Семья облонских. "Анна Каренина": искушение страстью

Начать отзыв об этом романе хотелось бы с того, что до него нужно дорасти. Мне кажется, изучая в школе по программе «Анну Каренину» Л.Н.Толстого , ученики многое не понимают, а очень часто даже не осиливают такой объем книги. Как это произошло со мной В школе я бралась за него несколько раз, но чтение никак не шло, в результате я так и ограничилась теми отрывками, которые требовались к уроку и на которых учительница особенно заостряла внимание.

По прошествии лет эдак 6 со школьных времен, когда за спиной уже накопился определенный жизненный опыт и понимание отношений между людьми, роман снова попал ко мне в руки, и тут уже я не могла от него оторваться! Читала взахлеб, а некоторые отрывки даже перечитывала – настолько они поражали меня…

Собственно о романе.

(Написать все то, что крутиться в своей голове будет сложно – объем романа немаленький, хочется сказать так много, а спойлерить нельзя, поэтому постараюсь хоть какую-то часть своих мыслей собрать в кучу и высказать)

Сюжет наверняка известен даже тем, кто книгу и в руки не брал. Процитирую аннотацию:

«Известный роман, который вызвал множество споров. Автор начинает с проблем одного дома одной семьи и плавно переходит ко всей России. Роман о женщине, которая запуталась в жизни и чувствах. У нее есть все: муж, сын, дом, деньги, имя. Но она бросает все… не смотря ни на что! Она погружается в омут любовных отношений и тем самым усложняет сама себе жизнь.Образ Анны Карениной очень противоречив. Читатель испытывает к ней жалость и омерзение.»

Это роман в первую очередь о жизни, читаешь и в некоторых персонажах периодически узнаешь себя и своих знакомых и понимаешь, как стоило бы себя вести в той или иной ситуации, а как нет. А ведь если бы люди понимали друг друга, думали не только о себе и своих чувствах, но и о близких людях, сколько трагедий можно было бы избежать!

Психология семейной жизни раскрыта сполна и показана со всех сторон. А еще это прекрасный язык, глубочайший смысл и целый мир в одной книге! Каждый здесь любит, но эта любовь у каждого своя. И все в своих поступках руководствуются именно ею и ею же все объясняют.

Выделю несколько персонажей .

Хоть роман и носит название «Анна Каренина», главным персонажем мне здесь видится Константин Левин и никто другой. Мне кажется, именно в его уста автор вложил свои мысли, рассуждения и мировоззрение. Это человек, находящийся в постоянном поиске, он не понимает в чем смысл жизни, для чего вообще люди живут на свете, и, в конце концов, он все-таки находит то, что так долго искал и осознает, что в жизни действительно важно. Очень интересно было читать именно его размышления.

Анна Каренина . В течение романа можно проследить, как меняется ее характер, и Анна с первых страниц книги, можно сказать, является противоположностью Анны в конце. Если вначале она мне импонировала, была вся такая красивая, мягкая, цветущая, то к концу хотелось только встряхнуть ее хорошенько и сказать «да достала ты уже! Не ной! Хватит мужика мучить!». Многие критики наперебой говорят о том, какая Анна сильная женщина и достойна она только восхищения. Чего-чего, а восхищения она уж точно у меня не вызвала. Уйти от мужа, бросить одного ребенка и не любить второго хотя, как по мне, так она и первого не любит, ну "шозамать"? И ей нужно сочувствовать??

Возможно, я просто живу не в то время и в полной мере не могу осознать, как оно было тогда и как ей было сложно идти против всего света. Сейчас же подобные ситуации встречаются сплошь и рядом, это так обыденно и просто, никто не осудит разведенную женщину, даже если она оставит ребенка отцу, а не станет за него бороться, изменами тоже, пожалуй, мало кого удивишь… К сожалению... Тогда было другое отношение к таким ситуациям, но я вижу во всем этом только эгоизм, из-за которого Анна погубила не только себя, но и самых близких ей людей... она жертвует всем не ради любви… хотя нет, именно ради любви, но только к самой себе и никому другому!

Алексей Вронский , напротив, сначала мне совершенно не симпатизировал, но с каждой страницей он мне казался все более мудрым и благородным. Его можно винить только в том, что он не смог понять, что нужно женщине, которая сама-то в своих чувствах разобраться не могла.

