Многообразие крестьянских типов в поэме. Сочинение на тему Многообразие крестьянских типов в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо Многообразие крестьянских типов

1. Лучшие человеческие качества, воплотившиеся в образах людей из народа.
2. Образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной.
3. Голь и холопы.
4. «Крестьянский грех».

В своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов показывает обширную панораму народной жизни, характеров и судеб. Мотив странствия семерых крестьян, задавшихся целью выяснить, кому же «вольготно, весело живется на Руси», автор ввел в поэму не случайно. Ведь в пути странники встречаются с самыми разными людьми. Образы путешествующих мужиков прорисованы не столь тщательно, как портреты тех, с кем они знакомятся в дороге. Однако нужно отметить, что образ странника также взят Некрасовым из жизни. Культура странничества была весьма развита в русском народе. Путешествия могли совершаться с торговой целью или иметь характер паломничества по святым местам. Нужно отметить, что существовала особая социальная группа странников — юродивые, убогие, а также полноценные физически и душевно люди, которые переходили от одного святого места к другому. В народе такие люди пользовались большим уважением: странник мог рассчитывать на радушный прием не только в крестьянской избе, но и во многих богатых купеческих и дворянских семьях. Некрасов, стремясь правдиво показать народную жизнь, конечно, не мог обойти молчанием такое явление, как странничество. Некоторые странники были своего рода «ходячими книгами»: в семьях, где они останавливались, эти люди рассказывали немало историй — и о том, что видели сами, и то, что слышали от других.

Приблизительно такова же в поэме и роль семерых мужиков, отправившихся искать счастливых людей. Ведь истории, которые рассказывают странникам их случайные знакомые, соединяются в одно большое поэтическое полотно. Некрасов показывает благородные, цельные характеры, которые встречаются среди простых людей. Например, Ермил Гирин, который честным трудом добился и богатства, и уважения своих односельчан. В юности Ермил служил писарем в конторе при управляющем поместьем князя Юрлова. Должность, конечно, самая маленькая, влияния на ход дел Ермил оказывать не мог, но все-таки он старался по мере сил помочь крестьянам. Бесплатно составлял для них нужные бумаги, помогал советом:

К нему подходишь к первому,
А он и посоветует
И справку наведет;
Где хватит силы — выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!
Худую совесть надобно —
Крестьянину с крестьянина
Копейку вымогать.

Зная, насколько честен Ермил, крестьяне ему безоговорочно доверяют: избирают его бурмистром, дают ему взаймы деньги на приобретение мельницы. Лишь один раз поступил этот человек против совести: вместо своего брата сдал в солдаты другого крестьянина. Никто, кроме матери злополучного рекрута, не осуждал Ермила. Но сам он не вынес мук совести и добровольно покаялся перед всем народом, исправил последствия своего проступка и отказался от должности бурмистра, считая себя недостойным народного доверия.

Ермил Гирин не единственный пример достойного человека из народа. Вот как характеризует автор другого героя своей поэмы:

Влас был душа добрейшая,
Болел за всю вахлачину,
Не за одну семью.

Как и Ермил, Влас не может идти против совести. Он отказался от должности бурмистра, чтобы не пресмыкаться перед выжившим из ума князем Утятиным.

