Сочинение роль образования в жизни человека. Эссе по обществознанию на тему «Образование создает разницу между людьми» (Дж. Локк) (ЕГЭ обществознание) Эссе на тему что дает человеку образование

Каждому человеку нужны знания в повседневной жизни. Знания – это не только формулы и правила, почерпнутые из толстых научных книг. Надо уметь читать, писать, считать. Надо знать, как приготовить обед и ухаживать за домом. Современного человека окружает много техники не только на производстве, но и в быту. Нужны знания, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира.

Есть такая пословица – “знания – сила”. Знания до неузнаваемости изменили мир. Благодаря им у человека появились такие возможности, которых у него нет от

Природы. Например, знания позволили нам перемещаться на огромные расстояния, передвигать тяжелейшие предметы, переплывать океаны, летать по воздуху, побороть многие болезни.

В школе мы получаем основные знания по всем предметам. Потом можно продолжать образование в техникуме или университете. Образованный человек чувствует себя уверенно, у него много друзей. В настоящее время, чтобы получить хорошую работу, необходимы глубокие и разносторонние знания, владение иностранными языками.

Учиться, конечно, не всегда просто. Каждый человек индивидуально воспринимает и усваивает информацию. Но когда осваиваешь что-то новое, это значит, что ты развиваешься. Когда для тебя открывается что-то неизвестное, когда получается то, чего раньше не мог сделать, это вызывает чувство самоуважения.

Учиться трудно, необходимо и интересно!

(2 оценок, среднее: 4.50 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Во все времена люди нуждались в самовыражении. В этом им помогало искусство – оно давало “возможность образно, понятно, живо выразить...
  2. Казалось бы, что можно написать об образовании? Учись хорошо, это главное. Кто хорошо учится и много знает, у того все...
  3. Каждый из нас, наверное, хотя бы раз в жизни задавался вопросом “зачем надо учиться?” или “зачем я учусь?”. Чаще всего...

В данном высказывании философ рассматривает проблему образования, его функции в обществе и образование как лифт социальной мобильности. Данная проблема является актуальной в условиях дифференциации общества.

Нельзя не согласиться с мнением публициста, в современном обществе наблюдаются такие тенденции развития образования, как увеличение профилизации среднего образования, что означает более глубокое познание профилирующих предметов, возникает сотрудничество между школами и ВУЗами для помощи в поступлении.

Все это говорит о том, что сейчас образование играет важную роль в жизни успешного человека.

Обратимся к теоретическому смыслу высказывания. Что же означает образование? Образование - целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний и навыков. Одной из функций этого института является статус образовательный, выделенный К. Марксом, который предполагает человек с низким уровнем образованности не сможет передать своему потомству ценные знания и умения, что стимулирует процесс соц. неравенства. Образование является одним из каналов социальной мобильности, то есть путем, по которому происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие.

Обратимся к примерам из русской литературы, например, Д. И. Фонвизин в произведении «Недоросль» рассматривает проблему образования, лени и глупости. В центре сюжета семья Простаковых, где мать семейства- невежа и ее сын, Митрофанушка, точно такой же наглый, глупый лентяй. У него отсутствует цель в жизни, весь день он ест и гоняет голубей. Мать наняла ему учителей, но не для развития и получения образования, а потому что так делали все дворянские семьи. В результате Митрофан вырастает абсолютно не приспособленным к жизни человеком. Ведь функцию воспитания выполнять должны такие институты как семьи и образование.

Множество примеров из истории нашей страны подтверждают мысль автора, доказывающих, что человек, вне зависимости от материального положения своей семьи, от пола и возраста может стать великим человеком благодаря своей образованности. М. В. Ломоносов был разносторонне развитым человеком, учёным-естествоиспытателем мирового значения, энциклопедистом, химиком и физиком, поэтом, положившим начало созданию русского литературного языка, русской поэзии. Жизнь этого великого человека является примером того, что знания – сила, что благодаря образованию можно достичь высот. Он совершил подвиг ради науки, его тяга к знаниям была так велика, что он не побоялся один отправиться в Москву.

Таким образом, образование в современном мире выполняет важные функции для формирования личности и является одним из критериев неравенства общества.

Эссе «Высшее образование: что оно дает человеку? Интернет vs университет»

Отношение к высшему образованию на территории стран СНГ парадоксально менялось на протяжении последних лет 150. То оно считалось элитарным в период империи, то чуть ли не позорным во времена СССР, то снова крайне необходимым для успешности в начале 2000-х.

Я помню, с каким ажиотажем нас, школьников, в самом начале третьего тысячелетия родители активно настраивали на поступление в ВУЗ, насколько важно было попасть на бюджет, не только ввиду высоких цен на обучение на контракте, а и потому, что наши родители еще не могли смириться с новой после распада СССР для них мыслью о том, что за образование нужно платить. Насколько всем хорошим родителям хотелось, чтоб у их детей работа была легче и денежней, чем у них самих, простых рабочих на заводах, фабриках или больницах. Они мечтали, чтобы мы были начальниками, уважаемыми специалистами. Потому считалось совсем неприемлемым отдать ребенка учиться в ПТУ или техникум, разве что тех, кто совсем плохо учился. И мы, выпускники, последние 2 года учебы, плакали над высшей математикой, улучшали свой английский и зубрили историю. А потом дружно отправились поступать в вузы, поступили, отучились, вышли с дипломами на свободу и… тут-то и началось самое интересное.

