Общественные движения при николае первом. Общественные движения в России при Николае I. Основные направления движений

Первая половина девятнадцатого столетия стала своеобразной эпохой взросления русского общественного движения. В это время страной правил Николай I (1825-1855 годы). В данный период окончательно конкретизируются позиции самых популярных политических лагерей. Формируется монархическая теория, а также появляется либеральное движение. Круг деятелей революционных позиций существенно расширяется.

Общественное движение в годы правления Николая 1 распрощалось с философией модного просвещения как основой идеологии. На первое место выходят гегельянство и шеллингианство. Конечно, эти немецкие теории применялись с учетом особенностей российского государства и менталитета. Революционеры не только освоили пришедший из Европы, но и выдвинули собственную идею общинности. Равнодушие правительства к этим новым веяниям и борьба властных кругов со свободой проявления живой мысли стали катализатором, высвободившим опасные и очень могучие силы.

Общественное движение в годы правления Николая 1 и социальная жизнь

Как и любое направление философской и политической мысли, свободомыслие в России характеризовалось определенными чертами, свойственными только этому периоду времени. Общественное движение в годы правления Николая I развивалось в условиях авторитарного и предельно жесткого режима, который пресекало любые попытки высказать свое мнение. Движение происходило под существенным влиянием декабристов. Идея первых дворянских революционеров и их горький, трагический опыт, с одной стороны, разочаровывали, а с другой - вдохновляли на поиск новых путей совершенствования философского духа.

Начинает приходить осознание того, что необходимо привлекать широкие массы населения, в том числе и крестьян, ведь основной целью всех течений было равенство всех сословий. Общественное движение в годы правления Николая 1 было начато в основном дворянами, но впоследствии к нему присоединились и разночинцы. В эти годы произошло формирование совершенно новых течений. Это славянофилы, западники и народники. Очень популярной стала Все эти концепции укладывались в нормы и принципы либерализма, консерватизма, социализма и национализма.

Так как возможность выражать свое мнение свободно отсутствовала, общественное движение в эпоху приобрело в основном форму кружков. Люди тайно уславливались о месте и времени встречи, а для пропуска к обществу требовалось назвать тот или иной пароль, который постоянно менялся. Намного более важное значение, чем в предыдущие эпохи, приобрели живопись, художество и литературная критика. Именно в это время наблюдалась отчетливая взаимосвязь власти и культуры.

Огромное влияние на общественную мысль оказали немецкие философы Гегель, Фихте и Шеллинг. Именно они стали прародителями многих политических направлений в России.

Особенности в 30-50-е годы девятнадцатого века

Если рассматривать данный период, то следует отметить, что после событий 14 декабря 1825 года сила интеллигенции была чрезвычайно ослаблена. После жестокой расправы над декабристами общественное движение в России при Николае 1 практически приостановилось. Весь цвет русской интеллигенции был или разгромлен, или отправлен в Сибирь. Только спустя десять лет стали появляться первые университетские кружки, в которых группировалось молодое поколение. Именно тогда все популярнее стало шеллингианство.

Причины общественных движений

Как и у любого у данного направления были свои весомые основания. Ими стали нежелание власти признавать, что время изменилось и уже нельзя стоять на месте, а также жесткая цензура и подавление любого сопротивления, даже выраженного мирным путем.

Основные направления движений

Поражение декабристов и введение режима репрессий привели лишь к временному затишью. Общественное движение в годы правления Николая 1 еще более оживилось спустя несколько лет. Центрами развития философской мысли стали петербургские и московские салоны, кружки чиновников и офицеров, а также высшие учебные заведения, Московский университет в первую очередь. Все популярнее становятся такие журналы, как "Москвитянин" и "Вестник Европы". Общественное движение в годы царствования Николая 1 имело три четко выраженные и разделенные ветви. Это и радикализм.

Консервативное направление

Общественное движение в эпоху правления Николая 1 было связано с развитием нескольких политических и социальных течений. Консерватизм в нашей стране опирался на теории самодержавности и необходимости жесткого правления. Также подчеркивалась важность крепостного права. Эти идеи возникли еще в 16-17-м веках и достигли своего апогея в начале 19-го века. Особое звучание консерватизм приобрел тогда, когда на Западе с абсолютизмом было практически покончено. Так, Карамзин писал о том, что самодержавие должно быть незыблемо.

Очень распространенным стало это течение после кровавой расправы с декабристами. Для того чтобы придать консерватизму идеологический статус, граф Уваров (министр народного просвещения) разработал теорию официальной народности. В ней самодержавие признавалось единственно возможной и верной формой правления в России. считалось благом и для народа, и для государства в целом. Из всего этого делался закономерный вывод о том, что никакие изменения и преобразования не нужны. Эта теория вызвала резкую критику среди интеллигенции. Ярыми оппозиционерами стали П. Чаадаев, Н. Надеждин и другие.

