Основные проблемы этногенеза русского народа. Восточные славяне в древности: этногенез восточных славян. Истоки и начало славянской культуры. Происхождение древних славян

Предки восточных, славян жили на территории Центральной и Восточной Европы. По языку они относились к индоевропейским народам. Можно проследить племена до 2000 лет до н. Пред­ков славян (праславян) находят среди племен, населявших бассейны рек Одры, Вис­лы, Оки, Днепра и Дуная. Античные авторы наз. славян венедами, антами. Предполагаемая территория расселения предков славян доходила до Эльбы, на севере до Балтийского моря, на востоке до Оки. Из единой Европейской группы племен выдел вост. слав ветвь: русские, украинцы, белорусы. Предки славян принадлежали к древнему индоевропейскому единству. Постепенно среди индоевропейцев выделились родственные племена, близ кие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Одним из них и стали славяне. Позднее в славянском массиве возникают западные (венеды) и вос­точные (анты) ветви.

В конце 5в. расселение славян прекратилось: восточная ветвь пришла на Днепр, постепенно расселяясь до оз. Ильмень и верховьев р. Оки.

Поляне, древляне основались на правом берегу Днепра и его притоках.

Северяне, радимичи и вятичи - на левом берегу Днепра.

Кривичи - в верховьях Волги и Зап. Двины.

Важный фактор в формировании народа и государства представляют сосед­ствующие народы и племена, которые отличаются своим языком, укладом жизни, бытом, нравами и обычаями, культурой и т. п. В разное время соседние народы подчиняли себе славянские племена, втягивали их в сферу своей хозяй­ственной деятельности или, наоборот, находились под влиянием славян.

Соседями восточных славян (конец IX в.) были:

1) на западе: балтийские племена: литы, литва, ятвяги и др.; западные славяне: поляки (ляхи), словаки, чехи, венгры (угры);2) на северо-востоке: угрофинские племена: карелы, мордва, мари, мурома и др.;3) на Нижней Волге: хазары;4) на востоке: волжские болгары;5) на юге в Причерноморье: печенеги и другие тюркские племена. Расселяясь, восточные славяне вытесняли народы или ассимилировали их. После закрепления на новых местах восточные славяне создают основы своей общественной и хозяйственной жизни. Удобство речных путей послужило тому, что между племенами поддер­живались разносторонние связи и облегчено образование единого государст­ва. В нач. I тыс. Славяне жили родовыми общинами. Однако достаточно вы­сокое для своего времени развитие земледелия, наличие избыточного продукта привело к тому, что на смену родовой пришла соседская община, единство которой поддерживалось не кровными, а хозяйственными связями.

С 6 в.- процесс расслоения родовых отношений. Проявление имущественного неравенства, развитие продуктообмена вели к образованию от­дельных социальных групп. В 6-8 в, появляются первые объединения вос­точных славян.


В начале 9 в. идет процесс складывания государственности. Сложной, разнообразной была религия восточных славян. В дохристианскую эпоху восточные славяне были язычниками. Они обожествляли силы природы, верили в добрых и злых духов. Важнейшими их богами были: Перун - бог грома и молнии, войны; Сварог - бог огня; Даждьбог (он же Ярило, Хорос) - бог солнца и плодородия; Волос - бог богатства и плодородия; Стрибог - бог грозы и непогоды; Мокошь - богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Верес бог, покровитель скотоводства; Семарк - бог подземного мира. У восточных славян имелись капища - места, где происходили моления и приносились жертвы идолам. Заметную роль в жизни славян играли кудесники-волхвы, веруны и т.п. Существовал культ предков. Останки умерших сжигались и над ними насыпали курганы. Сначала устраивали родовые усыпальницы, затем с разложением родового строя и появлением парной семьи над каждым захоронением стали возводиться отдельные курганы. Были свои языческие праздники, связанные с временами года и с земледельческими работами. В конце декабря колядовали - ходили по до­мам ряженые с песнями и прибаутками, славили хозяев, которые должны были ряженых одаривать. Большим праздником были проводы зимы и встре­ча весны - Масленица. В праздник Ивана Купалы проходили обряды с огнем и водой, гадания, водили хороводы, пели песни. Осенью после окончания полевых работ отмечали праздник урожая: пекли большой медовый каравай. Большое внимание уделялось свадебным и погребальным обрядам. Славяне верили в бессмертие души и загробную жизнь, которая сложится счастливо, если живые правильно проводят усопшего в мир иной.

Согласно «Повести временных лет» радимичи, вятичи, северяне и криви­чи умерших сжигали, пепел и остатки костей складывали в сосуд и ставили на столбах в маленьких срубах у дорог. Вятичи иногда зарывали срубы-гробы; сожженным прахом в землю. Во многих местах над могилами насыпали курганы, рядом с которыми проводили ристания - военные состязания в память умершего и поминальные пиры - тризны.

В IX в. славяне начали хоронить умерших, не сжигая. Рядом с покойным клали пищу, орудия труда, оружие, украшения. Известно, что у восточных славян сохранялась еще кровная месть: род­ственники убитого мстили смертью убийце.

С принятием в 988 г. христианства (уже во времена Киевской Руси) у сла­вян стало два имени. «Настоящее» - данное при крещении (еврейские или греческие имена), и мирское - «от сглаза»: языческая кличка, скандинавское или западнославянское имя. Причем в жизни человека звали именно «нена­стоящим» именем. И многие не помнили, что князь Владимир Красное Сол­нышко был на самом деле Василием, Ярослав Мудрый - Юрием (Георгием), а Всеволода Большое Гнездо звали Дмитрием.

Славяне еще до своего рас­селения по Восточно-Европейской равнине занимались хлебопашеством, скотоводством, охотой и бортничеством. Заселяя новые места, они продол­жали свои прежние занятия и осваивали новые. У славян лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия - перелог, когда участок земли засевали несколько лет до его истощения, а затем переходили на новый. В лесной зоне использовали подсечно-огневую систему земледелия: вырубали и раскорчевывали участок леса, деревья сжигали, золой удобряли землю и также использовали два-три года, а затем расчищали новый участок. На расчищенных землях выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес, из огородных культур- репу, капусту, свеклу, морковь и др., занимались и ско­товодством: разводили лошадей, крупный рогатый скот, свиней, овец, коз. В качестве орудий труда использовали топор, мотыгу, борону - суковатку, заступ, серп, цепы, каменные зернотерки и ручные жернова. В южных райо­нах основным орудием труда было рало, а позже - деревянный плуг с желез­ным наконечником - лемехом. В качестве рабочего скота на юге использовали волов, а в лесной зоне - лошадей. Хозяйство носило натуральный характер: производились продукты земледелия и скотоводства, необходимые для удовлетворе­ния насущных потребностей.

Промыслы играли в хозяйстве восточных славян второстепенную роль. Это были охота, рыболовство и бортничество. Ремесло еще не полностью отделилось от сельского хозяйства. Скорняка­ми, ткачами и плотниками были те же хлеборобы, чередовавшие работу в поле с занятием промыслами и ремеслом. Однако гончары и кузнецы жили на некотором удалении от деревень и земледелием не занимались. В VIII-IX вв. на смену лепной посуде пришла посуда, изготовленная с помощью гон­чарного круга. Появление излишков продукции способствовало активному обмену, а поз­же - появлению и развитию торговли, которая шла в основном по многочис­ленным рекам и их притокам.

Путем из «варяг в греки» активно пользовались скандинавские народы, которых славяне называли варягами (отсюда название и самого пути). Варяги торговали с прибрежными племенами, в том числе и со славянами. Они не только мирно торговали, но зачастую и грабили, а иногда нанимались на службу в дружины к славянским князьям.

Активную торговлю вели славяне с хазарами, болгарами, арабами и, ко­нечно, греками (византийцами). Главными предметами внешней торговли были меха, воск, мед, челядь (рабы). С Востока и Византии шли шелка, серебряные и золотые изделия, предметы роскоши, благовония, оружие, пряности. С развитием торговли связано у славян появление городов. В «Повести временных лет» уже называются города Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Псков, Полоцк, Муром и др. Всего к IX в. насчитывалось около 24 крупных городов. Варяги называли славянскую землю Гардарикой - стра­ной городов. Летописи донесли до нас предание о возникновении Киева. Кий, его братья Щек и Хорив и сестра их Лыбедь основали на трех холмах на Днепре свои городища (дворы). Потом они объединились в один город, кото­рый и назвали Киевом в честь Кия. Появились первые княжества: Куябия (Куяба - вокруг Киева), Славия (в районе озера Ильмень с центром в Новгороде). Появление таких центров свидетельствовало о возникновении новых внутриплеменных отношений в организации восточных славян, которые создали предпосылки для появле­ния у них государства.

