Реальность объективная и субъективная. Объективность идеального. Материя как объективная реальность. Объективная реальность, данная нам в ощущении Слово выражает понятие

Объективная реальность, данная нам в ощущении
Из работы «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) В. И. Ленина (1870-1924), который дал определение материи: Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении...
Шутливо-иронически: о каком-либо непреложном факте, о реальности.

  • - в 12-17 вв. акт передачи имущества в собственность монастырей и церковных учреждений...

    Русская энциклопедия

  • - А., при которой регистрация восприятия звука производится по объективным показателям...

    Большой медицинский словарь

  • - методики, использующие показатели, независимые от сознания или желаний испытуемого и экспериментатора...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - данные, содержание которых не зависит, не связано с мнением, утверждением отдельных лиц, а носит общепризнанный характер...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - в русском праве XII-XVI вв. акт, фиксировавший передачу имущества в собственность монастырей и церковных учреждений...

    Большой юридический словарь

  • - см. Грамота...
  • - или просто "данная" - есть акт, совершаемый при участии власти на недвижимое имущество, купленное с публичного торга. Она отличается от купчей крепости по основанию, содержанию и форме...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - или просто "данная", есть акт, совершаемый при участии власти на недвижимое имущество, купленное с публичного торга. Она отличается от купчей крепости по основанию, содержанию и форме...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Материя...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в России 12-17 вв. акт передачи имущества в собственность монастырей и церковных учреждений...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Выражение отношения сообщаемого к действительности...

    Словарь лингвистических терминов

  • - данник, данное и пр. см. давать...

    Толковый словарь Даля

  • - ДА́ННЫЙ, -ая, -ое. этот, именно этот. Д. случай. В д. момент...

    Толковый словарь Ожегова

  • - эвентуальность, возможность, вероятность, вероятие, допустимость,...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 3 данность объективная реальность посюсторонность...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 2 объективная действительность посюсторонность...

    Словарь синонимов

"Объективная реальность, данная нам в ощущении" в книгах

Объективная реальность

автора Свами Сухотра

Объективная и субъективная реальность

Из книги Теория познания автора Этэрнус

Объективная и субъективная реальность Одним из центральных вопросов в теории познания - является вопрос о реальности. Вернее, о различных её видах: обычной и виртуальной, объективной и субъективной, научной и находящейся за пределами научной реальности, смешанной, и

Обычная объективная реальность без Бога

Из книги Теория познания автора Этэрнус

Обычная объективная реальность без Бога А что, если Бога нет? Ведь такое - так же возможно, как и Его наличие. Но если Бога нет, и реальность нашего Мира - обычная объективная реальность без Бога, то тогда Библия резко обесценивается, и становится практически «сборником

2.2. Материя – объективная реальность

Из книги Философия в схемах и комментариях автора Ильин Виктор Владимирович

2.2. Материя – объективная реальность Диалектический материализм отказывается от понимания материи как абсолютного субстрата, субстанции. Еще до революции в естествознании Энгельс говорил о неэффективности поисков «материи как таковой». Материи как особого субстрата,

2. Миф как объективная реальность, предполагаемая или оспариваемая

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

2. Миф как объективная реальность, предполагаемая или оспариваемая а) Уже с появлением первых философов в Греции устанавливается критическое отношение к мифологии. Общеизвестны высказывания элейских философов (Ксенофан B 11. 12. 14. 15. 16). Вместо богов у философов появляются

Из книги Социальное конструирование реальности автора Бергер Питер

Глава II. Общество как объективная реальность

Объективная реальность

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОБ) автора БСЭ

Объективная реальность, данная нам в ощущении

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Объективная реальность, данная нам в ощущении Из работы «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) В. И. Ленина (1870-1924), который дал определение материи: Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении...Шутливо-иронически о каком-либо непреложном факте, о

1.3. Объективная реальность: «не психологией единой…»

