Жизнь и подвиг Мичуринской старицы схимонахини Серафимы (Белоусовой). Посмертные явления приснопамятной мичуринской старицы серафимы, исцеления и чудеса Матушка серафима мичуринская

(1890-1966 гг.)

Схимонахиня Серафима (в миру Матрона Поликарповна Белоусова) родилась в 1890 году в городе Лебедянь Липецкого уезда Тамбовской губернии. Родители будущей подвижницы были людьми благочестивыми, известно, что когда Матроне исполнилось 9 месяцев, её привезли в Оптину Пустынь. Когда малышку поднесли старцу Амвросию Оптинскому и попросили благословить девочку, старец, взяв ребенка на руки, сказал: «В ней будет вся Оптина».

Предсказанию суждено было сбыться: через несколько десятилетий матушка Серафима духовно окормлялась у ныне прославленных Оптинских старцев Нектария (Тихонова) (1853-1928 гг.) и Анатолия (Потапова) (1855-1922 гг.).

По свидетельству современницы матушки Серафимы, перед закрытием Оптиной Пустыни матушка спросила своего духовного отца Оптинского старца Анатолия: «Батюшка, на кого ж Вы нас оставите? Никого ж не осталось, монастырь закроют». В ответ услышала: «Матрюшка, не скорби - вся Оптина у тебя будет!»

Из воспоминаний современницы матушки Серафимы: «Она ведь днями трудилась, а ночами молилась - вот опыт старческий ей и передался... Она хоть и замужем была, и детки были, и муж был, но свершению подвига и достижению чистоты и праведности ничто препятствием не послужило. Если правильно, по христиански вести образ брачной жизни, то для благодати помехой это не будет. Не помешало и ей. К тому же и муж у неё был очень хороший, - Кирилл Петрович, глубокой веры был... говорил ей: «Матрюша, иди, иди пока огонек в сердце загорелся - старцы ведь нынче есть, а завтра - нет, иди, иди благодать получай, утешайся». Бывало, и письмо Кирилл Петрович в монастырь напишет: «Как там Матрюша?» - к старцам, а батюшка, отец Анатолий, пишет: «Матрона Поликарповна находится в духовной врачебнице».

Помня советы старцев, матушка Серафима жила по совести, всегда помнила, что Господь всё видит, гордым противится, а смиренным дает благодать. Старалась не осуждать ближних, просила, чтобы Господь открывал ей её согрешения и не попустил осудить ближнего.(К сожалению, мы не знаем, когда и с каким именем матушка приняла постриг, когда и где состоялся постриг в схиму.)

По свидетельству современников за великое смирение, крепкую веру, душевную щедрость и любовь к ближним схимонахиня Серафима удостоилась Даров Святого Духа: прозорливости и дара исцеления. К прозорливой старице за духовной помощью и утешением обращались монашествующие и миряне. По молитвам подвижницы исцелялись больные люди. Например, по молитвам матушки Серафимы исцелилась молодая женщина, обреченная на смерть из-за рака легких.

Известно, что в 1954 году Оптинский старец Иосиф (Моисеев) (1889-1976 гг.) после освобождения жил первое время у матушки Серафимы в городе Мичуринске. Примечательно, что когда отец Иосиф еще был в заключении, прозорливая схимонахиня Серафима (Белоусова) сказала его будущей келейнице: «Маша, должен скоро приехать батюшка из заключения, он особенный. Тогда я тебя позову». (Мария Яковлева - будущая схимонахиня Николая.) (В конце 50-х годов по благословению митрополита Воронежского и Липецкого отца Иосифа постригли в великую схиму с именем Иоасаф. Старец Иоасаф 10 последних лет жизни провел в затворе в г. Грязи Липецкой области.)


В темные годы безверия матушка Серафима, утешая верующих, говорила, что рассвет близок, придёт время, и вновь будут открывать храмы, восстанавливать разрушенные монастыри. Известно, что она предсказала открытие Мичуринского Боголюбского собора, Задонского Богородицкого монастыря. (В 1990 году Задонский Богородицкий монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, а возобновление монастырской жизни началось в 1992 году.)

В жизни старицы было немало замечательных событий. В 1920 году в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной Пустыни она вместе со старцем Нектарием Оптинским сподобилась видения Богородицы, которая изрекла: «Не ради ваших молитв Я явилась, но ради святых человек – тяжкие времена идут на Россию».

Духовный сын схимонахини Серафимы схиархимандрит Макарий (Болотов) (1932-2001 гг.) рассказывал, что однажды матушка Серафима приехала к нему в его воронежский домик на правом берегу реки Воронеж, чтобы испросить у него благословения идти на вечернюю службу в Казанский храм, который был на левом берегу:
- Благослови, батек, по прямой.
- Ну, иди, матушка, по прямой.
Схиархимандрит Макарий рассказывал, что схимонахиня Серафима на его глазах шла по реке Воронеж и «даже тапочки не намокли...» (Ее келейница, ринувшаяся было за ней, чуть не утонула в ледяной воде.)

Приведем случай свидетельствующий о прозорливости матушки Серафимы. В конце 1962 года владыка Сергий благословил схиархимандрита Макария, в то время иеромонаха Власия, съездить в отпуск на родину, в Ставропольский Край. Из отпуска иеромонах Власий вернулся с необычным подарком от архиепископа Михаила (в миру Михаил Андреевич Чуб, (1912-1985г.)). Владыка Михаил вручая ему яблоко, сказал: «Вот, чадо - возьми этот плод, и донеси до Господа». Иеромонах Власий решил отдать яблоко матушке Серафиме. Увидев яблоко, матушка строго спросила: «Тебя на поездку кто благословлял? Владыка Сергий? Вот ему и отдай!» По благословению матушки Серафимы он передал яблоко владыке Сергию и сказал: «Вот, это Вам, владыко святый – быть Вам скоро архиепископом. Вскоре владыку перевели на Минскую кафедру с возведением в сан архиепископа. (Епископ Сергий (в миру Сергей Васильевич Петров) (1924-1990 гг.)16 марта 1961 года был назначен управляющим Воронежской епархией, а 9 октября 1963 года перемещен на Минскую кафедру с возведением в сан архиепископа. 8 июня 1971 года возведен в сан митрополита.)

По свидетельству духовных чад старца Макария: «Батюшка очень ценил матушку Серафиму, всегда с любовью посещал её, и она питала к нему ответные подобные чувства: достаточно сказать, что в последние годы жизни причащал и исповедовал её именно о. Макарий, а при кончине своей (о которой она предсказывала за несколько лет), позволила остаться только ему одному». (Прозорливый старец Макарий говорил своим духовным чадам, что со временем матушку Серафиму обязательно прославят.)

5 октября 1966 года матушка мирно отошла ко Господу. Ее могилка находится в Мичуринске, рядом с храмом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», в котором при жизни любила молиться матушка. В 1998 году стараниями бывшего благочинного Мичуринского округа протоиерея Александра Филимонова над могилкой старицы была установлена надгробная часовенка. По сей день страждущие приходят на могилку праведницы, просят её молитвенного предстательства пред Господом и по молитвам старицы обретают душевное спокойствие.

