Какие бывают феномены в психологии. Аномальные психические феномены. Состояние «неудобного положения»

В практике эмпирической психотерапии необходимо учитывать наличие сложных психических феноменов, направляющих жизнь человека, поскольку в ней создаются условия для их проявления. Ниже кратко рассмотрены некоторые из этих феноменов.

Чувственные комплексы

Предваряя разговор о чувственных комплексах, я сделаю краткий, поверхностный обзор того, что мы на сегодня знаем о чувстве вообще. Несколько тысяч лет назад (а, возможно, и много раньше) восточная философская мысль выделила у человека шесть «органов чувств»: зрение, слух, обоняние, осязание, касание и мышление. Деятельность каждого из них сопряжена с переживанием какого-то чувства, которое в свою очередь есть результат активности определённых отделов головного мозга. Однако как «органы чувств», так и соответствующие им отделы головного мозга - это лишь передаточные звенья в цепи, приводящей нас к переживанию того или иного чувства. А что собой представляет основа, позволяющая нам переживать чувства, - мы до сих пор не знаем. Не без оснований, на основании научных и «не научных» данных, мы полагаем, что эта основа теснейшим образом связана с психикой, если вообще не является единым целым с ней. Но это понимание, ни на шаг не приближает нас к истинному знанию природы чувств, а лишь «добавляет тумана», поскольку о природе психики мы знаем весьма мало. И соотвественно есть много вопросов, на которые мы до сих пор не имеем ответов. Среди них: имеет ли эта основа представительство в каждом «органе чувств»/соответствующем ему отделе головного мозга, или лишь некую связь с каждым из них, или и то и другое вместе? Практические наблюдения убеждают нас в том, что переживание какого-то чувства может быть не только следствием деятельности какого-то «органа чувств», но и следствием непосредственной деятельности той основы, что даёт нам возможность переживать чувство. В последнем случае «органы чувств»/соответствующие им отделы головного мозга функционируют следующими способами:

  • - или так, словно в воспринимаемом окружении есть причины, вызывающие появление соответствующие чувства, хотя таковых причин нет;
  • - или из всего спектра сигналов окружающего мира они реагируют только на те, которые соответствуют переживанию заданного чувства;
  • - или интерпретируют любые внешние сигналы как соответствующие заданному переживаемому чувству;
  • - или используют различные комбинации выше указанных возможностей функционирования.

Есть ещё один вариант деятельности основы, порождающей чувства: появление отсутствия способности чувствовать, при - анатомически и физиологически, - сохранных «органах чувств» и соответствующих им отделов головного мозга.

Изложенное выше и практический опыт позволяют полагать, что «органы чувств» и соответствующие им отделы головного мозга в своей деятельности вообще не имеют автономности.

На этом я завершу обзор и перейду непосредственно к разговору о чувственных комплексах.

Жизнь человека - это переживание разнообразных чувств. Надо отметить, что чувство - это нечто имеющее жизнь гораздо более долгую, чем жизнь человека, и оно лишь временно связано с тем, что есть человек. Пи этом чувство, испытываемое человеком может быть очень интенсивным но, это далеко не вся та интенсивность, на которую оно способно. В различных мировых учениях отмечается, что пока человек жив чувства ограничены в своём проявлении и наоборот - проявляются безгранично после его смерти. Возможно, это имеется в виду, когда человека предупреждают о том, что его ненависть, или любовь будет с тем, что останется после его физической смерти.

В силу определённых причин, в момент возникновения чувства полного его проявления не происходит. Оно преобразуется в то, что К.Г. Юнг назвал - чувственный комплекс, который вытесняется из сознания в сферу личного бессознательного.

Чувственный комплекс - весьма энергозатратное образование. Он не только кумулирует в себе энергию непрожитого чувства, но и способствует образованию в теле человека различных депо застойной мышечной энергии. Кроме того, чувственный комплекс требует определённых энергетических затрат на своё создание, вытеснение в личное бессознательное и удержание там. Энергия для всего этого черпается из того резерва, что дан человеку на его жизнь.

В психоаналитической литературе механизм, удаляющий чувства (в виде чувственных комплексов) из сферы сознания в личное бессознательное был назван - вытеснение. Способность психики вытеснять чувства в личное бессознательное дана человеку ещё до рождения и проявляется в течение его жизни не зависимо от его желания. Но по мере развития сознания, по мере формирования навыков самоконтроля и по мере познания себя, человек может влиять на процесс вытеснения способствуя или препятствуя ему.

