II. Реформы «четырех модернизаций» и их результаты. Политика четырёх модернизаций Реформы четырех модернизаций в китае

В 1978 г. сформулирована в общем виде цель превращения Китая в могучую и процветающую державу, которая стала подлинной общенациональной мобилизующей идеей, была конкретизирована в программе «Четырех модернизаций»: 1) Модернизация сельского хозяйства, 2) Промышленности, 3) Науки и техники, 4) Обороны.

Взят курс на образование богатого демократического социалистического государства с душевым доходом населения на уровне среднеразвитых стран Зап. Европы. По уровню производства к 2015 г. обойти Японию и к 2025 г. обойти США по общему объему производства. К 2050 г. стать страной №1 в мире по всем основным экономическим показателям.

Поэтапность - основа реформ. Неотъемлемой чертой курса китайских экономических реформ является постепенность и осмотрительность, взвешенный подход к намечаемым преобразованиям

В общем можно выделить четыре этапа экономического развития Китая:

  • 1. Переход от натурального, полунатурального хозяйства к плановой товарной экономике.
  • 2. Переход от аграрного к индустриальному обществу.
  • 3. Переход от закрытого общества к открытому.
  • 4. Переход от общества «моральных принципов» к правовому.

Переход к товарному производству проходил, опираясь на историко-культурные и экономико-политические традиции. В конце 70-х годов XX в. реформы осуществлялись под лозунгом «плановая экономика - главное, рыночное регулирование - вспомогательное», когда основное внимание уделялось совершенствованию планового управления народным хозяйством с допущением договорных цен, развитием индивидуального сектора, появлением жестко контролируемых совместных предприятий, предоставлением госпредприятиям права сбывать сверхплановую продукцию, введением семейного подряда.

В период 1984-1990гг. официальной моделью преобразований было провозглашено создание системы социалистического товарного хозяйства. Центральное место занимала реформа ценообразования. Она предусматривала переход к свободному регулированию цен на потребительские товары. Реформа проходила в три этапа:

Первый - приближение государственных цен к уровню затрат,

Второй - постепенная передача права установления цен от центральных к местным органам управления,

Третий - постепенная либерализация цен производственного и потребительского назначения. В начале 1990-х годов рыночная ориентация реформы расширяется и в качестве целевой модели начинает фигурировать понятие «социалистической рыночной экономики». Важнейшей характеристикой «социалистической рыночной экономики», по мнению китайских специалистов, является ведущая роль общественной собственности при одновременном развитии многоукладности в экономике.

Реформирование государственных предприятий включает расширение прав предприятий при сохранении за государством права собственности на их имущество, а также акционирование предприятий, за исключением предприятий оборонных отраслей, добычи редких металлов и государственной монополии.

Переход от аграрного к индустриальному обществу характеризуется ликвидацией народных коммун в деревне и развитием свободного предпринимательства. В 1990-е годы количество деревенских предприятий выросло по сравнению с 1980-ми годами в 14 раз, превысив 21 млн., численность работающих возросла в 4 раза. Деревенские предприятия должны отчислять львиную долю доходов на поддержку сельскохозяйственного производства и социальные нужды (40% валовой прибыли). Доля налогов в валовой прибыли этих предприятий превышает 50%. На большинстве деревенских предприятий работают родственники, что создает систему отношений, характерную для доиндустриального общества.

В Китае существует четкое разделение экономики на городскую и деревенскую. Главным нововведением в деревенской экономике стало распространение подворного подряда (трудовых крестьянских хозяйств) с правом распоряжения, использования и наследования земельных наделов. Создание института частной собственности затруднено дефицитом пахотных площадей, перенаселенностью, низким уровнем социально-экономического развития деревни, вековыми устоями крестьянской жизни. По подсчетам, на душу населения в КНР приходится 0,09 га пахотной земли (в России - 0,9 га).

В целом сельскохозяйственное производство сохраняет натуральный и полунатуральный характер. Это определяется значительным уровнем самообеспечения, низким удельным весом товарной продукции (примерно 30%). Основной покупатель сельскохозяйственной продукции - государство, которое широко использует ценовую регламентацию. Расчеты с производителями часто осуществляются с помощью расписок, на которые практически нельзя ничего купить. Тем не менее производство сельскохозяйственной продукции растет: в 1990-е годы по сравнению с 1980-ми производство хлопка увеличилось на 15%; сборы чайного листа повысились на 22% (товарный выход - 96%) и т. д.