И во всей этой ситуации почему-то мне безумно жалко Алексея Александровича Каренина . Ведь он действительно простил ее, действительно думал, как можно устроить развод. Я вижу его благородным человеком, который пытался спасти Анну. А она что?? «Хочу. Нет, не хочу, ничего мне от тебя не надо. А, нет, опять надо…». И даже ребенком готова пожертвовать ради вспыхнувшей страсти.

Все персонажи описаны очень четко, они настолько живые, что буквально видишь всех этих людей перед собой и чувствуешь характер каждого. Помимо тех, которых мне захотелось выделить, есть, конечно, еще довольно большое количество других персонажей как играющих важную роль в романе, так и совсем эпизодических, и о каждом из них есть что сказать, но я этого делать не буду) Чтобы действительно все понять и осознать, нужно прочесть книгу самому, прочувствовать все написанное.

Едва ли не самое знаменитое изречение Толстого - зачин романа «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Оно широко цитируется и принимается за бесспорную мысль самого Толстого. Мне оно всегда казалось спорным, и я даже с трудом мог его запомнить: счастливые семьи похожи друг на друга или несчастливые? Несколько раз проверял по тексту, а потом опять забывал, настолько обратимы все части этого высказывания. Может быть, как провокативное начало романа, средство озадачить и удивить это и хорошо, но как мудрость вряд ли основательно. Разве обратное не более верно? Ведь главное в семейном счастье - это любовь, чувство само по себе редкое, а при условии взаимности - редкое в квадрате.

Толстой и его герои это понимают не хуже нас с вами. «Левин по этому случаю сообщил Егору свою мысль о том, что в бpаке главное дело любовь и что с любовью всегда будешь счастлив, потому что счастье бывает только в тебе самом».

Любовь - чувство более сложное и странное, чем нелюбовь, и в любви люди менее похожи друг на друга, чем в нелюбви (отчуждении, равнодушии), потому что именно любовь выявляет в каждом его самое «свое», единственное. То же и со счастьем, в основе которого любовь. Как счастливые могут быть похожи, если любящие благодаря любви столь непохожи? «…Счастье бывает только в тебе самом»

Поэтому и изобразить счастье гораздо труднее, оно снаружи непроницаемо. И вообще счастье - очень штучный продукт, оно всегда в розницу, а несчастье - оптом. Войны, кризисы, революции, землетрясения, цунами… И нет такой же внезапной причины всеобщего счастья, кроме как окончание совместных несчастий (победа в войне, выход из кризиса). А как было бы хорошо: цунами со знаком плюс, затопление счастьем всего побережья! Счастьеизвержение, счастьетрясение... Но - не бывает.

А главное, что ведь и в «Анне Карениной» есть только одна счастливая семья - Левин и Китти. И она-то в самом деле ни на кого не похожа. Между семьями, переживающими разлад (Каренины и Облонские), есть сходство: измена, ревность, охлаждение, отчаяние, ссоры, замыкание, попытка забыть и простить… Между супругами Карениными и Облонскими разыгрывается сходный сюжет: в трагической и банально-комической тональностях. А вот сюжет Левина с Китти остается неповторим, не отражается ни в чьих зеркалах. Неужели сам Толстой не понимал этого, так начиная роман (про похожесть счастливых семей) и так заканчивая его (непохожестью единственной счастливой семьи)?

Прекрасно понимал, вот хотя бы в этом пассаже про Левина:

«Он думал, что его сватовство не будет иметь ничего похожего на другие, что обычные условия сватовства испортят его особенное счастье; но кончилось тем, что он делал то же, что другие, и счастье его от этого только увеличивалось и делалось более и более особенным, не имевшим и не имеющим ничего подобного» (ч. 4, гл. 16).

Вот именно: человек делает то же, что и другие, а счастье его особенное, «не имеющее ничего подобного». Что же, Толстой противоречит себе?

Вот еще одна выдержка из романа: о том, как трудно дается счастье и как оно непохоже не только на счастье других, но и на свои собственные представления о счастье.

«Левин был женат третий месяц. Он был счастлив, но совсем не так, как ожидал. На каждом шагу он находил разочарование в прежних мечтах и новое неожиданное очарование. Левин был счастлив, но, вступив в семейную жизнь, он на каждом шагу видел, что это было совсем не то, что он воображал» (ч. 5, гл. 14).

