Во сколько месяцев ребенок начинает разговаривать. Во сколько ребёнок начинает вставать на ноги. Как развивается речь

Во сколько начинают ходить дети? Это, пожалуй, самый главный вопрос, на который начинают искать ответ родители, чьи дети перешагнули возраст 8-9 месяцев. Попробуем им помочь добраться до истины.

Все родители переживают за своих чад, беспокоясь о том, правильно ли развиваются их обожаемые чада, не отстают ли в физическом и умственном развитии от других детей и, конечно же, во сколько месяцев они сделают свои первые шажки.

Когда же ты наконец пойдешь, малыш?

Эта ситуация известна не понаслышке, и в статье мы поможем ориентироваться родителям в столь значимом достижении ребенка первого года жизни, укажем самый ранний и поздний сроки этого навыка, а также дадим множество практических советов, с помощью которых можно значительно ускорить освоение ходьбы.

Как правило, большинство детей к 9-ти месяцам умеют хорошо ползать, уверенно самостоятельно сидеть и уже готовы «вертикализироваться». Приблизительно половина всех деток в мире начинает самостоятельно ходить в год . Но есть и более ранние «ходуны», которые, пошатываясь из стороны в сторону, делают свои первые шажки по дому уже в 9 месяцев.

Многие малыши празднуют свой первый День Рождения, так и не начав ходить. Но они могут с удовольствием топать, держась за окружающие себя предметы (стену, мебель, «ходилку-толкалку» и т.д) или руки родителей.

Ничего нет и страшного в том, если малыш делает первые шажки накануне 16 месяцев, так как большинство педиатров считают нормой освоения ходьбы в период с 9 до 16 месяцев.

Четыре фактора для ходьбы

Педиатры едины во мнении, что существует четыре взаимосвязанных фактора, являющихся предпосылками для начала ходьбы:

  1. темперамент малыша,
  2. его ,
  3. мускулатурная сила,
  4. умение удерживать равновесие.

Темперамент

Подвижные и любопытные дети, желающие поскорее самостоятельно исследовать все окружающее, начинают ходить раньше (как правило, в 9-10 месяцев).

И наоборот: спокойные дети осваивают навык ходьбы неохотно, с опаской и не торопясь. Они предпочитают не рисковать, передвигаясь по дому безопасными и проверенными способами: ползком на попе или на четвереньках. Уравновешенные и спокойные малыши, только поднакопив достаточно силенок и потренировав равновесие, отваживаются самостоятельно сделать первые шажки. Обычно это происходит в 1 год или немного позднее.

Весовая категория

Нет сомнения в том, что деткам «в форме», без лишних килограммов осваивать ходьбу значительно проще, чем «бутузам», которым так лениво даже проползти по дому, а уж что говорить про самостоятельное передвижение.

Мускулатурная сила и умение удерживать равновесие

Чем лучше ребенок удерживает равновесие, тем быстрее он сможет самостоятельно пойти

Последние два фактора не появляются сами по себе. Их нужно развивать и постоянно совершенствовать.

Для развития мускулатурной силы подойдут гимнастика и массаж , а для умения удерживать равновесие — нехитрые приемы родителей.

Для практических тренировок равновесия надо всего немного: расставить сначала устойчивые опоры (без острых углов) на небольшом расстоянии друг от друга, положить на них или рядом новые, яркие и очень интересные игрушки.

Помогать передвигаться малышу из пункта А в пункт Б можно с помощью поддержки.

Малыш будет стараться преодолевать расстояние между опорами, чтобы заполучить интересующий его предмет.

Затем следует увеличить расстояние между опорами, постепенно перестав его поддерживать.

Как ребенка научить ходить: самый волнующий родителей вопрос

Если очень хочется помочь ребенку скорее освоить ходьбу, нужно ему немножечко помочь.

С чего начать? Конечно же, с профилактического массажа. Из своего богатого личного опыта скажу, что если нет затруднений с финансами, то лучше пригласить специалиста на дом , так как эффект после курса заметен почти мгновенно (от 1 до 14 дней).

Если же таких возможностей нет, то стоит попытаться пройти курс массажа (это, как правило, 10 сеансов) в поликлинике по месту жительства.

Также из своего личного наблюдения: эффект заметен спустя 14-16 дней.

Хочу предупредить: чтобы попасть на массаж в поликлинику, придется довольно долго дожидаться своей очереди. А это приблизительно от 1 до 6 месяцев. Минусами прохождения массажа в поликлинике также является «привязка» к назначенному времени, необходимость приходить на сеансы в любую мерзопакостную погоду и постоянное раздевание-одевание малыша в не очень теплом помещении.

Если нет ни первой, ни второй возможности, то самое время брать все в свои руки (в буквальном смысле) и обучиться нехитрым премудростям массажа.

Комплекс упражнений для детей от 10 месяцев до 1 года 2 месяцев

Возьмите на вооружение 9 упражнений, про которые мы рассказываем ниже и результат не заставит долго ждать.

Упражнение «Бокс» (сгибание и разгибание рук)

Необходимо посадить ребенка или уложить его на спину. Затем следует сгибать и разгибать руки ребенка, предварительно вложив в его кисти кольца или иные удобные для захвата игрушки.
Повторять: 6-8 раз.

«Скользящие шаги» или сгибание и разгибание ног

Помочь ребенку сделать первые шаги пораньше можно, занимаясь с ним гимнастикой

Следует уложить ребенка на спину и попеременно делать сгибание и разгибание ног, обхватив ноги ребенка в области голеней.