Из книги Вы просто не то едите автора Гаврилов Михаил Алексеевич

1.3. Объективная реальность: «не психологией единой…» Главное правило реальности - не запутаться в своих иллюзиях. Автор неизвестен Долго думал, прежде чем решиться сделать такое заявление. Ведь я психотерапевт каждой клеточкой своего тела. Психологии в снижении веса

1.3. Объективная реальность: «Не психологией единой…»

Из книги Корпорация «Еда». Вся правда о том, что едим автора Гаврилов Михаил

1.3. Объективная реальность: «Не психологией единой…» Главное правило реальности - не запутаться в своих иллюзиях. Автор неизвестен. Долго думал, прежде чем решиться сделать такое заявление. Ведь я психотерапевт каждой клеточкой своего тела. Психологии в снижении веса

2. Искусство как объективная реальность

Из книги Арт-терапия. Учебное пособие автора Никитин Владимир Николаевич

2. Искусство как объективная реальность СИМВОЛ (от гр. ????????) – отличительный знак; знак, образ, воплощающий какую-либо идею.АЛЛЕГОРИЯ (гр. ????????? – иносказание) – условная форма высказывания, носящая смысл уподобления в форме намеков или нравоучительного наглядного

ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Из книги Разоблачение магии, или Настольная книга шарлатана автора Гагин Тимур Владимирович

Объективная реальность дней Апокалипсиса

Из книги Тайная Доктрина дней Апокалипсиса. Книга 3. Поиск Пути автора Белый Александр

Объективная реальность дней Апокалипсиса Да, уважаемый читатель, как бы ни хотелось с этим соглашаться и мириться, но речь идет о настоящем, в котором нам с вами выпало жить.Чтобы было более понятно, откуда берутся новоиспеченные Чудотворцы и Спасители Человечества, и

Объективная реальность

Из книги Тень и реальность автора Свами Сухотра

Объективная реальность Внешняя реальность, к которой обращены наши чувства и

§ 4.13 Детерминизм в физике и объективная реальность

Из книги Баллистическая теория Ритца и картина мироздания автора Семиков Сергей Александрович

§ 4.13 Детерминизм в физике и объективная реальность Демокрит настолько был увлечён возможностью "сквозного" причинного объяснения мира, что объявлял всякого рода случайные события лишь субъективной иллюзией, порождённой незнанием подлинных причин происходящего.

Hести разлуку тяжело,
особенно когда
не знаешь, что и развело:
остуда, долг, беда?
Хоть знак какой-то был бы дан…
А то уж столько дней
тащу ее, как чемодан
без ручки и ремней.

(Майя Борисова)

Ты удивился, не увидев моих обычных слез, не услышав моих обычных слов, не ощутив обычной дрожи моих рук… Объективная реальность, данная нам в ощущениях!

До этого я целый день просидела в офисе, тупея от созерцания одной и той же картины перед глазами.

На мониторе перемигивались экранчики сетевого подключения, и я вздрагивала при каждом изменении их яркости. А рядом пульсировала стрелка антивируса. Мозг реагировал только на зрительные образы. Что может быть страшнее этого состояния?

Человеку даны пять чувств. Я вышла на улицу с одним - зрением, автоматически повернув влево. Все звуки большого города напомнили мне, что есть еще слух. Зрение безучастно отмечало: вон автомобиль белого цвета, а за ним - красного, обе машины обгоняет серебристая… Опять красная… черная… красная… Уши резал скрежет трамвая, грохот грузовиков, визг тормозов и еще - мелодии мобильных телефонов, а ведь казалось, вокруг никого, откуда тогда звонки? Вот опять верещит…

Уже внизу, когда приходилось идти то по левой стороне улицы, то по правой, вспомнилось третье чувство - осязание. Слева сосны, справа - солнце. Слева - прохладный ветерок, справа - летний зной. К мосту я подошла с тремя чувствами, но в самом начале моста возникла мысль, что их должно быть пять. Господи, я даже вспомнила, что есть шестое - интуиция. А где четвертое и пятое? И какие они?

