Совместное заседание госсовета и комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития. Совместное заседание Госсовета и Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития04.05.2017

Владимир Путин провёл совместное заседание президиума Государственного совета и консультативной комиссии Госсовета, посвященное мерам по повышению инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации.

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы, как и договаривались, обсудим сегодня пути повышения инвестиционной привлекательности субъектов Федерации, в целом улучшение делового климата.

Отмечу, что мы впервые проводим совместное заседание президиума Госсовета и его консультативной комиссии. Члены комиссии – это главы регионов – лидеров по привлечению инвестиций. Полагаю, что их опыт будет полезен для распространения наиболее успешных практик в целом по стране, а формат, который мы сегодня используем, будет ещё не раз востребован при обсуждении ключевых вопросов социально-экономической повестки.

Создание комфортных условий для бизнеса – одно из ключевых условий обеспечения устойчивого роста, стабильного развития экономики и социальной сферы.

Знаю, что в Ярославской области началась подготовка долгосрочной программы социально-экономического развития региона. При этом особый акцент в ней будет сделан также именно на привлечении инвестиций, на поддержку бизнеса.

За последние годы был принят целый ряд мер для улучшения инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Сформирована соответствующая законодательная база, в целом реализованы «дорожные карты» Национальной предпринимательской инициативы, запущен национальный рейтинг инвестиционного климата в регионах.

Позитивные изменения в инвестиционном климате отмечают и сами предприниматели, и авторитетные эксперты, в том числе и наши зарубежные коллеги. Так, в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса (Doing Business) Россия заняла в этом году 40 место, поднявшись ещё на 11 позиций. В целом это уже очень достойное место.

Важно и то, что разница между лучшими и отстающими регионами по качеству бизнес-среды сокращается. Правда, происходит это не так быстро, как бы нам хотелось, но в целом позитивные тенденции есть. Несмотря на наличие единого федерального законодательства и равные правовые возможности субъектов Федерации, все‑таки сохраняется эта разница.

Например, среднее время выдачи разрешения на строительство, на подключение к электросетям или регистрация прав собственности отличается от региона к региону, к сожалению, в разы до сих пор: в два, в три и более раз. Это значит, что власти на местах, там, где это происходит, безусловно, как бы так помягче сказать, имеют еще много резервов, а если попроще – не дорабатывают на своих территориях.

Между тем в регионах-лидерах картина другая: здесь последовательно снижаются избыточные административные барьеры, сокращаются сроки и процедуры предоставления государственных услуг, а сами услуги переводят наши коллеги, которые работают таким образом, в электронный вид. В результате получают весомую отдачу за счёт развития бизнеса, имеются в виду и налоги, и новые рабочие места.

И хотел бы еще раз повторить: нужно активнее распространять, тиражировать такие успешные практики.

В ходе подготовки нашей сегодняшней встречи, нашего заседания федеральные органы власти совместно с деловым сообществом выработали соответствующие целевые модели и типовые «дорожные карты». Они базируются, прежде всего, на лучших региональных практиках, на лучшем региональном опыте.

Теперь на их основе в каждом субъекте Федерации должны быть подготовлены свои региональные «дорожные карты». В течение 2017 года их необходимо реализовывать в полном объёме. Такой работой должны будут предметно заниматься специально созданные в каждом регионе проектные офисы.

Хочу подчеркнуть: благодаря внедрению лучших практик у всех субъектов Федерации появляется реальный шанс в разы повысить свою инвестиционную привлекательность. По сути, мы должны создать единое, высокое качество деловой среды на всей территории Российской Федерации, чтобы предпринимателю было удобно и комфортно работать в каждом нашем регионе.

Отмечу, что реализация «дорожных карт» будет находиться под постоянным контролем Министерства экономического развития. Также прошу подключиться к такому мониторингу деловые сообщества и Агентство стратегических инициатив.

Знаю, что Агентство предлагает использовать для этого современные информационные технологии и уже тестирует специальную электронную платформу. С её помощью можно будет буквально в режиме реального времени видеть, как организована работа в каждом регионе, как улучшаются административные процедуры, кто из представителей региональных команд повышает свои профессиональные навыки и компетенции, а кто, к сожалению, на месте стоит.

Давайте приступим к работе. Слово – губернатору Тюменской области Владимиру Владимировичу Якушеву, который и возглавлял соответствующее направление работы. Пожалуйста.

Продолжение следует.

На повестке дня три блока
вопросов: предоставление государственных и муниципальных услуг через сеть МФЦ,
независимая оценка качества услуг в социальной сфере и расселение граждан из аварийного жилья.

Стенографический
отчёт о совместном заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте
по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития

В.Путин: Добрый день,
уважаемые коллеги!

Мы сегодня с участием членов Правительства, представителей
общественных объединений обсудим, как
выполняются задачи, которые обозначены в майских указах Президента 2012 года.

Вначале
сразу же скажу, что за прошедшие годы удалось придать
некоторую новую динамику позитивным
изменениям в наиболее чувствительных, значимых для жизни граждан сферах, таких как здравоохранение,
образование, культура, жилищно-коммунальное хозяйство.

