Презентация на тему борис васильев. Презентации к уроку литературы по произведению Бориса Львовича Васильева «Утоли мои печали… Скачать презентацию на тему борис васильев

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«Ходынкой началось – Ходынкой и кончится», – так говорили в народе о царствовании последнего русского императора Николая II. Жуткая давка, устроенная при коронационных торжествах, унесла не одну сотню жизней, стала мрачным предзнаменованием грядущих несчастий для династии и государства. Ходынской трагедии посвящены самые яркие и горькие страницы повествования Бориса Васильева. Но, разумеется, автор не ограничивается описанием лишь этого события. В романе – размышления о русской интеллигенции, о чести и долге перед Отечеством, о тех мучительных испытаниях, которые ему предстоит пережить...

3 слайд

Описание слайда:

Была назначена коронация нового императора, 28-восьмилетнего Николая II. Коронацию решено было провести в Москве на Ходынском поле (1896 г)

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Николая II привлекала Москва - город исконно русский, святой и благочестивый, в котором он хотел показать себя царем Всея Руси и подарить народу разные милости. Казалось, в истории Российского государства наступал день, который должен был символизировать единство царя и народа. Губернатор Москвы Великий князь Сергей Александрович объявил, что на следующий после коронации государя императора день состоятся народные гулянья на Ходынском поле, во время которых будут раздаваться царские подарки. Это была радостная весть, такого еще никто не помнил.

6 слайд

Описание слайда:

Из близлежащих городов и деревень приезжали тысячи любопытных - всем хотелось увидеть нового царя, его немецкую жену, посмотреть красочную церемонию коронования и получить подарки. Массовые народные гулянья были назначены на восемнадцатое мая. На Ходынское поле к двум часам дня должны были прибыть коронованный Николай II с супругой Александрой, а также приглашенные высокие особы и дипломаты. Там заблаговременно для встречи дорогих гостей уже соорудили императорский павильон. Вся площадь, примерно в один квадратный километр, была к тому же окружена небольшим забором.

7 слайд

Описание слайда:

По разным оценкам, на этом огражденном поле (площадью в один квадратный километр) собрались от пятисот тысяч до полутора миллионов человек. Но это было еще не все, народ продолжал стекаться. Близлежащие улицы были заполнены людьми, шли мужчины и женщины, шли целыми семьями до самого утра, рассчитывая попасть на Ходынку.

8 слайд

Описание слайда:

Уже к пяти часам утра восемнадцатого мая около 150 палаток и 20 павильончиков началось столпотворение. Как писал потом в официальном отчете министр юстиции Н.В. Муравьев, «над народною массой стоял густым туманом пар, мешавший различать на близком расстоянии лица. Находившиеся даже в первых рядах обливались потом и имели измученный вид». Конечно, при таком скоплении народа можно было ожидать всяких беспорядков. Первые жертвы появились еще до того, как разразилась главная паника. Ослабевшие и потерявшие сознание люди падали, и несколько человек умерли. Трупы выталкивали из толпы и так над головами из рук в руки передавали к краю поля. Отодвинуться от покойников в сторону было невозможно, и это еще больше увеличивало давку. Раздавались крики, стоны, вопли, но вырваться из замкнутого квадрата не удавалось никому, никто не хотел расстаться со своим местом. Огражденной территории для такой толпы было явно маловато, и давка уже начиналась.

9 слайд

Описание слайда:

В результате всеобщей паники (по официальным данным) на Ходынском поле погибли 1389 человек и полторы тысячи получили различные увечья. По неофициальным данным - от четырех до пяти тысяч. Сколько погибло на самом деле, никто не знает. На Ваганьковском кладбище сохранился памятник, посвященный жертвам Ходынской катастрофы.

10 слайд

Описание слайда:

Тогда не только Москва, вся Россия оцепенела от ужаса. Это была страшная трагедия, в которой увидели страшное предзнаменование. От царя ожидали, что он отменит празднества, назначит комиссию по расследованию, распорядится об аресте ответственных за невинно убиенных, выступит перед народом со словами скорби.

11 слайд

Описание слайда:

Но ничего этого не произошло. В тот самый вечер царь, в душе сильно переживавший случившееся, но не будучи в силах противостоять настояниям своего двора, согласно церемониалу, танцевал кадриль у французского посла. А для успокоения москвичей на следующий день повелел выдать каждой семье, в которой был погибший, по одной тысяче рублей.