Необходимо попеременно в различном темпе сгибать и разгибать ноги, имитируя ходьбу, а затем – бег.

Это упражнение может выполняться как при помощи взрослого, так и самостоятельно самим малышом.

Повторять: 4-6 раз (на каждую ногу).

Повороты со спины на живот

Необходимо уложить ребенка на спину и просить его самостоятельно поворачиваться на живот в ту строну, где лежит интересующая его игрушка (в возрасте 9-10 месяцев малыш в состоянии это сделать сам).
Повторять: 2-3 раза (в каждую строну).

Приподнимание тела из положения на животе

Следует уложить кроху на живот и вложить в его кисти кольца. Затем необходимо отводить руки ребенка в сторону и вверх к голове на уровень ушей. Ребенок в это время поднимет голову, после встанет на колени, и, опираясь на одну согнутую ногу, встанет во весь рот.
Повторять: 1-2 раза.

Наклоны и выпрямление туловища

Это упражнение рассчитано на детей, которые могут стоять без опоры.

Необходимо поставить ребенка спиной к себе и прижать его спину к своей груди. Затем важно придерживать коленки крохи ладонью левой руки, предупреждая сгибание ног. Следует положить ладонь правой руки на живот малыша (для поддержки туловища) и положить на стол перед ним его любимую игрушку и попросить: «Наклонись и достань игрушку», при этом побуждая малыша наклониться за игрушкой, не приседая, и затем выпрямиться.

Данное упражнение является активной тренировкой для мышц спины ребенка.
Повторять: 2-3 раза.

Поглаживание, разминание, растирание, пощипывание или поколачивание спины

Ребенка нужно уложить на живот. Массаж спины и ягодичной области необходимо выполнять по следующему плану:

  1. погладить всю спину ребенка (2-3 раза),
  2. растереть подушечками пальцев и «пилить» по всей спине и ягодицам (до легкого «порозовения» кожи),
  3. погладить (2-3 раза),
  4. размять длинные мышцы спины (вдоль позвоночника), используя щипцеобразное разминание,
  5. размять ягодичные мышцы (поочередно 5-6 раз каждую),
  6. погладить (2-3 раза),
  7. простимулировать ягодичные мышцы пощипыванием или поколачиванием.

Поглаживание, пиление, растирание, пиление живота и пощипывания вокруг пупка

Чтобы ребенок начал быстрее ходить, рекомендуется делать ему массаж

Нужно уложить ребенка на спину и проводить массаж в следующей последовательности:

  1. поглаживание (круговое, встречное, по косым мышцам живота),
  2. растирание подушечками пальцев,
  3. стимулирующее пощипывание вокруг пупка,
  4. поглаживание.

Повторять: 2-3 раза (каждый прием).

Доставание палочки/игрушки прямыми ногами

Исходное положение ребенка – на спине. Взрослому нужно удерживать палочку или игрушку на высоте выпрямленных ног ребенка и предложить крохе дотянуться до палочки ногами, произнеся: «Подними ноги».

Не стоит огорчаться, если выполнение этого упражнения вначале будет несовершенным (живот малыша не втянут, стопа распластана, ноги согнуты в коленях). Можно в таком случае прикоснуться палочкой или игрушкой к ступням малыша, побуждая его удерживать ее пальцами и поднимать ноги до прямого угла с туловищем. Вскоре упражнение станет активным и будет повторяться в медленном темпе.

Повторять: 2-3 раза.

Присаживание, держась за палочку/кольца

Если малыш уже в состоянии хорошо стоять без опоры, то можно взять его за руки и вложить ему в ручки палочку или кольца, побуждая его присесть на корточки, разводя колени в стороны, а затем встать со словами: «Присядь, встань».

Необходимо следить за тем, чтобы стопы ребенка полностью стояли на столе, а в момент вставания поднимать руки крохи вверх, чтобы он приподнимался на носки.

Стимулируем и мотивируем

Помимо гимнастических упражнений и массажа не помешает стимулирование мотивации. Для этого достаточно рассыпать новые, яркие игрушки по комнате так, чтобы малышу приходилось за ними тянуться, отрываясь от опоры.

Также неплохим стимулом может стать наглядный пример: множество деток на улице, передвигающихся самостоятельно. Для этого нужно только часто выходить на прогулку в то время, когда кроха бодрствует, и, достав из коляски, подводить малыша за ручку к уже самостоятельно передвигающимся малышам.

Также можно родителям проводить следующий нехитрый прием: сесть напротив друг друга на незначительном расстоянии друг от друга, а малыша поставить между, побуждая его веселыми голосами и широко открытыми руками подойти к одному из родителей.

Родители, всему свое время! Если следовать этим нехитрым рекомендациям, то малыш вскоре сделает свои первые шажочки с вытянутыми вперед ручками, широко расставив ножки и с негнущимися коленками.

Пусть вначале такая походка будет напоминать неуклюжего робота, так и норовящего завалиться на бок, но вскоре этот навык будет усовершенствован и только останется успевать следить за неугомонным карапузом.

С какого возраста надо ставить ребенка на ножки, какую обувь надо купить для начинающего пешехода, какой должна быть комната, где делаются первые шаги и много других полезных советов дает детский ортопед.

Вконтакте

Самый долгожданный момент всех молодых родителей - первые шаги крохи. В это время ребенку так важна любовь и поддержка. Что должны знать мамы и папы о данном этапе развития? Во сколько начинают ходить малыши и как помочь ребенку научится ходить? Все ответы здесь.

