Покахонтас: изнанка легенды. Настоящая история Покахонтас: почему индейская принцесса приняла христианство и уехала в Англию Описание покахонтас


Все знают принцессу Покахонтас как героиню диснеевского мультфильма, которая спасла жизнь своему возлюбленному, европейскому поселенцу Джону Смиту . На самом деле девочке было около 10 лет, когда индейцы хотели убить англичанина, и никакой романтической истории между ними не было. Но замуж она вышла действительно за европейца. Ее жизнь оборвалась в 22 года, а могила находилась за тысячи километров от родины. Какой же была несказочная история Покахонтас?





О жизни девушки сохранилось очень немного сведений, и некоторые из них весьма противоречивы. Достоверных изображений ее не сохранилось. На самом деле Покахонтас – это не имя, а прозвище, которое означало «проказница». Настоящим именем девочки было Матоака («белое перышко»), оно скрывалось от чужеземцев. Она родилась около 1595 г. в индейском племени и была любимой дочерью вождя.



В 1607 г. на землях индейских племен появились английские поселенцы. Джона Смита действительно собирались казнить за убийство индейца, но девочка упросила отца сохранить ему жизнь. Через год она помогла англичанам, раскрыв им планы отца о ликвидации колонии. После ранения Джону Смиту пришлось вернуться на родину. Возможно, Покахонтас и правда грустила после расставания, но это продолжалось недолго.



В 1613 г. ее выкрали колонисты с целью получения выкупа. По одной версии – с ней обращались уважительно, по другой – ее насиловали в плену. Все это время она выступала посредником в переговорах с индейцами, а вскоре вышла замуж за табачного плантатора Джона Рольфа. Ради мужа она даже приняла христианство, с тех пор ее звали Ребекка Рольф. Этот брак позволил англичанам заключить мир с индейцами на 8 лет. А через два года Покахонтас вместе с мужем отправилась в Англию. Остается гадать, кем же она была на самом деле – героиней или предательницей по отношению к своему племени.





В Англии ее приняли как «императрицу Вирджинии», девушка сменила имидж, обучилась светским манерам. Но счастье продолжалось недолго – через год Покахонтас умерла. Смерть наступила то ли от пневмонии, то ли от туберкулеза, то ли от оспы. По одной из версий, англичане отравили девушку перед тем, как она собиралась вернуться на родину, чтобы она не смогла предупредить индейцев о намерениях англичан уничтожить их поселения.





Подлинная история Покахонтас заставляет задуматься о несказочных реалиях того времени, о которых красноречиво сказал американец индейского происхождения: «В чем истинная история Покахонтас? Белые парни приходят на новую землю, обманывают индейского вождя, убивают 90% мужчин и насилуют всех женщин. Что “Дисней” делают? Они переводят эту трагедию, геноцид моего народа, в историю любви с пением енота. Интересно, сделали бы вы, белый человек, любовную историю об Освенциме, где тощий заключенный влюбляется в охранника, с пением енота и танцующей свастикой? Мне было стыдно, что моя дочь посмотрела этот мультфильм».

Портрет, на котором запечатлена Покахонтас за год до ее смерти, в Англии. Хотя, Симон Ван де Пасс придал ей европейский образ, она была чистокровной молодой алгонкинской девушкой из поухатанов, а все индеанки высокого статуса носили татуировки на лице.

1585 г., акварельные изображения женщин. Здесь мы видим полные губы, темно-смуглую кожу, черные глаза и волосы, а так же татуировки на лице. Крупный план алгонкинских женщин написан Джоном Уайтом, за десять лет до рождения Покахонтас. Он сопровождал английскую экспедицию в земли поухатанов в 1585 году и запечатлел более точные женские черты лица, включая традиционные татуировки, которые могут быть ближе, по сути, к реальному внешнему виду Покахонтас, исходя из ее этнической принадлежности. Образ же, созданный де Пассом носил откровенно пропагандистский характер.

Данные поухатанами имена: Амонуте (Amonute), (перевод не известен), Матоака (Matoaka) (Светлый Ручей Между Холмами (Bright Stream Between the Hills)), Покахонтас (Pocahontas) (Непослушная, Баловница (Little Playful One)).

Английское имя данное при крещении: Ребекка. Ее еще иногда называли "леди Ребекка".

Замужество: ее первым мужем стал Кокоум (поухатан) в 1610 году. На тот момент Покахонтас исполнилось 15 лет, и это был тот возраст, когда девочек выдавали замуж. Первый брак длился три года, о детях от этого брака ранние английские хроники не упоминают. Вполне вероятно, сведения о детях были преднамеренно удалены из "официальных документов" в пропагандистских целях.

Ее второй брак был заключен с Джоном Рольфом, английским вдовцом, в 1614 году. Никаких исторических упоминаний о разводе с Кокоумом не существует и, скорее всего, Покахонтас находилась с поухатаном в браке, на момент ее похищения колонистами, в 1613 году. У Джона Рольфа и Покахонтас родился сын - Томас.

