Се время покаяния. «се – время благоприятное, се – время покаяния. О том, что и мы причастны греху Адама

Монах Моисей Святогорец подвизается на Святой Горе Афон около тридцати пяти лет. Он является иконописцем, поэтом, критиком и писателем. Издал 52 книги и написал более 1000 статей. Его труды переведены и изданы во многих странах мира. Занимал должность старшего секретаря в Священном Киноте Святой Горы. Около двадцати пяти лет является старцем каливы святителя Иоанна Златоуста скита святого великомученика Пантелеимона от монастыря Кутлумуш. Предлагаем вашему вниманию слово старца, посвященное Великому посту.

Предшествующий Святой Пасхе период Великого Поста вызывает (или по крайней мере, должен вызывать) у нас особые чувства и эмоции. Прекрасные и умилительные песнопения, многочисленные продолжительные богослужения, воздержание в пище – призваны помочь нам собраться с силами. Заглянуть внутрь себя, задуматься, осознать свои прегрешения – и принести искреннее покаяние.

Большая часть человечества не желает приблизиться к пониманию поста, продолжает свою монотонную жизнь.

Люди говорят, что серое существование им наскучило, но не готовы сделать и маленького шага, чтобы что-то изменить.

Многие садятся на суровую диету, но о посте слышать не хотят.

Ходят к психологу, часами смотрят телевизор, но в церковь пойти и исповедаться им некогда.

Современный человек не готов что-то дать окружающим. Он стремится только получать, не затрачивая при этом никакого труда и ничем не жертвуя. Он боится заглянуть внутрь себя и мучается из-за пустоты, разрушающей его душу изнутри.

Великий пост действует как рентген, как фотоаппарат, как зеркало. Мы, в некоторой степени, боимся его, так как он открывает наше истинное неприглядное духовное состояние.

Дух потребления, поиска удобств и самолюбия не даёт человеку освободиться от многочисленных излишеств, которыми он наполнил свою жизнь. Великий пост – это шанс на духовное преображение. Молитва Ефрема Сирина, которая пятьсот раз звучит на великопостных богослужениях, призывает нас оставить дух праздности, уныния, любоначалия, празднословия и стяжать целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь. Эта прекрасная и наполненная великим смыслом Покаянная молитва заканчивается прошением к Богу: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Таким образом, мы должны оставить сплетни, перестать делать друг другу замечания, прекратить критиковать и осуждать своих ближних. Обратить своё внимание на собственные недостатки и посвятить себя их исправлению.

Великий пост призван помочь нам сосредоточиться и прийти в себя. Призван помочь нам исцелиться от духовных заболеваний, которые помрачают наш ум, усложняют и наполняют нашу жизнь скорбями.

Если мы сможем хоть в некоторой степени заглянуть внутрь себя, осознать свои прегрешения и принести Богу покаяние – Великий пост станет для нас не унылым и бесплодным временем, а важной ступенью, которая приблизит нас к боголюбию и братолюбию. Тогда пост умягчит наше окаменевшее сердце, а не станет временем, наполненным формальными и навязчивыми обязательствами.

Рационалистический дух тяжёлых времён, которые мы переживаем, стремится внушить нам отвержение всего сверхъестественного, таинственного, мистического, исихастского, священного. Результаты отхода от Бога видны невооружённым взглядом. Повсюду царит уныние, меланхолия и отчаяние. Печать печали лежит на сердцах многих людей. Пришло время принести искреннее покаяние в оставлении Бога и вернуться в колыбель Нашей Церкви и Божественной любви.

В период поста часто случаются искушения, испытания, конфликты и падения.

Они происходят не случайно, а для того, чтобы мы стали более зрелыми духовно, пришли в равновесие и смирились. Не будем забывать, что жизнь каждого христианина – это крестный путь на Голгофу. Без распятия не бывает и Воскресения.