Либеральное направление

В период между 30-40-ми годами 19-го века зародилось новое течение, которое стало противоположным консерватизму. Либерализм условно был разделен на два лагеря: славянофилы и западники. Идеологами первого направления стали И. и К. Аксаковы, А. Хомяков, Ю. Самарин и другие. Среди руководящих западников можно назвать таких выдающихся юристов и философов, как В. Боткин, П. Анненков, К. Кавелин. Оба этих направления объединяло желание видеть Россию современной и цивилизованной в кругу европейских стран. Представители этих движений считали необходимыми отмену крепостного права и выделение крестьянам небольших участков земли, введение и свободы слова. Опасаясь репрессий, и западники, и славянофилы надеялись, что государство само проведет эти преобразования.

Особенности двух течений либерализма

Конечно, были у этих направлений и различия. Так, славянофилы придавали излишнюю значимость самобытности русского народа. Они считали идеальной формой правления допетровские устои. Тогда земские соборы доносили до государя волю народа, а между помещиками и крестьянами были четко налаженные отношения. Славянофилы полагали, что русским людям свойственен от природы дух коллективизма, тогда как на Западе царит индивидуализм. Они боролись против повального идолопоклонничества перед европейскими тенденциями.

Общественное движение при Николае I было представлено и западниками, которые, наоборот, считали, что нужно перенимать передовой опыт развитых стран. Они критиковали славянофилов, утверждая, что Русь отстает от Европы во многом и должна догонять ее семимильными шагами. Единственно верным путем просвещения они считали всеобщее образование.

Революционное движение

Малочисленные кружки возникали в Москве, где, в отличие от северной столицы, шпионаж, цензура и доносы были не так сильно развиты. Их члены поддерживали идеи декабристов и глубоко переживали расправу над ними. Они распространяли вольнолюбивые памфлеты и карикатуры. Так, в день коронации Николая представители кружка братьев Критских разбросали по Красной площади листовки, призывающие народ к свободе. Активисты этой организации были заточены на 10 лет в тюрьму, а после принуждены к несению воинской службы.

Петрашевцы

В 40-х годах 19-го столетия общественное движение ознаменовалось существенным оживлением. Опять стали возникать политические кружки. По имени одного из их руководителей, Буташевича-Петрашевского, и было названо это течение. В кружки входили такие выдающиеся личности, как Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин и т. д. Петрашевцы осуждали абсолютизм и выступали за развитие демократии.

Кружок был раскрыт в 1849 году, к следствию были привлечены более 120 человек, из них 21 был приговорен к расстрелу.

Особенности общественного движения

  • Движение этого периода развивалось в условиях жесткого правления Николая I, сурово подавлявшего всякое инакомыслие.
  • Движение происходило под воздействием декабристов. Идеи первых дворянских революционеров и их трагический опыт разочаровывали, но и побуждали к новым поискам путей освобождения России.
  • Общественное движение становилось более демократичным, т. к. начало осознавать необходимость обращения к народу в борьбе во имя интересов народа, а также, оставаясь по составу преимущественно дворянским, это движение стало включать и разночинцев.
  • В эти годы происходит оформление новых общественных течений и концепций: славянофильства, западничества, народничества, "теории официальной народности". Эти концепции укладывались в такие политические идеалы как национализм, консерватизм, либерализм, социализм.
  • Отсутствие возможности свободной общественной деятельности привело к тому, что основной формой движения стали малочисленные кружки с небольшим количеством участников.
  • Большее, чем прежде, общественное значение приобрели художественная литература и литературная критика.
  • Русская общественная мысль развивалась под сильным влиянием немецкой философии Фихте, Гегеля, Шеллинга.

Общественное движение конца 1820- начала 1830-х гг.

  • Основные организации.
    • "Общество любомудрия" (1823-начало 30-х гг.) - философский кружок, возникший в Москве. В него в разные периоды входили В.Ф. Одоевский, Д.В. Веневитинов, А.И. Кошелев, И.В. Киреевский, Н.М. Рожалин, С.П. Шевырев, В.П. Титов и другие представители дворянской элитной молодежи. Так называемые "архивные мальчики", участвующие в деятельности этого тайного общества, пытались с помощью философской системы Шеллинга осмыслить историческое предназначение России, видели свою задачу в построении мировоззренческой основы русской культуры. Участники этого общества стояли у истоков различных направлений русской общественной мысли.
    • Кружок братьев Критских (1826-1827 гг.) состоял из 6 человек. Его члены занимались анализом истории и перспектив развития России, пытаясь продолжить традицию декабристов. Кружок, ставивший далекой целью революционное преобразование России, вскоре был разгромлен властями.
    • Сунгуровское общество (1831) состоял из 26 человек. Его руководителями были Н.П. Сунгуров, Я.И Костенецкий, А.Ф. Кноблох. Общество в своих действиях вдохновлялось идеями декабризма, планировало подготовить вооруженное восстание, но было разгромлено властями.
    • "Литературное общество 11-го нумера" (1829-1832 гг.) во главе с В.Г. Белинским, критически оценивало существовавшую общественно-политическую действительность.
    • Студенческий кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарева (1831-1834 гг.) с участием их ближайших друзей Н.И. Сазонова, Н.М. Сатина, А.Н. Савича, Н.Х. Кетчера и др. Члены кружка обсуждали и критически оценивали существующий строй, изучали труды французского социалиста К.А. Сен-Симона, и, по словам Герцена, "проповедовали ненависть к всякому насилью". Их политические взгляды характеризовались неопределенностью.