Итак, Покахонтас (Матоака) годы жизни: 1595(?)-1617. Любимая дочь вождя Поухатана, лидера альянса из 32 индейских наций, Конфедерации поухатан, как ее называли английские колонисты 17 века в Новом мире Вирджинии (Тсенакоммаках («густонаселенная земля») (Tsenacommacah (Sen-ah-cóm-ma-cah) так ее называли индейские общины). Основная историческая информации о Покахонтас пришла к нам из английских источников колониальной эпохи. О ней очень мало информации, за исключением содержащейся в записках искателя приключений Джона Смита, который впервые упомянул о ней в своем отчете в виргинскую компанию в Лондоне (капиталистическое предприятие, надеявшееся экспортировать товары из Виргинии в Европу, в дополнение к захвату земель у индейцев). Он подробно описал историю молодой Покахонтас, подчеркнув ее решающую роль в спасении своей жизни, когда Поухатан приказал казнить его, а так же о последовавшей после этого помощи для голодающих и защиты форта Джеймс (Джеймстаун). Его рассказы о влиянии Покахонтас на Поухатана могут быть конечно преувеличены. Покахонтас была представлена как "спасительница" Джона Смита в записях от 1624 году, уже после ее смерти. (Его история спасения "прекрасной дамой" повторялось много раз в более поздних работах. Спасателями Смита обычно выступали "прекрасные дамы" высокого социального положения, закрывавшие глаза на низость его собственного). Записи Смита о Покахонтас содержат основные моменты ее жизни во время юности, когда она проявляла дружелюбие по отношению к английским поселенцам. (Многие индейцы полагали, что образ Покахонтас стал "иконой для ассимиляции").

В 1613 году девушку, гостившую у патавомеков, похитили англичане. Это произошло благодаря сговору вождя Джапазавса с Сэмюэлем Аргаллом (капитаном корабля). Имя которое дали Покахонтас при крещении не случайно. Ребекка это библейский персонаж, жена Исаака, которая оставила свой родной народ ради мужа. В 1614 Покахонтас выходит замуж за Джона Рольфа. В течение двух лет после свадьбы они жили на плантации Рольфа, неподалеку от Хенрико. 30 января 1615 года у них родился сын - Томас Рольф.

В 1616 году виргинскую компанию в Лондоне нанимает Покахонтас на работу, в качестве "знаменитости" (Вирджиния в тот период нуждалась в больших инвестициях). Джон Рольф, Покахонтас, их сын Томас и еще одиннадцать индейцев отправились в Англию. 12 июня они прибыли в порт Плимут, затем перебрались в Лондон. В Лондоне девушка стала настоящей "звездой", где ее представили посланницей Нового мира. Она побывала на приеме даже у короля и принесла огромную прибыль для компании. В начале 1617 года на одном из приемов Покахонтас случайно встретилась с Джоном Смитом. Как писал позднее сам Смит, их разговор был весьма прохладным. Для виргинской компании эта поездка принесла большие деньги, а Покахонтас она стоила жизни. Она умерла в 1617 году в Гревсенде, где сошла на берег, возвращаясь домой. Джон Рольф писал, что перед смертью Покахонтас сказала ему: "Все когда-нибудь умирают, главное, что наш сын остается жить". Церковь Св.Георгия, где ее похоронили, стала храмом Покахонтас, как дань памяти "матери американской истории".Точное место ее могилы неизвестно, но рядом с церковью Грейвсенда был установлен памятник ставшей знаменитой девушке.

Теперь хотелось бы представить вашему вниманию отрывок из дипломной работы Кироса Олда, потомка памункей, тауксенентов и таино, закончившего Говардский университет в 2008 году. Это первое обоснованное исследование истории Покахонтас, написанное индейским потомком поухатанов.

Покахонтас, дочь Поухатана, несомненно, входит в пантеон индейских мужчин и женщин, которые способствовали европейской колонизации. Она пополнила ряды доньи Марины и Скванто; первая была проводником и переводчиком у Кортеса, второй учил пилигримов, как выращивать кукурузу и служил у них посланником. Их жизнь и смерть заслуживают внимания, так как они сыграли решающую роль в определении курса колонизации в Америке. Можно с уверенностью сказать, что колонизация области, которая стала известна как Вирджиния, не была бы столь успешной для британцев, если бы не Покахонтас. В отличие от испанцев, которые пришли с армией конкистадоров и священников, англичане, в ожидании подкрепления из своей плотно населенной родины, прибегали к дипломатическим отношениям. Почувствовав же опасность, они применили экстремальную тактику похищения, 13 апреля 1613 года, и потребовали выкуп за Покахонтас.

Для основания Джеймстауна, в 1607 году, англичане выбрали неудачное место: низина, болото, малярия. А в дополнение к этому они были плохо подготовлены для элементарного выживания. Вместо того, чтобы заниматься посадкой сельскохозяйственных культур и рытьем колодцев, большинство колонистов предпочитало искать золото и другие драгоценные металлы. Первые годы были тяжелыми, известно, что в июле и августе они голодали. Летом 1608 года их скудный рацион пополнила кукуруза. Запасы вина закончились, и англичане стали пить солоноватую воду из реки Джеймс, что привело к многочисленным случаям брюшного тифа, дизентерии и отравлениям. Ситуация была настолько катастрофической, что многие колонисты стали искать спасения в индейских городах. И индейцы оказывали им помощь.

Покахонтас впервые появляется в записях капитана Джона Смита. В последние годы своей жизни капитан писал, что 10 декабря 1607 года она спасла его жизнь от неминуемой смерти, так как ее отец, вождь Поухатан, распорядился, чтобы его казнили. Следует отметить, что об этом событии не упоминается в более ранних отчетах Смита. Это (хотя и спорное) первое появление Покахонтас показывает ее неосознанное служение интересам британских колонистов и началом ее пути в качестве колониального инструмента. Но, достоверность этих событий не столь важна, ибо в дальнейшем Покахонтас производит впечатление безукоризненной готовности принести себя в жертву тем, кто стал предвестником падения ее народа. Девушка изменила баланс сил в Вирджинии в пользу англичан.