В Скорбященском храме в настоящее время ведется сбор сведений о чудесах и исцелениях по молитве старицы для дальнейшей канонизации Мичуринской подвижницы. (Скорбященская церковь,393740, Тамбовская обл., г. Мичуринск, Новый квартал, д. 8 тел. /47545/ 5-34-62)

4 и 5 октября в г. Мичуринске прошли торжества в честь памяти блаженной кончины мичуринской подвижницы благочестия, старицы-схимонахини Серафимы (Белоусовой).

В храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» г. Мичуринска состоялись в эти дни Богослужение архиерейским чином.

Почтить память старицы-схимонахини Серафимы (Белоусовой) в этом году прибыли сразу два Преосвященнейших Владыки — епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген и епископ Арцизский Виктор, викарий Одесской епархии, наместник Ильинского мужского монастыря.

Поклониться могиле матушки Серафимы в эти дни в Скорбященский храм прибыли сотни мичуринцев и гостей из других городов.

5 октября после Божественной Литургии Его Преосвященство, Владыка Гермоген поблагодарил Владыку Виктора, епископа Арциского за визит на Мичуринскую землю и за те теплоту и любовь к памяти матушки Серафимы, которыми исполнено сердце почетного гостя. Также в этот день Мичуринский архипастырь наградил протоиерея Алексия Гирича, благочинного Мичуринского благочиннического округа, настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» г. Мичуринска патриаршим знаком «700-летие Преподобного Сергия Радонежского» во внимание к трудам на благо Русской Православной Церкви.

Затем Преосвященные Владыки совершили панихиду на могиле матушки Серафимы, со дня блаженной кончины которой прошло уже 48 лет.

Схимонахиня Серафима (в миру - Матрона Поликарповна Белоусова) родилась 1/14 ноября 1890 года в городе Лебедянь Тамбовского уезда (ныне Липецкая область), в благочестивой семье Поликарпа Васильевича и Екатерины Максимовны Зайцевых. В 1910 году Матрона сочеталась законным браком с Кириллом Петровичем Белоусовым, уроженцем города Лебедянь. Через два года в семье Белоусовых появился первенец – сын Александр, а спустя еще два года родилась дочь Ольга. Вскоре семья переезжает в город Козлов (ныне - Мичуринск), где отец семейства устраиваится на работу в Мичуринское отделение железной дороги.

Духовная жизнь Матроны Поликарповны в это время проходит в неразрывной связи с Свято-Введенской Оптиной пустынью. До кончины старца Анатолия (Александра Алексеевича Потапова) в 1922 году, Матрона Поликарповна была его духовным чадом. В 1926 году у Белоусовых родился третий ребенок - сын Михаил. Белоусовы прожили в Мичуринске до 1934 года, а затем, после окончания старшим сыном строительного техникума, выехали в Воронеж. Из воспоминаний тех лет известно, что матушка была духовным чадом игумена Серафима (в миру Никита Михайлович Мякинин), настоятеля Михайло-Архангельской церкви села Ячейка Эртильского района Воронежской области.

В 1946 году семья Белоусовых возвратилась в Мичуринск, где Матрона Поликарповна и Кирилл Петрович прожили до конца своих дней. Через два года после смерти мужа в 1960 году, матушка приняла великую схиму.

В город Мичуринск с разных концов страны стремились к старице ее духовные чада за молитвами и наставлениями. Схимонахиня Серафима почила 5 октября 1966 года и была похоронена в Мичуринске на старом кладбище возле храма «Всех Скорбящих Радость».

Фотогалерея




Посмертные явления приснопамятной Мичуринской старицы Серафимы, исцеления и чудеса

Духовник Тамбовской епархии, протоиерей Николай Засыпкин, от лица всех духовных чад старицы свидетельствует: «После блаженной кончины матушки все, кто знал ее, осиротели в прямом смысле этого слова. И только обещание матушки, что она и после смерти не забудет нас, если мы будем к ней обращаться, вселяет в сердца надежду, что это так и есть. Многочисленные чудеса, совершаемые на ее могилке после усердной молитвы, подтверждают это».

Матушкина послушница Е. вспоминает:

Сразу после смерти матушки (в 1966 году) ее дочь Ольга, часто приходившая на могилку, стала замечать, что вокруг, не решаясь подойти, ходил какой-то мужчина. Однажды, увидев ее, он не выдержал, подошел и резко спросил: «Ну, чего ты тут сидишь? Кто она тебе?» «Это моя мать, - ответила Ольга, - а вот ты что тут делаешь?» Смягчившись, мужчина рассказал, что, приходя на матушкину могилку, он исцелился от сильных головных болей, а теперь ходит сюда, чтобы исцелились его больные ноги.

Сам же отец Николай описывает следующий случай:

4 октября 1967 года, накануне первой годовщины со дня кончины матушки Серафимы, мы поехали с супругой в Мичуринск. Побывали на вечернем Богослужении в кладбищенском Скорбященском храме, на могилке у матушки, где протоиерей Георгий Плужников (ныне покойный) совершил панихиду, поклонились могилке, приложились к кресту, ну а потом - в келью к матушке, где также была совершена панихида, затем поминальная трапеза и непрерывное чтение Псалтири. Утром пошел сильный дождь. Постояв на литургии в Скорбященском храме, помолившись на могилке матушки, пошли на автовокзал (рядом с кладбищем), чтобы взять билеты на автобус. И тут объявили, что все рейсы по грунтовым дорогам отменяются в связи с бездорожьем. До Шехмани, куда нам нужно было ехать, дорога тогда тоже была без твердого покрытия. И все-таки я подошел к кассе и попросил два билета. Билеты мне кассир выдала, не сказав ни слова. Объявили посадку на наш автобус, мы пошли на посадку, и оказалось, что пассажиров только двое - я и моя супруга. Автобус вышел в рейс по расписанию, и, таким образом, мы с женой благополучно доехали до дома. Всю дорогу волновались, что автобус забуксует, и шофер вернется назад. Но, по молитвам матушки, этого не случилось, и мы прибыли домой почти по расписанию. Это было явным чудом - всего двух пассажиров везли по бездорожью за 50 километров.

Но просят матушку о помощи и те, кто лично не знал ее во время ее земной жизни, тропа к могиле старицы Серафимы не зарастает, и многие, приходя сюда, получают по ее молитвам благодатную помощь и исцеление.

По благословению епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия в 2004 году была создана комиссия по канонизации подвижницы, а при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» города Мичуринска, в котором любила молиться матушка и рядом с которым без малого сорок лет покоятся ее честные останки, продолжается сбор свидетельств о чудесах и исцелениях по молитвам старицы, начатый еще по благословению покойного архиепископа Евгения.

Вот некоторые из них.

Уроженка Мичуринска, находясь в сложных житейских обстоя­тельствах, решила поехать в Санкт-Петербург на могилку особо чтимой ею блаженной Ксении. Накануне отъезда во сне ей явилась сама Блаженная и обратилась к девушке со словами: «Тебе не надо ехать так далеко. Разыщи у себя в городе могилу схимонахини Се­рафимы и по молитвам ее получишь от Бога милость». Сразу после посещения могилки матушки Серафимы сложная жизненная ситуа­ция молодой богомолки благополучно разрешилась.

