Соцреализм в метро: "Киевская" кольцевая и "Парк культуры". Россия. Станция Киевская московского метро Ст киевская

Трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой. Единственная станция Кольцевой линии метро, расположенная не в Центральном административном округе Москвы .

«Киевская»

Кольцевая линия
Московский метрополитен

Объект культурного наследия России регионального значения
рег. № 771811313480005 (ЕГРОКН)
Район Дорогомилово
Округ Западный
Дата открытия 14 марта года
Проектное название Киевский вокзал
Тип Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения, м 53
Количество платформ 1
Тип платформы островная
Форма платформы прямая
Архитекторы Е. И. Катонин , В. К. Скугарев , Г. Е. Голубев
Художники А. В. Мызин , Г. И. Опрышко , А. Т. Иванов
Инженеры‑конструкторы М. В. Головинова, А. Н. Пирожкова
Станцию возвело (рук. Н. Данелия
Переходы на станции Киевская
Киевская
Выход к улицам Площадь Европы , Киевская
Наземный транспорт : 119, 132, 157, 205, 205к, 320, 791, 840, , Т7, Т7к, Т17, Т34, Т34К, Т39
Режим работы 5:30-1:00
Код станции 077
Соседние станции Парк культуры и Краснопресненская
Медиафайлы на Викискладе

История

Кольцевая линия не входила в первоначальные планы Московского метрополитена. Вместо неё должны были быть построены «диаметральные» линии с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии был разработан в 1934 году, в нём планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями. В проекте 1938 года линию планировалось построить значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савёловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава» и «Киевская» . В году проект Кольцевой линии изменился. Теперь её планировали построить ближе к центру. В году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки Центрального пересадочного узла («Охотный Ряд » - «Площадь Свердлова » - «Площадь Революции » ) .

Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось открыть линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» - «Курская», «Курская» - «Комсомольская», «Комсомольская» - «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» - «Центральный парк культуры и отдыха». Первый участок был открыт 1 января 1950 года, второй - 30 января 1952 года, и третий, замыкающий линию в кольцо, - 14 марта года (после его ввода в эксплуатацию в Московском метрополитене стало 40 станций) . Станция получила название от одноимённого ей Киевского вокзала и замкнула собой строившуюся Кольцевую линию.

В 1972 году был открыт второй выход станции, ведущий в подземный вестибюль станции «Киевская» Филёвской линии .

Архитектура и оформление

Вестибюли

Станция имеет два вестибюля: южный (наземный) - совмещённый со станцией Арбатско-Покровской линии , и северный (подземный), общий со станцией Филёвской линии .

Южный вестибюль «Киевской» (архитекторы И. Г. Таранов , Г. С. Тосунов, инженеры-конструкторы Л. В. Сачкова, М. В. Головинова) был построен в здании Киевского вокзала для станции Арбатско-Покровской линии в 1953 году, а в 1954 году стал совмещённым вестибюлем Кольцевой и Арбатско-Покровской линий. При открытии в 1958 году Филёвского радиуса этот вестибюль соединился переходом с подземным вестибюлем станции Филёвской линии .

Кассовые залы расположены в реконструированном цокольном этаже вокзала. Эскалаторный зал представляет собой полукруглый атриум , обращённый к эскалаторной арке. Восемь колонн зала с коринфскими капителями несут антаблемент , над которым находится купол. Зал освещается лампами за карнизом. Стену зала за колоннами украшает мозаичный фриз «Торжество людей Советской Украины» Г. И. Опрышко . На нём счастливые украинцы несут к гербу Советской Украины плоды своих трудов .

Стены и колонны эскалаторного зала облицованы светлым мрамором, а в окаймляющем зал дуговом коридоре - декоративным мрамором разных цветов .

Один из лестничных сходов в подземный переход, ведущий в открытый в 1972 году второй совмещённый вестибюль (с Филёвской линией), в году был оформлен французскими архитекторами по образцу Парижского метрополитена , в духе Эктора Гимара . Гимар, представитель стиля модерн, декорировал входы на первые станции парижского метро в 1900-1910 годах. Ответным подарком московского метрополитена стал витраж «Курочка Ряба », установленный на станции «Мадлен » в Париже .

