Доклад на тему "Развитие сельской школы как фактор социально-экономического и духовно- нравственного развития села.". Владимирская сельская школа стала самой комфортной в стране Совершим небольшой экскурс в прошлое сельской школы

МКОУ «СЕРЕБРОПОЛЬСКАЯ СОШ»

ДОКЛАД

(августовский районный семинар)

ТЕМА ДОКЛАДА:

Развитие сельской школы как фактор

социально-экономического и духовно-

нравственного развития села.

ПОДГОТОВИЛА:

Бадулина Светлана Валерьевна

директор МКОУ

«Серебропольская СОШ»

26. 08. 2013год.

Счастлив народ,

получающий наставления

в многочисленных и

разумно

устроенных школах.

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ШКОЛА

Вновь за окошком

Тихая осень.

Тает в тумане

Косяк журавлей.

Память невольно нас

В детство уносит,

К первому шагу

До школьных дверей.

Эти стихотворные строки орловского поэта А.Титова возвращают нас в далёкое прошлое. Дают возможность почувствовать себя маленьким «первоклашкой» перед неизведанной школьной дорогой. Солнечное утро, добрые и немного строгие глаза первого учителя, школа: светлая, таинственная (сельская школа). Могла ли я подумать, что через много лет вновь буду ощущать подобное чувство, когда порог школы переступают мои ученики. Переступают, не зная тех трудностей и проблем, с которыми они, вместе со своими учителями, столкнутся, обучаясь в современной российской школе.

Школа на селе: её ругают, смешивая с грязью, умиляются ею, жалеют. Но что же на самом деле означает школа для села? Все, отвечающие на этот вопрос – будь- то учёные – исследователи, руководители всех уровней или сами селяне - обычно единодушны: сельская школа – это сейчас единственный социо- культурный очаг, удерживающий деревню от вымирания, в нравственном, психологическом и физическом смысле.

Трудно поверить, что раньше школы были переполнены. Что изменилось с тех пор? Многое. Но проблемы остались, изменились их причины. Страшное слово «малокомплектная» сейчас звучит всё чаще и чаще. Молодое трудоспособное население покидает деревню. А так как кризис больнее всего ударил по селу, деревня прочно увязла в трясине безвыходности и безысходности. К этой проблеме прибавилась ещё и экономическая - жалкое финансирование. Времена, когда директор школы закупал всё, что попадалось под руку, используя в конце года остатки годового бюджета, давно канули в Лету.

Все перечисленные трудности тормозят развитие школы, но, несмотря на них, школа должна жить и развиваться. И мы все вместе ищем выходы из создавшегося положения. А ведь самая важная ступенька к выживанию – развитие.

Наша школа сегодня – это центр села, лицо села, его душа . В школе работают преданные своему делу учителя . Функции её постоянно расширяются. На базе нашей школы открыта группа кратковременного пребывания, организовано питание учащихся, ведутся кружки. Школа становится культурным центром. Ведь в школе организуется досуг детей, молодёжи, взрослых, проводятся турпоходы и экскурсии, семейные состязания. Сельская школа – это гораздо больше, чем просто школа. Это явление культурное, социальное и экономическое, потому что она во многом определяет (во всяком случае сильно влияет – это точно) на жизнь села, где расположена, а, следовательно, и на жизнь сельского населения. Поэтому школа не может отставать без изменений.

Всякое общество начинается со школы, и ею же оно и заканчивается. Возвышается школа – поднимается общество. По моему мнению, сельская школа сегодня является важнейшим фактором жизнеобеспечения сельской семьи, развития сельскохозяйственного производства и стабилизации социальной жизни села. Она формирует менталитет личности. При всех разрушительных тенденциях именно школа сохраняет возможность воспитания юного поколения в духе общности, социальной ответственности, крестьянской морали.

Я считаю, что в целом сельская школа играет более значительную роль в жизни ребенка, его семьи, сельского сообщества, чем школа в мегаполисе, крупном областном центре, малом городе.

В основе деятельности нашей школы лежат три методологических принципа : открытости (функционирование школы в активном взаимодействии с производственными и социокультурными объектами), единства практической и исследовательской деятельности, равноценности всех видов педагогической деятельности - воспитания, обучения, трудовой подготовки, социальной работы с детьми и их семьями, психологической помощи детям. Каждый из этих видов деятельности требует кадрового обеспечения.

Под миссией нашей школы мы понимаем философскую, социально-педагогическую доктрину, согласно которой традиционно высокий статус сельской школы определяется многими факторами :

Экономическими: сельская школа - кузница кадров для сельскохозяйственного производства;

Социальными: сельская школа - общество немногочисленных на селе профессионально подготовленных к работе с человеком специалистов;

Образовательными: сельская школа - единственное образовательное учреждение на селе;

Культурными: сельская школа - сосредоточение сельской интеллигенции, культурной силы деревни;

Нравственными: сельская школа - духовный очаг жизни села.

Миссия нашей школы может быть реализована только через условия, предъявляемые ребенком, социумом, воспитательным пространством.

Воспитательный потенциал сельской школы как единственного образовательного социокультурного института села, обладающего наиболее высоким уровнем концентрации интеллекта и являющегося наиболее организованным и сплоченным профессионально-педагогическим сообществом, позволяет рассматривать школу в качестве движущей силы социальных преобразований, способной выдвигать идеи, инициативы, предлагать и реализовывать программы, проекты социально-культурного и духовно-нравственного развития села.

Традиционная, исторически обусловленная социокультурная близость сельского учительства к сельской среде, его сопричастность общественным потребностям являются мощным фактором превращения школы в активную, деятельную силу села, способную наиболее эффективно воздействовать на позицию сельских жителей.

В сельской глубинке, где школа остается единственным культуроформирующим центром, родители, население сплачиваются вокруг нее, что превращает школу в наиболее авторитетную и действенную общественную силу, без которой процесс социального реформирования окажется лишь благим пожеланием власти.

Воспитательные возможности, которыми располагает сельская среда, дают школе дополнительные стимулы для того, чтобы укреплять связи с сельским сообществом. Социальное неблагополучие сельского социума, негативно влияющее на процесс воспитания и обучения ребенка, создает предпосылки для активного участия школы в работе по улучшению социальных условий проживания людей. В современном социуме отдаленных поселений центр сельской жизни переместился в школу. Сегодня в школе получают помощь и защиту и взрослые, и дети. И трудно переоценить роль школы в развертывании социально-педагогической работы с молодежью, семьями, позволяющей минимизировать негативные последствия системного кризиса села.

