приказ - отвечал за обеспечение правопорядка в Москве и некоторых других городах.
  • Разбойный приказ - отвечал за противодействие разбоям, которые массово проводились в стране.

Также было создано огромное количество других приказов: разрядный, ямской, большого прихода, новой четверти, большой казны, холопский, тайных дел, казанского дворца, сибирский, стрелецкий, пушкарский, казачий. Приказы в государственной жизни России играли основополагающую роль, поскольку именно они отвечали за различные аспекты жизнедеятельности государства. Фактически они были местными органами управления, которые выступали промежуточным звеном между населением и царем.

В результате этих преобразований были полностью изменены принципы управления страной.

Военная реформа Избранной Рады

Военная реформа началась в 1550 году. Основная первоначальная идея реформы заключалась в том, чтобы сформировать армию не на основе знатности рода, а на основе военных талантов. Для этого было создано специальное положение, согласно которому высшее командование армии должно было формироваться не по знатности рода, а людьми, которые проявили свой воинский талант. Одним из первых таких подразделений стало Избранная тысяча.

Избранная тысяча это специальный воинский отряд, созданный на основе ополчения, который формировался по новому принципу и подчинялся лично царю.

Кроме того в этот период времени начали формироваться первые стрелецкие полки. Это были специальные полки, которые представляли собой переходное звено между временной и постоянной армии. Поэтому когда мы говорим о создании регулярной армии в России, подсчет времени нужно начинать не с эпохи Петра первого, а с Ивана Грозного реформы Избранной Рады.


Говоря о военной форме, необходимо отметить, что она проводилась в три этапа:

  • Создание стрелецкого войска - 1550 год. Об этом периоде мы говорили абзацем выше.
  • Введение Уложения о службе - 1556 год. Уложение создавало единый закон, который обязывал землевладельцев предоставлять в распоряжение государства для регулярной армии войнов. В частности, владелец 100 четвертин земли должен был направить в регулярную армию одного конного воина.
  • Попытки реформирования Избранной тысячи. Эти попытки проводились на протяжении всей жизни царя Ивана 4, но к существенным результатам не привели.

В результате мы можем говорить о том, что реформы Ивана Грозного были уникальными для своей эпохи и направлялись на то, чтобы создать единое централизованное государство. Это было необходимо для объединения русских земель, а также для создания сильного и конкурентоспособного государства, которое могло бы за себя постоять. Доказать, что реформы Избранной Рады прежде всего укрепляли центральную власть, очень просто. Ведь все изменения, которые происходили в стране, были направлены на создание вертикали власти, где все решения принимал царь.

Причины падения Рады


В 1560 году деятельность Избранной Рады была закончена, а сам этот орган был распущен. Однозначные причины таких событий историки не называют, но есть 2 общепринятые версии. Согласно первой версии Иван 4 имел существенные разногласия с членами Рады по вопросам внутренней и внешней политики страны. Согласно второй версии царь заподозрил представителей рады в том, что они были виновны в отравлении царицы Анастасии. В любом случае, орган был распущен и его деятельность прекращена. Хотя успели они сделать очень многое.

Начало реформ связано с созданием в 1549 г. Избранной рады -- кружка близких единомышленников царя, который стал играть роль правительства при молодом государе. Среди важнейших мероприятий этого правительства -- созыв первого в истории России Земского собора в Москве в феврале 1549 г. На протяжении всего XVI в. земские соборы собирались довольно регулярно и представляли собой собрания при царе, которым отводилась совещательная роль.

«Избранная Рада» была органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть, формировал новый приказный аппарат и руководил им. Компромисс, на котором было основано новое правление, имел три стороны: феодальная аристократия с одной, служилое дворянство - с другой и царь также был участником компромисса. В этой правительственной деятельности смелые внешние предприятия шли рядом с широкими и хорошо продуманными планами внутренних преобразований.