К. рассказывает: "Моя дочь ушибла ногу. От удара образовалась шишка с куриное яйцо. Хирург сказал, что ничего не надо делать. Два года шишка не проходила, и тогда моя жена, по совету знакомой, пошла на могилку к матушке Серафиме. Два месяца мы заказывали по ней панихиды, брали песок с ее могилки и прикладывали к больному месту. Наконец из шишки вытекла черная жидкость, и дочка поправилась».

Как-то Н.А. зашла к матушке на могилку, приложилась к кресту, постояла. Там была женщина и еще люди. Женщина заговорила: «Приходите на могилку, обязательно получите помощь от матушки». Н.А. извинилась и спросила: «Вы, наверное, часто тут бывае­те? Что-нибудь знаете о матушке?» Она стала рассказывать: «Я всегда хожу в храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», рядом с которым находится могилка матушки Серафимы. Однажды я увидела чудесный сон: Скорбященская церковь без купола, а я вместе с матушкой нахожусь наверху, как бы на крыше. В церкви шла служба, оттуда доносилось пение и чувствовалась неописуемая благодать. Матушка спросила: «Хочешь туда? Я ответила утвердительно и уже без страха решилась шагнуть вниз, но она удержала меня. И тут я вижу, как вниз шагнула моя маленькая внучка, и я пробудилась. Через некоторое время девочка заболела и умерла, и я поняла, что перед ее смертью получила от Господа и Богородицы молитвами Их угодницы и избранницы через этот чудесный сон утешение.»

Л. В. рассказывает следующее:

На могилку к матушке зашли две женщины, приехавшие из Тамбова. Одна из них была дочерью священника. Подходя к могилке, они уже издалека увидели небольшой столбик огня, который можно было принять за огонь большой свечи. Когда подошли ближе, то свечи не оказалось: столбик огня исходил прямо из земли. Одна из женщин не удержалась и захотела коснуться огня рукой, но он стал невидим.

Жена внука матушки Серафимы преподавала в Мичуринском педагогическом институте. Часто перед каким-нибудь ответственным делом на работе она просила: «Бабушка Мотя, помолись за меня», а потом неизменно приходила благодарить с букетом цветов. Матушка молилась за всех с любовью.

Уже после смерти схимонахини Серафимы Неля пришла в ее дом на Станционной улице, но в келью войти так и не смогла. Она с удивлением говорила: «Не могу войти. Меня как током бьет. Словно кто-то мне в этом препятствует».

Позже выяснилось, что Неля увлеклась одним из модных ложных религиозных учений. После этого случая она серьезно задумалась над своим отступничеством от Православной веры.

На Рождество Иоанна Предтечи Э. П. прочла акафист в келье у матушки (в доме на ул. Станционной) и села за стол в кухне. Пили чай и беседовали. При этом она сидела лицом к двери в келью и к дверям в другие комнаты. Вдруг Э. П. приподнялась со своего места и удивленно вскрикнула, указывая на дверь, ведущую в комнаты: «Там женщина в черном!» Ее потрясение было вызвано тем, что в явившейся ей женщине она узнала матушку Серафиму, которую знала только по фотографии.

Г. вспоминает:

В детстве я несколько раз видела один и тот же сон и очень ясно его запомнила. Видела я Боголюбскую церковь, а возле нее сидящую женщину в черном. Она показывала мне рукой на храм. Когда церковь открылась для богослужений, я зашла в нее и тут в первый раз вспомнила свой сон. Только не знала, кто та женщина, которая мне снилась.

Однажды через своего знакомого я пришла в келью схимонахини Серафимы и, взглянув на фотографию матушки, сразу узнала в ней ту, которую видела во сне.

В марте 2002 года я уехала в Никольский санаторий и очень скорбела, что перед поездкой не зашла к матушке на могилку за благословением. В санатории вижу сон: подхожу к могилке и хочу положить на нее конфеты, но вместо могилы увидела двухметровый сияющий крест. Я рассмотрела, что он был деревянный. Перед крестом прямо на верхушке появилась сначала одна икона, а потом другая. Первую я не разглядела, а вот на второй увидела преподобного Серафима Саровского. Ближе к церкви «Всех Скорбящих Радость» стояла красивая золоченая рака с мощами матушки. Я удивилась: «Когда это матушку успели прославить?» Подошла к раке и попросила: «Матушка, благослови». После чего почувствовала необычайное тепло в груди.

Священник отец С. дал В.В. фотографию матушки Серафимы в схиме. «Есть свидетельства одной девушки, что эта фотография благоухает», - сказал он. «А как она благоухает?» - спросила В.В. «Источает аромат роз», - уточнил он. Далее В.В. рассказывает:

Уходя из дома, я прикладывалась к образу матушки, брала у нее благословение на свои дела, не раз молитвенно просила матушку за брата, который не знал Бога.

Вдруг брат предложил мне сходить с ним на родительскую субботу в храм. Мы побыли в церкви недолго, но и за это я не переставала благодарить матушку. Дома, когда я хотела приложиться к ее фотографии, почувствовала необыкновенный аромат роз. Это благоухал портрет старицы Серафимы.

У моих знакомых погибла дочь О. Они не хотели читать Псалтирь по усопшей, и тогда я решила читать ее по ней сама, думая, что это можно каждому мирянину. По неопытности я не взяла на это благословение священника. Ночью, во время чтения Псалтири, я почувствовала холод, шедший ко мне со спины. Потом на меня напал безотчетный страх. Появилось желание убежать из этой квартиры.

Тогда я вынула из сумки фотографию матушки Серафимы и стала просить: «Матушка, укрепи». Страх пропал, и я легла отдохнуть на диване прямо рядом с гробом. Поспала немного, а потом снова стала читать Псалтирь. На следующий день под утро во сне мне явилась улыбающаяся О. Она благодарно кивала мне головой.

Я долго ходила по организациям, не могла трудоустроиться. В нашем городе трудно получить хорошую работу. Пошла на могилку к матушке со своей скорбью: «Матушка, что мне делать?» В этот же день решила зайти в редакцию газеты, где подрабатывала в течение года внештатником, чтобы попрощаться и рассказать, что хочу устроиться работать продавцом.

Вдруг редактор объявил, что берет меня на работу, и подготовил бумаги для принятия меня в Союз журналистов. Я, очень удивленная, согласилась. Ведь мест в редакции не было.

Два года назад я познакомилась с немцем-лютеранином, который приезжал в Мичуринск. После отъезда он стал писать мне письма о своих чувствах. Он был женатым человеком, но стремился снова приехать в Россию, чтобы увидеть меня. Я просила матушку Серафиму о помощи: чтобы немец этот больше не приезжал в Мичуринск. Он уже готовил визу для въезда в Россию, но неожиданно поехал в Америку и прекратил переписку.

Несколько лет тому назад заболел редактор православной газеты и попросил меня временно его заместить. Настоятель Боголюбского собора отец Анатолий меня благословил, но я очень переживала, так как считала себя недостойной по своим грехам заниматься православной газетой.