В VI в. восточные славяне жили родовым строем. Главной ячейкой обще­ства был род. Во главе рода стояли старейшины, а по наиболее важным вопросам собирался совет всех родичей; 3-5 близких по происхождению родов составляли племя. Племена объеди­нялись в союзы с вождями во главе. В VII-IX вв. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.

Постепенно происходит замена родовой общины на соседскую, террито­риальную, члены которой уже не были кровными родственниками, а явля­лись просто соседями. Соседская община на юге называлась «мир», на севе­ре -«вервь».В соседской общине сохраня­лась общинная собственность на пахотную землю, лесные и сенокосные угодья и т. п., но семье уже выделяются в пользование участки пахотной зем­ли - «наделы». Эти участки обрабатывала своими орудиями труда каждая се­мья, которая получала в собственность собранный ею - урожай. В племенной среде VII-начала IX в. выделялась «нарочитая чадь» - вож­ди, старейшины, знаменитые воины. В их руках концентрировалась власть и богатства. Многие из «нарочитой чади» стали жить отдельными укреплен­ными усадьбами. Зарождалась частная собственность. Совершенствование орудий труда привело к производству не только не­обходимого в натуральном хозяйстве, но и прибавочного продукта. Происхо­дило накопление прибавочного продукта, а на его основе - развитие обмена между отдельными семьями. Это привело к дифференциации общины, росту имущественного неравенства, накоплению богатства старейшинами и другой знатью.

Важнейшим органом управления у славян продолжало оставаться вече - народное правление, сообща решавшее все важнейшие вопросы. Но посте­пенно значение его падало. Восточные славяне вели многочисленные войны со своими соседями, отражая натиск кочевых народов. В то же время они совершали походы на Балканы и Византию. В этих условиях чрезвычайно возрастала роль воена­чальника - князя, который, как правило, являлся главным лицом в управле­нии племени. Когда войны были редки, в них участвовали все мужчины пле­мени. В условиях частых войн это становилось экономически невыгодным. Рост прибавочного продукта позволял содержать князя и его дружину. Воен­но - дружинная знать объявляла себя собственниками земель или племенного союза, облагая соплеменников данью (налогом). Другим путем подчинения соседних общин было превращение старой родоплеменной знати в бояр - вотчинников и подчинение им общинников.

К VIII-IX вв. во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка - «нарочитые люди», «лучшие мужья». Князья и дружинники богатели за счет военной добычи: захваченных военнопленных они превращали в рабов, заставляя работать на своих землях. В VI-IX вв. рабами у восточных славян были в основном захваченные на войне пленники. В то время у славян существовало обычное право. Рабы использовались в основном в домашнем хозяйстве, на самых тяжелых работах. Рабство у славян носило патриархальный характер, когда рабы не образуют класса, а считаются младшими неполноправными членами семьи. Таким образом, у восточных славян происходил процесс дифференциации (расслоения) общества. Создавались предпосылки образования государства.

Античное население в эпоху «Великого переселения народов».

Согласно Геродоту древнейшим населением Северного Причерноморья были КИММЕРИЙЦЫ. Среди ученых нет единого мнения, что они представляли в этническом плане. Известно, что киммерийцы пришли в Азию в VIII в. до н.э.

Исход киммерийцев не был связан с походами СКИФОВ в Закавказье, Египет и Сирию в VII в. до н.э. Скифы пришли в Северное Причерноморье с востока из-за Дона. В результате здесь сложился мощный племенной союз. С точки зрения Геродота не все скифы были кочевниками, некоторая часть из них занималась земледелием. Скифы занимали территорию между Дунаем и Доном, их столицей стал г.Никополь в Крыму.

Под натиском ираноязычных кочевников СОРМАТОВ, пришедших из-за Дона и Волги, пало скифское царство, которое просуществовало до III в. н.э. Сорматы занимали степи от Табола до Дуная.

В эпоху «Великого переселения народов» (IV-VII вв.) этническая карта Европы существенно изменяется. Северное Причерноморье превращается в магистральный путь для движения этносов (исторически сложившихся этнических общностей – племен, народностей) с Востока на Запад.

На смену сарматам в III в. н.э. в причерноморские степи приходят ГОТЫ, в сер. IV–V вв. – ГУННЫ, а в VI в. – АВАРЫ. В 30-е годы VII в. в результате распада Аварского каганата в Приазовье образовался сильный протоболгарский союз племен. Булгарский союз стал играть главную роль на Северном Кавказе, а область обитания БУЛГАР называлась Великая Булгария.

В течение первой половины VII в. происходила борьба за гегемонию между булгарами и хазарами. В отличие от булгар, которые передали свое название славянскому населению древней Фракии (нынешняя Болгария) и тем самым сохранили свое имя до наших дней, хазары исчезли с карты мира много веков назад. В X в. Хазария была значительно ослабленной, главным врагом которой стала Русь, разгромившая Хазарский каганат.

Природной колыбелью восточнославянских народов и российской государственности была Восточно-Европейская равнина. Здесь складываются этнические и государственные границы в связи с военно-политическими конфликтами и колонизационными процессами. К середине I в.н.э. в лесной, лесостепной и степной полосе Евразии уже сложились устойчивые хозяйственно-культурные комплексы, и активно развивается процесс ЭТНОГЕНЕЗА (происхождения).

К VI-VII вв. завершается этап выделения восточных славян из общего праславянского единства, которые занимали территорию от Ладожского озера до лесостепи среднего Приднепровья. Восточные славяне возникли в результате слияния так называемых праславян, носителей славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы. Это обстоятельство можно объяснить различиями по антропологическому типу.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к I в.н.э.

О чем свидетельствуют Греко-римские и византийские писатели Прокопий Кесарийский (VI в.), Маврикий Стратег (кон. VI в.) и др. Славян называли ВЕНЕДАМИ, АНТАМИ, СКЛАВИНАМИ, РОСАМИ.

В VI в.н.э. в жизни славян сложились три новых явления:

· благодаря развитию производительных сил родовой строй у восточных славян достиг наивысшего расцвета и породил такие противоречия, которые привели к формированию классовых отношений;

· для усилившихся племенных дружин открылась в результате «Великого переселения народов» возможность осуществлять далекие военные походы и переселяться в них;

· обилие в степях воинственных и плохо управляемых кочевых орд представляло постоянную опасность для жизни славян.

Взаимодействие этих трех явлений привело к консолидации славянских племен и образованию крупных союзов. Примерно из 150 славянских племен сложилось 15 славянских союзов: северяне, поляне, древляне, вятичи, хорваты и др. Названия славянских племенных союзов большей частью связаны не с единством происхождения, а с районом расселения.

В дальнейшем на основе союзов славянских племен образовались три крупных союза союзов – Славия (Великий Новгород), Артания (Рязань) и Куяба (Киев).

Складывание союзов славянских племен подводило общество к образованию классов и государственности. Необходима была надежная форма хозяйства, которая стала бы основой славянского общества.

В VII-VIII вв. в славянских землях начинает складываться такое хозяйство. Это процесс выражался в следующем:

· развивалось ремесло, и повышался качественный уровень обработки железа;

· совершенствовалось земледелие;

· происходило изменение в самом родовом строе. Выделяется соседская территориальная община.

Одновременно с соседской общиной племенная знать превращается в феодалов, силой утверждая свое «право» на землю и заставляет крестьян-общинников отдавать часть своего урожая. Схематично процесс распада родовых отношений у славян был следующим:

СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА
Дружинники

В VI-VII вв.н.э. у восточнославянского родоплеменного строя, называвшегося военной демократией, начинается переход к феодализму. Высшим органом власти у славян продолжало оставаться народное вече, которое обеспечивало политическое и экономическое равенство всех членов племени. Постепенно значение его падало. Разложение родовых общин и разрушение старых племенных структур вело к усилению племенных старейшин, глав родов, патриархальных семей.