Разумеется, проблем ещё очень много
и нерешённых вопросов больше, чем того, что
удалось сделать. Тем не менее реализация указов
позволила укрепить партнёрство всех уровней
власти и гражданского общества в решении
национальных задач.

Эффективность работы серьёзно возросла благодаря общественному контролю,
который организовал Общероссийский народный фронт.
Нужно и дальше расширять диалог с профессиональными, волонтёрскими, гражданскими объединениями, НКО, создавать
новые возможности для реализации инициатив
наших людей.

Хотел бы отметить и работу руководителей регионов, их управленческих команд. В субъектах Федерации, где грамотно и ответственно
подошли к делу, сконцентрировали ресурсы и усилия на решении проблем граждан, несмотря на все сложности, удалось
получить действительно серьёзные, заметные результаты.

Подчеркну, достигнутые успехи должны
стать основой для движения вперёд. Только так можно ответить на запросы людей. Они сегодня уже ориентируются на самые высокие мировые стандарты, а это значит,
что нам предстоит решать всё более сложные
задачи. Это касается социальной сферы и государственного управления, создания современных рабочих мест и условий для ведения бизнеса, качества
жилья, экологии и в целом пространства для
жизни.

Именно поэтому многие положения майских указов уже получили логическое
развитие в приоритетных проектах Правительства
Российской Федерации и других программах и планах. Сейчас важно в целом
посмотреть на то, что сделано, обозначить
проблемные зоны, сформулировать наши дальнейшие действия.

С данной точки зрения предлагаю обсудить
конкретные вопросы сегодняшней повестки: это
развитие системы независимой оценки качества работы учреждений социальной сферы, развитие программы расселения аварийного
жилья, а также совершенствование деятельности
многофункциональных центров. Предлагаю с них
и начать.

Уважаемые коллеги! Ещё несколько лет назад граждане, чтобы получить справку, документ вынуждены были
практически везде, без всякого исключения,
простаивать в очередях, обивать пороги различных контор, платить деньги посредникам. Действительно, и сейчас ещё много проблем подобного рода, но всё-таки
ситуация в целом начинает меняться.

Сегодня многие люди приходят в многофункциональные
центры, где можно оформить сертификат на материнский капитал, свидетельство индивидуального предпринимателя, зарегистрировать собственность, получить
другие услуги. Такие МФЦ открыты почти на всей территории страны.

С деятельностью одного из них (многие, наверное, обратили
внимание) я знакомился недавно в Великом Новгороде.
Не только там смотрел на их работу – и в других регионах России, но последний раз был в Великом Новгороде,
смотрел, что там происходит.

В целом по стране работает три тысячи МФЦ, которые
предоставляют практически весь спектр госуслуг. В прошлом году число обращений
превысило 60 миллионов.

Подчеркну,
этот проект стал успешным, но нельзя останавливаться на том, что сделано. Ведь в некоторых центрах пока ещё сохраняются очереди, как ни странно. Далеко не везде
предоставляется полный спектр услуг, а их
качество даже в МФЦ не всегда отвечает
требованиям, которые люди к ним предъявляют. Обращаю внимание, именно мнение людей, их пожелания и должны стать
основой для дальнейшего совершенствования
работы многофункциональных центров.

Принципиальная задача – создать
условия, чтобы граждане могли обратиться в любой МФЦ,
независимо от места своего проживания и регистрации. Это важный шаг к созданию целостной, интегрированной системы
предоставления государственных и муниципальных
услуг.

Уважаемые коллеги! В рамках
реализации майских указов начато внедрение
независимой оценки качества работы организаций социальной сферы. Подчеркну, независимая оценка нам нужна,
разумеется, не для галочки. Это реальная
возможность для людей влиять на процесс изменений в работе тех учреждений, которые наиболее важны в конкретной, ежедневной практической жизни: это больницы, поликлиники,
учреждения образования и культуры.

Речь
идёт о том, чтобы сами граждане высказывали
замечания к качеству обслуживания, в том числе люди
с ограниченными возможностями по здоровью, материально-техническому оснащению учреждений и так далее, оценивали
доброжелательность персонала, в конце концов,
а потом могли проверить, как учтены их предложения, какие решения приняты, что на практике, на деле реализуется.

Поэтому полученные результаты не должны, разумеется, подшиваться в папку, ложиться под сукно. Необходимо создать
чёткий механизм поощрения социальных
учреждений, которые откликаются на запросы
граждан, и предусмотреть жёсткие меры в отношении тех, кто не готов, не хочет слушать
людей, не хочет работать над повышением своей эффективности.

И конечно, нам принципиально важно
обеспечить подлинную независимость оценки. Сейчас
ещё, к сожалению, встречаются такие случаи, когда бюджетные организации
устраивают так называемый междусобойчик:
опрашивают и оценивают сами себя. А потом получается, что у поликлиник, например, формально высокая оценка,
а на деле к специалистам не попасть, да и вообще уровень обслуживания достаточно низкий.

Нужно
исключить конфликт интересов в ходе независимой оценки. Для этого расширить
участие в её
проведении Общероссийского народного фронта, социально ориентированных НКО, общественных палат в регионах. Я прошу гражданских активистов регулярно информировать о том, как идёт эта работа, повышается ли объективность, удовлетворены ли люди
результатами этих оценок и последующим
принятием решений.

