Типичные ошибки на егэ по русскому. ЕГЭ по русскому: типичные ошибки, которые необходимо избежать. ЕГЭ по русскому языку: типичные ошибки

Единый государственный экзамен по русскому языку – обязательный для сдачи, его результаты определяют получение выпускниками школьного аттестата. Это единственное испытание, средний балл по которому растет с каждым годом, а количество несправившихся с ним уменьшается.

Причиной этому послужили меры Министерства образования по повышению качества преподавания этого предмета во всех регионах России. Статистика, которую ведет Рособрнадзор, позволяет выявить основные проблемные места в подготовке к экзамену. Такими сферами по-прежнему остаются коммуникативные навыки, умение анализировать текст в различных аспектах, сложности в написании сочинения-рассуждения, правописание и пунктуация.

В целом около 70% экзаменуемых соблюдают правила современного литературного языка, что является показателем их культуры. В целях ее увеличения и роста процента сдачи следует проработать «слабые точки» не только в преподавании предмета, но и в конкретных встречающихся недочетах каждого ребенка.

Типичные ошибки

Рассмотрим их подробнее относительно заданий.

  • Несоблюдение норм:

– орфоэпических: постановка ударения – №4;
– лексических: употребление паронимов – №5;
– орфографических: правописание корней с чередованием гласных, -н и -нн в частях речи – №9-13;
– пунктуационных: запятые в простых предложениях, осложненных вводными конструкциями, однородными членами; в сложных с разными видами связи – №15-19;
– грамматических: образование форм числительных и наречий – №6, сочетаемость предлогов и несогласованных определений, связь подлежащего и сказуемого – №7, в целом невысокий уровень владения грамматикой – по критерию К9;
– речевых: плеоназмы, тавтология, неверное употребление слова, не соответствующего своему значению, широкое использование просторечной лексики – К10.

  • Неверные лексический анализ контекста и понимание смысла повествования на письме – №3;
  • Поиск фразеологизмов – №22;
  • Разбор структуры текста и способов связи предложений в нем – №21, 23: неразличение прилагательных, наречий и причастий, незнание разрядов местоимений. Еще один камень преткновения – неоднозначность и вариативность количества предложений в ответе (школьники не проверяют число и останавливаются на одиночном).
  • Незнание терминологии, отсутствие системного представления об основных стилистических средствах – №24. Такие термины, как «градация», «парцелляция», «литота», «оксюморон», «метонимия» традиционно даже не рассматриваются в рамках школьной программы и поэтому незнакомы.
  • Стилистическая правка – №20. Недавно появившееся задание предполагает замену или исключение слова, что требует, в первую очередь, внимательности, достаточного словарного запаса, знания особенностей сочетаемости.

– также «рекордсмен» в деле потери баллов. Трудности в его написании связаны со многими аспектами. Само определение проблемы и правильная ее формулировка оказывается непосильным трудом, как и комментирование ее, предполагающее обзор действий автора, его взглядов, эмоций. Также приведение аргументов в защиту своей точки зрения требует высокого уровня читательской компетенции, эрудированности, что удается продемонстрировать не всем. В письменных работах распространено нарушение текстовых норм: последовательности изложения мыслей, смысловой связности между частями, абзацного членения. Также нередки «сбои» в логике развития мысли, смысловой цельности, связности. Здесь по-прежнему допускаются в обилии орфографические, пунктуационные ошибки.

Устранение типичных слабых мест нужно осуществлять с ориентацией на индивидуальные недочеты каждого ученика, усиливая внимание к самостоятельной подготовке. Например, раздел пунктуации и синтаксиса стандартно недооценивается в процессе обучения, нужно оптимизировать работу с предложением и наблюдением над интонацией. Работайте со словарями, делайте лингвистический анализ текстов с использованием устойчивых выражений, обращайте внимание на особенности речи (штампы, несовершенства на письме и т.п.). О каждодневном обогащении словарного запаса (чтение книг, заучивание стихотворений, пересказ) также не следует забывать.

Немаловажным остается планомерное развитие личности ученика, его общей языковой культуры. Язык как система должен изучаться комплексно, понимание функционирования языковых единиц в их взаимосвязи обеспечит успешное прохождение испытания. Выполнение тестов – важный этап в процессе подготовки, позволит закрепить усвоенные алгоритмы выполнения конкретных заданий.

Споры вокруг ЕГЭ были всегда, не прекращаются они и теперь. А пока чиновники и ученые решают, отменить ЕГЭ или оставить, школьникам надо готовиться к очередной экзаменационной сессии.

MedAboutMe рассказывает о часто совершаемых ошибках по основным дисциплинам.

Русский язык: дети против грамматики

Любой, кто бывает в социальных сетях или посещает интернет-форумы, сталкивался с феерической неграмотностью, и больше всего неграмотных - среди молодежи. Отказ от советской системы обучения привел к тому, что «каждый пишет, как он слышит», что порождает невероятное количество слов-уродов. О пунктуации и говорить не приходится: знаков препинания молодежь может как не применять вообще, предоставляя читателю сомневаться в вариантах «казнить нельзя помиловать», так и рассыпать щедрой рукой случайные запятые, неуместные точки или длинные заборы восклицательных или вопросительных знаков.