О народе, о забитой «вахлачине» болеет душой и Гриша Добросклонов, сын сельского дьячка. Гриша жадно тянется к знаниям — «порывается в Москву, в новорситет», не довольствуясь тем образованием, которое он получил в семинарии. Однако юноша не стал относиться к своим землякам свысока, как к людям малограмотным. Гриша искренне уважает простых тружеников, старается по мере сил помочь им своими познаниями. Гриша, его отец и брат ничуть не богаче большинства крестьян, трудятся наравне с ними. Крестьяне в свою очередь очень доброжелательно относятся и к дьячку, и к его сыновьям, делятся с ними своими запасами.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов показал и высокие достоинства русской женщины — терпение, верность, трудолюбие. Эти качества присущи и Домне, покойной матери Гриши, и крестьянке Матрене Тимофеевне, судьбе которой в поэме отводится значительное место. Многое приходилось безропотно выносить простой крестьянке: тяжелый труд, враждебное отношение родственников мужа, многочисленные роды и смерть детей... Нелегко было Матрене отстоять свое человеческое достоинство. «Ты — крепостная женщина!» — так объяснил ей суть ее бесправного положения Савелий, дед ее мужа. Но Матрена — человек смелый и решительный: она бесстрашно отвергает домогательства управляющего Ситникова, идет искать справедливости у губернатора, чтобы вернуть мужа, которого не по закону сдали в рекруты. Матрене пришлось пережить гибель любимого сына, которого она вспоминает и через много лет. Эта женщина способна на глубокие, сильные чувства: она с нежностью вспоминает родителей, любит мужа и детей. Однако Некрасов, рисуя портреты людей из народа, показывает читателю и другие характеры. Образ пройдохи и плута, который встречается в народном творчестве, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» воплотился в личности Клима Лавина, пьяницы, хвастуна и лентяя. Внешне Клим, однако, производит самое благоприятное впечатление на тех, кто не знаком с ним:

У Клима совесть глиняна,
А бородища Минина,
Посмотришь, так подумаешь,
Что не найти крестьянина
Степенней и трезвей.

Клим охотно дурачит выжившего из ума Утятина. Для хитрого плута это и развлечение, и возможность ощутить собственную значимость. Некрасов устами Власа характеризует Клима как «последнего человека», однако на самом деле Клим обладает многими ценными качествами. Он грамотен, красноречив, предприимчив, остроумен. Как ни горько звучат его насмешки над односельчанами, а в них содержится несомненная правда:

Смеется над трудящимся:
С работы, как ни мучайся,
Не будешь ты богат,
А будешь ты горбат!

Клим ценит веселье, а не труд. Его натуре чужды заботы и тревоги. Но этот бесшабашный человек, хоть и согласился кланяться и поддакивать барину, понимает и ценность свободы. Клим — гуляка, бездельник, нахал, но не холоп, как Ипат, который при известии о крестьянской воле негодует. Ипат не единственный образ холопа, выведенного в поэме. Бывший дворовый князя Переметьева искренне считает себя счастливым человеком, так как он сорок лет прислуживал своему господину, подлизывал тарелки с дорогими кушаньями и даже заполучил подагру — дворянскую болезнь. Верный Яков мстит своему барину по-холопски — вешается на дереве на глазах у хозяина.

Но еще хуже холопов, забывших о человеческом достоинстве, предатели интересов народа. Таким оказался староста Глеб, который ради денег сжег завещание своего барина, в котором тот освобождал всех своих крестьян из крепостной зависимости. А ведь сам Глеб из простого народа, в памяти которого он и остается вечным преступником:

Все прощает бог, а Иудин грех
Не прощается.

Некрасов стремился показать в поэме «Кому на Руси жить хорошо» все многообразие человеческих характеров, которые встречаются среди простого народа. Конечно, не все из них способны вызвать симпатию. Но в целом поэт верил, что в народе сохранились самые светлые, самые достойные черты:

Сила народная,
Сила могучая —
Совесть спокойная,

Правда живучая!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Некрасов Н.А.

Многообразие крестьянских типов в поэме

Кому на Руси жить хорошо

Боровской А.Э., группа 11-12

Поэму Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” поистине можно назвать энциклопедией русской крестьянской жизни, а самого автора - поэтом крестьянской демократии, чьи произведения были посвящены проблемам жизни простого люда.

Весь народ, представленный в поэме, можно разделить на две большие категории. К первой относятся те крестьяне, которые протестует против своего положения, пытаются что-либо сделать и изменить в своей тяжелой жизни. Это своего рода “бунтари”. Ко второй группе относятся те, кто рабски предан своим господам, выполняют все их приказания, терпят все издевательства и гордятся таким положением. Они теряют всякое человеческое достоинство.

Поэма построена на сопоставлении жизни и мировосприятия различных крестьян. Проводя “семерых временнообязанных” крестьян практически через всю Русь, Некрасов показывает нам, как по-разному ведут себя люди, как они действуют или, наоборот, бездействуют, протестуют против существующих порядков или смиряются со своей участью. Автор показывает нам несколько основных типов крестьян, принадлежащих к какой-либо группе.