В контексте социально-культурного развития села школа выполняет и такие функции, как культурно-просветительская (просвещение населения в вопросах воспитания и образования, культуры, инновационного опыта по социальному обустройству сельской жизни); информационно-консультативная (обеспечение доступа населения к информации, способствующей расширению его возможностей в решении собственных проблем, приобщению сельских жителей к новым знаниям, идеям); организационно-педагогическая (организация педагогической деятельности на селе, нацеленной на гуманизацию среды, межпоколенных и межличностных отношений на создание атмосферы комфорта на селе, психологической защищенности личности).

Школа и сегодня остается тесно связанной с характером существующих реалий и своеобразием традиций сельской жизни. Несмотря на сложное положение школы и учителя, она не утратила созидающего характера своей деятельности. И эту ее миссию – быть проводником культурной политики на селе – следует ценить превыше всего. Исторический и современный опыт функционирования российской сельской школы позволяют сделать вывод: стать фактором социально-экономического и духовно-нравственного развития села общеобразовательная школа может лишь при создании определенных условий.

Школа является одной из движущих сил, предопределяющих развитие экономики и социальной сферы села, так как в содержании ее деятельности приоритетными являются:

– воспитание детей в духе социальной ответственности за малую родину, уважения к земле и сельскохозяйственному труду;

– формирование жизнеспособной личности на основе общечеловеческих, крестьянских, религиозно-нравственных, демократических ценностей;

– вооружение учащихся знаниями, умениями, навыками для жизни в агросоциуме;

– подготовка учащихся к сельскохозяйственному труду в условиях многоукладной экономики;

– формирование у учащихся мотивации к самореализации в условиях села;

– организация социально-педагогической деятельности с детьми, подростками, молодежью, семьями в социуме;

– выдвижение и реализация идей, инициатив, проектов, программ, способствующих социальному обустройству сельских поселений, решению культурных, экологических, социальных проблем жителей;

– предоставление базы для организации досуга молодежи, семьи, взрослого населения.
.

Школа ведет постоянный и заинтересованный диалог с родителями, видя в них первых и самых важных своих союзников. В нашей школе, благодаря активной поддержке родителей, в этом учебном году, так же как и на протяжении ряда лет, решаются задачи организации оздоровительных мероприятий, школьных праздников, экскурсий. При помощи родителей проводится косметический ремонт кабинетов, приобретается недостающая учебная литература. С целью информирования родителей о жизни школы и успехах детей проводятся родительские собрания. Для информирования общественности о деятельности педагогов и учащихся создан и работает сайт школы.

За последние годы наиболее важными достижениями коллектива являются следующие:

Сложились традиции школы; (день пожилого человека, наша дружная семья, принцесса спорта, состязания между родителями и детьми)

Создана сеть дополнительных образовательных услуг для развития эстетических, коммуникативных, интеллектуальных, спортивных и профессиональных навыков учащихся;

Тесная связь коллектива школы, Центра немецких встреч и Дома культуры: проведение совместных мероприятий стало традицией;

Происходит интеграция учебного и воспитательного процессов в разрешении цели и задач воспитания;

В течении многих лет наша школа субботниках занимается уборкой территории не только школьного двора, но села, мы работали под девизом- «Мы хотим жить в чистом селе»

Уже на протяжении нескольких лет наши юноши помогают убирать урожай СПК «Пришиб», работают помощниками комбайнеров. Во- первых, это помощь колхозу, во- вторых, мы считаем, для тех, кто живет на селе для мальчиков очень важно знать работу механизатора. На сегодняшний день наши девушки и юноши обучаются в аграрном университет на различных факультетах. Наши ребята весну и осень помогают фермерскому хозяйству «Гасс»и «Крункель» при посадке и уборке картофеля. И для ребят трудовое воспитание и фермеру помощь. Тем более, что они в долгу не остаются. Оказывают нам спонсорскую помощь.

Продолжают развиваться формы взаимодействия семьи и школы. Большое педагогическое значение здесь имеют совместные дела, помогающие устанавливать в семье обстановку взаимопонимания и уважения.

Школа – это жизнь … для каждого учащегося во всех сферах школьной жизнедеятельности: в системе у рочных занятий, общественно-полезной ученической деятельности, внеклассных и внешкольных мероприятиях, отдыхе – самая настоящая жизнь , со всеми удачами и неудачами, горестями и радостями... При такой установке все меняется: и отношение учителя, и отношение родителей, и отношение учащихся. От родителей, учителей, общества, в конце концов, зависит – вырастить личность, активно работающую в меру своих сил и способностей на благо этого же общества.

Всегда с душевной теплотой я вспоминаю следующие строки

Здесь корни страны,

Здесь истоки народа,

Снегов белизна,

Алый отблеск восхода

И купол небес ослепительно синий,

И сельская школа – надежда России

Одна из главнейших задач в нашей стране – сохранение сельского социума, а, значит, и школы. Несмотря на трудности, надо пытаться вести школьный корабль вперёд, пускай даже против ветра. Есть ли у сельской школы будущее? Пока работают преданные своему делу учителя, несомненно, есть. Не за горами те времена, когда в стране будут не только «многочисленные», но и «разумно устроенные школы».

К счастью, у нас есть память, и мы хорошо помним слова Галифакса, сказанные им ещё в 18 веке, что «образование – это то, что остаётся, когда мы уже забыли всё, чему нас научили».

В российском обществе сельская школа всегда занимала особое место, была чем-то большим, нежели сугубо образовательное учреждение. Это её своеобразие предопределялось историческими традициями народной школы, близостью к сельскохозяйственному производству и социальной жизни деревни, спецификой локальной изолированной от большой жизни среды, зависимостью от производственной и социальной инфраструктуры провинции и, как следствие из них вытекающее, той сверхзадачей, которую всегда выполняла и будет выполнять она в экономической, культурной жизни государства и нашего общества.

"Сельская школа" - собирательное понятие, которым обозначаются весьма различные по типам и видам деятельности образовательные учреждения. Много ли общего между методиками обучения учащихся малочисленной начальной школы, расположенной в глубинке, и таких же учащихся средней школы пригорода? Между видами трудовой деятельности школьников краснодарской станицы и якутского улуса? Разнородность сельской школы побуждает нас несколько абстрагироваться от реальности, чтобы выявить наличие и подобий, и различий.






