Директор департамента информации печати мид. Основные направления работы департамента информации и печати министерства иностранных дел рф. Департамент информации и печати, пресс-центр мид: функции и полномочия

В 1998 г. окончила МГИМО (У) МИД России, факультет международной информации по специальности журналист-международник. Владеет английским и китайским языками. Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посланника первого класса.

После окончания университета поступила на работу в систему МИД России. Являлась редактором ежемесячного издания «Дипломатический вестник». Исполняла обязанности начальника отдела оперативного мониторинга СМИ Департамента информации и печати. В 2005-2008 гг. - руководитель пресс-службы Постоянного представительства России при ООН в Нью-Йорке. В 2008-2011 гг. занимала различные должности в центральном аппарате Министерства. В 2011-2015 гг. - заместитель Директора Департамента информации и печати МИД России.

В августе 2015 года назначена Директором Департамента информации и печати МИД России.

Кандидат исторических наук.

Член Совета по внешней и оборонной политике России, входит в состав Коллегии МИД России.

г. Москва

Об утверждении Административного регламента

предоставления государственной услуги

по истребованию личных документов
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 47, ст. 4933; 2007, № 50, ст. 6285; 2008, № 18, ст. 2063), приказываем:

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент предоставления государственной услуги по истребованию личных документов.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации А.И.Денисова и первого заместителя Министра юстиции Российской Федерации А.Н.Савенкова.

Министр иностранных дел Министр юстиции

Российской Федерации Российской Федерации

С.В.Лавров А.В.Коновалов
Утвержден приказом МИД России и Минюста России

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

предоставления государственной услуги по истребованию личных документов

I.Общие положения
1. Административный регламент предоставления государственной услуги по истребованию личных документов (далее – Административный регламент) разработан в целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги, создания благоприятных условий для получателей государственной услуги, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов (далее – государственная услуга).

2. Государственную услугу на территории Российской Федерации предоставляет Министерство иностранных дел Российской Федерации (далее – МИД России),Министерство юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России), органы записи актов гражданского состояния.

Структурным подразделением МИД России, ответственным за предоставление государственной услуги является Консульский департамент МИД России (далее – Департамент МИД России). Территориальные органы МИД России – представительства МИД России на территории Российской Федерации (далее – территориальные органы) оказывают содействие в решении вопросов истребования документов.

Структурным подразделением Минюста России, ответственным за предоставление государственной услуги по истребованию документов является специально уполномоченный департамент Минюста России (далее – Департамент Минюста России). Территориальные органы Минюста России – управления Минюста России по субъектам Российской Федерации (далее – территориальные органы юстиции) и органы ЗАГС исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее – органы ЗАГС) оказывают содействие в решении вопросов истребования документов о регистрации актов гражданского состояния.

3. Государственную услугу на территории иностранных государств предоставляют консульские учреждения Российской Федерации и дипломатические представительства Российской Федерации, в составе которых могут создаваться консульские отделы (далее – загранучреждения).

4. В процессе предоставления государственной услуги МИД России и Минюст России взаимодействуют с Федеральным архивным агентством, Главным информационно-аналитическим центром МВД России и органами ЗАГС исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

5. Настоящий Административный регламент не применяется в случаях, когда:

а) иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие за границей, истребуют документы из Российской Федерации через аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства или консульские учреждения страны своего гражданства (подданства) или проживания;

б) уполномоченные органы иностранных государств для официальных целей истребуют из Российской Федерации документы, касающиеся обеспечения прав и законных интересов проживающих за границей российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства через свои дипломатические представительства или консульские учреждения, аккредитованные в Российской Федерации.

6. Государственная услуга по истребованию личных документов предоставляется в соответствии с:

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1976 г. «Об утверждении Консульского устава СССР» (далее – Консульский устав СССР 1976 года) (Ведомости Верховного Совета СССР, 1976, № 27, ст. 404);

Законом СССР от 24 июня 1991 г. № 2261-1 «О порядке вывоза, пересылки и истребования личных документов советских и иностранных граждан и лиц без гражданства из СССР за границу» (Ведомости Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик, 1991, N 27, ст. 784);

Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 2) (далее – Налоговый кодекс) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3341; 2004, № 45, ст.4377; 2005, № 1 (часть I), ст. 29, ст. 30; № 30 (часть I), ст. 3117; № 50, ст. 5246; 2007, № 49 (часть I), ст. 6041, ст. 6045, ст. 6046);

Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823);

Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 47, ст. 5340; 2006, № 31 (часть I), ст. 3420) (далее – Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ);

Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 865 "Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2880; 2005, № 19, ст. 1782; № 43, ст. 4371; 2007, № 5, ст. 637; № 38, ст. 4511);

Указом Президента Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 1330 «Об утверждении Положения о Консульском учреждении Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 45, ст.5509);

Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 г.
№ 1497 «Об утверждении Положения о Посольстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 45, ст. 5090);

Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г.
№ 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 42,
ст. 4108; 2007, № 20, ст. 2390);

приказом МИД России от 11 марта 2002 г. № 2792 «Об утверждении Положения о Представительстве Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации», (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 апреля 2002 г., регистрационный № 3405) (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, № 19), в редакции приказа МИД России от 10 июля 2006 г. № 9454 «О внесении изменений в приказ Министерства иностранных дел Российской Федерации от 11 марта 2002 г. № 2792 «Об утверждении Положения о Представительстве Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации», (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 августа 2006 г., регистрационный № 8146) (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2006, № 34);

приказом Минюста России от 25 июля 2008 г. № 151
«Об утверждении Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 июля 2008 г., регистрационный № 12028) (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2008, № 33);

приказом Минюста России от 24 декабря 2007 г. № 249 «Об утверждении Методических рекомендаций об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи»;

приказом Минкультуры России от 23 октября 2007 г. № 1295 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным архивным агентством государственной услуги по организации исполнения поступивших из-за рубежа запросов российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, связанных с реализацией их законных прав и свобод» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 декабря 2007 г., регистрационный № 10649) (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2008, № 2).