Некрасов создает образ Савелия, истинно русского богатыря, обладающего необычной силой, как физической, так и моральной. “Осьмнадцать лет” терпел он издевательства управляющего Фогеля, а потом кончилось его терпение -- закопали немца заживо в колодце. Автор наделил Савелия чертами героев народного эпоса, с его образом Некрасов связывает центральную проблемы поэмы -- поиск пути к счастью народному. Счастье Савелия заключается в его вольнолюбии, в том, что он воплощает в себе всю сложность и важность борьбы против угнетателей. Он не смиряется со своим положением раба.

К “борцам-активистам” относится также Яким Нагой - яркий представитель трудового народа, яростно выступающий против несправедливости по отношению к труженикам:

Работаешь один,

А чуть работа кончена,

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

Некрасов рисует Якима не темным крестьянином. Он видит в нем, прежде всего, человека, который осознает свое человеческое достоинство (вспомним, как Нагой защищает народную честь, произнося пламенную речь в защиту народа). Важное место в раскрытии образа занимает история с картинками, которая доказывает, что и для крестьянина “хлеб духовный - выше хлеба насущного”.

Важную роль в поэме играет образ Ермилы Гирина - “народного заступника”, который бьется за правду и добро; он честен и неподкупен и, встав на сторону народа во время восстания, попадает в острог.

В прекрасном женском образе Матрены Тимофеевны Некрасов показал всю тяжесть “долюшки женской”. Эта тема прослеживается во всем творчестве Некрасова, но нигде образ русской женщины не был описан с такой нежностью, любовью и участием.

Наряду с образами крестьян-борцов поэт рисует и тех, кто вызывает осуждение, - крестьян, которых испортила крепостническая система, их близость к помещикам и отдаленность от земли, от тяжелого крестьянского труда. Эти крестьяне являются лакеями в прямом и переносном смысле этого слова. Их образы рисуются сатирически, автор обличает подхалимство, прихлебательство, рабскую покорность и преданность барину.

Таков “примерный холоп” Яков, который безоговорочно подчиняется барину, но, осознав низость своего положения, прибегает к беспощадной мести - самоубийству на глазах своего хозяина; Ипат, который с удовольствием рассказывает о своих унижениях; шпион Егорка Шутов; староста Глеб, который из-за скупости предает восемь тысяч крестьян, лишая их законной свободы, а также множество других, вызывающих презрение и негодование.

Наряду с “народными заступниками” в поэме стоит и образ разночинца Гриши Добросклонова. Автор подчеркивает непосредственную близость героя к народу; он предстает как поэт-мечтатель, сочиняющий свои песни о горькой доле народа, обо всех его тяготах, но в то же время эти песни предназначены для самого народа. Последние строчки поэмы показывают то, что Некрасов действительно нашел счастливого человека, счастье которого заключается в борьбе за лучшую жизнь народа.

На протяжении поэмы перед нами предстают различные типы крестьян, и автор реалистически показывает нам расслоение и в среде крестьян. Но главное то, что через всю поэму проходит мысль, что спасение народа, его счастливое будущее находится в его собственных руках.

Некрасов поэма народный крестьянский

Размещено на http://www.allbest.ru/

Подобные документы

    В поэме "Кому на Руси жить хорошо" Н.А. Некрасов рассказал о судьбе крестьянства в России второй половины XIX века. Народность повествования, умение услышать голос народа, правдивость жизни - это не дает поэме стареть на протяжении многих десятков лет.

    сочинение , добавлен 12.09.2008

    Краткая биография Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878), особенности изображения русского народа и народных заступников в его произведениях. Анализ отражения проблем русской жизни при помощи некрасовского идеала в поэме "Кому на Руси жить хорошо".

    реферат , добавлен 12.11.2010

    Некрасов – прежде всего народный поэт и не только потому, что он говорит о народе, но потому, что им говорил народ. Само название поэмы говорит нем о том, что в ней показана жизнь русского народа.

    топик , добавлен 02.12.2003

    Свобода как освобождённость от всех зависимостей. Сущность понятия "рабство", предпосылки возникновения. Характеристика поэмы Н. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Рассмотрение особенностей реформы 1861 года, анализ проблем современного общества.