Начальниками стали в основном те, чьи родители имели связи. Хорошие специалисты оказались востребованы гораздо меньше, чем люди, умеющие приспосабливаться, прогибаться, ловить волну. Пока мы учились 5 лет, наши менее одаренные товарищи, отмучившись год-три в средне специальных учебных заведениях, освоили действительно популярные, хоть и непрестижные профессии продавцов, парикмахеров, официантов, а потом и менеджеров, маркетологов, мерчендайзеров, курьеров. Не обремененные светлой, но иллюзорной мечтой о хорошей престижной работе с дипломом о высшем образовании и ощущением своей элитарности, они заняли те ниши, которые на самом деле развивались в это время – торговля, сервис, транспорт. И уже очень скоро все поняли, что там вполне реально получать приличную зарплату, куда большую, чем лаборант на производстве, ассистент на кафедре или секретарь в офисе. Потому как платят там, где есть чем. И платят за реальную работу, за практические знания и опыт, а не за высокую эрудицию, знание истории искусства или умение решать сложные уравнения. Вот так мир переменился за 5 лет, которые мы студентами просидели за железным занавесом классической университетской программы.

Многие сбегали уже тогда – кто насовсем, кто по совместительству. И, пропуская часть пар, работали на доставке воды или промоутером водки в супермаркете. Мы смотрели на них слегка свысока – не тянут они сложных университетских предметов, недостаточно умны. Это уже потом, с новеньким дипломом на руках, мы пытались устроиться хоть куда-то, где зарплата была больше минимальной, уже готовые работать не по специальности, и проигрывали конкуренцию тем самым нашим одногруппникам, которые могли похвастаться опытом работы…

Те, кто хотел зарабатывать на жизнь, «забивали» на свои дипломы и осваивали практические навыки – маникюр и визаж, ремонт и кладку каминов, фотосьемку, пошив одежды и изготовление мебели. Те, кто мог, работал на себя, например, репетиторы. Короче, отошли от витания в вузовских облаках и учились делать то, за что другие были готовы им платить. Постепенно желание престижа в обществе с нас сползло, мы начали работать и зарабатывать, сами отвечать за свой график и доход, тратить деньги на то, что нам нравилось. Стало понятно, насколько быстро меняется мир и рынок труда, и насколько нереально отвечать его потребностям, если на освоение новых навыков тратить по пять лет.

Примерно в то же время начался ажиотаж вокруг новых престижных специальностей, обещавших почет и доход. И родители перестали жалеть деньги на то, чтобы отпрыски стали юристами, экономистами, переводчиками, журналистами, рекламщиками, спецами международного права и торговли. Точнее, перестали жалеть те родители, у которых эти деньги, естественно, были. Что из этого вышло? Работу по специальности смогли найти те, у кого были «тяги», хорошие должности заняли те, чьи «тяги» были лучшие. Остальные экономисты потопали в продавцы-консультанты, юристы осели на шеях у выучивших их родителей, переводчики отправились в брачные агентства. Вот журналистам и рекламщикам повезло больше – благодаря растущей потребности продать товар, появлению интернета и развитию развлекательного телевидения многие из них действительно нашли работу по специальности.

Интернет вообще сыграл важную роль для многих молодых (и не очень, но готовых развиваться) специалистов в вопросе трудоустройства. Благодаря всемирной паутине без работы не остались филологи, переводчики и журналисты, нашедшие себя в сфере написания текстов для, бесконечного и постоянно растущего множества сайтов. Интернет поднял спрос на программистов, дизайнеров и прочих айтишников. Многие из первых и хороших специалистов, правда, получили необходимые знания не в стенах университетов, а самостоятельно, но все-таки на базе вузовской подготовки.

В сферу интернет-специалистов перебрались представители очень многих далеких от компьютерных специальностей. Ведь в реальности дело не в том, ЧТО человек учил в вузе, а то, что он там НАУЧИЛСЯ УЧИТЬСЯ! Студент, который успешно освоил любой курс - научился добывать и обрабатывать информацию, анализировать, проводить исследования и делать выводы, а также рационально тратить силы и время, «выкручиваться», овладел главным. Это, на мой взгляд, самая большая польза, которую приносит человеку высшее образование. И в то же время, разумеется, это вовсе не повод тратить на это 5 драгоценных лет молодости, нервы и деньги только ради того, чтобы получить диплом.