Попытаемся дать определение сельской школы: это совокупность различных типов и видов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, стремящихся удовлетворить образовательные потребности детей и выполняющих специфические задачи общеобразовательной и трудовой подготовки школьников.




Школа способна быть примером уважительного, гуманного отношения к ребенку, его семье, творческого подхода к развитию их интересов, может создать атмосферу сотрудничества, творческого поиска и созидания. В этом случае она становится носителем культурно-исторических традиций народа, духовных ценностей нации, привносит в жизнь каждой семьи, общины дух творчества, гуманизма. Если школьная среда по своему воспитательно-образовательному уровню возвышается над окружающей действительностью, то позитивно влияет на культурный уровень населения. Именно от школы сельская семья ждёт помощи в воспитании и обучении детей, развитии их способностей, интересов. На неё возлагают надежды жители села в кризисные периоды жизни общества.



Сельская школа вновь бросает вызов времени, точнее - всем, кто причастен к определению её судьбы и ответствен за неё. Жизненная реальность требует создания такой системы деятельности, которая соответствовала бы новому времени.

Будем помнить о том, что история педагогики знает немало примеров построения уникальных моделей сельских школ, отвечавших духу времени. Вспомним опыт сельских школ С.А. Рачинского, профессора Московского университета в Тверской губернии; М.К. Тенишевой - известной меценатки, организовавшей сельскую школу в Талашкине Смоленской губернии. Интересен опыт С.Т. Шацкого по созданию сельской школы - центра воспитания в социальной сфере Калужской области. Уникален опыт Павлышской школы В.А. Сухомлинского, Дудуровской школы Оренбургской области Н.К. Калугина. Перечень этот можно продолжить.




Будем помнить и о том, что сельская школа - это уникальный социальный институт, способствующий динамичному развитию общества , к которому всегда обращены его надежды.


Сельские школы… Как много их было в России! Из них вышло не одно поколение людей, сделавших нашу страну красивой, богатой и сильной. Но школы эти буквально тают на наших глазах, безвозвратно унося свой неповторимый мир, свою историю, свою культуру, национальную народную культуру.

Не горит электричество. Только одна
Печка красные блики бросает на стены.
Да ещё в незакрытые окна луна
Льёт квалраты и тянет лиловые тени.
Школа сельская. Запахи мела и парт.
Попрощался февраль. Начинается март.
Мы сидим у печи, говорим не спеша
Про Египет, Бразилию, остров Ямайку.
Как Снегурочка, ночь за окном хороша,
И по притолке бегают красные зайки.
Тяжкий узел волос на затылке твоём
Шею тонкую, смуглую нежно сгибает.
И в печном государстве, объятом огнём,
Хрупкий ряд золотых городов погибает.
А столетие наше идёт и идёт,
Достигая своих необжитых высот.
Зимней ночью пространства таинственней нет,
Чем пустая, глухая, безмолвная школа,
Где детей уже нет,
Где детей ещё нет,
Где плывёт лунный свет
И чуть слышно по классам кряхтение пола.
Ровно полночь на маленьких школьных часах.
Вы - портреты, в кудрях, в бородах и в усах,
Силы новой России, как деды, размерьте.
На сто вёрст за стеной вековые леса,
И на стенах застыли ребят голоса.
Здесь оплот государства и наше бессмертье.
Ты чему их научишь, родная моя, -
Присмирелости, гордости, правде иль кривде?
Кто из них будет книгою бытия,
Кто слепой запятой в неразборчивом шрифте?
Мы великие цели поставили им,
Все богатства земные оставили им.
Мы о многом в пустые литавры стучали,
Мы о многом так трудно и долго молчали.
Но по нашим следам, по кострам и золе
Поколение юных идёт на земле.
Завтра утром мы в месяц весны перейдём
По звонку и по солнцу, без опозданья.
А на рыжих поленьях, объятых огнём,
Всё бегут человечки и рушатся зданья.
В школе мы говорим перед древним огнём.
Много видно отсюда - и ночью и днём.

Луговской Владимир Александрович

Старая сельская школа

Старушка школа на пригорке
Ветха, сера, как все село.
Опять меня в её каморки
Попутным ветром занесло.

Она как будто стала ниже,
Ушла под лиственную сень,
Но те, же голуби на крыше
И та ж под окнами сирень.

Я помню, в лютые метели
Гуляли в школе ветерки,
И все мы в валенках сидели
Шарфы носили и платки.

Светил в потемках поначалу
Нам керосиновый огонь,
А в клубе песни распевала
Одна осипшая гармонь.

Но всё свои держало грани,
Всё совершалось под звонок.
Мы лишь в союзе дум и знаний
Давали каждый свой урок.

С трудом держа гнилую планку
Политехнических основ,
Детей мы звали спозаранку
К баранкам ржавых тракторов.
Учили их в степи привольной
С колхозной нивою дружить
И всех по книжной ниве школьной
Вели упорно сквозь межи.

Они ж внимали всем заветам
С доверьем сельской простаты
И до сих пор живым приветом
Приходят к нам из суеты.

Я вспомню эти были,
Чтоб ими душу отвести.
Мы хоть и в валенках ходили,
Но шли по верному пути.

Ю.И. Коваленко

В сельской школе тишина, покой,
В ней и время, кажется, не властно -
По-домашнему уютно в классах,
Даже жизни ритм совсем другой.
Здесь чисты ребята простотой -
Зависть не успела вкрасться в души.
Страшно этот мир добра разрушить
Бурным вихрем школы городской!
Корни у ребят в родной земле,
И она даёт им эту силу -
Видеть жизнь реальной, но красивой,
Милосердней дети на селе.
Средь житейской серой суеты,
В этом мире подлости и фальши
Дай же, Бог, им сохранить и дальше
Сельской школы лучшие черты!

Ирина Скородумова

Наша сельская школа -

Детства нашего храм.
Ты дорогу по жизни
Открывала всем нам.
Сколько лет над тобой пролетело,
И состарились стены твои.
Но всегда в твоих классах сияли
Детских глаз озорные огни.

И пусть ты не из камня,
Как в больших городах,
Но тепло не иссякнет
В твоих окнах - глазах.
Педагогов прекрасных и добрых
Сколько видели стены твои.
Жаль, что мы не всегда признавались
Им в ребяческой нашей любви.