Процесс преобразования чувства в чувственный комплекс и вытеснения его в личное бессознательное сопровождается изменением общего состояния человека в сторону снижения интенсивности ментальных, эмоциональных и телесных проявлений. Скорость притупления остроты их проявлений проходит параллельно вытеснению чувственного комплекса в личное бессознательное, и напрямую зависит от того, как оно реализуется. Нюансов, относящихся к последнему факту, множество и специалистами накоплен богатый практический материал, свидетельствующий об этом. В том числе имеются и наблюдения крайне противоположных случаев. Один их полюс представлен молниеносно протекающим процессом вытеснения, сопровождающимся «потерей» ментальной, эмоциональной и телесной памяти об определённых событиях. Второй - противоположный ему вариант, - проявляется отсутствием вытеснения, и, как следствие этого неспособностью человека насколько-то приглушить чувства, соответствующие какому-то переживанию из его прошлого. Возможно, в данном случае речь идёт не о том, что процесс вытеснения не может осуществиться, а о том, что по ряду причин он неэффективен.

Процесс вытеснения является адаптивным инструментом, позволяющим отложить, отсрочить полное проживание, полное выражение чувства. Но только временно отложить, так как в природе человека заложена необходимость полного проявления, самовыражения любого чувства. Эту особенность можно сформулировать как некий жизненный принцип: любое чувство стремится к такому (полному) проявлению, после которого оно может «сойти со сцены» уступив место другому чувству. В нас заложена потребность во всесторонней реализации любого чувства. Этим объясняется то, что чувственный комплекс проявляет тенденцию к возвращению из пространства личного бессознательного в сознание, и продолжению в нём своей жизни. И хотя бы частично, но ему это удаётся сделать. При этом, возвращаясь, оно каждый раз заставляет человека в той или иной степени переживать то, что когда-то не было прожито полностью. Как отметил К.Г. Юнг чувственный комплекс демонстрирует свою определённую независимость и способность воздействовать на психофизическое состояние человека.

Многократно, в различные моменты жизни, преодолевая действие вытеснения, чувственный комплекс напоминает своему хозяину о себе соответствующими ментальными, эмоциональными и телесными проявлениями. В ответ на такую самостоятельность чувственных комплексов человек усиливает имеющиеся у него возможности контроля за происходящим в нём. То есть делает работу вытеснения более интенсивной. Правда, для этого требуется затрата дополнительной энергии. И чем более интенсивно какой-то чувственный комплекс стремится вернуться в сознание, тем больше энергии расходует человек на противодействие ему. При этом силы, которые человек может использовать в этой борьбе, постепенно истощаются. А вот чувственные комплексы неутомимы в своём стремлении вернуться и проявиться полностью. Один из результатов этого противостояния проявится в том, что человек станет ощущать нехватку энергии на поддержание своей повседневной активности. Человек отметит, что стал быстро утомляться. Одновременно он заметит и то, что его психологический статус меняется в худшую сторону. То есть чувственные комплексы имеют непосредственное отношение к развитию астенизации человека, к возникновению у него психологических проблем, и, как следствие всего этого, к возникновению психосоматических заболеваний.

Чувственные комплексы не есть что-то, с чем надо бороться, проявления чего надо подавлять. Конструктивный подход в психотерапевтической работе подразумевает создание условий, в которых какой-то чувственный комплекс сможет разрешиться. Возможность этого предоставлена самим принципом формирования чувственных комплексов: каждый чувственный комплекс содержит в себе память о ментальных, телесных и эмоциональных проявлениях чувства его породившего. Психотерапевтическая практика показывает, что правомерна и обратная зависимость: активизация соответствующего ментального, эмоционального или телесного проявления приводит к проявлению чувственного комплекса в целом. Это отмечено в различных психотерапевтических подходах. Например, психоаналитическая практика показывает, что работа с ментальным планом оживляет эмоциональные и телесные проявления, соответствующие пережитому когда-то состоянию. Проявление чувственного комплекса наблюдается и при использовании психотерапевтических подходов, практикующих работу с телом или с эмоциональными переживаниями. Поэтому оживляя какое-то ментальное, эмоциональное или телесное проявление (как по отдельности, так и в различных их сочетаниях) можно прорабатывать соответствующий чувственный комплекс.

Обобщая всё известное мне о способности человеческой психики к вытеснению и созданию чувственных комплексов, я могу высказать мнение о том, что их наличие в человеческой психике - это следствие присутствия в человеке эго. Я думаю, что отсутствие эго повлечёт за собой отсутствие вытеснения и невозможность создания чувственных комплексов. Но отсутствие эго - это тот этап развития человека, который пока ещё не достижим для абсолютного большинства людей. Поэтому для нас сейчас актуальнее другой вопрос: каким образом достигать разрешения чувственных комплексов? Мой личный опыт не позволяет дать ответа, исчерпывающего все возможные случаи. Но на основе своего опыта я могу сказать, что для разрешения чувственного комплекса, как минимум, обязательно наличие двух условий.

Первое условие - это наличие возможности полностью прожить ситуацию, породившую чувственный комплекс.

Второе условие - это необходимость осознания опыта, который позволяет получить ситуация, породившая чувственный комплекс.

