Основные алгоритмы чтения. Мастер-класс "дифференциальный и интегральный алгоритм чтения". Дифференциальный алгоритм чтения

Если посмотреть внимательно, то алгоритмы окружают нас всюду. Например, войдя в трамвай, мы читаем надпись: «Пассажиры обязаны приобрести билеты и пройти дальше в вагон». Эта надпись не что иное, как двухблочный (купи билет+пройди и не мешай) алгоритм поведения человека, который, войдя в трамвай, становится пассажиром.

Рационально ли пользоваться им алгоритмом? Да, так как это упорядочивает действия всех пассажиров. Проезд без билета сулит неприятности, а скопление пассажиров на дней площадке создает неудобства. Но не все пассажиры строго следуют этому алгоритму. Те, например, кто имеет проездной билет, не задерживаются у кассы, а сразу проходят в середину вагона. У таких пассажиров свой алго­ритм действия. Это простой пример применения правил алгоритмизации в обычной жизненной ситуации.

Что же дает применение алгоритмов в таком процессе, как чтение? Оно организует этот процесс, повышает его эффективность. Вместе с тем алго­ритмы не исключают и творческого их толкования, допускают некоторые из­менения в зависимости от конкретных текстов и установки чтения. Исполь­зование интегрального алгоритма при чтении подсказали некоторые осо­бенности работы мозга человека, которые мы разбирали выше. Любой текст - это языковое выражение замысла автора. Тексты создаются людьми, и люди эти тексты читают. Значит, основные языковые закономерности, общие меж­ду автором и читателем, действуют не только при создании текстов, но и при их чтении. Это парное общение на одном языке.

Здесь также уместно напомнить, что человек вообще предварительно программирует многие умственные действия, а не только чтение. Есть осно­вание полагать, что каждый читатель имеет как бы свои алгоритмы и програм­мы чтения. Однако в их эффективности у большинства читателей можно сом­неваться, так как часто приходится наблюдать примеры неорганизованного чтения, когда читают книгу то с начала, то с конца, то с середины. Конечно, та­кое чтение никакой пользы не приносит.

Это - пример неэффективной программы умственных действий или не­удачного алгоритма. А можно ли научить более организованной работе с книгой? Да, можно. Это утверждение основано на идее одной из популярных в современной психологии теории, которая называется теорией установки. Ее основатель - известный советский психолог Д. Узнадзе. Психологи­ческая установка - это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию. В установке заключены общий прошлый опыт, построенный на его основе образ ситуации и цели, план действий. Если стимул повторяется мно­гократно и реакция на него доводится до автоматизма, установка в этом слу­чае называется фиксированной. Она может стать бессознательным факто­ром регуляции поведения. Вы поднимаетесь по лестнице, не глядя на ступень­ки, у вас выработана фиксированная установка на то, что все ступеньки на лестнице одинаковы, а потому смотреть на них нечего. Но если хотя бы одна окажется иной высоты, вы можете оступиться. Феномен установки проявля­ется также в простом эксперименте, когда человеку показывают несколько раз два неравных по объему шара. Если затем ему дать два одинаковых шара, то он продолжает утверждать, что шары разные по объему. Возникает иллю­зия, которая и получила название «иллюзия начальной установки». Даже временная привычка видеть разные шары «засвечивает» реальную ситуацию.

Интересное проявление феномена установки вы можете обнаружить в мет­рополитене. Перед вами два эскалатора. Один из них движется вверх и под­нимает пассажиров. Другой эскалатор - неподвижный. Подойдите к нему и шагните на его ленту. Вас ожидают непривычные ощущения. Едва вступив на эскалатор, вы зашатаетесь. В чем причина? Ваше восприятие подготовлено к ощущению движения. Бессознательно ваш организм формирует координа­цию движений, отвечающую ожидаемой ситуации. А тут вдруг - неподвиж­ность. Рассогласование и вызывает подобную реакцию неустойчивости. Существует большое число тестов, которые подтверждают эту особен­ность человеческого восприятия - видеть не то, что показывают, а по при­вычке что-то другое. Проведем эксперимент. Вспомним произведение А. С. Пуш­кина «Пиковая дама». Выберем два персонажа: Лизу и графиню, которая скрывала тайну трех карт. Теперь внимание! Вы должны решить для себя вопрос: кого вам хотелось бы сейчас увидеть - девушку или старушку. Если вы такой выбор сделали, посмотрите на рис. 4.

Рис. 4. Психологический тест:

девушка или старушка?

Кого вы увидели? Мы неодно­кратно проводили этот эксперимент с учащимися курсов быстрого чтения и убедились, что чаще всего привычным, предпочтительным желанием увидеть определенный персонаж и предопределялось фактическое восприятие образа. А на рисунке изображен тест из серии так называемых картин с конкуриру­ющими образами, где одновременно увидеть два лица невозможно, но они там изображены. И только после длительного рассмотрения удается увидеть и второй образ, а по первому впечатлению вы видите то, на что настроились.

Исследователи теории установки утверждают, что путем многократных повторений установка превращается в устойчивый стереотип на уровне активной автоматизированной деятельности. Человек приобретает опреде­ленную систему привычек и навыков, которую затем легко использует авто­матически, без напряжения ума.


Наблюдения показали, что при использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную после­довательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма от первого до последнего. Образец интегрального алгоритма показан на рис. 5.

Рис. 5. Семь блоков интегрального алгоритма чтения

Первые четыре блока алгоритма пояснения не требуют. Пятый блок - фактографические данные - означает извлечение из текста фактов и их смыс­ловое усвоение. Шестой и седьмой блоки предполагают учет индивидуальных особенностей читателя: его знаний, опыта, цели чтения. Например, то, что одному читателю кажется тривиальным, другому, менее опытному,- новым, а критически настроенному - спорным. Таким образом, оба эти блока пред­полагают активное участие читателя в выполнении сложных аналитико-синтетических мыслительных действий в процессе чтения.

Как же практически пользоваться алгоритмом? Прежде всего необходимо запомнить все его блоки, представлять себе содержание каждого из них. По ходу чтения текста мы рекомендуем нарисовать алгоритм на отдельном листе бумаги и укрепить его над рабочим столом для лучшего усвоения.

В самом деле, как мы читаем? Как придется, отвечают некоторые, а боль­шая часть людей вообще никогда не задумывалась над этим. Чтение по интегральному алгоритму - организованный и целеустремленный процесс, в ходе которого считываемая информация как бы выбирается из текста и сопоставляется с отдельными ячейками-бликами алгоритма.



Рис. 6. Две программы чтения: слева - медленное, справа - быстрое

В случае полного или частичного соответствия информация как бы укладывается

Процесс такого чтения можно сравнить с отбором товара в универсаме.