12 слайд

Описание слайда:

Об этом трагическом для России событии позднее вспоминали многие журналисты и писатели, в частности, Максим Горький в своем обширном произведении «Жизнь Клима Самгина» подробно передал смятение и тревогу москвичей, переживших эту трагедию.

13 слайд

Описание слайда:

Почему стала возможной ходынская трагедия? Как на этот вопрос отвечает автор? В романе возникает спор о том, что есть соблюдение исторических традиций. Оправдывая намечающиеся широкие празднования коронации, генерал замечает: «Народ без исторических традиций превращается в толпу ванек, не помнящих родства своего».

14 слайд

Описание слайда:

Роман Трифонович Хомяков утверждает, что великая традиция и великая честь есть забота о подданных своих, а не парады с иллюминациями. Отсутствие подлинной заботы о народе властей послужило причиной ходынской трагедии. Приготовленных 400 000 подарков для всего народонаселения Москвы было слишком мало, и в этом уже таилась причина давки. К тому же не были приняты меры для обеспечения безопасности людей. Великолепие, пышность «священной коронации» - вот главная забота императорского двора. Фото "Икона Божией Матери "Утоли моя печали"" автора Сергея Васильева

15 слайд

Описание слайда:

Прав ли Каляев, увидевший главного виновника трагедии в лице князя Сергея Александровича, генерал-губернатора Москвы? В какой-то мере прав. Сергей Александрович, как генерал-губернатор, ответствен за порядок в городе и безопасность граждан, особенно в период проведения массовых мероприятий. Ответствен он и за нежелание нарушить традицию и предложить императору приостановить коронационные торжества. Неправ Каляев в том, что он возлагает вину только на великого князя. Виновна система, основанная на равнодушии властей к народу и его судьбам.

16 слайд

Описание слайда:

В романе затрагивается проблема политического террора. Как автор относится к героям, ставшим на путь террора? Почему это произошло с Каляевым? Автор сочувствует людям, ставшим на путь террора, как личностям, с симпатией говорит об их человеческих качествах. Не случайно Машеньку и Ивана он ставит в ситуацию сложнейшего выбора, когда вместе с объектом запланированного террористического акта оказываются дети. Одна пожертвовала собственной жизнью, другой на время отменил исполнение задуманного. Иван Каляев не был прирожденным преступником. На путь убийства градоначальника он встал от отчаяния: государство не наказало виновных в трагедии, наоборот, прикрыло их вину. Не найдя другого способа, Каляев посвящает свою жизнь мщению за горы убитых людей и тысячи истерзанных сердец. И в этом заключено предупреждение обществу: зло, равнодушие порождают ответное зло. В романе отвергается идея политического террора, как и массовых революций.

17 слайд

Описание слайда:

Какое значение имеет в романе образ Маши Олексиной? Внесюжетный персонаж - Машенька Олексина, одна из первых революционерок-террористок, - имеет существенное значение в романе. Ее образом показывается несостоятельность терроризма как способа борьбы за свободу. Она уже привела в действие бомбу, предназначенную для уфимского губернатора, но, увидев, что он сидит в санях вместе с детьми, прикрыла ее собственным телом и погибла сама от взрыва.

18 слайд

Описание слайда:

Как вы понимаете слова писателя, что для России точкой отсчета нового столетия стала «священная коронация царствующего монарха», а «у жителей второй русской столицы и особенно московской интеллигенции точкой отсчета стала не коронация, а ходынская трагедия»? Официальные оценки событий конца XIX века разошлись с мнением московской интеллигенции. Ходынская трагедия, несомненно, наложила огромный отпечаток на дальнейший ход истории, начав длинную череду катастроф XX века: войны, революции, локальные неисчезающие конфликты, природные катастрофы. В уста Наденьки, тяжело пережившей гибель людей на Ходынском поле, автор вкладывает пророческие слова: «Ходынский колокол был колоколом по России».