На этом рассмотрение роли чувственных комплексов, как отдельно взятых психических феноменов, можно считать достаточным, и мы вплотную подошли к рассмотрению роли второго психического феномена - систем конденсированного опыта (СКО). Изолированное влияние любого чувственного комплекса на жизнь человека весьма кратковременно. Будучи вытесненным в личное бессознательное он объединяется с себе подобными в то, что называется системой конденсированного опыта. И уже спустя короткое время после своего зарождения, любой чувственный комплекс проявляется в сознании человека как представитель своей СКО.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

Ø психические процессы;

Ø психические состояния;

Ø психические свойства.

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции . Окончание одного психического процесса тесно связано с началом нового процесса. Отсюда – непрерывность психической деятельности.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные (к ним относятся ощущение и восприятие, представление, память, мышление и воображение), эмоциональные (активные и пассивные переживания), волевые – решение, исполнение, волевое усилие и так далее.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и так далее).

Наиболее изученными являются:

Ø общее психическое состояние (например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности);

Ø эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и другие).

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются психические свойства личности.

Под психическими свойствами личности следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в процессе практики, являясь результатом отражательной и практической деятельности.



Свойства личности многообразны. Они классифицируются в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых формируются:

Ø интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума;

Ø волевые свойства – решительность, настойчивость;

Ø эмоциональные свойства – чуткость, нежность, страстность, аффективность и тому подобные.

Психические свойства не сосуществуют вместе, они синтезируются и представляют собой сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

Ø жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

Ø темперамент, то есть, систему природных свойств личности (подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности), характеризующую динамическую сторону поведения;

Ø способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);

Ø характер как систему отношений и способов поведения.

Психическое отражение имеет свои особенности: во-первых, это не мертвое, зеркальное однонаправленное отражение, а сложный, постоянно изменяющийся процесс, в котором любые внешние воздействия преломляются через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека; во-вторых, оно основано на материальных нейрофизиологических процессах и является результатом высшей нервной деятельности; в-третьих, это всегда правильное, верное отражение действительности.

Особо при изучении темы следует обратить внимание на тот факт, что психика является результатом развития живой материи, которая возникла на определенной ступени развития живых организмов и прошла несколько стадий развития. Высшая стадия развития психики - сознание человека.

К существенным признакам (особенностям) сознания относятся следующие:

Отражение действительности через совокупность знаний, т.е. через обобщенный общечеловеческий опыт.

Предвидение событий, осознание цели деятельности, т.е. предвосхищение будущего результата деятельности, его психическое моделирование.

Обобщенное отражение существенных , закономерных связей действительности.

Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания.

Самосознание как система индивидуализированных ценностных ориентаций.

При формировании сознания человек реализует свое отношение:

¾ К материальному миру вещей и явлений;

¾ К другим людям, членам его общества;

¾ К самому себе как личности и члену общества.

Одной из форм сознания является правосознание. В широком смысле слова под правосознанием понимается весь правовой опыт поведения личности, группы, общества. Правосознание подразделяется на общественное, групповое, индивидуальное. Высший уровень правосознания характеризуется совокупностью взглядов на правовую систему, осознанием социальной значимости права, оценкой его сущности, овладением правовой идеологией. Особенно следует уделить внимание дефектам правосознания – негативному отношению к праву, и формированию правового поведения.

В целом, знание закономерностей психики позволяет сотруднику ОВД более эффективно организовать свою деятельность, правильно построить взаимоотношения с другими людьми, уяснить причины нарушений норм во взаимоотношениях. Психологические понятия лежат в основе исходных уголовно-правовых понятий (вина, личность преступника, цели и мотивы преступления). Правовое регулирование является формой социальной регуляции.

Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Основные психологические феномены существуют в форме процессов, состояний и качеств, каждое из которых может быть индивидуальным и групповым, внутренним (психическим) и внешним (поведенческим).

Психическими явлениями, обеспечивающими первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности являются психические процессы. Их принято подразделять на: познавательные, эмоциональные и волевые.

При изучении познавательных процессов необходимо придерживаться следующей схемы:

1) сущность данного познавательного процесса, его определение;

2) физиологические механизмы познавательного процесса;

3) виды (классификация) того или иного познавательного процесса;

4) закономерности данного познавательного процесса и их проявление в деятельности сотрудников ОВД.

Ощущение является начальным познавательным процессом. Оно дает человеку знание об отдельных качествах предметов. На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, память, мышление. Физиологической основой для ощущений являются органы чувств (анализаторы - каналы связи с внешней и внутренней средой). Каждый орган чувств (анализатор) имеет кольцевой механизм и специализируется на приеме и переработке различных воздействий.

