Конспект урока на тему:Кислородные соединения азота. Кислородные соединения азота.docx - Конспект урока "Кислородные соединения азота". (9 класс, химия) Конспект урока кислородсодержащие соединения азота

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Ткачук Татьяна Макаровна, учитель химии МБОУ «Михайловская СОШ, высшая категория

Предмет: химия

класс : 9

Учебник: О.С.Габриелян. Изд. Дрофа,2014 г.

Тема урока : Кислородные соединения азота

Тип урока : изучение новой темы.

Оборудование : компьютер, интерактивная доска, проектор, лабораторное оборудование (спиртовка, спички, стаканы, лабораторный штатив, пробирки)

Реактивы : азотная кислота 1:5, медная стружка, уголёк, лакмус, гидроксид натрия, гидроксид меди

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:

Ученики владеют:

Регулятивными УУД: преобразовывать совместными усилиями практическую задачу в познавательную (2 уровень)

Познавательные УУД : определять способы решения проблем под руководством учителя (1 уровень), выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя (1 уровень), формулировать новые знания совместными групповыми усилиями (2 уровень)

Коммуникативные УУД : участвовать в коллективном обсуждении проблемы (2 уровень)

У большинства учащихся недостаточно сформированы:

Личностные УУД : проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений.

Виды планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов

ПРЕДМЕТНЫЕ

Формулируют и воспроизводят определение понятия «Чистые вещества» «Смеси», «Физическое явление», «Химическое явление», «Агрегатные состояния вещества», «Массовая доля вещества в растворе»

Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения

2 уровень — определение понятий

2 уровень, действия по образцу

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные УУД

Преобразуют практическую задачу в познавательную

Планируют собственную деятельность

Осуществляют контроль и оценку своих действий

1 уровень – совместное с учителем действие учащихся

1 уровень – совместное с учителем действие учащихся

Познавательные УУД

Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку

Коммуникативные УУД

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений

2 уровень – совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя

ЛИЧНОСТНЫЕ

Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы

2 уровень – устойчивый познавательный интерес

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы и приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивациионно-целевой этап

Обеспечить эмоциональное переживание и осознание неполноты имеющихся знаний

Вызвать познавательный интерес к проблеме

Организо-

вать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели

Создание проблем

ной ситуации:

Групповая (парная), фронтальная

Предлагает выполнить задание 1 Из перечисленных соединений выберите 3, назовите их: C 2 H 5 OH CH 3 NH 2 NH 3 HNO 3 PH 3 H 3 PO 4 CaCO 3 CuO NO

Предлагает выполнить задание 2. Выберите из 1 задания соединения азота и составьте из них генетический ряд

Предлагает выполнить задание 3.Осуществите превращения, согласно составленной схеме

Предлагает проблемную ситуацию — выполнить задание 4. С какими еще веществами будет взаимодействовать азотная кислота? Выберите на ваш взгляд правильные варианты ответов: С, ZnO , Сu , Сu (OH ) 2

5.Помогает осознать затруднения в выполнении задачи

6.Предлагает составить вопросы и перевести практическую задачу в познавательную.

1.выполняют задание 1 на узнавание и запоминание

2. Выполняют задание на понимание -(предположительный ответ NH 3 — NO — HNO 3 — NaNO 3)

3. задание выполняют путем совместных усилий и при помощи учителя, формулируют вопросы, знакомятся с оксидами азота NO NO 2 и их свойствами, повторяют свойства кислот – в последнем уравнении прописывают взаимодействие азотной кислоты с гидроксидом натрия или оксидом натрия

4. Выбирают не все вещества.

5. Формулируют затруднение «Мы не знаем, будет ли азотная кислота взаимодействовать с углеродом и медью, так как медь не вытесняет водород, а углерод — неметалл

6.Составляют вопросы. Ставят задачу: проверить опытным путем будет ли азотная кислота взаимодействовать с углеродом и медью

Познавательные УУД: видеть проблему (осознавать возникшие трудности в решении задач при отсутствии необходимых знаний)

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Регуляторные УУД: определять цели учебной деятельности

Ориентировочный этап

Организо-вать совместное с учителем планирование и выбор методов исследова-ния

беседа

фронтальная

Предлагает в соответствии с поставленными вопросами определить порядок действий и выбрать метод

Предлагают ответить на вопросы.

Выдвигают гипотезу, что азотная кислота вступает в реакцию обмена с оксидом и гидроксидом металла, с остальными веществами взаимодействовать не должна

Предлагают провести опыт

Познавательные УУД: выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании

Регулятивные УУД: анализировать условия задачи, планировать, предвосхищать результат поиска, принимать предложенный способ решения, проблемы

Предлагает вспомнить про технику безопасности при работе с азотной кислотой

Помогает осознать, что опыт с углеродом и медью следует проводить в вытяжном шкафу

Слушают информацию о технике безопасности

Соглашаются с тем, что опыт следует проводить в вытяжном шкафу, демонстрационно.

