Когда будет поднята шхуна фрау мария. Спор на два миллиарда евро. Кому достанутся сокровища "Фрау Марии"? Раритеты Екатерины II

Уникальный груз потерпевшего крушение в 1771 году судна "Фрау Мария" стал предметом спора России, Финляндии, Швеции и Голландии.

Чья же ты Фрау Мария?

Предыстория такова. Императрица Екатерина II для пополнения коллекции Эрмитажа, Царского Села и Зимнего дворца закупила в Амстердаме на аукционе саксонские фарфоровые изделия и посуду, предметы декоративно-прикладного искусства из бронзы и драгоценных металлов, и кроме того, несколько сотен полотен фламандских живописцев – как считают специалисты, среди них вполне могут быть и картины Рембрандта. Чья же ты Фрау Мария?

Осенней ночью 1771 года сильный шторм настиг голландский двухмачтовый парусник у Аландских островов в Балтийском море в территориальных водах Швеции (ныне – Финляндии), где судно и обрело свое последнее пристанище.

Три года Россия безуспешно искала затонувший корабль. Три года Екатерина II снаряжала экспедиции для поиска утраченных сокровищ. По крайней мере, это свидетельствует об уверенности императрицы в том, что ценный груз не пострадал – как говорят специалисты, груз подобного рода мог быть герметично упакован в свинцовые колбы и залит воском.

Президент благотворительного фонда "Спасение национальных культурно-исторических ценностей" Артем Тарасов говорит, что "обычно это были пеналы из кожи, их засовывали в бочки, закатывали бочки герметично и заливали расплавленным воском". Если это так, то стоимость находящихся под водой сокровищ может достигать по сегодняшним меркам 2 миллиардов евро, что, несомненно, станет одной из ценнейших подводных находок в мире.

Лишь в 1999 году финским водолазам удалось обнаружить судно на глубине 41 метр в 11 километрах от острова Юрмо. Сейчас это место отмечено буйками и тщательнейшим образом охраняется от черных археологов. Три года назад к решению вопроса подключились МИД России и Росохранкультура..

Сам подъем корабля в принципе не составляет никакой сложности, так как он лежит на небольшой глубине, однако весь вопрос в том, кому принадлежит ценный груз.

В Финляндии существует закон, что если корабль и его груз будут находиться на ее территории сто лет, то страна будет иметь на них полное право. Столетие же Финляндии будет через 8 лет, но и сейчас финское правительство не дает разрешения на подъем судна, мотивируя это давностью срока. Однако российские эксперты не отступают и считают затонувшие сокровища российским национальным наследием. У Хельсинки на данный момент нет такой крупной суммы для проведения работ по подъему судна, и их основная задача – тянуть время до 2018 года.

Судьба судна Фрау Мария

Получается что, Голландский груз, отправленный для России, затонул у берегов Швеции и в настоящее время находится на территории Финляндии, которой сто лет еще нету.


Фото: скриншот с сайта "Русский клуб в г. Тампере", www.tampereclub.ru

У берегов Финляндии покоится затонувший корабль "Фрау Мария" с сокровищами Екатерины II стоимостью 1,5 млрд долларов. Россия не раз предлагала помощь в поднятии флейта, но пока Суоми не торопится доставать сокровища, ссылаясь на дороговизну операции, а возможно, ожидая 100-летия своей независимости в 2017 году.

После публикации материала "Картины - императрице, красавица - ее фавориту" в популярном историческом журнале "Ваш Тайный Советник" (№5 (23) май 2016 года) неравнодушный читатель написал запрос в Министерство культуры России с просьбой разъяснить позицию властей относительно судьбы корабля. В ведомстве ответили, что у России мало шансов стать собственником культурных ценностей, но и Финляндия поднимать ценный груз пока не собирается

"Фонтанка.fi " решила выяснить, кому будет принадлежать коллекция уникальных шедевров искусства голландских мастеров, приобретенная Екатериной II два века назад.

Европейские сокровища для российской императрицы

Голландский промышленник и меценат Геррит Браамкамп (Gerrit Braamkamp) на пороге смерти предложил Екатерине Второй выкупить уникальную коллекцию живописи из трехсот полотен. Браамкамп попросил свою 17-летнюю племянницу Аннабель обратиться в российскую дипмиссию в Амстердаме, чтобы дипломаты передали его просьбу императрице. Екатерина не могла упустить шанса приобрести произведения нидерландских художников, тем более что полотнами интересовалась и другая известная покровительница искусств - фаворитка французского короля Людовика XV маркиза де Помпадур. Доверенное лицо Екатерины граф Василий Голицын не пожалел средств на прихоть императрицы.

В итоге 300 полотен, включая работы Рембрандта, Брейгеля, Доу, Ван Бале, Ван Гойена и других мастеров, были погружены на двухмачтовый флейт "Фрау Мария" (Vrouw Maria). Запаковали ценный груз тщательно: картины сперва уложили в ящички из лосиной кожи, а потом поместили в свинцовые сосуды, залив для герметичности воском. Чтобы поместить все полотна на борт корабля, пришлось разобрать палубу. Сопровождали произведения искусства для августейшей особы российский посол в Голландии Алексей Шувалов и Аннабель, у которых, как поговаривают, во время долгого плавания даже начались романтические отношения.

Путь судна из Голландии растянулся почти на два месяца, и только к октябрю 1771 года "Фрау Мария" добралась до территории Финляндии, которая тогда была шведской провинцией. Однако во время страшного шторма корабль налетел на скалу, и в судне образовалась пробоина. Шведская команда под руководством голландского капитана почти неделю противостояла стихии в надежде сохранить судно. Они пытались спасти и ценный груз, но без разборки палубы сделать это было невозможно. Борьба длилась до тех пор, пока в одну ночь корабль, застрявший на отмели, просто не соскользнул с нее и не исчез в морской пучине. Команда, российский граф и Аннабель спаслись, но саму "Фрау Марию" с тех пор никто не видел.