Когда начинают ходить дети

Когда ребенок начинает ходить? Обычно первые самостоятельные шаги малыш совершает в возрасте одного года, но этот процесс может наступить как раньше, так и позже. Каждый ребенок индивидуален, поэтому выделяют ориентировочный период - от 9 до 18 месяцев, в рамках которого детки должны научиться шагать. Такая разница зависит от некоторых факторов и особенностей развития ребенка.

  • Наследственность . Не стоит паниковать, что малыш начал ходить после года , если мама или папа малютки так же поздно сделали первые шаги.
  • Пол и конституция тела ребенка. Как показывает практика, мальчики начинают ходить на 2-3 месяца позже, чем девочки . А малышам-крепышам с тяжелым весом труднее балансировать своей массой тела и поэтому этап хождения для них откладывается на некоторое время.
  • Особенности темперамента крохи. Неторопливый, спокойный и тихий ребенок скорее всего начнет ходить позже. А более активный и подвижный - раньше.
  • Психологические аспекты. Нередко, после неудачного опыта малыш боится попробовать сделать шаг еще раз и для того, чтобы ребенок начал ходить самостоятельно потребуется время.
  • Индивидуальные причины. Их может быть множество: ранние роды, родовые травмы, болезни, расстройства, стресс и т.д.

Как учить ребенка ходить

Когда можно начинать ходить? Родителям нужно запомнить одно: дети начинают ходить самостоятельно тогда, когда они физически к этому готовы.

Как понять, что карапуз готов к ходьбе? Признаки.

  • Может долго стоять на ножках, держась за подручные средства.
  • Научился переступать, придерживаясь за мебель.
  • Способен стоя приседать и подниматься обратно, это умение является признаком развитой мускулатуры спины.
  • Ребенок научился ходить по-своему: на коленях, цыпочках, носочках.

Советы родителям, которые ждут, чтобы ребенок начал ходить самостоятельно

  • Делайте массаж крохе . Это способствует укреплению всего опорно-двигательного аппарата, правильному развитию мускулатуры ребенка, нормализации мышечного тонуса. Массаж также улучшает обмен веществ, положительно влияет на психологическое развитие малыша. Чаще поглаживайте, разминайте и растирайте спинку, ножки и стопы малютки.

ВНИМАНИЕ! Выполняйте массажные движения нежно и легко, нельзя сильно сдавливать ткани и суставы крохи. Лучше доверить этот процесс профессионалу.

  • Занимайтесь гимнастикой с ребенком и делайте легкие физические упражнения . Это способствует развитию координации движений и суставно-связочной системы. Очень полезной является дыхательная гимнастика.

Примеры физических упражнений показаны в этом видео:

  • Отучайте малыша от манежа и ходунков , ведь с помощью их невозможно научить малыша ходить, можно только подготовить к этому этапу. Помогайте сыну или дочке проявлять инициативу: подумайте про обстановку в доме и сделайте так, чтобы малыш смог вставать на ноги и делать первые шаги, придерживаясь за мебель, разместите игрушки по разным углам комнаты, попросите маленького непоседу пойти вам навстречу.

СОВЕТ ! Проводите занятия с малышом в форме игры, это поможет с ранних лет привить любовь ребенка к физкультуре.

  • Если есть возможность, приобретите специальные приспособления, которые развивают координацию у малыша и помогают крохе удержать свой вес при ходьбе (каталки, вожжи-поводки и другие).

Чтобы ребенок начал ходить, пытайтесь как можно больше прогуливаться с малышом за ручки, поддерживайте его . Ведь это новизна для крохи, ему будет намного комфортней, если мама или папа будут рядышком с ним, так малыш будет чувствовать себя в безопасности. Если он устал и не хочет больше заниматься, не стоит нагружать детский организм и заставлять сделать еще несколько шагов. В противном случае, детское желание и тяга к ходьбе может быстро пропасть.

Обувь - важная составляющая начала первых шагов. Как ее выбрать? Прежде всего, покупать ортопедические модели, проверять наличие сертификатов качества. Использование некачественной обуви может вызвать негативные последствия, например, плоскостопие. Некоторые специалисты считают, что даже в доме малыш должен совершать свои первые шаги в обуви, которая надежно фиксирует стопу. Другие профессионалы утверждают, что карапузу будет полезней ходить босиком, при условии, что поверхность пола в квартире является ровной и теплой.

При выборе обуви следует придерживаться некоторых советов:

  • подошва должна быть упругой, не скользкой и умеренно жесткой;
  • приветствуется наличие небольшого каблучка;
  • размер следует подбирать на 1 см больше размера стопы малыша, так зимой ножки не замерзнут;

ВНИМАНИЕ! Не стоит экономить на здоровье собственного ребенка, покупая обувь большого размера.

  • обувь должна быть с ровной стелькой и жестким высоким задником, что поможет хорошо зафиксировать ножку малыша;
  • наличие легкой и крепкой застежки упростит жизнь родителям, так как дети в этом возрасте не умеют ждать;
  • следует подбирать ботинки с круглым, широким и прочным носком, чтобы снизить риск травмирования пальчиков;
  • материал должно быть натуральным: замш или кожа поможет ноге дышать и не потеть.

Нужна ли обувь с супинатором? Единого мнения среди педиатров и ортопедов в этом вопросе нет. Но, большинство утверждает, что такая обувь может навредить здоровой стопе, поэтому без рекомендаций ортопеда обувь с супинатором приобретать не стоит.

