Если пропустил намаз как возместить. Пропущенные молитвы не подлежат возмещению - али михайлов

Раздел о пропущенных намазах:

Об оставлении намазов и о наказаниях на том свете тех, кто пренебрегает ими было рассмотрено нами в предыдущих статьях, из коих следовало, что оставлять намазы или же пренебрегать ими категорически не разрешается по шариату. Сейчас речь пойдет о тех наказаниях, которым подвергнутся на этом же свете оставившие намазы люди.

Относительно человека, оставившего намаз преднамеренно имеются разные мнения имамов, одни даже говорят, что он впадает в неверие независимо от того, что он его оставил, признавая или не признавая его, а другие говорят, что этот момент нужно уточнить, оставил ли он намаз, не признавая его обязанность или из-за своей лени. По шафиитскому мазхабу человек не выходит из религии оставлением намаза, если не отрицает его обязательность или не умаляет его достоинство, а оставил из-за лени. Но в любом случае, ему от наказания не уйти, если не покается и не возместит всё, и казнят его с окончанием времени совершения намаза или времени совместного совершения некоторых из них. Например, если человек оставил обеденный намаз, то его казнят после захода солнца, так как обеденный и послеобеденные намазы в некоторых случаях совершаются вместе совмещённо. А если оставленный им намаз утренний, то при восходе солнца.

Примечание:

Нужно обратить внимание на то, что человека за оставление намаза не накажут, если в течение времени данного намаза у него никто не требовал совершить его, и если ему не угрожал имам или его заместитель, что, если он не совершит молитву, то его накажут при истечении времени данного намаза. Правом таким обладает имам или его заместитель.

Его хоронят как мусульманина со всеми почестями. Желательно у такого человека попросить, что бы он покаялся и возместил намаз. А если намаз оставил, отрекшись от него, не признавая его обязанность, то такого казнят как неверного и на мусульманских кладбищах тоже не хоронят, так как он выходит из ислама из-за пренебрежения к важнейшей из его составных частей. Но такое решение в исполнение не приводится в тот же час, а только после трёхдневного заключения его под арест и дав ему возможность подумать над содеянном. В наши дни такие санкции относительно оставляющих намазы применяются в некоторых арабских странах. Но человек должен знать и понимать, что оставлением намаза он становится приговорённым к смерти, приведут её в исполнение или нет. В множестве немусульманских стран мусульмане не практикуют данные решения, так как в любой стране свой устав и свои законы.

Если намазы оставлены без причины, то нужно немедленно приступить к возмещению и направить все своё время на это, за исключением времени, необходимого для жизненно важных моментов: приём пищи, питья и тому подобное. Такому человеку запрещается совершение желательных намазов, пока он не возместит пропущенные обязательные.

А тот, кто пропустил намаз вследствие овладевшего сна или забывчивости неотложно возмещает в желательном порядке. Возмещать намазы следует непосредственно перед своевременными. Таков порядок возмещения пропущенных намазов.

Намазы, пропущенные без причин нужно возмещать раньше пропущенных по определённой причине. Но, если пропущены все, без причин или с причиной, то желательно соблюдать при возмещении такой порядок, например: возмещать утренний перед обеденным и так далее.

Мухаммад Халиков

Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди

Так получилось, что я от Ислама как-то отдалился: пропустил много намазов, поведение не как у мусульманина и т.д. Не знаю даже, как это получилось, из-за чего забыл уже, но никогда не думал, что я перестану молиться. Хочу сейчас исправиться, но не получается, думаю, вот завтра возмещу все намазы, а когда наступает завтра, переношу на следующий день. Как мне исправиться, с чего начать? Что делать, чтоб укрепить иман?

Согласно одному из хадисов, намаз – это первое, за что будет спрошено в Судный день и, если с ним всё будет хорошо, если человек исправно и своевременно совершал его, то допрос по всем остальным статьям будет лёгким и он, коли угодно Аллаху, попадёт в Рай. В другом изречении Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорится, что намаз - есть отличие верующего от неверующего. В общем, хадисов, повествующих о важности и обязательности намаза, очень много, разумному человеку достаточно сказанного, чтобы осознать, сколь велика значимость обязательной молитвы. Поэтому, прежде всего, Вам необходимо взять себя в руки и не откладывать начало совершения и возмещения молитвы. Дайте себе слово, что Вы, что бы ни случилось, не оставите намаз, попробуйте исправно совершать его хотя бы 40 дней. Если в Вашем кругу есть соблюдающие друзья, договоритесь с ними о том, чтобы вместе ходить в мечеть для совершения намаза, так Вы, больше времени проводя с друзьями, укрепите с ними отношения и не пропустите молитву.

Наряду с этим, читайте исламскую литературу, в частности жизнеописание Пророков (мир им и благословение Аллаха), сподвижников, праведников, богословов. Это очень прививает любовь к религии.

Скажите, пожалуйста, если я проспал утренний намаз, мне его совершить перед обеденным намазом или после него?

Намаз, пропущенный по уважительной причине (если Вы проспали не по Вашей вине, а именно: легли вовремя, поставили будильник и т.д.), нужно обязательно возместить и, возмещать его можно в свободное время, в отличие от намаза, пропущенного без уважительной причины, его нужно возмещать незамедлительно! Пропущенный намаз желательно совершать перед своевременным, если от этого не пройдёт время своевременно исполняемого.

У меня есть маленький ребёнок, ей 1 год и 10 месяцев. Каждый раз, когда я делаю намаз, она становится передо мной, но я продолжаю делать намаз. Хотела узнать, считается ли такой намаз действительным?

Как известно, одним из условий молитвы является чистота тела, одежды и места моления, а именно тех мест, которых Вы касаетесь во время молитвы. Поэтому то, что Ваш ребёнок встал на коврик, Вашей молитве никак не вредит. В хадисах рассказывается, что когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) делал намаз, на него взбирались его внуки.

Меня очень волнует один вопрос. Я делаю намаз. Но у многих моих родственников неправильное понимание нашей религии, в связи с происходящими сейчас событиями. Поэтому я не люблю среди них говорить, что я вообще молюсь, мне легче это делать молча, чтоб никто не знал. Иногда они могут сказать что-то плохое об Исламе, а мне не хочется вступать с ними в спор. Может неправильно так считать, но у меня складывается впечатление, что их уже не переубедить. Не считается ли такое моё молчание, что я не защищаю религию «предательством» по отношению к ней? И как поступать в таких ситуациях?

К великому сожалению, около 70 лет коммунизма сделали свою работу, отчасти им удалось увести некоторых мусульман от соблюдения норм Ислама. Прежде всего, Вам надо работать в плане просвещения родственников. Мягко и дипломатично отвечайте на их вопросы, купите несколько книг об Исламе и диски с проповедями богословов, в частности, по теме обязательной молитвы. Но самым большим призывом будет Ваш благой нрав и хорошее отношение к ним. Не смотрите ни на что, не оставляйте обязательную молитву, исправно и своевременно соблюдайте её. Если услышите от них что-то неподобающее, исправьте их, объясните им, но чтобы Вы могли сделать это, Вам самим нужно изучать Ислам, мудрость совершения молитвы и т.д.

Я учусь в военном институте, нам не разрешают делать намаз. Что делать?