Начиная с 1979 г. Китай взял курс на переход от закрытого общества к открытому в расчете на приток иностранного капитала в страну для модернизации и развития промышленного производства, разрешение социальной миграции населения.

Огромную роль в реализации реформ в Китае играет политика правительства по привлечению прямых иностранных инвестиций, которые интегрировались в национальную экономику, вызвали рост и диверсификацию промышленного производства, стимулировали развитие экспорта.

Система мобилизации и распределения инвестиционных ресурсов в период до начала осуществления политики реформ основывалась на полном изъятии в госбюджет прибыли предприятий и дальнейшем распределении средств между регионами, отраслями, предприятиями. Ассигнования в экономику носили безвозмездный характер при упоре на административные методы хозяйственного управления. В период осуществления реформы были диверсифицированы источники финансирования. Наряду с государственными средствами активно используются средства коллективных, индивидуальных, частных и совместных предприятий, накопления населения.

Географическая близость Гонконга, обладающего развитой финансовой сферой и огромными торговыми связями, явилась основным преимуществом для иностранных компаний, которые начали размещать в Китае трудоемкие сборочные производства, ориентированные на экспорт.

Для стимулирования инвестиционных процессов по решению китайского правительства в Приморских районах были созданы 4 особые экономические зоны: Шанхай, Чжухай, Шаньтод, Хайкоу, куда сразу направились потоки прямых иностранных инвестиций Гонконга, Тайваня и США.

В 1984 г. для иностранного инвестирования было открыто 14 прибрежных городов и портов. Западные инвесторы получили возможность выхода на крупные внутренние рынки Китая и территории с большим количеством рабочей силы, квалифицированным техническим составом, развитой инфраструктурой и небольшими предприятиями. В 1985-1986 гг. на эти города приходилось 23% промышленного производства и 40% экспорта Китая.

В 1985 г. в Китае для иностранного инвестирования было открыто еще 18 городов, которые имели избыток дешевой рабочей силы и где располагалось трудоемкое производство первичных и перерабатывающих отраслей экономики. Это повлекло за собой перемещение целых заводов и современных производственных комплексов ТНК в данные районы, модернизацию технологической и производственной базы местных предприятий.

В 1986 г. китайское правительство выпустило список из 22 положений, направленных на улучшение инвестиционного климата для привлечения прямых иностранных инвестиций. Были открыты специальные обменные пункты для инвесторов, которые имели возможность купить здесь твердую валюту, импортное сырье, репатриировать прибыль.

В 1990 г. была введена новая корпоративная политика, вступили в действие нормативные акты о защите авторских прав. Это активизировало инвестиционные потоки прямых иностранных инвестиций из Японии, США и Западной Европы.

С 1992 г. в Китае проводились мероприятия, направленные на либерализацию сферы услуг и создание предпосылок для вступления в ВТО. Поэтому для иностранных инвесторов постепенно были открыты ранее закрытые сектора экономики: недвижимость, транспорт, телекоммуникации, строительство дорог, инфраструктура аэропортов, развитие портов, розничная торговля, страхование, бухгалтерские услуги и природоохранные технологии.

Совместные предприятия, занятые в приоритетных отраслях экономики, получили особые льготы, касающиеся перемещения технологий и экспорта. Для Китая характерно создание акционерных совместных предприятий с иностранным участием от 22 до 50%. Иностранные инвесторы обеспечивают предприятия оборудованием, технологиями и финансированием. Китайская сторона предоставляет инфраструктуру, трудовые ресурсы и местные связи.

Согласно законодательству технологии и ноу-хау, предоставляемые зарубежной стороной, должны быть передовыми и соответствовать нуждам страны. Китайские власти предписывают иностранным инвесторам приобретать сырье и производственные материалы, топливо и вспомогательное оборудование у местных поставщиков, а реализовывать произведенную продукцию за пределами Китая. Это помогает государству накапливать валютные резервы.

В последнее время в Китае возрастает число предприятий со 100%-ным иностранным капиталом. Раньше их можно было создавать только в особых экономических зонах, начиная с 1986 г. такие предприятия распространились практически по всему Китаю. Подобные фирмы, как правило, экспортно-ориентированные, применяют новейшие технологии и современное оборудование. По закону они пользуются защитой от национализации и экспроприации, но такие предприятия не должны наносить вред общественным и государственным интересам Китая.

