«Реальные исторические факты в повести «Тарас Бульба»1. История создания «Тараса Бульбы Когда жил тарас бульба эпоха

Историческая основа повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражены основные события XVI века: на Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шляхтичи — «паны», которые вводили в своих угодьях польские законы и насаждали «свою веру» — католицизм.
Основная масса населения Украины исповедовала православие и не желала переходить в католичество: вероотступничество всегда считалось у русского народа страшным грехом. К тому же приход на украинские земли польских панов сопровождался ухудшением жизни народа: у крестьян отнимались лучшие земельные участки, испокон веков принадлежавшие их семьям, многих просто сгоняли с их земли или переселяли на малопригодные для земледелия, неплодородные земли. Для свободных крестьян вводились большие налоги с целью заставить их продать свою землю крупному землевладельцу.
Началась «тихая» экспансия чужой территории: все украинское, все национальное подвергалось преследованию, насаждались язык, быт и нравы польского народа. Некоторые украинские помещики перенимали обычаи и образ жизни поляков, но народ сопротивлялся отчаянно, как мог противостоял полонизации (Польша на латыни звучит как Полония) и, по возможности, вел против новых хозяев и новой веры открытую борьбу.

Экспансия (лат. expansio) — расширение, распространение границ или влияния за первоначальные пределы, напр. торговая экспансия — захват новых рынков. — (Новейший
словарь иностранных слов и выражений. — М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. — С. 933.)

Чтобы хоть как-то «перетянуть» на свою сторону украинский народ, польские и украинские помещики под руководством Римско-католической церкви придумали «унию» — «договор» между православными и католиками, по сути новый вариант христианской религии — униатство. Многие церковные обряды в униатстве внешне напоминали обрядовую сторону православия, но на самом деле униатство было и остается ответвлением от Римско-католической церкви с ее догматами и представлениями о том, как должен жить христианин.
Против посягательства на веру и нравственные устои своего народа и выступали украинцы в
XVI—XVII веках, против этого же ведет борьбу с «проклятыми панами», «ляхами» вымышленный герой Тарас Бульба.
В повести Н. В. Гоголя описывается Запорожская Сечь — реальный исторический объект, возникший на Украине в Средние века: часто крестьяне западных и срединных областей Украины, спасаясь от польского гнета, уходили на восток, многие селились в низовьях Днепра. Здесь, у Днепровских порогов, на острове Хортица, возник большой укрепленный лагерь казаков и беглых крестьян из Великороссии. (После постройки Днепрогэса в 1940-е годы остров Хортица, как и часть порогов, ушел под воду.) Их стали называть запорожскими казаками.
Запорожские казаки обычно окружали свои лагеря засеками — заборами из срубленных деревьев, заостренных кверху. От украинского слова сечь, (по-русски — засека) самый большой лагерь на Хортице и получил свое название — Запорожская Сечь.
Запорожцы — название условное, так как постоянного населения в Запорожской Сечи не было: как правило, по весне собиралась основная масса казаков в Сечи, объединялась в курени — своего рода отряд, живший в одном шалаше (курень — шалаш), избирала своего куренного атамана. Для лучшего управления таким сборным населением курени объединялись в станы, или коши, которые возглавляли кошевые атаманы. Все дела Сечи решались на общем собрании — раде.
Многие запорожцы занимались скотоводством, охотой или различными ремеслами, реже — земледелием. Чаще они уходили в дальние походы в Польшу или Крым, в турецкие города или татарские поселения на Черноморском побережье. Идеализировать запорожцев не стоит: походы их были грабительскими, в духе Средневековья.
Однако к концу XVI века гнет Польши стал невыносим для населения всей Украины, поэтому запорожские казаки, беглые крестьяне и население порабощенных областей активно выступили против экспансии поляков: нападали на польские земли, жгли посевы и города, прогоняли польских землевладельцев и «ставили на их место» своих помещиков.
Так длилось почти сто лет. Во второй половине XVII столетия Украина добровольно присоединилась к Московскому государству (1654 год). Теперь сильное православное государство защищало интересы своих граждан, большинство из которых были
украинцами — родственным русскому народом.

Серая и невыразительная действительность жизни на Украине в первой половине XIX века совсем не вдохновляла воображение великого таланта, бурлившего в душе Николая Васильевича Гоголя. Писателя, украинца в душе, больше интересовало прошлое. Его полностью охватили времена, когда Украина жила бурной, наполненной историческими событиями, жизнью. Это были часы зарождения вольного украинского казачества, когда жизнь каждого казака без остатка была переполнена борьбой за свободу, отечество и веру христову.

Так возникла идея написания небольшого, но емкого эпического произведения из жизни украинского казачества конца XV века. Гоголь пишет яркую историческое повествование «Тарас Бульба». Вся суть художественных образов и действующих лиц, выведенных на страницах произведения - это настоящие, почти былинные казаки-герои, возвышающие душу читателя.

Гоголь - исследователь украинской древности

Будучи художником и поэтом, Гоголь, как никто, сумел воодушевиться песнопениями и сказаниями народа Украины. Именно такая среда повлияла на формирование духа украинского казачества. С другой стороны, Гоголя сполна можно назвать историком-исследователем украинской «давныны». И это занятие для него было очень органичным. Еще юношеские исторические опыты писателя Гоголя показывают, насколько глубоко и проникновенно его интересовали почти мистические образы того же пана Данилы в повести «Страшная месть» или пана Чуба в сказочной повести «Ночь перед Рождеством».