Для начала подойдите к преподавателю (офицеру, командиру) и попробуйте объяснить ему ситуацию, а именно – важность намаза для верующего человека. Думаю (очень надеюсь), что если нормально преподнести, поймут и разрешат. Если вдруг не разрешат, подойдите к самому главному и попробуйте объяснить ему. Если и здесь потерпите неудачу, обратитесь к хорошему юристу и, подумайте над тем, чтобы подать в суд и добиться права, прежде всего, предоставленного Вам Конституцией нашей страны – свободно исповедовать свою религию!

Можно ли делать сунну (намаз или пост), если есть невозмещённые обязанности – фарз? Например, придя в мечеть, лучше возместить пропущенный намаз или желательно сделать приветственный намаз в 2 ракаата?

Согласно шафиитскому мазхабу (правовая школа) тому, у кого есть пропущенные обязательные намазы, нельзя совершать желательные, за исключением тех, что совершаются в течение года всего несколько раз, как, например, праздничные намазы Ураза и Курбан-байрама (Ид аль-адха и Ид аль-фитр). За несовершение желательных молитв с Вас спроса в Судный день не будет, в отличие от обязательных. Поэтому логично и нужно, входя в мечеть, совершать пропущенную молитву вместо приветственного намаза, тем более что приветственный намаз замещается любым иным намазом. Иначе говоря, если человек, войдя в мечеть, совершит любой намаз, он получает воздаяние и за совершение приветственного намаза.

Как произнести намерение на возмещение фарз-намаза? Есть ли какие-либо условия, чтобы возместить пропущенную пятничную молитву?

Намерение делается следующим образом, допустим для возмещения обеденной молитвы: «Я вознамерился возместить мною пропущенный обязательный обеденный 4-х ракаатный намаз ради Аллаха». Соответственно, если возмещается утренний намаз, то заменяете слово «обеденный» на «утренний», а «4-х ракаатный» на «2-х ракаатный», аналогично и с другими молитвами.

Пропущенную пятничную молитву не возмещают, вместо неё совершается обеденный намаз, как своевременный, если время намаза ещё не вышло. Если время обеденного намаза уже вышло, то нужно возместить обеденный намаз как пропущенный.

Мне сделали операцию и наложили швы, которые снимут только через 2 недели, а мне нужно совершить обязательное купание для совершения намаза и соблюдения поста, но из-за швов мне нельзя мочить рану. Намаз и пост я не хочу пропускать. Что мне делать?

В тех случаях, когда невозможно исполнить ритуальное омовение или купание, нужно делать очищение землёй, пылью (таяммум). Более подробно можно прочитать, перейдя по этим ссылкам:

Мой муж читает «аль-Фатиха» и некоторые суры с ошибками, но лучше меня. Как лучше будет в таком случае: делать намаз коллективно или по отдельности? Из-за этого у нас возникают споры.

Если у Вас и у Вашего мужа одни и те же ошибки (один в один), Вы можете совершать намаз коллективно. Однако, если муж допускает не те ошибки, что допускаете Вы – джамаат намаз у вас не получится и придётся молиться по отдельности или искать другого имама для вас обоих, умеющего правильно читать суру «аль-Фатиха».

У меня есть долговые намазы за 4 года, какое намерение следует делать на таравих намазах: На долговые или же на таравих намазы?

Вам нужно делать намерение на возмещение долговых намазов, поскольку именно за них с Вас будет спрос в Судный день, а не за желательные молитвы, такие как намаз-таравих.

В месяц Рамазан я каждую ночь встаю и делаю намазы-тахаджуд. Недавно узнала, что намаз-тахаджуд превращается в фарз, если совершить его один раз. Скажите, пожалуйста, правда ли это? Если каждую ночь не смогу, то его делать нежелательно?

Сунна фарзом не становится, однако, порицается оставлять постоянно совершаемое поклонение.

После операции на желудке у меня постоянный метеоризм, т.е. отхождение газов из кишечника, которое доставляет мне огромные проблемы, в том числе и при совершении намаза. Омовение нарушается прямо во время намаза. Как мне быть с намазом?

Всегда дожидайтесь наступления времени намаза и совершайте омовение непосредственно перед исполнением молитвы. Если Вы дождётесь азана (или наступления времени молитвы по расписанию), сделаете омовение и незамедлительно приступите к чтению намаза – намаз будет действительным, несмотря на то, что во время его исполнения будет непроизвольное отхождение газов.

Хотел кое-что уточнить: намаз для человека обязуется после 15 лет или после полового созревания?

Согласно шафиитскому мазхабу, намаз обязуется после полового созревания. Признаками наступления полового созревания являются: зарастание волосами областей подмышек и паха, поллюции, у девочек – появление менструальных выделений. Если менструаций или поллюций нет, то половое созревание наступает с достижением 15 лет по лунному календарю.

Можно ли делать намаз во время азана?

Можно, но желательно дождаться его завершения и совершить молитву после.

Можно ли совершать намаз, если время намаза наступило, но азан не прочитали?

Можно, поскольку одним из условий намаза является наступление его времени, а не оглашение об этом, чем азан и является.

Если я вовремя не успел сделать утренний намаз, а на улице уже светло, как мне быть?

Совершите его, когда проснётесь, чем быстрее, тем лучше.

Принимается ли намаз человека, у которого на теле имеется татуировка?

В книге «Ианат ат-талибин» написано: «Вменяется в обязанность удалить вашм (татуировку и татуаж), если не будет нанесён такой вред коже, из-за которого придётся делать таяммум. В противном случае, удалять тату необязательно». В книге «Буджайрими» сказано: «Если вашм нанесён до совершеннолетия, то не вменяется в обязанность его удалять. В тех случаях, когда человек обязан удалять татуировку, оставление её ему не прощается, и намаз, совершённый с ней, не считается действительным» «Ианат ат-талибин», (№ 4/55).

Скажите, пожалуйста, после выкидыша у женщин некоторое время бывают кровотечения. Нужно ли совершать после него полное омовение и нужно ли возмещать все пропущенные намазы за это время?

После завершения послеродовых выделений обязательно нужно искупаться с соответствующим намерением. Намазы, пропущенные в этот период времени, не нужно возмещать.

Чтобы прочитать намаз, необходимо совершение определенных действий телом. Намаз, каждый должен совершать сам за себя. Намаз, совершенный в свое время называется - Ада . Перечитанный по какой либо причине намаз, (например был совершен неправильно, или с какими-либо ошибками) пусть даже совершен в свое время, или после выхода своего времени, называют -Иаде .

Восполнение не прочитанных вовремя; «Фарзов» и «Уаджибов», называют, «Совершать каза». Выполняя ежедневные пятикратные намазы, а также делая «каза», необходимо соблюсти все правила. Того у кого нет долгов больше чем по пяти намазам, называют «Обладатель порядка ». Фарз пятничного намаза, нужно прочитать во время намаза Зухр. Пропустивший утренний намаз, если вспомнить об этом даже во время хутбы, должен будет немедленно сделать «каза». Пока не совершен какой-либо намаз, нельзя совершать последующие пять намазов. Сказано в хадисе: «Проспавший время намаза, или забывший о нем, если вспомнит о нем во время намаза за имамом, должен закончить намаз за имамом. Затем прочитать пропущенный намаз. Затем пусть заново прочитает намаз, прочитанный за имамом ».

