Как я работала учителем истории. Где учиться на педагога? Как стать учителем биологии без педагогического образования

gualtiero_boffi_shutterstock

Преподавание - отличная профессия. Однако далеко не всем дано заниматься ей. Многие учителя меняют профессию спустя всего несколько лет работы. Причиной тому несколько факторов: низкая заработная плата, большая рабочая нагрузка и необходимость следовать учебному плану. Для тех, кто остается верным выбранной профессии, карьера учителя со временем себя оправдывает. FeelGood предлагает 8 причин стать учителем:

chaspik.spb.ru

1.Заражать окружающих страстью к учебе.

Рассказывая о чем-то, преподаватель должен досконально изучить свой предмет. Самый верный способ мотивировать других учиться - собственный пример. Если вам нравится узнавать новое, преподавание - лучший выбор профессии.

Monkey_Business_Images_shutterstock

2.Влиять на жизнь будущих поколений.

В свое время у каждого взрослого были учителя, которые направили его в нужное русло и оказали необходимую поддержку. Именно таким человеком можете стать вы для будущих поколений.

wavebreakmedia_ltd_shutterstock

3.Отсутствие одинаковых дней.

Каждый день разный, начиная от расписания и заканчивая ответами учеников. У учителя редко случается ненасыщенный день (особенно при работе с детьми).

straightforwardcoaching_com

4.Независимость в аудитории.

Как только закрывается дверь и начинается урок, вы - единственный человек, кто решает, что и когда будет происходить. Не так много профессий предоставляют такую свободу действий, позволяя проявлять творческий подход и следовать своим планам.

Frannyanne_shutterstock

У учителей всегда свободное лето, ведь в школах и ВУЗах каникулы. Это главное преимущество профессии. Если вам нужны средства, вы всегда можете преподавать в летней школе, давать частные уроки или заняться другой работой.

Goodluz_shutterstock

6.Быть постоянной поддержкой для учеников.

К сожалению, многие ученики будут видеть вас чаще, чем своих родителей. Для них критично важно иметь кого-то, с кем всегда можно посоветоваться, поговорить, брать пример и получать поддержку. Вы можете изменить чью-то жизнь!

Этот вопрос передо мной не стоял, когда 3 года назад я заканчивала школу. Было решено, что буду поступать в педагогический университет на филологический факультет, поскольку я хотела стать учительницей русского языка и литературы. Поступила в ВУЗ с первого раза. Началась моя студенческая жизнь.

Учеба в ВУЗе по сравнению со школой – это как небо и земля. Здесь уже чувствуешь себя на другом, более взрослом уровне. Лекции, семинары, самостоятельная работа в библиотеке – все это способствует тому, что ты должен более ответственно относиться к своему образованию. Тут нет такого жесткого контроля, как в школе. Учиться мне всегда нравилось, поэтому я быстро вошла в новый ритм учебного процесса.

После окончания первого курса, я решила поработать в летнем городском лагере, полагая, что личное общение с ребятами только укрепит меня в решение, посвятить свою жизнь учительскому труду. Действительно, мне очень понравилось работать с разновозрастными детьми, которые по всяким причинам проводили свои каникулы в городе. Мы совершали интересные экскурсии в окрестности, посещали музеи, городки аттракционов. В дождливую погоду проводили всякие конкурсы: на лучший рисунок, стихотворение, короткий рассказ. Могу сказать, что многие ребята обладают разнообразными талантами. Главное, взрослым надо разглядеть талант каждого и дать ему развитие. Раз в две недели состав нашей группы обновлялся: кто-то уезжал с родителями на отдых, и для новичков освобождались места. Лето пролетело очень быстро. Я была довольна и счастлива, потому что внеклассная работа мне была по душе.

Новый учебный год начался на подъеме. Я встретилась со своими однокурсниками. Мы живо обменивались впечатлениями о прошедшем лете. Многие из них путешествовали по России, нескольким счастливчикам удалось отдохнуть заграницей. Во время учебного года я занялась репетиторством, недостатка в учениках у меня не было. Это были мои подопечные из летнего лагеря. Индивидуальные занятия с учениками проходили замечательно и приносили мне моральное удовлетворение. Кроме того, заработанные деньги были не лишними к моей стипендии.