7. Конечным результатом предоставления государственной услуги является направление заявителю истребованного документа или информации об отсутствии запрашиваемых сведений.

8. Получателями государственной услуги являются российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых истребуются документы; иные лица в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ право на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния 1 ; а также лица, обладающие правом на получение таких сведений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (далее – заявители).
II. Требования к порядку предоставления государственной услуги

Порядок информирования о правилах предоставления

государственной услуги
9. Почтовый адрес Департамента МИД России:

119200, г. Москва, 1-ый Неопалимовский пер., д. 12.

График работы:

Контактные телефоны: 241-32-78, 244-39-70

Телефон для справок: 244-45-81

Адрес электронной почты: text @ dks . ru

Официальный сайт МИД России: www . mid . ru
10. Почтовый адрес Департамента Минюста России:

119049, ГСП-1, Москва, ул. Житная, д. 14.

График работы:

понедельник-четверг с 09.00 до 18.00, перерыв с 12.00 до 14.00

пятница с 09.00 до 17.45, перерыв с 12.00 до 14.00

Суббота, Воскресенье – выходной.

Контактные телефоны: 955-59-98, 230-42-83

Телефон для справок: 955-59-99

Адрес электронной почты: ozags @ bk . ru

Официальный сайт Минюста России: www . minjust . ru
11. Информация о территориальных органах, оказывающих содействие в решении вопросов истребования документов, с указанием их адресов, контактных телефонов и адресов электронной почты представлена в приложении № 1 к Административному регламенту, а также на официальном сайте МИД России www . mid . ru в разделе «Представительства МИД России в субъектах Федерации». Информация о графике работы территориальных органов размещена на их сайтах.

12. Информация о территориальных органах юстиции и органах ЗАГС, оказывающих содействие в решении вопросов истребования документов о регистрации актов гражданского состояния, с указанием их адресов, контактных телефонов и адресов электронной почты представлена в приложении № 2 к Административному регламенту, а также на официальном сайте Минюста России www . minjust . ru . Информация о графике работы территориальных органов юстиции и органов ЗАГС размещена на их сайтах.

13. Информация о загранучреждениях (с указанием их адресов, контактных телефонов и официальных сайтов), предоставляющих государственную услугу за пределами Российской Федерации, представлена на официальном сайте МИД России www . mid . ru в разделе «Дипломатические и консульские представительства России за рубежом».

14. Информация по вопросам предоставления государственной услуги может быть предоставлена заявителям:

по телефону;

по письменному обращению;

при личном обращении граждан в территориальные органы,в территориальные органы юстиции, органы ЗАГСили загранучреждения;

на официальных сайтах МИД России,Минюста России, территориальных органов юстиции и загранучреждений.

15. По телефону должностные лица Департамента МИД России, Департамента Минюста России,территориального органа, в том числе юстиции, органа ЗАГС и загранучреждения предоставляют исчерпывающую информацию по вопросам заявителей относительно предоставления государственной услуги. Разговор по телефону не должен продолжаться более 10 минут.

16. По письменным обращениям по вопросам предоставления государственной услуги ответ направляется в течение 30 календарных дней со дня регистрации обращения, по почте в адрес заявителя.

17. Прием граждан осуществляется должностными лицами территориальных органов, в том числе юстиции, органов ЗАГС и загранучреждений. При личном приеме время консультации, как правило, не должно превышать 20 минут.

18. На официальном сайте МИД России www . mid . ru в разделе «Консульские вопросы» в подразделе «Консульское обслуживание в Консульском департаменте МИД России» в папке «Истребование документов» размещена информация о порядке предоставления государственной услуги на территории Российской Федерации, перечень и образцы необходимых документов, а в файле «Образцы бланков платежных документов» - образец заполнения квитанции об оплате государственной пошлины за истребование документов.

19. На официальном сайте Минюста России www . minjust . ru в разделе «Деятельность Министерства» в подразделе «Международное сотрудничество» размещена информация о порядке предоставления государственной услуги по истребованию документов о регистрации актов гражданского состояния, перечень и образцы необходимых документов, а также информационные письма Минюста России, касающиеся предоставления государственной услуги.

20. На информационных стендах или в помещениях загранучреждений, где осуществляется прием граждан, размещается информация о предоставлении государственной услуги на территории иностранных государств, в том числе о порядке предоставления государственной услуги, перечень и образцы необходимых документов, а также информация о размере консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов (далее – консульский и иной сбор), взимаемых за предоставление государственной услуги на территории иностранных государств и способе оплаты.

