Сатиры Ювенала. Русские поэты и критики о Ювенале Сатиры ювенала читать

Собрание сатир Ювенала делится на 5 книг. В нем находится 16 сатир. Но некоторые литературоведы считают, что последняя, 16-я сатира, сильно отличающаяся по теме и стилю от остальных приписывается Ювеналу ошибочно.

Вот краткое содержание всех сатир Ювенала:

В первой сатире Ювенал объясняет мотивы, заставившие его писать сатиры; все эти мотивы сводится к одному: он негодует на владычество пороков. «Если не талант, то негодование порождает стихи, – говорит он. – Теперь такое время, что трудно не писать сатиры».

Вторая сатира направлена против изнеженности и разврата знатных людей, которые с восторгом говорят о доблестях своих предков, а само погрязают во всяких пороках и портят весь народ своим примером. «Они, – говорит Ювенал, – унижают себя до того, что становятся участниками самых гнусных мистерий, совершают омерзительные противоестественные оргии; внуки знаменитых дедов публично выступают гладиаторами».

В третьей сатире, написанной с мастерским искусством, один из друзей Ювенала объясняет ему, почему решил покинуть Рим и поселиться в Кумах; он превосходно описывает неприятности и неудобства, каким подвергается в Риме честный человек, не желающий приобретать богатство общепринятыми пошлыми способами, льстить сильным людям, быть прислужником их преступлений и пороков. Тут резкими чертами изображаются все тайные недуги общества шумной столицы римской империи , в особенности интриганство корыстолюбивых греков, готовых за деньги на все. «Этот человек годится на все: быть преподавателем грамматики и риторики, математиком, живописцем, прислужником при туалете, жрецом-авгуром, врачом, акробатом, колдуном, – все умеет голодный грек. Он, стоит лишь ему повелеть, залезет на небо».

В четвертой сатире рассказывается происходившее в присутствии императора Домициана совещание сената по вопросу о том, целой или разрезанной на куски надо подать на стол императора чрезвычайно большую рыбу, пойманную в Адриатическом море. В заключение Ювенал говорит: хорошо, если бы злодей Домициан употреблял все свое время на такие дурачества вместо того, чтобы убивать знаменитых сенаторов , людей благородной души, за которых никто не отомстил ему.

Иллюстрация к книге сатир Ювенала, 1711

Пятая сатира описывает обед клиентов у патрона, который издевается над ними; она превосходно изображает надменное обращение богачей с бедными тунеядцами и жалкую роль, какую вынуждены играть эти голодные льстецы. Лучше просить милостыню, говорит Ювенал, чем из-за приглашения на обед выносить наглость грубого покровителя, который ест за столом самые изысканные кушанья, пьет самые дорогие вина, а своим бедным гостям дает дешевые, плохие. В заключение поэт говорит: кто позволяет подвергать себя такому унижению, тот достоин его; кто так пошл, что соглашается жить в этих постыдных отношениях к богачу, тот заслуживает такого обеда и такого патрона.

Шестая сатира – ужасающая картина разврата женщин в Риме: все черты тут мрачны, нет ничего сколько-нибудь отрадного. Ювенал, отклоняя своего друга, Постума, от мысли о женитьбе, говорит ему, что женщины их времени совершенно забыли нравственные правила. Жена сенатора, убежавшая с гладиатором, и Мессалина – вовсе не исключения; такие качества стали общими у женщин. Даже религиозные праздники служат у них предлогом для разврата. А если какая-нибудь женщина не развратница, то она мучит мужа гордостью, честолюбием, капризами, щегольством, расточительностью. Есть женщины, продолжает Ювенал, которым нравится заниматься мужскими гимнастическими упражнениями,даже участвовать в гладиаторских играх . Другие любят рассуждать о литературе, заставляют молчать грамматиков и риторов, даже читают публичные лекции. Третьи увлекаются иноземными суевериями, ходят к прорицателям, астрологам. Есть добывающие от этих людей волшебные напитки, которыми освобождают себя от всех мешающих им, даже от детей и мужей.