Будучи образованным человеком своего времени, Гоголь добросовестно изучил все первоисточники, повествовавшие о великом прошлом. А это были и труды ученых, и народные произведения, и записи современников. Но, в первую очередь, его интересовала Запорожская Сечь. Вот так источник для исторического, героического и художественного осмысления прошлого своей родины. Гоголь, романтик по душе, не мог пройти мимо такой глубокой исторической темы.

Идея написания повести

По словам самого Гоголя, замысел написания «Тараса Бульбы» возник в одночасье. Незадолго до этого Николай Васильевич закончил писать «Вечера на хуторе близ Диканьки» - программное этническое произведение о жизни простых людей милой ему Украины. После этого он берется за написание исторического цикла под названием «Миргород». Часть первая этой эпопеи как раз и состояла из двух повествований - «Тарас Бульба» и «Старосветские помещики». Их напечатали в 1835 году. Такая вот историческая основа повести «Тарас Бульба».

Главным героем задуманной повести становится пожилой уже казак, отец двух прекрасных сыновей, полковник войска запорожского - Тарас Бульба. Именно в нем автор олицетворяет лучшие качества запорожского казака конца XV века. Сама же повесть по жанру, без сомнения, историческое произведение. В ней присутствует широкая многоплановость как бытовых, так и батальных сцен с описанием огромного количества действующих лиц.

Сюжет повести

Историческая основа повести «Тарас Бульба» подтверждается и самим сюжетом этого литературного шедевра. Повествование начинается весело и красиво. В дом к родителям приезжают два бывших бурсака. Отец бурсаков, бывалый казак Тарас Бульба, с ходу устраивает уже взрослым сыновьям испытание, проверяя их поведение в бою. Будучи настоящим казаком, отец стремится, чтобы и сыновья переняли от него храбрость и воинственность. Поэтому сразу по приезду сыновей они все вместе отправляются в Запорожскую Сечь, несмотря на запреты матери.

Читая-перечитывая сцены перемещения Тараса Бульбы и его сыновей до Сечи, понимаешь, что Гоголь просто отдыхал душой, когда писал это произведение. Какое колоритное описание степи, природы, жизни, быта и настроения казацкого товарищества! Размах творческой жилки Гоголя в этой небольшой по объему повести грандиозный. В образах действующих лиц повести автор сумел воплотить весь эпохальный момент войны и истории всего народа Украины.

Осада крепости

Историческая основа повести «Тарас Бульба» достаточно точно раскрывается в эпизодах, где описана осада крепости Дубно. Именно в этих сюжетах проверяется историческая особенность «Тараса Бульбы» и главных действующих лиц повести. Поначалу Тарас Бульба вместе со своими сыновьями сражаются отважно. Отпрыски ведут себя очень смело, но уже на подходе главное испытание их характеров. Славный казак Тарас гордится своими сыновьями. Да и сам он верен своему главному предназначению защитника родной земли и веры православной.

Образ Тараса Бульбы

Тарас Бульба в истории запорожского казачества очень органичен. Он наделен конкретными историческими чертами и полностью соответствует сути героя эпохи Гетманщины в Украине. Исторические события в повести «Тарас Бульба» раскрывают все особенности характера этого необыкновенного казака. В постоянной и напряженной борьбе и в поступках Бульбы, как в зеркале, отражаются времена славного былого Украины.

Казацкий полковник Тарас Бульба. Исторические личности, подобные ему, вышли на авансцену в то время, когда на всей территории Приднепровья шли ожесточенные освободительные войны. Это было грандиозное время, когда борьбу с ненасытными ляхами и неудержимыми монголо-татарами вело одно украинское казачество - главная военная и духовная сила Гетманщины.

Образ запорожского казачества

Художественной доминантой повести является романтизированный Гоголем образ жизни запорожского казачества. С этой точки зрения как бы ставится под сомнение сама историческая основа повести «Тарас Бульба». Но это далеко не так. Историческое проникновение в сюжет повести приводит к осознанию того, что Гоголь в данном случае выступает как слагатель новой оригинальной былины о неповторимых характерах и славных подвигах наших далеких предков-казаков.

Духовная основа образа Тараса Бульбы величественна, прежде всего, своей глубокой и осознанной жертвенностью. Тарасу по судьбе выпадает пронести четвертную жертву за честь своего казацкого рода, которая в своей масштабности перетекает в жертву за нацию и веру. Сюжетная суть этой жертвенности очень жестокая: отец собственной рукой убивает сына Андрея, совершившего предательство. Тот же отец принимает геройскую смерть другого сына-богатыря Остапа, а затем и смерть дорогой жены и матери его сыновей. На наших глазах отец, муж и воин Тарас превращается в тот дух, который всей своей силой противостоит врагам родной земли и веры.

Исторические личности

Гоголь не ставил перед собой цель описать конкретные исторические личности в повести. Он был увлечен не ними, а общим образом героев освободительного движения Украины в конце XV века. Историческую основу повести Тарас Бульба» автор подчеркивает в главе двенадцать: «молодой, но сильный духом гетьман Остраница предводил всею несметною козацкою силою».