Корабль с сокровищами был настолько важен для российской императрицы, что его спасением занимался сам министр иностранных дел Российской империи Никита Панин. В октябре 1771 года Панин отправил письмо шведскому правительству и племяннику Екатерины, королю Швеции, с просьбой помочь вернуть груз. Несколько последующих лет русские и шведские дипломаты вели оживленную переписку о судьбе затонувших сокровищ. Шведы безрезультатно пытались найти "Фрау Марию" все лето 1772 года, но судну суждено было провести следующие двести лет на дне Балтийского моря.

Вполне возможно, что судно так бы и кануло в Лету, если бы не новое поколение эхолотов и настойчивость финского дайвера Рауно Койвусаари (Rauno Koivusaari), которому посчастливилось обнаружить "Фрау Марию".

Как рассказал "Фонтанке.fi" сам Койвусаари, интерес к голландскому кораблю появился у него после прочтения книги шведского исследователя Кристиана Альстрема (Christian Ahlström) о затонувших в Балтийском море судах. "Конечно, корабль, полный сокровищ, вызывал у меня интерес, тем более что никто до этого не мог его найти", - рассказал Койвусаари. Финский дайвер провел собственное расследование, чтобы выяснить примерное местонахождение "Фрау Марии". "Когда я понял, где может быть это судно, я решил связаться с Кристианом Альстремом и рассказать о моих догадках", - вспоминает дайвер. Расчеты искателя оказались верны, и финским водолазам удалось обнаружить корабль с первого раза, а все погружение заняло порядка 30 минут.

Акватория острова Юрмо, как пишет в своем докладе исследователь Кристиан Альстрем, является уникальной, так как в этом месте крайне низкий уровень солености воды, что не дает развиваться моллюскам, питающимся затонувшей древесиной. Именно поэтому корабль сохранился практически в идеальном состоянии для судна, пролежавшего в воде две сотни лет.

Первый спуск к затонувшему судну "Фрау Мария".

Далее перед исследовательской группой встала другая задача: доказать, что это та самая "Фрау Мария". В ходе работы с архивами нескольких стран профессор Альстрем обнаружил 31 документ, относящийся исключительно к этому флейту. Так, в одном из них указывался любопытный дефект корабля: у якоря судна не было одной лапы, а именно его водолазы обнаружили при погружении. Позже дайверы достали несколько артефактов с затонувшего судна: металлический слиток и типичную для XVIII века глиняную трубку для курения. С грузом все оказалось сложнее: корабли, перевозящие товары для царских корон, освобождались от всех податей. По пути такие суда нередко осуществляли и другие перевозки, что могло быть отражено в таможенных документах. После запросов в архивы профессор Альстрем получил ответ из Дании: в 1771 году "Фрау Мария" заплатила подать, проходя через пролив Эресунн (Øresund), отделяющий Данию и Швецию. Таможенный документ подтвердил, что судно также перевозило цинковые слитки. Сомнений не оставалось - это была "Фрау Мария"!

Как первооткрыватель Койвусаари мог претендовать на один из самых многообещающих кладов в истории страны, но государство в лице Морского музея страны затеяло судебную тяжбу с дайвером. Финские власти заявили, что по "Акту о реликвиях и античности" от 1963 года и корабль, и его груз принадлежат Суоми. "В то время Морской музей просто взял под свой контроль местонахождение корабля. Не вдаваясь в подробности, скажу, что они неэтично себя повели. Единственное, что оставалось, - идти в суд. Хочу отметить, что те люди, с которыми я тогда судился, больше не работают в ведомстве", - поделился переживаниями Рауно Койвусаари. В итоге корабль оказался собственностью финского государства, а дайвера всего лишь наградили знаком отличия.

Клад наш?

Об обнаружении корабля российской императрицы узнали в России. В течение нескольких лет Москва и Хельсинки вели дипломатические переговоры. Одним из экспертов, привлеченных с российской стороны, был специалист по глубоководным работам Андрей Шпигель, генеральный директор ООО "Балтспецфлот".

Президент России дал поручение правительству разобраться с вопросом возвращения исторического наследия на родину. Судьбой "Фрау Марии" занималось ныне расформированное ведомство - Россвязьохранкультура, в ведение которой входила охрана культурного наследия и поиск пропавших артефактов. Андрей Шпигель вспоминает, что тогда же этой темой заинтересовались несколько человек в России, и генератором процесса был президент благотворительного фонда "Спасение национальных культурно-исторических ценностей" Артем Тарасов, один из первых миллионеров в нашей стране.

После встречи в Финляндии, где Россия выразила свой интерес к затонувшему судну, была организована специальная двусторонняя конференция в Москве. Шпигеля тогда пригласили разработать проект по подъему судна. Российские эксперты предложили два варианта: поднять само судно или только его груз. Оба, по словам Шпигеля, вполне реалистичные.

"Росохранкультура (появилась в результате расформирования Россвязьохранкультуры в 2008 году. - Прим. ред.) заявила: груз принадлежит России, но мы не будем настаивать, чтобы он считался только российским. Более того, российская сторона предложила собрать международный консорциум всех заинтересованных лиц для подъема этого парусника, для вскрытия трюма, чтобы в конечном итоге явить миру уникальнейшие картины", - рассказал Андрей Шпигель.

Финны отказались от российского предложения по международному сотрудничеству, сославшись на большие расходы на операцию. Тогда финское музейное ведомство Museovirasto заявило, что пятилетний проект по исследованию судна с использованием специальных камер обойдется почти в 4 млн евро. Позже эта сумма росла в геометрической прогрессии, пока не достигла 50 млн евро.

По словам Шпигеля, заинтересованные российские бизнесмены готовы были предоставить необходимые средства, а Эрмитаж - экспертов по реставрации полотен. При этом для российской стороны было не принципиально, где после подъема останется судно: в России или в Финляндии, утверждает специалист по глубоководным работам.

Переговоры продолжились на очередной встрече в Финляндии, но она оставила больше вопросов, чем ответов. Как вспоминает Андрей Шпигель: "Когда нас отвезли на место, где находится "Фрау Мария", я увидел, что на дне стоят "мертвые якоря", а от них идут тросы и швартовые буи. Это значит, что на это место постоянно выходит какое-то судно и там идут работы".