Статистика по результатам экзаменов по русскому языку показывает: дети правила учат и знают. Но не умеют применять их на практике. Теория и практика никак не соединяются. Экзаменующийся может успешно определить правильные варианты из нескольких предложенных, найти в тексте ошибки - и с легкостью совершить точно такие же в самостоятельно написанной работе.

Чаще всего возникают трудности:

С правилом написания «-ться/-тся» (хотя что может быть проще него?). С правописанием безударных гласных в корнях слов. Нередко это происходит от того, что школьники неправильно выделяют корень. Это интересно

Один известный писатель поделился огорчением с читателями своего блога: спросил у сыновей, как правильно пишется слово «палисадник». Оба ответили неправильно. Один мальчик предложит вариант «полисадник», другой - «полесадник». Потому что «по-», по его мнению, приставка, а приставки «па-» не существует. Корень -лес-, а -ад- и -ник- суффиксы. Оба учатся в хорошей школе.

Самыми распространенными ошибками на ЕГЭ становятся те, что связаны с подбором проверочных слов. Впрочем, с непроверяемыми гласными тоже возникают проблемы: школьники плохо запоминают слова в правильном написании, так как мало читают. Большие трудности вызывает и написание в корнях слов непроизносимых согласных («лестница» превращается в «лесницу», ребенок не чувствует ошибки в слове «чуствует», и слово «опастность» вместо «опасности» не вызывает у него ощущения неправильности). Очень много ошибок связано с написанием «н» и «нн» в словах, относящихся к разным частям речи. Потому что правила для каждой части речи разные, и все их надо знать. А с механическим запоминанием больших объемов информации существуют проблемы. Поэтому ребенок легко ошибается, выбирая правильный вариант слова «жареный», «кожаная», «юность», «нефтяник» и т.д. Часто ошибки совершают при написании с разными частями речи частиц «не» и «ни». Выпускники также путаются, если речь заходит об употреблении паронимов - схожих по звучанию, но разных по лексическому значению одинаковых частей речи. Например - слова «одеть» и «надеть», «невежда» и «невежа», «адресат» и «адресант», «костный» и «костяной» и т. д. Преподаватели говорят, что в задании с паронимами делают ошибки даже те, кто в целом подготовлен к экзамену неплохо. С трудом также дается образование форм слова. Отдельная большая беда происходит с пунктуацией. Поэтому в сочинении лучше использовать короткие предложения. Трудности возникают и при попытке согласовать между собой части сложных предложений. Аналоги известных перлов, вроде «Открывая дверь, она громко скрипнула», рождаются ежегодно и в большом количестве. Подросток на экзамене по литературе

Один из наиболее сложных экзаменов для современного, мало читающего поколения. И дело даже не в том, что школьники читать не любят, хотя это важно. Проблема нередко обретает странные для старших поколений формы: ребенок читает вполне бегло, даже стремительно, но смысл прочитанного от него ускользает.

Это приводит к тому, что даже смысл задания улавливают не все экзаменующиеся, и данную ошибку можно отнести не только к литературе, но и ко всем дисциплинам. Подросток проявляет невнимательность, не может вычленить главный вопрос, и это становится особенно заметным на тех заданиях, где необходимо дать не краткий, а развернутый ответ.

Сочинение часто превращается в пересказ литературного произведения, без попыток определить или, тем более, обосновать собственную позицию.

Экзаменаторы с горечью отмечают также общий низкий культурный уровень учащихся, узкий кругозор. Это проявляется в искажении названий произведений, имен авторов и персонажей, деталей сюжета. Так появляется книга «Пахом звонит в колокол», «Война и мир» превращается в «Войну миров», а Пьер Безухов становится Безухим.

В сочинениях часто наблюдается ужасающая языковая нечуткость, смешение лексики разных эпох.

И все это экзаменаторы выявляют, часами расшифровывая абсолютно нечитаемый почерк. Ученики стали очень плохо, небрежно и неразборчиво писать. Не раз поднимался даже вопрос о наборе письменных работ на компьютере.

История и обществознание: многое зависит от родителей

В советское время в каждой семье была своя собственная новейшая история, и дети хорошо знали и понимали ее. Прадеды и пра-прабабушки застали еще монархию, пережили, кто как, революции и гражданскую войну. Воевали в Великой Отечественной, поднимали страну из руин, строили ДнепроГэс, восстанавливали разрушенный землетрясением Ташкент, поднимали целину.

Сегодня эта история уходит, вместе с ее носителями. Сегодняшние дети плохо представляют себе события прошлого века, допускают грубые ошибки в событиях и датах. Более отдаленные периоды истории могут вызывать даже меньше трудностей. История России первой половины 20 века - самый проблемный период.

Нехватка общей эрудиции мешает правильно соотносить эпохи и события, устанавливать хронологическую последовательность событий. Нередко школьники ориентируются не на учебники, а сомнительные телепередачи и недостоверную информацию из интернета.

На экзамене по обществознанию выявляется незнание Конституции, отсутствие понятия о правах и обязанностях граждан. Дети не понимают сути федеративного устройства, не знают, кому принадлежит исполнительная власть в стране. Ученики теряются также, если им предлагается раскрыть смысл того или иного понятия.

Педагоги полагают, что родители могли бы облегчить детям задачу, чаще беседуя с ними об истории семьи, города, края. Несколько семейных экскурсий по историческим местам, с последующим обсуждением, способны дать подростку больше, чем унылая зубрежка по учебникам.