При помощи нескольких патавомеков 13 апреля 1613 года Покахонтас была похищена капитаном Самуэлем Аргаллом.О том как девушку заманили на корабль и похитили свидетельствуют записи Ральфа Хамора. За оказанную помощь в похищении эта парочка патавомеков получила железный чайник от капитана. Через них же Аргалл и передал послание для Поухатана о похищении и условиях выкупа. С этого момента британцы стали использовать Покахонтас как политическую заложницу. Поухатан заплатил часть выкупа и обещал отдать оставшуюся часть, когда его дочь будет освобождена. Между британцами и Поухатаном воцарилось трехмесячное затишье, судя по записям Ральфа Хамора, Поухатан находился в замешательстве. Британцы воспользовались этим и предъявили вождю еще более высокие требования, настаивая на том, чтобы Поухатан сдал все английское оружие, все инструменты, выдал бы всех дезертиров и в качестве компенсации наполнил бы судно кукурузой. Губернатор Дейл, пользуясь нерешительностью вождя, пошел еще дальше. В сопровождении 50-ти человек и Покахонтас губернатор поднялся вверх по реке, проникнув в земли конфедерации поухатанов. Вождь Поухотан не смог встретиться с Дейлом, это сделал его брат, Опечанканоуг (Opechancanough или Opchanacanough (1554-1646), племенной вождь поухатан. Прим. пер). Дейл выдвинул ряд требований и беспрепятственно отплыл вниз по реке, не встречая препятствий от подавляющего количества воинов, ожидающих команду от своего начальства. Ключевым фактором выживания в последующей борьбе снова было использование Покахонтас в качестве заложницы. После переговоров с Опечанканоуг разрешение ситуации с заложниками было отложено.

Можно было легко обвинить Поухатана, сознательно подвергая Покахонтас опасности, позволяя ей выступить в качестве посредника. Тем не менее, такой аргумент не учитывает вероятности того, что это было выполнение ее обязанностей как дочери вождя, а Поухатан, возможно, не ожидал такого предательства от перспективного партнера в торговле. Джон Смит в достаточной степени оценил важность изучения местного языка, чтобы заниматься торговлей и дипломатией. Смит следовал стандартной практике отправлять английских мальчиков в Вирджинию в качестве слуг, чтобы в различных местных общинах изучать их язык и обычаи. Видимо, Покахонтас служила подобным образом в детстве. Она часто сопровождала эмиссаров ее отца, когда она посылали англичанам еду, и получила некоторое представление об их языке. Однако, Поухатан не использовал дочь, когда был в плохих отношениях с англичанами. Он удалил дочь от контакта с англичанами на период от детства до зрелости. Похищение Покахонтас не было прямым результатом того, что Поухатан отправлял ее к англичанам. Джон Смит свидетельствует об этом факте, утверждая, что она была найдена и похищена английским торговым судном в 1613 году. В период, предшествующий ее похищению, Покахонтас не служила потенциальным посредником и не находилась в каких-либо угрожающих ситуациях. Продолжать утверждать, что Поухатан остается виноватым в похищении своей дочери, все равно, что утверждать вину жертвы преступления, совершенного англичанами при содействии нескольких патавомекских оппортунистов.

Сразу после этого Джон Рольф сделал предложение для губернатора Дейла, он просил руки Покахонтас и разрешения вступить с ней в брак. В это время Покахонтас была в подростковом возрасте (около шестнадцати или семнадцати лет, по данным некоторых учетных записей), а Рольф был вдовцом с ребенком, так что брак был скорее политический, чем основанный на любви или физическом влечении. Это подтверждает Хамор, назвавший вышеупомянутый союз друга "мнимым браком". Тем не менее, такое поведение противоречит предыдущему утверждению Хамора о том, что Джон Рольф был "джентельменом строгого поведения и благонравного вида". Собственные слова Джона Рольфа кажутся более парадоксальными, чем то - же самое, сказанное Хамором, так как божественное, чем является священный брак, не должно использоваться для материальных целей. Оба согласились, что брак был заключен в целях обеспечения "процветания Плантации". Эти настроения могут показаться противоречащими современным представлениям о браке; однако, это было в соответствии с институтом брака в английском обществе. В это время от женщин часто требовалось, чтобы они доказывали людям, что могут рожать детей, беременея до свадьбы. В обществе, в котором женщин было больше, чем мужчин, конкуренция за состоятельных мужей была высокой. Брак, основанный на любви и физическом влечении между партнерами, являлся довольно необычным явлением.

По словам Смита, Рольф не был первым английским колонистом с идеей жениться на Покахонтас для обеспечения лучших отношений с поухатанами. Смит говорит о ней, как о обеспечившей англичан в их форте Джеймстаун провизией, против воли ее отца. Некоторые ученые считают, что ее "мятежная натура" была не более, чем выдумка Смита, но позвольте нам сказать об этом здесь, так как это совсем не главный вопрос. Это один из тех случаев, когда она была уязвима перед капризами англичан, даже если это было по ее желанию. В это время было сказано, что многие колонисты "могли сделать себя королями, женившись на Покахонтас". После развеивания мифов о существовании возможности стать таким "счастливым колонистом", Смит не принимал во внимание возможность получения такого высокого статуса через женитьбу на Покахонтас. Он так же считал, что ее отец не возвел бы в такое высокое положение ни Смита, ни кого-либо еще из англичан. Это предположение было подтверждено при ее фактическом браке с Джоном Рольфом. Этот святой союз не был признан индейцами Вирджинии во время восстания Опечанканоуга в 1622 году, в котором Рольф стал одной из жертв.