«Избранная Рада» начала создание централизованных органов государственного управления - приказов (до середины 60-х годов их называли «губами»). Задачей этого учреждения было принимать челобитные (жалобы на имя государя) и проводить расследования по ним. Приказная реформа (2-я половина 50-х гг. XVI в.). Создана система исполнительной власти и государственного управления, состоящая из 22 приказов. Реформа имела следствием увеличение численности бюрократии, охватывающей своим влиянием все сферы жизни общества.

Еще до реформ середины XVI в. отдельные отрасли государственного управления, а также управления отдельными территориями стали поручаться («приказываться», как тогда говорили) боярам. Так появились первые приказы -- учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине XVI в. существовало уже два десятка приказов. Военными делами руководил Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (Арсенал), иностранными делами управлял Посольский приказ, финансами -- приказ Большой приход, государственными землями, раздаваемыми дворянам, -- Поместный приказ, холопами -- Холопский приказ занимался распределением поместий и вотчин между служилыми людьми. Были приказы, ведавшие определенными территориями, например приказ Сибирского дворца управлял Сибирью, приказ Казанского дворца -- присоединенным Казанским ханством.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк -- крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления росло число приказов. Ко времени петровских преобразований в начале XVIII в. их было около 50. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной [ 3] . правление реформаторский грозный

Судебник 1550 г. Бесспорно, самым крупным начинанием правительства Ивана Грозного было составленное в июне 1550 г. нового законодательного кодекса, который заменил устаревший судебник 1497. Из 99 статей нового судебника 37 были совершенно новыми, а в остальных текст предшествующего кодекса подвергался координатной переработке.

Социальное законодательство, вошедшее в судебник 1550 г., касается двух важнейших вопросов - землевладения и зависимого населения (крестьян и холопов).

В одной из статей речь идет о вотчинном землевладении в целом. Так как дворянство все больше и больше начинало обеспечиваться поместьями, а не вотчинами, то совершенно ясно, что основное содержание статьи главным образом касалось землевладения феодальной знати. Статья провозглашает, что лица, продавшие вотчину или их родственники, подписавшие купчую грамоту, лишаются права выкупа отчужденной земельной собственности. Закон стоит на стороне покупателя земли. Закон содействовал отчуждению вотчинно - боярской земельной собственности.

Вторую группу статей Судебника составляют законы о крестьянах и холопах. “В обстановке роста классовой борьбы правительство Адашева не рискнуло пойти на дальнейшее закрепощение крестьян, хотя к этому сводились требования дворян. Еще более ожесточилось отношение к холопам.”

Особое внимание Судебник уделял вопросам центрального и местного управления. В этом законодательном памятнике уже намечаются основные направления, по которым будет проходит перестройка государственного аппарата в 50-е годы. Все преобразования начинаются с местного управления. Судебник 1550г. наглядно отразил эту особенность: его преобразования касаются главным образом наместнического управления.

В первых царских вопросах изложены три группы проблем, касающихся церковной реформы. Критике подверглись церковное богослужение и распорядок церковной жизни, говорилось о необходимости избрать “беспорочных” священников и игуменов, чтобы они внимательно исполняли свои обязанности. В осторожной форме предлагалось ликвидировать неподсудности монашества и духовенства царскому суду, но особенно важное значение имел вопрос о судьбах монастырского землевладения. Сохраняя в целом старую систему кормлений, лишь вносит в нее коррективы, ограничивающие власть наместников и волостей.

Религиозная реформа была проведена на так называемом «Стоглавом соборе» (собрании высших иерархов Русской православной церкви) в 1551 г. Решения собора сведенные в 100 глав (кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством) [ 4] . Они включали в себя передачу царю земель, захваченных церковью у дворян и крестьян в его малолетство, а также вотчин, данных боярами в монастыри на помин души; запрещение церкви увеличивать свои земельные владения без разрешения царя; установление единообразия в религиозных обрядах, ответственность за их нарушение, выборность архимандритов и игуменов.