Все разговоры даже о поднятии и возвращении судна российской стороной прекратились в 2011 году, когда была расформирована Росохранкультура. Эту информацию "Фонтанке.fi" подтвердили и в Финляндии. По словам старшего советника министерства культуры и образования Сату Паасилехто (Satu Paasilehto), переговоры активно велись в 2007 - 2009 годах, а после 2010-го сошли на нет.

За шесть лет финны не изменили свое мнение относительно возможного подъема корабля, правда, объяснение по-прежнему запутанное: "Решение о поднятии судна не может быть принято до тех пор, пока не будет научно доказано, что эта операция не повлияет на культурное и природное наследие региона. Более того, необходимо подготовить план по консервации судна и дальнейшим действиям, а также найти финансирование. На данный момент сохранение судна, как говорится, in situ (на месте. - Прим. авт.) считается наилучшим решением", - заявили в минкульте страны.

Акватория острова Юрмо объявлена охраняемой природной территорией. Как пояснила Сату Паасилехто, "корабль расположен на территории национального парка и защищен целым рядом законов, он также находится под защитой UNESCO и входит в европейскую сеть охраняемых объектов (Natura 2000)". "В этой акватории дайвинг запрещен, и для всех глубоководных работ необходимо специальное разрешение", - отметила советник. На вопрос, проводятся ли финнами работы по поднятию артефактов с затонувшего корабля, в ведомстве заверили, что большая часть груза по-прежнему находится на дне моря.

Фото: Paasilinna
На месте крушения судна "Фрау Мария" запрещены все глубоководные работы без разрешения финской стороны

В финском минкульте считают, что судно принадлежит государству: "С момента открытия корабль де-юре является собственностью Финляндии". "Фрау Мария" находится в финских территориальных водах более 100 лет, то есть, согласно финскому законодательству, является собственностью Финляндии. И этот факт не подлежит обсуждению», - резюмировала чиновница. В российском Министерстве культуры с позицией финских коллег согласны: "На находящиеся на его борту культурные ценности распространяются законы о культурном наследии Финляндии и ее гражданское законодательство. Российская сторона не вправе производить какие-либо работы в территориальных водах Финляндии без согласия финских партнеров, поэтому любые действия России по обследованию и подъёму судна без согласия властей страны были бы неправомерны".

По версии Шпигеля, основные мероприятия по подъему на месте крушения "Фрау Марии" могут начаться после 2017 года, когда Финляндия отметит 100-летний юбилей как независимое государство, и корабль без всяких "но" станет собственностью страны. В пресс-службе Министерства культуры России "Фонтанку.fi" заверили, что никаких переговоров по поднятию судна или его возвращению в данный момент не ведется, однако "с учетом исторической ценности для России затонувших предметов Минкультуры готово оказывать поддержку совместным с финской стороной проектам".

Клад есть, закона нет

Туманности всей истории добавляет тот факт, что международное морское право не регулирует вопросы собственности затонувших исторических кораблей и их содержимого. В Международной морской организации (IMO) заявили, что Конвенция о поднятии затонувших судов не предусматривает работу с историческими судами. Пресс-секретарь IMO Наташа Браун (Natasha Brown) пояснила, что вопрос собственности "Фрау Марии" относится к национальным законам Финляндии, в чьих водах она затонула. В IMO посоветовали обратиться в ЮНЕСКО, но и в организации не прояснили ситуацию с культурным наследием.

Как заявила "Фонтанке.fi" Ульрике Гирен (Ulrike Guérin), специалист программы ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия, согласно Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 1982 года, дальнейшую судьбу затонувшего корабля будут решать законы той страны, где он затонул. "Стоит понимать, что международное право сильнее, чем национальное законодательство, но дело в том, что не существует никакого международного законодательства, которое регулировало бы право собственности на затонувшие суда", - отметила Гирен.

Как подчеркнула Гирен, Конвенция ЮНЕСКО от 2001 года ставит своей целью защиту затонувших исторических судов и их содержимого. "Другими словами, "найденное под водой судно не должно эксплуатироваться в коммерческих целях, а найденные на его борту артефакты не могут использоваться для получения личной выгоды", - пояснили в ЮНЕСКО.

Конвенция, как объяснили в ЮНЕСКО, призывает заинтересованные стороны проводить научные исследования, не запрещать доступ к кораблю, обеспечивать выгодное для всех использование судна, что включает музейные экспозиции, учебно-методические работы или даже виртуальные туры. Финляндия и Голландия сейчас готовятся ратифицировать международный документ. По мнению Ульрике Гирен, после этого Россия сможет более тесно сотрудничать с этими странами по всем вопросам, касающимся "Фрау Марии".

Вопрос поднятия "Фрау Марии" и исследования его груза за последние шесть лет не продвинулся, так как переговоры между Финляндией и Россией не ведутся. Суоми считает парусник своим, но поднимать его с балтийского дна не спешит. В России, похоже, утратили всякий интерес к ценностям. Международные организации, которые могли бы стать третейским судом, признаются, что их конвенции никак не могут установить собственника затонувшего флейта. Остается надеяться, что "Фрау Марии" не суждено вечно покоиться на дне Балтийского моря и мечта императрицы Екатерины Второй когда-нибудь исполнится - ценнейшие картины можно будет увидеть в Эрмитаже, в России.

Российско-финский гуманитарный проект осуществляется при поддержке первых лиц государства.

Планируется, что уже в этом году состоятся подводные обследования, которые покажут, какие именно ценности и в каком количестве сохранились за более чем 200 лет нахождения под водой.
Цена вопроса - 1 миллиард “зеленых”. Пока что самые большие сокровища (на сумму в полмиллиарда долларов) на корабле, затонувшем в Средние века в Атлантическом океане, обнаружили американские кладоискатели.

В пенале из лосиной кожи

Вокруг двухмачтовой шхуны с сокровищами на очень кругленькую сумму кипят нешуточные страсти: кому же достанется драгоценный груз с корабля, затонувшего за пределами России, но с грузом, который был выкуплен Екатериной II? Эти произведения искусства предназначались для Эрмитажа. А в результате - почти два с половиной века пролежали на дне морском. Финны тянут одеяло с сокровищами на себя: у них в чести закон о древностях. Но за сундуки с драгоценностями платили из казны Российской империи.