Восполнение пропущенных обязательных намазов, является фарзом. Восполнение уаджибов, является уаджибом. Восполнять сунну, не нужно. Единодушное мнение ученых мазхаба Ханафи таково: «Суннаты было приказано читать только в свое время. Несовершенные вовремя суннаты, не остаются висеть долгом на мусульманине. Поэтому было сказано, что по прошествии времени, суннаты не восполняются. А вот сунна намаза Ссубх больше похожа на уаджиб. Поэтому ее нужно восстанавливать до намаза Зухр, вместе с фарзом утреннего намаза. Если, сунна Ссубха была просрочена до времени когда уже прочитан намаз Зухр, то восстанавливать его уже не надо, как и остальные просроченные суннаты. Восполнив пропущенную сунну, уже не получить за нее вознаграждения, сауабы. Будет прочитано как дополнительный, -нафиля - намаз. В книге « İbni Âbidîn » в разделе « Tergîb-üs-salât », (Таргиб-ус-салят) на стр. 162, говорится: «Суннаты можно прочитать сидя, не имея на то Узра. Не совершать их вообще, грех. Фарзы тоже можно прочитать сидя, но только если есть Узр, (уважительная причина)».

Большой грех, не совершить фарз намаз, без какой бы то ни было причины. Такие намазы, нужно восполнить. Фарзы и уаджибы можно оставить на Каза можно только если есть две причины. Первое, стоять перед лицом врага. Второе, опасность поджидающая путника (даже, если намерение быть в пути, меньше трех дней), в виде преступника, дикого зверя, сели, бури, шторма. Оказавшийся в такой ситуации, может совершать намаз, в любом направлений. Может читать намаз, встав напротив зверя, и делая намаз жестами. Если так сделать нет возможности, то можно оставить намаз на Каза. Оставление намаза на Каза по этим двум причинам, и оставление по причине забывчивости или сна, не является грехом.

В книге «Ашбах», сказано: «Занятый спасением утопающего, или попавшего в другую подобную ситуацию, и вследствие этого пропустившего намаз, прочитает намаз после ». То есть, когда заканчивается уважительная причина Узр, нужно восполнять пропущенные намаза. Можно отсрочить выполнение фарзов, кроме трех времен, когда читать намазы Харам, чтобы добыть пропитание своим детям, с намерением прочитать в свободное время. Отсрочивание на еще более позднее время, начнет вводить в грех. Потому что наш пророк (саллаллаху алейхи уассалам), и его сахабы, в битве «Хандак », несмотря на смертельную усталость и полученные тяжелые ранения, восполнили в ту же ночь пропущенные Каза намазы. Наш любимый Пророк (саллаллаху алейхи уассалам) сказал: «Приблизить друг к другу два фарз намаза, большой грех ». То есть, не прочитать во время один намаз, прочитать его во время другого намаза, самый большой грех. Сказано в хадисе: «Прочитавшего намаз после выхода времени, Всевышний Аллах отправит в Ад на 80 хукба ». Одна хукба, равна 80-и годам на том свете. Один день на том свете равен, 1000 годам в нашем мире. Нужно подумать, если таково наказание за один пропущенный намаз, то каково будет наказание того, кто не совершает намаз вовсе.

Наш Пророк сказал (саллаллаху алейхи уассалам): «Намаз, опора религий. Совершающий намаз, укрепляет Ислам. Тот, кто не совершает намаз, разрушает Ислам ». Еще в одном хадисе говорится: «В Судный День, в первую очередь спросится за веру человека. Вторым же вопросом будет, совершал ли человек намаз ». Всевышний Аллах сказал: «О, мой раб! Если спасешься после вопросов о намазе, ты спасен. Я облегчу для тебя остальное ». В 45 аяте суры «Анкебут », сказано: «, и исполняй молитву, потому что молитва предохраняет от скверны и зла ». Наш Пророк (саллаллаху алейхи уассалам) сказал: «Больше всего, человек приближается к своему Господу, во время намаза ».

Несовершение намаза в свое время, бывает двух видов: 1 - По уважительной причине. 2 - Зная что намаз приказ сверху, не совершать его по лености.

Мусульманин совершает большой грех, оставляя намаз без уважительной причины, и совершая его после выхода времени. Это харам. Этот грех не прощается, даже после прочтения намаза в другое время. После совершения Каза этого намаза, прощается грех за неисполнение намаза. Этот грех не прощается, только если раскаяться. Если раскаяться после совершения Каза, то можно надеяться на прощение. Раскаявшись, нужно восполнить пропущенные намазы. Тот, у кого есть силы для восполнения пропущенных намазов, не станет этого делать, совершит особенный грех. Этот грех, начнет увеличиваться, через каждые шесть минут свободного времени, (6 минут, время достаточное для прочтения одного намаза). Потому что, мусульманин, должен восполнять пропущенные намазы, как только выпадет свободное время. Не придавшие значения восполнению пропущенных намазов, удостоятся вечного огня. В книгах « Umdet-ül-islâm » и « Câmi’-ül fetâvâ » сказано: «Если отказаться от совершения фарза на поле боя, имея на то возможность, то это подобно совершению 700 больших грехов ». Откладывание «Каза», еще больший грех, чем несовершенный вовремя намаз. Как только вознамериться и совершить «Каза», сразу прощается грех за неисполнение оного.

МОЖНО ЛИ ЗА МЕСТО СУННЫ, СОВЕРШАТЬ «КАЗА»

В книге сеийда Абдулкадира Гейлани « Fütûh-ul gayb » (Футух-уль гайб) сказано: «Верующий, в первую очередь, должен совершить фарзы. После окончания фарзов, должен читать, сунну. После этого, может читать нафиля (дополнительные) намазы. Читать сунну, имея долги по фарзам - большая глупость ». В хадисе, переданном от Али бин Абу Талиба (радиаллаху анх) говорится: «Зря старается тот, кто читает нафиля, когда у него есть долги по фарзам. Пока он не восполнит долги по фарзам, у него не будут приняты нафиля намазы ».

Ученый мазхаба Ханафи Абдулхак Дехлеви, разясняя этот хадис приведенный Абдулкадиром Гейлани, сказал: «Этот хадис говорит, что не примутся суннаты и нафиля намазы, пока есть долги по фарзам. Мы знаем что сунна, дополняют фарзы. Смысл этого в том, что если, при совершений фарза, была совершена ошибка, которая может послужить причиной непринятия фарза, то совершенные затем сунны, восполняют место этих ошибок, тем самым служат причиной принятия фарзов. А у кого есть долги по фарзам, то совершение сунны для него, не приносит никакой пользы».

Шариатский судья Иерусалима, Мухаммед Сыддик Ефенди, объясняя о восполнений намазов «фаийта» сказал: «У великого ученого Ибни Нуджайма спросили, - Если у человека есть долги по намазам, и во время утреннего, обеденного, предвечернего, вечернего и ночного намазов,сунну этих намазов будет читать с намерением восполнить пропущенные фарзы, то не получится ли так, что он отверг эти сунну. Он ответил, что суннаты этим самым, не будут отвергнуты. Потому что, совершение сунны пяти намазов, это совершение еще одного намаза, помимо фарза. Желание шайтана таково, чтобы намазы не совершались вовсе. Мы же, совершая кроме фарза, еще один намаз, тем самым унижаем шайтана. Совершая «Каза» фарза во время сунны, тем самым совершается и сунна. Тот, у кого есть «Каза», во время любого намаза, остальные намазы кроме фарза, должен возмещать пропущенный намаз, чтобы избавится от долга непрочитанного фарза. Этим самым совершаются и суннаты. Потому что, многие вместо того чтобы прочитать «Каза», читают сунну. Такие отправятся в Ад. Ну а те, которые вместо сунны, читают фарзы, спасутся от Ада ».