19 слайд

Описание слайда:

Проанализируйте диалог Елисаветы Федоровны и Ивана Каляева. В чем его смысл? Как можно понять слова великой княгини: «Кто оценит долги наши? Люди? Бог? Будущее?» Великая княгиня Елисавета Федоровна, впоследствии канонизированная Русской православной церковью за великомученический подвиг, пришла к Каляеву, чтобы позаботиться о спасении его души. Между ними происходит диалог о долге. Каляев осознает, что причинил ей горе, но утверждает, что выполнил долг. Он готов принять смертную казнь, помилование для него неприемлемо - его и власть разделяет ходынская трагедия. Вопрос Елисаветы Федоровны содержит сомнения в праве Каляева на исполнение такого долга. Кто может наделить человека правом судить других и распоряжаться чужой жизнью? Принося в дар иконку Божьей Матери «Утоли моя печали» и обещая молиться за него, она призывает к смирению души, к очищению себя и своей совести перед Богом, а также надеется на душевное успокоение, которое принесет ему эта чудотворная икона.

20 слайд

Описание слайда:

В чем вы видите смысл названия романа «Утоли моя печали…»? Главная героиня романа Наденька Олексина, потрясенная трагедией на Ходынском поле, ощущая свою вину за гибель Фенечки, исповедуется перед иконой Божьей Матери «Утоли моя печали», известной своей помощью людям во дни массовых бедствий. Исповедь приносит героине облегчение, смирение и в дальнейшем благочестивую семейную жизнь с Викентием Корнелиевичем Вологодовым. В романе не только даются картины ходынской давки, но и содержатся глубокие размышления о русской интеллигенции, о дальнейшей судьбе России. Заглавие романа, в основу которого положено название чудотворной иконы, имеет символический смысл. Автор ищет утоления печали нашей многострадальной отчизны, ее многострадального народа.

21 слайд

Описание слайда:

Почему роман «Утоли моя печали…», посвященный событиям рубежа XIX-XX веков, обращен к сегодняшнему читателю? Сегодняшняя эпоха для России, особенно годы создания романа, - эпоха кризисная. Изменился общественный строй, подверглись деформации нравственные и культурные ценности, возникают и продолжаются вооруженные конфликты. Именно в эти годы, как полагает Борис Васильев, важен трезвый исторический анализ прошлого, особенно просчетов, допущенных властью, чтобы в будущем избежать противостояния народа и власти, произвола и беззакония, ведущих к кровопролитиям. В этом смысле роман «Утоли моя печали…» можно рассматривать как предупреждение.

22 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание: 1. выучить наизусть стихотворение на стр. 163 – 178; 2. подготовить презентацию «Великая Отечественная война в лирике поэтов ХХ века» (стр. 163 – 178, выбрать автора и понравившееся произведение); 3. выбрать стихотворения о Вов для собственного сборника стихов.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выбор пути России в романе Борис Львовича Васильева «Утоли мои печали…»

Борис Львович Васильев (21 мая 1924 г. - 11 марта 2013 г.) Борис Львович Васильев - русский писатель. Лауреат Государственной премии СССР. Родился в Смоленске.

Великая Отечественная война С началом Великой Отечественной войны ушел фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона. 16 марта 1943 г. Был демобилизован в связи с тяжелым ранением.

Литературным дебютом Б.Васильева стала пьеса «Танкисты» в 1954 г. Наибольшую известность принесла повесть «А зори здесь тихие», впервые появилась в 1969 г. в журнале «Юность»

Роман «Утоли моя печали…» Роман был написан в 1997 году, но описывает события царствования Николая II . Главной проблемой романа становится проблема политического террора, связанная с ходынской трагедией.

Историческая справка Николай II (18 68 -1917 гг.)

Трагедия на ходынском поле Ходынское поле – учебный плац для войск московского гарнизона. Использовалось для народных гуляний. Ходынская трагедия произошла во время коронации императора Николая II 18 мая 1896 г.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Б. Васильев «Утоли моя печали». Проблемы трагического на страницах романа

Исторические лица, воссозданные в романе Николай II Сергей Александрович Романов – генерал-губернатор Москвы, великий князь Елисавета Федоровна (жена)

Борис Савинков и Иван Каляев Российские революционеры и террористы

Вымышленные персонажи действуют в романе вместе с историческими личностями. Главная героиня – Наденька Олексина

Глава вторая (Подслушанный разговор) -Между кем происходит разговор? И о чем? - Из какого произведения взята цитата: «Не дай вам Бог увидеть русский бунт..»? Зачем автор включает ее в разговор? -Почему Надя отказывается продолжать гадание? Как она реагирует на услышанный разговор?

Глава шестая (Коронация Николая II) - Зачем автор дает такое продробное описание коронации Николая II ? Как он относится к описанной церемонии? Почему в коронацию и в целом в композицию всего романа включены тексты из Священого писания, молитвы? Каково их значение?