На информационных стендах или в помещениях органов ЗАГС, где осуществляется прием граждан, размещается информация о предоставлении государственной услуги на территории Российской Федерации, в том числе о порядке предоставления государственной услуги, перечень и образцы необходимых документов, а также информация о размере государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственной услуги на территории Российской Федерации и способе оплаты.
Сроки предоставления государственной услуги

Правительство РФ, Президент России В.В.Путин придают важное значение работе по информированию мировой общественности, доведению до нее объективной и точной информации о позициях России по основным международным проблемам, ее внешнеполитических инициативах и действиях, а также о достижениях российской культуры, науки, интеллектуального творчества. На передний план выдвигается задача формирования за рубежом позитивного восприятия России, дружественного отношения к ней.
Неотъемлемым элементом соответствующей работы должны стать целенаправленные усилия по широкому разъяснению за рубежом сути внутренней политики России, происходящих в стране политических и экономических процессов.
Задача аргументации внешнеполитического курса, разъяснения практических шагов государства относится к области не только внешней, но и внутренней политики, так как многие их составляющие в современном мире тесно переплетены и взаимосвязаны.
Значительную роль во всей этой многогранной работе играет информационная служба Министерства иностранных дел РФ (МИД). Она носит название Департамент информации и печати (ДИП) МИД РФ.
Департамент информации и печати является структурным функциональным подразделением центрального аппарата Министерства иностранных дел России.
В ряд основных задач, возложенных на ДИП, входит:
- участие в разработке и осуществлении мероприятий по информационному обеспечению внешней политики Российской Федерации, широкому информированию о ней отечественной и зарубежной общественности, формированию правильного понимания сути и целей инициатив и конкретных акций на международной арене;
- проработка международных информационных проблем и обеспечение участия Российской Федерации в международных организациях и форумах по информационной тематике;
- участие в межведомственной координации международного сотрудничества в информационной сфере;
- аккредитация корреспондентов иностранных СМИ в России и оказание им содействия в профессиональной деятельности.
ДИП распространяет официальную информацию по вопросам, касающимся внешней политики России, проводит пресс-конференции и брифинги, содействует организации выступлений высоких российских представителей в Пресс-центре МИД, участвует в информационном обеспечении государственных визитов в Россию, а также визитов за границу на высшем и высоком уровне государственных должностных лиц и делегаций Российской Федерации, проводит консультации на двусторонней и многосторонней основе с зарубежными партнерами, участвует в подготовке международных договоров и соглашений по вопросам, касающимся информационной сферы, выпускает «Информационный бюллетень» МИД России, журнал «Дипломатический вестник», обеспечивает информационное наполнение Web-сайта Министерства в Интернете.
Структура Департамента информации и печати МИД России.
Одно из основных звеньев деятельности Департамента - Отдел оперативной информации. В его функцию входит своевременное доведение до российской и зарубежной общественности, политических кругов, отечественных и зарубежных СМИ официальной позиции России по текущим международным проблемам. Это осуществляется как путем рассылки сообщений для печати в соответствующие СМИ (так называемый заочный метод), так и в ходе непосредственного общения с представителями СМИ по телефону или во время брифингов официального представителя МИД, которым является директор Департамента, или уполномоченного им лица.
За год ДИП передает в средства массовой информации порядка двух тысяч инициативных информационных материалов.
Отдел средств массовой информации обеспечивает прямую и обратную связь Министерства со средствами массовой информации. В отличие от Отдела оперативной информации упор здесь сделан не на моментальном реагировании и не на распространении официальной информации, а на мерах планового, долгосрочного характера. Речь идет, главным образом, об организации интервью руководства Министерства российским и зарубежным СМИ, пресс- освещении проводимых МИД мероприятий.
Координацией всех вопросов международного сотрудничества в области информации по линии ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО, Совета Европы занимается Отдел международных информационных проблем. Отдел обеспечивает участие России в международных организациях и форумах по информпроблемам, в том числе в выработке международных стандартов в области СМИ и информационных свобод; содействует внедрению этих стандартов в российское законодательство, включая:
- проведение экспертных оценок проектов нормативных актов;
- получение внешнего содействия в развитии отечественного телевидения, радио, кинематографа;
- обеспечение более широкого «включения» российских специалистов и технологий в международные информационные и коммуникационные проекты;
- обобщение и анализ информации о международных информационных процессах, подходах различных государств к проблемам информации, свободам слова и ответственности СМИ и журналистов. В этой деятельности ДИП МИД тесно сотрудничает с Министерством по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Министерством культуры, Министерством связи, Роспатентом, Союзом журналистов России, рядом других ведомств и профессиональных организаций журналистов.
Значительная часть работы по информационному обеспечению внешнеполитического курса России внутри страны и на международной арене проводится на базе Пресс-центра. Его деятельность осуществляется по следующим направлениям: информационное обеспечение визитов в Россию на высшем и высоком уровне, организация и техническое обеспечение регулярных брифингов и пресс-конференций для российских и зарубежных СМИ по актуальным вопросам внешней политики России.