Размышляя о высшем образовании в нашей современной реальности, его необходимости, важности, я пришла к таким выводам. Наличие высшего образования не гарантирует успешной карьеры по специальности и высоких доходов, однако в некоторых сферах само наличие диплома просто необходимо. Например, для работы в медицине, образовании, госструктурах, юриспруденции. Есть многие отрасли, в которых необходима «корочка», но попасть туда реально только по блату, поэтому стоит заранее задуматься, есть ли он у вас. А есть такие, где корочка также нужна, но денежной специальность не назовешь. Это и учителя, и штатные психологи, и спецы-дошкольники. В таком случае получать высшее стоит, если человек чувствует призвание, любовь к такой работе, и готов мириться с ее относительно низкой оплатой. Кроме того, стоит потратить время на высшее образование человеку, который уже не выпускник школы, имеет профессию, работу, и ему необходима «корочка» для продвижения по карьерной лестнице. Также имеет смысл высшее образование для развития своего умения учиться и осваивать информацию. Потому как все-таки вузовская программа – это система, понимание которой будет полезно для общего развития интеллектуальных способностей человека и упорядочивания его кругозора.

А так научиться чему-либо в современном мире очень легко, обучающей информации в свободном доступе – бесплатном и платном – море. Главное сейчас – опыт, навыки, умения, а не теоретические знания. Практически каждый человек, поставивший себе цель уметь делать что-то, за что платят деньги, может найти себе дело и по душе, и по финансам. Разнообразные книги, статьи, курсы, семинары, вебинары на любой вкус, для мужчин и женщин всех возрастов – это, безусловно, ценнейший подарок эры интернета. Поэтому, если вы готовы учиться, работать и зарабатывать, для вас открыты множества дверей.

И. Вастьянова

Я считаю, что, безусловно, нуждаемся. В современном мире существует конкуренция, причем во всех сферах деятельности, образование - не исключение. Сейчас в престижные ВУЗы поступить очень нелегко, там проходит жесткий отбор абитуриентов. Это происходит в связи с желанием людей иметь высокооплачиваемую работу. А её может получить лишь специалист, обладающий высокими профессиональными качествами, которые приобретаются во время обучения в ВУЗе, а затем совершенствуются на практике.

В настоящее время очень многие люди в нашей стране имеют высшее образование, а значит, общий уровень образованности россиян должен быть достаточно высок. Но так ли это? Статистика подтверждает, что уровень образованности снижается. Все чаще на улицах городов, на вывесках, в объявлениях можно заметить банальные орфографические ошибки, а большинство людей этого даже не замечают. Пороги проходных баллов ЕГЭ по ряду предметов снижаются, так как выпускники школ просто не могут выполнить задания на удовлетворительные оценки. Заставляет задуматься такой пример: недавно социологи провели проверку грамотности россиян. Для этого они раздали КИМы ЕГЭ по русскому языку людям, закончившим школу десять лет назад. Для выполнения им дали задания части А. Когда же сравнили их результаты с результатами нынешних выпускников, то оказалось, что люди, закончившие школу десять лет назад, набрали больше баллов за часть А, нежели нынешние выпускники за всю работу полностью. А ведь они готовились! Из этого следует вывод, что мы, молодое поколение, нуждаемся в образовании, причем нужно повышать его качество. А это возможно лишь тогда, когда школьники и студенты осознают личную ответственность за качество своих знаний. Ведь учёба - это нелёгкий труд, поэтому, входя в класс или в студенческую аудиторию, всегда необходимо об этом помнить.

Но, несмотря на данные неутешительные факты, Российская Федерация является одной из самых образованных стран мира. Наше правительство заинтересовано в том, чтобы молодёжь, которой предстоит строить Россию будущего, постоянно пополняла запас знаний. Ведь без разносторонних знаний невозможно идти в ногу со временем: в полной мере овладеть всеми современными технологиями. Не секрет, что сейчас в мире идёт информационная война, и кто быстрее овладеет информацией, тот и окажется победителем. Вот почему в нашей стране ежегодно выделяются средства на проведение различных конкурсов, олимпиад, грантов и других мероприятий по поддержке молодых людей в их творческой и научной деятельности. Также организуются летние лагеря и школы с изучением иностранных языков, что тоже в современных условиях немаловажно. Даже в таком небольшом городке, как наш, видны значительные перемены в отношении местных властей к образованию. Так, в конце мая этого года были награждены победители городского конкурса грантовой поддержки одарённых учащихся, получившие сертификаты на двадцать тысяч рублей. Среди них посчастливилось оказаться и мне. Я стала победительницей в номинации «Интеллектуал». Естественно, когда чувствуется такое внимание, то появляется желание ещё лучше учиться и активнее участвовать в различных творческих конкурсах.

Значит, правительство создаёт все условия для образования молодого поколения. Но мало одних условий и поощрений, нужно старание и рвение к учебе со стороны каждого из нас. Многим молодым людям сидеть за учебниками кажется скучным занятием. Современные дети окружены гаджетами, играми, виртуальным миром, но ведь это появилось не по мановению волшебной палочки. И мобильные телефоны, и компьютеры - все создано людьми, которые овладели научными знаниями. Поэтому каждому школьнику нужно задумываться над тем, чего он хочет добиться в этой жизни, кем он станет в будущем, какую пользу сможет принести своему Отечеству…

Образование всегда было одной из важнейших частей государственной политики, так как от его качества зависит будущее страны. Вот почему оно постоянно совершенствуется. Нам, школьникам, тоже необходимо стремиться к новому. Для этого у нас есть все возможности. В частности, помощником для приобретения знаний и расширения кругозора является Интернет, если его, конечно, использовать не только для игр. Хотя все мы разные, но нас объединяет одно - стремление найти своё место в жизни. А помочь нам в этом может лишь современное образование, которое позволяет поверить в то, что предела нашим возможностям нет.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Фестиваль исследовательских проектов «Портфолио ученика»

Роль образования в жизни человека

Введение

1. История возникновения школ

2. История развития образования в станице Новониколаевской

3. Роль образования в жизни человека

3.1 Социологический опрос взрослого населения станицы

3.2 Уровень образования жителей моей улицы

3.3 Школьники о значении образования

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Образование - это один из главных аспектов жизни любого человека.