Советы педиатра о том, как подобрать правильную обувь в момент, когда ребенок начинает ходить самостоятельно, рассказаны в данном видео:

Самые распространенные ошибки родителей

  • Частое использование манежа, ходунков, прыгунков . Некоторые мамы и папы ошибочно думают, что, купив данные приспособления, они сделали все возможное, чтобы научить дитя ходить. Но при использовании этих устройств, ребенок не сможет научится ходить самостоятельно.
  • Слишком рано требуют от ребенка первых шагов.
  • Гиперопека , чаще всего со стороны мамы. Да, малыш шагает неуверенно и, при отсутствии родительской поддержки, он может упасть. Но ничего страшного в этом нет, без подобного опыта ребенок никогда не сможет научится ходить самостоятельно. Родителям необходимо убрать все опасные вещи в доме, а также наклеить специальную защиту на острые углы мебели.

В этом видео озвучены советы для молодых родителей, которые учат свое чадо шагая познавать мир.

Малыши очень быстро растут и развиваются. Казалось, пару дней назад кроха только кушала и спала, но вот ребенок уже держит головку, потом начинает переворачиваться на животик, пытается ползти.

Важным этапом взросления малыша является освоение такого навыка, как сидение.

Когда (в каком возрасте) ребенок должен начинать сидеть самостоятельно, если ли разница в сроках для мальчиков и девочек? Как понять, что малыш готов сидеть, как помочь ребенкув освоении этого навыка, не навредив? Стоит ли присаживать деток? Мы разберемся во всех вопросах!

Во сколько месяцев ребенок начинает пытаться сидеть

Приходите вы к педиатру на очередной осмотр, и душу вашу терзают смутные сомнения. У подруги вон уже ползает вовсю, а мой – ни гу-гу. У соседки малышу 7 месяцев, сама видела, как сидит в песочнице, а моего не усадишь – сразу на бок заваливается…

И спрашиваете вы у доктора: «Когда же мой ребенок начнет ползать и сидеть?» А доктор вам и отвечает: «Не знаю». И дело тут не в квалификации. Ни один врач не знает, во сколько поползет или сядет каждый отдельный ребенок.

Возрастные границы настолько туманны и призрачны, что нельзя сравнивать своего малыша с соседскими детьми. Даже братики и сестрички в разное время садятся, и дело тут вовсе не в гендерном различии.

Ребенок обязательно сядет между 6 и 9 месяцами своей жизни.

Навык сидения развивается у малыша ввиду ряда факторов роста и взросления:

  • Развитие скелета – малыш не может сидеть на «желейных» костях, они должны вобрать в себя достаточно кальция и окрепнуть.
  • Развитие скелетной мускулатуры. Вы знаете, сколько групп мышц участвует в процессе сидения? Сходите 2 дня подряд в тренажерный зал на усиленное занятие на все группы мышц. С утра вы сами все почувствуете. Пока мышцы спины, шеи и ног недостаточно развиты, малыш физически не может сидеть – мускулы просто не в силах зафиксировать тело в нужном положении.
  • Психоэмоциональное развитие. Ребенок все делает тогда, когда ему это нужно и хочется. Детки садятся от любопытства – чтобы увеличить обзор, посмотреть на новые вещи, больше увидеть на прогулке. Нет еще такой потребности – нечего ему и садиться.
  • Развитие нервной системы. Чтобы ребенок сел, мозг должен отдать приказ телу, под воздействием нервного импульса должны напрячься строго определенные мышцы, которые впоследствии будут удерживать тело в сидячем положении. Для вас это естественно, а тело малыша всему этому только учится.

Во сколько месяцев каждый отдельный ребенок должен начинать сидеть самостоятельно – дело каждого отдельного ребенка, и никому ничего малыш не должен.

Важно! Многие ортопеды утверждают, что чем позже ребенок сядет и пойдет, то есть, чем позже его тело приобретет вертикальное положение, тем меньше проблем будет с осанкой в подростковом возрасте. Также раннее сидение, и особенно хождение, связывают с беспричинными острыми болями в поясничном отделе у людей старше 45 лет. В этом плане ортопеды ратуют за то, чтобы ребенка не сажали, пока не сядет сам, и не водили за руки раньше, чем малыш пойдет, держась за мебель.

Знаете ли вы? Некоторые педагоги утверждают, что лучший период для того, чтобы – это когда он уже может сам садиться. Сидящий ребенок чувствует себя немножко более самостоятельным, и в этот период отучить его от укачиваний гораздо проще.

Нужно ли присаживать ребенка

Дорогие мамочки, особенно молодые и амбициозные! Если вам нужен повод для гордости – гордитесь тем, что у вас есть ребенок, потому что многие о таком счастье только мечтают. Сидячий малыш – не повод для гордости, если вы посадили его ценой будущего сколиоза или деформации таза! Раньше 6 месяцев присаживать ребенка категорически запрещено. Ребенок сам решит, когда ему можно и нужно сидеть.

Единственное, что позволено – делать массажи спинки и ножек, выполнять детскую гимнастику, плавать в ванной или бассейне и хорошо кушать, что повлечет за собой укрепление скелета, мышц, и малыш сядет сам. Ваш максимум – при кормлении или прогулке посадить ребенка, облокотив на спинку коляски или подложив подушки так, чтобы ребенок был наклонен на 30-40°. Также не нужно сажать малыша на руки – его спина всегда должна облокачиваться на вашу руку или живот под углом около 45°.

Важно! Если ваш ребенок активный и сел сам раньше полугода, следите, чтоб малыш подолгу не сидел, не более 60 минут в сутки.