К третьему курсу мы овладели азами учительского мастерства, постигнув теорию. Мы уже были опытными в методических аспектах преподавания предмета, владели начатками психологии. Наши преподаватели заложили в нас основы методологии, как надо учить детей. Иными словами, теоретически я была подкована на 100%, как надо преподавать мой предмет. В конце третьего курса студентов ждало первое испытание: короткая педагогическая практика в школе. Хочу заметить, что основная практика преподавания в школе будет на 4 и 5 курсах, а пока… все с нетерпением и боязнью ожидали первого испытания.

Перед началом школьной практики каждый студент получил инструкцию, как себя вести. Основные положения этого руководящего документа сводились к следующему:

Нужно придти в класс раньше звонка, чтобы проверить готовность к занятию. Со звонком дети заходят первыми, учитель – последим.
Учащиеся должны приветствовать учителя организованно.
Не стоит тратить время на поиски в журнале своего предмета, эту нужно сделать заранее на перемене.
Начинать урок энергично и вести его так, чтобы каждый ученик был занят постоянно делом. Затянутые паузы, медлительность – это бич дисциплины на уроке.
Изложение материала урока должно быть интересным, с созданием проблемных ситуаций, чтобы включить мозги учащихся. Следует постоянно наблюдать за всем классом, особое внимание требуют те, кто постоянно отвлекается и мешает другим.
Нужно чаще обращаться с вопросами к тем ученикам, которые заняты на уроке посторонними делами.
Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников, но воздерживаться от излишних замечаний.
Порицая недисциплинированного ученика, стараться не прибегать к помощи других преподавателей, это не прибавит авторитета молодому учителю.

Инструкция была длинная и подробная. Но, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Итак, мы должны были провести неделю в школе. Мне достались малыши – пятиклассники. Переступив порог класса, я оказалась перед несколькими десятками любопытных глаз. Для детишек появление молодой практикантки – это целое событие. По сигналу своей учительницы класс встал и поприветствовал меня. Затем было мое краткое представление и напутствие, чтобы дети вели себя смирно и прилежно учились с новой учительницей-практиканткой.

Я очень волновалась, все теоретические знания одним мигом испарились из моей головы, не говоря уже о пресловутой инструкции, как себя вести. Чтобы придти в себя, я полистала журнал в поисках своего предмета. Класс, предоставленный сам себе, тихо загалдел. Я взяла себя в руки, и, повесив на уста фальшивую улыбку, изрекла: « Итак, ребята, сегодня мы будем обсуждать с вами рассказ И.С. Тургенева «Муму». Дальше я произнесла несколько вступительных фраз, заготовленных заранее, глядя прямо перед собой. А ведь я должна была наблюдать за всем классом постоянно. Детки сразу сориентировались и некоторые из них занялись своими собственными делами.

Как я заметила, один мальчик читал что-то на своем планшете, пара девочек живо обменивалась между собой СМС-ками. Несколько соседей по столу оживленно беседовали, один ученик смотрел непрерывно в окно, то ли мечтая, то ли считая ворон. Меня слушала примерно одна треть класса. Охваченная безумным волнением я не знала, что делать. С самой первой минуты я упустила «вожжи внимания», а теперь уже поздно. Тогда я решила продолжать урок для тех, кто меня слушает, и работать с ними. Это была вторая грубая ошибка. Короче, я не помню, как я дожила до конца урока, но когда прозвенел звонок, я вздохнула с облегчением…

В течение недели я несколько раз снова встречалась с этим классом и имела возможность поближе познакомиться с учениками. Я сразу заметила, что класс поделен на группы, которые враждуют между собой. Есть дети – изгои, которых никуда не приняли. Они становятся объектами постоянных насмешек. В моем классе это были дети мигрантов из Таджикистана. Еще одна особенность – ребята из разных групп постоянно «стучали» на своих одноклассников из враждебной группы. И что самое жуткое, детки общались между собой на таком языке, который и не снился самому последнему подзаборному забулдыге. Я понимаю, что это была обычная общеобразовательная школа в спальном районе, куда попадали дети из разных семей. Может быть, в гимназиях такого безобразия нет! Я не могу сравнивать.