Важной составной частью деятельности Пресс-центра является поддержание тесных контактов с зарубежными корреспондентами, аккредитованными в России. Работа с иностранными корреспондентами включает в себя оказание визовой поддержки иностранным журналистам, их аккредитацию при МИД России (необходима для осуществления инкорами профессиональной деятельности на российской территории), содействие в решении практических вопросов пребывания, помощь в доступе к источникам информации.
При Пресс-центре МИД России аккредитовано более полутора тысяч иностранных корреспондентов и техсотрудников, представляющих 707 средств массовой информации из 84 стран.
Деятельность ДИП на направлении информационного сотрудничества со странами СНГ оформилась как самостоятельный участок работы не так давно. Основное внимание сосредоточено на проблемах развития двусторонних связей в этой сфере, формирования информационного пространства СНГ в соответствии с решением Советов глав государств и глав правительств СНГ.
Печатные и электронные издания ДИП МИД РФ
1. Web-сайт МИД России. С появлением Интернета возможности информационного обеспечения внешней политики государств существенно возрастают.
Содержательную основу сайта составляют, прежде всего, выступления Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Министра иностранных дел и других официальных лиц Российской Федерации, заявления и сообщения МИД России, нормативные акты федеральных органов исполнительной и законодательной власти по внешнеполитическим и внешнеэкономическим вопросам. Сайт содержит тексты основополагающих документов по внутренней и внешней политике России, программные выступления российских делегаций на международных форумах, тексты межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений, справочно-информационные материалы о деятельности России в международных и региональных организациях, на двустороннем уровне, информацию по консульским вопросам, другие материалы.
На нынешнем этапе на сайт выставляется информация на русском языке с постепенным наращиванием объема материалов на английском, французском, испанском языках.
В разделах сайта, раскрывающих положение дел в развитии двусторонних отношений с зарубежными государствами помещена информация об основных вехах истории этих отношений, а также о специфических особенностях конкретных стран. Здесь же - материалы о наиболее знаковых встречах, носивших исторический характер, и их итогах, действующей договорно-правовой базе, а также о внедренных и успешно работающих совместных проектах, о наших подходах и предложениях по углублению сотрудничества в различных сферах, об опыте регионального взаимодействия и т.д.
2. «Дипломатический вестник» МИД России - официальный орган российского внешнеполитического ведомства. Под нынешним названием журнал ежемесячно издается с января 1992 года. До этого он выходил под названием «Вестник Министерства иностранных дел СССР». Тираж - 2000 экземпляров.
«Дипломатический вестник» является, по существу, одним из наиболее полных российских источников официальной дипломатической и международной информации. На его страницах освещаются практически все аспекты внешнеполитической деятельности государства.
На страницах журнала довольно полно отражается участие России в работе международных организаций и в первую очередь ООН.
Вопросы текущей оперативной работы МИД (заявления МИД, хроника, назначения, награждения и т.п.) сгруппированы в рубрике «Дипломатическая служба».
В разделе «Пресс-центр» публикуются стенограммы пресс-конференций главы государства, руководителей МИД.
В журнале регулярно помещаются проблемные статьи, выступления российских послов, разнообразная информация, в том числе связанная с памятными датами, документы из архивов МИД, воспоминания видных дипломатов.
«Дипломатический вестник» направляется в Администрацию Президента и Аппарат Правительства, руководству и во все комитеты Совета Федерации и Государственной Думы, ассоциации и фонды, редакции газет и журналов, институты РАН, общественные организации, а также руководству и во все подразделения МИД, его загранучреждения, представительства МИД в регионах Российской Федерации.
«Дипломатический вестник» выставляется также на Web-сайте МИД России (www.mid.ru)
3. «Информационный бюллетень» МИД России. Бюллетень выпускается в 16.00 по рабочим дням. Его электронная версия выставляется на Web-сайте Министерства, распространяется среди российских и зарубежных СМИ, дипкорпуса в Москве, передается в российские загранучреждения.
Бюллетень выходит на русском языке, а также переводится на английский язык для направления в электронной версии в российские загранучреждения.
Задачи и практика деятельности пресс-служб российских представительств за рубежом. Информационно-разъяснительная работа российских представительств за рубежом становится одним из основных направлений в деятельности загранаппарата российской дипслужбы.
Практическая работа пресс-служб российских представительств за рубежом организуется пресс-атташе или советником по информации. На эту должность назначается дипломатический сотрудник загранучреждения МИД.
Советник по информации (пресс-атташе) оказывает содействие представителям российских средств массовой информации в стране пребывания, отвечает на вопросы журналистов, готовит и распространяет сообщения для печати и пресс-релизы, пишет статьи и письма редактору для публикации в местных СМИ, обеспечивает информационное освещение визитов российских делегаций, проводит брифинги и пресс-конференции, дает интервью иностранным и российским журналистам, выступает с лекциями в различных аудиториях в стране пребывания, ведет переписку с соответствующими организациями по вопросам, входящим в его компетенцию, поддерживает рабочие контакты с представителями средств массовой информации страны пребывания, включая вопросы их аккредитации в России, отслеживает рассмотрение запросов об аккредитации российских журналистов в стране пребывания, изучает местное законодательство, регламентирующее деятельность органов массовой информации страны пребывания и деятельность аккредитованных иностранных журналистов.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова роль Министерства иностранных дел РФ в создании имиджа России в мировом общественном мнении?
2. Какая служба МИД РФ осуществляет информационную деятельность?
3. Какова структура ДИП МИД РФ?
4. Какие периодические издания выпускает ДИП МИД РФ?
5. Откройте сайт mid.ru. Дайте характеристику сайту как информационному продукту.