Уважаемые коллеги! Ещё один вопрос нашей повестки дня, очень серьёзный,
масштабный, очень важный для миллионов наших
граждан, – это ликвидация аварийного жилья
(бараков, разного рода времянок), которое
создавалось как времянки, а потом люди десятилетиями живут в этих, с позволения сказать, помещениях, лишённых элементарных удобств. Речь идёт о миллионах квадратных метров. Мы поставили перед собой очень сложную цель – до сентября 2017 года предоставить новое
комфортное жильё более 700 тысячам наших граждан. Я напомню, о чём
конкретно шла речь и каковы здесь цифры.

С 1 января 2014 года по сентябрь 2017 года необходимо расселить 11,15 миллиона квадратных
метров, на которых проживает 711,6 тысячи
человек. На 1 апреля 2017 года расселено 8,13 миллиона квадратных метров (это почти 73
процента от планового показателя), на которых проживает 520 тысяч человек, – это 73 с небольшим процента от планового показателя. Такова
картина на сегодняшний момент.

Подавляющее большинство субъектов
Федерации, как показывают данные, выполняют
поставленные задачи, несмотря ни на какие сложности сегодняшнего дня. Я предлагаю подумать о мерах их поощрения,
включая финансовые. Также обращаюсь к губернаторам, к руководителям регионов, которые
в сроки явно не укладываются, причём по известным причинам, о которых мы не раз говорили,
в том числе из-за очевидных управленческих промахов. Прошу взять на себя персональную ответственность,
уважаемые коллеги, за ситуацию, не посылать
объясняться подчинённых, а самим прийти к людям и чётко сказать, когда они смогут переехать в новое жильё.

Одновременно хочу предостеречь тех,
кто в погоне за соблюдением сроков пытается
навязывать людям дома, где крыши текут,
штукатурка осыпается, то есть по принципу «возьми, боже, что нам негоже», ну и просто чтобы отчитаться. Хочу повторить,
важны не только сроки, но и качество жилья.
Также прошу детально разобраться с теми случаями, когда люди по формальным, зачастую надуманным
причинам не были включены в программу
переселения.

И хочу вновь повторить, масштаб
проблемы, конечно, очень большой, и в число
аварийных попадают дома, которые не были признаны
таковыми на начало 2012 года. Разумеется,
хотелось бы сделать ещё больше и расширить
эти рамки, но нам нужно выполнить хотя бы то, что есть.

Тем не менее поручаю Правительству Российской
Федерации совместно с регионами выработать постоянно действующие механизмы расселения аварийного
жилого фонда и запустить их с 1 января 2019 года, а на переходный период предлагаю продлить работу
Фонда жилищно-коммунального хозяйства,
который в целом доказал свою эффективность.
Тем более что проект закона в Правительстве проработан и готов к тому, чтобы быть принятым.

Давайте перейдём
к первому вопросу повестки дня. Слово – Министру
экономического развития Максиму Станиславовичу Орешкину.

М.Орешкин Орешкин Максим Станиславович Министр экономического развития : Уважаемые коллеги!

Практически
каждому гражданину нашей страны приходится время от времени получать официальные документы: паспорт, свидетельство о рождении, оформлять
материнский капитал. Думаю, многие согласятся, что за последние несколько лет делать это стало
значительно проще.

Конечно,
не последнюю роль сыграло создание сети
многофункциональных центров предоставления государственных услуг «Мои документы». Первые центры были открыты ещё
10 лет назад, но сейчас, что очень
важно, вывеску «Мои документы» можно увидеть буквально везде: не только в крупных городах, но и в самых отдалённых
населённых пунктах.

Сегодня
в России действует около 13 тысяч
отделений, и они охватывают 96 процентов населения нашей страны. Только за прошлый год этими центрами было
предоставлено 93 миллиона услуг. Центры
функционируют по принципу «одного окна», то есть в одном месте люди могут
получить доступ к 30 видам услуг
федерального уровня и ещё к около полутора сотен видам региональных и муниципальных услуг.

Что же в целом изменилось с появлением МФЦ? Прежде
всего изменилась система взаимодействия граждан и государства. Веками сохранявшиеся в унынии присутственные места,
ярко описанные русскими классиками, наконец
стали удобными, современными и технологичными, а их работа – прозрачной,
регламентированной и предсказуемой во времени.

При создании МФЦ в России был проанализирован
международный опыт, были учтены решения массовых розничных
компаний, преуспевших в создании дружелюбной среды для людей. Помимо самих окон обслуживания в центрах есть информационные
стойки, удобные зоны ожидания, детские
уголки, доступ в интернет и многое другое.

Благодаря созданию сети центров только за последние
несколько лет среднее время ожидания в очереди за получением госуслуг сократилось в 2,5 раза. За эти полчаса
времени, которые люди стали экономить, если
их умножить на 93 миллиона услуг, то общая экономия времени для граждан
нашей страны – это более двух миллионов человеко-дней. Посетители МФЦ
оценили наши усилия, и уровень удовлетворённости
качеством услуг сегодня уже превысил 80 процентов, а для сравнения в 2004 году он был меньше двадцати.