КАК СОВЕРШАТЬ «КАЗА». ВОЗМЕЩЕНИЕ ПРОПУЩЕННЫХ НАМАЗОВ

Нужно как можно быстрее восполнять пропущенный намаз, и тем самым оберечь себя от неминуемого тяжелого наказания. Для этого, и сунну нужно читать с намерением возместить фарз намаз. Те кто не совершал намаз по лености, те у кого есть несколько лет пропущенных намазов, когда начинают постоянно совершать намазы, сунну читают с намерением возместить, первый пропущенный фарз намаз. Во всех четырех мазхабах, сунну разрешено читать с намерением возместить, пропущенный фарз. По мазхабу Ханафи, оставлять намазы на «Каза», без уважительных причин, большой грех, (Акбар-и Кабаир). И этот грех, все возрастает и возрастает, в геометрической прогрессии, с каждой свободной минутой, когда человек мог бы совершать намаз. Потому что пропущенный намаз нужно совершать как только выдастся свободная минута.

Чтобы избавится от мучений, не поддающемуся счету, нужно первую сунну намаза «Зухр», читать с намерением, возместить первый пропущенный «Зухр» намаз. Два ракаата сунны после полуденного фарза, читать с намерением, возместить первый пропущенный «Ссубх» намаз. Четыре ракаата сунны «Асра» читать с намерением возместить первый пропущенный «Аср». Сунну «Магриба», с намерением возместить пропущенный «Магриб». Во время первой сунны «ишаа», читать пропущенный «ишаа». Вторую сунну, читать с намерением возместить, пропущенный «уитр» намаз. Таким образом, возмещаются пропущенные намазы за один день. Сколько лет не совершался намаз, столько лет и нужно возмещать. Возмещение, так же нужно приблизить, читая пропущенные намазы в свободное время. То что, за несовершенные намазы грех возрастает в геометрической прогрессий, мы сказали выше.

Ежедневное выполнение пяти обязательных Намазов — это самое лучшее, что может сделать верующий. Когда Пророка Мухаммада спросили, какое из дел является наилучшим, он ответил означающее: «Своевременное выполнение [обязательных] Намазов» 1 .

В общинах всех Пророков, от Адама до Мухаммада, Намаз являлся самой важной обязанностью после Веры в Бога и Его Посланников. Все Пророки призывали своих последователей выполнять Намаз в соответствии с Шариатом. Поэтому каждый мусульманин обязан знать условия и правила и совершать его своевременно. Ни работа, ни учеба, ни домашние дела не являются оправданием для того, чтобы пропускать самый важный ритуал в нашей жизни. Тем более нельзя откладывать его выполнение из-за лени или развлечений.

Многие люди не выполняют Намаз, когда находятся в гостях или в общественном месте (в аэропорту, в университете, в больнице или на улице), стесняясь или боясь, что их не поймут. А также они оправдываются тем, что им неудобно делать омовение или они не успевают добраться до дома или мечети. Все это не является причиной пропускать Намаз! И даже тот, кто болен и не может встать с постели, обязан делать Намаз, если он в сознании.

Пропускать Намаз без уважительных причин является большим грехом. Уважительные причины: если человек проспал или забыл про Намаз. Но не считается забывчивостью, если человек вообще не выполняет Намаз, не помнит и не вспоминает о нем на протяжении многих лет.

А также является грехом делать Намаз раньше или позже времени без оправдания. Оправданием, например, может быть путешествие.

Что делать тому, кто не выполнил фард-Намаз?

ПРАВИЛО: Если человек был обязан делать Намаз 2 , но пропустил его (по уважительной причине или нет), то этот Намаз все равно остается для него долгом, и он обязан его выполнить.

Если человек пропустил Намаз по неуважительной причине, то он обязан покаяться 3 в грехе и выполнить пропущенный Намаз как долг безотлагательно. А если у него была уважительная причина, то греха нет, и он не обязан немедленно выполнять долг за этот Намаз.

Некоторые невежественные в религии люди утверждают, что можно не отдавать долги за невыполненные фард-Намазы, так как их время уже ушло. Они говорят, что вместо этого можно выполнять сунна-Намазы или другие благие дела, например, раздавать милостыню. Однако Пророк Мухаммад сказал означающее: «Кто проспал обязательный Намаз или пропустил его по забывчивости, то пусть выполняет его, когда вспомнит. И нет за это никакого другого искупления» 4 . Из слов Посланника Аллаhа следует, что если даже за Намазы, пропущенные по уважительной причине, единственным искуплением является их выполнение в качестве долга, то тем более он должен отдать долг за Намаз, пропущенный без уважительной причины! И это — единодушное заключение всех ученых-муджтаhидов (иджма) 5 .

А также все исламские ученые дали единое заключение, что тот, кто пропустил Намаз без уважительной причины, обязан покаяться. Он обязан отдать долги по Намазам без промедления, и долг за один обязательный Намаз не закроют даже сто тысяч рак’атов сунна-Намазов. У исламских ученых есть правило: «Кто не выполнил сунну, так как выполнял фард — оправдан. А кто вместо фарда выполнял сунну — обманут”.

Что делать, если много долгов по фард-Намазу?

Независимо от того, сколько у человека долгов по фард-Намазу, он обязан отдать их полностью. Некоторые люди, которые годами не делали Намаз, не отдают долги, оправдываясь: «Мы уже в пожилом возрасте и так много долгов не успеем выполнить. Мы надеемся, что Аллаh простит нас за пропущенные Намазы». Это в корне неправильная позиция! Даже если у человека огромное количество долгов, важно само стремление выполнить их все. И если он начал делать пропущенные фард-Намазы, но умер, не успев закрыть все долги полностью, то есть надежда, что Аллаh его простит, так как он совершил покаяние и твердо намеревался выполнить их все.

Отдавая долги по Намазу, важно определить их количество. Отсчет пропущенных Намазов ведется с того времени, как мусульманин достиг совершеннолетия 6 . А если человек принял Ислам, уже будучи совершеннолетним, то с момента принятия Ислама. Женщине нужно учитывать, что нет долгов за те дни, когда у нее были месячные и послеродовые выделения. Если человек не знает точно количества пропущенных Намазов, то пусть определит такое число, чтобы быть уверенным, что долгов больше нет. Рекомендуется отдавать долги в том порядке, как они выполняются (например, сначала Субх, потом Зуhр, Аср и т.д.), а также вести письменный учет выполненных долгов.

Выполнению долгов нужно отдавать все свое время, кроме минимально необходимого для обеспечения жизненных потребностей и выполнения обязанностей.

Посланник Аллаhа сказал, что пять фард-Намазов — это первый ритуал, о котором человек будет спрошен в Судный День. Он будет отвечать за то, выполнял ли он их своевременно, а если не выполнял вовремя, то отдал ли долги за них.