Представьте: вы везете перед собой тележку с семью ячейками и в соответствии с имеющейся у вас запиской быстро отбираете товар. Теперь допустим, что записка потерялась. Вы мучительно вспоминаете о пунктах поручения и бес­цельно блуждаете по торговому залу в надежде, что, увидев нужные пред­меты, вспомните о том, что необходимо купить. Большинство читателей по­добны именно такому покупателю, потерявшему записку - этот спаситель­ный алгоритм умственных действий.

Интегральный алгоритм чтения является смысловым фундаментом техни­ки быстрого чтения. Как было показано в предыдущих беседах, основная идея быстрого чтения - реализация более эффективных программ умствен­ных действий.

На рис. 6 условно сопоставлены программы умственных действий двух

читателей: слева-читающего медленно, справа-читающего быстро. Как видно, быстрое чтение предполагает использование четких и последо­вательных программ умственных действий. Чтение из процесса хаотич­ного, неорганизованного становится процессом, подчиненным единой про­грамме - интегральному алгоритму чтения. Следование блокам алгоритма как бы определяет шаги изучения текста. Вместе с тем интегральный алго­ритм чтения значительно повышает активность восприятия, а значит, пони­мание и запоминание прочитанного.

Быстрое чтение, в отличие от медленного, пассивного созерцания текста, заставляет читателя активно вторгаться в структуру и содержание текста, сравнивать и оценивать различные смысловые блоки. Есть и еще один существенный довод в пользу применения алгоритма. Современная структурная лингвистика утверждает, что все тексты обла­дают избыточностью, которая достигает порой 75%. Практически только 25% объема текста несут основной смысл для конкретного читателя.

Среди огромного количества информации, окружающей нас в повседнев­ной жизни, большая часть - избыточная. Как отмечают лингвисты, тенден­ция к многословию, к изложению простых явлений в наукообразной терми­нологии не снижается.

Анализ этих явлений сделал специальный корреспондент «Известий» В. Сухачевский. Он пишет: «Если лошадь пьет из ведра, как об этом можно сказать? Можно, например, так сказать: лошадь пьет из ведра. А можно и по-другому. Ну хотя бы так: представитель распространенно­го в большинстве географических зон земного шара семейства парно­копытных осуществляет процесс удовлетворения органической потребности в воде методом всасывания влаги из сосуда, имеющего диаметр не меньший, чем окружность морды лошади».

Приведенный пример демонстрирует текст, избыточность которого близка к 100%.

Быстрое чтение позволяет мгновенно увидеть «пустоту» таких текстов, не содержащих полезной информации. Вместе с тем, как об этом неоднократ­но говорили слушатели курсов быстрого чтения, система алгоритмов дисцип­линирует ум, заставляет и при составлении различных документов излагать свои мысли просто, кратко, ясно, доступно.

Проблема избыточности текстов в наш век информационного взрыва дейст­вительно актуальна и в последние годы активно обсуждается в печати. Вместе с тем не следует забывать, что избыточность порой бывает полезной.

Итак, вы можете овладеть радикальным средством извлечения из текста действительно ценной, полезной для вас информации. Отныне вам не страшны тексты любого объема и плотности. Интегральный алгоритм чтения воору­жает ваш мозг мощным и эффективным инструментом извлечения содержа­тельной информации из любых текстов.

Все люди любят рассматривать достопримечательности. Это главная причина, по которой ежегодно на путешествия тратятся миллионы. Вспомни­те ваше последнее путешествие. Какие виды вы вспомните? Несомненно, немногие, наиболее примечательные. А все остальные стерлись из памяти. Теперь же, работая по алгоритму, вы научитесь приему «созерцание-обозре­ние» всего текста сразу. И еще необходимо знать, что существуют образцы инструмента, модели одежды, стиль письма. Каждый писатель, приступая к на­писанию произведения, имеет определенную цель. Разные цели требуют раз­ных стилей письма. При чтении определенных авторских стилей полезны некоторые соответствующие приемы. Если вы научитесь распознавать наи­более употребительные стили, а также освоите приемы обращения с ними, то вы существенно увеличите ваши читательские возможности. Это замеча­ние имеет особое отношение к жанрам газетных и исторических материалов. Вместе с тем теперь вы можете уже свободно ориентироваться в содержатель­ной части текста, вы уже можете видеть различие между полезным смыслом и бесполезным объемом. Для тренировки этого качества давайте выполним очередное задание.

Задание. Определите избыточность в следующих стихотворных при­мерах.

I Нет, у него не лживый взгляд. Они правдиво говорят, Его глаза не лгут. .. Что их владелец - плут...

Гол бес шел в лес,

Вдруг - стоп: жук в лоб!

Бес рад: влез в ад.

Формула для определения избыточности в процентах.

Как известно, алгоритмом называется правило выполнения каких-либо действий или ряда конкретных операций с точным указанием их последовательности от начала до конца. Алгоритм чтения определяет последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста.

Если посмотреть внимательно, то алгоритмы окружают нас всюду. Например, войдя в трамвай, мы читаем надпись: «Пассажиры обязаны приобрести билеты и пройти дальше в вагон». Эта надпись не что иное, как двухблочный (купи билет + пройди и не мешай) алгоритм поведения человека, который, войдя в трамвай, становится пассажиром. Рационально ли пользоваться этим алгоритмом? Да, так как это упорядочивает действия всех пассажиров. Проезд без билета сулит неприятности, а скопление пассажиров на задней площадке создает неудобства. Но не все пассажиры строго следуют этому алгоритму, отклоняются от него, не снижая, однако, эффективности своих личных действий. Так, пассажир, имеющий месячный проездной билет, не задерживается у кассы, а сразу проходит в середину вагона. Такой пассажир имеет уже свой алгоритм действия. Особый алгоритм имеют и злостные безбилетники, но их алгоритм, однако, нельзя назвать эффективным.

Мы разобрали эти простые примеры для того, чтобы показать применение правил алгоритмизации в обычной жизненной ситуации.

Что же дает применение алгоритмов в таком сложном процессе, как чтение? Использование алгоритмов чтения организует этот процесс, повышает его эффективность. Вместе с тем алгоритмы не исключают и творческого их толкования, допускают некоторые изменения в зависимости от конкретных текстов и установки чтения. Вспомните пять способов чтения. Рассмотрим интегральный алгоритм чтения. Слово «интегральный » означает, что действие алгоритма распространяется на весь текст в целом. Использование интегрального алгоритма при чтении подсказали некоторые особенности работы мозга человека, которые мы разбирали выше. Любой текст — это языковое выражение замысла автора. Тексты создаются людьми, и люди эти тексты читают. Значит, основные языковые закономерности, общие между автором и читателем, действуют не только при создании текстов, но и при их чтении. Это парное общение на одном языке.