Значительное
количество МФЦ оборудовано сегодня
специальными терминалами, позволяющими оценить полученную услугу. Для этих
целей существует и СМС-сервис. Только за прошлый год граждане оценили в МФЦ почти пять
миллионов услуг. Доля положительных оценок превысила 96 процентов. В разных регионах система оценки
работает по-разному: где-то лучше, где-то хуже.
Например, в настоящее время практически не поступают данные из МФЦ Республики
Ингушетии, Тверской и Ивановской областей.

По мере создания инфраструктуры и упрощения всех процедур
растут и ожидания граждан. Мы понимаем, что многофункциональные центры должны
развиваться и дальше в соответствии с этими
ожиданиями, а сам процесс предоставления госуслуг должен становиться всё проще и удобнее.

Что
для этого планируется сделать? Первое, мы
хотим, чтобы центры работали, отталкиваясь не от удобств ведомств и исторически сложившейся практики
государственных услуг, а в первую очередь исходя из потребностей конкретного человека. Следующим этапом повышения
удобства работы МФЦ станет переход к модели работы от жизненной ситуации, а не от государственной услуги.

Приведу
пример, что это означает на практике. Когда в семье рождается ребёнок, родителям нужно одновременно получить до 19 государственных услуг: оформить
свидетельство о рождении, материнский капитал, прописать ребёнка в квартире и так далее. На каждую услугу необходимо своё заявление.

Мы же хотим сделать так, чтобы подавалось одно
заявление, а всю остальную работу брало на себя государство. Первый паспорт, свадьба, смена фамилии, своё
дело или новый дом –
в этих ситуациях людям важно получать документы
как можно быстрее. Необходимый проект закона нами подготовлен, и прошу,
Владимир Владимирович, его поддержать.

Второе:
многие граждане, получая ту или иную услугу в МФЦ, зачастую при необходимости оплаты, например, госпошлины сталкиваются с проблемой необходимости либо поездки в отделение
банка, либо платежа через аппараты с большой комиссией, которые не всегда качественно работают. Чтобы
таких проблем не возникало, необходимо организовать
оплату через сотрудников МФЦ. Такой законопроект также уже подготовлен.

Третье:
мы должны двигаться вперёд по дальнейшему расширению списка предоставляемых услуг. Сейчас мы вместе с Налоговой службой
работаем над возможностью приёма налоговых деклараций
и предоставления других услуг. При этом особое внимание мы уделяем вопросам
сохранения налоговой тайны. Это, кстати,
будет не первый совместный с Налоговой службой эксперимент.

Так,
например, Московская область уже запустила пилотный проект, в рамках которого
при любом обращении гражданина МФЦ
автоматически проверяет наличие налоговой задолженности заявителя и выдает квитанцию для погашения долга. Это
позволило существенно увеличить объём поступлений и сократило задолженность по налогам в бюджет.

Вторая
история здесь – это выдача заграничных паспортов и замена водительских
удостоверений. Нам совместно с МВД России необходимо обеспечить оказание таких услуг во всех
многофункциональных центрах. Сейчас, к сожалению, это пока не так.

Четвёртое:
нам ещё предстоит завершить разработку административных регламентов предоставления услуг, подробно и в деталях прописать все процедуры
внутри многофункциональных центров, задать время
выполнения, формализовать отказы и исключить необоснованные отказы. Надо обеспечить там, где это ещё не сделано,
электронное взаимодействие МФЦ и государственных органов.

Важно выстроить систему мотивации сотрудников МФЦ, с тем чтобы они были заинтересованы в результатах своей работы, не заворачивали людей, если им что-то не понравилось в документах, а действительно стремились помочь и пытались разобраться в каждой конкретной ситуации.

Для
того чтобы улучшать именно то, что волнует
граждан, очень важна обратная связь. Мы должны отстроить систему таким образом, чтобы отслеживать все оценки вплоть
до конкретного специалиста, оказавшего услугу, обеспечить
работу с отзывами, ввести результаты оценки в систему мотивации всех
ответственных лиц.

Есть
и другие резервы повышения эффективности системы МФЦ. Один из них – это переход на централизованную модель организации
деятельности центров в регионах. У нас
ещё остались 23 субъекта, где сеть состоит из множества муниципальных МФЦ.
Мы считаем, что централизованная региональная
модель лучше управляется, она позволяет обеспечивать единые стандарты качества и оптимизировать расходы на содержание
аппарата.

В целом финансирование многофункциональных центров – тоже непростой
вопрос. У нас есть ряд предложений по обеспечению дополнительного
финансирования. Будем искать решение
совместно с регионами.

Завершая
выступление, хочу отметить, что один важный
результат создания в нашей стране сети центров государственных услуг – это формирование в регионах команд, которые работают
на основе клиентоориентированного подхода с использованием современных управленческих технологий. Они решают важные для
людей задачи и уже сейчас являются кадровым
резервом как для региональных, так и для федеральных органов власти.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Один
из основных вызовов сегодняшнего дня –
это увеличивающаяся скорость изменений в мире: изменений технологий, модели ведения бизнеса, управленческих систем. Способность быстро меняться,
адаптируясь под существующие вызовы, –
это один из ключевых факторов успеха. Поэтому считаю, что накопленный опыт и культуру
работы системы многофункциональных центров важно активно распространять по государственной системе.

