Усадьба хрусловка (фон мекк), тульская область, веневский район. Усадьба фон дервизов в кирицах История усадьбы фон Дервиза

Не секрет, что судьба многих провинциальных усадеб по всей России - это история расцвета и трагической кончины во времена революции 1917 года. Роскошные особняки, многие из которых являлись шедеврами архитектуры, сравнялись с землёй силами восставших и мародёрствующих крестьян. От львиной части величественных хором не осталось камня на камне - и это далеко не художественное преувеличение. Устоять под натиском истории удалось лишь отдельным рязанским поместьям. И только единицы из них продолжают радовать взоры рязанцев и гостей региона своим состоянием и современной востребованностью. Первая в этом списке - усадьба семьи Фон Дервиз, расположенная в Кирицах.

Обрусевшее немецкое семейство Визе переехало в Россию ещё в петровские времена. Семья была не из простых. Так, Генрих-Дитрих Визе в своё время значился старшим бургомистром Гамбурга. На русской земле переселенцы тоже не упали в грязь лицом, а упорно трудились в политических сферах. За свои заслуги на ниве юстиции глава семьи Иоганн-Адольф Визе получил дворянское звание и приставку «Фон Дер» от самого Павла III. История сохранила имя Павла Григорьевича Фон Дервиза, рязанского предпринимателя, прославившегося на всю Россию успехами в строительстве железных дорог. В 1859 году он приступил к строительству железной дороги от Москвы до Рязани и возглавил правление Общества Московско-Рязанской железной дороги. Другим его знаменитым детищем стала железная дорога от Рязани в Козловском направлении. Благодаря огромному грузообороту ветка приносила хорошую прибыль. В целом же железнодорожная стезя принесла Фон Дервизу колоссальное состояние, а сам Павел Григорьевич вошёл в число богатейших людей России. Помимо нескольких имений в Рязанской области семья владела недвижимостью в Москве и Петербурге, Франции и Швейцарии.

Успешный бизнесмен в личной жизни оказался горемыкой. Заработанные миллионы счастья ему не принесли, в Павле Григорьевиче обнаружился самодур, третировавший и местных крестьян, и собственную семью. Словно в наказание за дурной характер, у двоих из его детей обнаружили костный туберкулёз - в то время эта болезнь считалась неизлечимой. Смерть первенца Владимира подкосила отца, а гибель младшей дочери Вареньки свела его в могилу - Павел Григорьевич скоропостижно скончался от сердечного приступа. Значительная часть колоссального состояния Фон Дервиза досталось его старшему сыну Сергею Павловичу. Серёженька с детства слыл натурой чуткой и артистичной, закончил Московскую консерваторию и с большим удовольствием общался с музами, нежели с деловыми партнёрами. Большую часть наследства он потратил на строительство усадебного дома в Кирицах. Для этих целей в глубинку был выписан молодой, но подающий надежды Фёдор Осипович Шехтель, ставший впоследствии одним из ярчайших архитекторов России. Усадьба Фон Дервиза стала одним из первых объектов, где Шехтель смог развернуться и отточить на практике свои представления о прекрасном.

Асимметричное двухэтажное здание было украшено портиком, венчавшимся башенками со шпилями. Одно крыло здания соединялось с основной постройкой стеклянной галереей, а также было украшено балконом, поддерживаемым крыльями гигантского орла. Другое - оснащено пандусами, украшенными мелкой скульптурой. От особняка в овраг спускались две изящные лестницы, соединявшиеся в широкой террасе. Вниз - к сложной системе прудов и фруктовому саду - уводила ещё одна лестница, путь же был оформлен гротами из диких камней и скульптурными изваяниями кентавров. Таким образом, Шлехтелю удалось изящно вписать сложный ландшафт в барскую усадьбу. Неподалёку раскинулся знаменитый, озаряемый фонарями Мост любви, а по извилистым аллеям можно было дойти до Красных ворот - двум декоративным башенкам, соединённым арочным мостиком.