В период многочисленных войн возрастает роль военачальника – князя, который одновременно являлся высшим лицом исполнительной власти племенного управления. Первоначально князь выбирался на вече, там же избирались предводители племенного войска – воеводы. Усиление значения князя в условиях постоянных войн привело к тому, что его власть становится наследственной. Рост прибавочного продукта у племен позволял содержать людей, основным занятием которых было военное дело.

Вокруг племенных князей начинают формироваться дружины, которые создавались из представителей родоплеменной знати и незнатных людей, обладавших личной храбростью. Дружина не была подотчетна народному собранию. Она была предана только лично князю.

В VII-IX вв. формируются военно-дружинные корпорации, в которых сосредоточивается вся полнота власти. Они создают систему эксплуатации свободного земледельческого населения. Объявив себя собственниками земель племени или племенного союза, они существуют уже не за счет добровольных приношений соплеменников, а за счет обложения их данью – налогом. Получаемый доход распределяется между членами военно-дружинных корпораций и становится основным средством существования знати.

Глубокие политические и социально-экономические предпосылки привели к образованию государства у восточных славян в форме раннефеодальной монархии. Центром Древнерусского государства стал г. Киев.

Структура власти древнерусской раннефеодальной монархии в IX – XII вв. следующая:

МЕСТНАЯ ДРУЖИНА
ПОГОСТЫ, СТАНОВИЩА, ВОЛОСТИ

В отличие от Киева в Великом Новгороде сложился другой политический строй, так называемый вечевой.

ОБЩЕГОРОДСКОЕ ВЕЧЕ

Кончанские вечевые сходы

Совет господ

300 «золотых поясов»

Посадник Архиепископ Тысяцкий Князь

Вопрос о происхождении древнерусского государства связан с формированием древнерусской народности. Большинство дореволюционных историков связывало происхождение русского государства с вопросами этнического становления народа «русь». Русь представляла собой обширное государство, объединявшее уже половину восточнославянских племен. Превращавшийся в феодальное государство русский племенной союз подчинял себе соседние славянские племена и снаряжал далекие походы. В литературе встречаются сведения о русах, живших на берегу Черного моря, участвовавших в походах на Константинополь и о крещении части руссов в 60-е гг. IX в.

В XVIII в. в годы правления Анны Иоанновны была разработана немецкими ученым Байером, Миллером и Шлецером так называемая НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ по проблеме происхождения государства у славян. Согласно их утверждения государственность восточным славянам принесли варяги. Авторы ссылаются на повесть временных лет Нестора, в начальной части которой говорится: «Откуда есть пошла Русская земля» и о призвании варяжских князей (конунгов) в Великий Новгород. Исторический факт призвания на Русь варяжских князей никто не отрицает. Но дело в том, что государство сложилось у славян задолго до появления варягов. Варяжский князь не обладал всей полнотой власти в Великом Новгороде. Новгородское вече поставило перед ним ряд условий, чтобы он в дела посадского не вмешивался, законов не издавал, суда не судил и грамот не выдавал, т.е. реальная власть в Новгородской боярской республике сохранялась за вечем. С точки зрения многих историков (Костомаров и др.) варяжский князь был наемником, главной задачей которого была защита Великого Новгорода от набегов кочевников и возглавление дружин в военных походах на Византию.

В основе возникновения государства лежит общественное разделение труда, появление частной собственности, классов и органов власти.

При всем многообразии точек зрения по проблеме происхождения и становления древнерусского государства является очевидным то, что Русское государство сложилось независимо от варягов. Оно занимало огромную территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги. Под властью киевского князя находился ряд славянских племенных союзов Среднего Поднепровья, несколько литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы. Центром объединения стало племя полян, которое во второй половине IX в. было наиболее сильным в экономическом отношении.

2.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

Образование русского раннефеодального государства было закономерным явлением. При определении причин возникновения Древнерусского государства необходимо учитывать как интересы киевских феодалов, так и интересы феодалов тех земель, которые подпали под верховную власть киевского князя. Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Верховным правителем в государстве был великий князь, который в своей деятельности опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Великий князь находился в договорных или сюзерено-вассальных отношениях с другими князьями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (в XI-XII вв.) привело к появлению нового органа власти – ФЕОДАЛЬНОГО СЪЕЗДА («снема»), на которых решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Местные управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. В этот период продолжает существовать численная или десятичная система управления, которая зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно-административную систему. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему КОРМЛЕНИЙ (сборы с местного населения).

Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община – ВЕРВЬ.

Вторая половина IX в. в истории Древней Руси характеризуется дальнейшим расширением границ государства. В это время киевские феодалы установили свое господство в северных землях Руси и в Новгородской земле.

В политическом развитии Руси до конца XI в. можно выделить четыре этапа:

I-й – от политического возвышения Киева до подчинения под его власть в начале X в. Великого Новгорода. Это время характеризуется возникновением противоречий между киевскими феодалами и феодалами подвластных им земель.

II-й – (913 до 972 гг.) – нарастание и обострение противоречий, возникших еще на первом этапе.

III-й – (972 до 1015 гг.) – время напряженной борьбы киевских феодалов за сохранение единства раннефеодального Древнерусского государства против сепаратистских устремлений феодалов подвластных Киеву земель.

IV-й – (1015 до 1097 гг.) – время перехода к феодальной раздробленности Руси, обусловленной всем ходом социально-экономического развития Древнерусского государства в X-XI вв.

Сложившееся древнерусское государство нуждалось в юридическом оформлении институтов власти, форм собственности и регулировании отношений между различными социальными слоями общества. В годы правления Ярослава Мудрого в 1016 г. был составлен первый свод законов Древней Руси, вошедший в историю под названием «Русской Правды», который сыграл огромную роль в становлении, развитии и укреплении российской государственности.

ДРЕВНЯЯ РУСЬ И КОЧЕВНИКИ.

Древнерусское государство, включив в свой состав отдельные неславянские этносы, оставалось по преимуществу славянским. Наряду с ним существовали различные народы иной этнической принадлежности, находившиеся на разных стадиях исторического развития.

Степные просторы Евразии на протяжении многих веков были населены кочевыми народами, сначала преимущественно иранцами, затем тюрками. Последние, придя в Европу из Азии, ассимилировали часть прежних обитателей степи, в основном иранцев и угров. Не менее мощным был и тюркский (более поздний) субстрат мадьярского этноса. Мадьярские (угорские) племена явились в Восточную Европу примерно в VIII в. под давлением с востока тюрок, а также под влиянием хазар, которые стали союзниками и покровителями венгров. Несколько десятилетий спустя в результате войны хазар с войсками князя Олега, союзниками которого стали печенеги, венгры были разбиты и вынуждены были отойти к Карпатам.

Место угров в южных степях заняли печенеги. То были тюрки, принадлежавшие к так называемой огузской группе племен, родственной по языку нынешним туркменам. Печенежская орда не была единой. В середине X в. существовало 8 печенежских объединений. Четыре из них находились по левую сторону Днепра, четыре – по правую. На востоке печенеги граничили с хазарскими владениями (на Дону), на севере – с Русью, на юге – с крымскими владениями Византии, под контролем которых находилось все нижнее течение Днепра, т.е. «путь из варяг в греки». Печенеги были иногда союзниками руссов, а порой и врагами. В частности первые столкновения Руси с печенегами летописи датируют 915 г.

Первоначально печенеги оставались врагами хазар, но в связи с усилением Руси и подстрекательства греков они все чаще становились главными противниками руссов на юге. В 1036 г. сын Владимира Ярослав с новгородским войском разгромил печенегов под Киевом. В 80-е г. XI в. печенеги были истреблены византийцами.

Сложные взаимоотношения Древней Руси были с половцами (кыпчаки). Впервые половецкие орды нанесли страшное поражение трем сыновьям Ярослава Мудрого на реке Альте (недалеко от Переславля Южного)

в 1068 г. Затем последовал ряд русско-половецких конфликтов неудачных для Руси.

Только в результате титанических усилий Владимиру Мономаху удалось сплотить русских князей и нанести половцам ряд тяжелых поражений. После смерти Владимира Мономаха конфликты с половцами приобрели острый характер. Имели место успешные походы против половцев русских дружин, но наряду с ними – и тяжелые поражения (знаменитый поход Игоря Святославича).