    презентация , добавлен 15.03.2013

    В обеих поэмах все же тема дороги является связующей, стержневой, но для Некрасова важны судьбы людей, связанных дорогой, а для Гоголя важна дорога, связывающая все в жизни. В "Кому на Руси жить хорошо, тема дороги является художественным приемом.

    реферат , добавлен 01.04.2004

    История и этапы создания самой известной поэмы Некрасова, ее основное содержание и образы. Определение жанра и композиции данного произведения, описание его главных героев, тематика. Оценка места и значения поэмы в российской и мировой литературе.

    презентация , добавлен 10.03.2014

    Поэма, в которой явилась вся Русь - вся Россия в разрезе, все ее пороки и недостатки. Мир помещичьей России в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" и сатира на страшную помещичью Русь. Крепостническая Русь. Судьба Родины и народа в картинах русской жизни.

    реферат , добавлен 21.03.2008

    Евгений Онегин - реалистический роман, написанный в стихах, "энциклопедия русской жизни", описание столичного и провинциального дворянства 20 гг. XIX века: изображение быта, жизни, интересов дворянства, ироническая характеристика представителей общества.

    реферат , добавлен 08.12.2010

    "Чтоб жить честно". Начало творческого пути. Идейные искания Толстого в конце 50-х - 60-х годах. "Все переворотилось...". Толстой в 70-е годы. "Адвокат 100-миллионного земледельческого народа". Толстой в 80-90-е годы. Толстой - это целый мир.

    реферат , добавлен 26.01.2007

    Особенности жанра деревенской прозы в русской литературе. Жизнь и творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Оригинальность характера обычного мужика в рассказах писателя. Юридическая незащищенность крестьян в "Записках охотника".

1. Лучшие человеческие качества, воплотившиеся в образах людей из народа.
2. Образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной.
3. Голь и холопы.
4. «Крестьянский грех».

В своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов показывает обширную панораму народной жизни, характеров и судеб. Мотив странствия семерых крестьян, задавшихся целью выяснить, кому же «вольготно, весело живется на Руси», автор ввел в поэму не случайно. Ведь в пути странники встречаются с самыми разными людьми. Образы путешествующих мужиков прорисованы не столь тщательно, как портреты тех, с кем они знакомятся в дороге. Однако нужно отметить, что образ странника также взят Некрасовым из жизни. Культура странничества была весьма развита в русском народе. Путешествия могли совершаться с торговой целью или иметь характер паломничества по святым местам. Нужно отметить, что существовала особая социальная группа странников — юродивые, убогие, а также полноценные физически и душевно люди, которые переходили от одного святого места к другому. В народе такие люди пользовались большим уважением: странник мог рассчитывать на радушный прием не только в крестьянской избе, но и во многих богатых купеческих и дворянских семьях. Некрасов, стремясь правдиво показать народную жизнь, конечно, не мог обойти молчанием такое явление, как странничество. Некоторые странники были своего рода «ходячими книгами»: в семьях, где они останавливались, эти люди рассказывали немало историй — и о том, что видели сами, и то, что слышали от других.

Приблизительно такова же в поэме и роль семерых мужиков, отправившихся искать счастливых людей. Ведь истории, которые рассказывают странникам их случайные знакомые, соединяются в одно большое поэтическое полотно. Некрасов показывает благородные, цельные характеры, которые встречаются среди простых людей. Например, Ермил Гирин, который честным трудом добился и богатства, и уважения своих односельчан. В юности Ермил служил писарем в конторе при управляющем поместьем князя Юрлова. Должность, конечно, самая маленькая, влияния на ход дел Ермил оказывать не мог, но все-таки он старался по мере сил помочь крестьянам. Бесплатно составлял для них нужные бумаги, помогал советом:

К нему подходишь к первому,
А он и посоветует
И справку наведет;
Где хватит силы — выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!
Худую совесть надобно —
Крестьянину с крестьянина
Копейку вымогать.