Женитьба Джона Рольфа на Покахонтас и ее крещение стали началом аккультурации, делающей из девушки "правильно думающую дикарку". Кроме того, крещение Покахонтас и сопутствующее этому принятие христианства поспособствовали дальнейшему ее англизированию, так как крещена она была как "леди Ребекка". Как это всегда бывает, аккультурация, не равносильна ассимиляции. Покахонтас не была принята англичанами так, как если бы она была англичанкой. Об этом свидетельствует тот факт, что ее индейское имя использовалось чаще и предпочиталось тому, что она получила при крещении. Воспоминания ее английских современников являются доказательством этого факта. Интересно, что Покахонтас либо собиралась выйти замуж, либо уже была в браке с воином по имени Кокоум во время ее захвата. Если последнее - правда, то она - первая фактическая женщина Вирджинии, имеющая двух мужей. Тем не менее, этот факт не являлся существенным для христиан того (как и любого другого) времени, так как языческий брак при крещении аннулировался. Это подразумевалось как в христианском учении, так и в английском.

Суждение преподобного Александра Уитакера о браке и преобразовании Покахонтас характерно для культурного империализма. Там нет упоминания ни о классовых, ни о расовых различиях в браке. Уитакер предполагает персоной "божьего человека", тем не менее, только англичан, хваля Покахонтас за отречение от "своей идолопоклоннической страны" и исповедание веры в Иисуса Христа. То есть, миссионерский импульс имеет приоритет перед всеми остальными. Его суждение может быть похоже на суждение представителя англиканской церкви, которая позже будет обладать такой же нетерпимостью к межрасовым бракам между европейцами и африканцами в колонии Вирджиния. Можно интерпретировать этот брак как начало процесса отбеливания коренного народа Вирджинии, которое продолжается по сегодняшний день. Технически, Покахонтас не была первой индейской вирджинийкой, состоящей в смешанном браке с белым. Существовал целый ряд непризнанных связей между ангичанами и вирджинийскими индейцами с 1607 года. Тем не менее, Покахонтас, параллельно с доньей Мариной, играют важную роль, так как они известны тем, что стали первыми матерями американских европейско-индейских гибридов, по крайней мере, в их регионе. Другие отчеты того времени повторяют ощущения Уитакера.

Хамор меньше поддерживал брак, чем некоторые из его товарищей. Он описывает этот союз, который был одним из освещенных богом, так, что "он является одним из примеров дурного воспитания, варварских манер и влияния проклятого поколения, выгодного единственно для процветания плантации". Такое злобное высказывание говорит о приоритете расовых признаков над классовыми в обществе колониальной Вирджинии, служа примером для последующих поколений. Тот факт, что Рольф является простолюдином, женатым на принцессе, кажется менее важной проблемой в колониях, чем в метрополии. В случае, когда британский простолюдин женится на "индейской принцессе", учитывается лишь факт расового соответствия, но не классового. Этот брак - пример колониальной классово-расовой динамики, возможно, являющейся результатом влияния пограничного менталитета. Это может быть истолковано, как одна из предпосылок к чувству превосходства белых среди низших слоев белого населения - среди тех, для кого элита не-белого общества находится на том же уровне, что и средний белый мужчина.

16 июня 1614 года в письме на имя двоюродного брата и коллеги-священника Уитакер сообщил, что колония оставалась стабильной. Кроме того, не смотря на оппозицию со стороны американцев, удалось расширить Вирджинийскую Компанию, приступившую к выработке табачной продукции на продажу. По словам Хамора, брак между Покахонтас и Джоном Рольфом приносил дополнительную пользу, так как Ребекка учила мужа поухатанскому методу заготовки табака. Именно этот фактор позволил вирджинийскому табаку успешно конкурировать на европейском рынке. Табак в качестве товарной культуры укрепил экономику колонии, укрепляя таким образом саму колонию, и заманивая все большее количество англичан попытать счастья в штате Вирджиния.

До этого момента вирджинийская колония не несла значительных потерь от атак поухатанской конфедерации. Использование Покахонтас в качестве политического инструмента гарантировало то, что это будет продолжаться до уничтожения индейцев. До тех пор в интересах колонистов было увеличивать свою численность в регионе. Наиболее привлекательным вариантом было привлечение прислуг из Англии, многие из которых готовы были рискнуть жизнью, чтобы выполнить свой контракт и скопить состояние. До 1630 года каждый имел хорошие шансы разбогатеть. Система управления предоставляла мастерам 50 акров за каждого слугу, и колонии продолжали расширяться. Это был не единственный метод мотивации для потенциальных колонистов, так как Вирджинийская Компания получила идеального посла в лице Покахонтас.

В июне 1616 Рольф прибыл в Лондон, где Покахонтас стала живой иконой. Она была воплощением "правильно думающего дикаря", отрекшегося от язычества, принявшего христианство, работающего на благо колонии и поддерживающего Вирджинийскую Компанию. Вирджинийская Компания в Лондоне привлекла к Покахонтас всеобщее внимание и ввела ее в высшее общество. Помимо посещения общественных мероприятий, таких, как обеды и игры, Покахонтас приняла участие в лотерее, спонсированной Вирджинийской Компанией. (Каждый выигрышный билет позволял выделить сто акров за каждые 12 фунтов, 10 шиллингов, 5 "пенсов" в долю покупателя). Уровень участия в этом больше, чем осознают большинство историков. Активное участие Покахонтас в распродаже ее родных земель - предательский акт против ее народа - то, что и сделало ее иконой, пособником колонизации Вирджинии.