В 2009 году турникеты были заменены на новые, принципиально более новой конструкции - типа УТ-2009 (впервые установленные в московском метро) .

Станционные залы

Художественное оформление станции посвящено теме дружбы русского и украинского народа. Пилоны станции плавно переходят в своды центрального и боковых залов и межпилонных проходов . К постаментам пилонов в зале и на платформах приставлены диваны на мраморных основаниях. Центральный зал перекрыт изящным белым сводом. Межпилонные проходы окаймлены лепным жгутом, характерным для украинской архитектуры XVII века. Путевые стены облицованы светлым мрамором. Станционные залы освещают богато украшенные золотистые люстры .

18 пилонов украшены абстрактно-растительными орнаментами, а также мозаичными панно из смальты и ценных пород, тематика которых связана с историей Украины и дружбы украинского и русского народов. Они находятся на пилонах со стороны центрального зала. Панно ограничены сложными рамками, которые окаймляются широким лепным орнаментом по национальным украинским мотивам (стилизованные колосья, бутоны, листья, гирлянды). Под каждым панно размещён стилизованный мраморный свиток с названием .

На одной из мозаик - «Борьба за Советскую власть на Украине» - изображён партизан, который использует переносной телефон на базе штабного телефона FF-17 , который производился с 1910 по 1920 год в Германии. Тяжёлую трубку телефона партизан держит двумя руками. Некоторые современные пассажиры принимают аппарат за мобильный телефон , КПК и ноутбук .

Несмотря на то, что станция открылась уже после 1953 года, она была самой «богатой» на изображения И. В. Сталина . Семь его профилей можно было увидеть в оформлении станции на мозаиках «Провозглашение Советской власти В. И. Лениным. Октябрь 1917 года», «Воссоединение всего украинского народа в едином украинском советском государстве», «Салют Победы в Москве. 9 мая 1945 года», «Дружба русских и украинских колхозников», «ХІХ съезд - съезд единства Коммунистической партии, Советского правительства и народа» , а в торце станции был помещён большой беломраморный барельеф Ленина и Сталина, который был позже заменён маленьким портретом В. И. Ленина. На мозаике «Воссоединение всего украинского народа в едином украинском советском государстве» было два изображения Сталина (одно из них - на знамени, вместе с Лениным, другое - среди воссоединившегося народа, сохранилось до сих пор). Также по проекту предполагалась мозаика на тему «XIX съезд партии - съезд единства партии, правительства и народа», которая должна была прославлять Сталина, однако после его смерти была заказана мозаика на другую тему . После развенчания культа личности Сталина все его изображения, за исключением «Воссоединения всего украинского народа», были убраны .

На торцевой стене центрального зала станции расположено смальтовое панно с лепниной в виде флагов и мозаичным портретом В. И. Ленина в центре. Вокруг - строки гимна СССР , а под портретом - слова Ленина:

Арки проходов обведены широкими рельефными лепными фризами с национальным орнаментом. Станционные залы освещаются подвесными многорожковыми люстрами по оси всех трёх сводов. Цоколи пилонов и путевые стены облицованы белым коелгинским мрамором , пол выложен серым гранитом с красной каймой .

Переходы

В 1958 году была вновь открыта станция «Киевская» мелкого заложения. Из одного из двух подземных вестибюлей можно было попасть в вестибюль глубоких «Киевских» .

В 1972 году были построены дополнительные переходы из центра зала кольцевой станции в восточный торец «Киевской» Арбатско-Покровской линии и в аванзал восточного вестибюля «Киевской» Филёвской линии .

Эксплуатация

По чётным числам Будние
дни
Выходные
дни
По нечётным числам
В сторону станции
«Парк культуры »
05:51:00 05:51:00
05:45:00 05:45:00
В сторону станции
«Краснопресненская »
05:56:00 05:55:00
05:50:00 05:50:00

Расположение

Железнодорожный транспорт

Киевский вокзал обслуживает поезда дальнего следования юго-западного направления. От Киевского вокзала начинается Киевское направление Московской железной дороги , которое связывает Москву с южными регионами России .