Седьмая сатира описывает печальное положение поэтов и ученых в Риме: при равнодушии общества к искусству и науке, они умирали с голоду. Эта сатира написана в начале царствования Траяна , от которого Ювенал ожидает облегчения бедствий.

Восьмая сатира бичует тщеславие знатных людей, гордящихся своими предками и живущих безнравственно. Она написана Ювеналом в форме совета молодому вельможе. Поэт говорит ему в сатире, что изображения предков на стенах зал только тогда служат в честь человеку, когда он имеет душевное благородство и живет честно. Истинное благородство лежит в душе человека, и у знатного римлянина оно проявляется тем, как исполняет он обязанности курульного сановника в Риме и правителя в провинциях, по поводу этого, Ювенал в восьмой сатире изображает поступки хорошего правителя и поступки дурного. Здравый смысл, продолжает он, не обольщается знатностью рода, презирает и знатных людей, когда они дурны; он ставит Сенеку выше Нерона , Цицерона выше Катилины , Катулла выше Мария ; и не плебеи ли были Деции ?

Девятая сатира, имеющая форму разговора, бичует противоестественные (гомосексуальные) пороки, бывшие тогда в моде.

Десятая сатира несколько походит содержанием на вторую сатиру Персия : она также говорит о том, чего люди просят себе у богов. Ювенал доказывает историческими примерами, что те блага, которых обыкновенно выпрашивают себе люди – богатство, власть, красноречие, военная слава, долгая жизнь, красота – не должны считаться истинными благами, не дают человеку счастья. Человек должен желать себе: «иметь здоровую душу в здоровом теле, мужественное сердце, свободное от страха смерти. Добродетель и мудрость – единственный путь к спокойствию жизни».

Одиннадцатая сатира – приглашение другу, Персику, отобедать у Ювенала на его вилле близ Тибура. Эта сатира весело описывает свою скромную жизнь, в противоположность изысканности обедов, обжорству и пьянству знатных развратников. Гость найдет у Ювенала такой обед, какие бывали в славные времена Рима; дом у него убран не пышно, столовая посуда не великолепна, нет у него изящной прислуги, не будет танцовщиц; украшением разговора будут только стихи Гомера и Вергилия .

Двенадцатая сатира – приглашение другу Ювенала, Корвину, отпраздновать возвращение другого друга Катулла, который счастливо спасся от опасной бури на море. По поводу того, что Катулл спасся от смерти, Ювенал сильно нападает на людей, всякими хитростями добивающихся доли в чужих наследствах: за обедом, на который он приглашает Корвина, таких людей не будет. На этом обеде празднуется не смерть, а спасение человека.

В тринадцатой сатире Ювенал утешает своего друга Кальвина, которого обманул бессовестный приятель, отказавшийся возвратить вверенные ему Кальвином деньги. В этой сатире поэт описывает господствующую в обществе бессовестность и говорит, что обманщик имеет наказание себе в том, что сознание бесчестного поступка отнимает у него всякую радость.

Четырнадцатая сатира говорит о дурном воспитании. Ювенал выказывает в ней основательное знакомство с педагогикой, проводя справедливую мысль, что дурным привычки родителей передаются детям и что самое важное условие хорошего воспитания то, чтобы родители подавали детям хороший пример. В этой сатире описываются разные дурные привычки, особенно жадность к деньгам, объясняет, как вредят эти привычки счастью людей.

Действительно ли принадлежит Ювеналу пятнадцатая сатира – вопрос, решаемый учёными неодинаково. Она направлена против суеверия или религиозной нетерпимости. Поводом к этому служит в сатире случай, произошедший «в консульство Юнка», то есть позднее 127 года: два племени в Египте поссорились между собой из-за своего сектантского фанатизма. Вражда дошла до формального сражения; победители растерзали и съели пленника.