Иду под тенью лесополосы, впереди - спиленные, но не убранные ветки, увядшие под дневными лучами летнего солнца. В ногах появилась какая-то слабость и «ватность»… Хочется не идти. Откуда это? Воспоминание детства - мы с друзьями едем вдоль поля на велосипедах. Пшеница? Рожь? Да Бог его знает. Глаза выхватывают темно-голубые головки васильков. Бросаю велосипед у обочины - и вглубь, за васильками. Это воспоминание потянуло за собой другое - скошенная трава. Ах, как она пахнет через пару-тройку часов, полежав под солнышком. Хочется не идти. Хочется упасть в траву. Но на мосту не растет трава. На мосту пахнут привядшие листья на спиленных ветках.

Обоняние! Вот оно - четвертое чувство. Но я иду дальше, и опять «теряю» его, опять помню только три…

Мост длинный, где-то посредине он пересекает речку. А я боюсь высоты. Нельзя разрешать человеку идти над водой через мост, если вместо пяти чувств, даже без шестого, у него в голове то три, то четыре. Притяжение воды внизу становится особо опасным. Подхожу поближе, хватаюсь за перила… Страшно. Речка почти не видна - с обоих берегов наклонились деревья, стоят, обнявшись ветками. Вода черная, глухая, зыбкая и одновременно неподвижная - течения почти незаметно. Внизу будто бетонное кольцо для колодца, проглядывает сквозь воду, отрезвляет. Нет, валяться в полуметре от поверхности с разбитой головой… Брр… Но чувств по-прежнему три. Четвертое опять пропало, но я его уже не пытаюсь вспомнить - пришло раз, придет и в другой.

Поднимаюсь на гору - самый тяжелый участок пути домой. Пешеходная дорожка то повторяет рельеф горы, то вдруг идет волнами, как миниатюрная параллельная горная гряда. Крошечный спуск по этой гряде вниз при подъеме наверх, и странное чувство невесомости, но это совсем не то, что называют необыкновенной легкостью во всем теле, когда хочется взлететь. Это невесомость от слабости в ногах, когда ты пушинкой слетаешь вниз, а они не поспевают. Так было, когда в детстве я хотела спуститься на трехколесном велосипеде по скату погреба вниз, не имея представления о трении и инерции. По обеим сторонам улицы, поднимающейся в гору, частные домишки, рядом скошенная трава, поэтому чувств в сознании стабильно четыре. Увы… Пятого нет.

Но уже поднявшись, на последнем повороте к моему дому, я ловлю себя на ощущении «вкуса крови во рту». Печально улыбаюсь - это твое выражение, и с облегчением выдыхаю - вкус! Вот оно - пятое чувство! Как же мне было не забыть о нем, если во время нашей ссоры я сбросила все с трудом нажитые за зиму килограммы. Какой вкус у сигарет, если куришь по две пачки в день? Какой вкус у кофе, если глушишь его литрами?

Все же домой я вернулась со всеми пятью чувствами, позволяющими человеку воспринимать окружающую его материю, как объективную реальность, данную нам в ощущениях…

Понятие материи конкретизирует абстрактно-всеобщее содержание бытия. Неисчерпаемость рассматриваемого объекта обуславливает множество различных определений материальности, существовавших в истории философии. Существует несколько определений материи, но именно фактор ее ощутимости фиксируется в гносеологическом: "материя - это категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания" .

Современные представления о материи как философской категории в "снятом" виде содержат ее основные исторические формы (наглядно-чувственную, вещественно-субстратную, гносеологическую и другие), стремятся избежать как излишнюю релятивизацию понятия, так и его абсолютную унификацию в качестве единственно верного и окончательного. Рассматриваемая категория имеет непреходящее значение для формирования определенного мировоззрения, осуществления научно-теоретической деятельности.

Прежде всего, рассмотрим историческое развитие понятия "материя" Материальный, природный мир является одной из основных форм бытия. Поэтому содержательный анализ понятия "материя" всегда находился в поле зрения различных философских направлений. Материя как основное понятие европейской философии возникает и активно разрабатывается еще в ранней античности. Натурфилософы первыми пытались выявить некое "первовещество", составляющее основу существующего мира. Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит последовательно утверждают в качестве такового: воду, воздух, огонь, атомы. Но попытки придать конкретным видам материального мира всеобщий характер, возложить на них функцию абсолютного субстрата всего сущего не увенчались успехом, ибо не смогли объяснить, в первую очередь, многообразие действительности.