Между Киевским вокзалом и аэропортом Внуково ходит по расписанию скоростной поезд «Аэроэкспресс », время в пути - около 35 минут .

Пригородные поезда от вокзала следуют по Киевскому направлению .

Станция в искусстве

См. также

Примечания

  1. Лисов И. Проектирование и первые очереди строительства (неопр.) . metro.molot.ru. Дата обращения 15 ноября 2011. Архивировано 14 августа 2011 года.
  2. «Киевская» Филёвской линии и «Киевская» Арбатско-Покровской линии
  3. Егор Ларичев, Анастасия Углик. № 3. Кольцевая линия // Московское метро. Путеводитель. - КнигиWAM. - М. : Просвещение, 2007. - С. 74-75. - 167 с. - ISBN 5-91002-015-3 .

Станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Открыта 14 марта 1954 года в составе участка «Белорусская» - «Парк Культуры».

История создания

В 1953 году на пост первого секретаря ЦК КПСС заступает Никита Сергеевич Хрущёв, и в числе его первых деяний оказывается и увековечивание украинцев в московском метро.

На тот момент ни одна из двух существовавших «Киевских» его не удовлетворяли. По результатам объявленного конкурса было представлено 40 проектов, победу в котором одержали киевляне. Группой строителей руководил действительный член Академии архитектуры Украинской ССР Е. И. Катонин.

Antares 610 , CC BY 3.0

Архитектурные новшества не использовались украинской группой архитекторов. Основными стилистическими и инженерными принципами работы для них стали расширяющиеся вверху пилоны и параболический свод, позаимствованный у Л. М. Полякова - архитектора метрополитена, проектировавшего «Арбатскую» Арбатско-Покровской линии.

Тонкие орнаментальные опоясывания форм станции напоминают оформление «Новослободской». Путевые стены и нижняя часть пилонов облицованы мрамором, пол выложен серыми гранитными плитами.

Описание

На торцевой стене центрального зала станции расположено большое панно с лепниной в виде флагов и мозаичным портретом В. И. Ленина в центре. Вокруг - строки гимна СССР, а под портретом - слова Ленина:

«Нерушимая вечная дружба украинского и русского народов является залогом национальной независимости и свободы, расцвета национальной культуры и процветания украинского народа, как и других народов Советского Союза.»


Antares 610 , CC BY 3.0

С 1954 года для выхода в город служит двухмаршевый эскалатор (работы архитекторов И. Г. Таранов, Г. С. Тосунов, инженеров-конструкторов Л. В. Сачкова, М. В. Головинова), который ведёт в общий вестибюль с одноимённой станцией Арбатско-Покровской линии. С промежуточной площадки имеется переход на вторую станцию.18 пилонов украшены мозаичными панно из смальты, оформленными на тему истории Украины и дружбы украинского и русского народов

Один из выходов со станции в 2006 году был оформлен французскими архитекторами по образцу Парижского метрополитена, в духе Эктора Гимара.

Antares 610 , CC BY-SA 3.0

Факты

  • На одной из мозаик - «Борьба за Советскую власть на Украине» изображён партизан, который использует переносной телефон на базе штабного телефона FF-17, который производился с 1910 г. по 1920 г. в Германии. Причём тяжёлую трубку партизан держит двумя руками. Некоторые современные пассажиры принимают его за мобильный телефон, КПК и ноутбук.
  • Станция была последней и самой «богатой» на изображения И. В. Сталина. Шесть его профилей можно было увидеть в оформлении станции на мозаиках «Провозглашение Советской власти В. И. Лениным. Октябрь 1917 года», «Воссоединение всего украинского народа в едином украинском советском государстве», «Салют Победы в Москве. 9 мая 1945 года», «Дружба русских и украинских колхозников», «ХІХ съезд - съезд единства Коммунистической партии, Советского правительства и народа» и в самом конце станции был помещён большой профиль Ленина-Сталина, который был заменён маленьким портретиком В. И. Ленина.
  • Один из входов на станцию оформлен французскими архитекторами в духе типовых проектов Эктора Гимара. Представитель стиля модерн, Эктор Гимар декорировал входы на первые станции парижского метро в 1900—1910 годы. Ответным подарком московского метрополитена стал витраж «Курочка Ряба», установленный на станции «Madeleine» в Париже.