Но вернемся на несколько веков назад. 11 ноября 1771 года. Чрезвычайный посланник царского двора Иван Остерман отправляет на имя Екатерины II реляцию о крушении корабля “Фрау Мария”. На его борту и находились закупленные в Голландии картины, бронзовые скульп­туры, серебряные и золотые украшения. “Фрау Мария” попала в шторм и затонула у берегов Швеции (сегодня это территориальные воды Суоми). Согласно архивам, парусник перевозил около 60 бочек с сокровищами. Гневу Екатерины не было предела: операцию по подъему должны были начать немедленно, но шведская сторона тянет с помощью. Между Екатериной Великой и Густавом III началась гневная переписка. Несмотря на личное распоряжение Густава III подъем парусника так и не состоялся. А потом “Фрау Мария” таинственно исчезла с места крушения. Обнаружили “корабль-призрак” через много лет.

После исчезновения “Фрау Марии” с места крушения российский царский двор перестал интересоваться судьбой драгоценного груза. А уж после того, как пальнула “Аврора” и Зимний дворец оккупировали матросы в бескозырках, вопрос о судьбе голландки, под завязку набитой сокровищами для Российской империи, полностью ушел с повестки дня. И, наверное, о бедной “Фрау Марии” забыли бы на веки вечные, если бы летом 1999 года группа финских ныряльщиков не наткнулась на дне Балтийского моря на странную посудину, которая при ближайшем знакомстве и оказалась “Фрау Марией”! Этим известием заинтересовались и в России. Кто именно? Благотворительный фонд “Спасение национальных культурно-исторических ценностей”.

Кстати, перед тем, как загрузить картины в трюмы (среди полотен совершенно точно есть Рембрандт), их упаковали в пеналы из лосиной кожи. Пеналы вложили в свинцовые сосуды и залили сверху воском. А уж потом эти сосуды запаяли свинцовыми крышками. Значит, есть надежда, что полотна великих голландцев могли сохраниться. На борту “Фрау” может быть около 300 картин.

*1500 фарфоровых трубок *

Финские ныряльщики смогли достать с затонувшей “Фрау” несколько предметов. Среди них были фарфоровые трубки для курения. По своему исполнению они очень похожи на изделия из Гжели. Каждая такая трубка на аукционе может стоить от 2 до 2,5 тыс. долларов.
Благотворительный фонд Артема Тарасова начал свое собственное расследование гибели и обнаружения двухмачтовой бригантины “Фрау Мария”. Для начала Тарасов сам отправился в Амстердам и начал искать архивные документы. Месяц кропотливых поисков принес сногсшибательные результаты. В архивах музея Рубенса нашли то, что искали, - документы, датированные июлем 1771 г., когда на аукционе в Амстердаме был закуплен драгоценный груз по распоряжению Ее Императорского Величества. Выяснили и маршрут “Фрау Марии” - она отчалила из Амстердама и плыла вдоль берега. Капитаном корабля был Рейнуд Лоренс. Заходила “Фрау Мария” в каждый порт - в Дании, Германии, Швеции. Груз на паруснике значился как “дипломатическая почта”. Выйдя из порта города Турку, “Фрау Мария” попала в шторм. Парусник начал тонуть, и корабельная команда принялась спасать хоть что-то. Люди прыгали в воду с золотыми монетами в руках… Есть сведения, что один из моряков сумел забрать с борта тонущей “Фрау Марии” 6 картин.
Были ли это полотна Абрахама Сторка? Якоба де Вита? Или же с “Фрау Марии” в неизвестном направлении уплыли полотна Рембрандта Харменса ван Рейна?

Найти в Амстердаме имена всех дилеров, которые скупали картины для Екатерины II, не удалось. Но имена четырех покупателей все-таки установили. И это позволило определить, что все вместе они выкупили 27 картин выдающихся голландских художников XIV–XVII веков.

Показали большой кукиш

Согласно действующему финскому законодательству, погибшее судно, которому 100 лет и более, обретающееся в финских территориальных водах, не может повреждаться, передвигаться или подвергаться каким-либо манипуляциям без разрешения Национального финского министерства античности в соответствии с Актом о реликвиях и античности (от 1963 года). По Закону о памятниках древности, судно и груз принадлежат государству Финляндии.

Потомки семьи Романовых не могут претендовать на владение сокровищами “Фрау Марии”. Согласно известным актам, собственность Екатерины II в приснопамятном 1917 г. перешла во владение РСФСР.
Но Россия, являясь правопреемницей собственности царской империи после 1917 г., вправе предъявить свои претензии на груз парусника “Фрау Мария”.

Кстати, между Министерством античности Финляндии и группой ныряльщиков, которые обнаружили “Фрау”, началась самая настоящая грызня. Министерские чиновники запретили ныряльщикам вообще приближаться к “Фрау Марии”. Поисковики проиграли иск к финскому государству с требованием выплатить им часть стоимости груза. Ныряльщикам показали большой кукиш.

Однако юридическая база, на основе которой принималось решение, что “Фрау Мария” полностью принадлежит Финляндии, продолжает оставаться крайне зыбкой. Это признают ведущие финские юристы, недоумевающие, как голландское судно, шедшее с русским грузом, может считаться национальным сокровищем Суоми. И ныряльщики решили действовать по-своему. Они нашли спонсора - жителя Монако Къелля Эдвалла (он, кстати, друг Жака-Ива Кусто, профессионал по подъему кораблей). Эдвалл готов участвовать в операции по подъему “Фрау Марии”, но на российские деньги.