Классификация ощущений . Все ощущения делятся на 3 основные группы:

1) ощущения свойств предметов и явлений, находящихся вне нас: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные;

2) ощущения движения, положения частей нашего тела;

3) ощущение состояния внутренних органов - органические ощущения.

Важным является вопрос о психофизиологических закономерностях ощущений. К ним относятся: пороги ощущений (нижний, верхний и средний, или дифференциальный), адаптация, сенсибилизация, контраст ощущений, синестезия. Необходимо усвоить сущность этих закономерностей. Изучая различные стороны чувственного этапа познания, необходимо установить их отношение к отдельным аспектам деятельности сотрудников ОВД.

Восприятие - это отражение предметов и явлений в целостном виде. Образы восприятия построены на основе различных ощущений, однако не сводятся к их простой сумме. Восприятие связано с пониманием и осмысливанием образа, со словесным обозначением окружающих предметов. Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналитико-синтетическая деятельность анализаторов.

Восприятия классифицируются в зависимости от модальности рецепторов на зрительные, слуховые, осязательные. Могут быть сложными и комплексными (зрительно-слуховые, двигательно-зрительные и т.п.). К сложным видам относятся также восприятия пространства и времени.

В зависимости от участия воли в процессе восприятия последнее делится на непроизвольное и произвольное. Преднамеренное планомерное, специально организованное восприятие называется наблюдением; эффективность его зависит от четкости цели, анализа и обобщения наблюдаемых явлений.

Общими закономерностями восприятия являются следующие:

1) константность; 2) избирательная направленность; 3) предметность; 4) осмысленность и обобщенность; 5) целостность.

Курсантам необходимо уяснить сущность этих закономерностей и реализацию их в деятельности сотрудников ОВД.

Внимание - необходимое условие эффективности всех видов деятельности. Это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Направленность проявляется в избирательности. В зависимости от объекта выделяют формы внимания: сенсорное (перцептивное: зрительное и слуховое), интеллектуальное, моторное (двигательное).

Выделяют два основных вида внимания:

1. Непроизвольное внимание (НВ) возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. К основным условиям его возникновения могут быть отнесены качества раздражителей, их новизна. НВ вызывают раздражители, соответствующие потребностям. НВ связано с общей направленностью личности (например, новую театральную афишу заметит человек, интересующийся театром). Основная функция - быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.

2.Произвольное внимание (ПВ) сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Развивается на основе НВ, и как высший вид внимания сложился в процессе труда. Основная функция - активное регулирование протекания психических процессов.

Дополнительно в психологию было введено понятие «послепроизвольное внимание» - когда в целенаправленной деятельности для личности значимыми и интересными становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только ее результат. Деятельность захватывает, и человеку не требуется волевых усилий для поддержания внимания. Оно характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, плодотворной умственной деятельностью, плодотворной умственной деятельностью.

Память - это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прежнего опыта. Тесно связана с восприятием и мышлением. Следы от событий и других раздражителей могут запечатлеваться на короткий срок - кратковременная память, на длительный срок - долговременная память. С точки зрения учения И.П. Павлова, нейрофизиологической основой памяти служит образование временных нервных связей в коре головного мозга.

Различают две формы памяти - произвольную и непроизвольную (объем произвольной памяти - 7±2) - и процессы памяти - запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Виды памяти подразделяют на образную и логическую. Образная память в зависимости от модальности анализатора может быть зрительной, слуховой и двигательной. Известна также эмоциональная память - сохранение и воспроизведение пережитых человеком чувств. Важно обсудить феномен эйдетической памяти.

Закономерности памяти (условия успешного запоминания): значимость события, новизна, эмоциональная окраска, соответствие потребностям человека; влияние новой информации и фактора реминисценции.

Индивидуальные различия в памяти людей проявляются в особенностях ее процессов, т. е. в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение у разных людей, и в особенностях содержания памяти, т. е. в том, что запоминается.

Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению. Скорость определяется числом повторений, необходимых для запоминания. Прочность выражается в сохранении заученного материала и в скорости его забывания. Готовность памяти выражается в том, насколько может человек легко и быстро припомнить в нужный момент то, что ему нужно. Эти различия связаны с особенностями типов ВНД, с силой и подвижностью процессов возбуждения и торможения, а также изменяются под влиянием условий жизни и воспитания.

Знание и понимание закономерностей памяти помогает правильнее организовать служебную деятельность. Эти закономерности учитываются при допросах, опросах граждан, когда сотруднику крайне важно получить полную и достоверную информацию.