Собственно термин "материя" впервые был использован Платоном, который утверждал, что соединение идей (эйдосов) как подлинного бытия и противостоящего ему небытия (материи) образуют мир вещей, природу, сущее. Согласно Аристотелю, отвергшему мир платоновских идей, инертная и косная материя есть лишь возможность предметного многообразия. Подлинной же действительностью является форма - самодовлеющее, активное, творческое начало: глине необходим гончар - демиург. Высшая форма мира - Бог-создатель всего сущего, действительного. Аристотелевская концепция соотношения формы и материи, преобразованная в соответствии с принципами монотеизма, заняла господствующее положение в философских системах христианства и мусульманства.

В механистическом материализме Нового времени в основе определения материи лежит не вещество, а некие всеобщие свойства (протяженность, непроницаемость, фигура, тяжесть и другие). Чаще всего, носителем этих свойств признаются атомы как последние неделимые элементы мира. В философских учениях Бруно и Спинозы материя отождествляется с природой. Если все вещи определены внешней причиной, то природа (субстанция) в отличие от них есть причина самой себя (causa sui). Французские материалисты XVIII в. (Гельвеции, Гольбах и другие)" продолжили и развили далее механистические воззрения на развитие мира. Материя представлялась им как вечная и несотворимая, постоянно движущаяся по законам механики, основа реального мира. Опираясь на материалистический сенсуализм, утверждали первичность материи и вторичность всех форм сознания.

Гегель рассматривал материю в качестве "инобытия" абсолютной идеи, необходимого периода, одного из этапов развития бытия мирового духа.

Маркс и Энгельс в понятие материи включали всю постоянно изменяющуюся и развивающуюся картину мира. Они считали содержанием философского понятия материя не какой-либо "общий признак", а противоречивый процесс определения сознания бытием в ходе практической деятельности человека. Материя понималась как единственно существующая субстанция.

В начале XX века, в связи с открытием английским физиком Дж. Томсоном электрона первой внутриатомной частицы, некоторыми философами и учеными был сделан вывод об "исчезновении материи", так как существование последней связывалось с неделимостью атома. На смену вещественно-субстрактному представлению о материи приходит гносеологическое, одним из первых сформулированное В.И. Лениным в его работе "Материализм и эмпириокритицизм". Эта концепция получила свое дальнейшее развитие в рамках марксистского мировоззрения. Но оно оказалось лишь периодом в развитии понятия материи. Даже краткое рассмотрение истории возникновения и развития понятия материи со всей очевидностью показывает, что оно>. является результатом длительного и противоречивого процесса мироосмысления, основанного на деятельности человека по познанию и преобразованию окружающего мира.

Какое же определение является адекватным материи? Ответ на этот вопрос постоянно является предметом острых споров и дискуссий. Это и не случайно, потому что сам определяемый предмет (объективная реальность) неисчерпаем и содержит множество возможных определений. Понимание этого обстоятельства позволяет наметить реальный выход из, казалось бы, непреодолимого лабиринта "различных значений. Он заключается в выявлении предельно общего содержания этих значений, что позволило бы за различиями усмотреть всеобщее, единое 13 . В этом смысле анализ различных определений материи обеспечивает все более глубокое понимание целостности рассматриваемого понятия.

Существуют различные аспекты философского осмысления материи. Достаточным для нас является определение: "материя - это философская категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания". Это определение носит ярко выраженный мировоззренческий характер и определяет отношение человека к миру, содержит в себе возможность для индивида сопоставлять свое существование с существованием других людей, различными сторонами природного и социального бытия, познавать и практически использовать общие понятия, представления, ценности, знание в целом, общечеловеческий опыт, регулирующие его отношение с окружающей реальностью. Что следует из этого определения?