Тот, кто умер без покаяния за не выполненные без уважительной причины Намазы, будет горько сожалеть об этом. Когда появится перед ним Ангел смерти, грешник скажет: «Как я сожалею, что не сделал этот Намаз вовремя, и как я сожалею, что не покаялся и не выполнил его как долг!»

Сказано в Священном Писании 7: «И когда придет к одному из них смерть, он скажет: «О, мой Господь! Дай мне вернуться, чтобы выполнить свои обязанности [которыми я пренебрег]!» Но тщетна его мольба! Это всего лишь слова [сожаления] — его ждет жизнь в могиле до Дня Воскрешения [и ни возврата, ни возможности сделать обязанности уже не будет]».

А также сказано в Священном Писании 8: «О, те, которые уверовали! Пусть ваши заботы о богатстве и детях не отвлекают вас от выполнения Намаза! [Воистину] те, кто был увлечен мирской суетой [пропуская Намаз], будут в проигрыше!»

____________________________________

1 этот хадис передал имам Аль-Байhакый

2 женщина в период менструации не делает Намаз, и нет у нее долгов за эти Намазы

3 покаяние включает в себя: сожаление, выполнение пропущенного Намаза как долга и намерение в будущем не пропускать Намаз

4 этот хадис передали имамы Аль-Бухарий и Муслим

5 то иджма’ передал имам Ан-Науауий в своей книге «Маджму’, а также имам Ибн Кудама Аль-Макдисий Аль-Хамбалий в своей книге «Аль-Мугнии’

6 совершеннолетие по Шари ату: наступление половой зрелости или достижение 15-ти лет по лунному календарю (приблизительно 14,5 лет по григорианскому календарю), если половая зрелость не наступила ранее

7 значение аятов 99-100 суры «Аль-Му минун»:

8 значение аята 9 суры «Аль-Мунафикун»:

Вам может понравится

Общеизвестно среди мусульман, что Пост в месяц Рамадан — великое соблюдение и обязанность верующих. Аллаh Всевышний наделил этот месяц особым почетом. И определение начала месяца Рамадан является одним из важных религиозных ритуалов, на который необходимо обратить должное внимание.

Начало лунного месяца по мусульманскому календарю определяется исключительно путем наблюдения за новолунием , поэтому знать заранее наступление месяца невозможно , а расчеты используются лишь ориентировочно для предварительной подготовки. Лунный месяц насчитывает 29 либо 30 дней.

Методу определения начала месяца Рамадан учил сам Пророк Мухаммад , мир Ему, что и по сей день используется мусульманами во всем мире.

Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил:

«صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْ فَأَكْمِلُوا عِدَّةَ شَعْبَانَ ثَلاثِينَ يَوْماً»

رَوَاهُ البُخَارِي وَمُسْلِم وَغَيْرُهُمَا

Это означает: «Соблюдайте Пост, когда увидите молодой месяц (Рамадан), а если не смогли его увидеть, то высчитайте завершение месяца Ша‘бан 30-м днем, и прекращайте его (Пост), когда увидите молодой месяц Шаууаль».

О том, начался ли новый месяц, можно узнать вечером после захода солнца 29-го числа текущего месяца, наблюдая за новой луной: если на небе появилась молодая луна, это означает, что настал новый календарный месяц, а если не появилась, то следующий день будет 30-м днем текущего месяца. И, так как в лунном календаре нет 31-го числа, соответственно, 30-е будет обязательно последним числом месяца. Во всех лунных календарях, составленных на целый год, даты начала месяцев и мусульманских праздников указаны приблизительно. Не будет верным полагаться исключительно на календари.

Со времен Пророка, мир Ему, и по сегодняшний день мусульмане следуют этому правилу, передавая друг другу знания. О том, как правильно определять начало и конец месяца, знает каждый, кто жил в мусульманских странах и видел традиции и обычаи мусульман. Например, то, как мусульмане собираются в открытых местах, где удобнее производить ночное наблюдение. После того, как мусульмане увидят новолуние, то стреляют из пушек или разводят на верхушке горы большой огонь, объявляя тем самым о начале благословенного месяца Рамадан или наступления праздника разговения.

Эти прекрасные обычаи имеют глубокие корни, которые доходят аж до времен, когда жили сподвижники Пророка Мухаммада, мир Ему, распространившие знания по всей земле.

Более того, об этом говорили ученые четырех мазhабов, которые подтвердили, что определение первого числа месяца Рамадан производится путем наблюдения за новолунием после захода солнца 29-го числа месяца Ша‘бан. И не берутся за основу, и не являются основанием для этого расчеты астрономов и звездочетов.

Имам Ан-Науауий сказал в своей книге «Аль-Маджму‘»:

وَمَنْ قَالَ بِحِسَابِ الْمَنَازِلِ فَقَوْلُهُ مَرْدُودٌ بِقَوْلِهِ صلى الله عليه وسلم فِي الصَّحِيحَيْنِ

Это означает: «Тот, кто опирается на расчет в определении положения луны, то его расчеты отвергаются и не принимаются во внимание . Так как Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

إنَّا أُمَّةٌ أُمِّيَّةٌ لاَ نَحْسِبُ وَلاَ نَكْتُبُ، الشَّهْرُ هَكَذَا وَهَكَذَا، صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ، فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْفَأَكْمِلُوا عِدَّةَ شَعْبَانَ ثَلاثِين يَوْماً

Это означает: «Мы такой народ, который не живет по подсчетам и расчетам, предположениям и догадкам. Мы не записываем и не подсчитываем. Месяц бывает и таким (то есть 29 дней), и таким (то есть 30 дней). Начинайте соблюдать Пост, увидев новолуние (Рамадана), и завершайте соблюдение Поста, увидев новолуние (Шаууаля). А если небо было закрыто, то дополните месяц Ша‘бан 30-м днем».

Данный Хадис передали имамы Аль-Бухарий, Муслим и другие.

Тот, кто увидел молодой месяц Рамадан, должен соблюдать Пост. Тот же, кто не видел сам, но узнал об этом от достоверного мусульманина обязан соблюдать Пост Рамадана. Абу-Даууд рассказывал, что сын ‘Умара (II Халифа), да благословит их Аллаh, сообщил Пророку Мухаммаду, мир Ему, что он видел молодой месяц Рамадан, после чего сам Пророк соблюдал Пост и приказал соблюдать его другим верующим.

Если будет подтверждено начало Поста в какой-либо местности, то его обязаны соблюдать все жители данной местности, а также соседних с ней, расположенных в одном временном поясе (т.е. солнце на их территориях восходит и заходит в одно и то же время), согласно мазhабу имама Аш-Шафи‘ий. Согласно мазhабу имама Абу Ханифа, Пост обязаны соблюдать все верующие, находящиеся в любой точке земли, узнавшие о начале месяца Рамадан, независимо от расстояния. Согласно этому мнению жители востока обязаны соблюдать Пост Рамадана, даже если им сообщили о его начале жители запада, и наоборот.