Ходынская трагедия – кульминационное событие для героев романа.

Глава седьмая (Ходынская трагедия) - Как автор описывают Ходынскую трагедию? Какие приемы он использует? - Как автор изображает толпу? -Какие символы мы встречаем в описании?

Смысл названия Икона Божьей Матери, именуемая «Утоли моя печали» прославилась в Москве многими чудесами со второй половины 18 в. Строчка из молитвы «Утоли моя печали». В развязке романа Надежда Олексина (одна из главных героинь) едет в Соловецкий монастырь и исповедуется перед иконой Божьей Матери «Утоли моя печали». Она чувствуют свою вину за гибель Фенички. Икона известна своей помощью во дни массовых бедствий. Название романа имеет символический смысл. Автор пытается найти утоления печалей всей Родины.

Почему стала возможна ходынская трагедия? В романе звучит фраза: «Народ без исторических традиций превращается в толпу ванек, не помнящих родства своего». Хомяков (один из героев) утверждает, что великая традиция и великая честь это забота о подданных, а не пышные празднества. Не были предприняты меры для безопасности людей, подарков было мало. Главной заботой была пышность коронации.

«Ходынский колокол был колокол по России»

Почему роман, посвященный событиям рубежа веков 19-20 века, обращен к сегодняшнему читателю? Сегодняшняя эпоха и эпоха создания романа (1997 г.) – кризисная. Изменился общественный строй, подверглись деформации культурные и нравственные ценности. В такие переломные моменты, считает Васильев, важен взгляд в прошлое, анализ просчетов допущенных властью во избежание повторения ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы.11 класс."Е.Замятин.Роман"Мы"

Презентация содержит текстовой и фотографический материал к уроку литературы по творчеству Е.Замятина.Состоит из слайдов по биографии и слайдов по изучению романа "Мы"...

презентация к уроку развития речи в 8 классе "Храм Василия Блаженного"(добавлен 05.01.2012)

На презентации представлен иллюстративный материал к уроку развития речи "Храм Василия Блаженного"...

В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....

Слайд 2

ЦЕЛИ:

  • выяснить, что является основным средством раскрытия идейного смысла повести и фильма;
  • проследить, как характер Васкова влияет на формирование личности героинь повести;
  • определить точку зрения автора повести и режиссёра фильма на проблему: что является главной составляющей нашей Победы в Великой Отечественной войне;
  • сравнить поколение сороковых с сегодняшним поколением: есть ли точки соприкосновения в их духовной жизни, можно ли говорить об общности самых важных жизненных идеалов;
  • Слайд 3

    Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец - Васильев Лев Александрович -кадровый офицер царской, впоследствии - Красной и Советской армии. Мать - Алексеева Елена Николаевна из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого. Рано проявившиеся у Бориса Васильева увлечение историей и любовь к литературе "с детства переплелись в его сознании". Учась в воронежской школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал.

    Слайд 4

    Война началась, когда он окончил 9-й класс.

    Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.

    Слайд 5

    Б.Л.Васильев своими глазами видел, как война ломала жизни, калечила судьбы, оставляя детей без родителей в голоде и нищете. Мальчишкам, родившимся в год смерти Ленина, суждено было почти всем сложить свои головы в Великой Отечественной войне.

    В живых их осталось только 3 процента, и Борис Васильев чудом оказался среди них.

    Слайд 6

    Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина (впоследствии имени Р.Я. Малиновского), где встретил свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, которая училась в той же академии, ставшую его постоянной спутницей. После окончания в 1946 году инженерного факультета он работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.

    Слайд 7

    «А зори здесь тихие» первое прозаическое произведение автора. Повесть была написана в 1969 году и напечатана в журнале «Юность». За эту повесть Б.Васильев удостоен Государственной премии СССР.

    «Написать об этом я считал своим гражданским, нравственным долгом перед всеми, кто не вернулся с войны, перед моими товарищами и друзьями. Я не имел морального права написать первую свою книгу о чём –то другом. Я просто был обязан рассказать людям о том, что мы пережили и испытали, какой дорогой ценой досталась победа нашему народу…»

    Слайд 8

    Женщина для меня – это воплощённая гармония жизни. А война - всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщинышли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами…

    Б.Васильев

    Слайд 9

    Именно с нее, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту. Тему войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, Васильев продолжил в повестях

    "В списках не значился" ("Юность", 1974, № 2-4); "Завтра была война" ("Юность", 1984, № 6), в рассказах "Ветеран" ("Юность", 1976, № 4), "Великолепная шестерка" ("Юность", 1980, № 6), "Вы чье, старичье?" ("Новый мир", 1982, № 5), "Неопалимая купина" ("3намя", 1986, № 2) и др.