Поисково-исследовательский этап

Организо-вать поиск решения проблемы

Исследование

Групповая (парная) и фронтальная

Выдаёт необходимое оборудование

Получают оборудование, организуют рабочее место

Предметные УУД: наблюдать за ходом эксперимента, описывать происходящие явления, устанавливать причинно-следственные связи

Познавательные УУД: проводить эксперимент, обобщать полученные данные, делать выводы

Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, с достаточной полнотой выражать свои мысли

Регулятивные УУД: проявлять способность к мобилизации сил и энергии в достижении цели

Предлагает провести самостоятельно опыт взаимодействия азотной кислоты с оксидом цинка и гидроксидом меди (II )

Слушают, уясняют поставленную задачу

Наблюдает, координирует, корректирует самостоятельные действия учащихся

Проводят экспериментальную проверку гипотезы

Демонстрирует взаимодействие азотной кислоты с медью и углеродом (угольком) при нагревании в вытяжном шкафу

Наблюдают за ходом эксперимента, делают заметки

Организует обмен мнениями, результатами

Сообщают свои наблюдения и полученные результаты

Помогает построить объяснение полученных результатов с помощью составления уравнений реакций

Помогает сделать выводы

Записывают уравнения реакций ионного обмена в молекулярном, полном ионном и кратком ионном виде. Записывают уравнения окислительно-восстановительных реакций между азотной кислотой и медью, между азотной кислотой и углеродом.

Делают выводы, что азотная кислота проявляет окислительные свойства в реакциях с медью и углеродом, при этом восстанавливается азот до степени окисления от +4

Сообщает и другие случаи проявления окислительных свойств азотной кислоты

Слушают и смотрят презентацию

Практичес-кий этап

Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов

Упражне-ние в выполнен-ии заданий

Групповая

Предлагает ответить на вопросы на слайде

Обсуждают ответы в группе, сообщают классу

Предметные УД: решать конкретные задачи, на основе знаний по предмету

Рефлексив-но-оценочный этап

Обеспечить осмысление процесса и результата деятельно-сти

беседа

Индивидуальная, фронтальная

Предлагает закончить предложение. Если я изучаю азотную кислоту, то ….

Учащиеся приходят к мнению, что азотная кислота имеет к ним непосредственное отношение, какое? Можно прочитать учебник или обсудить личный опыт знакомства.

Организует процедуру само- и взаимооценки учебной деятельности на уроке по алгоритму:

Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму

Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения методами научного познания

Регулятивные УУД: оценивать степень достижения цели

Формулирует и комментирует домашнее задание

Записывают домашнее задание в дневник

Химический элемент азот образует достаточно большое число оксидов, в составе которых его степень окисления меняется от +1 до +5.

Все оксиды азота термически неустойчивы и при нагревании разлагаются с выделением кислорода. Именно поэтому оксиды азота обладают окислительными свойствами. Самый сильный окислитель из них - оксид азота (V).

Все оксиды азота, за исключением оксида азота (I), ядовиты. N 2 O обладает наркотическим действием (другое его название - «веселящий газ») и используется при анестезии.

По кислотно-основным свойствам оксиды азота характеризуются так: N 2 O и NO - несолеобразующие, N 2 O 3 , NO 2 и N 2 O 5 - солеобразующие, кислотные.

Оксид азота (I) N 2 O - термически нестоек, при температуре около 500°С разлагается на азот и кислород:

2N 2 O → 2N 2 + O 2.

Поэтому он обладает окислительными свойствами. Например, оксид азота (I) окисляет медь, при этом образуются оксид меди (II) и молекулярный азот:

N 2 O + Cu = CuO + N 2.

Получают веселящий газ прокаливанием нитрата аммония при 250 °С:

NH 4 NO 3 = 2H 2 O + N 2 O.

При каталитическом окислении аммиака кислородом образуется монооксид азота NO:

4NH 3 + 5O 2 = 4NO + 6H 2 O.

Это бесцветный газ. Оксид азота (II) - единственный оксид азота, который можно получить непосредственным синтезом из простых веществ:

NO - несолеобразующий оксид. На воздухе при н. у. он самопроизвольно окисляется до оксида азота (IV) - бурого газа:

2NO + O 2 = 2NO 2

Как и все оксиды азота, монооксид азота обладает окислительными свойствами. Например, при взаимодействии магния с оксидом азота (II) образуются оксид магния и молекулярный азот:

2Mg + 2NO = 2MgO + N 2

Оксиду азота (III) соответствует азотистая кислота HNO 2 . При н. у. это темно-синяя жидкость, при растворении которой в воде образуется азотистая кислота:

N 2 O 3 + H 2 O ↔ 2HNO 2

Взаимодействие оксида азота (III) со щелочами приводит к образованию нитритов - солей азотистой кислоты. Например, при взаимодействии оксид азота (III) с гидроксидом натрия образуются нитрит натрия и вода:

N 2 O 3 + 2NaОН = 2NaNO 2 + H 2 O

Диоксид азота NO 2 имеет еще одно название - бурый газ.