Математика: обратить внимание на уроки геометрии

Геометрия представляет для школьников основную трудность. Если школьник планирует поступление в технический вуз, стоит позаниматься геометрией, взяв дополнительные уроки.

Остальные часто совершаемые ошибки касаются неумения проверять себя, невнимательного чтения условий задания, небрежности при операциях с отрицательными числами. Часто ошибаются дети и в темах, изучаемых в средних классах школы. Это тождественные преобразования, дроби, проведение вычислений.

Главная беда - невнимательность, неспособность надолго сконцентрироваться на задании, пренебрежение дополнительной проверкой.

Физика, химия, биология, география: теория и практика

Естественные науки лучше постигаются школьниками в теории. Когда дело доходит до решения задач, начинается беда.

На экзамене по физике самыми трудными для школьников становятся темы электродинамике и квантовой физике. Правильно решать задачи не умеет больше половины учеников.

Решение задач вызывает трудности и на экзамене по химии.

Географию сдают не так уж много учеников, всего около 3%. Как правило, это те ребята, которые планируют в дальнейшем учиться на географических и экологических специальностях. Увы, и у них возникают серьезные трудности с чтением карт, с запоминанием названий стран. Дети не знают, с какими странами граничит Россия, путаются в том, какой государственный язык принят в том или ином государстве.

На биологии больше всего ошибок совершается при выполнении практикоориентированных заданий. Вызывают затруднения биотехнологии и селекция, физиология растений и человека.

Педагоги полагают, что современные школьники перегружены информацией, но при этом не обладают умением структурировать ее потоки. Системные знания сменяются клиповым мышлением, не позволяющим составить цельную картину из множества разрозненных кусочков информации.

Задача родителей и преподавателей - не столько впихнуть в голову ребенка тонны сведений из разных областей знаний, сколько научить его анализировать и структурировать информацию, создавая целостную и последовательную картину мира.

Низкий культурный уровень учеников начинает проявляться, как только им приходится начать аргументировать свою позицию. Нередко это приводит к вольной поверхностной игре с одним, зацепившимся в памяти, куском.

Ученики допускают много фактических ошибок, искажая имена собственные, названия географических объектов и литературных произведений.

Очень плохим стал почерк. Экспертам часами приходится разбирать короткие тексты.

Контрольно-измерительные материалы для экзамена по русскому языку выстроены по единому принципу. Другими словами, какой бы вариант вам ни достался, все задания будут «выкроены» по одному лекалу, призванному проверить ваше умение применять полученные знания.

Как показывает многолетняя практика, выпускники из года в год совершают практически одинаковые ошибки. Проблемные темы: орфоэпические нормы, правописание НЕ с разными частями речи, слитное и раздельное написание слов, пунктуация в сложном предложении и др. Преподаватель TutorOnline Анна Сергеевна подготовила для вас комментарии по самым распространенным ошибкам на ЕГЭ. Повторяйте, запоминайте и получайте 100 баллов без труда!

Задание 4. Орфоэпические нормы

В повседневной речи мы часто слышим и произносим многие слова неправильно, потому при выполнении этого задания нельзя полностью полагаться на привычное произношение. Обязательно сверяйтесь с орфоэпическим словарем при подготовке к экзамену и запоминайте правильное ударение.

Запомните правильное ударение в словах:

  • балОванный;
  • вероисповЕдание;
  • дешевИзна;
  • донЕльзя;
  • закУпорить;
  • исчЕрпать;
  • клАла;
  • красИвее;
  • нефтепровОд;
  • прозорлИвый.

Задание 5. Паронимы

Паронимы – слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но разные по лексическому значению. Если при выполнении задания вы не можете сразу определить правильный пароним, попробуйте изменить слово, найти однокоренные слова, слова с близким звучанием - одно из них и будет верным ответом в заданном контексте.

Запомните разницу:

1) Одеть (кого-то) – надеть (что-то на кого-то).

2) Искусный (умелый, хорошо знающий свое дело) – искусственный (не природный, сделанный наподобие подлинного).

3) Практичный (умеющий разбираться в делах) – практический (являющийся применением знаний на практике).

4) Безответный (неспособный возражать) – безответственный (не сознающий ответственности).

5) Архаичный (вышедший из употребления) – архаический (свойственный старине).

6) Громоздкий (тяжелый, занимающий много места) – громадный (очень большой, необъятный).

7) Деловой (относящийся к работе; знающий толк) – дельный (способный к серьезной работе).

8) Типичный (характерный, обладающий особенностями, свойственными кому-либо) – типовой (стандартный; являющийся образцом).

9) Всякий (каждый) – всяческий (самый разнообразный).

10) Невежа (грубый, невоспитанный человек) – невежда (малообразованный, малосведущий человек).

Задание 6. Правильное образование формы слова

В этом задании проверяется знание трудных случаев формообразования слов. Повторите правила образования множественного числа имен существительных, разных времен глагола, сравнительной степени прилагательных и наречий, род и возможность изменения заимствованных слов. И не забывайте сверяться со словарем при подготовке!