Департамент информации и печати (ДИП) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации, ответственным за информационное обеспечение внешней политики Российской Федерации, проработку вопросов международного сотрудничества в сфере информации, информационно-пропагандистскую деятельность и информационное противоборство.

В структуру Департамента входят отделы, задачи и функции которых определяются по видам их деятельности. Структурными подразделениями департамента являются также Пресс-центр Министерства и Информационно-аналитический центр. Все перечисленные составляющие, в свою очередь, можно объединить в одно общее понятие - пресс-служба МИД РФ.

обозначим функции пресс-службы МИД РФ. Для того чтобы системно изложить направления деятельности подразделения, сгруппируем их по блокам.

1. Участие в реализации государственной политики: ?

разработка и осуществление конкретных мероприятий по информационному обеспечению внешнеполитического курса России; ?

распространение официальной информации и позиции МИД по вопросам российской внешней политики, передача соответствующих комментариев и разъяснений в СМИ;

координация информационно-разъяснительной деятельности российских загранучреждений МИД (РЗУ) и направление в них информационных материалов для осуществления данной работы; ?

участие в выработке позиций и подходов России к различным аспектам развития информационного сообщества, а также международного информационного сотрудничества; ?

проработка конкретных направлений сотрудничества Российской Федерации с международными организациями в области информационной политики и взаимодействия со СМИ.

2. Информационное обеспечение деятельности первых лиц государства и МИД РФ: ?

организация пресс-конференции и интервью Министра иностранных дел России, его заместителей и других представителей МИД РФ; ?

участие в информационном обеспечении встреч и контактов на высшем и высоком уровне, как в России, так и за рубежом; ?

составление информационных сводок международных событий и обзоров публикаций российской и иностранной прессы по внешнеполитической тематике; ?

обобщение и анализ информации зарубежных СМИ о внешней и внутренней политике России для информирования руководства Министерства и разработки предложений по проведению информационно- разъяснительной работы за рубежом.

3. Взаимодействие с журналистским сообществом: ?

проведение регулярных брифингов для российских и иностранных СМИ по текущим вопросам внешней политики и международных отношений; ?

оказание содействия в аккредитации корреспондентов иностранных СМИ; ?

организация в Пресс-центре МИД пресс-конференций, брифингов и презентаций с участием высших должностных лиц России, руководителей и представителей министерств, ведомств и субъектов Российской Федерации; ?

Информационное обеспечение участия России в международных форумах по вопросам работы СМИ.

4. Работа с текстами, сообщениями и информационными материалами:

Продвижение в российских и иностранных СМИ материалов, подготовленных в Министерстве иностранных дел РФ; ?

осуществление мониторинга сообщений и публикаций российских и иностранных СМИ; ?

обобщение и анализ информации об основных тенденциях в сфере развития международных информационных процессов, а также общепринятых стандартов в области информационных свобод; ?

осуществление обеспечения информационного наполнения web-сайта Министерства иностранных дел РФ.

В соответствии с ведомственной спецификой МИД России деятельность пресс-службы тесно связана не только с

взаимодействием с российскими и иностранными СМИ, но и со структурами Администрации Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Аппарата Правительства, других министерств и ведомств, общественными объединениями и организациями, соответствующими органами власти субъектов Российской Федерации, российскими дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, а также представительствами МИД на территории России.

Основными партнерами пресс-службы МИД РФ являются:

1. Информационные агентства: «РИА Новости», «ИТАР-ТАСС», «Интерфакс», «РБК», «Reuters», «Associated press»..

2. Телевизионные каналы: «Россия», «НТВ», «Первый канал», «ВВС», «CNN», «Deutsche Welle», «Russia Today».

3. Газеты: «Ведомости», «Время новостей», «Известия», Независимая газета», «Новая газета», «Российская газета», «Коммерсант», «The Independent», «The Times», «The Financial Times», «The Guardian», «The New York Times», The Washington Post».

4. Журналы: «Итоги», «The economist».

Эффективность работы пресс-службы МИД РФ достигается через высокий уровень взаимоотношений в духе открытого и доброжелательного сотрудничества. Так, например, иностранным журналистам оказывается всесторонняя поддержка не только по вопросам аккредитации при ДИП МИД РФ, но и предоставляется максимум насыщенной полезной и разнообразной информации о России, ее внутренней и внешней политике, экономике, культуре и традициях жизни российских народов. Пресс-службой МИД РФ регулярно проводятся пресс-туры по России, в ходе которых у представителей зарубежных СМИ появляется возможность комплексно проанализировать и оценить все стороны жизни нашей страны и ее населения.

Руководители Министерства ежедневно, а иногда и несколько раз в день проводят мероприятия с участием прессы, готовят статьи, дают интервью, участвуют в пресс-конференциях и брифингах, общаются с журналистами «по горячим следам» каких-либо событий или контактов со своими зарубежными коллегами. Такая открытость и оперативная готовность к общению руководства Министерства не только высоко ценится в журналистских кругах, но и дает возможность пресс-службе МИД РФ обозначить официальную, государственную точку зрения на те или иные проблемы международной жизни, широко пропагандировать российские внешнеполитические взгляды и действия, комментировать события.

Роль информационных технологий в осуществлении продуктивной работы пресс-службы МИД РФ в современный период является первостепенной, так как в десятки раз ускоряются процессы сбора, хранения, обработки и распределения информации, которой оперируют отделы пресс-службы. Например, сайт МИД РФ (http://www.mid.ru/) публикует подробные и глубокие комментарии (с переводом на ряд иностранных языков) по текущим вопросам российской внешней политики, как правило, спустя всего лишь час или два после произошедшего события. Помимо регулярно обновляющейся оперативной информации, сайт МИД РФ содержит большой массив данных по фундаментальным проблемам международной жизни.