Именно в строках повествования «Тараса Бульбы» отражено мощное и безудержное стремление народа Украины отстоять свою независимость и волю. Через исторические века Николай Васильевич Гоголь обращается ко всем братьям-славянам со страниц своей бессмертной повести.

Тарас Бульба - истинный патриот своей земли

Настоящий дух патриотизма пронизывает всю повесть, подчеркивая драматические события. Тарас Бульба - герой, которому не свойственны колебания. Он - воин-патриот и считает своим высшим долгом служение отчизне. Он мужественный и бесстрашный защитник своей земли и веры. Даже последние мгновения жизни Тараса переполнены истинной любовью к своим собратьям по борьбе и вере.

Общий противоречивый замысел романа, разнородность его отдельных частей, несомненно, давали себя чувствовать по мере развертывания работы над романом. При этом отчетливо сказывалось недостаточное знание эпохи. Все это вместе, по всей вероятности, и явилось причиной того, что Гоголь прекратил работу над романом «Гетьман»; однако он не оставил мысли написать произведение, посвященное тем событиям, которые были затронуты в романе.

Между «Тарасом Бульбой» и «Гетьманом» есть несомненные черты сходства, отдельные образы и сцены «Гетьмана» являются как бы эскизами для «Тараса Бульбы». Кроме отмеченной уже связи образа матери Пудько и жены Тараса Бульбы, можно указать на известную перекличку образа Остраницы с образом Андрия. Сцена встречи Остраницы с Пудько положена в основу сцены встречи Тараса Бульбы со своими боевыми товарищами, в которой вспоминаются погибшие друзья. В «Тарасе Бульбе» упоминается и Остраница - казацкий гетман, к войскам которого принадлежит и полк, предводительствуемый Тарасом Бульбой. При всем том эпопея является произведением с неизмеримо более высокими идейными и художественными качествами, чем «Гетьман». Источником коренного отличия «Тараса Бульбы» от первых опытов на исторические темы является глубокое проникновение в эпоху, в историческое прошлое.

К исторической эпопее Гоголь подошел, когда более четко определился его реалистический метод. До этого были созданы не только «Старосветские помещики» и повесть о ссоре, по и сцепы «Владимира третьей степени», первая редакция «Женитьбы». Нередко высказывалась мысль о том, что основным источником, питавшим Гоголя при создании «Тараса Бульбы», была устная народная поэзия. В этом случае точно так же берется под сомнение реальное знание писателем исторического материала. Такого рода взгляды неверно освещают и самый процесс творческого труда Гоголя, и его результаты.

Как известно, во второй половине 1833 и в 1834 годах Гоголь усиленно занимался историей Украины, намереваясь написать научный труд. С целью возможно более широкого сбора неопубликованных материалов он напечатал «Объявление об издании истории Малороссии», в котором обращался к широкой публике с просьбой прислать ему в копиях или оригиналах неопубликованные летописи, записи, песни, деловые бумаги и т. д. Все источники, которые удалось собрать, Гоголь тщательно изучил. Научный труд по истории Украины ему написать не пришлось, однако материалы, относящиеся в первую очередь к истории казачества, были использованы им в его творческой работе над эпопеей.

По ни сводные труды, ни отдельные хроники не удовлетворяли полностью Гоголя. В летописях, хрониках было не только мною противоречии, но и сам материал был нередко весьма скуден, мало давал пищи воображению художника. «Я к нашим летописям охладел, напрасно силясь в них отыскать то, что хотел бы отыскать,- заявлял писатель. И тут ему неоценимую помощь оказывало народное творчество, народные песни, которые он изучал, начиная еще с нежинского периода своей жизни. Набросок этой общей картины писатель дал в статье «Взгляд на составление Малороссии». Характеризуя происхождение казачества, Гоголь писал там о южнорусских степях: «…беззащитная, открытая земля эта была землей Опустошений и набегов,- местом, где сшибались три враждующие нации, Это была земля страха; и потому в ней мог образоваться только народ воинственный, сильный своим соединением, народ отчаянный, которого вся жизнь была повита и взлелеяна войною. И вот выходцы вольные к невольные, бездомные, те, которым нечего было терять, которым жизнь - копейка, которых буйная воля не могла терпеть законов и власти, которым везде грозила виселица, расположились и выбрали самое опасное место в виду азиатских завоевателен - татар и турков. Эта толпа, разросшись и увеличившись, составила целый парод, набросивший своп характер и, можно сказать, колорит на всю Украину…».С большой проницательностью Гоголь указывал на истоки образования казачества. Спасаясь от крепостного гнета, крестьяне бежали на южные окраины, в степи, где они оказывались вне власти феодалов, становились вольными людьми. Стремление к воле, бегство от притеснений закона и власти - вот в чем он видел важнейшую причину возникновения казачества и Запорожской Сечи. Широта исторических воззрений Гоголя становится особенно ясной, если сравнить его высказывания с существовавшими в то время взглядами на эту проблему. Д. Н. Бантыш-Каменский в «Истории Малой России» писал: «Запорожцы, должно думать, переселились за Днепр с Кавказа, где ныне обитают черкесы, парод воинственный, упражняющийся в разбоях. Одно название, одинокий нрав, одинокая склонность к набегам подтверждают сию догадку. Или изгнаны они из отчизны междоусобною бранью, у азиатских народов обыкновенною, или, опустошая смежные земли, избрали себе новое жилище в местах, орошаемых величественным Днепром».