Длительное соседство половцев с Древней Русью приводило не только к войнам. Русские князья и половецкие ханы роднились друг с другом, происходила постоянная торговля между русскими и кочевниками-половцами. Наметилась тенденция к частичной оседлости половцев под воздействием Руси. Однако сближение половцев с русскими в различных сферах жизни было прервано монгольским нашествием в 20-30-х гг. XIII в., которое как для половцев, так и Руси стало национальной трагедией.

ВИЗАНТИЙСКО-ДРЕВНЕРУССКИЕ СВЯЗИ.

Исторический опыт России свидетельствует о том, что в переломные моменты ее бытия каждый раз вставал вопрос об отношении к духовному наследию Византии. Так было в X в. когда князь Владимир I в связи с кризисом язычества принял решение о ПРИНЯТИИ ХРИСТИАНСТВА на Руси. В 1439 г. Русь отвергла Флорентийскую унию (соглашение об объединении католической и православной церквей) и осталась верной византийскому наследию. Ученые считают, что византинизм оказал влияние на Россию. Одни акцентируют внимание на церковно-религиозной и духовно-нравственной сферах, другие же более широко объясняют это влияние, распространяя на политическую область, отношения государств, церкви, государства и общества, государства и человека.

Большое влияние византинизм оказал на Россию через ХРИСТИАНСТВО, которое в православной форме пришло на Русь в 988 г. из Византии. Византийское влияние проводилось церковью, и было направлено на формирование, прежде всего, религиозно-нравственных ценностей.

Взаимоотношения Руси с Византией носили противоречивый характер. Русские князья стремились укрепить свои позиции в Причерноморье и в Крыму. Ими был построен ряд русских городов. Византия же стремилась ограничить влияние Руси в Причерноморье. Все это приводило к частым столкновениями, которые приносили успех, то Византии, то Руси.

Новый этап отношений Руси с Византией приходится на время княжений Святослава. Стремясь ослабить Русь и Дунайскую Болгарию, византийский император Никифор II Фока предложил Святославу совершить поход на Балканы, надеясь на поражение русских дружин. Надежды византийского императора не оправдались. Русские войска одержали победу. Такой исход сражения не был желательным для византийцев, поэтому они начали войну с Русью. В 971 г. был заключен мир между Русью и Византией, согласно которому дружина Святослава получила возможность вернуться домой со своим вооружением, а Византия обещала не совершать нападений. Однако Византия использовала печенегов, которые напали на русское войско на днепровских порогах. Великий князь Святослав в этом неравном сражении погиб.

В годы правления Владимира Византии была оказана помощь в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который захватил Малую Азию и, угрожая Константинополю, претендовал на императорский престол. За что византийский император должен был выдать замуж за Владимира свою сестру Анну. Император не спешил выполнять свое обещание. После чего Владимир начал военные действия против Византии. Победив Византию, он не только добился выполнения договора, но и обеспечил независимость внешне политической деятельности Руси от Византии. Русь стала в один ряд с крупнейшими христианскими державами средневековой Европы.

3.ОСОБННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТРОЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ.

Они состояли в том, что русские политические институты киевского периода основывались на свободном обществе. В древней Руси не было непреодолимых барьеров между различными социальными группами свободных людей, не существовало наследственных каст или классов, и было еще легко выйти из одной группы и оказаться в другой. С точки зрения Г.В.Вернадского о наличии на Руси в это время социальных классов можно говорить только лишь с оговоркой.

Основные социальные группы этого периода:

Высшие классы – князья, бояре и другие собственники больших земельных имений, богатые купцы в городах.

Средний класс – купцы и мастера ремесленники (в городах), владельцы средних и небольших имений (в сельской местности).

Низшие классы – беднейшие ремесленники и крестьяне, заселявшие государственные земли.

Кроме свободных людей в Киевской Руси существовали также полусвободные и невольники.

На вершине социальной лестницы находились князья во главе с великим князем киевским. С середины XI в. на Руси появляются удельные княжества – «отчины», которые наследовались в соответствии с «очередью».

Кроме княжеских бояр – воевод, наместников областей, существовала и родоплеменная аристократия – «нарочитая чадь»: дети бывших местных князей, родовые и племенные старейшины, родня первых двух групп. По своему происхождению бояре были разнородной группой.

Купцы были тесно связаны с княжеской властью. Богатые купцы осуществляли большие торговые операции внутри и за пределами Руси. Менее богатые купцы основывали собственные гильдии.

Ремесленники каждой специальности обычно селились и торговали на одной улице, создавая объединение или «уличную» гильдию.

С ростом церкви появилась новая социальная группа, так называемый «церковный народ». Русское духовенство делилось на две группы: «черное духовенство» (монахи) и «белое духовенство» (священники и дьяконы). ПО византийским правилам в русской церкви в епископы посвящались только монахи. Вопреки практике римской церкви русские священники обычно избирались среди желающих.

Свободное население Руси обычно называлось «люди». Основную его массу составляли крестьяне. Одной из социальных групп крестьян были СМЕРДЫ. Они были свободные люди, находившиеся пока под защитой и особой юрисдикцией князя. За пользование наделом платили натуральный оброк и выполняли работы: извоз, строительство, ремонт домов, дорог, мостов и т.д. Смерды должны были платить государственный налог («дань» которую не выплачивали ни жители города, землевладельцы среднего звена (класса). Если у смерда не было сына, земля возвращалась князю.

К зависимой категории крестьянства относились ЗАКУПЫ – люди, взявшие купу (в долг). Если удавалось вернуть купу, выплатив при этом проценты (резы), человек становился опять свободным, если нет – холопом. В вотчине на земле или в доме боярина работали РЯДОВИЧИ – люди, поступившие на службу по договору (по ряду).

Самыми бесправными членами общества были ХОЛОПЫ и ЧЕЛЯДЬ. Рабство в Киевской Руси было двух родов – временным и постоянным.


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ.

Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло. Главную роль в хозяйстве Киевской Руси играло земледелие, в котором было занято 90 % населения.

В современной исторической науке существуют две основные концепции, по-разному трактующие вопросы политического, социального и экономического устройства древнерусского государства.

Согласно концепции дофеодального характера общественного строя Киевской Руси, социально-экономическую основу древнерусского общества составляли общинное землевладение и свободные крестьян – общинники (И.Я. Фроянов). Существовало и частное землевладение – вотчины князей, бояр, церкви.

Большинство историков относят Киевскую Русь к раннефеодальным государствам, соглашаясь с концепцией Б.Д. Грекова.

Согласно этой концепции, крупная феодальная собственность на землю складывалась на Руси в X-XII вв. в виде княжеских, боярских вотчин и церковных владений. Формой земельной собственности становится феодальная ВОТЧИНА (отчина, т.е. отцовское владение), но не только отчуждаемая (с правом купли-продажи) но и передаваемая по наследству.

Второй формой феодального землевладения становится ПОМЕСТНАЯ, т.е. условная, земля по которой передавалась во временное держание феодалам за службу.

С IX по XI в. на Руси происходил процесс отделение ремесла от сельского хозяйства. В Киевской Руси получили развитие более 60 видов ремесла (плотничье, гончарное, полотняное, кожевенное, кузнечное, оружейное, ювелирное и др.).

Киевская Русь славилась своими городами. Сначала это были крепости, политические центры. Позже они становятся основой ремесленного производства и торговли. В X-XI вв. создается новое поколение политических и торгово-ремесленных центров: Ладога, Суздаль, Ярославль, Муром и др.

Особое значение в хозяйственной жизни Руси приобретали внешние экономические связи. Русских купцов хорошо знали за рубежом, предоставляли им значительные льготы и привилегии

4. Принятие христианства. Распространение ислама.

В IX-X вв. Русь переживала переход от первобытного строя к феодализму. Господствовавшая на Руси языческая религия мешала этому процессу. Она

уже не отвечала более высокому уровню развития производительных сил страны.

Кризис язычества обуславливался следующими обстоятельствами:

· согласно языческой идеологии со смертью человеческая жизнь не прекращалась, каждый человек вступает в потусторонний мир в том качестве, в каком он пребывал на земле. Поэтому на погребальных кострах сжигались огромные богатства и людские ресурсы. Это не могло устроить нарождающуюся феодальную знать, которая была заинтересована в передаче этих богатств по наследству;

· сохранение язычества мешало установлению международных связей Руси с другими государствами. Русь до X в. оставалась в политической изоляции;

· язычество стало препятствовать развитию торговли с другими христианскими странами. Товары купцов-язычников на международных рынках объявлялись «погаными». Купцам же христианам было неизмеримо проще осуществлять торговые сделки;

· язычество мешало осуществлять культурные связи с соседскими государствами. Оно мешало проникновению на Русь философских, научных, литературных произведений, различного рода иностранных специалистов.