Каждый человек учится чему-нибудь всю свою жизнь. Чем образованнее человек, тем ему легче разобраться в окружающем его мире, решить проблемы, которые возникают у каждой отдельной личности в жизни.

Если у человека высокий уровень образования, то он может применить свои знания, умения и навыки на практике, используя различные информационные ресурсы. Казалось бы все должны стремиться получить высокое образование. На деле же не всё так просто. Многие люди не стремятся иметь высокое образование или вовсе считают, что образование не имеет значения в повседневной жизни. Особенно это касается школьников, которые, в большинстве своём вообще не хотят учиться. В средствах массовой информации множество статей о снижении мотивации школьного образования всвязи с реформами в образовании и в экономической жизни страны в целом. Поэтому эта тема является актуальной в наши дни, как она была актуальной всегда.

Цель работы: выяснить,нужно ли человеку получать образование, как различный уровень образования повлиял на жизнь людей, проживающих в нашей станице.

Задачи:

1. Познакомиться с историей возникновения школ: где и когда они появились.

2. Узнать когда появились школы в нашей станице и как изменялся уровень образования жителей станицы.

3. Провести социологический опрос среди жителей станицы, имеющих разное образование, возраст и социальный статус.

4. Узнать, какой уровень образования имеют жители улицы, на которой я живу.

5. Узнать, как современные школьники оценивают значение образования, какое образование они хотели бы иметь.

Методы исследования: социологический опрос, анкетирование, интервью, сопоставление и анализ полученных статистических данных, работа с материалами школьного музея.

1. История возникновения школ

Как появились первые школы?

Греческое слово «схоле», от которого произошло имеющееся почти во всех языках в той или иной форме слово «школа», первоначально означало «проводить свободное время, быть праздным, медлить, мешкать, заниматься чем-то во время досуга». Это один из аргументов в пользу теории, по которой школы возникли сначала не для обучения, а чтобы замкнуть друг на друге две категории населения - стариков и детей, которые не годились для охоты или труда и только мешали трудоспособным.

Чтобы сохранить род и его ценности, старшим нужно было учить детей всему, что они знали сами, чтобы дети могли справляться с проблемами в будущем. Молодым людям приходилось учиться, чтобы сохранить традиции, знание и опыт группы.

Таким образом, идея «образования » намного старше, чем школы. Но с изобретением грамотности школы стали насущной необходимостью. Было необходимо особое обучение, чтобы овладеть буквами. А существование букв сделало возможным накопление и передачу знаний на недосягаемом к тому времени уровне.

Повседневная жизнь в семье не могла обеспечить такое образование. Поэтому требовалось особое учреждение, которое бы этим занималась. А это и была школа.

Где возникли первые школы?

Школа -- это место, где несколько человек, обычно детей, собираются вместе, чтобы получить определенные знания и умения. Никто не знает, когда появились первые школы. Мы знаем только, что уже пять или шесть тысяч лет тому школы существовали в Египте, возможно в Китае и в некоторых других странах. Греческие и римские школы стали предшественниками всех современных школ и колледжей. Но даже в Греции много лет назад было время, когда к одному учителю-профессионалу приводили одного ученика. Тогда не было ни школ, ни классов. Позже греческие ораторы и философы, к которым приходили ученики и которым приходилось много путешествовать, чтобы дарить людям знания, начали создавать некоторое подобие школ. Великий греческий философ Платон был первым учителем, который организовал обучение в месте, которое он назвал «академией». Срок обучения составлял там 3-4 года. Древние школы располагались обычно на площадках, где тренировались военные или устраивались парады. Площадки эти назывались гимназиями. Позже Аристотель создал свою школу и назвал ее лицеем. Примерно в 250 году древние греки поняли, что учеников стоит обучать грамматике, поэтому постепенно появились специальные грамматические школы. Еще позднее римляне переняли у греков их систему обучения. Римские школы были более похожи на современные. Хотите верьте, хотите нет, но ученики с таким же нежеланием шли в римские школы, как мы порой ходим в современные. Ученикам приходилось рано вставать, заучивать сложные правила, иностранный язык и, кроме того, вести себя подобающим образом. Непослушных и ленивых секли розгами!

Только в XVIII столетии начала распространяться идея о том, что образование способно изменить человека и общество. И только почти сто лет назад образование начали считать правом каждого ребенка.