Выше был отмечено, что одним из важных направлений работы ДМП МИД РФ является взаимодействие с иноcтранными журналистами, пребывающими на территории Российской Федерации. Данное направление деятельности ДНИ МИД РФ регулируется специальным постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1055 в редакции Постановлений Правительства РФ от 04.08.1999 Nu 899 и от 07.06.2002 № 392. Основной массив информации и правил регулирования взаимодействий с представителями иностранных СМИ содержится в приложении к данному постановлению. Текст приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. Ni> 1055 мы приведем полностью.

АККРЕДИТАЦИИ И ПРЕБЫВАНИЯ КОРРЕСПОНДЕНТОВ

ИНОСТРАННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Постановлений Правительства РФ

от 04.08.1999 № 899, от 07.06.2002 № 392)

I. Правовое положение и профессиональная деятельность аккредитованных в Российской Федерации иностранных корреспондентов, в том числе из стран СНГ, регулируются международными договорами Российской Федерации Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» и другими актами законодательства Российской Федерации, а также настоящими Правилами.

2) Открытие корреспондентских пунктов иностранных средств массовой информации в Российской Федерации осуществляется с разрешения Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее именуется - МИД Росси), если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

3) Аккредитация иностранных корреспондентов в Российской Федерации производится МИДом России в соответствии со статьями 48 и 55 Закона Российской Федерации

«О средствах массовой информации», если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

4. Обращение с просьбой об открытии корреспондентского пункта иностранного средства массовой информации направляется его руководством в МИД России непосредственно либо через дипломатическое представительство Российской Федерации в соответствующей стране. Обращение включает в себя письмо на официальном бланке средства массовой информации за подписью руководства данного средства массовой информации или дипломатическую ноту посольства соответствующей страны в Российской Федерации, сведения о средстве массовой информации, биографию, справку о журналистской деятельности корреспондента, две фотографии.

Кроме того, для российских граждан при обращении в МИД России по этим вопросам требуется представление справки о постановке на учет в территориальных органах Госналогслужбы России. 5.

Решение об открытии корреспондентского пункта иностранного средства массовой информации принимается МИДом России в сроки, не превышающие двух месяцев со дня получения обращения, после чего выдается свидетельство об открытии корреспондентского пункта. 6.

В качестве корреспондентов иностранных средств массовой информации в Российской Федерации могут быть аккредитованы журналисты независимо от их гражданства, представители периодических печатных изданий, радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программ, иных форм периодического распространения массовой информации.

Обращение с просьбой об аккредитации корреспондента иностранного средства массовой информации направляется руководством иностранного средства массовой информации в МИД России в порядке, предусмотренном в пункте 4 настоящих Правил. 8.

Решение об аккредитации корреспондента иностранного средства массовой информации при МИДе России принимается в сроки, предусмотренные в пункте 5 настоящих Правил. 9.

9.. Аккредитованным корреспондентам выдается удостоверение иностранного корреспондента сроком действия до двух лет.

10. Членам семьи корреспондента выдается карточка на семьи корреспондента иностранного средства массовой информации на тот же срок.

11. В качестве специальных корреспондентов могут быть временно аккредитованы журналисты независимо от их гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию по заданию своих редакций для освещения отдельных мероприятий при визовой поддержке МИДа России. Журналисты, приехавшие в Российскую Федерацию при визовой поддержке любых других российских организаций, аккредитуются при МИДе России по запросу руководства этих организаций.

12. К категории специальных корреспондентов, временно аккредитованных при МИДе России, могут быть также отнесены журналисты, прибывшие в Россию для подмены в случае отпуска, болезни, командировок в другие страны иностранного корреспондента.

13) Специальным корреспондентам выдается карточка специального корреспондента на период до трех месяцев с возможным продлением до шести месяцев.

14) В качестве технических сотрудников корреспондентских пунктов иностранных средств массовой информации могут быть зарегистрированы лица независимо от их гражданства, работающие в корреспондентских пунктах в качестве продюсеров, редакторов, секретарей - переводчиком, специалистов по обслуживанию теле- и киноаппаратуры, средств связи. Лица, выполняющие в корреспондентских пунктах иные виды деятельности, относятся к обслуживающему персоналу и не подлежат регистрации в качестве технических сотрудников корреспондентского пункта.

15). Обращение с просьбой о регистрации технического сотрудника направляется в МИД России руководством иностранного средства массовой информации или аккредитованным при МИДе России корреспондентом иностранного агентства массовой информации по форме и в порядке, предусмотренным в пункте 4 настоящих Правил.

16. Решение о регистрации в МИДе России технического сотрудника принимается в сроки, не превышающие двух месяцев со дня получения обращения. 17.

Зарегистрированным техническим сотрудникам выдается удостоверение технического сотрудника корреспондентского пункта иностранного средства массовой информации сроком действия до двух лет. 18.

Руководство иностранного средства массовой информации не позднее чем за пятнадцать дней до истечения срока действия удостоверения корреспондента (технического сотрудника) обращается в МИД России с просьбой о продлении срока его действия. Продление срока действия удостоверения технического сотрудника осуществляется также по обращению аккредитованного при МИДе России корреспондента. 19.

В случае утери удостоверения корреспондент или технический сотрудник корреспондентского пункта обязан сообщить об этом в МИД России. Вопрос о выдаче дубликата рассматривается в течение двух недель. 20.

Аккредитованный корреспондент может быть переаккредитован на основании обращения руководства нового средства массовой информации. Решение о переаккредитации принимается в течение двух месяцев. 21.