Ты всё помнишь о каждом,
Кто учился в тебе.
Ты осталась навечно
В каждой нашей судьбе.
Никогда не забудем мы, школа,
Деревянные стены твои!
И за всё, чему нас научила,
Ты прими наш поклон до земли!..
А. Криволапенко

Сельская школа

Сегодня в школе тишина,
Давно молчит звонок,
Не слышно шума из окна,
Не тянется урок.

Закрыты классы - мирно спят,
Пустует коридор,
А во дворе три ряда парт -
Дрова в большой костёр.

Скупой архив - три ряда парт
В потёках от чернил.
На этой Петька - Бонапарт
План боя начертил.

На той - учителя портрет
(Какой же был скандал),
А это вот от бритвы след -
Влад сердце вырезал.

На пятой парте снизу вверх:
Наташка плюс Барбос,
Чтоб та Наташка выше всех
Не задирала нос.

А ниже, там, где был пенал,
Из формул целый лес,
Я их неделю рисовал:
Про скорость, площадь, вес…

Закрыта школа. Поутру
Автобус ходит в центр.
Туда он возит детвору,
Мотает метр на метр.

А школа сельская, увы,
По пояс в ковыле,
Шныряют куры средь травы,
Копаются в золе.

Зияют окна пустотой,
В костре горит ответ,
Он очень сложный и простой:
Рентабельности нет.


Елена Тиллоева

Быть может, вы где-то слыхали про это,

А может, читали в стихах у поэта:
Резное окошко, резное крылечко
И сельская школа над тихою речкой.

Возможно вы где-то видали картину:
Бескрайние дали, холмы и долину,
Село, палисады с душистой сиренью
И сельскую школу под липовой сенью.
Здесь жизни зерно охраняет природа,
Сменяемость суток и времени года.
Рожденья, поминки, крестины и свадьбы
И сельскую школу старинной усадьбы.
Здесь корни страны, здесь истоки народа,
Снегов белизна, алый отблеск восхода,
И купол небес ослепительно синий,
И сельская школа - надежда России.

Людмила Марасинова

Закрытая сельская школа
В ней детский не слышится смех,
Не слышится скрип её пола,
И дверь не открыта для всех.
Травой зарастает дорожка -
Не ходит никто на урок,
Учитель, уставший немножко,
Не даст больше в школе звонок.
За парты не сядут ребята,
Урок не начнется для них.
Их голос, звучавший когда-то,
В той школе навечно затих.
Лишь старый директор порою
До школы дойдёт, постоит,
Попробует двери рукою.
«Закрыто опять», - проворчит.
Да годы припомнит былые
И всех педагогов своих.
Какие ж они молодые
И сколько энергии в них!
Без дела теперь постарели -
Закрыта знакомая дверь,
Ребята не носят портфели -
Нет школы в деревне теперь!
Кругом всё уныло и голо,
Не знаю, потомки ль поймут.
Зачем деревенская школа
Стране, где «реформы» идут?

Сергей Трошин

Сельский учитель!

В селе ты не просто порядочный житель,
У всех на виду твоё имя - Учитель!
И спрос с тебя строгий, и честь высока,
И ноша твоя на миру нелегка.
Как в святости имя своё ты хранишь,
Как добро на земле ты творишь,
Как праздник встречаешь,
Как любишь семью-
Всё вносится в светлую книгу твою.
Труд твой не измеришь обычною мерой.
И это ты знаешь, учитель наш первый.
Как светится в доме твоём огонёк,
Когда ты проснулся и рано ли лёг.
И как интересен был в классе урок.
Насколько был добр, и насколько был строг.
И как улыбался, и как говорил,
Какую картину с собой приносил.
Кого по головке погладил рукой.
Какою походкою шёл ты домой -
Ничто не уходит от взора людей.
И это понятно: ты совесть детей!
nsportal.ru/svetlana290371" title="Старчкова Светлана Геннадьевна учитель начальных классов Хабаровский край">Старчкова Светлана Геннадьевна

Всю жизнь он своими яркими статьями боролся за укрепление русского государства, отважно разоблачая продажных чиновников, либеральных демократов и революционеров, предупреждая о нависшей над страной угрозе. Захватившие в России власть большевики ему этого не простили. Меньшикова расстреляли в 1918 году с крайней жестокостью на глазах у его жены и шестерых детей.

Михаил Осипович родился 7 октября 1859 г. в Новоржеве Псковской губернии близ озера Валдай, в семье коллежского регистратора. Окончил уездное училище, после чего поступил в Техническое училище Морского ведомства в Кронштадте. Потом участвовал в нескольких дальних морских походах, писательским плодом которых явилась вышедшая в 1884 году первая книга очерков – «По портам Европы». Как морской офицер, Меньшиков высказал идею соединения кораблей и аэропланов, предсказав тем самым появление авианосцев.

Чувствуя призвание к литературному труду и публицистике, в 1892 году Меньшиков вышел в отставку в чине штабс-капитана. Устроился корреспондентом в газету «Неделя», где вскоре обратил на себя внимание своими талантливыми статьями. Затем стал ведущим публицистом газеты консервативного толка «Новое время», где проработал вплоть до революции.

В этой газете он вел свою знаменитую рубрику «Письма к ближним», которая привлекала внимание всего образованного общества России. Некоторые называли Меньшикова «реакционером и черносотенцем» (а кто-то называет до сих пор). Однако все это – злостная клевета.

В 1911 году в статье «Коленопреклоненная Россия» Меньшиков, разоблачая происки западной закулисы против России, предупреждал:

«Если в Америке собирается огромный фонд с целью наводнения России душегубами и террористами, то нашему правительству об этом стоит подумать. Неужели и нынче государственная наша стража ничего вовремя не заметит (как в 1905 году) и не предупредит беды?».

Никаких мер в этой связи власти тогда не приняли. А если бы приняли? Вряд ли тогда смог бы приехать в Россию в 1917 году с деньгами американского банкира Джекоба Шифа Троцкий-Бронштейн, главный организатор Октябрьского переворота!

Идеолог национальной России

Меньшиков являлся одним из ведущих публицистов консервативного направления, выступая идеологом русского национализма. Он стал инициатором создания Всероссийского Национального Союза (ВНС), для которого разработал программу и устав. В эту организацию, которая имела свою фракцию в Госдуме, вошли умеренно-правые элементы образованного русского общества: профессора, военные в отставке, чиновники, публицисты, священнослужители, известные учёные. Большинство из них были искренними патриотами, что потом доказали многие из них не только своей борьбой против большевиков, но и мученической смертью...