Князь Владимир предпринял попытку реанимировать язычество, но она не увенчалась успехом. Поэтому в 988 г. он вводит христианство на Руси.

Причины христианизации Руси:

· перед государством Русь остро встал вопрос о необходимости укрепить военные, экономические, политические и культурные связи с Византией и другими странами;

· на смену многобожию стал внедряться монотеизм (единобожие), что способствовало укреплению единого государства во главе с монархом;

· вместо языческих норм морали стали внедряться более гуманные христианские нормы;

· соперник Владимира в борьбе за власть Ярополк ориентировался на союз с папством.

Значение принятия христианства:

· укрепилось международное положение Руси, и установился более прочный союз с Византией;

· получила распространение письменность и грамотность на Руси;

· произошло сближение Руси с другими христианскими странами Европы;

· произошло сближение и объединение всего населения Руси в единую русскую народность.

Древняя Русь была многоконфессиональным государством. Наряду с христианством получил на Руси распространение ИСЛАМ.

Ислам (от арабского покорность) монотеистическая религия, последователями которой являются мусульмане. Ислам возник в Аравии в VII в. Основатель – Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. Главные принципы исламской религии изложены в Коране. Основные догматы ислама – поклонение единому всемогущему богу – Аллаху и почитание Мухаммеда пророком-посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Приверженцам ислама предписаны пять основных обязанностей:

· вера в то, что нет бога кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);

· пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат);

· милостыня в пользу бедных (закат);

· пост в месяце рамадан (сауи);

· паломничество в Мекку (хадж).

Основные направления ислама – СУННИЗМ и ШИИЗМ. Суннизм – это основное, «ортодоксальное» направление ислама, последователи которого строят свое учение на Коране и сунне, а своим духовным главой признают ХАЛИФА.

Шиизм развивался главным образом в Персии. Шииты подвергают Коран особому толкованию, имеют свое священное предание, заменяющее сунну, не признают суннитских халифов и противопоставляют им свое династию 12 имамов, которых считают прямыми потомками Мухаммеда.

На территории древнерусских княжеств ислам стал распространяться в период монгольского завоевания Руси.

5.Политические и социально-экономические изменения на Руси в период феодальной раздробленности.

С середины XI – начала XII вв. Древнерусское государство вступило в новый этап своей истории – эпоху политической и феодальной раздробленности. Киевская Русь была обширным, но не стабильным государственным образованием. Племена, вошедшие в состав Руси, еще долгое время сохраняли свою обособленность. В связи с господством натурального хозяйства в русском государстве не было единого экономического пространства.

Первый раздел русских земель произошел при Владимире Святославиче. С его правления начинают разгораться княжеские распри, вершина которых пришлась на 1015-1024 гг. Разделы земель между князьями, усобицы не определяли ту или иную форму государственной организации. Они не создавали нового явления в политической жизни Руси. Экономической основой и главной причиной феодальной раздробленности часто считают натуральное хозяйство, следствием которого было отсутствие тесных экономических связей. Натуральное хозяйство – это сумма экономически самостоятельных, замкнутых хозяйственных единиц, в которых продукт проходит путь от его изготовителя до потребителя. Ссылка на натуральное хозяйство лишь верная констатация факта имевшего место. Однако его господство, что для феодализма характерно, еще не объясняет причин распада Руси, так как натуральное хозяйство господствовало и в единой Руси, и в период ее распада, и в XIV-XV вв. когда в русских землях шел процесс образования единого государства на базе политической централизации.

Сущность феодальной раздробленности заключалась в том, что она представляла соответствующий этап государственно-политической организации общества, который соответствовал комплексу сравнительно небольших феодальных мирков не связанных друг с другом и государственно-политическому сепаратизму боярских союзов.

Феодальная раздробленность – прогрессивное явление в развитии феодальных отношений. Распад раннефеодальных государств на самостоятельные княжества был неизбежным этапом в развитии феодального общества. Такие процессы имели место в Восточной и Западной Европе и в других странах мира.

Феодальная раздробленность была прогрессивной потому, что она являлась следствием развития феодальных отношений, углубления общественного разделения труда, результатом чего был подъем земледелия, расцвет ремесла и рост городов.

Для развития феодализма нужны были уже иные масштабы и структура государства, приспособленная к нуждам и чаяниям феодалов, прежде всего боярства.

Раннефеодальная раздробленность свидетельствовала о том, что старые институты власти не могли больше обеспечивать внутреннюю и внешнюю безопасность страны;

наступает такое развитие производительных сил отдельных районов, которое позволяет им существовать самостоятельно.

Первой причиной феодальной раздробленности стал рост боярских вотчин, числа зависимых у них смердов. В XII – начале XIII вв. происходило дальнейшее развитие боярского землевладения в различных княжествах Руси. Бояре расширяли свои владения за счет захватов земель свободных смердов-общинников, закабаляли их, покупали земли. Стремясь получить большой прибавочный продукт, они увеличивали натуральный оброк и отработки, которые выполняли зависимые смерды. В результате бояре становились экономически мощными и самостоятельными. В различных землях Руси стали складываться экономически мощные боярские корпорации, стремившиеся стать полновластными хозяевами на землях, где были расположены их вотчины. Они хотели сами вершить суд над своими крестьянами, получать с них виры-штрафы. Многие бояре обладали феодальным иммунитетом (правом невмешательства в дела вотчины). «Русская Правда» определяла права боярства. Однако великий князь киевский стремился сохранить в своих руках всю полноту власти. Он вмешивался в дела боярских вотчин, стремился сохранить за собой право суда над крестьянами и получения с них вир во всех землях Руси. Великий князь рассматривал всех князей и бояр как своих служилых людей. Возникновение острых противоречий между великим князем, удельными князьями и боярством привело к ускорению процесса распада Руси.

Второй причиной феодальной раздробленности являлся рост столкновений смердов и горожан с боярством. Необходимость княжеской власти на местах, создание государственного аппарата вынудили местных бояр приглашать в свои вотчины князей с дружиной, в которых они склонны были видеть лишь полицейскую и военную силу, не вмешивающуюся в боярские дела. Но князья, как правило, не удовлетворялись той ролью, которую отводили им бояре. Они стремились сосредоточить в своих руках всю полноту власти, ограничивая права и привилегии бояр. Все это неизбежно приводило к обострению противоречий между ними.

Третья причина феодальной раздробленности обусловлена ростом и усилением городов, как новых политических и культурных центров. В данный период в русских землях было примерно 224 города. Возрастала их политическая и экономическая роль, как центров той или иной земли. Таким образом, города, как локальные политические и культурные центры в разных землях превращались в оплоты децентрализаторских устремлений местных князей и знати.

К причинам феодальной раздробленности следует отнести также упадок Киевской земли от постоянных половецких набегов и ослабление власти великого князя киевского, земельная вотчина которого в XII в. значительно сократилась.

В результате распада Руси в сер. XII в. образовалось 15 княжеств, в начале XIII в. – около 50, а в XIV в. – около 250. Наиболее крупные из них – Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Новгородское и др.

Великий князь был первым (старшим) среди равных князей. Сохранились княжеские съезды, на которых обсуждались вопросы общерусской политики. Князья были связаны системой вассальных отношений.

При всей прогрессивности феодальной раздробленности она имела и существенные недостатки:

· разделение на княжества не прекратило усобиц и раздоров между князьями;

· ослабла обороноспособность Руси;

· княжества стали дробиться между наследниками;

· обнаружились конфликты между князьями и местным боярством.

Распад Руси не привел к распаду древнерусской народности, исторически сложившейся языковой, территориальной, экономической и культурной общности. В русских землях продолжало существовать единое понятие Руси, Русской земли.

6.РУСЬ И ОРДА:

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ.

Нашествие татаро-монгол на Русь происходило в период с 1236 по 1240 гг. Принято считать, что с взятием в 1240 г. Киева в русском государстве установилось татаро-монгольское иго. Термин «иго» в значении угнетения впервые был употреблен в 1275 г. митрополитом Кириллом, под которым понимают политическую, экономическую и культурную зависимость Руси от Золотой Орды. 49 городов из 74 известных были разрушены, причем в 14 из них жизнь не возобновилась. В результате нашествия резко сократилось население Руси, был уничтожен цвет русского народа – княжеские дружины, погибли многие ремесла, прекратилось каменное строительство, значительно пострадали культурные ценности, были оборваны международные связи.