Здесь также уместно напомнить, что человек вообще предварительно программирует многие умственные действия, а не только чтение. Есть основания полагать, что каждый читатель имеет как бы свои алгоритмы и программы чтения. Однако в их эффективности у большинства читателей можно сомневаться, так как часто приходится наблюдать примеры неорганизованного чтения, когда читают книгу то с начала, то с конца, то с середины. Конечно, такое чтение никакой пользы не приносит.

Это — пример неэффективной программы умственных действий или неудачного алгоритма. А можно ли научить более организованной работе с книгой? Да, можно. Это утверждение основано на идее одной из популярных в современной психологии теории, которая называется теорией установки. Ее основатель — известный советский психолог Д. Н. Узнадзе. Психологическая установка — это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию. В установке заключены общий прошлый опыт, построенный на его основе образ ситуации и цели, план действий. Если стимул повторяется многократно и реакция на него доводится до автоматизма, установка в этом случае называется, фиксированной. Она может стать бессознательным фактором регуляции поведения. Вы поднимаетесь по лестнице, не глядя на ступеньки, у вас выработана фиксированная установка на то, что все ступеньки на лестнице одинаковы, а потому и смотреть на них нечего. Но если хотя бы одна окажется иной высоты, вы можете оступиться. Феномен установки проявляется также в простом эксперименте, когда человеку показывают несколько раз два неравных по объему шара. Если затем ему дать два равных шара, то он продолжает утверждать, что шары разные по объему. Возникает иллюзия, которая и получила название «иллюзия начальной установки». Даже временная привычка видеть разные шары «засвечивает » реальную ситуацию.

Интересное проявление феномена установки вы можете обнаружить в метрополитене. Перед вами два эскалатора. Один из них движется вверх и поднимает пассажиров. Другой эскалатор — неподвижный. Подойдите к нему и шагните на его ленту. Вас ожидают непривычные ощущения. Едва вступив на эскалатор, вы зашатаетесь. В чем причина? Ваше восприятие подготовлено к ощущению движения. Бессознательно ваш организм формирует координацию движений, отвечающую ожидаемой ситуации. А тут вдруг — неподвижность. Рассогласование и вызывает подобную реакцию неустойчивости.

Существует большое число текстов, которые подтверждают эту особенность человеческого восприятия — видеть не то, что показывают, а по привычке что-то другое. Проведем эксперимент. Вспомним произведение А. С. Пушкина «Пиковая дама». Выберем два персонажа: Лизу и графиню, которая скрывала тайну трех карт. Теперь внимание! Вы должны решить для себя вопрос: кого вам хотелось бы сейчас увидеть — девушку или старушку. Если вы такой выбор сделали, посмотрите на рис. 4.


Рис. 4. Психологический тест: девушка или старушка

Кого вы увидели? Авторы этой книги неоднократно проводили этот эксперимент с учащимися курсов быстрого чтения и убедились, что чаще всего привычным, предпочтительным желанием увидеть определенный персонаж и предопределялось фактическое восприятие образа. А на рисунке изображен тест из серии так называемых картин с конкурирующими образами, где одновременно увидеть два лица невозможно, но они там изображены. И только после длительного рассмотрения удается увидеть и второй образ, а по первому впечатлению вы видите то, на что настроились.

Исследователи теории установки утверждают, что путем многократных повторений установка превращается в устойчивый стереотип на уровне активной автоматизированной деятельности. Человек приобретает определенную систему привычек и навыков, которую затем легко использует автоматически, без напряжения ума.

Наблюдения показали, что при использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма от первого до последнего. Образец интегрального алгоритма показан на рис. 5.


Рис. 5. Интегральный алгоритм чтения

Первые четыре блока алгоритма пояснения не требуют. Пятый блок — фактографические данные — означает извлечение фактов из текста и их смысловое усвоение. Шестой и седьмой блоки алгоритма предполагают учет индивидуальных особенностей читателя: его знаний, опыта, цели чтения. Например, то, что одному читателю кажется тривиальным, другому, менее опытному,— новым, а критически настроенному — спорным. Таким образом, эти оба блока предполагают активное участие читателя в выполнении сложных аналитико-синтетических мыслительных действий в процессе чтения.

Как же практически пользоваться этим алгоритмом? Прежде всего необходимо запомнить все его блоки, представлять себе их заполнение содержанием. По ходу чтения текста мы рекомендуем нарисовать алгоритм на отдельном листе бумаги и укрепить его над рабочим столом для лучшего усвоения. В самом деле, как мы читаем? Как придется, отвечают некоторые, а большая часть людей вообще никогда не задумывалась над этим. Чтение по интегральному алгоритму — организованный и целеустремленный процесс, в ходе которого считываемая информация как бы выбирается из текста и сопоставляется с отдельными ячейками — блоками алгоритма. В случае полного или частичного соответствия информация как бы укладывается в них. Процесс такого чтения можно сравнить с отбором товара в универсаме. Представьте: вы везете перед собой тележку с семью ячейками и в соответствии с имеющейся у вас запиской быстро отбираете нужный товар. Теперь допустим, что записка потерялась. Вы мучительно вспоминаете о пунктах поручения и бесцельно блуждаете по торговому залу в надежде, что, увидев нужные предметы, вспомните о том, что необходимо купить. Большинство читателей подобны именно такому покупателю, потерявшему записку — этот спасительный алгоритм умственных действий.

Интегральный алгоритм чтения является семантическим фундаментом техники быстрого чтения. Как было показано в предыдущих разделах книги, основная идея быстрого чтения — реализация более эффективных программ умственных действий. На рис. 6 показаны условно в сопоставлении программы умственных действий двух читателей: слева — читающего медленно, справа — читающего быстро. Как видно, быстрое чтение предполагает использование четких и последовательных программ умственных действий. Чтение как хаотический, неорганизованный процесс становится подчиненным единой программе — интегральному алгоритму чтения. Следование блокам алгоритма как бы определяет шаги изучения текста. Вместе с тем интегральный алгоритм чтения значительно повышает активность восприятия, а значит, понимание и запоминание прочитанного.


Рис. 6. Два способа чтения

Быстрое чтение в отличие от медленного, пассивного созерцания текста заставляет читателя активно вторгаться в структуру и содержание текста, сравнивать и оценивать различные смысловые блоки.

Есть и еще один существенный довод в пользу применения алгоритма. Современная структурная лингвистика утверждает, что научно-технические тексты обладают избыточностью, которая достигает порой 75%. Практически только 25% объема текста несут основной смысл для конкретного читателя и данного вида чтения.