В 1995 г. в Китае принят закон, позволяющий иностранным компаниям создавать холдинги. При организации холдинга существует три условия: компания должна быть финансово здоровой, иметь длительный стаж деятельности в Китае и владеть активами не менее 400 млн. долл.; обладать консолидированным акционерным капиталом в сумме не менее 10 млн. долл.; иметь одобрение на проведение не менее трех инвестиционных проектов в Китае.

Для привлечения прямых иностранных инвестиций в Китае применяются различные стимулы. Они включают в себя: налоговые каникулы, льготные импортные тарифы, облегченные правила приема и увольнения иностранного персонала.

Если объем инвестиций в регионе ниже определенного уровня по стране, то региональные власти могут без специальных разрешений вводить собственные стимулирующие механизмы привлечения прямых иностранных инвестиций. Это способствует развитию местных региональных рынков, растет интенсивность внутригосударственного хозяйственного оборота. Тем не менее формирование единого рынка в КНР сдерживается отсталостью транспортной инфраструктуры.

Остро стоит проблема образования, хотя ассигнования в эту сферу в 2 раза выше, чем в сельское хозяйство. Умственным трудом занимается примерно 8,5% активного населения. В КНР есть понятие "новые неграмотные" (лица, утратившие знания иероглифики и разучившиеся читать и писать). Ежегодно более 4 млн. детей покидают начальную школу, 2 млн. - неполную среднюю и более 2 млн. - вообще не имеют возможности учиться, что, естественно, негативно отражается на ходе реформ. В последнее время в Китае практикуется обучение на английском языке.

Рассказывается о трудовых взаимоотношениях в Китае эпохи великих реформ Дэн Сяопина, насколько они отличались от современных реалий в трудовом законодательстве

Политика четырёх модернизаций

Сегодня в рубрике «Школа профессионального роста» вам, глубокоуважаемые читатели, предлагается ознакомиться с трудовыми взаимоотношениями в Китае эпохи великих реформ Дэн Сяопина. Предлагаем проверить, насколько они отличались от современных реалий в трудовом законодательстве.

В начале ноября южную столицу залили непрерывные дожди. Как раз в тот день, когда мокрый дождь стал потихоньку превращаться в снег, директор Немо вызвал своих сотрудниц, поставив им очередную задачу. По временным меркам, путешествие предстояло недалёкое - в восьмидесятые годы XX века. От работниц агентства требовалось получить полноценную копию доклада великого реформатора.

В ноябре 1979 года в центре на одной из центральных улиц Пекина две девушки из Советского Союза отчаянно пытались найти дорогу в Дом культуры. Им нужно было попасть туда на слёт комсомольских организаций социалистических стран. По слухам, с приветственной речью к делегатам слёта должен был обратиться Председатель Совета КНР Дэн Сяопин.

Им удалось поймать такси и объяснить водителю, куда им нужно попасть.

Таксист оказался словоохотливым и добродушным малым. Узнав, что он везёт гостей из Советского Союза, Янь Вэй, так звали водителя, сообщил, что принял поначалу Айнуру за китаянку. Тем более что её китайский благодаря ускоренному курсу обучения через мозговой синтезатор был довольно-таки неплох.

Экскурсия по столице Китая

Янь Вэй рассказывал о местных достопримечательностях, устроив девушкам небольшую экскурсию по столице Китая.

Машин на дорогах было немного, в основном автобусы и грузовики. Много людей спешило по своим делам на велосипедах, мопедах и мотоциклах. На перекрёстках стояли регулировщики движения с полосатыми палками в руках, касках и тёмно-коричневых военных мундирах. Дома были невысокие, большинство не выше девяти этажей. Эпоха строительства небоскрёбов ещё не началась…

Несмотря на начинающийся сезон дождей, в городе было влажно и жарко.

Таксист показывал им памятники, площади и старинные здания. Они умудрились проехать неподалёку от площади Тьяньаньмын, по которой ходило огромное количество народу.

На вопрос Олеси, как он относится к реформам Сяопина, шофёр сказал, что в целом впечатление благосклонное. Причём не только у него, но и у большинства его знакомых.

Уровень жизни возрос.

Например, его дядя в деревне, работавший председателем сельской коммуны, поставлявшей рис и зерно государству, недавно писал, что правительство теперь покупает у них продукцию по более высоким ценам. Их повысили на тридцать процентов. При этом сократили налоги. Разве это плохо?

Конечно же, хорошо! - ответила Олеся.