Короткая практика по выбранной специальности навела меня на размышления. Действительно ли я смогу работать учителем, когда на каждый урок тратиться столько нервов и энергии? Немаловажную роль играет размер зарплаты, которую я буду получать после окончания ВУЗа. Если на нее нельзя будет прожить, то вряд ли пойду учительствовать.

На раздумья у меня есть 3 года, я собираюсь заканчивать магистратуру. Более длительная практика покажет, смогу ли адаптироваться к специфике выбранной профессии. А пока я решила серьезно заняться изучением иностранных языков. Диплом о высшем образовании и хорошее знание пары языков – это хороший багаж, чтобы найти достойную работу в случае, если я не стану учительницей.

В наше время при сложившемся в обществе отношении к профессии учителя разве может кто-то желать стать учителем? Оказывается, да! Причем, все чаще стремятся стать учителями молодые парни и девушки вовсе не потому, что податься больше некуда, а от чистого сердца. К тому же, в последнее время практика приема на работу учителем специалистов без педагогического образования популяризируется. Как стать учителем в школе?

Стать учителем в «классической версии» — это окончить педагогический колледж или лицей для преподавания в младших классах или же педагогический университет (институт), чтобы стать учителем старших классов. Казалось бы, все очень просто. Но на самом деле, стать учителем может оказаться довольно сложно.

Скорей всего, в качестве первого места работы учителем придется выбрать школу: обычную или частную. В обычных школах часто появляются открытые вакансии - сказывается «текучка» кадров. Но уровень оплаты труда педагогов в обычных школах оставляет желать лучшего, а потому большим «спросом» пользуются частные школы, где, как считается, условия лучше. Но и «конкурс» на место в частной школе выше, чем в школе обычной.

Какие требования могут предъявляться в школах к кандидатам в учителя? Конечно же, все зависит от того, каковы специфические особенности предлагаемой вакансии. Так, обязательно понадобятся соискателям профессиональные знания по предмету, педагогические навыки, умение ладить с детьми. Не лишним для будущего учителя окажется также умение пользоваться компьютером и интернетом, владение различными педагогическими методиками.

Чтобы найти школу, в которой требуются учителя, можно воспользоваться любым из доступных методов : найти вакансию по объявлению в газете или на специализированных сайтах по поиску работы, самостоятельно обзвонить местные школы и спросить об открытых вакансиях. Кроме того, получить информацию об имеющихся вакансиях можно также в местных органах управления образованием.

Чтобы стать учителем, искать доступные вакансии стоит в мае-июне и в конце августа . Обычно именно в это время в школах наблюдается острая нехватка педагогов. При трудоустройстве просто диплома, подтверждающего квалификацию будущего учителя, может оказаться вполне достаточно. При этом наличие практического опыта преподавания может стать большим дополнительным «плюсом» в пользу соискателя.

Кстати, как уже упоминалось, стать учителем в школе можно не только после окончания учебного заведения с педагогической специализацией — также можно попробовать себя в этой роли и после окончания любого другого ВУЗа. Дело в том, что правом преподавания в учебных заведения I-III уровней аккредитации, в том числе в школах, обладают все выпускники высших учебных заведений. Правда, все же решение о приеме на работу учителем специалиста-непедагога принимать будет администрация школы.

Стать учителем в школе в наше время решаются только искренне преданные этой профессии люди — люди, которые любят детей, любят делиться знаниями. Пусть же каждый новый учитель несет высокое знамя этой профессии с гордостью!

Профессия педагога всегда привлекает. Стремление помогать в развитии, обучении, давать людям новые знания заслуживает уважения. Но как стать учителем без педагогического образования? И как улучшить свои навыки, стать действительно наставником и помощником? Для этого, увы, одного желания недостаточно.