Запомните правильные формы слов:

  • Чулок (множ. ч., Род. П.).
  • Игрища (множ. ч., Им.п.).
  • Слесари (множ. ч., Им.п.).
  • Полощет (наст. вр., 3 лицо, ед. число).
  • Выговоры (множ. ч., Им. П.).
  • Горше (уст. сравнит. степень прилагательного «горький», наречия «горько» в значении «горестный»).
  • Свищу (наст. вр., 1 лицо, ед. число).
  • Доктора (множ. ч., Им. П.).
  • Крейсеры (множ. ч, Им.п.).
  • Колибри (женский род, неизменяемое).

Задание 7. Грамматические ошибки

1) Большинство известных музыкантов начинали заниматься музыкой в раннем детстве. (Музыканты начинали заниматься).

3) Ряд работников привлечён к ответственности. (Страдательное причастие указывает на пассивность одушевленных действующих лиц).

4) Большинство предметов лежало в беспорядке. (Подлежащее обозначает неодушевленный предмет).

5) Часть школьников успешно сдали экзамены. (Активность и раздельность действия (сдала только часть)).

6) Вся русская поэзия , вся русская музыка пронизаны печалью. (Форма множественного числа сказуемого указывает на разные виды искусства).

7) В школе кормили не только супами и котлетами, но и салатом и сосисками.

8) На острове Новая Гвинея произрастает около 7 тысяч растений. (Склоняется только определяемое слово «остров»).

9) В проливе Югорский Шар находятся несколько островов. (Склоняется только определяемое слово «пролив»).

10) Никто из присутствовавших, даже хозяин дома, не мог предположить, чем закончится вечер. (Сказуемое при отрицательных местоимениях ставится в единственном числе).

Задание 9. Пропущенная буква – ряд орфограмм

Запомните написание слов:

  • предыюньский;
  • небезынтересный;
  • взимать (исключение);
  • предыгровой;
  • небезызвестный;
  • обызвествленный;
  • безыскровый;
  • безыдейный;
  • сымитировать;
  • постинфарктный (иноязычная приставка).

Задание 12. НЕ с разными частями речи

  • Недосчитаться (приставка недо, значение нехватки).
  • (Смотреть) неприветливо.
  • Практически невыполнимое задание.
  • Не заперта
  • Не закомплексованы (краткие причастия пишутся с НЕ раздельно).
  • Неописуемое волнение (прилагательное, пишется слитно, без НЕ не употребляется).
  • Еще не проверенные тетради (причастие с зависимыми словами пишется раздельно с НЕ).
  • Ни один дымок не всплывал над дачными заборами. (Глаголы пишутся раздельно с НЕ, частица НИ часто употребляется в значении усиления отрицания).
  • Тренер даже не досчитал до десяти. (частица Не и глагол досчитать пишутся раздельно: нет значения нехватки (т.е. нет приставки недо-)).
  • Он был не из робких. (Отсылка к фразеологизму «не (из) робкого десятка», НЕ пишется раздельно с предлогом ИЗ).

Задание 13. Слитное и раздельное написание разных частей речи

Для правильного выполнения этого задания важно помнить, что для большинства выделенных в предложениях слов возможны слитное и раздельное написание в зависимости от контекста и роли в предложении, от части речи или их сочетания.

  • Без умолку (наречие, не склоняется).
  • Поначалу (наречие, не склоняется).
  • Впору (об одежде, не склоняется) – в пору (о времени, существительное склоняется).
  • Подолгу (о времени, не склоняется) – по долгу (об обязательствах, существительное склоняется).
  • Настолько (наречие, «в такой степени»: настолько доверчив) – на столько (предлог и числительное, всегда употребляется с зависимым словом: на столько человек еды не хватит).
  • Отчего (местоименное наречие со значением причинности: Отчего /почему идет дождь?) – от чего (местоимение «что» в родительном падеже с предлогом: От чего этот ключ? От шкафа).
  • На смех (наречие, не склоняется).
  • Сослепу (наречие, не склоняется).
  • Как по писаному (устойчивое сочетание).
  • Без зазрения совести (фразеологизм, пишется раздельно).

Задание 14. Н и НН в разных частях речи

  • Осиный (суффикс ИН прилагательных, пишем Н).
  • Усеян (краткое причастие, всегда пишем Н).
  • Ледяной (суффикс ЯН прилагательных, пишем Н, кроме трех исключений (стеклянный, оловянный, деревянный)).
  • Разгорячённый (причастие с приставкой (кроме НЕ), образовано от глагола совершенного вида, пишем НН).
  • Желанный (исключения: прилагательные «желанный», «жданный» и (в составе устойчивых сочетаний) «виданное ли дело?», «слыханное ли дело?». Они образованы от глаголов несовершенного вида желать, ждать и видать, слыхать ).
  • Диковинный (Сочетание суффиксов –овин-, -н- в прилагательных, пишем НН).
  • Приданое невесты (отглагольное существительное, входит в перечень исключений из правила, пишем Н) – приданное (причастие (полк пехоты и приданное ему подразделение разведки), есть приставка (кроме НЕ), образовано от глагола сов. Вида, есть зависимые слова – пишем НН)).
  • Мудрёный (отглагольное прилагательное, утеряно значение действия во времени, пишем Н).
  • Поверенный (отглагольное существительное, пишем НН по правилам употребления НН в отглагольных словах).
  • Крашеный (отглагольное прилагательное) – крашенный (страдательное причастие сов. Вида, пишем НН).