У самого Янь Вэя профсоюз только неделю назад добился повышения заработной платы на двадцать процентов, а также увеличения премиальных за досрочное выполнение плана. Правда, пока эти изменения вступят в силу только со следующего месяца и будут отражены в трудовом договоре, который их предприятие будет подписывать с работниками.

Подходит ли нам китайский опыт "четырех модернизаций"?

Фото из открытых источников

Осенью 2008 года говорили о том, что модель развития экономики через либеральный капитализм потерпела крах. В последние несколько лет уже говорят, что социалистический путь развития, по которому пошли страны Южной Европы, тоже показал свою несостоятельность и недееспособность. И получается, что лучше всех сейчас чувствуют себя авторитарные государства Азии. Что ж получается? Говорят, что "Вашингтонскому консенсусу" приходит конец, и что скоро будет навязываться всему миру "Китайский консенсус"?

С каждым новым включением теленовостей ожидаешь начала еще худшего сценария. Нас погружают в тупость сегодняшнего бытия, заставляя ожидать перемен к лучшему. Однако всё больше приходится убеждаться в том, что Кабмин Владимира Гройсмана и Верховная Рада вряд ли способны справиться с этим большим кризисом, вывести Украину из системного тупика, в который мы попали не только вследствие АТО на востоке страны, но даже в большей степени благодаря многолетним усилиям господствующих в стране финансово-политических групп.

Более того, политические и деловые риски подспудно продолжают нарастать. Социальные последствия этого кризиса также очевидны, вслед за падением как внутренних, так и внешних инвестиций будет экономия на зарплатах, а далее - на занятости, плюс нас ожидает очередной и более мощный виток девальвации (согласно лишь расчетам госбюджета-2018 к концу следующего года доллар США будет стоить 30,1 гривен). Какие опасности нас еще ждут впереди? И кто из политических лидеров всё-таки осмелится выбрать одно из двух. Либо разрушать монопольно-олигархические устои и заново строить конкурентную экономику страны, чтобы хоть накормить бедное население. Либо гасить пламя голодных бунтов.

Новости по теме

От себя замечу, познакомившись с олигархами еще в 90-е годы, знаю, что это жестокие и умные люди. Уже хорошо, если бы удалось расшатать старые политические и экономические правила игры и начать создавать новые институты. Затягивать этот процесс – смерти подобно. Имея в своем багаже два высших образования (военно-политическое и экономическое), убежден в том, что у нас идут два катастрофических процесса: первый, 3 года подряд продолжается АТО на востоке страны; второй, ширится раскол украинского общества (60% населения находятся за чертой бедности). И если произойдет третий Майдан, то вероятнее всего его назовут революцией бедных, т.к. у нас сегодня самый низкий в Европе уровень компенсации за труд.

Конечно, нужно изучать опыт европейских стран с качественными экономиками, но не пора ли нам также внимательно присмотреться к лучшим азиатским примерам. Например, в отличие от всех украинских правительств, в Китае подошли к проведению реформ комплексно и системно. Так, начало экономическим реформам было положено в 1978 году на III-м пленуме ЦК КПК 11-го созыва. Тогда Дэн Сяопин впервые предложил программу "четырех модернизаций": реформы в промышленности, сельском хозяйстве, национальной обороне, науке и технике.

Национальная программа включала в себя не только заимствование капиталистических методов развития экономики по принципу: "неважно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей", но и последовательную демократизацию общества. Трудно не признать тот факт, что китайские реформы сегодня являются выдающимся явлением современности, не имеющим аналогов в мире. Это решительные, эффективные и результативные реформы. Но можем ли мы применить подобное в Украине? Ответ на этот вопрос пока не дал ни один украинский политик. Также и среди экспертов нет единой точки зрения по поводу того, подходит ли нам китайский опыт, и если да, то какие его элементы представляют наибольшую ценность, а какие должны быть решительно отброшены?

Новости по теме

Например, "архитектор реформ" Дэн Сяопин стал также и могильщиком неудачливого китайского Майдана на площади Тяньаньмэнь. Так же, как и сегодняшние украинские события 2004 и 2014 годов, Тяньаньмэнь-1989 стал важнейшей точкой бифуркации для Китая, имеющей стратегическое значение в перспективе целых десятилетий. Поэтому нередко от своих коллег до сих пор слышу, мол, если бы китайские студенты тогда победили, то, возможно, Китай бы ждало почти тоже, что и Советский Союз в конце прошлого столетия. Увы, в СССР своего Дэна не нашлось, и его судьба на весах истории оказалась печальной.

