Святой василий павлопосадский в чем помогает. Праведный василий павлово-посадский. Молитва святому праведному Василию Павлово-Посадскому

Свя-той пра-вед-ный Ва-си-лий (Грязнов Василий Иванович) ро-дил-ся в 1816 го-ду в де-ревне Ев-се-е-во Бо-го-род-ско-го уез-да Мос-ков-ской Гу-бер-нии. Его отец, Иван Се-ме-но-вич, был кре-стья-ни-ном. Мать, Ев-до-кия За-ха-ров-на, за-ни-ма-лась вос-пи-та-ни-ем сво-их де-тей. Се-ло Вох-на (ныне Пав-лов-ский По-сад), в пя-ти вер-стах от ко-то-ро-го на-хо-ди-лась де-рев-ня Ев-се-вье-во, бы-ло ко-гда-то вот-чи-ной Тро-и-це-Сер-ги-е-вой Лав-ры, и по-се-му жи-те-ли этих мест от-ли-ча-лись на-бож-но-стью и бла-го-че-сти-ем и име-ли осо-бен-ную ве-ру и лю-бовь к пре-по-доб-но-му Сер-гию Ра-до-неж-ско-му.

Ва-си-лий Ива-но-вич по-лу-чил до-маш-нее об-ра-зо-ва-ние, гра-мо-те и чте-нию учил-ся по Ча-со-сло-ву и Псал-ти-ри. Глу-бо-кое ре-ли-ги-оз-ное чув-ство он уна-сле-до-вал от ро-ди-те-лей, с ма-лых лет явил се-бя бо-го-лю-бивым от-ро-ком, ум-ным, крот-ким и доб-ро-нрав-ным, и с вось-ми лет с осо-бен-ной ра-до-стью встре-чал Ве-ли-кий пост.

В юно-сти он по-сту-пил ра-бо-тать на фаб-ри-ку и со-при-кос-нул-ся со сре-дой фаб-рич-ной мо-ло-де-жи. Дух ми-ра се-го стал тре-во-жить его неокреп-шую ду-шу, дур-ное со-об-ще-ство фаб-рич-ных под-рост-ков тол-ка-ло на путь по-ро-ка, на-вы-ки доб-ро-де-тель-ной жиз-ни, усво-ен-ные в се-мье, ста-ли осла-бе-вать, а бла-гое рас-суж-де-ние ста-ло его по вре-ме-нам остав-лять. За-ра-бо-тан-ные день-ги Ва-си-лий стал упо-треб-лять по сво-е-му про-из-во-ле-нию, на-чал пить ви-но. Го-лос со-ве-сти в ду-ше звал его к по-ка-я-нию; он опла-ки-вал свои гре-хи, но вновь неволь-но па-дал и про-сил про-ще-ния у Бо-га. В скор-би от со-зна-ния гре-хов-но-сти сво-ей жиз-ни он сам про-звал се-бя гряз-ным, это про-зви-ще и оста-лось за ним на-все-гда.

То, что Ва-си-лий не остав-лял мо-лит-вы и чте-ния ду-хов-ных книг, ча-сто ста-но-ви-лось пред-ме-том на-сме-шек со сто-ро-ны его то-ва-ри-щей. Не раз-де-ляя и не по-ни-мая его по-ка-ян-ной на-стро-ен-но-сти, бес-печ-ные то-ва-ри-щи спра-ши-ва-ли его: «Что с то-бой, Ва-ся? О чем ты так пла-чешь?» «За-гроб-ная жизнь долж-на быть пред-ме-том на-ших дум», - от-ве-чал он.

Из-люб-лен-ным ме-стом в Свя-щен-ном Пи-са-нии ста-но-вят-ся для него сло-ва свя-то-го апо-сто-ла и еван-ге-ли-ста Иоан-на Бо-го-сло-ва: «Не лю-би-те ми-ра, ни то-го, что в ми-ре: кто лю-бит мир, в том нет люб-ви От-чей. Ибо все, что в ми-ре: по-хоть пло-ти, по-хоть очей и гор-дость жи-тей-ская, не есть от От-ца, но от ми-ра се-го» ().

Ва-си-лий Ива-но-вич и близ-кие ему по ду-хов-ной на-стро-ен-но-сти лю-ди, ищу-щие ис-тин-но-го бла-го-че-стия, ста-ли со-би-рать-ся вме-сте для чте-ния Свя-щен-но-го пи-са-ния и свя-то-оте-че-ских книг. Они усерд-но по-се-ща-ли храм, го-ве-ли, ис-по-ве-до-ва-лись и при-ча-ща-лись Свя-тых Хри-сто-вых Тайн. Па-мя-туя о том, что у хри-сти-ан «все долж-но быть бла-го-при-стой-но», сто-ро-ни-лись уве-се-ли-тель-ных на-род-ных сбо-рищ.

Мест-ный ми-ли-о-нер ку-пец Ши-ро-ков, ко-то-ро-го Ва-си-лий Ива-но-вич об-ли-чал в тай-ной при-вер-жен-но-сти к рас-ко-лу, стал рас-про-стра-нять слу-хи о том, что Гряз-нов опа-сен для пра-во-сла-вия, рас-суж-да-ет о ре-ли-гии, тол-ку-ет о том, че-го не зна-ет, за-вле-ка-ет мо-ло-дежь.

В 1845 го-ду по на-у-ще-нию Ши-ро-ко-ва кре-стья-ни-ном Хре-но-вым был сде-лан до-нос о том, что в Пав-лов-ском По-са-де об-ра-зо-ва-лась «сек-та под на-зва-ни-ем фар-ма-зон-ской». По Вы-со-чай-ше-му по-ве-ле-нию бы-ло учи-не-но след-ствие. Из Моск-вы при-е-ха-ли жан-дарм-ский пол-ков-ник князь Хил-ков, ис-прав-ник, стряп-чий, сле-до-ва-тель и пред-ста-ви-тель от ду-хо-вен-ства свя-щен-ник Ан-то-ний. По на-ве-ту Хре-но-ва Ва-си-лий Ива-но-вич был аре-сто-ван.

Все об-ви-нен-ные в при-част-но-сти к фар-ма-зон-ской сек-те от-ве-ча-ли, что они ни к ка-кой сек-те не при-над-ле-жат, а яв-ля-ют-ся ча-да-ми Пра-во-слав-ной Церк-ви. Од-на-ко воз-ве-ден-ное на Ва-си-лия Ива-но-ви-ча об-ви-не-ние впо-след-ствии бы-ло опро-верг-ну-то, сму-ще-ние, про-из-ве-ден-ное кле-ве-той, из-гла-ди-лось, и про-тив-ле-ние дья-воль-ское хо-тя-щим «бла-го-чест-но жи-ти» () бы-ло по-беж-де-но.

Нели-це-мер-ное бла-го-че-стие и по-движ-ни-че-ская жизнь Ва-си-лия Ива-но-ви-ча при-влек-ли к нему серд-ца мно-гих рас-коль-ни-ков, ко-то-рые бла-го-да-ря его ду-хов-но-нрав-ствен-но-му вли-я-нию вос-со-еди-ни-лись с Пра-во-слав-ной Цер-ко-вью. Та-ким об-ра-зом, не бу-дучи ни мо-на-хом, ни свя-щен-ни-ком, ни пу-стын-но-жи-те-лем, он смог апо-столь-ски по-слу-жить сво-им бра-тьям во Хри-сте. Имея вле-че-ние к жиз-ни мо-лит-вен-ной и со-зер-ца-тель-ной, Ва-си-лий Ива-но-вич Гряз-нов по вре-ме-нам очень скор-бел о том, что, про-хо-дя по-при-ще об-ще-ствен-но-го слу-же-ния в ка-че-стве мис-си-о-не-ра сре-ди ста-ро-об-ряд-цев, неволь-но при-хо-дит-ся раз-вле-кать вни-ма-ние во вре-мя бе-сед со мно-ги-ми людь-ми. Но од-на-жды на пу-ти в од-но се-ло явил-ся ему свя-щен-ному-че-ник Хар-лам-пий и воз-ве-стил, что Гос-по-ду угод-но, чтобы Ва-си-лий Ива-но-вич и даль-ше не остав-лял ду-хов-ным со-ве-том и по-мо-щью тех, кто бла-го-да-ря его уча-стию об-ра-тил-ся к Пра-во-слав-ной Церк-ви.