Не могут быть аккредитованы в качестве корреспондентов и зарегистрированы в качестве технических сотрудников корреспондентских пунктов сотрудники иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, аппаратов военных атташе, зарегистрированных в России представительств авиакомпаний, банков, торгово-промышленных и посреднических фирм, а также лица, являющиеся сотрудниками российских средств массовой информации. 22.

МИД России может прекратить аккредитацию (регистрацию) предложенных руководством иностранного средства массовой информации лиц, если имеет место нарушение ими законодательства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных статьей 48 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», а

также на основании статей 19 и 20 Международного пакта 0 гражданских и политических правах.

23. МИД России может предпринять ответные меры в и отношении корреспондентов средств массовой информации стран, где действуют ограничения в отношении российских журналистов.

24. По окончании своей деятельности в Российской Федерации аккредитованные иностранные журналисты сдают данные удостоверения в МИД России.

25. Въезд в Российскую Федерацию вновь назначенных корреспондентов (специальных корреспондентов, технических сотрудников) из числа иностранных граждан осуществляется по паспортам или заменяющим их документам при наличии въездной визы, выданной консульским учреждением Российской Федерации, если иной порядок не установлен международными договорами Российской Федерации консульские учреждения Российской Федерации выдают въездные визы в течение пяти рабочих дней лицам данной категории на условиях взаимности при наличии согласия МИДа России на их аккредитацию (регистрацию).

26. Аккредитованным корреспондентам и зарегистрированным техническим сотрудникам корреспондентских пунктов средств массовой информации стран, с которыми имеются соответствующие двусторонние соглашения, независимо от их постоянного места проживания, выдаются многократные выездные-въездные визы на один год, если не имеется других двусторонних договоренностей.

27. В случае временной замены основного корреспондента (на период отпуска, болезни, командировок в другие страны и т.п.) въездные визы заменяющим их лицам выдаются в порядке, предусмотренном пунктом 25 настоящих Правил.

20. По прибытии в Российскую Федерацию иностранный корреспондент, технический сотрудник, а также члены их семей в течение трех дней, исключая выходные и праздничные дни, обязаны зарегистрироваться в соответствии

органах Министерства внутренних дел Российской Федерации.

29. Аккредитованные в Российской Федерации корреспонденты иностранных средств массовой информации независимо от их гражданства обладают правами и обязанностями журналиста, предусмотренными международными договорами и законодательством Российской Федерации, а также настоящими Правилами. 30.

Аккредитованные корреспонденты имеют право насоздание на территории Российской Федерации профессиональной журналистской организации, действующей на основе утвержденного ее членами устава, положения которого не противоречат законодательству Российской Федерации. 31.

Аккредитованные при МИДе России представители иностранных средств массовой информации и члены их семей могут приглашать в качестве личных гостей граждан иностранных государств. Решение визовых вопросов и вопросов легализации их пребывания в Российской Федерации осуществляется через МИД России. 32.

Аккредитованные в Российской Федерации представители иностранных средств массовой информации - корреспонденты и иностранные сотрудники корреспондентских пунктов - в соответствии с таможенными правилами могут ввозить и вывозить для осуществления профессиональной деятельности офисное оборудование, компьютерную, радио- и телевизионную технику, профессиональную аудио-, видео-, кино- и фотоаппаратуру, запасные части и расходные материалы к указанному имуществу, информационные материалы на различных носителях, предметы бытового назначения, личные автомобили (не более одного на каждого корреспондента и иностранного сотрудника корреспондентского пункта) в течение всего срока их аккредитации в Российской Федерации с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов при условии вывоза указанного имущества с территории Российской Федерации по завершении срока аккредитации, (п. 32 в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.1999 № 899) 33.

Аккредитованные корреспонденты и технические сотрудники корреспондентских пунктов, а также члены их семей могут пользоваться услугами, предоставляемыми

соответствующими подразделениями МИДа России, осуществляющими обслуживание находящегося в России дипломатического корпуса.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

ДИП МИД РФ И ЗАГРАНПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ РФ

Департамент информации и печати (ДИП) является структурным подразделением центрального аппарата Ми­нистерства иностранных дел Российской Федерации, ответственным за информационное обеспечение внешней политики Российской Федерации, проработку вопросов международного сотрудничества в сфере информации, информационно-пропагандистскую деятельность и информа­ционное противоборство.

В структуру Департамента входят отделы, задачи и функции которых определяются по видам их деятельно­сти. Структурными подразделениями департамента являются также Пресс-центр Министерства и Информацион­но-аналитический центр. Все перечисленные составляю­щие, в свою очередь, можно объединить в одно общее понятие - пресс-служба МИД РФ.

обозначим функции пресс-службы МИД РФ. Для того чтобы системно изложить направления деятельности подразделения, сгруппируем их по блокам.

1. Участие в реализации государственной политики:

♦ разработка и осуществление конкретных мероприя­тий по информационному обеспечению внешнеполи­тического курса России;

♦ распространение официальной информации и позиции МИД по вопросам российской внешней полити­ки, передача соответствующих комментариев и
разъяснений в СМИ;

♦ координация информационно-разъяснительной дея­тельности российских загранучреждений МИД (РЗУ)
и направление в них информационных материалов для осуществления данной работы;

♦ участие в выработке позиций и подходов России к различным аспектам развития информационного со­общества, а также международного информационного сотрудничества;

♦ проработка конкретных направлений сотрудничества Российской Федерации с международными организа­циями в области информационной политики и взаимодействия со СМИ.