К сожалению, как отмечают ведущие зарубежные и отечественные эксперты, такого лидера пока не нашлось и в коррумпированной постсоветской Украине. Наша судьба с действующим олигархическим укладом тоже незавидна. Особенно на примере парламента мы видим, как государственная система ломает идеалистов майданов. И кто ответит, какая у нас политическая партия в условиях кризиса дала стратегические задачи развития украинских рынков? Как остановить падение реальных доходов населения и рост инфляции? А ведь всех уже жизнь научила считать и понимать, наблюдая в последнее время за ростом доллара США в валютных обменниках, сознаем - нам надо готовиться к тому, что импорт будет дорожать, гривна – обесцениваться, зарплаты – уменьшаться. Не удивлюсь, если скоро мы услышим и о масонском заговоре.

Да, инфляция у нас начала ускоряться. Ожидаю до конца 2017 года где-то до 3-3,5 процентных пунктов. Далее инфляционный шок. И это будет осенью-зимой не только плодоовощная и мясная инфляция, а и еще инфляция цен на услуги. Кабинет министров Владимира Гройсмана сам провоцирует неудержимый рост инфляции. Непонятно, зачем премьер-министру и министру финансов Данилюку городить весь этот огород? Ведь этот новый инфляционный шок при их руководстве может продолжиться существенно дольше. Вот почему всё больше склоняюсь к мысли, что только технократы у власти и международные инвесторы из Америки, Азии и Европы способны спасти экономику Украины.

Новости по теме

Не секрет, сегодня украинская бюрократия – очень неэффективная по своим профессиональным качествам. Да и в кадровой политике было допущено слишком много ошибок. Ведь у всяких экономических реформ есть три обязательных правила. Во-первых, они должны быть справедливыми. Во-вторых, решительными. И, в-третьих, быстрыми. В нашем случае ни одно из правил не было выполнено ни Кабмином, ни Верховной Радой. Это показатель системного кризиса. Также выстраивание "вертикали власти", перевод страны на ручное управление неизбежно приводят к сбоям в управлении такой слабой системы, как государство. Ну, и авторитарная система, особенно заботливо и интенсивно выстраиваемая АП в течение последних двух лет, к осени 2017 года вступила в фазу кризиса. Ведь она, по сути, не может решить ни одной серьезной проблемы, терпит неудачу за неудачей. Долго так продолжаться не может.

В этой связи очень короткое философское заключение. Напомню, осенью 2008 года говорили о том, что модель развития экономики через либеральный капитализм потерпела крах. В последние несколько лет уже говорят, что социалистический путь развития, по которому пошли страны Южной Европы, тоже показал свою несостоятельность и недееспособность. И получается, что лучше всех сейчас чувствуют себя авторитарные государства Азии. Что ж получается? Говорят, что "Вашингтонскому консенсусу" приходит конец, и что скоро будет навязываться всему миру "Китайский консенсус"?

Александр ГОНЧАРОВ,

Директор Института развития экономики Украины

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@ .

2. Программа 4-х модернизаций, ее цель и реализация

В 1978 г. сформулированна в общем виде цель превращения Китая в могучую и процветающую державу, которая стала подлинной общенациональной мобилизующей идеей, была конкретизирована в программе "Четырех модернизаций": 1) Модернизация сельского хозяйства, 2) Промышленности, 3) Науки и техники, 4) Обороны.

Взят курс на образование богатого демократического социалистического государства с душевым доходом населения на уровне среднеразвитых стран Зап. Европы. По уровню производства к 2015 г. обойти Японию и к 2025 г. обойти США по общ. объему производства. К 2050 г. стать страной №1 в мире по всем основным экономическим показателям.

Поэтапность – основа реформ. Неотъемлемой чертой курса китайских экономических реформ является постепенность и осмотрительность, взвешенный подход к намечаемым преобразованиям

В общем можно выделить четыре этапа экономического развития Китая:

1. Переход от натурального, полунатурального хозяйства к плановой товарной экономике.

2. Переход от аграрного к индустриальному обществу.

3. Переход от закрытого общества к открытому.

4. Переход от общества "моральных принципов" к правовому.