Мышление возникает тогда, когда окружающая действительность требует от человека решить какую-либо задачу. Сотруднику ОВД постоянно приходится разрешать различные задачи. Следовательно, знание особенностей мыслительной деятельности поможет правильно организовать служебную деятельность. Для этого в процессе изучения темы необходимо усвоить сущность мышления как опосредствованного процесса, уяснить классификацию явлений мышления - мыслительные операции; формы мышления при решении задач; виды мышления - общие закономерности и индивидуальные особенности мышления. Два основных его параметра: опосредованность и обобщенность. Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, отвлеченное (теоретическое)

Мышление имеет проблемный характер, т.к. всегда направлено на разрешение какой-либо проблемы, при этом непрерывно взаимодействует анализ и синтез, используются имеющиеся обобщения и устанавливаются новые взаимосвязи. На этой основе человек прогнозирует развитие событий, строит гипотезы. Мышление формирует интеллект человека. Интеллект – это способность к отвлеченному, абстрактному мышлению.

Мышление связано с языком и речью. В этом - отличие психики человека от психики животного. У животных мышление всегда наглядно - действенное. Только с появлением слова становится возможным отвлечь от познаваемого объекта какое - либо свойство и закрепить это понятие в слове. Мысль отражает в слове материальную оболочку.

Всякая мысль возникает и развивается в связи с речью. Чем глубже продумана мысль, тем четче она выражается в слове и наоборот. Формируя размышления вслух, человек формулирует их и для себя. Благодаря этому становится возможным развернутое рассуждение (сопоставление мыслей, возникающих в процессе мышления).

Речь - процесс использования человеком языка с целью передачи и усвоения общественно - исторического опыта или установления коммуникации или планирования своих действий.

Речь может быть: монологической, диалогической, внутренняя, письменная.

Функции речи: речь имеет полифункциональный характер, т.е. выступает в различных деятельностях:

1. Коммуникативная функция (слово - средство общения);

2. Индикативная (слово - средство указания на предмет);

3. Интеллектуальная (слово - носитель обобщения, понятия). Все эти функции речи внутренне связаны друг с другом.

Достаточно тесно мышление связано с воображением: чем меньше имеется данных, тем быстрее к работе мышления подключается воображение. Сущность процесса воображения составляет – процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия – это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.

Формы воображения:

Агглютинация – предполагает склеивание различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей.

Гиперболизация – не только увеличение или уменьшение предмета, но и изменение количества частей предмета или их смещение.

Заострение, подчеркивание каких-либо признаков,

Схематизация – если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план.

Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

Физиологическая основа воображения: процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер – здесь идет преобразование представлений, обеспечивающее в конечном счете создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Это связано с действием коры больших полушарий и гипоталамо-лимбической системы.

Виды воображения:

Активное воображение – пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Может быть творческим и воссоздающим.

Пассивное воображение – создание образов, которые не воплощаются и зачастую не могут быть осуществленными. Грезы – образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь – обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Функции воображения:

Представление действительности в образах, иметь возможность пользоваться мим, решая задачи.

Регулирование эмоциональных состояний, снятие напряженности.

Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.

Формирование внутреннего плана действий – способность выполнять их в уме, манипулируя образами.

Планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Наиболее удачным мне представляется следующее определение феномена:

Феномен (греч… «являющееся»). …Согласно традиции, восходящей к древнегреческой философии… под феноменом понимают данное в чувственном опыте явление вещи… которое подразумевает стоящую за ним сущность, недоступную чувствам и раскрываемую только в ходе… особого познания или же… непознаваемую. …В Новое время (у Локка, Беркли и Юма) появляется психологическое понятие феномена (явления). Феномен начинает мыслиться как данность сознанию во внешнем или внутреннем опыте ощущения, «идеи», перцепции. …По Канту, феномен - это предмет… явление вещи в доступных нам формах чувственного созерцания. …Феномену противопоставляется непознаваемый трансцендентный ноумен, то есть «вещь сама по себе» [Словарь философских терминов, 2004, с. 614].

И. Кант (1994) рассматривает феномены как чувственно воспринимаемые объекты или явления. Явление же для него - упорядоченная совокупность ощущений. Он пишет:

Явления, поскольку они мыслятся как предметы на основе единства категорий, называются phaenomena. …Вещи… как предметы рассудка, которые… могут быть даны в качестве предметов созерцания, хотя и не чувственного… можно называть noumena [с. 515–516].

Основоположник современной философской феноменологии Э. Гуссерль (2005) пишет:

…психологию называют наукой о психических, естествознание - наукой о физических «явлениях», или феноменах… в истории… говорят об исторических, в науке о культуре о культурных феноменах… Сколь бы различными ни был во всех таких речах смысл слова «феномен»… феноменология (имеется в виду феноменология Гуссерля. - Авт. ) сопрягается со всеми этими значениями, однако при совершенно иной установке, посредством которой… модифицируется любой смысл «феномена»… В феноменологическую сферу он и вступает не иначе как модифицированный [с. 243].