Примерно в это же время я со своей знакомой шла мимо ограды кладбища, где похоронена матушка Серафима. От кладбищенской ограды до могилки - метров сто или сто пятьдесят. Я мысленно попросила матушку меня благословить и вдруг почувствовала необыкновенное благоухание. Был вечер, темно, слева - шоссе, кругом снег, но благоухание стояло довольно сильное. Я спросила свою приятельницу, не чувствует ли она благоухания. Та ответила отрицательно. Верно, матушка так меня благословила.

Одна знакомая говорила мне, что давала на могиле матушки обет вести благочестивый образ жизни. Но когда развелась с мужем, стала встречаться с женатым человеком. Однажды, когда она пришла в келью матушки Серафимы (на улице Станционной), решила приложиться к ее фотографии. Вдруг мысленно она услышала: «Не прикасайся, нечестивая». После этого она серьезно задумалась и раскаялась, попросила матушку о помощи, чтобы ее не преследовал этот человек. Она стала чаще ходить в храм, исповедоваться и причащаться.



Епископ Арцизский Виктор

Доклад епископа Арцизского Виктора, викария Одесской епархии, на конференции «Преемство монашеской традиции в современных монастырях» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра 23–24 сентября 2017 года).

Благословите, Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, всечестные отцы игумены, матушки игумении, братия и сестры!

Вопрос возможности достижения святости в наши дни – один из главных, обращаемых в адрес Церкви с большим недоверием. Даже в церковной среде часто приходится слышать, что святые – это исключительно люди эпохи раннего христианства, непререкаемые авторитеты и гиганты духа. Что даже в новейшей истории время гонений, явившее сонм мучеников и исповедников, безвозвратно прошло. Да, можно согласиться, что в большинстве стран просвещенного мира грех прививается с раннего детства как норма жизни современного социума. Но святость – это всегда путь следования за Христом, Который вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13:8). И прежде всего, святость является личным выбором каждого человека, вне зависимости от времени, места проживания и норм, диктуемых развращенным обществом.

По апостольскому слову, мир во зле лежит (см. 1 Ин. 5:19). Всегда смысл жизни христианина, тем паче дающего монашеские обеты при принятии пострига, – выражался в стремлении к соединению с Господом. Одним из таких ярких примеров является жизненный подвиг и путь Мичуринской старицы схимонахини Серафимы (Белоусовой), свидетельницы многих исторических событий вплоть до второй половины ХХ века.

14 ноября 1890 года, когда до кончины великого Оптинского старца Амвросия оставалось немногим менее года, в семье часто бывавших у него со своими духовными нуждами государственных крестьян Стрелецкой слободы города Лебедяни Липецкого уезда Тамбовской губернии Поликарпа и Екатерины Зайцевых родился восьмой ребенок, на этот раз девочка. Ввиду свирепствующей тогда эпидемии холеры, младенца тут же крестили с именем Матрона. В девять месяцев родители привезли дочку в Шамордино под благословение святого Амвросия. Прозорливый старец взял ее на руки и предсказал, что сначала она поживет в благочестивом браке, а затем примет монашество, и «вся Оптина с ней будет». Это пророчество подразумевало то, что Матрона станет духовной дочерью последних Оптинских преподобных, глубоко впитает их заветы и продолжит преемство духа благодатного старчества, сложившегося в Оптиной.

Пришло время, и духовным отцом Матроны Зайцевой стал ученик преподобного Амвросия святой Оптинский старец иеросхимонах Анатолий (Потапов). Под его мудрым отеческим руководством и возрастала будущая схимница и старица. И в родном доме Матроне было у кого поучиться самоотверженной любви и состраданию. С раннего детства ей довелось много и тяжело трудиться, чтобы чем-нибудь помочь своим родителям, братьям и сестрам. Для этого ей часто приходилось вставать ни свет ни заря и отправляться на работу к зажиточным людям. Однажды Матрона проснулась, оттого что на нее упала горячая слеза матери, которой жалко было будить дочку. С тех пор, чтобы не терзать любящее материнское сердце, Матрона старалась просыпаться самостоятельно; у своей матери она училась драгоценным в очах Божиих смирению и терпению. Нередко ей приходилось трудиться целый день почти что даром. Так, отработав однажды у неблагодарных людей с раннего утра до позднего вечера, Матронушка принесла домой одни лишь желтые переспевшие огурцы – нищенскую плату за свой тяжелый труд. Придя домой, она села и расплакалась от досады, усталости и обиды. А мама, Екатерина Максимовна, утешала ее, говоря: «Не плачь, дочка, сначала тебе дали такие огурцы, а затем увидят, как ты хорошо работаешь, и лучше дадут». При всем трудолюбии дружной семьи Зайцевых, еда в доме была самая простая: постный кулеш на воде.

С детства Матрона выделялась среди своих сверстников. Духовная дочь матушки Серафимы вспоминала, как та ей рассказывала: «Когда я была еще девчонкой, мальчишки кричали мне вслед: монашка! и бросали в меня камни. Я остановлюсь, спою им песню, спляшу, но они все равно меня дразнили. Старец Анатолий на это говорил, что когда Господь ставит на человеке печать Своего избранничества, то враг внушает злым людям, показывает им, кто есть кто, и всячески через них рабам Божиим досаждает».

Единственным утешением Матроны были посещения Оптиной пустыни и горячая постоянная молитва. Когда ей исполнилось двенадцать лет, Господь явил Своей чистой сердцем рабе благодатный дар прозорливости. Открылось это, когда Матрона была на улице с подружками и неожиданно для всех обратилась к бывшей с ними некрасивой восемнадцатилетней девушке: «Ты тут с нами бегаешь, а к тебе жених из Москвы приехал свататься». Удивленная девица пошла домой, и то, что сказала ей отроковица, оказалось правдой.

Как и было ей предсказано преподобным Амвросием, в девятнадцатилетнем возрасте Матрона вышла замуж за глубоко верующего и горячо полюбившего ее девятнадцатилетнего крестьянина Стрелецкой слободы Кирилла Петровича Белоусова. Случилось это 23 февраля 1910 года. Благословил их под венец старец Анатолий. В семье Кирилла и Матроны Белоусовых всегда царили единодушие, мир и лад. В 1910 году Господь благословил их брак рождением первенца Александра, а еще через два года у них появилась дочь Ольга. Перед трагическими для России событиями 1917 года они переехали в Козлов. Теперь в их хлебосольном доме стали часто останавливаться дорогие сердцу монахи Оптиной пустыни, привозившие в этот город труды своих рук. Любовь Матроны к Оптиной была настолько велика, что она однажды вышла проводить гостей-монахов и, не предупредив домашних, отправилась к старцу Анатолию и пробыла у него достаточно продолжительное время, исполняя различные послушания. И это из ряда вон выходящее событие хотя и заставило волноваться ее супруга, однако нисколько не омрачило их подлинно христианской, жертвенной взаимной любви.