  • Слайд 10

    • Орден Дружбы народов (27 мая1994)- за большой личный вклад в развитие современной литературы и отечественной культуры
    • Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1999 года (17 февраля2000)
    • Государственная премия СССР - за фильм «А зори здесь тихие»
    • Премия им. А. Д. Сахарова «За гражданское мужество» (1997)
    • Премия Ника (2002)
    • Специальный приз «За честь и достоинство» литературной премии «Большая книга» (2009
    • Награды и премии
    • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (14 июля 2004) за выдающиеся заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность
    • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 мая 1999) за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы
  • Посмотреть все слайды

    Конкурс «Мозаика презентаций» Презентация к уроку по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» БОРИС ЛЬВОВИЧ ВАСИЛЬЕВ 21.05.1924 – 11.03.2013 ПАМЯТИ ПИСАТЕЛЯ ПОСВЯЩАЕТСЯ… РОДИТЕЛИ Б. Л. Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. В одном из интервью журналисту «Дружбы народов» в 1997 году писатель говорил о родителях следующее: «Отец – Васильев Лев Александрович. Из дворян. Офицер трех армий: царской, Красной и Советской. Чудом пережил три армейские чистки, бившие больше всего по бывшим офицерам царской армии...» Мать – Алексеева Елена Николаевна. Из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого, с общественным движением XIX века. «Глубокомысленный вопрос: «с чего начинается Родина?» – подразумевает простейший ответ: с уважения к истории своего народа вообще и к своим родителям в частности». Поколение Васильева – первое поколение, родившееся после кровопролитий Гражданской войны, – выросло в условиях продолжающейся тайной гражданской войны. «Конечно, мы не ощущали всего ужаса террора, – напишет он позже, – но наши родители, родственники, старшие братья и сестры испытали его в полной мере. Ни отец, ни мама никогда мне ничего не рассказывали о себе. Ни о своем детстве, ни о своей молодости. Они исходили из главного принципа того времени, когда я был ребенком: чем меньше я буду знать о прошлом, тем спокойнее будет моя жизнь». СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ На вопрос о том, какую роль играло семейное воспитание в его формировании как личности, Васильев отвечал: «Решающее. Мать заложила нравственные начала, поскольку понятие «порядочности» было стержнем ее существа. Отец внушил мне представление о том, что воля есть первый признак культуры, а потому для человека «НАДО» всегда, при любых обстоятельствах важнее, чем «ХОЧУ». Он же, исходя из своего представления о воле, приучил меня к строгому режиму как к первому, внешнему проявлению воли». СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ Б. Васильев вспоминал: «А эстетическим воспитанием занималась бабушка (с материнской стороны), с которой мне на редкость повезло. Она была полугречанкой: брюнеткой с синими глазами, на добрых 25 лет моложе деда и довольно известной в свое время шансонетной певицей. Она обладала невероятно живым характером и талантом все превращать в игру. Историю, географию, литературу – все, что, по ее мнению, мне следовало знать. Мы разыгрывали с ней исторические сценки, путешествовали по миру («Сегодня, Боренька, мы с тобой поедем в Париж. Гарсон, устриц и бутылку светлого божоле!.. «) СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ «В нашей семье существовала единственная ценность: книги, поскольку я был сыном командира Красной Армии. Его часто переводили с места на место и при этом обеспечивали всем необходимым по прибытии. Мебелью, посудой, постельным бельем, питанием. Поэтому для меня с детства все оказалось второстепенным, кроме книг. Книги были единственным сокровищем семьи, их НЕ ВЫДАВАЛИ комендатуры по прибытии». «Читала обычно моя старшая (на десять лет старше меня) сестра Галя, мама чинила одежду, бабушка перебирала пшено, а отец ремонтировал обувь. Он умел делать все. А читали, как правило, русскую классику, которую я, естественно, воспринять не мог, но ритм которой неведомыми путями в меня проник. Может быть, эти ежевечерние чтения и определили мои последующие пристрастия: я и сейчас ловлю фальшь на