Во-первых, то, что главным свойством материи является свойство быть объективной реальностью, то есть существовать вне нашего сознания. Этим признаётся первичность материи по отношению к сознанию.

Во-вторых, если признаком материальности является свойство «быть объективной реальностью», то никакие тела, вещи, процессы, как природные, так и произведённые человеком, не могут претендовать на своё исключительное право быть материей. Материя существует только в многообразии конкретных объектов. Люди открывают всё новые и новые свойства природных тел и процессов, производят бесконечное множество не существующих в природе вещей. Это даёт возможность утверждать, что материя неисчерпаема.

В-третьих, материя «копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями». Этим признаётся принципиальная познаваемость материального мира, что означает согласование, совпадение между собой содержания законов мышления и законов объективного мира. Объясняется фант такого согласования следующим образом: мышление - продукт человеческого мозга; но и человек и его мозг - продукты природы, которые развиваются вместе с ней. Следовательно, в конечном счёте, мышление -продукт природы, а потому его законы совпадают с законами объективного мира. Материи приписываются те же характеристики, что и Богу: вечность, неуничтожимость, несотворённость. Следовательно, она может рассматриваться в качестве своеобразного обоснования существования не только материального мира, но и духовного. Материальный мир развивается через взаимодействие вещей и процессов. Это взаимодействие (а не Бог) выступает, согласно материализму, основанием мира.

Смысл основного вопроса философии заключается в признании двух фундаментальных типов реальности - объективной, материальной и субъективной, идеальной, их которых одна предшествует другой и порождает ее. Материя предшествует сознанию, или, наоборот, сознание предшествует материи? Материализм исходное берет мир, существующий объективно, независимо от сознания человека и человечества. Объяснение мира из него самого таков мировоззренческий и методологический принципы материализма. Идеализм стоит на противоположной позиции, считая, что развитие мира определяется духовным началом.

Другой стороной основного вопроса философии является не менее принципиальный вопрос о познаваемости мира. Может ли человек постичь объективные законы мира или мир не познаваем? Основной вопрос философии - это не просто вопрос об отношении мышления к бытию вообще, но и более конкретно: вопрос об отношении общественного сознания к общественному бытию. Его материалистическое понимание применительно к обществу выражается емко и просто: общественное бытие, в конечном счете, определяет общественное сознание, которое, будучи производно, в свою очередь, оказывает активное ^братное воздействие на это бытие. Другими словами, в вопросе о существовании здесь даётся первое и последнее слово только исключительно самым конкретным вещам. Это и есть позиция науки. Наука и материализм имеют одно и то же понимание бытия: оно отождествляется с существованием чувственных вещей, а функция обоснования этого существования приписывается материи.

Итак, материя - это объективная реальность, данная нам в ощущении. Этот тезис делает главный акцент на возможности познания мира, воспроизводит теоретико-познавательную ситуацию и поэтому его относят к гносеологическим. Следовательно, подчеркивание возможности ощущения материальных объектов наводит нас на мысль о принципиальной познаваемости материального мира.

E. конечная субстанция, первооснова всего существующего

12. Что такое атрибут материи (определение)?

A. Свойства, которые всегда и везде присущи всей материи и любым материальным объектам

B. Все, что существует вне человеческого сознания

C. Это реальность, существующая в нашем сознании, мышлении, воображении

D. Другой вариант ответа

E. «Вещь в себе»

13. Эмпирическое познание опирается на методы:

A. анализа, синтеза, обобщения

B. индукции, дедукции, абстрагирования

C. наблюдения, описания, эксперимента

D. идеализации, моделирования, аксиоматизации

E. математизации, формализации, аналогии

14. Укажите высшую форму движения материи:

A. биологическая

B. механическая

C. социальная

D. химическая

E. физическая

15. Как называется в гносеологии знание, не соответствующее своему предмету не совпадающее с ним?

A. ложью

B. ошибкой

C. заблуждением

D. истиной

E. дезинформацией

16. Укажите противоположный диалектике метод:

A. индукция

C. метафизика

D. дедукция

17. Какое из перечисленных понятий обладает наибольшей степенью общности?