Однако наслаждаться шедевром архитектуры Фон Дервизам пришлось недолго. Природа, щедрая к отцу, явно отдохнула на сыне. Сергей Павлович быстро разорился, бросил фамильное дело, а после смерти матери распродал остатки рязанского имущества и уехал с женой и дочерью в Париж. В 1908 году имение перешло к князю Горчакову, однако сам он в нём не жил, и хозяйство постепенно приходило в упадок. Возможно, именно постоянное отсутствие хозяина и спасло усадьбу от расправы крестьян. Уцелели основная часть построек, декоративные элементы фасада и даже знаменитый орёл. После революции здание принадлежало сначала сельскохозяйственному училищу, потом перешло местному техникуму, затем в нём расположился Дом отдыха. В 1938 году в особняке был открыт санаторий для детей… больных костно-суставным туберкулёзом. Удивительное стечение обстоятельство вернуло историческую справедливость. Павел Григорьевич Фон Дервиз, на чьи деньги была построена сказочная усадьба, был бы, вероятно, доволен.

Помимо официальной истории, усадьба Фон Дервизов имеет несколько альтернативных. Самая романтичная связывается, разумеется, с Мостом любви. По одной из версий мост был отстроен по заказу Сергея Павловича для уединённых романтических прогулок, коим он предавался с местной крестьянкой. С него же она и сбросилась, когда незадачливый любовник устал от интрижки. Потом девушка якобы появлялась в образе привидения всё на том же месте роковых встреч. Впрочем, история эта, скорее всего, придумана юными жителями санатория в качестве ночной страшилки. А с моста падали разве что местные жители по пьяни уже после того, как усадьба перешла государству. Возможно, именно из этого Мост любви иногда именуют Чёртовым мостом.

Другая история носит более современный характер и связана с кинематографом. По весьма известной в Рязани легенде, именно в Кирицах снимали знаменитую «Золушку». Однако доказательств этого нет, а сами кадры старого фильма не демонстрируют каких-то особых примет, по которым можно было бы соотнести место съёмок с усадьбой Фон Дервизов.








Усадьба знаменитого «железнодорожного короля» барона фон Мекка располагается в селе Хрусловка Веневского района Тульской области. Село найти труда не составило, а вот затерявшуюся в лесу усадьбу, без знания дела, можно проискать долго. Лично я потратил на это около часа, т.к. имел только примерное представление о расположении ориентир, что находится усадьба «в лесу».

Помощь пришла неожиданно, с «народных карт» Яндекса, где данное место было отмечено:

Вначале краткий экскурс в историю.

Карла фон Мекк считают одним основоположником российского железнодорожного транспорта. Фон Мекк приобрел репутацию высоко профессионального строителя и инженера. Строительство линии Коломна - Рязань знаменательно и тем, что оно положило начало баснословному состоянию, а линия Москва - Коломна - Рязань стала одной из самых доходных в России.

Его жена Надежда Филаретовна заведовала всеми его делами, т.к. сам Карл был далек от предпринимательства, но был отличным инженером. Кроме этого она была известной меценаткой и финансово помогала композитору Петру Чайковскому.

Так вот, местные дворяне, узнав, что через Тулу построена очень доходная железная дорога, захотели подобное пустить и через . В ходе длительных переговоров и закулисных интриг, им это удалось, а в знак благодарности семье фон Мекка по очень выгодной цене продали землю под имение.

Землю они подарили младшему сыну Максимилиану, который уже на свои деньги построил. Точная дата этого не известна, но в письме П.И.Чайковскому от 09.08.1889г. Надежда фон Мекк указывала: « Я послала Вам также фотографии, работы моей дочери Саши … Обратите внимание, дорогой мой, на имение и дом Макса; не правда ли очень красиво? Имение это лежит в полутора верстах от Саши, и в прошлом году я его подарила Максу, а дом построен уже на его доходы. Вот и этот последний в январе месяце сделается совершеннолетним (21 год) и получает все свое состояние в свои руки …»

Иллюстрация из книги:

После революции дворец фон Мекк, каким-то чудом удалось спасти от разграбления (сами хозяева сбежали за границу): его национализировали (и только потом, в Москве, продали все ценности с аукциона), а в усадьбе расположилось «Государственное хозяйство», где выращивали сахарную свеклу и разводили скот.