Спасибо
за внимание.

В.Путин: Спасибо большое.

Голубев Василий Юрьевич, Ростовская область.

В.Голубев Голубев Василий Юрьевич губернатор Ростовской области : Уважаемый
Владимир Владимирович! Уважаемые члены Госсовета, приглашённые!

Сегодня
миллионы граждан России судят о деятельности власти в целом во многом по своему опыту получения госуслуг в МФЦ. Главный результат работы за эти годы: люди
поверили в многофункциональные центры. И сохранить это доверие можно, только постоянно повышая качество услуг.

Система, которая измеряет качество
сегодня, активно работает в отношении
федеральных услуг, и об этом уже сказал Максим Станиславович.
Её, конечно, нужно развивать – и как
минимум, по нашему мнению, в двух
направлениях.

Первое. Важно дать гражданам и бизнесу возможность оценивать качество не только федеральных, но и региональных, и муниципальных услуг, они являются наиболее массовыми. Во многих
регионах, в том числе и в Ростовской области,
более 50 процентов объёмов оказанных услуг –
это услуги регионального и муниципального
уровней. К примеру, из 246 видов услуг,
предоставляемых сетью МФЦ на Дону, только 20 процентов – это услуги федеральные. Таким образом,
сегодня мы не имеем системной оценки в отношении почти 80 процентов видов услуг, оказываемых муниципалитетами и регионом.

Второе. Система оценки качества
услуг должна стать ещё более персонифицированной. Как минимум должна появиться
возможность анализа причин низких оценок, их
доля сегодня не очень велика, но они по-прежнему
остаются индикатором проблемы. Важно точно знать причины неудовлетворённости заявителя. Например, если существенная доля плохих оценок
приходится на конкретные виды услуг, нужно
менять механизм взаимодействия с органами власти, которые предоставляют услуги.
А если речь идёт
о качестве обслуживания, надо работать с персоналом,
внедрять клиентоориентированные технологии работы с заявителями по аналогии с практикой лучших сервисных
организаций.

Удовлетворённость
заявителя – показатель качества обслуживания. Но при этом сам сервис должен быть чётко
задан как единый на всей территории страны.
Поэтому помимо развития системы оценки качества услуг перед нами стоит задача
внедрения единых стандартов сервиса
многофункциональных центров. Необходимо
максимально конкретно описать, что сотрудник МФЦ должен знать, делать в конкретной ситуации и на каждом этапе
взаимодействия с заявителем.

Все мы понимаем, что качественный
сервис способны обеспечить только квалифицированные
специалисты. И сегодня каждый регион организует обучение работников самостоятельно, в том числе создавая учебные
подразделения в структуре центров. К примеру,
мы пошли по пути внедрения системы непрерывного обучения специалистов МФЦ, однако единых федеральных образовательных
стандартов в этой сфере нет.

Это консервирует
региональные различия уровней подготовки кадров и качества сервиса центров. Целесообразно объединить
разрозненные региональные усилия в единую
систему подготовки кадров. Это третья актуальная задача помимо совершенствования системы оценки и внедрения стандартов сервиса.

И четвёртое.
Качественный сервис невозможен без мотивации персонала. Сегодня МФЦ, как правило, это работоспособные молодые
команды, но текучесть кадров достаточно высока. Приобретая опыт, многие переходят на более
оплачиваемые должности – и в органы власти, и в бизнес структуры. Чтобы
удержать специалистов в системе МФЦ, необходим
в первую очередь хороший уровень заработной планы.

Сейчас по стране она у работников
центров – 70 процентов от средней зарплаты по регионам. Этому есть обоснование, потому что весомая дола оказываемых услуг – федеральные. Они растут
ежегодно по количеству, по объёму. На покрытие этих расходов бюджеты
регионов с 2015 года получают 50 процентов
госпошлины, которую оплачивают получатели услуг
в МФЦ. Это хорошее подспорье для регионов, но необходимы дополнительные меры в этом направлении.

Приведу пример. Одна из наиболее
востребованных сегодня услуг Росреестра – на предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости, это 37,6 процента в общей совокупности видов услуг,
но за неё
взимается не госпошлина, а плата, разделение которой между федеральными и региональными бюджетами в отличие от пошлины
законодательно не предусмотрено.

Этот вопрос проработан в процессе
подготовки со специалистами Минэкономразвития, ряда регионов, он, конечно,
требует решения. Поэтому прошу внести его в перечень поручений по итогам заседания Государственного совета. Он в полной
мере не решит проблему зарплаты, а поможет
частично. Поэтому возможны и другие решения,
которые требуют внимания.

При этом
важна не только дополнительная помощь регионов, но и её
целевое использование именно на развитие
многофункциональных центров. И такое назначение необходимо закрепить. Это создаст реальную возможность
увеличить зарплату в системе МФЦ по аналогии с другими
социальными сферами образования здравоохранения, культуры и так далее.

Уважаемый Владимир Владимирович!
Сегодня в системе МФЦ в концентрированном виде отражается эффективность работы
всех институтов власти. Именно поэтому
необходимо принять необходимые меры, чтобы сделать работу
центров не просто качественной, а, наверно, всё-таки
образцовой. Спасибо.