После нашествия завоеватели покинули территорию Руси, периодически совершая карательные набеги – более 15 за четверть века. В течение первого десятилетия завоеватели не брали дани, занимались грабежом, но затем они перешли к долговременной практике сбора систематизированной дани с русского населения.

Специфику взаимоотношений Руси и Золотой Орды определяли факторы отдаленности угнетателей от побежденных, взимание достаточно умеренной дани в расчете на душу населения, заключение русскими князьями периодических союзов с золотоордынцами для защиты территорий своих княжеств и участия русских отрядов в военных походах татаро-монгол. Такое своеобразие русско-ордынских отношений объяснялось необходимостью борьбы с агрессией католического Запада.

В сложившихся на Руси феодальных отношениях начинают развиваться традиции восточного деспотизма. Вассально-дружинные отношения заменяются подданническими. Раздавая русским удельным князьям ярлыки на княжение, золотоордынцы превращали их не в своих вассалов, а в подданных, служебников. Затем князья начинают распространять подданнический тип отношений на русскую знать.

Ордынское иго оказало мощное воздействие на культуру и язык русского народа, способствовало смешению части монголов и населения Северо-Восточной Руси, стимулировало языковое заимствование. НО это влияние не стало доминирующим и определяющим. Русский язык, культура Руси в целом сохранили свои качественные характеристики.

Значительно хуже дело обстояло с политическими последствиями. Иго законсервировало этап феодальной раздробленности на два столетия и переход к централизации Русского государства, который начался со значительным опозданием по сравнению с западноевропейскими странами.

Борьба за обретение государственной независимости, воссоздание российской государственности, укрепление национального самосознания и общественная консолидация развивалась на основе внешнеполитической конфронтации с Ордой. После запоздалого получения независимости в общественном сознании стали формироваться «идеология выживания», изоляционизма и политического консерватизма, что привело к эволюции страны по типу «догоняющего развития» по отношению к западноевропейским странам.

Историки в различные времена занимали различную позицию по вопросу роли монголов в русской истории. Известный русский историк Н.М.Карамзин писал: «Москва обязана своим величием ханам». Пресечение

политических свобод и ужесточение нравов, отмечал он, являются результатом монгольского ига.

Н.И.Костомаров подчеркивал роль ханских ярлыков в укреплении власти московского великого князя внутри своего государства.

Ф.И.Леонтович утверждал, что монгольское право оказало влияние на русское.

Другого мнения придерживался С.М.Соловьев, который отрицал возможность огромного монгольского влияния на внутреннее развитие России, кроме его разрушительных набегов и войн. Он обращает внимание на то, что «у нас нет причины признавать сколько-нибудь значительное влияние (монголов) на (русскую) внутреннюю администрацию, поскольку мы не видим никаких его следов».

В.О.Ключевский сделал общие замечания о важности политики ханов в объединении Руси.

М.Ф.Владимирский-Буданов допускал лишь незначительное влияние монгольского права на русское.

В современной исторической науке сложились две точки зрения на монгольское иго. Одна из них являющаяся традиционной рассматривает его как бедствие для русских земель. Другая же – трактует нашествие Батыя как рядовой набег кочевников.

Сторонники традиционной точки зрения крайне негативно оценивают воздействие ига на все стороны жизни Руси:

· происходило массовое перемещение населения, а вместе с ним и земледельческой культуры на запад и северо-запад, не менее удобные территории с менее благоприятным климатом;

· резко снизилась политическая и социальная роль городов;

· усилилась власть князя над населением;

· произошла и определенная переориентация политики русских князей на Восток.

Другая точка зрения рассматривает вторжение монголов не как завоевание, а как «великий кавалерийский рейд»:

· разрушались только те города, которые стояли на пути войска;

· гарнизонов монголы не оставляли;

· постоянной власти не устанавливали;

· с окончанием похода Батый ушел на восток (на Волгу).

Уточняя понятия «монголо-татарское нашествие» и «монголо-татарское иго» необходимо иметь ввиду следующее:

Во-первых, «Батыево нахождение» оказало такое сильное воздействие на русские земли, судьбы их жителей, что будет правильнее говорить о домонгольской и ордынской эпохах отечественной истории;

Во-вторых, непрекращающаяся борьба русского народа с захватчиками позволила Руси, непосредственно не входя в состав Золотой Орды, сохранить свою государственность.

Выбор Востока в качестве объекта взаимовлияния для Руси оказался довольно устойчивым. Он проявился не только в приспособлении к восточным формам государства, общества, культуры, но и в направлении экспансии централизованного Русского государства. С точки зрения И.Н.Ионова европейцы отмечали склонность России давать «восточные» ответы на «вопросы» Запада.

В это сложное время для Руси немецкие рыцари и шведские феодалы осуществили агрессию на западные русские земли. Великий князь Александр Ярославович проявил великий полководческий талант и в ожесточенных сражениях 1242, 1240 г. разбил немецких рыцарей и шведских феодалов. За победу на Неве он получил титул Александр Невский. Эти победы для Руси имели огромное историческое значение, которые не только позволили отстоять западные рубежи Руси, но и внесли весомый вклад в консолидацию русского народа в борьбе против агрессоров.

Этногенез – это начальный этап возникновения народа и дальнейшее формирование его антропологических, этнографических, лингвистических особенностей.
Восточные славяне – русские, украинцы, белорусы.
Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна заселяли племена индоевропейцев. Славяне входят в индоевропейскую языковую семью. Эта языковая индоевропейская семья существовала уже примерно в 4-м тысячелетии до н. э. Постоянно шли миграции различных племен. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви – восточную, западную и южную. Располагались восточные славяне на территории современной восточной Европы. Споры о происхождении восточных славян идут до сих пор.
Славяне были не первыми жителями, до них проживало как минимум 4 народности:
Скифы – имели развитую культуру и государственность (в I тысячелетии до н. э. древние греки писали о различных народах северного Причерноморья, называя их «скифами» (но не значит, что все из них были скифами));
Древние греки-колонисты – соседи скифов;
Сарматы – кочевой народ из Азии;
Финно-угры – народ, пришедший из Сибири.
В начале I тысячелетия н. э. римляне писали о «варварах», среди которых также могли быть предки славян.
В 4-7 вв н. э. шло великое переселение народов, среди которых были славяне.
В 5-7 вв н. э. славяне занимали земли от реки Эльбы(лавы) на Западе до реки Днепр на Востоке. От Балтийского на севере до Средиземного на юге.
Историческая общность восточных славян, которые дали начало древнерусскому государству, формировалась на территории Поднепровья.
Соседи – балтийские (современные литовцы и латыши), финно-угорские, финские племена (эстонские, финские).
В степях северного Причерноморья жили кочевники-скотоводы – тюркские племена.
Соседние государства: Византия (средневековая Греция), Хазария (хазарский каганат; контроль над великим шелковым путём; Хазария была в низовьях Волги и Дона), Волжская Булгария (Казань).
Восточные славяне состояли из 15 крупный племен (поляне, двевляне, кривичи, словене – наиболее развитые). Каждое племя имело свою внутреннюю организацию, племенных вождей. Киев стал крупным полянским центром.
Основные занятия восточных славян:
Лесные промыслы (присваивающий тип хозяйства);
Земледелие (пашенное) Большая часть лесов была покрыта лесами, поэтому нужно было вырубить деревья, выкорчевывать пни и сжигали. Когда почва становилась непригодной, переходили на другую. Это подсечно-огневая система земледелия. Пахали плугом, сохой, бороной, затем убирали хлеб серпами. Зерновые культуры – пшеница, просо, ячмень, гречиха, рожь, овёс.
Животноводство (разводили коров, коз, овец, свиней, лошадей)
Ремесла домашние (кузнечное), а также занимались бортничеством, рыболовством и охотой;
Ткачество (шерсть коз, овец, льняные.)
Основная религия – язычество (верования, возникшие на стадии родовых отношений; для него характерны одушевление окружающего мира, поклонение силам природы и предкам). 2 основных культа – культ природы и культ предков. Славяне отличались любовью к свободе.
В 9-м веке на земле восточных славян появляются Варяги (наемные воины). Версия - выходцы из Скандинавии и побережья Балтийского моря.
По мере расселения восточных славян на больших пространствах кровно-родственные связи стали распадаться. В 9-м веке родовая община превращается в соседскую, где единство поддерживается не родственными связями, а хозяйственными. Суровые природные условия обусловили долговременность соседской общины, т. к. часто большие объемы работы нужно было сделать в короткие сроки.
В славянских общинах выделяется родоплеменная знать (1-2%), воины, и выборные вожди. Эта стадия развития общества – военная демократия.
В это время зарождаются элементы будущей государственности. Предгосударственная стадия общественного развития.