Переход к товарному производству проходил, опираясь на историко-культурные и экономико-политические традиции. В конце 70-х годов XX в. реформы осуществлялись под лозунгом "плановая экономика - главное, рыночное регулирование - вспомогательное", когда основное внимание уделялось совершенствованию планового управления народным хозяйством с допущением договорных цен, развитием индивидуального сектора, появлением жестко контролируемых совместных предприятий, предоставлением госпредприятиям права сбывать сверхплановую продукцию, введением семейного подряда.

В период 1984-1990гг. официальной моделью преобразований было провозглашено создание системы социалистического товарного хозяйства. Центральное место занимала реформа ценообразования. Она предусматривала переход к свободному регулированию цен на потребительские товары. Реформа проходила в три этапа:

Первый - приближение государственных цен к уровню затрат,

Второй - постепенная передача права установления цен от центральных к местным органам управления,

Третий - постепенная либерализация цен производственного и потребительского назначения. В начале 1990-х годов рыночная ориентация реформы расширяется и в качестве целевой модели начинает фигурировать понятие "социалистической рыночной экономики". Важнейшей характеристикой "социалистической рыночной экономики", по мнению китайских специалистов, является ведущая роль общественной собственности при одновременном развитии многоукладности в экономике.

Реформирование государственных предприятий включает расширение прав предприятий при сохранении за государством права собственности на их имущество, а также акционирование предприятий, за исключением предприятий оборонных отраслей, добычи редких металлов и государственной монополии.

Переход от аграрного к индустриальному обществу характеризуется ликвидацией народных коммун в деревне и развитием свободного предпринимательства. В 1990-е годы количество деревенских предприятий выросло по сравнению с 1980-ми годами в 14 раз, превысив 21 млн., численность работающих возросла в 4 раза. Деревенские предприятия должны отчислять львиную долю доходов на поддержку сельскохозяйственного производства и социальные нужды (40% валовой прибыли). Доля налогов в валовой прибыли этих предприятий превышает 50%. На большинстве деревенских предприятий работают родственники, что создает систему отношений, характерную для доиндустриального общества.

В Китае существует четкое разделение экономики на городскую и деревенскую. Главным нововведением в деревенской экономике стало распространение подворного подряда (трудовых крестьянских хозяйств) с правом распоряжения, использования и наследования земельных наделов. Создание института частной собственности затруднено дефицитом пахотных площадей, перенаселенностью, низким уровнем социально-экономического развития деревни, вековыми устоями крестьянской жизни. По подсчетам, на душу населения в КНР приходится 0,09 га пахотной земли (в России - 0,9 га).

В целом сельскохозяйственное производство сохраняет натуральный и полунатуральный характер. Это определяется значительным уровнем самообеспечения, низким удельным весом товарной продукции (примерно 30%). Основной покупатель сельскохозяйственной продукции - государство, которое широко использует ценовую регламентацию. Расчеты с производителями часто осуществляются с помощью расписок, на которые практически нельзя ничего купить. Тем не менее производство сельскохозяйственной продукции растет: в 1990-е годы по сравнению с 1980-ми производство хлопка увеличилось на 15%; сборы чайного листа повысились на 22% (товарный выход - 96%) и т. д.

Начиная с 1979 г. Китай взял курс на переход от закрытого общества к открытому в расчете на приток иностранного капитала в страну для модернизации и развития промышленного производства, разрешение социальной миграции населения.

Огромную роль в реализации реформ в Китае играет политика правительства по привлечению прямых иностранных инвестиций, которые интегрировались в национальную экономику, вызвали рост и диверсификацию промышленного производства, стимулировали развитие экспорта.

Система мобилизации и распределения инвестиционных ресурсов в период до начала осуществления политики реформ основывалась на полном изъятии в госбюджет прибыли предприятий и дальнейшем распределении средств между регионами, отраслями, предприятиями. Ассигнования в экономику носили безвозмездный характер при упоре на административные методы хозяйственного управления. В период осуществления реформы были диверсифицированы источники финансирования. Наряду с государственными средствами активно используются средства коллективных, индивидуальных, частных и совместных предприятий, накопления населения.

Географическая близость Гонконга, обладающего развитой финансовой сферой и огромными торговыми связями, явилась основным преимуществом для иностранных компаний, которые начали размещать в Китае трудоемкие сборочные производства, ориентированные на экспорт.

Для стимулирования инвестиционных процессов по решению китайского правительства в Приморских районах были созданы 4 особые экономические зоны: Шанхай, Чжухай, Шаньтод, Хайкоу, куда сразу направились потоки прямых иностранных инвестиций Гонконга, Тайваня и США.