Можно утверждать, что англичанам удалось бы колонизировать Вирджинию без использования Покахонтас, однако этот аргумент не имеет столь большого значения, как факты, говорящие об обратном. Похищение Покахонтас имело место, и способность Поухатана управлять своим народом была снижена в результате этого. Такой поворот событий даже должен был спровоцировать восстание, равное по масштабу или даже больше, чем то, что поднял Опечанканоуг в 1622 году.

Отчеты показывают, что Покахонтас умерла 21 марта 1617 года как "Ребекка Рот, жена Томаса Рота, дворянина", и была похоронена в Грейвсенде, Англия. Если расчеты Джона Смита были точны, ей было около двадцати двух или двадцати трех лет. Захоронение Покахонтас в Англии также способствует тому, чтобы британцы присвоили ее себе в еще более полном смысле. Не смотря на большой лондонский пожар 1666 года, уничтоживший все пути к точному местоположению могилы Покахонтас в кладбищенской церкви Св. Георгия, ее слава продолжает привлекать путешественников со всего мира.

В жизни Ребекка Рольф была олицетворением идеального "правильно думающего дикаря", а в смерти стала тем, что многие люди называют "хороший индеец". Церковь Св. Георгия и город Грейвсенд наживаются на туризме и славе, которую принесла им могила Покахонтас. В некотором смысле, она продолжает служить целям британцев, их потомков в Вирджинии и тем, кто пришел позже. Наиболее известные потомки союза Покахонтас и Джона Рольфа входят в число первых семей Вирджинии. Это привилегированная группа в Вирджинии, роль которых особенно заметна в политике, в частности при государственном определении того, кто является членом белой расы.

Перевод для сайта "Коренные народы Черепашьего острова" -WR. Редакция текста: Кристина Махова.

tagPlaceholder Tags: история

», снятого в 1995 году. Покахонтас - юная прекрасная дочь вождя индейского племени Поухатана. Она упряма, храбра и сильна душой и телом. У неё длинные тёмные волосы и темно-карие глаза. На шее она носит ожерелье своей матери, подаренное ей отцом. Ходит босиком. Имеет трёх друзей: енота Мико, колибри Флита и пса Перси.

Покахонтас
англ. Pocahontas
Первое появление Покахонтас
Покахонтас 2: Путешествие в Новый Свет
Король Лев 3: Хакуна матата
Прообраз Покахонтас , Тарлингтон, Кристи , Чармэйн Крэйг [d] , Кэмпбелл, Наоми , Кейт Мосс и Натали Винишия Белкон [d]
Исполнение Ирен Бедард
Джуди Кан и Ванесса Уильямс (исполнение песен)
Информация
Тип Человек
Пол Женский
Род занятий Принцесса
Родственники Вождь Поухатан (отец); мать (умерла); бабушка Ива

Покахонтас является одной из официальных диснеевских принцесс и единственной из них скво (индейцы женского пола). Покахонтас также первая диснеевская принцесса американского происхождения (второй стала Тиана из мультфильма «Принцесса и лягушка ») .

Характер

Имя Покахонтас переводится как «маленькая баловница» или «непослушная». Образ этой героини основан на реальной исторической фигуре .

Покахонтас изображена как благородная и свободная духом девушка. Она обладает мудростью не по годам и добротой. Больше всего она любит приключения и природу. В фильме Покахонтас обладает шаманской силой, так как она была в состоянии общаться с природой, говорить с духами, сопереживать животным, и понимать неизвестные языки.

Появления

Покахонтас

Из Англии в Северную Америку отправляется корабль. Большей частью экипажа движет желание наживы, так как им не дает покоя тот факт, что испанцы, прибывшие в Южную Америку десятилетиями раньше, нашли там огромное количество золота. Корабль приплывает на землю племени, принцессой которого является Покахонтас, где она встречается с юным и очень красивым юношей по имени Джон Смит. Их отношения развиваются на фоне войны между белыми людьми и туземцами.

Покахонтас 2

Принцесса Покахонтас узнаёт печальную новость: Джон Смит погиб на своей родине. На берегу моря, в английском поселении она встречает только что прибывшего из Англии Джона Ральфа, но встреча была очень холодной. Позже они встречаются в родном поселении девушки. Покахонтас предлагает Джону Ральфу свои услуги дипломата для переговоров с королем Иаковом, чтобы разрешить конфликт между белыми и индейцами. Девушке предстоит большое путешествие за океан, увидеть много нового, познакомиться с английским этикетом и... повстречаться со старым врагом. Если только вновь услышит своё сердце...

История индейцев – коренных американцев – обросла неимоверными мифами, которые прочно укоренились в современном сознании, подменив собой реально существовавшие факты. Благодаря своим знакомым из , я узнала много нового и интересного и буду периодически рассказывать индейские истории и вам, знакомя всех желающих с культурой и традициями американских индейских племен.

Начать хочу с одного из самых популярных мифов – истории о Покахонтас.

В 1995 году на экраны вышел полнометражный анимационный фильм компании Дисней “Покахонтас” о любви индейской принцессы и англичанина-колониста с незатейливым именем Джон Смит. Совет племени Поухатан (или Поватен, англ. Powhatan Nation) предлагал свою помощь компании Дисней, однако киностудия от консультантов отказалась. Фильм полюбился детям и взрослым во всем мире, и до сих пор компания Дисней с успехом продает игрушки, посвященные его героям.