Матрона вспоминала: «Когда я была в Оптиной пустыни, батюшка Анатолий написал моему мужу письмо: “Дорогой раб Божий, твоя супруга находится в духовной больнице, ты о ней не беспокойся”». Именно в то свое пребывание в Оптинской обители матушка за послушание своему преподобному старцу сподобилась на пути в Шамордино продолжительного чудесного видения и таинственного духовного рождения. Это было летом 1920 года. А молитвенниками о ней тогда были преподобные Анатолий (младший) и Нектарий. В это время в стенах обители преподобного старца Амвросия Матроне вручили подрясник в ознаменование ее будущего монашеского подвига. Тогда же она сподобилась там особого посещения Богородицы, после чего на длительное время стала младенцем по духу и исполняла монастырские послушания под непосредственным духовным попечением преподобного старца Нектария, который сам отличался целомудренной детскостью, какой-то особой младенческой чистотой. При этом особенностью его духовничества было то, что он не столько утешал приходящих к нему людей, сколько указывал им путь подвига, закаляя человека перед ожидавшими его духовными трудностями, веря в великую силу благодати, помогающей тем, кто решительно ищет правду и желает спастись.

В ночь на 12 августа 1922 года преподобный Анатолий Оптинский (младший) почил о Господе. При всей напряженности тогдашней обстановки – непрекращающихся гонениях, притеснениях, издевательствах и угрозах – его скоропостижная кончина оказалась неожиданной как для гонителей, так и для почитателей этого святого мужа. Тем ценнее, что Матрона сподобилась получить его последнее благословение: щадя ее как свое любимое духовное чадо, прозорливый старец Анатолий за неделю до своего преставления отослал ее от себя, сказав: «Поезжай домой, мы с тобой еще увидимся». Она не хотела оставлять его в болезненном состоянии и говорила: «Батюшка, вы ведь очень слабенький». – «Ничего, – отвечал преподобный, – вот тебе письмо, прочитай его через неделю». Приехав домой и выждав назначенный им срок, она прочла: «Если бы ты была при моей смерти, ты бы не вынесла этого. Матерь Божия вас не оставит. Вся Оптина к вам приедет».

Осиротев духовно, будущая великая старица искала общения с другими подвижниками. Но таковых на свободе и в живых оставалось все меньше и меньше. В 1928 году почил в ссылке преподобный Нектарий Оптинский, в 1936 году был сослан в заточение и встретил свою кончину в Сибири преподобный Оптинский старец Исаакий, – к ним Матрона обращалась по благословению старца Анатолия.

В 1926 году, уже в зрелом тридцатишестилетнем возрасте, у Матроны Поликарповны и Кирилла Петровича рождается сын Михаил. Прошло еще восемь лет, их первенец Александр окончил строительный техникум, и в 1934 году Белоусовы переехали в Воронеж. Там Матрона Поликарповна познакомилась и с тех пор постоянно духовно общалась с настоятелем Михаило-Архангельской церкви села Ячейка Вертинского района Воронежской области схиигуменом Митрофаном (Мякининым), без преувеличения отличавшимся святой и многоподвижнической жизнью. До самой его кончины он был матушкиным духовником. От его рук она приняла свой монашеский постриг, а в 1950-е годы, от рук схиархимандрита Макария (Болотова), – схиму, по благословению тогда еще епископа Зиновия, а впоследствии схимитрополита Серафима (Мажуги).

По воспоминаниям покойного духовника Тамбовской епархии протоиерея Николая Засыпкина, в схиме Митрофана, отец схиигумен Митрофан (Мякинин) был чудесным человеком, истинным монахом и добрым пастырем. Невзирая на сложность времени, к нему ехали из разных городов и весей люди со своими житейскими и духовными вопросами и нуждами. И он умел всех утешить, всем давал добрые и полезные советы, так что после беседы с ним наступали покой и умиротворение, и возникшие сложности казались не такими уж неразрешимыми. Вокруг подвижника образовалась небольшая община монахинь из закрытых монастырей, а также из новопостриженных тайных монахинь. Община, конечно, существовала нелегально, но жизнь ее протекала строго по монастырскому уставу. Бывая в Киеве, отец Митрофан общался с ныне прославленным в лике всероссийских святых преподобным схиигуменом Кукшей (Величко), который начинал монашескую жизнь на Святой Афонской Горе, после чего с 1913 года до пятилетнего заточения и трехлетней ссылки (в 1938 году) и после своего освобождения был насельником Киево-Печерской лавры; затем, с 1951 года подвизался в Почаевской лавре, с 1957 года – в Иоанно-Богословском Крещатском монастыре на Буковине и с 1960 года в Свято-Успенском Патриаршем Одесском мужском монастыре, где и закончил свой жизненный путь.

Хорошо знаком был отец Митрофан и со знаменитым схиархиепископом Антонием (Абашидзе), который с 1923 года проживал в Киеве, в Китаевой пустыни, куда к нему как к истинному духоносному старцу приезжали со всей России верующие люди. В 1933 году архиепископ Антоний был арестован и приговорен к пяти годам условного заключения. Он поселился на частной квартире неподалеку от Киево-Печерской Лавры, по милости Божией дожил до ее открытия и в 1942 году был погребен в ее стенах.

Когда началась Великая Отечественная война, Матрона Поликарповна, по свидетельству хорошо знавшего ее игумена Варсонофия, ободряла и подкрепляла страждущих людей. А однажды, когда негде было взять воды, – ее практически на тот момент не было – матушка из одного чайника чудесно напоила наших отступающих воинов. Перед началом немецкой оккупации Воронежа Матрона Поликарповна вместе с мужем, дочерью Ольгой и тремя внуками спешно покинули город, стали беженцами. Ничего лишнего они с собой не брали, Кирилл Петрович вез салазки с детьми, а матушка несла в руках литографическую икону Скорбящей Божией Матери. Выбившись из сил, они остановились в одном из деревенских домов у самой линии фронта. Внуки плакали от голода, но накормить их было нечем. Матушка успокаивала детей, говоря: «Сейчас, сейчас, ребята, мы вас накормим». Взяв в руки икону Богородицы, она вышла помолиться, и, упав перед образом Царицы Небесной, со слезами просила у Нее о заступлении и милости. И молитва эта была столь пламенна, что от крыши дома до неба образовался яркий, как огонь, столп, который заметил оказавшийся неподалеку милиционер. Заподозрив, что кто-то подает сигнал немцам, он вбежал в дом, но увидел слезно молящуюся, стоящую на коленях, сияющую матушку и вышел в изумлении. В ответ на эту молитву вскоре же нашлись добрые люди, которые принесли шестерым изнеможенным путникам распаренный овес и квашеную капусту.

Матрона Поликарповна очень почитала Царицу Небесную, часто повторяла молитву и учила всех: «Все упование на Тебя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим». А муж матушки, Кирилл Петрович каждый день читал акафист пред Тихвинской Богородичной иконой. Внучка Матроны Поликарповны Юля рассказывала со слов своего отца Александра, что тот на фронте, во время очень тяжелого кровопролитного боя постоянно видел перед собой образ своей матери; пули свистели беспрестанно, погибло много солдат, но он остался цел и невредим ее молитвами.

Как только немцы оставили Воронеж, Белоусовы возвратились домой. Весной 1944 года, по благословению новорукоположенного правящего архиерея Воронежской и Задонской епархии епископа Ионы, Матрона Поликарповна Белоусова стала членом двадцатки и возглавила исполнительный орган возобновляющей свою деятельность общины Свято-Никольского кафедрального собора города Воронежа, полагая тем самым начало новому для себя самоотверженному ктиторскому подвигу. Когда будущая старица Серафима взялась восстанавливать разрушенный Никольский храм, у нее было всего пять рублей. Матрона Поликарповна стояла на молитве всю ночь, пол стал мокрым от ее слез, и уже на следующий день самые разные люди стали предлагать ей свою посильную помощь. И помощь эта по ее святым молитвам всегда приходила вовремя, так что соборный храм во имя святителя Христова Николая был почти полностью восстановлен менее чем за год.