2. История развития образования в станице Новониколаевской

В настоящее время все дети учатся, посещают школы и другие образовательные учреждения. Образование является всеобщим и обязательным для всех детей до 18 лет. Но так было не всегда. Ещё 100 лет назад учились единицы, да и то получали лишь начальное образование. Первое упоминание о школе на территории нашей станицы встречается в архивных документах за 1890 год. В этом году на станичном сходе решено было подать прошение о преобразовании посёлка Ангелинского, который относился к станице Староджерлиевской, в самостоятельную станицу и назвать её Новониколаевской. Прошение было удовлетворено и 5 августа 1891 года стало датой образования нашей станицы. В исторической справке указывается, что в станице была общественная школа, в которой учились 21 мальчик и 3 девочки. Учителем был Бажан Иван Иванович. Общее число жителей в станице было около 1700 человек.

Позже появилась церковно-приходская школа. Только после революции 1917 года все дети получили возможность учиться. В то время население станицы возросло до 4304человек. В 20-е - 30-е годы в станице было две школы: начальная и школа второй ступени (ныне №12), число учащихся в них около 288 человек, работали 6 учителей. Для ликвидации неграмотности среди взрослого населения был организован ликбез, в котором ежегодно обучалось 120 человек. В 1920 году в станице было 29% грамотного населения, а в 1930 году это число превысило 50%.

В 1928 - 30-е годы на северо-западной окраине станицы была построена ещё одна начальная школа. В 1933 году на базе начальной школы, расположенной в центре станицы, открылась школа-семилетка. Первый выпуск из 19 учеников состоялся в 1936 году. В 1952 году на базе семилетней школы была создана средняя школа. В 1966 году средняя школа получила новое здание. Из 27 учителей, работавших в школе, 13 имели высшее образование, остальные среднее специальное, неполное высшее или учились заочно. Учащихся в школе было 375, а в 1968 г. - 612. В 1991 году было построено новое школьное здание в центре станицы. Учащихся было 780 человек. Сейчас мы учимся в этом здании. Из интервью с директором школы Лихачевой Ниной Владимировной я узнала, что сейчас в нашей школе 412 учеников, учительский коллектив составляет 32 человека, из них 30 имеют высшее образование, а двое - среднее специальное. 65% учителей являются выпускниками нашей школы, в том числе директор, три его заместителя. Из 21 работника обслуживающего персонала 20 - выпускники нашей школы. В 2008 году школа стала победителен национального проекта «Образование» и получила грант в 1 млн. рублей. (Приложение 7, рис.11.).

За последние 20 лет более 30 наших выпускников получили педагогическое образование в ВУЗах нашего края, но пришли работать к нам в школу только 8 человек. Ещё двое работают в детском реабилитационном центре, расположенном в нашей станице. Остальные нашли работу в городах края или в крупных станицах и работают, в основном, не по специальности. Работать в школе они не захотели. Между тем большая часть учителей нашей школы - это люди пенсионного и предпенсионного возраста. Возникает вопрос: кто будет учить детей в станице через 5 - 10 лет? Ведь из города к нам никто работать не приедет.

3. Роль образования в жизни человека

Общаясь со своими одноклассниками и ровесниками, я заметила, что многие из них считают образование не обязательным для человека, а важнее устроить свою личную жизнь. Я же думаю, что благодаря знаниям, полученным в процессе учебы, можно сделать карьеру, создать хорошую и крепкую семью, быть востребованным в современной жизни.

В наши дни рынок труда предъявляет очень высокие требования к уровню образования. Даже в сельской местности на должность разнорабочего отдаётся предпочтение человеку, имеющему полное среднее образование. Считается, чем выше образование, тем ответственнее человек будет относиться к своим обязанностям. Наверное, не зря в нашей стране введено всеобщее обязательное среднее образование. Кстати, в Японии оно было введено ещё в конце 19 века. Общаясь со своими сверстниками, я стала замечать, что более половины моего класса не уделяют учебе должного внимания, с 14-ти летнего возраста молодых людей все больше стала интересовать личная жизнь: то есть юноши, девушки, дискотеки и другое. Они считают, что родители заплатят за их учёбу и диплом любого учебного заведения им достанется легко. А как же учеба? Ведь она является визитной карточкой в жизни человека. Приобретённые знания открывают дорогу в жизнь, дают больше возможностей для самосовершенствования, что помогает в дальнейшей жизни. Ведь можно успевать во всем, то есть быть веселым и интересоваться выше сказанным, и успевать в учебе, но таких людей очень мало.

Многие мои сверстники считают, что они уже довольно взрослые, могут распивать спиртное, курить, хотят показать, что они ни в чем не зависят от своих родителей. Учеба для них не так важна. В дальнейшем такие люди начинают жалеть о том, что не учились, когда была возможность. Ведь даже имея диплом нужно подтвердить, что ты в состоянии выполнять те или иные обязанности. Иначе тебя просто уволят с работы. Есть профессии, где низкий уровень образования может стоить жизни другим людям. Например, врач или авиадиспетчер. Подобных примеров можно привести много. Я считаю, что прежде всего необходимо получить хорошие знания. Для этого надо хорошо учиться в школе, что бы была основа для получения дальнейшего образования.