Отсутствие специального образования

Первый момент, с которым могут столкнуться желающие стать учителями, – это отсутствие педагогического образования. Нередко бывает так, что в школе отсутствуют педагоги по каким-либо дисциплинам. Или же педагог не очень хороший и освещает недостаточное количество материала. Или, возможно, ребёнок занимается на дому и потому тяжело обеспечить для него эффективный педагогический процесс. В любом случае, знать, как стать хорошим учителем, пусть и без педагогического образования, необходимо каждому родителю.

Обычно для учительской практики обязательным требованием является наличие диплома по специальности. Тем не менее, в 2010 году был издан приказ, согласно которому можно принимать для работы в школе людей без специализированного образования. Но преподаваемый предмет должен быть максимально близок к специальности, указанной в дипломе. В школе могут работать представители таких профессий:

  • экономисты;
  • юристы;
  • врачи;
  • спортсмены.

Чтобы начать преподавать, необходимо сдать квалификационные экзамены. После успешного их окончания можно смело приступать к педагогической деятельности. Эти экзамены обычно сдаются на базе педагогического института, уровень аккредитации которого позволяет проводить аттестацию работников.

Начальная школа

Следующий момент – как стать учителем начальных классов. Образование, которое получают студенты педагогических вузов, включает в себя работу с различными категориями детей, развитие их познавательного интереса и даже проведение коррекционного образования, почему и стоит при выборе учителя начальных классов отдать предпочтение дипломированному специалисту.

Но даже лучшее специализированное образование не сделает из человека хорошего преподавателя начальных классов, если он не любит детей и не может контролировать свои эмоции. При отсутствии специализированных знаний можно всё равно получить разрешение на ведение уроков в начальных классах. Но это потребует прохождения квалификационных тестов.

Английский язык

Одна из самых востребованных специальностей в школе – учитель английского языка. Чтобы понять, как стать учителем английского языка в школе, нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • Идеальное знание языка. Самым лучшим вариантом будет проживание в стране и непосредственный контакт с носителями языка. Чтение литературных изданий на изучаемом языке также поможет в данном вопросе.
  • Знание методики преподавания. Это самый сложный момент, касающийся иностранного языка, и английского в частности. Способность к пониманию и восприятию у детей разных возрастных групп отличается. Взрослые совершенно иначе воспринимают язык, и для них обучение может быть куда более сложным, чем для детей. Чтобы уметь правильно подбирать задания и средства преподавания английского, необходимо пройти курс по методике преподавания, который обычно включён в программу высших учебных заведений.

Конечно, для преподавания английского потребуется подтверждение о прохождении квалификационного теста. В некоторых случаях допускаются исключения, если человек имеет педагогическое образование по другой специальности, но в совершенстве владеет английским.

Физкультура

Важность физического развития детей очевидна, особенно со стремительно уменьшающимся количеством подвижных игр. Зная, как стать учителем физкультуры, можно не только укрепить здоровье своего ребёнка, но и привить ему любовь к спорту.

Профессиональное образование можно получить в техникуме на дневной форме обучения. По окончании техникума можно поступить в университет на специальность, связанную с физкультурой, и получить уже высшее образование. Обучение в университете, которое осуществляется после техникума, можно получить как на дневной, так и на заочной форме.

Обязательным условием работы в школе, конечно же, является любовь к детям. Изучение теории и методики физического воспитания поможет грамотно планировать урок и составлять задания. Учитель физкультуры должен уметь оказывать первую помощь, поскольку данный предмет характеризуется высоким риском получения травм. Также, для проведения уроков физического воспитания, преподавателю нужно самому находиться в хорошей физической форме. Чтобы этого добиться, можно самостоятельно заниматься спортом. Нередки случаи, когда спортсмены по окончании карьеры уходят тренировать или в учителя физического воспитания.

Биология и химия

Стать учителем биологии может лаборант института, научный работник или врач. Как уже было сказано выше, для получения разрешения на ведение уроков потребуется прохождение аттестации. При планировании уроков естественно-математического цикла стоит обращать внимание не только на возраст учеников, но и на информативную составляющую.