Славяне как сформировавшийся народ впервые были засвидетельствованы в византийских письменных источниках середины VI века. Ретроспективно эти источники упоминают о славянских племенах в IV веке. Более ранние сведения относятся к народам, которые могли принимать участие в этногенезе славян, таких как бастарны, однако степень этого участия варьируется в различных исторических реконструкциях. Письменные свидетельства византийских авторов VI века имеют дело с уже сложившимся народом, разделённым на склавинов и антов. Упоминания о венедах как предках славян (или отдельном славянском племени) имеют ретроспективный характер. Свидетельства авторов римской эпохи (I-II вв.) о венедах не позволяют связать их с какой-либо достоверно славянской археологической культурой.

Археологи определяют как достоверно славянский ряд археологических культур, начиная с V века. В академической науке не существует единой точки зрения по этническому происхождению носителей более ранних культур и их преемственности по отношению к более поздним славянским. Языковеды также не имеют единого мнения по времени появления языка, который можно было бы считать славянским или праславянским. Существующие научные версии предполагают выделение праславянского языка из праиндоевропейского (или из языковой общности более низкого уровня) в широком диапазоне от 2-го тыс. до н. э. до рубежа эр или даже первых веков н. э.

Происхождение, история формирования и ареал древних славян изучаются методами и на стыке различных наук: лингвистики, истории, археологии, палеоантропологии, генетики.

Теории происхождения славя

Миграционная

А) «Дунайская» или «балканская» миграционная теория.

Автор «Повести временных лет» («ПВЛ») – Нестор – первый, кто попытался ответить на вопрос откуда и как появились славяне. Он определил территорию славян, включая земли по нижнему течению Дуная и Паннонию. Именно с Дуная начался процесс расселения славян, то есть славяне не были исконными жителями своей земли, речь идет о их миграции. Следовательно, киевский летописец явился родоначальником так называемой миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская» или «балканская». Популярной она была в сочинениях средневековых авторов: чешских и польских хронистов XIII – XIV вв. Это мнение долго разделяли историки XVIII – нач. XX вв. Дунайскую «прародину» славян признавали, в частности, такие историки, как С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и др. По мнению В. О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Исходя из этого, в его работе прослеживается мысль о том, что « история России началась с VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат». Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень озера в VII – VIII вв. Так В. О. Ключевский видит славян сравнительно поздними пришельцами на своей земле.

Б) «Скифо-сарматская» миграционная теория.

Впервые она зафиксирована Баварской хроникой XIII в., а позднее воспринята многими западноевропейскими авторами XIV – XVIII вв. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксаланы». Постепенно славяне из среднего Причерноморья расселились на запад и юго-запад.

В) «Скифо-балтийская» миграционная теория.

В начале XX в. вариант близкий к «скифо-сарматской» теории предложил академик А. И. Соболевский. По его мнению, названия ре, озер, гор в пределах расположения древних поселений русского народа якобы показывают, что русские получили эти названия от другого народа, который был здесь раннее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась с жившими далее к северу предками славяно-балтийцев и дала начало славянам где-то в берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились.

Г) «Прибалтийская» миграционная теория.

Эта теория разработана крупным историком и языковедом А. А. Шахматовым. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя вендов (от кельтов), продвинулись на нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II – II вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла), по мнению А. А. Шахматова, была вторая прародина славян. Наконец, когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная ветви, двинулась на восток и юг в Причерноморье и образовала здесь племена восточных и южных славян. А значит, следуя этой «прибалтийской» теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства.

Существовали и существуют ряд других теорий миграционного характера происхождения славян и их «прародины». Это и «азиатская», это и «среднеевропейская» (по которой славяне и их предке оказывались пришельцами из германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии), и ряд других теорий.

Очевидно, что согласно миграционной теории, славяне изображались по летописным данным сравнительно поздним пришлым населением на занимаемой ими территории (VI – VIII вв.), т. е. авторы этой теории не считали их постоянными обитателями тех земель, где славяне были известны с древности.

Автохтонные (от греч. autochthon – местный) - биологический вид, обитающий на месте, в котором произошел.

Эта теория признавалась в советской историографии. Подобный взгляд был у чешских исследователей в 50-70–х годах, которые были последователями авторитетного ученого по славянству - Л. Нидерле.

Они считали, что славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но так же значительная часть современной Украины и Белоруссии. По этой точке зрения, восточные славяне явились автохтонными жителями на своей земле. Подобные взгляды были высказаны некоторыми Болгарскими и Польскими учеными.

Подробнее о взгляде советской историографии:

Первоначально складывались отдельные мелкие разрозненные древнейшие племена на определенной обширной территории, которые затем образовались в более крупные племена и их объединения и, наконец, в исторически известные народы, образующие нации. Следовательно, народы образовались в ходе истории не от единого исконного «пранарода» с его «праязыком» путем последующего его распадения и расселения из какого-то первоначального центра («прародины»), а наоборот, путь развития в основном шел от первоначальной множественности племен к последующему постепенному их объединению и взаимному скрещиванию (ассимиляция). При это мог, конечно, идти в отдельных случаях и вторичный процесс: дифференциации уже сложившихся раннее крупных этнических общностей.

Вопрос №5. Образование Древнерусского государства. Проблема происхождения древнерусской государственности. Легенда о призвании варягов.

Государство – это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определенной территории.

Условия возникновения государства.

Первое государство в землях восточных славян получило название «Русь». По имени его столицы – города Киева ученые стали впоследствии называть его Киевской Русью.

Первые упоминания имени «русь» относятся к тому же времени, что и сведения об антах, славянах, венедах, т.е к V – VII вв. описывая племена, жившие между Днепром и Днестром, греки называют их антами, скифами, сараматами. В IX в

Предпосылками образование Древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусского государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.

Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей - дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.

Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.

Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр - в г. Новгороде). В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования Древнерусского государства считается 862 год.

Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 в. немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер Шлецер доказывали скандинавскую теорию образования Древнерусского государства (Руси).

М.В.Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге.

Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования Древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 вв. учеными-историками.

Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 гг. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющих Восточную Европу. В 9 в. Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.

Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжский князь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 г. обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян - Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.

В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 гг.

Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 г. он совершил поход на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпело поражение в морской битве. Тогда в 945 г. в союзе с печенегами, он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с древлян, Игорь был убит.

Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957 гг.) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь и крестилась в православие.

Святослав (957-972) - самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 г. он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.

Центром образования Древнерусского государства стали Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 в. обе эти группы объединились в единое Древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.

ТЕМА 4. АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ В ЭПОХУ ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ. ПРОБЛЕМА ЭТНОГЕНЕЗА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

Россия в своих основных чертах сформировалась в рамках Московского государства. Однако она имеет глубокие исторические корни в славянской цивилизации, в Древней Руси.

Образование древнерусского государства – одна из наиболее важных и сложных научных проблем отечественной истории. Исследователями разработаны различные концепции его природы и генезиса. Но похоже, что вопрос «Откуда есть пошла русская земля?», поставленный древнерусским летописцем Нестором, оказался одним из вечных вопросов нашей истории.

Проблема происхождения Древней Руси связана в первую очередь с вопросом происхождения народа, ее создавшего. Сегодня она остается одной из самых дискуссионных в отечественной историографии, сохраняет свою актуальность и приобретает политическую окраску в условиях роста национального самосознания русского, украинского, белорусского и других народов, населяющих пространства Руси – России – бывшего СССР.