При растворении в воде он образует сразу две кислоты - азотную и азотистую:

2NO 2 + Н 2 О= НNО 2 + HNO 3

При взаимодействии NO 2 со щелочами образуются нитраты и нитриты. Например, при взаимодействии оксида азота (IV) с гидроксидом натрия образуются нитрат и нитрит натрия и вода:

2NO 2 + 2NaOH= NaNO 3 +NaNO 2 + H 2 O

Диоксид азота используется для производства азотной кислоты. В промышленности этот оксид получают окисление монооксида азота:

2NO + O 2 = 2NO 2

В лаборатории для получения оксида азота (IV) проводят взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой (рис. 1):

Cu + 4HNO 3(к) = Cu(NO 3) 2 + 2NO 2 + 2H 2 O

Рис. 1. Выделение бурого газа в результате взаимодействия меди с концентрированной азотной кислотой

Оксид азота (V) представляет собой бесцветные кристаллы. Этот оксид можно получить путем окисления озоном диоксида азота:

2NO 2 + O 3 = N 2 O 5 + O 2

Оксиду азота (V) соответствует азотная кислота. Это типичный кислотный оксид. Он реагирует с водой с образованием азотной кислоты:

N 2 O 5 + Н 2 О= 2НNО 3

а также вступает с реакции со щелочами с образованием нитратов:

N 2 O 5 + 2NaOH= 2NaNO 3 + H 2 O

Список литературы

  1. Оржековский П.А. Сборник задач и упражнений по химии: 9-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 9 класс» / П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле. - М.: АСТ: Астрель, 2007.
  2. Оржековский П.А. Химия: 9-й класс: учеб. для общеобраз. учрежд. / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. - М.: АСТ: Астрель, 2007. (§ 37)
  3. Оржековский П.А. Химия: 9-й класс: учеб для общеобр. учрежд. / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, М.М. Шалашова. - М.: Астрель, 2013. (§ 24)
  4. Рудзитис Г.Е. Химия: неорган. химия. Орган. химия: учеб. для 9 кл. / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009.
  5. Хомченко И.Д. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. - М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008.
  6. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. - М.: Аванта+, 2003.

«Оксид углерода IV» - Вскоре вода станет мутной. Физические свойства CO2. Сухой лед в отличие от водяного льда плотный. Нетоксичен, не проводит электрически ток. Применение оксида углерода (IV). Cухой лед – тоже CO2. Газ, необходимый растениям для фотосинтеза. В природе. Содержание углекислого газа в атмосфере относительно невелико 0,04 - 0,03.

«Оксид азота» - 2.Цилиндр с оксидом азота (II) был закрыт пластинкой. Окислитель: 2NO + 2SO2 = 2SO3 + N2 Нитрозный способ получения серной кислоты. 1.Имеются три закрытых цилиндра: с оксидом азота (IV), с азотом, с аммиаком. No-оксид азота (II). Хорошо растворяется в воде. N2O5. Все оксиды азота, кроме N2O, ядовитые вещества.

«Разложение оксидов» - Классификация оксидов. Основные оксиды. Оксиды. Амфотерные оксиды. Кислотные оксиды. Глоссарий. Индеферентные оксиды (несолеобразующие). Классиф. Оглавление. Задания. Пособие для учащихся.

«Оксиды» - В природе. Металлические руды. ОКСИД ХРОМА cr2o3. Содержание углекислого газа в атмосфере относительно невелико, всего 0,04-0,03%. Белила. Например: красный, магнитный и бурый железняки, бокситы (оксид алюминия), Газ, необходимый растениям для фотосинтеза. Оксид углерода (II) CO. Такими же ценными свойствами обладает оксид титана (IV) – TiO2.

«Оксид углерода» - Для оксида углерода (II) характерны восстановительные свойства. или углекислый газ – газ без цвета и запаха. Со. Оксид углерода (II). Оксид углерода (IV). Получение оксида углерода (IV). Использованы ЦОР: Демонстрационное поурочное планирование. Оксиды углерода.

«Химические оксиды» - Вещества, в состав которых входит кислород. Кварцевый песок. Н2О. Оксид углерода (IV). Оксиды - это сложные вещества. Боксит. Пигмент оливково – зелёной краски. Негашёная известь. Оксиды металлов. Оксиды. Оксид углерода (II).

Всего в теме 14 презентаций

Статьи по теме