Зная, насколько честен Ермил, крестьяне ему безоговорочно доверяют: избирают его бурмистром, дают ему взаймы деньги на приобретение мельницы. Лишь один раз поступил этот человек против совести: вместо своего брата сдал в солдаты другого крестьянина. Никто, кроме матери злополучного рекрута, не осуждал Ермила. Но сам он не вынес мук совести и добровольно покаялся перед всем народом, исправил последствия своего проступка и отказался от должности бурмистра, считая себя недостойным народного доверия.

Ермил Гирин не единственный пример достойного человека из народа. Вот как характеризует автор другого героя своей поэмы:

Влас был душа добрейшая,
Болел за всю вахлачину,
Не за одну семью.

Как и Ермил, Влас не может идти против совести. Он отказался от должности бурмистра, чтобы не пресмыкаться перед выжившим из ума князем Утятиным.

О народе, о забитой «вахлачине» болеет душой и Гриша Добросклонов, сын сельского дьячка. Гриша жадно тянется к знаниям — «порывается в Москву, в новорситет», не довольствуясь тем образованием, которое он получил в семинарии. Однако юноша не стал относиться к своим землякам свысока, как к людям малограмотным. Гриша искренне уважает простых тружеников, старается по мере сил помочь им своими познаниями. Гриша, его отец и брат ничуть не богаче большинства крестьян, трудятся наравне с ними. Крестьяне в свою очередь очень доброжелательно относятся и к дьячку, и к его сыновьям, делятся с ними своими запасами.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов показал и высокие достоинства русской женщины — терпение, верность, трудолюбие. Эти качества присущи и Домне, покойной матери Гриши, и крестьянке Матрене Тимофеевне, судьбе которой в поэме отводится значительное место. Многое приходилось безропотно выносить простой крестьянке: тяжелый труд, враждебное отношение родственников мужа, многочисленные роды и смерть детей... Нелегко было Матрене отстоять свое человеческое достоинство. «Ты — крепостная женщина!» — так объяснил ей суть ее бесправного положения Савелий, дед ее мужа. Но Матрена — человек смелый и решительный: она бесстрашно отвергает домогательства управляющего Ситникова, идет искать справедливости у губернатора, чтобы вернуть мужа, которого не по закону сдали в рекруты. Матрене пришлось пережить гибель любимого сына, которого она вспоминает и через много лет. Эта женщина способна на глубокие, сильные чувства: она с нежностью вспоминает родителей, любит мужа и детей. Однако Некрасов, рисуя портреты людей из народа, показывает читателю и другие характеры. Образ пройдохи и плута, который встречается в народном творчестве, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» воплотился в личности Клима Лавина, пьяницы, хвастуна и лентяя. Внешне Клим, однако, производит самое благоприятное впечатление на тех, кто не знаком с ним:

У Клима совесть глиняна,
А бородища Минина,
Посмотришь, так подумаешь,
Что не найти крестьянина
Степенней и трезвей.

Клим охотно дурачит выжившего из ума Утятина. Для хитрого плута это и развлечение, и возможность ощутить собственную значимость. Некрасов устами Власа характеризует Клима как «последнего человека», однако на самом деле Клим обладает многими ценными качествами. Он грамотен, красноречив, предприимчив, остроумен. Как ни горько звучат его насмешки над односельчанами, а в них содержится несомненная правда:

Смеется над трудящимся:
С работы, как ни мучайся,
Не будешь ты богат,
А будешь ты горбат!

Клим ценит веселье, а не труд. Его натуре чужды заботы и тревоги. Но этот бесшабашный человек, хоть и согласился кланяться и поддакивать барину, понимает и ценность свободы. Клим — гуляка, бездельник, нахал, но не холоп, как Ипат, который при известии о крестьянской воле негодует. Ипат не единственный образ холопа, выведенного в поэме. Бывший дворовый князя Переметьева искренне считает себя счастливым человеком, так как он сорок лет прислуживал своему господину, подлизывал тарелки с дорогими кушаньями и даже заполучил подагру — дворянскую болезнь. Верный Яков мстит своему барину по-холопски — вешается на дереве на глазах у хозяина.

Но еще хуже холопов, забывших о человеческом достоинстве, предатели интересов народа. Таким оказался староста Глеб, который ради денег сжег завещание своего барина, в котором тот освобождал всех своих крестьян из крепостной зависимости. А ведь сам Глеб из простого народа, в памяти которого он и остается вечным преступником:

Все прощает бог, а Иудин грех
Не прощается.