Особенности периода. В целом период конца 20 - начала 30-х гг. отличался:

  • сильным влиянием декабризма;
  • теоретическими исканиями;
  • интересом к социальным и политическим темам;
  • малочисленностью организаций и молодостью их участников;
  • неясностью целей и неопределенностью методов.

Общественное движение 30-х гг.

  • Деятельность кружка Н.В. Станкевича (1831-1839 гг.). Члены кружка, в который в разные годы входили М.А. Бакунин, В.Г. Белинский, В.П. Боткин, К.С. Аксаков, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, М.Н. Катков, Ю.Ф. Самарин и др. изучали философские системы Фихте, Гегеля, Шеллинга, пытались объяснить с их помощью развитие России. Из этого кружка позже вышли крупные революционеры и консерваторы, западники и славянофилы, представители различных течений русской общественной мысли.
  • Консервативное направление оформилось в идейном отношении раньше других течений общественной мысли.

      Его наиболее значительными представителями стали историк М.П. Погодин, филолог С.П. Шевырев, известные журналисты Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин. Опираясь на некоторые мысли Н.М. Карамзина об исторических особенностях России, преимуществах самодержавия и православия, о вреде немедленного освобождения крестьян, Погодин в середине 20-х гг. предложил концепцию самобытности России. История нашей страны, считал он, основана на "вечном начале, русском духе", обеспечивающим отсутствие борьбы в общественной жизни. Этот народный дух воплощается в православии и самодержавии, его корни лежат в ненасильственном создании русской государственности в результате добровольного приглашения варягов древними славянами. Благодетельность самодержавия и крепостного права отмечал и Шевырев, также писавший о том, что Россия не знает сословной вражды, а истоки русской истории лежат в православии - "истинном просвещении", к которому необходимо вернуться после петровских реформ, приведших к возникновению социальных противоречий. Действительную народность представители этого направления видели в присущей русскому народу приверженности к православию и самодержавию.

      "Теория официальной народности". Министр народного просвещения С.С. Уваров, используя некоторые положения из работ Карамзина и Погодина, в 1832 г. сформулировал основы теории, которая преследовала цель воспитания юношества в национальном духе. Фактически она представляла собой "теорию официальной педагогики". Суть ее заключалась в том, что самодержавие, православие и народность, как основы русского истории обеспечивают благоденствие и могущество России, мир между сословиями и защиту от "тлетворных" революционных идей Запада. Проявление народности автор видел в русском языке, культуре, самобытности русского народа. В теории содержалась попытка совместить результаты европеизации российской культуры и общества с русским национальным религиозно-философским наследием. Уваров считал необходимым "продолжать дело Петра и потом еще приготовлять Россию и к обратному шагу, т.е. возвращать русских к русскому".

      С конца XIX в., вслед за литературоведом А.Н. Пыпиным, предложившим термин "теория официальной народности", многие историки оценивали эту теорию Уварова лишь как теоретическую основу русского консерватизма, идеологическое обоснование самодержавия. До последнего времени историки считали "народность" в этой формуле лицемерным прикрытием главного элемента - "самодержавия", преувеличивая политическое содержание теории и не учитывая ее национальный характер.

      Публикация первого "Философического письма" П.Я. Чаадаева. Письмо, написанное еще в конце 1820-х гг. и опубликованное в журнале "Телеграф" в 1836 г., стало своеобразным ответом на пропаганду теории официальной народности, пронизанной идеей восхваления России, ее самобытности. Чаадаев, соглашаясь с тем, что Россия шла своим особенным путем развития, одним из первых оценил этот путь как обрекающий страну на отсталость, политическое и духовное рабство. Причиной тому он считал трагическую изоляцию России от Европы, вызванную выбором православной формы христианства, пагубно повлиявшим на весь ход русской истории. Чаадаев своей резкой критикой существовавшего положения подчеркивал необходимость перемен. Некоторые историки вслед за Герценом, писавшим о "понижении умственной температуры в России" в тот период, подчеркивали пессимистический характер опубликованного письма. Официальные же круги и многие представители общества обвинили философа в антипатриотизме и русофобии. Автор "Письма" был объявлен умалишенным, долго находился под надзором полиции, но его критика отсталости и самобытности России, совмещающаяся с идеями об ее особом предназначении оказали мощное воздействие на общественное сознание страны.

      Характерной чертой периода являлся повышенный интерес участников движения к философии, социальным проблемам, обращение к идее русской самобытности.

Общественное движение 40-х гг.

Славянофильство как течение общественной мысли появилось в начале 1840-х гг.

  • Его идеологами были литераторы и философы А.С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы., Ю.Ф. Самарин и др. Славянофильство можно охарактеризовать как российский вариант национал- либерализма. В отечественной историографии существуют и иные оценки сущности славянофильского течения. Зачастую его трактуют как консервативное направление, и даже - как реакционно-национальную идеологию класса помещиков.