Обычно такие предметы, как биология и химия, воспринимаются детьми без особого интереса, поскольку требуют усвоения большого количества информации. Чтобы облегчить процесс преподавания, необходимо замотивировать детей к обучению и показать, почему знания, которые они получат на уроке, пригодятся им в дальнейшей жизни. Это является одним из основных качеств хорошего педагога – стимуляция познавательного интереса у учащихся.

Музыка

Чтобы стать учителем музыки, необходимо окончить специализированный музыкальный колледж или обучение в университете. Для этого в большинстве случаев требуются навыки игры на музыкальных инструментах и умение петь. При отсутствии музыкального слуха получить специальное образование будет проблематично.

Чтобы подтвердить квалификацию, потребуется получить сертификат от Национальной ассоциации преподавателей музыки. Для этого нужно пройти учебную программу, которая завершается тестированием. Важно отметить, что для преподавания музыки в старшей школе может потребоваться докторская степень или магистратура по специальности «Музыка». Объём зарабатываемых средств будет напрямую зависеть от полученной степени. Магистры обычно имеют более высокий оклад, чем бакалавры.

Зная, что нужно, чтобы стать учителем, можно быстро освоить желаемую профессию. Но, выбирая педагогический ВУЗ, следует помнить, что данная специальность требует большого количества времени и терпения. Человек, который хочет работать в сфере образования, должен обладать такими качествами.

Учитель в нашем обществе – это востребованная профессия. Еще со времен древней Греции профессия педагога была актуальной и значимой для людей. А сегодня всё больше и больше молодых людей идут работать в учителями в школу. Говорят, что учитель – это призвание. А вот что нужно сделать для того, чтобы призвание стало профессией. Итак, как стать учителем.

Самый простой способ, как стать учителем в школе – это закончить педагогический колледж или лицей. Однако после окончания такого учебного заведения работать можно будет только с младшими классами. Для того, чтобы работать со старшеклассниками, необходимо закончить педагогический ВУЗ. Это может быть университет, институт или академия. Главное, с педагогической направленностью.

Стать учителем в школе можно и без педагогического образования. Наличие высшего образования тут тоже необязательно. Если вы неплохо владеете токарным станком, играете на музыкальном инструменте или знаете теоретическую физику, а также можете научить этому другого – то школа может взять вас на работу. Решение выносится администрацией школы. В последнее время практика брать на работу специалиста без педагогического образования становится всё популярнее.

Студентам педагогических ВУЗов стоит заранее думать о трудоустройстве в школе. Начиная со 2-3 курса, будущий специалист проходит практику в школе. Идти желательно в то учебное заведение, где планируешь работать. Важно показать себя компетентным педагогом, чтобы получить характеристику, которая потом поможет устроиться на работу. Кроме того, можно попробовать свои силы на педагогическом поприще. Может быть, работа с детьми – это не ваше.

После окончания обучения часто стоит вопрос: как устроиться на работу в школе. Тут есть несколько вариантов:

  • Поиски через газеты и сайты, предлагающие вакансии
  • Через знакомых и друзей
  • Остаться работать после квалификационной практики
  • Самостоятельно обзвонить все школы города
  • Найти информацию в местных органах образования

Стоит помнить, что искать интересующую вас вакансию учителя необходимо в мае-июне. Именно в это время набирается педагогический состав школы.

Если вы устроились на работу в школу, часто возникает вопрос, как стать хорошим учителем. Универсального рецепта тут нет. Профессионализм и авторитет зависит от множества факторов. Харизма педагога, умение налаживать отношения с учениками – важные качества для учителя. Кроме того, можно быть талантливым специалистом в своей области и хорошо преподавать материал, в психологии это называется «власть знатока». Опыт приходит с годами. Если у вас в первое время ничего не получается, не стоит расстраиваться. В профессии учителя важно любить своё дело и постоянно развиваться как личность и специалист.

Статьи по теме