Шестнадцатая сатира считается многими учёными не принадлежащей Ювеналу, подложной. Это лишь отрывок – в нем говорится, какие выгоды имеет воин сравнительно с людьми не военного сословия.

Ювенал Децим Юний (Decimus Junius Juvenalis) [(ок. 60, Аквинум, близ Рима, - ок. 127, Египет (?)], римский поэт-сатирик. Написал 16 сатир в 5 книгах (последняя не закончена). Сатиры 1-3-й книг носят резко обличит, характер, сатиры 4-5-й книг представляют собой более отвлечённые рассуждения в духе стоицизма на моральные темы. Взгляд Ю. на мир, изображаемый с точки зрения "маленького человека", пессимистичен, о произволе императоров и вздорности толпы говорится с одинаковым озлоблением; тон сатир - тяжёлый и грозный обвинит, пафос. Для стиля Ю. характерны повороты и перебои повествования, сжатые и броские сентенции (чхлеба и зрелищ"). Умер, по преданию, в ссылке.

Ювенал Децим Юний (Decimus Iunius Iuvenalis) (ок. 55–60 – ум. после 127), величайший римский сатирический поэт. Даты рождения и смерти Ювенала устанавливаются лишь приблизительно. В III сатире он называет себя уроженцем Аквина (на юго-востоке Лация). Сохранились поздние биографии Ювенала, которые не внушают особого доверия. В частности, в Жизнеописании сообщается, что он был то ли сыном, то ли воспитанником богатого вольноотпущенника и до зрелого возраста упражнялся в риторике, делая это по склонности души, а не с целью подготовки к общественной деятельности. За осмеяние актера Париса, фаворита императора Домициана, Ювенала (которому было уже 80 лет) в должности младшего офицера направили в южный Египет, где он в скором времени скончался. Некоторые детали этой истории со ссылкой заведомо неверны (Домициан был убит в 96, когда Ювеналу было около 40 лет). В XV сатире имеется упоминание о пребывании поэта в Египте, а в IV он дает выход своей ненависти к Домициану.

До нас дошли 15 написанных гекзаметром сатир Ювенала (еще от одной, последней в сборнике, уцелело лишь начало, 60 строк), которые собраны в 5 книг. I книга вышла вскоре после 100, следующие появлялись с перерывами вплоть до 127. Судя по всему, пока был жив Домициан, к серьезным литературным опытам Ювенал не приступал, а когда тот умер, сам поэт был уже немолод.

В I сатире Ювенал представляет свою поэтическую программу. Пороки и преступления (поэт тут же набрасывает соответствующие яркие картины) просто вынуждают писать сатиры. Однако у врагов свободного слова чуткий слух, они опасны, а потому речь пойдет лишь об умерших. II сатира – это обличение гомосексуализма, выродившемуся Риму здесь противополагаются суровые, полулегендарные герои ранней республики. Обстановка, в которой разыгрывается действие III сатиры, намечается в нескольких строках: Ювенал сожалеет об отъезде своего друга Умбриция и в то же время сочувствует его замыслу покинуть Рим и поселиться в обезлюдевших Кумах. В пространной инвективе, вложенной в уста Умбриция, разоблачается убожество столичной жизни. Замечательны нападки, с которыми поэт обрушивается на ставших частью римского быта ловких греков, которые, по его мнению, внесли сюда лицемерие и непотребство. IV сатира начинается с нападок на Криспина, выскочку-египтянина, вошедшего в совет Домициана, однако истинный объект сатиры – порочные нравы самого Домициана. В V сатире описываются унижения, которым подвергается за столом богатого покровителя бедный и раболепный клиент: ему подают отвратительные кушанья и напитки, между тем как хозяин наслаждается деликатесами и лучшими винами. VI сатира – самое пространное (661 строка) и прославленное произведение Ювенала. Поэт в ужасе: его друг Постум собирается жениться. Но ведь все женщины распутны, заносчивы, несносны, тираничны, порочны, пошлы, навязчивы, любят выпить, тщеславны, жестоки, суеверны и склонны к убийству. VII сатира посвящена безразличию богачей к таланту и учености. В нужде и бедности старится поэт; ничуть не лучше приходится историку; адвокат, чтобы привлечь клиентов, вынужден обставлять себя фальшивой роскошью; преподавателей и учителей третируют и обсчитывают. В VIII сатире Ювенал утверждает, что благороден лишь тот, кто добродетелен: благородство не передается по наследству, и в сиянии древнего имени порок и изнеженность еще более постыдны. IX сатира – это диалог, ироничный, непристойный, а временами вдруг лиричный, Ювенала и его приятеля-бедолаги, который зарабатывает на жизнь близостью с гнусным и прижимистым, хотя и богатым извращенцем, а заодно исполняет его супружеские обязанности и делает его отцом.