Станции московского метро называют самыми красивым в мире, некоторые из них являют собой настоящие произведения искусства.

Одна из самых красивых станций московского метро – Киевская кольцевой линии. Сюда нередко привозят иностранных туристов, которые всегда активно фотографируют. Сегодня и я достала фотокамеру. Москвичи привыкли ко всей этой красоте и настолько утомлены бешеным ритмом мегаполиса, что уже, кажется, просто не обращают внимания на окружающую их красоту.

Станция Киевская кольцевой линии Московского метрополитена открылась 14 марта 1954 года во времена Н.С.Хрущева. На тот момент две другие станции пересадочного узла уже работали, однако, по мнению Хрущева их декор был недостаточен для увековечивания великой судьбы народа Украины. Был объявлен конкурс на проект новой станции. Из 40 вариантов комиссия под личным руководством Хрущева выбрала проект члена Академии архитектуры Украинской ССР Е.И.Катонина.

Вестибюль метро встроен в здание Киевского вокзала, отсюда и название, и сюжеты для декорирования. На станции украшено все, даже вентиляционные решетки выполнены в виде богатых розеток.

18 пилонов станции Киевская кольцевой линии украшены мозаичными панно, изображающими картины из истории дружбы украинского и русского народов. На многих панно можно увидеть изображения Сталина и Ленина.

На одной из мозаик москвичи разглядели мобильный телефон и ноутбук у одного из партизан.

Конечно, если присмотреться, то заметно, что телефон тот полевой, а «ноутбук» — всего лишь крышка от какого-то ящика.

В торце станции Киевская кольцевой линии находится лепное панно с портретом Ленина. Под панно написана цитата из его речи о нерушимой вечной дружбе украинского и русского народов.

Фотографировать в разгар рабочего дня в московском метро, да еще и на кольцевой линии – дело неблагодарное. Порой в кадре получаются только головы и спины…

Больше повезло мне на станции Киевская Арбатско-Покровской линии. Удалось поймать момент, когда в кадре вообще не оказалось людей. Действительно, редкая удача.

Уже через несколько секунд картинка вновь наполнилась людьми.

Станция Киевская Арбатско-Покровской линии выглядит тоже роскошно. В облицовке стен и пилонов использованы различные сорта мрамора. Станция оформлена 24 фресками с изображениями трудящихся Советской Украины.

В большинстве случаев на фресках — женщины. То ли они больше трудятся на Украине, то ли наоборот, больше позируют художникам. Кто как хочет, так и трактует увиденное…

Торцевая стена станции украшено панно, которое посвящено 300-летию воссоединения Украины с Россией.

Оформление станции Киевская Филевской линии довольно скромно, однако все-таки отличается наличием декора по сравнению с недавно построенными новыми станциями. В отделке этой станции также использованы различные цвета мрамора и гранита.

Уже когда написала пост, подумала, что он сегодня абсолютно в тему. Получилось совершенно случайно, просто по делам оказалась в Москве на станции метро Киевская.

Расположена на расстоянии примерно 3,5 -4 километра западнее центра города, от и Московского кремля. Станция расположена рядом с Киевским вокзалом, Киевской улицей и площадью Европы. Недалеко от станции протекает река Москва.
Станция метро Киевская является крупным пересадочным узлом. Станция Киевская имеется на трёх линиях московского метрополитена: Филёвская линия, Арбатско-Покровская линия, Кольцевая линия). Это одна из самых загруженных (по количеству обслуживаемых пассажиров) станций московского метро.

Станция метро Киевская (Филёвская линия)

Станция Киевская Филёвской линии Московского метрополитена расположена между станциями , и . Станция была открыта 20 марта 1937 года. Глубина заложения станции 8,7 метров. Со станции можно перейти на одноимённые станции Кольцевой линии и Арбатско-Покровской линии. Переход осуществляется через совмещённые вестибюли (через западный на Арбатско-Покровскую, через восточный на Кольцевую линию).