С 1923 года в бывшей усадьбе открыли Хрусловский детский дом им. Фомина, который просуществовал вплоть до 1984 года.

Вот так дворец выглядел в советское время:

Картина художника Лунева Н.А. "Парадный подъезд Хрусловского детдома", 1959г:

А теперь вернемся в наши дни... Усадьба появляется перед нами в лесу:

Пройдемся вокруг здания:

Напоминает вход в подвал, но дверь заколочена:

Вот эти колонны стоят тут с 19 века, вокруг виднеется роспись тех времен:

Потолок в некоторых местах рухнул, не выдержав испытание временем:

Зато кое-где сохранилась лепнина:

Или даже целые узоры росписи:

В одной из комнат были найдены остатки печи:

Для сравнения двери времен фон Мекка и времен детского дома:

Наследие детского дома сохранилось лучше. В одной из комнат можно полюбоваться Кремлем и Красной площадью:

На стенах остались изображение различных птиц:

И не только птиц:

Под потолкам виднеются картины. Сначала была надежда, что вдруг это чудо осталось с 19 века, но присмотревшись понял, что это все темы из советского прошлого:

Чуть ближе:

Какое-то непонятное устройство:

Лестница на второй этаж доверия не вызвала, поэтому подниматься не рискнул:

А теперь лестница в подвал:

В целом дворец произвел впечатление, очень интересно сочетание разных эпох. Говорят, что кто-то даже приобрел его в собственность, но возникли проблемы с землей, потому что рядом примыкает кладбище и что-то там не так. Хотя по периметру встречаются надписи "Частная собственность".

Ну и напоследок фото, похожее из-за освещение на кадр из ужастика:

Координаты усадьбы в Хрусловке: 54.393612, 38.223584

UPD (13.04.2015): Случайно наткнулся в интернете на дипломную работу одной студентки из ТулГУ с проектом реставрации данной усадьбы:

Особенно мне понравился макет усадьбы:

В Рязани, как и в Москве, очень много пробок в часы пик, к счастью, их протяженность не сравнится с московскими. Рязань всего лишь в 180 км, и москвичи часто приезжают на один-два дня. Традиционные маршруты пребывания: Константиново (Государственный музей-заповедник С.А. Есенина) - Пощупово (Иоанно-Богословский монастырь) - мемориальный музей-усадьба академика Павлова и Рязанский кремль (рязанский историко-архитектурный музей-заповедник).
Но на Рязанщине существуют и другие, не менее интересные места, пусть и не так раскрученные среди туристов, сегодня я хочу рассказать вам об одном таком месте.

Кирицы - село, расположенное в 50 километрах к юго-востоку от Рязани. Рядом проходит трасса М5. Достопримечательность Кириц - Усадьба фон Дервизов, этот сказочный домик хорошо виден с трассы, так что проехать, не обратив на него внимание, у вас не получится. Сейчас в усадьбе располагается Детский туберкулёзный санаторий «Кирицы», считавшийся лучшим в стране, видимо это не случайно: у Павла фон Дервиза умерли от костного туберкулеза дочь и сын, вот такой поворот судьбы.
Пройти и осмотреть усадьбу можно, если двигаясь со стороны Рязани перед прудиками повернуть налево, перед шлагбаумом можно оставить машину, ну а дальше пройти пешком, несмотря на вывеску «Посторонним вход воспрещен», никто никого не прогоняет.
Стоит ли ехать в Рязань только из-за одной усадьбы, наверное нет, но если Вы приехали отдохнуть в наш город и у Вас есть лишние три часа -съездите, посмотрите «Дворец Золушки».