A. Индивид

B. Человек

C. Индивидуальность

D. Субъект

E. Личность

18. Основанная К. Марксом историческая форма материализма есть:

A. догматический материализм

B. вульгарный материализм

C. метафизический материализм

D. диалектический материализм

E. наивный материализм

19. Данное положение выражает сущность материалистического понимания истории:

A. общество есть сумма индивидов

B. история общества определяется элитой

C. общественное бытие определяет общественное сознание

D. общество и его история зависят от воли Бога

E. развитие личности зависит от великой личности

20. Под источником «положительного» знания в позитивизме понимается:

B. искусство

D. философия

E. религия

21. Представитель французского экзистенциализма XX века?

B. Вольтер

D. Хайдеггер

22. Архетипы, согласно, К.Г. Юнгу, являются:

A. личностным бессознательным

B. сверхличностным бессознательным

C. бессознательным

D. коллективным бессознательным

E. мировым бессознательным

23. Сторонники, какого подхода считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией?

A. реляционный подход

B. субстанциональный подход

C. позитивистский подход

24. Какой характер носили в казахской философии основные категории пространства?

A. онтологический

B. аксиологический

C. религиозный

D. сакрально-символический

E. антропоцентрический

25. Наука, согласно Шакариму Кудайбердиеву, предлагаемая для введения в систему образования:

A. Наука о справедливости

B. Наука о совести

C. Наука о жизни

D. Наука о добре

E. Наука о человеке

Вариант 2.

1. Какие философские школы относятся к сциентическому направлению развития современной философии ХХ века?

A. «Философия жизни», экзистенциализм, персонализм, психоанализ

B. Позитивизм, неопозитивизм, философия науки, структурализм

C. Эмпиризм, рационализм, сенсуализм

D. Номинализм, реализм, субъективный идеализм

E. Буддизм, христианство, ислам

2. Какое из приведенных определений характеризует герменевтику, являющуюся одной из основных течений философии ХХ в.?

A. философия индивидуально-человеческого бытия

B. философия истолкования, понимания текстов

C. философия структурных оснований культуры

D. философия бессознательного

E. философия языковой реальности

3. Кто из представителей философии ХIХ века считается родоначальником позитивизма (позитивной науки)?

B. О. Райхенбах

C. З. Фрейд

D. Д. Дьюи

A. Ф.Ницше

B. С.Кьеркегор

D. А.Шопенгауэр

E. Ж.П.Сартр

5. Архетип по К.Юнгу:

A. синоним рационального

B. набор гипотез

C. доопытные идеи, элемент бессознательного

D. синоним бессознательного

E. законы формальной логики и формы мышления

6. Кто из казахских мыслителей утверждал, что исконной религией казахов был шаманизм?

A. Ы. Алтынсарин

B. А. Кунанбаев

C. Ч. Валиханов

D. А. Яссауи

E. Ш. Кудайбердиев

7. В каком своем труде Ш. Кудайбердиев приводит 5 аргументов в пользу материализма?

A. «Каноны мусульманства»

B. «Три истины»

C. «Следы шаманства у киргизов»

D. «Слова назидания»

E. «Кудатку билик»

8. Основное место в философии В. Соловьева занимает:

A. Идея всеединства

B. Проблема первоосновы мира

C. Проблемы логики

D. Проблема космоса

E. Проблема жизни и смерти

9. Представителями какого направления были русские философы Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский?

A. интуитивизм

B. космизм

C. неокантианство

D. иррационализм

E. гегельянство

10. В каком понятии конкретизируется понятие «бытие»?

A. Сущность

B. Движение

C. Материя

D. Субъективная реальность

E. Пространство

11. Какой формой бытия является существование материальных тел, вещей, явлений природы, окружающего мира:

A. материальное бытие

B. идеальное бытие

C. человеческое бытие

D. социальное бытие

E. феноменальное бытие

12. Каково философское понятие пространства и времени?