Задание 19. Типы подчинения придаточных

Для правильного выполнения этого задания важно вспомнить расстановку знаков препинания при однородном, параллельном и последовательном подчинении придаточных.

Запомните:

  • Если между однородными придаточными предложениями употреблён неповторяющийся соединительный или разделительный союз (и, или, либо), то запятая между ними не ставится.
  • В предложениях с последовательным подчинением одно придаточное предложение может оказаться внутри другого. В этом случае подчинительный союз и союзное слово окажутся рядом, но будут относиться к разным грамматическим основам и должны быть отделены друг от друга запятой.

Запятая на стыке двух подчинительных союзов (союза и союзного слова) не ставится в том случае, если второе предложение нельзя убрать без изменения всего сложного предложения. В этом случае далее имеется вторая часть составного союза - то, так, но.

1) Пора было уезжать, и, когда за нами пришли из города автобусы, мы поняли, как же не хочется расставаться с озером. (Параллельное подчинение двух придаточных, разделяем все простые предложения запятыми).

2) Разведчик спал у поваленного дерева и, когда по приказу майора его стали будить, в полусне дважды лягнул ногой воздух так, что ординарец попятился назад. (Главное предложение с двумя сказуемыми разделено на две части придаточным, запятые ставятся только на границе придаточного, перед союзом И, разделяющим однородные сказуемые, запятая не нужна).

3) Я поняла, что, если стоять и ждать, пока это столпотворение закончится, ничего не достанется. (Последовательное подчинение, одно из придаточных разделено на две части другими придаточными. Поскольку в разделенном придаточном нет второй части составного союза, ставим запятую в месте разрыва придаточного - между двумя союзами).

4) От своих предшественников декан получил в наследство много легенд из университетской жизни, и если хотите, то он вам расскажет много длинных историй, каких вы никогда не слышали. (Последовательное подчинение, одно из придаточных разделено на две части другим придаточным. Поскольку в разделенном придаточном есть вторая часть составного союза (то), запятую в месте разрыва придаточного между двумя союзами не ставим).

5) Поздней осенью очень быстро темнело, и, когда сумерки уже зарождались под неприветливым небом, треск ветвей стал особенно слышен, ибо всё остальное замерло.

6) Луга тем летом уже перестояли, и когда прошли тёплые грозовые дожди, то настали последние дни сенокоса, чего так ждали в маленькой деревне.

7) Незаметна эта речушка под Костромой, и, если приехать в эти места в середине жаркого лета, найти её среди кустов черёмухи и бузины с первого раза нельзя, потому что река покрыта сплошь осокой. (Одно из простых предложений разделено на две части двумя придаточными. Поскольку в разделенном предложении нет второй части составного союза, ставим запятую в месте разрыва - между двумя союзами).

8) Папа мне часто рассказывал, как проходят операции в больницах, и если мне в будущем будут что-нибудь оперировать, то я перенесу это легко. (Последовательное подчинение, одно из предложений разделено на две части другим придаточным. Поскольку в разделенном придаточном есть вторая часть составного союза (то), запятую в месте разрыва придаточного между двумя союзами не ставим).

9) Из рассказа бабушки папа должен сделать вывод, что, если он не будет приглашать к нам своих приятелей из других городов и ему не будут мешать писать книгу срочными вызовами в больницу, он вскоре тоже станет профессором. (Сложное предложение с разными видами связи. Одно из придаточных в последовательном подчинении разделено на две части другими придаточными. Поскольку нет составного союза, в месте разрыва на стыке двух союзов ставим запятую. Два придаточных находятся в однородном подчинении и присоединены одиночным союзом если, между этими придаточными стоит союз И, запятую в этом случае не ставим).

Друзья, удачи вам на экзаменах! А наши репетиторы в любую минуту готовы прийти на помощь.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

ЧАСТЬ С При оценке работы эксперты учитывают: насколько адекватно, глубоко и полно был понят смысл прочитанного текста; проявлена ли способность зрело судить о проблемах, затронутых в тексте; насколько ясно и убедительно изложена позиция и, если она не совпадает с авторской, корректно ли обоснована точка зрения экзаменуемого; проявлено ли умение излагать свои мысли грамотно, не нарушая норм литературного языка и правил орфографии и пунктуации; насколько богата и выразительна речь, уместно ли использованы выразительные средства языка

ЧАСТЬ С Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ЧАСТЬ С Задание части С отличается от школьного сочинения на литературную или нравственную тему: это задание пошагово сформулировано и имеет жестко заданные параметры оценки, поэтому сочинение-ответ должно включать в себя (не обязательно именно в таком порядке) формулировку проблемы (достаточно одной), собственный комментарий к ней (который ни в коем случае не должен исчерпываться пересказом), определение позиции автора по этой проблеме, четкую выраженность собственного отношения к этой же проблеме с привлечением двух аргументов. При этом сочинение-ответ должно быть логично выстроенным и законченным.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С: «ЧУЖОЕ КАК СВОЕ» Вместо сочинения – пересказ исходного текста (по сути изложение с первичным текстом перед глазами) или даже прямую компиляцию из авторских фраз, при этом нередко без кавычек, с небольшим включением собственных речевых связок. Такие работы независимо от их объема оцениваются 0 баллов по всем критериям.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С: ВОЗВЕДЕНИЕ РЕЧЕВОГО ШАБЛОНА В РАНГ ПРАВИЛА Навязчивая стереотипность сочинений. Неумелое использование выученной «рыбы» вместо вариативного усвоения предложенного жанра, иной раз настолько неумелое, что в одно предложение (или в несколько рядом стоящих) экзаменуемый включает сразу серию однотипных формул либо предъявляет нелепую компиляцию из отдельных, плохо запомнившихся «правильных слов» .