С тех пор Ва-си-лий Ива-но-вич стал при-ни-мать в де-ревне Ев-се-вье-во всех об-ра-ща-ю-щих-ся к нему за по-мо-щью. Ото-всю-ду сте-ка-лись к нему лю-ди со сво-и-ми нуж-да-ми. По сви-де-тель-ству его ду-хов-но-го от-ца про-то-и-е-рея Сер-гия Цвет-ко-ва, он был доб-рый друг и по-мощ-ник бед-ным, за-щит-ник при-тес-нен-ных и оби-жен-ных, опыт-ный со-вет-ник в де-лах за-труд-ни-тель-ных и при-ят-ный со-бе-сед-ник бла-го-че-сти-вых лю-дей; имея доб-рую ду-шу, чи-стое серд-це и свет-лый ум, он мог сов-ме-стить в се-бе все эти ка-че-ства.

Ко-гда в 1848 го-ду в Пав-лов-ском По-са-де на-ча-лась эпи-де-мия хо-ле-ры, по ве-ре и мо-лит-вам Ва-си-лия Ива-но-ви-ча ни-кто из об-ра-щав-ших-ся к нему за мо-лит-вен-ной по-мо-щью не умер от этой бо-лез-ни.

В 1840 го-дах дру-гом и со-бе-сед-ни-ком Ва-си-лия Ива-но-ви-ча стал вла-де-лец пла-точ-ной фаб-ри-ки в Пав-лов-ском По-са-де Яков Ива-но-вич Ла-б-зин. С Яко-вом Ла-б-зи-ным, че-ло-ве-ком мо-ло-дым и бо-го-бо-яз-нен-ным, Ва-си-лий Ива-но-вич вел ду-ше-спа-си-тель-ные бе-се-ды о том, что жизнь бу-ду-щая необ-хо-ди-мо свя-за-на с на-сто-я-щей, что участь пер-вой за-ви-сит от по-след-ней, что здесь вре-мя труд-ное, а там вре-мя успо-ко-е-ния, что здесь се-я-ние, а там жат-ва.

Без со-ве-та Ва-си-лия Ива-но-ви-ча Яков Ла-б-зин ни-че-го не пред-при-ни-мал в де-лах слу-жеб-ных. Же-нясь на сест-ре Ва-си-лия Ива-но-ви-ча Аки-лине Ива-новне, он убе-дил Ва-си-лия Ива-но-ви-ча пе-рей-ти на жи-тель-ство к нему в дом. По де-лам служ-бы Яко-ву Ива-но-ви-чу ча-сто при-хо-ди-лось от-лу-чать-ся из до-ма на дли-тель-ное вре-мя; в его от-сут-ствие Ва-си-лий Ива-но-вич, на-хо-див-ший-ся по-сто-ян-но на фаб-ри-ке, над-зи-рал за его име-ни-ем, на-блю-дал за тем, чтобы все тор-го-вые де-ла со-вер-ша-лись чест-но, а наи-па-че имел по-чте-ние о со-блю-де-нии ми-ра и бла-го-че-стия в сре-де фаб-рич-ных ра-бо-чих. При-хо-дя-щих к нему со скор-бью ду-шев-ною и те-лес-ною, уны-ва-ю-щих под тя-же-стью сво-е-го кре-ста он со-вер-шен-но успо-ка-и-вал и их тя-го-ты как бы при-ни-мал на се-бя, уго-ва-ри-вал быть ве-ли-ко-душ-ны-ми, тер-пе-ли-вы-ми.

«Все скор-би ми-ра се-го еще не бе-да пе-ре-но-сить, - го-во-рил он, - а бе-да по-те-рять ве-ру в Бо-га, бе-да по-те-рять жизнь хри-сти-ан-скую, - это вот ис-тин-ная бе-да, до-стой-ная пла-ча и ту-ги сер-деч-ной». Ко-гда кто-ли-бо из ра-бо-чих тер-пел неправ-ду, Ва-си-лий Ива-но-вич уте-шал его, го-во-ря: «Тер-пи, пе-ре-но-си все. Ни на ко-го не оби-жай-ся. Бог за все воз-на-гра-дит впо-след-ствии». По-уче-ния по-движ-ни-ка дей-ство-ва-ли пло-до-твор-но: все ухо-дя-щие от него ста-ра-лись об ис-прав-ле-нии сво-ей жиз-ни.

Ко-гда Яков Ла-б-зин сде-лал Ва-си-лия Ива-но-ви-ча со-вла-дель-цем сво-ей фаб-ри-ки, для него от-кры-лась воз-мож-ность щед-ро бла-го-тво-рить нуж-да-ю-щим-ся и упо-треб-лять да-ро-ван-ное ему бо-гат-ство на вся-кое бла-гое де-ло, на слу-же-ние ближ-ним и Церк-ви Бо-жи-ей. По сви-де-тель-ству про-то-и-е-рея Сер-гия Цвет-ко-ва, лю-бовь Ва-си-лия Ива-но-ви-ча к ближ-ним бы-ла так силь-на, что он не ща-дил ни се-бя, ни сво-е-го со-сто-я-ния. Он по-мо-гал всем и каж-до-му, по-мо-гал все-гда и вез-де. Бла-го-тво-ри-тель-ность его не огра-ни-чи-ва-лась кру-гом лю-дей ему из-вест-ных, к нему при-хо-ди-ли мно-гие лю-ди из от-да-лен-ных се-ле-ний, со-вер-шен-но ему неиз-вест-ные, и щед-рая ру-ка его, управ-ля-е-мая доб-рым серд-цем, все-гда го-то-ва бы-ла по-мочь нуж-да-ю-щим-ся. Ни-кто не ухо-дил от него без щед-ро-го по-да-я-ния и доб-ро-го со-ве-та.

Ва-си-лий Ива-но-вич Гряз-ное поль-зо-вал-ся осо-бым рас-по-ло-же-ни-ем свя-то-го Фила-ре-та, мит-ро-по-ли-та Мос-ков-ско-го, ко-то-рый в 1858 го-ду по-ру-чил ему как ис-крен-не-му лю-би-те-лю ино-че-ства иметь на-блю-де-ние при устро-е-нии Спа-со-Пре-об-ра-жен-ской Гус-лиц-кой оби-те-ли сов-мест-но с ее пер-вым на-сто-я-те-лем игу-ме-ном Пар-фе-ни-ем.

В ок-тяб-ре 1868 го-да Ва-си-лий Ива-но-вич Гряз-нов и Яков Ива-но-вич Ла-б-зин по-да-ли про-ше-ние о доз-во-ле-нии им устро-ить на свои сред-ства муж-ской об-ще-жи-тель-ный мо-на-стырь на пят-на-дцать че-ло-век бра-тии с ка-мен-ной трех-пре-столь-ной цер-ко-вью. В этот мо-на-стырь Ва-си-лий Ива-но-вич вы-ра-жал же-ла-ние всту-пить сам вме-сте с со-бран-ной им об-щи-ной. 8 но-яб-ря 1868 го-да на про-ше-ние по-сле-до-вал от-каз, так как сред-ства, жерт-ву-е-мые устро-и-те-ля-ми на со-дер-жа-ние мо-на-сты-ря, бы-ли при-зна-ны недо-ста-точ-ны-ми и не ограж-ден-ны-ми от слу-чай-но-стей, а рас-по-ло-жен-ная сре-ди фаб-рич-ных за-ве-де-ний мест-ность, в ко-то-рой пред-по-ла-га-лось по-стро-ить мо-на-стырь, при-зна-на неудоб-ной для по-ме-ще-ния мо-на-ше-ству-ю-щих, толь-ко еще на-чи-на-ю-щих мо-на-стыр-скую жизнь.