В.Путин: Благодарю
Вас. Мы попозже ещё их пообсуждаем, и коллеги выступят по этой теме в ходе обмена мнениями, а сейчас предлагаю
начать дискуссию по независимой оценке
качества работы организаций, оказывающих социальные услуги.

Пожалуйста,
Максим Анатольевич Топилин.

М.Топилин Топилин Максим Анатольевич Министр труда и социальной защиты : Уважаемый
Владимир Владимирович! Уважаемые участники
заседания!

С начала 2013 года в Российской
Федерации начала формироваться совершенно новая система оценки качества оказания услуг организациями, которые
находятся на первом рубеже работы с населением: это организации образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания. Это
совершенно новая форма общественного контроля,
так она и задумывалась вместе с общественными организациями.

Эта
форма дополняет те формы надзора, государственного надзора и контроля, различные социологические исследования, различные
профессиональные рейтинги, и с 1 января 2015 года, после принятия соответствующих законов, эта
система начала работать во всех регионах Российской Федерации.

Как Вы сказали, цель данной системы
заключается в том, чтобы усилить воздействие
граждан на те решения, которые принимаются органами исполнительной власти субъектов, учреждениями с точки
зрения, прежде всего, оценки доступности, информации
об учреждениях, раскрытия всех возможных услуг, которые предоставляют те или иные учреждения социальной
сферы.

Это комфортность предоставления услуг и оценка гражданами
того набора услуг, который предоставляется.
Это время ожидания получения услуги, отсутствие очередей. Это доброжелательность и компетентность, вежливость
персонала. И, естественно, через такие новые
показатели, через оценку гражданами всех услуг мы
пытались выстроить новую систему.

Для каждой отрасли вместе с общественными объединениями и общественными
организациями были предусмотрены единые показатели.
Назову лишь некоторых из них: например, в сфере культуры это удобство графика
работы организаций, пользование электронными
сервисами; в образовании это условие для индивидуальной работы с обучающимися, наличие дополнительных
образовательных программ, возможность
постоянной связи с родителями, возможность родителей задавать необходимые и интересующие их вопросы; в здравоохранении
это доступность записи на приём к врачу в электронном виде (раньше вообще
таких систем практически не было), это срок ожидания
предоставления услуги; в социальном обслуживании это удобство и оценка людьми, насколько быстро и насколько комфортно предоставляются услуги
социальными работниками на дому, какое качество
предоставления услуг, в том числе питание и досуговые услуги в стационарных учреждениях, и многое-многое другое.

Главное, чтобы эта сама непосредственно оценка вела к формулированию задач перед всеми
учреждениями, перед соответствующими органами исполнительной власти и реализовывалась в тех планах, которые
разрабатываются по её
результатам.

Буквально вчера под руководством
Дмитрия Анатольевича [Медведева] мы были в Смоленске,
и во время посещения ортопедического учреждения главврач показал новые сенсорные терминалы, на которых пациенты и посетители, родные и близкие могут оставлять
эту оценку по всем показателям, которые предусмотрены; это всё обрабатывается
в электронном виде.

Такой
опыт тоже начинает уже внедряться в работу учреждений. За два года объём
охвата учреждений независимой оценкой составил порядка 50 процентов, чуть ниже, и мы ставим задачу в этом году, чтобы все учреждения социальной
сферы подверглись независимой оценке оказания
услуг.

Какие результаты сейчас достигнуты? Мы видим, что их,
безусловно, ещё недостаточно, но вместе с тем я их назову. Во-первых, это то, что
связано с улучшением материально-технической базы, и, как правило, это те изменения, которые не требуют
очень серьёзных финансовых вливаний: это
благоустройство территорий, это приобретение элементарного нового инвентаря, это удобство различных услуг, когда
люди приходят на приём к врачу. То есть такие мероприятия начали
реализовываться именно по тому, какие были
претензии высказаны и вопросы поставлены гражданами. Это также удобство графиков работы, удобство
работы регистратур, записи на приём для получения той или иной услуги. И в связи с такими вопросами, которые ставятся гражданами,
органы исполнительной власти вносят
соответствующие изменения в регламенты этой работы.

Для учреждений
культуры во многих регионах внедряются различные сервисы с точки зрения онлайн-бронирования билетов по получению услуг в читальных залах – ддопустим, для
инвалидов с учётом их потребностей
приобретается соответствующее оборудование. То есть достаточно много таких
изменений позитивных происходит.

Но вместе с тем мы отмечаем, что
существуют проблемы, которые необходимо
решать в том числе и путём внесения
изменений в законодательство. Это то, что
выявилось в ходе первой работы в течение этих полутора-двух лет общественных советов при органах
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Мы видим, что зачастую в них
принимают участие либо работники этих организаций, которые оцениваются, либо работники органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации. Мы уже начали
эту работу вместе с Общественной палатой с тем, чтобы эти факторы минимизировать, но для того потребуется в том числе и внести изменения в законодательство.

Кроме этого, мы видим, что ещё не всегда выбираются должным образом операторы, которые организуют саму общественную оценку, и у этих
операторов не всегда достаточно соответствующей
квалификации, потому что это для них достаточно новая работа.