Но вот незадача – представители коренных народов Америки обиделись на компанию Дисней. Отвечая на их претензии, создатели фильмы утверждали, что он “ответственный, точный и уважительный”. Давайте проверим, что же там такого точного и уважительного и на что обиделись потомки индейских племен.

“Покахонтас” – это не имя индейской принцессы, а прозвище, означающее “непослушный, избалованный ребенок”. По-настоящему ее звали Матоакой, что переводится как “цветок между двумя потоками”. Вероятно, ее назвали так, потому что она родилась между двумя реками Маттапони и Памунке. Племя Поухатан, к которому принадлежала Матоакой, было доминирующим на территории современного штата Вирджиния. В то время, когда основали здесь город Джорджтаун, племя Поухатан насчитывало более 20 тысяч человек.

– С тех пор, как мы встретили европейцев в 1500-х годах, наша история была охарактеризована как борьба за выживание войны, болезней, предрассудков и культурной дезинтеграции, – говорят в совете племени. – Болезни, которые принесли с собой колонисты, сильно уменьшили население Поухатана к концу XVII века, а многие из оставшихся в живых после ужасных эпидемий были уничтожены войнами и голодом.

Как жили индейцы племени Поухатан?

Вождем племени во времена встречи народа Поухатан с англичанами был Вахунсанакок (Wahunsunacock). Любопытно, что наследование у этого племени было по материнской линии – и он унаследовал эту почетную должность от своей матери. Поухатан был не просто единственным племенем; это была конфедерация, объединявшая несколько соседних племен. Вахунсанакок умело управлял своим народом – сначала он руководил шестью племенами, к 1607 году под его началом находилось более 30 различных племен, каждое из которых имело своего вождя. Все эти племена входили в конфедерацию в результате заключения брачных союзов или по принуждению и подчинялись народу Поухатан.

Предполагается, что типичное поселение Поухатан выглядело так.

По сути, это была даже не деревня, а небольшой город, расположенный вблизи реки. По воспоминаниям колонистов, в типичном городе было около 200 домов (йехакинов), в каждом из которых жило от 60 до 200 человек. Йехакины были сделаны из изогнутых и скошенных сверху прутьев, а сверху на них набрасывали тканые маты. С обеих сторон дома были открытые арки для входа и выхода, а также было сделано отверстие в крыше дома для дыма. Размеры домов были разными, например, у вождя племени в доме было несколько комнат, соединенные отдельными коридорами. Летом, когда было жарко и влажно, маты свертывали и воздух циркулировал между плетеными прутьями. Внутри дома вдоль обеих стен стояли плетеные кровати. Спали на тканых матах или шкурах животных, а скатанный коврик служил подушкой. Днем постель сворачивали, чтобы сэкономить место – и кровати служили вместо, как сейчас сказали бы, стульев и диванов.

Любопытно, что дома строили женщины – и владели ими тоже женщины. Помимо строительства домов, женщины Поухатан готовили пищу, собирали дрова, растили детей, убирали в доме, плели корзины, лепили горшки, стругали деревянную посуду и приборы, шили одежду, собирали съедобные грибы, ягоды, лекарственные растения, следили за гигиеной членов племени (индейцы Поухатан каждое утро мылись в реке и регулярно стриглись. Кстати, парикмахерами в племени тоже были женщины). В общем, рай для современных феминисток.

А что же делали мужчины? В основном, воевали, а в мирное время – охотились и рыбачили. Интересно, что принятые у Поухатанов охотничьи методы требовали особой прически: они брили правую сторону головы и завязывали оставшиеся с левой стороны волосы узлом, который украшали военными трофеями и перьями.

British Museum

Брак в обществе Поухатан мог быть заключен двумя путями. Когда мужчина решал жениться, он должен был сначала за ней ухаживать, а потом просить разрешения у ее родителей. В знак серьезности своих намерений, а также чтобы показать, что он может содержать семью, он должен был принести им свои охотничьи трофеи. После согласия родителей, жених выплачивал родителям невесты компенсацию. Чем больше размер компенсации, тем сильнее мужчина любил и ценил свою избранницу. Мужчина должен был подготовить дом к приходу любимой (он должен был построить жилье, принести туда ступку, пестик, горшки, другую домашнюю утварь, ковры и постельные принадлежности), после этого отец невесты приводил ее к жениху. Бусы из ракушек вытягивали вдоль руки жениха (как бы изменяя ее длину), а потом их ломали; бусины отдавали отцу невесты. Таким образом брак считался заключенным. Другим видом брака, брака по контракту, было временное соглашение между мужчиной и женщиной, которое обычно продолжалось один год. Каждый год договорный союз либо возобновляли, либо бывшие партнеры могли вступить в брак с другими. Если, однако, в течение определенного времени никто из них не женился, бывшие супруги считались опять женатыми на постоянной основе. Развод в племени Поухатан был возможен, а дети делились между родителями в зависимости от пола. Также разрешалось и многоженство при условии, что муж мог содержать всех своих жен одинаково. У вождя племени, например, было около сотни жен. Когда жена вождя рожала ребенка, ее вместе с новорожденным отсылали из “дворца” в ее родной город, где она сама воспитывала малыша. Когда ребенок подрастал, его отправляли обратно к вождю, а его мать считалась разведенной и могла выйти замуж за любого другого мужчину.