Итак, а теперь об истории усадьбы.
Фон-дер-Визе- русский дворянский род немецкого происхождения. Иоанн-Адольф приехал в Петербург при Петре III и получил дворянство с частицей «фон-дер».
Основная же часть родового состояния была заработана на строительстве железных дорог Павелом фон Дервиз. Его называли «Русский Монте-Кристо», был он действующим статским советником. Помимо «зарабатывания» он так же занимался благотворительностью: построил детскую клиническую больницу в Москве в память о своих старших детях, а так же лицей в память Цесаревича Николая. Кирицы же были приобретены его сыном - Сергеем Павловичем, любившим музыку, поэзию и прочие искусства. Проект усадьбы был заказан начинающему архитектору Федору Шехтелю.
В 1887-1889 годах в Кирицах Шехтель построил чудо: сказочную усадьбу с Дворцом, арками, лестницами, спусками к каскадным прудам, мостом Любви, гротами с настоящими кораллами, фонтанами, статуями кентавров. Но строительство этого чуда и разорило Сергея: продав свое имущество, он с семьей уехал жить в Париж. А потом была революция и, как все усадьбы, Кирицы были национализированы, и в 1938 там открыли санаторий для детей, больных туберкулезом, это и спасло усадьбу от разорения: по сохранности она выгодно отличается от усадеб фон Дервизов в Сохе и Старожилово, но статуи кентавров превратились в «советских» оленей, медведей и пионеров, гроты разрушились, кораллы пропали, фонтаны пересохли. Но все равно усадьба великолепна, и, конечно же, она не могла не «обрасти» легендами.
Первая из них – про Мост любви, согласно легенде мост был построен Сергеем Павловичем для прогулок с местной крестьянкой, когда он устал от ее любви -девушка сбросилась с моста, стала приведением и появляется на месте встреч. Вторая легенда связана с кино – в Рязани многие считают, что именно в Кирицах снимали «Золушку» (имеется в виду фильм 1947, снятый режиссёрами Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро), однако документальных подтверждений этому нет."
А теперь сама усадьба.

В последний день нашей поездки в Рязани снова испортилась погода, и вместо запланированной прощальной прогулки по городу мы решили посмотреть усадьбы фон Дервизов в Кирицах и Старожилово в 40 км от Рязани.

Эти усадьбы довольно необычные, а их история тесно переплетена с судьбами их основателей. Поэтому свой рассказ я начну с самих фон Дервизов.

Рязанский предприниматель Павел Григорьевич фон Дервиз (1826-1881) сколотил огромное состояние на строительстве железных дорог. В XIX веке это дело оказалось неимоверно прибыльным, особенно если вдвое завышать стоимость работ, проводить махинации с капиталами и ценными бумагами и иметь влиятельных покровителей. Став одним из богатейших людей России, он владел недвижимостью в Москве и Петербурге, во Франции и Швейцарии.

Но сейчас нас интересует не сам Павел Григорьевич, а его дети: Сергей, Павел, Варвара, Андрей и Владимир.

Старший сын Павла Григорьевича - Сергей Павлович фон Дервиз родился в 1865 году. После смерти отца он получил богатое наследство, но отцовская предпринимательская жилка ему не передалась. Занимая в основном представительские должности, Сергей вел активную светскую жизнь, тратя несметные богатства отца.

Приобретя имение Кирицы, Сергей снес влачащую жалкое существование зеркальную фабрику и на ее месте построил роскошную усадьбу. Для этого был нанят молодой архитектор Федор Осипович Шехтель. И к концу ХIХ века на берегу реки Кирицы вырос сказочный замок.

Имение было обнесено оградой. На обширной территории располагались церковь и конный двор, висячие мосты и гроты.

От дворца к лужайке полукругом спускались две величественные лестницы, рядом с которыми симметрично расположились беседки, увенчанные тритонами.

Под лестницами был устроен причудливый грот, на террасе перед ним бил фонтан. Далее можно было спуститься к прудам и саду.

Главное здание усадьбы украсили башенками со шпилями и флюгерами. Между флигелями построили застекленные переходы. Изящный балкон одного из флигелей поддерживали могучие крылья орла.