Среди огромного количества информации, окружающей нас в повседневной жизни, большая часть — избыточная . Как отмечают лингвисты, тенденция к многословию, к изложению простых явлений в наукообразной терминологии не снижается. Анализ этих явлений хорошо сделал специальный корреспондент «Известий » В. Сухачевский. Он пишет: «Если лошадь пьет из ведра, как об этом можно сказать? Можно, например, так и сказать: лошадь пьет из ведра. А можно и по-другому. Ну хотя бы так: представитель распространенного в большинстве географических зон земного шара семейства парнокопытных осуществляет процесс удовлетворения органической потребности в воде методом всасывания влаги из сосуда, имеющего диаметр не меньший, чем окружность морды лошади. Как лучше сказать? Это вопрос. Без специальной научной подготовки на него не ответишь. Если уж директор НИИ и его заместитель не пришли к единству взглядов на документооборот и плотность документопотока, если 200 научных сотрудников института годами бьются над этой проблемой, то где уж простому смертному разобраться во всем?» И далее он пишет, что «бумажная лавина набирает силу. Недавно появился еще один документ — брошюра «Работа руководителя с документами», которая выпущена 100-тысячным тиражом. Она сообщает ряд чрезвычайно полезных и необходимых сведений. В изложении они потеряют свое глубокомыслие, поэтому позволю себе попотчевать читателя некоторыми цитатами. Например: «Процесс труда с документами состоит из ряда операций, которые условно можно разделить на технические (делопроизводственные ), логические и творческие. К делопроизводственным относится обработка поступающей документации: вскрытие конвертов, регистрация, печатание документа, считывание, перемещение документа, контроль исполнения, подписание приказа и др. Логические включают чтение и ознакомление с документом, подбор необходимой информации, анализ и сопоставление данных, произведение необходимых подсчетов, наложение визы и пр. Творческие операции, которые отражают специфику труда руководителя, состоят из определения состава исполнителей документа, поиска альтернатив решения, выбора оптимального решения, документирования принятого решения и пр.» .

Приведенный пример демонстрирует текст, избыточность которого близка к 100%. Быстрое чтение позволяет мгновенно увидеть «пустоту » таких текстов, не содержащих полезной информации. Вместе с тем, как об этом неоднократно говорили слушатели курсов быстрого чтения, система алгоритмов дисциплинирует ум, заставляет и при составлении текстов различных документов излагать свои мысли просто, кратко, ясно, доступно.

Проблема избыточности текстов в наш век информационного взрыва действительно актуальна и в последние годы активно обсуждается в печати. Вместе с тем не следует забывать, что избыточность зачастую бывает полезной. Как справедливо отмечают специалисты, избыточность повышает надежность передачи сообщений, что особенно необходимо для текстов учебников.

В художественной литературе также обсуждается проблема избыточности. Ан. Макаров приводит высказывание В. Катаева: «Мелодия — основа прозы. Когда она исчезает, когда покидает автора, испаряется волшебство словесного искусства, проза перестает двигаться сама собою. Ее толкает и волочет одно лишь малопочтенное усердие автора. Так появляются на свет неподъемные «романы , поэмы, которые измеряются километрами» . Писать надо короче. Таково мнение В. Катаева, которого еще в начале 30-х гг. придирчивые критики называли лучшим стилистом.

Итак, вы можете овладеть радикальным средством извлечения из текста действительно ценной, полезной для вас информации. Отныне вам не страшны тексты любого объема и плотности. Интегральный алгоритм чтения вооружает ваш мозг мощным и эффективным инструментом извлечения содержательной информации из любых текстов.

Полезно научиться определять избыточность текстовых сообщений. Предлагаем выполнить очередное задание.

Интегральный алгоритм чтения

Интегральный алгоритм чтения – последовательность правил, позволяющих упорядочить и организовать процесс чтения, делая его более эффективным. Этот алгоритм назван интегральным потому, что его действие распространяется на весь текст в целом. Цель интегрального алгоритма – защита мозга от избыточной информации.

Лингвисты установили, что все тексты обладают избыточностью, которая достигает иногда 75 %. Эта избыточность возникает, с одной стороны, по объективным причинам – она заложена в самой структуре языка.

Например, окончания слов иногда избыточны, в чем можно убедиться, проделав приведенные выше упражнения на выработку смысловой догадки.

С другой стороны, избыточность часто возникает из-за склонности многих людей к многословию, из-за стремления придать своей речи наукообразный стиль и т. п.

Анализ избыточности в речи провел В. Сухачевский, специальный

так: представитель распространенного в большинстве географических зон земного шара семейства парнокопытных осуществляет процесс удовлетворения органической потребности в воде методом всасывания влаги из сосуда, имеющего диаметр не меньший, чем окружность морды лошади»12 .

Приведенный пример демонстрирует текст, избыточность которого близка к 100 %. Использование интегрального алгоритма чтения позволяет преодолеть подобную «пустоту» текста и извлечь из него действительно полезную информацию. Полезной информацией, содержащейся в тексте, является: название текста (статьи, книги и т. п.), имя и фамилия автора, выходные данные текста, его тема и рассмотренные в нем проблемы, фактографические данные, собственная оценка прочитанного с точки зрения новизны содержания и возможности использования на практике. Перечисленные показатели и составляют основу интегрального алгоритма чтения.

Блоки алгоритма

1. Наименование читаемого источника (Н).

3. Выходные данные: год издания, издательство, орган, номер, дата и т. п. (В).

4. Основное содержание: тема, главная идея автора, рассматриваемые проблемы (О).

5. Фактографические данные: конкретные факты, имена собственные, даты и т. п. (Ф).

6. Критическая оценка материалат (К).

7. Возможность использования на практике (П).

Приведенный алгоритм отражает последовательность, в соответствии с которой следует запоминать полезную информацию текста. Перед началом чтения нужно зрительно представить себе блоки алгоритма. Прежде всего запоминаются название, автор, выходные данные источника. Затем по мере чтения складывается представление о теме, которой посвящена статья, ее главной идее и способах ее доказательства. Эти сведения войдут в четвер-

12 Андреев О.А., Хромов Л.Н. Указ. соч. – С. 35.

О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. «Речевая коммуникация»

тый блок. Уже в первых абзацах текста могут быть различные факты, фамилии, цифровые данные. Эти сведения фиксируются в пятом блоке алгоритма. Таким образом, в процессе чтения человек как бы фильтрует его содержание, отбирая и укладывая в блоки алгоритма только то, что соответствует их названиям.

Для того чтобы закрепить процесс чтения по интегральному алгоритму, сделать его автоматическим, рекомендуется использовать образное представление алгоритма в виде рисунков или геометрических фигур, содержащих условные обозначения блоков алгоритма, например:

Закончив заполнение блоков алгоритма, нужно вновь представить себе его зрительный образ и проверить, все ли блоки заполнены. В зависимости от цели чтения и жанра текста допустимо исключать или, наоборот, детализировать некоторые блоки. Заключительный процесс анализа и синтеза прочитанного помогает лучше усвоить и запомнить текст.