Стоглав написан в виде ответов на вопросы о церковном строении. Эти вопросы, написанные от имени Ивана Грозного, содержали своеобразную программу реформ и представленную правительством на рассмотрение церковного собора. Однако они были лишь составлены по распоряжению царя, а не им самим [ 5] .

Кто же был составителем царских вопросов? Одни авторы (пособие под редакцией И. А. Фроянова) называют Сильвестра. Другие (А. В. Карташев) указывают на митрополита Макария при участии протопопа Сильвестра и игумена Троице-Сергиева монастыря Артемия (вскоре был осужден церковным судом и сослан на Соловки как еретик). По мнению А. В. Карташева, «...собор 1551 г. действительно достиг своей универсальной цели: он подверг пересмотру все стороны русской церковной жизни, чтобы очистить ее по возможности от всех ее недостатков».

«Стоглав» утвердил ранее принятые решения по канонизации местных угодников и признанию их всероссийскими святыми; запретил новаторство в иконописи; унифицировал порядок исполнения церковных обрядов; наметил открытие в Москве и других городах специальных школ для подготовки священников; осудил пороки в светской и церковной жизни; запретил приглашать на свадьбы скоморохов; монастырям запрещалось ссужать деньги в «рост» и выпрашивать у царя без нужды новые угодья и льготные грамоты; также монастырям запрещалось покупать вотчинные владения «без доклада» царю, у них отнимались земли, принятые у бояр в малолетство Ивана (с 1533 г.).

Денежная (налоговая) реформа заключалась во введении в 1551 г. новой единицы обложения налогом -- большой сохи. В зависимости от плодородия почвы, а также социального положения владельца земли соха составляла 400--600 десятин земли.

Ее размер варьировался в зависимости от сословной принадлежности хозяина земли», по которой московский рубль стал основной денежной единицей страны. Право сбора торговых пошлин при Иване IV переходило в руки государства. Население страны было обязано нести тягло -- комплекс натуральных и денежных повинностей.

Военная реформа . В начале 1550 г. было создано стрелецкое войско, первоначально насчитывавшее 3 тыс. человек. Артиллерия была выделена в отдельный род войск и быстро начала расти количественно, имея на вооружении к концу царствования Ивана Грозного 3 тыс. орудий. В июле 1550 г. было отменено местничество (занятие военных должностей в зависимости от знатности рода). До 600 четвертей земли было увеличено поместное жалование дворянам за службу. В 1556 г. была ликвидирована система кормлений, бояре стали; получать от государства денежное жалование за свою службу, которая стала главным источником средств к существованию. В этом же году было объявлено Уложение о службе, уравнявшее в обязанности несения военной службы бояр и дворян. Осуществляя реформы, правительство Избранной рады пыталось удовлетворить интересы служилого дворянства за счет аристократии и крестьянства. В результате Проведенных реформ обозначилась тенденция ограничения самодержавия новой служилой дворянской аристократией.