    Основные положения славянофильства. Развивая идею самобытности русской истории, славянофилы, в отличие от Шевырева, Погодина и Уварова, главной движущей силой считали не самодержавие, а православный народ, сплоченный в сельские общины. Одновременно, полемизируя с Чаадаевым, они доказывали, что именно православие предопределило великую будущность России, придало всей ее истории подлинно духовный смысл. Основные положения теории славянофильства:

    • важнейшей характеристикой российского общества и российского государства является народность, а в основе самобытного российского пути развития лежат православие, община и национальный русский характер;
    • в России власть находится в гармонии с народом в противоположность Европе, где обострены социальные конфликты. Самодержавие, по мнению славянофилов, избавляло российское общество от политической борьбы, в которой погрязла Европа;
    • основы русской общественной жизни заключаются в общинном строе в деревне, коллективизме, соборности; - Россия развивается ненасильственным путем;
    • в России духовные ценности преобладают над материальными;
    • Петр I насильственными методами внедрял опыт, механически заимствованный у Запада, что привело к нарушению естественного характера развития России, внесло элемент насилия, законсервировало крепостничество и породило социальные конфликты;
    • крепостное право необходимо ликвидировать, сохранив при этом общину и патриархальный уклад жизни (речь шла лишь о духовном укладе, славянофилы не выступали против современной техники, железных дорог и промышленности);
    • для определения пути дальнейшего развития необходимо созвать Земский Собор;
    • славянофилы отрицали революцию и радикальные реформы, считая возможным лишь постепенные преобразования, проводимые "сверху" под воздействием общества по принципу: "царю - сила власти, народу - сила мнения".

Западничество

  • Идеологи западничества. Западничество оформилось как идейное течение в работах и деятельности историков, юристов и литераторов Т.Н. Грановского, К.Д. Кавелина, П.В. Анненкова, Б.Н. Чичерина, С.М. Соловьева, В.П. Боткина, В.Г. Белинского. Как и славянофилы, западники стремились к превращению России в передовую державу, к обновлению ее общественного строя. Представляя собой российский вариант классического либерализма, западничество вместе с тем значительно отличалось от него, ибо формировалось в условиях отсталой крестьянской страны и деспотического политического режима. В советской историографии западничество характеризовалось как идеология нарождающейся буржуазии, в современной отечественной литературе - как течение российской интеллигенции, стремящейся воплотить в России основные ценности либерального Запада - свободу и права личности, конституционный порядок и пр.
  • Основные положения западничества. Наиболее ярко особенности западничества проявлялись в его оценках характера развития страны и методов ее переустройства. Основные идеи и методы деятельности западничества:
    • Россия, развивающаяся по универсальным законам истории, отстает от Запада и сохраняет ряд национальных особенностей;
    • необходимо ликвидировать историческое отставание, воспринимая достижения и духовные ценности Запада, но сохраняя при этом национальную идентичность;
    • в России следует утвердить либеральные идеалы свободы личности, гражданского общества и, в перспективе, создав необходимые культурные и социальные условия, просветив народ, установить конституционную монархию;
    • важно развивать рыночные отношения, предпринимательство, промышленность и торговлю, принять законы, защищающие частную собственность;
    • необходимо отменить крепостное право, передать крестьянам землю за выкуп;
    • следует развивать образование и распространять научные знания;
    • свою публицистическую, научную и преподавательскую деятельность западники направляли как на формирование общественного мнения для подготовки преобразований России, так и на "воспитание" правительства в либеральном духе;
    • единственно возможным средством обновления России они считали реформы "сверху", т.е. преобразования, проводимые правительством в общенациональных интересах, призванные смягчить социальную рознь и предотвратить угрозу революции.

Революционная демократия

  • Особенностями этого идейного течения явилось совмещение ряда идей западничества (свобода личности, гражданские права и свободы, единые законы мирового исторического развития), славянофильства (идеализация общинного строя, русское и славянское мессианство, коллективизм) и европейского социализма. Цель движения заключалась в создании общества социальной справедливости - социализма. В качестве метода достижения цели были избраны радикальные реформы или массовая революция.
  • Теория "русского социализма" (народничество). Основоположником теории выступил А.И. Герцен, другими идеологами - Н.Г. Чернышевский, Н.П. Огарев, Н.А. Добролюбов, М.А. Бакунин, которые ставили своей целью "достижение социализма как общества справедливости". Основные идеи Герцена заключались в следующем:
    • достичь цели можно, используя сельскую общину с ее коллективизмом и самоуправлением;
    • России необходимо миновать капитализм, пороки которого разъедают Европу, а потому ей следует двигаться по некапиталистическому пути: от крепостничества - к социализму;
    • желательно избежать кровавой революции, а преобразования провести с помощью радикальных реформ сверху. Правда, одно время Герцен считал, что Россию надо "звать к топору". Но окончательный его вывод сводился к тому, что стране необходим не "топор", а лишь - "метла". Он осознал всю опасность "крестьянской революции", которая в условиях России с неизбежностью приняла бы формы все разрушающего бунта, и рассчитывал лишь на радикальные реформы под давлением общества;
    • необходимо ликвидировать крепостничество, дать землю крестьянам без выкупа, сохранив общину;
    • следует ввести гражданские свободы и демократическое правление.
  • Практическая деятельность. Герцен издавал в Лондоне газету "Колокол", в которых критиковал русскую действительность и обосновывал теорию "русского социализма". Бакунин участвовал в европейской революции 1848-1849 гг., работал в Первом Интернационале, создал на Западе ряд революционных организаций, стал теоретиком анархизма. Чернышевский, став крупным журналистом, развивал и пропагандировал в России идеи "русского социализма".
  • Петрашевцы. Члены кружка, собиравшегося на квартире М.В. Буташевича -Петрашевского (1845-1849), в составе Н.А. Спешнева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Н. Плещеева, Ф.М. Достоевского и др., говорили о необходимости отмены крепостного права, изучали произведения Ш. Фурье и других европейских социалистов. Небольшая часть петрашевцев склонялась к идее создания тайного общества и подготовки народного восстания. Однако все ограничилось лишь теоретическими дискуссиями и издательской деятельностью. В 1849 г. кружок был разгромлен. Охранное отделение сфабриковало дело против его членов, обвинив их в антигосударственном заговоре, многие петрашевцы оказались на каторге.
  • Основные черты периода. Общественная жизнь в стране активизировалась. Расширилась социальная база общественного движения, увеличилось число людей, на которых оно воздействовало. Произошло идейное оформление национал-консервативного направления, славянофильства, западничества и революционной демократии, что привело к оформлению различных течений оппозиционных правительству сил.