A. Пространство и время – это представления, присущие человеку от рождения, они ему даны до всякого опыта

B. Пространство и время субъективны, так как воспринимаются каждым человеком по-своему

C. Пространство и время – формы бытия движущейся материи

D. Другой вариант ответа

E. Пространство и время – это философские абстракции

13. Какие важнейшие характеристики движения (т.е. присущие всем формам движения)?

A. Изменчивость

B. Устойчивость

C. Первые две характеристики

D. Другой вариант ответа

E. Социальность

14. Основные формы чувственного познания:

A. рассудок, разум, дух

B. понятие, суждение, умозаключение

C. интуиция, память, воображение

D. ощущение, восприятие, представление

E. гипотеза, идея, теория

15. Как называется форма рационального мышления, с помощью которой что-либо отрицается или утверждается?

A. суждение

B. понятие

D. умозаключение

16. Гуманистическая философия высшей ценностью считает:

A. общество

B. природу

C. человека

D. технику

E. социальную группу

17. Сторонники, какого подхода считали, что пространство и время связаны с материей и являются особыми отношениями между материальными телами?

A. реляционный подход

B. субстанциональный подход

C. позитивистский подход

D. субъективно-идеалистический подход

E. объективно-идеалистический подход

18. Как называется философская концепция о закономерности и обусловленности явлений мира?

A. Релятивизм

B. Агностицизм

C. Детерминизм

D. Рационализм

E. Гилозоизм

19. Представители славянофильства в России XIX в.:

A. Хомяков А.С., Киреевский И.В.

B. Илларион, Филофей

C. Нил Сорский, Максим Грек

D. Ломоносов М.В., Радищев А.Н.

E. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г.

20. В русской философии идея сочетания единства и свободы многих людей на основе их общей любви к Богу и абсолютным ценностям:

A. Религиозность

B. Соборность

C. Историософия

D. Всеединство

E. Коллективизм

21. Научное познание – это:

A. преобразование материальных систем

B. чувственное отражение действительности

C. накопление эмпирических фактов

D. совокупность практических знаний

E. отражение действительности в ее существенных закономерностях и отношениях

22. Что является принципиальным в процессе познания?

A. наличие способности к познанию

B. наличие предмета познания

C. необходимо наличие субъекта и объекта познания

D. наличие средств познания

E. наличие абсолютного самопознания

23. «Позитивные» науки, согласно позитивизму, опираются на:

A. априорные знания

B. дедуктивные методы

C. интуицию

D. факт наблюдения и эксперимента

E. умозаключения

24. Аналитическая философия подвергла анализу:

B. чувства

C. интуицию

25. К какому субъективно-идеалистическому философскому направлению, сложившемуся на рубеже XIX и XX вв. относятся Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон?

A. Экзистенциализм

B. Психоанализ

C. Позитивизм

D. «Философия жизни»

E. прагматизм

Вариант 3.

1. Основатель герменевтики:

C. Шлейермахер

2. Что включает понятие "сверх - я" по З.Фрейду?

A. сферу сознания

B. нормы общества, воспринятые человеком

C. слой бессознательного

D. материальные объекты

E. идеальное и материальное

3. Основатель экзистенциализма, датский философ, автор книг «Страх и трепет», «Или – или»:

A. С. Кьеркегор

D. А. Тойнби

E. О. Шпенглер

4. Вторая историческая форма позитивизма - махизм - это то же самое, что и:

A. объективный идеализм

B. субъективный идеализм

C. материализм

D. эмпириокритицизм

E. неопозитивизм

5. В неопозитивизме центральное место занимает проблема:

C. познания

ФГОУ СПО «Приморский политехнический колледж»

На тему: Материя, сознание.

По дисциплине: Основа философии.

Выполнил: студент 132гр.

Проверил: Преподаватель

Владивосток

Понятие материи – это основное понятие материализма. Оно выражает сущность материалистического мировоззрения, признания объективной реальности мира, его существования независимо от сознания людей. Понятие материи выработалось материализмом на протяжении всей истории его развития.