Х сатира – пожалуй, наиболее риторическое произведение из всего, что написано Ювеналом. Основная тема (то, что человеческие влечения вредят самим же людям) объявлена в начале и иллюстрируется яркими примерами из истории. С.Джонсону принадлежит знаменитое переложение этой сатиры, которое он назвал О тщете человеческих желаний. В XI сатире Ювенал превозносит простую жизнь. Он порицает роскошь и приглашает друга Персика на незамысловатый обед, все припасы для которого найдутся тут же, в имении поэта и в его саду. XII сатира начинается с описания жертвоприношения по случаю возвращения друга, который насилу спасся от кораблекрушения. Чтобы отвлечь от себя подозрение в личной заинтересованности в этой дружбе, Ювенал упоминает, что у друга есть три сына, законных наследника. Завершается сатира описанием фантастических приношений богам. В XIII сатире Ювенал пытается утешить друга, которому не возвращают долг. Поэт иронизирует по поводу испорченности нравов и утверждает, что понесенный ущерб можно считать в этот ужасный век минимальным. XIV сатира показывает силу родительского примера: дети с легкостью усваивают все пороки, кроме корыстности, которой их надо учить специально. Наученные, они будут готовы ради корысти лгать и даже убивать. В XV сатире описано побоище между жителями двух городишек в южном Египте, в результате которого одного человека разорвали на куски и съели. Этим Ювенал доказывает, что жестокостью и безумием человек превосходит животных. От XVI сатиры остался отрывок, где излагаются преимущества, которыми пользуются военные в сравнении с штатскими: они могут безнаказанно их бить и ими помыкать, а когда необходимо обратиться к правосудию, к их услугам ускоренное судопроизводство.

В сатирах Ювенала перед нами предстает римское общество, прежде всего такое, каким оно было в его юности и ранней молодости. Хотя Ювенал писал в сравнительно благополучную эпоху Траяна и Адриана, им владеет едва ли не навязчивая страсть к куда более мрачным временам Нерона и Домициана. Ювенал наделен страстным поэтическим воображением. От прежних сатириков, Горация и Луцилия, его отличают пламенное негодование и постоянная склонность замечать мерзость и порок. Сильные стороны Ювенала – чеканный стиль и способность рисовать незабываемые сцены, его слабость – в хаотичности изложения и пустой риторике. Некоторые его меткие выражения, такие, как panem et circenses («хлеба и зрелищ»), mens sana in corpore sano («в здоровом теле здоровый дух»), знакомы всем и каждому. Впрочем, последнее чаще всего понимают неверно, как прославление телесного здоровья, в дополнение к которому как бы само собой является здоровье душевное. На самом же деле поэт говорит в конце X сатиры, что человеку следует просить богов лишь о даровании «здорового духа в здоровом теле».