Хло-по-ты об устрой-стве мо-на-сты-ря в Пав-лов-ском По-са-де бы-ли воз-об-нов-ле-ны в ян-ва-ре 1869 го-да, но так-же не встре-ти-ли под-держ-ки со сто-ро-ны епар-хи-аль-но-го на-чаль-ства. От-каз на оче-ред-ное про-ше-ние был по-лу-чен Яко-вом Ива-но-ви-чем Ла-б-зи-ным через несколь-ко дней по-сле кон-чи-ны Ва-си-лия Ива-но-ви-ча.

Со вре-ме-нем чис-ло об-ра-ща-ю-щих-ся с мо-лит-вой за по-мо-щью к по-чив-ше-му пра-вед-ни-ку ста-ло все бо-лее умно-жать-ся. Мно-гие пра-во-слав-ные жи-те-ли Пав-лов-ско-го По-са-да име-ли у се-бя его порт-ре-ты, крат-кое жи-тие, со-став-лен-ное про-то-и-е-ре-ем Сер-ги-ем Цвет-ко-вым, и ожи-да-ли про-слав-ле-ния пра-вед-ни-ка в ли-ке свя-тых.

Ожи-да-ни-ям этим в то вре-мя не да-но бы-ло сбыть-ся. На-сту-пи-ла ре-во-лю-ция, и на-ча-лись го-не-ния на Рус-скую Пра-во-слав-ную Цер-ковь. В 1919-1920 го-дах по всей Рос-сии без-бож-ная власть про-во-ди-ла кам-па-нию по вскры-тию мо-щей. В ок-тяб-ре 1919 го-да со-труд-ни-ки гу-берн-ской ЧК про-из-ве-ли в По-кров-ско-Ва-си-льев-ском мо-на-сты-ре обыск, во вре-мя ко-то-ро-го бы-ли изъ-яты его порт-ре-ты, крат-кое жи-тие, а так-же ков-чег с хра-нив-ши-ми-ся в нем нетлен-ны-ми пер-ста-ми Ва-си-лия Ива-но-ви-ча.

16 ок-тяб-ря 1920 го-да в за-ле быв-ше-го ре-аль-но-го учи-ли-ща был устро-ен «суд» над по-чив-шим пра-вед-ни-ком, а так-же над те-ми, кто по-чи-тал его за бла-го-че-сти-вую жизнь. Це-лью су-да бы-ло уга-сить в ве-ру-ю-щем на-ро-де лю-бовь к нему и пре-кра-тить его по-чи-та-ние, од-на-ко эти пла-ны не осу-ще-стви-лись.

В на-сто-я-щее вре-мя воз-ро-ди-лась По-кров-ско-Ва-си-льев-ская оби-тель, где по-чи-ва-ют мо-щи свя-то-го и не пре-кра-ща-ет-ся его по-чи-та-ние.

Василий Павлово-Посадский (1816 — 1869), праведный. Память 16 февраля (1 марта), в Соборе Московских святых

В миру Грязнов Василий Иванович, родился в деревне Евсеево Богородского уезда Московской губернии. Его отец Иван Семенович, был крестьянином. Мать, Евдокия Захаровна, занималась воспитанием своих детей. Село Вохна (ныне Павловский Посад), в пяти верстах от которого находилась деревня Евсевьево, было когда-то вотчиной Троице-Сергиевой Лавры, и посему жители этих мест отличались набожностью и благочестием и имели особенную веру и любовь к преподобному Сергию Радонежскому.

Василий Иванович получил домашнее образование, грамоте и чтению учился по Часослову и Псалтири. Глубокое религиозное чувство он унаследовал от родителей, с малых лет явил себя боголюбивым отроком, умным и кротким и добронравным и с восьми лет с особенной радостью встречал Великий пост.

Искушения и исправление

В юности он поступил работать на фабрику и соприкоснулся со средой фабричной молодежи. Дух мира сего стал тревожить его неокрепшую душу, дурное сообщество фабричных подростков толкало на путь порока, навыки добродетельной жизни, усвоенные в семье, стали ослабевать, а благое рассуждение стало его по временам оставлять. Заработанные деньги Василий стал употреблять по своему произволению, начал пить вино. Голос совести в душе звал его к покаянию; он оплакивал свои грехи, но вновь невольно падал и просил прощения у Бога, В скорби от сознания греховности своей жизни он сам прозвал себя «Грязным», это прозвище и осталось за ним навсегда.

То, что Василий не оставлял молитвы и чтения духовных книг, часто становилось предметом насмешек со стороны его товарищей. Не разделяя и не понимая его покаянной настроенности, беспечные товарищи спрашивали его: «Что с тобой, Вася? О чем ты так плачешь?» «Загробная жизнь должна быть предметом наших дум», — отвечал он. Излюбленным местом в Священном Писании становятся для него слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2, 15-16).

Клевета

Василий Иванович и близкие ему по духовной настроенности люди, ищущие истинного благочестия, стали собираться вместе для чтения Священного Писания и святоотеческих книг. Они усердно посещали храм, говели, исповедовались и причащались Святых Христовых Тайн, памятуя о том, что у христиан «все должно быть благопристойно» (Кор. 14, 40), сторонились увеселительных народных сборищ.

Местный миллионер купец Широков, которого Василий Иванович обличал в тайной приверженности к расколу, стал распространять слухи о том, что Грязнов опасен для Православия, рассуждает о религии, толкует о том, чего не знает, завлекает молодежь. В 1845 году по наущению Широкова крестьянином Хреновым был сделан донос о том, что в Павловском Посаде образовалась «секта под названием фармазонской». По Высочайшему повелению было учинено следствие. Из Москвы приехали жандармский полковник князь Хилков, исправник, стряпчий, следователь и представитель от духовенства священник Антоний. По навету Хренова Василий Иванович был арестован. Все обвиненные в причастности к фармазонской секте отвечали, что они ни к какой секте не принадлежат, а являются чадами Православной Церкви. Возведенное на Василия Ивановича обвинение было опровергнуто.

Служение и духовные дарования

Нелицемерное благочестие и подвижническая жизнь Василия Ивановича привлекли к нему сердца многих раскольников, которые благодаря его духовно-нравственному влиянию воссоединились с Православной Церковью. Таким образом, не будучи ни монахом, ни священником, ни пустынножителем, он смог апостольски послужить своим братьям во Христе. Имея влечение к жизни молитвенной и созерцательной, Василий Иванович Грязнов, по временам очень скорбел о том, что, проходя поприще общественного служения в качестве миссионера среди старообрядцев, невольно приходится развлекать внимание во время бесед со многими людьми. Но однажды на пути в одно село явился ему священномученик Харлампий и возвестил, что Господу угодно, чтобы Василий Иванович и дальше не оставлял духовным советом и помощью тех, кто благодаря его участию обратился к Православной Церкви.

С тех пор Василий Иванович стал принимать в деревне Евсевьево всех обращающихся к нему за помощью. Отовсюду стекались к нему люди со своими нуждами. По свидетельству его духовного отца протоиерея Сергия Цветкова, он был добрый друг и помощник бедным, защитник притесненных и обиженных, опытный советник в делах затруднительных и приятный собеседник благочестивых людей; имея добрую душу, чистое сердце и светлый ум, он мог совместить в себе все эти качества.

Когда в 1848 году в Павловском Посаде началась эпидемия холеры, по вере и молитвам Василия Ивановича никто из обращавшихся к нему за молитвенной помощью не умер от этой болезни.