Опять Толстой противоречит себе, изображая счастье столь непохожим дажена мысль о счастье? Не слишком ли много противоречий? Или сам зачин нужно понять как насмешку, на которую попадаются столь многие читатели? Толстой «подбрасывает» мысль, на которую легко купиться, и потом шаг за шагом, эпизод за эпизодом развенчивает, «демонтирует» ее.

Ведь очень многие попадаются и на пушкинскую, гораздо легче распознаваемую насмешку: «Блажен, кто смолоду был молод…» Посмотрите в Инете - этот стих цитируется около двух тысяч раз, и, как правило, одобрительно, как мысль самого автора, к которой читатель без оговорки присоединяется. И, лишь дойдя до строки «А в тридцать выгодно женат», внимательный читатель задумается, а что же Пушкин хотел сказать? Может быть, он... того… издевается над этим «молодым смолоду»?

Но у Пушкина переход «заздравия» в «заупокой» слишком явен, в пределах одной строфы. А у Толстого растянут на целый роман. Потому и не замечают двойного, иронического смысла зачина, что он очень медленно развертывается в повествовании о двух несчастных семьях и одной счастливой. И если уж большинство недочитали, вернее, недодумали одну строфу «Онегина», то романа Толстого тем более недодумывают. Дочитывают до левинского счастья, забывая сопоставить с начальным тезисом. А ведь достаточно даже дойти через несколько строк до ближайшего эпизода о том, как все смешалось в доме Облонских, чтобы почувствовать толстовскую насмешку. Сам же Стива прекрасно осознает: «Есть что-то тривиальное, пошлое в ухаживанье за своею гувернанткой». И потом, после сцены с Долли: «И как тривиально она кричала, - говорил он сам себе, вспоминая ее крик и слова: подлец и любовница. - И, может быть, девушки слыхали! Ужасно тривиально, ужасно».

И это-то должно свидетельствовать, что каждая несчастливая семья несчастлива по-своему, а не тривиальнейшим, наиобщим образом? Можно ли такую «мудрость» принимать за чистую монету, как выражение авторской мысли? А ведь уже больше века прошло - пора бы заметить, что зачин к «Анне Карениной» имеет оборотный смысл, что счастье, каким оно выступает в романе, гораздо более единственно, удивительно, невероятно, ни на что не похоже, чем все эти вполне типовые и даже тривиальные несчастья с предсказуемым исходом.

То, что зачин звучит как насмешка, не означает, что Толстой сознательно насмешничает над читателем. Допускаю, что начальная сентенция романа нейтральна по интонации, не ядовита, не задириста: мысль заведомо не утверждается и не отрицается, а просто проговаривается как то, что можно говорить или думать и что дальше подвергнется испытанию. Для меня очевидно, что это пример «чужого слова» в авторской речи Толстого или, во всяком случае, такого слова, которое чужеет, отстраняется Толстым по ходу романа. Это типичная сентенция в духе великосветской моральной философии. Такое могли бы изречь Ларошфуко или Лабрюйер. На худой конец это может быть мысль самого Стивы Облонского, который одновременно и жалеет о случившемся, и пытается утешить себя. Но испытания сюжетом и жизнью эта мысль не выдерживает.

Экслибрис, Независимая газета, 24.9.2009
http://exlibris.ng.ru/subject/2009-09-24/1_plus.html?mthree=1

Сюжетные линии в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина »

Слайд 2

Семья всегда была и будет "онтологическим" центром любых общественных и личных потрясений и катаклизмов: войн, революций, измен, ссор, вражды так же, как и мира, любви, блага, радости и т.п. Семейную модель человеческих отношений Толстой рассматривал в качестве универсальной, общезначимой основы братства, любви, прощения, так как именно родным людям мы склонны прежде всего прощать, терпеть от них обиды. И вместе с тем только в рамках семейной жизни, родственных связей могут возникать явные отклонения от "закона любви", вопиющие нарушения принципов человечности и нравственности, которые в других ситуациях не выглядят столь, когда с полным основанием можно сказать, что "враги человеку домашние его". И Толстой глубоко переживал все эти ситуации, познав и агрессивность, и лукавство, и многообразие такого зла.