Великий Пост это прекрасная возможность подготовиться и встать на светлый путь восхождения. Великий пост стоит на двух ногах: молитве и воздержании. Но молитва и пост без смирения и любви не принесут никакого плода. Поэтому будем молиться и воздерживаться от пищи не для того чтобы возгордиться, а чтобы смириться, умерив своё самолюбие.

Не будем терять шанса, который даёт нам пост. «Се время благоприятно, се время покаяния…»

В Святой Церкви может быть найдено решение всех наших проблем. За ледяной зимой придёт весна духовного возрождения. Тучи никогда не скрывают от нас солнце навечно.

Проповедь архимандрита Алексия (Поликарпова) , наместника Свято-Данилова монастыря в Москве.

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

В сей благословенный вечер мы стоим на пороге Святой Четыредесятницы Великого и славного поста – времени делания, времени спасения души.

Сегодня с трепетом и робостью вступаем мы в это великое поприще. Господь не желает смерти грешника, но «еже обратитися… и живу быти ему» (Иез. 18:23), дает и нам время для исправления, время для улучшения нашей жизни. «Се весна покаяния, се время исправления», – так взывает к нашим сердцам Святая Православная Церковь, призывая нас в эти дни ко спасению, чтобы мы, покаявшись, исправились.

Для того, чтобы мы смогли пройти это поприще, чтобы у нас была духовная нива для исправления наших черствых сердец и мы смогли иметь духовные плоды святого поста, мы должны стяжать благодать Божию, Божию силу через покаяние, через исправление наших грехов. И, прежде всего, мы должны примириться с ближними нашими. Господь в Евангелии, которое читали сегодня на Литургии, говорит: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14–15). Как мы желаем, чтобы нам прощали грехи, так и мы должны простить ближним нашим.

А ближний наш – это всякий человек, с которым мы общаемся. Ближний – это тот, который, может быть, обижен на нас, тот, который претерпел от нас неправду. И когда мы, делая поклон, просим прощения и говорим: «Прости ради Христа», – не всегда за этим стоит искреннее и горячее сердце. Мы часто говорим слова, но в нас нет искреннего движения к Богу и ближнему нашему. Мы можем говорить и не делать. Мы можем оскорбить ближнего не только делом, мы можем оскорбить словом, движением, взглядом. Это тоже оскорбление, и за это надо просить прощения.

Мы испрашиваем друг у друга прощения и, кажется, не имеем зла, однако помним обиды, нанесенные нам. Если мы радуемся, когда нашего обидчика бесчестят и злословят, это говорит о том, что мы помним зло, что не простили обиды. Если даже мы не радуемся его бедам и сочувствуем, когда он претерпевает оскорбления, но не радуемся вместе с ним его успехам, – это также плод злопамятства, как говорят святые Отцы. А надо простить все, простить искренне, от всего сердца.

Простить – значит забыть, не помнить, не причинять зла ближнему, не иметь в сердце никакого злого движения или не мыслить о нем злое. Но высшая мера – радоваться радостью ближнего. Вот тогда можно сказать, что искоренены все наши нечистые, все греховные чувства.

Настоящая любовь и настоящее прощение простираются даже до смерти. Мы имеем много примеров христианского отношения к врагам. Вот пример из истории Церкви: один военачальник был смертельно ранен своим слугой-еретиком. На смертном одре, уже умирая, военачальник призвал слугу к себе и сказал: «Дай свою руку, которая нанесла мне смертельную рану, и я дам тебе свою; в знак любви и прощения я дарю тебе свободу и жизнь. Ты только скажи, – обратился умирающий к слуге, – за что же ты убил меня? Я всегда любил тебя и старался делать только добрые дела». Потрясенный слуга ответил: «Я думал, что, убив тебя, я принесу пользу своей религии». Умирающий христианин воскликнул: «Какова же твоя религия, которая заставляет убивать ближнего своего?! И какова же наша вера, которая повелевает любить врагов своих! Нам наша вера, наш Господь Спаситель заповедуют: «Любите врагов ваших»» (Мф. 5:44; Лк. 6:27,35).