При платочной фабрике Лабзина

В 1840-х годах другом и собеседником Василия Ивановича стал владелец платочной фабрики в Павловском Посаде Яков Иванович Лабзин. С Яковом Лабзиным, человеком молодым и богобоязненным, Василий Иванович вел душеспасительные беседы о том, что жизнь будущая необходимо связана с настоящей, что участь первой зависит от последней, что здесь время трудное, а там время успокоения, что здесь сеяние, а там жатва. Без совета Василия Ивановича Яков Лабзин ничего не предпринимал в делах служебных. Женясь на сестре Василия Ивановича Акилине Ивановне, он убедил Василия Ивановича перейти на жительство к нему в дом. По делим службы Якову Ивановичу часто приходилось отлучаться из дома на длительное время; в его отсутствие Василий Иванович, находившийся постоянно на фабрике, надзирал за его имением, наблюдал за тем, чтобы все торговые дела совершались честно, а наипаче имел почтение о соблюдении мира и благочестия в среде фабричных рабочих. Приходящих к нему со скорбью душевною и телесною, унывающих под тяжестью своего креста он совершенно успокаивал и их тяготы как бы принимал на себя, уговаривал быть великодушными, терпеливыми.

«Все скорби мира сего еще не беда переносить, — говорил он, — а беда потерять веру в Бога, беда потерять жизнь христианскую, — это вот истинная беда, достойная плача и туги сердечной». Когда кто-либо из рабочих терпел неправду, Василий Иванович утешал его, говоря: «Терпи, переноси все. Ни на кого не обижайся. Бог за все вознаградит впоследствии». Поучения подвижника действовали плодотворно: все уходящие от него старались об исправлении своей жизни.

Когда Яков Лабзин сделал Василия Ивановича совладельцем своей фабрики, для него открылась возможность щедро благотворить нуждающимся и употреблять дарованное ему богатство на всякое благое дело, на служение ближним и Церкви Божией. При фабрике были устроены богадельня на 60 человек и больница, за счет фабрики содержалось несколько школ. По свидетельству протоиерея Сергия Цветкова, любовь Василия Ивановича к ближним была так сильна, что он не щадил ни себя, ни своего состояния. Благотворительность его не ограничивалась кругом людей ему известных, к нему приходили многие люди из отдаленных селений, совершенно ему неизвестные, и щедрая рука его, управляемая добрым сердцем, всегда готова была помочь нуждающимся.

Много лет Василий Иванович состоял старостой Павлово-Посадского собора Воскресения Христова, на средства его и Якова Лабзина был украшен интерьер храма, создавался новый иконостас. За эту деятельность праведный Василий получил от Московской епархии золотую медаль.

Стремление к монашеству и последние годы

Василий Иванович Грязнов переписывался и пользовался особым расположением святого Филарета, митрополита Московского, который в 1858 году поручил ему как искреннему любителю иночества иметь наблюдение при устроении Спасо-Преображенской Гуслицкой обители в Куровском совместно с ее первым настоятелем игуменом Парфением.

Желание уйти в монастырь не оставляло праведника. Он устроил келью при фабрике, молился в ней, читал церковные книги, привечал убогих богомольцев. На своей фабричной земле они с Лабзиным решили устроить монастырь. В октябре 1868 года Василий Иванович Грязнов и Яков Иванович Лабзин подали прошение о дозволении им устроить на свои средства мужской общежительный монастырь на пятнадцать человек братии с каменной трехпрестольной церковью. В этот монастырь Василий Иванович выражал желание вступить сам вместе с собранной им общиной, даже написал монастырский устав для обители. 8 ноября 1868 года на прошение последовал отказ, так как средства, жертвуемые устроителями на содержание монастыря, были признаны недостаточными и не огражденными от случайностей, а расположенная среди фабричных заведений местность, в которой предполагалось построить монастырь, признана неудобной для помещения монашествующих, только еще начинающих монастырскую жизнь. Хлопоты об устройстве монастыря в Павловском Посаде были возобновлены в январе 1869 года, но также не встретили поддержки со стороны епархиального начальства. Отказ на очередное прошение был получен Яковом Ивановичем Лабзиным через несколько дней после кончины Василия Ивановича последовавшей 16 февраля 1869 года.

На похороны праведника стеклись тысячи людей. Со временем число обращающихся с молитвой за помощью к почившему праведнику стало все более умножаться. Многие православные жители Павловского Посада имели у себя его портреты, краткое житие, составленное протоиереем Сергием Цветковым, и ожидали прославления праведника в лике святых.

Почитание

Ожиданиям этим в то время не дано было сбыться. Наступила революция, и начались гонения на Церковь. В 1919-1920 годах по всей России безбожная власть проводила кампанию по вскрытию мощей. В октябре 1919 года сотрудники губернской ЧК произвели в Покровско-Васильевском монастыре обыск, во время которого были изъяты его портреты, краткое житие, а также ковчег с хранившимися в нем нетленными перстами Василия Ивановича. 16 октября 1920 года в зале бывшего реального училища был устроен «суд» над почившим праведником, а также над теми, кто почитал его за благочестивую жизнь. Целью суда было угасить в верующем народе любовь к нему и прекратить его почитание. Имя Василия Грязнова было поругано, последователям его и продолжателям торгово-промышленного дела был вынесен обвинительный приговор с осуждением на многолетнее заключение с тяжелыми физическими работами.

Но платочная мануфактура в Павловском Посаде сохранила традиции фабрики Грязнова-Лабзина, а народное почитание праведника не изкоренилось. В настоящее время возродилась Покровско-Васильевская обитель, где почивают мощи святого и не прекращается его почитание. В августе 1999 года Василий Иванович Грязнов был канонизирован Русской Православной Церковью в лике местночтимого святого Московской епархии как праведный Василий Павлово-Посадский.

Молитва святому праведному Василию Павлово-Посадскому

О пречудный угодниче Христов Василие! Заповеди Господни возлюбив, иго Христово благое на рамена прием, в мире равноангельски пожил еси, и дары благодати, яже, в невидимых миру подвизех потрудився, от Бога прият, щедре всем требующим подавал еси. О Церкви Божией ревновавый, ты многия овцы заблуждшия, взыскав, к Единому Пастыреначальнику привел еси. И тако ненавистен бе слугам диаволим, якоже и по прествлении твоем, по мнозех летех судилище сотворивше, злобне тебе поношаху. Погибе память их, тебе же прослави Господь, и ныне, в сиянии Славы Божия Престолу Его предстоя, моли Пресвятую Троицу, яко стяжавый дерзновение, о нас, к раце мощей твоих припадающих и чтущих любовию честную память твою, да сохранит Господь державу нашу Российскую в мире глубоце, да утвердит в ней веру Православную., Церковь Русскую да соблюдет от расколов и ересей неколебиму, да дарует нам покаяние и спасет души наша. Аминь.

Тропарь

глас 4-й

Божественною Свыше просветився благодатию, образ жития евангельскаго, правыя веры ревнитель и расколов обличитель показался еси в Посаде Павловстем, Василие праведне, верных наставниче и предстателю. Темже не оскуде даже до днесь честная память твоя. Моли Человеколюбца Бога оставление грехов молитвами твоими нам даровати.

Кондак

глас 2-й

Соблазны лукаваго века сего отверг, слезами покаяния убеливый ризы твоя, приял еси от Бога многая дарования: недужных исцеляя, совет благоразумен требующим подавая; и ныне радуешися со ангелы, венцем небесным увенчанный. Моли Господа, угодниче Христов Василие, да дарует и нам покаяние и велию милость.

Может ли стяжать благодать не монах, не высокородный князь, - обычный мирянин, тем более - купец или предприниматель? Ведь, по Евангелию, "удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие". (Лк., 18, 25). В наши дни для многих верующих это вопрос далеко не праздный. И потому так безценны для нас примеры высокой подвижнической жизни в миру, увенчавшейся от Господа Небесной наградой. Такой пример являет житие святого Василия Павлово-Посадского - выходца из крестьянской семьи, фабричного рабочего, а впоследствии купца первой гильдии и совладельца крупной фабрики в Павловском Посаде.