“Фрау Мария” стоит на дне в вертикальном положении. Парусник находится на глубине 41 м, размещается на грунте, и его корпус только на 1,5 м заглублен в донных отложениях. То, что корабль стоит на киле, очевидно, обусловлено тяжелым грузом в трюме, наполненном свинцовыми бочками с картинами. Сохранность корпуса обеспечили малосоленая вода в заливе и отсутствие каких-либо течений. И еще в этом месте полностью отсутствует грибок. Крепость дерева, из которого была сделана “Фрау”, настолько высока, что попытка одного из финских ныряльщиков вбить гвоздь в обшивку не удалась. Гвоздь согнулся…

P.S. Российская и финская стороны обсуждают еще и план открытия совместного музея сокровищ “Фрау Марии” или в российском Выборге, или в финской Лаппеенранте. Об этом пишет финская печать. А газета “Хювудстадсбладет” сообщает, что Министерство культуры России поддерживает идею поднять “Фрау Марию” и превратить парусник в плавучий музей.

Но прежде, чем пустить музей по волнам, неплохо бы для начала достать сокровища “Фрау Марии”. Причем без промедления.
Пока Финляндия упорно твердит, что парусник находится под неусыпным наблюдением, на него поставлены специальные датчики реагирования. Но есть сведения, что наблюдения никакого нет. Как нет и датчиков. А вот точные координаты “Фрау Марии” и ее подводных сокровищ уже опубликованы в открытой печати! Это факт.
Надежда Попова


Главный поток сокровищ из Европы в Россию шел не только по суше, но и на судах, плывших вдоль финского побережья. Но некоторые так и не сумели довезти свой драгоценный груз до гранитных невских причалов.

На дне Балтики

Одним из них стало голландское судно «Фрау Мария». 12 августа 1771 года оно вышло из Амстердама в Санкт-Петербург с грузом уникальных произведений искусства, купленных у наследников известного голландского мецената и коллекционера Геррита Браамкампа. Русская императрица стала обладательницей коллекции картин голландских художников, среди которых числились произведения лучших учеников Рембрандта и, возможно, самого великого мастера. Это были полотна маслом и офорты.

Предположительная стоимость картин составляла от 50 до 80 тысяч рублей. Для сравнения следует сказать, что каменный дом для шведского дипломатического представительства в центре Москвы оценивался не более чем в 20 тысяч рублей. Дорогие покупки на амстердамском аукционе, где шла с молотка коллекция Браамкампа, сделали и приближенные русской императрицы. Новыми хозяевами картин стали канцлер граф Никита Панин, вице-канцлер князь Александр Голицын, граф Чернышев, граф Разумовский и еще ряд не менее важных сановников.

Все эти сокровища были погружены в трюм судна «Фрау Мария». Отплыв из Амстердама, где проходил исторический аукцион, корабль с дипломатической почтой заходил в порты Дании, Германии, Швеции. В ночь на 9 октября 1771 года судно отошло от берега города Турку (в то время города Або). Далее последовало самое неприятное - начался шторм. Тяжело груженное судно было выброшено на мель. Капитан Рейнуд Лоренс был готов к тому, что судно будет разбито, но первая большая волна сняла его с мели. Однако это не помогло - от удара о камни было утеряно перо руля.

Дальнейшая борьба за «Фрау Марию» была бессмысленна. Не имея возможности маневрировать, судно налетело на скалу. Трюм начал постепенно заполняться водой. Команда еще несколько суток с утра и до заката откачивала воду помпами. Только к ночи экипаж на шлюпках добрался до острова, где без сил упал на землю и забылся тяжелым сном. Финские рыбаки, приплывшие на помощь «Фрау Марии», тонущей в районе Турку, были бессильны и ничем не могли помочь спасению груза. Свинцовые ящики, в которые паковались картины, были настолько неподъемными, что перед их погрузкой пришлось разбирать корму, поэтому рыбакам только и оставалось, что наблюдать, как пучина поглощает «Фрау Марию».

Постепенно судно скрылось под водой, унося с собой одну из самых замечательных коллекций художественных произведений. 11 ноября 1771 года чрезвычайный посланник царского двора Иван Остерман отправил на имя Екатерины II реляцию о крушении корабля «Фрау Мария». Гневу Екатерины не было предела: по ее мнению, операцию по подъему должны были начать немедленно, но шведская сторона тянула с помощью. Между Екатериной Великой и ее кузеном Густавом III началась гневная переписка. Несмотря на личное распоряжение Густава III, подъем парусника так и не состоялся, потому что «Фрау Мария» таинственно исчезла с места крушения. Корабль-призрак обнаружили через много лет.

Она была почти не повреждена

Российский царский двор постепенно перестал интересоваться судьбой драгоценного груза, на его поиски были необходимы огромные средства, Екатерина Великая сочла предприятие сомнительным. И, наверное, о бедной «Фрау» забыли бы окончательно, если бы летом 1999 г. группа финских ныряльщиков, которыми руководил Рауно Койвусаари, не наткнулась на дне Балтийского моря на странную посудину. Впрочем, этому событию предшествовали долгие поиски. Рауно Койвусаари методично исследовал воды Балтийского моря. Он обладал точными ориентирами, указанными в архивных документах, и знал, что в этом районе нет течений. Потратил уйму собственных денег и уже стал сомневаться в удачном исходе дела, предполагая, что за 240 лет «Фрау Марию» разрушило море. Он поднял на поверхность десятки кораблей с золотом. Иногда ему казалось, что пора бросить затею, на которую было потрачено 10 лет жизни. И вот однажды на глубине в 41 метр, неподалеку от финских островов Юрмо и Бургстё, аквалангисты увидели корабль, стоявший на киле. Две мачты, возвышавшиеся над палубой, не оставляли сомнений, что это судно XVIII века. Рауно подплыл ближе, увидел, что корпус практически не поврежден. Дальнейшие исследования судна не оставили сомнений - это Vrouw Maria!

Рассказывает президент российского благотворительного фонда «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» академик Артем Тарасов:

Рауно Койвусаари удалось установить, что груз не пострадал при крушении корабля. Кстати, перед тем как загрузить картины в трюмы (среди полотен совершенно точно есть Рембрандт), их упаковали в пеналы из лосиной кожи. Пеналы вложили в свинцовые сосуды и залили сверху воском. А уж потом эти сосуды запаяли свинцовыми крышками. Значит, есть надежда, что полотна великих голландцев могли сохраниться.

На борту может оказаться около 300 картин. Финские ныряльщики смогли достать с затонувшей «Фрау» несколько предметов. Среди них были фарфоровые трубки для курения. Они по своему исполнению очень похожи на наши изделия из Гжели. Каждая такая трубка на аукционе может стоить от 2 до 2,5 тыс. долларов.