Незадолго до того, как воронежский архиепископ Иона почил о Господе, к матушке подошел седовласый старец, и, показав ей бутылку с водой, сказал: «Вот как в этой бутылке недостает воды, так и ты полностью храм не достроишь. Вскоре после этого Матрона сподобилась видения Богородицы, которая призвала ее к сугубому смирению и терпению и сказала ей о предстоящем годе болезни. В связи с действительно начавшимся недугом, будущая старица Серафима отошла от дел и в 1946 году вместе с семьей возвратилась в Козлов (к тому времени переименованный в Мичуринск). Поселившись в Мичуринске, она жила неприметно, неопустительно ходила в церковь, непрестанно молилась дома, строго постилась. Даже на Пасху позволяла себе съесть только часть от освященного яйца. Никто никогда не видел, чтобы она проводила время в праздности или отдыхала. Она и сама высоко ставила послушание семье и другим говорила, что для замужних женщин семья должна быть на первом месте и за нее надо будет отвечать перед Богом: сначала за семью спросится, а потом за все остальное.

В семейной жизни матушка придерживалась строгости. Крайне редко внешне проявляла свои сердечные чувства. Когда умирающий Кирилл Петрович протянул матушке на прощание руку, она, хотя и любила его всей душой, но будучи уже тайно постриженной схимонахиней, на его рукопожатие не ответила. А когда в 1961 году он умер, долгое время ни с кем не разговаривала и непрестанно молилась. Рассказывают, что отличавшийся особым великодушием Кирилл Петрович даже в самые голодные военные годы кормил птиц остатками скудной домашней пищи, а те провожали гроб своего кормильца до самого кладбища.

Приняв тайное пострижение в мантию с именем Мария, а затем великий образ в честь преподобного Серафима, матушка стала теплой молитвенницей и настоящей печальницей нашей земли. Дни и ночи проводила в непрестанных слезных молитвах пред своей келейной иконой Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Никогда не стремившаяся к богатству в браке, она в совершенстве исполняла заповедь нестяжания, приняв монашество. О необычайной, по-настоящему христианской, душевной щедрости матушки Серафимы не раз рассказывал благочинному Мичуринского округа протоиерею Александру Филимонову покойный протоиерей Георгий Плужников. В присовокупление к полученным матушкой свыше дарам молитвы, смирения и любви, Господь еще более углубил уже проявившийся в ней ранее благодатный дар прозорливости. Задолго до самих событий она предсказала открытие Тамбовского Преображенского кафедрального собора, Мичуринского Боголюбского собора, Задонского Богородицкого монастыря, а также открытие и расцвет Богородице-Знаменской Сухотинской женской обители, так же как заранее ей был известен и день окончания Великой Отечественной войны.

Достоверно известен случай воскрешения умершего и лежащего в гробу отрока, впоследствии прекрасного тамбовского врача, ортопеда-травматолога. Читавшая над ним Псалтирь матушка Серафима, растроганная безвременной кончиной отрока, обратилась с дерзновенной молитвой ко Господу. Несмотря на явные признаки процесса физиологического тления, после примерно получасового прошения о его возвращении к жизни ребенок чудесно ожил.

Конечно, учитывая тяжесть того времени, семье пришлось срочно покинуть Мичуринск и долгое время скрываться. Когда матушка стала старчествовать, об этом знали поначалу только духовно близкие ей чада из Ельца, Грязей и других мест неподалеку. Матушка встречала всех с такой любовью и милостью, что от нее выходили духовно обновленными. Но по дару прозорливости она и обличала тайные греховные мысли. Все, что она говорила, всегда звучало очень просто и убедительно.

В начале 1966 года, Мария Никитична Мурзина, будущая схимонахиня Питирима, работала в ризнице Свято-Покровского кафедрального Тамбовского собора. К ней зашла подруга ее родной сестры и спросила: «А у вас ветхие иконы сжигают?» Монахиня ответила: «Бывает, что сжигают». – «У меня икона есть, на которой ничего не видно, темная. Можно ее принести? Я тебе отдам, а когда будут сжигать, сожги». – «Приноси. Владыка объявит, когда будут сжигать». Принесенную икону Мария Никитична протерла, но на сжигание отдавать побоялась. Решила попросить благословение у матушки Серафимы, своей духовной матери. Старица сказала: «Не давай на сжигание, этой иконой я тебя благословлю. Поставь ее в красный угол и молись. Со временем увидишь, какой образ на иконе. Потом отдашь ее в обитель, она чудотворная». Женщина молилась, как благословила ей матушка, читала акафист Спасителю и Божией Матери, и икона начала обновляться. Сначала стал виден крест, потом образ Спасителя-Богомладенца. Затем появился образ Божией Матери «Вышенская» – очень редкая икона. Мария Никитична читала перед ней акафист Казанской иконе Божией Матери («Вышенской» иконе читают именно этот акафист), и образ обновился полностью.

Преставилась матушка 5 октября 1966 года, в среду, в 13 часов, немного не дожив до 76 лет. В самый момент ее упокоения некоторые из находившихся на улице людей видели необыкновенный огненный столп, исходящий из дома старицы. Подумали даже, что у Журавлевых (фамилия матушкиной дочери в замужестве) случился пожар. Но это Господь показал, что праведная душа схимонахини Серафимы, всегда стремившаяся к Богу, вознеслась к своему Творцу. До самого погребения руки усопшей были мягкими и теплыми. А лицо, по словам очевидцев, сияло.

Со дня блаженной кончины Мичуринской старицы прошло пятьдесят лет. Однако ее имя хорошо знают люди, родившиеся после ее смерти и никогда не бывавшие в Мичуринске. Не иссякают чудеса и исцеления на месте упокоения матушки. Растет ее почитание в народе. Благодарные мичуринцы проложили асфальтовую дорожку до самой матушкиной могилки, над которой с 1998 года стоит надгробная часовня. Матушку Серафиму поминают и любят в разных странах, весях и городах, где она при своей земной жизни никогда не бывала. О ней как о великой молитвеннице и чудотворице одинаково благоговейно свидетельствуют и миряне, и священники, и епископы.

Многочисленные свидетельства о чудесной помощи Божией, оказанной по молитвам матушки Серафимы, задокументированы, и список этот продолжает пополняться по сей день. Хочется верить, что канонизация мичуринской подвижницы уже не за горами, и Господь сподобит нас с великой радостью воспевать со всей церковной полнотой: Преподобная мати Серафима, моли Бога о нас!


В этом коротком докладе я хотел отобразить то удивительное общение, которое имели между собой монашествующие в тяжелое для нашей страны время. И, к сожалению, стоит отметить, что это трепетное общение мы не всегда находим в наше, как нам кажется, свободное для всего время. Гонения, которые пришлось претерпеть множеству подвижников благочестия, никогда не останавливали их – они снова возвращались к своему молитвенному делу. К сожалению, это то, о чем многие из нас забывают. Ведь без молитвы все остальное – пустота, точно так же, как и без любви.