2. Информационное обеспечение деятельности первых
лиц государства и МИД РФ:

♦ организация пресс-конференции и интервью Мини­стра иностранных дел России, его заместителей и других представителей МИД РФ;

♦ участие в информационном обеспечении встреч и контактов на высшем и высоком уровне, как в Рос­сии, так и за рубежом;

♦ составление информационных сводок международных событий и обзоров публикаций российской и иностранной прессы по внешнеполитической тематике;

♦ обобщение и анализ информации зарубежных СМИ
о внешней и внутренней политике России для ин­формирования руководства Министерства и разра­ботки предложений по проведению информационно-
разъяснительной работы за рубежом.


3. Взаимодействие с журналистским сообществом:

♦ проведение регулярных брифингов для российских и иностранных СМИ по текущим вопросам внешней по­литики и международных отношений;

♦ оказание содействия в аккредитации корреспондентов иностранных СМИ;

♦ организация в Пресс-центре МИД пресс-конференций, брифингов и презентаций с участием высших должностных лиц России, руководителей и предста­вителей министерств, ведомств и субъектов Россий­ской Федерации;

♦ информационное обеспечение участия России в
международных форумах по вопросам работы СМИ.

4. Работа с текстами, сообщениями и информационными материалами:

♦ продвижение в российских и иностранных СМИ ма­териалов, подготовленных в Министерстве иностран­ных дел РФ;

♦ осуществление мониторинга сообщений и публика­ций российских и иностранных СМИ;

♦ обобщение и анализ информации об основных тенденциях в сфере развития международных информа­ционных процессов, а также общепринятых стандар­тов в области информационных свобод;

♦ осуществление обеспечения информационного наполнения web-сайта Министерства иностранных дел РФ.

В соответствии с ведомственной спецификой МИД России деятельность пресс-службы тесно связана не только с

взаимодействием с российскими и иностранными СМИ, но и со структурами Администрации Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Аппарата Правительства, других министерств и ведомств, общественными объединениями и организациями, соответствующими органами власти субъектов Российской Федерации, российскими дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, а также представительствами МИД на территории России.

Основными партнерами пресс-службы МИД РФ явля­ются:

1. Информационные агентства: «РИА Новости», «ИТАР-ТАСС», «Интерфакс», «РБК», «Reuters», «Associated press»..

2. Телевизионные каналы: «Россия», «НТВ», «Первый канал», «ВВС», «CNN», «Deutsche Welle», «Russia Today».

3. Газеты: «Ведомости», «Время новостей», «Известия», Независимая газета», «Новая газета», «Российская газета», «Коммерсант», «The Independent», «The Times», «The Financial Times», «The Guardian», «The New York Times», The Washington Post».

4. Журналы: «Итоги», «The economist».


Эффективность работы пресс-службы МИД РФ дости­гается через высокий уровень взаимоотношений в духе открытого и доброжелательного сотрудничества. Так, на­пример, иностранным журналистам оказывается всесто­ронняя поддержка не только по вопросам аккредитации при ДИП МИД РФ, но и предоставляется максимум насы­щенной полезной и разнообразной информации о России, ее внутренней и внешней политике, экономике, культуре и традициях жизни российских народов. Пресс-службой МИД РФ регулярно проводятся пресс-туры по России, в ходе которых у представителей зарубежных СМИ появ­ляется возможность комплексно проанализировать и оце­нить все стороны жизни нашей страны и ее населения.

Руководители Министерства ежедневно, а иногда и не­сколько раз в день проводят мероприятия с участием прес­сы, готовят статьи, дают интервью, участвуют в пресс-конференциях и брифингах, общаются с журналистами «по горячим следам» каких-либо событий или контактов со сво­ими зарубежными коллегами. Такая открытость и опера­тивная готовность к общению руководства Министерства не только высоко ценится в журналистских кругах, но и дает возможность пресс-службе МИД РФ обозначить офи­циальную, государственную точку зрения на те или иные проблемы международной жизни, широко пропагандиро­вать российские внешнеполитические взгляды и действия, комментировать события.

Роль информационных технологий в осуществлении про­дуктивной работы пресс-службы МИД РФ в современный
период является первостепенной, так как в десятки раз ускоряются процессы сбора, хранения, обработки и рас­пределения информации, которой оперируют отделы пресс-службы. Например, сайт МИД РФ (http://www.mid.ru/)
публикует подробные и глубокие комментарии (с перево­дом на ряд иностранных языков) по текущим вопросам рос­сийской внешней политики, как правило, спустя всего лишь час или два после произошедшего события. Помимо регу­лярно обновляющейся оперативной информации, сайт МИД РФ содержит большой массив данных по фундаменталь­ным проблемам международной жизни.


Выше был отмечено, что одним из важных направле­ний работы ДМП МИД РФ является взаимодействие с иноcтранными журналистами, пребывающими на территории Российской Федерации. Данное направление деятельности ДНИ МИД РФ регулируется специальным постановлени­ем Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1055 в редакции Постановлений Правительства РФ от 04.08.1999 Nu 899 и от 07.06.2002 № 392. Основной массив информации и правил регулирования взаимодействий с представителя­ми иностранных СМИ содержится в приложении к данно­му постановлению. Текст приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. Ni> 1055 мы приведем полностью.

Статьи по теме