Рассмотрим, например, как заполняются блоки интегрального алгоритма при чтении текста «Что такое интеллект?», приведенного на с. 44.

1. Название: «Что такое интеллект?».

2. А.А. Леонтьев

3. Выходные данные: Москва, 1984 г.

4. Основное содержание: тема – «интеллект»; идея – «интеллектуальное поведение всегда предполагает выбор из нескольких возможностей»; проблематика – интеллектуальная основа поведения человека; структура интеллектуального акта.

5. Фактографические данные: профессор Московского университета психолог А. Р. Лурия; семь восьмых человеческого поведения складывается из интеллектуальных актов и только одна восьмая – «чистые» условные и безусловные рефлексы; фазы интеллектуального акта – ориентировка, исполнение, сличение результата с поставленной целью.

6. Критическая оценка: статья познавательная и полезная.

7. Возможность использования на практике: следует помнить, что выбор способа достижения поставленной цели зависит от самого человека, его интеллектуальных способностей; чтобы достичь своей цели, надо тщательно продумать, оценить, взвесить все возможные пути ее достижения.

Методика освоения интегрального алгоритма чтения

1. Ежедневно медленно читайте одну-две интересные для вас статьи в газете, держа листок с нарисованным алгоритмом перед собой. В процессе чтения «укладывайте» информацию в блоки. По окончании чтения закройте глаза и мысленно проверьте заполнение всех блоков алгоритма.

2. Ежедневно читайте одну-две статьи как можно быстрее, уже не глядя на рисунок алгоритма, но представляя его себе мысленно. Излагайте содержание статей в соответствии

с алгоритмом.

О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. «Речевая коммуникация»

Приведенные упражнения надо выполнять регулярно в течение двух-трех недель. Когда чтение по интегральному алгоритму станет привычным, оно будет протекать почти незаметно для человека.

Дифференциальный алгоритм чтения

Рациональное чтение предполагает не только прямой отбор полезной информации, как это осуществляется в интегральном алгоритме чтения, но и ее анализ и осмысление, что осуществляется в процессе смыслового сжатия текста. При чтении простых текстов понимание как бы сливается с восприятием. Чтение сложных текстов требует гораздо большего умственного напряжения и использования различных приемов. Одним из таких приемов является выделение смысловых опорных слов текста. На нем и основывается дифференциальный алгоритм чтения.

Дифференциальный алгоритм чтения – последовательность правил, позволяющих облегчить понимание и усвоение содержания текста. Суть алгоритма – выделение основного смысла текста или его отрезка. Необходимость использования такого алгоритма также обусловлена избыточностью информации. Как уже говорилось, многие слова не имеют смысловой нагрузки, являясь в предложениях как бы связывающим звеном, скрепляющим материалом. Иногда они используются для «псевдораспространения» предложения.

Например, сочетания значительный результат, весомый вклад, высокая активность, тщательная проверка, глубокий анализ, внимательное ознакомление и т. п. не являются тавтологическими, но основную смысловую нагрузку в них несут, конечно, существительные.

Умение отделять основную информацию от второстепенной является одним из условий эффективности чтения. Основная информация содержится в ключевых словах текста, которые называются так именно потому, что несут основную смысловую нагрузку. При чтении текста мозг человека дает свою трактовку содержания, опираясь на ключевые слова. Происходит перекодирование сообщения на язык собственных мыслей читателя. В итоге мозг выделяет основной смысл, «ядерное» значение текста, называемое также доминантой. Подобным образом устроен дифференциальный алгоритм чтения.

Блоки алгоритма

1. Выделение ключевых слов в каждом смысловом абзаце текста.

Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы междометия и часто местоимения. Иногда смысловой абзац текста в целом является вспомогательным и вообще не содержит ключевых слов.

2. Составление смысловых рядов.

Смысловые ряды – это словосочетания или предложения, которые состоят из ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов. Смысловые ряды помогают понять истинное содержание абзаца. Они представляют собой сжатое содержание абзаца и являются основой для выявления доминанты текста. На этом этапе текст подвергается количественному преобразованию – как бы сжимается, прессуется.

3. Выявление доминанты.

Доминанта – это основное значение текста, которое возникает в результате перекодирования прочитанного содержания с опорой на ключевые слова и смысловые ряды. Это этап качественного преобразования текста. Мозг как бы формулирует сообщение самому себе,

О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. «Речевая коммуникация»

придавая ему собственную, наиболее удобную и понятную форму. Выявление доминанты – главная задача чтения.

Блоки алгоритма составляют основу логико-семантического анализа текста, который наш мозг выполняет в процессе чтения почти подсознательно. Однако эффективность такого анализа у большинства людей не одинакова. Знание алгоритма еще не означает умение им пользоваться. Задача заключается в том, чтобы сформировать навык чтения по данному алгоритму, т. е. доведенное до автоматизма умение грамотно и глубоко анализировать текст. Чтение по дифференциальному алгоритму – это упражнения, позволяющие сформировать такой навык, показав мозгу, как надо правильно понимать текст.

Методика чтения текста по дифференциальному алгоритму чтения

Осваивая технику дифференциального алгоритма, следует читать текст с карандашом

в руках три раза. При первом прочтении надо подчеркнуть только ключевые слова; второе чтение – построение смысловых рядов, которые удобнее записывать на отдельном листочке;

в третий раз читаются смысловые ряды, на основе которых выявляется основное значение текста – доминанта.

В качестве примера рассмотрим следующий текст.

Текст «Чтение»

Несмотря на то, что чтение является рецептивным видом речевой деятельности, то есть всегда направлено на восприятие готового речевого сообщения, а не на его создание, обучение этому виду речевой деятельности позволяет решать познавательные и профессиональные задачи. Совершенствовать чтение – означает вырабатывать свободные навыки активного и самостоятельного раскрытия смысла читаемого. Только через направленное и систематическое чтение, осуществляемое преимущественно по внеаудиторное время, формируется способность быстрее, лучше и глубже понимать читаемое, независимо от объема текста. Кроме того, совершенствуется умение пользоваться извлеченной из текста информацией в учебно-профессиональных и собственно коммуникативных целях, то есть развиваются умения продуктивной речевой деятельности в ее устной и письменной формах.

Для совершенствования умений чтения учитывается вид чтения, который определяется целью использования информации и вытекающей из этого установки на степень полноты понимания. На основе этого критерия выделяются как целесообразные и важные три вида чтения – изучающее, ознакомительное, просмотровое.

Задания, развивающие навыки и умения изучающего чтения, следующие: выделение смысловых частей текста; замена смысловых частей их свернутыми эквивалентами и наоборот; определение частных деталей текста с последующей передачей в устной или письменной форме впечатления о прочитанном; прогнозирование содержания или смысла последующих частей текста при опоре на факты предыдущих частей; определение принадлежности текста к тому или иному функциональному стилю; составление вопросов проблемного характера во время чтения текста и т. п.