Через овраг рядом с особняком перекинули Мост любви. По преданию, с этого моста бросилась вниз девушка, безответно влюбленная в Сергея.

Сергей Павлович очень любил свое имение и с удовольствием приезжал сюда каждый год на целое лето. Но, разорившись, после смерти матери в 1908 году он продал всю свою недвижимость и навсегда уехал из России. Он умер в Каннах в 1943 году.

Имение стояло заброшенным, пока советские власти не разместили здесь училище, а затем - дом отдыха.

Младшие братья и сестра Сергея - Владимир, Андрей и Варвара - прожили очень недолго, их поразил серьезный недуг - костный туберкулез. Владимир и Андрей скончались младенцами, Варвара умерла в 16 лет. Отец не смог пережить потерю детей, он умер сразу после смерти любимой дочери.

И вот ирония судьбы: в усадьбе Кирицы с 1938 года и по сей день располагается детский санаторий, где лечатся больные костным туберкулезом дети.

Теперь перейдем к еще одному брату Сергея - Павлу Павловичу фон Дервизу.

На момент смерти отца Павлу исполнилось 11 лет, и в наследство он получил имение в деревне Старожилово. Как и старший брат, Павел был весьма обеспеченным человеком. Он увлекся разведением элитных скакунов и основал в Старожилово конный завод, причем в качестве архитектора по совету брата привлек все того же Ф.О. Шехтеля.

Начиная с 1893 года, за шесть лет здесь построили 12 зданий, включая усадьбу, сам конный завод, кузницу, дома для рабочих и церковь.

В начале ХХ века в конюшнях содержалось несколько тысяч лошадей. Элитных скакунов покупали за рубежом, рысаки побеждали в скачках. На Старожиловском заводе разводили лошадей самых престижных пород для гвардейских кавалерийских полков.

Помимо разведения лошадей у Павла было еще одно увлечение - математика. Он сдал экстерном экзамены в университете за весь курс математики и стал преподавать в им же основанной гимназии.

В годы Первой мировой войны Павел патриотично сменил немецкую фамилию, и, переведя слово «Wiese» на русский язык, стал Павлом Павловичем Луговым.

После революции Павел был арестован, его выпустили только благодаря ходатайству бывших учеников гимназии фон Дервиза. Луговой устроился преподавателем Рязанских кавалерийских командных курсов, которые открылись на базе Старожиловского конного завода. Одним из его учеников стал будущий маршал Победы Г.К. Жуков.

Но вскоре курсы перевели в другое место, Павел Павлович с семьей скитался с места на место и, в конце концов, обосновался в Тверской области. Он работал учителем математики в сельской школе, скончался Павел в 1943 году.

А конный завод, основанный Павлом Павловичем фон Дервизом, существует до сих пор.

В Старожилово у нас была еще одна интересная встреча. Прямо на асфальте паслась маленькая стайка индюков с индюшками. Курам и гусям мы уже не удивляемся, а вот индюков увидели впервые.

Когда мы захотели сфотографировать птичек поближе, от стаи выдвинулся индюк, надулся, стал поперек себя шире в два раза и, шипя, направился к нам. Он был так воинственно настроен, что мы решили убраться восвояси:)

На этом я заканчиваю рассказ об осеннем путешествии. Оно было интересным для нас, немного необычным - мы не так много мест объехали, но зато вволю порыбачили (правда, без особого улова), отдохнули и даже немного загорели. Воспоминаний хватит надолго:)

Спасибо за внимание! И до новых путешествий! :)

Сказочное поместье семейства фон Дервиз (дворянский род немецкого происхождения) - пожалуй, одно из самых интересных мест на Рязанщине. Архитектура этой постройки скорее типична для просторов Центральной Европы, чем для средней полосы России. Местные жители даже окрестили необычный особняк «Дворцом Золушки». Комплекс был построен в конце XIX столетия. До наших дней он дошел в удовлетворительном состоянии, так как его неоднократно реставрировали.