Материя – объективная реальность, данная нам в наших ощущениях. Материя всегда находится в движении, нет и не может быть материи, лишенной движения, нет и не может быть «чистого», нематериального движения, не связанного неразрывно с той или иной формой материи. Каждый отдельный вид материи находится в движении и благодаря нему обнаруживает свое существование. Движение есть форма бытия материи.Оно так же несотворимо и неразрушимо, как и сама материя.

Движение, при котором на основе старого возникает новое, низшее заменяется высшим, простое – сложным, называется развитием. В ходе развития из неорганической материи возникает органическая с присущей ей особой, высшей формой движения, причем сама живая материя в свою очередь претерпевает различные переходы от одного состояния к другому. Непрерывно развивается и изменяется также и человеческое общество. Развитие общества есть естественноисторический процесс, в котором происходит смена одной общественно – экономической формации другой. Например, процесс развития капитализма с необходимостью приводит его к гибели, к возникновению новой, коммунистической формации.

Движение материи подразделяют на виды:

Механический (едет машина, поезд)

Физический (движение молекул, атомов)

Химический (химические реакции)

Биологический (изменения человека через несколько лет)

Социальный (войны, революция)

Идеалисты

Основной вопрос философии заключается в том, что первично. Идеалисты считают что сознание, материалисты что материя.

Идеалистическая трактовка вопроса о пространстве и времени наиболее ярко выражена в кантианской и махистской философии. По Канту, пространство и время не существуют объективно, независимо от сознания, а являются лишь априорными(данными до опыта и независимо от опыта) формами нашего чувственного созерцания.

Многие философы – идеалисты и отдельные естествоиспытатели отрицали и отрицают обьенктивную реальность времени и пространства только потому, что естественно – научные представления о них носят относительный, изменчивый характер и со временем претерпевают крутую ломку Например,многие продолжают в вопросе о времени и пространстве являются чистыми, лишенными обьективного содержания понятиями.

Пространство и время не только объективны, но и абсолютны в том смысле, что являются обязательными, основными, всеобщеми формами существованиями движущейся материи. « В мире нет ничего, - говорил Ленин, - кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени. Любая из частиц материи, буть то звезда или электрон, обязательно существует в пространстве и времени. Пространство и время присущи всем видам и состояниям материи как неотъемлемые формы ее бытия. Вместе с тем пространсчтво и время относительны в том смысле, что их свойства определяются конкретными видами и состояниями движущейся материи.

В мире совершается постоянное изменение

Движущейся во времени и пространстве материи. В этом всеобщем процессе изменения каждая отдельная форма существования материи одинаково преходяща, в нем ничто не вечно, кроме вечно изменяющейся, вечно движущейся материи. Во вечно существующей, ни один из ее атрибутов не может погибнуть. Пространство и время как неотъемлемые формы существования материи так же вечны и бесконечны, как и сама материя.

Материалисты.

Диалектический материализм признает бесконечность материи во времени и в пространстве. Материя – это обьективная реальность, которая не имеет пределов, которая бесконечна как в смысле неисчерпаемости количественного и качественного многообразия своих состояний и превращений. Пространство и время, будучи всеобщими коренными формами существования материи, так же неисчерпаемы в количественном и качественном и многообразии своих свойств, как сама материя. Они бесконечны, так как выражают бесконечное многообразие форм и превращений движущейся материи, бесконечную последовательность протяженностей материальных объектов и длительностей идущих один за другим материальных процессов. Но вместе с тем отдельные состояния материи и связанные с ними конкретные свойства пространства и времени ограниченны, конечны. При этом бесконечное и конечное диалектически связанны друг с другом, так что бесконечное существует и проявляются лишь в конечном, через конечное.В то же время конечное есть частичка бесконечного, неисчерпаемого в своем многообразии материального мира.

Положение диалектического материализма о вечности и бесконечности во времени и пространстве находит свое подтверждение в современной астрономии, которая на основе научных наблюдений и исследований показывает, что во Вселенной происходит бесконечный процесс созидания и разрушения отдельных звезд и звездных систем, но нет границ для Вселенной в целом. По мере расширение пределов научного познания все более и более

Статьи по теме