Итак, при сравнительной простоте строя наше общество строилось по-своему под действием местного подбора и соотношения условий народной жизни. Рассматривая эти условия в самую раннюю пору сравнительно с действовавшими в Западной Европе, найдём и первоначальный источник обеих особенностей нашей истории, так облегчающих изучение её общественных явлений. С первобытным культурным запасом, принадлежавшим всем арийским племенам и едва ли значительно умноженным в эпоху переселения народов, восточные славяне с первых своих шагов в пределах России очутились в географической и международной обстановке, совсем не похожей на ту, в какую несколько раньше попали их арийские родичи, германские племена, начавшие новую историю Западной Европы. Там бродячий германец усаживался среди развалин, которые прямо ставили его вынесенные из лесов привычки и представления под влияние мощной культуры, в среду покорённых ими римлян или романизованных провинциалов павшей империи, становившихся для него живыми проводниками и истолкователями этой культуры. Восточные славяне, напротив, увидели себя на бесконечной равнине, своими реками мешавшей им плотно усесться, своими лесами и болотами затруднявшей им хозяйственное обзаведение на новоселье, среди соседей, чуждых по происхождению и низших по развитию, у которых нечем было позаимствоваться и с которыми приходилось постоянно бороться, в стране ненасиженной и нетронутой, прошлое которой не оставило пришельцам никаких житейских приспособлений и культурных преданий, не оставило даже развалин, а только одни бесчисленные могилы в виде курганов, которыми усеяна степная и лесная Россия. Этими первичными условиями жизни русских славян определилась и сравнительная медленность их развития и сравнительная простота их общественного состава, а равно и значительная своеобразность и этого развития и этого состава. Запомним хорошенько этот начальный момент нашей истории: он поможет нам ориентироваться при самом начале пути, нам предстоящего.



Одна из новейших концепций славянского этногенеза сводится к следующему. В I тыс. до н.э. славяне еще не выделились в самостоятельную этническую группу. До сих пор не ясно, на какой территории и когда славяне отделились от индоевропейского языкового единства. Анализ лекски древнеславянского языка позволил ученым предположить, что предки славян входили в балто-славянскую языковую общность, занимавшую территорию к югу от линии Западная Двина – Ока. На севере они соседствовали с финно-угорскими, а на юге с иранскими этнокультурными массивами.

В начале I тыс. н.э. из единой балто-славянской общности выделяется праславянская группировка. Во II-IV вв. ее соседями являются два крупных межэтнических объединения, возглавляемых на юге готами и на западе вандалами. Известный петербургский ученый Г.С.Лебедев утверждает, что в составе или в контакте с этими образованиями праславяне прошли важный этап этнической консолидации; к IV в. относятся первые известия о политической активности венедов и антов.

Название «славяне» появилось лишь в VI в. Античные авторы упоминали славян под именем венедов, готские хронисты называли их антами, византийцы – склавинами.

Великое переселение народов, проходившее с IV по VII в., существенно изменило этническую картину мира. Магистральным путем для движения этносов с востока на запад стало Северное Причерноморье. Кочевые племена волна за волной накрывали Восточную и Среднюю Европу. Гунны в IV-V вв. разгромили державу готов, тогда готы, гепиды, вандалы и др., теснимые степняками, двинулись на запад и юго-запад, взламывая границы Римской империи.

В образовавшуюся географическую нишу и устремились праславяне, в ходе мощной экспансии заселившие огромные пространства. Начиная с V-VI вв. они фиксируются (и археологически и письменными источниками) на территории от южного побережья Балтийского моря на севере до Дуная на юге, от Вислы и Одера на западе до среднего Днепра и Дона на востоке. Они дошли до верховьев Волги, до Адриатики, проникли в Пелопоннес и Малую Азию.

Период древнеславянского единства заканчивается в последней четверти I тыс., когда славянская общность распадается на три ветви: восточную, западную и южную.

Самостоятельная история восточных славян начинается в VIII-IX вв. К этому времени восточнославянские племена полян, древлян, волынян и дреговичей занимают лесостепь и леса днепровского правобережья, тиверцы и уличи – Прикарпатье и междуречье Прута, Днестра, Южного Буга, северяне и радимичи – днепровское левобережье, вятичи – бассейн верхнего течения Оки, кривичи верховья Днепра, Волки, Западной Двины и Псковщину, ильменские словене – территорию к северу от Ладожского озера почти до озера Белого, берега Чудского озера и Ильмень-озера.

Отличительные особенности славянского расселения заключаются в следующем:

· Освоение громадной территории Восточной Европы;

· Удаленность от основных очагов цивилизации;

· Соприкосновение с этносами, находившимися на более низкой ступени развития;

· Сохранение в местах своего обитания местного населения, в первую очередь угро-финских племен;

· Перманентный характер славянской колонизации;

· Ассимиляция части угро-финских и балтских племен.

Становление восточно-славянской государственности происходило в постоянных столкновениях с восточными и юго-восточными кочевниками и полукочевниками, в первую очередь с Булгарией и Хазарским каганатом.

В VI в. тюркоязычные авары (обры, по русской летописи) создали в южнорусских степях Аварский каганат, объединивший кочевые племена. Он был разбит Франками в VIII в. Великие авары (обры) исчезли без следа. А в Приазовье образовался сильный протоболгарский союз племен тюркской лингвистической группы, называемый Болгарским царством. В результате его распада часть племен под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, т.е. болгар. Другая часть болгар-тюрок осела в среднем течении Волги, где образовала государство Волжская Болгария (Булгария). С середины VII в. она соседствовала с исключительно сложным и в чем-то таинственным историческим феноменом – Хазарским каганатом. История появления его такова.

С середины VI до середины VIII в. крупнейшим политическим образованием на Востоке был Тюркский каганат. Центром его первоначально был союз алтайских племен, принявших название «тюрк», ставшее этнонимом для народов, говоривших на родственных языках. Затем каганат распался на Восточный и Западный. Первый находился между Сырдарьей и Манчжурией, второй простирался от Алтая до степей Причерноморья. Его преемником и стал Хазарский каганат, занимавший Нижнее Поволжье, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым. Превратившись в VII в. в крупнейшее политическое образование каганат стал соперничать с Византией и Арабским халифатом в борьбе за Кавказ, Причерноморье и славянские земли. Хазары сумели создать яркую культуру, вобравшую в себя традиции многих племен и народов, населявших территорию от Китая до Византии. Города Итиль, Саркел, Семендер были важными центрами европейской торговли. Хазарская торговля оживила древние пути из Причерноморья в Византию и расширила общение с азиатским миром.

Духовную основу государства составляло язычество, но постепенно под влиянием Византии здесь начинает распространяться христианство, а под давлением Арабского Халифата – мусульманство. Переселившиеся сюда в VII в. евреи (по одним источникам они пришли из Византии, по другим, - с арабского Востока) принесли с собой иудаизм. Он был провозглашен официальной религией каганата, хотя распространился только среди верхушки общества. В целом в государстве сохранялась веротерпимость.

История противостояния Руси и Хазарского каганата сложная, многозначная, не во всем понятная. Роль хазар в истории Руси принято было оценивать негативно: они совершали набеги на славянские земли и заставляли славян платить им дань. Действительно, с IX в. и до середины 60-х годов X в. между Русью и каганатом шла постоянная и острейшая борьба. Но оценки этих событий современными специалистами различаются. Обобщая их выделим следующие.

Сторонники первой точки зрения считают, что хазары – «разбойники по закону», т.е. обложили славянские племена небольшой данью. В то же время, существование на востоке стабильного политического объединения гарантировало славянские земли от недавних катастроф, когда невесть откуда появившаяся дикая орда могла в течение одного дня спалить, разорить, уничтожит все созданное и накопленное в течении десятилетий.

Исследователь В.Я.Петрухин отмечает, что «хазарское иго способствовало расцвету славянской культуры в Среднем Приднепровье, т.к. славяне были избавлены от набегов степняков». Более того, новое государственное образование восточных славян, по его мнению, вызревало в тени более сильного соседа. Как только сосед начал проявлять признаки слабости, славяне стали освобождаться от зависимости от каганата.

Другой взгляд на эту проблему сводится к тому, что Хазария являлась щитом, заслонявшим страны Восточной Европы от арабов. Но скорее можно согласиться с теми авторами, которые утверждают, что арабской угрозы, от которой якобы спасли Восточную Европу хазары, не было. Хазария сама выступала в отношении народа Кавказа, славян, волжских булгар как поработительница, и эти народы боролись за освобождение от власти хазар.

Статьи по теме