Сам Меньшиков ясно предвидел национальную катастрофу 1917 года и, как истинный публицист, бил в набат, предупреждал, стремился предотвратить её. «Православие, – писал он, ­– нас освободило от древней дикости, самодержавие – от анархии, но возвращение на наших глазах к дикости и анархии доказывает, что необходим новый принцип, спасающий прежние. Это – народность... Только национализм в состоянии вернуть нам потерянное благочестие и могущество».

В статье «Кончина века», написанной в декабре 1900 года, Меньшиков призывал русских людей к сохранению роли державообразующего народа:

«Мы, русские, долго спали, убаюканные своим могуществом и славой, – но вот ударил один гром небесный за другим, и мы проснулись и увидели себя в осаде – и извне, и изнутри… Мы не хотим чужого, но наша – Русская – земля должна быть нашей».

Возможность избежать революции Меньшиков видел в усилении государственной власти, в последовательной и твёрдой национальной политике. Михаил Осипович был убеждён в том, что народ в совете с монархом должен управлять чиновниками, а не они им. Со страстью публициста он показывал смертельную опасность бюрократизма для России: «Наша бюрократия... свела историческую силу нации на нет».

Необходимость коренных перемен

Близкие отношения Меньшиков поддерживал с великими русскими писателями того времени. Горький признавался в одном из писем, что любит Меньшикова, потому что он его «враг по сердцу», а враги «лучше говорят правду». Со своей стороны Меньшиков называл «Песнь о соколе» Горького «злой моралью», потому что, по его словам спасает мир не «безумство храбрых», несущих восстание, а «мудрость кротких», вроде чеховской Липы («В овраге»).

Известно 48 писем к нему Чехова, который относился к нему с неизменным уважением. Меньшиков бывал в Ясной у Толстого, но при этом критиковал его в статье «Толстой и власть», где писал, что он опаснее для России, чем все революционеры вместе взятые. Толстой отвечал ему, что во время прочтения этой статьи он испытал «одно из самых желательных и дорогих мне чувств – не просто доброжелательства, а прямо любви к вам...».

Меньшиков был убеждён, что России нужны коренные перемены во всех без исключения областях жизни, только в этом было спасение страны, но иллюзий он не испытывал. «Людей нет – вот на чём Россия гибнет!» – восклицал в отчаянии Михаил Осипович.

До конца своих дней давал беспощадные оценки самодовольному чиновничеству и либеральной интеллигенции: «В сущности, всё красивое своё и великое вы давно пропили (внизу) и прожрали (наверху). Размотали церковь, аристократию, интеллигенцию».

Меньшиков считал, что каждая нация должна настойчиво бороться за свою национальную идентичность. «Когда речь зайдет, – писал он, – о нарушении прав еврея, финна, поляка, армянина, подымается негодующий вопль: все кричат об уважении к такой святыне, как национальность. Но лишь только русские обмолвятся о своей народности, о своих национальных ценностях: подымаются возмущенные крики - человеконенавистничество! Нетерпимость! Черносотенное насилие! Грубый произвол!».

Выдающийся русский философ Игорь Шафаревич писал: «Михаил Осипович Меньшиков – один из небольшого числа проницательных людей, живших в тот период русской истории, который иным казался (и сейчас еще кажется) безоблачным. Но чуткие люди уже тогда, на рубеже XIX и XX веков видели главный корень надвигающихся бед, обрушившихся потом на Россию и переживаемых нами до сих пор (да и не видно, когда еще придет им конец). Этот основной порок общества, несущий в себе опасность будущих глубоких потрясений, Меньшиков усматривал в ослаблении национального сознания русского народа...».

Портрет современного либерала

Еще много лет назад Меньшиков энергично разоблачал тех в России, кто, как и сегодня, поносил ее, уповая на «демократический и цивилизованный» Запад. «Мы, – писал Меньшиков, – глаз не сводим с Запада, мы им заворожены, нам хочется жить именно так и ничуть не хуже, чем живут "порядочные" люди в Европе. Под страхом самого искреннего, острого страдания, под гнетом чувствуемой неотложности нам нужно обставить себя той же роскошью, какая доступна западному обществу. Мы должны носить то же платье, сидеть на той же мебели, есть те же блюда, пить те же вина, видеть те же зрелища, что видят европейцы. Чтобы удовлетворить свои возросшие потребности, образованный слой предъявляет к русскому народу все большие требования.

Интеллигенция и дворянство не хотят понять, что высокий уровень потребления на Западе связан с эксплуатацией им значительной части остального мира. Как бы русские люди ни работали, они не смогут достичь уровня дохода, который на Западе получают путем перекачки в свою пользу неоплаченных ресурсов и труда других стран…

Образованный слой требует от народа крайнего напряжения, чтобы обеспечить себе европейский уровень потребления, и, когда это не получается, возмущается косностью и отсталостью русского народа».

Не нарисовал ли Меньшиков более ста лет назад со своей невероятной прозорливостью портрет нынешней русофобствующей либеральной «элиты»?

Отвага для честного труда

Ну а разве не к нам сегодня обращены эти слова выдающегося публициста? «Чувство победы и одоления, – писал Меньшиков, – чувство господства на своей земле годилось вовсе не для кровавых только битв. Отвага нужна для всякого честного труда. Все самое дорогое, что есть в борьбе с природой, все блистательное в науке, искусствах, мудрости и вере народной – все движется именно героизмом сердца.

Всякий прогресс, всякое открытие сродни откровению, и всякое совершенство есть победа. Только народ, привыкший к битвам, насыщенный инстинктом торжества над препятствиями, способен на что-нибудь великое. Если нет в народе чувства господства – нет и гения. Падает благородная гордость – и человек становится из повелителя рабом.

Мы в плену у рабских, недостойных, морально ничтожных влияний, и именно отсюда – наша нищета и непостижимая у богатырского народа слабость».

Разве не из-за этой слабости рухнула Россия в 1917 году? Разве не потому развалился в 1991-м могучий Советский Союз? Не та ли опасность грозит нам и сегодня, если мы уступим глобальному натиску на Россию со стороны Запада?

Месть революционеров

Те, кто подрывал основы Российской империи, а потом в феврале 1917 года захватили в ней власть, не забыли и не простили Меньшикову его позиции стойкого государственника и борца за единение русского народа. Публицист был отстранён от работы в «Новом времени». Лишившись дома и сбережений, конфискованных вскоре уже большевиками, зиму 1917–1918 гг. Меньшиков провел на Валдае, где у него была дача.