Действительно, автор понимает феномен весьма специфично и заявляет о своем отказе рассматривать феноменологию «как нижнюю ступеньку эмпирической психологии». В. Вольнов (2008), рассматривая его позицию, тем не менее замечает:

Хотя Гуссерль называет свое учение феноменологией, понятие «феномен» так и остается у него неопределенным. Определенно можно сказать лишь одно: под феноменом Гуссерль понимает так называемые феномены сознания. …Отождествление феноменов с феноменами сознания Гуссерль унаследовал от Канта [с. 8].

Неужели не бывает феноменов помимо феноменов сознания? [С. 9.]

Феномены в понимании Э. Гуссерля - все же далеко не просто феномены сознания, по крайней мере вовсе не то, что рассматривает в качестве таковых классическая психология. Прочие исследователи относят к феноменам разный круг явлений. Одни исследователи сужают понятие феномен и, рассматривая его в плоскости сознания, отождествляют с психическим явлением:

Феномен - явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена [Философский энциклопедический словарь, 1998, с. 477].

Другие расширяют его, отождествляя с тем, что репрезентируется этими психическими явлениями.

  1. В переводе с греческого означает явление, то, что появляется, следовательно, любое заметное изменение, любое явление, доступное для наблюдения. Это значение является очень общим и содержит два аспекта, каждый из которых представлен в следующих более ограниченных значениях.
  2. Физическое явление, факт, подтвержденное событие…
  3. Внутренний опыт, который сознается, данные личного опыта. Это значение отражено в позиции феноменологии.
  4. В терминах Канта - проявления знаний, событий или объектов, интерпретируемые через категории… [Большой толковый психологический словарь, 2001а, с. 414–415].

Е. Е. Соколова , например, в психологии выделяет шесть групп феноменов: сознательные и бессознательные психические явления, формы поведения, феномены общественных отношений, предметы материальной и духовной культуры и даже психосоматические явления. Такой расширительный подход, конечно, неприемлем, хотя бы в силу несопоставимости включаемых в эту классификацию сущностей, например сознательных психических явлений и предметов культуры. Кроме того, все без исключения перечисленные предметы, формы, отношения и даже сами психические явления репрезентируются в сознании человека в форме сознательных психических явлений, а потому могут и должны первично рассматриваться только в виде явлений или феноменов сознания.

Лично я пониманию феномен исключительно в психологическом, а не в философском смысле, как любое явление человеческого сознания: образ, ощущение, эмоцию, побуждение, даже вербальную конструкцию и др., как все то, что человек способен обнаруживать в своем сознании в процессе интроспекции и переживать. Психическое явление - то, что возникает в человеческом сознании. Следовательно, психическое явление - синоним психического феномена.

Обсуждая понятие феноменология 1 , Ж.-Ф. Лиотар (2001) замечает:

Этот термин означает исследование «феноменов», то есть того, что является в сознании, того, что «дано» [с. 7].

Я называю феноменологией учение о психических феноменах, или явлениях, и рассматриваю ее как раздел психологии. Как следует из сказанного, такая феноменология совершенно отлична, например, от феноменологии Э. Гуссерля и от других вариантов философской феноменологии, с которыми ее даже невозможно соотнести. Э. Гуссерль (2005) пишет, что его феноменология:

…это не психология, и что причисление ее к психологии исключается не какими-либо случайными разграничениями области и терминологически, но принципиальными основаниями [с. 19].

Он справедливо указывает, что психология - это наука о «фактах» и «реальностях», тогда как «чистая трансцендентальная феноменология» - это наука, которая занимается «ирреальными феноменами». Редукция, которой подвергает психологические феномены автор, «очищает» их от того, что придает им реальность и включенность в реальный мир (там же). Более того, автор прямо говорит:

Охотнее всего я исключил бы обремененное тяжким грузом слово реальное , если бы только представилась какая-либо подходящая замена ему [с. 24].

Я же, напротив, рассматриваю реальные феномены нашей психики. Если Э. Гуссерль совершенно оправданно отказывался рассматривать свою феноменологию «как нижнюю ступеньку эмпирической психологии», то я именно так и рассматриваю собственные взгляды, излагаемые в данной книге. В то же время мне представляется, что психология и философия неразрывно связаны, поэтому предлагаемая мной психологическая феноменология не может остаться в стороне от философии.

Феномены - непосредственно данные нам явления нашего сознания, соответственно, феноменология, представленная в этой книге, - это рассмотрение данностей нашего сознания, описание его явлений и изучение того, что они собой представляют и как видоизменяются во времени.

В соответствии с гуссерлианской традицией феномены должны рассматриваться исследователями без учета каких-либо даже самых базовых вербальных знаний о них. Однако наше сознание устроено таким образом, что нам не удастся ничего описать и изучить, предварительно не поняв хотя бы как-то изучаемый феномен, то есть не смоделировав его с помощью других, как правило, вербальных феноменов нашего сознания.

1 Феноменология - это изучение сущностей… [М. Мерло-Понти, 1999, с. 5].