Аллаh предписал нам соблюдение Его Законов, переданных последнему Пророку Мухаммаду, мир Ему, после которого не будет никакого нового закона Божьего до Судного Дня. И эти Законы пригодны для всех веков, времен и эпох, они не устаревают до самого Конца Света. И мы с помощью Аллаhа будем стойко соблюдать учение последнего Пророка, мир Ему. Поэтому напоминаем, что недопустимо искажение Шари’ата и внесения каких-либо изменений в него, а тот, кто делает это под предлогом цивилизации и технологического прогресса, как будто говорит, что в Законах Бога есть недостаток и он пришел исправить его, или как будто кто-то после Пророка Мухаммада, мир Ему, получает Откровение, что в обоих случаях является абсурдом и в корне противоречит учению Ислама.
Истинные последователи Пророка, мир Ему, знают, верят и признают, что Он правдив во всем, что возвести и что передал от Аллаhа, и не игнорируют то, чему Он учил. При этом мы должны знать, что Ислам не против всестороннего развития и научного прогресса, а лишь запрещает искажения Шари’ата.

Поэтому, согласно вышесказанному, начался ли новый месяц, можно узнать вечером после захода солнца 29-го числа текущего месяца Шабан, наблюдая за новой луной. На сайте Центрального духовного управления мусульман Крыма — Таврического муфтията мусульманами было установлено наблюдение, что 1 день месяца Шабан (месяц предшествующий месяцу Рамадан) соответствует 6 апреля 2019 года, соответственно 29 числа месяца Шабан соответствует 4 мая 2019 года будет наблюдение за новолунием начала месяца Рамадан.

Если мусульмане путем наблюдения вечером 4 мая 2019 года увидят молодой месяц значить 1 день месяца Рамадан 2019 года — 5 мая 2019 года, а если не увидят, то 5 мая 2019 года принято считать 30 днем месяца Шабан и соответственно тогда 6 мая 2019 года — 1 день месяца Рамадан 2018 года.

Значит, 1й день месяца Рамадан (Ораза) 2019 года или 5 мая или 6 мая, и это зависит от наблюдения за новолунием. Чтобы знать точно о результатах наблюдения за началом месяца Рамадан 2019 года следите вечером 4 мая 2019 года за обновлением сайта Таврического муфтията , где будет объявлено согласно наблюдению когда начался месяц Рамадан 2019 года.

Паломничество — это целенаправленное посещение Ка’бы, того Дома, о котором Всевышний сказал в Кор’ане (Сура “Али ‘Имран», Аяты 96-97) означающее:

“Воистину, первым Домом, который был построен Адамом для людей, является тот, который находится в Мекке. Он был воздвигнут для миров как благословение и руководство к спасению. В нём есть ясные знамения: там находится макам Ибрахима это имя произносится на арабском как إبراهيم (Авраама) — то место, где стоял Пророк Ибрахим. Тот, кто войдёт в эту мечеть — окажется в безопасности”.

Паломничество обязан совершить один раз в жизни каждый разумный (несумасшедший), совершеннолетний и свободный от рабства мусульманин, если он имеет для этого финансовую возможность.

История этого ритуала уходит в древность. Когда Аллах повелел Пророку Ибрахиму призвать людей к совершению Хаджа, посланник спросил: «А как призвать, чтобы слышали все?» В ответ Ибрахиму было дано Откровение о том, что Господь Сам даст услышать призыв Пророка. Известно, что все Пророки после Ибрахима выполняли Паломничество.

Когда Пророк Ибрахим возвестил о том, что Аллах повелел совершать Паломничество, его воззвание услышали те души, которым суждено совершить паломничество с того времени и до Конца Света. А души, которым не было суждено совершить паломничество, не услышали призыва в тот день.

В Аятах Суры “Аль — Хадж” сказано о том, что паломничество является одним из пяти Столпов Ислама. То же самое мы находим в высказываниях Пророка Мухаммада в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему, означающее:

“Ислам основывается на пяти Столпах:

  1. Признание и Вера в то, что нет божества кроме Аллаhа и Мух аммад — Его Пророк и Посланник
  2. Совершение пятикратного Намаза
  3. Ежегодное отчисление средств состоятельными мусульманами в качестве Закята
  4. Совершение Паломничества (Хадж) к Священному Дому (Ка‘бе)
  5. Соблюдение Поста в месяце Рамадан”.

Ритуал паломничества отличается от других основных столпов Ислама тем, что Хадж — это обряд особого рода, характеризующийся единством времени и места его совершения. Он вершится лишь в определённое время и в установленном месте, о которых сказано в Кор’ане.

Польза Хаджа для людей — очищение от грехов. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал означающее:

“Кто совершил Хадж, не нарушив ею половыми актом, и не совершил большие грехи — очистился от грехов и стал чистым, подобно новорожденному».

Доказательства существования Бога

Хвала Аллаху в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую , Который сотворил нас обладающими разумом. Теологи Ислама говорили, что разум — это инструмент, помогающий отличить полезное от вредного, дающий нам возможность распознавать добро и зло, и несомненно, всё это на основе получаемых в соответствии с Шариатом знаний. Ведь именно опираясь на знания Шариата, мы можем судить, что есть благо для нас, а что вред. Воистину, Аллах в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую Всевышний повелел нам использовать дарованный разум, поэтому не стоит пренебрегать этим благом, а следует использовать его с пользой для себя.

Наблюдая за окружающим миром, размышляя над тем, как он появился и устроен, человек способен прийти к осознанию того, что:

— несомненно, существует Создатель, сотворивший весь этот мир,

— и Создатель этого мира не похож на Свои создания.

Мы убеждены без сомнения в том, что существование Вселенной — есть доказательство существования ее Создателя. Ведь наш разум не воспринимает существования действия без действующего, также как не может быть написанного без написавшего или строения без построившего. Тем более наш разум не может признать существование всего этого мира без его Создателя.

Стоит лишь оглянуться вокруг, и перед нашим взором предстанут многочисленные создания нашего Господа. Все окружающие предметы, воздух, солнце, небо, облака, грандиозное пространство Вселенной, а также наши действия, мысли, чувства, и даже само время, — все это создания Аллаха. Есть большая польза в том, чтобы размышлять над тем, как удивителен окружающий мир. Как восхитительна смена дня и ночи, как движется луна, как прекрасен небесный свод и звезды, как поднимается солнце на восходе, садится на закате, как бушуют ветра… И несмотря на то, что мы восхищаемся устройством этой вселенной, гармонией чередующихся событий, красотой природы и множеством благ, которые можем получить, мы ни в коем случае не приписываем Божественность кому-либо или чему-либо из этих созданных.

Некоторые люди ошибочно приписывают Божественность природе и ложно утверждают, будто бы природа создала что-либо, наделив бытием после небытия. На самом же деле, природа не имеет ни воли, ни выбора, ни знаний, соответственно, не может создавать и определять всякому сущему возможность его бытия или небытия. В русском языке, как известно, слово «природа» имеет два наиболее употребляемых значения. Одно из них это «окружающий нас мир», другое — «качества присущие объектам».

Например, природой огня является сжигание, полыхание, жар, свет и т.д. Природой воды является текучесть, жидкое состояние. Природа льда-холод, твёрдость, хрупкость. И очевидно, что качества того или иного тела не существуют до появления самого тела, которому это качество присуще. Как например, холод и хрупкость льда существуют с момента появления льда, а без льда нет его хрупкости и прочих качеств, присущих ему. Природа существует с того момента, когда появляется то, чему она присуща. Природа огня существует с момента появления огня, также, как и природа воды существует с момента появления самой воды. Не может Создателем для появившегося быть то, чего когда-то вообще не было!