Детей в племени обучали не только жизненным навыкам, но и правилам поведения в обществе. Самоконтроль и умение не выражать своих истинных чувств считались величайшими добродетелями. В племени было не принято вмешиваться в ссоры между людьми; даже вождь отказывался разбирать жалобы. Наилучшей политикой считалось просто не показывать открыто свою враждебность. Это дипломатичное и уважительное отношение сбило с толку англичан, которые вели переговоры с Поухатанами и восприняли их молчание как знак согласия.

Настоящая история Покахонтас

Поначалу индейцы приняли английских колонистов весьма гостеприимно. Однако к 1609 году вождь устал от их бесконечных требований и официально приказал своему народу не помогать англичанам. Отношения между коренными американцами и колонистами сильно ухудшились. В 1613 году англичане выкрали любимую дочь вождя Матоакой (Покахонтас). Девушке было 17-18 лет (точный год рождения ее неизвестен, 1595 или 1596). Разнятся и рассказы о том, как с ней обращались в плену. Факт в том, что в неволе она встретила Джона Рольфа и они полюбили друг друга. Ее отец дал согласие на свадьбу, Матоакой приняла христианство и стала Ребеккой. Брак был заключен в апреле 1614 года, а через году у них родился сын Томас.


Картина “Крещение Покахонтас” Джона Гэдсби Чэпмана находится в Капитолии США

Про самого Джона Рольфа известно немногое до его приезда в Америку. Он родился примерно в 1585 году в Англии, возможно, его отец был скромным помещиком. Вместе с женой Джон отправился в Америку в 1620 году, и вскоре после приезда она умерла. До 1611 года Рольф выращивал табачные семена, полученные, вероятнее всего, из Тринидада. Когда новый табак был отправлен в Англию, он оказался очень популярен, конкурентноспособным по отношению к импортируемому испанцами. К 1617 году колония ежегодно экспортировала 20 000 фунтов табака; эта цифра удвоилась на следующий год. Таким образом, благодаря Рольфу, экономика молодого штата Вирджиния быстро стабилизировалась и начала расти.

В 1616 году семья Рольф отправилась в Англию, скорее, в рекламных целях – чтобы подогреть интерес к английской колонии в Джеймстауне, штат Вирджиния. В Англии Покахонтас заболела и умерла от неизвестной болезни в 1617 году. Ее сын Томас тоже болел, но, к счастью, его смогли спасти, и он остался в Англии на попечении своего дяди по отцовской линии. Джон Рольф отплыл обратно в Вирджинию, где снова женился на дочери одного из колонистов. В 1621 году Рольф был назначен в Государственный совет штата Вирджиния в составе реорганизованного колониального правительства.

В 1618 в Америке умер отец Покахонтас, вождь племени Поухатан Вахунсанакок. Его обязанности перешли к младшему брату Покахонтас Опитапаму, затем к другому брату Опечанчану. Поначалу мирный договор, заключенный с браком Покахонтас и Рольфом, соблюдали. Джон Рольф успешно торговал табаком, торговая компания “Вирджиния”, которая финансировала поселение Джеймстаун, получала прибыль и привлекала все больше и больше англичан в Америку. Колонисты начали теснить Поухатанов с их земли. В марте 1622 года Опечанчану объявил о нападении на все английские поселения. Благодаря полученному вовремя предупреждению юного индейца, Джеймстаун был спасен. Из 1200 английских колонистов были убиты 350-400 человек. В этом же году умер и Джон Рольф – и неясно, в следствие естественных причин или он был убит в этой битве.

В дальнейшем вооруженные стычки между коренными американцами и колонистами продолжались в течение десяти лет, пока не был достигнут мир. К 1644 году количество английских поселенцев выросло настолько, что индейцы не могли тягаться с ними. В 1646 году Опечанчану был захвачен в плен и убит. С его смертью начался закат племени Поухатан. В 1677 году остатки племени были загнаны в резервацию, им запрещалось обучать детей родному языку, общение в племени должно было быть на английском. Позднее их стали отправлять в , организованные специально для детей индейцев, чтобы уничтожить малейшие следы культуры коренных американцев.

Так что насчет Джона Смита?

Кто был на самом деле Джон Смит (1580-1631) – благородный англичанин или разбойник-авантюрист – никто на самом деле сейчас не знает. Однако, его имя всегда было известно всем школьникам штата Вирджинии, изучающим историю родного края, а благодаря компании Дисней – теперь и детям в разных странах мира. Официально в учебниках истории Смит именуется “английским авантюристом и исследователем, известным своей ролью в изучении Нового Света и становлении Джеймстауна, первой постоянной колонии Англии в Америке”.

Что он делал до приезда в Америку, доподлинно неизвестно. В 1597 году он присоединился к английской армии против испанцев. Сражался в разных битвах по всей Европе и был захвачен турками в Венгрии. Русская Википедия уверяет, что он был в рабстве в Крымском ханстве, далее (цитирую): “через Дон, Северщину, Волынь, Галицию и Речь Посполитую он добрался до Священной Римской Империи… отправился путешествовать по Европе и Северной Африке. Существует предположение, что Смит использовал систему укрепления палисад, с которой познакомился на Украине, при защите поселения в Вирджинии от индейцев; а срубные дома, увиденные им на Северщине и Волыни, стали образцом зданий известных как “лог-кабин”.

Однако, американские историки придерживаются разных взглядов на его прошлое и военные подвиги, а “лог-кабины” или срубные дома существовали в Америке и до появления Смита, в основном у северных племен. Наибольшее же распространение срубные дома получили в местах селения общин иммигрантов из скандинавских стран, которых в XVII веке было немало. В американских книгах о военных подвигах и путешествиях Джона Смита до Америки предпочитают умалчивать.