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С: ВОЗВЕДЕНИЕ РЕЧЕВОГО ШАБЛОНА В РАНГ ПРАВИЛА Примеры неудачных формулировок проблемы, позиции автора и собственной аргументации: одна из проблем автора; проблемой данного текста является; автор ставит нам проблему; Автор текста рассматривает одну из проблем социальных качеств человека – это ревность. И к этой проблеме примыкается еще одно качество – любовь (здесь же грамматическая ошибка и лексическая несочетаемость); В. Ф. Тендряков, в образе Василия Петровича и его мыслей, открывает тему сложного жизненного пути; Я попробую прокомментировать одну из позиций автора, названную проблемой; Позиция автора хорошая; Автор держит позицию на стороне народа;

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С: ВОЗВЕДЕНИЕ РЕЧЕВОГО ШАБЛОНА В РАНГ ПРАВИЛА Примеры неудачных формулировок проблемы, позиции автора и собственной аргументации: И отвечая на этот отрывок, автор аргументирует следующее (здесь же грамматическая ошибка); Авторская позиция отражена в силе любви; Кузнецов проявляет горячую эмоциональность, рассуждая о поставленной теме; В. П. Некрасов относится к этому тексту в прямом смысле, ведь он сам участник ВОВ (во многих работах дается именно такое сокращение, граничащее с этической некорректностью); Лаптаев (Лаптев) призывает читателя к тому, чтобы молодежь проявляла интерес к чтению; Доказательством моей позиции будут пример из литературного произведения и герой Советского Союза (здесь же грамматическая ошибка) и т. п.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С: ВОЗВЕДЕНИЕ РЕЧЕВОГО ШАБЛОНА В РАНГ ПРАВИЛА К сведению: формализованный характер задания части С ЕГЭ позволяет учащимся при подготовке к ней использовать типовые конструкции, являющиеся средствами связности текста и при этом задающие рамки, которые упрощают речевую задачу, «ведут» экзаменуемого «от пункта к пункту» . Важно: речевые шаблоны носят условный, необязательный характер. Необходимо найти для себя те варианты, которые окажутся удобными именно для вас.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЗАДАНИЕ С 1 К 1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. 1 0

К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Выявление проблематики исходного текста – важнейший этап работы над сочинением, поскольку выбор проблемы определяет структуру сочинения, намечает логику развития мысли.

(К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА): Экзаменуемые путают тему и проблему текста. Зачастую именно это приводит к смысловому «топтанию на месте» и в комментариях, и в понимании авторской позиции, и в собственной аргументации.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА): Экзаменуемые путают тему и проблему текста. Чаще всего это происходит, если основную часть текста занимает рассказ о каком-то случае, который произошел с рассказчиком, воспринимаемом как автор, как, например, в тексте М. Худякова: …Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. Восемь километров Серёжка нёс меня на себе…

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА): При формулировании проблемы пишущие нередко подменяют имеющиеся в тексте проблемы другими либо предлагают слишком общие формулировки, пользуясь при этом заранее заготовленными штампами (проблема войны, проблема нравственности). Такие работы представляют собой демагогические размышления и призывы любить свою землю, уважать пожилых людей, ветеранов, матерей и т. д.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА): В сочинениях по текстам с разноплановой проблематикой нередко экзаменуемые «не удерживаются» в рамках одной проблемы, что требуется по заданным критериям: формулируют одну проблему – комментарий и/ или аргументация по другой, формулируют несколько проблем, а в дальнейшем рассуждают то об одной, то о другой, то о третьей. Кроме того, встречаются сочинения, в которых проблема вообще не сформулирована, так что эксперт вынужден предполагать, к какой проблеме предложен комментарий и аргументация, что далеко не всегда очевидно.

К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Человек и общество Проблема несправедливости социального устройства общества. В чем заключается смысл жизни человека? Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)? Значимость труда в жизни человека. Проблема выбора профессии. Какое влияние оказывает личность на ход истории? Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным? Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм?

К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Человек и природа Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным. Влияние природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?

К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Человек и человек Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми). Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей» . Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)? Проблема любви/ревности, дружбы/предательства. Проблема взаимоотношений подростков.

К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Человек и культура/искусство Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Проблема духовности в искусстве. Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры? Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека? Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение?

К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Человек и язык/речь Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь? Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцелярита. В чем опасность штампов в нашей речи?

К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Человек и нравственные ценности Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)? Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными? Что такое честь, совесть? Какова роль этих понятий в жизни современного человека? Как сохранить нравственное достоинство? Что такое интеллигентность? Какого человека можно назвать интеллигентным?

К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Типовые конструкции: Автор поднимает проблему (какую? чего?)… Автор затрагивает важную проблему… Автора текста волнует проблема… … – вот проблема, которую хотел показать нам автор. Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что… Текст … заставил меня задуматься над проблемой… Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель. . . Проблема, поднимаемая …, – это… Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это… Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и. . . Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЗАДАНИЕ С 1 К 2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста. 2 1

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЗАДАНИЕ С 1: К 2 Сформулированная экзаменуемым проблема не 0 прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.