В 1984 г. для иностранного инвестирования было открыто 14 прибрежных городов и портов. Западные инвесторы получили возможность выхода на крупные внутренние рынки Китая и территории с большим количеством рабочей силы, квалифицированным техническим составом, развитой инфраструктурой и небольшими предприятиями. В 1985-1986 гг. на эти города приходилось 23% промышленного производства и 40% экспорта Китая.

В 1985 г. в Китае для иностранного инвестирования было открыто еще 18 городов, которые имели избыток дешевой рабочей силы и где располагалось трудоемкое производство первичных и перерабатывающих отраслей экономики. Это повлекло за собой перемещение целых заводов и современных производственных комплексов ТНК в данные районы, модернизацию технологической и производственной базы местных предприятий.

В 1986 г. китайское правительство выпустило список из 22 положений, направленных на улучшение инвестиционного климата для привлечения прямых иностранных инвестиций. Были открыты специальные обменные пункты для инвесторов, которые имели возможность купить здесь твердую валюту, импортное сырье, репатриировать прибыль.

В 1990 г. была введена новая корпоративная политика, вступили в действие нормативные акты о защите авторских прав. Это активизировало инвестиционные потоки прямых иностранных инвестиций из Японии, США и Западной Европы.

С 1992 г. в Китае проводились мероприятия, направленные на либерализацию сферы услуг и создание предпосылок для вступления в ВТО. Поэтому для иностранных инвесторов постепенно были открыты ранее закрытые сектора экономики: недвижимость, транспорт, телекоммуникации, строительство дорог, инфраструктура аэропортов, развитие портов, розничная торговля, страхование, бухгалтерские услуги и природоохранные технологии.

Совместные предприятия, занятые в приоритетных отраслях экономики, получили особые льготы, касающиеся перемещения технологий и экспорта. Для Китая характерно создание акционерных совместных предприятий с иностранным участием от 22 до 50%. Иностранные инвесторы обеспечивают предприятия оборудованием, технологиями и финансированием. Китайская сторона предоставляет инфраструктуру, трудовые ресурсы и местные связи.

Согласно законодательству технологии и ноу-хау, предоставляемые зарубежной стороной, должны быть передовыми и соответствовать нуждам страны. Китайские власти предписывают иностранным инвесторам приобретать сырье и производственные материалы, топливо и вспомогательное оборудование у местных поставщиков, а реализовывать произведенную продукцию за пределами Китая. Это помогает государству накапливать валютные резервы.

В последнее время в Китае возрастает число предприятий со 100%-ным иностранным капиталом. Раньше их можно было создавать только в особых экономических зонах, начиная с 1986 г. такие предприятия распространились практически по всему Китаю. Подобные фирмы, как правило, экспортно-ориентированные, применяют новейшие технологии и современное оборудование. По закону они пользуются защитой от национализации и экспроприации, но такие предприятия не должны наносить вред общественным и государственным интересам Китая.

В 1995 г. в Китае принят закон, позволяющий иностранным компаниям создавать холдинги. При организации холдинга существует три условия: компания должна быть финансово здоровой, иметь длительный стаж деятельности в Китае и владеть активами не менее 400 млн. долл.; обладать консолидированным акционерным капиталом в сумме не менее 10 млн. долл.; иметь одобрение на проведение не менее трех инвестиционных проектов в Китае.

Для привлечения прямых иностранных инвестиций в Китае применяются различные стимулы. Они включают в себя: налоговые каникулы, льготные импортные тарифы, облегченные правила приема и увольнения иностранного персонала.

Если объем инвестиций в регионе ниже определенного уровня по стране, то региональные власти могут без специальных разрешений вводить собственные стимулирующие механизмы привлечения прямых иностранных инвестиций. Это способствует развитию местных региональных рынков, растет интенсивность внутригосударственного хозяйственного оборота. Тем не менее формирование единого рынка в КНР сдерживается отсталостью транспортной инфраструктуры.

Социальная миграция населения также способствует открытости экономики. Более 50 млн. человек ежегодно перемещаются из региона в регион, из деревни в город. Однако государство ограничивает рост городского населения через концепцию "замены детьми", согласно которой предприятия и организации, отправляющие на пенсию работников, должны трудоустроить на фирме их детей. Это ведет к сохранению сословных отношений, снижает эффективность современных методов менеджмента. И хотя в начале 1980-х годов такой подход был отменен и провозглашена политика свободного конкурентного отбора, он все еще имеет место в трудовых отношениях.