Артем Тарасов уже давно живет историей загадочного корабля, который не могут поднять со дна Балтики уже 238 лет. Полгода он провел в голландских архивах, выясняя тайну корабля-призрака. Летал в Эквадор к ищущему сокровища в водах Тихого океана легендарному Рауно Койвусаари. Для спасения «Фрау Марии» Артем и Рауно даже создали совместное предприятие.

Нашли спонсора - гражданина Монако Къелля Эдвалла, друга Жака-Ива Кусто, профессионала по подъему кораблей. Эдвалл дал согласие участвовать в операции по подъему «Фрау Марии», но на российские деньги. Свое согласие на финансирование дал известный российский меценат, глава компании «Метрополь» Михаил Слипенчук. При изучении архивов стало возможным определить, какие картины были приобретены для Екатерины II, Тарасову удалось обнаружить документы об аукционе.

Имена четырех дилеров были точно установлены - все вместе они выкупили 27 работ выдающихся голландских художников XVI-XVII веков, приблизительная стоимость которых составляет не менее 100 миллионов евро. Достоверно известно, что на судне находятся работы Хендрика ван Балена, Герарда тер Борха, Яна ван Гоена, Габриеля Метсю и особо ценное произведение ученика Рембрандта - Герарда Доу. По некоторым данным, общая стоимость закупленных для Эрмитажа сокровищ, которые сегодня покоятся на дне Балтики, может достигать более миллиарда евро. Содержимое «Фрау Марии» считается одним из самых ценных грузов в истории из всех обнаруженных на затонувших суднах.

Поднять можно, но нельзя

Казалось бы, что может быть проще - судно найдено, технические возможности по сравнению с XVIII веком позволили бы совершить подъем судна в течение месяца. Но, согласно действующему финскому законодательству, погибшее судно, которому 100 лет и более, обретающееся в финских территориальных водах, не может повреждаться, передвигаться или подвергаться каким-либо манипуляциям без разрешения Национального финского министерства античности в соответствии с Актом о реликвиях и античности (от 1963 г.).

По Закону о памятниках древности, судно и груз принадлежат государству Финляндии. Правда, самой Финляндии ста лет еще не исполнилось (до 1918 г. она входила в состав Российской империи), а значит, закон вполне можно оспорить. Между Министерством античности Финляндии и группой Рауно Койвусаари началась самая настоящая война. Чиновники из Министерства вообще запретили ныряльщикам приближаться к «Фрау Марии».

Поисковики-аквалангисты проиграли иск к финскому государству с требованием выплатить им часть стоимости груза. Однако юридическая база, на основе которой принималось решение о том, что «Фрау Мария» полностью принадлежит Финляндии, продолжает оставаться крайне зыбкой. Это признают и ведущие финские юристы, недоумевающие, как голландское судно, шедшее с русским грузом, может считаться национальным сокровищем Суоми.

Содержимое «Фрау» официально принадлежало Екатерине Великой. Это значит, что Россия как правопреемница собственности Романовых имеет на него весомые права.

Как замечает начальник управления Росохранкультуры Б. А. Боярсков (г. Москва):

«Жизнь гораздо интереснее любых детективов. С кораблем "Фрау Мария" сложилась уникальная ситуация, о которой можно писать книги и снимать фильмы. Кстати, уже есть предложения продюсеров по организации съемок. Но мы должны понимать, что мяч на финской стороне. И решение о нашем участии в проекте тоже. В Финляндии свой бюджетный процесс, и раньше 2009 года финны выделить средства на этот проект не смогут. Существуют разные позиции, в том числе и позиция археологического ведомства Финляндии, с точки зрения которого, самый лучший способ сохранить археологические сокровища - это их не трогать. Однако мы считаем, что это консервация и реставрация».

Не выгода, а поступок

Впрочем, организаторы проекта по подъему судна во главе с Артемом Тарасовым в юридические дебаты вступать не собираются: главное - как можно быстрее достать сокровище. «Мы сами предложили финнам поднять судно, не касаясь вопросов правообладания, иначе процесс по подъему ценностей грозит затянуться еще на много лет», - комментирует ситуацию президент благотворительного фонда «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» Артем Тарасов. приступили к конкретной проработке методики подъема корабля.

О том, какой она видится, рассказал корреспонденту STOP in Finland генеральный директор ООО «Балтспецфлот» - петербургского предприятия, специализирующегося на подобных работах, Андрей Шпигель:

- «Фрау Мария» лежит на глубине в 41 метр, на полтора метра зарывшись в донные отложения. Есть два варианта извлечь ее сокровища. Первый - поднять весь корабль целиком. Второй - оставить судно на дне, проникнуть в трюмы, не трогая корпус. У каждого варианта свои плюсы и минусы, но специалисты пока склоняются к первому варианту.

Руководитель «Балтспецфлота» демонстрирует операцию на макетах: - Представьте себе: на затонувшее судно «одевается» специальная сварная конструкция. От этой конструкции под корпус «Марии» подводятся мягкие стропы из прочной искусственной ткани (жесткие могут разрушить корабль при подъеме; хоть состояние дерева признано хорошим, рисковать не хочется), образуя люльку. Дальше с помощью понтонов и мощного судового крана траверсы поднимают вместе с «Фрау Марией». И вся конструкция транспортируется в док. - Это пока концепция, - объясняет Андрей Шпигель. - Для разработки проекта необходимо тщательно обследовать судно и его шпангоуты, а также исследовать дно.

- Как отнеслись к существованию проекта по подъему судна в Финляндии?
- До сведения финской стороны, которую представляют сотрудники музейных и культурных ведомств, была доведена информация о крайней заинтересованности России в его реализации, о готовности нашей стороны в кратчайшее время осуществить судоподъемную операцию, о возможности финансирования всех работ российскими частными предпринимателями. Мы провели в Москве международную встречу по перспективному сотрудничеству в рамках проекта по подъему торгового судна «Фрау Мария». И мной, руководителем предприятия, профессионально занимающегося подъемом затонувших объектов, судов, боевых кораблей и подводной лодки, была представлена детальная концепция операции по подъему судна и отдельно самого груза. Заинтересованность и глубокая проработка вопроса нашей стороной поразили представителей Финляндии, Швеции и Голландии.