В исторической концепции «Тараса Бульбы» весьма существенны и другие ее составные элементы. Казачество для Гоголя - это та сила, которая сыграла крупнейшую роль в защите русской земли от внешних врагов. «Его вышибло из народной груди огниво бед. Вместо прежних уделов, мелких городков, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующих и торгующих городами мелких князей возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей опасностью и ненавистью против нехристианских хищников. Уже известно всем из истории, как их вечная борьба и беспокойная жизнь спасли Европу от сих неукротимых стремлений, грозивших ее опрокинуть».

Гоголь противопоставляет преданность казаков родине, бесстрашную защиту ее от нападений извне той корыстной, мелкой вражде, в которой находились князья, пренебрегая интересами родной земли. Писатель глубоко и верно показывает значение казачества в обороне страны от иноземных врагов. Образовавшееся па ее окраинах казачество в суровых битвах защищало русскую землю от опустошительных набегов степных кочевников, крымских татар, турок.

На все возраставшее социальное и национальное угнетение украинский народ ответил бурным освободительным движением. В начале 90-х годов XVI века произошло крупное восстание под руководством Косинского. Не успели польские магнаты справиться с ним, как в 1594 году вспыхнуло новое, еще более широкое по своему размаху восстание, руководителем которого был Наливайко, одержавший вначале ряд серьезных побед. В конце 20-х годов XVII века крупное восстание возглавляет Тарас Трясило, затем в 30-Х годах одно за другим следуют восстания под предводительством Павлюка, Гуни, Острянина. В 1648 году начинается великая историческая борьба украинского народа за свое освобождение, возглавляемая Богданом Хмельницким, борьба, приведшая к воссоединению двух братских народов - украинского и русского.

“Тарас Бульба” Н.В. Гоголя как историческая повесть: особенности поэтики

1“Тарас Бульба” в контексте истории.

1.1Развитие исторического романа как жанра.

1.2Конкретно исторические события, лежащие в основе произведения.

1.3История создания повести “Тарас Бульба”.

1.4Образ народа в повести.

2Идейный пафос произведения.

2.1Тарас Бульба – герой вдохновенной поэмы.

2.2Образ Андрия.

3Духовное и телесное в повесте “Тарас Бульба” как выражение поэтики Н.В. Гоголя.

4Заключение. Гений Н.В. Гоголя.

Историческая повесть “Тарас Бульба” на поверхност­ный взгляд не кажется достаточно органичной в “Мир­городе”. Отличается она от других вещей этой книги и содержанием своим и стилем. На самом же деле “Тарас Бульба” представляет собой очень важную часть “Мир­города”. Более того, включение этой повести в сборник было необходимым. Она позволяла с какой-то еще одной, существенной стороны взглянуть на героев других повес­тей той же книги.

Мы издавна привыкли называть “Тараса Бульбу” по­вестью. И для этого, разумеется, есть серьезные основа­ния. По многим своим объективным жанровым признакам “Тарас Бульба” и есть историческая повесть. Но тем не менее широта эпического охвата действительности и ос­новательность в изображении народной жизни, много­плановость композиционного строения - все это позволя­ет видеть в гоголевской повести произведение, близкое к жанру исторического романа. Более того, в истории рус­ского исторического романа “Тарас Бульба” - весьма важная веха.

Развитие этого жанра в западноевропейской, да и рус­ской литературе шло трудными путями. В XVIII и в са­мом начале XIX века широкой известностью пользова­лись на Западе исторические романы Флориана, Мармон­теля, Жанлис. Собственно история играла в их произве­дениях лишь роль общего декоративного фона, на кото­ром строились различные, главным образом любовные коллизии. В этих романах отсутствовали живые челове­ческие характеры как выразители конкретных историче­ских эпох, судьбы героев развивались изолированно и не­зависимо от судеб истории.

Огромная заслуга в развитии европейского историче­ского романа принадлежала Вальтеру Скотту. Он освобо­дил историческую тему от фантастики. История впервые стала приобретать в его произведениях не только реаль­ные, жизненно достоверные очертания, но и глубинный, философский смысл. По этому поводу Бальзак в преди­словии к “Человеческой комедии” справедливо заметил, что Вальтер Скотт возвысил роман “до степени филосо­фии истории”. Совместив в своих романах изображение частного человека с изображением истории, Вальтер Скотт исследовал серьезные явления общественной жиз­ни и ставил на материале прошлых эпох большие проб­лемы современной ему действительности.

Широко и в самых разнообразных жанровых формах использовали историческую тему писатели-декабристы, например в поэме (Рылеев, Марлинский), думе (Рылеев), трагедии (Кюхельбекер), повести (Марлинский), романе (Ф. Глинка, Лунин). Обращаясь к историческому прош­лому, декабристы прежде всего искали в нем сюжеты, ко­торые позволили бы им ярко выразить свои гражданские идеалы - их патриотизм, их вольнолюбие, их ненависть к деспотизму. Но известная узость мировоззрения декаб­ристов, присущая им недооценка роли народных масс в историческом процессе, - все это сказалось и в их художе­ственно-исторических произведениях. Главное внимание писателей было сосредоточено на изображении героической личности, романтически приподнятой и не связанной с на­родной жизнью.