Слайд 3

Толстой был убежден, что "род человеческий развивается только в семье". Следовательно, ее разрушение в его глазах было чревато самыми страшными последствиями для всего человечества. Семья есть основание, исток и рода, и личности. Она необходима для существования как "общего", так и "личного". Если "общее" - человеческий род, народ, общество, государство - не может обойтись без семьи, то и отдельный человек, согласно Толстому, только в семье живет полноценной, серьезной жизнью. Общая необходимость в форме глубокой личной потребности. А у современников писателя исчезло должное понимание семьи, ее глубочайшего значения в жизни отдельного человека и общества.

Слайд 4

Роман “Анна Каренина ” вначале был задуман как большое эпическое произведение на тему семейной жизни. Но постепенно, по мере вхождения героев в рамки описываемой эпохи, роман стал наполняться широким социальным содержанием. В результате Толстой не только показал кризис старой семьи, покоившейся на лживой общественной морали, но и, противопоставив искусственной жизни в семье естественные отношения между супругами, попытался наметить пути выхода из этого кризиса.

Слайд 5

В романе Толстого соединены три сюжетные линии - истории трех семей. Эти три истории одновременно и похожи, и различны. Анна выбирает любовь, губя семью. Долли, жена ее брата Стивы Облонского, ради счастья и благополучия детей, примиряется с изменившим ей мужем. Константин Левин, женясь на юной и очаровательной сестре Долли, Кити Щербацкой, стремится создать истинно духовный и чистый брак, в котором муж и жена становятся одним, сходно чувствующим и думающим существом. На этом пути его подстерегают искушения и трудности. Левин теряет понимание жены: Кити чуждо его желание к опрощению, сближению с народом.

Слайд 6

“Анна Каренина ” начинается словами: “Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему”. И дальше: “Все смешалось в доме Облонских ”. Потом мы видим еще более несчастливую семью - Карениных. На наших глазах создается и рождается третья такая же, лишенная покоя и счастья, семья - Анны и Вронского. И только семья Константина Левина и Кити показана счастливой. Но сколько волнений и горя пережили Левин и Кити, прежде чем они создали свою семью!

Слайд 7

Истории героев, очевидно, развиваются параллельно и разнонаправленно: Кити и Левин от разочарования, тяжелых переживаний приходят к прочному и спокойному семейному счастью. Анна и Вронский неуклонно и неотвратимо движутся навстречу трагедии. Связь Кити и Левина, есть жизнь, отношения Анны и Вронского развиваются под знаком смерти. "Как счастливо вышло тогда для Кити, что приехала Анна, - сказала Долли, - и как несчастливо для нее, Вот именно наоборот, - прибавила она, пораженная своею мыслью. - Тогда Анна так была счастлива, а Кити себя считала несчастливою. Как совсем наоборот!". Наоборот чему? Наоборот представлениям о счастье и благе, которые царят в обществе.

Слайд 8

Причина противоположности судеб героев - в различном отношении их к семье и браку. Эти взгляды не сталкиваются на публичной арене споров и диспутов, поэтому и невозможна, принципиально невозможна событийная, сюжетная связь двух линий. Но суть воззрений героев вполне раскрывается их жизнью, их судьбой.

Слайд 9

Семья Стивы Облонского

Уже в самом начале произведения дается краткая, но емкая характеристика этой семьи: «Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожитель­стве и что на каждом постоялом дворе случайно сошед­шиеся люди более связаны между собой, чем они». Для самого Стивы семья - чисто внешняя оболочка, необ­ходимая часть общественного устройства. Показательные его рассуждения о том, что не может же он в самом деле быть верным своей жене. Он «раскаивался только, что не умел лучше скрыть от жены...»

Слайд 10

Однако Облонский не лишен положительных качеств, добр, честен, «он чувствовал тяжесть своего положения и жалел жену, детей и себя самого». Когда жена прощает его, Степан Аркадьевич испытывает счастье и радость, его мир вновь обрел устойчивость. Но, вероятнее всего, потом все будет по-прежнему, разве что он, действительно, будет тщательнее скрывать свои увлечения. Очень точно характеризует понимание семьи такими, как Стива, его сестра Анна в беседе с Долли Облонской: «как-то у них эти женщины остаются в презрении и не мешают семье. Они какую-то черту проводят не­проходимую между семьей и этим.