Западники. - буржуазно-либеральное течение

Кавелин, Грановский, Боткин, Анненков.

Россия и Запад – единый путь

Постепенные буржуазные реформы

Против революции

Отмена крепостного права

Введение конституции и буржуазных свобод

Славянофилы: - переплетение буржуазно-либеральной и консервативной идеологии

Братья Кириевские, Аксаковы, Хомяков, Самарин

Самобытность и особый путь развития России

Сохранение патриархальной общины

Отмена крепостного права

Восстановление порядков допетровской эпохи

Возрождение Земских соборов

Неприятие революции

Панславизм (идея объединения славянских народов под эгидой русского царизма)

Революционно-демократическое течение

Белинский, Герцен, петрашевцы, Чернышевский, Шевченко

Влияние французских социалистов-утопистов Сен-Симона, Фурье

За революционный путь достижения социализма

Утопический социализм (несбыточные планы переустройства общества на социалистических началах). Можно перейти к социализму, минуя капитализм.

Община – зародыш социализма

За крестьянскую революцию

Внешняя политика (опорный конспект)

1. Охрана абсолютистских порядков. (Подавление восстания в Польше 1830-1831), отмена польской конституции 1815 г., подавление революции в Венгрии в 1849 г., подавление освободительных движений в Дунайских княжествах).

2. Восточный вопрос.

Русско-английское соперничество на Балканах, Кавказе, Средней Азии

Русско-турецкая война 1828-1829 гг

Ункиар-искелесийский договор 1833 г. (свободный проход русских судов через черноморские проливы).

3. В преддверии Крымской войны

Активность России после подавлений революций в Европе

Внешняя политика Николая, приведшая Россию к политической изоляции

4. Крымская война 1853-1856.

Причины : обострение Восточного вопроса из-за борьбы за турецкие владения.

Повод: русский царь- покровитель православия в Турции (спор из-за православных святынь Вифлеема и Иерусалима)

1 этап: октябрь 1853 – оккупация Валахии и Молдавии; военные действия на Балканах и Закавказье; в ноябре 1853 г. – победа Нахимова при Синопе.

2 этап: март 1854 – вступление в войну Англии и Франции; наступление и поражение турок в Закавказье, взятие Карса; осада Силистрии, ультиматум Австрии и выход русских войск с Балкан; высадка у Евпатории десанта англичан и французов, оборона Севастополя (349 дней), затопление русского флота в Севастополе, август 1855 – сдача Севастополя.

Итоги: 1856 г. – Парижский договор – россия потеряла Южную Бессарабию, крепости и военный флот на Черном море

Причины поражения : экономическая и военно-техническая отсталость; отсутствие ж/ д транспорта; парусный флот; коррупция, воровство чиновников; рекрутская система.


Значение: подорван международный престиж России; показала необходимость проведения буржуазных реформ; освободительная война на Балканах и образование Румынии.

Александр II. Унизительное поражение в Крымской войне произвело глубокое впечатление на Александра II, который справедливо считал его следствием социально-экономической отсталости России. В годы своего правления (1855–1881) он предпринял попытки модернизации страны с помощью обширной программы реформ, которые, с одной стороны, оспаривались реакционерами, а с другой – вызывали недовольство революционно настроенной интеллигенции, стремившейся к более радикальным изменениям. Идеологами радикалов стали А.И.Герцен и Н.М.Чернышевский.

Наиболее важной реформой Александра II стала ликвидация в 1861 крепостного права. Однако крестьяне должны были выкупить у дворян-собственников земли, для чего им были предложены правительственные займы; их следовало выплачивать постепенно в течение 49 лет. С целью контроля затакого рода платежами и использованием земли создавались крестьянские общины. Многие крестьяне попадали в долговую зависимость от общины. Крестьяне не были заинтересованы в уходе за землей, поскольку община следила за регулярным обменом земельными участками между крестьянскими дворами. Такая ситуация в деревне наряду с ускорившимся промышленным развитием страны вызвала миграцию большого числа крестьян в города для работы на заводах и фабриках. В ходе столь исторически важных социальных преобразований стремительно набирало силу движение интеллигентов-народников, которые считали, что землю крестьянам надо отдавать без выкупа, а стране необходимы парламент и республиканская форма правления. Народники доказывали, что Манифест об освобождении – обман, что крестьяне по своей природе являются революционным классом, а мир (община) должен стать основой уникальной российской формы «крестьянского социализма». Летом 1874 тысячи студентов отправились по деревням для разъяснения крестьянам, что же нужно делать. Это «хождение в народ» провалилось, так как его руководители не смогли в ясной форме донести свои идеи до крестьян, большая часть которых сохраняла верность императору и была убеждена, что в их трудностях виноваты бывшие землевладельцы.