Василий родился 21 февраля 1816 года в деревне Евсевьево Богородского уезда Московской губернии, что в пяти верстах от Павлова Посада. Выучился грамоте по Часослову и Псалтири, сызмала жил в трудах и молитве. Но в жизни среди фабричной молодежи было так много соблазнов - и юноша поддался им, стал пить вино. Совесть обличала его, и Василий горько оплакивал свою греховность, каялся - и вновь согрешал… Сам он за эти падения прозвал себя Грязным, или Грязновым. Но однажды Василий получил такой урок, что вразумил юношу раз и навсегда. Один его товарищ стал хулить святую икону Божией Матери - и тут же скончался. И словно гром небесный, в душе Василия прозвучали слова: "Если ты вполне не исправишься, то и тебе предстоит такая же смерть".
Василий твердо решил исправиться. В ночной молитве он слышит голос, повелевающий идти в Николаевскую Берлюковскую пустынь, и отправляется в святую обитель. Здесь он исповедуется и причащается - и радостно ощущает, что пагубные страсти больше не имеют над ним прежней власти. Настоятель пустыни благословил Василия вернуться в мир и обращать к Православию раскольников.

Василий много читает, напитывает душу святоотеческим словом и Евангельской истиной. Многих раскольников ему удалось вернуть в лоно Святой Православной Церкви. Вскоре в нем стали проявляться дары прозорливости. Как-то он принес найденный на дороге узелок со сдобным пирогом: "Пирог отравлен и специально подброшен на дорогу!" Пирог бросили курам - и те, склевав угощение, подохли.
К Василию потянулись люди, видевшие его нелицемерную любовь к Богу. Они ходили в Божий храм, усердно молились, вместе читали Священное Писание и духовные книги. Купец Широков не простил Василию то, что праведник обличил его как тайного раскольника, - и стал распространять слухи, будто Грязнов - опасный сектант. И Василия Ивановича арестовали по обвинению в организации "фармазонской секты". Но как ни усердствовали клеветники, правда восторжествовала, Василий Иванович был оправдан.
Василий при жизни сподобился посещения великих святых: Преподобного Сергия Радонежского, священномученика Харлампия, мучениц Веры, Надежды и Любови. В 1848 году Павловский Посад охватила эпидемия холеры - и все, кто обратился к молитвам Василия Ивановича, остались живы. Немало чудесных исцелений произошло по его молитвам - глухие обретали слух, горбатая девочка избавилась от горба, многие недуги отступали перед силой его молитвы.
Сестра Василия вышла замуж за владельца платочной фабрики в Павловском Посаде Якова Ивановича Лабзина, и Лабзин обрел себе в Василии не только родственника, но верного друга, молитвенника, помощника и советчика. Со временем Яков Иванович убедил Грязнова стать совладельцем ставшей известной на всю Россиию платочной фабрики - и с тех пор дела на фабрике шли успешно, в рабочем люде не было обычного ропота и недовольства. Василий Иванович не щадил ни себя, ни своего состояния. К нему приходили совершенно незнакомые люди из отдаленных селений - и никто не уходил с пустыми руками и неутешенным сердцем.
Высоко ценивший Василия Грязнова Святитель Московский Филарет поручил ему наблюдение при устроении Спасо-Преображенской Гуслицкой обители совместно с первым ее настоятелем игуменом Парфением. А в 1860-е годы по благословению Митрополита Филарета Василий Иванович основал в Павловском Посаде мужское общежитие для ищущих постнического жития. Рядом с двухэтажным зданием общины Василий Иванович устроил себе отдельную келью. Незадолго до своей кончины Василий Иванович вместе с Яковом Лабзиным подал прошение о дозволении устроить на свои средства мужской общежительный монастырь с каменной трехпрестольной церковью. Василий Грязнов желал вступить в этот монастырь. Но прошение было отклонено. В воскресенье 16 февраля 1869 года, приняв Святые Тайны, Василий Иванович отошел к Богу. Через пять лет тело почившего праведника было перенесено в храм, воздвигнутый Яковом Ивановичем Лабзиным на кладбище. При перезахоронении были отделены два нетленных перста, их поместили в серебряном ковчеге.
В Павловском Посаде свято чтили память Василия Грязнова. К нему на могилку шли и ехали недугующие - и получали исцеления. У многих жителей в домах были его портреты и иконописные изображения, краткое житие, составленное протоиереем Сергием Цветковым. Прославлению праведника в лике святых помешала только революционная смута.

Даже почивший, праведник был страшен безбожной власти. Неслыханное дело: 17 октября 1920 года над ним устроили суд! На выездной сессии Московского народного суда был разыгран судебный фарс. Умерший праведник был представлен как "хитрый плут и прожженный пройдоха", "пьяница и разбойник с большой дороги", "покровитель капиталистических акул текстильной промышленности". Грязнову ставили в вину то, что он якобы "исполнял сыскные и жандармские обязанности по придушению как местных раскольников, так и совершенно отошедших от религии". Мерзкая клевета изливалась со многих страницах сфабрикованного дела и на Покровско-Васильевский женский монастырь, у истоков основания которого стоял Василий Иванович. Мало того: был снят атеистический фильм "Василий-разбойник", в котором святой образ праведника подменили образом злодействовавшего в тех краях настоящего разбойника, Василия Чуркина.
Но пришел час, и эта кривда развеялась. 7 августа 1999 года святой праведный Василий Павлово-Посадский причислен к лику святых. А еще одним достойным "памятником" Василию Грязному - молитвеннику и фабриканту - стало с успехом действующее до сих пор Павлово-Посадское производство по изготовлению красивых, пестрых, словно сошедших с полотен Палеха женских платков. Ведь у этого дела есть благословение Святого.

На снимках: икона святого праведного Василия Павлово-Посадского; Покровско-Васильевская обитель, где покоятся нетленные мощи святого; рака с благоуханными нетленными мощами святого праведного Василия Павлово-Посадского.

Святой праведный Василий (Василий Иванович Грязнов) родился в 1816 г. в деревне Евсеево Богородского уезда Московской губернии в крестьянской семье. В детские годы он отличался глубоким религиозным чувством, кротостью и благонравием. В юности Василий поступил работать на фабрику и под влиянием ветреных неблагочестивых сверстников сам стал склоняться на путь порока, стал пить вино. Промысел Божий помог юноше вернуться к добродетельной жизни. Однажды один из товарищей Василия в его присутствии кощунственно, оскорбительно отозвался об иконе Божией Матери и тут же скоропостижно скончался. Устрашенный происшедшим, Василий стал на путь исправления своей жизни, стал подолгу молиться и оплакивать в покаянии перед Богом грехи юности. За советом о том, как ему устраивать свою дальнейшую жизнь, Василий обратился к настоятелю Николаевской Берлюковской пустыни иеромонаху Венедикту и получил наставление, продолжая жить в миру, заниматься молитвенным деланием и служить Церкви, защищая ее от нападок расколоучителей. Подвижническая жизнь святого праведного Василия привлекла к нему сердца многих старообрядцев, и благодаря его наставлениям значительное их количество вернулось в лоно Православной Церкви. Василий Иванович пользовался особым расположением митрополита Московского Филарета, который называл его ревнителем Православия. В 1858 г. святитель поручил праведному Василию вместе с иеромонахом Парфением (Аггеевым) наблюдать за устроением Спасо-Преображенской Гуслицкой обители. С 1860 по 1869 гг. Василий Иванович состоял старостой Воскресенского храма города Павловский Посад и много потрудился для его благоукрашения, за что в 1862 г. от епархиального начальства был награжден золотой медалью. В 1860-х гг. по благословению митрополита Филарета праведный Василий основал в Павловском Посаде мужское общежитие, для которого самим святителем были составлены правила монашеского жития. В октябре 1868 г. праведный Василий и его родственник и сподвижник Яков Иванович Лабзин подали прошение о дозволении устроить на свои средства в Павловском Посаде мужской монастырь, но в то время их чаяниям не суждено было осуществиться. Святой праведный Василий отошел ко Господу в воскресный день 16 февраля 1869 г. после того, как причастился Святых Христовых Таин.