В те горькие дни он в своем дневнике писал:«27 февр.12.III.1918. Год русской великой революции. Мы еще живы, благодарение Создателю. Но мы ограблены, разорены, лишены работы, изгнаны из своего города и дома, обречены на голодную смерть. А десятки тысяч людей замучены и убиты. А вся Россия сброшена в пропасть еще небывалого в истории позора и бедствия. Что дальше будет и подумать страшно,- т. е. было бы страшно, если бы мозг не был уже досыта и до бесчувствия забит впечатлениями насилия и ужаса».

В сентябре 1918 года Меньшикова арестовали, и уже через пять дней расстреляли. В заметке опубликованной в «Известиях» говорилось: «Чрезвычайным полевым штабом в Валдае расстрелян известный черносотенный публицист Меньшиков. Раскрыт монархический заговор, во главе которого стоял Меньшиков. Издавалась подпольная черносотенная газета, призывающая к свержению советской власти».

В этом сообщении не было ни слова правды. Не было никакого заговора и никакую газету Меньшиков тогда уже не выпускал.

Ему мстили за его прежнюю позицию стойкого русского патриота. В письме жене из тюрьмы, где он просидел шесть дней, Меньшиков писал, что чекисты не скрывали от него, что этот суд есть «акт мести» за его статьи, печатавшиеся до революции.

Казнь выдающегося сына России произошла 20 сентября1918 года на берегу Валдайского озера напротив Иверского монастыря. Его вдова, Мария Васильевна, ставшая вместе с детьми свидетелем расстрела, написала потом в своих воспоминаниях: «Придя под стражей на место казни, муж стал лицом к Иверскому монастырю, ясно видимому с этого места, опустился на колени и стал молиться. Первый залп был дан для устрашения, однако этим выстрелом ранили левую руку мужа около кисти. Пуля вырвала кусок мяса. После этого выстрела муж оглянулся. Последовал новый залп. Стреляли в спину. Муж упал на землю. Сейчас же к нему подскочил Давидсон с револьвером и выстрелил в упор два раза в левый висок. <…> Дети расстрел своего папы видели и в ужасе плакали. <…> Чекист Давидсон, выстрелив в висок, сказал, что делает это с великим удовольствием».

Сегодня могила Меньшикова, чудом сохранившаяся, находится на старом городском кладбище города Валдай (Новгородская область), рядом с церковью Петра и Павла. Только много лет спустя родные добились реабилитации знаменитого писателя. В 1995 году новгородские писатели при поддержке администрации общественности Валдая открыли на усадьбе Меньшикова мраморную мемориальную доску со словами: «Расстрелян за убеждения».

В связи с юбилеем публициста в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете прошли всероссийские Меньшиковские чтения. «В России не было и нет равного Меньшикову публициста», – подчеркнул в своем выступлении председатель Общероссийского движения поддержки флота капитан 1 ранга запаса Михаил Ненашев.

Владимир Малышев

Сельская школа занимает особое положение в структуре села - это гораздо больше, чем просто школа. Это явление культурное, социальное и экономическое, потому что она во многом определяет жизнь села, или во всяком случае, сильно влияет на нее. Школа и социум на селе неразделимы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Какой должна быть современная сельская школа? Возможно ли что-то изменить в ней уже сейчас? Как это сделать? - такими вопросами задаются, наверное, многие, кто хоть раз побывал в типичной сельской школе деревенской глубинки.

Сельская школа занимает особое положение в структуре села - это гораздо больше, чем просто школа. Это явление культурное, социальное и экономическое, потому что она во многом определяет жизнь села, или во всяком случае, сильно влияет на нее. Школа и социум на селе неразделимы. Являясь органической частью целого, сельская школа отражает все противоречия, проблемы, ценности, присущие сельскому жителю, помогает в преодолении социальных различий, сохранения принципа социального равенства сельского социума. Поэтому школа не может отставать от изменений в обществе, оставаться старой по качеству обучения. Сегодня нужно другое образование.

На сегодняшний день, система образования России находится в состояний модернизации. Особое внимание уделено сельской школе и реформированию аграрного сектора страны. Для обеспечения доступности и достижения высокого качества общего образования для граждан, проживающих в сельской местности разработан комплексный подход (реструктуризация сети сельских школ), в котором учитывается особый социально-культурный статус сельской школы, национальные и демографические особенности российских регионов, накопленный позитивный опыт и традиции сельского образования..

В современном сельском социуме выделяют общеобразовательные учреждения различных типов: начальные, основные, средние (полные) школы,общеобразовательные учреждения «Школа - детский сад», гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов, центры образования. Преобладающий тип общеобразовательных учреждений на селе - средняя (полная) школа

Я же хочу остановиться на таком типе школы как общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Школа- детский сад». В связи с реструктуризацией образовательных учреждений, проведенной в Боханском районе из 26 начальных и 11 школ-садов на данный момент остались как самостоятельные юридические лица только три школы- сада - это Вершининская, Харагиргенская и Шунтинская школы- детский сады. Это три вполне самостоятельных учреждения, сумевших идти в ногу со временем и новыми требованиями.

Важным фактором социально-культурной жизни села является организация взаимодействия школы и иных структур: если школа далека от волнующих людей проблем сельской жизни, она вряд ли может рассчитывать на активную поддержку людей. Там же, где школа проявляет не просто интерес, а принимает живое участие в их решении, создаются предпосылки для оказания помощи школе и ее подопечным. Такое взаимодействие со всеми структурами сельского социума дает прекрасное воспитательное пространство, наполняет его особой событийностью (сопроживанием, сопереживанием, общностью интересов, забот) всех участников совместной жизнедеятельности.

В деревне Харатирген по данным переписи 2002г проживало - 523 человека. сейчас число жителей увеличилось - стало 574, детей дошкольного возраста также стало больше: было 47 , стало - 61. Село растет, должна быть и перспективная программа развития села, а также школы. В Харатиргенской школе - сад на данный момент всего обучается и воспитывается 54 ребенка: 34 в начальной школе и 20 детей в детском саду. В перспективе в начальной школе к 2015 году будут обучаться 50 человек, а охват детей дошкольного возраста на данный момент составляет всего лишь - %, если еще 5 лет назад речи не шло ни о какой очереди в дошкольное учреждение, то сегодня детей- очередников - 27 чел. Администрацией школы и общественностью был поднят вопрос о необходимости открытия детского сада. Это вопрос нашел положительное решение. С 2012 г в д. Харатирген начнется строительство детского сада на 60 мест на сумму 72 млн. руб, выделяемых из областного и местного бюджета.