Некрасов стремился показать в поэме «Кому на Руси жить хорошо» все многообразие человеческих характеров, которые встречаются среди простого народа. Конечно, не все из них способны вызвать симпатию. Но в целом поэт верил, что в народе сохранились самые светлые, самые достойные черты:

Сила народная,
Сила могучая —
Совесть спокойная,

Правда живучая!

Все, что я знаю о народе, - писал Н. А. Некрасов о своей работе над главной поэмой в своей жизни, - все, что мне привелось услыхать из уст его, и я наметил «Кому на Руси жить хорошо»… Это будет эпопея современной крестьянской жизни…»

Перед нами - целая галерея образов, самых разных характеров , самых разных взглядов на жизнь . Проходят перед глазами читателя, как живые, праведники и прохвосты, труженики и лентяи, непокорные и блюдолизы, бунтари и холопы. О ком-то поэт рассказывает подробно и ярко, кто-то изображен одним выразительным штрихом. Даже наши крестьяне-правдоискатели из мест с такими

говорящими названиями -

Подтянутой губернии,

Пустопорожней волости,

Из разных деревень -

Несытова, Неелова,

Заплатова, Дырявина,

Горелок, Голодухина,

Неурожайка тож -

Давайте - покосим!»

Семь баб им косы отдали.

Проснулась, разгорелася

Привычка позабытая

Не белоручки нежные,

А люди мы великие

В работе и в гульбе!

Так, с достоинством, говорят русские мужики о себе . Пусть не ценит государство их ратные подвиги :

Ну-тка, с редута-то с первого номеру

Ну-тка, с Георгием - по миру, по миру!

А пенциону полного

Не вышло, забракованы

Один из героев поэмы скажет о себе горько и точно:

«В деревне Босове

Яким Нагой живет,

До полусмерти пьет!»

Излучены, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука - кора древесная,

Однако Яким Нагой - не темный, не забитый мужик, ему удалось сохранить чистую, ясную душу и индивидуальность. Спасая во время пожара лубочные картинки, он потерял накопленные «за целый век» деньги , но не «образумился», не изменил своей мечте о красоте. Умея разговаривать с народом, образно и ярко рассказывать , именно Яким формулирует суть крестьянского протеста, отмечая его великие подспудные силы и слабость выражения:

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная -

Гневна, грозна - и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям

А все вином кончается.

Яким Нагой стоит в самом начале пути, ведущего к осознанию собственного достоинства, своей силы, необходимости единства перед общим врагом.

Символом высшего авторитета среди народа, отстаивания справедливости и мужицкой солидарности стал в поэме образ Ермилы Гирина. Когда у него хотят отобрать мельницу и купец Алтынников в сговоре с чиновниками требует внести за нее тотчас же деньги, народ, зная честность Гирина, выручает его, собрав на ярмарке нужную сумму.

Ермило парень грамотный,

Да некогда записывать,

Наклали шляпу полную

Целковиков, лобанчиков,

Прожженной, битой, трепаной

Крестьянской ассигнации.

Ермило брал - не брезговал

И медным пятаком.

Еще бы стал он брезговать,

Когда тут попадалася

Иная гривна медная

Дороже ста рублей!

Так люди отплатили ему добром за честную работу писарем. За честность люди выбрали Ермилу бургомистром. И он

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному,

Душой не покривил…

А когда Ермила чуть оступился - избавил своего младшего брата от рекрутчины, то едва не повесился из-за угрызений совести, сумел вернуть сына Васильевне, взятого в рекруты вместо брата Ермилы, искупил свою вину и отказался от должности.

На мельнице

Брал за помол по совести,

Народу не задерживал -

Приказчик, управляющий,

Матрена Тимофеевна говорит о себе:

По мне - тиха, невидима -

Люди холопского звания -

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказание,

Тем им милей господа.