3.1 Социологический опрос взрослого населения станицы

Глядя на отношение к учёбе моих одноклассников, я решила выяснить, а как к учёбе относятся взрослые люди. Какую роль в их жизни имеет образование. Для этого был составлен опросный лист из 16 вопросов.(приложение 1) Всего было опрошено 43 человека. Из них 7 мужчин и 36 женщин. По возрасту: 20% - до 30 лет; 16% - от 31 до 40 лет; 40% - от 41 до 50 лет и 24% - старше 50 лет.

49% отвечавших окончили полную среднюю школу (10 или 11 классов); 16% - 7 или 8 классов и 35% не ответили на этот вопрос. «Хорошо» окончили школу 51%. Нашу школу №12 окончили 58% , другие школы края - 14%, школы за пределами края - 7%; 21% - не указали школу.

Большая часть отвечавших - 56% считают, что школа дала им высокий уровень знаний, 42% считают, что средний и только один указал на низкий уровень школьных знаний. Почти половина отвечавших выбрали свою профессию сами (рис.6).

74% респондентов участвовали в школьных, районных и других олимпиадах и конкурсах; 63% из них считают, что это помогло им в дальнейшей учёбе и в жизни, т.к. способствовало расширению кругозора, учило мыслить, находить нужное решение, не теряться в новой обстановке, стремиться быть впереди, достигать во всём лучших результатов. Все отметили, что они после школы учились в других учебных заведениях. Это различные ВУЗы: КубГУ, КубГАУ, Армавирский, Славянский, Майкопский педагогические институты и др. Многие окончили техникумы, колледжи, а также ПТУ. Профессии отвечавших: учитель - 17 человек; бухгалтер - 7 человек; экономист - 2 чел.; инженер - 3; зоотехник - 3; повар - 2; а также: библиотекарь, агроном, менеджер, пчеловод, товаровед, химик, слесарь, строитель и электрик.

По своей профессии работают (или работали до пенсии) 79% опрошенных, 14% работают не по профессии, т.к. в станице нет такой работы и 7% не ответили на этот вопрос. Большинство респондентов много лет работают на одном месте. Стаж работы в зависимости от возраста колеблется от полугода до 39 лет. 79% не меняли своей профессии, 16% меняли, т.к. не могли найти работу по специальности или их не устраивали условия труда, зарплата и т.д. (рис. 10). На вопрос: удовлетворяет ли вас ваша профессия? мы получили следующие ответы: (рис.5).

Люди постоянно проживают в сельской местности. Мы спросили: почему? 56% ответили, что так сложились обстоятельства, 35%, что это был их выбор и 9% не ответили на этот вопрос.(рис. 9)

Тогда мы поинтересовались, если бы представилась возможность жить в городе, вы ею воспользовались бы? 63% ответили, что нет, 25% - да и 12% - не знаю (рис.7). Несмотря на то, что большая часть живут в станице потому, что так сложились обстоятельства, уезжать в город они не хотят. У 65% их жизнь в станице связана с их образованием, с профессией, у остальных - не связана (рис.8).

3.2 Уровень образования жителей моей улицы

Продолжая социологическое исследование жителей своей улицы, я поинтересовалась их уровнем образования и получила следующие результаты, которые оформила таблицей (Таблица 1.) на нашей улице проживает 64 взрослых человека. Из них 23% имеют высшее образование; 26% среднее специальное (техникумы, колледжи); 38% - среднее, а затем почти все приобретали специальности в ПТУ, на курсах и т.д. 12% имеют неполное среднее образование. Это бабушка-пенсионерка (ей почти 80 лет), она всю жизнь проработала дояркой. Еще 7 человек в возрасте от 35 и старше, которые в своё время не захотели учиться после окончания 8 или 9 класса. Все они не имеют постоянного места работы. Летом идут работать по найму на сезонные работы к частным предпринимателям (копать картофель, собирать клубнику, фрукты и т.д.) или занимаются своим хозяйством дома.

Таблица 1. Уровень образования жителей улицы Больничной на 1.01.2012 г.

критерии

Всего жителей на улице

Из них временно не проживают (живут в Краснодаре, Новороссийске), в т.ч. дети

Из всех жителей -- дети (до 18 лет)

Взрослые -- трудоспособные (от 18 до 55 женщины и 60 лет мужчины),

среднее специальное

неполное среднее

не грамотных (инвалид)

Пенсионеры (от 55 женщины и от 60 лет мужчины),

в том числе имеют образование:

среднее специальное

неполное среднее

не грамотных

3.3 Шк ольники о значении образования

Чтобы узнать мнение школьников, я провела анкетирование среди учеников 8-х - 10-х классов. Всего отвечало 100 человек из 120 учеников.

Несмотря на то, что почти все мои одноклассники и ровесники несерьёзно относятся к учёбе, не всегда готовят домашние задания, во время уроков плохо слушают учителей, отвлекаются на посторонние занятия (особенно на мобильные телефоны), всё же 89% школьников указали, что без школы невозможно обойтись, что учёба в школе жизненно необходима. (рис.1) школа образование высокооплачиваемый работа

На второй вопрос, сколько лет достаточно проучиться в школе, ответы распределились следующим образом: нужно окончить 11 классов - считает 45% школьников, достаточно 9 классов - 48%, а 7% считают, что можно проучиться 5-7 классов и достаточно. (Рис 2)

На вопрос: какое образование должен иметь современный человек, 36% ответили, что высшее, 48% - среднее, 6% - среднее специальное и только 4% считают, что образование не нужно, можно прожить и без него.