Уже Пушкин осознал недопустимость подобного обра­щения с историей. Он полагал, что писатель обязан объ­ективно, без каких бы то ни было предрассудков понять прошлое, “его дело воскресить минувший век во всей его истине”. Хотя Пушкин говорил здесь о жанре трагедии, но поставленная им задача была еще более злободневной для исторического романа.

Своим “Арапом Петра Великого”, а затем и “Капитан­ской дочкой” Пушкин положил начало новому историче­скому роману в России - социальному по своему содер­жанию и реалистическому по своему методу. В это русло включается и “Тарас Бульба”. Исторический роман ново­го типа, формировавшийся в 30-х годах XIX века в Рос­сии, существенно отличался от романа Вальтера Скотта.

Автор “Тараса Бульбы” воспринял сильную сторону декабристской традиции, придав исторической теме яркую гражданскую направленность. Но он был свободен от свойственных писателям-декабристам схематизма и ди­дактики в истолковании исторического прошлого, а так­же характерного для их произведений одностороннего изображения оторванного от народной жизни героя. С не­обыкновенной широтой и эпическим размахом раскрыва­ется в “Тарасе Бульбе” народное освободительное движе­ние. Главный герой повести предстает как участник и вы­разитель этого движения.

Свободно распоряжаясь историческим материалом, не воспроизводя ни одного конкретного исторического собы­тия, почти ни одного реального деятеля, Гоголь вместе с тем создал произведение искусства, в котором с гениаль­ной художественной мощью раскрыл доподлинную исто­рию народа, или, как говорил Белинский, исчерпал “всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художест­венном создании навсегда запечатлел ее духовный образ”.

Нет нужды искать конкретный исторический прототип Тараса Бульбы, как это делали некоторые исследователи. Как нет оснований предполагать, что сюжет повести за­печатлел какой-то определенный исторический эпизод. Гоголь даже не заботился о точной хронологии изобра­жаемых событий. В одних случаях кажется, что события отнесены к XV веку, в других - к XVI, а то и к началу XVII века. В действительности писатель имел в виду на­рисовать такую картину, в которой отразились бы наибо­лее типические, коренные черты всей национально-герои­ческой эпопеи украинского народа.

В изображении Сечи и ее героев Гоголь сочетает ис­торическую конкретность, характерную для писателя-реалиста, и высокий лирический пафос, свойственный поэ­ту-романтику. Органическое слияние различных художе­ственных красок создает поэтическое своеобразие и обая­ние “Тараса Бульбы”.

Белинский, первый среди современных Гоголю кри­тиков угадавший своеобразие этой повести, писал, что она представляет собой не что иное, как “отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа” (I, 304). Здесь- объяснение жанровой оригинальности созданного Гоголем творения. Белинский называл это произведение повестью-эпопеей, народно-героической эпопеей. “Если в наше вре­мя возможна гомерическая эпопея, то вот вам ее высо­чайший образец, идеал и прототип!..” (I, 304).

В гоголевской повести вырисовывается перед нами вся жизнь казачества - его частный и общественный быт, его жизнь в мирное и военное время, его административ­ный уклад и повседневные обычаи. Поразительная ем­кость “Тараса Бульбы”, композиционный размах и глу­бина его содержания - вот что существенно раздвигает жанровые границы этой уникальной повести-эпопеи и де­лает ее одним из замечательных событий в истории рус­ского исторического романа.

Украинская казаческая эпопея, длившаяся на протя­жении более двух столетий (XVI - XVII), - одно из геро­ических событий мировой истории. Горсть бежавших от закрепощения крестьян, выросшая вскоре в грозную за­порожскую вольницу и ставшая фактически хозяином всего среднего и южного Приднепровья, наводила в тече­ние многих десятилетий страх на турок, татар и польскую шляхту, зарившихся на украинскую землю.

Занимая выгодное положение на торговых путях меж­ду Балтийским и Черным морями, Западом и Востоком, Украина с давних времен служила приманкой для за­хватнических помыслов ее соседей. На протяжении мно­гих столетий богатые украинские земли подвергались опустошительным набегам татар и турок, литовских и польских завоевателей. В XIV веке Украина была захва­чена Великим княжеством Литовским. Непрерывно уси­ливавшаяся польская шляхта пыталась со своей стороны не только отторгнуть Украину, но и одновременно зака­балить Литву.

Огнем и мечом пыталась шляхта покорить и ополя­чить украинский народ. Повсюду на Украине насажда­лась польская администрация. Она грубо попирала наци­ональное достоинство народа, оскорбляла его религиоз­ные верования, культуру, обычаи. Польские шляхтичи на­воднили Украину, “як черни хмари”, по словам народной песни. В 1588 году был введен так называемый “земель­ный кадастр”, закрепивший право собственности на зем­лю лишь за шляхтой и отнявший это право у крестьян. На Украине образовались громадные владения польских магнатов. Они захватывали земли вместе с проживавши­ми на них людьми.

Крестьяне ожесточенно сопротивлялись панщине и спасались бегством на юг Украины, в район Запорожья, ставшего в XVI веке средоточием казацкой вольницы. Сю­да, в низовье Днепра, стекались все, кто “не приобыкли невольничьей службе”.