Еще при жизни Господь наделил святого праведного Василия дарами прозорливости и исцелений. Когда в 1848 г. в Павловском Посаде началась эпидемия холеры, по молитвам святого праведного Василия никто из обращавшихся к нему за помощью не умер от этой болезни. По молитвам праведного Василия получали исцеление одна девушка, с детства страдавшая глухотой, больной человек, которого везли с ярмарки, горбатая девочка. После смерти святого праведного Василия еще более стало расти его почитание. По молитвам к нему, по совершении панихид на его могиле и помазания маслом от лампады, висевшей над гробницей Василия Ивановича, люди получали исцеления от своих недугов. В 1874 г. стараниями Я. И. Лабзина был построен Покровско-Васильевский храм и тело праведного Василия было перенесено в склеп придела во имя преподобного Василия Исповедника. В 1880-х гг. Лабзин основал в Павловском Посаде женское общежитие, впоследствии преобразованное в монастырь, и Покровско-Васильевский храм стал обительским. Многие православные жители имели в своих домах портреты праведного Василия и его краткое жизнеописание, составленное протоиереем Сергием Цветковым. В предреволюционное время готовились материалы к его прославлению. В 1920 г. новая безбожная власть устроила в Павловском Посаде показной «суд» над почившим праведником, чтобы опорочить его имя, но память о святом праведном Василии, его почитание сохранялись и в советское время. 7 августа 1999 г. состоялось прославление святого праведного Василия в лике местночтимых святых Московской епархии. Были обретены его мощи, которые ныне почивают в Покровско-Васильевском храме Покровско-Васильевского мужского монастыря. С именем святого также связана деятельность Павлово-Посадской платочной мануфактуры, принадлежавшей Якову Лабзину. Святой не только оказывал благотворное влияние на фабричных рабочих, участвуя по просьбе родственника в управлении фабрикой, но и способствовал развитию платочного производства, которое впоследствии принесло всероссийскую известность городу Павловскому Посаду. В настоящее время также совершаются исцеления по молитвам к святому праведному Василию и растет его почитание. Дни памяти святого — 16 февраля /1 марта и 25 июля /7 августа.

Избранный угодниче Христов и правыя веры ревнителю, восхваляюще богоугодное житие твое, с любовию почитаем тя. Ты же, яко имея дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи и благая творити настави, да зовем ти:

Ангелов Создатель избра тя, святе Василие, яко вернаго служителя Своего, измлада восприемшаго начатки доброделания и молитвы. Князь же мира сего потщася погубити тя. Ты же, отче, от Бога вразумленный, слезами покаяния душу от скверны греховныя омыл еси и житием богоугодным просиял еси, сего ради вопием ти:

Радуйся, от родителей благочестивых рожденный; радуйся, добродетели теми наученный.

Радуйся, во отрочестве кротость и послушание явивый; радуйся, от лет младых святыя книги возлюбивый.

Радуйся, во искушениих юности от Бога не отвративыйся; радуйся, внезапною кончиною богохульника вразумивыйся.

Радуйся, покаянием с Богом примиренный; радуйся, правыя веры ревнителю кроткий и смиренный.

Радуйся, Василие, милостивый наш заступниче.

Видя человеколюбивый Владыка твоего сердца искреннее покаяние, призва тя ко обители Никольстей, идеже, от чудотворнаго образа Спасова исцеление улучив, радостно воспел еси Богу: Аллилуиа.

Разума Божественнаго взыскуя, мудрейших себе вопрошал еси, праведне Василие. Темже благоразумному совету старца Венедикта, еже в мире жити и Церковь от неправых учений защищати, последовал еси. Мы же послушание твое восхваляюще, вопием ти сице:

Радуйся, мытареву покаянию подражавый; радуйся, плачем сокрушенным грехи своя омывый.

Радуйся, страх Божий в сердце твоем стяжавый; радуйся, о Суде Божием людем возвещавый.

Радуйся, наставление мудраго пастыря смиренно приемый; радуйся, святым отцем в житии последовавый.

Радуйся, Пречистыми Тайнами душу твою напитавый; радуйся, единому Господу и Церкви Его работати возжелевый.

Радуйся, Василие, милостивый наш заступниче.

Сила Вышняго укрепи тя к исполнению словес апостольских, сего ради вседушно потщался еси похотей плотских отвращатися, очи горе устремляти и гордость житейскую любовию к Отцу Небесному препобеждати. Темже помози нам исполнити заповеди Христа Бога, Емуже поем: Аллилуиа.

Имея попечение о пользе ближняго, противостал еси кознем диавольским, святе Василие, и, яко доблий воин Христов, клевету и поношения смиренно претерпевая, многия заблуждшия души, расколом уязвленныя, во ограду церковную привел еси. Мы же, труды твоя зряще, восхваляем тя сице:

Радуйся, благодатию Духа Святаго просвещенный; радуйся, в броню правды Божия оболченный.

Радуйся, свет веры Православныя людем явивый; радуйся, многия от раскола к Церкви обративый.

Радуйся, Бога и ближняго нелицемерно возлюбивый; радуйся, суетныя увеселения презирати научивый.

Радуйся, во искушениих твердость веры и упования показавый; радуйся, добродетельным житием твоим Бога прославивый.

Радуйся, Василие, милостивый наш заступниче.

Бурю нашедших на тя искушений кротко претерпевая, святе Василие, незлобием и нелицемерным благочестием многая окаменелая сердца умягчил еси. Темже и раб Христов благий и верный от всех познался еси. Мы же, восхваляюще Бога, дивнаго во святых Своих, поем Ему: Аллилуиа.

Слышаще людие доброе твое житие, притекаху к тебе, угодниче Христов, совета и утешения в нуждах просяще. Ты же, монашескаго жития взыскуя, сердцем смущался еси, обаче, явлением святаго Харалампия наставленный, попечение о душах, во ограду Церкви возвращенных, возымел еси. Сего ради ублажаем тя тако:

Радуйся, скорый помощниче к тебе прибегающим; радуйся, добрый утешителю страждущим.

Радуйся, мудрый советниче добродетельнаго жития взыскующим; радуйся, теплый молитвенниче, лютыя болезни прогоняющий.

Радуйся, душеполезный собеседниче людей благочестивых; радуйся, крепкий защитниче бедных, убогих и сирых.

Радуйся, воли Господни усердный исполнителю; радуйся, обратившихся от раскола мудрый врачевателю.

Радуйся, Василие, милостивый наш заступниче.

Богосветлую звезду, ко Христу приводящую, познаша тя благочестивии людие, Василие праведне, и просвещаеми светом твоим, шествоваху путем Господних заповедей, прославляюще Бога и поюще Ему: Аллилуиа.

Видев Иаков, купец богобоязненный, добродетельное житие твое, святе Василие, ввери себе твоему совету и постави тя управителя имения своего. Ты же, попечение о мире, пользе душевней и благоденствии труждающихся имея, образ мудраго правления показал еси. Сего ради прославляем тя тако:

Радуйся, тесным и претрудным путем шествовати научаяй; радуйся, всякое дело во славу Божию творити призываяй.

Радуйся, бедных и немощных утешаяй; радуйся, богатых человеколюбию научаяй.

Радуйся, страстьми обуреваемых тихое пристанище; радуйся, в скорбех пребывающих скорое утешение.

Радуйся, Богу всегда благодарение приносивый; радуйся, благословение Отца Небеснаго стяжавый.

Радуйся, Василие, милостивый наш заступниче.

Проповедник премудр явился еси, отче Василие, люди наставляя, яко несть беда скорби мира сего претерпевати, обаче скорбь велия есть веру православную оставити и житие христианское погубити. Сего ради взываем ти: моли Бога о нас, грешных, да укрепит нас Господь веровати в Него и заповеди Его соблюдати, да всегда зовем: Аллилуиа.