Все исследователи его жизни сходятся в одном – из-за хвастливой натуры Смита и ограниченных источников многие его рассказы и достижения невозможно проверить. Точно установлено, что он был одним из основателей Джеймстауна, устраивал неоднократные экспедиции по изучению побережья Новой Англии и был одним из самых активных энтузиастов и пропагандистов (как сейчас сказали бы, “талантливым рекламщиком”), привлекших большое количество английских поселенцев в Америку. Так что его роль в истории штата Вирджинии и истории Америки безусловна. Кстати, именно он оставил наиболее подробное описание быта и традиции племени Поухатан, которым до сих пор пользуются историки.

Известно, что Смит стал сотрудничать с компанией “Вирджиния”, которая планировала получать прибыль, используя природные ресурсы Америки и добывая здесь золото. В 1606 году Смит отправился в колонию с тремя кораблями и 144 будущими поселенцами. Предполагается, что он пытался поднять мятеж, чтобы захватить власть на кораблях, но потерпел неудачу и был почти повешен. Однако, вышел из ситуации живым и невредимым. В апреле 1607 года корабль причалил к берегам штата Вирджиния.


Карта, созданная Джоном Смитом и впервые опубликованная в Англии в 1612 году, была самой первой подробной картой Чесапикского залива и использовалась колонистами более ста лет.

В свой первый же год в Америке Джон Смит вместе с несколькими товарищами был захвачен в плен индейцами. Его привели к вождю племени и собирались казнить, но Покахонтас остановила казнь. Подробности случившегося уже никто не узнает, известно лишь, что Покахонтас (которой на тот момент было 10-11 лет) впоследствии называла его “сыном вождя”.

В 1609 году Смит вынужден был покинуть Америку из-за травм. Он никогда больше не возвращался в Вирджинию, но исследовал берега современного штата Мэн и Массачусетс в 1614-1615 годах. Он опубликовал карты и описания Новой Англии, и активно призывал англичан приезжать и колонизировать страну. Приключения и злоключения, которые характеризовали жизнь Смита, последовали за ним и в Новой Англии. Любопытно, что именно он дал название Новая Англия этим северовосточным территориям. В 1615 году он был захвачен в плен французскими пиратами и освобожден через три месяца. Затем он вернулся в Лондон и до конца жизни писал книги о своих приключениях.

Что же касается романтических приключений, то ими полны все его воспоминания, и везде в его книгах в него влюбляются прекрасные девушки. Точно такой же выдумкой считается и история о любви к нему Покахонтас. Тем более, что он о ней упомянул лишь однажды – когда индейская принцесса приехала с мужем в Лондон, в своем письме к королеве Анне. Разумеется, ни о какой любовной линии во время его спасения от индейской казни и речи быть не могло, особенно учитывая юный возраст Покахонтас.

К концу XVIII-началу XIX века индейцы Вирджинии идентифицировали себя как христиане и говорили по-английски. В 1924 году был принят закон о расовой целостности (Racial Integrity Act). Закон защищал расовую чистоту и разделял “белых” от “цветных” (к которым относились афроамериканцы и индейцы). Многие индейцы под нажимом покинули штат. Закон был отменен 12 июня 1967 года Верховным Судом США.

Джон Смит по праву считается одним из основателей британских колоний, исследователем территорий Нового Света и величайшим выдумщиком.

Покахонтас установлен памятник в штате Вирджиния и памятник в Англии. Ее сын Томас Рольф стал первым американским ребенком, рожденным в браке между англичанином и индианкой. Он был преуспевающим плантатором (во многом благодаря наследству отца и удачной женитьбе).

Первый фильм о любви индейской принцессы и простого англичанина Джона Смита был снят в 1953 году, главные роли исполняли Джоди Лоуренс и Энтони Декстер. В 1995 году вышел канадский фильм на эту тему, и одновременно с ним – диснеевский. В 1998 году Дисней снял второй мультфильм о путешествии Покахонтас в Англию, в 2005 году эта же тема обыгрывалась в фильме “Новый Свет” Терренса Малика.

Потомки племени Поухатан не считают, что они должны быть благодарны компании Дисней за такое использование их истории – скорее, наоборот. Красивая сказка о любви между девушкой из фактически унитоженного племени и тем, кто активно помогал это племя уничтожать, далека от исторических реалий.

– Люди Смита и Рольфа повернулись спиной к тем, кто поделился с ними своими ресурсами и предложил им дружбу. Во время покорения народ Поухатан был уничтожен и рассеян, а земли захвачены. Была установлена четкая схема, которая вскоре распространилась по всему американскому континенту. Мы сожалеем, что эта печальная история, которой европейцы и нынешние американцы должны стыдиться, приняла развлекательный характер и увековечивает нечестный и корыстный миф за счет народа Поухатан, – заявил в свое время шеф Рой Crazy Horse, многолетний лидер потомков племени.

Конфедерация племен во главе с Поухатан была признана правительством только в конце 1980-х годов. Остатки конфедерации владеют сейчас всего-навсего 809 га земли. В есть свой совет племени, свои представители, они проводят свои и отмечают праздники. Они по-прежнему ежегодно выплачивают рыбную дань губернатору штата Вирджиния, как это было предусмотрено договорами, подписанными в 1646 и 1677 годах. За 372 года, прошедших с подписания первого договора, племена ни разу не пропустили платеж.

Использованы кадры из мультфильма “Покахонтас” студии Дисней.

Статьи по теме