Феноменология - учение о явлении… [Философский энциклопедический словарь, 1998, с. 477].

Феноменология - это речь о феномене. Речь, призванная феномен раскрыть, показать его таким, каков он сам по себе… [В. Вольнов, 2008, с. 7].

Феноменологический метод, который предложил и использовал Э. Гуссерль, Ж.-Ф. Лиотар (2001) описывает так:

Нужно предоставить, без всяких предпосылок, кусочек воска самому себе и описать его так, как он себя дает [с. 7].

Тем не менее для того, чтобы описать кусочек воска, о котором говорит Ж.-Ф. Лиотар, надо предварительно выучить слова, то есть усвоить весь «багаж», созданный предшествующими поколениями, а это усвоение радикально изменит воспринимаемый и описываемый нами кусочек воска. Именно поэтому в психологической феноменологии невозможна гуссерлианская редукция.

© Поляков С.Э. Феноменология психических репрезентаций. - СПб.: Питер, 2011
© Публикуется с любезного разрешения автора

(а) Выделение отдельных феноменов из общего контекста психической жизни

В любой развитой психической жизни мы сталкиваемся с такими абсолютно фундаментальными феноменами, как противостояние субъекта объекту и направленность «Я» на определенное содержание. В данном аспекте осознание объекта (предметное сознание) противопоставляется сознанию «Я». Это первое различение позволяет нам описать объективные аномалии (искаженные восприятия, галлюцинации и т. д.) как таковые, после чего задаться вопросом о том, каким образом и почему сознание «Я» могло претерпеть изменения. Но субъективный (относящийся к состоянию «Я») аспект сознания и объективные аспекты того «иного», на которое ориентировано «Я», объединяются, когда «Я» охватывается тем, что вне его, и в то же время побуждается изнутри к охвату этой внешней по отношению к нему «инакости». Описание того, что объективно, ведет к пониманию его значения для «Я», а описание состояний «Я» (эмоциональных состояний, настроений, порывов, влечений) ведет к пониманию той объективной реальности, в которой эти состояния выявляют себя.

Субъективная ориентация на тот или иной объект - это, конечно, постоянный и фундаментальный феномен любой доступной пониманию психической жизни; но для дифференциации феноменов одного этого недостаточно. Непосредственное переживание - это всегда совокупность отношений, без анализа которой никакое описание феноменов невозможно.

Эта совокупность отношений основывается на способах нашего переживания времени и пространства, осознания нами собственной телесности и окружающей действительности, далее, она обладает собственным внутренним членением благодаря противопоставлению состояний чувств и влечений, что, в свою очередь, порождает дальнейшие членения.

Все эти членения перекрываются делением совокупности феноменов на непосредственные и опосредованные. Любой феномен психической жизни имеет характер непосредственного переживания, но для души важно, чтобы мышление и воля находились вне сферы этого прямого переживания. Фундаментальный, первичный феномен, без которого аналитическое мышление и целенаправленная воля невозможны, обозначается термином рефлексия, это - обращение переживания вспять, на себя и на свое содержание. Отсюда возникают все опосредованные феномены, и вся психическая жизнь человека пропитывается рефлексивностью. Сознательная психическая жизнь - это не нагромождение изолированных, поддающихся разделению феноменов, а подвижная совокупность отношений, из которой мы извлекаем интересующие нас данные в самом акте их описания. Эта совокупность отношений изменяется вместе с состоянием сознания, свойственным душе в данный момент времени. Любые осуществляемые нами различения преходящи и рано или поздно устаревают (либо мы сами от них отказываемся).



Из этого общего взгляда на психическую жизнь как совокупность отношений следует, что:

1) феномены могут быть разграничены и определены лишь частично - в той мере, в какой они доступны повторной идентификации. Выделение феноменов из общего контекста психической жизни делает их более ясными и отчетливыми, чем они суть на самом деле. Но если мы стремимся к точным концепциям, плодотворным наблюдениям и четкому представлению фактов, мы должны принять эту неточность как должное:

2) феномены могут возникать в наших описаниях вновь и вновь, в зависимости от того, какой именно частный аспект в них подчеркивается (например, феноменология восприятия может рассматриваться как с точки зрения осознания объекта, так и с точки зрения чувства).