- И дала надежды на благополучный исход?

Увы, дальше обмена мнениями дело не пошло. До сих пор на вопросы и предложения, поднятые на конференциях, финская сторона не дала никакого ответа. Летом 2009 г. мною была предпринята встреча с Генеральным консулом Финляндии в Санкт-Петербурге Олли Перхеэнтупа, на которой ему было передано письмо президенту Финляндии г-же Тарье Халонен от президента благотворительного фонда «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» Артема Тарасова, в котором мы изложили план своих действий и высказали просьбу о принятии решения о поднятии судна «Фрау Мария» или его груза. И в том и в другом случае реставрационными работами по восстановлению груза готовы заняться сотрудники Государственного Эрмитажа России.

Однако и это письмо осталось без ответа. Очевидно, что финская сторона всеми силами пытается протянуть время до 2018 года, когда Финляндия будет праздновать 100-летнюю годовщину декрета В. И. Ленина о предоставлении ей суверенитета. После этой даты вопрос принадлежности груза «Фрау Мария» снимется автоматически.

Предполагается, что в дальнейшем спор будет решаться уже на уровне двух государств. В данном случае финское законодательство расходится с международным. Ведь в международных законах прописано, что найденный груз принадлежит той стране, чьим имуществом он является. По словам Артема Тарасова:
«Нас не пугает даже то, что сокровища на корабле могли не уцелеть: в данном случае важна не выгода, а сам поступок. Мы не обсуждаем права собственности, все ценности, которые нам удастся поднять и сохранить, будут принадлежать европейскому сообществу. Задача проекта - реально увидеть, какие тайны скрывает корабль, и вернуть хотя бы часть сокровищ, которые он хранит».

Светлана Аксенова

Из письма президента благотворительного фонда «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» академика Артёма Тарасова президенту Финляндии госпоже Тарье Халонен

Мы понимаем, что принять решение о начале операции по спасению корабля Vrouw Maria могут только первые лица государства. С нашей стороны и бывший президент, а ныне премьер-министр России В. В. Путин, и настоящий президент Д. А. Медведев полностью поддерживают эту нашу инициативу и изложенный в настоящем письме подход к сотрудничеству в этом совместном проекте. Нам этот проект видится как открытая публичная акция международного масштаба.

Трансляция этапов подъёма судна будет осуществляться по всему миру в режиме реального времени в Интернете и по телевизионным каналам, за ними будут наблюдать миллиарды людей, что, несомненно, сыграет большую положительную роль в формировании позитивного имиджа Финляндии и России. Просим Вашего содействия в принятии решения о подъеме судна Vrouw Maria в рамках совместного дружеского проекта Финляндии и России и поручить сформировать на основе международной комиссии штаб организации спасения судна, с обозначением сроков проведения судоподъемной операции в 2010 году. P. S.

Когда номер был готов к печати, Артему Тарасову пришло приглашение из Музейного управления Финляндии с предложением о встрече русских и финских экспертов для обсуждения возможности подъема судна. STOP in Finland планирует держать своих читателей в курсе событий.

Обнаружили на дне Балтийского моря обломки множества кораблей. В российских территориальных водах, а также в водах Финляндии, Швеции и Дании нашли более 15 якорей. В территориальных водах России были обнаружены два корабельных остова. В шведской части Балтики обнаружили 12 якорей. Два корабельных каркаса были найдены в Балтийском море у берегов Дании. В немецкой части Балтийского моря аквалангисты зафиксировали обломки трех кораблей. По данным археологов, на дне Балтийского моря лежит несколько тысяч кораблей, включая колесный фрегат "Гремящий" . Это парадный корабль, представляющий собой нечто вроде императорской яхты. Нашлась на этом огромном корабельном кладбище, причём, в отличном состоянии и бригантина"Фрау Мария", которая затонула в сильный шторм.

В ящиках из лосиной кожи

«Фрау Мария» попала в шторм в ноябре 1771 года у берегов Швеции. Сегодня это территориальные воды Финляндии. Несколько лет назад группа финских дайверов по наводке обнаружила под водой судно, покрытое толстым слоем ила. При ближайшем рассмотрении выяснилось: это и есть двухмачтовый флейт «Фрау Мария», пропавший в бурю более двух столетий назад. Новостью сразу заинтересовались в российском благотворительном фонде «Спасение национальных культурно-исторических ценностей». Именно этот фонд много лет подряд делал все возможное, чтобы "Фрау Мария" была бы поднята со дна Финского залива.

– Сегодня «Фрау Мария» находится в 11 километрах от финского острова Юрмо, – рассказывает глава фонда "Спасение национальных культурно-исторических ценностей» Артём Тарасов. – Исследователи установили: ценный груз не пострадал при крушении, потому что, перед тем как загрузить музейные экспонаты в трюм, их бережно упаковали в ящики из лосиной кожи. Потом их вложили в свинцовые сосуды. И сверху залили воском. Есть большая вероятность: полотна великих голландских мастеров прекрасно сохранились.

"Фрау Мария" взяла на борт разнообразный груз: цинк, сахар, ткани, сыр, одежду, а также предметы роскоши и картины голландских мастеров XVII века, в том числе Хендрика ван Балена, Герарда Терборха, Яна ван Гоена, Адриана ван де Вельде, Герарда Доу и других. Эти картины приобрел на аукционе в Амстердаме по личному указанию Екатерины II посол России в Голландии князь Голицын. Почему же бригантину до сих пор не подняли? Оказывается, Россия и Финляндия никак не могут решить, кто же является законным владельцем этих сундуков с сокровищами, стоимость которых оценивается в 2 млрд. евро. Спор продолжается.