Одна из самых серьезных бед сельских школ - малокомплектность. Средняя наполняемость классов в сельской школе составляет 15 , а в некоторых малокомплектных сельских школах на одного учителя приходится всего лишь 5 учеников (есть и 3). В маленьких школах учителя по-прежнему вынуждены объединять на одном уроке ребят разного возраста, занимаются с ними одновременно по нескольким программам. Методисты сколько угодно могут изобретать всевозможные технологии обучения в разновозрастных группах - все равно эффект будет невысоким. Малочисленная школа не обеспечивает и адекватное возрасту развитие учащегося.

Общеизвестны и кадровые проблемы сельских школ, хотя во многом они сходятся с городскими. Идет старение педагогических кадров Но главное здесь - не количественные, а качественные показатели. Квалификация сельских учителей зачастую ниже, чем городских. Не хватает высококвалифицированных специалистов.

Решение этих вопросов крайне необходимо. Так в нашей школе мы активно стали заниматься решением данных проблем. Четверо учителей школы заочно получили высшее образование. В школе работает педагог высшей категории Почетный работник образования РФ, 2 учителей 1 категории, педагоги постоянно работают над самообразованием, делятся опытом работы на районных, кустовых, окружных семинарах и научно- практических конференциях.

Сельские базовые школы в первую очередь активно насыщаются оборудованием. Так, благодаря участию в различных международных, федеральных, республиканских программах и проектах по созданию единой образовательной информационной среды сделан значительный шаг по вхождению школ в информационный мир. В настоящее время количество компьютеров в сельских школах значительно увеличилось, имеются современные компьютерные классы. Параллельно с поставкой в школы современной компьютерной техники идет подключение ее к всемирной сети Интернет. На данный момент к сети Интернет подключены все сельские школы, включая начальные, расширяется область применения новых информационных технологий. В данном случае, конечно, начальным школам приходится сложнее, им меньше выделяется различного рода оборудование. Приходится находить дополнительные пути решения укрепления материальной базы.

Сельская школа как воспитательный институт всегда осознавала жизненную потребность в налаживании контактов между школой и селом, по возможности укрепляла эту связь. Практика показала, что установление сотрудничества - процесс многосложный, двусторонний, длительный, зависящий от многих факторов. Главный из них - инициирующая роль школы. Гам, где сотрудничество состоялось и стало нормой взаимодействия школы и села, произошло взаимообогащение друг друга, которое, прежде всего, положительно сказалось на социализации детей. Чтобы идти в ногу со временем и с новыми требованиями, наши школы - сады стали активно привлекать к себе спонсоров. Так, Харатиргенская школа-сад в 2004г присвоила имя своего именитого земляка Игнатьева И.А., родственники которого помогают в укреплении материально - технической базы, закупают компьютерную технику, учебную и художественную литературу. Таким образом, в начальной школе на данный момент имеется кабинет информатики, в котором есть 4 единицы компьютера, 3 принтера, копировальный аппарат, сканер. Группы продленного дня и детского сада обеспечены телевизорами. 1)УО - плеерами, музыкальными центрами, что. конечно, положительно сказывается и на качестве образования.

Создание образовательно-культурных центров, объединяющих под одной крышей школу, дом культуры, а также активная работа с учреждениями дополнительного образования, - еще один из путей реструктуризации сети. Именно они становятся объединяющими сельчан учреждениями, работая днем - в режиме школы, вечером - организуя досуг всех детей и взрослых. В полную силу начинают работать различные клубы по интересам, физкультурные занятия и т.п.

Последние годы наша начальная школа очень тесно сотрудничает с СДК, с учреждениями дополнительного образования Боханского района: ДЮСШ и ДЦТ. На базе нашей школы работают кружки «Умелые ручки» и «Юный шахматист», в которые привлечены дети не только начальной школы, но и выпускники школы, дети 5-8 классов, обучающихся в Хохорской СОШ. Неоднократно проводились турниры по шахматам и шашкам на приз Игнатьева.

В этом учебном году, в апреле месяце нами запланирован районный турнир по шахматам среди начальных классов. На базе СДК работают секции по вольной борьбе и по стрельбе из лука. Это дает положительные результаты. Во первых, дети заняты делом в вечернее время, во - вторых, занято довольно много детей из неблагополучных семей. На базе СДК не раз проводились районные, окружные соревнования по стрельбе из лука. В декабре 201 Ог на базе СДК были проведены районные соревнования по вольной борьбе. За два года работы секции по вольной борьбе ребята показали отличные результаты: неоднократно становились призерами и победителями районных, окружных, областных соревнований. Среди них и наши учащиеся Харатиргенской начальной школы.

Таким образом, в сельской местности школа все чаще стала восприниматься как образовательный центр, где обязаны воспитать ребенка, научив всему лучшему, дать хорошие знания. Личностно-ориентированная развивающая образовательная среда школы должна обеспечить всем субъектам образовательного процесса возможности удовлетворения физиологических потребностей; потребностей в безопасности и уверенности в будущем.

Возможность удовлетворения социальных потребностей через усвоение групповых норм и идеалов. Удовлетворение и развитие потребности в значимой преобразующей деятельности в соответствии с интересами и склонностями, потребность в сохранении и повышении самооценки, в самоактуализации А востребованность в культурных учреждениях у жителей села только увеличивается. Ведь занятость в досуговой сфере

для населения - не только способ рекреации, но и возможность реализовать себя как личность - через посещение мероприятий в качестве зрителя, через деятельность разнообразных кружков и объединений, проведение и участие в различных мероприятиях и конкурсных программах, ориентированных на все слои населения, оказывает положительное влияние на состояние сельчан.


Образование сельские жители во второй половине XI Х века могли получить в:

    Церковно-приходских школах и школах грамоты с 1-2 годичным сроком обучения;

    Земских школах

Были еще немногочисленные сельские школы, создаваемые крестьянами на собственные средства - общины и отдельные группы крестьян нанимали учителей и предоставляли помещение для занятий (или совместно снимали избу для такой школы). Чаще всего обучение вели грамотные крестьяне, иногда учителя из "образованных", переходившие из деревни в деревню. Таких называли «ходячими» («нахожими», «хожалыми») учителями.