Как ребенок учится сидеть

Малыш всему учится постепенно. Среднестатистический ребенок пробует сидеть самостоятельно в 6 месяцев, и вопросов о том, как его этому научить, обычно не возникает. Процесс происходит поэтапно:

  • Малыш уверенно переворачивается со спины на животик и обратно.
  • Ребенок начинает ползать, постепенно переходя в положение «на четвереньках».

  • Из положения «на четвереньках» малыш заваливается на бок, опирается на обе ручки, выгибает спинку и садится, широко расставив ножки.
  • При сидении ребенок опирается на попу, боковые части ног, две или одну руку, подбородок приближен к груди.

  • Когда такая поза становится привычной, малыш окончательно выпрямляет спинку, перестает опираться на ручонки, гордо сидит, расставив ножки. Некоторые детки подбирают ножки под себя, сидя почти по-турецки.
  • С каждым разом малыш садится все увереннее, сидит дольше, легко принимает сидячее положение из лежачего и на четвереньках, легко меняет его обратно.

Знаете ли вы? Когда малыш научился сидеть, вполне можно попробовать . Позже он сможет с этого самого горшка сбегать, так что не прозевайте свой шанс.

Ребенок не хочет сидеть: что делать?

Со скольки месяцев обычный малыш начинает сидеть самостоятельно, мы выяснили, но вот ему 6, потом 7, 8, наконец, 9 месяцев, а ребенок все не сидит, в чем же дело?

Причин может быть несколько:

  • вы начали присаживать ребенка и он ленится садиться сам;
  • у ребенка слабо развиты мышцы спины и он не может этого сделать физически;
  • налицо патология развития опорно-двигательного аппарата, либо нервная патология.

В первом случае перестаньте присаживать малыша и подождите, пока он сам не сподобится на это действие. Можно оставлять ребенка в кроватке, подвешивая игрушки так, чтоб для их захвата малышу непременно нужно было сесть.

Если у ребенка слабо развиты мышцы, можно попробовать их «прокачать». Помогут массажи (но только у опытного специалиста!), плаванье в детском бассейне (такие есть в больших городах) или большой домашней ванне и ряд простых упражнений:

  • Летит самолетик. Берете малыша под грудь и под бедра двумя руками. Ножки малыша упираются вам в грудь. Спинка и попа напряжены. Такое упражнение делаем по 7-10 секунд, пару – тройку раз за день.
  • Тянемся к игрушке на пузе. Ребенок на животике, кладете перед ним игрушку, и пусть тянется к ней, ползёт.

  • Тянемся к игрушке на спине. Над кроваткой вешаете игрушки, чтобы малыш мог достать, только хорошо вытянув ручонку. Пусть старается и играется заодно.
  • Качаем пресс. Малыш лежит на спине, вы даете ему свои пальцы, чтобы схватился, приподнимаете его до угла 30°, задерживаете в этом положении на секунду и опускаете на спинку.

Если у вас есть фитбол – можно выполнять комплекс упражнений с помощью этого огромного мяча:


Также не стоит забывать проводить гимнастику для грудничков, массировать спинку и ножки малыша. В зимний период следует употреблять витамин D, если педиатр не нашел к нему противопоказаний, например, употребление смеси, в составе которой витамин уже есть.

При подозрениях на патологию развития нужно немедленно обратиться к педиатру или детскому неврологу.

Только квалифицированные специалисты могут дать ответ, в чем тут дело, установить точный диагноз и назначить соответствующее лечение. Если своевременно обратится к знающим специалистам, все проблемы можно решить малой кровью и без осложнений.

Как научить ребенка сидеть – видео

В этом видеоролике мама рассказывает, когда ребенок должен начинать сидеть. Если ребенок сел в 8-9 месяцев – это вполне нормально, и торопить малыша не нужно.

В этом ролике доктор Комаровский рассказывает, стоит ли присаживать детей, нужно ли помогать им садиться и вставать.

На этом видео показаны упражнения на развитие мышц спины. Такие упражнения помогут малышу уверенно сидеть.

Неважно, в каком возрасте сядет ваш ребенок – в 4 месяца (есть и такие малыши), в 6 или в 9. Главное, чтоб ребенок сделал это самостоятельно и когда придет время. Поощряйте малыша к ползанью, развивайте его мышцы детской гимнастикой и не оглядывайтесь на подруг и соседей.

Каждый ребенок индивидуален, и подход к нему должен быть соответствующим. Не торопите малыша, и у него обязательно все получится!

А в каком возрасте сел ваш малыш? Вы помогали ему, или он сделал это сам? Ребенок сначала пополз или сел? Как вы считаете: деток нужно присаживать, или лучше не торопиться? Если вы знаете интересные и полезные упражнения для развития скелетной мускулатуры малыша – поделитесь ими с нами в комментариях!

Сроки, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, размыты. Примерно от шести до девяти месяцев. Такой широкий диапазон нормы еще раз подтверждает истину: у каждого ребенка свой путь моторного и психического развития.

Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть? Бытует мнение, что происходит это примерно в 6 месяцев. В полугодовалом возрасте грудничок может подтягиваться, держась за руки мамы, и присаживаться. Может показаться, что кроха хочет сесть. На самом деле у него хорошо развит хватательный рефлекс. Он хватает мамины пальцы и притягивает к себе, как и все, что попадает ему в руки. Это стремление никак не связано с желанием малыша сесть. Однако взрослые часто путают эту врожденную способность грудничка и тут же пытаются его усадить. В этом деле не надо спешить. Дети начинают сидеть тогда, когда созреют к этому навыку физиологически.