В данном тексте подчеркнуты ключевые слова. Порядок обработки абзацев показан в таблице.

Итак, при чтении текста мозг формирует “свою трактовку содержаниях того, что читается. Происходит перекодирование сообщения на язык собственных мыслей читателя. Мозг выделяет ядерное сущностное значение из читаемого текста. Однако всегда ли эта программа используется эффективно? Есть основания считать, что большинство людей возможности этой программы используют слабо. Вместе с тем только при осмысленном внимательном чтении текст понимается глубоко и полно.

Из этого следует, что при обучении методам быстрого чтения учат произвольно использовать эту принципиально важную программу работы мозга. Как показали наши эксперименты, знание и умелое применение некоторых упражнений дают возможность извлекать ядерное значение в тексте быстро и достаточно надежно. Эти упражнения основаны на использовании дифференциального алгоритма чтения.

В третьей главе мы говорили об интегральном алгоритме чтения, который облегчает поиск нужной информации в тексте в целом. Для каждого отдельного предложения и абзаца подобную программу, конечно, составить нельзя. Однако для активизации чтения нужно заранее знать, что прежде всего следует отыскивать в каждом смысловом отрезке текста. Для этого и разработан дифференциальный алгоритм чтения (рис. 9). С его помощью можно разбивать каждый формально самостоятельный фрагмент текста на отдельные логические элементы (потому алгоритм и назван дифференциальным).

В соответствии с этой схемой формальные единицы печатного текста вначале ставятся нами в соответствие с языковыми нормами, а затем языковые единицы превращаются в означаемые единицы мыслительного уровня. Образуется своеобразная пирамида понятий, являющаяся одновременно и классификационной системой для опознания смысловой фильтрации каждого нового фрагмента текста и для определения его места в уже сложившейся системе наших представлений. Любая единица этой мнемонической пирамиды абстракций и представляет собой часть алгоритма или структурной модели тех определяющих характеристик, которые являются общими признаками для любого текста.

При такой связи между мыслительными единицами верхняя часть пирамиды абстракции является универсальной для автора и для читателя в понятийном смысле.

Работу по интегральному алгоритму чтения мы с вами сравнивали с отбором товаров в универсаме. По аналогии с этим примером и дифференциальный алгоритм можно сравнить с отбором товара какого-либо вида на одной полке отдела универсама; чтобы успешней и быстрее отобрать из однородного товара необходимую вещь, надо заранее знать, что именно нужно, и суметь быстро оценить предлагаемое.

Представим себе, что мы сфотографировали мыслительный процесс быстро читающего человека на кинопленку и теперь прокручиваем ее в замедленном темпе. Кадры фильма покажут, что сначала в предложениях абзаца выделяются ключевые слова (первый блок дифференциального алгоритма), несущие основную смысловую нагрузку. Заметим, что под абзацем в данном случае понимается законченный в смысловом отношении отрезок текста, состоящий, как правило, из нескольких предложений (смысловой и печатный абзацы могут и не совпадать).

Ключевое слово, как правило, предметно, т. е. обозначает какой-либо объект, его признак, состояние или действие. Предлоги, союзы, междометия и частицы почти никогда не бывают ключевыми словами. Очень редко выступают в этой роли и местоимения, которые лишь замещают уже употребляемое ранее в тексте предметное (ключевое) слово. Если абзац играет второстепенную роль, ключевых слов в нем может и не быть.

Затем, опираясь на ключевые слова, в тексте выявляются смысловые ряды (второй блок дифференциального алгоритма). Что такое Смысловые ряды? Это непрерывные ряды пар слов, состоящие из комбинаций ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных, которые помогают в сжатом виде понять его содержание. Именно смысловые ряды и составляют “золотое ядро” содержания текста.

Смысловые ряды бывают трех основных видов: именные, предикативные и фактографические.

Именной смысловой ряд обеспечивает функцию так называемой номинации -- он дает название основному действующему лицу, предмету, например: “старый мастер”. По нашему определению, смысловой ряд -- это всегда пара слов. Именной смысловой ряд -- это такая свернутая логическая конструкция, которая состоит из имени существительного и имени прилагательного. Имя прилагательное дает дополнительное определение: “мастер хороший”, “мастер молодой”, “мастер веселый”, -- обычно в сообщении бывает до трех прилагательных-определителей при одном существительном -- это норма русского языка.

Предикативный смысловой ряд показывает, что делает или что делается с предметом: “мастер чеканит”. Предикативный смысловой ряд -- это всегда глагольная конструкция и она бывает трех видов.

Одноместный предикат: “Мастер чеканит”. Двухместный: “Мастер чеканит монету”, -- действие перешло на второй предмет, от мастера на монету. Трехместный: “Мастер чеканит монету заказчику”, -- действие переходит на третий предмет, на заказчика.

Фактографический смысловой ряд дает четкие количественно-размерные, весовые и другие физические технико-экономические параметры о предмете сообщения: “Мастеру 30 лет”, “У мастера семья из 4 человек”. Таким образом, при чтении любого текста сознание соединяет ключевые слова в лаконичные, свернутые выражения смысловых рядов, несущие основной замысел автора. Текст как бы сжимается, мгновенно мысленно конспектируется -- в нем остаются только зерна смысла, “золотое ядро” на уровне непрерывных цепочек пар слов.

Здесь необходимо подчеркнуть, что в соответствии с концепцией проф. А. А. Леонтьева Леонтьев А. А. Поихолингвистичеоние единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. с помощью только что изложенной модели смысловых рядов можно наглядно показать принципиальное различие двух способов свертки текста:

  • -- порождение стандартной и всегда постоянной конструкции смысловых рядов;
  • -- “наполнение” этого каркаса конкретными словами -- вариантами. Подбор слов-вариантов происходит на основе реализации ассоциативных признаков читаемых слов.

Но это только промежуточный этап свертки текста. Ключевые слова и смысловые ряды выявляются нами в самом тексте, который пока претерпевает лишь как бы количественные преобразования, -- он сжимается, компрессуется. Однако, кроме этого количественного анализа, сообщение всегда подвергается нами и качественному преобразованию. Эта интеллектуальная операция соответствует третьему блоку алгоритма -- выявлению значения. Замечено, что содержание прочитанного при пересказе люди почти никогда не излагают слово в слово. Мозг быстро перекодирует воспринятое сообщение в согласии с собственным опытом, собственной программой. Такое перекодирование происходит уже в самом процессе чтения.

Этим как раз и отличается активное, осмысленное продуктивное восприятие текста от механической зубрежки.