Так возникло казачество. Прекрасно сказал Гоголь: “Его вышибло из народной груди огниво бед”. Презрение к богатству, смелость, воля, неукротимая энергия, свобо­долюбие, патриотизм - вот черты характера этих людей. “Здесь были те, - пишет Гоголь в “Тарасе Бульбе”, - которые дотоле червонец считали богатством”. Бедняк, вчерашний раб, становился здесь не только хозяином своей судьбы, но и человеком, несущим на себе ответ­ственность за судьбу всего народа.

И бытовой уклад, и административное устройство, и характер взаимоотношений между людьми - все было не­обычно и своеобразно в Сечи. Это был вооруженный ла­герь. Жили в нем люди молодые и старые, но без семей. В перерывах между военными походами они занимались иногда земледелием, а чаще всего - охотничьим и рыбо­ловным промыслом. Здесь царила суровая дисциплина, особенно в походе. Каждое землячество (курень) воз­главлялось выборным куренным атаманом, который под­чинялся выборному главному начальнику Коша, или об­щины, - кошевому атаману. Таково было административ­ное устройство Сечи. Запорожское войско состояло из полков, в свою очередь подразделявшихся на сотни и де­сятки. Вое командирские должности, вплоть до само­го гетмана, командовавшего всем войском, были выбор­ные. Вооружение казака состояло из сабли и ружья. Кро­ме того, запорожское войско имело еще пушки.