Чем опасно преждевременное усаживание

Как понять, что еще рано? Если малыш заваливается на бок, у него сильно округляется спина - это явные знаки того, что можно подождать. Нужно ли обкладывать его подушками и валиками? Ни в коем случае! Конечно, этот старый бабушкин метод значительно облегчает маме жизнь. Да и малыш доволен, перед ним открывается обзор, есть чем заняться. Но искусственная поддержка спины грудничка, по мнению профессионалов, - медвежья услуга.

Если ребенок начинает сидеть слишком рано, на неокрепший позвоночник идет большая нагрузка. В будущем это может обернуться сколиозом, деформациями тазовых костей. Доктора рекомендуют не спешить усаживать грудничка. Чем позже его тело примет вертикальное положение, тем лучше для развития скелета. Главное в этом процессе - не помогать! Поощрять надо не сидение, а , .

Как правильно сидеть

Обратите внимание на положение всех частей тела, когда ребенок сидит.

  • Голова . Слегка наклонена вперед.
  • Шея . Разогнута.
  • Верхняя часть позвоночника . Разогнута.
  • Руки . Находятся впереди в качестве опоры.
  • Поясница . Согнута.
  • Тазобедренные суставы . Согнуты и наклонены вперед.
  • Ноги . Развернуты наружу, разведены. Основной упор приходится на боковую поверхность.

Если же части тела расположены иначе, грудничок будет быстро утомляться. Значит, его тело пока не готово для этого навыка, а естественные физиологические изгибы позвоночника еще не сформировались.

Этапы развития навыка

Что влечет за собой способность сидеть? Много других возможностей для развития крупной моторики. Грудничок научится становиться на колени, подтягиваться, вставать, стоять, . Все эти действия связаны со способностью держать равновесие. Умение сидеть, как и все другие моторные навыки, вырабатывается последовательно.

  • . Может сидеть неуверенно, опираясь на одну или обе руки. Часто теряет равновесие и заваливается на бок. Самостоятельно не садится, только с подтягиванием за ручки. Ребенка можно сажать в возрасте полугода, но только на короткое время. Достаточно несколько минут для тренировки.
  • . Сидит более уверенно, без опоры на руки. Сидя, поворачивает корпус в разные стороны, удерживает при этом равновесие. Может самостоятельно сесть из положения лежа на животе, опираясь на руки.
  • . К этому возрасту большинство грудничков уверенно сидят, легко поднимаются в это положение с любой позиции - лежа на спине, животе, боку. И так же легко меняют его.

Грудничок может самостоятельно сидеть уже в полгода. Это признак нормы. Если он сядет на два месяца позже, это тоже будет нормальным показателем. Важно знать, что детям, которые сели рано, запрещается находиться в этом положении более одного часа. Если же ребенок самостоятельно не сидит, не рекомендуется носить его продолжительное время в вертикальном положении или возить в коляске в сидячем положении.

Как помочь: 8 способов

Бывают ситуации, когда ребенок уверенно сидит, но принять эту позу ему трудно. Или у него никак не получается удержать равновесие. Что делать?

  1. Начните с простого . Попробуйте усаживать ребенка из полулежачего положения на спине. Кроха будет затрачивать меньше усилий, снизится нагрузка на позвоночник.
  2. Развивайте мышцы пресса . Делайте самые элементарные упражнения. Из положения лежа приподнимите малыша за ручки под углом в 30°, но не усаживайте. Приподняли - опустили. Проделайте так несколько раз подряд. Также можно качать пресс, лежа на животе. Позвольте малышу ухватиться за ваши пальцы, немного приподнимите его за ручки вверх так, чтобы прогнулась спина.
  3. Укрепляйте мышцы спины . Уложите ребенка на живот. Одну руку подложите под грудь младенца, другую - между ножками. Грудничок должен упереться ими в ваш живот. При этом мышцы его спины и ягодиц напряжены, шея слегка выгибается назад.
  4. . В воде равномерно тренируются мышцы всего тела, при этом нагрузка на позвоночник минимальна. Если есть возможность, можно записаться с крохой в бассейн или на аквааэробику. Если нет, можно тренироваться дома в большой ванной.
  5. Сидение под правильным углом . Если ребенок часто находится в коляске или в детском стульчике, необходимо отрегулировать правильный наклон сидения - 40–45°. Многие мамы интересуются, не вредно ли носить младенца в рюкзаке? Грудничка можно сажать в кенгуру. Важно только выбрать модель с жесткой спинкой, чтобы основной упор шел не на промежность. Вертикальная нагрузка на спину должна быть минимальной. Есть ограничения по времени: носить не более трех часов.
  6. Придумайте мотив . Просто так качать пресс скучно. Можно подвесить перед грудничком игрушки. Он будет пытаться дотянуться и одновременно тренировать мышцы.
  7. Ничего не придумывайте . Может, малыш просто ленится? Зачем садиться, если мама усадит, подтянет, поможет?
  8. Лишите комфорта . Создавайте неудобные условия, которые будут стимулировать кроху к желанию сесть без вашей помощи. Пусть он пытается найти более удобное положение для тела. Дайте ему возможность заваливаться на бок, почувствовать, как балансирует его тело, найти равновесие. Только так он самостоятельно научиться сидеть.

Если ваш малыш хорошо ползает и не хочет садиться, не стоит волноваться. Еще не пришло его время. Даже в не будет поздно! Также нужно знать, что самый безопасный переход в сидячее положение - из позы на четвереньках. В этом случае будет наименьшая нагрузка на позвоночник. Научить ребенка садиться из положения лежа можно, если он уже уверенно садится из положения на четвереньках.