Между тем только 26% школьников планируют получить среднее образование, 7% - среднее специальное, 16% - ещё не определились, а вот 37% планируют получить высшее образование. И только один ученик ответил, что не хочет учиться (рис.3).

Мы спросили: какие усилия ты прилагаешь уже сейчас для достижения цели? 38% ответили: «учусь» и «хожу в школу». Второй ответ больше подходит, т.к. многие не учатся, а именно «ходят в школу». «Хорошо учусь» и «добросовестно учусь» - ответили 20%. «Не прилагаю никаких усилий» ответили 14%. Остальные назвали: посещение дополнительных занятий, участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, спортивных соревнованиях и др.

На вопрос: Где бы ты хотел жить? 68% ответили, что хотят жить в городе, т.к. там больше возможностей, больше работы, что там красиво. 27% собираются жить в станице и 5% «ещё не знают» (рис.4).

На последний вопрос ответы очень разные: 8 человек хотят быть врачом, 8 - экономистом, 4 - учителем. По 3 школьника хотят стать поваром, полицейским, строителем, газо-электросварщиком, юристом, водителем. По 2 - психологом, стилистом, фармацевтом, менеджером. Назвали также профессии электрика и социального работника, агронома и проводницы, технолога и архитектора, механика и программиста, моряка, слесаря и другие. А 22% еще не определились кем стать, какую профессию выбрать. Сравнивая ответы на разные вопросы одного школьника, иногда получаешь очень интересные результаты. Например: ученик считает что проучиться в школе достаточно 9 лет, современному человеку необходимо полное общее образование, а сам он планирует получить высшее образование и жить в городе. Из ответов следует: почти все считают образование необходимым условием своей жизни и планируют его получить. Между тем, беседуя с директором школы, я узнала, что только 30% учеников 8-х - 10-х классов учатся на 4 и 5. А есть такие, которые имеют двойки в четверти по одному или нескольким предметам.

Заключение

Приступая к исследованию, я изучила литературу и материалы интернета по изучаемой теме. Познакомилась с материалами школьного музея, побывала в Калининском районном архиве. Затем провела социологический опрос среди населения нашей станицы: учителей, работников правления местного сельхоз предприятия. Попросила ответить на вопросы некоторых жителей нашей улицы, родственников. Задала вопросы директору нашей школы. Провела анкетирование школьников. Всю полученную информацию проанализировала. Составила краткую характеристику развития образования в нашей станице. Рассмотрев все ответы респондентов, я пришла к следующим выводам:

Во время образования нашей станицы была только одна школа в которой училось всего 24 ученика, образование было практически недоступным большинству населения станицы.

После революции 1917 года все дети получили доступ к образованию, но первоначально их учили только читать и писать. В станице было три небольших школы.

В 1933 году школа впервые стала семилетней, а в 1952 - средней. Позже постепенно все школы были объединены в одну (ныне №12). Образование стало всеобщим обязательным средним.

Большая часть учителей и почти весь обслуживающий персонал являются выпускниками нашей школы №12. Все учителя, пришедшие работать за последние 20 лет, окончили нашу школу.

Взрослые люди в нашей станице имеют довольно высокий уровень образования. Получили его благодаря хорошим знаниям, которые дала им школа.

Более половины отвечавших людей указали, что они удовлетворены (морально) своей профессией, она приносит им радость, а вот материально удовлетворены лишь 30%.

Несмотря на то, что более половины всех отвечавших живут в станице «по стечению обстоятельств», всё же уезжать в город (в случае представившейся возможности) не хотят 63%, т.к. у большинства жизнь в станице связана с их образованием и профессией.

Хотя многие школьники считают образование не обязательным для человека, учатся кое-как, часто «из под палки», они всё же понимают, что в современной жизни без хорошего образования нельзя хорошо жить и в будущем планируют получить высокое образование и престижную профессию.

Таким образом, уровень образования всегда был очень важен для человека. И в наши дни, когда наука, технический прогресс, развитие экономической, социальной и культурной жизни идёт очень быстро, когда информация стала доступна всем, легко можно «отстать от жизни», если не иметь хорошего образования.

Жители станицы, имеющие высокое образование, являются учителями, воспитателями детского сада, работниками участковой больницы, детского реабилитационного центра, руководителями и специалистами сельскохозяйственного предприятия Кубаньагро-Приазовье», завода «Ювикс-Кубань», УОС, предприятий торговли, администрации сельского поселения и т.д. Некоторые люди работают в ст. Калининской, в администрации муниципального образования Калининский район, на предприятиях и в организациях районного центра. Они имеют более высокий культурный, а часто и материальный, уровень. У образованного человека больше возможностей устроиться на высокооплачиваемую и перспективную работу, так как такие люди легко учатся всему новому, максимально используют ресурсы своих знаний. С образованным человеком интересно разговаривать и общаться. Образованный человек коммуникабелен, у него широкий круг общения, большое количество друзей, деловых партнёров. Да и по статистике выходит, что образованный человек живёт дольше.