И здесь, как Вы уже сказали, требуется в большей степени применять опыт тех же
некоммерческих организаций, которые работают
в этой сфере. Здесь тоже нужно наладить эту
работу в регионах и при необходимости изменить законодательство.

Мы видим,
что зачастую субъекты практически не финансируют эту работу, а она требует определённых
трудозатрат. Иногда мы видим, что качество и количество опрошенных и сделанные в этой
связи выводы минимальны. То есть на основе трёх-четырёх вопросов делаются
определённые выводы. Этого тоже надо
избегать, и нужно тоже соответствующие
требования на федеральном уровне и к операторам,
и к тем, кто участвует в этой работе, сформулировать.

Продолжение следует.

Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ , руководитель фракции "СР" в Госдуме Сергей Миронов 4 мая выступил с докладом в ходе совместного заседания Госсовета и Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития страны, которое провел Президент РФ Владимир Путин:

– Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые члены Государственного Совета, участники заседания!

Наша Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ полностью поддержала "майские указы". Они предписывают четкие социальные ориентиры для Правительства Российской Федерации и обязывают чиновников исполнительной власти соблюдать социальные приоритеты в своей работе. Поэтому исполнение "майских указов" – это ни что иное, как объективный ответ на вопрос: справляется ли Правительство с социальными задачами, которые ставит Президент?

Прошло пять лет с момента подписания "майских указов". Это немалый срок – "пятилетка" в прежних терминах. Многое сделано. Но добиться существенного результата, на наш взгляд, всё же не удалось. Главный барометр оценки выполнения указов – общественное мнение и социальное самочувствие населения. Перефразируя одного известного деятеля, так и хочется сказать: не важно, как работают, важно как считают. Дело в том, что спустя три года после начала работы над указами Правительство, очевидно, понимая, что по факту достигнуть обозначенных целей не получается, решило изменить систему расчета важнейших показателей.

Это и замена расчета средней зарплаты на расчёт "среднемесячного дохода от трудовой деятельности на субъект Российской Федерации", и изменение методики расчёта минимальной потребительской корзины, и иные аналогичные ухищрения. В результате – хорошо стало жить на бумаге. А реальная жизнь большинства граждан нашей страны далека от отчётной.

Экспертным советом нашей партии представлен и передан Правительству специальный доклад о социальных итогах 2016 года. В этом докладе мы использовали только официальные данные Росстата и данные Счетной палаты. И картина складывается весьма и весьма тревожная.

Не выполнено поручение о повышении реальной зарплаты в 1,5 раза. В 2016 году реальная заработная плата увеличилась только на 0,6%. В целом, реальные доходы населения снижаются четвёртый год под ряд. То же происходит и в сфере здравоохранения.

Реализация указов, затрагивающих сферу ЖКХ, откровенно буксует. Отмечу, что поручение о создании общественных организаций для независимого контроля в отрасли наша партия фактически исполнила за Правительство. В 78-ми регионах успешно функционируют наши Центры защиты прав граждан, при этом информация, поступающая от них, также свидетельствует о нарушении в регионах "майских указов" Президента: тотальные переплаты граждан за услуги ЖКХ, непрозрачность сборов платежей и неэффективность расходования этих средств.

К сожалению, можно было бы продолжить и дальше, но я отдельно хочу остановиться на проблеме расселения граждан из аварийного жилья. Судя по цифрам, масштабы расселенного с 2012 года жилья впечатляют. И это, действительно, так. Многое сделано, я много езжу по регионам, люди, действительно, благодарят. Прав глава Чувашии, люди видят, что дело сдвинулось с мёртвой точки. Но значительное количество аварийного жилищного фонда было сокращено, к сожалению, "на бумаге" за счет отмены ранее принятых решений о признании многоквартирных домов аварийными. И люди не понимают, почему их дом ранее был признан аварийным, и вдруг, в результате каких-то непонятных действий он уже не аварийный.

В стране остается непригодный для проживания жилищный фонд, который органы местного самоуправления из-за отсутствия финансирования не признают аварийным. Надо отметить, что и рабочая группа об этом тоже чётко сказала. Считаю, что подходы к решению проблемы, связанной с переселением граждан из аварийного жилищного фонда, должны быть доработаны с учетом мнения граждан. Необходимо продлить действие региональных адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, обязательно финансируемых, в том числе с использованием федерального бюджета.

Хотел бы также сказать как минимум об одном ресурсе для улучшения качества жизни населения без значительного государственного финансирования. Сегодня в собственности россиян 42 миллиона легковых автомобилей. Это данные Росстата за 2016 год. Это колоссальная цифра! Автомобиль превратился, наконец, в нашей стране в "средство передвижения", которое существенно расширило мобильность и досуговые возможности семей, как в городах, так и в сельской местности. Сложилась целая субкультура автомобилизма, которая, в свою очередь, создала сотни тысяч новых рабочих мест в автосервисах, на заправках и авторынках.