На основе смысловых рядов мозг как бы формулирует сообщение самому себе, придавая ему собственную, наиболее удобную и понятную форму. Таким образом, третий блок алгоритма отражает заключительный процесс перекодирования -- выявление ядерного значения содержания текста. Решить эту задачу -- значит для самого себя сформулировать и усвоить действительное значение того, что хотел сказать автор в конкретном отрывке.

Посмотрим на примере, как используется дифференциальный алгоритм чтения.

Текст Приводим фрагмент статьи В. Переведенцева “Статистика”. -- “Журналист”, 1973, № 10, с. 74::

Наш век не без основания называют веком статистики. “Статистика” -- слово многозначное. Это и набор цифр , полученных определенным образом и характеризующих некоторое явление, и специальная социально-экономическая наука , и научный метод , широко применяемый как в общественных, так и в естественных науках.

В журналистской работе ко многим темам без статистики совершенно невозможно подойти. В частности, все, относящееся к вопросам народонаселения, прямо-таки основано на статистике. Относительная редкость статей на демографические темы (при громадном интересе к ним читателей и общественной важности этих тем) в немалой мере объясняется статистической малограмотностью многих журналистов , незнанием, как и с какого боку к этим вопросам можно подступиться.

Очень часто смысл цифр читателям непонятен. Один пример. Кто не слышал и не употреблял слов “средняя продолжительность жизни” ? Для подавляющего большинства значение их таково: это средний возраст смерти в данное время. Однако истинный смысл их совсем иной: это средняя продолжительность жизни тех, кто родился в данном году, при условии, что на всем протяжении жизни данного поколения возрастные коэффициенты смертности будут такими же, как в год рождения. Таким образом, это величина расчетная и условная .

В этом отрывке подчеркнуты ключевые слова. Порядок обработки абзацев этого текста по алгоритму показан в табл. 2.

ТАБЛИЦА 2


Нужно иметь в виду, что, выполняя упражнения в соответствии с блоками дифференциального алгоритма, мы тренируем мыслительные процессы как бы расчлененно, замедленно и по частям. При чтении они, разумеется, протекают иначе -- быстро, одновременно и в значительной мере подсознательно. Но, чтобы навык такого чтения стал автоматизированным и мгновенным, тренировать его нужно дифференцированно. Иными словами, мы поступаем, как спортсмен, который, разучивая комбинацию, разбивает ее на элементы и тренирует каждый из них в отдельности.

Как же практически пользоваться дифференциальным алгоритмом? Прежде всего необходимо запомнить его содержание и порядок использования.

Подобрав несложную научно-популярную статью объемом не более 6 тыс. знаков и медленно читая ее с карандашом в руке, сделать разметку текста в соответствии с алгоритмом. В результате выявления цепи значений должно сформироваться ядерное содержание текста, которое мы называем доминантой. Что же такое доминанта? Доминанта - это главная смысловая часть текста, его истинное значение. Доминанта выражается своими словами читателем, на языке его собственных мыслей. Она результат качественной переработки текста на основе анализа цепи значений по всему тексту статьи в целом.

Как все мы знаем из школьной программы, алгоритм – это последовательность каких-либо действий или операций с их описанием. Соответственно, алгоритм чтения – это совокупность умственных действий при восприятии текста. А поскольку действие этого алгоритма распространяется на весь текст, то он называется интегральным.

Если разобраться, то наша жизнь полна алгоритмов. Например, пришел в поликлинику – сначала пройди в регистратуру, возьми карту и направление, а затем иди в кабинет врача. Чем не алгоритм для пациента? Его использование рационально, потому что так упорядочивается работа поликлиник. Если бы не было такого алгоритма, неизбежно возникла бы неразбериха.

Так же и в чтении: применение алгоритма организует этот интеллектуальный процесс и увеличивает его эффективность. Конечно, интегральный алгоритм чтения может слегка видоизменяться в зависимости о целей читателя в конкретный момент. Но в любом случае он способствует тому, чтобы автор и читатель общались как бы на одном языке.

У многих людей, между тем, есть свои алгоритмы чтения. Кто-то может читать книгу с конца, кто-то – с середины. Эффективность таких способов оставляет желать лучшего.

Интегральный алгоритм помогает сделать работу с книгой более организованной. А причина кроется в особенностях человеческой психологии. Ученые давно выяснили, что если какую-либо установку повторять многократно, то она превратится в устойчивый стереотип, и соответствующие действия будут выполняться на уровне автоматизма.

Согласно исследованиям, при использовании интегрального алгоритма чтения человек постепенно вырабатывает определенную последовательность действий. Суть этого способа заключается в следующем. Когда мы берем в руки новый текст и хотим прочитать его, мы должны как бы заполнить в определенном порядке семь ячеек. Одну за другой. Вот эти ячейки, а вернее, блоки интегрального алгоритма чтения.

Первый блок – наименование текста.

Третий блок – источник и его данные.

Четвертый блок – проблема.

Пятый блок – фактографические данные.

Шестой блок – особенности излагаемого материала, критика.

Седьмой блок – новизна излагаемого материала и возможности его использования в практической работе.

Первые четыре блока не требуют объяснения. Пятый – фактографические данные – подразумевает извлечение из текста фактов и их усваивание. Шестой и седьмой блоки – особенности и новизна материала – будут индивидуальными для каждого читателя в зависимости от его знаний, взглядов, опыта. Информация, которая покажется абсолютно новой одному человеку, может быть давно известна другому. Эти два блока предполагают сложный анализ текста, который каждый должен провести сам.

Поговорим о практическом использовании алгоритма. Для начала нужно запомнить все его блоки, представить себе содержание каждого из них. Еще лучше нарисовать алгоритм на отдельном листе бумаге, например, в виде блок-схемы, и поместить его над рабочим столом – там же, где у вас располагается первое правило быстрого чтения – «читать без регрессий». Если задуматься, то многие никогда не усваивают информацию, предусмотренную тем или иным блоком алгоритма. А ведь это – ключевые моменты осмысления текста. Например, помните ли вы авторов тех книг, которые прочитали в последнее время? Наверняка найдутся те, кто ответит отрицательно.

Во время чтения по интегральному алгоритму мы как бы вынимаем из текста самую важную информацию и складываем ее в соответствующие ячейки. Это позволяет превратить чтение в организованный процесс и достичь главной цели – качественного осмысления прочитанного.

Читать без алгоритма – примерно то же самое, что пойти в супермаркет и забыть дома список необходимых продуктов. Вы бродите по огромному магазину и подходите ко всем стеллажам в надежде на то, что увидите нужные предметы и вспомните, что их и надо положить в корзину.