Земельное законодательство. Центральным вопросом внутренней политики 50-х годов являлся земельный вопрос. Характер земельной политики 50-х годов определился уже в первом крупном предприятии в области земельного вопроса. Этим мероприятием было испомещение, приговором 3 октября 1550 года дворянской тысячи вокруг Москвы, на основе которых предполагалось построить новый Государев двор не по территориальному принципу, а по признакам знатности и служебного преуспевания. По этому было решено испоместить «избранную тысячу» - 1070 дворян. В «тысячу» были записаны дворяне, которые не имели собственной земли рядом с Москвой, что затрудняло их службу при дворе. Испомещение «лучшей тысячи» позволило правительству всегда иметь под рукой людей, которых можно было назначить воеводами в полки, головами в сотни, отправить с дипломатическими поручениями в соседние государства. К тому же преобразование должно было вернуть единство крестьянского сословия. Но реформа столкнулась с некоторыми трудностями. Для наделения «тысячи» землей требовалось не менее 118 тысяч четвертей пашен, а такого количества у Казны не было. И поэтому реформа осуществлялась только частично. Новгородцев должны были испоместить в последнюю очередь, но земель для них так и не нашлось. То есть из-за отдаленности Новгорода от Москвы новгородские помещики практически не могли нести службу в Москве. В ходе реализации реформы некоторым помещикам земли не хватило, но испомещение тысячников представляло собой прежде всего мероприятие огромного масштаба в области земельных отношений. В результате проведения в жизнь приговора 3 октября 1550 года дворяне-помещики получили в свои руки свыше 100 тысяч четвертей пахотной земли с соответствующим количеством угодий: лугов и лесов. Одним из важнейших актов политики правительства Ивана Грозного является приговор 11 мая 1551 года. Значение этого приговора заключается в том, что он формулирует основные принципы политики правительства Ивана IV в отношении двух важнейших категорий феодального землевладения: монастырского и княжеского. Согласно приговору 11 мая 1551 г. епископы и монастыри должны были передать казне все земли, пожалованные им после смерти Василия III боярскими правительствами. Во-вторых, они обязаны были вернуть старым владельцам-дворянам и «христианам» - поместные и черные земли, отнятые церковниками за долги или «насильством». В-третьих, закон полностью запрещал духовенству приобретать новые земли «без доклада». Но переоценивать практические результаты земельных мер нельзя, так как система ограничений вступала в действие лишь в том случае, если возникала угроза выхода земли из службы. «При наличии наследников и при нормальном течении службы князья из состава Государева двора имели право и на выкуп родовых земель, и на первоочередное право получение земель из поместного фонда, пополнявшегося за счет конфискованных вотчин». Проведение данной реформы, выражающей интересы государства и дворянства, было необходимым для ограничения самовластия церкви и становления контроля над землей. Целью данного законодательства была не консервация сложившихся до этого земельных отношений, а расширение фонда земельной собственности, служившей основой новой военно-служилой

Центральной реформой стала реформа отмена кормлений и создание взамен их принципиально новых органов местной власти . Чаще всего в литературе эту реформу называют еще - земской. К ней приступили в 1551г [ 6] .Она повлекла за собой изменения во всех важнейших сферах жизни общества, на всех уровнях государственного устройства. “Земскую реформу можно считать четвертым ударом по кормленной системе, нанесенным в ходе реформ” . Она должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточных черносошного крестьянства и посадских людей. В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства. Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление народных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформы местного управления неотложной. Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно - представительных учреждений на местах отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства, Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу против трудящихся масс в деревне и городе.

«В 1684 году состоялся созыв и роспуск земского собора о вечном мире с Польшей. Тем самым и закончилась история земских собраний, созывавшихся на протяжении более ста лет. Земские соборы имели очень большое значение в истории России, этим и объясняется тот факт, что их изучению посвящено огромное количество работ различных ученых - историков. Создание земских соборов было большим шагом в совершенствовании государственной системы управления и стало ключевым моментом в развитии нашей страны как демократического государства.

Около 1549 года в окружении царя Ивана IV (Грозного) сложился правительственный кружок. В историю он вошёл как Избранная Рада . Это было своеобразное (неофициальное) правительство под руководством Алексея Фёдоровича Адашева. Сам он был из костромских дворян, а в Москве имел знатных родственников. В состав Избранной Рады вошли : священник придворного Благовещенского собора Сильвестр, митрополит московский и всея Руси Макарий, князь Курбский Андрей Михайлович, глава Посольского приказа Висковатый Иван Михайлович и др.

Предпосылкой для создания неофициального правительства послужили волнения 1547 года, получившие название Московского восстания. Ивану IV в это время было всего 17 лет. Причиной восстания стало обострение социальных противоречий в 30-40 годы. В это время очень ярко проявился произвол бояр в связи с малолетством Ивана IV. Тон задавали князья Глинские, так как матерью венценосного мальчика была Елена Васильевна Глинская.