Слайд 11

Семья Карениных

Семья Карениных раскрывает уже иной тип отношений. Долли вспоминает, что ей «не нравился самый дом их; что-то было фальшивое во всем складе их семейно­го быта». Хотя Каренин - совершенно иной тип человека, чем Стива, но их понимание семьи во многом близко. Для Алексея Александровича Каренина семья - не более чем узаконенная форма отношений. Каренин все же понимает, что он бессилен, что «все против него и что его не допустят сделать то, что казалось ему теперь так естественно и хорошо, а заставят сделать то, что дурно, но им кажется должным».

Слайд 12

Мнение света, традиции общества оказываются для него более значимы, ведь человек этот живет, руководствуясь, прежде всего, рассудком, разумом. За ним стоит целый мир, чуждый человечности. Можно сказать, что Каренин - один из элементов государственного механизма. Таким образом, семейная драма Анны приобретает более глубокий смысл. Речь идет уже о столкновении живой человеческой души с системой общественных установлений. Трагедия героини становится не только личной, но приобретает и социальную окраску.

Слайд 13

Анна и Вронский

Попытка Анны и Вронского создать семью терпит крах. Для него семья это дело - вещи абсолютно разные, он лишен единства и слитности всех интересов, что является отличительной чертой любимых героев Толстого, тех, кому он доверяет выражение собственных взглядов. По мнению автора, кроме истинной любви людей должны связывать и другие интересы. Вронский, хотя и любит Анну неподдельно, но приоткрывает ей лишь часть своей души. А в этом случае невозможно создать счастливую семью. Для большинства героинь Л.Н.Толстого идеальная семья - истинное и единственное счастье. Идеал Анна Карениной - любовь бескомпромиссная, убедившись, что для нее нет надежды на такое чувство, не видя смысла в жизни, она покончила с собой.

Слайд 14

Семья Константина Левина

Иной путь выхода из подобной ситуации пытается найти в романе Константин Левин. Именно этот герой осуществил свой семейный идеал. Но, сделавшись счастливым семьянином, Левин и переживает трагедию, которая заставляет его не раз думать о самоубийстве. Для него семья - главное условие духовно содержатель­ной, истинно нравственной и трудовой жизни. В конце романа Левин все же выражает искреннюю надежду, что его жизнь «не бессмысленна, как была прежде, но име­ет несомненный смысл добра, который я властен вло­жить в нее!». Таков выход, найденный для себя персонажем. Для него, как и для автора, строить свою семью - это строить жизнь и наоборот. Два этих процесса связаны неразрывно.

Слайд 15

Проблема семьи - одна из определяющих в духовных исканиях Л.Н.Толстого. В романе «Анна Каренина» автор показал новый аспект в теме, которая интересовала его и в других произведениях, например в «Войне и мире». В романе-эпопее герои связывали решение личных проблем с участием в деле общенациональном, в войне 1812 года. В «Анне Карениной» отражено иное время, новые обстоятельства. В этих условиях каждый из героев, в первую очередь, занят собой, своими проблемами, своим домом, то есть своей семьей.

Слайд 16

Л.Н.Толстой писал: «Чтоб произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так, в «Анне Карениной» я люблю мысль семейную...». Автор остался верен своим взглядам на взаимосвязь личного, семейного и «мысли народной». Так, Левин, пытаясь разрешить личные проблемы, размышляет о судьбе всей русской нации и даже человечества в целом. Он идет по пути нравственных исканий, как Болконский или Безухов. То, что проявляются результаты его духовного развития, в первую очередь, в «мысли семейной», характерно для нового периода в творчестве Л.Н.Толстого.

Посмотреть все слайды

Роман Льва Толстого «Анна Каренина» начинается с описания конфликта в семье Облонских, Степана Аркадьича и Дарьи Александровны, Стивы и Долли, как зовут их друзья и близкие. «Все смешалось в доме Облонских» – пишет автор. Легкомысленный Стива изменил жене с молоденькой гувернанткой, а она узнала об этом и просто неспособна простить обиду. Только вмешательство Анны поможет примирить супругов.

Сам Лев Толстой, видимо, считает семью Облонских несчастливой. У Долли и Стивы шестеро детей, и они постоянно переживают какие-то трудные ситуации. Степан Аркадьич – добрый, веселый и компанейский человек, большой любитель пожить, но роль кормильца и добытчика большой семьи он сыграть не умеет. Из-за его неумения вести дела и думать о деньгах семья жена с детьми постоянно сидят в нужде. Стива очень уважает жену и говорит: «Она удивительная женщина», но считает, что она должна была бы быть к нему снисходительнее. В моменты ссор он пытается забыть проблемы и выкинуть их из головы, но этого не удается.