Литература

1. Историческая справка администрации Новониколаевского сельского поселения.

2. Материалы школьного музея по истории станицы Новониколаевской.

3. Материалы Калининского районного архива.

Прилож ение

Примерные вопросы интервью по теме «Роль образовани я и профессии в жизни человека»

Имя, возраст.

В каком году, какую школу окончил, сколько классов. Как успешно (по желанию).

Как вы считаете, какой уровень знаний дала вам школа: низкий, средний или высокий? Объясните, почему вы так считаете.

Участвовал ли в олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах в школе? С каким результатом (по желанию).

Помогло ли участие в олимпиадах и т.д. в дальнейшей учёбе, в жизни?

Учился ли после окончания школы в профессиональных учебных заведениях?

Какое учебное заведение, факультет окончил? В каком году? Какую специальность приобрёл?

Что или кто повлиял на выбор профессии?

Работал ли (работает ли сейчас) по полученной профессии?

Если нет, то почему?

Кем работает в настоящее время? Стаж работы по данной профессии.

Удовлетворяет ли вас ваша профессия: материально, морально?

Приходилось ли вам менять профессию (учиться в другом учебном заведении для получения другой специальности). Если да, то почему?

Вы постоянно проживаете в сельской местности. Это ваш выбор или так сложились обстоятельства?

Если бы представилась возможность жить в городе, вы ею воспользовались бы? Почему?

Связана ли ваша жизнь в селе с вашим образованием, профессией?

Ответьте на вопросы: Анкета для школьников.

1. Считаете ли вы учёбу в школе жизненно важной необходимостью или можно обойтись и без школы?

2. Сколько лет, по вашему мнению, достаточно проучиться в школе, чтобы можно было пойти работать и зарабатывать себе на жизнь?

3. Какое образование должен иметь современный человек, чтобы быть востребованным в жизни и достаточно зарабатывать для себя и своей семьи?

4. Какое образование ты планируешь получить в своей жизни?

5. Какие усилия для достижения этой цели ты прилагаешь уже сейчас?

6. Где бы ты хотел жить: в городе или в станице, почему?

7. Кем бы ты хотел работать?

Рисунок 1. Распределение ответов школьников на первый вопрос.

Рисунок 2. Ответы учеников на второй вопрос.

Рисунок 3. Распределение ответов учеников на третий вопрос.

Рисунок 4. Ответы на шестой вопрос.

Рисунок 5. Ответы на вопрос 12.

Рисунок 6. Ответы на вопрос 8.

Рисунок 7. Ответы на вопрос 15

Рисунок 8. Ответы на вопрос 16

Рисунок 9. Ответы на вопрос 14.

Рисунок 10. Ответы на вопрос 13.

Рисунок 11. Интервью с директором школы Лихачевой Ниной Владимировной.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Значение получения высшего образования для реализации поставленной жизненной задачи. Логика "обычного" человека и творческой личности: развитие талантов и скрытых возможностей в ВУЗе или их уничтожение. Важность самостоятельного выбора стиля жизни.

    эссе , добавлен 30.10.2014

    Становление социологии образования как самостоятельной дисциплины. Основное содержание образования. Роль образования в жизни общества. Социальные функции и цели образования. Формирование социальных институтов общества. Перспективы развития общества.

    контрольная работа , добавлен 02.02.2013

    Теоретические аспекты образования, как социокультурного института. Отличительные черты современного этапа развития системы российского образования. Социологические исследование восприятия системы образования среди старшеклассников школ г. Череповца.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2010

    Сущность институционального подхода в социологии. Критерии, определяющие качество образования. Результаты прикладного исследования, направленного на анализ оценок качества образования учащимися школ города Челябинска, мотивация обучения в школе.

    дипломная работа , добавлен 14.03.2013

    Социально-экономическая сущность образования. Повышение уровня образования для решения проблем на рынке труда. Функции образования в производственно-экономической сфере. Роль образования для развития трудового потенциала в условиях современности.

    реферат , добавлен 07.04.2017

    Анализ понятия "качество человека". Его взаимосвязь с качеством жизни. Образование структуры личности. Образование как важный аспект качества человека. Методы оценки качества жизни и индекс развития человеческого потенциала. Понятие "качество населения".

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    Основы прогнозирования развития системы образования. Роль образования в решении задач социально-экономического развития России. Концепция инновационного развития образования, целеполагание прогнозирования. Обеспечение его доступности и качества.

    контрольная работа , добавлен 23.05.2015

    Анализ психологических признаков старости. Характеристики образа жизни стареющего человека и его значение для процессов старения. Проведение анкетирования в целях выявления предпочтений современного пожилого человека в пассивном или активном образе жизни.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2011

    Современное образование, его роль и значение в мире и обществе. Исследование взаимосвязи различных уровней образования, выявление его социальных проблем. Роль образования в социальной мобильности современного российского общества и пути его развития.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2011

    Образование как социокультурный феномен, его роль в современном обществе. История становления социологии образования, предмет и объект данной науки. Методы изучения сферы образования: опрос, интервью, контент-анализ, наблюдение, социальный эксперимент.

Статьи по теме