Интегральный алгоритм чтения является основой для скорочтения. Читатель вынужден активно вторгаться в текст, анализировать его и выделять нужную информацию. Кроме того, исследования лингвистов доказывают, что избыточность текстов нередко достигает 75 процентов. Вдумайтесь: только четверть текста несет основной смысл. Отлично иллюстрирует это явление журналист, спецкор «Известий» Сухачевский: «Если лошадь пьет из ведра, как об этом можно сказать? Можно, например, так сказать: лошадь пьет из ведра. А можно и по-другому. Ну хотя бы так: представитель распространенного в большинстве географических зон земного шара семейства парнокопытных осуществляет процесс удовлетворения органической потребности в воде методом всасывания влаги из сосуда, имеющего диаметр не меньший, чем окружность морды лошади».

В этом примере избыточность текста стремится к 100 процентам. И такая тенденция характерна для современности. А благодаря быстрому чтению всю «воду» в тексте, не содержащую никакой полезной информации, можно быстро убрать. И что немаловажно – система алгоритмов дисциплинирует, учит излагать свои мысли просто, кратко и доступно.

Итак, теперь вы знаете, какие блоки содержит интегральный алгоритм и для чего он нужен. Самое время перейти к упражнениям, которые позволят вам не только закрепить эти знания, но и научиться ими пользоваться.

Упражнение 1. Создаем зрительный образ интегрального алгоритма чтения

Этот прием облегчит процесс запоминания последовательности действий при чтении. Важно нарисовать его вручную в двух экземплярах. Как вы уже догадались, один из них пополнит нашу коллекцию над рабочим столом, а второй лучше носить всегда с собой.

Какой рисунок выбрать, зависит от особенностей вашего воображения. Возможно, вам подойдет образ правильного шестиугольника, в углах которого расположатся первые шесть блоков алгоритма, а в центре – седьмой. Это вполне могут быть этажи здания, пирамида, матрешка – все что угодно, лишь бы вам было легче запомнить блоки, а затем каждый раз при чтении «наполнять» их содержимым.

Постарайтесь регулярно представлять себе свой рисунок. Важно, чтобы, закрыв глаза, вы ясно видели алгоритм. Если вы будете представлять его, то постепенно нарисованный образ сотрется, но сама привычка выделять в тексте нужную информацию закрепится. А этого мы и добиваемся.

Упражнение 2. Читаем по интегральному алгоритму

Итак, вы усвоили алгоритм. А это значит, что ваш мозг формирует другую программу чтения, последовательность умственных операций. Задача чтения приобретает абсолютно понятные очертания: найти в тексте ответы на все вопросы, содержащиеся в блоках интегрального алгоритма. После многократных тренировок такого чтения вы с удивлением для себя обнаружите, что нужные факты, даты, имена всплывают в памяти сами собой.

При этом еще легче становится борьба с регрессиями. Ведь если мы читаем по алгоритму, то уверены, что усвоим нужную информацию даже после одного прочтения. Количество возвратных движений глаз уменьшается, а постепенно вовсе сходит на нет. В этот период обучения нужно зафиксировать второе правило быстрого чтения – читать по алгоритму любой текст.

Как это делать практически? Перед тем, как взяться за текст, нужно визуально представить себе все блоки интегрального алгоритма. В первую очередь – название, автор, выходные данные источника. «Заполнив» эти блоки, начинаем читать. В процессе выясняем, о какой проблеме идет речь в тексте, и «складываем» эти данные в четвертую ячейку. Фактические данные «собираем» в пятой ячейке. На очереди – шестой блок, особенности излагаемого материала. Например, мы читаем рекламную статью о ноутбуке. Описание его принципиальных технических характеристик будет материалом для шестого блока. Здесь же нужно отметить критику, то есть ваше согласие или несогласие с автором – возможно, вы считаете, что такие же технические характеристики имеет и другой ноутбук. А после прочтения остается проанализировать, что нового вы узнали из текста, что можете применить на практике? И заполнить последний, седьмой блок.

Казалось бы, вот и все. Но только не для скорочтения. Необходимо еще раз визуально представить себе алгоритм и понять, достаточна ли информация во всех блоках. Только после того, как мы убедились в этом, чтение можно считать законченным.

Подробное описание чтения по алгоритму показывает, почему быстро читающие еще и лучше усваивают прочитанное, чем читающие медленно.

Упражнение 3. Тренируемся

Чтобы тренироваться, регулярно в течение двух-трех недель делайте следующее.

Каждый день медленно читайте пару интересных статей в газете, при этом держа листок с рисунком алгоритма перед собой. В процессе «собирайте» информацию в ячейки. После завершения чтения закройте глаза и мысленно проверьте заполнение всех блоков алгоритма.

Каждый день читайте одну-две такие статьи как можно быстрее, на рисунок алгоритма не смотрите, но представляйте его. Перескажите содержание текста в соответствии с алгоритмом.

Из книги Брейнбилдинг [или Как накачивают свой мозг профессионалы] автора Комаров Евгений Иванович

Из книги Мудры. Все в одной книге. Исполни любое желание автора Левин Петр

Правило второе: созидательная цель Что значит – созидательная цель? Это значит – цель, которая не предполагает причинения вреда другим людям, ущемления их воли, насилия над ними и прочих недобрых умыслов.Предположим, в вашем окружении есть человек, препятствующий

Из книги Fuck It. Послать все на... или Парадоксальный путь к успеху и процветанию автора Паркин Джон

Из книги Правила. Законы достижения успеха автора Кэнфилд Джек

Из книги Все возрасты и секреты счастья автора Ефимов Георгий Михайлович

Из книги Как заниматься самообразованием автора Рубакин Николай Александрович

Из книги Новый Карнеги. Самые действенные приемы общения и подсознательного воздействия автора Спижевой Григорий

Из книги Скорочтение автора Быстров Геннадий

Из книги Приемы Дейла Карнеги и НЛП. Код вашего успеха автора Нарбут Алекс

Глава 3. Что и как читать? Газеты Сегодня невозможно понимать суть происходящих событий, если не читать газеты – неважно, в печатной или электронной форме. Неплохо читать в день два-три разных издания. Откуда же взять столько времени? – удивитесь вы. Да, если на чтение

Из книги Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее автора Камп Питер

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Скорость тренировочного чтения должна в три раза превышать скорость обычного чтения Основное правило тренировок заключается в том, что если вы хотите читать с определенной скоростью, то вам нужно выполнять тренировочное чтение приблизительно в три раза быстрее. Так,

Из книги Препятствия на пути преданного служения автора Госвами Сатсварупа Даса

Как читать больше книг Вы много тренируетесь во время этого курса, и точно так же, если вы хотите больше читать, вам нужно сделать это привычкой. В ближайшие две недели ежедневно или через день выделяйте время на чтение. Как я упоминал в одной из предыдущих глав, если вы

Из книги Учитесь говорить «нет» автора Альтушер Клаудия Азула

Из книги Техника одушевления предметов [Система навыков Дальнейшего ЭнергоИнформационного Развития] автора Верищагин Дмитрий Сергеевич
Статьи по теме