Если же мы говорим о природе как об окружающей нас среде, то следует понимать, что она тоже имеет свои качества, и является частью от этого мира. А часть этого мира не способна быть создателем для всего мира. Очевидно, что природа не является Создателем вселенной.

Подобно этому, отвергается здравым разумом и ложное убеждение о том, что этот мир будто бы создал сам себя. Ведь является абсурдом, чтобы что-то одновременно являлось бы и создателем, и созданным. Т.е. исходя из этого ложного суждения, вселенная должна была уже существовать, чтобы давать бытие чему-либо, но одновременно с этим не существовать, чтобы быть созданной и появившейся, а это противоречит здравому смыслу.

Пророк Мухаммад в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему и благословение, сказал означающее: «Аллах был Вечно, и ничего не было кроме Него»,

т.е. не было света, темноты, воды, воздуха, земли, небес, Аль-Курсийя, Аль-‘Арша, людей, джиннов, Ангелов, времени, места, не было верха, низа и других направлений… Не было абсолютно ничего из созданных, а Аллах был Вечно без начала. И если бы Он не был Вечным без начала, то был бы созданным, а созданный не может быть Богом. Аллах существовал вечно до создания вселенной и не было такого понятия по отношению к Нему «во вселенной» или «вне вселенной». Воистину Аллах — Создатель образа, места, направлений, и Ему не присущи ни образ, ни местонахождение, ни направление.

Пророк Мухаммад в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему и благословение, сказал означающее: «Господа невозможно охватить разумом». А также Ибн ‘Аббас, двоюродный брат Пророка, сказал означающее: «Размышляйте о созданиях Аллаха и воздерживайтесь от размышлений о Его Сущности». То есть знание об Аллахе не достигается путем воображений, представлений и иллюзий. В то время, как внимательное наблюдение и вдумчивое изучение созданных позволяет узнать о Могуществе и Величии их Создателя, сделать вывод о том, что Создатель превыше всех качеств, созданных и не похож на Свои создания.

Чтобы знать об Аллахе и верить в Него, нельзя пытаться Его представлять, ведь воображаемое нуждается в том, Кто создал для него этот образ и вид. Создателем всего является Аллах, и Он не воображаем умом. Мысли, образы, размышления — все это является созданным. Все образы и воображения, возникающие в сердце человека, видел ли он их или нет, — созданы.

Невозможно достичь в воображении Того, Кому не присущ образ, вид или облик. Как сказал Имам ‘Али означающее: «Тот, кто создал образ, Сам его не имеет». А также сказано в Коране это слово необходимо читать на арабском как - الْقُـرْآن означающее: «Бога не достигнуть в иллюзиях». Нам нужно следовать Шариату, а не иллюзиям, так как Шариат подтверждает, что Аллаха не постигают воображением, потому что Он не созданный и Ему не присущ образ.

А также сказано в Коране это слово необходимо читать на арабском как - الْقُـرْآن означающее: «Нет ничего подобного Ему». А великий ученый, известный под именем Зун-Нун Аль-Мисрий, сказал означающее: «Что бы ты себе ни представил — Аллах на это не похож». Иными словами, Аллах не похож ни на что из того, что мы можем себе представить. Потому что все, что мы себе представляем, это созданное. Нам, созданным, когда-то не существующим, нужно признать нашу слабость в том, что невозможно постичь воображением Сущности Того, Кто не создан и не имеет начала Своего существования. И в следовании этому пути для человека есть спасение от попадания в ошибки, в которых «утонули» те, кто оставил разум и слепо последовал за воображением.

Аллах повелел нам размышлять о Его творениях, для того, чтобы мы знали, что Создатель на них не похож. Также размышления о созданных необходимы по причине того, что усиливают веру в существование Аллаха, Его Всемогущество и Всезнание. Аллах даровал нам большие блага на этом свете. Воистину Аллах Всемогущий Создатель всего, и нет границ Его Всемогуществу. Воистину Аллах — не тело (не объект) и не качество тел, Ему не присущи границы. Никто не может противостоять Ему, и нет равного Ему или подобного Ему.

21:45 2016

Как следует совершать намазы, пропущенные по уважительной причине

О необходимости соблюдения последовательности при совершении нескольких молитв, пропущенных по приемлемой шариатом причине.

Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Умар ибн аль-Хаттаб пришел во время битвы у Рва после захода солнца и стал ругать неверных-курайшитов, затем сказал: “О посланник Аллаха, едва я успел закончить послеполуденную (‘аср) молитву, как солнце начало уходить за горизонт!” А Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Аллахом, а я вообще не совершил её!» Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) и мы взяли омовение и совершили послеполуденную (‘аср) молитву, когда солнце уже зашло, а затем и вечернюю (магъриб)”. аль-Бухари 598, Муслим 209.Этому мнению, что возмещать молитвы следует, соблюдая их последовательность, отдали предпочтение большинство ученых. См. “аль-Мугъни” 1/607, “Найлюль-аутар” 2/36.

Если же человек не зная этого, возместил молитвы не по порядку, то ему ничего не следует переделывать, поскольку незнание является оправданием. Об этом говорили ханафиты и этому мнению отдал предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. “аль-Инсаф” 1/445.В каких случаях может быть оправдано несвоевременное совершение молитвы

Если человек проспал или забыл совершить намаз

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто забыл о молитве или проспал её, то искупление этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней». Муслим 1/477.

Человек должен предпринять все усилия для того, чтобы не просыпать намазы. И если человек знает, что через пять минут наступит время молитвы, то ему не следует ложиться спать!

Также ученые говорили, что если человек настроил будильник, к примеру, на 8 часов, зная, что время утренней молитвы выходит в 6 часов, то он расценивается как тот, кто сознательно оставил намаз, по причине чего впал в неверие! Подобное говорили шейх Ибн Баз и шейх Ахмад ан-Наджми.

Не совершение намаза из-за принуждения

Принужденный человек имеет оправдание перед Аллахом, в чем нет среди ученых разногласий. См. «аль-Маджму’» 3/67, «аль-Ашбах уа-назаир» 208.

Опасения за свою жизнь, когда молящемуся что-либо угрожает

Сообщается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что когда при сражении Тустара ситуация усложнилась, сподвижники пропустили утреннюю молитву и совершили её только после восхода солнца. аль-Бухари 2/172. См. также “аль-Мухалля” 2/244 «Найлюль-аутар» 2/36, «Шархуль-мумти’» 2/23.Следует ли возмещать молитву, пропущенную без приемлемой шариатом причины?

Нет сомнения в величии греха того, кто сознательно пропустил время, отведенное для молитвы, без шариатской на то причины. Среди ученых были те, кто даже считал такого человека неверным. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Ибрахим ан-Наха’и, аль-Хакам ибн ‘Утайба, Аййуб ас-Сахтияни, ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, Ахмад ибн Ханбаль и Исхакъ ибн Рахауейх говорили, что тот, кто оставит сознательно одну молитву и не совершит её без причины в установленное время, и откажется её возмещать, и скажет: «Я не буду совершать намаз!», тот неверный, чье имущество и кровь становятся дозволенными! Если он покается и вновь станет совершать намаз, то его покаяние принимается, а в противном случае его казнят и не наследуют от него!” См. “аль-Истизкар” 2/149.