В широких народных массах росло недовольство налогами, которые были непосильными. Толчком для восстания послужил пожар в Москве в конце второй декады июня месяца. По своим размерам он был огромен и нанёс непоправимый урон благосостоянию москвичей. Озлобленные люди, потерявшие всё имущество, 21 июня 1547 года вышли на улицы столицы.

Среди восставших поползли слухи, что город подожгли князья Глинские. Якобы их жёны вырезали сердца у покойников, сушили их, толкли, а полученным порошком посыпали дома и заборы. После этого были произнесены магические заклинания, и порошок вспыхнул. Так подожгли московские постройки, в которых жили простые люди.

Разъярённая толпа растерзала всех князей Глинских, которые попались под руку. Их усадьбы, уцелевшие после пожара, были разграблены и сожжены. Возмущённый народ начал искать молодого царя, но тот уехал из Москвы и укрылся в селе Воробьёво (Воробьёвы горы, в годы советской власти носили название Ленинские горы). Огромная масса людей пошла в село и 29 июня окружила его.

Государь вышел к народу. Держался он спокойно и уверенно. После долгих уговоров и обещаний ему удалось уговорить народ успокоиться и разойтись. Люди поверили молодому царю. Их возмущённый пыл угас. Толпа двинулась к пепелищам, чтобы хоть как-то начать обустраивать свой быт.

Тем временем по приказу Ивана IV в Москву были стянуты войска. Стали хватать зачинщиков восстания. Многие из них были казнены. Некоторым удалось бежать из столицы. Но власть Глинских была безвозвратно подорвана. Ситуацию усугубили волнения в других русских городах. Всё это дало понять царю, что существующее государственное устройство неэффективно. Именно поэтому он и собрал вокруг себя прогрессивно мыслящих людей. Сама жизнь и инстинкт самосохранения заставили его сделать это. Таким образом, в 1549 году Избранная Рада начала свою работу по реформированию государственного устройства в Московском царстве.

Реформы Избранной Рады

Неофициальное правительство управляло государством от имени царя, поэтому решения его приравнивались к царской воле. Уже в 1550 году начала проводиться военная реформа. Стали формироваться стрелецкие войска. Это была гвардия, в задачу которой входила охрана государя. По аналогии стрельцов можно сравнить с королевскими мушкетёрами Франции. Поначалу их насчитывалось всего 3 тысячи человек. Со временем стрельцов стало значительно больше. А конец подобным воинским подразделениям положил Пётр I в 1698 году. Так что просуществовали они почти 150 лет.

Был наведён порядок в воинской повинности. Всего выделилось две категории служивых людей. В первую категорию вошли бояре и дворяне. Только родившегося мальчика тут же записывали на военную службу. А годным к ней он становился по достижению возраста 15 лет. То есть все люди благородного происхождения должны были служить в армии или на какой-либо иной государственной службе. В противном случае они считались «недорослями», независимо от возраста. Прозвище такое было постыдное, поэтому служили все.

К другой категории относились простолюдины. Это стрельцы, казаки, ремесленники, связанные с изготовлением оружия. Таких людей называли взятыми на службу «по прибору» или по набору. Но военные тех лет не имели ничего общего с нынешними военнослужащими. Жили они не в казармах, а выделялись им земельные наделы и личные дома. Образовывались целые военные поселения. В них военнослужащие жили обычной размеренной жизнью. Сеяли, пахали, собирали урожай, женились и растили детей. В случае войны всё мужское население становилось под ружьё.

В русской армии служили и иностранцы. Это были наёмники, а их численность никогда не превышала пары тысяч человек.

Серьёзному реформированию была подвергнута вся вертикаль власти. Установили жёсткий контроль над местным управлением. Содержать его стало не население а государство. Была введена единая государственная пошлина. Взимало её теперь только государство. Для землевладельцев установили единый налог с единицы площади.