К тому же Стива подвержен мимолетным, но частым увлечениям другими женщинами, чего верная Долли вообще не может переносить. Она даже мечтает отомстить мужу и строит в грезах собирательный образ влюбленного в нее мужчины. Но в целом Долли некогда думать – она поглощена заботами о детях, о быте. Она глубоко обижена на мужа за то, что он бодр, весел, выглядит цветущим, поглядывает на женщин, а она – рано состарилась с кучей детей, плохо одета из-за вечных долгов, постоянно усталая, задергана и забита бытом. «На Стиву надежды нет» – думает она, размышляя о том, как дать детям образование.

Стива и Долли то ссорятся, то отгораживаются друг от друга и делают свои дела раздельно, то мирятся. Часто они забывают неприятные моменты и снова чувствуют себя счастливыми. Долли добра и очень проницательна. На свадьбе Кити и Левина она забывает все проблемы своей семейной жизни и радостно вспоминает ее лучшие моменты, свою свадьбу, влюбленность в мужа.

После визита к Анне и Вронскому Долли тоже многое пересматривает для себя: на примере Анны она видит, что счастье человека не в деньгах, не в нарядах, и не в том, что у него много свободного времени, и даже не в том, насколько муж выражает свою любовь. Все это есть у Анны, но та несчастна и полна страхов. С ужасом Долли думает, что было бы, если бы у них со Стивой был всего один ребенок, а остальных бы не было.

Семья Облонских не идеальна, но это живые люди, которые преодолевают препятствия, непонимание, негативные стороны себя и друг друга. Часто они наступают на те же грабли, но, насколько могут, стараются прощать, просить прощения, любить, растить детей и идти по жизни вместе.

Проблема семьи - одна из определяющих в духовных поисках Л. Толстого и, в частности, в романе «Анна Каренина». Заметим, что «мысль семейная» волновала писателя еще в романе-эпопее «Война и мир», но там она была составляющей «мысли народной», потому что события произведения разворачиваются на фоне французско-русской войны 1812 г. Зато в «Анне Карениной» именно тема семьи является тем стержнем, который соединяет всю сюжетную конструкцию произведения от центра к периферии. Даже такие, по сути, эпизодические персонажи, как Сергей Кознишев, важные для раскрытия центральной темы романа - «мысли семейной» (этот персонаж не решается жениться с Варей, поскольку боится, что семейная жизнь повлечет разрушение привычного мира книжных формул, в котором он живет).

Не случайно, начиная уже с первой редакции, главная героиня была замужней женщиной из высшего общества. Причину трагедии Толстой изначально видел именно в Анне, но в процессе работы над романом взгляды автора на героиню и ее мужа несколько меняются. Судьба Анны Карениной изображена как безысходно-трагическая. А Алексей Каренин постепенно приобретает отталкивающих черт и начинает напоминать не человека, а какую-то машину, хотя читатель и сочувствует его горю.

Писатель не только воссоздал жизнь общества, но и изобразил основные «модели» семей, что существовали в нем. Поэтому некоторые критики усматривают в первой фразе романа еще один эпиграф к нему. Можно сказать, что эти слова - афористически выраженная основная мысль произведения: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

Для подтверждения этой мысли автор рассказывает о семье Стіви Облонского. Уже в начале произведения подано краткую, но глубокую ее характеристику: «Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожительстве и что на каждом заезде люди, которые случайно сошлись, больше связаны между собой, чем они, члены семьи и домочадцы Облонских». Для самого Стіви семья - внешняя оболочка, необходимая часть общественного устройства. Показательны его рассуждения о том, что не может же он действительно быть верным своей жене. Он не раскаивался в том, что предал ее, а «только в том, что не умел лучше скрыть это от жены». Однако Облонский не лишен и положительных черт: он «чувствует тяжесть своего положения и уважает жену, детей и себя самого». Когда жена прощает его, Степан Аркадьевич испытывает счастье и радость, его мир снова обрел стабильности. Вероятнее всего, потом все будет так, как и раньше, разве что он, действительно, будет тщательнее скрывать свои увлечения. Очень метко характеризует понимание семьи и отношение к супружеской верности таких людей, как Стива, его сестра Анна в беседе с Долли: «Я знаю этих людей, как Стива, как они смотрят на это... Эти люди делают неверности, но свой домашний очаг и жена - это для них святыня. Как-то у них эти женщины остаются в презрении и не мешают семье. Они какую-то черту проводят непроходимую между семьей и этим. Я этого не понимаю, но это так».