К 2. КОММЕНТАРИЙ К СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно ученик понял эту проблему, сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли. Комментарий должен опираться на прочитанный текст.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 2. КОММЕНТАРИЙ К СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА): В очень многих работах комментарий к сформулированной проблеме представляет собой пересказ текста (нередко завуалированный: из авторского текста «выдергиваются» фразы и даются без кавычек с вкраплением своих связок) или изобилует цитатами, при этом почти без собственного рассуждения выпускника.

К 2. КОММЕНТАРИЙ К СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Прокомментировать сформулированную проблему – это значит интерпретировать прочитанный текст, либо держа в фокусе внимания значимость того, о чем пишет автор – не конкретного события, а идейного смысла, – для общества (концепционный комментарий), либо рассуждая, как развивается авторская мысль в данном тексте, как проявляется авторское отношение к проблеме и какими средствами «обеспечивается читательское соучастие» (текстовой, или аналитический комментарий). В некотором смысле комментарий «подводит» к позиции автора.

2 ТИПА КОММЕНТАРИЯ: 1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов: Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чем заостряет внимание? Почему? Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего? Какие эмоции автора выражены в тексте? Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?

2 ТИПА КОММЕНТАРИЯ: 2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т. п. (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т. п.) Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества? Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т. п. ? Почему эта проблема привлекла внимание автора? Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор? К каким выводам автор подводит читателя?

К 2. КОММЕНТАРИЙ К СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Важно: В комментирующей части должны быть собственные рассуждения экзаменуемого с опорой на заданный текст, при этом допускаются элементы пересказа и небольшое цитирование.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЗАДАНИЕ С 1 К 3 Отражение позиции автора исходного текста Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. 1 Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. 0

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 3. ОТРАЖЕНИЕ ПОЗИЦИИ АВТОРА ИСХОДНОГО ТЕКСТА): Ошибки в определении авторской позиции, как правило, возникают в 2 случаях: если экзаменуемый стереотипно воспринимает неоднозначный текст и если текст представляет собой преимущественно диалог героев, при этом обычно пишущий замещает автора своей реакцией на прочитанное.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЗАДАНИЕ С 1 К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). 3 Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы. 2

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЗАДАНИЕ С 1 К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт. 1 Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе. 0

К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ Сформулированная экзаменуемым собственная позиция по проблеме – это тезис, правоту которого надо доказать. В качестве доказательств, доводов могут выступать как логические умозаключения, так и «житейские» и эмоциональные рассуждения, подкрепленные примерами из художественной, публицистической, научной литературы или из знаний и жизненного опыта.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ): Не во всех работах есть сформулированное собственное мнение экзаменуемых.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ): Смысловой сдвиг при аргументировании, когда экзаменуемый чрезмерно расширяет смысловое поле заявленной проблемы, так что аргумент является мнимым: из-за слишком общо сформулированной или понятой проблемы (проблема нравственности, проблема войны и т. п.) или из-за того, что за основу рассуждений взята неосновная, побочная проблема собственная аргументация строится в смысловом поле, слишком далеком от прочитанного текста, таким образом аргументирующая часть оказывается привязанной к первичному тексту лишь формально, а по сути в качестве аргументов принятой быть не может.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ): Во многих сочинениях в качестве аргумента лишь формально указывается произведение и один из героев, но это носит назывной характер, без обоснования и рассуждения, что делает доказательство поверхностным и бессодержательным. В качестве аргументов приводится набор примеров без сформулированной связи с проблемой текста.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ): Явно выдуманные примеры (в одной из работ, например: два солдата-выскочки, никого не уважали, всегда выпячивали себя на первое место, и однажды, когда был приказ сидеть тихо в окопе, высунулись из него, и их, держащихся за руки, убило одной пулей, – выдается за случай из истории Великой Отечественной войны).

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ): Примеры якобы литературной аргументации: Та же проблема упоминается в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» . Много произведений писали и сейчас пишут писатели такие как Пушкин, Лермонтов, еще есть замечательные стихи Ахматовой. Другим же примером является Базаров из романа Л. Толстого «Отцы и дети» . Базаров был нигилистом и отрицал все, но все же любовь к книге иногда убеждала его в обратном.

(К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ): Примеры якобы литературной аргументации: Желание выбиться в люди, получить хорошее образование мы можем наблюдать в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» на примере Родиона Раскольникова (по тексту И. Маслова, ставящему проблему выбора определения жизненных приоритетов у современной молодежи). Наташа Ростова росла в интеллигентной семье. Она была изолирована от влияния улицы, сверстников. В таких условиях трудно стать аморальной личностью.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ): Примеры якобы литературной аргументации: В этом году я посетила спектакль «Три сестры» , кто постановщиком был я никогда не знала, после того, как закончился спектакль я решила поинтересоваться человеком, который придумал такую замечательную композицию. Лучше «Евгения Онегина» Пушкина – «Три мушкетера» в 12 ти томах Александра Дюма. Справиться с трудностями помогают книги сестер Воробей. Моя любимая книга – «Крокодил Гена» . Вот, к примеру, возьмем художественную литературу. Во многих сказках дом стоит в лесу. Например, Маша и медведи, Белоснежка и др.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ): В аргументирующей части часто проявляется очень низкий уровень эрудиции, начитанности, наивное обращение к бытовым ситуациям с частыми повторами одной и той же мысли: Я хочу привести в пример себя. Прочитав эти строки, я поняла, насколько молода и невежественна… В тексте я узнала, что книги надо любить. Я прочитала книгу про Ельцина. Он в детстве был умный, потому что много книг прочитал. Гениальная актриса Лиза Арзамасова, снимавшаяся телесириале «Папины дочки» . Вот какие актеры всегда будут не только в моей памяти, но и в миллионах людей на земле!!! Лунтик голубого цвета и не понятного телосодержания…и т. п.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ): Эксперты не оценивают этичность позиции экзаменуемого, однако учащиеся должны понимать, что, очевидно, неразумно в экзаменационной работе бравировать своим восхищением националистическими лозунгами и фашистскими военачальниками, неуместно также клеймить крупных советских писателей «за приспособленчество» .