"Раненая амазонка"

Но есть подозрения, что некогда крепкое судно начало рассыпаться под толщей воды. Не так давно во время шторма на берег Балтийского моря в Зеленоградске - бывший немецкий Кранц - выбросило загадочную скульптуру: женский бюст без головы. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что подарок из морских глубин может быть «Раненой амазонкой» – древнегреческой скульптурой, датированной V веком до н.э. Но откуда она взялась на балтийском взморье? Эксперты считают: раритет мог быть выброшен на берег с борта бригантины «Фрау Мария».

Если следовать архивам, бригантина вышла из Амстердама 12 августа 1771 года. Заходила «Фрау Мария» в каждый порт – в Дании, Германии и Швеции. Драгоценный груз был обозначен как «дипломатическая почта». В шторм «Фрау Мария» попала, когда вышла из порта города Турку. Напоровшись на скалу, судно начало тонуть. Команда пыталась спасти сокровища: матросы прыгали в воду с картинами в тубах. По некоторым данным, они спасли 8 полотен. Но дальнейшая судьба этих раритетов неизвестна.

– Нам не удалось найти в Амстердаме имена всех дилеров, которые покупали картины для Екатерины II, – продолжает свой рассказ Артём Тарасов. – Но имена четырёх покупателей мы установили. И это позволило определить: они выкупили 28 картин знаменитых голландских художников XIV–XVII веков.

Таким образом, казалось бы, главный вопрос решён – факт нахождения уникальных произведений культуры на борту судна подтверждён, теперь можно было бы начинать операцию по подъёму "Фрау Марии". Но неожиданно возникли сложности.

Очередь за сокровищами

После того как стало известно, что на дне Балтики лежат ценности стоимостью в миллиарды евро, сразу же выстроилась большая очередь из охотников за богатствами "Фрау Марии". Одними из первых права на груз «Фрау Марии» попробовали заявить дайверы, обнаружившие судно. Но финский суд им отказал. Следом о своих правах на сундуки с сокровищами заявила Швеция: воды, в которых затонула бригантина, 200 лет назад принадлежали шведам. Но позже Стокгольм отказался от своих претензий. После Швеции в числе претендентов на сокровища оказалась Голландия. Ведь корабль ходил под голландским флагом, да и местом происхождения груза являлись Нидерланды. Груз наш, голландский! Однако российская сторона продемонстрировала документ, подтверждающий, что Екатерина II заплатила как за груз, так за зафрахтованное судно. А вот с претензиями Финляндии дело оказалось много серьёзнее. Согласно законодательству, затонувшее судно, обретающееся в финских территориальных водах, не может повреждаться, передвигаться или подвергаться каким-либо манипуляциям без разрешения Министерства античности Финляндии.

– Но Россия, являясь правопреемницей собственности царской империи после 1917 года, вправе предъявить свои претензии на груз шхуны «Фрау Мария». При этом не исключается вариант судебного разбирательства в международных судебных инстанциях, – полагает почётный адвокат РФ Александр Островский.

Переговоры о подъёме корабля между Россией и Финляндией ведутся уже 8 лет. И шхуна все еще остается на дне, пока не решится вопрос, кому же именно она принадлежит.

Подъем корабля может быть осуществлен в течение двух месяцев. Эта операция сложна по многим факторам: плохая видимость на дне Финского залива, состояние корабля, пролежавшего на дне 246 лет, наносы песка и ила, необходимость консервации древесины до ее контакта с воздухом и так далее.

Исход экспедиции пока предсказать довольно трудно. Возможно, удастся поднять со дна моря весь корабль. Возможно, только груз или какую-то его часть. В любом случае вернуться в Эрмитаж коллекция Екатерины сможет только при условии, что Финляндия сама откажется от претензий на царские сокровища. Или России удастся отстоять свои права на них в международных судах. И то, и другое маловероятно. Поэтому, по всей видимости, Москва и Хельсинки будут договариваться о создании совместного музея «Фрау Мария». Музей уже предлагается открыть или в российском Выборге или в финской Котке. Подъём судна предполагалось начать еще в 2013 году, но Финляндия заявила, что в соответствии с разработанным поэтапным планом «Фрау Мария» будет поднята лишь в 2018 году. Ф инская сторона придумала проект, вроде бы учитывающий мнения всех заинтересованных сторон. Подъём будет совершаться таким образом, чтобы весь парусник остался в целости и сохранности. Предлагается спроектировать конструкцию из стали с понтонами, которая должна надеваться на судно сверху. Потом в ёмкости закачают воздух. На дне под судном пророют тоннели, сквозь них протянут стропы из искусственного волокна шириной 50 см. И прикрепят корабль, как в гамаке, к металлической конструкции. Но как будут решать ещё одну проблему: сохранить корабль на берегу? Хорошо известно: при взаимодействии корабля с воздухом его атакуют бактерии. И начнётся интенсивное разрушение шхуны. Российские ученые предложили весьма любопытное решение: переправить «Фрау Марию» на Северный полюс на год-два. Под действием мороза бактерии погибнут, и корпус будет спасён.

Операция оценивается в 100 млн. евро

По оценкам экспертов, стоимость операции по подъёму «Фрау Марии» может составить 100 млн. евро. Это не так много, учитывая, во сколько оценены сундуки с сокровищами. Сегодня корабль стоит на 40-метровой глубине в вертикальном положении, и его корпус на 2 метра заглублен в донных отложениях. То, что корабль стоит на киле, обусловлено как раз громоздким грузом в трюме, наполненном свинцовыми бочками с картинами. Сохранность корпуса обеспечили малосолёная вода в заливе и отсутствие течений. И ещё в этом месте полностью отсутствует грибок.

И уже две известные компании, специализирующиеся на поднятии затонувших кораблей, изъявили желание участвовать в тендере на подъём груза «Фрау Мария». Обе эти компании – SMIT Internationale и Mammoet Salvage – участвовали в подъёме атомной подводной лодки «Курск» в 2000 году.

Согласно финскому закону о памятниках древности Финляндии, если затонувшее судно и груз пробудут в её водах 100 лет, то после этого принадлежать они будут исключительно финской стороне, - говорит адвокат Александр Островский. - И пытаться оспорить это через суд не удастся: Финляндия не подписывала Международную конвенцию ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия, а потому имеет право руководствоваться только собственными законами.

Статьи по теме