В 1864 была проведена крупномасштабная реорганизация местного управления, выразившаяся в создании земских учреждений в большинстве губерний европейской России, демократизированы суд и система образования, отменена цензура. В 1870 была проведена реформа городского управления, а в 1874 – военная реформа. В 1880 Александр II назначил генерала М.Т.Лорис-Меликова главой Верховной распорядительной комиссии, которая, в целях противодействия радикализму, готовила переход к конституционной монархии. Но еще в 1878 группа народников создала организацию, получившую название «Народная воля», которая провозгласила необходимость террора для осуществления революции. 1 (13) марта 1881 – в день подписания императором указа о разработке конституционных законов – народовольцы совершили очередное покушение на Александра II, который был убит разрывом бомбы.

Реформы Александра II Опорный конспект

Причины отмены крепостного права:

Сила экономического развития, втягивающая Россию на путь капиталистического развития

Неуклонный рост крестьянского движения

Поражение России в Крымской войне, вскрыло и показало всю гнилость и отсталость царского самодержавия и крепостничества

Подготовка к отмене крепостного права:

Часть помещиков согласна на небольшие уступки, часть готова отдать больше земли, чтобы получить больший выкуп

Либеральное звено: Ростовцев, Милютин, Ланской; консерваторы – Долгоруков, Муравьев

30 марта 1856 г. – начало великих реформ, выступление Александра II перед предводителями дворянства, где он сказал, что лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать когда оно отменится снизу.

Конец 1857 г.- образование губернских дворянских комитетов

Конец 1858 г.- сформировалась правительственная программа

2 февраля 1859 г. – создание Редакционных комиссий во главе с Ростовцевым, затем возглавил Панин.

В результате помещики получили:

Право собственности на всю землю, сохранили право господствующего класса

Лишились права распоряжаться личностью крестьянина

Сохранили земли: 1/3 Нечерноземья, ½ Черноземья

Крестьяне:

Получили личную свободу

Право владеть имуществом, смена деятельности, сокращение площади крестьянских наделов (отрезки)

Выкупные платежи: 20 % - сразу и 80 % - государству в течение 49 лет

Временнообязанное состояние: барщина или оброк (отменено в 1881 г.)

Значение:

Крестьяне получили личную свободу, начало капитализма в России

но много феодальных пережитков, земельный голод крестьян.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Общественная жизнь России при Николае I , учитель истории и обществознания Кирилина Н.А. МОУ Опоченская СОШ Дубенского района Тульской области

Аннотация Презентация предназначена для проведения урока в 8 классе по теме «Общественная жизнь в России при Николае I . При подготовке презентации были использованы материалы Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия 2007г., тематические схемы по истории России (А.Ф. Кузьменко), Отечественная история в схемах и таблицах (В.В. Кириллов). Размер: 1,50 МБ. Количество слайдов: 20.

ЦЕЛИ УРОКА: Образовательные: познакомить учащихся со взглядами консерваторов и оппозиционным общественным мнением николаевской эпохи. Развивающие: развивать умения учащихся делать сравнительный анализ, решать проблемы, делать выводы, доказывать свою точку зрения, анализировать высказанную мысль оппонента. Воспитательные: воспитание личностной патриотической позиции по отношению к событиям прошлого.

ПЛАН: 1. Классификация общественных движений во второй четверти XIX века. 2. Теория официальной народности. 3. Кружки 20-40 - х гг. XIX века. 4. Славянофилы и западники. 5. Полемика славянофилов и западников. 6. Петрашевцы. Русский социализм.

Вопросы стоящие перед Россией во второй четверти XIX века Каково настоящее и будущее России? По какому пути в своем развитии должна идти Россия?

Общественное движение Основные идейные течения Консервативное Либерально- оппозиционное Революционно- социалистическое

Консервативное (самодержавно-охранительное) течение Теория официальной народности С.С. Уваров, Н.И. Греч, М.П. ПогодинФ.Ф. Булгарин, С.П. Шевырев, Н.В. Кукольник, М.П. Загоскин и другие Самодержавие Народность Православие

Проанализируйте текст Шевырев Степан Петрович (1806-1864) литературный критик, историк, поэт. Профессор Московского университета с 1837 года. Член Петербургской академии наук. «… Мы сохранили в себе чистыми три коренные чувства, в которых семя и залог нашему будущему развитию. Мы сохранили наше древнее чувство религиозное. Второе чувство, которым крепка Россия и обеспечено ее будущее благоденствие, есть чувство ее государственного единства, вынесенное нами также из всей нашей истории. Третье коренное чувство наше есть осознание нашей народности и уверенности в том, что всякое образование может у нас тогда только пустить прочный корень, когда усвоится нашим народным чувством и скажется народною мыслию и словом.»