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ): Избыточная лозунговость. Как и в предыдущие годы, очень часто, даже в неплохих по содержанию сочинениях, встречается неоправданная публицистичность, вопросноответные построения, лозунговость, например: Его отстранили от дел. Почему? Потому что другие подумали, что он предатель. Что же за чувство такое у человека, как Любовь к Родине? Почему человек забыл, что такое патриотизм? и т. п.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЗАДАНИЕ С 1 К 5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. 0

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 5. СМЫСЛОВАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ, РЕЧЕВАЯ СВЯЗНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ): Композиционно-текстовые ошибки: неудачное начало сочинения; отсутствие концовки или концовка не служит выводом из сказанного, не подводит итог, часто совсем не мотивирована исходным текстом; отсутствие речевой связности между абзацами; неуместное неоднократное повторение одной и той же мысли;

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 5. СМЫСЛОВАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ, РЕЧЕВАЯ СВЯЗНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ): Немотивированное включение рассуждений об изобразительновыразительных средствах языка. Несоблюдение правил оформления абзацного членения текста.

Анна Малкова

Из-за чего старшеклассники теряют на ЕГЭ больше всего баллов?
Даже не из-за того, что чего-то не выучили. Как обидно, когда ошибки на ЕГЭ допущены при заполнении бланков ЕГЭ или во время переписывания решения на чистовик!

Однажды ученик, который весь год усердно готовился к ЕГЭ по математике, получил на профильном экзамене 0 баллов за первые 12 задач. Это было невероятно! Он же отлично знал математику! Оказалось, что от волнения он записал ответы не в те клеточки, в какие нужно, а со сдвигом на одну клеточку. К счастью, ему удалось доказать, что все его ответы правильны. Это реальная история. Но ведь могло быть и по-другому!

На ЕГЭ по математике ребята часто допускают глупейшие ошибки по невнимательности. Не прочитали условие задачи. Ошиблись во время простых арифметических вычислений, например, записали, что 3+4 = 9.

А иногда ошибки ЕГЭ бывают просто комичными.

Например, в вариантах ЕГЭ по математике есть простая задача, где дан рост школьника Джона в футах и дюймах: 5 футов и 9 дюймов. Дана таблица перевода этих величин в метры. И надо найти рост Джона в метрах. Каких только ответов не получали ученики! И 6 сантиметров, и 85 метров. У одних Джон оказался мышкой, у других – динозавром.

Еще в вариантах ЕГЭ по математике была задача, где Иван Иванович строил сарай у себя на даче. Дано было количество кирпичей, их стоимость, и надо было рассчитать, во сколько обойдется сарай. Оказалось, что сарайчик стоит 70 миллиардов рублей! Вы представляете, какой это роскошный сараище! Может быть, это коррупционная схема? Только такие мысли могут прийти в голову при виде подобного ответа.

Очень весело получается, когда скорость теплохода оказывается равной 9000 километров в час. Представляете, как он несется по речке! Иногда наоборот – получают скорость бегуна на соревнованиях, равную 200 метров в час. При этом известно, что бегун - человек, а не черепаха.

Все это означает только одно – ответы на ЕГЭ по математике необходимо проверять с точки зрения здравого смысла .
Причем попадаются даже отличники! Забывают, что основание логарифма не может быть отрицательным. Или пишут, что синус угла равен 10. Или, зная, что функция нечетная, говорят, что у нее в нуле точка минимума (не старайтесь это понять, если вы не математик).

Что же делать?
Внимательно читать условие задачи, обращая внимание на каждое слово. Уметь считать быстро и без калькулятора. Проверять ответы с точки зрения здравого смысла. Тренировать память и внимание.
Это относится не только к ЕГЭ по математике!

Однажды после ЕГЭ одна девочка позвонила преподавателю литературы и в ужасе спросила: «Что мне надо было написать? У нас была тема: Этические особенности лирики Маяковского. Я ничего не написала!». Преподаватель тоже задумалась. Многое можно сказать о лирике Маяковского, но что же за этические особенности? Потом девочка перезвонила, в еще большем ужасе, и плача сказала: «Я НЕ ПРОЧИТАЛА ЗАДАНИЕ ! На самом деле там было: Поэтические особенности лирики Маяковского!»

Вот что значит невнимательность! Надеемся, что такие ошибки на ЕГЭ вы точно не совершите!

Расскажи друзьям!

Статьи по теме