Когда ребенка можно сажать? Лучше ориентироваться на индивидуальное развитие малыша. Если ребенок активно двигается, у него не выявлены проблемы опорно-двигательного аппарата и неврологические нарушения, будьте уверены - он обязательно научится сидеть самостоятельно. И чаще всего вырабатывает этот навык без помощи взрослых.

Распечатать

Пятьдесят с лишним лет назад в Москве было лишь 16 логопедов. В 1951 году дефектологический факультет Московского государственного педагогического института (теперь — университет) выпустил 30 специалистов по исправлению недостатков речи. В настоящее время в нашей стране работают тысячи логопедов — выпускники московских педагогических университетов, а также пединститутов областных и республиканских центров. И все же проблема речевых расстройств остается актуальной по сей день. В каждом дошкольном учреждении, в каждой школе есть дети с недостатками речи. Для детей со сложными речевыми расстройствами созданы специальные детские сады и школы. И таких школ немало. В чем же дело? Как предупредить нарушения речи у ребенка? Ведь этот недостаток мешает ему благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, затрудняет выбор профессии.

Речь — функция головного мозга

Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью артикуляции и аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования. Центральное звено всего аппарата речи — кора головного мозга (у правшей — преимущественно левого полушария, у — наоборот), где сосредоточены представительства доминирующей руки, речеслухового и кинестетического (мышечного) анализаторов.

У ребенка процесс развития речи разделяют на три периода. Первый — подготовительный — включает крик, гуление и лепет. Криком младенец подает сигнал родителям, например, о том, что голоден. А благодаря голосовым реакциям гуления (звукам типа "ау", "эу"), постепенно приобретающим различную интонационную окраску, усваивает интонационную систему языка, копирует интонации окружающих его людей. Гуление — следствие случайно возникающих позиций будущего артикуляционного аппарата — губ, языка, мягкого нёба, глотки и гортани. У детей всего мира оно одинаковое. Наблюдается и у глухих младенцев, у которых не было звукового контакта с матерью.

К шести-восьми месяцам жизни малыш начитает лепетать, произносить звуки типа "мА", "па", "ба", "на", "ди" ("иди), "да" ("дай") и т. п. Звуковой состав лепета — результат кинестетической "настройки" артикуляционного аппарата по слуховому, акустическому подражанию речи окружающих. Одновременно ребенок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, как правило, из одного слога. Если гуление не перешло в лепет, родителям стоит забеспокоиться, все ли в порядке у младенца со слухом.

Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его "чтению с губ", не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста.

Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать. У них достаточно развиты память и внимание.

Нередко к и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что младенцев нельзя . Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши — в правом полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции. Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители тем самым перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет "проекционной" базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. В результате развивающаяся на базе слухового восприятия речь "не знает", в каком полушарии ей "осесть". Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха. Но не менее важно, что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие. Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе. Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой причине у него может развиться заикание. А его преодолеть трудно. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.

Развитие речи и мышления

Английский философ, педагог и психолог XVII века Джон Локк в монографии о воспитании детей очень точно отметил, что сознание человека, его характер, культура, воспитанность и мышление зависят от того, что родители заложили в него до пятилетнего возраста.

Наиболее важный период эмоционального и интеллектуального развития ребенка приходится на возраст до трех лет. Новорожденный с первых дней жизни реагирует не только на тактильное восприятие материнских рук, яркий свет, но и на звуки, тембр голоса матери и других людей, а главное — на интонации (известно, что самые ласковые слова, произнесенные с угрожающей интонацией, даже взрослого могут повергнуть в страх). Неспроста из глубины веков, из поколения в поколение передаются колыбельные песни, которые успокаивают, убаюкивают младенца. Очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни слушал мамино пение колыбельных или народных песен. Оно должно быть тихим, но разборчивым. Современная тенденция заменять мамино пение магнитофонными записями классической или популярной музыки не стимулирует восприятие ребенком мелодики и лексики родного языка. Такие концерты порой его просто оглушают.

Обязательно откликайтесь на плач ребенка. В первые месяцы жизни он только так может вам сказать, что испытывает дискомфорт, что ему холодно, мокро или очень хочется есть. Кроме того, крик или плач — это еще и попытка общения. Малыш дает вам понять, что соскучился и хочет увидеть родное лицо.

Говорите с грудничком буквально с самого его рождения, грамотно, медленно и четко произнося слова, без каких-либо сюсюканий. Неважно, что он еще не понимает смысл ваших слов, зато чутко реагирует на интонацию и прекрасно улавливает ее. Все действия — купание, переодевание, кормление и т. п. — сопровождайте подобием беседы. Например: "Сейчас я посмотрю, что тебе не нравится, почему ты вертишься, плачешь". Речь должна быть неспешной, ласковой. Новорожденный лучше всего воспринимает мелодичные гласные звуки, произносимые нараспев. Важно, чтобы малыш видел вашу мимику, движения губ. Особенно тщательно произносите звуки "о", "и", "е". Именно их впоследствии многие дети проговаривают нечетко, иногда заменяя на другие — "у", "э". Из-за этого в школе они пишут слова с буквами "о", "и", "у", "е" ("э") с ошибками. Разговаривая с крохой, всегда помните о том, что на вас лежит ответственная задача — привить сыну или дочке врожденную грамотность. Благодаря активному общению в еще не дифференцированной слухоречевой памяти младенца закладывается та канва, на которой в будущем будет расцветать, вырисовываться речевой опыт ребенка, появится его первый лепет.