Просветительские кружки 20-40-х годов Название кружка, место и годы существования Руководители Программа и деятельность Кружок братьев Критских, 1826-1827 гг., Москва Петр, Михаил, Василий Критские, всего 6 человек. Попытка продолжения декабристской идеологии и тактики. Пропаганда революционных идей среди студентов, чиновников, офицеров. Предпосылкой революционных преобразований должно стать цареубийство. Литературное общество 11-го нумера, 1830-1832 гг., Москва В.Г. Белинский Чтение и обсуждение литературных произведений. Обсуждение проблем российской действительности.

Революционные кружки Название кружка, место и годы существования Руководители Программа и деятельность Кружок Герцена и Огарева, 1831-1834 гг., Москва А.И. Герцен, Н.П.Огарев Н.М. Савин, М.И. Сазонов Изучали произведения французских просветителей. Следили за революционными событиями на Западе. Кружок петрашевцев, 1845-1849 гг., Петербург, Москва, Киев, Ростов М.П. Буташевич-Петрашевский, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин и другие Критика самодержавия и крепостничества. Пропаганда революционных идей через печать. Необходимость свержения самодержавия, введения демократических свобод.

Либерально-оппозиционное общественное течение Либеральное течение Славянофилы Западники

Славянофилы А.С.Хомяков И.С.Аксаков И.В.Киреевский Ю.Ф.Самарин

Западники С.М. Соловьев К.Д. Кавелин Т.Н. Грановский И.С. Тургенев

Идейные воззрения западников и славянофилов Различия 1. Взгляды на историческое развитие России. 2. Взгляды на государственный строй СХОДСТВА Необходимость изменений в российской действительности. Отмена крепостного права. Надежда на мирный и эволюционный характер преобразований под руководством верховной власти. Вера в возможность движения России к процветанию.

Анализ стихотворения Петру I . Могучий муж! Желал ты блага, Ты мысль великую питал, В тебе и сила и отвага И дух высокий обитал; Но истребляя зло в отчизне, Ты всю отчизну оскорбил; Гоня пороки русской жизни, Ты жизнь безжалостно давил… Вся Русь, вся жизнь ее доселе Тобою презрена была, И на твоем великом деле Печать проклятия легла. (К.С.Аксаков) Попытайтесь определить, к какому общественному лагерю принадлежал автор стихотворения. Приведите аргументы в пользу своей точки зрения.

Петрашевцы Кружок "петрашевцев" объединял интересующихся социальными учениями и их применением к преобразованию России. В этот кружок входили поэт А.Г. Майков, писатель Ф.М. Достоевский. О всей деятельности кружка систематически доносил вошедший в него провокатор Антонелли. 22 апреля 1849 г. начались аресты членов кружка, по поводу 122 человек начато следствие, вынесен приговор 28-ми, 21 были приговорены к смертной казни. Расстрел производился 22 декабря 1849 г. на Семеновской площади в Петербурге, в последний момент приговор был заменен ссылкой.

Русский социализм Герцена Лидерство в революционном переустройстве мира переходит к России, сохранившей много нетронутых, свежих сил. В то время, как в Европе возобладало стремление к обогащению, в России сохранилась община, обеспечивающая существование коллективных фор жизни и труда. Община та ячейка, на основе которой могло быть построено новое социалистическое общество. Русский крестьянин был коллективистом по инстинкту и это позволяло рассчитывать на то, что социалистическая идея будет положительно им воспринята и реализована на практике. На пути осуществления социалистического идеала стояли два серьезных препятствия: 1. «немецкая» монархия; 2. Патриархальный строй общины. Для преодоления этих препятствий необходима революция.

Работа с документом Определите, к какому общественному движению принадлежали авторы следующих высказываний. 1.«Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого невежества, потом свирепого и унизительного чужеземного владычества и, наконец, крепостничества… чтобы совершить движение вперед… главное уничтожить в русском раба». 2. «Прошедшее России было удивительно, её настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение». 3. «Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго… Западным людям приходится все прежнее отстранять как дурное и все хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь». 4. «В России необходимо сохранить общину и освободить личность распространить сельское и волостное самоуправление на города, государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли». 5. «Не без некоторой зависти смотрим … на Западную Европу. И есть чему позавидовать!»

Заключение Эпоха политической реакции при Николае I не была эпохой духовной спячки и застоя для русского общества. Напротив, во второй четверти XIX века основным центром интеллектуальной жизни России становится Москва. За внешней неспешностью и бытовой консервативностью второй столицы скрывался напряженный идейный поиск, ведущийся представителями «образованного меньшинства». Почти каждый день собирались «друзья» - «враги» западники и славянофилы, чтобы скреститься в очередном идейном споре. Разгром декабристских организаций существенно ослабил революционное движение в России, но оно не было полностью уничтожено. В эпоху правления Николая I возникает целый ряд объединений радикально настроенной молодежи, считавших себя наследниками идей и продолжателями дела декабристов. Как отмечал в своих воспоминаниях Б.Н.Чичерин, «спертая атмосфера замкнутого кружка, без сомнения, имеет свои невыгодные стороны; но что делать, когда людей не пускают на свежий воздух? Это были легкие, которыми в то время могла дышать сдавленная со всех сторон русская мысль».