слух, а скудость словарного запаса автора – по первым строкам его сочинения чисто интуитивно, что ли». СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ «Меня воспитывали еще по старинке, как это было принято в провинциальных семьях русской интеллигенции, почему я безусловно человек конца XIX столетия. И по любви к литературе, и по уважению к истории, и по вере в человека, и по абсолютному неуменью врать...» Это было созидательное воспитание. В отличие от разрушительного воспитания советского времени с его лозунгами, идеологией, его враждебностью к любому инакомыслию, показательными судами над «врагами народа» и массовыми репрессиями и расстрелами. УЧЁБА В 1932 году семья переехала в Воронеж. Учась в воронежской школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда окончил 9-й класс, началась война. ВОЙНА Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь. ВОЙНА Мальчишкам, родившимся в год смерти Ленина, суждено было почти всем сложить свои головы в Великой Отечественной войне. В живых их осталось только 3 процента, и Борис Васильев чудом оказался среди них. «...Мне и вправду выпал счастливый билет. Я не умер от тифа в 34-м, не погиб в окружении в 41-м, парашют мой раскрылся на всех моих семи десантных прыжках, а в последнем – боевом, под Вязьмой, в марте 43-го – я нарвался на минную растяжку, но на теле не оказалось даже царапины». СЕМЬЯ Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина (впоследствии имени Малиновского), где встретил свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, которая училась в той же академии, ставшую его спутницей на всю жизнь. Драматичный эпизод в начале их совместного пути стал, по словам Бориса Васильева, эпиграфом ко всей последующей жизни: «…Я уже набрал букетик, когда вдруг увидел минную растяжку. Проследил глазами и заметил мину, к которой она вела. И понял, что меня занесло на неразминированный участок обороны. Осторожно развернулся к юной жене, а она оказалась передо мною. Лицом к лицу. – Мины. – Я знаю. Боялась кричать, чтобы ты не бросился ко мне. Сейчас мы осторожно поменяемся местами, и ты пойдешь за мной. Шаг в шаг. – Первым пойду я. Я знаю, как и куда смотреть. – Нет, ты пойдешь за мной. Я вижу лучше тебя. Говорили мы почему-то очень тихо, но лейтенант Васильева говорила так, что спорить было бессмысленно. И мы пошли. Шаг в шаг. И – вышли. С той поры я часто попадал на минные поля… Вот уже более шести десятков лет я иду по минному полю нашей жизни за Зориной спиной. И я – счастлив. Я безмерно счастлив, потому что иду за своей любовью. Шаг в шаг». НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ После окончания в 1946 году инженерного факультета он работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой. Начало литературной деятельности оказалось для писателя полным непредвиденных осложнений. Первым произведением, вышедшим из-под его пера, стала пьеса «Танкисты» (1954) – о том, как непросто в человеческом и профессиональном планах проходила в послевоенной армии смена поколений. Эта пьеса под названием «Офицер» была принята к постановке в Центральном театре Советской Армии, но после двух общественных просмотров в декабре 1955 года незадолго до премьеры спектакль без всяких объяснений был запрещен Главным политическим управлением армии. Непросто складывалась судьба и первого прозаического произведения Васильева «Иванов катер» (1967): А.Т. Твардовский принял повесть для публикации в «Новом мире». Но после его смерти она почти 3 года пролежала в редакционном портфеле и увидела свет лишь в 1970 году. Приходилось писать ради заработка сценарии для телепередачи КВН, сочинять подтекстовки к киножурналам «Новости дня» и «Иностранная хроника»... «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…» В 1969 году в восьмом номере журнала «Юность» была напечатана другая повесть автора – «А зори здесь тихие...». Именно с нее, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту. «Зори...» многократно переиздавались и переиздаются вплоть до нынешнего дня, претерпели множественные музыкальные и сценические интерпретации, по ним был снят в 1972 году одноименный фильм, удостоенный многих премий, в том числе Государственной премии СССР. «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…» Замысел