Но власть городов сегодня разговаривает с автомобилистами только языком ограничений. Во всех градостроительных планах необходимо предусматривать бесплатные парковочные места, стимулировать регионы на реализацию программ по строительству "народных гаражей" с доступным долевым участием граждан. Мы считаем, что нужно разрешить использовать средства материнского капитала на покупку автомобиля отечественной сборки. В особенности это нужно для улучшения качества жизни семей, в которых есть дети-инвалиды, приемные дети и для многодетных семей. Сегодня порядка 46% семей не смогли выбрать способ использования этих денег. Речь идет о материнском капитале. Возможность покупки автомобиля стала бы эффективной мерой социальной поддержки. Я уже не говорю о том, что это стало бы также хорошим средством поддержки нашего автопрома.

Возвращаясь к главному. В чем же причина столь скромной результативности Правительства в решении социальных задач? Нам говорят о кризисе в экономике, снижении доходов бюджета, санкциях, отсутствии зарубежных инвесторов, падении цен на нефть и так далее. Да, это есть и, к сожалению, это будет продолжаться. Но на наш взгляд, реальной и главной причиной является то, что сегодня у Правительства по факту в приоритете не социальные задачи, а поддержка банков и финансовых посредников. Правительство борется с инфляцией, а не с бедностью. И в этом системная проблема неисполнения задач, поставленных Президентом.

"Майские указы" Президента РФ – это четкий и стратегически верный вектор социальной защиты населения, улучшения качества жизни большинства граждан нашей страны. Вложения в человеческий потенциал – самые экономически выгодные инвестиции. В мае 2012 года Президент России Владимир Владимирович Путин, понимая это, свое слово сказал. Но Правительство, к сожалению, не подкрепило его полноценными реальными делами.

Спасибо за внимание!

Завтра пройдет совместное заседание Госсовета РФ и комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития РФ по исполнению «майских указов» президента, пятилетие которых исполняется в этом году. По данным ОНФ, которые представители движения подготовили к заседанию, большая часть поручений президента по-прежнему нуждается в доработке.


Заседание проведет президент Владимир Путин. Как сообщила пресс-служба Кремля, на обсуждение вынесены три блока вопросов: «предоставление государственных и муниципальных услуг через сеть МФЦ, независимая оценка качества услуг в социальной сфере и расселение граждан из аварийного жилья». С докладами выступят профильные министры и губернаторы: глава Минэкономики Максим Орешкин и губернатор Ростовской области Василий Голубев, министр труда и соцзащиты Максим Топилин и губернатор Псковской области Андрей Турчак, руководитель Минстроя Михаил Мень и глава Чувашии Михаил Игнатьев.

В заседании примут участие представители ОНФ, которые регулярно ведут мониторинг исполнения «майских указов» и докладывают о них Владимиру Путину. Напомним, с марта 2014 года указом президента мнение ОНФ учитывается при снятии с контроля поручений главы государства, а контрольное управление президента направляет доклады правительства «Народному фронту» для подготовки заключений.

На заседании Госсовета ОНФ представит статистику по 179 поручениям из 419, которые держит на контроле. При этом большая часть поручений президента, по мнению «фронтовиков», требует доработки. Например, среди ключевых тем «майских указов» - формирование независимой системы оценки качества услуг, оказываемых организациями соцсферы. Мониторинг ОНФ выявил существенные проблемы в системе этой оценки. Так, зачастую мониторинг мнения потребителей социальных услуг не ведет к принятию управленческих решений для улучшения предоставления социальных услуг и производится формально.

К ноябрю 2016 года от правительства в ОНФ поступили доклады на 171 поручение. Из них эксперты «Народного фронта» считали исполненными 16% (28 поручений). 53% (90 поручений) требовали доработки, 31% (53 поручения) - не были исполнены. Впрочем, источник “Ъ” в движении говорит о том, что сейчас показатели несколько улучшились.

По итогам аналогичного заседания комиссии в 2016 году, из 162 поручений, данных в рамках «майских указов», были рекомендованы к снятию 24. В большинстве заключений содержались рекомендации по доработке и повышению качества.

«ОНФ ведет мониторинг исполнения “майских указов” и поручений президента с 2014 года. Наши эксперты и активисты из субъектов РФ выявляют недостатки выполнения поручений на местах, предлагают, как их исправить»,- сказал “Ъ” глава исполкома ОНФ Алексей Анисимов, который примет участие в заседании комиссии. Кроме того, депутаты от «Единой России» интересовались выполнением майских указов у премьера Дмитрия Медведева во время его отчета перед Госдумой в апреле.

Напомним, в этом году исполняется пять лет «майским указам», основанным на предвыборных статьях Владимира Путина 2012 года. Срок их действия ограничен до 2018–2020 года, перед очередными выборами президента предвыборная программа Владимира Путина нуждается в подведении итогов.

«Пятилетний юбилей “майских указов”, скорее всего, пройдет без широкого информационного освещения. Похоже, что хвастаться особо нечем. Хотя повестка президентской кампании-2018 не может обойти молчанием итоги выполнения предвыборной кампании-2012. Необходимо будет предъявить исполнение хотя бы по базовым направлениям. Тем более что 2018 год по ряду показателей, прежде всего “дорожных карт” по зарплатам отдельных категорий бюджетников, станет отчетным»,- говорит политтехнолог Екатерина Курбангалеева.

Статьи по теме