Неофициальное правительство провело и судебную реформу. В 1550 году был издан новый Судебник - сборник законодательных актов. Он урегулировал денежные и натуральные сборы с крестьян и ремесленников. Ужесточил наказания за разбой, грабёж и другие уголовные преступления. Ввёл несколько суровых статей о наказании за взятки.

Избранная Рада большое внимание уделяла кадровой политике. Была создана так называемая Дворовая тетрадь. Представляла она собой список государевых людей, которых можно было назначать на различные высокие должности: дипломатические, военные, административные. То есть человек попадал в «обойму» и мог перемещаться с одного высокого поста на другой, принося везде пользу государству. Впоследствии такой стиль работы скопировали коммунисты и создали партийную номенклатуру.

Центральный государственный аппарат был значительно усовершенствован. Появилось много новых приказов (министерств и ведомств, если перевести на современный язык), так как функции местной власти перешли к чиновникам центрального аппарата. Помимо общегосударственных приказов возникли и региональные. То есть они курировали определённые территории и отвечали за них.

Во главе приказа стоял дьяк. Назначался он не из бояр, а из грамотных и неродовитых служилых людей. Делалось это специально для того, чтобы противопоставить государственный аппарат боярской власти и её влиянию. То есть приказы служили царю, а не родовитой знати, у которой были свои интересы, иногда расходящиеся с государственными.

Во внешней политике Избранная Рада ориентировалась в первую очередь на восток. К Московскому царству были присоединены Астраханское ханство и Казанское. На западе в зону государственных интересов попала Прибалтика. 17 января 1558 года началась Ливонская война . Некоторые члены неофициального правительства выступили против неё. Затянулась война на долгие 25 лет и послужила причиной тяжелейшего экономического кризиса (1570-1580), получившего название Порухи.

В 1560 году неофициальное правительство приказало долго жить. Причиной стали разногласия между Иваном Грозным и реформаторами. Копились они долго, а их исток лежал в непомерном властолюбии и амбициях московского царя. Самодержца стало тяготить присутствие рядом с ним людей, имевших самостоятельные и независимые взгляды.

Пока царская власть была слабой, Иван Грозный терпел реформаторов и во всём их слушался. Но, благодаря грамотным преобразованиям, центральный аппарат очень сильно укрепился. Царь вознёсся над боярами и стал настоящим самодержцем. Адашев и остальные реформаторы начали ему мешать.

Реформы Избранной Рады сделали своё дело - больше она была не нужна. Царь стал искать повод, чтобы отдалить от себя бывших друзей и преданных помощников. Напряжёнными были отношения Сильвестра и Адашева с ближайшими родственниками первой и любимой царской жены - Анастасии Захаровой-Юрьевой. Когда царица умерла, Иван IV обвинил бывших любимцев в пренебрежительном отношении к «юнице».

Подлили масло в огонь внешнеполитические разногласия, обострённые Ливонской войной. Но самыми серьёзными стали внутриполитические конфликты. Реформы Избранная рада проводила очень глубокие, рассчитанные на десятилетия. Царю же были нужны немедленные результаты. Но государственный аппарат был ещё слабо развит и не умел быстро и эффективно работать.

На данном этапе исторического развития все недостатки и недоработки центральной власти мог «исправить» только террор. Царь и пошёл этим путём, а реформы Избранной Рады стали казаться ему отсталыми и неэффективными.

В 1560 году был сослан в Соловецкий монастырь Сильвестр. Адашев с братом Данилой отправились по царскому указу воеводами в Ливонию. Вскоре они были арестованы. Адашев умер в тюрьме, а Данилу казнили. В 1564 году бежал в Великое Княжество Литовское князь Курбский, возглавлявший войска в Ливонии. Он находился в дружеских отношениях с Адашевым и понимал, что его ждут опала и казнь.

Падение Избранной Рады послужило началом одному из самых жутких периодов русской истории - опричнины . События первой половины 60-х годов стали её предысторией.

Статьи по теме