К этой истинной вере мы все принадлежим. Мы все именуем себя православными христианами. Значит, мы должны прощать друг друга, не помнить обид, и только тогда с Божией помощью и с благодатью, которую подает нам Господь, вступить на это великое поприще спасительного поста Четыредесятницы и достигнуть Светлого Христова Воскресения. Каждый знает свою немощь, свою слабость – трепещет и просит помощи Божией.

Будем же здесь в этот вечер искренне просить друг у друга прощения и приложим наши слова к делам, которые будут свидетельствовать о нашем исправлении.

Я, как человек немощный и грешный, прошу прощения у братии святой обители, у вас, братья и сестры, если кого обидел, осудил, соблазнил своим недостойным поведением, оскорбил делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами. Прошу прощения и святых молитв. Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас. Аминь.»

«Постное время светло начнем» - взывает святая Церковь при наступлении Великого поста и в целом ряде умилительных песнопений призывает нас радоваться тому, что «прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков» (стихира в 1-й день поста), ибо «преблагословенна благодать всечестнаго поста» (седален во вторник).
В то же время святая Церковь напоминает нам, что истинный пост состоит не в одном только телесном воздержании: пост, «приятный и благоугодный Господеви» - это «злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления» (стих. в понедельник 1-й седмицы поста).
Перед самым наступлением Великого поста – в Неделю Сыропустную – св. Церковь приводит нам на память грехопадение наших прародителей Адама и Евы и изгнание их из рая, то есть потерю ими того райского блаженства, для которого они были созданы. Это скорбное воспоминание объясняет нам, для чего нужен пост.

Мы унаследовали от наших прародителей поврежденную грехом природу, а потому и сами грешим – грешим так же, как и они, непослушанием Богу и невоздержанием, увлекаясь всевозможными страстями и пороками, душевными и телесными. Мы не здоровы, а больны, а какой больной не хотел бы выздороветь? Вот св. Церковь и идет нам навстречу, предлагая нам «курс лечения» - святой пост. Через добровольно принимаемый на себя подвиг поста, подвиг послушания и воздержания, мы можем снова восстать и возвратить себе потерянное райское блаженство. Пользу от поста, как могущественного средства освобождения от гнетущей нас греховности, может испытать каждый.
Множество примеров постного подвига дает нам Ветхий Завет. Новый Завет точно так же утверждает важность и необходимость поста. Великим постником был Предтеча Господень св. Иоанн Креститель. Сам Господь Иисус Христос перед выходом Своим на общественное служение человеческому роду, удалившись в пустыню, сорок дней и ночей провел в посте. Во время Своей Нагорной проповеди Он дал наставления, как следует поститься: не для похвалы человеческой, а для Бога (Матф. 6, 17-18). Объясняя Своим ученикам, почему они не могли изгнать беса из приведенного к ним отрока, Господь указал на пост, как на необходимое средство в борьбе с темной бесовской силой: «сей род не исходит токмо молитвою и постом» (Матф. 17, 21).
Постились святые апостолы, отцы Церкви и все великие подвижники христианского благочестия. Они оставили нам множество замечательных наставлений о пользе, важности и необходимости поста, имеющего огромное значение в деле Богоугождения и нашего духовного преуспеяния.
Святитель Василий Великий учил о посте: «Соблюдайте заповедь о посте, почтите седины поста, ибо он так же стар, как род человеческий».
Изречение св. Иоанна Златоуста: «Постящийся легок, глубоко внимателен, молится трезвенно, лукавые вожделения погашает, умилостивляет Бога и горделивую душу смиряет».
«Пост – колесница, возносящая на небо, - учил преп. Ефрем Сирин, - пост – доброе предохранение души, надежный сожитель телу. Пост – оружие доблестным, училище подвижников. Пост – путь к покаянию».
Таких святоотеческих свидетельств можно привести безчисленное множество.
Ничего мрачного, как это кажется некоторым, подвиг поста собой не представляет. Наоборот, правильно проводимый, по уставам Церкви, пост дает необыкновенную духовную легкость и ни с чем земным несравнимую радость. Он дает здравие душе и телу. Не случайно при наступлении Великого Поста святая Церковь радуется и ликует, указывая нам в нем славное поприще борьбы с грехом вплоть до окончательной победы над ним. И всякий, кто понимает это, не может не радоваться при наступлении поста, ибо пост, по образному выражению наших церковных песнопений, есть как бы весна для наших душ. Великий Пост – время духовной отрады для всех кающихся грешников, для всех истинных христиан, возненавидевших фарисеев «гордынный глас» и ревнующих мытаревой «благоумиленной молитве»: «Боже, милостив буди мне грешнику!»
Не будем же лишь внешним образом «отбывать» пост, не забудем, что он состоит не только в отказе от скоромной пищи: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне… да приимем от Христа Бога велию милость» (стихира в среду 1-й седмицы). И как ежегодно проводимый нами Великий пост приводит нас к светлой радости Христова Воскресения, так и жизнь каждого из нас, если мы добровольно и охотно уподобляем ее великопостному подвигу, приведет нас в свое время к преславному воскресению из мертвых, к оправданию на Страшном Суде Божием и к вечной нескончаемой радости в блаженных чертогах райских.