Станция метро Киевская (Арбатско-покровская линия)

Станция Киевская Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена расположена между станциями «Смоленская» и . Станция была открыта 5 апреля 1953 года. Глубина залегания станции составляет 38 метров. Оформление залов станции посвящено Советской Украине и теме воссоединения Украины с Россией.

Со станции можно перейти на одноимённые станции Кольцевой линии и Филёвской линии.Станция имеет наземный вестибюль в здании Киевского вокзала (общий со станцией Кольцевой линии метрополитена). Переход на Кольцевую линию осуществляется как через совмещённый вестибюль, так и по эскалаторам в восточном торце станции. Слева от западного торца станции имеются лестницы, которые ведут к выходу в город и к переходу на станцию Филёвской линии.

Станция метро Киевская (Кольцевая линия)

Станция Киевская Кольцевой линии Московского метрополитена расположена между станциями и . Станция была открыта 14 марта 1954 года. Глубина заложения станции 53 метра. При оформлении зала станции использована тема истории Украины и дружбы украинского и русского народов. На торцевой стене центрального зала станции расположено большое панно с изображениями флагов и мозаичным портретом В. И. Ленина.

Выхода в город осуществляется по двухмаршевому эскалатору, который ведёт в общий вестибюль с одноимённой станцией Арбатско-Покровской линии. С промежуточной площадки эскалатора имеется переход на станцию Арбатско-Покровской линии. Также можно перейти к поездам Филёвской линии.

Рядом со станцией метро “Киевская” в Москве расположены:

  • Один из самых крупных железнодорожных вокзалов Москвы.
  • - один из самых больших в Москве (адрес: Москва, площадь Киевского вокзала, дом 2).
  • Гостиница “Radisson Slavyanskaya”.

Метро «Киевская» Кольцевой линии Московского метрополитена расположена между станциями «Парк Культуры» и «Краснопресненская». Это единственная станция Кольцевой линии, расположенная за пределами Центрального административного округа Москвы.

История станции

Метро «Киевская кольцевая» была самой любимой станцией Никиты Хрущева, который в 1953 году был избран на должность первого секретаря ЦК КПСС и, наконец, получил возможность построить станцию, связанную своей тематикой с его родной Украиной. Он объявил конкурс, в котором приняло участие 40 проектов от московских и киевских архитекторов. Как и следовало ожидать, победа досталась киевским метростроевцам. Строительство возглавил член Академии архитектуры УССР Е. Катонин.

История названия

Станция названа по расположенному неподалеку Киевскому вокзалу.

Описание станции

Оформление станции посвящено темам «Дружба украинского и русского наров» и «История Украины». 18 панно, украшающие станцию, рассказывают историю отношений России и Украины, начиная с Переяславской Рады, когда запорожцы приняли решение о воссоединении с Россией, и до революции 1917 года.

Торцевую стену центрального зала занимает панно, на котором в окружении лепных флагов мозаикой выложен портрет Ленина и строки гимна СССР.

Технические характеристики

Метро «Киевская» - трехсводчатая пилонная станция глубокого заложения, расположенная на глубине 53 метра. Авторами типового проекта являются Г. Е. Голубев, Е. И. Катонин и В. К. Скугарев. Художественным оформлением станции занимались художники Г. И. Опрышко, А. В, Мизин и А. Г. Иванов.

Вестибюли и пересадки

Станция имеет переход на одноименные станции Арбатско-Покровской и Филёвской линий. Переход на Филевскую линию находится в станционном зале. Метро «Киевская» имеет общий вестибюль с одноименной станцией Арбатско-Покровской линии. Вестибюль расположен в здании Киевского вокзала и имеет выход как к самому вокзалу, так и к улицам 2-й Брянский проезд и Киевская.

Полезные факты

Выход к вокзалу из вестибюля станции открыт с 7:00 до 22:00, к пригородным поездам - 5:30 - 1:00.

По маршруту Киевский вокзал - аэропорт «Внуково» регулярно курсирует аэроэкспресс.

Статьи по теме