(б) Форма и содержание феноменов

Изложим ряд положений, имеющих общее значение для всех феноменов, которые подлежат описанию. Форму необходимо отличать от содержания, которое может время от времени меняться; например, факт галлюцинации не должен смешиваться с ее содержанием, в функции которого могут выступить человек или дерево, угрожающие фигуры или мирные пейзажи. Восприятия, идеи, суждения, чувства, порывы самосознание - все это формы психических феноменов, они обозначают разновидности наличного бытия, через которые содержание выявляете» для нас. Правда, описывая конкретные события психической жизни мы учитываем содержание психики отдельной личности, но в феноменологии нас интересует только форма. В зависимости от того, какой именно аспект феномена - формальный или содержательный - мы имеем в виду в каждый данный момент, мы можем пренебречь другим его аспектом, то есть, соответственно, анализом содержания или феноменологическим исследованием. Для самих больных существенное значение обычно имеет только содержание. Часто они совершенно не сознают, каким именно образом они переживают это содержание; соответственно, они часто смешивают галлюцинации, псевдогаллюцинации, иллюзорные представления и т. д., ибо не придают значения умению дифференцировать эти столь несущественные для них вещи.

С другой стороны, содержание модифицирует способ переживания феноменов: оно придает феноменам определенный вес в контексте психическом жизни в целом и указывает путь к их постижению и интерпретации.

Экскурс в область формы и содержания. Любое познание предполагает различение формы и содержания: это различение постоянно используется в психопатологии. Независимо от того, занимается ли она простейшими феноменами или сложными целостностями. Приведем несколько примеров.

1. В психической жизни всегда присутствуют субъект и объект. Объективный элемент в самом широком смысле мы называем психическим содержанием, а то, как объект предстает субъекту (восприятие, представление, мысль), мы называем формой. Так, ипохондрическое содержание, независимо от того, выявляется ли оно через голоса, навязчивые идеи, сверхценные идеи и т. п. всегда доступно идентификации в качестве содержания. Аналогично, мы можем говорить о содержании страхов и других эмоциональных состояний.

2. Форма психозов противопоставляется их частному содержанию, например, периодические фазы дисфории как формы болезни должны противопоставляться частным типам поведения (алкоголизму, фугам, попыткам самоубийства и т. п.) как элементам содержания.

3. Некоторые самые общие изменения, затрагивающие психическую жизнь в целом, - такие, как шизофрения или истерия, - будучи доступны интерпретации только в терминах психологии, могут быть рассмотрены также с формальной точки зрения. Любая разновидность человеческого желания или стремления, любая разновидность мысли или фантазии может выступить в качестве содержания той или иной из числа подобных форм и найти в них способ своего выявления (шизофренический, истерический и т. п.).

Главный интерес феноменологии сосредоточен на форме; что касается содержания, то оно кажется скорее случайным. С другой стороны, для понимающей психологии содержание всегда существенно, а форма иногда может быть несущественной

(в) Переходы между феноменами

Представляется, что многие больные способны духовным взглядом увидеть одно и то же содержание в виде быстро сменяющих друг друга разнообразных феноменологических форм. Так, при остром психозе одно и то же содержание - например, ревность - может принимать самые разные формы (эмоциональное состояние, галлюцинации, бредовая идея) Говорить о «переходах» от одной формы к другой было бы неверно. Слово «переход» в качестве общего термина есть не что иное, как маскировка дефектов анализа. Истина заключается в том, что в каждый момент любое переживание соткано из множества феноменов, которые мы, описывая, разделяем. Например, когда галлюцинаторное переживание пропитано бредовой убежденностью, перцептивные (связанные с восприятием действительности) элементы постепенно исчезают и, в конечном счете, становится трудно определить, существовали ли они вообще, и если да, то в какой форме. Таким образом, между феноменами существуют четкие различия - настоящие феноменологические провалы (например, между физически реальными и воображаемыми событиями) или феноменологические переходы (например, от осознания реальности к галлюцинациям). Одна из важнейших задач психопатологии - уловить все эти различия, углубить, расширить и систематизировать их; только при этом условии мы можем достичь успеха в анализе каждого отдельного случая.

(г) Классификация групп феноменов

Ниже мы даем последовательное описание аномальных психических феноменов - от конкретных переживаний к переживанию пространства и времени, затем к осознанию собственной телесности, осознанию действительности и бредовым представлениям. Далее мы обратимся к эмоциональным состояниям, влечениям, воле и т. п., вплоть до осознания личностью своего «Я», а в конце представим феномены рефлексии. Разбивка на параграфы определяется отличительными свойствами и наглядными характеристиками соответствующих феноменов; она не следует какой-либо предварительно заданной схеме, так как в настоящее время наши феноменологические данные не удается классифицировать сколько-нибудь удовлетворительным образом. Будучи одной из основ психопатологии, феноменология развита все еще весьма слабо. Наша попытка описания не может скрыть этого недостатка; тем не менее, мы должны дать хотя бы какую-то - пусть пробную - классификацию. В ««лобных условиях наилучшая классификация - та, в которой запечатлены естественные практические следствия обнаруживаемых фактов. Неизбежные дефекты такой классификации будут стимулировать наше стремление постичь совокупность феноменов - причем не столько путем чисто логических операций, сколько путем последовательного Углубления и расширения нашей способности видеть феномены во всем их многообразии.

Статьи по теме