Краткий очерк из новой книги о схимонахине Серафиме

19 июля 1875 года в Кашине 1 в благочестивой семье Илии и Марии Ушаковых, родилась дочь. Девочку во святом Крещении нарекли Софьей в честь святой мученицы Софии. 2 Девушка была хороша собой, высокая и стройная, знатного рода. Родители прочили дочери блестящее будущее, хорошее образование и выгодное замужество. Незадолго до свадьбы, обращаясь к родителям с просьбой об отсрочке решения на одну ночь, она сказала: - «Я из послушания родительского не пойду, но дайте мне одну ночь на раздумье. Хочу положить жребий 3 , и что мне выпадет – замужество или монастырь, так тому и быть». По промыслу Божьему, девушке суждено было стать невестой Христовой. Родители смирились с Божией волей. Стали собираться в дорогу, и рано утром Софья Ильинична (будущая схимонахиня Серафима) в сопровождении родительницы покинула отчий дом, направившись в Филимоновский Княже-Владимирский женский монастырь. 4

Монастырь был основан в честь чудесного избавления от гибели императора Александра III и его семьи, при крушении царского поезда 17 октября 1888 года. Он был построен по образцу Черниговско-Гефсиманскогоскита с подземной усыпальницей, верхним и нижним храмами (Троицким и преп. Сергия Радонежского). Его первой игуменьей стала княжна Вера Борисовна Святополк-Четвертинская.

По скорой блаженной кончине Веры Борисовны, указом от 18 июня 1893 года, была назначена новая игуменья Анастасия - монахиня Казанской Головинской обители. К ней, по всей видимости, и попала для беседы юная просительница. Глядя на знатную красавицу, игуменья поначалу высказала сомнение: - «Сможешь ли в послушании – у нас трудно…», но она была тверда в своем намерении посвятить жизнь Богу и, благословив дочь на монашескую жизнь, мать вернулась домой. В обители девушку приняли с любовью, дали послушание - приносить воду из колодца 5 , расположенного в низине, к кельям. Пять лет София носила на коромысле в гору тяжёлые ведра с водой, и когда уже не смогла справляться с тяжестью по причине нездоровья (ноги ослабели и почти не слушались ее), ей поручили сбор и заготовку на зиму грибов. В течение пяти лет она со смирением несла это и другие послушания. Есть так же сведения о том, что матушка была регентом монастырского хора… Первое время «кандидатке в послушницы» полагалось не только выстаивать многочасовые монастырские службы, вычитывать келейно молитвенное правило, но и со смирением нести бремя тяжелых послушаний. Если по истечении испытательного срока желание отречься от мира и всем сердцем служить единому Господу было по-прежнему неизменно, то, как правило, после многолетнего искуса, её постригали в рясофор, а затем в мантию.


София же по своему глубочайшему христианскому смирению и кротости переносила все с любовью и великим терпением, памятуя о том, что цель истиной христианской жизни состоит в стяжении Духа Святого Божиего, 6 а смирение 7 есть основа всех добродетелей 8 , без которого невозможно спасение, тем более в монастыре. По прошествии многих лет тяжелого труда на послушаниях, она заболела и слегла в постель, с которой уже более не встала…К сожалению, нам неизвестно, когда и с каким именем София приняла постриг, когда Господь сподобил её дать монашеские обеты… Однажды зимой её, тяжело больную, без сознания, сестры повезли на санях к врачу. По дороге разыгралась сильная метель. Сани встряхнуло и больная выпала из них... Сестры спохватились ее не сразу…, и только после долгих поисков, матушку нашли занесенную снегом и сильно обмороженную. (С тех пор ноги и руки страдалицы сделались скрюченными, а тело покрылось язвами). Божия избранница только чудом тогда осталась жива. Вероятно, именно после этого случая и состоялся постриг в схиму, а небесным покровителем подвижницы стал преподобный Серафим Саровский.

В ноябре 1928 года монастырь закрыли, пришли красноармейцы…, монахинь и послушниц выгнали из Святой обители. Сестры разбрелись кто куда, некоторые нашли приют в близлежащих селах. В монастыре осталась только схимонахиня Серафима… В холодный ноябрьский день бедную страдалицу, лежащую недвижимо на железной кровати, представители власти вынесли за ограду монастыря в березовую рощу. Схимонахиня Серафима пролежала под открытым небом всю ночь, пока сердобольная отроковица Мария (будущая келейница старицы) не нашла её. Девочка упросила свою родную тетю Аполлинарию, которая жила в деревне Филимонки, неподалеку от монастыря, взять матушку к себе. Мария всей душой привязалась к схимонахине, с любовью ухаживала за нею, решив для себя, что никогда не оставит страдалицу. Схимонахиня успокаивала девочку, говорила: «Не волнуйся Мария, все будет хорошо...»
Чтобы как-то заработать на жизнь, время тогда было тяжелое, она нянчилась с чужими детьми… По прошествии нескольких лет схимонахиня Серафима призвала ее и сказала, что пора ей подумать о замужестве. Из воспоминаний келейницы Марии (Кузнецовой) : «Пришло время, матушка говорит: - Нужно замуж выходить... - Не хочу! - Надо, девонька». Вскоре по молитвам прозорливой старицы посватался к девушке Кузьма Кузнецов. Мария ответила жениху согласием, но при условии, что они не оставят матушку Серафиму. Юноша был не против, и после свадьбы они все вместе стали жить в доме Кузьмы в поселке совхоза Коммунарка. В 1940 году у Марии и Кузьмы родился сын, а в 1947 году – дочь. Мальчика назвали Юрой, а девочку в честь схимонахини - Серафимой. Старица помогала им, чем могла... Маруся с мужем оба работают, а она лежит, читает, а сама люльку с девочкой качает, качает…

Двадцать два года, до самой кончины схимонахини, Мария была ее келейницей. (Помогала ей также монахиня Татиана, а в последние годы Господь послал помощницу, Екатерину из Елоховского собора). Ухаживая за полупарализованной старицей, протирая скрюченные руки и ноги, обрабатывая гноящиеся язвы 9 на теле подвижницы, Мария каждый раз удивлялась ее мужеству и безмерному терпению, из уст которой вырывался не стон, а благодарение Господу за всё.

Из жизнеописания о схимонахине Серафимы Ушаковой «Православные подвижницы двадцатого столетия»: «За свою непоколебимую веру, неугасающую любовь к Господу и великое смирение страдалица удостоилась Даров Святого Духа: прозорливости и исцеления. Схимонахине Серафиме, столько лет страдающей от незаживающих язв, было дано свыше врачевать телесные болезни и раны духовные.

По свидетельству современников, любвеобильная старица всегда была приветлива со всеми. Страдалица умела утешить, отогреть душу: «Смиренный дух её, покой душевный были удивительны! Сама всегда приветливая, в руках крест, на руке четки... Она - кому слово, кому водички со креста, кому маслица - врачуя духовные и телесные недуги».
К прозорливой старице за духовным советом и молитвенной помощью приезжали страждущие не только из окрестных сёл, но и из Москвы. Тайно приезжали монашествующие и священники. От схимонахини Серафимы верующие люди уходили обновлёнными, забывая о своих переживаниях и недугах. По ее молитвам неразрешимые житейские проблемы решались как бы сами собой. Молитва прозорливой старицы выводила людей на путь истинный».