Начальное образование в начале XX века было представлено следующими основными учебными заведениями:

    Одноклассные училища (земские сельские школы, церковноприходские и приходские училища; срок обучения - три года);

    Двухклассные училища (министерские образцовые училища и второклассные церковноприходские училища; срок обучения - пять лет);

    Многоклассные училища (уездные и городские; обучение - три и шесть лет соответственно).

Деятельность этих учебных заведений регламентировались «Положением о начальных народных училищах» от 25 мая 1874 года. В начале XX века по линии министерства народного просвещения работало около 57, 2 тысяч учителей начальной школы (32, 1 тысяч мужчин и 25,1 тысяч женщин).

Вторая половина XIX - начало XX века ознаменовалась "прорывом" в начальном образовании сельского населения. Об этом свидетельствует статистика количества неграмотных новобранцев, призванных в армию (БСЭ, 1929-1930гг..):

    1875 год - 79%

    1880 год - 78%

    1885 год - 74%

    1890 год - 69%

    1896 год - 60%

    1900 год - 51%

    1905 год - 42%

    1913 год - 27%

Церковно-приходские школы

До реформы 1861 года практически единственным образовательным учреждением в сельской местности Российской империи была церковно-приходская школа. Одним из первых законодательных актов государственной власти об образовании сельского населения (составлявшего подавляющую часть населения страны в то время) стал императорский Указ от 26 января 1804 года, предусматривающий создание начальных школ по селам и деревням. Указ вменял обучение селян в непременную обязанность духовенства. Сельские священники активно создавали школы при церквах и до начала 60-х годов XVIII века были почти единственными учителями в сельских школах. При этом, они не только учили детей, но и поддерживали школы "своими скудными средствами".

Деятельность церковно-приходских школ регламентировалась "Правилами о церковно-приходских школах" 1884 года. Согласно "Правилам" создавались как одноклассные (2-годичные), так и двухклассные (4-годичные) церковно-приходские школы (В начале ХХ века они стали соответственно 3-х и 5-годичными). В 1902 году "Правила" заменило "Положение о церковных школах Ведомства Православного Исповедания". В соответствии с "Положением" к церковным школам относились:

  • начальные школы, предназначенные для начального обучения детей и взрослых (они подразделялись на школы грамоты, церковно-приходские и воскресные школы);
  • учительские (второклассные и церковно-учительские) школы, которые готовили учителей для начальных школ.

Пункт 1 "Положения" гласил, что основные задачи церковных школ заключались в начальном и среднем образовании, а также религиозно-нравственном воспитании учащихся в духе учения и традиций Русской Православной Церкви.

В 1915 году числилось 40 530 церковно-приходских школ, что составляло почти треть (32,8%) всех образовательных учреждений страны.

Земская школа

Земская реформа позволила органам местного самоуправления (Земствам) создавать начальные школы. Земства могли с разрешения уездного училищного совета открывать школы и содержать их в хозяйственном отношении (помещение, отопление, освещение, оборудование, снабжение книгами и письменными принадлежностями, плата учителям). Учебная работа находилась в ведении уездных училищных советов и инспекторов народных училищ. В состав уездного училищного совета (руководил школами, давал разрешения на их открытие, перевод и закрытие, назначал и увольнял преподавателей) входили по одному представителю от министерства народного просвещения, министерства внутренних дел, духовного ведомства, городского самоуправления, а также два гласных, выбранных на уездном земском собрании. Председателя уездного училищного совета избирали из числа его членов. Губернский училищный совет, состоял из архиерея (председателя), губернатора, губернского директора училищ и двух представителей губернского земства.

Земские школы были двух типов:

Земства организовывали также профессиональные (ремесленные и сельскохозяйственные) и специальные (учительские, ветеринарные, медицинские) школы со сроком обучения 3-5 лет. В некоторых начальных школах открывали двухгодичные сельскохозяйственные отделения и создавали опытные участки для получения знаний об агрономии. Земствами организовывались повторительные классы, библиотеки и читальни, чтения. Земства выделяли средства на организацию "народных библиотек" при школах.

Финансирование земской школы было смешанным: от земства и крестьянской общины. Учителю платило земство, но за его жилье платила община, строительство и ремонт зданий, заготовка дров, жилье преподавателей шло за счет общины.

Стандартный месячный заработок земского учителя в начале XX века составлял 30 рублей; после 5 лет службы: 37 рублей 50 копеек; 5 рублей доплачивало губернское земство и 2 с полтиной - уездное. Предусматривалась казенная квартира или оплата съемного жилья. В сельских школах преподавали чаще всего выходцы из самих же крестьян. Например, в 1880 году в начальных школах среди учителей дети крестьян составляли 36%, дети церковнослужителей - еще 36%, дети мещан - 10%.

В штате сельской земской школы, как правило, был сторож.

Большую роль в развитии земских школ играли попечители - или в привычных терминах "спонсоры". Земства старательно подбирали их из помещиков, фабрикантов и зажиточных крестьян.

К 1877 году существовало уже около 10 000 земских школ, в 1910 - более 27 000 (27 486, из них 75% однокомплектные с 3-летним обучением, остальные - двухкомплектные и 4 года обучения), а к 1913 году - свыше сорока тысяч начальных школ - еще одна треть от общего числа образовательных учреждений страны. Доля ассигнований на школьное дело в земском бюджете выросло за это время с 14,5% до 30%. В местностях, где не было земских школ, средства зачастую выделялись на поддержку церковно-приходских. Земские заведения были лучше обеспечены материально. Их здания сразу строили как учебные. Кроме классной комнаты и других необходимых помещений в них была предусмотрена квартира для преподавателя (а там, где работали два педагога, - две).

Земства старались охватить образованием возможно большее число детей: семьям, в которых росли два и более мальчика, предлагалось одного непременно направлять в школу, выдавали денежные субсидии родителям. Выпускник земской школы мог поступить в учительскую семинарию, фельдшерскую школу или другое учебное заведение. Самых способных учеников земства старались направлять в гимназии, выделяли для них стипендии.

Примерная программа четырехлетней земской школы:

    Закон Божий,

    Церковнославянский язык,

  • Арифметика,

    Предметные беседы,

    История,

    География,

    Мироведение,

    Рисование и черчение,

  • Гимнастика (рукоделие для девочек).

Статьи по теме