Это бывший лакей, который на ярмарке хвалится тем, что лизал барские тарелки и приобрел «барскую болезнь» - подагру, и вечный «холоп князей Утятиных» лакей Ипат, и холоп примерный Яков верный . Это «фальшивый» бурмистр Клим, самый никчемный мужик, добровольно согласившийся исполнять эту неблаговидную роль перед Последышем. Особо следует отметить образ старосты Глеба, за деньги уничтожившего завещание покойного адмирала , который давал своим крепостным вольную.

На десятки лет, до недавних дней

Восемь тысяч душ закрепил злодей,

С родом, с племенем, что народу-то!

Что народу-то! с камнем в воду-то!

Все прощает бог, а Иудин грех

Не прощается.

Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех,

И за то тебе вечно маяться!

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» тем и замечательна, что показывает реальную жизнь - многообразие крестьянских типов, два пути «средь мира дольного». И рядом с «дорогой торною», по которой «к соблазну жадная» идет толпа, есть и другой путь:

Дорога честная,

По ней идут

Лишь души сильные,

Любвеобильные,

На бой, на труд

За обойденного,

За угнетенного.

Н. А. Некрасов говорит о том, что

Немало Русь уж выслала

Сынов своих, отмеченных

Печатью дара божьего,

На честные пути,

Немало их оплакала…

В образе Григория Добросклонова, которому

Судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь,

мы явно узнаем черты соратника Некрасова - Николая Добролюбова. Григорий Добросклонов - поэт, вступивший на путь гражданского служения отечеству, твердо решивший, Кому отдаст всю жизнь свою И за кого умрет. Он, вскормленный хлебом пополам со слезами, воспитанный на заунывных песнях о горькой доле вахлачины, соединил в своей душе любовь к бедной матери с любовью к родине, сложив для нее Звуки лучезарные гимна благородного - Пел он воплощение счастия народного!.. Именно благодаря реальности и оптимистической окрашенности образа Григория Добросклонова воспринимаешь поэму Н. А. Некрасова не только как обвинительный акт государственного устройства того времени, но и как гимн мужеству и силе духа русского народа. Вслед за поэтом хочется повторить:

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Перед ним широкий путь.

Сюжет поэмы

Композиция поэмы

Жанр поэмы

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была задумана как эпопея. Эпопея – это художественное произведение, в котором изображена целая эпоха в жизни народа. Некрасов рисует широкое полотно народной жизни, оценивая её с позиций народа.

Композиция строится по законам классической эпопеи, т.е. состоит из отдельных, относительно самостоятельных частей и глав, связанных между собой темой дороги, по которой странствуют семь мужиков в поисках счастливого человека.

Порядок расположения глав в поэме до сих пор вызывает споры, так как произведение осталось незавершённым, а ряд фрагментов не был опубликован из-за цензурных запретов. В полном собрании сочинений А.Н. Некрасова части и главы поэмы расположены в таком порядке:

«Пролог»

«Часть первая»

Глава I. Поп

Глава II. Сельская ярмонка»

Глава III. Пьяная ночь

Глава IV. Счастливые

Глава V. Помещик

«Последыш»

«Крестьянка»

«Пир – на весь мир»


В «Прологе» встречаются семь мужиков из разных деревень и заводят спор о счастье и счастливом человеке на Руси. Названия деревень свидетельствуют об общей картине пореформенного разорения: «Подтянутой губернии, уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Мужики решили отправиться на поиски счастливого человека. Важный образ поэмы – это образ дороги, который позволяет широко и полно показать жизнь народа. Множество голосов раздаётся в поэме, сливаясь в один голос – голос народа России.

Герои поэмы пытаются найти кого-нибудь, кому «живётся весело, вольготно на Руси». Голоса попа, помещика, дворянина-последыша, крестьян звучат одинаково: нет счастливых в России.

За спором мужиков Некрасов ставит совсем иной вопрос: что такое счастье в извечном, православно-христианском его понимании и способен ли русский народ соединить крестьянскую политику с христианской моралью?

В главе «Пир – на весь мир» Некрасов выводит центральный образ поэмы – образ Гриши Добросклонова, народного заступника, который говорит: «Сбирается с силами русский народ и учится быть гражданином». В этих словах – главный пафос поэмы. Некрасов показывает, как зреют в народе объединяющие его силы.