«Се, время покаяния» - это сборник избранных поучений схиархи-мандрита Авраама на воскресные и праздничные дни Великого поста.

Круг великопостных евангельских чтений премудро определен Церковью так, чтобы души слушающих исполнились истинных покаянных чувств: сокрушения духа, надежды на милость Божию и благодарности к искупившему нас Спасителю. Автор книги побуждает читателя взглянуть на знакомые евангельские события и притчи как бы впервые и помогает ему глубоко пережить их смысл.

Особый раздел в книге составляют толкования на Великий канон святого Андрея Критского. Простые, доступные и одновременно исполненные духовного опыта объяснения отца Авраама делают этот канон живым и близким для каждой души, жаждущей покаяния.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ

О необходимости возвыситься над собой через смирение

Неделя о Закхее

Покаяние — высшая добродетель.
Неделя о мытаре и фарисее

О Божией любви к человеку.
Неделя о блудном сыне

О важности поминовения усопших.
Вселенская родительская (мясопустная) суббота

О необходимости жить по Евангелию.
Неделя мясопустная о Страшном суде

О тайном совершении добродетелей.
Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания

ВЕЛИКИЙ КАНОН ПРЕПОДОБНОГО АНДРЕЯ КРИТСКОГО

Гимн покаяния.
О Великом каноне преподобного Андрея Критского

О том, что святые искренне считали себя хуже всех

О том, как стяжать дух покаяния

О первородном грехе и покаянии

О том, что и мы причастны греху Адама

Глубина богословия в Великом каноне.
о догмате Пресвятой Троицы

О добродетели трезвения

Как мы можем подражать подвигу праведных Авраама и Исаака

Спасительный ковчег Церковный

О покаянном плаче

О нашем безумии и о бегстве от греха

Жертва Богу — сокрушенный дух

«И вижду Тя умно, Света Превечна...»

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

О почитании святых икон.
Неделя 1-я Великого поста, Торжество православия

О расслаблении нашего ума.
Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы

О самоотречении твердости в вере.
Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

Как преодолеть страстность?
Неделя 4-я, преподобного Иоанна Лествичника

О правильном чтении духовных книг

О том, когда Пресвятая Богородица помогает нам.
Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

О том, что покаяние творит великие чудеса.
Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской

Непостижимое чудо Спасителя.
Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря

О восприятии евангельских событий сердцем.
Неделя 6-я Великого поста, Ваий. Вход Господень в Иерусалим

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

О духовном и телесном служении Богу.
Великая среда

О достойном и недостойном причащении.
Великий четверток

Невозможное человеку возможно Богу

О принятии Крестной жертвы.
Великий пяток

О Божественном смирении.
Великая суббота

Статьи по теме