Советую родителям вести дневник, записывая в него, когда малыш начал лепетать, когда заговорил, когда стал ползать, ходить, когда у него зарос . Эти сведения при отклонениях в развитии могут понадобиться врачу-невропатологу или педагогу-дефектологу.

Очень важно в самом раннем возрасте воспитывать у ребенка зрительное и слуховое внимание, предлагая ему найти направление звучащей игрушки (погремушки, пищащих резиновых зверюшек), перемещаемых по комнате громко тикающих часов и т. п. У трех-четырехлетнего малыша зрительное внимание формируется в процессе занятий с картинным лото или паззлами. Невнимательность у одних ребятишек объясняется их излишней активностью, неусидчивостью, несдержанностью, неумением слушать и наблюдать, у других, напротив, некоторой замедленностью, вялостью, несобранностью, неорганизованностью и рассеянностью. В школе эти трудности приводят к тому, что дети невнимательны на уроке, не могут следить за указаниями учителя, начинают импульсивно действовать, не дослушав до конца задание, поспешно или очень медленно его выполняют. Учитель всякий раз вынужден делать им замечания. В результате у ребенка пропадает желание учиться. Он становится стойко неуспевающим.

Как только ребенок освоит хождение, учите его танцевать. Ритмичные движения способствует развитию слуха, а значит, и речи.

Внимание ребенка-левши и его ориентацию в пространстве можно развивать, предлагая сначала показать предметы, нарисованные в книге слева от центра, затем в центре и справа. Умение контролировать слуховое внимание, вовремя тормозить двигательную активность отлично воспитываются в играх на поднимание и опускание рук на вопросы: "Кто летает?", "Кто бегает?", "Кто плавает?" и т.д. Например: "Птица летает? Диван летает? Бабочка летает?". Ребенка надо учить быстрому переключению внимания при показе предметов обихода, частей лица, тела. К двум с половиной годам у детей бурно развивается конкретно-образное мышление с элементами фантазии, которое надо поощрять в процессе игр: "Угадай загадку", "Чьи это ноги?" (показывайте ребенку только нижнюю часть картинки с изображением какого-нибудь животного), "Узнай, кто я" (нарисуйте с помощью точек контур зверька или несложного предмета, попросите ребенка соединить все точки одной линией, чтобы узнать, кто же прячется в ваших точках). Привлекайте малыша к творчеству, предлагая порисовать или сочинить вместе сказку. С трех лет хорошо говорящего ребенка можно в игровой форме начать обучать чтению слов, составленных из азбуки на кубиках. В этом возрасте он уже имеет представление о числе (один, два, много), способен наизусть запоминать стихи, работать с конструктором, "исследовать", что у мишки в животе или как устроена машинка, ходить с коляской, подражая маме. Ему все интересно. Он познает мир и узнает, что чайник горячий, ножницы колкие, стакан стеклянный и потому разбился. Осознает смену поколений и то, что какое-то событие было вчера, еще раньше или давным-давно и что очень многое еще должно случиться в будущем. Ваша задача состоит в том, чтобы удовлетворить любопытство малыша, ответить на все его "почему?". Малышей в возрасте от трех до пяти лет пора знакомить с русскими народными сказками, но избегайте сказок о Иванушке-дурачке, о Емеле ("По щучьему велению"), так как они воспевают лень, безделье, жизнь за чужой счет. Учите наизусть с ребенком фрагменты мудрых сказок А. С. Пушкина, читайте ему стихи и сказки К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, сказки братьев Гримм, Андерсена. При этом объясняйте малышу непонятные речевые обороты, например: "и лес, и дол видений полны...". Еще до школы ему станут интересны рассказы о богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др.), о подвигах народа, защищающего свою страну от чужеземцев. Он с удовольствием будет слушать мифы Древней Греции.

Если к четырем-пяти годам ребенок не освоил произнесение звуков "л", "р", свистящих, шипящих звуков или все звонкие звуки произносит глухо, а твердые — мягко, обязательно обратитесь к логопеду, так как в школе он может путать эти звуки. Занятия с логопедом требуют довольно много сил и времени, поэтому данную проблему желательно разрешить хотя бы за год до поступления в школу, когда ребенок еще не загружен уроками.

По методическим пособиям родители могут и сами помочь своему ребенку избавиться от некоторых дефектов речи (например, трехлетние малыши нередко вместо звука "ш" произносят звук "с", вместо "р" — "л"). Начинать нужно с постановки отдельных звуков, применяя своеобразную гимнастику речевого аппарата.

Ребенку пятилетнего возраста уже можно рассказывать об особенностях жизни и обычаях народов разных стран, об обитателях морей, рек и лесов, о звездах и планетах. Покажите ему на глобусе или географической карте, сколько континентов, морей и океанов на Земле, где находится страна, в которой он живет. Очень внимательно отбирайте передачи телевидения. Ни в коем случае не давайте смотреть своему чаду мультфильмы ужасов. Они нарушают сон ребенка, делают его нервозным.

В целях предупреждения ошибок в письме, для улучшения восприятия ритма речи "дирижируйте", когда ваш малыш читает стихотворение, поет или танцует под пение, отбивайте хлопками в ладоши число слогов в слове, но делайте все в виде игры.

И последний совет. Всегда хвалите ребенка за его находчивость, усердие и трудолюбие и не ругайте за ошибки и промахи. Тогда он станет вашим другом, будет радовать вас своей любознательностью, наблюдательностью и хорошей успеваемостью в школе.

М. Шохор-Троцкая,
кандидат педагогических наук

Статьи по теме