Поселок Коммунарка, где жила семья Кузнецовых и несла свой молитвенный подвиг схимонахиня Серафима, многострадальная земля…. В годы безверья буквально насквозь пропитана кровью расстрелянных, замученных жертв политических репрессий. Сколько вокруг расстрельных мест было, и не сосчитать. Здесь находится одно из самых крупных массовых захоронений жертв политических репрессий в Москве (спецобъект НКВД). В этой земле лежат тысячи жертв политического террора 1930- 1950-х годов. Вечная им память! Спустя годы правительством России было принято решение о передаче спецобъекта в ведение Московской патриархии. В 1999 году премьер Евгений Примаков подписал соответствующее распоряжение. Патриархия же передала бывший спецобъект Свято-Екатерининскому монастырю. «Коммунарка» стала его подворьем… 10 В посёлке никогда раньше не было церкви. По милости Божией и по молитвенному ходатайству схимонахини Серафимы 7 июля 2006 г. состоялся чин закладки памятного камня в фундамент строящегося храма Преображения Господня. 11

Времена тогда были страшные… Всевозрастающее почитание схимонахини было настолько явным, что это тревожило местные власти. Люди к ней тянулись всей душою, спешили за мудрым советом… «Бывало до сорока человек помещалось в ее небольшой комнатке. Молились и трапезничали сообща. С матушкою невозможно было расстаться. Дорого было каждое мгновение, проведенное с нею…» 12 . Несколько раз Кузнецовых предупреждали, чтобы они не пускали посетителей к старице, впоследствии, дело дошло не только до угроз. Схимонахиня Серафима скорбела о семье келейницы Марии, хорошо понимала, что так долго продолжаться не может, что их, в конце концов, могут выгнать на улицу вместе с малыми детишками… По промыслу Божиему с помощью схимонахини Гавриилы (в монашестве Татианы) 13 старицу Серафиму перевезли в деревню Жабкино.
Келейница Мария поехала с матушкой, не оставила ее. Было это приблизительно в октябре-ноябре 1949 года, за четыре месяца до блаженной кончины матушки Серафимы. В деревне Жабкино, расположенной недалеко от Бирюлёво, прозорливую старицу часто посещали священники и верующие из Бирюлёвского Никольского храма. Перед кончиной матушка завещала похоронить её возле церкви. Она открыла настоятелю храма отцу Николаю (Перехвальскому), что после её смерти молитва у ее могилы будет помогать больным и страждущим.

Приведём цитату из жития схимонахини Серафимы: «Господь даровал матушке таинственные откровения, по которым она знала имена людей, которые ещё только собираются к ней, их намерения, тайные пожелания и истинные нужды. Многое ведомо было ей о судьбах людских. Так ещё, за несколько лет до пожара, матушка сказала отцу Василию Моисееву (зная о тайном его намерении перейти в другой храм): «Не уходи, тебе еще храм строить». Так и случилось - именно он построил нынешний храм...»
17 февраля 1950 года (в Прощеное Воскресенье) схимонахиня Серафима мирно отошла ко Господу. По свидетельству очевидцев: «По смерти расправились у матушки ручки и ножки. И лежала она покойно, строгая и светлая. Когда выносили из дома гроб, все увидели на небе огромный огненный крест». Отец Николай и отец Василий (бирюлевские батюшки), перевезли тело схимонахини Серафимы в храм.

«Мы всю ночь читали над гробом новопреставленной Псалтирь, - рассказывает Анна Петровна Виноградова . Утром приехали монашествующие, священнослужители, духовные чада старицы, все те, кто почитал великую подвижницу. Отпели её по монашескому чину. Гроб с телом схимонахини Серафимы обнесли вокруг храма и захоронили за алтарной частью. На могиле поставили её келейный крест, 14 пред которым она возносила свои молитвы ко Господу... (На 40-й день по блаженной кончине старицы, келейнице Марии приснился сон, что стоит схимонахиня Серафима «в свете на амвоне бирюлёвского храма», а рядом с ней она - Мария. Схимонахине Серафиме говорят: «Это самое Ваше место - понятно, но что тут делает Мария?» Старица отвечает: «Она служила со мною Богу 22 года»).

В 1977 году по проекту застройки микрорайона Бирюлёво – Западное, Бирюлёвское кладбище должны были уничтожить. С изменением границ церковной территории несколько дорогих могил оказались за оградой на проходном месте. Настоятель Никольского храма, отец Василий (Моисеев) 15 добился разрешения на перезахоронение останков старицы Серафимы и ещё нескольких человек на территории церкви, возле нового храма. Перезахоронить старицу было поручено отцу Алексию (Байкову).

В июле 1979 года, после почти тридцатилетнего пребывания в земле, тело схимонахини подняли из могилы и переложили в новый гроб. По свидетельству очевидцев: «Одежда схимонахини Серафимы была цела, мощи нетленны. Лишь кипарисовый крест выпал из её рук». Отец Алексий (Байков) вложил этот крест в руки угодницы Божией. А. П. Виноградова взяв несколько щепочек от гроба матушки, бережно хранила их все эти годы и теперь с радостью передает эту святыню в Никольский храм. Больше полувека прошло со дня блаженной кончины схимонахини Серафимы, но и по сей день, совершаются чудеса по ее молитвам за всех притекающих к ней:

«Матушка Серафима является покровительницей нашего храма, - свидетельствует священник Константин (Кобелев), помогающей нам и в большом и в малом. Когда понадеешься на свои силы, даже простые дела не получаются. И наоборот, когда обратишься к ней на могилке, то по её молитвам решаются самые сложные вопросы».

По молитвам старицы оставляют душевное уныние, печаль и скорби… о. Николай (Мартинкевич) , будучи студентом института, однажды пришел к ней на могилку, помолился и попросил матушку: - «Помоги мне исцелиться, матушка Серафима! Если поможешь, я стану священником». У него была очень страшная болезнь позвоночника. Он лежал пластом, мучили сильные боли». Господь исцелил Николая, по молитвам старицы Серафимы. По промыслу Божиему ему предстояло принять священство и восстановить в селе Сосенки разрушенный храм 16 , который был закрыт в начале 30-х годов. Местные власти устроили в нем машинно-тракторную станцию. В годы войны в храме располагалась хлебопекарня, а с 50-х годов - завод фруктовых вод. По просьбе верующих, летом 1993 года храм был возвращен Русской Православной Церкви. По молитвам матушки получила чудесное утешение р.Б. Ксения В. : «…слезы сами покатились по моим щекам, словно внутри возник, открылся источник слез…, и я стала плакать от всего сердца… Все то, невыплаканное горе накопившиеся за все эти долгие годы, выплеснулось через край…. Так я сидела в полном одиночестве и плакала…, плакала… И в какой-то момент мне стало на сердце легче от этих слез, словно выплакала я всё…, отпустила меня печаль. Такого со мною никогда не было. Спокойствие, мир, утешение, радость коснулись моего сердца…, и мне стало легче».

Статьи по теме