Посмертная слава. Примерно в течение 250 лет после своей смерти Ювенал пребывал в забвении. Его сатиры приобрели популярность в 4 в., при общем оживлении интереса к языческой литературе. На протяжении всего следующего столетия он был едва ли не самым читаемым писателем в Италии, Галлии, Испании и Северной Африке. Сатиры Ювенала были заново открыты в 9 в., и он стал одним из «золотых поэтов» Средних веков. Особенно сильное влияние он оказал на английскую литературу. Без Ювенала немыслимы как бичующие интонации Попа, Гиббона и Свифта, так и сама манера их письма.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Сочинения:

Satirae, Hrsg. von U. Knoche, Munch., 1950;

В рус. пер. - Сатиры, М., 1888;

Сатиры, М.-Л., 1937.

Литература:

История римской литературы, под ред. Н. Ф. Дератани, М., 1954;

Highet G., Juvenal the satirist, Oxf., 1954.

Дуров В.С. Жанр сатиры в римской литературе. Л., 1987

Римская сатира. М., 1989

Ювенал. Сатиры. СПб, 1994

Ювенал – сатиры первого периода

Сатиры Ювенала можно разделить на две группы: сатиры, написанные в первый период творчества, до 120 г. (1-9), рисующие пороки высшего общества, и сатиры второго периода – на морально-философские темы (10-16), сближающие Ювенала с Горацием .

Сатиры первого периода имеют резко обличительный характер. Распущенность, развращенность нравов заставили Ювенала избрать сатиру как самое острое оружие борьбы в литературе:

Как тут не писать? Кто настолько терпим к извращениям
Рима, настолько стальной, чтоб ему удержаться от гнева?
(I, 30 и след., Недович.)

И его гневная инвектива обрушивается прежде всего на власть имущих, влиятельных людей Рима. Если острие сатиры он направляет не на настоящее, а на прошлое, называя людей времен Домициана и Нерона , то все же читатель понимает, что автор подразумевает пороки и преступления своих современников.

Вторая сатира посвящена осуждению противоестественных пороков мужчин, которые принимают вид добродетельных людей.

В третьей сатире Ювенал сетует на то, что «не находится места в Риме для честных ремесел и труд не приносит дохода», нет в нем места для ритора, грамматика, геометра, художника, цирюльника, врача – их вытеснили греки.

«Переносить не могу я квириты, греческий Рим!» – восклицал Ювенал. Греков принимают в богатых домах и предпочитают их бедным. Все в Риме гнило: сын желает смерти отца, муж занимается сводничеством, воровство – обычное явление.

Иллюстрация к книге сатир Ювенала, 1711

Со страстью обрушивается Ювенал на могущество денег в Риме, на роскошь богатых людей, особенно из среды вольноотпущенников, которые приобрели сокровища позорным для свободного человека путем. Их образ жизни резко контрастирует с нищенским существованием бедняков, обитающих в развалинах и находящихся в полной зависимости от власти влиятельных людей.

Социальная несправедливость выражается не только в материальной зависимости от богачей – Ювенал в своих сатирах глубже подходит к этому вопросу. Его возмущает политическое и социальное неравенство. Бедняки не участвуют в совете. «Кресла очисти для всадников, раз у тебя не хватает ценза», – с горечью заявляет он. Бедняка можно безнаказанно, несправедливо обидеть, даже прибить, и вся «свобода» этого свободного человека состоит в том, что «битый, он просит сам, в синяках весь, он умоляет, зубы хоть целы пока, отпустить его восвояси».

Четвертая сатира откровенно направлена против Домициана и его режима, политический характер сатира получает почти с самого начала. «Наполовину задушенный мир терзался Флавием. Рим пресмыкался перед последним лысоголовым Нероном». Здесь Ювеналом дается пародия на государственный совет, созванный для решения вопроса, как приготовить огромную камбалу, для которой не нашлось соответствующего блюда; резко отрицательны характеристики государственных деятелей. Форма эпической поэмы с использованием в начале ее традиционного обращения к музам только усиливает целенаправленность произведения и делает сатиру особенно острой.