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» является ярчайшим примером мужества православных христиан, в лице запорожских казаков, в борьбе за свою веру и Родину. Данное произведение с начала и до конца окутано атмосферой бесстрашия воинов и солидарности к погибшим на поле боя прославленным героям. В повести присутствуют, как защитники Родины и веры, так и предавшие Отчизну из-за любви к представительнице вражеского лагеря. Центральные фигуры произведения – представитель старой казацкой гвардии Тарас Бульба и его сыновья, Остап и Андрий. Повесть входит в состав сборника «Миргород». Н. В. Гоголь мечтал о создании произведения в жанре исторического повествования. Повесть не раз переиздавалась, исправлялись некоторые детали и добавлялись новые сцены. В итоге, перед современными читателями предстает одно из лучших произведений в духе патриотизма и веры в победу. Повесть входит в обязательный школьный курс министерств образования ряда стран.
Произведение начинается с приезда домой сыновей Тараса Бульбы – Остапа и Андрия. Как и большинство обеспеченных детей запорожских казаков, они получали образование в Киевской бурсе. Их отец мечтал о том, чтобы его сыновья были образованными, но не стремился делать из них священнослужителей. Встреча Тараса с бурсаками происходит в довольно теплой обстановке. Старый казацкий полковник высмеивает длинную учебную форму своих детей. Остапу не нравятся шутки Тараса и он обещает побить его, если он не перестанет издеваться над ними. И отец с сыном вместо рукопожатия начинают в шутку имитировать драку, то наступая, то отступая. Тарас благодарит своего старшего сына за хорошее казацкое приветствие, а затем обращает свои взоры на младшего, Андрия, и требует от него следовать примеру брата и не холиться с женщинами. Тут у порога дома появляется мать и приглашает детей внутрь поесть и отдохнуть. Тарас же планирует через несколько дней поехать с сыновьями в Запорожскую Сечь – своеобразный военный центр казаков, где оттачиваются боевые навыки запорожской армии.
Уже в первом эпизоде данного произведения довольно четко определяются характерные черты ключевых персонажей повести. Остап предстает перед читателями отважным, честным и убедительным в своих силах молодым человеком. Он не терпит шуток и насмешек и способен постоять за себя, даже если противник - его отец. Андрий является прямой противоположностью своего старшего брата. Он более восприимчивый к ласкам, романтичный и сентиментальный. Тарас Бульба отличается характером от своих сыновей. Старый казачий полковник отличается буйным нравом, он неуступчив и всегда выполняет работу, за которую взялся.
Далее описывается внутренний интерьер дома. Тарас Бульба решает отметить приезд сыновей. По этому случаю накрывают богатый на еду и напитки стол и приглашают гостей, большинство из которых боевые товарищи старого казака, прошедшие с ним немало сражений. За столом произносится тост в честь молодцов. Явно опьяневший от горелки Бульба объявляет перед гостями, что уже на следующее утро, он с сыновьями отправляется в Запорожскую Сечь. Тарас является представителем старой казацкой военной школы, одним из самых бравых полковников Запорожья, который никогда не отклоняется от сражения и готов своим возгласом повести за собой целое войско. Он за вольную жизнь казаков и из-за своих идей повздорил со всеми своими сверстниками, которые придерживались мнения о мирном сосуществовании с Варшавой, обзывая их слугами польского дворянства. С большой любовью Гоголь представляет читателям мать Остапа и Андрия. Жена Тараса Бульбы является прямой противоположностью своего мужа. Эта довольно спокойная, малоразговорчивая женщина, которая не смеет перечить своему супругу и с огромной выдержкой переносит от него все обиды. Когда Тарас отлучался по делам, именно она руководила довольно крупным хозяйством, не забывая при этом растить и воспитывать сыновей. Ей очень не хочется так быстро расставаться со своими детьми, но и спорить с мужем она не в состоянии. Бедной матери лишь остается глядеть на своих спящих детей и надеяться, что ее супруг передумает. У женщины плохое предчувствие, будто она больше никогда не увидит своих сыновей. Однако все ее надежды рушатся рано утром. Тарас настроен довольно решительно и отдает указание накормить коней. Когда Бульба с сыновьями уже собираются выехать со двора, мать в отчаянии бросается к седлу Андрия, своего младшего сына, который больше привязан к матери. Женщину уводят со двора. Все три всадника отправляются в путь. По дороге Остап и Андрий мысленно отправляются в прошлое, в годы обучения в бурсе, где они получали образование и строго воспитывались. Остап не раз совершал побег отсюда. Всякий раз его возвращали назад, пороли и сажали за учебники. Он четыре раза зарывал азбуку. Казалось, что с упрямой натурой Остапа никто не справится. Однако Тарас лично высек своего старшего сына и пообещал ему, что если он не возьмется за ум, то никогда не увидит Запорожской Сечи. Остап после данного случая изменился и за короткий срок превратился в самого старательного ученика бурсы. Друзья всегда могли положиться на него. Он практически не руководил мелкими вылазками – кражей в саду или огороде. Однако Остап первым присоединялся к более крупным компаниям своих друзей и никогда не предавал их. Он был суров, прямолинеен, храбр, не был сторонником войн и долгих пьяных пиршеств, а также по отношению к товарищам никогда не ставил себя выше них. Младший брат Остапа, Андрий, несколько отличался более живым умом. Его вовсе не стоило заставлять учиться. Он в отличие от своего старшего брата был более находчивым. Нередко он руководил довольно дерзкими вылазками. В отличие от Остапа, который, прикрывая отход своих товарищей, всегда готов был понести наказание, Андрий, благодаря своей изобретательности часто избегал порки. Однако у младшего сына Тараса Бульбы имелась одна слабая сторона - ему явно были не безразличны представительницы слабого пола. Однажды, прогуливаясь в одном из кварталов Киева, Андрий задумывается. В это время он сталкивается с каретой польского дворянина и сразу оказывается на земле, испачканным грязью. Из кареты раздается громкий смех. Оглянувшись, Андрий замечает из окна дворянской повозки прекрасную польскую девушку, дочь ковенского военачальника. Молодой казак сразу же влюбился и решил, во что бы ни было еще раз увидеться с красавицей. Проследив за каретой, уже следующей ночью Андрий забирается через окно в комнату полячки. Девушка польщена столь смелым поступком молодого бурсака. Она спешно наряжает его и со своей татаркой-прислугой отправляет через черный ход. Однако стража ловит дерзкого юношу и побив, выбрасывает за пределы дома. Однако Андрий никак не может выкинуть из головы красавицу-полячку.