Судьба свела его с Федором Шехтелем, фигурой номер один в русской архитектуре рубежа XIX-XX веков. «Творчество Шехтеля столь же впечатляюще характеризует отечественную архитектурную школу конца XIX - нача¬ла XX века, как Гауди — испанскую, Орта и Онкар — бельгийскую, Берлаге — голландскую, Макинтош и Вайси — английскую и шотландскую...» В его раннем творчестве преобладают «бесполезные», по мнению маститых зодчих, красочная образность и духовный комфорт, созвучные едва уловимым настроениям человека, облагораживающие и доставляющие ему эстетическое наслаждение.




В 1889 году на плато, как на подиуме, поднимается замок. Молва о нем достигает столиц, но по-настоящему Федор Осипович становится знаменит несколько позже, после осуществления проекта московского особняка для С.Т.Морозова (1893). С этого момента к нему в очередь выстроились банкиры, промышленники, представители родовой знати.










Архитектура кирицкого дворца еще далека от модерна, к которому архитектор придет в процессе долгих исканий и опытов. По мнению Г.К.Вагнера и С.В.Чугунова, это скорее русский неоромантизм, воспринятый через призму европейского средневековья.

Владелец, по-видимому, очень гордился своей новой резиденцией, поместив на ступенчатом фронтоне дома фамильный герб фон Дервизов. Творец же,казалось, пытался превзойти самого себя в выдумке и гротеске: консоль в виде орла с распростертыми крыльями, поддерживающая угловой балкон, беседка на краю верхней террасы с чешуйчатым куполом, с пучеглазыми рыбами у основания граненого шпиля.










В замке по главному фасаду угадывается симметрия, но это только иллюзия. Тут же глаз улавливает несоответствие, и становится понятной игра, затеянная Шехтелем: он намеренно разбивает, гранит и усложняет архитектурные массы, насыщая их плавными линиями аркад и острыми вертикалями. Все здесь пронизано движением, сложно, витиевато, хотя и не перегружено, снабжено исключительно сочными деталями и мягкой экспрессией. Противоположный фасад, напротив, слабо разработан, скучен и прост, возможно, в этом повинны переделки советского времени.













Ландшафтному окружению отведено громадное значение. Шехтель решает его неординарно, по-театральному пафосно. Каскад из каменных лестниц и подпорных стенок усиливает эмоциональное впечатление от архитектуры дома, но еще более ошеломляющим кажется арочный мост, устроенный в глубоком овраге в непосредственной близости от дома. Его арки, непомерно высокие, устремлены кирпичными опорами в бездну. При входе на виадук - белокаменные обелиски, грациозные по форме.







Более от декоративных затей ничего не сохранилось, только на границе парка можно видеть готические (Красные) ворота, похожие на мини-замок с башенкой, с аркой, повисшей над дорожкой.

Шло время, однако фон Дервиз для местного крестьянства и рабочего люда так и остался чужеземцем и разорителем стекольного заводика, дававшего им хотя бы нищенский заработок. Имение однажды уже подвергалось разорению, народное недовольство зрело, и фон Дервиз с семьей принял решение покинуть Россию. Имущество, в том числе и Кирицы, срочно продается. В 1908 году Дервизы уезжают за рубеж, навсегда оборвав связь с родиной...










В прекрасном замке через три десятилетия обосновался костно-туберкулезный детский санаторий. Странное, необъяснимое совпадение! Как известно, именно этим заболеванием страдали дети в семье Дервизов. Болезнь, передававшаяся по наследству и унесшая несколько жизней, стала трагедией рода, и кажется глубоко символичным, что в усадьбе теперь спасают детей от недуга, разбившего семейное счастье ее прежних владельцев.







Размещение санатория сохранило усадебный ансамбль от полного разрушения, хотя за бытность свою медицинским учреждением он сильно обветшал. В конце 1990-х годов в Кирицы пришли реставраторы, в 2007 году работы по ремонту дворца Дервизов были завершены. Все еще ждут своей очереди терраса с лестницами, полуобрушившийся мост, Красные ворота и оставленные без зеркальной поверхности пруды.

Статьи по теме