Также Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Появятся после меня правители, которые будут пропускать время молитвы. Поэтому вы молитесь вовремя, а за ними делайте добровольную молитву!» Муслим 2/127. Ученые говорили, что в этом хадисе доказательство на то, что эти правители не становятся неверными, намеренно упуская времена, отведенные для молитв. А если бы они становились по этой причине неверными, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не повелел бы совершать за ними молитву!” См. “ат-Тамхид” 4/234.Однако вопрос в следующем: Обязан ли человек, пропустивший без причины намаз, восполнить его?

Большинство ученых и имамы четырех мазхабов считали, что человек, пропустивший молитву без причины, непременно обязан её восполнить. Однако это мнение не имеет под собой прямых аргументов из Корана и Сунны, а опирается на аналогию с некоторыми хадисами.

Примечание: Тут необходимо отметить, что не всегда шариатское положение опирается на прямое указание из Корана или Сунны. Есть множество случаев, когда оно вытекает из косвенных доказательств. Например, в Исламе нет прямого указания на запрет совместного пребывания посторонних друг другу мужчин и женщин (ихтилят), однако есть множество указаний в Коране и Сунне, из которых извлекается запрет этого. Так, Всевышний Аллах говорил: «Пребывайте в домах своих и не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества!» (аль-Ахзаб 33: 33).

Имам Ибн Батта говорил: “Известно, что у молитв есть свое время, и тот, кто совершит молитву до наступления ее времени, она у него не будет принята, так же как и у того, кто совершит её после окончания её времени!” См. “Фатхуль-Бари” 5/147, Ибн Раджаб.

Имам аль-Барбахари сказал: “Аллах не примет обязательные молитвы, кроме как совершенные в свое время, если не считать того, кто забыл, ибо он имеет оправдание и совершает молитву сразу же, как вспомнит о ней!”См. “Фатхуль-Бари” 5/148.

Шейх аль-Альбани говорил: “Слова тех, кто считает обязательным восполнение молитвы, пропущенной сознательно без приемлемой причины, не опираются на доказательство. Возмещение подобной молитвы не имеет смысла, поскольку совершение молитвы вне ее времени подобно совершению молитвы до наступления её времени. Нет в этом никакой разницы!” См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 3/414 и “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/682. Таким образом, мы видим, что заявления о том, что в этом вопросе есть единогласное мнение (иджма’), не соответствует истине, так же как не соответствует истине и то, что это было мнением лишь Ибн Хазма.

Мнение ученых, не признающих восполнение подобных молитв, является наиболее правильным по нескольким причинам:

Во-первых, Всевышний Аллах установил для каждой молитвы свое время, сказав: «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Насаи 4: 103).

Во-вторых, нет никаких велений от Аллаха или Его пророка (мир ему и благословение Аллаха), указывающих на необходимость возмещения пропущенной без причины молитвы. Что касается сравнения с тем, кто проспал или забыл, то данная аналогия неправильна, потому что для того, кто проспал или забыл совершить молитву, её совершение и является полноценным искуплением, тогда как для пропустившего молитву без причины её восполнение уже не будет являться искуплением.

В-третьих, если бы был обязан возмещать молитву и тот, кто пропустил её без причины, то какой смысл пророку (мир ему и благословение Аллаха) связывать её возмещение с такими причинами как забывчивость или сон?!

В-четвертых , вопрос возмещения и искупления относится к велениям шариата, где не дозволено обязывать никого ничем, кроме того, чем обязал Аллах и Его пророк (мир ему и благословение Аллаха). Ведь нет текста, указывающего на подобный вид поклонения, как восполнение пропущенных без причины молитв, а Аллах сказал: «И Господь Твой не забывает!» (Марьям 19: 64).

В-пятых , вопрос возмещаемой молитвы не в её время связан не только с искуплением, а еще и с тем, является ли вообще действительной такая молитва. Ведь восполнение молитвы относится к поклонению, а известно, что любое поклонение в своей основе запретно и недействительно, кроме того, на что пришло указание в шариате.

Разве те, кто обязывает совершить пропущенную без шариатской причины молитву, смогут сказать, что этой молитвой обязал Аллах или же Его пророк (мир ему и благословение Аллаха)?! Несомненно, нет, поскольку нет на это никакого веления ни в Коране, ни в Сунне! Если же они скажут, что этой молитвой Аллах не обязал, но её нужно возместить, на всякий случай, то на это и хочется обратить внимание, так как с подобным доводом множество ученых несогласно. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто внесет в наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» Муслим 1/224.

Ведь сколько мусульман впало в заблуждение, опираясь на то мнение, что молитву, пропущенную без причины, можно восполнить! И сколько же мусульман по непонятным причинам не совершают пятикратную молитву вовремя, а затем, ночью восполняют по порядку чуть ли ни все пять молитв, пропущенные в течение дня, думая, что тем самым они искупили свой грех!

То же самое обстоит и с тем, кто, будучи мусульманином, оставил молитвы и не совершал их сознательно несколько лет. Ему не следует их возмещать, но следует принести искреннее покаяние за столь великий грех! Если, как уже было сказано, не возмещается даже одна пропущенная без причины молитва, то естественно, что молитвы, пропущенные в течение длительного периода, не восполняются тем более. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/260.Также некоторые мусульмане велят человеку, принявшему Ислам возмещать все молитвы, которые он должен был совершать с достижением совершеннолетия. Это является излишеством и усложнением религии, которую Аллах сделал легкой для Своих рабов, сказав: «И Он не сделал для вас в религии никакого затруднения» (аль-Хадж 22: 78). Ведь подобное утверждение мало того, что не опирается ни на какой аргумент, но еще и может оттолкнуть покаявшегося человека от Ислама! Это мнение не имеет под собой никакой основы, и не пришло никаких сообщений о том, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) возмещал сам или приказывал своим сподвижникам восполнять молитвы, а наоборот говорил: «Принятие Ислама стирает все грехи, которые были до него». Ахмад 4/198. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Имам Ибн Наср аль-Маруази говорил: “Мусульмане не разногласили в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не обязывал никого из неверных, принявших Ислам, возмещать что-либо из обязательных предписаний!” См. “Та’зыму къадри-ссаля” 1/186. А что касается мусульман, которые пропустили молитву сознательно без уважительной причины, то вот что говорят ученные.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не узаконено возмещение молитвы для того, кто пропустил её без причины, и эта (возмещаемая) молитва недействительна! Он должен совершать больше добровольных молитв (в качестве покаяния), и это мнение группы из числа саляфов!” См. “аль-Ихтиярат” 34.

Время тех намазов и постов упущено. Вам просто нужно сделать ИСКРЕННЕЕ ПОКАЯНИЕ и не возвращаться к этому, наверстывать упущенное выполнением добровольных (необязательных) поклонений. А правильное искреннее покаяние стирает прошлый грех. Условиями такого покаяния является:

  • сожалеть, чувствовать угрызение совести, досаду и печаль по поводу совершенного греха;
  • Прекратить и отказаться от совершения греха;
  • Иметь твердое намерение и решение не возвращаться к таким проступкам.

Не следует впредь оставлять намаз или пост, кроме как по приемлемой шариатом причине. По поводу оставления намаза без шариатской причины, согласно более правильному мнению, такой намаз нельзя возместить или искупить - а спасение в ПОКАЯНИИ.

И да убережет нас Аллах от таких действий!

Статьи по теме