Семья Карениных представляет другой тип отношений. Долли вспоминает, что, когда она находилась в Петербурге у Карениных, ей не нравился самый дом их; что-то было фальшивое во всем складе их семейного быта». Хотя Каренин - совершенно иной тип человека, чем Стива, их понимание семьи во многом подобное. Для Алексея Александровича Каренина семья - это не тепло семейного очага или доверительные отношения между ее членами, а прежде всего официально узаконенная форма отношений.

Узнав о чувствах Анны и Вронского, Каренин «чувствовал себя бессильным» что-то изменить, «он знал наперед, что все против него и что ему не дадут сделать то, что казалось ему теперь таким природніш и хорошо, а заставят сделать то, что дурно, но им кажется должным». Этот яркий факт подтверждает, что он живет в системе общественных условностей и норм. Нельзя сказать, что это совсем плохо, ведь он по-своему заботился о будущем Анны, Сережи и свое. «Он считал, что для Анны было бы лучше разорвать отношения с Вронским, - пишет Толстой. - Но, если они все считают, что это невозможно, он готов был даже вновь допустить эти сношения, только бы не стыдить детей, не лишиться их и не менять своего положения. Как ни было это дурно, это было все-таки лучше, чем разрыв, при котором она попадала в безвыходное, позорное положение, а он сам лишался всего, что любил». Однако решительная и радикальная Анна настолько непохожа на своего умеренного мужчины, насколько разными являются их представления о жизни. Конечно, при такой разнице между этими людьми, их семья держалась, видимо, на определенном ритуале, внешней видимости, что и Долли почувствовала, для которой смысл жизни - семья и прежде всего дети. Можно сказать, что Каренин, который живет не чувствами, а только умом, - один из «винтиков» государственного механизма. Поэтому семейная драма Анны приобретает более глубокого содержания, ведь речь идет о столкновении живой человеческой души с системой общественных устоев. Личная драма героини приобретает определенного социального «привкуса».

Следовательно, вряд ли семья Карениных крепче и счастливее (она тоже несчастна, но «по-своему»), чем семья Стіви и Долли Облонских. Даже наоборот, ведь семейный корабль Облонских все - таки выдержал жизненный шторм. Возможно, благодаря тому, что их семья держится на материнской самопожертвованию Долли.

Отчаянная попытка Анны и Вронского создать семью заканчивается крахом. Стоит отметить, что Вронский лишен единства и согласования всех интересов, поскольку для него семья и дело - это совершенно разные вещи. Однако такое сочетание всех интересов является характерной чертой любимых героев Толстого, которым он доверяет выражения собственных взглядов на жизнь.

По мнению писателя, для создания крепкой семьи мужчину и женщину, кроме искренней любви, должны связывать еще и общие интересы. Вронский же, хоть и искренне любит Анну, однако открывает ей лишь часть своей души. В таком случае создать счастливую семью невозможно. Для большинства героинь Л. Толстого идеальная семья - это искреннее и общее счастье. Поэтому трагедия Анны Карениной в своей основе является именно семейной, ведь ее идеалом является любовь бескомпромиссное и усеохоплююче. Убедившись, что для нее надежды на такое чувство нет и в то же время не видя смысла в другой жизни, она погибает.

Другой путь для решения подобной ситуации пытается найти в романе Левин. Однако, став счастливым семьянином, он одновременно переживает трагедию, что заставляет его не раз думать о самоубийстве. И только сильный испуг, искреннее переживание за жену и сына, которые попали в грозу, как будто становятся тем толчком, который ярко показал, что семья и судьбы всех ее членов стали смыслом его жизни. Для него, как и для автора романа, строить свою семью - это строить жизнь.

Недаром в конце романа Левин выражает свое главное моральное открытия, суголосне с позицией Льва Толстого: сУсе моя жизнь, независимо от того, что может случиться со мной, имеет несомненный смысл добра, который я властно заключить в него!»

Статьи по теме