Пятая сатира Ювенала почти целиком посвящена унизительному положению клиентов, которых угощают худшими блюдами, между тем как сам патрон признает только изысканные кушанья.

Развратный образ жизни аристократок, измена мужьям, их беспорядочные любовные связи, жестокое обращение с рабами изображены в шестой сатире. Ювенал выступает в ней против увлечения иноземным, против нездорового интереса к восточным культам, связанным с развратными оргиями.

В седьмой сатире Ювенал привлекает внимание читателей изображением бедственного положения людей умственного труда: поэтов, адвокатов, преподавателей риторики, при этом надеется на щедрость императора Траяна .

С возмущением рисует Ювенал в восьмой сатире картину нравственного упадка знатных людей, тех, кем некогда был славен Рим, называя многочисленных представителей сенаторского сословия. Теперь это опустившиеся, развращенные потомки. В них нет гражданских чувств, и плебей в этом отношении их превосходит. Ювенал считает, что лучше быть братом Терсита и походить на Ахилла , чем сыном Ахилла, подобным Терситу.

Наконец, в девятой сатире поэт опять высказывается против разврата, позорящего семейные отношения. Этой сатирой заканчивается первый период творчества Ювенала, который, по словам Пушкина , можно охарактеризовать как «Ювеналов бич».

Действительно, в сатирах первого периода Ювенал гневно бичует пороки высшего общества императорского Рима. Всю силу своего темперамента он сосредоточил на изображении нравственного вырождения некогда знатных родов, морального падения семьи, безграничной власти денег, являющейся источником преступлений, беспутства, пресыщенности жизненными благами одних и нищенского существования других.

Ювенал – сатиры второго периода

Сатиры, второго периода, написанные Ювеналом после 120 г., не отличаются таким обличительным характером, как указанные выше. В них Ювенал в более спокойном тоне оценивает жизнь с точки зрения стоической морали. Он ставит вопросы о неразумных человеческих желаниях, о воспитании детей, об угрызениях совести, о преимуществах военного сословия.

Сатиры второго периода написаны в декламационно-риторическом стиле. Общий тон этих стихотворений – примиренческий. Нет смысла в стремлениях к славе, богатству, высокому положению, если боги все предопределяют. Важно только сохранить здоровый дух в здоровом теле.

Язык и стиль сатир Ювенала

В зависимости от направленности сатиры Ювенал умеет варьировать язык. Пародируя эпическую поэму, он употребляет возвышенные слова, сменяя их в другом случае простыми, безыскусственными, используя нередко грубую лексику низов общества.

Негодующий характер сатир первого периода предопределил их стиль. Для выражения чувства гнева, возмущения Ювенал пользуется нагромождением ярких образов, гиперболами, амплификацией (усиление), патетическими восклицаниями, вопросами. Хотя эти приемы свойственны были риторике, но у Ювенала они так органически вплетаются в ткань произведения, что у читателя не создается впечатления искусственности или фальши. Некоторые сентенции и выражения Ювенала стали крылатыми, например: «В здоровом теле здоровый дух»; «хлеба и зрелищ».

В морализирующих рассуждениях сатир второго периода риторически-декламационный характер выражен очень ясно. В средние века Ювенал привлекал читателя как моралист. В XVIII-XIX веках Ювеналом интересовались как борцом против деспотизма и тирании.