В главе «Сельская ярмонка» Некрасов показывает народную толпу – пёстрое, хмельное, горластое народное море. В образе сельской ярмонки – душа крестьянина, широкая и многоликая, стоголосая и безудержная.

В главе «Пьяная ночь» праздничный при достигает кульминации, обстановка становится напряжённой. И здесь появляется человек с сильным характером Яким Нагой.



Яким Нагой – крестьянин, мужик бывалый, в прошлом занимавшийся отхожим промыслом, поживший в городах. Он – один из тех, «кто до смерти работает, до полусмерти пьёт». Яким Нагой предстаёт перед читателем как сын матери сырой земли, как символ трудовых основ крестьянской жизни: «у глаз, у рта излучины, как трещины на высохшей земле», «рука – кора древесная, а волосы – песок». У Якима Нагого есть своё, крестьянское чувство чести и достоинства. Он видит общественную несправедливость по отношению к народу; в его словах о народной душе слышится грозное предупреждение.

В образе Якима Нагого отразились противоречия души народной. Он помогает понять, что судить о народном горе или радости можно только изнутри народного уклада жизни.

Ермил Гирин – простой мужик, заслуживший всеобщее уважение своей справедливостью и честностью. Когда у Ермила с купцом Алтынниковым вышла тяжба из-за мельницы и у него не было с собой денег, он обратился к народу за поддержкой. И народ в едином порыве собирает деньги и одерживает победу над неправдою.

Ермил Гирин наделён острым чувстом христианской совести и чести. Лишь однажды он оступился: выгородил из рекрутчины меньшого брата Митрия. Но этот поступок стоил Ермилу больших мучений и завершился народным покаянием, еще больше укрепившим его авторитет.

Казалось бы, Ермил имел всё, что нужно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почёт. Но в критическую минуту Ермил жертвует всем ради правды народной и попадает в острог.


Матрёна Тимофеевна Корчагина – русская крестьянка с гордым и независимым характером, с чувством собственного достоинства. Некрасов показал в поэме судьбу женщины из народа: жизнь в родном доме, сватовство и свадьба, жизнь в доме мужа, рождение ребёнка, смерть ребёнка, проводы мужа в рекруты, хлопоты за мужа и т.д.

Образ Матрёны Тимофеевны – это символ мудрости, трудолюбия, долготерпения русской женщины. Она несёт в себе черты великомученицы, способной на непосильный труд и духовное смирение. Она считает, что её судьба счастливее других, несмотря на все испытания, так как её жизнь улучшает добрая губернаторша Елена Александровна. Но русская крестьянка, по убеждениям Матрёны Тимофеевны, в принципе не может быть счастлива, потому что ключи от её счастья и вольной волюшки потеряны у самого Бога.

Речь Матрёны Тимофеевны фольклорна, из её уст мы слышим народные песни и крестьянские плачи. Это голос самого народа.

Савелий, богатырь святорусский – герой, который появляется в рассказе Матрёны Тимофеевны. Он – костромской крестьянин, выросший в глухом лесном краю и Корёги-реки. Савелий олицетворяет собой могучую лесную стихию. Он прошёл и острог, и каторгу. С другими мужиками, когда лопнуло терпение сносить самодурство немца-управляющего, Савелий столкнул его в яму и сравнял её с землёй. Савелий – первый в поэме стихийный народный бунтарь. Когда его называют «клеймёным, каторжным», Савелий отвечает: «Клеймёный, да не раб!» В самом терпении народном он видит воплощение русского богатырства. Однако грозная сила Савелия не лишена противоречий. Трагедия, случившаяся с Савелием, не уследившем любимого внука Дёмушку, смягчает сердце богатыря. Смерть мальчика он воспринимает как наказание за прошлый грех убийства. Из бунтаря он превращается в религиозного подвижника, уходящего на покаяние в монастырь.

Таким образом, крестьяне пореформенной России понимают, что живут несчастливо и кто виноват в их бедственном положении, но это не мешает им сохранять внутреннее достоинство, честность, чувство юмора и своей внутренней правоты. Авторское отношение к образам крестьян не вызывает у читателя жалости, поэт восхищается своими героями и считает, что они способны участвовать в крестьянской революции.

Статьи по теме