Остро стоит проблема образования, хотя ассигнования в эту сферу в 2 раза выше, чем в сельское хозяйство. Умственным трудом занимается примерно 8,5% активного населения. В КНР есть понятие "новые неграмотные" (лица, утратившие знания иероглифики и разучившиеся читать и писать). Ежегодно более 4 млн. детей покидают начальную школу, 2 млн. - неполную среднюю и более 2 млн. - вообще не имеют возможности учиться, что, естественно, негативно отражается на ходе реформ. В последнее время в Китае практикуется обучение на английском языке.


Четыре модернизации (1979–2000 гг.)

Реформы КНР были ориентированы на длительные сроки: к 2000 г. – увеличение валовой продукции промышленности и сельского хозяйства в четыре раза, формирование общества "умеренной зажиточности"; к 2021 г. (100-летие КПК) – выход на уровень среднеразвитой страны. В рамках первого срока были определены четыре модернизации.

  • 1. Сельское хозяйство (с 1979 г.). Отправной пункт – упразднение народных коммун и раздача на подворный подряд земель, юридически оставленных в государственной собственности, но переданных в семейное пользование с контрактным сроком сначала до 15, затем до 50–70 лет. Государственные закупочные цены на продовольствие и технические культуры были повышены относительно цен на промышленную продукцию (к 1981 г. – на 38%, к 1989 г. – на 77%), что обеспечило уже к 1984 г. рост сборов риса на треть, а доходов сельских жителей в целом – вдвое. Численность голодающего населения, по данным официальной статистики, также сократилась за 1979–1984 гг. вдвое, а к концу 1990-х гг. – в 12,5 раз (с 250 млн до 20 млн человек).
  • 2. Промышленность (с 1984 г.), где к концу 1970-х гг. было занято лишь 18% населения КНР (в госсекторе). КПК сделала ставку на длительное существование охваченного директивным планированием госсектора с ростом частного сектора, создаваемого не столько на базе госсектора, сколько наряду с ним. Сохранив контроль над ценами, государство предоставляло дешевые кредиты госпредприятиям, благодаря чему их продукция росла почти также быстро, как и новых предприятий частного сектора. Тем не менее удельный вес продукции, подпадающей под директивный план, сократился за 1980–2000 гг. с 40 до 5%, а доля госпредприятий в валовом объеме промышленности – с 77,6 до 23,5%. В конце 1990-х гг. были проведены выкуп у коммерческих банков долгов госпредприятий и выпуск на сумму имущества предприятий акций с размещением на фондовом рынке, после чего официально объявлено, что в КНР остались лишь две убыточные отрасли – угольная и военная.

Крупнейшей китайской промышленной компанией стала государственная нефтехимическая корпорация (1983 г.), преобразованная в ходе реорганизации в Китайскую национальную нефтегазовую корпорацию (1998–1999 гг.), с отделением от нее нефтедобывающей Петрочайна и нефтеперерабатывающей Синопек (Китайской нефтяной и химической корпорации) – крупнейшей компании КНР, акции которой обращаются на бирже, а основным инвестором осталось государство.

Одновременно иод лозунгом "удерживать крупное, отпускать малое" власть санкционировала переход небольших госпредприятий в собственность их директората. Но уже до этого вне госсектора были созданы миллионы мелких кустарных и торговых предприятий, благодаря чему к 2000 г. сравнялась доля занятых в сельском хозяйстве (50%) и в других сферах (22,5% в промышленности, 27,5% в сфере услуг), хотя доля сельского населения еще составляла 63,4% (в 1979 г. – 80%). На предприятия, как государственные, так и частные, стало приходить более грамотное население.

  • 3. Армия. Основное направление – совершенствование сил быстрого реагирования, оснащение парком военно-транспортных средств; рост доли расходов на военные НИОКР в таких отраслях, как авиа- и судостроительная, атомная, радиоэлектронная.
  • 4. Высокие технологии – через реализацию специальных госпрограмм (с 1980 г.) и политику "технология в обмен на рынок" (1992 г.), т.е. уступку ТНК части национального рынка в обмен на получение от них передовой технологии при создании совместных предприятий (СП). Для СП с иностранным капиталом было предусмотрено снижение ставки подоходного налога до 15%, инвесторов, предоставлявших передовые технологии, – льготы вплоть до полного освобождения от налога.
Статьи по теме