повести возник у Васильева в результате внутреннего несогласия с тем, как освещаются в литературе те или иные военные события и проблемы. Серьезная увлеченность «лейтенантской прозой» сменилась с годами убежденностью, что он видит войну совсем другими глазами. Васильев вдруг осознал, что это не «его» война. Его притягивают судьбы тех, кто оказался на войне оторванным от своих, лишенным связи, поддержки, медицинской помощи, кто, защищая Родину до последней капли крови, до последнего дыхания, должен был рассчитывать только на собственные силы. Тут не мог не сказаться военный опыт писателя. Мотив патриотизма звучит в повести высоко и трагично, и вместе с тем проза эта устремлена навстречу вечно продолжающейся жизни. Повесть вобрала в себя характерные особенности васильевской прозы. Ее философско-нравственная, с мелодраматическим оттенком, составляющая несет на себе печать авторской личности – романтически увлекающейся, чуткой и слегка сентиментальной, склонной к иронии и прозорливой. Это проза мужественного и честного писателя, органически не принимающего компромисса между истиной и ложью. ВОЕННАЯ ПРОЗА Тему войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, Васильев продолжил в повестях «В списках не значился» (1974); «Завтра была война» (1984), в рассказах «Ветеран» (1976), «Великолепная шестерка» (1980), «Вы чье, старичье?» (1982), «Неопалимая купина» (1986) и др. Борис Васильев не щадит читателя: концовки его произведений в основном трагичны, ибо он убежден, что искусство не должно выступать в роли утешителя; его функции – обнажать перед людьми жизненные опасности в любых их проявлениях, будить совесть и учить сочувствию и добру. ВОЕННАЯ ПРОЗА Рассказы Васильева о послевоенных судьбах фронтовиков неизменно проникнуты горечью – слишком многие из недавних солдат оказались потерянными в мирной жизни – и чувством вины перед ними за равнодушие и бессердечие общества. Писатель видит в этом закономерные последствия войны, ни миллионные жертвы которой, ни громкие победы не в силах предотвратить чудовищное падение нравов воюющих сторон. Война узаконивает убийства и развращает души вседозволенностью, она возвращает в мирную жизнь людей опустошенных. А это опасно сказывается и на последующих поколениях, и на ходе всей истории. «НЕ СТРЕЛЯЙТЕ БЕЛЫХ ЛЕБЕДЕЙ» Роман «Не стреляйте белых лебедей» (1973) занимает в творчестве писателя особое место. В поединке с циничными и жестокими браконьерами гибнет забитый ими до смерти главный герой, воспринимаемый в деревне как «божий бедоносец», Егор Полушкин, вступившийся за доверенную его охране природу. Веривший в свою правоту и человеческую справедливость, он становится жертвой зла, вызывая у читателя гневную реакцию по отношению к убийцам. Стреляющие в лебедей и забивающие ногами их защитника, они прежде всего убивают в себе все человеческое. Острую жалость и безмерное сострадание вызывает нелепо оборвавшаяся судьба лесника. Добро уязвимо, как всякое нравственное начало, и требует от нас защиты не в одиночку, а всем миром. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА История русской интеллигенции, переплетенная с историей России, нашла свое художественное воплощение в романе «Были и небыли», повествующем об истории рода Алексеевых (в романе и в других книгах – Олексиных), об участии двух прадедов автора в русско-турецкой войне. Избрав жанр семейного романа, наиболее полно отвечающего его замыслам, Васильев отслеживает на примере семьи зарождение русской интеллигенции, пытается определить ее сущность. Исторические романы Бориса Васильева содержат многие аналогии, повествуя о яростной борьбе за власть («Вещий Олег». М., 1996), о предпосылках Смутного времени и его последствиях («Князь Ярослав и его сыновья». М., 1997), о коварстве и жестокости княжеской власти, о первых обращениях русов к христианству («Ольга – королева русов». М., 2002). Обращаясь к истории, он утверждает: «Да, историю – не в записи, разумеется, – исправить невозможно, но можно – и нужно! – попытаться сгладить последствия деяний прошлого, если эти деяния сказываются в дне сегодняшнем». ФИЛЬМОГРАФИЯ По сценариям и книгам Б. Л. Васильева снято 15 кинофильмов: «Очередной рейс» (1958), «Длинный