Возсиял еси людем страждущим, отче праведне, яко новый Филарет Милостивый: егда бо тленное богатство улучаше, не прилагал еси тому сердце твое, но щедро убогим раздавал еси и всем, просящим, вспомоществовал еси. Сего ради, прославляюще милосердие твое, вопием сице:

Радуйся, путь служения Богу и ближним избравый; радуйся, богатством земным сокровища небесная стяжавый.

Радуйся, девства и чистоты ревнителю; радуйся, молитвы и воздержания учителю.

Радуйся, о благолепии храмов и обителей попечение имевый; радуйся, уставы церковныя усердно хранивый.

Радуйся, наипаче Царствия Небеснаго взыскавый; радуйся, Господа всем сердцем возлюбивый.

Радуйся, Василие, милостивый наш заступниче.

Хотя святитель Филарет рану душепагубнаго раскола уврачевати, обитель Преображенскую в веси Гуслицкой устрои, и тя, отче, яко мужа праведна, имети попечение о той благослови, да многия люди паки чада Церкве соделаются и Богу воззовут: Аллилуиа.

Новую возжелал еси обитель создати в Посаде Павловстем, святе Василие. Аще и братию собрал еси и начало трудом положил еси, обаче не свершися дело сие при жизни твоей. Последи же молитвами твоими воздвижеся обитель во имя Покрова Пречистыя Богородицы, идеже и святыя мощи твоя упокоишася. Мы же, ревность твою о славе Божией восхваляюще, вопием сице:

Радуйся, благая семена жития монашескаго в Посаде Павловстем насадивый; радуйся, плоды доброделания тамо возрастивый.

Радуйся, чистоты и трезвения проповедниче; радуйся, послушания воли Божией наставниче.

Радуйся, крепкую веру во всесильный Промысл Божий явивый; радуйся, ненавидящия тя по заповеди Христовой возлюбивый.

Радуйся, злоречие враждующих на тя с кротостью и незлобием терпевый; радуйся, благодатный дар плача о гресех стяжавый.

Радуйся, Василие, милостивый наш заступниче.

Странное для сынов века сего возвещал еси блаженство, праведне Василие, воспоминая словеса Писания: блажен муж, емуже не вменит Господь греха, паче же блажен, в егоже устех не обретается лесть. Научи и нас, отче, приносити достойныя плоды покаяния и хранити язык от словес неправедных и лукавых, но во умилении воспевати Богу: Аллилуиа.

Весь в молитве пребывая и благими деяньми Богу служа, святе Василие, дар исцеления от Господа приял еси. Темже, приходящих к тебе елеем от лампады помазуя и тяжкия недуги врачуя, всех к усердней молитве призывал еси. Мы же, предстателя тепла пред Богом тя ведуще, зовем таковая:

Радуйся, призываяй хранити уста от празднословия; радуйся, научаяй нас отвращатися клеветы и злословия.

Радуйся, ходатайством твоим чтущия тя не оставляяй; радуйся, к молитве усердней нас призываяй.

Радуйся, крине добродетелей благоуханный; радуйся, сосуде благодати Богом избранный.

Радуйся, житием твоим путь ко Господу указуяй; радуйся, благодатию Духа Святаго недуги врачуяй.

Радуйся, Василие, милостивый наш заступниче.

Всякое помышление в болезнех телесных ко Господу устремляя, из глубины сердца твоего, святе Василие, псаломски взывал еси: Ты еси Прибежище мое от скорби обдержащия мя; Радосте моя, избави мя от обышедших мя. Прославляюще всецелое упование твое на Господа, поем Ему: Аллилуиа.

Ветии многовещаннии не возмогут по достоянию изглаголати тайныя подвиги о Бозе тобою содеянныя, праведне Василие. Мы же, дивящеся смирению, терпению и упованию твоему на Господа в тяжких телесных недузех твоих, зовем сице:

Радуйся, во страданиих телесных славословие Богу приносивый; радуйся, молитвы о себе у ближних со смирением просивый.

Радуйся, терпение во искушениих, яко дар многоценный, стяжавый; радуйся, все упование на премудрый Промысл Божий полагавый.

Радуйся, в скорбех на милость Божию надежду не оставивый; радуйся, во всяком обстоянии благодарение Богу возносивый.

Радуйся, своевольная желания отсекати наставляяй; радуйся, плотское мудрование духу повиновати научаяй.

Радуйся, Василие, милостивый наш заступниче.

Спасти хотя душу твою, угодниче Христов, тако взывал еси: Иисусе Сладчайший! Просвети мысли моя сердечныя и даждь ми память смертную. Ныне же, во Царствии Небеснем предстоя престолу Божию, молися о нас грешных, да и мы, памятующе о кончине своей, очистим души покаянием и в радости воспоем Богу: Аллилуиа.

Царя Небеснаго возлюбив всем сердцем, праведне Василие, и провидя приближение исхода твоего, все упование возложил еси на Него, сице взывая: Ты еси, Иисусе, Надеждо в смерти моей и Животе по смерти, и утешение на Суде Твоем. Темже, ублажающе праведную кончину твою, со умилением взываем:

Радуйся, со страхом Божиим время жития твоего проводивый; радуйся, любовь ко Христу деланием заповедей Его явивый.

Радуйся, память смертную во уме стяжавый; радуйся, имя Сладчайшаго Иисуса в сердце носивый.

Радуйся, Бога всею душею и всем помышлением возлюбивый; радуйся, Ему единому в мире сем скоропреходящем служивый.

Радуйся, угодниче Божий, ныне со всеми святыми пребываяй; радуйся, молитвенниче усердный, на нас, грешных, милосердие Божие призываяй.

Радуйся, Василие, милостивый наш заступниче.

Пение похвальное приносим ти, праведне Василие, яко и по отшествии твоем не оставляеши нас, чад твоих, но избавляеши от всяких бед и зол, подавая исцеления всем, к раце мощей твоих притекающим. Темже, радующеся, прославляем прославльшаго тя Господа, вопиюще Ему: Аллилуиа.

Светом добродетельнаго жития твоего сияя, монашествующим и мирским путь ко спасению указал еси, блаженне. Темже и по смерти твоей нас, грешных, наставляеши искати Царствия Божия и правды его и во всем повиноватися закону Христову. Сего ради взываем ти сице:

Радуйся, по отшествии твоем ко Господу нас не оставляяй; радуйся, страждущих от недугов многоразличных избавляяй.

Радуйся, матерь со чадом, у гроба твоего молящихся, от неисцельнаго недуга уврачевавый; радуйся, девицу от болезни главныя избавивый.

Радуйся, отроковицу согбенную от недуга исцеливый; радуйся, глухой девице слух возвративый.

Радуйся, неверующих в праведность твою мудре вразумивый; радуйся, многими чудесы от Господа прославляемый.

Радуйся, Василие, милостивый наш заступниче.

Благодатию всещедраго Бога посрамишася людие нечестивии злобне оклеветающии имя твое, егда лютое гонение воздвижеся на Церковь Православную. Но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли, разсыпашася лукавыя наветы их и возсия память твоя по всей земли нашей. Мы же, ведуще тя молитвенника тепла пред Богом, поем Ему: Аллилуиа.

Поюще труды и подвиги твоя, ликовствуем, праведне Василие, яко чудное дарование от Господа явися Посаду Павловскому во обретении честных мощей твоих. Темже, величающе прославльшаго тя Господа, похвальная тебе приносим:

Радуйся, во обители, молитвами твоими устроенней, благоговейно почитаемый; радуйся, в земли Московстей светло прославляемый.

Радуйся, яко яви Господь в день прославления от мощей твоих дивное благоухание; радуйся, о Бозе с любовию приемляй наша молитвы и воздыхания.

Радуйся, людей, притекающих к мощем твоим, от тяжких недугов свобождаяй; радуйся, жены неплодныя, с верою молящияся тебе, от бесчадия избавляяй.