Мысли сыновей Тараса прерываются во время въезда на территорию Запорожской Сечи. Жизнь запорожцев здесь протекает совсем по иным правилам. Местный люд постоянно в приподнятом настроении, пируют и пьют, но не до состояния полного опьянения. В Сечи собираются представители различных слоев населения и разных профессий: осужденные на казнь, обанкротившиеся казаки, бросивших учебу и бывшие заслуженные офицеры польской армии. Вход в Запорожскую Сечь воспрещен только представительницам слабого поля. Это не только школа военной подготовки, но и место, где каждый вольный казак чувствует себя как дома, в кругу соратников и боевых товарищей. Остап и Андрий, несмотря на отличия между собой, довольно быстро становятся своими в среде местных казаков. Их и молодые, и опытные бойцы чтят как прекрасных вояк и верных товарищей. Не меньше рад успехам собственных детей и их отец. Радуется, что его сыновья отлично проявляют свои боевые способности, несмотря мирное время. Он рассчитывает, что и во время войны ему не будет стыдно за своих сынов. Тарас способствует поднятию боевого духа среди казаков и морально готовит их к грядущей войне. При его непосредственном участии назначается новый кошевой – атамана войска запоржцев. Во главе казацкого войска становится человек, жаждущий войны с Польшей. Однако запорожцы не могут нарушить клятвы, данной полякам и туркам. Без веской причины казаки не могут начать войны. Однако в один день в Сечи появляется маленький казацкий отряд, который сообщает о зверствах и притеснениях со стороны королевской армии. Данная новость и служит поводом для начала войны против Польши. Далее описывается поход запорожцев на польские земли. Боевые действия чередуются с многочисленными потерями и разрушениями. Казацкое войско двигается вперед, уничтожая все на своем пути, не жалея никого и мстя за своих соотечественников. Запорожцы не щадят, ни поляков, ни евреев, оставляя за собой лишь разрушения. Именно в сражениях укрепился боевой дух Остапа и Андрия, что не могло не радовать Тараса. Старший сын продемонстрировал себя искусный предводитель, и отец уже мечтал о том, что он станет именитым военачальником. А Андрий в каждом бою поражает своих командиров непомерной смелостью, боевой решимостью. Казаки везде за собой распространяют ужас и панику среди польского населения. В боях и сраженьях, в дыму и огне, запорожское войско подошло к довольно крупной крепости Дубна, хорошо защищенному и обеспеченному продовольствием городу. Захватить моментально крепость невозможно и казаки приступают к продолжительной осаде. Мелкие вылазки из города со стороны поляков пресекались запорожцами, а в иное время казаки поджигали близлежащие селения, забирали продовольствие, праздновали и ожидали крупного сражения. Вскоре в окруженной крепости начинается голод. Однако местное население не собирается уступать. В одну из ночей к Андрию приходит одна старуха. Он узнал в ней прислугу той красавицы-полячки. Девушка со стен крепости заметила Андрия среди казаков и вспомнила, что это тот самый влюбленный в нее молодой бурсак. Она отправила свою прислугу за помощью. Старая женщина умоляет дать ей немного хлеба для своей хозяйки, но Андрий поступил по-иному. Татарка сообщает молодому казаку, что в крепости острая нехватка продовольствия, что местное население гибнет, что ее госпожа уже несколько дней не ест. Андрий берет хлеб и, не размышляя, следует за старухой в город через черный ход. Молодой казак становится свидетелем страшной картины: прямо на земле трупы, умерших от голода людей, часть населения столпилась у церкви и молится за свое спасение. Увидев, в каком состоянии девушка, Андрий уже не смог с ней расстаться, и остался в крепости, чтобы защитить ее от своих товарищей. Он отказался от своей Отчизны, от своей семьи и друзей, – он предал своих соотечественников. В эту же ночь в крепость прибывают дополнительные силы, прибывает продовольствие. Из-за долгого веселья и обилия горелки запорожцы погрузились в довольно крепкий сон и проспали момент прибытия подкрепления противника. Часть казаков, спящих у крепостных ворот, истребили, других же затащили в город в качестве пленных. Кошевой, на утро, обнаружив потери, ругает товарищей за раннюю расслабленность и призывает запорожцев на штурм. Жид Янкель говорит Тарасу, что Андрий находится за стенами крепости и передает отцу послание о том, что он будет сражаться в рядах польской армии. Услышав причину измены своего младшего сына, Бульба приходит в ярость. Он обещает убить его собственными руками. Начинается штурм города. С обеих сторон много убитых, не меньше и захваченных в плен. В одном из боев, когда отряд из города пытался прорвать осаду, старый казак увидел Андрия в польских доспехах, заманил его в засаду и выполнил обещание – он убил своего младшего сына. В пылу сражения старший сын Остап вместе с некоторыми товарищами попадает в плен. Тарас пытается догнать отступающих врагов, но получает тяжелое ранение. Казаки возвращаются в Сечь. После долгого восстановления Тарас Бульба узнает, что Остап в столице Польши и скоро состоится казнь пленных запорожцев. Тарас и Янкель направляются в Варшаву, для того чтобы освободить Остапа. Старый казак, переодевшись в иностранца, идет в тюрьму и предлагает стражнику крупную взятку, лишь бы повидать старшего сына. Однако охранник, поняв, что перед ним запорожец, прогоняет Тараса. Его план по освобождению проваливается.
Больше старый козак ничего не может сделать. Однако он желает в последний раз увидеть сына и направляется на городскую площадь, где казнят пленных казаков. К эшафоту первым отправляется Остап. Тарас видит, что его сын не просит пощады у врага и с героической выдержкой, без криков проходит через все мучения. И только в самый последний момент он громко зовет отца. И Тарас отвечает ему, но полякам, которые только и ждали этого, не удается его схватить. Тарас покидает Варшаву, чтобы чуть позже приступить к кровавой расправе. Польская армия грабит украинские города и села, уничтожает местное население. Вся запорожская армия приступает к военным действиям против врага. Казаки храбро бьются против своих угнетателей, но полк Тараса Бульбы отличается наибольшей решительностью и беспощадностью, уничтожая всех на своем пути. Поляки, неся огромные потери, выпрашивают у казаков перемирие, но они не верят врагу и продолжают войну. Только при посредничестве православной церкви военные действия прекращаются. Стороны заключают между собой мир, запорожцам возвращают их прежние привилегии, а церкви получают неприкосновенность. Казаки возвращаются домой. Тарас же не доверяет врагу и призывает товарищей возобновить боевые действия. Поляки и в правду нарушают перемирие и убивают некоторых казацких командиров. Тарас со своим отрядом направляется в Польшу и продолжает свою кровавую месть за смерть сына. Королевские силы бессильны против старого запорожского полковника. Против полка Бульбы отправляют отборные отряды с гетманом Потоцким. Его неуловимый полк практически уходит от погони, но в последний момент Тарас роняет свою старую трубку. Не хочется ему оставлять даже ее на вражеской земле. Он слезает с коня и наклоняется за трубкой. В это же время подоспевшие поляки берут в плен старого казака. Тарас отдает полку приказ отступать. Для неуловимого запорожского полковника уготовано суровое наказание. Тараса Бульбу привязывают к дереву и поджигают. Но и в пламени огня он наблюдает за отходом своего отряда и кричит им вслед.
Такова концовка этого произведения в духе патриотизма. Повесть «Тарас Бульба» – история о кровавых войнах, верности и любви к своей Родине. Старик Тарас и Остап – служат примером смелости православного воина, презрения к страху и любви к своей Отчизне, а Андрий – символом предательства, темным пятном своего народа.

Статьи по теме