состав слова. Культура письменной речи. экзамен - морфемика. состав слова Собственные и нарицательные имена существительные

– Приставка обозначается значком . Выделите приставку в данных словах.

– Какие в этих словах приставки: одинаковые или разные? (В этих словах разные приставки .)

– Что меняется в слове с изменением приставки? (С изменением приставки меняется смысл (значение) слова .)

– Изменение значения слова приводит к образованию нового слова. Если приставка изменяет значение слова, то для чего же она служит? (Приставка служит для образования новых слов .)

– Теперь скажите все, что вы знаете о приставке.

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка обозначается значком .

2. Работа над упражнением 145.

На доске записаны слова.

Делать, сделать, приделать.

Написать, писать, списать.

Бег, забег, разбег.

Отвёз, вывез, вёз.

– Внимательно смотрите на слова, которые я буду показывать. Если я покажу слово, в котором есть приставка, вы поворачиваетесь лицом друг к другу и обмениваетесь хлопками. Если я покажу слово, в котором нет приставки, вы присядете.

3. Знакомство с суффиксом.

– Как можно назвать маленькую ягоду малины? (Малинка .)

– Как называется участок земли, где растет малина? (Малинник .)

Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают слова:

малинка – малинник

– Выделите в словах известные вам составные части.

– Какую часть в первом и во втором слове вы не выделили? (Мы не выделили часть, которая стоит после корня .)

– Часть слова, которая стоит после корня, называется суффиксом. Суффикс обозначается значком ^.

– Выделите суффиксы в словах.

– Суффиксов, как и приставок, в русском языке много: -ник, -чик, -щик, -онок, -ов, -ев-, -н, -нн и т. д.

– Скажите все, что вы знаете о суффиксе.

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффикс обозначается значком ^.

4. Работа над упражнением 147.

5. Разбор слов по составу.

На доске записаны слова: чашечка, мышка, белочка, зимушка, разбег, крылышко, полёт .

– Спишите слова. Разберите их по составу.

V. Итог урока.

– Как образуются родственные слова?

– Что такое приставка?

– Что такое суффикс?

Домашнее задание. Правило на с. 66–67, упражнение 149.

Урок 46. Закрепление знаний о суффиксах
и приставках как значимых частях слова

Цель: развивать умение разбирать слова по составу и образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Как вы разобрали слова рыбка, горка, травка по составу?



– Что такое приставка?

– Что такое суффикс?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: сон, мак, мёд .

– Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В корне какого слова она находится? (Мы будем писать букву м . В слове мёд она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук [м’] .)

мб мв мг мд...

– Определите порядок следования букв в данном ряду и продолжите строчку до конца. (Строчная м чередуется с буквами, обозначающими звонкие парные согласные звуки .)

IV. Разбор слов по составу.

На доске записаны слова: осинка, подготовка, вход, походка, рыбка, берёза, ивушка .

Порядок разбора слов по составу:

1. Найди окончание. Для этого измени слово по числам или вопросам. Окончание – это та часть, которая изменилась.

2. Найди корень. Для этого подбери родственные слова и найди их общую часть.

3. Найди приставку. Она стоит перед корнем.

4. Найди суффикс. Он стоит после корня.

Замени выражение одним словом.

Маленький гриб-___________________________________________________

Тот, кто любит собирать грибы-_______________________________________

Часть гриба под землёй-_____________________________________________

Измени по образцу.

Большая Маленькая

Доска досточка

Коза ________________

Стрела _________________

Стена _________________

Разобрать по составу.

Берёза, берёзка, берёзонька, берёзовые, березняк.

Осина, осиновый, осинка, осинник.

Среди букв, расположенных в случайном порядке, найди слова и подчеркни их.

ШКПИТЗЦФЛАГДЦАОПТИЦАЩКЕТИШАРЖДЩУКАМИ

Разделительный твёрдый знак.

Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ё ,ю,я.

1.Обведи в кружочек приставки, рядом с которыми может «поселиться» Ъ.

ИЗ, РАЗ, ПРИ, У, ВЫ, ПЕРЕ, ПРЕД, ЗА, НА, В, ВО, С, СО, ДО, ПО, ПОД, ПОДО, ПРО, О, ОБ, ОБО, ОТ, О.

2.Подчеркни слова с разделительным твёрдым знаком.

Твёрдый знак нам нужен тоже,

Без него сказать не сможем:

Съезд, съедобный, объясненье,

И подъезд, и объявленье.

Распредели слова в две колонки, вставляя буквы.

Ш…ёт, п…ёт, об…явление, вороб…и, с…ёмка, ноч…ю, раз…езд, под…ём.

Разделительный ь знак Разделительный ъ знак

_____________________ ________________________

______________________ ________________________

______________________ _________________________

_______________________ _________________________

4.Найди ошибку и исправь её.

Въехал, въюга, въбежал, пъёт, съел, подъвязка.

Подчеркни всегда строчную (маленькую) букву.

б, ц, ъ, я, о.

Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Имя существительное- часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? что?. Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?, называются одушевлёнными. Имена существительные, которые отвечают на вопрос что?, называются неодушевлёнными.

Допиши слово, обозначающее предмет.

Рыжая хитрая______________________________

Косой трусливый___________________________

Серый колючий____________________________

Маленькая быстрая_________________________

Выпиши слова на нужную строку.

Брат, солнце, ягода, заяц, девочка, язык, кот, книга, сестра, окно.

Одушевлённые сущ._________________________________________________



Неодушевлённые сущ._______________________________________________

3.К выражениям подбери подходящие по смыслу слова, соедини их линией.

В школе я покупатель

В магазине я пешеход

На улице я ученик

В транспорте я пассажир

4.Зачеркни «лишнее» слово.

Куст, дерево, цветок, красивый, роза.

Диван, стул, мягкий, стол.

5.* Какие слова любит ворона? Например: КАРнавал

КАР___________ КАР___________ КАР_____________

Собственные и нарицательные имена существительные.

Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, улиц- это имена собственные. Имена собственные пишутся с большой (заглавной) буквы.

Обведи имена собственные.

Корова, собака, Полкан, коза, Зина, Аскар, река, Иванов, Балхаш.

Дополни предложения.

Меня зовут_____________________________________________________

Моя фамилия____________________________________________________

Мою маму зовут_________________________________________________

Моего брата (сестру) зовут________________________________________

Мою учительницу зовут___________________________________________

СОСТАВ СЛОВА

Слово состоит из значимых частей – морфем. Морфема – неделимая и регулярно воспроизводимая единица грамматической структуры слова, соотносимая с соответствующим элементом его лексико-грамматического значения.

В русском языке четыре вида морфем. Главная из них – корень , выражающий общее лексическое значение целого ряда слов, которые называются родственными (или однокоренными). В родственных словах корень может меняться (тогда он называется вариантным, или чередующимся, а правильный выбор варианта определяется орфографическими правилами):

умирать – умереть – умру – мор

Следует помнить, что в одном слове может быть несколько корней: земл етряс ение, пар оход , лес оповал

Некоторые корни в «свободном» виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или с другими корнями:

заня ть – наня ть – сня ть – переня ть
птенец – пташк а – птиц а – птич ник

Значимой частью слова является приставка – морфема, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов.

город – при город
муж – за муж
добрый – пре добрый
держать – за держать

Значимой частью слова является суффикс – морфема, которая стоит после корня и тоже обычно служит для образования новых слов. Суффикс, присоединяясь к основе слова, как и приставка, изменяет лексическое значение слова:

малина – малинник («место, где растет малина»)
серый – сероват ый («немного, слегка серый»)
стол – столов ый («относящийся к столу»)
глупый – глупость («глупый поступок, глупые слова»)

Иногда суффикс стоит после окончания и в научном обиходе он называется постфиксом . В основу слова он входит, если образует новое слово. В этом случае мы имеем дело с так называемой «разорванной» основой.

просматривать – просматриваться
какой – какой-нибудь

Соединительная гласная (о,е) – морфема, которая служит для образования новых слов способом сложения. Она стоит между корнями сложного слова и входит в основу слова.

железно дорожный
лесо степь
древне русский
пеше ход

Окончание – изменяемая (значимая) часть слова, которая служит для связи слов и выражает значения рода, числа, падежа, лица. Окончание не входит в основу слова. С помощью окончания образуются не новые слова, а разные формы одного и того же слова, то есть лексическое значение слова не меняется.

города (мн.ч., им. пад.) – городом (ед.ч., тв. пад.) – городами (мн.ч., тв. пад.)
пишете (мн.ч., наст. вр., 2 л.) – пишет (ед.ч., наст. вр., 3 л.) – пишу (ед.ч., наст. вр., 1 л.)

Особого внимания при разборе слова по составу требуют слова с нулевым окончанием , которое не выражено звуком и на письме не обозначено буквой.

Нулевые окончания обнаруживаются в формах следующих частей речи:

имя существительное

1) 1-е скл., род. пад., мн. ч.
(берёз, туч)
2) 1-е скл., вин. пад., мн. ч., жен. р.,
(одушевл. девочек, сестер)
3) 2-е скл., им-вин. пад., ед. ч., муж. р.,
(неодушевл. дом, профилакторий )
4) 2-е скл., род. пад., мн. ч.
(ботинок, стихотворений)

5) 3-е скл., им-вин. пад., ед. ч.
(дуэль, мышь)
6) род. пад., мн. ч., сущ. на -мя
(времён, имён )

имя прилагательное

1) кратк. форма мужского рода
(умен, слаб)
2) им-вин. пад., ед. ч., мужского рода притяжательных прилагательных
(шакалий, птичий, папин, зятев )

имя числительное

1) им-вин. пад. некоторых количественных числительных
(сорок, двадцать шесть )

1) муж. род, ед. ч., прош. время
(читал, умылся )
2) 2-е лицо ед. ч., повелит. наклонение
(пиши, стой )

причастие
1) краткая форма мужского рода
(распределен, вымыт )

Статьи по теме