Радуйся, праведниче, возлюбивый молитву, милосердие и смирение; радуйся, верный сыне Церкве Христовы, обретый вечное спасение.

Радуйся, Василие, милостивый наш заступниче.

О, преславный угодниче Божий, святый праведный Василие! Приими сие малое моление от нас, недостойных, с верою и любовию тебе приносимое. Испроси нам у Господа Бога покаянием грехи наша омыти, скорби, к пользе нашей попускаемыя, с терпением носити, наипаче же смирение, любовь к Богу и ближним стяжати, да сподобимся с тобою воспевати Пресвятей Троице: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й.

О, пречудный угодниче Христов Василие! Ты, заповеди Господни возлюбив и иго Христово благое на рамо прием, в мире праведно пожил еси и, в подвизех потрудився, дары благодати от Бога приял еси. О спасении же заблуждших ревновавый, ты многия во ограду церковную возвратил еси. Темже Господь тя прослави и многими чудесы обогати.

Ныне же, престолу Божию предстоя, моли Пресвятую Троицу, да сохранит Отечество наше в мире глубоце, да утвердит в нем веру Православную, Церковь Русскую да соблюдет от расколов и ересей непоколебиму. Нам же, к раце мощей твоих припадающим и чтущим любовию святую память твою, дарует время на покаяние и в добродетелех преспеяние, да, в мире сем богоугодне поживше, Царствия Небеснаго достигнем, идеже вкупе с тобою сподобимся прославляти Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Иванович Грязнов(21.02.1816, дер. Евсевьево Богородского у. Московской губ.- 16.02.1869, Павловский Посад Богородского у. Московской губ.), св. прав. Павловопосадский (пам. 16 февр., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых). Из гос. крестьян, в детстве обучился грамоте по Часослову и Псалтири. В 30-х гг. работал на фабрике в Павловском Посаде, пристрастился к пьянству, вместе с неск. рабочими занимался грабежом на дорогах. Благодаря знакомству с настоятелем Берлюковской пуст . иером. Венедиктом (Филипповым) раскаялся, начал вести праведную жизнь. В своем доме в Евсевьеве В. устраивал собрания, на к-рых читали Свящ. Писание и творения св. отцов. В 1845 г. по наущению павловопосадского купца Широкова, к-рого святой обличал в тайной приверженности старообрядчеству, на В. был сделан донос о якобы основанной им «фармазонской секте». Праведник был арестован, но вскоре освобожден за недоказанностью обвинения. По преданию, В. неск. раз удостаивался явлений святых - прп. Сергия Радонежского, мучениц Веры , Надежды , Любови , Софии и сщмч. Харалампия , к-рый благословил праведника на старческое служение (см. Старчество). Приходившие к В. люди получали от него духовные советы даже в самых затруднительных житейских ситуациях. Свт. Филарет (Дроздов) писал прп. Антонию (Медведеву) о том, что В. обратил к Церкви «немалое число раскольников». В 1848 г., во время эпидемии холеры в Павловском Посаде, у святого открылся дар исцеления - никто из обратившихся к нему больных не умер.

В кон. 40-х гг. В. сблизился с владельцем платочной фабрики в Павловском Посаде Я. И. Лабзиным, к-рый в 1855 г. женился на сестре В. В 1853 г. В. стал компаньоном Лабзина и купцом 1-й гильдии, в 1863 г. был создан торговый дом-мануфактура «Яков Лабзин и Василий Грязнов» - предприятие, поставившее на промышленную основу производство павловопосадских шалей и платков. Став крупным предпринимателем, В. развернул широкую благотворительную деятельность. В 1858 г. по благословению свт. Филарета он взял на себя попечение о Гуслицком муж. мон-ре . В 1860-1869 гг. являлся старостой в павловопосадской Воскресенской ц., к-рую перестроил и благоукрасил, содержал на свои средства церковный хор.

В 60-х гг. по благословению свт. Филарета В. организовал в Павловском Посаде муж. иноческую общину, для к-рой Московский святитель составил устав. Неподалеку от мануфактуры В. построил 2-этажный дом для 11 иноков, рядом устроил отдельную келью, в к-рой молился и принимал приходивших к нему людей (келья была разрушена в 70-х гг. XX в.). В святом сочетались духовные дарования благотворителя и старца, его называли «фабричным духовником». В 1868 и 1869 гг. В. и Лабзин подавали прошения в Синод о преобразовании общины в общежительный мон-рь, но получили отказы. Незадолго до кончины, находясь на лечении в Москве, В. написал письмо братии основанной им общины - свое духовное завещание (опубл.: «Возлюбленная моя о Господе братия!» Павловский Посад, б. г.). Святой скончался сразу после принятия Св. Таин, погребен на кладбище Павловского Посада при стечении множества людей. Сразу после кончины старца было установлено его панихидное поминовение.

В 1874 г. Лабзин, Н. И. и И. И. Грязновы (брат и племянник В.) построили на кладбище Павловского Посада 2-этажный Покровский храм, нижний придел к-рого 16 июля 1874 г. был освящен во имя св. Василия Декаполита, небесного покровителя В. В этот придел перенесли останки подвижника, оказавшиеся нетленными. При перезахоронении от останков В. были отделены и положены в серебряный ковчежец 2 перста. В 80-х гг. XIX в. при Покровском храме возникла жен. община, впосл. преобразованная в павловопосадский Покрова Богородицы Васильевский мон-рь , одним из попечителей к-рого был племянник В. фабрикант В. Н. Грязнов. Лабзин, насельницы и прихожане Покровской обители готовили материалы к канонизации старца. О. Я. Лабзина составила подробное жизнеописание В., к-рое в 1896 г. направила Московскому митр. Сергию (Ляпидевскому) . Краткое житие В. написал прот. С. Цветков (оригинал в фондах ГМИР). Игум. Покровского мон-ря Алевтина (Овчинникова) часто посылала болящих насельниц на могилу праведника, в летописи обители зафиксировано множество случаев чудотворений от его мощей.

В окт. 1919 г. сотрудники губ. ЧК изъяли из Покровского мон-ря личные вещи, письма, фотографии и жития В., а также ковчег с его перстами. Опасаясь осквернения останков святого, В. Н. Грязнов, Лабзина и др. почитатели старца замуровали его мощи в стене храма. В 20-х гг. XX в. имя В. стало объектом агрессивных нападок советской антирелиг. пропаганды. 16 окт. 1920 г. состоялся показательный суд над игум. Алевтиной, Грязновым и Лабзиной, к-рых обвинили «в мошеннической инсценировке культа бандита, скопца, купца» с целью «эксплуатации отсталых масс на почве религиозных суеверий» (ГАМО. Ф. 4776. Оп. 1. Ед. хр. 42). В 1921-1922 гг. в Павловском Посаде снимался антирелиг. фильм «Старец Василий Грязнов», главным оператором к-рого был Э. К. Тиссэ, фильм демонстрировался в кинотеатрах города до 1962 г. В 1925 г. вышло в свет клеветническое «антижитие» В.: Шпицберг И . Св. Василий Грязнов - защита подмосковных акул текстильной промышленности. М., 1925.

В 1991 г., во время проведения в Покрово-Васильевском храме ремонтных работ, в стене нижней церкви были обнаружены мощи В., ныне открыто почивающие в монастырском храме. Канонизация В. состоялась 7 авг. 1999 г., составлены служба и акафист святому. В Покровском мон-ре хранится копия прижизненного портрета старца (оригинал в фондах ГМИР).

Арх.: ГАРФ. Ф. 353. Оп. 4. Д. 392; РГИА. Ф. 515. Оп. 8. Д. 2456. Л. 32-33; ЦГИАМ. Ф. 263. Д. 4; Ф. 2127. Оп. 1. Д. 13. Л. 217-219.

Лит.: Моск. ЦВед. 1885. № 41; 1888. № 26; 1892. № 23; Ист.-археол. описание Павловского Посада. Павловский Посад, 1900.

Д . Б . Кочетов

Статьи по теме