Децим Юний Ювенал (Decimus Junius Juvenalis) - выдающийся римский поэт-сатирик. Получив хорошее образование, он много лет выступал в качестве ритора-декламатора и только в сорокалетнем возрасте стал известен как поэт. Расцвет его литературной деятельности падает на время около 100 г. н. э. Сведения о его жизни в значительной мере разноречивы и недостоверны. По всей вероятности, он был сослан за какие-то стихи, направленные против пантомима Париса, фаворита императора. От Ювенала до нас дошло 16 сатир. В первых 10 сатирах поэт с позиции средних общественных групп, положение которых было неустойчиво и которые попадали в зависимость от крупных богачей, гневно бичует пороки верхов, дает яркую картину падения их нравов, с гневом рисует контраст между царящей там роскошью и нищетой народа, клеймит позором своих современников. Ювенал этими сатирами стяжал себе мировую славу. В них поэт ставил вопросы, носящие философско-морализующий характер. Ювенал с большим мастерством показывает жизнь мелкого трудящегося люда, принужденного жить впроголодь в шумной столице в то время, когда богачи не знают предела в удовлетворении своих извращенных вкусов и прихотей. Он рисует жизнь клиентов, принужденных пресмыкаться перед своими патронами.Основная идея этих сатир - страстный протест против власти денег. Ради богатства, по мнению Ювенала, творятся в Риме ужасные преступления, богатые гнетают бедных, даже талант без денег - ничто, и чтобы иметь возможность писать и выпускать в свет свои произведения, бедный поэт должен искать себе богатого покровителя. Эти сатиры Ювенала отличаются высокой патетикой. Излюбленный прием поэта - гипербола. Чтобы заклеймить порок, поэт сгущает краски, нагромождает факты. Ювенал часто пользуется и столь излюбленным ораторским приемом, как риторический вопрос. От риторических же декламаций идет и прием повторения вразной словесной форме одной и той же мысли. Ювенал, бесспорно, является самым ярким римским сатириком, который показал противоречия современной ему жизни. С его именем связано представление о сатире как о жанре обличительной, гневной поэзии. Но вместе с тем надо указать и на ограниченность сатиры Ювенала: поэт не поднимается до критики социальной системы в целом, не призывает к уничтожению власти императоров, а ограничивается лишь критикой нравов и некоторых общественных противоречий своего времени.

50. Своеобразие римского романа. «Золотой осёл» («Метаморфозы») Апулея.



Речь все время идет о превращениях - в том числе и духовных

Герой романа Лукий (случайно ли совпадение с именем автора?!) путешествует по Фессалии. Во всем античном мире Фессалия славилась как родина магического искусства, и вскоре Луций убеждается в этом на собственном печальном опыте.

В жажде приобщиться к таинственной сфере магии, Лукий вступает в связь со служанкой, несколько причастной к искусству госпожи, но служанка по ошибке превращает его вместо птицы в осла. Человеческий разум и человеческие вкусы Лукий сохраняет. Он знает даже средство освобождения от чар: для этого достаточно пожевать розы. Но обратное превращение надолго задерживается. «Осла» в ту же ночь похищают разбойники, он переживает различные приключения, попадает от одного хозяина к другому, всюду терпит побои и неоднократно оказывается на краю гибели. Когда диковинное животное обращает на себя внимание, его предназначают для позорного публичного представления. Все это составляет содержание первых десяти книг романа.



В последний момент Лукию удается убежать на морской берег, и в заключительной 11-й книге он обращается с мольбой к богине Исиде. Богиня является ему во сне, обещает спасение, но с тем, чтобы его дальнейшая жизнь была посвящена служению ей. Действительно, на следующий день осел встречает священную процессию Исиды, жует розы с венка у ее жреца и становится человеком. Возрожденный Лукий приобретает теперь черты самого Апулея: он оказывается уроженцем Мадавры, принимает посвящение в таинства Исиды и отправляется по божественному внушению в Рим, где удостаивается высших степеней посвящения.

· 11 книг, плутовской роман, «Золотой осел» - дал название Августин.

· превращение человека в животное международно

· ряд вставных новелл, с сюжетом не связанных и введенных как рассказы о виденном и слышанном до превращения и после него

· различны и концовки: вмешательство Исиды, религиозно-торжественное окончание

· цели А. – развлечь и нравоучительная

Статьи по теме