Урок окончен Спасибо за работу


План урока1. Особенности общественного движения.
2. Консервативное движение.
3. Западники и славянофилы.
4. Революционное движение.
5. П.Я.Чаадаев.

Особенности общественного движения

Несмотря
на
усиление
политического
«полицейского»
режима общественное движение в
России
продолжало
активно
развиваться.
Особенности развития общественного
движения:
1.
Николай I
2.
3.
4.
Разрыв между революционным и
реформаторским движением.
Идеологическое
оформление
консервативного режима
Оформились
социалистические
либеральные движения
Участники движений не могли
реализовать идеи на практике

Направления общественной мысли

левые
правые
центр
за власть
против реформ
за церковь и
старые порядки
против власти
за ограничение
власти
за реформы
за Конституцию и
отмену крепостного
права
за революцию
за власть народа

Консервативное движение

С.С. Уваров, М.П.Погодин - теоретики
консервативного движения.
С.С. Уваров
М.П.Погодин
С.С. Уваров – «Теория официальной
народности» - официальная идеология
государства в 30-80-е годы XIX века.
Содержание:
Православие – традиционная ориентация
на благо справедливого общества
Самодержавие – единство царя и народа
Народность –единство народа вокруг
царя.

Консервативное движение

На основе теории «Официальной народности» возникло
консервативно-охранительное направление, к которому
примыкали: Н.Карамзин, Ф.Булгарин, Н.Кукольник, Н.Греч,
М.Загоскин и др.
Ф.В. Булгарин
Н.М.Карамзин

Либеральное течение
Т.Н. Грановский,
М.С.Соловьев, К.Д. Кавелин
1. Россия и Европа развиваются по
одному пути.
2. Необходимо ограничение монархии
парламентом,
демократический строй – но не
революции.
3. Возвеличивание личности Петра I
4. Задача России примкнуть к Западу
А.С.Хомяков, И.В.
Киреевский
1. У России свой самобытный
путь
развития
без
капитализма
2. Община основа России, где
существует равенство => она
не
даст
развиваться
классовому неравенству
3. Негатив к реформам Петра I

Либеральное течение
Т.Н. Грановский,
М.С.Соловьев, К.Д. Кавелин
А.С.Хомяков, И.В.
Киреевский, бр. Аксаковы
ОБЩЕЕ:
1.Прочтите
Отмена крепостного
права, в тетрадь общие черты
§ 13 п.3 и выпишите
идейлиберальных
западниковреформ
и славянофилов
2. Проведение
(постепенные,
проведенные мирным
сверху),
(3 путем
минуты)
3. Процветание России
4. введение демократических прав и свобод.

Революционное движение

Основой революционнодемократического движения с в 20-30-е
годы XIX века становятся студенческие
кружки:
Н.В.Станкевич
1827 г. – кружок братьев Критских в МГУ
1831 г. в Москве кружок Н. Сунгурова тайное общество не разгромлено =>
готово к вооруженному восстанию.
1833г.
в
Москве
кружок
Н.В.
Станкевича, куда входили К.С.Аксаков,
В.Г. Белинский, М.А.Бакунин и др.
1834 г.- кружок А.И.Герцена, Н.П.
Огарева
А.И.Герцен и Н.П.Огарев

Революционное движение

В 40-е гг. в Петербурге возник кружок М.БуташевичаПетрашевского - осуждение крепостного права и
самодержавия (первые социалистические идеи). В 1849 г.
Участники арестованы и сосланы в ссылку.
1846-1847 – Кирилло-мефодиевское общество
(Украина) – основатель Н.И.Костомаров.
Цель: отмена крепостного права и сословных
привилегий, создание федерации славянских
народов
Действия: реформа и революция

1812, Москва - 1870, Париж

Учился в МГУ на физико-математическом
факультете,
активно
участвовал
в
студенческих кружках и акциях.
1834г. Арестован и выслан в Пермь, Вятку
где был определен на службу к
губернатору.
В связи с участием в различных кружках и обществах в 1847 г
выехал за границу
1852 г. Герцен переехал в Лондон, где основал Вольную
русскую типографию для печатания запрещённых изданий и с
1857 года издавал еженедельную газету «Колокол», сборник
«Голоса из России».

1812, Москва - 1870, Париж
русский публицист, писатель, философ.
Основные идеи:
Основа русского социализма – крестьянская
община, в которой сохраняется равноправие и
общинное владение землей.
Необходима отмена крепостного права
Переход к демократической республике

Петр Яковлевич Чаадаев

Особое место в общественном
движении занимал П.Я.Чаадаев.
Идеи:
«отлученность»
Росси
от
всемирной истории
«духовный
застой»
России,
«национальное самодовольстве»,
П.Я.Чаадаев
что
препятствует
ее
историческому развитию.
Его произведения:
«Философические письма»- За свои идеи он был объявлен
сумасшедшим, а его журнал
1829г.,
«Телескоп» был закрыт.
«Апология сумасшедшего» 1836г.
Статьи по теме