день» (1961), «След в океане» (1964), «Королевская регата» (1966), «На пути в Берлин» (1969), «Офицеры» (1971), «А зори здесь тихие» (1972), «Иванов катер» (1972), «Аты-баты, шли солдаты...» (1976), «Подсудимый» (1985), «По зову сердца» (1986), «Наездники» (1987), «Завтра была война» (1987) , «Вы чье, старичье?» (1988), «Я – русский солдат» (1995). О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ Писатель постоянно напоминает о необходимости установления и поддержания приоритета культуры, которую определяет как традиционную, выработанную тысячелетиями систему выживания русского народа, с горечью признавая, что «революция и воспоследовавшая за нею Гражданская война, а в особенности сталинские репрессии практически уничтожили культурную мощь России. Цивилизованные страны перестали воспринимать нас как свою составную культурную часть: такова, увы, данность сегодняшнего дня...» О ПРИРОДЕ ПАТРИОТИЗМА Размышляя о природе патриотизма, Васильев с болью говорит: «Ныне это великое понятие затрепано, замусолено и затаскано бесстрастными, не обладающими хотя бы крупицами харизмы коммунистическими вождями в Государственной думе. ...Неужели не ясно, что любовь доказывается только делами, только поступками и решительно не чем иным?» ОБ ОТНОШЕНИИ ВЛАСТИ К НАРОДУ Так же бескомпромиссно он размышляет о сложившемся, часто уничижительном отношении власти к народу, взаимосвязи территории и уровня жизни в России, с тревогой говорит об отсутствии гражданского общества в нашем государстве. ПРИЗНАНИЕ Борис Львович Васильев – лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии движения имени академика А. Д. Сахарова «Апрель», международной литературной премии «Москва-Пенне», премии Союза писателей Москвы «Венец», Российской академии кинематографических искусств «Ника» – «За Честь и Достоинство». Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» II степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Дружбы народов, многими медалями. НО ГЛАВНОЕ – ПРИЗНАНИЕ И ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ ЧИТАТЕЛЕЙ ЕГО КНИГ И ЗРИТЕЛЕЙ ФИЛЬМОВ ПО ЕГО СЦЕНАРИЯМ. О чем бы ни писал Борис Васильев, масштаб личности писателя, уровень его мышления и таланта придают каждой строке широкое общечеловеческое звучание, вызывая у читателей благодарный отклик и чувство гордости за возможность причислить себя к его современникам. 11 марта 2013 года писателя не стало… Но его книгам и фильмам, очень хочется в это верить, предстоит долгая жизнь… Источники информации http://ru.wikipedia.org/wiki/Васильев,_Борис_Львович http://bookmix.ru/authors/index.phtml?id=143 http://persona.rin.ru/view/f/0/32239/vasilev-boris-lvovich http://www.peoples.ru/art/literature/prose/detectiv/vasilev/ http://www.kp.ru/daily/26043.5/2957740/ http://geroiros.narod.ru/wwsoldat/200/ARTICLES/BIO/vasilyev_bl.htm http://slovo.ws/bio/rus/Vasilev_Boris_Lvovich/index.html http://booket.ru/book-40831.html http://shopping-time.ru/product.php?id=539091 http://www.chaskor.ru/article/daty_nedeli_17302 http://xit-avto.ru/author/vasilev-boris-lvovich.html http://books.j5.ru/tov/pobediteli-_1 http://www.rudata.ru/wiki/Новости_кино/Архив_2008_май http://www.kinomost.ru/index.asp?case=17&kw=10145 http://society.lb.ua/life/2010/05/05/42828_boris_vasilev_istoriya_nar odu_.html http://www.booqs.ru/Details.aspx?ProductID=29110 http://www.timetolive.ru/rubriki/4159/ Источники информации http://www.kino-teatr.ru/kino/screenwriter/sov/28758/foto/53923/ http://www.pravlenie.ru/society/142889/ http://control.audiopedia.su/audio/13972 http://www.bookin.org.ru/book/1919780 http://top.rbc.ru/photoreport/11/03/2013/848612.shtml http://www.echel.ru/press/?page=33&ctgr=1&id=1074 http://royalcheese.ru/people/1607-pamyati-borisa-vasileva.html http://www.neva24.ru/a/2013/03/11/Skonchalsja_avtor_povesti/galle ry/8609/71963/ http://subscribe.ru/catalog/rss.262751 http://kniga-kam.ru/?p=7424 http://blogs.privet.ru/community/legendi_kino/106065274 http://blog.i.ua/search/?type=label&words=4092&p=6&brief=0 http://soft-podborka.com/film-online/military/97531-aty-baty-shlisoldaty.html http://spek.keytown.com:81/sites/default/files/rasIIIProg/5_tvorch/V asil_prj/old_smol/biograf/biograf.htm

    Статьи по теме